Михаил иванович козловский. Михаил иванович козловский М и козловский вклад в истории

Скульптор, график.

Родился в семье военного музыканта - «галерного флота трубачевского мастера». В 1764 поступил в Воспитательное училище ИАХ, затем учился в «скульптурно-статуйном» классе у Н.-Ф. Жилле. Неоднократно награждался малыми и большими серебряными медалями за рисунки и лепку с натуры. В 1770 выполнил по программе барельеф «Владимир и Рогнеда», за который получил малую золотую медаль. В 1772 за работы «Кирилл философ греческий и князь Владимир» и «Изяслав Мстиславович на поле боя» удостоен еще одной малой золотой медали. В 1773 за программу барельеф «Свидание Святослава с матерью и детьми по возвращении с Дуная» награжден большой золотой медалью, выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника и правом пенсионерской поездки за границу.

В том же году отправился в Рим, где прожил по 1779. Изучал коллекции Ватикана, палаццо Фарнезе, Спада, Боргезе. Выполнил множество копий и зарисовок с античных скульптур, а также произведений мастеров Возрождения, в особенности Микеланджело. Посещал натурные классы Французской Академии художеств в Риме, где пользовался советами Ж.-М. Вьена.

В 1779 переехал во Францию. В 1780 избран почетным академиком Академии живописи, скульптуры и архитектуры в Марселе. В том же году возвратился в Петербург. В 1782 представил в Совет ИАХ выполненную в период пенсионерства гипсовую скульптуру «Юпитер с Ганимедом», за которую был признан «назначенным» в академики. В 1780-х по приглашению А. Ринальди работал над декоративным оформлением Мраморного дворца в Петербурге, а также по заказу Дж. Кваренги создал рельефы для «Храма Дружбы» в Царском Селе. В 1784–1785 изваял большую мраморную статую Екатерины II в образе Минервы.

В 1788 для совершенствования мастерства снова уехал в Париж, посещал натурный класс Королевской Академии живописи и скульптуры. Помимо прочего, по поручению ИАХ осуществлял надзор за находящимися в Париже русскими пенсионерами. В 1790 возвратился в Россию. В 1794 избран академиком, сразу вслед за этим «в уважение дарования» удостоен звания профессора. В 1795 стал членом Совета ИАХ. С того же года преподавал в скульптурном классе Академии, среди его учеников - С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. В 1799 назначен старшим профессором.

В 1799–1800 работал над памятником А. В. Суворову в Петербурге. Участвовал в оформлении Большого каскада фонтанов в Петергофе, для которого выполнил центральную статую «Самсон, раздирающий пасть льва».

Занимался мемориальной скульптурой, создал надгробные памятники П. И. Мелиссино (1800), С. А. Строгановой (1802) для Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры.

В 1953 в Государственном Русском музее была организована выставка произведений мастера.

Козловский - выдающийся русский скульптор раннего и зрелого классицизма. В его творчестве нашли воплощение характерные для этого времени идеалы просвещения, гражданского долга и доблести. В качестве тем для своих произведений, как правило, выбирал сюжеты из истории республиканского Рима и античной Греции.

Козловский опирался не только на традиции античного искусства, в индивидуальной манере скульптора ощутимы барочные черты, что выразилось в динамичных композициях с острыми ракурсами и движением (особенно ярко это проявилось в рисунках). Для раскрытия замысла часто прибегал к языку аллегории. Обращался к самым различным материалам - мрамору, бронзе, терракоте. Был одним из лучших рисовальщиков своего времени. Занимался офортом.

Известны поздние отливки некоторых произведений скульптора, выполненные в начале ХХ века по решению Совета ИАХ.

Произведения Козловского находятся в крупнейших музейных собраниях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Павловском дворце-музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

Share

Рано обнаружившиеся у мальчика способности к рисованию побудили отдать его в 1763 году в Академию художеств.

Здесь он был определен в культурный класс, в котором преподавал Н. Жилле — фр анцузский художник, воспитатель многих талантливых скульпторов того времени.

Помимо лепки, которой Козловский серьезно занимался, большим и искренним увлечением был рисунок. Поэтому при выборе специальности, он долго колебался, не зная, чему отдать предпочтение: живописи или скульптуре.

В 1772 году Козловскому была присуждена золотая медаль 1-й степени за программный барельеф «Князь Изяслав на поле брани» (гипс, Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР).

Скульптор обратился к теме из отечественной истории. Козловскому удалось создать динамическую сцену: позы героев полны экспрессии, жесты их преувеличенно патетичны. Художник еще не пришел к строгой лаконичности и сдержанности, которые будут характерны для зрелого периода его творчества.

Получив Большую золотую медаль за дипломную работу «Возвращение Святослава с Дуная» (1773), Козловский заканчивает Академик художеств. Для продолжения образования он отправляется в Италию Знакомство с произведениями древности, глубокое изучение памятников античности и полотен художников эпохи Возрождения обогащают его творчество, расширяют кругозор.

К сожалению, из римских работ, кроме нескольких рисунков, выполненных с огромным темпераментом и совершенством, до нас ничего не дошло.

Аполлон

В 1780 году Марсельская Академия искусств присваивает художнику звание академика. Это — свидетельство популярности его произведений за границей. Вернувшись на родину, Козловский выполняет многочисленные работы по украшению архитектурных памятников.

Он исполняет барельефы для концертного зала в царском Селе (архитектор Д. Кваренги) и для Мраморного дворца в Петербурге (архитектор А. Ринальди). Тогда же он исполнил мраморную статую Екатерины II, представив ее в образе Минервы (1785, ГРМ). Художник создает идеализированный, полный величия, образ императрицы-законодательницы. Статуя понравилась Екатерине, и Козловский получил разрешение на поездку в Париж «для приобретения познаний в своем художестве».

Гименей

В 1790 году в Париже скульптор выполнил статую «Поликрат» (ГРМ). Тема человеческого стремления к свободе, выраженная в произведении, созвучна революционным событиям во Франции, свидетелем которых был Козловский.

Поликрат. Гипс. 1790. Русский музей.

Мастер изобразил самый напряженный момент страданий Поликрата, прикованного персами к дереву. Никогда еще скульптор не достигал такой экспрессии, драматизма, силы в выражении сложных человеческих чувств и такой образности пластического решения. В этом помогли ему великолепное знание анатомии, работа с натуры.

В 1794 году Козловский удостоен звания академика, затем «в уважение к его дарованиям» был назначен профессором, а в 1797 году — старшим профессором.

Роль его как преподавателя Академии чрезвычайно высока. Превосходный рисовальщик, чуткий, внимательный педагог, он снискал всеобщее уважение и любовь. Из его мастерской вышла целая плеяда молодых талантливых скульпторов: С. Пименов, И. Теребенев, В. Демут-Малиновский и другие.

Минерва и гений художеств.

Конец 80-90 годов XVIII века — период расцвета таланта скульптора.

Темы героического звучания, полные высокого патриотического пафоса, в этот период привлекают художника.

В 1797 году он высекает в мраморе статую «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» (ГРМ). Знаменательно, что художник обратился к темам русской истории, событиям недавнего прошлого.

«Яков Долгорукий, разрывающий царский указ». Мрамор. 1797. Русский музей.

Его привлек образ сподвижника Петра, не побоявшегося в присутствии императора разорвать подписанный царем несправедливый указ, налагавший непосильные тяготы на разоренных крестьян. Фигура Долгорукого исполнена решимости, твердости. Лицо его гневно, сурово. В правой руке факел, в левой — весы правосудия; у ног — мертвая змея и маска, олицетворяющие коварство и притворство.

Козловский обращается и к сюжетам гомеровского эпоса, римской истории. Большое место в его творчестве занимает работа над образом Александра Македонского (1780е, ГРМ).

В статуе «Александр Македонский» скульптор запечатлел один из эпизодов воспитания воли будущим полководцем. Привлекательны красота и совершенство фигуры, гибкость и плавность движений юношеского тела. Продуман силуэт статуи, отличающийся четкостью и выразительностью контуров.

Бдение Александра Македонского.

На гомеровскую тему создал ряд скульптурных и графических эскизов. Среди них наиболее удачна мраморная статуэтка «Аякс защищает тело Патрокла» (1796, ГРМ), тема которой — мужская дружба передана в напряженном движении фигуры Аякса, в широком шаге, в энергичном повороте. Контраст мертвой неподвижности поникшего тела Патрокла и сильного мускулистого Аякса придает сцене драматизм.

Почти все произведения Козловского последних лет проникнуты героическим пафосом, духом мужественной борьбы. В бронзовой группе «Геркулес на коне» (1799, ГРМ) символически выражена идея победоносности походов Суворова.

Художник представил полководца в виде юноши Геркулеса, скачущего на коне. Его фигура очень жизненна и реальна. Эта группа в известной степени явилась подготовительным этапом в работе художника над самым значительным, самым крупным произведением — памятником великому русскому полководцу А. В. Суворову.

Геркулес на коне

С огромным увлечением приступил Козловский в 1799 году к созданию памятника. Сохранившиеся в Русском музее эскизы свидетельствуют о длительных и сложных композиционных поисках, бесконечных изменениях в решении образа.

Только в последних вариантах художник пришел к мысли представить Суворова «богом войны» с мечом и щитом в руках. Для прославления силы и мужества русского полководца Козловский обратился к аллегорической форме, создав идеализированный обобщенный образ воина. В нем нет конкретных черт личности Суворова. Главная мысль, выраженная художником в памятнике, — показать отвагу, решимость, непоколебимую волю полководца. Рыцарь изображен в энергичном, но сдержанном движении. Он стремительно, легко делает шаг вперед. Высоко, словно для удара, занесена рука с мечом. Щитом он прикрывает корону и папскую тиару. Резко повернута в сторону голова. В открытом, юном, гордом лице — выражение спокойного мужества.

Фронтальное решение статуи отличается торжественностью, спокойствием, монументальной четкостью. При взгляде справа особенно ощутимо движение воина в наступательном порыве; зритель, смотрящий на памятник с левой стороны, яснее чувствует подчеркнутую твердость, уверенную мощь фигуры. Постамент, спроектированный Козловским при участии Л. Н. Воронихина, гармонично связан с пластическим решением.

памятник Суворову

Массивная, ритмично расчлененная форма контрастно противопоставлена легкой и грациозной фигуре героя. Монумент был торжественно открыт 5 мая 1801 года и установлен в глубине Марсова поля, вблизи Инженерного замка. Только в 1820 году, в связи с реконструкцией зданий на Марсовом поле.

Памятник Суворову — вершина творчества скульптора. Его появление было крупнейшим событием в художественной жизни России. С него начинается история русской монументальной скульптуры XIX века.

Другим выдающимся произведением Козловского, лучшим украшением Петергофских каскадов явился «Самсон»-центральная статуя скульптурного ансамбля, в создание которого внесли свой вклад лучшие русские ваятели Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, Ф. Г. Гордеев и др.

Но, пожалуй, наиболее значительной была роль Козловского, произведение которого композиционно завершило и объединило скульптурный комплекс Большого каскада. Художник вновь обратился к Символическому решению. Богатырь Самсон олицетворяет Россию, а лев — побежденную Швецию. Мощная фигура Самсона дана художником в сложном развороте, в напряженном движении.

Самсон, разрывающий пасть льву

«Самсон» Козловского — одно из наиболее выдающихся произведений декоративной скульптуры. Ансамбль петергофских фонтанов, уничтоженный фашистами в годы Великой Отечественной войны, теперь восстановлен.

Последними произведениями Козловского были надгробные памятники П. И. Мелиссино (1800) и С. А. Строгановой (1802, «Некрополь XVIII века», Ленинградский музей городской скульптуры), исполненные проникновенного чувства скорби.

Жизнь скульптора оборвалась в самом расцвете его таланта.

Амур со стрелой

Гений. Павловский дворец

Психея

Аякс защищает тело Патрокла

Большая Советская энциклопедия

Козловский Михаил Иванович

Козловский Михаил Иванович , русский скульптор. Сын флотского трубача. Учился в петербургской АХ (1764‒73) у Н. Ф. Жиллеи А. П. Лосенко, был пенсионером АХ ‒ в Риме (в 1774‒79) и Париже (в 1779‒80), где работал также в 1788‒90. С 1794 академик и профессор петербургской АХ. К. ‒ один из крупнейших скульпторов русского классицизма; творчество его проникнуто идеями просветительства, возвышенным гуманизмом и яркой эмоциональностью. Испытав вначале влияние стиля барокко, К. уже в ранних работах (рельефы для Мраморного дворца в Петербурге, мрамор, 1787; «Бдение Александра Македонского», мрамор, 1780-е гг., Русский музей, Ленинград) проявил стремление к строгой пластичности произведений, уравновешенности композиции, интерес к гражданской исторической тематике. В статуе «Поликрат» (гипс, 1790, Русский музей), полной трагического пафоса, вновь ощущаются динамика и сложность силуэта, напоминающие скульптуру барокко. В последующие годы К. создает пластически тонкие, полные нежного изящества образы прекрасных и гармоничных людей в пасторально-идиллических статуях («Спящий Амур», мрамор, 1792, Русский музей). Одновременно его увлекают темы подвига, образы героев национальной истории («Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», мрамор, 1797, Третьяковская галерея), он создаёт идеальные аллегорические воплощения воинской славы России («Геркулес на коне», бронза, 1799, Русский музей). Аллегорией победы Петра I над Швецией была полная мощного напряжения статуя для Большого каскада в Петродворце «Самсон, раздирающий пасть льва» (золочёная бронза, 1800‒02; похищена фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941‒45, воссоздана в 1947 скульптором В. Л. Симоновым). Важнейшее произведение К. ‒ памятник А. В. Суворову (бронза, 1799‒1801, ныне на Суворовской площади в Ленинграде) ‒ фигура юного воина, отличающаяся ясностью пластической формы, строгой выразительностью движения, силуэта, ритма, ощущением спокойной уверенности. К. был замечательным мастером рисунка, обращавшимся к историческим и жанровым темам. Среди учеников К. ‒ С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.

Лит.: [Каганович А.], М. И. Козловский, М., 1959; История русского искусства, т. 6, М., 1961, с. 400‒35.

  • - , русский скульптор. Представитель классицизма. Учился в петербургской АХ у Н. Ф. Жилле; профессор там же, среди учеников - С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский...

    Художественная энциклопедия

  • - 14 авг. 1626 г. назначен воев. в Белгороде...
  • - воевода в Минске и Курске, по 1771 г., † 1741 г. Прибавление: Козловский князь Михаил Григор., 1638-9 г. воевода в Мценске, затем по 1641 г. - в Курске; † 1641 17 марта...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - тайн. сов., † 1767...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - тайн. сов....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - комендант Тильзита 1807 г., тайн. сов. в отст.; р. 1773 г., † 1853 г. {Половцов} 1807 г. ген.-майор, 1810 г., тайн. советн.; † 1853 г. 1 марта...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - профессор скульптуры. Род. 26 октября 1753 г., ум. 18 сентября 1802 г. в Петербурге. Сын "галерного флота трубачевского мастера"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - тайный советник, род. в 1774 г., ум. 1853 г. Участвовал в кампаниях 1805 и 1807 гг., в сражении под Аустерлицем выказал замечательную храбрость и получил орден св. Георгия 4 CT....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Сов. химик, акад. АН КазССР. Р. в д. Малятичи. Окончил Одесский высший химико-технол. ин-т...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - один из лучших русских скульпторов. Учился в Академии Художеств, у Жилле. С 1794 года преподавал скульптуру в академии...

    Биографический словарь

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - один из лучших русских скульпторов, получил воспитание в спб. академии художеств, в которой его ближайшим наставником был профессор Жилле...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - боевой генерал; в 1807 г. уже командовал Преображенским полком. Участвовал в кампаниях 1805 и 1807 гг. и выказал в сражении под Аустерлицем замечательную храбрость, за что награжден орденом св. Георгия...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский скульптор. Сын флотского трубача. Учился в петербургской АХ у Н. Ф. Жиллеи А. П. Лосенко, был пенсионером АХ ‒ в Риме и Париже, где работал также в 1788‒90...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский скульптор и рисовальщик. Представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью...

    Большой энциклопедический словарь

"Козловский Михаил Иванович" в книгах

ПАНТЮХОВ Михаил Иванович

автора Фокин Павел Евгеньевич

ПАНТЮХОВ Михаил Иванович 4(16).1.1880 – 13(26).5.1910Прозаик. Публикации в альманахах «Гриф», «Северные цветы ассирийские». Повесть «Тишина и старик» (СПб., 1907).«Начинающий беллетрист – студент М. Пантюхов, тоже трагически погибший [умер в психиатрической больнице. – Сост.], бледный

РОСТОВЦЕВ Михаил Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

РОСТОВЦЕВ Михаил Иванович 28.10(9.11), по другим сведениям 29.10(10.11).1870 – 20.10.1952Историк, археолог. Профессор Петербургского университета (с 1901). Академик Российской Академии наук (1917). Работы преимущественно по проблемам социально-экономической истории эллинизма и Римской

Михаил Иванович Царев

Из книги Записки артиста автора Весник Евгений Яковлевич

Михаил Иванович Царев В средневековом городе Шартре строился знаменитый собор. У трех строителей, возивших тяжелые тачки с камнями, спросили, что они делают. Один ответил, что возит тяжелые тачки, другой – что зарабатывает себе на хлеб, третий сказал, что строит самый

Михаил Иванович Хачатуров

Из книги Воспоминания автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Михаил Иванович Хачатуров Нельзя представлять себе Криминологический кабинет, как центр только философской серьезной мысли. Иногда, когда не было срочной работы, он был своеобразной гостиной. В своих камерах мы только спали, пили кипяток и были заняты своими делами, тем

ГОЛОВИНКИН Михаил Иванович

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ГОЛОВИНКИН Михаил Иванович Майор РККАПодполковник ВС КОНРРодился 10 сентября 1908 г. в деревне Волхожки Матовской волости Бобынского уезда Тульской губернии. Русский. Из крестьян. Окончил 5-классную школу в деревне Гришовы Старосельского сельсовета Бобынского района

Михаил Иванович Калинин

Из книги Коммунисты автора Кунецкая Людмила Ивановна

Михаил Иванович Калинин Родился 7(19) ноября 1875 года в деревне Верхняя Троица Тверской губернии в семье крестьянина. В 1893 году переезжает в Петербург и становится рабочим на заводе «Старый Арсенал», потом на Путиловском. С 1898 года - активный участник петербургского

КАЛИНИН Михаил Иванович

автора

КАЛИНИН Михаил Иванович (20.11.1875 - 03.06.1946). Член Политбюро ЦК ВКП(б) с 01.01.1926 г по 03.06.1946 г. Кандидат в члены Политбюро с 25.03.1919 г. по 01.01.1926 г. Член Оргбюро ЦК РКП(б) с 29.11.1919 г. по 29.03.1920 г. и с 02.06.1924 г по 18.12.1925 г. Кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП(б) с 16.03.1921 г. по 02.06.1924 г. Член ЦК РКП(б) -

РОДИОНОВ Михаил Иванович

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

РОДИОНОВ Михаил Иванович (1907 - 01.10.1950). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 18.03.1946 г. по 07.03.1949 г. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) в 1941 - 1950 гг. Член КПСС с 1929 г.Родился в селе Ратунино Лысковского уезда Нижегородской губернии в семье крестьянина-середняка. Русский. Подростком начал трудиться в

Михаил Иванович Терещенко

Из книги Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг. Книга 1. автора Михайловский Георгий Николаевич

Михаил Иванович Терещенко Относительно нового министра знали только то, что министерство иностранных дел было предложено сначала князю Г.Е. Львову, который отказался ввиду недостаточного знания иностранных языков. Что же касается Терещенко, то его лингвистический ценз

ЕРЕМИН Михаил Иванович

автора

ЕРЕМИН Михаил Иванович Михаил Иванович Еремин родился в 1920 году в поселке имени Дзержинского Верхнеуральского района Челябинской области в крестьянской семье. Русский. Работал в колхозе. В Советскую Армию призван в 1940 году. С апреля 1942 года участвует в борьбе с

КОСТЮКОВ Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

КОСТЮКОВ Михаил Иванович Михаил Иванович Костюков родился в 1926 году в селе Бобровка Троицкого района Челябинской области в крестьянской семье. Русский. До призыва в армию работал в колхозе. В сентябре 1943 года призван в Советскую Армию. В боях с немецко-фашистскими

КОЧЕТКОВ Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

КОЧЕТКОВ Михаил Иванович Михаил Иванович Кочетков родился в 1910 году в селе Варламове Чебаркульского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. Окончил среднюю школу. Работал пионервожатым, секретарем райкома комсомола. В 1931 году призван в Советскую

ОЗИМИН Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ОЗИМИН Михаил Иванович Михаил Иванович Озимин родился в 1898 году в селе Илек Ашинского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. В четырнадцать лет стал рабочим доменного цеха Ашинского металлургического завода. В 1917 году молодежь завода избирает его

Михаил Иванович Козловский (1753–1802)

Из книги 100 великих скульпторов автора Мусский Сергей Анатольевич

Михаил Иванович Козловский (1753–1802) Михаил Иванович Козловский родился 26 октября (6 ноября) 1753 года в семье военного музыканта, который служил в унтер-офицерских чинах в Балтийском галерном флоте и жил с семьёй на морской окраине Петербурга, в Адмиралтейской галерной

Козловский Михаил Иванович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Михаил Иванович Козловский - русский скульптор. Михаил Иванович Козловский родился 6 ноября 1753 года в Петербурге. Учился в Петербургской Академии Художеств (1764-1773) у Жилле и Лосенко, был пенсионером Академии Художеств - в Риме (1774-1779) и Париже (1779-1780), где работал также в 1788-1790 годах. С 1794 года академик и профессор петербургской Академии Художеств.
Козловский - один из крупнейших скульпторов русского классицизма; творчество его проникнуто идеями просветительства, возвышенным гуманизмом и яркой эмоциональностью. Испытав вначале влияние стиля барокко, Козловский уже в ранних работах (рельефы для Мраморного дворца в Петербурге, мрамор, 1787; "Бдение Александра Македонского", мрамор, 1780-е годы, Русский музей, Ленинград) проявил стремление к строгой пластичности произведений, уравновешенности композиции, интерес к гражданской исторической тематике. В статуе "Поликрат" (гипс, 1790, Русский музей), полной трагического пафоса, вновь ощущаются динамика и сложность силуэта, напоминающие скульптуру барокко. В последующие годы Козловский создает пластически тонкие, полные нежного изящества образы прекрасных и гармоничных людей в пасторально-идиллических статуях ("Спящий Амур", мрамор, 1792, Русский музей). Одновременно его увлекают темы подвига, образы героев национальной истории ("Яков Долгорукий, разрывающий царский указ", мрамор, 1797, Третьяковская галерея), он создаёт идеальные аллегорические воплощения воинской славы России ("Геркулес на коне", бронза, 1799, Русский музей). Аллегорией победы Петра I над Швецией была полная мощного напряжения статуя для Большого каскада в Петродворце "Самсон, раздирающий пасть льва" (золочёная бронза, 1800-1802; похищена фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, воссоздана в 1947 году скульптором В. Л. Симоновым). Важнейшее произведение Козловского - памятник Суворову (бронза, 1799-1801, ныне на Суворовской площади в Ленинграде) - фигура юного воина, отличающаяся ясностью пластической формы, строгой выразительностью движения, силуэта, ритма, ощущением спокойной уверенности. Козловский был замечательным мастером рисунка, обращавшимся к историческим и жанровым темам. Умер Михаил Иванович Козловский 30 сентября 1802 года в Петербурге.
Самсон, раздирающий пасть льва. 1800-1802 года

Бдение Александра Македонского, вторая половина 1780-х годов. Русский музей

Памятник Суворову, 1799-1801 года

Аполлон, около 1789 год

Михаил Иванович Козловский (1753 – 1802)

М.И. Козловский умер раньше всех своих знаменитых современников-скульпторов, но раньше других сформировался как мастер классицизма.

Михаил Иванович Козловский родился в семье полкового музыканта, – как сообщает исследователь. В двенадцатилетнем возрасте будущий скульптор поступил в Академию художеств (Карпова Е.В. Скульптор Михаил Козловский /Альманах. Вып. 180. – СПб.: Palace Editions, 2007. – С.5. Русский музей представляет). Учился он у Николя Жилле, о котором мы уже говорили, и в процессе обучения получал золотые и серебряные медали. По завершении образования в 1773 году был направлен пенсионером в Италию, откуда после шестилетнего пребывания уехал в Париж. По возвращении в Петербург М.И.Козловский был привлечён к участию в работе над декоративно – монументальными произведениями, украшавшими архитектурные памятники столицы и парковые ансамбли под Петербургом. Он был автором знаменитой скульптуры Самсона, побеждающего льва, в ансамбле фонтанов Петергофа, участвовал в создании декоративного убранства Мраморного и Чесменского дворцов, Храма дружбы Царского Села.

Поликрат. Бронза. 1790 У нас представлены произведения Козловского, выполненные в конце 1780-х–1802 годах. В центре зала мы видим статую «Поликрат», замысел которой возник у скульптора в период жизни в Париже. Если вы вспомните, что в это время происходило во Франции, то станет понятным выбор темы, наполненной трагическим и философским смыслом. Это было время революции, время казней, кровопролития. 14 июля 1789 года была взята Бастилия – тюрьма, олицетворявшая старый режим. Власти потребовали даже от русских художников-пенсионеров взяться за оружие и примкнуть к восставшим, на что Козловский, как наиболее смелый и активный, ответил: «….нас императорская Академия не с тем сюда прислала, чтоб нам ружьё здесь носить». (Карпова Е.В. Указ. книга, с 17.) Сюжет скульптуры взят из истории Древней Греции. Поликрат – властитель острова Самос. Он был очень богат и удачлив во всех своих делах. Побеждал врагов, жил в роскоши. Но он понимал, – и это соответствовало греческой философии, – что человек не может быть равным богам, что за всё надо платить. Иначе боги могут послать несчастья. И Поликрат решил задобрить богов. Он придумал послать им самое главное своё сокровище – драгоценный перстень. Как послать подарок богам? Поликрат бросил перстень в море. Но случилось так, что на следующий день повар чистил только что пойманную рыбу и обнаружил в ней перстень. Поликрат понял, что боги не приняли его дар. Вскоре началась война с персами, и Поликрат был предательски выдан врагам. Он был жестоко казнён – распят на дереве. Этот момент и показывает скульптор. На стволе дерева мы видим надпись на греческом языке, в переводе означающая: «Никто не является счастливым, пока жив». Немецкий поэт Фридрих Шиллер написал стихотворение на эту тему «Поликратов перстень», известное у нас в переводе Василия Андреевича Жуковского.

Скульптура показана в сложном развороте, её необходимо обойти, чтобы получить полное впечатление. Поликрат стремится освободиться, мускулы тела и левой руки сильно напряжены, но страдальческое лицо и бессильно опущенная правая рука говорят, что силы героя иссякают. В композиции фигуры мы видим наследие барокко.

Для осмотра следующих статуй нам следует пройти в вестибюль.Бдение Александра Македонского

Имя Александра Македонского и слава прошли через века. Он прожил всего тридцать три года, в 20 лет возглавил государство и армию, и в многолетней войне, которую он вёл с народами Средиземноморья, Египта, Персии и Индии, не потерпел ни одного поражения. В процессе войн Александр основал несколько городов, названных его именем. Один из них дожил до наших дней – это Александрия в Египте. Образ Александра Македонского привлекал поэтов, писателей, художников, скульпторов. Не остался равнодушен к этому, как бы мы сказали, романтическому герою, и наш М.И. Козловский.

Александр (356–323 г.до н.э.) – сын Македонского царя Филиппа II. Из литературы известны различные истории из его юности, которые говорят о его уме и храбрости, например, он смог приручить дикого и злого коня, который никому не давался в руки. Учителем Александра был знаменитый греческий философ Аристотель. Известно, что Александр с отроческих лет готовил себя к воинским подвигам. Например, он заставлял себя не спать. Для этого возле его ложа был поставлен сосуд, а в руке Александр держал шарик (из металла или мрамора). Это был будильник. Когда юноша засыпал, шарик падал со звоном в сосуд, и будил его. Вот этот сюжет и выбрал скульптор для своей работы.

Молодой царевич представлен красивым юношей, весь облик которого выполнен на основе античных статуй. Он опирается на руку, в полудремоте, и поза его подчёркнута преобладающей здесь фасадной точкой зрения. Но всё же, чтобы внимательно разглядеть скульптуру, мы должны рассмотреть её с разных сторон. Александр сидит на ложе, среди воинских атрибутов: мы видим шлем, колчан со стрелами, щит на пьедестале и развёрнутый свиток – это рукопись поэмы Гомера «Илиада», персонаж которой – Ахилл – был любимым героем Александра. Рассмотрим пьедестал. На щите изображён кентавра (получеловек, полулошадь), который воспитывает героя Ахилла. Как отмечает исследователь этого произведения А.Г. Сечин, воспитание – смысл этой скульптуры. (А.Г.Сечин. К вопросу о сюжете статуи М.И. Козловского «Бдение Александра Македонского» //Страницы истории отечественного искусства. XVI-XIX век. Вып. V. – СПб.: Государственный Русский музей. 1999. – С.62-68). Можно подчеркнуть, что и аллегория, и идея нравственного воспитания, самоусовершенствования, и само художественное решение скульптуры свойственны классицизму. Козловский быстро усвоил основные положения этого стиля, что мы видим и на примере этой работы, и на других, выполненных в 1790-х годах.

Екатерина II в роли Фемиды

Эта статуя в аллегорической форме прославляет Екатерину II. Фемида – богиня Правосудия в Древней Греции. Императрица Екатерина II, немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (1729–1796) известна под именем Екатерины Великой. Жена Петра III, убитого гвардейцами в 1762 году, мать императора Павла I, убитого придворными в 1801, бабушка, любящая своих внуков, двое из которых царствовали – Александр I и Николай I, писательница, автор пьес и сказок. Издала «Наказ» – свод законов. Скульптор Э.М. Фальконе, по её приглашению приехавший в Россию, создал здесь всемирно известный памятник «Медный Всадник». Екатерина всегда окружала себя людьми выдающимися, умными и талантливыми. Она вела интересную переписку с французскими философами. Например, переписка с самым влиятельным и знаменитым писателем и философом Вольтером составляет несколько томов. Екатерина купила для России библиотеку Вольтера, делала пометки на полях книг, ещё не все изученные исследователями, и библиотеку писателя Дени Дидро, который даже побывал в Петербурге и беседовал с императрицей. Екатерина II значительно обогатила собрание Эрмитажа покупкою коллекций произведений искусства. При ней Россия вела победоносные войны, полководцы – Потёмкин, Суворов, Румянцев-Задунайский, – прославили русскую армию, был завоёван Крым. Екатерина оставила воспоминания.

Императрица изображена сидящей на троне в величавой позе, которую подчёркивают ниспадающие складки одежды. Правой рукой она опирается на столб, где лежат весы – символ правосудия – и придерживает их, а левая, как бы пересекающая фигуру императрицы, указывает на меч, обёрнутый свитком. Что же обозначает этот символ? Меч всегда символизирует войну. Но здесь он обёрнут рукописью, свитком законов. Значит, войны закончились, наступил мир, и пришло время спокойно исполнять законы. Идея скульптуры, выраженная аллегорически, призывает к миру и нравственному долгу; художественное решение – фасадная точка зрения, обобщённый, лишённый дробности облик императрицы – говорит о достигнутом скульптором классицистическом исполнении памятника.

Помимо величественных и героических сюжетов Козловского привлекали идиллические мотивы, где можно показать покой, гармонию, беззаботность. Таковой воспринимается стоящий здесь же «Амур».

Амур (Амур в образе Гарпократа)

Кто такой Амур знают все. А вот кто такой Гарпократ? Так называли египетского бога Гора. Его изображали в виде младенца с пальчиком у рта. Этот образ символизировал молчание. В эллинистическую, греко-римскую эпоху Амур в образе Гарпократа считался богом молчания. (Мифологический словарь /Сост. М.Н.Ботвинник и др. – Л.: Гос. уч.- пед. изд-во, 1959. - С. 43.) Вы можете сами сказать, что это настоящая классицистическая скульптура.Гименей

Бог брака у древних греков и римлян. Скульптура выполнена в связи с бракосочетанием великого князя Константина Павловича и великой княжны Анны Фёдоровны (Юлии Генриетты Ульрики, принцессы Саксен-Кобургсой). Присутствуют атрибуты свадебных торжеств – щит с портретами жениха и невесты, воркующие голубки, соединённые руки, цветы и рог изобилия.
К спокойным и беззаботным образам относится и «Девочка с бабочкой».

Яков Долгорукий, разрывающий царский указ

Князь Яков Фёдорович Долгорукий (1659 – 1720) был сподвижником Петра I. Участвовал в военных походах Петра. Был сенатором и возглавлял Военный комиссариат. С 1717 года был назначен президентом Ревизионной коллегии. Он был известен справедливостью, неподкупностью, прямотой суждений и бесстрашием. Яков Долгорукий не боялся противоречить самому Петру, если был с ним не согласен. Однажды произошло событие, которое и послужило темой для скульптуры. Сенаторы подписали Указ, «по которому Новгородская и Петербургская губернии, и без того разорённые войной, обязаны были посылать крестьян на рытьё Ладожского канала». (Карпова Е.В. Скульптор Михаил Козловский. /Альманах. Вып. 180. – СПб.: Palace Editions, 2007. – С.47. Русский музей представляет). Яков Долгорукий заявил, что крестьяне и без того отягощены войной и поборами, и не следует посылать их на новые работы. И он разорвал царский указ. Петр рассердился, а потом понял, что Долгорукий был прав. Не каждый сумел бы так поступить! Фигура героя дана в лёгком повороте, не нарушающем фасадную точку восприятия. В руке у него факел – символ истины. У ног – змея и маска. Змея – символ зла, маска – символ лицемерия. Аллегория означает, что герой попирает лицемерие и зло во имя торжества истины. На столбе лежит Указ в развёрнутом виде, надпись на французском языке гласит: «Указ императора, обременённый для разорённой страны» (Карпова Е.В. Там же). Здесь же лежат весы, символизирующие правосудие. Высокая гуманистическая, нравственная идея скульптуры соответствовала классицистическим идеалам. Художественное исполнение также отвечало канонам классицизма. Козловский не показывает исторически верный костюм героя, он одет в римскую тогу и сапожки. Обрамлённое пышными кудрями лицо идеализировано.

Самой знаменитой и оказавшейся последней работой рано ушедшего из жизни скульптора стал памятник Александру Васильевичу Суворову.
Уменьшенное повторение памятника А.В. Суворову, установленного в Петербурге в 1801 году. Бронза, гранит. 1801 Козловский работал над этим памятником в 1799 – 1801 годы, начав его сразу, как только слава о походе армии Суворова через Швейцарские Альпы дошла до Петербурга. Александр Васильевич Суворов (1730 – 1800) – великий русский полководец, всемирно известный, не знавший ни одного поражения. Памятник был заказан Козловскому императором Павлом I. В соответствии с эстетикой того времени и канонами классицизма скульптор создал не портрет Суворова, а памятник его победам. Суворову исполнилось семьдесят лет, и он, вернувшись из труднейших Итальянского и Швейцарского походов, был болен и вскоре умер. Полководец представлен в образе бога войны, на нём шлем и латы, в поднятой руке он властно держит шпагу. Щитом полководец прикрывает папскую тиару (головной убор Римского папы), и короны Сардинского и Неаполитанского королевств. Символика означает, что Российская армия под руководством Суворова вела победоносные войны в этих землях. Суворов представлен в героической позе, с гордо поднятой головой, плащ его ложится динамичными складками, как будто колеблемый ветром. На гранитном постаменте читаем надпись: «Князь Италийский граф Суворов-Рымникский». Суворов получил эти звания за свои блистательные победы – в русско-турецкой войне на реке Рымник в 1787 – 1791 годах и над войсками молодого тогда генерала Наполеона в 1799, хотя с самим Наполеоном ему не пришлось сразиться. Бесстрашный полководец получил также звание генералиссимуса. Эта скульптура представляет собою обобщённый памятник полководцу и его победам, прославившим русскую армию. В создании постамента участвовали - молодой архитектор А.Н. Воронихин, будущий строитель Казанского собора, и скульптор Ф.Г. Гордеев, о котором мы уже говорили. Бронзовый барельеф с надписью осеняют два крылатых гения - аллегорические фигуры, обозначающие Мир и Славу. Памятник был открыт 5 мая 1801 года, через год после смерти полководца. Современники говорили о нём: «Суворов был чудо нашего века. Он блистал величием души и простотою добрых нравов». (А.В.Суворов. Письма. //Издание подготовил В.С. Лопатин. – М.: Наука, 1987. – С. 747).

Можно вспомнить, что в годы Великой Отечественной войны этот памятник, как и Кутузову и Барклаю де Толли, был оставлен открытым. Он вдохновлял бойцов, напоминая о подвигах русских солдат. Войска салютовали ему, уходя на фронт.

В этом же зале помещены картины первых русских художников Академии. Мы уже упоминали об этом учебном заведении, но поговорим несколько подробнее. Мысль о создании в России Академии художеств занимала Петра Великого ещё в молодости. Но осуществлению её мешали войны. В известной Канцелярии от строений, действовавшей с 1706 года и занимавшейся строительством новой столицы, Петербурга, работали мастера декоративного искусства. Мир со шведами был заключён в 1721 году, и уже в следующем, 1722 году, император приступил к созданию большого научного центра с Академией наук, университетом, гимназией и Академией художеств. Академия наук была основана в 1724, и открыта в 1725 после смерти великого царя. Он умер 28 января 1725 года. При Академии наук действовало живописное, скульптурное и архитектурное отделение, где преподавали, в основном, иностранные мастера. Императрица Елизавета Петровна преобразовала это отделение в Академию художеств.

Произошло это так: камергер, друг императрицы, образованнейший человек своего времени Иван Иванович Шувалов, о котором мы уже упоминали, заботился о художественном образовании в России. В 1757 году он подал в Сенат проект о создании Академии художеств. Елизавета Петровна утвердила проект. Так дочь Петра Великого осуществила мечту своего отца. Вскоре началось строительство здания Академии художеств на Васильевском острове. В странах Западной Европы – Австрии, Италии, Франции и других – уже работали Академии художеств и там были разработаны идеи, определённые каноны и правила изображения. Мы уже говорили о них. В процессе осмотра картин повторим ещё вновь.