Балерины. «У моей фамилии интересная история»

Итак, по порядку. «Привал кавалерии» довольно скучный имперский балет. Примерно в таком я представляю Матильду Кшесинскую. Банальный сюжет, пейзанки и пейзанцы, любовный треугольник (Мария-Петр-Тереза), бравые гусары проездом в городе, все нарядные, гип-гип-ура. Аплодисменты, и прима, такая вся красивая, томно опускает ресницы в реверансе, а из лож летят цветы. Анастасия Соболева, танцевавшая Марию, такая же пресная как и сюжет. Виктор Лебедев (Петр) тоже не отличался характером – девицы тянули его в разные стороны, а он, милый юноша, лишь томно опускал глаза долу. Единственное, я давно не помню такого статного танцовщика на сцене - высок, длиннющие ноги, вроде просматривается хорошая перспектива. Безусловно, они придерживались рисунка роли, но и без привязки к сюжету казались невыразительными. Пободрее была Кристина Махвиладзе в роли Терезы, а уж совсем хороши оказались гусары. Им удалась и пантомима, и сам танец, в котором были и удальство, и задор. Возможно, с другим составом это балет выглядел бы более насыщенным красками, но мы смотрели тот, что нам показывали. Насколько я понимаю, Лебедева и Соболеву позиционируют как танцевальную пару, и эта пара мне совершенно не нравится, на такой состав в будущем я вряд ли куплю билет.
«Класс-концерт» идет на абсолютно пустой сцене, из декораций только балетные станки в начале спектакля. Балет бессюжетный, на тему танцевальных классов в балетных училищах. Первыми на сцене появляются дети, прием банальный, но сдержаться от умиления невозможно, как и всегда, дети и животные в кадре затмевают все остальное. Потом у станка дети постарше, затем кордабалет театра, а затем солисты. Нарастает громкость и темп музыки, увеличивается сложность упражнений, поднимается уровень эндорфинов в крови, и вот под аплодисменты появляется Леонид, а затем летает над сценой Наташа, кажется, совершенно не заботясь о том, подхватят ли ее при приземлении сильные руки партнера. И весь зал охватывает такая радость, как в момент, когда счет на табло уже в нашу пользу, но вот одна, и еще одна шайба снова летят в ворота противников. Восторг. Прощаешь все, все помарки, лишь бы ЭТО никогда не заканчивалось. Удивительно, что может творить с человеком искусство. Сидишь в темном зале, а душа твоя так далеко, в таком раю. Ждала появления скандально известной Ученицы неординарного Учителя - не видела ее прежде. Воронцова не произвела на меня ожидаемого впечатления, хотя я и была готова к недотягиванию в технике, но уж харизмы, мне казалось, у нее должно было быть предостаточно. Увы, может она хороша в более лирических партиях, в натянутом как струна Класс-концерте ей драйва не хватало. Заезжий Фридман Фогель тоже не выделялся. Хорошист, но не отличник.
«Белая тьма» Начо Дуато совсем другой и о другом. В программке обозначен как «размышление на тему наркотиков». Поразительный по красоте и силе ощущения балет. Потрясающая музыка Карла Дженкинса (дома скачала Palladio) к креслу. То свет надежды, то тьма разрушения, и бесконечное одиночество. Такой сгусток энергии, мечущийся по сцене, что забываешь дышать и не чувствуешь рук. Ирина Перрен абсолютно органична, и даже Анжелина Воронцова, хоть и слега более корпулентна, чем следует для этой роли (да и для балерины в целом), нравится. Апофеоз балета – соло Леонида Сарафанова. Гениальный танцовщик. Хотя я и видела его Ромео, но именно после этого вечера одноактных балетов у него на одну поклонницу точно стало больше. Марат Шемиунов, запомнившийся тоже после того самого «Ромео и Джульеты» с Осиповой и Сарафановым, как и в прошлый раз, не потерялся на фоне именитых коллег. Экспрессии в нем хоть отбавляй, я почему-то вижу его в роли Вронского в «Анне Карениной». Прекрасная работа осветителей, клетки света, всепоглощающая тьма, и белый порошок (который на самом деле сахар, как сказал Марат Шемиунов после спектакля), сыплющийся с неба. Аплодисменты обрушиваются как ведро холодной воды, заставляя очнутся от этого жуткого, но удивительно гармоничного сна.
off top: уважаемые сообщники, посоветуйте, где посмотреть в Москве балет кроме Стаса и БТ? Если Балет Москва, то какой именно спектакль? Стоит ли идти на Балет Касаткиной и Васильева? Что там творит Кремлевский балет? Заранее спасибо!
P.s. ой, еще добавлю, что была в таком настроении, что впервые в жизни сходила на подсыр. Сарафанов классный и на сцене и за ее пределами! После даже полайкал наше совместное фото в инстаграме, где моя подружка его отметила)

Ирина Перрен и Петр Чернышов - одна из самых красивых пар на проекте «Болеро» . Зрители любят их за то, что в своем танце они демонстрируют самые разнообразные стороны любви, жюри - за технику и артистизм. «Вокруг ТВ» пообщался с балериной и узнал, чем она пожертвовала ради проекта, как проходила подготовка номеров и чем она еще занимается, кроме балета.

- Ирина, когда вы получили приглашение участвовать в «Болеро», легко согласились?

Приглашение я получила этим летом и сначала немного сомневалась, поэтому не дала однозначного ответа. Потом уехала на гастроли, после – отдыхать, но до меня снова дозвонились и убедили попробовать.

- Пришлось чем-то жертвовать ради проекта?

Пришлось жертвовать репертуаром. Я отказалась от нескольких спектаклей, потому что поняла, что не успеваю их репетировать, так как в «Болеро» номера готовить надо очень быстро, и на это уходит все время.

- Коллеги по театру поддержали ваше решение?

- Я участвую в этом проекте вместе с Верой Арбузовой – тоже балериной нашего театра, и мы очень поддерживаем и помогаем друг другу.

- С Петром Чернышовым сразу нашли общий язык?

Да, сразу, на первой же репетиции, хотя до этого ни разу с ним не общались, даже по телефону, ничего не обсуждали. Мне с ним танцевать очень удобно.

- Марат Шемиунов и Анастасия Заворотнюк вам помогают?

Да, Марат всегда рядом, помогает Пете освоить балетные поддержки, а Петя в свою очередь показывает ему поддержки, которые используются в фигурном катании. Мы обмениваемся опытом.

- Что было самым сложным при обучении фигуриста балету?

Я вообще люблю фигурное катание, смотрю его, когда есть возможность, и мне кажется, что в его основе лежит как раз балет – фигуры, поддержки. Но в отличие от нас у фигуристов скованны ноги, то есть верх у них очень подвижен, а вот ногам не хватает пластичности. Научить Петра преодолевать эту скованность и было самым сложным.

- А вообще много общего между спортом и балетом?

Конечно! В принципе про балет тоже можно сказать, что это спорт. Разница лишь в том, что мы не соревнуемся и не зарабатываем оценки, а показываем, на что способны, в театре на сцене. Но это так же тяжело – тренировки, травмы…

Вы признавались в своих интервью, что обращаете внимание только на критику ваших педагогов и людей, которых считаете профессионалами. В «Болеро» среди жюри есть люди, далекие от балета. К их критике прислушиваетесь?

Я не так много критики слышу в свой адрес на проекте. Почти все номера у нас были удачные. Но, конечно, интересно, как зритель реагирует на наши танцы, как их можно оценить со стороны. Такие независимые мнения всегда интересны, но я не отношусь к ним серьезно. У меня есть люди, к чьим оценкам я прислушиваюсь. В первую очередь – это мои педагоги. И мне этого достаточно.

- Как вы думаете, этот проект повысит интерес к балету у массового зрителя?

Конечно! Я надеюсь, что люди начнут чаще ходить в театры. Им захочется узнать и увидеть больше.

- Помните номер, который дался труднее всего?

Я не могу сказать, какой танец был самым сложным, потому что главная трудность заключается не в самих танцах, а в том, что за несколько дней нам приходится готовить сразу несколько номеров. Это трудно и морально, и физически. Очень непросто дался номер на тему мюзиклов, остальные же танцевать было приятно. Нам везет и с хореографами, и с музыкой, которую, кстати, чаще подбирают как раз они.

- Вы признавались, что в балет вас отдали родители. Вы сопротивлялись?

Нет, не сопротивлялась. Я занималась с 4-х до 9-ти лет гимнастикой, и когда родители предложили мне пойти в балет, мне наоборот было интересно попробовать что-то новое. Я к тому времени уже хорошо знала, что это такое, ходила в театры, но инициатива действительно исходила от родителей.

Я знаю, что вы увлекаетесь также фотографией, рисованием, а попробовать себя в роли телеведущей после проекта желания не возникло?

Не знаю… Сейчас у меня так много работы в театре, что я оттуда не выхожу практически. Мы готовим премьеру балета Начо Дуато «Спящая красавица». Кстати, он ставил нам два прекрасных номера, и я очень рада, что поработала с ним на проекте. Вообще «Болеро» изменило мое отношение к телевидению, меня затянуло, поэтому все возможно. А по поводу рисования… Да, я люблю рисовать, но опять не хватает времени…

У вашего мужа, я знаю, была персональная выставка. Может, и вы представите когда-нибудь свои работы широкому зрителю?

Да, Марат как-то находит время на все, поэтому сейчас как раз проходит его персональная выставка на Невском проспекте. Я бы тоже так хотела, но пока для выставки мне не хватает работ, а на работы – времени.

- Съемки проходили в Михайловском театре. Вы себя чувствовали хозяйкой там? Помогали родные стены?

Я не чувствовала себя хозяйкой, но находилась в привычной атмосфере, и это, конечно, помогало. В отличие от других участников я была дома. А вот сцена была непривычной: для проекта построили новую на месте партера, чтобы танцы лучше смотрелись в кадре. Кроме того, она была без поката – абсолютно прямой пол, а мы в балете привыкли танцевать немного под наклоном, но для фигуристов танцевать на неровной сцене было бы очень сложно.

- Ну и тогда последний вопрос: все-таки каблуки или пуанты? Классические или современные танцы вам ближе?

Я очень много танцую классического репертуара, почти все классические партии мною уже станцованы, но я гораздо свободнее чувствую себя в современном танце и могу там раскрыться по-новому.

Беседовала Юлия Шершакова

Что самое простое в работе над «Спящей красавицей» и что самое сложное?

Мне нравится, как Дуато показывает движения, это ведь очень важно, когда балетмейстер может красиво показать. Мне не так важны слова, комментарии, я в первую очередь ловлю какие-то ощущения от танца, и поэтому работать с ним просто. А сложности… Новые постановки - это всегда трудно, мы очень много времени проводим в репетиционных залах. Кроме того, в Петербурге в это время года вообще тяжело работать: очень мрачно.

По-моему, такая погода здесь шесть месяцев в году.

Ну нет, у нас бывают солнечные деньки!

А в «Спящей» будет солнечно? Спектакли Дуато фантастически красивы, но, как правило, довольно грустны.

«Спящая красавица» - необычный для Начо Дуато балет. Более классический стиль, более строгий - в пуантах, в пачках. Сюжет остается тот же, та же светлая сказка. Если честно, мне ближе его современные спектакли, когда он ставит более свободно. Но могу точно сказать, что это все равно будет балет Дуато - очень интересный, очень естественный и очень красивый.

У вас есть чувство, что вы работаете с большим хореографом?

Великим. Да, конечно. При этом Дуато дружелюбный и простой в общении человек. Он талантлив, но не выпячивает свой талант.

Его сильная сторона как хореографа - это ансамбли, движение масс. «Спящая красавица» - балет традиционно иерархический, выстроенный на балерину. В этой постановке вы чувствуете себя центром мира?

Нет (смеется), не чувствую. У Начо очень красивые массовые сцены, он замечательно разводит танцовщиков, создает настроение. Он никого не выделяет, работает со всеми солистами, и я тоже не хочу как-то себя выделять. Скоро моим сценическим партнером в «Спартаке» будет мальчик, который только в прошлом году выпустился из школы. Надо поддерживать молодые таланты.

Надеюсь, что скорее все-таки он поддерживает вас на сцене.

Да, и у него это неплохо получается. (Улыбается.)

Вам нравится ваша партия в «Спартаке»?

Да, очень. Конечно, хореография Георгия Ковтуна - это совсем другой стиль, но он мне нравится. Я танцевала премьеру, а однажды (в свой день рождения в прошлом году) даже умудрилась исполнить обе главные женские партии - Валерии и Сабины - в один вечер. Для меня классика всегда была немного сложнее, чем свободная хореография. Когда я танцую классику, то ощущаю, что работаю, а в более свободной хореографии чувствую, что танцую.

Не думали начать что-то сочинять?

Может быть, скоро начну. Сейчас я снимаюсь на Первом канале в телевизионном проекте «Болеро», который продюсирует Илья Авербух. Его идея - соединить классический балет и современный танец, а исполнителями выступают пары, составленные из балерин и фигуристов. Один из номеров мы поставили вместе с моим партнером Петром Чернышовым, пятикратным чемпионом США по танцам на льду.

Кончились репетиции, и у вас еще есть силы на то, чтобы куда-то пойти. Куда отправитесь?

В Эрмитаж, он недалеко. (Смеется.) На Вермера, на Анни Лейбовиц. В кино - мы с Маратом (Марат Шемиунов - муж Ирины и премьер Михайловского театра. - Прим. ред.) ходили на потрясающий фильм Вима Вендерса о Пине Бауш.

А что-то не связанное с балетом? Более обыденное?

Нет! У нас нет обыденной жизни. Свободного времени мало, наша жизнь- это театр.

Только Михайловский театр? А за его стенами?

Марат не только танцовщик, но и художник. Он устраивает выставки (например, сейчас выставка его графических работ «Художник» проходит в центре искусств «Невский, 8»), а я ему помогаю. Мы устраиваем в день открытия перформансы - театрализованные представления, основанные на взаимодействии с современными технологиями. Несколько раз делали спектакли с видеопроекциями. Этим многие занимаются, но нам хочется сделать что-то свое.

У вас бывают споры на работе?

У нас разный репетиционный подход, поэтому нам бывает сложно. Марат импульсивный человек, а я более спокойная в жизни и в работе. Разногласия возникают просто за счет того, что у нас разные подходы. В главном мы обычно согласны друг с другом, а в нюансах можем не совпадать.

Когда вы учились в Вагановском, о какой танцевальной карьере мечтали? Сбылась ли ваша мечта?

Я не помню, о чем мечтала, потому что в школе было очень тяжело. Мы только работали над собой, занимались, занимались и занимались. Я думаю, моя творческая жизнь сложилась куда лучше, чем я могла мечтать. Мне очень повезло, что я попала в этот театр, потому что чем дальше, тем интересней.

Интервью: Анна Гордеева
Фото: Alexey Onatsko

Под чарующую музыку Чайковского плывет на сцене белый лебедь - символ неувядающей красоты и великой любви. Одну из лучших ролей в Михайловском театре заслуженная артистка России Ирина Перрен посвятила людям, подарившим ей счастье материнства. В «Концерте счастливых родителей», состоявшемся 21 июня в Академической капелле Петербурга, вместе с ней и ее мужем, артистом театра Маратом Шемиуновым, на сцену вышли их коллеги, чьи дети тоже появились на свет в стенах . Чем же завоевал второй роддом такую любовь и признательность?

Доверие к врачам - залог успеха

Ожидание ребенка - самое волнующее время в жизни любой женщины. Новое положение наполняет ее душу счастьем, но и вселяет страх за здоровье будущего малыша. Для балерины, чья жизнь неотделима от творчества, это еще и беспокойство за собственную судьбу. Ирина Перрен, известная танцовщица, занятая в ведущих партиях балетов Михайловского театра и обладательница множества наград, вместе с не менее известным мужем и партнером Маратом Шемиуновым планировали ребенка и, как многие звезды, подумывали о загранице. Нужна была уверенность в том, что беременность и роды пройдут гладко и ничто не омрачит появления на свет долгожданного первенца, а Ирина сможет быстро вернуться на сцену. Но уже тогда артисты слышали много хорошего о роддоме на Фурштатской от своих коллег и друзей. Всё решил случай. Живя неподалеку от этого роддома, супруги пришли в женскую консультацию за советом, а получили неожиданное известие, что Ирина уже беременна.

Роддом поразил их своей теплой, совсем не больничной атмосферой, великолепным дизайном помещений и оснащением медицинских кабинетов. Но главное, что заставило забыть о заграничной клинике, - беседа с чутким и доброжелательным врачом женской консультации Варварой Кравченко. Она сумела быстро расположить к себе супружескую пару и внушила уверенность в том, что желанная беременность пройдет отлично.

Доктор мне понравилась сразу, у нас с ней никогда не было разногласий, любые проблемы решались быстро и спокойно, - вспоминает Ирина. - А эмоции пришлось отбросить в сторону, ведь передо мной стояла задача - родить здорового ребенка. И я полностью доверилась своему врачу.

Деловой подход к беременности практикует большинство пациенток роддома на Фурштатской. Как правило, это уже состоявшиеся в своей профессии женщины, которые пришли к материнству осознанно.

Абсолютное доверие к доктору и выполнение всех его советов - залог благополучной беременности и родов, - объясняет акушер-гинеколог женской консультации Варвара Кравченко.

Уход в декретный отпуск Ирина «отметила» блестящим выступлением на московском фестивале «Золотая маска» в партии Авроры из балета «Спящая красавица». Слушая и выполняя советы своего доктора, она отлично чувствовала себя во время беременности. И на шестом месяце Варвара Александровна разрешила ей посетить Японию, где вместе с мужем они проводили мастер-классы и отдыхали. Там супруги сумели осуществить свою давнюю мечту - совершили экскурсию на гору Фудзияма. Когда дочка подрастет, отец обещает рассказать ей о ее первом восхождении в животике у мамы.

Когда пробуждается чувство отцовства

Марат всегда был рядом с Ириной, сопровождая супругу на каждый прием врача.

Мне хотелось поддержать жену и как можно больше времени общаться со своей дочерью: трогать и ощущать ее. Это, наверное, одно из самых сильных чувств человека - осознавать, что твой ребенок - это часть тебя самого. Я очень хотел поскорей увидеть дочь.

С акушером-гинекологом Ксаной Михайловной Палей я познакомилась еще во время беременности, - вспоминает Ирина. - Мы с Маратом очень благодарны ей за тот труд и профессионализм, который помог появиться на свет нашей дочери. Огромное спасибо и ее ассистентке Татьяне Григорьевне, усилиями которой роды прошли почти безболезненно и благополучно для ребенка.

Ирина родила, как песню спела, - восхищается Ксана Палей. А это значит, что доктор был выбран правильно.

Долгожданная встреча заботливого отца с дочерью произошла точно в срок. Ева родилась крепким и здоровым ребенком. Восхищенный Марат посвятил ей очередную, пятую по счету выставку графических работ, в которых выразил переполнявшие его душу чувства. Теперь у ведущего танцовщика и художника две музы - жена и маленькая дочка. А Ирина уже через два месяца начала репетировать новую роль, созданную специально для нее, - главную партию в одноактном балете «Невидимое».

Возвращение на сцену

21 мая, когда Еве исполнилось пять с половиной месяцев, прима Михайловского театра станцевала партию в премьерном спектакле, сорвав гром аплодисментов. Отличное самочувствие и прекрасная физическая форма, с которой балерина вернулась на сцену, - в том числе, безусловная заслуга докторов женской консультации и родильного отделения роддома на Фурштатской.

Сейчас Ирина Перрен танцует ведущие партии и продолжает кормить дочку грудью. А Ева из крохотного младенца превратилась в румяную жизнерадостную девочку, которая уже успела слетать с родителями на гастроли в Челябинск. В июне она вместе с мамой и папой вышла на сцену, чтобы сказать спасибо врачам, которые помогли ей и многим детям артистов прославленных Михайловского и Мариинского театров появиться на свет.

Рождение чуда

Идея организовать «Концерт счастливых родителей» родилась именно у Ирины Перрен и Марата Шемиунова. Их коллеги охотно поддержали инициативу. И 21 июня на сцене Государственной Академической капеллы состоялся грандиозный спектакль. В нем участвовали солисты театра Елена Фирсова и Роман Петухов, которые в ноябре стали счастливыми родителями сына Александра. Свою лучшую партию станцевал ведущий солист Мариинского театра Валерий Смекалов, уже опытный отец, чья трехлетняя дочь Злата родилась в роддоме на Фурштатской. Два года назад в этой же клинике появилась на свет Милана - дочь премьера балетной труппы Мариинского театра Данилы Корсунцева и его супруги Ирины; они тоже подарили медикам свое искусство.

Дочке балерины и хореографа Михайловского театра Наталии Цыплаковой уже четыре года. Маруся вместе с мамой поздравила персонал роддома с их профессиональным праздником. А любимая жена одного из самых ярких танцоров Михайловского театра Александра Омара Екатерина сейчас только готовится стать мамой и наблюдается у Варвары Кравченко.

Профессии артистов балета и врачей роддома в чем-то схожи. И те и другие создают чудо. Одни - на сцене, другие - в родильных залах, помогая зародиться новой жизни - настоящему чуду природы.


Нина Башкирова