Мощи в храме николая чудотворца. Чудеса, связанные во святым в России. Правда ли, что некоторые факты биографии святого Николая намеренно исключили из жития

Шестнадцать с половиной веков отделяют нас от дня его блаженной кончины. Святитель Николай, родившийся около 280 года в малоазийском городе Патаре, в Ликии – «Волчьей стране», тогда провинции Римской империи, скончался в декабре 545 года и, как архиепископ города Мир в области Ликийской, нашел себе упокоение в этом городе. Император Феодосий Младший в 5 веке воздвиг здесь большой кафедральный храм, где положены были мощи Святителя. Здесь пребывал не оставлявший и по смерти своей паствы епископ до второй половины 11 столетия, когда местность была захвачена и опустошена турками.

В 1087 году, согласно церковным источникам, святой Николай явился во сне одному священнику в городе Бари и повелел, чтобы его мощи были перенесны из Мир в Бари. Сновидец передал о желании Святителя своим согражданам, которые и перевезли мощи Святого из захваченного города в Италию, спасая от уничтожения.

В настоящее время между Турцией и Италией идет спор о возвращении мощей Святителя Николая, которые в XIX веке были вывезены из разоренной турками Анталии и по сегодняшний день находятся в итальянском городе Барии, — обратно в Демре (бывшие Миры Ликийские), поскольку турки провозгласили, что святые мощи являются достоянием государства. Об этом нижеследующая статья.

Многие в мире не знают, где же настоящая родина Св. Николая. Это и не должно нас удивлять, ведь город, где он родился (Патара), полностью исчез с лица земли, а древняя великая империя Мир Ликийских сократилась до размеров деревни с числом жителей в несколько тысяч (Демре, Кале). Все это произошло на земле Турции, которая во имя Аллаха разрушала древние христианские церкви или, как в случае со Святой Софией, прикрывала древние фрески, а храмы использовала в качестве мусульманских мечетей.

Следует, тем не менее, сказать, что история Ликии в конце XI века очень плохо изучена. Известно, что с 1036 года турки начали интенсивный захват той части Византийской империи, но последующие десятилетия ликийское население еще оставалось греческим по языку и культуре и, естественно, было связано религиозными узами с Константинопольским патриархатом.

Св. Николай говорил на греческом языке и принадлежал к греческой культуре, но не был греком, а был ликийцем (Малая Азия, восемьсот лет спустя — Турция). Он принимал участие в Никейском Соборе 325 года, как утверждает Теодор Лектор, скончавшийся к 334 году. Базилика, которая еще и сегодня восхищает собой Кале — в прошлом Демре, в древних Мирах относится к VIII-IX вв.

В 1087 году Св. Николай не был украден у византийцев, так как Ликия во второй половине XI века уже не находилась под военным контролем византийцев. Он не был украден и у турок, потому что они в этой зоне передвигались свободно, но еще не присоединили эту территорию к своей империи. Когда в 1087 году святые мощи прибыли в Бари, там произошли вооруженные столкновения, принесшие жертвы, с целью воспрепятствовать приказу архиепископа о перенесении святых мощей в Собор. Действительно под базилику Святого был приспособлен старый дворец византийского правителя, который, в качестве церкви барийского народа противопоставлялся Собору, епископской церкви.

Именно барийские хроники о перенесении мощей святого являются самыми важными документами для изучения Ликии того периода. И причина этого очень понятна: эти хроники, бесспорно, принадлежат тому времени. Действительно, после того как святые мощи прибыли, архиепископ Урсон (скончался в феврале 1089 года) отправил свою вооруженную гвардию, чтобы забрать их и перенести в Собор. Таким образом, он спровоцировал кровопролитие, так как народ хотел посвятить Св. Николаю отдельную церковь. Несколько месяцев спустя благородный Curcorio (?) поручил клирику Никифору составить описание этого события. Узнав об этом, архиепископ захотел, чтобы была изложена также и его версия событий, поэтому он дал аналогичное поручение архидиакону Иоанну.

В первые дни 1088 года, делая ссылку на возвращение из Антиохии, Никифор писал, что на барийцев нашло вдохновение увезти из города Мир ликийских тело блаженного Николая. Без шума войдя в порт, они пришвартовали корабли. Затем направили двух паломников из Иерусалима, которые сели с ними на корабль в Антиохии (один был по происхождению греком, а другой французом), для обследования территории, потому что турки ее опустошили безбожным образом. Они дошли до места упокоения святого тела и удостоверились, что его там нет.

Кроме того, во время переговоров с монахами, один из них сказал, что жители города Мир из-за боязни турок, удалились в горы на расстояние около двенадцати стадий, и, если они не вернутся жить и охранять этот город, Святой переселится в другое место.

Архидиакон Иоанн приводит интересный эпизод, случившийся еще на пути в г. Мир. Он говорит, что барийцы послали вперед одного паломника, которого всегда возили с собой. Возвратившись, тот сообщил, что возле базилики Святого находится много турок. В действительности умер правитель города, именно по этой причине все собрались — на похороны. Узнав об этом, барийцы подняли паруса и сразу направили свои корабли к Антиохии.

Об этом эпизоде повествуется также и в Иерусалимской легенде, написанной чуть позже на французском языке. Что касается Русской легенды (она тоже относится к XI веку), то там говорится так: «Измаилиты разрушали церкви и монастыри, и города оставались под их властью. Совершали набеги и на Ликию, где покоилось тело Св. Николая (…) Но наш Господь не допустил, чтобы его преданный раб покоился со своими бренными останками в разоренном месте, где не мог быть никем восславлен».

Вот картина, которая вырисовывается из двух хроник 1088 года и двух хроник написанных спустя пять или шесть лет. В городе был турецкий правитель. И на основании того, что речь идет о рассказе очевидцев, описанные события не вызывают сомнения. Миры тогда уже находились под турецким владычеством и, следовательно, точно одно: Св. Николай не был украден у византийцев (греков), отстраненных от управления городом. В то время осталось немного ликийцев, носителей греческого языка и культуры, так как большая их часть укрылась в горах неподалеку. То, что барийцы не имели намерения красть, показывает тот факт, что, несмотря на свою вооруженность, они начали переговоры с монахами и выразили готовность заплатить. То есть существовал какой-то серьезный религиозный и политический мотив, который подталкивал их к этому.

Ученые восстановили внешность великого святого по его мощам.

Председатель правления православного общества «Скиния» Александр Бугаевский и архимандрит Владимир Зорин по благословению патриарха Алексия II составили житие Николая Чудотворца — новейшую биографию самого почитаемого христианами святого.

Они поставили себе цель не пропустить ни одного факта, ни одной детали из древних текстов. А самое главное — сопоставили их с результатами обследования учеными его мощей. Результаты оказались сенсационными.
На основе археологических и анатомо-антропологических исследований российские исследователи описали реальный облик святителя: его рост, комплекцию и даже черты лица, а также определили болезни, которыми страдал Чудотворец.

Двойник

Впервые из текста жития убрали все факты из жизни другого ликийского святителя — Николая Пинарского, которые по ошибке занесли туда более тысячи лет назад.
— Николай Мирликийский был архиепископом города Миры в IV веке, — поясняет Александр Бугаевский, — а Николай Пинарский жил в VI веке, стал архиепископом Пинарским и умер 10 декабря 564 года. Путаница произошла из-за очень схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему долгие годы: что в истории церкви был только один святитель Николай, прославившийся как Чудотворец.
Мощи
Архиепископа Николая Мирликийского современники описывали кротким и смиренным: «Он одевался очень просто, без всяких украшений, имел лик, исполненный святости и благодати. От него исходило удивительное сияние, как от пророка Божьего Моисея».

Для проведения анатомо-антропологического исследования святых мощей была вскрыта гробница в Бари, — рассказывает Александр Бугаевский. — Экспертизу проводил профессор Луиджи Мартино.

Мантия

В жития Николая Угодника вписано неизвестное доселе чудо, которое раньше не включалось в жизнеописание святителя. «Деяние о подати» Александр Бугаевский обнаружил в четырех греческих манускриптах.
Николай Чудотворец спас родную Ликию от непосильного налога, который вверг народ в страшную нищету. Святитель Николай поехал в Константинополь просить милости у императора. Перед встречей с властителем архиепископ и архиереи служили литургию. И когда во время таинства святой произнес: «Святая святым!» — все в алтаре увидели, как из его уст вышло огненное пламя.

Войдя в тронный зал, святитель увидел, что солнце сильно слепит глаза императору Константину. Он снял с плеч мантию — и накинул на солнечный луч, чтобы прикрыть глаза царю. И мантия не упала, а повисла в воздухе!
Пораженный император выполнил просьбу и снизил разорительный налог.
Указ
Святитель понимал, что император может передумать и надо как можно скорее огласить этот документ в Ликии, но дорога туда занимала шесть дней. Николай нашел в храме тростниковую трубку, положил в нее царский указ и с молитвой бросил документ в море. И тот чудом тут же оказался на родине святителя — за сотни миль.

В ту же ночь святитель явился во сне одному священнику из Миры, повелел спуститься в гавань, найти на берегу грамоту и прочитать ее народу.
Через три дня под давлением придворных Константин переменил решение и попросил грамоту назад. Он не мог поверить, что указ уже оглашен, и послал в Ликию гонцов выяснить, каким образом документ туда прибыл.
После того как императору верные люди доложили о чуде, он усмотрел в этом волю Божью и оставил свое решение в силе.
Облик
Профессор Луиджи Мартино в результате изучения останков установил, что лик, изображаемый на иконах, полностью соответствует внешнему виду захороненного в гробнице человека: «По строению черепа и скелета святитель принадлежал к белой европеоидной средиземноморской расе, для которой характерны средневысокий рост и смуглая кожа. С высоким лбом, с носом, стремящимся к орлиному, скелетом средней крепости».

Антропологическое исследование мощей свидетельствует о том, что великий святой не ел мяса, а употреблял только растительную пищу. Определен и рост Николая Чудотворца — 167 сантиметров.

О степени почтения к этому святителю в церкви православной вообще можно судить по тому, что ему по четвергам в каждую неделю положена особая служба наряду с апостолами. Этим главным образом объясняется то, что рус-ские люди издревле с особенным усердием чествовали св. Николая и чаще, чем к другим святым, обращались к нему с молитвою, хотя по происхождению он ликиец, воспитанный на основах греко-византийской культуры.

Поклонение святым и надежда на их помощь в трудных жизненных ситуациях всегда были и остаются незыблемой традицией христианства. У многих верующих есть «свои», любимые защитники и заступники, которым доверяют самые сокровенные мысли и просьбы. В первую очередь, это Пресвятая Богородица, Блаженная Матрона, Ксения Петербургская, Серафим Саровский, Целитель Пантелеймон и другие. Их имена часто звучат в молитвах, к их иконам припадают уста.

Но, пожалуй, самый почитаемый русским народом святой - это Николай Чудотворец. Его также называют Николаем Угодником и Святителем Николаем. После Божьей Матери он занимает второе место по количеству посвященных ему и построенных в честь него православных и католических храмов (Николая Чудотворца почитают и католики). Только в одной России вы найдете тысячи Свято-Никольских храмов, рассеянных, будто драгоценные камни, по городам и селам. А сколько их во всем мире!


Николай Чудотворец: история жизни и где похоронен

Что же особенного совершил этот человек при жизни, и почему он стал близким и понятным сердцам миллионов людей? Об этом можно узнать из его жизнеописания. Будущий великий святой был необычным ребенком с самого рождения. Он рано посвятил себя Богу и всю свою жизнь служил только ему, а еще он любил людей и помогал каждому страждущему, чем только мог.

Он родился в 270 году н. э. в римской провинции Ликии, в городе Патаре, на юге полуострова Малая Азия (тысячам россиян это место известно как Анталия - чудесное место отдыха на морском побережье Турции). Николай был долгожданным, поздним ребенком в благополучной христианской семье. Его мать была болезненной женщиной и долго не могла иметь детей. Вместе с супругом они молили Бога о том, чтобы он дал им ребенка, и когда, наконец, у них родился сын, они сразу же дали обет посвятить его богослужению. После родов мать счастливым образом избавилась от своих болезней, но Николай так и остался единственным ребенком - выстраданным и горячо любимым.

С раннего детства Николай много времени посвящал изучению божественного писания. За успехами мальчика наблюдал его близкий родственник, епископ Патарский. Его радовало стремление ребенка к познанию Бога, он гордился благочестивым поведением племянника и через несколько лет способствовал возведению Николая в сан священника. Паства полюбила своего молодого пресвитера за чистоту, милосердие и готовность любому прийти на помощь. Он часто раздавал нуждающимся вещи из своего личного имущества, делился с ними деньгами и едой. Свои благодеяния он старался скрывать и в большинстве случаев оказывал поддержку людям тайно.

Однако некоторые случаи его милосердия получили огласку. Многим верующим известна история о разорившемся отце семейства, который от отчаяния готов был предложить каждую из трех своих дочерей любому мужчине, готовому заплатить деньги. Узнав об этом, Святитель Николай наполнил золотом три мешочка и ночью подкинул их в окно бедного мужчины, таким образом спасая семью не только от голода, но и от духовной гибели.

А вот как ту же историю рассказал известный актер, священник Иван Охлобыстин:

«Дело было так: сосед Святителя Николая разорился и был готов отдать своих дочерей замуж за нелюбимых, но богатых стариков. Когда Святителю Николаю стало известно об этом несправедливом решении отца, то он собрал все золото церкви, где служил епископом, для того, чтобы отдать его отчаявшемуся отцу. Золото Николай сложил в носок, после чего перекинул его своему соседу через окно.
Счастливый отец рассчитался с долгами, а его дочери не пострадали. Дело было под Рождество. Так родилась традиция прятать в носки рождественские подарки для близких и друзей».

Будучи молодым священником, однажды Николай решил отправиться в Иерусалим, чтобы там поклониться святым местам. В пути корабль, на котором он плыл, чуть не попал в сильную бурю. Но Николай Чудотворец сумел заранее предсказать надвигавшийся шторм и молитвой усмирить разбушевавшееся море. Там же случился трагический случай с одним из матросов: он упал с мачты и разбился, но благодаря горячим молитвам Николая погибшего удалось воскресить. Свидетелями этих чудес были паломники, которые плыли на том же корабле.

Так, при жизни Святитель Николай мог изменять судьбы несчастных людей, а сегодня продолжают творить добро и оказывать милосердие всем, кто в него свято верит.

Посетив Иерусалим и поклонившись святыням, связанным с деяниями на Земле Сына Божия Иисуса Христа, Святитель Николай принял решение удалиться в скит, в пустыню, но голос Господа велел ему вернуться на родину, в Ликию.

До родной Патары Николай не добрался, а поселился в городке Миры Ликийские, где вскоре был избран архиепископом. Для своей паствы этот великий человек всегда оставался образцом милосердия, любви к людям и необыкновенной скромности. В годы правления императора Диоклитиана (с 284 по 305 гг. н. э.) за свои убеждения он вместе с другими христианами был заключен в темницу и провел там тяжелые 8 лет.

После воцарения на престол святого равноапостольного Константина Николай вернулся в свой храм, где народ искренне радовался встрече со своим наставником и заступником. Всю жизнь Николай - человек, угодный Богу, - был угоден и своей пастве, которая разрослась далеко за пределы Мир Ликийских.

В этом же городке 6 декабря 342 года умер и упокоился великий человек - Святитель Николай. Его мощи более 700 лет хранились в городской кафедральной церкви, исцеляя больных и страдающих. В 1087 году основная часть мощей была перевезена в итальянский город Бари, и небольшая их часть - в Венецию. Там они хранятся и в наши дни.

История жизни Святого Николая Чудотворца не исчерпывается нашим коротким рассказом. В течение своей долгой и доброй жизни он исцелял души и раны, всюду проповедовал христианское учение и демонстрировал одновременно силу и решительность, кротость и смирение. Сегодня Святитель Николай считается особым покровителем моряков, путешественников, детей-сирот и невинно осужденных.

В храм Христа Спасителя привезли мощи Николая Чудотворца..

1. Почему это считается большим событием?

– К Николаю Чудотворцу в России всегда было особое отношение, – объясняет религиовед Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН. – Он является одним из самых почитаемых святых.

Изначально Николай Чудотворец был покровителем мореплавателей, но в России стал заступником путешественников. Считается, что он спасает во время бедствий, заблудившимся помогает найти дорогу. По словам Романа Лункина, со временем образ Николая Чудотворца стал народу даже ближе, чем образ Христа:

– Жития святых народу были более понятны, чем тексты Библии. Из всех житий больше всего в церквях читали жития Николая Чудотворца, его чаще всего изображали на фресках.

Приезд мощей воспринимается как большое событие еще и потому, что культ почитания Николая Чудотворца появился до того, как христианская церковь разделилась на ветви – православную и католическую. Святого угодника ждут как православные, так и католики.

2. Говорят, мощи святого Николая никогда не покидали итальянский город Бари. Это так?

– Мощи Николая Чудотворца не покидали Бари на протяжении 930 лет, – уточняет священник Андрей Постернак, декан исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

В свое время мощи были похищены итальянскими моряками из города Миры Ликийские, находящегося на территории современной Турции, где в IV веке жил Николай Чудотворец, в то время архиепископ Ликии. Поскольку похитители очень торопились, они забрали не все мощи, а только часть – примерно 4/5. То, что осталось от тела святого, позже из Мир Ликийских вывезли венецианцы и оставили храниться на острове Лидо, в церкви Святого Николая. Возникает вопрос: почему на протяжении 930 лет мощи одного из самых почитаемых в христианском мире святых никогда не «путешествовали»?

– Когда барийцы украли мощи, они очень ревностно к ним относились, ни разу никому не дарили и не передавали даже частицу мощей, – говорит протоиерей Андрей Бойцов, настоятель Патриаршего подворья Николая Чудотворца в Бари. – И это действительно впервые происходит. Именно поэтому это уникальное событие.

Часть мощей позже была похищены венецианцами и находится сейчас в церкви на острове Лидо. Венецианцы, в свою очередь, охотно дарили частички мощей другим христианам, и они есть в других храмах, но, по словам Андрея Бойцова, не всегда есть уверенность в их подлинности. А в данном случае «мы имеем стопроцентную уверенность, что это мощи св. Николая».

«К Николаю Чудотворцу в России всегда было особое отношение...» / Global Look Press

Священник Андрей Постернак уверен, что в наше время древняя история с похищением забылась. Просто у католиков такие «путешествия» мощей не приняты. Там к ним в целом более сдержанное отношение.

– У католиков другая традиция почитания мощей, – говорит отец Андрей. – В православии мощи выставляют, к ним прикладываются, целуют. Католики на мощи только молятся и смотрят, если они выставлены в прозрачных сосудах.

3. Что именно привезли в Москву из Италии?

– Мощи – это останки человека, которого церковь признает святым, – объясняет священник Андрей Постернак. – Некоторые считают, что они должны быть нетленными, то есть должны сохраниться не только кости, но и кожа и т. д. Но это не так. Часто бывает как раз наоборот, когда остается только скелет или отдельные его части. С Николаем Чудотворцем именно такой случай – речь идет о костях.

Протоиерей Андрей Бойцов уточняет: барийцы перевезли в город 85 процентов скелета святого, а в Москву доставили только ребро с левой стороны.

– Мощи находятся под очень толстой мраморной плитой, – говорит священнослужитель. – Никто бы ее специально демонтировать не стал. Но в ней есть отверстие диаметром 6 сантиметров. Оно нужно для того, чтобы раз в год откачивать миро, которое источают мощи. Это происходит каждый год 9 мая, в день, когда были перевезены останки. Итальянские специалисты с помощью прибора извлекли из-под плиты одну кость. Это восьмое ребро, под которым бьется сердце человека – центр его духовной жизни.

В год в Бари к мощам святителя приезжает несколько десятков тысяч паломников с разными проблемами, – рассказывает Бойцов. – Чудо постоянно происходит. У бесплодных пар потом рождаются дети, разрешаются судебные дела, есть люди, у кого восстановилось зрение. Одна женщина, например, мне рассказывала, что у нее был рак последней стадии и она из последних сил приехала в Италию. После службы она села в автобус, и уже через два-три часа она почувствовала, как сила вошла в нее и аппетит появился. Приехав в Москву, она сделала анализы и узнала, что никакого рака у нее нет. А врачи оставляли ей три-четыре недели жизни. Она с тех пор приезжает хотя бы раз в три года, старается святого благодарить.

4. Есть ли в России другие мощи святого Николая?

– Мощи святых существуют не только в виде скелета, – объясняет священник Андрей Постернак. – Есть традиция разносить маленькие частицы мощей по храмам и монастырям, в которых делают специальные мощевики.

По словам эксперта, в России есть храмы, где хранятся мельчайшие частицы останков Николая Чудотворца. Скажем, в Москве это храм Святителя Николая в Котельниках. Но история многих из них непрозрачна: бывает так, что нет никаких доказательств подлинности мощей.

– Частицы мощей часто перевозят неучтенными, у нас нет центрального органа, который это где-то фиксировал бы, – рассказывает Постернак. – У католиков с этим намного строже. В России же в большинстве случаев мощи передаются без формальной предыстории, и не всегда можно понять, как они попали в храм.

В подлинности мощей, которые привезли из Бари, сомнений, говорят эксперты, нет.

– В 1952 году, когда в базилике проводили реставрацию, мощи достали, – рассказывает протоиерей Андрей Бойцов. – Ученые сравнивали их с теми останками, что хранятся у венецианцев, и пришли к выводу, что они принадлежат одному человеку.

Доступ к мощам открылся в понедельник. Увидеть их хотят сотни тысяч паломников / Global Look Press

По черепу американские исследователи восстановили облик человека, которому он принадлежал, и, как говорит Бойцов, он оказался очень похожим на образ Николая Чудотворца, который мы видим на иконах.

5. Что означает приезд мощей в Россию? Можно ли говорить о том, что православная и католическая церкви идут на сближение?

Можно предположить, что приезд мощей любимого в России святого – следствие переговоров Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, которые прошли 12 февраля 2016 года на Кубе. При обсуждении той встречи много говорилось о том, что православная и католическая церкви делают шаг навстречу друг другу.

– Я не думаю, что это (приезд мощей. – Авт.) всерьез что-то значимое, – рассуждает протодиакон Андрей Кураев. – Тем более что привозятся не все мощи Николая, а только небольшая часть, левое ребро. Сама по себе тема мощей Николая – слишком мелкая для исторической встречи. Но даже если бы она обсуждалась, нам бы наверняка сразу сообщили, что мощи были предметом этого разговора.

Настоятель Патриаршего подворья в Бари утверждает, что мощи доставили в Россию благодаря личной просьбе Патриарха, адресованной Папе Римскому.

– Это пиар-акция Патриарха, – комментирует Кураев. – Она очень напоминает историю с Поясом Богородицы: к нему тогда выстроились большие очереди, а в ста метрах от того места стоит храм, где кусочек Пояса традиционно находится.

А была ли «каменная Зоя»?

В советское время о Николае Чудотворце появилась новая легенда. Якобы в 1954 году жительница Куйбышева Зоя Карнаухова пустилась в пляс с иконой святого и была наказана за святотатство: она... окаменела. Что на самом деле тогда случилось, мы спросили самарского журналиста Виктора ЕРОФЕЕВА, который на протяжении 20 лет вел расследование громкой истории.

– Было скопление народа в Самаре на улице Чкаловской. Зои же не существует ни в документах, ни в упоминаниях очевидцев. Такая девушка в Самаре не проживала. Началось все с того, что во двор пришли старухи, которые рассказали эту историю и просили показать им девушку. Слух распространился мгновенно, и во двор стали приходить люди – сначала единицы, сотни, потом тысячи. Никакой «каменной Зои» в доме не было. Специалисты квалифицируют это как случай массового психоза.

Более 18 тысяч верующих только за первый день паломничества смогли приложиться к мощам Николая Чудотворца. Вернее, к ковчегу, в котором их привезли. Этот метровый ювелирный саркофаг весом более 50 килограммов был изготовлен из серебра и покрыт золотом на художественно-производственном предприятии Русской православной церкви "Софрино". Внутрь залит жидкий воск с благовониями. А в углублении находится всего одна кость – девятое левое ребро святого.

ПО ТЕМЕ

Целиком останки Николая Угодника привезти куда-либо невозможно – в крипте итальянского города Бари они покоятся ниже уровня моря, под тремя тяжелыми каменными блоками, которые были уложены еще в 1087 году после перенесения святителя из города Миры Ликийской. Между этими плитами есть небольшие – 6 сантиметров диаметром – отверстия. В обычное время через них собирают миро.

Да-да, мощи Николая Мирликийского мироточат и по сей день, хотя после его смерти прошло свыше полутора тысяч лет. Раз в году в мае открывается специальное углубление под саркофагом и оттуда вычерпывается драгоценное миро. Его добавляют в святую воду и раздают всем верующим, надеющимся на исцеление.

А для того чтобы доставить часть святителя в Россию, директор Института судебной медицины профессор Университета Бари Франческо Интрона опустил в эти отверстия медицинское оборудование и миниатюрную видеокамеру. В итоге было взято левое девятое ребро святителя Николая. Верующие отметили символичность выбора ребра, находящегося со стороны сердца, которое, по словам современников, горело любовью к людям.

После отделения кости ее отправили в лабораторию. Там ребро было специальным образом подсушено. И только после этого помещено в ковчег.

Про привоз единственной кости Николая Угодника часто говорят как о событии, состоявшемся впервые за почти тысячу лет. Но здесь есть доля лукавства – частицы биологической ткани признанного святым архиепископа постоянно хранятся во многих храмах и монастырях, где можно поклониться им без всяких очередей. Например, частички мощей Николая Чудотворца имеются в Свято-Даниловском и Николо-Угрешском монастырях, храме Святителя Николая в Котельниках, храме Спаса Нерукотворного в Сетуни и храме Богоявления Господня в Химках, храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, храме Всех Святых на Кулишках, храме Архангела Михаила в Тропарево и храме Святителя Николая на Трех Горках.

Может возникнуть справедливый вопрос: а как церковь относится к тому, что тело святого разрезают на части и передают в разные приходы? Традиция разрознения мощей, или, иначе говоря, разделения останков святых на частицы, была заложена еще в ранней Византии. Вот что по этому поводу писал богослов Иоанн Златоуст: "Святые мощи – неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют свое богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются".

Мощи, к которым появляется доступ у ученых, могут многое рассказать. Например, при помощи радиоуглеродного метода возможно определить возраст умершего и установить дату смерти. Любая органика содержит в себе углерод, который с момента смерти биологического существа, начинает распадаться с определенной скоростью – так называемым периодом полураспада. Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают эти данные с тем, сколько его должно было быть изначально.

В случае с Николаем Чудотворцем это особенно актуально, потому что данные о дате его смерти сильно разнятся. Но позволят ли ученым исследовать изъятую из гробницы кость – большой вопрос.


Уже второй месяц находятся мощи Николая Чудотворца в России и совсем недавно они были перевезены в Санкт-Петербург. Но уже в конце месяца они вернутся в Италию. На самом деле, вокруг этой святыни среди россиян возник настоящий ажиотаж. Вот только не все понимают, что такое мощи и чем они могут помочь. Об этом в материале NewsTut

Мощи Николая Чудотворца: что это такое и чем помогают?

Мощи – это останки человека, который признан святым. В России сейчас находится левое восьмое ребро Николая Чудотворца, которое расположено под самым сердцем человека. Хранится данная святыня в итальянском городе Бари. О том, какие чудеса происходят, рассказывают паломники, специально ездившие туда.

Так, рассказывают о том , что у бесплодных пар рождался ребенок, кому-то удалось восстановить зрение. К Николая Чудотворцу спешат со своими болезнями, трудностями в жизни, проблемах с детьми.

В России Николай Чудотворец считается самым почитаем святым. Со своими молитвами к нему обращаются как простые люди, так и ученые. Известны случаи, когда к нему обращаются люди не только христианской веры, но и мусульмане, буддисты. А причиной всему тому является то, то люди получают помощь, выход из ситуации или облегчение страданий.

Николай Чудотворец считается покровителем моряков, путешественников и детей . Родители, отпускающие ребенка в школу или на прогулку, просят святого присмотреть за ним и уберечь. Если же подросшее чадо столкнулось с плохими компаниями, алкоголем или хулиганами, то родители обращаются к Николаю Чудотворцу с просьбой вразумить своего ребенка.

Мощи Николая Чудотворца – о чем и как молиться?

Обращаясь к святому, его можно называть : Святой Чудотворец, Заступник, угодник Божий. Допускаются также такие обращения: Отец милостивый, пастырь, добрый батюшка, заступник обиженных.

Ну и две короткие молитвы :

«Наставник наш и заступник великий, батюшка Николай! Прими молитву мою, от всего сердца моего грешного, убереги меня и близких моих от зла извне и от неразумности моей. Научи меня, как поступить правильно в этой ситуации (…). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

«Святитель Николай, чудотворец Мирликийский, помоги мне со слабостью моей душевной справиться – избавиться от грусти и тоски, не дай впасть в тяжкий грех уныния, научи радоваться жизни в любую минуту, веры в милосердие Господне и твое заступничество не терять. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».