Что написал салтыков щедрин. Детство Салтыкова-Щедрина. Интересные факты и важные сведения о его детстве. Слухи, сплетни и романы

Михаил Салтыков-Щедрин – русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор. Салтыков-Щедрин являлся мастером острова слова и был автором многих .

Ему удавалось создавать прекрасные работы в жанре сатиры и реализма, а также помогать читателю, анализировать свои ошибки.

Пожалуй, самым известным его выпускником был .

Во время учебы в лицее, Салтыков-Щедрин перестал следить за своей внешностью, начал ругаться, курить, а также часто попадал в карцер за недостойное поведение.

В результате, студент окончил лицей в чине коллежского секретаря. Интересно, что именно в данный период биографии он попробовал написать свои первые произведения.

После этого Михаил начал работать в канцелярии военного ведомства. Он продолжал заниматься писательской деятельностью и серьезно заинтересовался работами французских социалистов.

Ссылка в Вятку

Первыми повестями в биографии Салтыкова-Щедрина стали «Запутанное дело» и «Противоречия». В них он поднимал важные вопросы, идущее вразрез с политикой действующей власти.

Когда в 1855 г. на троне оказался Александр 2 (см. ), ему разрешили вернуться домой. На следующий год он был назначен чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел.

Творчество Салтыкова-Щедрина

Михаил Салтыков-Щедрин является одним из наиболее ярких представителей сатиры в . Он обладал тонким чувством юмора и умел блестяще передавать его на бумаге.

Интересен факт, что именно им были придуманы такие выражения, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».

Один из самых популярных портретов писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина

После того, как Салтыков-Щедрин возвратился из ссылки в , он опубликовал сборник рассказов «Губернские очерки» под именем Николая Щедрина.

Стоит заметить, что даже после того, как он приобрел всероссийскую популярность, многие его почитатели будут вспоминать именно это произведение.

В своих рассказах Салтыков-Щедрин изобразил множество разных героев, которые, по его мнению, являлись яркими представителями .

В 1870 г. Салтыков-Щедрин написал один из наиболее известных рассказов в своей биографии – «История одного города».

Стоит заметить, что данное произведение изначально не было оценено по достоинству, поскольку в нем присутствовала масса аллегорий и необычных сравнений.

Некоторые критики даже обвинили Михаила Евграфовича в намеренном искажении . В рассказе были представлены простые люди разного ума и , которые беспрекословно подчинялись власти.

В скором времени из-под пера Салтыкова-Щедрина вышла очень интересная и глубокая по содержанию сказка «Премудрый пискарь». В ней рассказывалось о всего боящемся пискаре, который до самой смерти прожил в страхе и одиночестве.

Затем он начал работать редактором в издании «Отечественные записки», владельцем которого был . В этом журнале, помимо своих прямых обязанностей, Михаил Салтыков-Щедрин также публиковал собственные произведения.

В 1880 г. Салтыков-Щедрин написал гениальный роман «Господа Головлевы». В нем рассказывалось о семье, которая всю сознательную жизнь думала только об увеличении своего капитала. В конечном счете это привело все семейство к духовному и моральному разложению.

Личная жизнь

В биографии писателя была только одна жена – Елизавета Болтина. Салтыков-Щедрин познакомился с ней во время ссылки. Девушка была дочерью вице-губернатора и была на 14 лет младше жениха.

Изначально отец не хотел отдавать Елизавету замуж за опального писателя, однако, пообщавшись с ним, изменил свое решение.

Интересен факт, что мать Михаила была категорически против того, чтобы он женился на Болтиной. Причиной тому был юный возраст невесты, а также маленькое приданое. В конце концов, в 1856 г. Салтыков-Щедрин все-таки женился.


Салтыков-Щедрин с женой

Вскоре между молодоженами начали происходить частые ссоры. По своей натуре Салтыков-Щедрин являлся прямым и смелым человеком. Елизавета же, наоборот, была спокойной и терпеливой девушкой. Кроме этого она не обладала острым умом.

По воспоминаниям друзей Михаила Евграфовича, Болтина любила встревать в разговор, говоря много лишних вещей, которые, к тому же, часто не относились к делу.

В такие моменты литератор просто выходил из себя. Кроме этого жена Салтыкова-Щедрина любила роскошь, что еще больше увеличивало расстояние между супругами.

Несмотря на это они прожили вместе всю жизнь. В этом браке у них родилась девочка Елизавета и мальчик Константин.

Биографы Салтыкова-Щедрина утверждают, что он неплохо разбирался в винах, играл на и был экспертом в вопросах, касающихся ненормативной лексики.

Смерть

В последние годы писатель серьезно страдал от ревматизма. Помимо этого, состояние его здоровья ухудшилось после того, как в 1884 г. были закрыты «Отечественные записки». Цензура посчитала издание распространителем вредных идей.

Незадолго до смерти Салтыков-Щедрин был прикован к кровати, нуждаясь в посторонней помощи и заботе. Однако он не терял оптимизма и чувства юмора.

Нередко, когда он не мог в силу слабости принять гостей, он просил передавать им: «Я очень занят – умираю».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин умер 28 апреля 1889 г. в возрасте 63 лет. Согласно его просьбе, его похоронили рядом с могилой на Волковском кладбище.

Если вам понравилась краткая биография Салтыкова-Щедрина – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии известных людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН, МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ (наст. фам. Салтыков; псевд. Н.Щедрин; (1826–1889), русский писатель-сатирик, публицист.

Родился 15 (27) января в с.Спас-Угол, Калязинского уезда Тверской губ. в старой дворянской семье, с ранних лет наблюдал дикость крепостнических нравов. Десяти лет от роду поступил в московский дворянский институт, затем был, как один из лучших воспитанников, переведен в Царскосельский лицей и принят на казенный счет. В 1844 окончил курс. В лицее под влиянием еще свежих преданий пушкинской поры каждый курс имел своего поэта – эту роль и играл Салтыков. Несколько его стихотворений, исполненных юношеской грусти и меланхолии (у тогдашних знакомых он слыл «мрачным лицеистом»), было помещено в «Библиотеке для Чтения» за 1841 и 1842 и в «Современнике» в 1844 и 1845. Однако он вскоре осознал, что у него нет призвания к поэзии, и перестал писать стихи.

В августе 1844 зачислен на службу в канцелярию военного министра, но литература занимала его гораздо больше. Он много читал и проникался новейшими идеями французских социалистов (Фурье , Сен-Симона) и сторонников всякого рода «эмансипации» (Жорж Санд и др.) – картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвертой главе сборника За рубежом . Подобными интересами был во многом обязан сближению с кружком радикалов-вольнодумцев под руководством М.В.Петрашевского. Начинает писать – сначала небольшие книжные рецензии в «Отечественные Записки», потом повести – Противоречия (1847) и Запутанное дело (1848). Уже в рецензиях проглядывает образ мыслей зрелого автора – отвращение к рутине, к прописной морали, негодование по поводу реалий крепостного права; попадаются блестки искрометного юмора. В первой повести улавливается тема ранних романов Ж.Санд: признание прав «вольной жизни» и «страсти». Запутанное дело – более зрелое сочинение, написанное под сильным влиянием гоголевской Шинели и, вероятно, Бедных людей Достоевского . «Россия, – размышляет герой повести, – государство обширное, обильное и богатое; да человек-то глуп, мрет себе с голоду в обильном государстве». «Жизнь – лотерея, – подсказывает ему привычный взгляд, завещанный отцом; – оно так.., но почему же она лотерея, почему ж бы не быть ей просто жизнью?» Эти строки, на которые прежде, наверное, никто не обратил бы особого внимания, были опубликованы сразу после французской революции 1848, отозвавшейся в России учреждением негласного комитета, облеченного особыми полномочиями для обуздания печати. В результате 28 апреля 1848 Салтыкова выслали в Вятку. Царскосельского выпускника, молодого дворянина наказали не столь строго: он был определен канцелярским чиновником при вятском губернском правлении, занимая затем ряд должностей, был и советником губернского правления.

Служебные обязанности принимал близко к сердцу. Провинциальную жизнь, в самых темных ее сторонах, хорошо узнал благодаря многочисленным командировочным поездкам по вятскому краю – богатый запас сделанных наблюдений нашел место в Губернских Очерках (1856–1857). Скуку умственного одиночества разгонял внеслужебными занятиями: сохранились отрывки его переводов французских научных трудов. Для сестер Болтиных, одна из которых в 1856 стала его женой, составил Краткую историю России . В ноябре 1855 ему разрешено было окончательно оставить Вятку. В феврале 1856 был причислен к министерству внутренних дел, потом назначен министерским чиновником особых поручений и командирован в Тверскую и Владимирскую губернии для обозрения делопроизводства местных комитетов ополчения.

Вслед за возвращением из ссылки возобновилась его литературная деятельность. Имя надворного советника Щедрина, которым были подписаны появлявшиеся в «Русском Вестнике» Губернские Очерки , сделалось популярным. Собранные в одну книгу, они открыли литературную страницу в исторической летописи эпохи либеральных реформ Александра II, положив начало так называемой обличительной словесности, хотя сами принадлежали к ней лишь отчасти. Внешняя сторона мира кляуз, взяток, злоупотреблений наполняет всецело лишь никоторые из них; на первый план здесь выдвигается психология чиновничьего быта. Сатирический пафос еще не получает исключительных прав, в духе гоголевской традиции юмор на ее страницах периодически сменяется откровенным лиризмом. Русское общество, только что пробудившееся к новой жизни и с радостным удивлением следившее за первыми проблесками свободы слова, восприняло очерки едва ли не как литературное откровение.

Обстоятельствами тогдашнего «оттепельного» времени объясняется и тот факт, что автор Губернских Очерков мог не только оставаться на службе, но и получать более ответственные должности. В марте 1858 был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 переведен на ту же должность в Тверь. Параллельно очень много пишет, – печатаясь сначала в разных журналах (помимо «Русского Вестника» в «Атенее», «Библиотеке для чтения», «Московском вестнике»), а с 1860 – почти исключительно в «Современнике». Из созданного на заре реформ – между 1858 и 1862 – составились два сборника – Невинные рассказы и Сатиры в прозе . В них появляется собирательный образ города Глупова, символ современной России, «историю» которого Салтыков создал несколькими годами позже. Среди прочего описывается и процесс либеральных нововведений, в котором острый глаз сатирика улавливает скрытую ущербность – попытки сохранить в новых формах старое содержание. В настоящем и будущем Глупова усматривается один «конфуз»: «Идти вперед – трудно, идти назад – невозможно».

В феврале 1862 впервые вышел в отставку. Хотел поселиться в Москве и основать там новый журнал; но когда ему это не удалось, переехал в Петербург и с начала 1863 стал фактически одним из редакторов «Современника». В продолжении двух лет помещал в издании беллетристические произведения, общественные и театральные хроники, письма, рецензии на книги, полемические заметки, публицистические статьи. Стеснения, которые радикальный «Современник» на каждом шагу испытывал со стороны цензуры, побудили опять поступить на службу. В это время наименее активно занимается литературной деятельностью. Как только главным редактором «Отечественных Записок» с 1 января 1868 стал Некрасов , сделался одним из самых усердных их сотрудников. В июне 1868 окончательно покинул службу и стал соруководителем журнала, а после смерти Некрасова – его единственным официальным редактором. До 1884, пока существовали «Отечественные Записки», работал исключительно для них. В эти годы созданы сборники Признаки времени и Письма из провинции (оба –1870), История одного города (1870), Помпадуры и Помпадурши (1873), Господа Ташкентцы (1873), Дневник провинциала в Петербурге (1873), Благонамеренные речи (1876), В среде умеренности и аккуратности (1878), роман Господа Головлевы (1880), книги Сборник (1881), Убежище Монрепо (1882), Круглый год (1880), За рубежом (1881), Письма к тетеньке (1882), Современная Идиллия (1885), Недоконченные беседы (1885), Пошехонские рассказы (1886). Знаменитые Сказки , изданные отдельной книгой в 1887, появлялись первоначально в «Отечественных Записках», «Неделе», «Русских Ведомостях» и «Сборнике литературного фонда».

После запрещения «Отечественных Записок» помещал свои произведения преимущественно в либеральном «Вестнике Европы». Насильственное закрытие журнала переживал чрезвычайно тяжело, в то время как его здоровье и без того с сер. 1870-х было серьезно подорвано. Неутомимо занимался редакционной работой, воспринимая писательство как важнейшее служение на благо современной России. Одно из его писем сыну оканчивается такими словами: «Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому». В то же время мысль об одиночестве, «отброшенности» удручала его все больше, обостряя физические страдания. Последние годы были отмечены медленной агонией, но писать он не переставал. Умер 28 апреля (10 мая) 1889 в Петербурге и был погребен, согласно завещанию, на Волковом кладбище, рядом с И.С.Тургеневым .

В истории русской классической сатиры место Салтыкова-Щедрина уникально. Если гоголевский «смех сквозь невидимые миру слезы» смягчался лиризмом и широтой философских обобщений, то сатира Салтыкова – это прежде всего безжалостный бич, разящий врага наповал, прямолинейное развенчание, пафос отвержения всего «неистинного» и «подлого», исполненный высокой риторикой «громов» и «молний». Он наследовал скорее не Фонвизину и Гоголю , а Ювеналу с его знаменитым «негодованием», которое «творит стихи», и Джонатану Свифту , желчному скептику, сумевшему вскрыть порочность человеческого общества. Но если Свифт отказывал в праве на благородство людской породе в целом, то Салтыков в фантасмагорические, гротескные маски «угрюм-бурчеевых» и «органчиков» вырядил насельников почти исключительно «русского космоса», создал галерею типажей, воплощающих нравственное уродство и моральный надлом в России эпохи «великих реформ» и последовавших за ними «заморозков». Не все внимательные читатели принимали сарказм писателя. В его бичующем негодовании, вызванном болезнями национальной жизни, зачастую отказывались видеть корни искреннего страдания и любви – а усматривали лишь злобу и поношение Отчизны. В.В.Розанов даже писал, что Салтыков-Щедрин «как матерый волк, напился русской крови и сытым отвалился в могилу».

Двадцать лет кряду все крупные явления русской общественной жизни встречали отголосок в щедринской сатире, иногда предугадывавшей их еще в зародыше. Особенность литературного почерка писателя состояла в синтезе беллетристического вымысла с откровенной публицистичностью, художественных преувеличений, гротескной деформации контуров реальных явлений с прямыми филиппиками по поводу самых актуальных политических и социальных вопросов. С этим связано тяготение к жанру очерка, занимающему промежуточное положение между художественной прозой и газетно-журнальной статьей на злободневные темы. При этом он стремился к широким обобщениям, старался показать моральные язвы как характерные симптомы болезней русской жизни и потому соединял очерки в крупные циклы.

Зенита его творчество достигло в то время, когда завершился главный цикл «великих реформ». В обществе все резче заявляли о себе косность и плоды тихого сопротивления новаторским начинаниям: мельчали учреждения, люди, усиливался дух хищения и наживы. Орудием борьбы становится у Салтыкова и экскурс в прошлое: составляя «историю одного города», он имеет в виду и настоящее. «Историческая форма рассказа, – говорил сатирик в одном из писем, – была для меня удобна потому, что позволяла мне свободнее обращаться к известным явлениям жизни...». И все же «настоящее» для Салтыкова – это не синоним только сегодняшнего дня. В Истории одного города оно объемлет судьбу императорской, послепетровской России вообще, воплощением которой становится город Глупов. Деспотизм и самодурство властей предержащих в сочетании с раболепием и тупостью «широких глуповских масс» создают по сути страшный образ страны, над которой нависла едва ли не апокалипсическая тень неизбежного воздаяния.

В первой половине 1870-х писатель дает отпор главным образом тем, кто стремится противостоять реформам предыдущего десятилетия – завоевать потерянные позиции или вознаградить себя за понесенные утраты. В Письмах из провинции историографы – т.е. те, кто издавна «создавал» русскую историю, – ведут борьбу с новыми сочинителями. В Дневнике провинциала сыплются, как из рога изобилия, прожекты, выдвигающие на первый план «благонадежных и знающих обстоятельства местных землевладельцев». В Помпадурах и Помпадуршах «крепкоголовые» «экзаменуют» мировых посредников-либералов. Не щадит Салтыков и новых учреждений – земство, суд, адвокатуру, требуя от них многого, и возмущается каждой уступкой, сделанной «мелочам жизни». В пылу борьбы мог быть несправедливым к отдельным лицам и учреждениям, но только потому, что им всегда руководило высокое представление о задачах эпохи.

Ко второй половине 1870-х относится появление в его творчестве «столпов», «опор общества», отличающихся хищничеством и наглостью, как, например, становой пристав Грациапов и собиратель «материалов» в Убежище Монрепо . Печальны картины разлагающихся семей, непримиримого разлада между «отцами» и «детьми» (Больное место , 1879; Господа Головлевы ). С особенным негодованием обрушивался сатирик на «литературные клоповники», избравшие девиз – «мыслить не полагается», цель – порабощение народа, средство для ее достижения – клевету на противников. «Торжествующая свинья», выведенная на сцену в одной из последних глав книги За рубежом , не только допрашивает «правду», но и издевается над нею, публично поедая ее с громким чавканьем. С другой стороны, в литературу вторгается улица «с ее бессвязным галденьем, низменною несложностью требований, дикостью идеалов», служащая главным очагом «шкурных инстинктов». Позже наступает пора «лганья», властителем дум является «негодяй, порожденный нравственною и умственною мутью, воспитанный и окрыленный шкурным малодушием».

Цензура и постепенное «завинчивание гаек» в русском обществе обусловили обращение к аллегориям и эзопову языку, который позволял практиковать «литературные дерзости». Салтыков выработал особую систему иронических иносказаний – своеобразный «эзопов тезаурус», первый в истории драматических отношений русской словесности с государственной цензурой свод устоявшихся понятий: «порядок вещей» – государственный строй, «сердцевед» – шпион, «фюить» – внезапная ссылка в отдаленные места, «пенкоснимательство» –продажное приспособленчество журналистов и т.д.

Фантастика и иносказание были соприродны художественному таланту Салтыкова-Щедрина. Потому вполне закономерно появление в 1883–1886 его знаменитых Сказок . На первый взгляд, они неприхотливы, ориентированы на простой и выразительный народный язык, но по сути достаточно далеки от фольклорных истоков жанра. Сатирик заимствовал у народной сказки лишь принцип антропоморфизации, то есть «очеловечивания» животных. Сами образы зверей и птиц, а также фольклорные сюжеты и мотивы он принципиально переосмысливал с целью создания грандиозной аллегории современной русской жизни в жанре своеобразной прозаической басни-фельетона. В сказках имперская табель о рангах замещена представителями зоологического мира, зайцы изучают «статистические таблицы» и пишут корреспонденции в газеты, медведи ездят в командировки и «наводят порядок» среди распустившихся «лесных мужиков», рыбы толкуют о конституции и ведут диспуты о социализме. Фантастическая костюмировка одновременно оттеняет отрицательные черты типов и подвергает их безжалостному осмеянию: приравнивание жизни человека к деятельности низшего организма задает повествованию уничижительный фон независимо от сюжета.

В то же время в лучших сочинениях развенчание сложно переплетается с неявно выраженным состраданием к тем, кого изъела нравственная ржа. В романе Господа Головлевы изображен процесс вырождения насельников дворянской усадьбы. Но с помощью нескольких лучей света, пронзивших глубокую тьму, перед читателями восстает последняя, отчаянная вспышка бесплодно погибшей жизни. В пьянице, почти дошедшем до животного отупения, можно узнать человека. Еще ярче обрисована Арина Петровна – и в этой черствой, скаредной старухе автор разглядел человеческие черты, внушающие сострадание. Он открывает их даже в самом Иудушке (Порфирии Головлеве) – этом «лицемере чисто русского пошиба, лишенном всякого нравственного мерила и не знающем иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях». Никого не любя, ничего не уважая, он заместил «живую жизнь» хищным ханжеством с почти инфернальным привкусом мертвечины, выжигающим вокруг себя все. Но и он внезапно пробуждается и переживает ужас от осознания страшной пустоты в своей душе и мерзость поразившего ее греха. Глубинные смыслы художественных обличений в лучших произведениях Салтыкова зачастую связаны с введением в текст христианской символики, которая задает критерии оценок с высоты окончательной истины. Свой внутренний переворот Иудушка Головлев переживает в дни Страстной Седмицы и муки совести становятся его «крестным путем». А в Пошехонской старине отчаянию от торжества зла не дает окончательно победить человеческую душу упование на обетованную милость в жизни вечной.

Протест против «крепостных цепей» претворяется в зрелом творчестве в заступничество религиозно мотивированного гуманиста за человека с попранным достоинством, за сирых и убогих.

Немного найдется писателей, которые вызывали бы к себе у определенной части публики такое явное и упорное неприятие, как Салтыков. Ему выдавали унизительную аттестацию «сказочника», произведения называли «пустыми фантазиями», которые вырождаются порою в «чудесный фарс» и не имеют ничего общего с действительностью. Его низводили на степень фельетониста, забавника, карикатуриста. Некоторые критики уверяли, что у него нет идеалов, положительных стремлений. Однако все сочинения писателя объединяло столь существенное для читателя 19 в. «стремление к идеалу», который сам Салтыков в Мелочах жизни резюмирует тремя словами: «свобода, развитие, справедливость». В последние годы жизни эта фраза показалась ему недостаточной, и он развернул ее серией риторических вопрошаний: «Что такое свобода без участия в благах жизни? Что такое развитие без ясно намеченной конечной цели? Что такое справедливость, лишенная огня самоотверженности и любви»?

Сочинения: Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений и писем. В 20 тт. М., 1965–1981

Вадим Полонский

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин со своей биографией известен не многим. Интересные факты о Салтыкове-Щедрине не останутся без внимания любителей литературы. Это тот человек, который поистине достоин внимания. Салтыков-Щедрин был неординарным писателем, а интересные факты из жизни этого человека были раскрыты не сразу. Много необычного произошло в жизни этой личности. Интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина расскажут об этом в подробностях.

1.Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — младший ребенок в семье из шестерых детей.

2.Салтыкову-Щедрину в детстве приходилось терпеть физические наказания со стороны родителей.

3.Мать уделяла Михаилу мало времени.

4.Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин смог получить прекрасное домашнее образование.

5.В 10-ти летнем возрасте Салтыков-Щедрин уже учился в дворянском институте.

6.На протяжении 17 лет Салтыков-Щедрин в собственной семье не мог дождаться появления детишек.

7.С аристократами Салтыковыми Михаил не имел никакой связи.

8.Салтыков-Щедрин любил карточные игры.

9.Проигрывая в карты, этот писатель всегда сваливал вину на соперников, снимая ответственность с себя самого.

10.Долгое время Михаил Салтыков-Щедрин был у матери любимчиком, но после того как он стал подростком, все поменялось.

11.Супруга Салтыкова-Щедрина на протяжении всей их совместной жизни изменяла ему.

12.Когда Михаил сильно заболел, его дочь и жена совместно издевались над ним.

13.Последние годы жизни Салтыков-Щедрин стал публично ныть, что он тяжело болен и никому не нужен, что его забыли.

14.Салтыков-Щедрин считался одаренным ребенком.

15.Сатира у этого писателя была подобна сказке.

16.В течение длительного периода Михаил был чиновником.

17.Салтыков-Щедрин любил создавать новые слова.

18.Долгое время Некрасов был близким другом и соратником Салтыкова-Щедрина.

19.Популярности Михаил Евграфович не мог терпеть.

20.Жизнь писателя прервалась из-за обыкновенной простуды, хоть и страдал он от страшной болезни – ревматизма.

21.Несмотря на страшную болезнь, мучающую писателя каждый день, он ежедневно приходил в свой кабинет и работал.

22.Посетителей в доме Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина всегда было много, и он любил с ними говорить.

23.Мать будущего писателя была деспотом.

24.Салтыков – это настоящая фамилия писателя, а Щедрин – его псевдоним.

25.Карьера Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина начиналась с изгнания.

26.Себя Салтыков-Щедрин воспринимал в качестве критика.

27.Салтыков-Щедрин был раздражительным и нервным мужчиной.

28.Писателю удалось прожить 63 года.

29.Смерть писателя наступила весной.

30.Свои первые произведения Салтыков-Щедрин публиковал еще в процессе обучения в лицее.

31.Поворотным событием личной жизни писателя была ссылка в Вяткино.

32.Салтыков-Щедрин имеет дворянское происхождение.

33.Здоровье Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина расшаталось в 1870-ых годах.

34.Салтыков-Щедрин знал французский и немецкий языки.

35.Много времени ему приходилось проводить с обычными людьми.

36.В лицее у Михаила было прозвище «умник».

37.Свою будущую супругу Салтыков-Щедрин повстречал в 12-летнем возрасте. Именно тогда он ее и полюбил.

38.Салтыков-Щедрин и его жена Лизонька имели двоих детишек: девочку и мальчика.

39.Дочь Салтыкова-Щедрина была названа в честь матери.

40.Дочь Михаила Евграфовича выходила замуж за иностранца дважды.

41.Сказки этого писателя предназначены только думающим людям.

42.Семья заботилась о том, чтобы Михаил воспитывался «по дворянским устоям».

43.К народу Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин приобщался еще с детских лет.

44.Похоронен Салтыков-Щедрин на Волковском кладбище.

45.Матери Салтыкова-Щедрина не нравилась его супруга Лиза. И это было не из-за того, что она была бесприданницей.

46.Жену Салтыкова-Щедрина в семье называли Бетси.

47.Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был однолюбом, а поэтому вся его жизнь была прожита с одной женщиной.

48.Когда Салтыков-Щедрин обручился с Елизаветой, ей было только 16 лет.

49.Писатель и его жена много раз ссорились и много раз мирились.

50.С собственной прислугой Салтыков-Щедрин был груб.

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Русский писатель и публицист Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол, расположенном в Калязинском уезде Тверской губернии. Отец будущего писателя Евграф Васильевич Салтыков принадлежал к старинному дворянскому роду, мать Ольга Михайловна Забелина происходила из богатой купеческой семьи. В родовом имении Салтыковых прошло детство писателя. В своем произведении «Пошехонская сторона» М.Е. Салтыков-Щедрин описал особенности помещичьего быта, знакомый ему с детских лет. Старшая сестра Михаила и крепостной художник Павел были его первыми учителями.

В 10 лет Михаил Салтыков поступил в Московский дворянский институт, в котором учился два года, достиг больших успехов в учебе и был признан отличным учеником. За особые успехи его перевели учиться за казенный счет в известный Царскосельский лицей. В годы учебы в лицее 1838-1844 он начал сочинять и печатать стихи, но вскоре решил, что не имеет особых способностей к поэзии. В 1844 году после выпуска из Царскосельского лицея Михаил Салтыков был принят на работу в канцелярию Военного министерства, где проработал до 1848 года.

Во время работы в Военном министерстве М.Е. Салтыков увлекся идеями утопического социализма, сблизился с петрашевцами, принадлежавшим к передовым слоям молодежи Петербурга. В эти годы им были написаны и опубликованы первые литературные произведения - повести «Противоречия» и «Запутанное дело», которые были признаны вредными, содержащими идеи, противоречащие режиму. В 1848 году Михаил Салтыков был сослан из Петербурга в Вятку за распространение антирежимных идей.

В Вятке Салтыков был назначен в вятское губернское правление на должность канцелярского чиновника, а затем старшего чиновника по особым поручениям при вятском губернаторе. Позже Михаил Салтыков был назначен правителем губернской канцелярии, а в августе 1850 года - советником губернского правления. Ссылка продолжалась до 1856 года. Писатель был освобожден из ссылки после смерти императора Николая I, получив в ноябре 1855 года право проживания в любом месте по своему усмотрению.

В 1856 году М.Е. Салтыков возвращается в Петербург, где поступает на службу в Министерство внутренних дел, где служил до 1858 года. В августе этого года его направили в командировку в Тверскую и Владимирскую губернии для исследования комитетов ополчения, которые были созданы в 1855 году в связи с восточной войной. Во время командировки Салтыков посетил несколько небольших городков обеих губерний, а в августе 1856 года под псевдонимом Н. Щедрин опубликовал «Губернские очерки», которые принесли ему большую популярность и определили характер всего дальнейшего литературного творчества. В России его стали считать литературным наследником Н. В. Гоголя.

В 1856 году М.Е. Салтыков-Щедрин женился на юной Елизавете Болтиной, которая была дочерью вице-губернатора Вятки.

В 1858 году М.Е. Салтыкова-Щедрина назначили на должность вице-губернатора города Рязани, а спустя два года в 1860 году - вице-губернатором Твери.

Во время службы тверским вице-губернатором Михаил Евграфович боролся со взяточниками и ворами, окружая себя людьми честными, порядочными. Он был инициатором возбуждения нескольких десятков судебных дел, обвинявших помещиков в различных преступлениях, отстранил от работы администраторов, уличенных в должностных правонарушениях. За свою деятельность он получил от крепостников прозвище «вице-Робеспьер». Салтыков-Щедрин приветствовал реформу 1861 года, всячески содействовал ее осуществлению.

В Твери М.Е. Салтыковым-Щедриным были написаны сатирические очерки «Наш дружеский хлам», «Наши глуповские дела», «Характеры», «После обеда в гостях», «Литераторы-обыватели», «Клевета», газетные статьи, пьесы «Песни» и «Погоня за счастьем».

В феврале 1862 года М.Е. Салтыков-Щедрин подает в отставку и уезжает в Петербург. В честь своего отъезда 22 марта 1862 года он организует литературный вечер в зале Дворянского собрания, в котором принимают участие поэты А.М.Жемчужников, А.Н. Плещеев, драматург А.Н.Островский, артист И.Ф.Горбунов.

В Петербурге по приглашению Н.А.Некрасова Салтыков-Щедрин был принят в редакцию журнала «Современник». Возникшие разногласия в «Современнике» приводят к тому, что он оставляет журнал и возвращается на государственную службу.

С ноября 1864 по апрель 1868года М.Е. Салтыков-Щедрин возглавляет казенные палаты Пензы, Тулы и Рязани. В 1868 году, имея чин действительного статского советника, был отправлен в окончательную отставку.

В июне 1868 года Н.А.Некрасов приглашает М.Е. Салтыкова-Щедрина стать вместе с ним соредактором журнала «Отечественные записки», заменившего «Современник». Он принимает это приглашение и работает в журнале до его запрещения в 1884 году.

В 80-е годы XIX писателем были написаны многие произведения. Среди них «Помпадуры и помпадурши» (1873), «Благонамеренные речи» (1876), «Господа Головлевы» (1880), «Пошехонская старина» (1889) и др.

Умер М.Е. Салтыков-Щедрин 10 мая 1889 года в Петербурге. Похоронен писатель на Волковом кладбище рядом с И.С.Тургеневым.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - русский писатель, журналист, публицист и общественный деятель. Родился в 1826 году 27 января в Тверской губернии, потомок старинного дворянского рода. Преуспевал в учебе в дворянском институте, благодаря чему в 1838 г перевелся в Царскосельский лицей. В 22-летнем возрасте был сослан в Вятку, где работал следующие 8 лет на низких должностях в правлении губернии.

По возвращении в Петербург, Михаил Салтыков перешел на службу в Министерство внутренних дел, а также продолжил писать. После выхода в отставку переехал в Петербург и приступил к редакторской работе в журнале «Современник». В дальнейшем он возвращался к государственной службе, а также входил в редакцию журнала «Отечественные записки». Запрет этого издания в 1884 году сильно пошатнул здоровье писателя, что находило отражение в различных произведениях. Он умер 28 апреля 1889 года и был похоронен на Волковском кладбище согласно собственной последней воле рядом с И.С. Тургеневым.

Творческие этапы жизни

Михаил Салтыков закончил лицей по второму разряду. К числу стандартных лицеистских «грехов» вроде курения, грубости и небрежного внешнего вида ему также приписывали написание неодобрительных стихов. Однако стихотворения у будущего писателя получались слабыми, и он сам это понимал, поэтому быстро от поэтической деятельности отказался.

По дебютному произведению Салтыкова-Щедрина «Противоречия» заметно, что на молодого прозаика большое влияние оказали романы Жорж Санд и французский социализм. «Противоречия» и «Запутанное дело» вызвали негодование у властей, и Михаил Евграфович был выслан в Вятку. Литературой в этот период жизни он практически не занимался. Вернуться к ней получилось в 1855 году, когда после кончины Николая I молодому чиновнику разрешили покинуть место ссылки. «Губернские очерки», опубликованные в «Русском вестнике», сделали Щедрина известным и почитаемым в широком круге читателей автором.

Будучи тверским и рязанским вице-губернатором, писатель не прекращал писать для многих журналов, хотя большинство его произведений читатели находили в «Современнике». Из трудов 1858-1862 годов сложились сборники «Сатиры в прозе» и «Невинные рассказы», изданные трижды каждый. В период службы управляющим казенной палатой Пензы, Тулы и Рязани (1864-1867 гг.) Михаил Евграфович Салтыков публиковался лишь раз со статьей «Завещание моим детям».

В 1868 году публицист полностью бросил госслужбу и по личной просьбе Николая Некрасова вошел в число ключевых сотрудников журнала «Отечественные записки». Десятью годами позже он стал главным редактором. Вплоть до 1884 года, когда «Отечественные записки» были запрещены, Салтыков-Щедрин всецело отдавал себя работе над ними, опубликовав почти два десятка сборников. На этот период приходится издание одного из лучших и наиболее популярных трудов автора - «Истории одного города».

Лишившись самого любимого своего издания, Михаил Евграфович публиковался в «Вестнике Европы», куда попадали наиболее гротескные сборники: «Пошехонская старина», «Сказки», «Мелочи жизни».

Основные мотивы творчества

Салтыков-Щедрин стал популяризатором социально-сатирической сказки. Он разоблачал в своих рассказах и повестях людские пороки, отношения между властью и народом, чиновническую преступность и самодурство, а также помещичью жестокость. Роман «Господа Головлёвы» изображает физическое и духовное разложение дворянства конца XIX в.

После закрытия «Отечественных записок», Салтыков-Щедрин направил свой писательский талант на правительственные верха России, создавая исключительно гротескные произведения. Отличительна черта авторского стиля - изображение пороков чиновничьего и властного аппарата не со стороны, а глазами человека, который вхож в эту среду.