Муравьев апостол музей. Усадьба муравьевых-апостолов на старой басманной. Что можно увидеть в музее Муравьевых-Апостолов

Недавно нам удалось побывать в удивительной усадьбе, являющейся одним из украшений Старой Басманной улицы, — городской усадьбе Муравьёвых-Апостолов.

На территории Басманного района, то есть бывшей Басманной слободы, ранее находилось большой число полотняных и шелковых фабрик. И первые постройки на месте нынешней усадьбы возникли, предположительно, на территории, выделенной из участка, принадлежавшего фабрике А.И. Бабушкина в середине XVIII века. Участок многократно перепродавался, и в 1803 году был куплен отставным капитаном Павлом Ивановичем Яковлевым. Он выстроил дом на кирпичном подклете XVIII века в стиле московского классицизма.

С 1809 по 1815 гг. усадьбой владели графиня Е.А. Салтыкова и граф Р.А. Воронцов. Дому повезло: он не пострадал от пожара 1812 года. В 1815 году он перешел во владение Прасковьи Васильевны Муравьёвой-Апостол — второй жены Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола. В доме было довольно многолюдно, устраивались приёмы, литературные чтения, музыкальные вечера, навещали отца его сыновья. Старшие сыновья Ивана Матвеевича — Матвей и Сергей — участвовали в кампании 1812 года, дошли с заграничными походами русской армии до Парижа, а позже активно принимали участие в восстании декабристов. В 1822 году семья Муравьёвых-Апостолов продала этот дом.

В конце XIX века усадьбу занимал Александро-Мариинский детский приют. Приют занимал парадный и антресольный этажи, а цокольный этаж и флигель сдавались в наем под квартиры, лавки и мастерские ремесленников. В 1912 году на месте усадьбы собирались построить 6-тиэтажный доходный дом, но проект не был осуществлён.

После революции в доме располагались школа, общежитие, собес, коммунальные квартиры. С 1955 года здание занимал Московский институт аэрофотосъемки и картографии. В 1986 году здесь был открыт филиал Государственного исторического музея — Музей декабристов, — который предполагалось устроить здесь еще в 1925 году по указанию Луначарского. Музей проработал недолго, и в 1991 году был закрыт, поскольку здание находилось в аварийном состоянии.

Но судьба была благосклонна к дому, и в 1991 году по приглашению Советского фонда культуры в Россию приехали потомки владельцев усадьбы: Алексей, Андрей и его сын Кристофер Муравьёвы-Апостолы. Они привезли в дар музею семейные реликвии и, увидев плачевное состояние дома своих предков, решили восстановить его силами семьи. Выполнение этой трудной задачи взял на себя Кристофер. Была создана некоммерческая организация, которая явилась учредителем Дома-музея Матвея Муравьёва-Апостола.

В январе 2001 года началась научно-методическая реставрация, за основу для нее был принят исторический облик усадьбы на начало XIX века. По её окончании в 2013 году мэр С.С. Собянин вручил Кристоферу Муравьёву-Апостолу диплом лауреата конкурса "Московская реставрация 2013". Дом-музей в Москве первым получил право платить льготную арендную плату. Сейчас в нем второй этаж оборудован для проживания семьи Муравьёвых-Апостолов, а на первом этаже проводятся выставки приёмы и другие мероприятия.

Двухэтажный флигель был выстроен в начале XIX века. Возможно, именно в нем жил поэт Константин Николаевич Батюшков, когда останавливался в гостях у Муравьёвых-Апостолов в 1816 году. По этой дороге, ведущей к флигелю, кареты со стороны Басманной улицы въезжали на парадный двор, а затем через арку в середине флигеля проезжали на двор хозяйственный.
В настоящее время флигель находится во владении сторонних организаций.

Ну и конечно же самым интересным было попасть внутрь и посмотреть своими глазами, каким же стал дом после реставрации.

И встречает нас парадная лестница.

А вот это небольшое окошко над дверью выходило к галерее, на которой находился оркестр. Когда гости поднимались по лестнице, их видел дирижер, и давал сигнал оркестру к началу игры.

По парадной лестнице поднимаемся в прихожую.

В проходе справа можно увидеть "анатомию" дома. Здесь показаны деревянные стены дома после реставрации: все здоровые бревна были сохранены, а на место поврежденных положены новые.

Параллельно главной анфиладе идут более скромные задние комнаты. Помещения второго этажа занимает семья Муравьёвых-Апостолов, и прохода туда нет.

В дальнем от входа конце дома устроены низкие антресоли.

Единственное, что нас смутило, - это наклейка на окне, изображающая вид из окна совсем в другую сторону.

А теперь пройдемся по парадной анфиладе и начнем с бального зала.

По стене зала напротив окон устроены хоры для музыкантов, окошко с которых как раз выходит на парадную лестницу.

Зал украшен пилястрами, тонкой лепниной и панно с античными мотивами.

Бальный зал имеет выход в небольшую остекленную полуротонду,

из которой открывается чудесный вид на Старую Басманную и церковь Никиты Великомученика.

За бальным залом следует ряд гостиных.

В них сохранились угловые голландские печи и лепные карнизы.

Кстати, люстры в комнатах старинные, XIX века, и были куплены современным владельцем дома на аукционах.

Анфилада завершается парадной спальней, в отделке которой была использована техника искусственного мрамора.

Вот такой замечательный дом.

Использованная литература:
1. Памятники архитектуры Москвы
2. Презентация об усадьбе Дома-музея Муравьёвых-Апостолов (

Один из интереснейших архитектурных памятников, украшающих Старую Басманную улицу – особняк под № 23, выкрашенный в жёлтый цвет, с шестиколонным портиком, украшенный угловой полукруглой ротондой, треугольным фронтоном и фризами в античном стиле по обеим сторонам портика.

В XVIII веке это было владение купцов Бабушкиных, имя которых до 1964 года носил соседний переулок Александра Лукьянова.

В 1795 году дочь первогильдейского купца Петра Бабушкина Александра выходит за премьер-майора князя Ю. П. Волконского, к которому вместе с женой переходит и это владение в качестве приданого. Волконский строит здесь деревянный особняк, а через несколько лет усадьба переходит к отставному капитану Павлу Ивановичу Яковлеву, который и перестраивает дом в стиле позднего классицизма. Кто является автором проекта этого деревянного нарядного здания на белокаменном цоколе достоверно не известно. Долгое время его постройку приписывали М. Ф. Казакову, потом архитектору И. Д. Жукову – во всяком случае, на плане яковлевского дома стоит именно его подпись.

Кстати, у особняка есть одна любопытная деталь - потолки в комнатах разной высоты.

На протяжении нескольких лет усадьбой владели графиня Е. А. Салтыкова и граф Р. А. Воронцов. Около 1815 года особняк приобретает Прасковья Васильевна Муравьева-Апостол – жена сенатора, члена Российской академии Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола. В этом-то доме и жили будущие декабристы Ипполит, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы. Связана эта усадьба и с именем поэта Константина Николаевича Батюшкова, который квартировал здесь у Муравьевых в 1816 году. Возможно, бывал в доме и А. С. Пушкин.

В 1822 году Муравьёвы продают усадьбу, меняются владельцы, а в 1840-х годах здесь открывается Александро-Мариинский детский приют, относившийся к ведомству императрицы Марии Фёдоровны. Он находился в старинном особняке до 1917 года.

Вскоре после революции нарком просвещения Луначарский предлагал открыть здесь, к столетию восстания на Сенатской площади, музей декабристов. Но тогда идея так и не была осуществлена. Вместо этого в доме устроили коммунальные квартиры. Старинный особняк ветшал и потихоньку разрушался. Ещё в 1952 году П. В. Сытин писал о том, что "типичный для своего времени и редкий сегодня» дом Муравьева-Апостола на Старой Басманной "доживает последние дни". Однако дом выстоял.

И только в 1986 году в нём наконец-то открылся музей. Но уже в августе 1991 года обрушился потолок на парадной лестнице, и музей был закрыт на реставрацию. Вместо реставрации дом ещё больше разрушили, а государство прекратило финансирование работ. Так и лишилась бы Москва этого интереснейшего памятника, если бы не один из потомков Муравьёвых-Апостолов – гражданин Швейцарии Кристофер Андреевич. Он предложил передать ему дом в долгосрочную аренду с обязательством отреставрировать особняк. 5 декабря 2000 года – в 175-летнюю годовщину восстания декабристов - было подписано соответствующее постановление Правительства Москвы. И буквально через месяц началась масштабная научно-методическая реставрация. В настоящее время дом принимает гостей – здесь проходят выставки, проводятся лекции, презентации книг.

В 2001‑м началась научная реставрация, предусматривавшая восстановление главного дома усадьбы - по состоянию на период первой четверти XIX века. К началу работ дом был разрушен буквально наполовину (белокаменный цоколь фасада - на 50 %, окна, двери, деревянный сруб, потолочные перекрытия - на 40 %); цокольный этаж частично врос в землю. Инженерные коммуникации пришлось полностью переложить. После вычинки стен и сводов цокольного этажа была возведена временная кровля. Затем шаг за шагом демонтировались лепной декор фасадов и интерьера. Общий подход состоял в том, чтобы сохранить подлинные элементы в максимальном объеме, при невозможности - заменять аналогичными, выполненными по старинным технологиям.
В ходе работ были найдены обои конца XVIII и второй половины XIX века. В интерьерах парадных помещений были отреставрированы: венецианская штукатурка, гипсовые рельефы, голландские печи с поливными монохромными и полихромными изразцами, искусственный мрамор фризов под карнизами и стволов пилястр. При реставрации фасадов подход был аналогичным - максимально оставить то, что сохранилось. В результате один горельеф заменен, один - отреставрирован. С некоторыми капителями и колоннами портика поступили также. В старинный интерьер были вписаны современные коммуникации.
Полностью благоустроена прилегающая к зданию территория, а также воссоздана по историческим рисункам утраченная ограда с воротами и калиткой.

Восстановление уникального особняка на Старой Басманной является ярким примером комплексной научной реставрации памятников архитектуры столицы.

В 2013 году усадьба стала лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

Усадьба Муравьевых-Апостолов в Москве на Старой Басманной улице - одно из украшений столицы. Музей декабристов, открывшийся в старинном особняке, знакомит гостей с трагической историей, случившейся на с жизнью московского дворянства. Кроме основной экспозиции, здесь проводятся выставки и музыкальные вечера, читаются лекции.

История

В 18-м веке дом располагался в пригороде Москвы рядом с текстильной фабрикой, принадлежавшей, как и дом, купцу Бабушкину. Память о промышленнике продержалась в этой части города до 1964 года, и соседний переулок им. носил имя фабриканта Бабушкина. В 1795 г. дом переходит во владение князя Волконского, за которого купец выдал свою дочь. Сановник отстраивает особняк, но вскоре продает его военному в отставке Яковлеву. Новый владелец перестраивает загородную усадьбу, придавая ей стиль позднего классицизма.

Кто являлся автором проекта, доподлинно неизвестно, но на планах дома стоит подпись архитектора И. Д. Жукова. последствии дом неоднократно менял владельцев, среди них были графиня Салтыкова Е.А., Р. А. Ориентировочно в 1815 году эта загородная недвижимость была куплена в собственность Прасковьей Ивановной Грушевской, которая стала второй женой Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола.

Разоренное гнездо

В стенах этого особняка кипела принимались гости, давались балы, многих привечал влиятельный сенатор Иван Матвеевич Муравьев-Апостол. Усадьба видела знаменитостей, например, поэт Батюшков квартировал в семействе в 1816 году. Есть предположения, что в гости захаживал Пушкин А.С.

Дом был многолюдным, в гости к родителям часто заезжали сыновья: Ипполит, Сергей и Матвей. Жизнь была благополучной, но на этот период приходится время зарождения декабристского движения, активными участниками которого стали три сына семьи. После подавления восстания Ипполит Муравьев-Апостол, не желая попадать под арест, совершил самоубийство. Сергей был публично повешен, а Матвея отправили в Сибирь на каторгу. В 1822-м усадьба была продана.

Музей декабристов

После Муравьевых-Апостолов дом еще несколько раз перепродавался, пока в 1840-х годах в особняке не открылся Александро-Мариинский приют для детей-сирот. Второй и были отданы приюту, а на и во флигеле сдавались помещения для жилья, лавочек, ремесленных мастерских. Усадьба Муравьевых-Апостолов была приютом для сирот до 1917 года.

В 1925-м советский нарком Луначарский планировал открыть музей декабристов и приурочить это событие к столетнему юбилею восстания, но идея не нашла реального продолжения. Вместо музейных залов особняк приспособили под коммунальную квартиру, что поспособствовало быстрому ветшанию. Идея основания музея парила в воздухе, но осуществилась она только в 1986 году. Здание находилось в аварийном состоянии, и когда в 1991 году обрушилась парадная лестница, его закрыли на реставрацию. Перестройка и неразбериха внесли свою лепту в дальнейшее разрушение - финансирования не было, реставрационные работы были прекращены.

Возрождение

В Москве многие исторические памятники утрачены, тому множество причин. Особняк также мог кануть в лету, если бы не наследник рода Кристофер Муравьев-Апостол. Усадьба предков произвела на него большое впечатление. Власти пошли навстречу его желанию возродить усадьбу, и помещение было отдано в аренду на 49 лет. проводились по новейшим технологиям, что позволило сохранить целостным каркас особняка. Чтобы увидеть старые стены, в уже открытых залах оставлены открытые фрагменты деревянного сруба.

Во дворе, куда раньше заезжали кареты, были проведены восстановительные работы. Артефакты, найденные вокруг здания, выставлены на стендах музея. За все время существования дома вокруг цокольного этажа скопилось много наслоений и потому, несмотря на наличие окон, он был скрыт от солнца. С фасадной стороны снять слой земли до первоначального уровня невозможно, а со стороны двора удалось расчистить территорию до исторического слоя, и теперь подвал открыт. В нижних помещениях особняка ранее располагались кухня, отлично сохранившийся винный погреб, хозяйственные помещения.

В музее-усадьбе сохранение исторического наследия проводится современными методами: поддерживается постоянная температура и контролируется режим влажности.

Архитектура

Усадьба Муравьевых-Апостолов в Москве - это деревянный сруб в три этажа, возведенный на цоколе из белого кирпича. Фасад здания выполнен в стиле позднего московского классицизма. Высокие окна второго этажа скрываются за греческим портиком, украшенным коринфскими колоннами. Над окнами расположены барельефы тонкой работы с изображениями античных сюжетов. Левая сторона здания, выходящая на перекресток, оканчивается легкой, полной света полукруглой ротондой.

Залы второго этажа соединены анфиладой, где расположены кабинет, парадная спальная комната, бальный зал, две гостиные и помещение полуротонды. Есть у особняка одна особенность - потолки во всех комнатах имеют разную высоту. Музей-усадьба Муравьевых-Апостолов - это отреставрированное пространство, где бережно сохранили все, что было возможно. По словам директора музея Татьяны Макеевой, реставраторы проявили весь профессионализм и знание своего дела. «Под потолком — сохранившиеся рельефы, мы только отмыли их от масляной краски. Вообще все, что можно было спасти, мы спасли», — говорит Макеева.

Современный музей

Усадьба Муравьевых-Апостолов сегодня - это музейное пространство двух первых этажей, последний и антресольный этаж - жилые помещения. Постоянная экспозиция музея посвящена семье декабристов. Здесь хранится последнее письмо сына Сергея, отправленное из Петропавловской крепости своему отцу. В нем он умоляет о прощении за горе, которое принесет в семью его смерть, и просит не оставлять без опеки двух его сыновей. Это письмо - реликвия, которую привезли с собой в Россию наследники рода. Для него отведена особая комната, где выставлен только один экспонат.

Анфилада комнат второго этажа посвящена истории декабристского движения. Здесь собраны личные вещи, альбомы, репродукции, артефакты, принадлежавшие семье и приближенным людям. Попадая в пространство музея, посетители оказываются в атмосфере 19 века. Уже на парадной лестнице каждого встречает хозяин дома Иван Матвеевич, вернее, его картонное изображение. В комнатах особняка можно встретить почти ожившие изображения всех членов семьи в бальных туалетах позапрошлого столетия.

Цокольное помещение полностью предоставлено под арт-пространство, где постоянно происходят культурные события. Сводчатый потолок и обширная площадь отсылают к тем временам, когда здесь была усадьба Муравьевых-Апостолов. Выставка, лекция, презентация, музыкальный вечер или любое другое светское мероприятие приветствуется в стенах возрожденного дома. В 2012 году здесь отметил памятную дату аукционный дом Кристис, в начале 2016 года и до середины лета проходила фотовыставка «Генезис», посвященная красоте природы. Автор работ - именитый фотохудожник Себастио Сальгадо. Помимо знаковых событий в музее проводят и более камерные мероприятия. Внутренний дворик также открыт для посетителей и гостей.

В 2013 году Москва обрела еще один замечательный музей – «Усадьбу Муравьевых-Апостолов». Он открылся после длительной реставрации, чему предшествовало немало разных событий.

От идеи создания до открытия музея

Первый раз идея создания музея в красивом особняке на Старой Басманной, который одно время принадлежал семейству сенатора И.М. Муравьева-Апостола, появилась еще в далеком 1925 году. Наркомом просвещения А. Луначарским было предложено открыть в его стенах экспозицию, посвященную столетию событий на Сенатской площади. Ведь именно в этом доме жили три главных участника декабристского восстания: Сергей, Ипполит и Матвей Муравьевы-Апостолы. Но идея не нашла отклика, в доме устроили коммунальные квартиры. Шли годы, строение день ото дня ветшало и постепенно разрушалось.

И только в 1986 году музей декабристов открылся, но просуществовал всего около 5 лет и был закрыт в связи с аварийным состоянием здания. В государственной казне не нашлось средств на реставрационные работы. И кто знает, чтобы случилось с интереснейшим архитектурным и историческим памятником, если бы не потомки достославного дворянского рода. В 1991 году представители рода Муравьевых-Апостолов приехали по приглашению фонда культуры в Россию, среди них был финансист и меценат Кристофер.

После знакомства с фамильной усадьбой он обратился к властям столицы с просьбой взять особняк своих предков в долгосрочную аренду, обязуясь его отреставрировать. И только в 2000 году он получил соответствующее разрешение московских властей. Начались восстановительные работы на основе научно-методической реставрации. После их окончания дом обрел вторую жизнь, воспроизводя обстановку московской дворянской усадьбы XIX века. Здесь есть бальный зал, гостиные, спальня, кабинет.

В помещениях парадной анфилады размещена экспозиция, основу которой составляют семейные реликвии Муравьевых-Апостолов: документы, книги, альбомы, репродукции. В цокольном этаже устраиваются различные выставки, презентации книг и интересные тематические лекции.

Усадьба Муравьевых -Апостолов на Старой Басманной

Старая Басманная улица

Басманный он, словно капля, растекся от бывших Ильинских ворот Китай-города на восток, как бы пролагая путь вглубь России. По нему шли дороги в Троице-Сергееву Лавру, на Владимир и Рязань, а также в ближние великокняжеские, а позже царские села: в садах, на Воронцовом поле, Васильевом лугу, что у слияния Москвы-реки и Яузы. И дальние села: Рубцово, Стромынь, Преображенское, Семеновское и Измайловское. Вот так дальние скажет современный пешеход, забыв про долгополую одежду, колымаги без колес и осей, просто на полозьях, и отсутствие кроссовок.

Территория "Басманная" занимает особое место среди районов Центрального административного округа. История развития района связана со становлением русской культуры, науки и искусства. Прежде всего это относится к части района бывших Немецкой и Басманной слобод, расположенных между улицами Ст. Басманной, Спартаковской и ул. Казакова. Именно здесь, на берегах р. Яузы, во времена петровских реформ зародилось техническое обновление России.

Старая Басманная улица

С этими местами связана деятельность известных представителей русской культуры, наиболее яркие из них: Рокотов - в искусстве, Пушкин - в литературе, Чаадаев - в философии, Жуковский - в авиационной науке. Дом № 36 на ул. Ст. Басманная, где проживал дядя А.С. Пушкина, связан с пребыванием передовых людей того времени - Державина, Вяземского, Карамзина и др. На этой улице (Ст. Басманная, 23) жил Муравьев-Апостол, отец трех декабристов Муравьевых. На территории сохранены первоклассные памятники архитектуры и просто ценные здания исторической застройки: Собор Богоявления в Елохове, церковь Никиты Мученика, церковь Вознесения, усадьба Разумоского, дворец Демидова, дом Мусина-Пушкина архитектора Казакова и многие другие.

Иван Матвеевич Муравьев с дочерью Елизаветой, в зам. Ожаровской

Иван Матвеевич Муравьев-Апостол (1 (12) октября 1762 — 12 (24) марта 1851) — русский писатель и дипломат из рода Муравьёвых, принявший двойную фамилию «Муравьёв-Апостол». Посланник в Гамбурге и Мадриде, затем сенатор. Владелец дома на Старой Басманной. Отец трёх декабристов

Родился около Опеченской пристани близ Боровичей Новгородской губернии 1 октября 1768 года, в семье генерал-майора Матвея Артамоновича Муравьева и Елены Петровны Апостол (по матери — правнук гетмана Войска Запорожского Даниила Апостола). Был единственным ребёнком у родителей, мать его вышла замуж, вопреки желанию своего отца, и была лишена приданого; умерла сразу же после рождения сына. В 1801 году Иван Матвеевич принял фамилию Муравьев-Апостол по ходатайству двоюродного брата М. Д. Апостола (в связи с пресечением малороссийского рода Апостолов).

С 1773 года записан солдатом в лейб-гвардии Измайловский полк. В 1776—1777 годах обучался математике и языкам в немецком пансионе Л. Эйлера (Санкт-Петербург), по закрытии пансиона «образовывался и обучался» дома. В октябре 1784 года вступил в действительную службу обер-аудитором в штате Санкт-Петербургского генерал-губернатора Я. А. Брюса, с 1785 года его флигель-адъютант (с 1788 года в чине секунд-майора). Служил в Коллегии иностранных дел, в провиантском штате. Заведовал каналом в Шлиссельбурге (в чине премьер-майора).

Иван Матвеевич

В 1792 году по протекции М. Н. Муравьева приглашен ко двору императрицы Екатерины II в качестве «кавалера» (воспитателя) при великих князьях Александре Павловиче и Константине Павловиче; затем назначен обер-церемониймейстером. При дворе сумел понравиться не только императрице, но и великому князю Павлу Петровичу, будущему императору, что обеспечило его дальнейшую карьеру.

Матвей Иванович Муравьёв-Апостол (1793—1886) — декабрист, участник восстания Черниговского полка, автор воспоминаний.

В декабре 1796 отправлен в звании камергера великого князя Константина Павловича министром-резидентом в Эйтин ко двору Петра Ольденбургского (в 1798 году совмещал с аналогичным постом в Гамбурге, а в конце 1799-го ещё и в Копенгагене). Всюду активизировал деятельность антифранцузской коалиции. Дипломатической службе способствовали исключительные лингвистические дарования Муравьева-Апостола: знал не менее 8 древних и современных ему иностранных языков. В 1800 года отозван в Россию, в июле произведен в тайные советники, в 1801 — вице-президент Иностранной коллегии.

Муравьёв-Апостол, Сергей Иванович (9.10.1796 — 25.07.1826) — подполковник, один из предводителей движения декабристов.

Не принадлежа к числу сторонников императора Павла (несмотря на его благосклонность), принял участие в антипавловском заговоре 1801 года, став автором одного из нереализованных проектов законодательного ограничения верховной власти.

Санкт-Петербург. Сенатская площадь 14 декабря 1825 года. Рисунок Кольмана из кабинета графа Бенкендорфа в Фалле.

В 1802 году занял должность посланника в Испании, но в 1805-м по неясным причинам (согласно А. С. Пушкину, впал в немилость императора за разглашение недостоверных сведений о подготовке антипавловского заговора) был отставлен и вплоть до 1824 года нигде не служил.

В 1817—1824 годы жил с семьей в своем родовом имении в Хомутце. Летом 1819 года Иван Матвеевич закончил перевод комедии Аристофана «Облака».Разочарование, связанное с интригами нового окружения Александра I и удаления вследствие их от двора основных организаторов заговора — П. А. Палена и покровителя И. М. Муравьева-Апостола, его непосредственного начальника Н. П. Панина, «верного правилам чести и здравой политики», повлияло на выбор именно этого произведения древнегреческого комедиографа, высмеивавшего и новых «учителей», проповедующих свободу от древних моральных ограничений, и поверивших им одураченных людей.

Но обстоятельствам вскоре было суждено перемениться.

Хомутец, усадьба И. М. Муравьёва, унаследованная им от Апостолов

В марте 1824 назначен присутствовать в Правительствующий сенат, а в августе стал членом Главного училищ правления. Ряд его служебных «мнений» 1824—1825 годов, расходясь в рукописных списках, получил широкий общественный резонанс:

в защиту директора Департамента народного просвещения В. М. Попова, участвовавшего в переводе с немецкого языка мистической книги И. Госнера, запрещенной по выходе;
о праве университетов и профессоров пользоваться книгами помимо цензуры;
«Мнение члена Главного училищ правления о преподавании философии» в защиту преподавания философии в университетах, против чего ратовал М. Л. Магницкий.
Мнения, выраженные по конкретным «делам», аргументировали необходимость смягчения цензурных строгостей и умеренной свободы мысли, но в тогдашних условиях они демонстрировали известную гражданскую смелость и создали Муравьеву-Апостолу репутацию либерала. Есть свидетельства, что участники тайных обществ намеревались сделать Муравьева-Апостола членом временного революционного правительства.

Иван Матвеевич
После разгрома восстания декабристов и трагедии, постигшей сыновей Муравьева-Апостола (Ипполит, не желая сдаваться, застрелился, Сергей повешен, Матвей осужден на 15 лет каторги, но вскоре отправлен на поселение в Сибирь; до суда, 11 мая 1826 состоялось свидание отца с Матвеем и Сергеем в Петропавловской крепости), он оставил службу, а в мае 1826 был «уволен по болезни в чужие края». До 1847 года значился неприсутствующим сенатором. Жил преимущественно в Вене и Флоренции. В Россию вернулся в 1840-х годах. В печати имя Муравьева-Апостола не упоминалось с 1826 до конца 1850-х годов. Его мемуары и библиотека утрачены, хотя отдельные экземпляры книг хранятся в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова. Умер в Санкт-Петербурге, похоронен на Георгиевском кладбище на Большой Охте.


Анна Муравьёва с сыном Матвеем и дочерью Екатериной.
Художник Жан Лоран Монье, 1799 год

Иван Матвеевич проявлял и достоинства, и пороки просвещенного русского барина: славился как любезный и хлебосольный хозяин и тонкий гастроном, эпикуреец и мот (прожил 2 миллионных состояния), но при этом эгоист и семейный деспот.

С 1790 года: 1-я жена — Анна Семеновна Черноевич (1770—1810), дочь сербского генерала. От этого брака родились сыновья:

Матвей (1793—1886), подполковник, декабрист
Сергей (1796—1826), подполковник, декабрист
Ипполит (1806—1826), прапорщик, декабрист
дочери:

Елизавета (1791—1814), замужем с 1809 года за графом Францем Петровичем Ожаровским (1785—1828);
Екатерина (1795—1861), замужем за генерал-майором Илларионом Михайловичем Бибиковым (1793—1861);
Анна (1797—1861), замужем за Александром Дмитриевичем Хрущевым;
Елена (1799—1855), замужем с 1824 года за Семеном Васильевичем Капнистом (1791−1843).
С 1812 года: 2-я жена — Прасковья Васильевна Грушецкая (1780−1852), дочь сенатора и действительного тайного советника Василия Владимировича Грушецкого.

Евдокия (1813—1850), с 1845 года замужем за князем Александром Петровичем Хованским (1809−1895).
Елизавета (1815 — 18..), в 1-м браке за бароном Стальтингом, во 2-м за Видбургом.
Василий (1817—1867), был женат на фрейлине Марианне Гурко (род. 1823), дочери В. И. Гурко

Участвовал в заседаниях «Беседы любителей русского слова» (член с 1811 года). Состоял членом Вольного общества любителей российской словесности. С 1811 года действительный член Российской академии, с 1841-го — почетный член Петербургской Академии

Самое значительное его произведение — книга в 25 «письмах» «Путешествие по Тавриде в 1820 году» (СПб, 1823) — результат поездки в Крым.Она содержит ценные сведения по археологии, флоре и фауне Крыма, характерные подробности городской, сельской и монастырской жизни, колоритные описания восточных обычаев. Автор высказывает мысль о необходимости сохранения «драгоценных остатков древности».

Книга «Путешествие по Тавриде…» была высоко оценена А. С. Пушкиным, посетившим Крым одновременно с Муравьевым-Апостолом и А. С. Грибоедовым, гостившим на полуострове в 1825 году.

Коллекция Подстаницыных

Коллекция Подстаницыных

Муравьев-Апостол, по отзывам современников (в том числе К. Н. Батюшкова, Н. И. Греча) — человек блестящего ума, необыкновенной эрудиции и многих талантов, эстет, полиглот и библиофил (имел уникальную библиотеку), объездил почти всю Европу, где встречался с И. Кантом, Ф. Г. Клопштоком, В. Альфьери, Д. Байроном.

Усадьба Муравьевых_Апостолов в Москве на Старой Басманной улице

Дом-усадьба Муравьёвых-Апостолов — частный дом-усадьба И. М. Муравьёва-Апостола в Москве на Старой Басманной улице, построенный в стиле классицизма в конце XVIII — 1-я четверти XIX века.

Трёхэтажный особняк, в основе которого деревянный сруб на кирпичном цоколе, в его втором этаже устроена парадная анфилада комнат, состоящая из кабинета,парадной спальни, двух гостиных, бального зала, и небольшой полуротонды.. Уличный фасад декорирован шестиколонным портиком и античными фризами над высокими окнами второго этажа, левая часть здания завершается полуротондой.

Трёхэтажный особняк, в основе которого деревянный сруб на кирпичном цоколе, в его втором этаже устроена парадная анфилада комнат, состоящая из кабинета,парадной спальни, двух гостиных, бального зала, и небольшой полуротонды.. Уличный фасад декорирован шестиколонным портиком и античными фризами над высокими окнами второго этажа, левая часть здания завершается полуротондой.

К Басманной улице выходит бывший Бабушкин переулок (сейчас улица Лукьянова), в котором помещалась фабрика купца Бабушкина; главный вход в дом № 23 также с переулка. Здание выглядит весьма соразмерно, создавая образ простой, но изящной городской усадьбы и давая возможность представить Басманную улицу двухсотлетней давности, когда над округой ещё всецело доминировала церковь Никиты Мученика (Владимирской иконы Божьей Матери), а соседние особняки Куракиных, Демидовых, Разумовских ещё не были перестроены.

На территории, которая простиралась от Старой Басманной до Новой Басманной улицы, были полотняные и шелковые фабрики. Первые постройки были сделаны в середине XVIII века. Дом многократно перепродавался, он достался наследнице дочери фабриканта П. А. Бабушкина — Александре Петровне Волконской, жене премьер-майора князя Ю. П. Волконского., которые продали дом в начале XIX века. На основе старого дома, был построен тот дом который мы видим сегодня. (1803—1806 гг.)

В 1803 году усадьбу купил отставной капитан Павел Иванович Яковлев, который перестроил дом в стиле позднего классицизма: белокаменный цоколь, шестиколонный портик с коринфскими колоннами и барельефами на античные сюжеты по сторонам портика, треугольный фронтон, полукруглая ротонда на углу улицы и переулка. Далее 1809—1915 гг. домом владели графиня Е. А. Салтыкова и граф Р. А. Воронцов.

Затем его покупает и владеет в 1815—1822 гг. — дворянка Прасковья Васильевна (Грушевская) Муравьева-Апостол — вторая жена сенатора, литератора, члена Российской академии Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола(1765—1851 гг.) Дом он получает как приданное жены. Усадьба не была затронута пожаром 1812 года и 1815 году перешла во владение Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола после его второй женитьбы. (Его первая жена Анна Семеновна Черноевич, мать его семерых детей, умерла в 1810 году.)

В доме было довольно многолюдно, устраивались приёмы, навещали отца его сыновья. В 1816 году здесь жил поэт Константин Николаевич Батюшков. Это период для семьи был внешне благополучным, но в это время формировалось декабристское движение. Все три сына Ивана Матвеевича вошли в число главных участников восстания, которые боролись за отмену крепостного права в России. Подавление мятежа стало и семейной трагедией: Сергей повешен, Ипполит застрелился, Матвей отправлен на каторгу. Дом был продан.

В более позднее время, один из его владельцев открыл здесь Александро-Мариинский приют для девочек, который перешел затем во владение Ведомства детских приютов Императрицы Марии. Приют занимал парадный и антресольный этажи. Директор приюта В. А. фон Левдик. Цокольный этаж и флигель сдавались внаем под квартиры, лавки и мастерские ремесленников. В 1912 году на месте усадьбы собирались построить 6-тиэтажный доходный дом. Проект не был осуществлён.

В 1925 году А. Луначарский собирался открыть музей декабристов, осуществилась она лишь в 1986 году, когда в усадьбе открывается филиал Государственного Исторического музея.

Музей декабристов

Открытие музея вместе с потомками Муравьевых

ОТКРЫТИЕ ДОМА-МУЗЕЯ 21.05.2013

Наследники-меценаты на приеме по случаю открытия музея

Создан в 1986 на правах филиала Государственного Исторического Музея, закрыт в 1997. Первой попыткой показа некоторых материалов по истории декабристов в Москве было открытие в 1890-х гг. «Комнаты людей 40-х годов» (существовала до 1925, затем — в фондах ГИМа) в Румянцевском музее по инициативе Е. С. Некрасовой и директора музея М. А. Венивитинова.

Вопрос о создании Музея декабристов обсуждался в 1925 и 1975. В 1976в ГИМе, где сложилась богатая коллекция декабристских материалов, была разработана концепция создания музея. С 1977 созданию Музею декабристов способствовала деятельность Комиссии по истории декабристского движения при Московском городском отделении ВООПИК.

В сентябре 1986 музей расположился в усадьбе. Усадебный дом построен архитектором круга М. Ф. Казакова (в 1816—1817 в доме бывали будущие декабристы М. И., С. И. и И. И. Муравьёвы-Апостолы, поэт К. Н. Батюшков).

Собственных фондов Музей декабристов не имел, используя на правах филиала материалы ГИМа для устройства выставок: «Пушкин и декабристы» (1987), «Реликвии Отечественной войны 1812 года» (1987), «Декабристы и их современники в дагерротипе и фотографии» (1988), «Декабрист М. С. Лунин» (1989), «500 лет рода Муравьёвых» (1990), «Декабристские реликвии» (1991), «Декабрист М. А. Фонвизин» (1991) и др.; велась работа по созданию постоянной экспозиции по теме «Декабристы в Москве».

Однако уже в 1991 году музей был закрыт из-за аварийного состояния здания.


В этом же году по приглашению Советского фонда культуры в Россию приезжают Муравьёвы-Апостолы: Алексей, Андрей и его сын Кристофер.

Они привозят в дар семейные реликвии и, увидев плачевное состояние дома своих предков, решают восстановить его силами семьи. Выполнение этой трудной задачи взял на себя Кристофер. Была создана некоммерческая организация, которая явилась учредителем Дома-музея Матвея Муравьёва-Апостола. После нескольких лет, потраченных на различные формальности, в декабре 2000 года главный дом усадьбы Муравьёвых-Апостолов был передан по Постановлению Московского Правительства в аренду музею на 49 лет.

Началась реставрация. Реставрация проходит по уникальной технологии с сохранением старого деревянного каркаса здания, при реставрации в стенах оставлены открытые фрагменты дерева. Во дворе здания был снят культурный слой земли в полтора метра, при раскопках были найдены артефакты, они переданы в музей, и по завершению будут экспонироваться.

В усадьбе проходят выставки и приёмы. Недавно аукционный дом Кристис отметил в усадьбе своё 15-ти летие в России.

Генеральный директор музея — Макеева Татьяна Савельевна

Вот такая красота после реставрации.Интересно?Приезжайте...

Контакты:
Улица Старая Басманная 23/9,
Москва, 107066
Телефон: +7 499 267-98-66
Эл. почта: [email protected]
Дом-музей Матвея Муравьева-Апостола
Facebook | Создание сайта — .mpmstudio.ru

Литература:

Муравьев-Апостол, Иван Матвеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
«Путешествие по Тавриде…» И. М. Муравьева-Апостола в крымском дневнике А. С. Грибоедова