Магомаев и синявская история любви дети. Портрет на двоих — Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Романтика на даче

Они могли бы никогда не встретиться. Их судьбы чуть было не разминулись, как двое прохожих в пестрой многочисленной толпе. Он мог бы остаться на Западе, петь в парижской или финской опере, итальянской «Ла Скала» или же нью-йоркской «Метрополитен». А мог бы разъезжать с гастролями по всему миру - и мир уже готов был принять талантливого молодого певца в свои объятья. Увы, романа с мировой славой не случилось.

Советские артисты, как бы талантливы и даже гениальны они ни были, напоминали крепостных: отпустит барин, не отпустит барин… «Барин», то есть Министерство культуры, разумеется, не отпустил. Но нет худа без добра: останься певец на Западе, он никогда не встретил бы Ее. Он - Муслим Магомаев. Она - Тамара Синявская.

Познакомились на декаде русского искусства в Бакинской филармонии в 1972 году. Позже Муслим Магомаев вспоминал: «На очередном концерте меня подозвал Роберт Рождественский и представил миловидной молодой женщине. Я назвал себя: «Муслим…». Она улыбнулась: «И Вы еще представляетесь? Вас ведь знает весь Союз».

Тамаре Синявской (ей в ту пору исполнилось двадцать девять) на жизнь было грех жаловаться. Спокойный, уютный брак. Достойный муж - надежная опора для молодой певицы, чья творческая карьера на взлете. Все, абсолютно все прекрасно и замечательно. Но любовь не выбирают.

«Тамара понравилась мне сразу. Мне показалось, что и я ей». Что ж, недаром говорят: родственные души притягиваются. Тамара Синявская оказалась не только оперной примой и красивой женщиной, но еще и умным, интересным собеседником. И Муслим Магомаев решил показать ей то, что ему было дорого, - родной Баку с его неповторимым колоритом. Не миновали они и чайхану, где, несмотря на неприглядный антураж, им подали поистине царское угощение.

В Москве знакомство возобновилось, но любовные треугольники никого и никогда еще не радовали. И все-таки их тянуло друг к другу, как магнитом. Жить порознь? О, нет! И когда вскоре Тамара Синявская на полгода уехала на стажировку в Италию, Муслим Магомаев звонил ей. Не просто часто - каждый день. Приходят километровые телефонные счета? Плевать! Лишь бы слышать! божественный голос Тамары, вновь и вновь упиваться его красотой и глубиной! Именно в тот период и былая написана (специально для них!) знаменитая «Мелодия».

До встречи с Тамарой Синявской у Муслима Магомаева случалось немало увлечений, романов и романчиков. Все было пылко, горячо, романтично и недолго. (Поговаривали даже о романе с Эдитой Пьехой, на поверку оказавшемся очередной сплетней). Красивый, умный, щедрый, с голосом изумительной красоты - мог ли он не покорять женские сердца?! Он пел так, что каждая думала: «Он поет для меня, только для меня! Господи, какое счастье!»

Не спешили с оформлением отношений, словно ждали знака свыше. Наконец Тамара Синявская не выдержала и развелась с мужем. А вскоре их друг, художник Таир Сапахов, забрал паспорта Тамары Синявской и Муслима Магомаева и отнес в ЗАГС. И 23 ноября 1974 года они стали мужем и женой. Вопреки ожиданиям, тихой свадьбы не получилось. Кто-то проболтался, и на улице их поджидала огромная толпа.

На родине певца Муслима Магомаева, в Баку, куда они отправились в свадебное путешествие, Тамару Синявскую приняли тепло, по-родственному. Она стала «гяллин» - невестка всего Азербайджана.

«Ты - моя мелодия, я - твой преданный Орфей», - это о Муслиме Магомаеве и Тамаре Синявской. Правда, в отличие от песни, любви Магомаева и Синявской были неведомы печаль, тоска и предательство. Да, первое время их официального брака безоблачным ну никак не назовешь! Две сильные личности, два лидера, два творческих человека в одной упряжке… А еще прибавьте к этому восточный темперамент Муслима Магомаева, его сверхэмоциональность. Он был весь - огонь! Ураган! Торнадо! (В свое время Муслим Магомаев отказался от предложения петь в Большом театре из-за своей горячности, нетерпения, ненависти к повседневной рутине. Он даже консерваторию ухитрился закончить всего за год!) Муслим Магомаев и Тамара Синявская по сто раз ссорились и тут же, буквально через пять минут, мирились. Хотя порой «буря бушевала» и дольше: после очередного «взрыва» Муслим Магомаев срывался и уезжал в Баку. Потом возвращался - с цветами и подарками, устраивал целые представления. И так - до следующего раза. Казалось бы, их отношения не продлятся долго и разрыва не миновать. Но во всех размолвках, мелких и крупных ссорах побеждала любовь.

Их супружеский союз был союзом равных, в котором главой семьи является не мужчина или женщина, а взаимное уважение.

Не менее уважительно и мудро, чем к мужу, относилась Тамара Синявская к многочисленным поклонницам мужа. Как-то раз певица Ирина Масленникова сказала ей не то в шутку, не то всерьез: «Тамарочка, вас ждет тяжелая жизнь - серная кислота в лицо и все такое…». Слава Богу, обошлось! Синявская открывала дверь очередной влюбленной поклоннице, с улыбкой принимала букет и благодарила, а порой даже извинялась за то, что Магомаев не может сейчас выйти.

Готовила молодая жена с удовольствием, хотя и редко. Но муж, который привык к щедрому кавказскому застолью, у себя дома оказался необычайно покладистым. «Сейчас есть что выбрать в магазинах из полуфабрикатов. А я человек неприхотливый: если голодный, то беру ломоть хлеба с куском колбасы и под молоко - за милую душу. Лучшего и не надо». Кумир миллионов по натуре оказался домоседом. Он быстро «подружился» с компьютером: создал свой сайт, делал аранжировки к своим старым хитам, писал музыку. Он на всю жизнь сумел сохранить рыцарское отношение к своей возлюбленной, а вот свое здоровье - увы, не сумел. Сложно сохранить здоровье, выкуривая три пачки сигарет в день. Легкие, сосуды, сердце певца сначала понемногу, а потом и всерьез стали «барахлить». Об этом знали только близкие друзья: Муслим Магомаев жаловаться не любил. 25 ноября 2008 года, на рассвете, в 6 утра, боль пронзила его сердце. «Скорая» приехала мгновенно. Но врачи, даже самые лучшие, - все-таки не боги. В то же утро Муслима Магомаева не стало. Вдове (какое страшное слово!) остались лишь воспоминания.

Прожили вместе - счастливо, душа в душу - более тридцати лет. И каждый день был как правильно взятая нота, божественный аккорд, сливающиеся в золотую мелодию любви.

Придя в Большой театр в 20 лет, Тамара Синявская практически сразу стала его примой, блистала во многих спектаклях оперной классики.

А по жизни главную партию Тамаре Синявской составил легендарный азербайджанский певец Муслим Магомаев...

"Он снится мне каждую ночь. Встаю утром, и кажется, что сейчас попросит кофейку налить... Сегодня я ждала вас. Вчера была в институте, потом на радио. Я сейчас просто заполняю свою жизнь. Но я в неё не вернулась. Раньше у меня был дом, семья и любимая работа. Осталась только работа", - рассказывает Тамара Синявская.

В 2003 году Синявская покинула сцену Большого театра. По ее словам, она может себе позволить петь только на своем уровне и ни на ступеньку ниже. При этом певица ежедневно работает со своим голосом - пропевает любимые арии и романсы. В настоящее время является заведующей вокальной кафедрой ГИТИСа, где преподает классический вокал, и как глава фонда Муслима Магомаева организует конкурсы вокалистов и проводит стипендиальные программы его имени.

Тамара Синявская часто приезжает на родину супруга, участвует в различных мероприятиях и, конечно же, посещает могилу Муслима Магомаева на Аллее почетного захоронения. И всякий раз, когда она видит его или слышит его голос на видеокадрах на различных мероприятиях и концертах, на ее глазах наворачиваются слезы... Она все еще не может смириться с этой потерей:

"Вы меня не поймете... Очень тяжело посещать могилу родного и близкого человека".

Действительно, трудно понять женщину, которая около 35 лет жизни прожила в счастливом браке с любимым человеком и настоящим другом. И не только потому, что он был великим Муслимом Магомаевым, а она - великой Тамарой Синявской... Это был замечательный семейный дуэт, в котором голос каждого звучал также ярко и неповторимо, как и на сцене.

Они познакомились в 1972 году в Баку, где в Филармонии имени Муслима Магомаева (дед Муслима Магомаева) проходила декада русского искусства в Азербайджане. Хотя певица не хотела приезжать в Баку.

Тамара Синявская: "Я безумно не хотела ехать. Но мне сказали, что "надо укрепить бригаду" в Баку. "Я заболела", - отнекивалась я. "Да вы там отогреетесь", - был ответ. Приехала - тепло, фрукты на каждом углу, лук в связках, горы арбузов, дынь, огромные гранаты - тогда это для нас было в диковинку. Так красиво! Я просто влюбилась в город, филармонию, носящей имя великого азербайджанского композитора Муслима Магомаева, деда Муслима, нас подвели друг к другу Роберт Рождественский с супругой.

Он мне протянул руку и очень застенчиво так, потупив взор, сказал: "Муслим". Она улыбну-лась: "И вы еще представляетесь? Вас ведь знает весь Союз". И с тех пор они практически не разлучались. Расстались только на год, когда Тамара уехала в Италию на стажировку, а, вернувшись, в 1974 году вышла за него замуж.

О том времени Тамара Синявская вспоминает: "Когда мне было 29 лет, начался мой роман с Муслимом. Я тогда стажировалась в Италии. Муслим ежедневно звонил мне, давал послушать новые записи. Мы много и подолгу общались. В какую копеечку влетели ему эти звонки, можно лишь себе представить".

Именно тогда Александра Пахмутова и Николай Добронравов для Муслима Магомаева написали песню "Ты, моя мелодия". Она сразу понравилась певцу, и уже через несколько дней была записана. Тамара Синявская услышала песню одной из первых - по телефону в далекой Италии. Хотя, по словам Муслима Магомаева знакомство произошло значительно раньше...по телевизору.

Муслим Магомаев: "Наше первое знакомство произошло... по телевизору. Летом я был у моего друга Ивана Семеновича Козловского в Баку. Мы хорошо отдыхали. Смотрели конкурс им. Чайковского. И вот на сцену выходит Тамара. Выглядела она совсем как девочка, которой, может быть, я и не заинтересовался. Она начала петь, и я от изумления даже рот открыл. Помню, я сказал: "Вот это меццо-сопрано! Настоящее!". Она потрясла меня своим искусством!". 23 ноября 1974 года они расписались в Москве, а затем отпраздновали это событие в Баку.

Оба сильные творческие личности, оба яркие незаурядные певцы, оба известны и любимы публикой - они никак не могли поделить между собой пьедестал. Никто до сих пор не вывел настоящую "формулу любви", а истории неблагополучных браков, полных скандалов и разрывов, встречаются на страницах прессы гораздо чаще, чем истории браков счастливых. И может быть, дело не в том, что о скандалах и разводах читать интереснее, а в том, что почти невозможно раскрыть тайну идеального союза...

Но все же, как в семье обойтись без разногласий? В первое время после женитьбы они часто ссорились, иногда доходило до развода. Во время ссор Муслим Магомаев в сердцах уходил из дома и сбегал в родной Баку. А потом, по-восточному пышно и торжественно, делал первый шаг к примирению - дарил любимой огромные букеты цветов, устраивал в ее честь представления.

"Был случай, когда Муслим Магомаев, возвращаясь из какой-то поездки, завернул ко мне на гастроли в Казань, - вспоминает Тамара Синявская. - Я пела Любашу в "Царской невесте", и в антракте, когда я вышла на поклон, мне поднесли от него огромный букет - меня за ним не было видно. Там было сто пятьдесят четыре гвоздики! Весь зал ахнул. И, конечно, когда он появился в ложе, зрителям было не до оперы".

Главное - во всех размолвках, мелких и крупных ссорах побеждала любовь. В итоге их союз оказался одним из самых крепких звездных дуэтов.

Тамара Синявская: "Пройдя уже какой-то определенный и очень даже большой отрезок жизненного пути вместе с Муслимом, мне, например, до сих пор с ним интересно. Он человек непредсказуемый. Муслим сейчас раскрывается совершенно по-новому. Это не тот Муслим, которого и я знала, и знала вся страна. Это абсолютно другой человек... Слава Богу, что у него непростой характер. У талантливых людей и не бывает все гладко. Но самое главное, он не злопамятный, очень быстро отходит, очень добрый, скромный человек... Нас больше объединяют общие интересы и во многом похожее отношение к жизни, к людям. В каких-то вопросах мы расходимся, но на многое, самое глубинное, смотрим одинаково".


Муслим Магомаев: " Я думаю, что секрет в том, что браки заключаются на небесах. Потому что иначе мы могли бы давно развестись и разойтись в разные стороны, но что-то все время удерживает и создает равновесие. Мне трудно сформулировать, что такое любовь, но вот если с Тамарой что-нибудь случается или она заболевает, я места себе не нахожу. Она просто неотъемлемая часть меня. Если она нездорова, то, значит, и я нездоров...Да мало ли мужчин, которые по гроб жизни любили своих жен и при этом не могли объяснить, за что. Вопрос "За что?", мне кажется, вообще из другой оперы, не про любовь. Да, прекрасная певица, прекрасная женщина! Но все это другое дело. Иногда бывают ссоры. Хотя даже ссорами их не назвать. Скорее размолвки. Я вообще не понимаю семьи, в которых все очень благополучно. Тишь да гладь. По-моему, это уже какое-то равнодушие. Между людьми, которые живут под одной крышей, смотрят вперед, должны быть и споры, и ссоры - все, что сопровождает совместный путь".

Причем их союз держался не только благодаря любви. Когда у Тамары Синявской спросили, благодаря чему их союз такой прочный, она ответила:

"Помимо любви, привязанности, есть еще одно чувство. Глубокое уважение. Вот хоть мы там и цепляемся друг к другу - это все бывает очень эмоционально, громко, - но на три минуты. Мы разбегаемся в разные комнаты... и потом выходим: о чем речь то была, дождь что ли прошел? И все! Я очень уважаю Муслима за мужское начало. Он мудрый... Общих интересов у нас было много. Особенно когда речь шла о музыке, пении. Стоило Муслиму увидеть по телевизору чье-то выступление, которое вызывало у него взрыв эмоций, он тут же ко мне: "Ты слышала это?!" И начинается вечер "вопросов и ответов", восторгов или негодования. Муслим был очень эмоциональным человеком, хотя вкусы и оценки у нас почти всегда совпадали. Теперь этот увлекательный диалог вести мне не с кем..."

Муслим Магомаев и Тамара Синявская прожили вместе - счастливо, душа в душу - около 35 лет. И каждый день был как правильно взятая нота, божественный аккорд, сливающиеся в золотую мелодию любви.

В их жизненной биографии сложился не сразу. Были и неверно взятые ноты, и неподходящие аккорды. Но все-таки им удалось сложить мелодию любви, продлившуюся почти тридцать пять лет.

Тамара Синявская - Девушка «из телевизора

Летом 1972 года Муслим Магомаев, известный эстрадный певец, отправился в свой родной Баку навестить старого друга - оперного певца Ивана Козловского. Отдых выдался на славу. Устав от традиционного пышного застолья, друзья сели посмотреть телевизор. Показывали Международный конкурс им. Чайковского . На сцену вышла невысокая молодая женщина в длинном концертном платье.

Муслим, уже собиравшийся пойти спать, вдруг застыл на месте. Его словно током ударило: девушка запела. Маститый певец от изумления даже рот открыл, а вымолвить ни слова не мог. «Да что с тобой?» - спросил Козловский. Магомаев ответил: «Вот это меццо-сопрано! Настоящее!».

Тамара Синявская и сама была настоящей. Настоящей оперной певицей, настоящей женщиной, настоящей коренной москвичкой и настоящей заботливой супругой... Ей было 29 лет, но выглядела она значительно моложе. Тамара была замужем за артистом балета, который помог ей пережить огромное горе - потерю матери. Это был надежный, крепкий брак, основанный на взаимном уважении и доверии.

Поэтому на декаду русского искусства в Азербайджане, куда пригласили Тамару Синявскую в качестве гостьи, муж отпустил супругу с легким сердцем. А зря. Эти дни перевернули всю размеренную, спокойную жизнь и Тамары, и ее супруга, да и Муслима Магомаева тоже.

В Баку певица Тамара Синявская была впервые и влюбилась в этот город мгновенно. Красиво, чисто, тепло, фрукты на каждом углу, лук в связках, горы арбузов, дынь, огромные гранаты - тогда для москвичей это было в диковинку. В центре Баку - филармония, носящая имя великого азербайджанского композитора Муслима Магомаева, деда знаменитого певца.

А с самим Муслимом Тамару познакомил Роберт Рождественский . Магомаев тут же узнал девушку «из телевизора». Будучи по природе не робкого десятка, тут он смутился. Протянул Тамаре руку и застенчиво, опустив глаза, представился: «Муслим». Тамара в ответ улыбнулась: «И вы еще представляетесь? Вас ведь знает весь Союз!»

Конечно, потом красавец Магомаев, имевший репутацию настоящего гусара, взял себя в руки и начал ухаживать за Синявской. Увидев однажды ее за соседним столиком в ресторане, он написал ей на салфетке игривую записку: «Вы очень хорошая девочка и очень мне нравитесь, я хочу с вами дружить». Синявская эту салфетку хранит до сих пор.

Муслим Магомаев и Тамара Синявская - Любовь нечаянно нагрянет

Их роман вспыхнул, как спичка. Вскоре после стремительного начала их отношений глава республики Гейдар Алиев, который любил Муслима как сына, распорядился в его честь устроить праздник на огромном пароме. Но когда паром отчалил, гости не нашли на нем ни Муслима Магомаева, ни Тамары Синявской. Им просто было хорошо вдвоем, вдали от шума и суеты.

К удивлению Муслима, Тамара оказалась не только красивой женщиной и талантливой певицей, но и интересным, начитанным собеседником. Он решил показать ей свои любимые места в Баку, они гуляли по улочкам, заходили в чайхану, где их встретили царскими яствами.

Вскоре пришло время возвращаться. Тамара отнеслась к тому, что произошло, как к обычному курортному роману. Решила взять грех на себя и не беспокоить мужа признанием. Но в Москве их роман с Магомаевым продолжился. Они тянулись друг к другу, как магниты, и ничего не могли с этим поделать.

Конечно, жить в любовном треугольнике не хотелось. Тамара Синявская вспоминает: «Муслим - порядочный человек, и для него мой брак был серьезным препятствием. И мне, конечно, приходилось вести себя так, чтобы не обидеть ни того, ни другого. У меня с мужем были прекрасные отношения. Но тут... "Любовь нечаянно нагрянет!" Наверное, встреча наша была предначертана судьбой».

Она долго боролась со своими чувствами. А тут так кстати - гастроли в Италии, на целый год. И Тамара уехала. Магомаев не мог найти себе места. Он звонил любимой каждый день по несколько раз. Приходили огромные счета за телефонные переговоры, но разве они могли остановить влюбленное сердце? Только потом они узнали, что их разговоры со слезами слушали телефонистки, как радиоспектакль.

Муслим Магомаев: Ты - моя мелодия

По возвращении из Италии Тамара решилась на серьезный шаг. Она развелась с мужем. С Муслимом с тех пор Синявская не разлучалась. Однако жили они гражданским браком, второго штампа в паспорте певица не хотела. Своего дома у возлюбленных не было, и они поселились в одном из номеров гостиницы. Тамара и Муслим вели светскую жизнь, ходили по банкетам, имели множество общих друзей.

И вот однажды знаменитый художник Таир Салахов, заглянувший на огонек в гостиничный номер к Магомаеву и Синявской, устроил им настоящий разнос: «Ну что вы ходите-бродите, время тянете? Чего еще испытывать? Давайте-ка ваши паспорта. У меня в Союзе художников помощник есть шустрый, он все устроит!» Возлюбленные молча переглянулись, как нашкодившие школьники в кабинете директора, и отдали ему документы.

Магомаев-Синявская: Секрет семейного счастья

Расписались они 23 ноября 1974 года. Свадьбу решили отпраздновать в московском ресторане «Баку». Пригласили сотню человек, самых близких друзей и родственников. В три раза больше народу стояло под окнами. Это были поклонники Магомаева, которые ждали, когда их кумир начнет петь. Как назло, день выдался очень морозным, но людей это не останавливало. И тогда Муслим распахнул окна и пел сорок минут без перерыва. Конечно, потом он свалился с бронхитом и два месяца провел в постели.

Когда жених поправился, молодожены отправились в свадебное путешествие - в Баку. Там Гейдар Алиевич у себя на даче устроил им вторую свадьбу, теперь по традициям азербайджанского народа. На родине Муслима Тамару приняли тепло и нарекли «гялин» - «невестка всего Азербайджана», поскольку сам Муслим считался сыном всего Азербайджана.

Они даже интервью все время давали вместе. Самый частый вопрос - секрет их семейного счастья. Отвечать на него приходится Тамаре, ведь это она, коренная москвичка, вышла замуж за восточного человека и должна была принять чуждую культуру Азии, где женщине в семье отводится совсем иная роль. Она говорит: «Нельзя допустить, чтобы жена стала товарищем. Уж лучше госпожой, потому что это обращение сохраняет хоть какую-то дистанцию. А когда "товарищ", то ты можешь свою жену, как собутыльника, хлопнуть по плечу, например. Не надо так».

Даже после официального оформления брака Тамара с Муслимом долгое время обращались друг к другу на «вы». Позже, конечно, появились и нежные прозвища. Тамара Ильинична даже на людях часто называла супруга Кутиком, Мусиком, Тяпой. Муслиму порой даже было неловко.

Без ссор, конечно, тоже не обходилось. Иногда ругались так, что доходило до развода. И тогда Муслим, как ни странно, уступал. В интервью Магомаев говорил: «Я вообще не понимаю те семьи, в которых все очень благополучно. Тишь да гладь. По-моему, это уже какое-то равнодушие. Между людьми, которые живут под одной крышей, смотрят вперед, должны быть и споры, и ссоры - все то, что сопровождает совместный путь».

Муслим не терпел скандалов. Когда видел, что Тамара разбушевалась и через пять минут точно не успокоится, он вставал, ехал в аэропорт и брал билет на самолет до Баку. Там он всегда обретал душевное равновесие и, уже все простивший и скучающий по супруге, возвращался домой, с цветами и подарками. И так до следующего раза.

Их связывало высокое чувство, которое было выше и сильнее мелких размолвок. «Мне трудно сформулировать, что такое любовь, - говорил Муслим. -Но вот если с Тамарой что-нибудь случается или она заболевает, я места себе не нахожу. Она просто неотъемлемая часть меня. Если она нездорова, то, значит, нездоров и я».

Без ревности

Еще одной причиной семейных ссор, с которой пришлось справляться Тамаре, была ревность. Ее подруга певица Ирина Масленникова после свадьбы сказала не то в шутку, не то всерьез: «Тамарочка, тебя ждет тяжелая жизнь - серная кислота в лицо и все такое...» У Муслима было много, очень много поклонниц. Некоторые всерьез считали, что он поет только для них, они писали ему любовные записки и даже приходили домой. Дверь неизменно открывала Тамара, с улыбкой забирала букет цветов и извинялась, что супруг занят и не может выйти.

К сожалению, такой талантливой и красивой паре Бог не дал детей. Место «цветов жизни» в их квартире занял серебристый пудель Чарли. Долгое время из-за постоянных гастролей Тамара и Муслим не могли решиться никого завести. Был кот, но он не поделил с Магомаевым место главного в доме и был отдан знакомым. Когда разъездов стало меньше и жизнь вошла в спокойную колею, Магомаев предложил супруге взять щенка, но она отказалась. Однажды вечером Муслим позвонил в дверь. Тамара открыла, муж протянул ей руку, а на его ладони лежал маленький хиленький щеночек. Конечно, его выходили, вырастили, стали любить как ребенка.

Магомаев вообще очень любил сюрпризы. Синявская вспоминает: «Был случай, когда Муслим, возвращаясь из какой-то поездки, завернул ко мне на гастроли в Казань. Я пела Любашу в "Царской невесте", и в антракте, когда я вышла на поклон, мне поднесли огромный букет. Меня за ним даже видно не было. Там было сто пятьдесят четыре гвоздики! Представляете, что это за букет? Весь зал ахнул... Потому что у нас, в лучшем случае, дарят цветы до женитьбы, а так просто принести букет для жены - это довольно редкое явление. А ведь это праздник, когда чуть-чуть, на сантиметр, но ты поднимаешься над землей. К тому же сам мужчина еще больше становится мужчиной, когда он дарит цветы женщине».

Помимо таланта певца и композитора, у Муслима Магомаева была вредная страсть к курению, которая его и погубила. Он выкуривал по три пачки сигарет в день. Постепенно появились проблемы с легкими, сосудами, сердцем. На рассвете 25 ноября 2008 года Муслим Магомаев умер на руках у своей любимой супруги от ишемической болезни сердца. Скорая приехала вовремя, но врачи уже ничем помочь не могли. Так внезапно оборвалась золотая мелодия любви Тамары Синявской и Муслима Магомаева.

Муслим Магомаев и Тамара Синявская

Народные артисты СССР Муслим Магомаев и Тамара Синявская - не просто популярные исполнители, не просто муж и жена: для миллионов советских людей они стали олицетворением целой эпохи. Уникальнейший голос Тамары Синявской завораживал любителей оперной музыки многих стран мира, много лет её звезда ярко сияла на сцене Большого театра. Невероятной славе Муслима Магомаева может позавидовать любая звезда: такой популярности ни до, ни после него не имел в Советском Союзе никто. Переполненные залы, кордоны конной милиции, море цветов, легенды и сплетни, машина, обцелованная поклонницами, - всё это Магомаев вкусил сполна. Сегодня в это трудно поверить: сотни женщин поднимали авто с любимым певцом на руки и несли несколько километров.

Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку. Его дед - Муслим Магомаев, знаменитый азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская филармония. Мать - драматическая актриса, отец - художник, погиб на фронте за два дня до Победы, так и не увидев сына.

Всесоюзная известность пришла к Муслиму после выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году. Его восхитительный баритон, высокий артистизм и душевная щедрость покорили слушателей.

1969 год принёс ему победу в Сопоте и первый «Золотой диск» на фестивале МИДЕМ в Каннах, - этой награды Муслим Магомаев был удостоен за то, что записанные им пластинки разошлись фантастическим тиражом в четыре с половиной миллиона экземпляров. Певцу едва перевалило за тридцать, когда он стал народным артистом Советского Союза…

Магомаев в первый раз женился в 19 лет. Единственная дочь Марина давно живёт в Штатах и подарила певцу внука. Второй брак Муслима был гражданским.

В октябре 1972 года на декаде русского искусства и литературы в Баку Магомаев познакомился с певицей Тамарой Синявской.

Муслим Магомаев пишет в своей книге «Любовь моя - мелодия»: «На очередном концерте в филармонии меня подозвал Роберт Рождественский и представил миловидной молодой женщине. Я назвал себя: „Муслим…“ Она улыбнулась: „И вы ещё представляетесь? Вас ведь знает весь Союз“.

Казалось бы, обычное светское знакомство, но у меня сразу возникло приятное ощущение уюта и симпатии - никакой натянутости, как обычно бывает на такого рода мероприятиях с их дежурными полупоклонами, полуулыбками… Тамара мне понравилась сразу. Мне показалось, что и я ей…

Честно говоря, при той встрече я Тамару не узнал. До этого только раз видел её по телевизору в 1970 году, когда шла трансляция прослушиваний Международного конкурса имени Чайковского. Тогда Тамара Синявская разделила первую премию с Еленой Образцовой. Помню, как, услышав голос Тамары, я воскликнул: „Что за меццо-сопрано! Глубокое, красивое!..“»

Тамара Синявская - коренная москвичка. Родилась 6 июля 1943 года. Она с детства была наделена особой грацией и рано почувствовала призвание к сцене. В шестилетнем возрасте девочку приняли в танцевальную группу Ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров. Позже Тамара Синявская перешла в хор этого ансамбля, окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, а затем ГИТИС по классу пения. Ещё будучи студенткой она обратила на себя внимание и была приглашена в Большой театр, стала солисткой, с успехом гастролировала за рубежом.

После бакинской встречи знакомство продолжалось в Москве, хотя Тамара была замужем. Муслим стал бывать у них дома. Магомаев - порядочный человек, и для него брак был серьёзным препятствием.

У неё с мужем были прекрасные отношения. Любовный треугольник всегда мучителен.

Магомаев стал завсегдатаем Большого театра: прослушал все спектакли с её участием, дарил самые большие, самые красивые букеты…

«Я была тогда замужем, но когда с ним встретилась - всё перевернулось… - вспоминает Тамара Ильинична. - 17 января 1973-го я отправилась в Италию, на стажировку в „Ла Скала“ - просто сбежала со страху… Он мне и туда названивал. Там по телефону я первый раз услышала „Мелодию“ Александры Пахмутовой. Он мне крутил…»

Так они «разговаривали» минут по 30–40. Он ставил пластинку с песней, слова которой соответствовали моменту их отношений. Тамара слушала, потом находила какую-то пластинку у себя, срочно набирала его номер и включала: «Ему было легче - у него пластинок любовных больше, чем у меня».

Стажировка закончилась, Тамара вернулась в Москву, домой. В честь её возвращения Магомаев дал концерт во Дворце съездов, на который она не смогла прийти…

Романтика ухаживания продолжалась. Первой решительный шаг сделала Тамара - она развелась с мужем. Второй шаг помог сделать общий друг.

Магомаев и Синявская сидели в номере гостиницы «Россия». Зашёл «на огонёк» художник Таир Салахов. Накрыли стол, начался обычный в таких случаях разговор… И вдруг Таир сказал решительно: «Ну что вы ходите-бродите, время тянете? Чего ещё испытывать?.. Давайте-ка ваши паспорта. У меня в Союзе художников помощник есть шустрый, он всё устроит».

23 ноября 1974 года весь свадебный ритуал совершился тихо и скромно. А на улице их уже поджидала толпа поклонников. Видимо, работники загса оповестили своих знакомых, что женится Магомаев.

Свадьбу праздновали в ресторане «Баку». Сто человек сидело в зале, за столом, и более трёхсот - толпилось за окнами. В округе стало известно, что Магомаев играет свадьбу, и опять повторилась та же история, что была перед загсом. Люди стояли на морозе и ждали, когда Магомаев начнёт петь. Тогда Муслим попросил открыть большие окна и пел собравшимся слушателям… А потом два месяца болел бронхитом…

Звёздную чету часто спрашивают: как уживаются двое вокалистов под одной крышей? «А почему бы им не ужиться? - удивляется Магомаев. - Разве мало на свете артистических пар? Мы солисты, у каждого своя партия. Если занимается Тамара, то ей есть где заниматься, чтобы не мешать мне. Скажем, когда я неважно себя чувствую, тогда для меня чей бы то ни было голос звучит в два раза громче и резче. Тамара, зная об этом, уходит в мой кабинет, где есть электропианино, и спокойно себе занимается. Начинаю петь я - Тамара уединяется на кухне, как ока говорит, в „своём кабинете“».

С тех пор - на концертной сцене и в жизни - они вместе. Их дом невозможно представить без огромного собрания пластинок, книг, рояля, музыкального компьютера, картин. Жаль только, что обзавестись детьми этой певческой паре так и не удалось. «Когда мы поженились, ни у Тамары, ни у меня никого из родственников рядом не было, - поясняет Муслим Магометович. - Родив ребёнка, Тамара должна была бы оставить сцену, и мы решили обойтись без детей… Наше чадо - наш пуделёк Чарли, общий любимец, который очень скучает, когда мы уезжаем на гастроли».

Помимо пения, музыки и преподавательской работы, Муслим Магометович умеет… абсолютно всё: он и электрик, и слесарь, и плотник. Магомаев рисует, лепит, настоящая его страсть - компьютеры. И делает всё с какой-то истовостью, с любовью, очень профессионально, до конца. Максималист.

Вот и свою роскошную, царственную квартиру после ремонта переделывал за мастерами самостоятельно. Реконструированную квартиру, расположенную в самом центре Москвы рядом со зданием ТАСС, иначе как дворцом не назовёшь. Работы шли почти год, и всё это время знаменитое семейство жило на подмосковной даче. Гости не могут поверить, что автором проекта является сама хозяйка дома. Дело в том, что Тамара Ильинична давно хотела воплотить архитектурные идеи, которые вынашивала несколько лет. У певицы открылись незаурядные дизайнерские способности.

Две комнаты объединили в гостиную, главное место в которой занимает рояль. В свой кабинет Муслим Магометович посторонних не пускает. Говорит, что сочинять музыку можно только в интимной обстановке. Владения Тамары Ильиничны - уютная спальня и небольшая кухня, хозяйничать на которой ей помогает домработница. Почти без изменений остался лишь холл, превращённый в галерею памятных подарков, преподнесённых хозяевам восторженными поклонниками.

Когда у Магомаева поинтересовались, вкусно ли готовит Тамара Ильинична, певец ответил дипломатично: «Она не готовит, хотя умеет это делать прекрасно. У нас есть кому кухней заниматься. Я стараюсь освобождать жену от этого труда».

В 1999 году супруги отпраздновали серебряную свадьбу. Магомаев с теплотой вспоминает времена Советского Союза. Они с Тамарой Ильиничной получили хорошее образование, причём бесплатно, были хорошо воспитаны. Да и люди были добрее тогда, какие-то более раскованные, более дружелюбные.

Брак Муслима Магомаева с Тамарой Синявской многие называют идеальным, эталонным…

Время от времени звёздная пара всё же радует поклонников своим появлением на сцене. Семейный дуэт Синявская - Магомаев собирает полные залы. На концертах Муслим, вспоминая своё консерваторское образование как пианиста, садится за рояль и аккомпанирует супруге.

Синявская признаёт, что сегодняшняя ситуация на российской оперной сцене не очень её устраивает - нет артистов, которые «могли бы по-настоящему захватить». Сама она продолжает работать, хотя репертуар, к сожалению, существенно сократился. Однако каждое концертное выступление певицы (особенно совместные выступления с Магомаевым) проходит с громким успехом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Тамара Синявская для меня всегда была как бы во втором эшелоне за спиной её мужа - великого певца Муслима Магомаева . Хотя я видел её на концертах и восхищался голосом. Её контральтовое меццо-сопрано привёл в восторг Марию Каллас и Тито Гоби. На IV Международном конкурсе им.Чайковского она взяла золотую медаль. А песню "Черноглазая казачка" пела вся страна. Семь лет после смерти Муслима Магомаева Тамара Синявская не выходила на сцену и не общалась со своими поклонниками. И вот в Центральном Доме Литераторов на проекте Владимира Глазунова "Один на один" состоялось долгожданная встреча Тамары Ильиничны с поклонниками. Очень душевная, надо сказать, получилась эта встреча

01.


Тамара Синявская: "Прошло уже семь лет и несколько месяцев когда у меня, практически, оборвалась жизнь. Я сейчас смотрела в кулисах эти кадры, я тоже их давно не видела и не слышала. и поймала себя на мысле о том, что я могу уже это видеть и слышать. Потому что первое время видеть на экране Муслима, слышать его голос, для меня было мучительно. Поэтому я вам очень благодарна за то, что вы меня пригласили, и за то, что пришли, и за то, что вместе с вами я увидела, практически, начало наших взаимоотношений".

02.

Владимир Глазунов: "О чём угодно мечтала в детстве Тамара, но только не о том, чтобы стать певицей. Это правда?"

03. Владимир Глазунов

Тамара Синявская: "Правда. Пение и танцы были у меня связаны, но они не представлялись мне, как профессия. С самого начала пребывания на этой земле я пела и танцевала, поэтому для меня это не считалось профессией. Мама неочень была за то, чтобы я выбрала профессию певицы потому, что она как нормальный адекватный человек говорила о ты, что ты простудишься и нет у тебя профессии. Она была абсолютно права. Поэтому мы все заложники своего голоса, своей профессии. Надо за собой здорово следить, чтобы не простужаться, беречь голос, беречь внешний вид, чтобы режиссёр приглашал тебя в свой спектакль. Когда распределялись роли у нас в Большом театре внимание очень сильно обращали. Это было трудно, потому что Большой театр всегда славился своими певицами, которые не были худенькие. Поэтому я всегда вспоминаю установку Бориса Александровича Покровского, которую он дал на всю жизнь. Когда я пришла в Большой театр, а я никогда не была худенькая, но всё было нормально. И потом я услышала такую фразу, что: "Артистки всегда должны быть в форме". А Борис Александрович требовал от артисток. Одна из его любимых артисток Галина Вишневская. Она всегда держала себя в форме. Например, если она поправлялась, то садилась на три дня на лимоны и сбрасывала ненужные килограммы. И он, практически, всегда приводил её в пример".

04.

Тамара Синявская: "Ну я конечно же это учла и в первый же отпуск в Большом театре летом я поехала на море. Я закрыла себе рот и пила только кефир. И я за месяц похудела на шесть килограммов. Борис Александрович это заметил. Я прошла по коридору. Он говорит: "Вот, посмотрите, идёт Артистка Большого театра! Всё на месте и стройна." Я окрылилась и пошла на урок. И у меня тело не выдержало такого напора и у меня стал покачиваться голос. И я сильно испугалась. Я забыла про диету. Я стала сильно-сильно кушать. Но набрала всего два килограмма. И я успокоилась, когда голос нашёл своё место в моём новом теле. И с тех пор я сижу почти всю жизнь на этих диетах".

05.

Тамара Синявская: "У мамы был альт. Очень красивый тембр. Но мама никогда не пела. Единственное, что она пела - в церкви на клиросе. Это было давно, когда она ещё была очень молода и меня в её жизни ещё не было. Поэтому все её концертные выступления закончились ровно в тот момент, когда появилась я. Она была очень строгий человек и жила очень трудно. Она меня одна воспитывала".

06.

Тамара Синявская: "Понимаете какая мистика, мы вот сейчас говорим о нём (о Муслиме) а он ведь здесь. Я первый раз ощутила это, это касалось не Муслима, после конкурса Чайковского меня пригласили спеть сольный концерт в городе Клин в его доме. Я спела в его доме, а потом нас пригласили в концертный зал. Я вышла на сцену, как всегда пообщалась с публикой, задавались какие-то вопросы, а потом я говорю: "А вы знаете, что Пётр Ильич сейчас здесь". В зале такая тишина. Ну что это такое экстрасенс какой-то. Нет. На самом деле это происходит оттого, когда человека вспоминают, он тут же является. Так что он, Муслим, сейчас здесь".

07.

Тамара Синявская: "На конкурсе имени Чайковского была не только Мария Каллас, но и певец Тито Гоби - любимый певец Муслима Магомаева. Он был для него не то, что как эталон. Он не поклонялся, а восхищался. Были такие артисты которые обладали не только артистическим, но и человеческим обаянием".

08.

Владимир Глазунов: "Мария Каллас произнесла слова, которые, быть может, определили жизненное кредо Тамары Ильиничны Синявской: "Чудесная девочка, прекрасная. Но реализовала бы при этом в своём выступлении, сегодня, показала бы, выступила блестяще. Но это не всё. Лишь на одну треть. Могла бы больше. Вот тогда вообще было бы - ах!"

09.

Тамара Синявская: "Эти слова были сказаны в несколько другом контексте. Она сказала не на данное выступление, она сказала: "У неё на данный момент реализована одна треть её дарования. Будем ждать".

10.

Тамара Синявская: "Я не знаю таких людей, которые полностью бы реализовались. Потому что это надо закрыть книжечку и уйти. Так нельзя. Мне кажется, что поводить итоги это можно знаете когда? Когда уже вы говорить не сможете, а будут говорить над вами".

11. Юные певцы исполнили "Эхо" и получили ценные советы от Тамары Синявской

Тамара Синявская: "Муслим был очень трудоспособный и трудолюбивый, и очень требовательный. Так как он к себе относился, он относился ко всем окружающим. Он был очень пунктуальным человеком и, если, например, к кому то нужно было прийти в два часа, он без двух минут два стоял возле двери, чтобы позвонить ровно в два часа в дверь. Если к нему не приходили также, когда он просил, он этого не понимал и иногда вспыхивал. Когда его хвалили, он всегда говорил: "О чём вы говорите? Мне до этого ещё очень далеко". От курения он не знал как избавиться, но пытался".

12.

Тамара Синявская: "То, что Большой театр - арена, я согласна. Я бы сказала ещё сочнее - это коррида, на которой происходит бой. Это коррида на которой действительно выживает сильнейший. Но в силу того, что я пришла очень юная девочка, у меня не было амбиций кого-то подвинуть, выбраться на первое положение и держать его вот в таком состоянии. Я была счастлива тогда стопроцентно, потому что у меня не было ощущения. что я должна что-то раздвигать локтями. У меня, конечно есть актёрское честолюбие, актёрское самолюбие, но это не идёт впереди планеты всей. Это идёт внутри и если касается моей профессии, это пробуждается. Если это касается человеческих качеств, я это оберегаю и не хочу ничего в душу закладывать, потому что это очень портит нутро".

13.

Тамара Синявская: "Я хотела, чтобы меня пригласила Галя Волчек в свой спектакль, мы об этом беседовали. Я почему-то свои мозги на это и настроила. Но меня никто не пригласил. И когда Александр Анатольевич Ширвиндт пришёл ко мне в институт и где-то минут 59 он мучил меня своим приглашением в спектакль "Реквием по Радомесу" он почти сразу понял, что это я не выдержу физически. Это была единственная причина".

14.

Тамара Синявская: "Я пою. Пою в классе. Показываю студентам иногда. Иногда мне это удаётся, а иногда противно слушать самой. Но они делают вид, что всё в порядке. Я отношусь по-серьёзному к своей профессии, поэтому я понимаю, надо показываться тогда, когда ты доставляешь удовольствие не только слушателям, но и себе. И как говорил мой любимый супруг: "Ты лучше уйди на полчаса раньше, чем на пять минут позже". С большим шумом он вошёл в нашу жизнь и также достойно, по-английски он вышел. Не стал устраивать из этого шоу".

15.

Тамара Синявская: "Когда Галина Вишневская проходила по театру, с неё можно было брать пример: как она была причёсана, как одета, какие духи шлейфом за ней шли. Её конечно побаивались. Поэтому когда я увидела её в домашней обстановке, совсем другую. И ещё я увидела такую же Галину Павловну уже в 1985 году, уже десять лет спустя, как они уехали из страны. И она жила в Париже. Когда я прилетела туда на очередные гастроли, я ей позвонила. Я села в такси. "К дому не подъезжай". Я говорю: "Почему?" "А вдруг, кто-то следит за тобой". Ну тогда такое время было. Мы посидели с ней часов шесть на кухне у неё в Париже".

16.

Тамара Синявская: "В Большом театре надо либо родиться, либо приезжать на гастроли. Но придти туда после периода своей жизни, когда ты получил такое большое признание как Магомаев. Большой театр такой ревнивый товарищ был всегда. Если кто-то приходил туда, надо было очень долго бороться за своё место под солнцем. У нас была очень сильная баритоновая группа. И никого бы они так просто к спектаклю не допустили. А Муслим сказал чётко: "В очередь я вставать не буду". А мы все, в основном, стояли в очереди, потому что у нас была сильная и меццо-сопрановая группа. Там была Елена Архипова, там была Елена Образцова"

17. Зрители задают вопоросы

Тамара Синявская: "Когда нас Роберт Рождественский познакомил с Муслимом, тот представился очень скромно: "Муслим". Это было в филармонии имени Муслима Магомаева. Это его дедушка. Я этого не знала. Я думала, что в Баку так чтут Муслима, что при его жизни дали имя филармонии. Мне было так стыдно, что я этого не знала. Я не могла знать, что его дед полный его тёзка - знаменитый композитор, один из основоположников азербайджанской музыки. Он был главным дирижёром Оперного театра...В октябре мы познакомились, в октябре мы и простились".