Что значить быть патриотом. Что значит быть патриотом сочинение. Сочинение: «Что значит быть патриотом»

29.06.2016 10:38

В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Современное общество ставит перед нами всеми очень серьезные задачи воспитания и обучения нашего подрастающего поколения - наших подростков. Нам нужны смелые, мужественные, дисциплинированные, инициативные, грамотные ребята, готовые учиться и трудиться на благо нашего государства, а если надо, то встать на защиту наших рубежей и нашей свободы. В качестве ведущей задачи в Национальной доктрине образования РФ выдвинута задача гражданского воспитания: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…» Поэтому одна из приоритетных задач каждого образовательного учреждения - патриотическое воспитание учащихся, заключающееся в формировании у них патриотического чувства и дальнейшем его развитии, в повышении интереса молодежи к героическому прошлому нашей Родины. Только при наличии этих ключевых компонентов воспитания можно говорить о воспитании гармоничной личности подростков. Патриотическое воспитание с учащимися - это надежный способ передачи молодому поколению понимания нашей силы и веры в нерушимость идеалов, традиций, мощи народов России.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа «Что значит быть патриотом»»

ОГБОУ СПО Ульяновский техникум приборостроения


Методическая разработка классного часа

« Что значит быть патриотом »


в рамках районного конкурса на лучшую методическую разработку под девизом: «Растим патриотов России» в рамках проведения месячника героико-патриотической работы с молодёжью Ленинского района

г. Ульяновска «Отчизны верные сыны»

Подготовила:

преподаватель ОГБОУ СПО УТПС

Жукова Людмила Александровна

Адрес УТПС: г. Ульяновск, ул. Крымова, 61

Телефон: 44-73-51.

Ульяновск – 2015

Пояснительная записка.

Актуальность

В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Современное общество ставит перед нами всеми очень серьезные задачи воспитания и обучения нашего подрастающего поколения - наших подростков. Нам нужны смелые, мужественные, дисциплинированные, инициативные, грамотные ребята, готовые учиться и трудиться на благо нашего государства, а если надо, то встать на защиту наших рубежей и нашей свободы. В качестве ведущей задачи в Национальной доктрине образования РФ выдвинута задача гражданского воспитания: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…» Поэтому одна из приоритетных задач каждого образовательного учреждения - патриотическое воспитание учащихся, заключающееся в формировании у них патриотического чувства и дальнейшем его развитии, в повышении интереса молодежи к героическому прошлому нашей Родины. Только при наличии этих ключевых компонентов воспитания можно говорить о воспитании гармоничной личности подростков. Патриотическое воспитание с учащимися – это надежный способ передачи молодому поколению понимания нашей силы и веры в нерушимость идеалов, традиций, мощи народов России.

Практическая значимость

работы состоит в том, что разработанный материал можно использовать на уроках по патриотическому воспитанию, на уроках литературы и истории, на тематических классных часах в других образовательных учреждениях для подростков 15-16 лет.

Формы реализации : дискуссионное и лекционное мероприятие.

Методы реализации: убеждения, воздействия, поощрения, стимулирования.

Цели:

Воспитательные:

    воспитывать у обучающихся уважение и любовь к своему народу, к истории нашей страны, к своему Отечеству;

    повышать интерес подростков и молодёжи к истории своего родного региона, его традициям.

Образовательные:

    определить понятие слова «патриот», «патриот России», «Родина»;

    определить роль патриотизма в жизни современного общества.

Развивающие:

    сформировать у подростков понятия и представления, связанные с патриотизмом;

    формировать и развивать активную патриотическую, гражданскую позицию у подростков;

    формировать у ребят опыт нравственного и толерантного поведения;

    эмоционально стимулировать патриотические чувства обучающихся; посредством приобщения к традициям нашей страны.

Ожидаемые результаты, их результативность:

    подготовка ребят к участию в общественной и политической жизни нашего государства, готовности достойно служить Родине;

    решение задач преемственности поколений;

    повышение значения патриотического воспитания воспитанников в учреждениях образования.

    повышение устойчивого интереса к историческому прошлому своей малой родины и России;

    уважительное и бережное отношение к памятникам архитектуры и культуры;

    любовь и бережное отношение к родной природе;

    посильное служение Отечеству;

    интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;

    инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда;

    осознание значимости труда;

    честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям.

Подготовительная работа:

    подбор преподавателем и обучающимися тематической публицистической и художественной литературы;

    определение формы проведения мероприятия совместно с ребятами;

    назначение ответственных по разным этапам подготовки: подготовка презентации,

    составление вопросов для обсуждения.

    подбор цитат по теме.

Материально-техническое обеспечение мероприятия:

Памятки для учащихся;

Аудио - аппаратура, диски;

Компьютер, видеопроектор, экран.

Блок – схема занятия.

Организационный этап.

Основная часть.

Заключительный этап. Рефлексия.

Форма реализации: урок- дискуссия.

Эпиграф:

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю.

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыщу.

Н. Коган

Ход классного часа:

1.Организационный этап.

Классный час начинается чтением стихотворения о Родине. Читает учащийся.

Весь край этот, милый навеки,

В стволах белокорых берез,

И эти студеные реки,

У плеса которых ты рос.

И темная роща, где свищут

Всю ночь напролет соловьи,

И липы на старом кладбище,

Где предки уснули твои.

И синий ласкающий воздух,

И крепкий загар на щеках,

И деды в андреевских звездах,

В высоких седых париках.

И рожь на полях непочатых,

И эта хлеб-соль средь стола,

И симбирских соборов стрельчатых

Причудливые купола...

И санки, чтоб вихрем летели,

И волка опасливый шаг,

И серьги вчерашней метели

У зябких осинок в ушах,

И ливни - такие косые,

Что в поле не видно ни зги...

Запомни: все это - Россия,

Ее не растопчут враги.

Вступительное слово преподавателя.

Для нашей страны, для нашего народа тема патриотизма – ныне жгучая и актуальная как никогда... Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью нашего классного часа «Что значит быть патриотом».

"Патриотизм", "любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"… Что же все-таки значит быть сегодня патриотом в России? Что такое патриотизм, патриот? “Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”, - написано в словаре С.И. Ожегова. Нами был определен круг вопросов и проблем к сегодняшнему мероприятию.

Кто такой патриот?

Каковы его отличительные черты, качества?

Что такое Родина?

Как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий?

2. Основная часть.

Преподаватель:

Переходим к обсуждению наших вопросов. Чтобы нам определить значение понятия ПАТРИОТ в нашем понимании проведем следующее задание.

Проводится методика незаконченных предложений :

    Моя Родина – это…
    2. Я знаю, что моя Родина много…
    3. Самыми трудными событиями моей Родины были…
    4. Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…
    5. Когда я вырасту, я хочу…
    6. Я не хочу, чтобы моя Родина…
    7. Я благодарен (а) своей Родине за то, что…..

    1. Я могу назвать себя патриотом, потому что….

      Настоящий патриот……

Подростки последовательно зачитывают свои ответы.

Преподаватель:

Чтобы нам сформулировать, какие же черты присущи патриоту, на доске нарисуем человека и записываем вокруг него характерные, на наш взгляд, черты патриота. Обоснуем свой выбор.

Примерные ответы подростков. Учащиеся называют и обосновывают свой выбор ответа

Хорошо учится.

Занимается спортом.

С уважением относится к людям всех национальностей своей Родины.

Любит то место, где родился и вырос.

Любит и не забывает свою мать, свой дом.

С гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.

Не только любит, но и охраняет природу.

Отстаивает престиж свой страны.

Знает государственную символику.

Готов отдать своей родине все силы и способности.

Украшает Родину своим трудом.

Строит своё будущее, связывая его только со своим Отечеством.

Знает свой родной язык

Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Готов встать на защиту Родины.

Хорошо читает, пишет стихи.

Хороший друг.

Вывод: делают учащиеся, преподаватель четко его формулирует.

Патриот – это человек, который гордится Родиной, переживает за нее; готов встать на защиту Родины; предан Родине и отстаивает ее интересы; любит Родину. Патриоту свойственны такие черты характера, как преданность, ответственность, справедливость, решительность и благодарность.

Работа в группах:

2 Я не считаю себя патриотом.

Подростки показывают знаки « Да»- я могу считать себя патриотом, «Нет»- я не считаю себя патриотом, обосновывают свою точку зрения.

Преподаватель подводит ребят к выводу, что патриотом быть достойно.

Преподаватель:

Мы уже с вами поняли, что Патриот, это тот человек, который предан своей Родине…. Что такое для нас слово Родина? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшую творческую работу « А что для меня Родина..»

Творческая работа учащихся. « А что для меня Родина».

Преподаватель:

Ребята, зачитайте самые главные, на ваш взгляд, слова, которые определяют слово Родина в вашем понимании.

Зачитываются ответы ребят.

Просмотр презентации, выполненной учащимися «Ульяновск и Ульяновская область- наша Родина».

Вывод.

Любовь к Родине включает в себя заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради нее к самопожертвованию, верность Родине, веду¬щей борьбу с врагами, гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества, уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям, привязанность к месту жительства.

Преподаватель:

Вопрос, который мы определили в начале нашего классного часа, как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий?

Заслушиваются ответы ребят.

Преподаватель подводит ребят к выводу:

Наша задача - быть позитивными творцами, так как молодежь сегодня - это Россия завтра. Если мы породим в себе лодырей, невежд, алкоголиков и наркоманов - значит, своими руками погубим наше государство. Воспитаем в себе трудолюбивых, грамотных, здоровых людей - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении общества. Будем поддерживать традиции наших предков, приумножать их, будем уважать культуру народов, живущих в нашем огромной стране, будем толерантны друг к другу - значит, наша страна будет крепкой и непобедимой никакой внешней идеологией, противоречащей нашим ценностям. Я приведу слова Шокана Валиханова: «Что значит быть патриотом? Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно что-то конкретное для нее делать». Поэтому быть патриотом не так уж и сложно - настоящая любовь подкрепляется конкретными делами. Все в ваших руках!

Заключение. Рефлексивный анализ.

Преподаватель:

У нас сегодня состоялся не совсем простой разговор. Что открыл вам сегодня классный час? Что нового вы узнали?

Заслушиваются ответы учащихся.

Преподаватель:

Мне бы очень хотелось, чтобы вы, девчонки и мальчишки, были достойными гражданами нашей Великой страны, как наши деды и прадеды, защитившие Родину от фашизма, как герои - космонавты, прославившие Россию во всем мире, как ваши близкие люди - добрые, трудолюбивые. Трудно быть настоящим гражданином своей страны, но это очень почетно! Я верю, что после нашей сегодняшней беседы в вашем сердце загорится огонек ответственности и гордости за нашу Родину.

Учащимся раздаются на память памятки.

Памятка

Если ты хочешь быть патриотом, то ты должен развивать в себе следующие качества:

Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная.
-Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.
-Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.
-Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.
-Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой. -Люди не любят людей все время чем-то недовольных.
-Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность.
-Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь.
-Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.
-Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.
-Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России.

1.Агапова И.А.Патриотическое воспитание.- М: Айрис-кресс,2012.-224с.

2.Беленко В.В.Нам дороги эти позабыть нельзя. Сценарии акций, вечеров, классных часов. Патриотическое воспитание школьников.- М: Педагогическое общество России,2009.-48с.

3.Быть патриотом каждый доложен.- Минск: Красико-Принт:2011.-128с

4.Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М,2008.-156с.

5.Дегтярёва О.В. Поклонись России // Читаем, учимся, играем.-202с.-№8.-с.4-13

6.Детский творческий центр: организация методической работы. Волгоград: Учитель,2008.-126с

7.Зубайраев А.Л.Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт// Сов. Педагогика,1990.№5.-с.10-13

8. Коваль М.Б. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. М., 2001.- 137с.

9.Кон И.С. Молодёжь и общество.- М:2001.-73с.

10. Кузнецова Н.А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: пособие для руководителей и педагогов.-2-е изд.- М: Айрис-пресс,2004.-96с.

11.Мазыкина Н.В. Растим патриотов России. Москва, 2004.

12.Методическое пособие для педагогов по патриотическому воспитанию. Растим патриотов. Москва, 2003.

13.О подвиге, о доблести, о чести/ред.-сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико-Принт, 2010.-128с.

14.Патриотическое воспитание школьников: учебное пособие.- М: Педагогическое общество России,2013.-96с.

Дойникова Валерия

Быть патриотом- значит работать на свою страну, на свой народ в их интересах, уважительно и бережно относится к истории и своему прошлому.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. А нам есть чем гордиться! Вспомним подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение: «Что значит быть патриотом»?

Берег твой океан штурмовал,

Нас на прочность Урал проверял,

Но своим многоцветным полярным сиянием,

Всю Россию Ямал освещал.

Мы тебя не сдадим никогда,

Здесь родные для нас города,

Самым главным богатством великой России

Оставайся, Ямал, навсегда!

Движение времени постоянно. Одно поколение сменяет другое. Россия переживает множество событий. Сегодня в погоне за материальными благами люди забывают о патриотизме, любви к Родине, о возрождении нашего общества..

Быть патриотом- значит работать на свою страну, на свой народ в их интересах, уважительно и бережно относится к истории и своему прошлому.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. А нам есть чем гордиться! Вспомним подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг!

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Вошли в жизнь мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: "Моя хата с краю, ничего не знаю".

Психологическое и духовное состояние россиян сегодня – это постоянная тревога о перспективах собственной жизни и жизни своих близких. Острейшие проблемы, которые не дают свободно вздохнуть ни отдельному человеку, ни средней российской семье, ни региону, ни стране в целом. Россияне не чувствуют себя хозяевами в своей стране, становятся в ней чужими: и в больших городах, и в забытых богом и властью деревнях.

Нужно, чтобы граждане России могли жить в своей стране, учиться в своей стране, работать в своей стране, защищать свою страну и гордиться своей страной.

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен.

Патриотизм – высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ, желание делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Патриотизм- сокровенное чувство, не обязательно заметное окружающим, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники

Патриотизм - чувство индивидуальное , у каждого оно проявляется по-разному, и каждый понимает его по-разному, но всех объединяет одно сохранение и укрепление своей родины. В наше время само слово «патриот» порой приходится слышать с издевкой, с иронией, что само по себе громче всех транспарантов, призывающих к патриотизму. Или человек, называя свои недостатки либо достоинства, чаще всего может услышать о том, какой он честный, умный, но немногие характеризуют себя, называя себя «патриотом»..........

Я бы хотела добавить, честно, раньше я даже не задумывалась о том, патриот ли я? Оказалось, нужно выяснить только одно: что для тебя Родина и вызывает ли она в сердце трепет?

Россия, Русь - моя великая Родина!

Есть такая песня, которая называется « С чего начинается родина…». Так вот, моя Родина начинается с Ямала, с родного города, где живут мои самые близкие люди.

Тут на дню пять погод: сеет, веет, поливает, посыпает. Приползет туча – накроет тундру холодная тень. За ней вторая – опрыснет частым дождем. Третья – пробарабанит крупой ледяной. Четвертая – снегом засыпает. Хорошо, если пятая мимо пройдет – тогда опять солнышко и тепло.

Красива тундра!!!

Ярче всего она летом. На лужах пестрые птицы: белые, черные, рыжие.

На кочках яркие цветы: синие, красные, желтые. Но лучше всего тундра в весенние вечера. Равнина становится темной, а все огромное небо над ней – золотым. Бесконечная тишина. И время остановилось.

На Севере живут мужественные, смелые люди. Суровая природа требует, чтобы человек был смелым, решительным, сильным. На Севере люди разводят оленей. Олень – очень полезное животное. Он заменяет человеку лошадь и машину, он дает ему мясо и теплую шерсть. Оленеводы пасут стадо оленей далеко в тундре, там животные находят свою любимую пищу – мох ягель.

На Ямале живут люди, которые заняты на добыче газа, – газодобытчики. Они добывают для страны газ, который необходим людям.

А тундра наша хороша.
Кусты темнеют мехом рысьим,
Снежинки кружат не спеша,
Блестят на солнце словно бисер.

В природе все рационально и прекрасно, надо только научиться видеть эту красоту, уметь беречь ее, сохранять для будущих поколений. Природа великолепна сама по себе, и в то же время сколько она несет даров людям! Общение с природой приносит необыкновенную духовную силу. Не случайно святые люди уходили в глухие места общаться лишь с Богом и природой.

Раньше я не понимала слова Родина. Когда моя мама говорила: «Были бы крылья, улетела бы на Родину»,- я ее не понимала. Но вот три года назад мы ездили в гости в ее родной город. И я увидела, как мама радуется каждому кустику, каждому дереву, знает все тропинки в лесу, потому что она здесь родилась, здесь прошло ее детство. Я радовалась за маму. Я поняла, что такое Родина!

Я горжусь, что живу в России, среди этих лесов и полей, мне хочется, чтобы будущие поколения получили от нас ту же красоту родной природы!

Для этого надо бесконечно любить свою землю, бережно относиться к ней, преумножая ее богатства.

Все мы должны стать лучше, чище, добрее.

Хватит ненавидеть и обвинять Россию за то, что она не может дать своим гражданам того, что могут дать другие государства. Не может жизнь целого народа и каждого человека заключаться только в поиске удовольствий. Нас окружают много бездомных, голодных, безработных, немощных людей.

Да, мы должны стать терпимее друг к другу, прощать вольные и невольные ошибки. И тогда люди поверят в самое доброе, будут счастливы! Ну, а счастье – это когда вы здоровы и здравствуют ваши близкие, когда ваша семья живет в достатке, когда вы уверены в будущем, когда вы любите и любимы. Для российских граждан эти ценности всегда были и остаются!

И прививался с малых лет, иногда в принудительной форме, то уважение и любовь к государству дело каждого.

Проявления патриотизма

Патриот уважает и помнит историю своей страны, он с гордостью принимает и победы, и поражения, не пытаясь при этом высмеять или унизить государство.

Можно испытывать патриотические чувства к государству, в котором живешь, а можно находясь за тысячи километров от него чувствовать себя его частью.

Безусловно, можно назвать патриотами людей, которые ежедневно, вкладывая свои силы, трудятся на благо страны, учителей, которые воспитывают уважение к государству у детей – будущих граждан. проявляется в мелочах и складывается в одно большое чувство гордости за страну.

Быть патриотом - значит верить в будущее страны, видеть перспективы и стремится к ним, это дрожь, которая пробирает все тело при первых же аккордах гимна. Патриот готов посвятить жизнь Родине, действовать в ее интересах и умереть ради нее, если это будет нужно.

Патриотизм и эмиграция

Часто люди в связи с разными обстоятельствами покидают пределы страны. Возможно, кто-то это делает по причине нежелания жить там, где родился, кого-то вынуждает жизнь, но расстояние не может стать причиной пропажи патриотических чувств. Когда человек, живя уже под другим небом переживает за Родину, даже в мелочах, например, болеет за ее спортивную команду или небезразличен к культурным событиям это вызывает только уважение.

Лучше воспитывать и развивать в себе чувство патриотизма, чем чувство стыда и ненависти, ведь винить в неудачах свое местонахождение бессмысленно.

Если граждане страны не проникаются ее проблемами, не переживают за ее судьбу и не уважают ее, то они в первую очередь смеются над собой, над историей своей жизни. Всегда жизнь за горизонтом кажется другой, новой и более перспективной, но не зря говорят, что хорошо там, где нет нас. Лучше стараться усовершенствовать свое родное, чем засматриваться на чужое, уже кем-то созданное государственное пространство.

Будущее страны в руках ее жителей, именно они создают ей позитивный или негативный имидж для других государств, именно они творят ее историю.

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение «Камышинский педагогический колледж»

Диспут

Заведующая отделом

воспитательной работы и

молодежных инициатив

Давыденко Ольга Викторовна

Камышин

"Что значит быть патриотом сегодня?"

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

Словарь С.И.Ожегова

Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.

Бернард Шоу

Обоснование значимости и актуальности.

Значимость и актуальность данной темы определяются:

    особой ролью в воспитании молодежи памяти о героизме наших предков;

    необходимостью молодежи иметь идеал, на который можно равняться;

    наличием сложного комплекса проблем в сфере организации патриотического воспитания молодежи, требующих как новых форм работы, так и учета и использования накопленного опыта.

Место в воспитательном процессе :

Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся.

Цель:

Организация ценностно - ориентированной деятельности по принятию личностью нравственно значимых идей; способствовать формированию патриотических идеалов, готовности выполнять конституционный долг, способствовать успешности социализации молодежи.

Задачи:

Способствовать созданию условий для положительной динамики по следующим направлениям:

    проявление мировоззренческих установок на готовность к защите нашей страны;

    вовлечение молодежи в ценностно-ориентированую деятельность;

    создание в среде молодежи благоприятного, дружеского микроклимата.

Вступительное слово.

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью диспута “Что значит быть патриотом сегодня?”. "Патриотизм", "любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"… Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов - возвышенных, благородных и одновременно - из-за частого упоминания донельзя затертых и потерявших свой изначальный блеск и даже смысл. Не будет преувеличением сказать, что "проблема патриотизма" стала в нашей стране едва ли не самой муссируемой. Ибо все и вся сегодня наперебой толкуют о лжепатриотизме, истинных патриотах, к которым причисляют себя, пытаясь объяснить, в чем именно состоит и выражается их "эксклюзивная" любовь к Родине. Особенно модной становится беспроигрышная патриотическая тематика накануне выборов, что понятно. Однако это обстоятельство, пожалуй, лишь затрудняет поиск ответа на главный вопрос: "Что же все-таки значит быть сегодня патриотом в России?" Разумеется, можно вспомнить известную истину, гласящую, что "патриотизм - это любовь к своему народу, а национализм - ненависть к другим", и тем ограничиться. Но, думается, крылатые слова, сколь бы красивы они ни были, всей глубины проблемы не исчерпывают.

Так давайте разберёмся, что есть патриотизм? И что нового привнесло в его понимание наше непростое время? Как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий?

Попробуем высказать свои соображения на этот счёт.

Уважение к прошлому своей страны.

Два чувства дивно близки к нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

    Кому не известны эти пушкинские строки?

    Но все ли задумываются над их смыслом?

Поэт провозглашал любовь к прошлому Отечества, в котором – он это отлично знал – цвели не одни только розы. Провозглашал, ибо понимал, что уважение к прошлому – это непременная составная уважения к своим современникам, к самому себе. Пример беззаветного служения Родине являют для молодого поколения наши деды и отцы, отстоявшие в тяжелой схватке с врагом на полях Великой Отечественной, свободу и независимость страны. Кто-то из мудрых сказал: "Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации". Действительно, историческое прошлое - это не только основанное на достижениях и заслугах настоящее. Это ещё неудачи и ошибки, которых, к сожалению, было немало и которые, увы, невозможно исправить.

    Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его?

    Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников?

    Как вы думаете, патриотизм сегодня - это реальность или утопия?

    Верите ли вы в возрождение России и что по-вашему нужно для этого делать?

Вывод:

Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее. Слово Родина ни один раз омыто кровью наших дедов и прадедов. И нужно это помнить и ценить. Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей. С точки зрения этики “патриотизм” - это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к родине. Любовь к родине включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства. Не случайно в качестве эпиграфа к нашему разговору я привожу слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”. Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами.

Так что – всё в ваших руках!

Что значит быть патриотом – это значит чувствовать патриотизм, испытывать любовь в своей Родине и ставить ее интересы выше своих собственных, это желание сделать все возможное чтобы сохранить ее саму, ее народ и ее культуру, желание защищать ее интересы и границы. Патриотизм не всегда был присущ человеческому сообществу, в первобытных общинах не было государств, но появлялись зачатки патриотизма в виде привязанности к своему племени, чувства родства и единения с ее членами, осознание себя как одного из них.

Патриотизм выполняет различные

Функции, он помогает сохранять единство определенного государства или нации, помогает ее защищать от внешних неблагоприятных факторов. Особенно яркие проявления патриотизма мы видим во время военных действий, где один человек является лишь маленькой частичкой своего народа и своей страны, и он сам чувствуя это, способен пойти на многое защищая ее, зачастую жертвуя собой ради общего блага. Патриотизм часто оценивается, как положительное качество, он ценится и вознаграждается государством и властью, о нем пишут в литературе и посвящают заголовки в средствам массовой информации, но не все считают его полезным и хорошим.

Что значит быть патриотом по мнению Льва Толстого, значит испытывать грубое, вредное и безнравственное чувство патриотизма, которое становится причиной войн. И у такой точки зрения есть причины: ведь если единения народа очень сильно, то у него формируется чувство “мы”, которое выражает мысль “мы все похожи и нам надо держаться вместе и оберегать друг друга”, при этом одновременно формируется и ощущение “мы – они”, которое говорит человеку, что все кто не принадлежит к его народы другие, они не понятны, они не так хороши, как его соотечественники и значит от них надо защищаться и нельзя принимать их взгляды. Такой патриотизм превращается в радикальный и становится национализмом, а вот он то и становится причиной войн и межнациональных конфликтов.

При этом патриотизм здесь является лишь исходным изначально положительным чувством. Патриотизм имел негативную окраску и в Советском Союзе, так как там человеку не оставляли другого выбора, он родившись в СССР обязан был быть патриотом, преданным своему государству, если же он высказывал любые идеи, которые этому противоречили, это каралось властями.

(3 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. А что это означает? Для меня слово “человек” проявляется в его поступках. Ведь настоящий человек всегда должен прийти на помощь,...
  2. Что такое счастье? Этим вопросом задается, пожалуй, каждый человек на определенном этапе своей жизни. Но возможно ли однозначно ответить на...
  3. Что объединяет всех детей и подростков? Они все мечтают стать старше. Взрослые ассоциируются у них с независимостью, и здесь нет...
  4. Текущий век, с его стремительными темпами, развивающимися технологиями и мощнейшими стрессами диктует свои законы, и, соответственно, требования к людям, идущим...