Чем ольга отличается от других девушек обломов. Характеристика ольги ильинской в романе "обломов" - описание образа и интересные факты. Как любовь меняет человека

/Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). Обломов. Роман И. А. Гончарова/

Третья замечательная личность, выведенная в романе г. Гончарова, — Ольга Сергеевна Ильинская — представляет тип будущей женщины, как сформируют ее впоследствии те идеи, которые в наше время стараются ввести в женское воспитание. В этой личности, привлекающей к себе невыразимою прелестию, но не поражающей никакими резко выдающимися достоинствами, особенно замечательны два свойства, бросающие оригинальный колорит на все ее действия, слова и движения. Эти два свойства редки в современных женщинах и потому особенно дороги в Ольге; они представлены в романе г. Гончарова с такою художественною верностию, что им трудно не верить, трудно принять Ольгу за невозможный идеал, созданный творческою фантазиею поэта. Естественность и присутствие сознания — вот что отличает Ольгу от обыкновенных женщин. Из этих двух качеств вытекают правдивость в словах и в поступках, отсутствие кокетства, стремление к развитию, уменье любить просто и серьезно, без хитростей и уловок, уменье жертвовать собою своему чувству настолько, насколько позволяют не законы этикета, а голос совести и рассудка. Первые два характера, оговоренные нами выше, представлены уже сложившимися, и г. Гончаров только объясняет их читателю, то есть показывает те условия, под влиянием которых они образовались; что же касается до характера Ольги, он формируется перед глазами читателя. Автор выводит ее сначала почти ребенком, девушкою, одаренною природным умом, пользовавшеюся при воспитании некоторою самостоятельностию, но не испытавшею никакого сильного чувства, никакого волнения, незнакомою с жизнию, не привыкшею наблюдать за собою, анализировать движения собственной души. В этот период жизни Ольги мы видим в ней богатую, но нетронутую природу; она не испорчена светом, не умеет притворяться, но не успела также развить в себе мыслительной силы, не успела выработать себе убеждения; она действует, повинуясь влечениям доброй души, но действует инстинктивно; она следует дружеским советам развитого человека, но не всегда подвергает эти советы критике, увлекается авторитетом и иногда мысленно ссылается на своих пансионских подруг. <...>

Опыт и спокойное размышление могли постепенно вывести Ольгу из этого периода инстинктивных влечений и поступков, врожденная любознательность могла повести ее к дальнейшему развитию путем чтения и серьезных занятий; но автор выбрал для нее другой, ускоренный путь. Ольга полюбила, душа ее взволновалась, она узнала жизнь, следя за движениями собственного чувства; необходимость понять состояние собственной души заставила ее многое передумать, и из этого ряда размышлений и психологических наблюдений она выработала самостоятельный взгляд на свою личность, на свои отношения к окружающим людям, на отношения между чувством и долгом, — словом, на жизнь в самом обширном смысле. Г. Гончаров изображением характера Ольги, анализом ее развития показал в полной силе образовательное влияние чувства. Он подмечает его возникновение, следит за его развитием и останавливается на каждом его видоизменении, чтобы изобразить то влияние, которое оказывает оно на весь образ мыслей обоих действующих лиц. Ольга полюбила нечаянно, без предварительного приготовления; она не создавала себе отвлеченного идеала, под который многие барышни стараются подводить знакомых мужчин, не мечтала о любви, хотя, конечно, знала о существовании этого чувства.

Она жила спокойно, не стараясь искусственно возбудить в себе любовь, не стараясь видеть героя будущего своего романа в каждом новом лице. Любовь пришла к ней нежданно-негаданно, как приходит всякое истинное чувство; чувство это незаметно прокралось к ней в душу и обратило на себя ее собственное внимание тогда, когда получило уже некоторое развитие. Когда она заметила его, она стала вдумываться и соразмерять с своею внутреннею мыслию слова и поступки. Эта минута, когда она отдала себе отчет в движениях собственной души, начинает собою новый период в ее развитии. Эту минуту переживает каждая женщина, и переворот, который совершается тогда во всем ее существе и начинает обличать в ней присутствие сдержанного чувства и сосредоточенной мысли, этот переворот особенно полно и художественно изображен в романе г. Гончарова. Для такой женщины, как Ольга, чувство не могло долго оставаться на степени инстинктивного влечения; стремление осмысливать в собственных глазах, объяснять себе все, что встречалось с нею в жизни, пробудилось тут с особенною силою: явилась цель для чувства, явилось и обсуживание любимой личности; этим обсуживанием определилась самая цель.

Ольга поняла, что она сильнее того человека, которого любит, и решилась возвысить его, вдохнуть ему энергию, дать ему силы для жизни. Осмысленное чувство сделалось в ее глазах долгом, и она с полным убеждением стала жертвовать этому долгу некоторыми внешними приличиями, за нарушение которых чистосердечно и несправедливо преследует подозрительный суд света. Ольга растет вместе с своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру, с каждою сценою грациозный образ девушки делается знакомее читателю, обрисовывается ярче и сильнее выступает из общего фона картины.

Мы достаточно определили характер Ольги, чтобы знать, что в ее отношениях к любимому человеку не могло быть кокетства: желание завлечь мужчину, сделать его своим обожателем, не испытывая к нему никакого чувства, казалось ей непростительным, недостойным честной женщины. В ее обращении с человеком, которого она впоследствии полюбила, господствовала сначала мягкая, естественная грация, никакое рассчитанное кокетство не могло подействовать сильнее этого неподдельного, безыскусственно простого обращения, но дело в том, что со стороны Ольги тут не было желания произвести то или другое впечатление. Женственность и грация, которые г. Гончаров умел вложить в ее слова и движения, составляют неотъемлемую принадлежность ее природы и потому особенно обаятельно действуют на читателя. Эта женственность, эта грация становится сильнее и обаятельнее по мере того, как чувство развивается в груди девушки; игривость, ребяческая беспечность сменяются в ее чертах выражением тихого, задумчивого, почти торжественного счастия.

Перед Ольгою открывается жизнь, мир мыслей и чувств, о которых она не имела понятия, и она идет вперед, доверчиво глядя на своего спутника, но в то же время всматриваясь с робкою любознательностию в те ощущения, которые толпятся в ее взволнованной душе. Чувство растет; оно делается потребностию, необходимым условием жизни, и между тем и тут, когда чувство доходит до пафоса, до "лунатизма любви", по выражению г. Гончарова, и тут Ольга не теряет сознания нравственного долга и умеет сохранить спокойный, разумный, критический взгляд на свои обязанности, на личность любимого человека, на свое положение и на действия свои в будущем. Самая сила чувства дает ей ясный взгляд на вещи и поддерживает в ней твердость. Дело в том, что чувство в такой чистой и возвышенной природе не нисходит на степень страсти, не помрачает рассудка, не ведет к таким поступкам, от которых впоследствии пришлось бы краснеть; подобное чувство не перестает быть сознательным, хотя порою оно бывает так сильно, что давит и грозит разрушить собою организм. Оно вселяет в душу девушки энергию, заставляет ее нарушить тот или другой закон этикета; но это же чувство не позволяет ей забыть действительного долга, охраняет ее от увлечения, внушает ей сознательное уважение к чистоте собственной личности, в которой заключаются залоги счастия для двух людей.

Ольга переживает между тем новую фазу развития: для нее наступает горестная минута разочарования, и испытываемые ею душевные страдания окончательно вырабатывают ее характер, придают ее мысли зрелость, сообщают ей жизненный опыт. В разочаровании часто бывает виноват сам разочаровывающийся. Человек, создающий себе фантастический мир, непременно, рано или поздно, столкнется с действительною жизнью и ушибется тем больнее, чем выше была та высота, на которую подняла его прихотливая мечта. Кто требует от жизни невозможного, тот должен обмануться в своих надеждах. Ольга не мечтала о невозможном счастии: ее надежды на будущее были просты, планы ее — осуществимы. Она полюбила человека честного, умного и развитого, но слабого, не привыкшего жить; она узнала его хорошие и дурные стороны и решилась употребить все усилия, чтобы согреть его тою энергиею, которую чувствовала в себе. Она думала, что сила любви оживит его, вселит в него стремление к деятельности и даст ему возможность приложить к делу способности, задремавшие от долгого бездействия.

Цель ее была высоконравственная; она была внушена ей истинным чувством. Она могла быть достигнута: не было никаких данных, чтобы сомневаться в успехе. Ольга приняла мгновенную вспышку чувства со стороны любимого ею человека за действительное пробуждение энергии; она увидела свою власть над ним и надеялась вести его вперед на пути самосовершенствования. Могла ли она не увлечься своею прекрасною целью, могла ли она не видеть впереди себя тихого разумного счастия? И вдруг она замечает, что возбужденная на миг энергия гаснет, что предпринятая ею борьба безнадежна, что обаятельная сила сонного спокойствия сильнее ее живительного влияния. Что было делать ей в подобном случае? Мнения, вероятно, разделятся. Кто любуется порывистою красотою бессознательного чувства, не думая о его последствиях, тот скажет: она должна была остаться верною первому движению сердца и отдать свою жизнь тому, кого однажды полюбила. Но кто видит в чувстве ручательство будущего счастия, тот взглянет на дело иначе: безнадежная любовь, бесполезная для себя и для любимого предмета, не имеет смысла в глазах такого человека; красота такого чувства не может извинить его неосмысленности.

Ольга должна была победить себя, разорвать это чувство, пока было еще время: она не имела права губить свою жизнь, приносить собою бесполезную жертву. Любовь становится незаконною тогда, когда ее не одобряет рассудок; заглушать голос рассудка значит давать волю страсти, животному инстинкту. Ольга не могла так поступить, и ей пришлось страдать, пока не выболело в ее душе обманутое чувство. Ее спасло в этом случае присутствие сознания, на которое мы уже указали выше. Борьба мысли с остатками чувства, подкрепляемого свежими воспоминаниями минувшего счастия, закалила душевные силы Ольги. В короткое время она перечувствовала и передумала столько, сколько не случается передумать и перечувствовать в течение многих лет спокойного существования. Она была окончательно приготовлена для жизни, и прошедшее, испытанное ею чувство и пережитые страдания дали ей способность понимать и ценить истинные достоинства человека; они дали ей силы любить так, как не могла она любить прежде. Внушить ей чувство могла только замечательная личность, и в этом чувстве уже для разочарования не было места; пора увлечения, пора лунатизма прошла невозвратно. Любовь не могла более незаметно прокрасться в душу, ускользая до времени от анализа ума. В новом чувстве Ольги все было определенно, ясно и твердо. Ольга жила прежде умом, и ум подвергал все своему анализу, предъявлял с каждым днем новые потребности, искал себе удовлетворения, пищи во всем, что ее окружало.

Затем развитие Ольги сделало еще только один шаг вперед. На этот шаг есть только беглое указание в романе г. Гончарова. То положение, к которому повел этот новый шаг, не очерчено. Дело в том, что Ольгу не могли удовлетворить вполне ни тихое семейное счастие, ни умственные и эстетические наслаждения. Наслаждения никогда не удовлетворяют сильной, богатой природы, неспособной заснуть и лишиться энергии: такая природа требует деятельности, труда с разумною целью, и только творчество способно до некоторой степени утишить это тоскливое стремление к чему-то высшему, незнакомому, — стремление, которого не удовлетворяет счастливая обстановка вседневной жизни. До этого состояния высшего развития достигла Ольга. Как удовлетворила она пробудившимся в ней потребностям, — этого не говорит нам автор. Но, признавая в женщине возможность и законность этих высших стремлений, он, очевидно, высказывает свой взгляд на ее назначение и на то, что называется в общежитии эмансипациею женщины. Вся жизнь и личность Ольги составляют живой протест против зависимости женщины. Протест этот, конечно, не составлял главной цели автора, потому что истинное творчество не навязывает себе практических целей; но чем естественнее возник этот протест, чем менее он был приготовлен, тем более в нем художественной истины, тем сильнее подействует он на общественное сознание.

Вот три главные характера "Обломова". Остальные группы личностей, составляющие фон картины и стоящие на втором плане, очерчены с изумительною отчетливостию. Видно, что автор для главного сюжета не пренебрегал мелочами и, рисуя картину русской жизни, с добросовестною любовью останавливался на каждой подробности. Вдова Пшеницына, Захар, Тарантьев, Мухояров, Анисья — все это живые люди, все это типы, которые встречал на своем веку каждый из нас. <...>

"Обломов", по всей вероятности, составит эпоху в истории русской литературы, он отражает в себе жизнь русского общества в известный период его развития. Имена Обломова, Штольца, Ольги сделаются нарицательными. Словом, как ни рассматривать "Обломова", в целом ли или в отдельных частях, по отношению ли его к современной жизни или по его абсолютному значению в области искусства, так или иначе, всегда должно будет сказать, что это вполне изящное, строго обдуманное и поэтически-прекрасное произведение. <...> Изображение чистого, сознательного чувства, определение его влияния на личность и поступки человека, воспроизведение господствующей болезни нашего времени, обломовщины, — вот главные мотивы романа. Ежели вспомнить притом, что всякое изящное произведение имеет образовательное влияние, ежели вспомнить, что истинно изящное произведение всегда нравственно, потому что верно и просто рисует действительную жизнь, тогда должно сознаться, что чтение книг, подобных "Обломову", должно составлять необходимое условие всякого рационального образования. Сверх того, для девиц может быть особенно полезно чтение этого романа 3 . Это чтение несравненно лучше отвлеченного трактата о женской добродетели уяснит им жизнь и обязанности женщины. Стоит только вдуматься в личность Ольги, проследить ее поступки, и, наверное, в голове прибавится не одна плодотворная мысль, в сердце заронится не одно теплое чувство. Итак, мы думаем, что "Обломова" должна прочесть каждая образованная русская женщина или девушка, как должна она прочесть все капитальные произведения нашей словесности.

Роман «Обломов» – главное произведение в творчестве . Роман создавался в течение нескольких лет, с 1847 по 1859 год. Его главным героем стал помещик . Образованный человек проводит жизнь, предавшись неге и полулени. Он не приспособлен к работе и, несмотря на имеющийся потенциал, не питает интереса ни к одному виду деятельности. Ольге Ильинской, чей характер оказывается полной противоположностью образу Обломова, автор отвел роль мотиватора главного действующего лица.

Роман демонстрирует развитие персонажа. Встретив Ольгу молодой девушкой, читатель наблюдает за ее становлением как личности, взрослением и сменой статуса. Постоянно стремящаяся к саморазвитию, амбициозная Ольга Сергеевна Ильинская пробуждает в Обломове любовь, которой не суждено иметь продолжения.

Биография и сюжет

Ольга Ильинская – привлекательная девушка, живущая в Санкт-Петербурге. Она позитивна, оптимистична и не склонна к манерности, традиционной для описываемой эпохи. Семья девушки благородна. Родители рано умерли, и ребенком героиня попала в дом тетки, Марьи Михайловны. Там ей дали воспитание, разрешали открыто выражать мнение. Самодостаточность Ольги объяснима и тем, что ее близким другом был . Девушка является поклонницей его взглядов и воплощает в жизнь идеи, которым благоволит приятель.


Образ Ольги не типичен для женщины 19 века. Ее характеристика исключает склонность к кокетству и жеманству, скрытности и алчности. Девушку мало волнуют приличия и чужое мнение. Общества Ильинской избегают поборники традиционного социального строя и этикета. Ольга образованна и рассудительна. Описывая характер, автор не уделяет внимания внешности, отмечая, что героине не хватает белизны кожи, румянца и утонченных очертаний. Грациозная и элегантная Ильинская из добродушного ребенка превращается в женщину, чье лицо теряет беззаботное выражение и обретает тягостную задумчивость.

Чувства, которые пробудила Ольга в сердце Обломова, облагородили героя и позволили начать новый этап жизни. Герой оказался не в силах соответствовать девушке, и им пришлось разорвать отношения. Расставание подкосило обоих. Илья Обломов слег в горячке, а Ольга Ильинская уехала в Париж, залечить разбитое сердце. Полгода, проведенные во Франции, она поддерживала тесную связь со Штольцем и пришла в себя. Приняв предложение руки и сердца от друга Обломова, Ольга вышла за него замуж.


Сочетая простоту и естественность, Ольга Ильинская отличалась от представительниц прекрасного пола в Петербурге. , которая заняла мысли Обломова после отъезда Ольги, не отличалась широтой взглядов или возвышенными идеалами. Ее простота и стремление вести привычный образ жизни заставили героя задуматься о том, что схожесть дает основания для появления чувств.

Личностный рост Ольги, описанный на страницах произведения, происходит быстрыми темпами. Это покорило Обломова. Позднее, поняв, что не готов к такому ритму жизни и имеет другие идеалы, герой отказался от попыток быть наравне с Ильинской. История любви не состоялась.


В сравнение с Ольгой Пшеницына выглядит скромно. Ее главными заботами оказывается ведение хозяйства и поиск возможностей угодить Обломову. Для нее он выступает в роли Ильинской, поэтому ленивому помещику кажется, что брак с Пшеницыной – удачный вариант развития событий.

Привыкшие к домашней жизни, щедрым застольям, тихой текучести времени, Обломов и Пшеницына довольствуются тем, что им преподносит судьба. В то же время Ильинская и Штольц привыкли творить свою жизнь вопреки обстоятельствам. План перевоспитания Обломова, который разработала Ильинская, никогда бы не пришел в голову Пшеницыной, считавшей, что супруг – идеальный мужчина. Чувства, которые Ольга приняла за любовь, скорее были удовольствием от результатов, демонстрируемых Ильей. Главное предназначение Ольги заключается в постоянном поиске себя и самосовершенствовании, что невозможно рядом с Обломовым.

Актрисы

Роман «Обломов» был экранизирован. Аудитории запомнились две киноленты, достойные разбора и отличившиеся интересными актерскими работами. В 1966 году на экраны вышел сериал, созданный итальянскими постановщиками. Роль Ольги исполнила Джулиана Лоджодиче, а в образе Обломова выступил Альберто Лионелло.


Советский зритель смог оценить режиссерскую интерпретацию в 1979 году. Художественный фильм «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» был воспринят тепло и доброжелательно. Критики отмечали игру , воплотившей на экране Ильинскую.


Кроткая и утонченная актриса достоверно изобразила черты, которые описывал автор в романе. Внешность актрисы изящно дополнила создаваемый ею образ. Роль принесла исполнительнице большой успех в кинематографе. В дуэте с Елена Соловей представила неповторимый тандем незаурядной личности и ее подопечного.

Литературоведы ищут прообраз Ольги Ильинской, отмечая ее сходство с главной героиней романа « ». напоминает Ильинскую. Писатели характеризуют девушек как простых персонажей, не испытывающих интереса к светской жизни современного общества. В работе над образом Гончаров пошел дальше , изобразив женщину, привлекающую природной красотой и серьезными запросами. Ольге не достаточно быть счастливой дамой, она чувствует необходимость проявления характера.


Ильинская входит в число классических женских образов русской литературы. Ольга представляет собой аутентичную героиню, цельную натуру, которой не находится равных.

Цитаты

Автор вкладывает в уста главной героини слова, которые ожидает услышать от публики. Середина 19 века была смутным временем, когда особам, подобным Обломову, не было счета. Мало кто хотел выйти из зоны комфорта, чтобы взяться за решительные действия, и в образе женщины писатель дает сильнейшую мотивацию Обломову и таким как он. Женское начало является собирательным образом достигаемой высоты:

«Я цель твоя, говоришь ты и идешь к ней так робко, медленно; а тебе еще далеко идти; ты должен стать выше меня. Я жду этого от тебя!» – говорит Обломову Ольга.

Несмотря на рассудительность, Ольге не чужды сердечные порывы:

«У сердца, когда оно любит, есть свой ум... оно знает, чего хочет, и знает наперед, что будет»

Так объясняет девушка, не понимающая до конца, что, сама того не желая, она подменила любовь азартом. В глубине души Ольга понимает, что испытываемые чувства не имеют шанса:

«Да, на словах вы казните себя, бросаетесь в пропасть, отдаете полжизни, а там придет сомнение, бессонная ночь: как вы становитесь нежны к себе, осторожны, заботливы, как далеко видите вперед!..»

Девушка видит, кем является Обломов и понимает, что он никогда не решится на серьезный поступок и не изменит своей сущности.

Образ Ольги Ильинской в романе И.А. Гончарова "Обломов"

“Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию быть великим знатоком венского сердца”, - заметил один из наиболее проницательных русских критиков - Н. А. Добролюбов. Действительно, образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще.

“Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” - именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини. И уже в нем мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщи-не: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “В редкой девице, - подчеркивает автор, - встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.

Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу*, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. “Где она брала уроки жизни?” - с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью.

Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.

Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.

Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет “соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответ лишь дает несбыточные обещания или улыбается “как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой”.

Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей “миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” - решительно отвечает она Обломову.

Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него - деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее - безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер”, - с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? <...> Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” “Есть, - отвечает Илья. - Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.

Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”. С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.

“Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни, <...> живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали”, - писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


В романе И.А.Гончарова "Обломов" показаны только два основных женских образа, тоже противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской и образ Агафьи Пшеницыной. Их внешность так же противоположна, как и облики Анны Сергеевны и Катерины Сергеевны в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети". Ольга Сергеевна "не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза...

В сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной, живой и отчасти Насмешливой женщины», которая могла бы пробудить Илью к жизни, осветить его тусклое суще­ствование. Но Штольц «не предвидел, что он вно­сит фейерверк, Ольга и Обломов - и подавно». Любовь к Ольге изменила Илью Ильича. По просьбе Ольги он отказался от многих своих при­вычек: не лежал на диване, не переедал, ездил с...

С горьким упреком Обломов" (Ч. 1, гл. VIII). Отсюда ясно, что не выполняет герой и вторую важнейшую заповедь: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Матф., гл. 22, ст. 39). Гончаров создает роман трагической силы - о спасении человеческой души и ее гибели. Но трагедия духа сокрыта за драмой души и судьбы. Совершенно явно показывая в Обломове евангельские блаженства, Гончаров тем не менее не...

Среды у А.С. Пушкина образ слуги Савельича (“Капитанская дочка”) и слуги Антона (“Дубровский”), образы слуг в произведениях Н.В. Гоголя “Мёртвые души”, “Ревизор”, тургеневские крестьяне и бедные люди Ф.М. Достоевского, народная среда в произведениях Л.Н. Толстого и в русской демократической литературе 60-70-х годов. Писатель-реалист вполне согласился бы с утверждением Н.Г. Чернышевского о том, ...

Роман И.А. Гончарова «Обломов» раскрывает проблему социального общества тех времен. В этом произведении главные герои не смогли разобраться с собственными чувствами, лишив себя права на счастье. Об одной из таких героинь с несчастной судьбой и пойдет речь.

Образ и характеристика Ольги Ильинской с цитатами в романе «Обломов» помогут полностью раскрыть ее непростой характер и лучше понять эту женщину.

Внешность Ольги

Назвать юное создание красавицей представляется с трудом. Внешность девушки далека от идеалов и общепринятых стандартов.

«Ольга в строгом смысле не была красавица.…Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

Будучи маленького роста она умудрялась ходить словно царица, с гордо поднятой головой. В девушке чувствовалась порода, стать. Она не притворялась, пытаясь казаться лучше. Не кокетничала, не заискивала. Была максимально естественна в проявлении эмоций и чувств. Все в ней было настоящим, без капли фальши и лжи.

«В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка…никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!».

Семья

Воспитанием Ольги занимались не родители, тетка, заменившая отца и мать. Мать девушка помнила по портрету, висевшему в гостиной. Об отце, с тех пор как он увез ее из имения в пятилетнем возрасте, она не имела сведений. Став сиротой, ребенок был предоставлен сам себе. Малышке не хватало поддержки, заботы, теплых слов. Тетке было не до нее. Она была слишком погружена в светскую жизнь, и до страданий племянницы ей не было никакого дела.

Образование

Несмотря на вечную занятость, тетушка смогла выделить время на образование подрастающей племянницы. Ольга была не из тех, кого кнутом заставляют садиться за уроки. Она всегда стремилась получать новые знания, постоянно развиваясь и двигаясь вперед в этом направлении. Книги были отдушиной, а музыка служила источником вдохновения. Помимо игры на фортепиано она прекрасно пела. Ее голос, несмотря на мягкость звучания, был силен.

« От этого чистого, сильного девического голоса, билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами…»

Характер

Как ни странно она любила уединение. Шумные компании, веселые посиделки с друзьями это не про Ольгу. Она не стремилась обрастать новыми знакомствами, раскрывая перед чужими людьми душу. Кто-то считал ее слишком умной, другие наоборот недалекой.

«Одни считали ее недалекой, так как не срывались с ее языка мудрые сентенции...»

Не отличавшаяся разговорчивостью, она предпочитала жить в своей ракушке. В том придуманном мирке, где было хорошо и спокойно. Внешнее спокойствие разительно отличалось от внутреннего состояния души. Девушка всегда четко знала, чего хочет от жизни и старалась реализовывать намеченные планы.

« Если у ней явится какое-нибудь намерение, так дело и закипит..»

Первая любовь или знакомство с Обломовым

Первая любовь пришла в 20 лет. Знакомство было запланированным. Штольц привел Обломова в дом Ольгиной тетушки. Услышав ангельский голосок Обломов, понял, что пропал. Чувство оказалось взаимным. С этого момента встречи стали постоянными. Молодые люди увлеклись друг другом и начали задумываться о совместной жизни.

Как любовь меняет человека

Любовь способна изменить любого человека. Ольга не стала исключением. У нее словно крылья за спиной выросли от охвативших чувств. Все в ней бурлило и кипело от желания перевернуть мир, изменив его, сделав лучше, чище. Избранник Ольги был другого поля ягода. Понять эмоции и амбиции возлюбленной слишком сложная задача. Ему было сложно противостоять этому вулкану страстей, сметающему все на своем пути. Он хотел видеть в ней тихую, спокойную женщину, полностью посвятившую себя дому, семье. Ольга наоборот хотела встряхнуть Илью, поменять его внутренний мир и привычный уклад жизни.

«Она мечтала, как “прикажет ему прочесть книги”, которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу – словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил».

Первое разочарование

Время шло, ничего не менялось. Все оставалось на своих местах. Ольга прекрасно знала, на что шла, позволив отношениям зайти слишком далеко. Отступать было не в ее правилах. Она продолжала надеяться, искренне веря, что сможет переделать Обломова, подстроив под свою модель идеального во всех отношениях мужчину, но рано или поздно любому терпению приходит конец.

Разрыв

Она устала бороться. Девушку грызли сомнения, не совершила ли она ошибку, решив связать жизнь с безвольным, слабым человеком не способным на поступки. Всю жизнь приносить себя в жертву ради любви, зачем? Она и так слишком много времени топталась на месте, что было ей несвойственно. Настала пора идти дальше, но видимо одной.

«Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты умер уже очень давно».

Эта фраза стала решающей перед тем, как Ольга поставила точку в своих так рано закончившихся отношениях с любимым, как ей казалось, человеком.

Штольц: спасительная жилетка или попытка номер два

Он всегда был для нее, прежде всего близким другом, наставником. Она делилась всем, что творилось в душе. Штольц всегда находил время поддержать, подставить плечо, дав понять, что всегда рядом, и она может на него положиться в любой ситуации. У них были общие интересы. Схожи жизненные позиции. Они вполне могли стать одним целым, на что и рассчитывал Андрей. Зализывать душевные раны после расставания с Обломовым, Ольга решила в Париже. В городе любви, где есть место надежде, вере в лучшее. Именно здесь и произошла ее встреча со Штольцом.

Замужество. Попытка стать счастливой.

Андрей окружил вниманием, заботой. Ей были приятны ухаживания.

«Непрерывное, исполненное ума и страсти поклонение такого человека как Штольц»

Восстанавливало пострадавшее, оскорбленное самолюбие. Она была ему благодарна. Постепенно сердце начало оттаивать. Женщина чувствовала, что готова к новым отношениям, что созрела для семьи.

«Она испытывала счастье и не могла определить, где границы, что оно такое».

Став женой, она впервые смогла понять, что значит быть любимой и любить.

Спустя несколько лет

Несколько лет супруги прожили в счастливом браке. Ольге казалось, что именно в Штольце:

«Не слепо, а с сознаньем, и в нем воплотился ее идеал мужского совершенства».

Но быт заедал. Женщина заскучала. Равномерный ритм серых будней душил, не давая выхода накопившейся энергии. Ольге не хватало бурной деятельности, которую она вела с Ильей. Она пыталась списать душевное состояние на усталость, депрессию, но ситуация не улучшалась, накаляясь все больше. Андрей интуитивно чувствовал перемены в настроении, не понимая истинной причины подавленного состояния супруги. Неужели они ошиблись, и попытка стать счастливыми не удалась, но почему?

Заключение

Кто виноват в том, что с нами происходит на том или ином этапе жизни. Большей частью мы сами. В современном мире Ольга бы не скучала и не зацикливалась на проблемах. В то время женщин с мужским характером были единицы. Их не понимали и не принимали в обществе. Она одна ничего бы не смогла изменить, а сама меняться оказалась не готова, будучи эгоисткой в душе. Семейная жизнь оказалась не для нее. Ей оставалось принять ситуацию, либо отпустить.

Введение

Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов» является наиболее ярким и сложным женским персонажем. Знакомясь с ней как с юной, только развивающейся девушкой, читатель видит ее постепенное взросление и раскрытие как женщины, матери, самостоятельной личности. При этом полная характеристика образа Ольги в романе «Обломов» возможна только при работе с цитатами из романа, максимально емко передающими внешность и индивидуальность героини:

«Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом…».

При встрече с Ольгой люди всегда на мгновение останавливались «перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом».

Ольга получила хорошее воспитание и образование, разбирается в науках и искусстве, много читает и находится в постоянном развитии, познании, достижении новых и новых целей. Эти ее черты отразились на внешности девушки: «Губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз», а неровно расположенные тонкие брови создавали маленькую складку на лбу «в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль». Все в ней говорило о собственном достоинстве, внутренней силе и красоте: « Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо».

Любовь к Обломову

Образ Ольги Ильинской в «Обломове» предстает в начале романа как еще совсем юной, мало знающей девушки, с широко открытыми глазами смотрящей на окружающий мир и старающейся познавать его во всех проявлениях. Переломным моментом, ставшим для Ольги переходом от детской стеснительности и некого смущения (как это было при общении со Штольцем), стала любовь к Обломову. Прекрасное, сильное, вдохновляющее чувство, молниеносно вспыхнувшее между возлюбленными, было обречено на расставание, так как Ольги и Обломов не хотели принимать друг друга такими, какими они есть на самом деле, культивируя в себе чувство к полуидеальным прообразам реальных героев.

Для Ильинской любовь к Обломову была связана не с теми женственными нежностью, мягкостью, принятием и заботой, которых ждал от нее Обломов, а долгом, необходимость поменять внутренний мир возлюбленного, сделать его абсолютно другим человеком:

«Она мечтала, как “прикажет ему прочесть книги”, которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу – словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил».

«И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!»

Любовь Ольги к Обломову – была основана на эгоизме и амбициях героини. Более того, ее чувства к Илье Ильичу трудно назвать истинной любовью – это была скоротечная влюбленность, состояние вдохновения и подъема перед новой вершиной, которую она хотела достичь. Для Ильинской на самом деле не были важны чувства Обломова, она хотела сделать из него свой идеал, чтобы затем гордиться плодами своих трудов и, возможно, напоминать ему после, что всем, что он имеет, обязан именно Ольге.

Ольга и Штольц

Отношения Ольги и Штольца развивались с нежной, трепетной дружбы, когда Андрей Иванович был для девушки учителем, наставником, фигурой вдохновляющей, по-своему далекой и недоступной: «Когда у ней рождался в уме вопрос, недоумение, она не вдруг решалась поверить ему: он был слишком далеко впереди ее, слишком выше ее, так что самолюбие ее иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах».

Брак со Штольцем, который помог ей оправиться после расставания с Ильей Ильичем, был логичен, так как герои очень схожи по характеру, жизненным ориентирам и целям. Тихое, спокойное, бесконечное счастье виделось Ольге в совместной жизни со Штольцем:

«Она испытывала счастье и не могла определить, где границы, что оно такое».

« Она тоже шла одиноко, незаметной тропой, также на перекрестке встретился ей он, подал руку и вывел не в блеск ослепительных лучей, а как будто на разлив широкой реки, к пространным полям и дружески улыбающимся холмам»

Прожив несколько лет вместе в безоблачном, бесконечном счастье, видя в друг друге те идеалы, о которых всегда грезили и тех людей, которые им являлись во снах, герои начали словно отдаляться друг от друга. Штольцу стало тяжело тянуться за пытливой, непрерывно стремящейся вперед Ольгой, а женщина «стала строго замечать за собой и уловила, что ее смущала эта тишина жизни, ее остановка на минутах счастья», задаваясь вопросами: «Ужели еще нужно и можно желать чего-нибудь? Куда же идти? Некуда! Дальше нет дороги… Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут все… все…». Героиня начинает разочаровываться в семейной жизни, в женском предназначении и в той судьбе, которая была уготована ей с самого рождения, но продолжает верить в своего сомневающегося мужа и в то, что их любовь будет держать их вместе даже в самый трудный час:

« Та неувядающая и негибнущая любовь лежала могуче, как сила жизни, на лицах их – в годину дружной скорби светилась в медленно и молча обмененном взгляде совокупного страдания, слышалась в бесконечном взаимном терпении против жизненной пытки, в сдержанных слезах и заглушенных рыданиях».

И хотя Гончаров не описывает в романе, как сложились дальнейшие отношения Ольги и Штольца, можно кратко предположить, что женщина спустя какое-то время либо ушла от мужа, либо оставшуюся жизнь прожила несчастной, все более погружаясь в разочарование от недостижимости тех высоких целей, о которых мечтала в юности.

Заключение

Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов» Гончарова – это новый, в какой-то мере феминистичный тип русской женщины, которая не хочет закрываться от мира, ограничивая себя хозяйством и семьей. Краткая характеристика Ольги в романе – женщина-искатель, женщина-новатор, для которой «рутинное» семейное счастье и «обломовщина» были действительно самыми ужасающими и пугающими вещами, способными привести к деградации и застою ее направленной вперед, познающей личности. Для героини любовь была чем-то второстепенным, проистекающим из дружбы или вдохновения, но не самобытным, ведущим чувством, а уж тем более не смыслом жизни, как у Агафьи Пшеницыной.

Трагичность образа Ольги состоит в том, что общество 19 века еще не было готово к появлению сильных женских личностей, способных менять мир наравне с мужчинами, поэтому ее все равно бы ожидало то самое усыпляющее, однообразное семейное счастье, которого девушка так опасалась.

Тест по произведению