Дама с камелиями. Государственный Академический Театр Классического Балета Н. Касаткиной и В. Василёва. Театральная афиша - отзывы о спектакле Дама с камелиями театр советской армии

Дж. Верди - П. Сальников

«ДАМА С КАМЕЛИЯМИ»
Балет-мелодрама в 2-х действиях

Постановка и хореография: Наталия Касаткина, Владимир Василёв.

Либретто Наталии Касаткиной и Владимира Василёва по подлинной истории Дамы с камелиями и роману Александра Дюма-сына.

Художник: Елизавета Дворкина.

Балет на музыку Дж. Верди к опере «Травиата» (в аранжировке П. Сальникова) впервые привезли в год 100-летия со дня смерти Верди на родину композитора. Страстная хореография в сочетании с невыразимо прекрасными мелодиями вызвала настоящий восторг у итальянских зрителей. Эта постановка уже много лет пользуется большим успехом в Европе. Только за последнее время спектаклю рукоплескали в Греции, Португалии, Испании. Теперь уникальная возможность посетить этот балет появилась и у российских зрителей.

История Маргариты Готье, поведанная миру Александром Дюма-сыном, получила много интерпретаций, самая знаменитая из которых — опера «Травиата» Дж. Верди. Государственный академический театр классического балета предлагает собственную версию — балет-мелодраму.

Место действия — Париж времен Джузеппе Верди.

Действие 1

Предчувствие скорой смерти томило Маргариту. В тот год она была уже очень больна. Впадая в беспамятство, она видела одну и ту же картину.

Видение 1

Вот она бредет по ночному кладбищу и вдруг среди могил находит надгробную плиту с надписью «Маргарита Готье». Видение прерывается.

Картина 1. Театр Варьете.

Здесь собиралась знать, дамы полусвета, представители богемы, артисты и танцовщики: Прюданс, Гастон Р., мадмуазель Марс, юный Эжен, — в антракте представления свободно общались с гостями театра. Именно здесь Маргарита познакомилась с Арманом. Ее сердце — сердце самой знаменитой в Париже куртизанки — внезапно забилось от искреннего чувства. Маргарита вынуждена уйти со старым Графом, у которого в то время была на содержании. Пылкий Арман бросается вслед.

Картина 2. У Маргариты.

Маргарита как раз выпроваживала надоевшего ей Графа, когда увидела Армана у порога своей спальни. Маргарита пытается убедить Армана, что не стоит питать слишком горячую страсть к куртизанке. Но любовь побеждает все сомнения.

Картина 3. Вилла у реки.

Арман в своем имении в предместье Парижа уединился с Маргаритой. Друзья Маргариты и Армана — Прюданс, Гастон, мадмуазель Марс и юный Эжен, — приходят навестить их. Но влюбленные не откликаются ни на какие призывы. Они счастливы и полностью поглощены друг другом.

Картина 4. Театр «Опера».

В тот вечер в театре «Опера» давали балет «Альцеста» на античный сюжет. (Альцеста и Апполон любят друг друга, а Харон их разлучает, грозя Альцесте вместо царства теней отправить ее в преисподнюю к фуриям.) В главной роли — блистательная Олимпия, в роли Аполлона — знаменитый Пьер Н., в роли Харона — Гастон Р..

Среди зрителей Арман встречает своего отца, господина Дюваля. Армана представляют семье генерала, сын которого Жорж помолвлен с его сестрой Бланш. Разражается скандал — связь Армана с известной куртизанкой бросает тень на всю семью Дюваль. Помолвка разрушена. Господин Дюваль умоляет Маргариту ради спасения Бланш бросить Армана. Слезы невинной девушки переполняют жалостью сердце Маргариты, и она соглашается принести в жертву свою собственную любовь.

Картина 5. Фойе театра «Опера».

Маргарита очнулась. Пишет на программке: «Мы должны расстаться» и отдает записку г-ну Дювалю. Арман, прочитав записку, в отчаянии.

Действие 2

Картина 6. У Олимпии.

Это был один из костюмированных балов, так модных в свое время в Париже.

Здесь встречаются после разрыва Маргарита и Арман. Арман жестоко оскорбляет Маргариту, считая, что она бросила его ради денег Графа. На какое-то время любовь, которая вовсе и не умерала, вновь захватывает их. Но Маргарита опомнилась. Счастье Бланш снова в ее руках. Маргарита на глазах у Армана бросается к Графу. Арман демонстративно обнимает Олимпию и уходит с ней. Маргарита окончательно сломлена болезнью и отчаянием.

Картина 7. На корабле.

Г-н Дюваль пытается развлечь сына прогулкой на корабле. Счастье Бланш и Жоржа напоминает Арману о собственном разрушенном блаженстве. Господин Дюваль не против того, чтобы Олимпия утешила сына. Ведь актриса — не куртизанка. Такая связь вполне прилична. Но Арман жестоко тоскует о Маргарите.

Картина 8. Курорт.

Здесь больные легочным недугом пьют елебные воды, принимают лечебные грязи. Здесь смерть вошла в привычку. Граф покидает обессилившую от болезни и горя Маргариту — слишком тяжела для него эта картина. Но в этом печальном месте не принято предаваться отчаянию. Пусть веселье наполнит остаток жизни.

Картина 9. У церкви.

Из церкви торжественно выходят новобрачные — Бланш и Жорж. Обе семьи счастливы. Умирающая Маргарита просит г-на Дюваля открыть Арману правду. Дюваль соглашается. Маргарита теряет сознание.

Видение 2

Маргарите кажется, что на кладбище ее терзают черные фигуры — то ли принимавшие грязи курортники, то ли гробовщики, то ли сама болезнь. Маргарита видит Армана, поднимающего Олимпию, господина Дюваля, Бланш, чья свадебная фата стала для Маргариты смертным саваном.

Картина 10. У церкви.

Маргарита очнулась на прежнем месте. Из дверей церкви она видит Армана, предающегося отчаянию после того, как отец сказал правду о Маргарите.

Картина 11. У Маргариты.

Потерявшая поддержку Графа Маргарита вынуждена расстаться со всем своим имуществом. Прюданс готовит платья Маргариты к аукциону. Но то платье, в котором она впервые встретила Армана, Маргарита не отдает. В нем — в гроб. С любопытством и жадностью «приличные» дамы разглядывают, нюхают, расхватывают платья знаменитой парижской куртизанки. Олимпия в азарте вырывает веер из рук самой Маргариты. Силы оставляют больную.

Видение 3, последнее

В предсмертном бреду Маргарита у своей могилы прощается с Арманом. Уходит свет жизни, но великая жертва Маргариты открывает ей иной свет, который она обретает умирая.

Картина 12. У Маргариты.

Она умерла в феврале во время пасхальных карнавалов. Веселая костюмированная толпа врывается к Маргарите. Среди женщин одетых в ее платья, мечется Арман. Он находит Маргариту бездыханной, лежащей на лестнице их первого свидания. Горю Армана нет предела.

Спектакль красив невероятно, актеры замечательные, декорации, костюмы - все на "пять с плюсом". Но если вы сидите в зале и вообще не представляете, о чем идет речь и кто все эти люди на сцене, то впечатление явно будет "смазанным", а то и просто появится раздражение. Так что я всем настоятельно рекомендую покупать программку (всего 50 рублей!) - там очень кстати дано либретто, как на балете.
Но по порядку:) Сразу: мне - понравилось.
Спектакль поставлен как пластический: танцы, движения, музыка. Самое прекрасное, что исполнители - драматические артисты, а не танцоры. Может, последние бы и были более точны в танцах, но вряд ли смогли бы выразить такую гамму чувств! А здесь все получилось. И, главное, у нас получилось сопереживать героям в полной мере! В какой-то момент даже ушло осознание того, что слов нет - настолько погружаешься в происходящее. Вот Армана провожают в Париж отец и сестра. Вот он, совсем еще "не-парижанин", растерянный и немного смущенный, встречается с друзьями и вливается в парижскую жизнь. Вот впервые видит Маргариту... не буду пересказывать все - смысла нет. Это надо видеть, на самом деле.
"Дама с камелиями" - один из самых стильных спектаклей на моей памяти. Все продуманно, красиво, к месту, никакой небрежности или "дешевки" ни в декорациях, ни в костюмах, ни в движениях. Несмотря на ценз 18+ пошлости тоже нет, - честность есть, но все очень прилично красиво, художественно даже.
Замечательно, что за визуальным рядом и пластикой не упускается и чувственность, эмоции, страдания героев - все, что присуще "обычному" спектаклю, и за чем мы, зрители, собственно, приходим в Театр. Если на балет и в оперу ходят, по большей части, приобщиться к прекрасному в самом прямом смысле - насладиться танцем и голосами, профессионализмом в этих областях, то в драматический театр приходят за сопереживанием. Я лично ощущаю всегда некое разочарование, если в происходящем на сцене недостаточно правды, чувств, если удается любоваться "зрелищем", но не получается переживать вместе с героями пьесы. Так вот, здесь с переживаниями не как в балете все прекрасно.
Очень удачно выбраны актеры на главные роли - других и не представить, мне кажется! Маргарита Готье - Анастасия Панина, Арман Дюваль - Антон Феоктистов. Чудесная пара! Анастасию я видела уже в "Дом, который построил Свифт", а Антона и в "Дом,... ", и в "Мышеловке". Что характерно, теперь хочется посмотреть их обоих в других спектаклях тоже:)
Очень приятно было увидеть Артёма Ешкина - я его узнала по спектаклю в театре Моссовета, а Артём же, на самом деле, артист театра им Пушкина:) Здесь он играет Гастона, одного из двух друзей Армана.
Интереснейший персонаж введен создателями - Рок. Рок играет Инна Кара-Моско.
Вообще здесь много символов. Красные цветы - изящное обозначение чахотки. Прекрасные бусы как плата за определенные услуги (ах, как Арман обижает свою любимую!...). Куклы...
Огромное спасибо театру им Пушкина за чудесный спектакль!

"...жизнь - восхитительная штука, мой друг, всё зависит от того, сквозь какие очки на неё смотреть".
Александр Дюма-сын "Дама с камелиями".

«Дама с камелиями» - это история любви парижской куртизанки Маргариты Готье к молодому человеку Арману Дювалю. Прообразом Маргариты стала возлюбленная Дюма Мари Дюплесси, умершая от туберкулёза в возрасте 23 лет.
Впервые роман был опубликован в далеком 1848 году. Позже Дюма-сын переработал его в пьесу и несколько лет боролся с цензурой, прежде чем, она была поставлена. Сюжет для того времени был смелый. Времена изменились, но и сейчас, затронутая автором тема, для многих является давольно щекотливой, особенно если об этом не просто говорят со сцены, а «рассказывают» историю не произнося не слова. «Дама с камелиями» постановки Сергея Землянского в театре им. Пушкина позиционируется как пластический спектакль, а это совершенно особенный, удивительный немой мир, где вместо слов существует язык тела, где актеры выражают свои чувства жестами. В спектакле достаточно много пикантных сцен, но Землянский умеет преподнести их без лишней пошлости. Однако, не подготовленными зрителями, которые не понимают о чем идёт речь, происходящее на сцене воспринимается неоднозначно. В действительности же это невероятная драма, трогательная история о большой любви, о пожертвовании собой ради счастья любимого человека и его семьи. Игра актёров выше всяких похвал, дуэт Армана (Антон Феоктистов) и Маргариты (Анастасия Панина) невероятно красивый и чувственный. Великолепны и декорации и костюмы. Яркий, динамичный, вызывающий бурю эмоций спектакль, вот только эмоции у зрителей различны. Кому-то этот спектакль будет интересен и понятен, а для кого-то останется не понятым... .«всё зависит от того, сквозь какие очки смотреть»...
Поэтому, очередной раз настаиваю на том, что перед просмотром пластического спектакля просто необходимо ознакомиться с произведением или хотя бы прочитать либретто.

Полезно

Она - дама полусвета, блестящая и порочная куртизанка Маргариты Готье. Он - юноша трепетный и влюбленный, наивный и горячий Арман Дюваль.
Далее режиссер Сергей Землянский, отталкиваясь от первоисточника, создал фактически новую пьесу, и отличную пьесу надо сказать.
Но для того, чтобы понять, что происходит на сцене - обязательно перед началом спектакля прочитайте либретто. Дама с камелиями - пластическая драма без слов. А кроме того изобилует аллегориями.
Меня бесконечно раздражали эти розы. Розы были трех видов: красные, белый и розовые.
И ведь каждый цвет что-то означает, еще бы понять - что?
Герои торжественно вручали розы друг другу, носили их в петлицах, выбрасывали, целовали, мяли, зажимали цветки во рту.

Зато мне очень понравилась придумка с куклой, которая заменяла в некоторых сценах живую актрису.Это и сцена жестоких игр с Маргаритой, в которых участвовало скорее ее тело, нежели сознание или душа. И сцена смерти, когда Арману остается только ее пустая оболочка, а живая и дышащая Маргарита, незамеченная им, уходит.

Очень красивая пара главных героев - Анастасия Панина и Антон Феоктистов.
Им веришь до конца - и в сцене трепетной трогательной нежности к друг другу,
и в бешеном порыве страсти, и в желании растоптать и унизить другого.

Инна Кара-Моско в роли Судьбы - блистательна. Строга, неумолима... а все же видно, что она в глубине души сочувствует влюбленным.

К концу спектакля для меня окончательно стало понятно, что слова не нужны.
Танцевальная пластика героев, летящие движения бархата, вееров и перьев, бесконечное кружение стеклянного павильона с его винтовыми лестницами, (представляющего то железнодорожный вокзал, то загородную резиденцию, то парижский салон), мерцающий свет кованных фонарей - все это завораживает, вовлекает зрителя, не отпускает до конца.

О спектакле

«Я люблю засахаренный виноград, потому что у него нет вкуса, камелии, потому что у них нет запаха, и богачей, потому что у них нет сердца», – говорила Маргарита Готье, героиня романа Александра Дюма. Но однажды ее собственное сердце, мечтавшее о такой же бесчувственности, дало сбой – и Маргарита полюбила впервые и навсегда, ответив на страстную любовь юного Армана Дюваля. Эту, одну из самых грустных и возвышенных историй любви в мировой литературе, неоднократно брали за основу драматических и музыкальных спектаклей.

Постановке Джона Ноймайера в 2018 году исполняется сорок лет, и с момента ее рождения артисты любой труппы мира почитают за честь принять в ней участие. Волшебная музыка Шопена, то лирическая, то трагическая, как нельзя лучше соответствует прекрасно рассказанной языком танца истории о большой любви и великом самопожертвовании. А великолепная прима Большого Светлана Захарова раскрывается в этом спектакле как потрясающая драматическая актриса, не играя, а проживая судьбу своей героини от первого до последнего такта.

Краткое содержание

Действие балета начинается с аукциона, устроенного в квартире умершей куртизанки, и развивается как ряд воспоминаний разных людей - Армана, его отца месье Дюваля и Маргариты Готье.
(Рассказ о событиях прошлого выделен в тексте жирным шрифтом).

ПРОЛОГ

Умирает Маргарита Готье, одна из самых желанных куртизанок Парижа. Вся мебель из ее роскошных апартаментов, а также личные вещи и украшения распродаются с аукциона. Нанина, преданная служанка Маргариты, держит в руках дневник покойной, она мысленно прощается со своей хозяйкой. Среди гостей, рассматривающих распродаваемые ценности, находится месье Дюваль; его сын Арман врывается в дом в состоянии исступления. Охваченный воспоминаниями, он падает в изнеможении.
Тема Largo из Сонаты № 3, op. 58 (1844 г.)

ДЕЙСТВИЕ I
Концерт № 2 для ф-но с орк., op. 21 (1829 г.)

Месье Дюваль успокаивает сына, и Арман рассказывает свою историю.

Она начинается в Театре варьете на постановке балета «Манон Леско», в котором известная куртизанка эпохи рококо Манон обманывает Де Грие с многочисленными поклонниками. На публике Маргарита Готье возмущается фривольным поведением Манон. Арман Дюваль, который давно восхищается Маргаритой, представлен ей Гастоном Рьё. Маргарита посмеивается над наивностью и чистосердечием Армана. По мере того, как развивается действие балета, Арман с ужасом понимает, что он может повторить печальную судьбу Де Грие.

После представления Маргарита приглашает Армана к себе в апартаменты вместе с его другом Гастоном, куртизанкой Прюданс, и со своим собственным спутником, нудным молодым Графом N. Раздраженная ревностью графа, Маргарита заходится в приступе кашля. Арман провожает ее в спальню, предлагает помощь и признается в любви. Маргарита тронута его искренней страстью. Однако, отдавая себе отчет, что ее болезнь неизлечима и ей необходимы роскошь и комфорт, Маргарита настаивает, что их связь должна оставаться в тайне.

Пока Маргарита продолжает вести сумбурный образ жизни, торопясь с одного бала на другой, от одного поклонника к другому, от старого герцога к молодому графу, Арман всегда рядом - он ждет. Арман отправляется вслед за Маргаритой в загородный дом, предоставленный ей в полное распоряжение Герцогом.

ДЕЙСТВИЕ II

Вид летней соломенной шляпки Маргариты побуждает Армана продолжать рассказ...
В окружении кутящих друзей и пылких поклонников Маргарита ведет бурную светскую жизнь и в деревне.
Вальс № 1 из «Трех блестящих вальсов», op. 34 (1831 г.)
Три экосеза из ноктюрна, траурный марш и три экосеза, op. 72 (1826 г.) Вальс № 3, op. 34

Конфликт между Арманом и Герцогом неизбежен, и наступает момент, когда Маргарита должна принять решение. Она публично признается в любви к Арману. Наконец, Арман и Маргарита остаются наедине.
Largo из Сонаты № 3

Месье Дюваль с сожалением вспоминает о своей роли в этой истории.
Сгорая от стыда за то, что его сын сожительствует с куртизанкой, месье Дюваль навещает Маргариту в деревне. Он говорит, что их отношения погубят Армана. Маргарита шокирована, она протестует, но в ее памяти возникает образ Манон и ее поклонников.
Образ, который, как зеркало, отражает ее собственное прошлое и подтверждает истинность обвинений месье Дюваля. Он требует, чтобы она оставила Армана. Ведомая чувством глубокой и искренней любви, Маргарита уступает.

Прелюдии № 2, № 17 и № 15 из «24 прелюдии», op. 28 (1836-39 гг.)
Тема Largo из Сонаты № 3

Арман рассказывает отцу, как он, вернувшись, обнаруживает, что дом пуст.
Он ждет напрасно, пока Нанина не приносит ему письмо, в котором Маргарита пишет, что она возвращается к своей прежней жизни. Не веря, Арман спешит в Париж и находит Маргариту в объятиях Герцога.
Прелюдии № 2 и № 24, op. 28

ДЕЙСТВИЕ III

Арман рассказывает отцу, как спустя время, они встретились на Елисейских Полях.
Маргариту сопровождает очаровательная юная куртизанка Олимпия. Чтобы отомстить женщине, которая так глубоко ранила его, Арман ухаживает за Олимпией и соблазняет ее.
Фантазия на польские темы для ф-но с орк., op. 13 (1828 г.), Largo non troppo, Andantino, Vivace

Смертельно больная Маргарита навещает Армана и умоляет не оскорблять ее чувства, выставляя напоказ связь с Олимпией. Их страсть разгорается с новой силой.
Баллада № 1, op. 23 (1831-35 гг.)

Но когда она засыпает, возникает видение Манон, которая зовет Маргариту вернуться к ее прошлой жизни. Проснувшись, она вспоминает обещание, данное отцу Армана, и, во второй раз покидает молодого человека, не говоря ни слова.
Andante spianato, op. 22

На пышном балу Арман публично унижает Маргариту, бросая в лицо деньги как плату за ее услуги. Маргарита падает без чувств.
Полонез для ф-но с орк., op. 22 (1830-31/1834 гг.)

Повествование Армана подходит к концу. Он больше никогда не увидит Маргариту. Месье Дюваль уходит растроганный. Возвращается Нанина и передает Арману дневник Маргариты.
Читая, Арман мысленно сопровождает Маргариту во время ее последнего посещения театра. Она снова видит сцену из балета «Манон Леско». Это момент, когда Манон, доведенная до нищеты, как и Маргарита, умирает на руках своего преданного любовника Де Грие.
Романс из Концерта № 1 для ф-но с орк., op. 11 (1830 г.)

Страдая от болезни, в отчаянии Маргарита уезжает из театра, но персонажи балета преследуют ее в лихорадочном сне. Фантомные любовники сливаются с ее собственными реальными воспоминаниями, и ее отождествление с Манон становится полным. Покинутая Маргарита страстно желает увидеть Армана, она доверяет свои чувства дневнику и просит Нанину передать его Арману.
Тема Largo из Сонаты № 3

Маргарита умирает покинутая всеми.

Арман молча закрывает дневник.

Рецензия

Хороший сюжет для большого балета
Автобиографический сюжет, использованный Дюма-сыном в литературе (в 1848 г. он написал роман «Дама с камелиями», а в 1852 г. переделал его в одноименную пьесу), оказался на редкость жизнеспособным. «Дама с камелиями» прочно воцарилась в драматическом театре, пополнив его историю великими актерскими и режиссерскими свершениями (достаточно назвать такие легендарные имена, как Сара Бернар, Элеонора Дузе, Габриэль Режан, Мария Савина, Всеволод Мейерхольд). Оперная история «Дамы с камелиями» столь же протяженная и еще более яркая. Опера Верди «Травиата» вышла на сцену в 1853 г., всего через год после первой постановки спектакля по пьесе Дюма-сына, ставшей ее первоисточником, и, пережив сокрушительный провал, вскоре уже гремела на весь мир (Мария Каллас, Рената Тебальди и множество других впечатляющих Виолетт, а также Альфредов и Жермонов).
С возникновением кинематографа «Дама» не замедлила явиться на экран (Алла Назимова, Грета Гарбо, Сара Монтьель, Изабель Юппер; среди Арманов - Рудольфо Валентино).
Балет не был исключением. Хореографы ставили на этот сюжет охотно и много. Но самым знаменитым балетом стала «Дама с камелиями» в постановке Джона Ноймайера (1978 г.).

«Жизель XX века»
Эта «Дама» принадлежит к числу наиболее востребованных полнометражных балетов второй половины XX столетия. Ее любят балерины и перманентно включают в репертуар ведущие балетные театры мира. Балет Парижской оперы, Королевский Датский балет, Баварский государственный балет, балет театра Ла Скала, Американский театр балета (АБТ) - список можно продолжить.

В конце концов, кто-то даже придумал назвать ее Жизелью XX века. Джон Ноймайер, до сведения которого довели этот комплимент, сказал, что принимает его с большим смущением, однако «рискнул» предположить, почему возникло такое сравнение. Великий балет «Жизель» живет благодаря потрясающему соединению музыки, драматургии, танца и драмы, которые сплетены так, что не поддаются разъятию. Создавая свой балет, он стремился достичь подобного же «эффекта». И при всей непохожести есть нечто общее в героинях - присущий им обеим мотив жертвенности. Но главное - и роль Жизели, и роль его Маргариты предполагает множество различных и даже абсолютно несхожих интерпретаций.

Как в кино
При всем при том, его «Дама» вовсе не так «классична». Пусть эта история случилась в XIX веке, однако она облечена совсем в иную форму, чем выработал полнометражный сюжетный балет позапрошлого столетия. У «Дамы с камелиями» совершенно другая структура. Ноймайер идет вслед за Дюма: когда он прочитал роман, по его признанию, поразился тому, что писатель как будто использует кинематографическую технику. История рассказывается нелинеарно, события одновременно преподносятся с разных точек зрения и почти всегда относятся к области воспоминаний. Добиться в балете такого же принципа «подачи материала» стало для него интересной и амбициозной задачей.

Юрген Розе
Сценография должна была дать возможность совершать флэшбэки (возвраты в прошлое), чтобы менять один взгляд на другой или добиваться их совмещения. В начале 1970-х Джон Ноймайер и его постоянный соавтор художник Юрген Розе - во многом под впечатлением от постановок немецкого режиссера Петера Штайна - неожиданно осознали, что невероятной магией в театре может обладать реализм. Еще совсем недавно они ни за что не одели бы крестьянина в крестьянский костюм, но Штайн показал им, что внимательное и достоверное воспроизведение деталей эпохи может таить в себе большую театральную силу. Следуя этому открытию, они создали ряд спектаклей. Однако «Дама» встала в этом ряду особняком. Костюмы достаточно «подробны», но пространство решено с безыскусной простотой. Действие начинается во время аукциона. На торги выставлены вещи, оставшиеся после смерти героини. Вся ее история будет рассказана «вспять» - соприкасавшимися с ней людьми и безутешным Арманом. Точка взгляда меняется в зависимости от того, кто в этот момент думает, чувствует, рассказывает. Но «комната» в целом остается все той же.

Шопен
Выбирая музыку для будущего балета, Ноймайер долго не раздумывал. Шопен! Этот выбор представлялся ему идеальным: «Шопен был очень важен в жизни общества XIX века. В его музыке есть определенная живость и фривольность, иллюстрирующие ту сторону жизни, о которой идет речь в „Даме с камелиями“. Но обстоятельства жизни самого Шопена, его польское происхождение, его болезнь сообщают его произведениям некую грусть и предощущение мрачной судьбы, что очень точно выражает главную тему этого балета».

Манон Леско и Кавалер де Грие
У Дюма Арман Дюваль, опоздав на аукцион, где распродавались вещи Маргариты, стремится найти и выкупить книгу «История кавалера де Грие и Манон Леско», которую некогда он сам подарил своей возлюбленной. У Джона Ноймайера знаменитая куртизанка из французского романа XVIII века и ее несчастный любовник становятся полноправными персонажами балета. Маргарита и Арман отправляются в театр посмотреть спектакль, поставленный по этому роману. Призрак Манон, как будто сошедший с театральных подмостков, будет сопровождать Маргариту на протяжении всей ее балетной истории, предвещая ее собственную судьбу и «заставляя» принимать те или иные решения.

Маргарита и Арман
В этом балете работы хватит почти всей труппе, настолько он населен разными - на самом деле, очень разными - персонажами. Но главная интрига, конечно, заключается в главном дуэте. Ноймайер подчеркивает, насколько каждая постановка этого балета зависит от исполнителей главных партий. Когда он только сочинял этот балет для Марсии Хайде, она практически в полном смысле этого слова была его соавтором. Такое же ощущение складывалось у него и потом, когда он работал с другими балеринами. Хореографический текст уже не менялся, но роль Маргариты (как и Армана) настолько зависит от личности интерпретатора, что каждый новый спектакль всякий раз поворачивается к своему создателю какими-то новыми гранями. Поэтому Ноймайеру очень нравится работать над этим балетом снова и снова. Маргариту, говорит он, могут танцевать и молодая артистка, и очень-очень молодая, и балерина, готовящаяся завершить свою карьеру. Каждая может создать индивидуальный, достоверный и совершенно неповторимый образ.

Марсия Хайде, Жан-Кристоф Майо, Большой театр
Джон Ноймайер, чья карьера начиналась в чрезвычайно богатом дарованиями Штутгартском балете Джона Крэнко, ставил «Даму с камелиями» для Марсии Хайде. (За несколько лет до этой работы Крэнко скоропостижно скончался, и его муза осталась без своего хореографа). В 2013 г. штутгартская труппа выступала на Исторической сцене Большого театра со своим знаменитым балетом «Ромео и Джульетта». Легенда мирового балета Марсия Хайде исполнила партию Синьоры Капулетти, и сегодняшняя публика Большого получила представление, насколько велико могло быть воздействие этого темперамента и таланта в молодые и зрелые годы. В 1981 г. Ноймайер создал вторую редакцию «Дамы с камелиями» уже для собственной труппы - Гамбургского балета. Роль Маргариты вновь исполнила Марсия Хайде. А первым исполнителем де Грие в этой редакции стал Жан-Кристоф Майо, будущий прославленный хореограф, друг и партнер Большого театра, создатель эксклюзивного балета для труппы Большого. История балета изобилует такими пересечениями.

Первое «пересечение» Джона Ноймайера и Большого театра состоялось в 2004 г. Тогда Большой показал российскую премьеру еще одного выдающегося балета Ноймайера - «Сна в летнюю ночь». Первый показ этого балета также стал российской премьерой - до постановки в Большом «Дама с камелиями» Джона Ноймайера ни в одном российском театре не шла.