Натюрморты выдающихся мастеров стран западной европы презентация. Голландский натюрморт XVII в Учитель ИЗО,МХК. МОУ Ильинской СОШ Лебедь С.Г. Караваджо. Христос в Эммаусе.1606. Фрагмет. Национальная галерея. Лондон

Управление педагогическим процессом.
Беседа во время показа
Вовлечение в диалог учащихся, используя эмоциональность восприятия учащимися.
Сл. 14 .Амброзиус Босхарт . Ваза с цветами . Интерес к натюрморту обострился в средине XVI века в связи с разделением живописи на жанры. XVII век –великий век расцвета натюрморта. Это был настоящий гимн жизни. В развитии голландского натюрморта возникло несколько направлений, но все они с изысканным вкусом, тонким чувством гармонии и великолепным живописным мастерством соединены в единое целое. Философ Спиноза, живший в XVII веке в Голландии, в своем известном труде «Этика» утверждал, что порядок и связь вещей в жизни такие же, как порядок и связь идей, и искусство натюрморта стало ярким подтверждением этого. В пристальном внимании художников к изображенным предметам выражено их отношение к быту голландских бюргеров, живших в богатой и процветающей стране. Сложность и неоднозначность жизни проявлялась в натюрморте в языке вещей, хорошо понятном авторам и современникам трудночитаемом сегодня.
Особое место в голландском натюрмоте занимали цветочные композиции: « blompot» (букв. «горшок с цветами») . Красота этого дара природы ни с чем не сравнима, тем более что в Голландии XVII в. была мода на цветы, многие из которых привозились из других стран (как например тюльпаны, впервые привезенные в Европу из Турции в 1554 г.). Стоили они очень дорого. Наличие цветов являлось признаком не только хорошего вкуса, но и преуспеяния. «Язык цветов» был хорошо знаком современникам живописцев. Давайте и мы попытаемся разгадать загадки цветочного натюрморта.
Сл.15.Амброзио Бальтазар
Сл.16. « vanitas» («суета сует»). Почти все натюрмортные композиции в той или иной форме отражают обобщенные образы, позволяющие задуматься о вечных проблемах человеческой жизни и ее скоротечности. С XVII в. Существует так называемый натюрморт «vanitas» («суета сует», цель которого можно выразить латинским изречением «momento mori» («помни о смерти!»). В таких натюрмортах часто изображаются: увитый плющом череп, увядшие цветы, раковина («пустая оболочка»), горящая или сгоревшая свеча, песочные часы. В ряде работ добавляются драгоценности, игральные карты курительные трубки, указывающие на тщетность земных наслаждений. Постоянно встречаются клочки бумаги, рукописи и печатные издания с изречениями: «Sic transt gloria mundi», «Finis coronat opus» («Так проходит слава земная», «Конец венчает дело»). Этот жанр сформировался в Лейдене интеллектуальном центре Голландии). В идейных основах этого направления причудливо переплетались средневековые представления о бренности всего земного, мораль кальвинизма и гуманистические идеалы мудрого человека, стремящегося к истине и красоте.
Сл.17 .Самые знаменитые голландские натюрморты – «завтраки». Это направление сложилось в Гарлеме. Обычно на картине изображались опрокинутые стеклянные бокалы, скомканные белые скатерти, наполовину очищенные лимоны со спиралевидно свисающей кожурой. Эти натюрморты также обладали двойным смыслом: устрицы считались деликатесом, но и входили в круг символов Афродиты (радости земной жизни). Такой натюрморт – это потрясающий портрет владельца. Исторические корни «завтраков» восходят ко времени, когда впервые появились групповые портреты стрелковых гильдий. Тогда любимым видом стало изображение торжественных встреч за банкетным столом. Первые подобные натюрморты отличались парадностью и торжественностью.
Сл.18. Во главе этого направления стояли два голландских мастера Питер Клас и Виллем Хеда. «Завтраки» этих художников отличаются простотой и серьезностью, отражая настроения и симпатии первого поколения голландских бюргеров, выросшего в независимой стране. На них всегда лежит отпечаток индивидуального вкуса; они полны спокойствия и незримого присутствия человека, налившего в бокал вино, нарезавшего лимон, отломившего кусочек булочки, небрежно бросившего на стол скомканную, но сияющую белизной салфетку. В.Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом» - пример поразительной точности и законченности. Виртуозно преданы прозрачность стекла и блеск металла. Обобщенно написанные фон и скатерть способствуют сосредоточенности на предметах. Натюрморт детален и в то же время лаконичен. Заглушая отдельные цвета и подчиняя их общему тону (буровато-золотистому у Класа и серовато-зеленому у Хеды), их колорит создает особое, несколько суровое и меланхолическое настроение.
В Голландии был рожден и так называемый «кухонный натюрморт», в котором еда изображалась не на обеденном столе, а на месте ее приготовления вместе с посудой для мытья, варки и обжаривания. Но издесь мы находим евангельские трактовки сюжетов.
Во 2-й половине XVII века место скромных «завтраков» Класа и Хеды заняли богатые и эффектные «Десерты» А. Бейерена и В Кальфа.
Сл.19. В.Кальф «Натюрморт с кубком и перламутровой раковиной».
В конце XVII в. голландское искусство вступило в период упадка.
Законодателем фламандского натюрморта были два крупных мастера – Ф.Снейдерс и Я.Фейт. Современники и соратники Рубенса, они органически не воспринимали природу в состоянии покоя. Материальные формы были для них проявлением динамической силы, составляющей основу всего существующего в этом мире. Для художников не было в природе ничего мертвого, под их кистью все неподвижное словно оживало – битая дичь, рыбы, мертвые олени, лебеди, зайцы. Тела рыб напряжены и прогнуты, рты их раскрыты в жажде воздуха. Искусство этих художников звало к жизни, прославляло жизнь. Оба художника были прекрасными анималистами и оживляли свои натюрморты фигурами живых птиц, зверей, собак, обезьян и кошек.
Ф.Снейдерс «Рыбная лавка». Какое впечатление производит на вас натюрморт?
В XVIII в. лидирующая роль в натюрморте переходит к Франции. Но о том, как развивался этот жанр в европейском и русском искусстве мы поговорим с вами позже. А сейчас давайте подведем итог нашему занятию.









1 из 8

Презентация на тему: Голландский натюрморт

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Его расцвет начался в Голландии, где Реформация, запретив художникам писать картины на религиозные темы, вынудила их искать новые направления.

№ слайда 4

Описание слайда:

В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста.

№ слайда 5

Описание слайда:

Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы.

№ слайда 6

Описание слайда:

У художников следующего поколения веши уже не напоминают об отвлечённых истинах, а служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Питер Клас тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, - всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Картины ожив лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне.

Описание слайда:

Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами.

«Обычные предметы, необычные образы» урок МХК в старших классах
общеобразовательной школы

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим путешествие в Нидерланды XVII в. и станем свидетелями важного в истории культуры события – станов

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим
путешествие в Нидерланды XVII в. и станем
свидетелями важного в истории культуры
события – становления нового жанра искусства.

XV век –золотой век искусства Нидерландов

Великие мастера XVII века

Интерес к миру вещей в Античности

Фрески –фрагменты стен вилл в Риме
и Помпеях (50 г.до н.э.-79 г. н.э.)

Франц Хальс Натюрморт –обманка

Караваджо. Христос в Эммаусе.1606. Фрагмет. Национальная галерея. Лондон.

Караваджо Корзина с фруктами. 1596-1597 гг. Пинакотека Амброзиана. Милан.

К.Массейс. Портрет менялы с женой.1514.Лувр. Париж.

Интерес к миру вещей

Что такое натюрморт?

Натюрморт (франц. nature morte, итал.
natura morta, буквально - мёртвая
природа; голл. stilleven, нем. Stilleben,
англ. still life, буквально -тихая или
неподвижная жизнь), жанр
изобразительного искусства (главным
образом станковой живописи), который
посвящен изображению вещей,
размещенных в единой среде и
организованных в группу.

Натюрморт –обманчив своей простоте

У Амброзиуса Босхарта
Старшего в его работе
«Цветы» в центре
изображены ландыш и
фиалка, стебелёк
незабудки, большой
золотистый ирис и два
тюльпана по сторонам. В
картине изображены два
мира: земной и небесный
- окно, небо и храм,
виднеющийся вдали.

Цветочный натюрморт

Расшифруй натюрморт
одного из первых
мастеров натюрморта
Амброзио Бальтазара

Vanitas

Vanitas –лат. «пустота,
тщетность, бесполезность,
ложность,
бессодержательность»
Предположи, что могли
символизировать музыкальные
инструменты в натюрморте

Завтраки

«Роскошные» натюрморты Виллема Калфа

Натюрморты с
драгоценной
утварью и
изысканными
яствами, которые
современники
относили к типу
“роскошных”, чаще
“прочитывались” ими
как призыв к отказу
от излишеств.

Рынки и лавки

Питер
Аерстен
Снайдерс
«Мясная
«Рыбная
лавка»
лавка» (1551 г.)

Подведем итоги

В натюрморте вещи показаны в неподвижном
состоянии, они пребывают в условном
вневременном пространстве.
Вещи даны как бы крупным планом, они
увидены вблизи и рассмотрены в деталях.
Будучи произвольно, сознательно
скомпонованный, натюрморт всегда содержит
в себе некое сообщение, тайное письмо
(криптограмму). Вещи превращаются в
символы.

Подведем итоги
Значения этих символов, содержание сообщений
отличается большим разнообразием, но чаще
всего носит мировоззренческий и даже
философский характер.
В конце XVI-XVII в. Возникают различные
центры натюрморта в Нидерландах. В деловом,
буржуазном Харлеме -“завтраки”, в
аристократическом Утрехте, издавна славящимся
разведением цветов, - цветочные букеты, в
портовой Гааге - обильные рыбные композиции,
в Лейдене (университетском городке) - “ученые”
натюрморты (так называемые Vanitas,
посвященные бренности жизни).

Подведем итоги
Историческое разнообразие
натюрмортов определяется тем, что они
фигурируют как специфическое
проявление художественных стилей и
национальных школ в их исторической
эволюции.
Бытование классического натюрморта
коротко - XVI-XVII века.

Проверь себя: какой из двух слайдов
относится к жанру vanitas?

Подошло к концу ваше путешествие в Нидерланды XVII века. Мы надеемся, что встреча с мудрым и таинственным миром классичесского натюрморта по

Подошло к концу ваше путешествие в
Нидерланды XVII века. Мы надеемся, что встреча
с мудрым и таинственным миром классичесского
натюрморта понравилась вам.Кузнецов,
Ю.Н.. Социальное содержание натюрморта. –М.:
http://ec-dejavu.ru/n/Nature_morte.html
Флора http://scit.boom.ru/iskustvo/iskustvo_italii18.htm
и фауна, 1984
Натюрморт
в европейской живописи 16-начала 20 века.
http://art.1september.ru/articlef.php?
Каталог.
- М.: Советский художник, 1976.
ID=200601602
Випперhttp://www.vcc.ru/reshenie/2003-3/23
Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. – СПб., 2005.
Щербачёва
М. И., Натюрморт в голландской живописи. -Л.,
http://bibliotekar.ru/kholland/8.htm
1945; http://www.psyho-study.com/study.php?
Кузнецов
Ю. И., Западноевропейский натюрморт.- Л. - М.,
l=1&cat=1&file=15&page=4
1966;
Глозман И. М., К истории русского натюрморта 18 в., в кн.:
Русское искусство 18 века. Материалы и исследования, М.,
1968, с. 53-71;

Автор

Дымина Елена Викторовна, ст.
преподаватель кафедры истории,
преподаватель МХК и культурологии,



Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XVXVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа Натюрмо́рт




Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением. Натюрмо́рт




Голландский натюрморт В историю мировой живописи голландцы вошли как непревзойденные мастера натюрморта(фр. «мертвая природа»). Этому жанру на голландском языке больше соответствует слово «стиллевен»- «неподвижная жизнь», что гораздо точнее передает сущность этого жанра.


Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте из цветов и плодов, в Гааге из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме роскошные десерты, а в университетском Лейдене книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты череп, свечу, песочные часы. Голландский натюрморт XVII в




В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах детали наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград об искупительной жертве Христа. Раковина оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Голландский натюрморт XVII в



МБУО «Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Презентацию выполнила:

учитель начальных классов Кавылина Надежда Васильевна

Что такое натюрморт?

Натюрмоо́рт (фр. nature morte -

«мёртвая природа») - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной , жанровой, исторической ипейзажной тематики.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию - либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас ), либо - в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения . Это значение

передаётся посредством использования предметов - в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Цветочный натюрморт

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в

нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр . Одним из

самых первых выделился цветочный натюрморт в

произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст , и

натюрмортах Яна Давидса де Хема и его

последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно

найти в особенностях быта нидерландского общества - традиции иметь сады, загородные виллы

или комнатные растения - а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Учёный натюрморт

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует » или «memento mori » и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли ). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта - так называемых «обманок » (trompe l’œil ). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.

Нидерландский натюрморт XVII века

Нидерландский натюрморт представлял собой

уникальное культурное явление XVII века , оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской

живописи. «Малые голландцы » отразили в своих

работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь»

(голл. stilleven , нем. stilleben , англ. still-life ) стал

употребляться для обозначения жанра в середине XVII

века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет:

«Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного

термина, встречающийся в литературе - «тихая, неподвижная жизнь».

Натюрморт в русской живописи 18-20 веков

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека.

Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличии от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.