Леонардо да винчи иоанн предтеча. «иоанн креститель» леонардо да винчи. Названия с кратким описанием

Эти уникальные пещеры – не декорации к фильму и не фотошоп. Они и в самом деле существуют и находятся в Азии, Северной Америке и Европе. Некоторые пещеры образуются из-за того, что вода просачивается сквозь трещины в известняковой скале и - не за год, и не за два - за миллионы лет капли воды размывают себе «путь», заодно образовывая эти величественные пещеры. Другие пещеры формируются из-за неумолимого влияния озерной или морской воды. Некоторые гроты может свободно посетить любой турист, правда, большинство из них все же доступны лишь для экстремальных авантюристов, которые не поленятся получить пропуск на визит чудесного природного образования заранее. Итак, вот 13 самых красивых пещер мира.

Пещера Шондонг, Вьетнам

Шондонг является крупнейшей известной на настоящее время пещерой в мире. Она наполнена бесчисленными чудесами, изолированными экосистемами и удивительными геологические образования. Местные жители провинции Куангбинь обнаружили эту пещеру в начале 90-х прошлого века, и лишь 20 лет спустя туда отправилась группа британских спелеологов, которые и рассказали всему миру о необыкновенном гроте.

Ледяная пещера Мутновской сопки, Россия

Действующий вулкан Мутновский на Камчатке - один из самых крупных геотермальных месторождений в мире. Сопку обнимают ледяные пещеры, которые были сформированы благодаря высвобождению теплых вулканических газов, называемых фумаролами.


Шахта Найка, Мексика

Эта пещера хранит одни из самых больших кристаллических образований в мире – до 15 метров в длину и до 1,2 метров в ширину. Пещера кристаллов недоступна для посещений ввиду глубинного расположения и других факторов, которые осложняют спуск. Тем не менее, существует множество фотографий, доказывающих невероятные дары природы.


Ледниковая пещера Ватнайокулл, Исландия

Это природное чудо находится в леднике Ватнайокулл, самом крупном во всей Европе. Пещеры сформировались из-за таяния ледников, и, к слову, посещение грота небезопасно, так как ледники постоянно рушатся и меняют свою форму.


Пещеры Бату, Малайзия

Эти пещеры некогда населяли английские и китайские переселенцы, а также коренные жители этого региона Малайзии, темуанцы. В пещерах жители добывали гуано, т.е. перегной с частичками помёта птиц и летучих мышей, который активно использовался в сельскохозяйственных целях. А сегодня пещера впечатляет своим храмовым комплексом и, конечно же, уникальными мрачными пейзажами.

Пещера Менденхолл, США

Это ледниковая пещера является частью ледника Менденхолл, который расположен недалеко от городкаа Джуно на Аляске. Красивая пещера была образована путем таяния ледника, и не вполне ясно, как долго эта пещера просуществует на лице земли в виду того, что ледяные массы продолжают постепенно таять.

Пещера Алгарви, Португалия

Алгарви - cамая южная провинция Португалии, а еще - это местонахождение самых разнообразных и удивительных прибрежных формаций, в числе которых и эта пещера. К удивительному гроту близ Лагоса можно подобраться только по воде.

Пещера Вайтомо, Новая Зеландия

Одна из главных достопримечательностей страны находится в 12 км к северо-западу от малюсенького городка Те-Кити. Название Вайтомо (Waitomo) на языке маори означает «wai» - вода и «tomo» - воронка, провал. То есть, «вода, проходящая через воронку». Но гораздо больше популярны эти пещера своими маленькими жителями – светлячками, поэтому пещеру иногда называют «Glowworms Cave» («Пещера светлячков»). Блестящие шелковые нити этих насекомых свисают с потолка грота и светятся, привлекая внимание жертв светлячков -других насекомых, ну а для всех остальных – это просто шикарное «световое шоу».



Пещера Там Лод, Таиланд

Через пещеру протекает красивая река Нам Ланг, а в удивительных сталактитах и сталагмитах вьют свои гнезда сотни тысяч тихоокеанских стрижей. Этот грот расположен в одноимённом национальном парке, расположенном в 77 километрах от города Мае Хонг Сон.


Пещера Кьят Се, Мьянма

Об этой пещере в Мьянме известно немного, кроме того, что внутри находится красивый буддийский храм. Но виды однозначно впечатляющие!

Мраморные пещеры, Патагония

Пещеры в Патагонии, части Южной Америки, - это настоящий природный калейдоскоп: удивительные бирюзовые воды, которые отбрасывают перламутровые блики на белый мраморный потолок пещеры, переливы цветов и плавные изгибы форм. Эта пещера так хороша, что ее даже называют Marble Cathedral, то есть, Мраморный собор.


Каньон Антилопы, США

Каньон в Аризоне упорные ветра и ливневые паводки создавали тысячи лет, и результат трудов матушки-природы сегодня более чем впечатляет: гладкие стены, сочные рыже-красные цвета, напоминающие шкуру антилопы, изящные линии. Этот каньон не так широко известен, как Великий Каньон или каньон Брайс, однако, он, безусловно, представляет собой уникальное зрелище.

Пещера Эллисон, США

Самая интересная часть этого горного комплекса - Фантастическая шахта, популярная среди спелеологов, то есть, геологов, специализирующийся на изучении пещер. Ее глубина – 178 метров, и вниз можно спуститься по веревке.

Подземный мир издавна привлекал внимание людей. В древности его населяли богами. В наши дни взялись за исследование глубинных недр планеты, представляющих собой уникальные лабиринты подземных галерей, залов и шахт.

Сегодня пещеры интересны как спелеологам, так и простым туристам. Учёные изучают по ним историю развития Земли, исследуют разнообразные минеральные образования, открывают новые биологические виды. Туристы стремятся в пещеры – за приключениями. Украшенные сталактитами и сталагмитами подземные галереи пленяют воображение, будоражат фантазию и наполняют ужасом и романтикой даже самые чёрствые сердца.

На любом континенте, в любой стране можно встретить расположенные под землёй переходы, образованные, чаще всего, водой, век за веком размывающей почву и скальные породы. Большинство современных пещер относится к разряду «сухих», но есть среди них и такие, по которым всё ещё текут подземные реки.

Почти все пещеры активно изучаются, но чем длинее подземное образование, тем сложнее и дольше идёт этот процесс.

Каждая из пещер имеет свою, уникальную структуру и систему естественных входов: где-то их может быть несколько, где-то всего один, а где-то и больше сотни. К пещерам с ограниченным доступом делаются искусственные проходы.

Многие известные пещеры оборудованы подземными лагерями для учёных и специально разработанными туристическими участками для обычных посетителей. Нередко вокруг пещер образуются национальные парки, позволяющие сохранить в неприкосновенности уникальное природное наследие.

Planet Earth caves — ВИДЕО

Пещеры мира — ФОТО

1. Мамонтова пещера

Самая длинная пещера в мире была открыта в 1797-м году в горном массиве Аппалачи, расположенном в американском штате Кентукки. Её подземные переходы и залы уходят вглубь земли на шестьсот пятьдесять один километр. Пещера была образована около десяти миллионов лет назад в результате растворения горных пород водой. Своё название она получила, благодаря размерам: в переводе с английского «mammoth» — «огромный». Пещера обладает особым микроклиматом. В ней встречаются удивительные безглазые существа, похожие на рыб.

2. Сак-Актун

Мексиканская пещера Сак-Актун — длиннейшая в стране и вторая по протяжённости во всём мире. Она была открыта в 1987-м году на севере Юкатана, в районе города Тулум. Из трёхсот семнадцати километров подземных ходов только шесть не являются затопленными водой. «Белая пещера» (именно так переводится её название с языка майя) имеет метеоритное происхождение: учёные считают, что она была образована около шестидесяти пяти миллионов лет назад в результате падения небесного тела. Протекающая сквозь пещеру одноимённая река отличается идеально чистой и прозрачной водой.

Американская пещера Джевел, расположенная в Южной Дакоте, в районе городка Кастер, может похвастаться длинной в двести пятьдесят семь километров. Перепад высот между её подземными галереями составляет сто тридцать пять метров, то есть четыре этажа. Пещера была открыта в 1900 году. Джевел имеет один естественный (на северо-западе) и один искусственный (в центре) вход. Все её галереи, кроме верхнего, покрыты толстым слоем кальцита – прозрачного или белого известкового минерала. Интересной особенностью пещеры является наличие в ней сильных, до пятнадцати метров в секунду, ветров.

4. Окс-Бель-Ха

«Три пути воды» всего лишь на километр уступают в длине Джевел. Расположенная неподалёку от Сак-Актун пещера ещё до конца не исследована, а в ней уже открыто более ста сорока естественных входов. Окс-Бель-Ха была образована восемнадцать тысяч лет назад водами мирового океана, превысившими свой уровень вследствие климатических изменений и размывшими близлежащие известняковые породы. Мексиканская пещера достигает в глубину тридцати семи метров и имеет около восьмидесяти ответвлений, затопленных водами Карибского моря.

5. Оптимистическая

Расположенная в Тернопольской области, в районе села Королёвка, украинская Оптимистическая пещера достигает в длину двухсот тридцати шести километров, но отличается небольшой глубиной – не более пятнадцати-двадцати метров. Пятая по протяжённости среди всех пещер мира она является первой среди гипсовых образований. Оптимистическая пещера была открыта в 1966-м году. В настоящее время подземные ходы села Королёвка активно изучаются: для учёных из разных стран мира в пещере устроено пятнадцать подземных лагерей.

Американская пещера Уинд – соседка Джевел. Она уступает ей в размерах на сорок пять километров и является такой же глубокой. Уинд известна людям с 1881-го года. С 1903-го она вместе с прилегающей территорией получила статус Национального парка. Пещера была образована термальными водами. Сейчас на её стенах находят большое количество минералов. С географической точки зрения Уинд представляет собой лабиринт, наполненный густой, разветвлённой сетью подземных галерей. Пещера оборудована для экскурсий. Ежегодно её посещает около пятисот тысяч туристов.

7. Лечугия

Американская пещера Лечугия тянется под землёй на двести двадцать километров и уходит вглубь приблизительно на пятьсот метров. Она была открыта в 1914-м году, но вплоть до 1986-го никого не интересовала, поскольку все видели в ней «Тоскливую дыру» (первое название Лечугии) и ничего больше. Сегодня уникальное горное образование входит в состав Национального парка Карлсбадские пещеры. Спелеологи считают Лечугию самой красивой пещерой мира, благодаря тончайшему кружеву гипсовых кристаллов, покрывающих её стены.

Самая длинная европейская пещера находится в швейцарских Альпах. Она была открыта в 1875-м году. При протяжённости в двести километров её глубина достигает тысячи метров с амплитудой колебания в восемьсот с лишним метров. В Хёллох ведут два входа: первый располагается в долине реки Муота, второй – на высоте в тысячу с лишним метров. Пещера состоит из сложной, многоэтажной системы залов и галерей, украшенных многочисленными сталактитами и сталагмитами. Летом на её водотоках наблюдаются паводки. Для туристических посещений открыта нижняя часть Хёллох.

9. Гуа-Эир-Джерних

Самая длинная азиатская пещера располагается на севере малазийского острова Калимантан. Открытая относительно недавно, в 1978-м году, она имеет протяжённость в сто девяносто семь километров. Амплитуда Гуа-Эир-Джерних составляет триста пятьдесят пять метров. Пещера имеет пять уровней галерей и множество входов. Главный вход находится в реке. Добраться к нему можно на лодке. Нижний уровень Гуа-Эир-Джерних заполнен водой. Пещера входит в состав национального парка Гунунг Мулу, включающего в себя другие карстовые образования и тропические леса.

10. Фишер-Ридж

Расположенная на западе Аппалачей карстовая пещера Фишер-Ридж достигает в длину ста девяносто четырёх километров. Подземные лабиринты, уходящие вглубь земли на сто метров, были открыты в штате Кентукки в 1914-м году, хотя коренным жителям США они были известны на протяжении последних тысячи лет. Фишер-Ридж находится в непосредственной близости от Мамонтовой пещеры. Она имеет три входа, ведущих к многоуровневому комплексу галерей и шахт. Через пещеру протекает река Грин-Ривер. Стены Фишер-Ридж содержат наскальную живопись.

Итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи оставил после себя столько тайн и загадок, что на их изучение понадобится еще не одно столетие. На этот раз сюрприз исследователям творчества знаменитого живописца преподнесла его картина «Иоанн Креститель» .

Другой Иоанн

Надо сказать, что полотно само по себе необычно как в манере исполнения, так и по сюжету. Во-первых, большинство портретов, созданных художником, за редким исключением, имеют в качестве фона пейзаж («Джоконда», «Мадонна с гвоздикой»). Фон картины «Иоанн Креститель» - глубокий черный.

Более того, ни один подробнейший анализ картины с помощью самых современных приборов не помог исследователям обнаружить следы мазков кисти - даже на микроуровне поверхность картины абсолютно гладкая.

Теперь что касается сюжета. Большинство художников, изображавших Иоанна Крестителя, видели его (особенно в иконописи) суровым, изможденным мужчиной, в чьих глазах, казалось, сосредоточена вся боль мира и страдания за род людской. И только лишь у да Винчи Иоанн - это холеный откормленный юноша с двусмысленной ухмылкой, и в глазах его читаются не страдания, а откровенный порок.

А о том, что перед нами именно Иоанн Креститель, а не молодой кутила и распутник, говорит только небольшой крест в его левой руке. Кстати, натурщиком художнику послужил его любимый ученик Салаи, который, по одной из версий, служил моделью и для «Моны Лизы».

Если взять зеркало

Но последние, более тщательные исследования картины показали, что, кроме Иоанна Крестителя, художник создал на полотне портрет еще одного странного, непонятного и, скорее всего, неизвестного его современникам существа. Но зато существо это хорошо знакомо благодаря творчеству фантастов жителям XXI века.

Судите сами: огромные глаза, сужающийся к подбородку череп, мощный лоб, узкая щель рта и отсутствие носа. Правильно! Перед нами - канонический, если можно так сказать, портрет инопланетянина. Точнее, половина портрета. Но целое изображение гостя из космоса можно получить, если поднести к картине зеркало.

Подобный прием часто использовался художниками, скрывающими в своих картинах зашифрованную символику.

Правда, чтобы обнаружить инопланетянина, одного зеркала мало. Его портрет так тщательно замаскирован, что увидеть его можно только с помощью компьютерной обработки изображения путем равномерного осветления фона.

Если немного "дорисовать" изображение лица, то перед нам окажется почти типичный "серый", только с рогами на голове

Зачем знаменитому живописцу понадобилось прятать в своей картине внеземную форму жизни? Во-первых, Леонардо да Винчи был большим любителем подобных тайных символов, неоднократно использовал их в своих произведениях. А так как далеко не все эти символы поощрялись церковью, их приходилось тщательно прятать.

Но почему портрет инопланетянина так похож на растиражированный современным кинематографом образ, почему именно его художник замаскировал в своем полотне и, самое главное, откуда вообще в XVI веке живописцу могла прийти мысль о существовании внеземной формы жизни - на эти вопросы пока нет ответа.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи поражает своим гением все человечество даже спустя почти пять столетий с момента своей смерти. Изобретения и произведения искусства великого итальянца до сих пор являются предметами изучений ведущих историков мира. Не оставляет их в покое также знаменитое полотно “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, которое признано последней большой работой гения.

Рождение гения

Леонардо да Винчи был незаконно рожден в итальянской деревушке Винчи. Его статус при рождении закрыл путь к качественному образованию и престижной профессии, ведь Леонардо родился в незаконном союзе крестьянки и нотариуса. Однако сам будущий гений лишь подпитывался запретами, и, таким образом, его амбиции и страсть к любимому делу лишь росли.

Образование

В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио. Мастерство и техника юного ученика были настолько прогрессивными, что иногда учитель даже пугался. Несмотря на одаренность в сфере искусства, Леонардо всегда увлекался наукой и изобретениями. Для того чтобы расширить свой круг интересов, да Винчи переезжает из Флоренции в культурную столицу Италии - Милан. В этом городе для да Винчи начинается совсем новая жизнь сразу после того, как он начинает работать военным инженером у самого миланского герцога Сфорца. На протяжении 17 лет работы в Милане великий Леонардо изобретал, рисовал, постигал науку, а также генерировал бесконечный поток самых смелых и инновационных идей своего времени. Без сомнений, эти годы, проведенные за работой для Сфорца, были самыми продуктивными в карьере великого творца. Однако в 1499 году, когда да Винчи было 47 лет, французские войска захватили Милан и изгнали герцога Сфорца из города. С тех пор и до самой смерти Леонардо путешествовал по Италии, посещая Венецию и Рим, занимаясь проектами самого разного рода. В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста.

Наследие и конец жизни

Как художник Леонардо знаменит бесчисленным множеством картин и фресок, главные из которых - “Мона Лиза” и “Тайная вечеря”. В роли анатомиста да Винчи произвел собственноручно около 30 вскрытий и каждое из них подробно задокументировал в виде подробных рисунков и чертежей.

Предвидя сотни важных изобретений, создав собственными руками легендарные произведения искусства и активно занимаясь такими различными сферами, как астрономия и архитектура, Леонардо да Винчи умирает в 1519 году в возрасте 67 лет.

Картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи

Какая же картина является последним произведением кисти легендарного художника? Это “Иоанн Креститель”. Леонардо да Винчи закончил написание последнего шедевра своей коллекции в 1517 году, ровно 500 лет назад. Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева. В ноябре 2016 года мастера закончили последнюю реставрацию полотна и вернули его обратно в парижский музей “Лувр”. Интересный факт: реставрация проходила под четким руководством профессионалов, до этого работавших с картинами именитых художников, одним из которых был Рембрандт. Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций. Кроме того, благодаря стараниям мастеров полотно стало более ярким и потускневшие детали тела, головы и окружения Иоанна теперь проглядываются лучше.

Леонардо да Винчи, “Иоанн Креститель”: описание картины

Ближайший предтеча Иисуса Христа - Иоанн - всегда изображался худощавым и пылким, живущим в пустыне и питающимся саранчой и медом. Поэтому картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, на которой главный персонаж изображен почти как гермафродит с мужскими и женскими чертами одновременно, подверглась строгой критике и осуждению. Кроме того, полотно довольно надолго было забыто и не было выставлено на всеобщее обозрение.

На картине изображен Иоанн с согнутой в локте женственной рукой и вытянутым указательным пальцем, направленным к небесам. Конечно же, не обошлось и без загадочной улыбки, напоминающей знаменитую “Мону Лизу”. Лицо Иоанна, некоторыми чертами похожее на фавна, обрамлено каскадом густых кудрей. Палец, направленный вверх, довольно часто появляется в работах да Винчи, означает пришествие Иисуса Христа.

“Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи написан в знаменитой технике игры света и тени. В записях художника можно найти упоминания того, что он абсолютно осознанно изображает фигуру героя на темном фоне. Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна. Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы. Однако, изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени. Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину. Даже затемненные области фигуры героя отражают слабый блеск и сияние.

Полотно “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, описание которого просто невозможно без упоминания преследующей красоты Иоанна, излучает двусмысленность сексуальной идентичности главного персонажа. Таинственный жест кисти с направленным вверх пальцем несет в себе не только религиозный смысл, скорее всего, в нем зашифровано эзотерическое значение. Такой вывод возможен, потому как ни одно произведение да Винчи нельзя трактовать однозначно.

Загадка “Иоанна”

Самым главным вопросом, интересующим историков, является неясность того, кто же на самом деле изображен на картине “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи. Загадки и тайны, окутывающие творчество гения, ввели историков и ученых в заблуждение потому, что невозможно дать однозначный ответ касаемо половой принадлежности главного персонажа картины. Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи - Салаи. Однако сомнения насчет пола персонажа картин гения берут свое начало еще от “Моны Лизы”, потому как итальянские ученые, исследуя знаменитое полотно, нашли под глазами Джоконды буквы L и S (Леонардо и Салаи, соответственно). Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой “Моны Лизы”), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи. Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая.

Однозначного ответа на все вопросы, касающиеся творчества великого художника, скорее всего, получить уже невозможно по причине прошествия столь долгого времени. Зато никакие загадки и тайны не мешают и по сей день наслаждаться столь богатым наследием итальянского гения.

Картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в “Лувре” и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда.

На картине Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», художником изображен длиннокудрый женоподобный юноша, который в одной руке держит крест, а другой указывает на небо.

Изучение этой картины в монохроматическом свете показало, что шкура (одеяние Иоанна Крестителя) и тростниковый крест (его типичный атрибут на живописных полотнах) добавлены позднее другим художником. После чего картина и стала называться «Иоанн Креститель». Хотя с образом Крестителя этот юноша никак не сочетается.

Вот например как изображает Иоанна Крестителя Андреа Верроккьо, у которого юный Леонардо был в учениках. Работая над картиной «Крещение Христа», учитель поручает юному Леонардо написать ангела, держащего одежду Христа.

Искусствовед Сильвано Винчетти озвучил теорию, что прототипом таинственной Джоконды является ученик Леонардо да Винчи Жан Жакомо Капротти. Капротти, также известный как Салаи, работал вместе с известным художником более 20 лет. Лицо юноши имеет поразительное сходство с образом Моны Лизы. «Салаи был любимой моделью Леонардо, – говорит Винчетти, – можно со всей уверенностью утверждать, что художник добавил черты его лица в образ Моны Лизы».

По поводу поразительного сходства с Джокондой – замечание уместное. Не менее поразительное сходство можно найти и с Анной на других его картинах.

Стоит заметить, что существует схожий портрет кисти Леонардо да Винчи «Ангел, приносящий благую весть». Можно предположить, что и Иоанн, до того, как ему пририсовали крест, тоже был тем же Ангелом. Вспомним теперь, что существует известный набросок Леонардо да Винчи, так называемый «Ангел во плоти».

История наброска довольно темна. Известно, что в 19 веке он был частью королевской коллекции в Виндзоре, вместе с одиннадцатью другими эротическими рисунками авторства Леонардо. По словам британского искусствоведа Брайана Сьюэлла, в один прекрасный день эту коллекцию осмотрел некий «известный немецкий эксперт», и некоторое время спустя рисунки исчезли (не исключено, что с молчаливого согласия королевы Виктории), а впоследствии оказались в Германии. Имена последующих владельцев рисунков не афишируются, однако более столетия спустя, в 1991 году, Карло Педретти, признанный знаток творчества Леонардо, смог получить разрешение владельца рисунка и представить «Ангела во плоти» на выставке в Стиа, в Тоскане. Как бы то ни было, эксперты сходятся во мнении, что Леонардо является автором этого наброска.

Трудно представить себе образ, более далекий от всего того, что принято связывать с понятием «аскетизм», чем этот изнеженный юноша. Пищей его были явно не «акриды и дикий мед». Тысячи искусствоведов, литераторов и прочих любителей прекрасного пытались понять, что именно хотел выразить мэтр Леонардо, изобразив св.Иоанна Крестителя в столь неожиданном, мягко говоря, виде. Недаром, этот портрет всегда служил благодатной подпиткой для легенд и слухов, упорно связывающих Леонардо с различными секретными сообществами, изображающих его обладателем «скрытых», «сокровенных» знаний, еретиком, «магом», «посвященным», иными словами, связывающих его с герметической традицией эпохи Возрождения.

Таким образом, строго говоря, нет никаких оснований ассоциировать женственного юношу, изображенного Леонардо да Винчи, с Иоанном Крестителем. Однако это обстоятельство никоим образом не снимает вопроса: зачем такая ассоциация все-таки создана, пусть даже не самим Леонардо, а кем-то другим? Ну, в самом деле, зачем пририсовывать юноше явно нехристианского вида атрибуты одного из наиболее чтимых христианских святых? Какой комплекс идей за этим кроется? Есть ли в этом некий скрытый – герметический – смысл?

Трансформации канонического образа Иоанна Крестителя в Пророка Илию, Гермеса Трисмегиста, Ангела Завета и легендарного Метатрона покажутся адептам любой церкви абсурдными и, возможно, даже кощунственными! Но аргументированность и непоколебимость доводов в этой работе неотразимы.

Приведем еще один аргумент в пользу такой интерпретации: сравним изображение со знаменитым «Меркурием» Джамболонья. Правая рука Меркурия приподнята и согнута в локте точно так же, как на портрете Иоанна Крестителя и на картине «Ангел, приносящий благую весть», и точно так же устремлен в небеса перст указующий.

Перст указующий присутствует на многих полотнах и рисунках Леонардо да Винчи; искусствоведы не смогли сколь-нибудь убедительно объяснить значение этого символического жеста. Вполне возможно, что этот символ у Леонардо многозначен, однако при интерпретации образа Иоанна как Еноха-Метатрона его жест на картине да Винчи получает ясное и логичное объяснение: иудейская традиция называет Метатрона указующим перстом Бога, поскольку он указал в пустыне иудейскому народу путь в землю обетованную.

Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Например, кисти Рафаэля принадлежит портрет Иоанна Крестителя, который естественным образом ассоциируется с картиной Леонардо.

В жесте Леонардовского Иоанна поднята правая рука Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа». А сам образ Платона весьма схож с автопортретом Леонардо да Винчи. Следовательно, в образе Платона заявлена связь Платон – Леонардо – Иоанн Креститель. Кроме того, необходимо учитывать, что в эпоху Возрождения Платона считали наследником мудрости Гермеса Трисмегиста.

Марсилио Фичино писал, что Гермес передал сокровенные знания своему ученику Орфею, тот – Аглаофему, которому наследовал Пифагор, чьим учеником был Филолай, учитель божественного Платона. Таким образом, фреска указывает на то, что Леонардо был продолжателем Платона и, тем самым, приверженцем учения Гермеса Трижды Величайшего. Поэтому, говорит нам Платон-Леонардо, вздымая вверх указательный палец, глядя на образ Иоанна, думайте о непревзойденной мудрости и святости божественного Гермеса.


И напоследок ещё одна альтернативная версия, о том, куда же всё-таки направлен перст указующий.

Изображения Девы на зодиаках без труда узнаются. Как правило это – женская фигура с колосом в руках. Нередко Дева изображалась указующей на хвост Льва, как это показано на рисунке А.Дюрера. На нем Дева касается рукой кисточки на конце хвоста Льва. Как бы слегка придерживая его. В этой кисточке изображена звезда Денебола.

Глядя на Деву с указующим перстом, сам собой возникает вопрос: «а был ли мальчик»? Или изначально Иоанн-Гермес задумывался, как Дева, указующая на Денеболу? По крайней мере это объясняет женоподобное лицо Иоанна, которого до Леонардо, изображали аскетичным мужчиной, преклонных лет.

А вот ещё один персонаж, якобы Ангел с указующим перстом (на Александрийской колонне). И для сравнения, изображение Девы, на астрономических картах XVI-XVIIвв. Как говорится, найдите десять отличий:

1. Александрийская колонна.
2. Андреас Целлариус, «Гармония Макрокосмоса», издание 1661 года.
3. «Явления и предсказания» Арата, 1569-1570 годы, Марк Хофельд, Люксембург.
4. Дюрер, 1515 год. Северная полусфера неба.

Название звезды Денеболы происходит от Deneb Alased, от арабской фразы ذنب الاسد danab al-asad «хвост льва», или, по мнению Балинджера – «Судья», «Грядущий Господин». Ангел указующий на Крест, как бы призывающий помнить о грядущем Суде Божьем?

В астрологии Денебола считалась предвестником несчастья. Считается, что она «запускает» в мунданных картах мировые катастрофы (Р. Эбертин, Г. Хофман «Неподвижные звёзды»). Интересная характеристика звезды, на которой акцентирует наше внимание Дева. Как говорится, что бы это значило? Да уж не апокалипсис ли?

Ну и для полноты картины: Кадуцей, атрибут Гермеса, в руках Девы, из средневековых астрономических атласов.



1. Гуго Гроция, «Построение по Арату», 1600 год.
2. Гигин, «Астрономия», издание 1485 года.
3. Гигин, «Астрономия», издание 1570 года.
4. Манускрипт, IXв.
5. Сакробусто (Sacrobusto «Sphaera Mundi» 1539).

Впрочем, стоит ли удивляться? Ведь Управитель знака Девы – Меркурий, т.е. всё тот же Гермес. Разные народы ассоциировали Деву со своими Великими Богинями, от Изиды и Атаргатис до Артемиды и Фемиды. У греков она ассоциировалась с Афродитой. Отсюда имеем Гермафродит – се суть Гермес и Афродита в одном флаконе. Может быть, Леонардо это имел в виду? Неизвестно...