Кто в сказке кощей бессмертный. Кощей Бессмертный - кто он? Теории происхождения народного антигероя. Где живет Кощей и есть ли у него родственники

Мне, как человеку, чьи предки переселились в Сибирь с Украины в начале XX века, проживающего рядом с “седым” Иртышом (где обосновались дружины Ермака), близка и интересна тема Казачества Сибири. Я от моей бабушки услышал песню о казаке Дорошенко, который «вэдэ свое вийско, вийско запорижско хорошенько».

Со школьной поры и до сих пор мне дороги персонажи из книг “Тарас Бульба” Н. В. Гоголя, “Тихий Дон” и “Поднятая целина” М.А.Шолохова, а также герои из художественного фильмаКубанские казаки”. Именно это побудило меня на примере станицы Генераловка Одесского района Омской области показать роль современного сибирского казачества.

Казачество Сибири – исторические вехи

  • Первыми русскими, которые появились в Западной Сибири, были именно казаки. Они пришли сюда 425 лет назад под предводительством легендарного атамана Ермака Тимофеевича. В результате смелых и дерзких ударов небольшого отряда казаков осуществилось присоединение Югры к России под власть русского царя. По указу Ивана Грозного казакам в Сибири был пожалован особый статус, гордое имя – Сибирское казачье войско. И с этого времени оно встало на верную и неусыпную службу своему государству, своему народу.
  • Казакам Сибири пришлось жить в особенных климатических и географических условиях: суровая природа и удаленность от государственных границ. Это и обусловило основные направления их службы. Сибирские казаки сопровождали почту, этапировали заключенных, охраняли города и поселки.
  • Любовь к земле и желание твердо стоять на ней положили начало освоению плодородных угодий, быть первыми хлебопашцами Сибири. И здесь казаки умудрялись весьма успешно заниматься сельским хозяйством, организовывать надёжный и уютный быт для себя и своих семей. Это, в свою очередь, позволяло войску быть одним из наиболее активных и благополучных слоев населения, проживавших на данной территории.
  • Сибирское казачье войско официально ведёт своё начало от первых казачьих поселений в Сибири. Как самостоятельное войско было образовано в 1808 году. Формировалось оно в основном за счёт сибирских городовых казаков, переселённых запорожских и оренбургских казаков, крестьян различных губерний.
  • Характерной вехой казачества Сибири явилась первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка, открывшаяся в Омске 15 июня 1911 года. В центре выставки высилась могучая фигура завоевателя Сибири Ермака Тимофеевича, вывеска над которой гласила: «СИБИРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО» 1582 – 1911
  • Примечательно, что Сибирским казачьим войском на выставке была представлена богатая коллекция различных сортов пшеницы, ржи и кукурузы. Тут были яровые минусинские пшеницы: Черноколоска, Голоколоска, Кубанка, Белотурка. Особый интерес вызвал новый сибирский сорт яровой пшеницы, выращенный в Тарском и Тюкалинском уездах – ледянка, а также южные, степные сорта: Чубильдай и Благодать. Кроме того, казаки-хлебопашцы показали озимые пшеницы: Семиреченская, Курганская, Тюкалинская.
  • Довольно широко были представлены отрасли животноводства: коневодство, скотоводство, овцеводство, свиноводство. Организаторы выставки не оставили без внимания оленей, маралов, северных собак, домашнюю птицу и, что меня особо радует – пчёл
  • В 1913 году население Сибирского казачьего войска насчитывало свыше 130 тысяч лиц обоего пола. Из них на действительной службе в мирное время состояло до 3-х тысяч казаков, которыми комплектовались один гвардейский и три конных полка. Всего на территории Сибирского казачьего войска насчитывалось 53 станицы, 118 поселков, 437 хуторов. Войско владело 5 млн. десятин земли. Столицей был город Омск. Высшей властью в Сибирском казачьем войске обладал генерал-губернатор Западной Сибири (Степной генерал-губернатор), который одновременно был и командующим войсками Омского военного округа в звании войскового наказного атамана Сибирского казачьего войска. Войско состояло из трех военных отделов: 1-й - с центром в Кокчетаве, 2-й - в Омске, 3-й - в Усть-Каменогорске.
  • Сибирское казачье войско - это особое, исторически сложившееся сословно-государственное учреждение Российской империи. Оно имело собственную территорию, управление, военную организацию, систему учебных заведений и хозяйственные структуры. Казачье население войска, составлявшее отдельное войсковое сословие, отбывало особую воинскую повинность, в основе которой лежали, прежде всего, принципы пользования землей за военную службу, а также материального, полного или частичного, самообеспечения при выходе казаков на эту службу. Войско было государственным учреждением, а не автономной единицей, так как настоящее самоуправление существовало до революции только на уровне казачьей общины - посёлка.
  • После падения самодержавия сибирское казачество заняло выжидательную позицию. Провозглашение советской власти разделило казаков на красных и белых, втянуло в братоубийственную бойню. В январе-феврале 1919 года определилась негативная политика большевиков по отношению к казачеству. Фактически была разрушена структура казачества, упразднено руководство.
  • Вновь востребованными казаки оказались в 1941 году, сам уклад жизни казаков подразумевал мгновенное включение в борьбу с фашистскими захватчиками. За годы Великой Отечественной войны казачьи части удостаивались звания “Гвардейских”, входили в составы ударных армий, отдельных подразделений. Из рядов казачества вышло немало знаменитых военачальников. В послевоенное время казачество включилось в восстановление народного хозяйства.

Казачество Сибири возрождается

В 1994 году была утверждена Концепция государственной политики по отношению к казачеству, а годом позже издан Указ Президента “О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации”. Во всей стране началось возрождение казачества.

За многовековую историю казачество вообще, и казачества Сибири, в частности, накопили немало традиций, сохранили опыт предков, не забыли свои исторические корни. Именно на этой основе и началось возрождение казачества.

Важно было восстановить доныне не утратившие своё значение устои жизненного уклада, увидеть свое место в изменившемся мире, стать полезными для современного общества. За последнее время все яснее вырисовываются главные направления деятельности сибирского казачества: восстановление традиционных форм управления казачьим обществом, организация подготовки казаков к военной и иной службе, обеспечение гражданской и территориальной обороны, внедрение новых форм землепользования.

Казачий сбор, посвящённый вопросам развития сибирского казачества, состоялся 21.03.2008 года на хуторе Генераловка Одесского района Омской области.

Собрание представителей войсковых казачьих обществ Сибири проводил работавший в тот период полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин. В работе сбора принимали участие губернатор Омской области Леонид Полежаев, депутаты Государственной Думы РФ, представители органов исполнительной власти субъектов Федерации округа, а также федеральных органов исполнительной власти, атаманы войсковых казачьих обществ Сибирского Федерального Округа, руководители общественных организаций.

Цель казачьего сбора – определить меры по дальнейшему становлению сибирского казачества, разработать пути повышения роли казачества в социально-экономическом развитии регионов, обеспечении пограничной и экономической безопасности сибирских территорий, патриотическом воспитании молодежи.

“Современное сибирское казачество – это организованная сила, имеющая четкую структуру и многовековой опыт несения службы по защите рубежей страны с одновременным ведением хозяйственной деятельности”, – заявил Анатолий Квашнин.

В сборе принимало участие более 70 представителей казачьих обществ Сибири. На территории Сибирского федерального округа осуществляют деятельность четыре войсковых казачьих общества: Сибирское, Енисейское, Иркутское и Забайкальское. В состав сибирского казачьего движения входит около 150 000 человек.

Сбор принял решение создать Совет по делам казачества при полномочном представителе Президента РФ в СФО. Это примечетельно: такое важное решение принято в одной из станиц Прииртышья, с жизнью которой я намерен познакомить читателей блога.

В Сибири возрождаются казачьи станицы

Не случайно именно в станице Генераловка полпредом Президента России были произнесены такие слова:

Мы возлагаем большие надежды на возрождение казачьих поселений в стране, Сибирь осваивали ваши предки, и я надеюсь, что настоящий казачий дух из местных поселений не выветрился. Поэтому сегодня мы обсудим проблемы развития станичных обществ и поговорим о перспективах сотрудничества.

Любо! – дружным хором поддержали полпреда атаманы.

Исторически сибирские казачьи войска охраняли границы родины, а взамен получали от Российского государства земельные наделы. Пришла пора вернуть забытые добрые традиции. Казаки должны участвовать не только в военно-патриотическом воспитании молодежи, но и в сторожевой деятельности в приграничной зоне, охране лесных и водных ресурсов и обеспечении экологической безопасности. Становление родовых казачьих поместий на земле вернет к жизни заброшенные сибирские деревни и поднимет с колен сельское хозяйство.

История станицы Генераловка в этом плане уникальная и заслуживает того, чтобы взять опыт омских казаков на вооружение в масштабах Сибири.
Казачья станица, действительно, выглядит любопытно. Всего за несколько лет подъесаулу Григорию Остапченко и его сподвижникам удалось превратить развалившееся после перестройки село в одну из передовых станиц в России.

Состоявшаяся короткая беседа с атаманом Григорием Анатольевичем Остапченко оставила у меня неизгладимые впечатления. Масштабы планов, основательность в суждениях, гордость за уже достигнутое вселяют уверенность, что генераловские казаки будут честно служить своей Родине, самоотверженно трудиться на сибирской земле земле.

). Не менее насыщенная и славная родословная у их восточных соседей, казаков сибирских.

Казаки вообще: сложности определения

Происхождение казачества, его социальный статус, национально-культурная идентичность и толкование самого слова «казак», - всё это вечные темы для дискуссий, которые активно обсуждаются не только учёными, но и широкой общественностью.

В тюркских языках слово «казак» переводится как «человек вольный, независимый, искатель приключений, бродяга», и даже - «разбойник». А у Владимира Ивановича Даля казак - это «войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к особому сословию казаков, лёгкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении». В ХХ веке «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова под казаками понимаются «члены военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства, активно участвовавших в защите и расширении государственных границ; крестьяне, потомки этих поселенцев, а также бойцы воинской части из этих крестьян».

С точки зрения дореволюционного законодательства, казачество - это особое воинское сословие в Российской империи, имевшее привилегии за несение обязательной службы. После 1917 года иные казачьи историки-эмигранты были склонны выделять казаков в отдельный этнос, самостоятельную народность, «четвёртую ветвь восточного славянства» (в наше время, в 2000-е годы, эту роль иногда отводят закарпатским и прочим русинам). Кто-то даже усматривал в казаках «особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения». В современной историографии Казахстана сложилась традиция считать казачество вначале исконно тюркским явлением, трансформировавшимся затем в ходе многовековой славянской колонизации юга и юга-востока в русское казачество.

Известно, что данные Всероссийской переписи населения 2002 года впервые зафиксировали факт самоопределения небольшой части казаков в качестве отдельной национальности - более 140 тысяч человек назвали себя казаками (наибольшее количество таких ответов встретилось в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях). Варианты такого национального самоопределения встретились практически во всех административно-территориальных единицах Западной и Восточной Сибири. Казачество сыграло выдающуюся роль в культурно-хозяйственном освоении сибирского региона - достаточно вспомнить Ермака и землепроходцев.

Но версия о казачестве как национальности широкой популярности в итоге не обрела. Более распространена версия о том, что «казак - не национальность, а особое состояние духа».

Учёным, в отличие от обычных участников переписи, разбираться в казачьей родословной гораздо сложнее. Перед исследователем казачества встаёт множество проблем: сочетание этнических, социальных, конфессиональных характеристик с многочисленностью и множественностью казачьих войск, разнообразием природно-географических условий их проживания и, соответственно, вариативностью традиционно-бытовой культуры.

Отдельный интерес вызывает дискуссия по поводу этнической казачьей идентичности (осознанию своей принадлежности к какой-либо группе, а также представления о типичных чертах её характера и культуры). Как в дореволюционной, так и в современной историографии существует несколько точек зрения на этот вопрос. Одни учёные видят в казаках самостоятельный этнос, другие - феодальное сословие или субэтническую группу русских. В XVI-XVII веках, когда казачьи общины были практически изолированы от других социальных групп, в них развивался процесс этногенеза, прерванный в XVIII столетии Российской империей, которая инкорпорировала казаков в структуру общества, фактически превратив их в специфичное военно-служилое сословие. Нет единства и в наших полевых материалах. Так, например, в экспедициях 1980-х годов одни информаторы из бывших казачьих станиц называли себя русскими, а другие - казаками (точно также, как и многие казаки на Дону из знаменитого романа Михаила Шолохова).

О себе и со стороны

Сибирское казачество характерно значительной пестротой и неоднородностью этнического, конфессионального и социального состава: в него верстались донские, запорожские, кубанские, оренбургские, забайкальские и другие казаки; крестьяне из различных губерний Европейской России, Урала и Сибири; повстанцы с Дона, польские конфедераты, пленные наполеоновской армии, обращённые в христианскую веру татары, киргиз-кайсаки, чуваши, мордва и другие народы. Но при этом неизменно ядро казаков сибирских составляли восточнославянские православные народы, среди которых доминировали великороссы.

Лингвисты свидетельствуют, что в языках народов Сибири слово «казак» часто приобретало значение «русский», так как первые православные пришельцы зачастую и были казаками. Интересно, что во Франции в 1907 году вышел из печати словарь, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского - и вы обнаружите казака, поскребите казака - и вы обнаружите медведя». Исследователь северных просторов России И. Завалишин так характеризовал сибирских казаков: «Они талантливы, ловки, стройны и очень красивы».

Для казачества Сибири браки с людьми различных национальностей являлись обычным делом. Вот характерное высказывание родовой сибирской казачки Т.Ф. Галайбы из села Прииртышское Железинского района Павлодарской области Казахстана: «Я в нациях не разбираюсь, лишь бы душа да человек хороший». Для казаков в целом определяющую роль в отношениях играли личностно-психологические характеристики отдельного человека, было присуще толерантное отношение к людям различных национальностей и вероисповеданий. Нередко среди современных потомков сибирских казаков можно встретить самоопределение «метис»(так называют себя люди, родившиеся в национально-смешанных браках, например, казахско-русских, украинско-татарских и др.).

В настоящее время сибирские казаки чаще всего определяют себя русскими, а также - казаками (донскими, кубанскими, сибирскими и др.). Среди вариантов самоидентификации встречаются также: мужчина (настоящий мужчина), воин, россиянин, патриот, атаман, хорунжий, есаул, чалдон, сибиряк и др.

Этнические стереотипы

У современного населения Сибири сложились устойчивые представления о казачестве и специфике их самосознания. Согласно мнению самих казаков, характерными чертами для них являются смелость, воля, патриотизм, сила, храбрость, мужественность, удаль, смекалка, а также любвеобильность. По мнению окружающего населения, казаки чаще всего - своевольные, гордые, непокорные, упрямые, драчливые, задиристые, бесшабашные, «гулящие». Что ж, казаки являлись в царской России привилегированным сословием, специфическая «особость» ощущалась ими всегда, они чётко отделяли себя от окружающего крестьянского населения («мужиков») и очень неохотно отдавали своих дочерей замуж за крестьянина.

По данным этнологических исследований, при слове «казак» у современных жителей Сибири чаще всего возникают следующие ассоциации: воин, войско, конь (кони, лошади), свобода, воля, вольница, шашка (сабля), атаман, Дон (и «Тихий Дон»), Тарас Бульба, граница, защитник. Также отмечаются особенности их внешнего вида и одежды: усы, чуб, шаровары, лампасы, папаха. В части ответов отмечается контраст между традиционным казачьим образом, сформированным русской литературой, и современными участниками процесса возрождения казачества. Среди прочего подчёркивается, что раньше казаками считались «вольные люди на лошадях, с саблями», «служилые люди, защитники отечества», «люди, охраняющие границы России при царях», «вольные люди, кочующие по просторам нашей Родины», «люди слова и чести, почитающие своего атамана», «дружный народ», а сейчас - «не знаю, кого можно отнести к казакам», «настоящих сейчас нет», «неопределённая категория, существующая только в сознании», «их век прошёл, сейчас это что-то балаганно-вычурное», «ряженые самозванцы».

Впрочем, большинство сибиряков куда чаще вспоминает Ермака и Семёна Дежнёва, чем казачков из фильма «День выборов». Казачьи традиции и образ жизни до сих пор очень значимы для сибирского менталитета. Наш следующий рассказ - о быте и службе «дружного народа».

Литература

Андреев С.М. Сибирское казачье войско: возникновение, становление, развитие (1808-1917 гг.). Омск, 2006.

Ивонин А.Р. Городовое казачество Западной Сибири в XVIII - первой половине XIX вв. Барнаул, 1996.

История казачества Азиатской России. Екатеринбург, 1995.

Сибирские казаки имеют давнюю историю. Их многовековая служба была напряженной, разнообразной, изматывающей. Подтверждением этому может служить тот факт, что Сибирское казачье войско отвечало за невероятно большое, обширное пространство. «Зона ответственности» Сибирских казаков раскинулась на 1920 километров от Тобола и до Монгольского Алтая. Это сравнимо с территорией от Варшавы и до Парижа!

Отличие Сибирского казачьего войска от всех остальных (Донское, Терское, Уральское) заключалось в том, что создано оно было государством. Сибирское казачество с самого начала своего существования служило стране. Некоторые источники говорят о том, что Казаки в Сибири начали свою историю с атамана Ермака и его вольных казаков — покорителей Сибирского ханства. Поход Ермака действительно имел большое значение, но история развивалась несколько иначе.

В 1586 году на территории Сибири закрепилась государева администрация, а сибирских казаков всего-то было 90 человек. Основной силой для формирования властями новых земель казачьих в это время было не сибирское казачество, а так называемые «охочие люди». По большей части они все были жителями русского Севера. Таким образом, можно считать, что сибирское войско берет свое начало не с атамана Ермака, хотя поход Ермака имел важное значение.

Возникло сибирское казачество в XVIII веке. Именно в это время Российское государство полностью оформило свою границу на юге Западной Сибири. Основой нового рубежа для формирования сибирского казачьего войска стала Омская крепость. Этот объект станет будущей столицей Сибирского казачества Сибирского войска.

Со времен атамана Ермака прошло примерно три столетия, и 19 августа 1808 года появилось Сибирское линейное казачье войско. Вот такая удивительная история сибирского казачьего войска, его формирования и появления. Казаки в Сибири всеми силами защищали южные границы Западной Сибири.

Бухтарминская линия строилась на случай проникновения китайцев в верховья Иртыша. Остальными же (да и Бухтарминской в конце концов) казаки в Сибири прикрывались от набегов монголоязычных джунгар (они еще известны как ойраты), а также тюркоязычных казахов.

История сибирского казачьего войска на протяжении практически всего XVIII века мирилась с присутствием джунгаров. Они владели всем севером нынешнего Казахстана, было у них много завоеваний и на востоке. Что касается казахов, то они не представляли собой большой угрозы для казаков в Сибири. Этот народ кочевал в те времена далеко на юге, только время от времени прорываясь к сибирским границам.

Очень сложным периодом был XVIII век. Казачество Сибири в это время защищало границы как могло.

Громадная протяженность границ и небольшое число казаков-героев зафиксировано во многих документах. К примеру, по состоянию на 1787 год на 2400 км суровых сибирских линий было всего 2000 казаков! Это примерно по человеку по километр.

Справедливости ради, стоит указать, что казачеству Сибири в это время помогали донские и яицкие казаков, башкиры и мещеряки. До 1812 года вместе с казаками-героями службу здесь несло сразу несколько драгунских полков. Но этих сил было явно недостаточно, чтобы оказывать сопротивление кочевникам. В 1812-м драгуны отправились воевать с Наполеоном. Казаки-герои остались единственной конницей на территории Западной Сибири. Казаки в Новосибирске и на территории многих других «северных» пунктов служили в 19 веке самоотверженно и верно с 17 лет и до тех пор, «доколе в силах»…

Небольшая горстка служивых казачества Сибири служила без отдыха и терпела постоянные «перегоны» на всевозможные работы. Сменившись со своего поста, любой сибирский казак (даже если это был атаман сибирского казачьего войска) отправлялся строить и ремонтировать укрепления, заготавливать для казны дрова, сено, строевой лес. В 18 веке казаки Омска занимались тем, что работали на казенных пашнях. О своей собственной запашке не мог мечтать даже атаман сибирского казачьего войска. Времени не хватало, как не хватало и денег.

Жалованье казаки Омска, как и казаки в Новосибирске и других городах имели небольшое. И на эти «крохи» нужно было еще приобрести коня боевого, оружие казаков и одежду!

Совершенно неудивительной по этой причине кажется «худоконность» в то время не просто «служилых» сибирских казаков, но и атаманов сибирского казачьего войска.

Генерал Г. И. Глазенап, который в 1808 году дал характеристику казакам Омска и вообще всем казакам, был просто потрясен. Он писал, что одежда сибирских казаков прохудилась ужасно, их оружие казаков было не совсем современным, но их отношение, их моральных дух, удаль способна поразить любого. Несмотря на то, что казаки в Новосибирске были плохо обучены, несмотря на то, что одежда сибирских казаков не могла даже сравниться с военной формой армии, несмотря на то, что многие атаманы оренбургского казачьего войска и их подчиненные не были грамотными, сибирцы всегда с честью выполняли даже самые трудные задания.

С 1810-х годов все сибирцы начали проходить систематическое обучение военному делу, у них появилась своя форма. И это уже была не просто обыденная одежда сибирских казаков, а форменные синие мундиры с синими шароварами и с красными лампасами. Такая форма сибирских казаков продержалась не так долго. Спустя два десятка лет, с декабря 1840-го форму сибирских казаков сделали темно-зеленой.

Примерно в 1812 году атаманы оренбургского казачьего войска, его сибирские казаки были удостоены красных погонов. Для офицеров вводились специальные серебряные (в артиллерии — золотые) эполеты. С этого момента и появились красные казаки, которые отличалась своей отвагой, военной доблестью, удалью. Мужество и отвага этих служилых, известная ее со времен похода Ермака, - вот то, чем славились казаки в 19 веке. Множество подвигов они совершили, множество судеб спасли. Кто такой красный казак? Это тот, кто выделялся своей неустрашимостью в бою и готовностью в любой момент стать на защиту нуждающимся.

При Николае I форма сибирских казаков не менялась, но были совершены другие реформы. Служилые стали напоминать собой регулярных драгун. Жизнь стала протекать под сигналы трубы, оружие казаков сменилось на драгунское ружье со штыком, изменился стиль атак (разомкнутая лава, столь привычная казакам, сменилась на атаки в сомкнутом строю).

В начале 20 века казаки, атаманы оренбургского казачьего войска принимали участие в войне с Японией, и в первой мировой. В это время оружие казаков надежно защищали границы государства.

Шло время, и близился 1917 год. 200-летняя служба отважного и известного Сибирского войска завершалась. Впереди красные казаки должны будут пережить… расказачивание и передачу части своих войсковых земель в управлением Киргизской АССР. Октябрьский переворот 1917 - ознаменовал гибель сибирского казачьего войска. За октябрем последовала страшная Гражданская война, которая стала еще одной причиной раскола России, раскола казачества. Закончилась Гражданская война, и официальная пропаганда начала всеми силами работать так, чтобы привести к гибели сибирского казачьего войска, к тому, что стереть из памяти все героические страницы истории. Большевистская власть словно наплевала на мнение известного писателя и философа Л.Н. Толстого, который сказал очень емко и правильно: «Казаки создали Россию». Вместо этой как нельзя правдивой фразы было взято выражение Л.Д.Троцкого: «У казачества вообще нет заслуг перед русским государством и русским народом».

Основой политики советской власти стало вот это выражение Троцкого. Вся политика строилась на том, чтобы отрицать самобытную историю казачества. Если посмотреть глубоко, то цель была гораздо более ужасной. Не просто заставить народ забыть о своих обычаях, о своих традициях, но полностью его уничтожить, привести к гибели сибирского казачьего войска. Но это совершенно другая страница истории.

Сегодня, к сожалению, нет больше возможности вернуться в прошлое, что-то изменить. Многие обычаи казаков и традиции казаков были потеряны во времени, забыты. Прежний уклад жизни, прежние пляски казаков, традиции больше не вернуть. Теперь стоит несколько иная задача: восстановить насильно прерванную советскими властями связь поколений и доказать, что культура казаков существует. Сегодня Союз казаков с МОО «Сибирское казачье войско» всеми силами пытаются возродить те обычаи казаков, которые существовали на протяжении многих лет с того момента, как случилось покорение Сибири Ермаком.

Сибирское казачье войско - объединение, которое смогло укрепить в значительной степени атаманское правление, смогло способствовать укреплению региональных отделений. Для укрепления боевого духа и создания ощущения единства этого народа был разработан гимн сибирского казачьего войска, есть и герб сибирского казачьего войска.

Атаманские правления сегодня очень эффективно и конструктивно взаимодействуют с существующими органами госвласти, местного самоуправления. Все богатство обычаев казаков, их военное дело передается тем, кто учится в казачьих кадетских классах. Культуру казаков можно видеть на ежегодно приводящихся фестивалях казачьей культуры, на лагерно-полевых сборах, на учебных стрельбах казачьей молодёжи. Особенно внимательно изучается опыт предков, пронизанный обычаями казаков.

В воспитании очень много отличало молодого казака от всех других слоёв общества. Молодому человеку с колыбели внушали простые и непререкаемые истины о том, что «безделье - зло, а враньё - большая подлость, что воровство - грех». Культурой казаков большое внимание уделялось именно любовному отношению к своей семье, к женщине, к ветеранам. Какой ни возьми казачий округ - везде почитают женщину, не скупятся на ласковые слова для нее.

Многие сибирские казаки фото которых хранятся в музее, отличались не только прочностью, непоколебимостью в бою, но и своим трепетным отношением ко второй половине. Семейные узы для казака - большая ценность.

Особенным вниманием окружают ветеранов, тех, кто сохранил часть истории, часть самобытности. Чего только стоят специфические звания казаков: в каждое войско зачисляли высший военный чин. Он не служил в войске, являясь при этом почётным казаком, чей авторитет был нерушим.

Неотъемлемой частью в жизни казака становилась символика. И это не только то, что изображено на гербе сибирского казачьего войска. В службе, в быту казака всё наполняется определённым смыслом. Серьга у мужчины в любом казачьем округе не просто украшение. Это та деталь, которая показывает место, роль казака в роду.

Какие же традиции существовали и существуют в жизни молодого казака? Всю жизнь молодой казак не посвящает подготовке к своей службе. Пляски казаков, отношения с противоположным полом, развлечения не для него, ведь он готовится к тому, чтобы защищать родину.

Любой казак должен знать не только звания казаков, историю походов казаков в Сибирь, но и имена всех героев казачества. В противном случае, какой же он воин, если не знает своей истории?

Все те казаки, которые достигли 19-летнего возраста, должны были собраться в заранее оговоренном месте казачьего округа на самых лучших конях и при полной экипировке. Удалые наездники получали от атамана нарядные уздечки, оружие, разукрашенные сёдла. Получить такую награду для любого казака в Сибири считалось действительно очень почетным.

Настоящим праздником с плясками казаков, с традиционными песнями сибирских казаков становились проводы на военную службу. Умудренные опытом отцы давали свои советы для сыновей. Казаки не просто жили настоящим, но и смотрели в будущее, видели его прежде в детях, внуках. Именно по этой причине такое сибирскими казаками большое внимание уделялось их воспитанию.

Сегодня можно говорить о том, что наметились положительные тенденции в консолидации здоровых, умудренных опытом и нацеленных на будущее сил казачества. Сибирское казачество переживает свое второе рождение.

430 лет сибирскому казачьему войску - дата, которая дает толчок к дальнейшему развитию на основании верности традициям. Тот поход казаков в Сибирь, который был осуществлен несколько столетий назад, проложил начало для нового пути. Того пути, который проходят сегодня Сибирь казачья, и того пути, который она уже прошла накануне праздника 430 лет сибирскому казачьему войску. Герб сибирского казачьего войска, гимн сибирского казачьего войска - то, то показывает нам единство и одухотворенность, внутренний стержень, отвагу и силу казачества.

Сибирское казачье войско со времен своего появления, образования играло ключевую роль. Восток страны был надежной защищен Сибирью казачьей. Ее роль можно сравнить разве что с ролью в Европейской части страны Всевеликого войска Донского. Сибирское войско, история которого начинается не с похода казаков в Сибирь, а несколько позже, стало прародителем, предком казачьих войск, которые расположились за Уральским хребтом. И вот уже 430 лет сибирское казачье войско хранит традиции и защищает родину. На территории Российской империи песни сибирских казаков и их традиции знали многие. И это вполне понятно, ведь Сибирь была третьей по степени старшинству после Терского казачьего войска и Всевеликого войска Донского. Звания казаков, которые оставили свой след в истории, известны всем.

До 1917 года Сибирь казачья войсковой праздник праздновала 6 декабря по старинке. Это 19 декабря по стилю новому. Это был день не герба сибирского казачьего войска, не гимна сибирского казачьего войска, а день присоединения к России Сибири.

Стратегия, о которой ведется речь в данной статье, будет определять основные направления, векторы развития для казаков героев, которые направлены на сохранение культуры, существующих традиций Сибирского казачества и их соотношения с современным миром, его тенденциями. Документ вместе со всеми приложениями занимает 20 листов машинописного текста, состоит всего из 7-ми разделов, касается он не только казаков в Сибири.

  • Введение.
  • Анализ современной ситуации в Сибирском казачьем войске.
  • Проведение анализа реализации госполитики по отношению к казакам в Сибири и всему российскому казачеству.
  • Основные, ключевые направления Стратегии (культура казаков, оружие казаков, их особенности).
  • Сценарии по развитию всего российского казачества (как видно, не только Сибирское казачье войско Омск затронуто, но и некоторые другие).
  • Прогнозные показатели, ожидаемые результаты данной Стратегии, ее индикаторы.
  • Этапы по реализации Стратегии.
  • Список приложений.

Стратегия является тем документом, который охватывает под своим началом действительно очень большой, очень широкий спектр жизни красных казаков, деятельности современного казачьего движения. Освоение Сибири казаками было длительным и сложным. Сибирь казачья чтит свою историю, свои традиции, быт, культуру казаков.

И именно по этой причине им не безразлично, по какому пути, в каком направлении будет идти дальше история, развитие казачества, не произойдет ли гибель сибирского казачьего войска. Сможет ли современное общество, сибирские казаки построить добротный казачий дом с прочным фундаментом или «соорудит» избушку, что упадет от одного дуновения ветерка? Сибирское казачье войско Омска (как и других городов) сегодня стоит перед выбором, с чего начинать строить этот свой дом: фундамента или же с крыши? Само собой, что с фундамента. А этим фундаментом, основой, становится культура казаков, духовно-нравственное воспитание сибирского казачества, постепенное укрепление казачьих общин, подготовка мобилизационного резерва. Значение здесь имеет все, даже форма сибирского казачьего войска.

Задачами, которые нашли свое отражение в Стратегии, стали такие:

  • развитие госслужбы для сибирских казаков;
  • осуществление поддержки интеграционных процессов казаков в Сибири и по всей России;
  • поступательное развитие истории сибирского казачьего войска, духовно-культурных основ не только Сибирского казачьего войска, но и всего казачества.

Нельзя развивать госслужбу, без воспитания, без обучения, без учета культуры, песен сибирских казаков, обычаев казаков, укрепления казачьей общины. Если говорить более образно, то нельзя будет поставить впереди лошади телегу. Субъектами реализации данной Стратегии являются по совершенствованию культура казаков:

  • Совет при Президенте, который занимается делами в целом казачества, не только сибирского казачества;
  • Органы, осуществляющие исполнительную власть субъектов РФ.
  • Федеральные органы.
  • Органы по местному самоуправлению, которые непосредственно взаимодействуют с атаманами сибирского казачьего войска и др. субъектами.
  • Всероссийское общество казачье.
  • Всероссийское объединение казаков.

Совет при Президенте РФ по делам всего казачества, не только Сибирского казачества - это совещательный орган. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти в регионах и местного самоуправления, которые оказывают влияние на историю сибирского казачьего войска, на культуру казаков - понятия очень широкие.

Всероссийское казачье общество вместе со Всероссийским общественным объединение м казаков представляют собой общественные организации с совершенно различной нормативно-правовой базой, которые защищают не только казаков в Сибири.

Общая характеристика движения казачества Сибири - один из важных пунктов, который нашел свое отражение в Стратегии. День казака празднует большое количество людей, но зарегистрировано на территории страны 1440 всего казачьих обществ. Численность членов в 2010 г. войсковых казачьих обществ достигла 452424 человека. Вот с этими данными и встречают сегодня 430 лет сибирскому казачьему войску.

Минрегион России сообщает о том, что численность членов казаков (и казачество Сибири в том числе) общественных достигает примерно 20 тыс. человек. Данные Минрегиона России свидетельствуют о том, что общее количество членов казачьих обществ - казаки герои, которые приняли на себя обязательства несения госслужбы, иной службы достигало в 2010 г. 148991 человек. Это серьезное оружие казаков. Всем тем, кто причисляет себя к числу казаков, тем, кто знает историю освоения Сибири казаками, историю службы этого народа на благо государства, на благо отечества, на благо истории сибирского казачьего войска приходится сталкиваться со многими проблемами. В частности, это те вопросы, которые касаются отношения к современным казакам Омска и других населенных пунктов. Сибирское казачье войско Омска и других регионов вынуждено признать, что отношение к нему очень противоречивое.

Одни называют тех людей, на которых надета форма сибирского казачьего войска, претендующими на статус своего рода отдельного сословия. Тех, кто на протяжении истории защищал страну, называют псевдопатриотами. Это обидно, но ничего не поделать: счастливый день казака, история и мужество освоения Сибири казаками в советское время были забыты и растоптаны. На счастье, есть и те, кто видит в казаках в Новосибирске, казаках Омска зачатки возрождения потерянных, забытых на страницах истории основ культуры казаков, обычаев казаков, нравственности. Эти два противоречия невозможно никак перебороть. Современное освоение Сибири казаками является целым и единым явлением.

Нужно попытаться взглянуть на представителей казачества Сибири по-разному, с разных сторон. Целью здесь становится попытка прояснить ситуацию с настоящей историей сибирского казачьего войска и теми домыслами, которые появились в советский период. Казаки в Сибири (как минимум с то точки зрения, которая господствует на данный момент) представляют собой вовсе не этнический пласт, который пытается доминировать над остальными.

Даже герб сибирского казачьего войска, атрибуты, которые появились сегодня, точно показывают, что перед нами просто общественная организация, которая призвана разрешать некоторые проблемы казачества Сибири. Но вот только чьи интересы и каким образом будет защищать эта организация Сибирского казачьего войска? Быть может, общество не готово признать существование Дня казака и вообще этой культуры?

Термин «казаки в Сибири» используется в качестве синонима чести, патриотизма, культуры казаков, преданности, глубины укорененности нравственных традиций, обычаев казаков. Вот только эти ценности, которые имеет каждый казачий округ, легко можно исказить. И тогда картина «Казаки пишут письмо султану» становится безобразным творением, патриотизм в культуре казаков превращается в национализм, нравственные ценности, звания казаков претерпевают изменения.

Одни в результате под гимн сибирского казачьего войска готовы всеми силами послужить Отечеству, а другие в это время просто стараются слепить наспех пиар-акцию, ускоряя гибель сибирского казачьего войска. Под гербом сибирского казачьего войска объединены все те, кто помнит и чтит историю, кто не ровно дышит к чести и достоинству мундира, форме сибирского казачьего войска, доблести.

Не так давно в качестве эксперимента была новая инициатива красных казаков. Это не изучение того, как вел себя Ермак в Сибири и не попытка вмешательства в частную жизнь. Нет! Сибирское казачество после соответствующих согласований с местными властями наряду с правоохранительными органами при проведении общественных мероприятий и проч. взяли на себя часть функций по охране правопорядка. Люди в форме сибирского казачьего войска стали причиной настоящего раскола в обществе.

Одни члены общества открыто высказывали негатив по отношению к представителям сибирского казачьего войска, совершенно не собираясь подчиняться требованиям со стороны казачьего патруля. А другие в это время реагировали на сибирское казачество несколько более спокойно, считая, что охрана общественного порядка при помощи использования казачества Сибири - такое мероприятие, что отличается исключительно положительным своим характером. И это не исторический вопрос о том, можно ли считать Ермака в Сибири героем. Это обыденная проблема, которая, как верно подметил атаман оренбургского казачьего войска, способна вызвать такой конфликт в обществе. О том, как некоторые относятся к празднованию Дня казака, к истории сибирского казачьего войска и вовсе говорить не стоит.

Защиты казакам можно искать разве что у самих себя, объединяясь под гербом сибирского казачьего войска. Государство, которое призвано помогать находить баланс интересов, в данном случае для Сибирского казачества не будет помощником. На протяжении истории интересы, которые были у казаков в Сибири и у государства не всегда совпадали. Это начинается с вопроса о том, был ли Ермак покоритель Сибири или не был, и заканчивается рассуждениями о принесенных в историю сибирского казачьего войска советской властью изменениях.

Но это вовсе не значит, что казачья песня онлайн никогда не зазвучит. Несмотря на противоречия и «натянутые» отношения с государством, казачество Сибири при первой же опасности готовы прийти на помощь народу, объединиться под гербом сибирского казачьего войска. забыть все глупости, которые рассказывают про Ермака в Сибири псевдоученые и журналисты. Те, кто на протяжении многих лет защищал границы, готов к диалогу (чего только стоит картина известного художника «Казаки пишут письмо султану»?).

Казачьи песни онлайн обязательно зазвучат! Нужно только время, нужно определиться с тем, как возродить уважение к ним. Атаманское правление, атаман оренбургского казачьего войска, атаман сибирского казачьего войска уверены, что без формирования очень прочного фундамента культуры казаков, без наличия полноценных общин казачества Сибири теряется весь смысл казачества. Нельзя набирать в ряды тех, кто пришел с улицы, кто даже не знает, что именно Ермак покорителем Сибири был, а не какой-то другой исторический деятель.

Процесс по возрождению истории сибирского казачьего войска начался, он продолжается исключительно на общественных началах. Если говорить языком власти, то он проходит «снизу». Казаки пишут письмо султану, казаки активно занимаются тем-то, этим, прошел фестиваль, где звучали казачьи песни онлайн… Подобные информационные сообщения перестали для казаков в Сибири быть чем-то новым, уникальным. А это значит, что власть готова к тому, чтобы вести конструктивный диалог с сибирским казачеством, чтобы наладить взаимодействие.

Правда, порой это делает без учёта существовавших на протяжении долгого времени исторических особенностей казаков, истории сибирского казачьего войска, обычаев казаков. Иногда можно видеть явное навязывание представителям казаков в Сибири тупиковых путей жизни и развития.

Чего стоит только один факт появления сибирского казачества, ведь исстари оно складывалось именно из необходимости казаков героев служения народу, Отечеству, а не на буржуазных принципах наёмничества. Не стоит, наверное, предрекать гибель сибирского казачьего войска, пытаться опережать этапы развития общества и государства. Не стоит на себя быть невыполнимые обязательства как сибирскому казачьему войску Омска, так и современному обществу. Тем не менее, нужно работать, чтить праздник 430 лет сибирскому казачьему войску.

Самыми важными направлениями деятельности были с момента покорения Сибири Ермаком по-прежнему остаются перед сибирским казачьим войском, такие:

такие возрождение истории сибирского казачьего войска, возрождение культуры казаков, возрождение традиций, возрождение обычаев казаков, осуществление патриотического воспитание граждан, молодёжи, казачества Сибири, наличие повсеместного укрепления авторитета казаков в Сибири.

Последний пункт представляет собой, наверное, один из наиболее сложных. Авторитет Сибирского казачьего войска укрепить можно будет лишь повседневной очень кропотливой и созидательной работой всего казачества Сибири.

Будущее зависит от профессиональной подготовки атамана сибирского казачьего войска от его интеллекта, от правления и умения организовывать действительно качественную, кропотливую работу на благо всем казакам героям.

В Стратегии, которая называлась несколько выше, прописано много мер, которые способствуют развитию истории сибирского казачьего войска.

  • проведен анализ современного его состояния, систематизированы самые важные, основные направления культуры казаков;
  • среди субъектов реализации было названо Всероссийское объединение казаков, которое объединяет под гербом сибирского казачьего войска самые доблестные части общества. Казачество Сибири наделено, таким образом, возможностями принимать свое непосредственное участие при реализации Стратегии;
  • выделены были подразделы для сибирского казачества под названием «Международная деятельность казачества», «Развитие международной деятельности»;
  • проведено разграничение казаками-героями сфер, областей деятельности непосредственно между казачеством Сибири и существующими общественными объединениями;
  • «Совершенствование систем по взаимодействию сибирского казачьего войска и органов власти с обществами, объединениями» под собой предусматривает ряд существенных мер.
  • проведение заседаний для сибирских казаков на регулярной основе совещательных органов (комиссий, рабочих групп), которые были созданы в рамках работы специального Совета при Президенте РФ, касающегося дел Сибирского казачества.

В итоге этой работы необходимо отметить, что на сегодня нужно проводить важную деятельность в области образования (и всем должно быть известно, что именно Ермак покоритель Сибири, что история сибирского казачьего войска полна противоречий и загадок, но в то же время полна мужества, отваги и военной доблести), культуры казаков, развития отношений между обществом и Сибирью казачьей. Общероссийская общественная организация, которая носит название «Союз казаков» представляет собой самую организованную, самое массовое объединение сибирского казачьего войска Омска, которое отстаивает последовательно, детально интересы, которые имеют сибирские казаки. Мы на данный момент удостоены возможности, высокой чести, если хотите, наблюдать за тем, каким образом на протяжении вот уже 22 лет меняется общественное мнение, меняется позиция власти и ее представителей по отношению к сибирскому казачьему войску, казакам в Сибири.

За эти 22 года можно было не раз наблюдать о том, что многие представители власти (и не только власти) делали попытку тем или иным образом разыграть в своих интересах историю сибирского казачьего войска, казачью карту. Такие попытки, к сожалению, казаки в Сибири видят и сегодня. Ничего здесь не поделать. С этими явлениями в истории сибирского казачьего войска практически невозможно бороться. А если пытаться оказывать сопротивление, то казакам в Сибири не хватит сил на другие сферы и области. Единственное, что остается непререкаемой истиной для Сибирского казачьего войска, - защита рубежей страны и готовность прийти всегда на помощь своему народу, несмотря на все обиды, забвения обычаев казаков, всю ложь.

Казачество Сибири уверенно готово заявить, что наши полностью совпадают с теми задачами, которые были поставлены Президентом РФ В.В. Путиным. И все они направляются на укрепление атаманами оренбургского казачьего войска всего государства Российского, на укрепление казачества Сибири. Из этой Стратегии нужно будет взять всё самое лучшее, чтобы использовать это в будущем на благо родного Отечества.

Военторг Военпро предлагает вам приобрести атрибутику Сибирского казачьего войска. К примеру, на нашем сайте вы может купить знамя Сибирского казачьего войска , флажок в машину с присоской "Сибирское казачье войско" , наклейку "Знамя Сибирского казачьего войска" и магнитик "Сибирское казачье войско" . Эти и многие другие товары с символикой казачьих войск вы можете найти в разделе нашего военторга

Из сибирской казачьей песни:
«Ну, скажите мне, сибирцы,
Как живете на посту?»-
«Служим верно, как и деды,
Богу, родине, царю».

Для Москвы освоение и завоевание Сибири было очень важным. Для этого были снаряжены новые отряды из казаков и «охочих» людей. Так уже зимой 1586-87 гг. казаки, не добравшись до Искера, заложили острог на реке Тюмени. Этот момент историки считают фактической датой основания Сибирского войска.

Быстро шло завоевание Сибири. Появились новые остроги, которые в сегодня превратились в города Тобольск, Енисейск, Красноярск, Томск, Иркутск... После Ермака колонизацию земель в Сибири возглавил атаман Мещеряк. В отряды, которые отправлялись покорять новые рубежи отечества, вступало все больше и больше воинов, будь то казак или стрелец.

Первые сибиряки не составляли обособленного войска и не имели даже единого наименования, казаки назывались по городам. Так вскоре появились березовские, тюменские, тарские, мангазейские казаки. Известно, что прибыли в Сибирь сосланные казаки запорожского атамана Михайло Скибы и малороссийского гетмана Демьяна Мноногрешного. После войны с Наполеоном Сибирское войско пополнили французские солдаты. Российское Правительство пыталась всеми мерами и средствами распространить свою власть на богатый край. В отрядах, которые посылалась за Уральские горы, практически не было женщин.

Чтобы разрешить «демографический вопрос» правительство в 1865 году разрешило покупать у кочевников девушек, которых крестили. «В вопросе о замужестве таким девушках предоставлялась полная свобода», - рассказывает историк Е. С. Леднев. Казаки как представители государственной власти и православной веры быстро заняли территории от Тобола до Монгольского Алтая, а это около 2000 км. новых границ. Кроме охраны и защиты от набегов кочевников сибирские подразделения занимались сбором дани (ясака). Именно за счет этой дани из пушнины Москва стала известна в Европе как богатейшая страна, кладовая «мягкого золота».
Но недолго длилась сибирская вольница. Уже в начале XVIII века вышел царский указ о том, что «в службу брать всех детей казаков и ссыльных невольников, а в атаманы никого без указа не выбирать». Кроме этого надлежало собрать всех казаков в единое войско, с помощью которого можно было продолжать покорение Востока России. Ведь примеры Донского, Черноморского и Терского казачества подтвердили преимущество унифицированного войска. Бойцы в них сражались не только за царя, но и за честь своего войска - так повышался общий боевой дух.

В 1716 году по реке Иртыш началось строительство новой укрепленной пограничной линии. Основой рубежа стала Омская крепость, которая вскоре превратилась в столицу Сибирского войска. В 1763 году эта линия получила имя «Сибирской линии казаков». Все проживавшие там, должны были служить «доколе в силах», а их дети и внуки обязаны были продолжать службу своих отцов. До 1760 года казаки не имели своего атамана.

И.И. Шпрингер, начальник всех пограничных линий Сибири доносил в Сенат в 1765 году: «С глубоким сожалением взирая на бедных сибирских казаков, я прихожу к заключению, что, не допуская их окончательного ослабления, необходимо дать им возможность хоть немного поправиться». А ведь у сибирского казака времени для ведения подсобного хозяйства не было. Лишь в 1770 году поселенцев освободили от казенного хлебопашества и от даровых работ в крепостях и форпостах. Иногда получалось так, что ссыльные жили лучше, чем местные казаки. Парадокс, но бедные казаки, несмотря на все лишения, продолжали расширять границы страны и сражаться во имя России. Сибирские казаки, можно сказать, открыли пол-России, практически все города Сибири созданы их руками. Сибирцы первыми добрались до Курил, именно они привнесли в эти далекие края русскую культуры и православную веру.