Кинусайга: учимся создавать картины из лоскутков. Мастер класс техника "кинусайга"

Японцы славятся своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Оригами, икебана, канзаши и многие другие виды творчества прошли по этому пути. То же самое произошло с техникой Кинусайга: желание повторно использовать довольно дорогую ткань старого кимоно, превратилось в искусство создания великолепных картин и панно.

Хотя сама идея имеет свои аналоги во многих народах: например, на Руси старые вещи использовали для лоскутного шитья . Кстати, картины Кинусайга очень часто называют техникой «печворк без иголки» — ведь эти лоскутки не надо сшивать!

История техники Кинусайга

Кимоно — традиционная японская одежда, с середины 19 века считающаяся в Японии «национальным костюмом». Японцы надевают кимоно до сих пор! Кимоно шьется из натурального шелка и, разумеется, стоит очень долго. Старые кимоно никогда не выбрасывали, а использовали для создания других, более мелких вещей.

Один из способов использовать шелковую ткань кимоно — создавать картины Кинусайга.

Традиционно Кинусайга создается следующим образом. Вначале художник делает эскиз рисунка на бумаге. Затем готовый эскиз переводится на деревянную дощечку. В дощечке прорезаются углубления, глубиной около 2 мм. Старое шелковое кимоно разрезается на небольшие лоскутки (припуски всего 1 мм), которые вставляются в прорезанные канавки.

Сюжетами для кинусайга чаще всего становятся пейзажи.

Гораздо реже на картине появляются люди — изображение лиц даже для мастеров является довольно сложным процессом. А если и появляются, то чаще всего стилизованные.

Техника кинусайга получила распространение во всем мире. Хотя, конечно, для изготовления уже используются не дорогие кусочки кимоно, а обычные ткани. А вместо деревянных дощечек берется обычный пенопласт.

Как сделать картину в технике Кинусайга

Один раз посмотрите, как именно создаются картины Кинусайга (мастер-класс простой и доступный) и поймёте до конца весь принцип.

Подготовьте заранее:

  • Кусок пенопласта толщиной не менее 1 см
  • ткань (лоскутки) подходящих цветов

При выборе ткани помните: она не должна растягиваться, должна быть довольно тонкой, а края не должны осыпаться.

  • ножницы
  • макетный нож (канцелярский нож или скальпель)
  • инструмент для заправки ткани в пенопласт (вполне подойдет пилка для ногтей или деревянная палочка из маникюрного набора)
  • рисунок (можно нарисовать самостоятельно, а можно воспользоваться любой детской раскраской)
  • копировальная бумага

Выбираем понравившийся рисунок. Давайте возьмем простые геометрические формы и сделаем вот такой домик.

С помощью копировальной бумаги переносим рисунок на лист пенопласта.

С помощью ножа делаем прорези по контуру рисунка глубиной примерно 2-3 мм.

Разрезаем ткань на подходящие по размеру лоскутки.

Заправляем лоскутки в пенопласт с помощью палочки или пилки. Заполняем всю картину.

Срезаем лишние края.

Завершающим штрихом будет оформление панно в раму. В качестве другого варианта оформления можно сделать окантовку с помощью ткани или широкой ленты, закрепленной на кнопки.

Наша картина готова!

Очень часто в технике Кинусайга украшаются крышки от коробок, в результате получаются красивые шкатулки:

Очень редкий вид лоскутной техники. Описание

Культура, искусство, традиции Японии не перестают удивлять и восхищать нас и поныне. Чего только не придумали изобретательные и невероятно чуткие к красоте японцы! И вот еще одно удивительное явление: лоскутные картины - так называемая кинусайга.


Собственно говоря, «лоскутные картины» - это неточно. Кинусайга - это своего рода синтез нескольких техник.

Это, во-первых, техника аппликации, во-вторых, пэчворк (именно эта техника дала основания называть кинусайгу лоскутными картинами), в-третьих, мозаика, в-четвертых… резьба по дереву.

Иными словами, кинусайга - это техника мозаичной лоскутной аппликации на дереве.

Кинусайга - художественный жанр, возникший, если можно так выразиться, на почве экономии. Вернее, японской экономности. Это первоначально был способ «утилизировать» старые отслужившие кимоно.


Шёлк кимоно - ткань дорогая и красивая, хотелось придумать ей «вторую жизнь». И придумали!


Лоскутные картины кинусайга создаются так. Во-первых, проект будущей лоскутной картины рисуется на бумаге. Все линии переносятся на дерево. И по этим линиям в дереве прорезаются желобки-канавки глубиной в 2 мм.

Затем бумажная картина раскрашивается - каждый фрагмент определенным цветом. Эти фрагменты нумеруются (и на бумаге, и на дереве), и по форме каждого кусочка из ткани вырезается точно такой же кусочек того же цвета, только чуть-чуть больше.

Техника аппликации на дереве требует, чтобы по краям каждого кусочка оставлялся припуск в 1 мм. Этот краешек будет заправляться в прорезанную в дереве канавку, когда сам фрагмент будет наклеен на соответствующее место.

Вы представляете?!!

Какая скурпулезная работа! Вы только посмотрите сколько таких канавок нужно прорезать, сколько лоскутов подобрать! Обратите внимание как тонко подобран цвет - каждая линия, каждое пятнышко. Я просто в недоумении Это ведь такая тонкая и трудоемкая работа!


Картины кинусайга даже и в самой Японии не слишком распространены - это эксклюзивный вид искусства. Картины всегда создаются исключительно вручную, получаются очень дорогими.

Поэтому кинусайга - жанр довольно редкий: далеко не всем европейцам, побывавшим в Японии, посчастливилось поглядеть на лоскутные картины. Но на тех, кому удается их увидеть, они производят неизгладимое впечатление.

Обычно с первого взгляда (да и не только с первого) трудно понять, как это сделано. Пока экскурсовод не объяснит, зрители не догадываются, что это своеобразная техника аппликации. А поняв, поражаются удивительной «живости» лоскутных картин.


Обычно кинусайга достаточно большие по размеру, изображаются на них чаще всего городские пейзажи. Но иногда это натюрморты, картины природы и т.д.

Людей на картинах кинусайга обычно нет, разве что спиной. Уж очень тонкий объект для мозаичной техники - человеческое лицо. Правда, иногда художникам кинусайга удается даже это. Чаще это лица стариков, изборожденные морщинами.

Художник, взявшийся за создание лоскутной картины, тратит очень много времени - что не удивительно при описанной технике - и на сами аппликации, и на длительную подготовку к ним.

Но труд этот вознаграждается замечательным результатом: картина кинусайга - очень редкое и удивительное произведение искусства.

Мастер-класс для воспитателей "Техника кинусайга или пэчворк без иголки"

Цели и задачи:

Сформировать у коллег представления об интересной технике изготовления поделок - "пэчворк без иголки";

Вызвать у воспитателей желание развивать свои творческие способности, повышать уровень профессиональной компетентности.

Актуальность.

Техника кинусайга может применяться в образовательном процессе как средства развития мелкой моторики рук. Во время работы обеспечивается хорошая тренировка пальцев, развивает точность, координацию движений пальцев, обогащаются сенсорные впечатления, образное и пространственное мышление, творческие способности, воображение. Все это очень важно, так как стимулирует развитие речи у детей. У детей старшего дошкольного возраста работа в технике кинусайга способствует подготовки руки к письму.

Необходимый материал:

Пенопласт, лоскуты тканей разных цветов, ножницы, стеки, канцелярские ножи, салфетки, образцы работ в технике «пэчворк без иголки», презентация по теме мастер-класса, запись японской музыки.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Япония - страна восходящего солнца. Она известна на весь мир такими чудеса как оригами, икэбана, бонсай, анимэ, айкидо и многое другое. Жители Японии - тонкие ценители красоты. Именно они являются основоположниками техники под названием "кинусайга".

Кинусайга - это искусство создания картин из небольших лоскутов ткани. Японцы очень бережливы, поэтому в древние времена хозяйки не выбрасывали старые кимоно. Часто поношенную вещь перешивали в одежду для ребенка. Оставшиеся лоскуты шли на изготовление кукол, оберегов, подушек. Но даже самые маленькие обрезки не выбрасывали, а собирали для создания небольших картин. Такие работы смотрятся не как соединение отдельных лоскутков, а как настоящая картина или даже фотография! Для изображения чаще используют пейзажи, части домов и цветы.

Основала технику кинусайга японка Маэно Такаши. Она была профессором Университета, писала книги и представляла свои работы на выставках.

Кинусайга напоминает одновременно много техник: лоскутное шитье, аппликацию, резьбу по дереву, батик, роспись, мозаику.

У нас данную технику называют «пэчворк без иголки». Она достаточно молода, но уже имеет своих поклонников.

В прошлом кинйсайга создавалась так: вначале делался эскиз рисунка на бумаге. Затем рисунок переводился на деревянную дощечку. В дощечке делали прорези по линиям рисунка, глубиной около 2 мм. Поношенное шелковое кимоно разрезается на небольшие лоскутки (припуски всего 1 мм), которые вставляются в прорезанные канавки. В настоящее время технику удалось упростить - деревянные дощечки заменили пенопластом.

Для чего используется "пэчворк без иглы"?

Во-первых, с помощью такой техники создаются разные панно и картины, которые используются для украшения интерьера. Во-вторых, такой аппликацией декорируют шкатулки, коробочки, обложки альбомов, блокнотов и книг. Используя эту технику можно изготовить оригинальные пасхальные яйца, елочные игрушки, валентинки, топиарии.

Хочу представить свой опыт по овладению техники "пэчворк без иголки". Главное что нужно для этого – ваше желание.

Ход мастер-класса.

Нам понадобится:

1. Пенопласт;

2. Лоскутки тканей разных цветов;

3. Ножницы;

4. Канцелярские ножи;

5. стека, пилка для ногтей (для заправки ткани в бороздки)

6. Трафарет.

7.Степлер

Для начала нужно выбрать рисунок.

Перевести его на пенопласт с помощью карандаша (продавить рисунок) или кальки, обведя рисунок маркером.

Канцелярским ножом сделать прорези по всем линиям рисунка на глубину примерно 2 мм.

Приготовить лоскутки, соответствующие деталям рисунка.

Подготовленные лоскутки заправить с помощью стека или пилки для ногтей в прорези.

Заполнить лоскутками всю картину.

Для рамки от края отступить 2-5 см и по периметру сделать прорези. Заправить края в прорези. Закрепить с обратной стороны стиплером или клеем. Лишнее срезать.