Обратный коэффициент оборачиваемости. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Для оценки эффективности работы компании используются самые разнообразные величины и показатели – один из самых важных является коэффициент оборачиваемости оборотных средств. Давайте рассмотрим основные нюансы, формулы и проведем расчеты, расскажем, что может повлиять на повышение эффективности предприятия.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств – ликбез

Компания может функционировать эффективно только в том случае, если ее оборотные средства будут использованы грамотно и рационально. В зависимости от рода деятельности, «жизненного цикла» (даже время года имеет значение), данная величина может различаться. Однако именно от правильности их использования зависит, насколько успешна будет работа компания, как долго ее деятельность будет приносить деньги.

Чтобы грамотно оценить применение оборотных средств, существует масса коэффициентом для изучения – они изучают и скорость обращения, уровень ликвидности и иные важные характеристики. Одна из наиболее важных показателей, которые помогут определить финансовое состояние компании – коэффициент оборачиваемости оборотных средств, который показывает, какое количество раз за взятый за отчёт период компания на 10 % обернула собственные оборотные средства.

Другими словами, эта величина показывает эффективность деятельности предприятия – чем она выше, тем лучше предприятие применяет свои ресурсы.

Формулы и приведенные расчеты по коэффициенту

Как мы уже сказали, этот коэффициент отображает количество оборотов, которые совершают оборотные средства за определенное время. Формула для расчета следующая:

Коб = Qp/Ф об.ср., где:

  • Qp – объём продукции, реализованных в оптовых ценах (не учитывая НДС).
  • Ф об.ср – средний остаток оборотных средств, которые обнаружены за определенный период.

Вообще, цикл обращения денежных средств на компании представляет собой цикл, когда средства, вкладываемые организаций в работу, через определенный период возвращаются вновь, но уже в виде готового товара. Полученную продукцию организацией продает клиентам и снова получает деньги, размер которых имеет другое название – доход.

Таким образом, общая схема «деньги-товар-деньги» показывает цикличность организации. В этом случае коэффициент позволяет показать, сколько подобных «кругов» совершает компания за определенный промежуток времени (чаще всего берут год как отчетный). Естественно, чтобы компания функционировала нормально, таких циклов должно быть как можно больше.

Какие показатели нужны для расчётов?

Все данные для определения коэффициента нужно брать из отчетной документации компании – необходимая информация размещается в первое и во второй формах бухотчетности.

Так, если говорить про общие случаи, то объем реализованного компанией товара вычисляется как выручка, которая получена компанией за один цикл (в дальнейшем мы будем придерживаться периода времени, равного t=1). Выручку за указанное время берем из отчета о финрезультатах (прибыли и убытки), где она прописано отдельной строкой как сумма, которая получены компанией от реализации услуг или товаров.

Средний остаток по оборотным средствам расположен во втором разделе бухгалтерского баланса и рассчитывается по следующей формуле:

Ф об.ср = Ф1+Ф0/2, где:

  • Ф1, Ф0 – величина оборотных средств фирмы за текущие и прошедший сроки.

Стоит отметить, что если использовать данные за 2015 и 2016 год, то полученный в результате коэффициент будет представлен в виде скорости оборота за 2015 год.

Кроме коэффициента оборачиваемости оборотных средств, в анализе существуют и некоторые другие величины, которые помогают узнать скорость обращения капитала – многие из них связаны с этим показателем.

Так, прежде всего это продолжительность одного оборота (Тоб). Чтобы определить данное значение, нужно рассчитать частное от деления количества дней, которые соответствуют проверяемому периоду (год равен 360 дней, квартал – 90 дней, месяц – 30 суток) на значение коэффициента:

Тоб = Т/ Коб.

Если учитывать данную формулу, то с ее помощью можно рассчитать продолжительность одного оборота, для чего применяется следующая формула:

Тоб = Т * Ф об.ср/ Qp.

Еще один важный показатель, которые применяется для оценки финансового состояния – коэффициент загрузки средств в обороте (Кзагр). С помощью такого показателя можно определить величину оборотного капитала, которая требуется для получения одного рубля выручки от продажи товаров.

Другими словами, этот коэффициент называют фондоемкость оборотного капитала. Для расчета применяют такую формулу, как:

Кзагр = Ф об.ср/ Qp.

Как вы могли заметить, данная величина – обратна к значению коэффициента оборачиваемости. А это значит, что чем ниже данная величина, тем лучше эффективность компании.

Еще один важный для анализа показатель – рентабельность (Роб.ср.), характеризующаяся величиной прибыли, которая получает компания на каждый рубль оборотных средств.

Его главная задача – показать финансовую эффективность деятельности компании. формула для расчета рентабельности схожа со значениями, которые используются при расчете коэффициента оборачиваемости, но вместо выручки от реализации применяется прибыль до отчисления налогов. Формула следующая:

Роб.ср. = п/ Ф об.ср, где

  • п – прибыль компании до отчисления налогов.

Чем выше будет это значения, тем лучше работает компания.

Анализ коэффициента оборачиваемости – шаг за шагом

Прежде чем мы пошагово разберем, как анализировать коэффициент и как найти способы для его увеличения, нужно понять, что именно подразумевается под этим показателем.

Под оборотным капиталом организации принято понимать величину активов, которые имеют срок полезного применения на срок менее года. Сюда относят:

  • Запасы.
  • Готовый товар на складе.
  • Денежные средства.
  • Незавершенное производство.
  • Финансовые вложения на краткий срок.
  • Дебиторскую задолженность перед предприятием.

Чаще всего этот коэффициент имеет примерно одинаковое значение на протяжении длительного времени. Но также эта величина зависит от выбранного компанией вида деятельности (например, для фирм в сфере торговли этот показатель будет самым высоким, а если речь идет о предприятиях в области промышленности, то низким), цикличности (например, для некоторых предприятий характерен «всплеск» продаж в определенный сезон) и иных факторов.

В целом, для изменения этой величина и повышения эффективности применения активов, следует грамотно подходить к политике управления оборотными средствами организации.

К примеру, для сокращения запасов нужно рационально применять имеющиеся ресурсы, снижать материалоемкость производства и потери, брак. Кроме того, следует грамотно подходить к поставкам, их организации, минимизировав, например, траты на доставку иди хранение. Для снижения величины незавершенного производства нужно рационально подходить к производственным циклам, снижая расходы на производственные запасы. А для сокращения числа готовой продукции на складе нужно грамотно выстроить логистическую и маркетинговую политику компании.

Стоит отметить – даже одно из повышений перечисленного выше может быстро привести к повышению коэффициента оборачиваемости. Кроме того существуют и косвенные способ для увеличения эффективности применения оборотных средств. Например, показатель будет выше в случае роста прибыли фирмы, увеличении объема продаж.

А вот если при анализе наблюдается снижение величины на длительном промежутке времени, это может сказать об ухудшении дел в компании.

По каким причинам показатель коэффициента падает?

Существует несколько причин, которые могут привести к понижению коэффициента оборачиваемости оборотных средств – на этот показатель влияют не только внутренние, но и внешние факторы. Например, если в стране наблюдается резкий эклномический спад, ничего удивительного, если спрос на товар падает, а вместе с этим ухудшаются и все экономические показатели организаций.

Есть и внутренние причины. Среди них отдельно выделяются такие, как:

  • Ошибки в управлении.
  • Проблемы с логистикой.
  • Недостаточно верно настроенная маркетинговая кампания.
  • Применения устаревшего оборудования.

Большая часть проблем со снижением данной величины связано с низким уровнем квалификации сотрудников и ошибками управления. Правда, в некоторых случаях показатель может понижаться на некоторое время из-за модернизации организации, перехода на новое оборудование, применение новейших технологий. В этом случае изменение коэффициента не связано с проблемами в компании.

Простой пример для расчета

Есть компания «Экохаус». Проведя анализ ее деятельности за 2015 год, мы получили информацию, что выручка от продажи товаров составила 100 тысяч рублей. Величина оборотных средств за исследуемый период составила 35 тысяч рублей в 2014 и 45 тысяч в 2015 году. Используя эту информацию, проведем расчеты:

Коб = 100 рублей/((45+35) /2).

Коэффициент будет равен 2,5, а значит, величина оборотного цикла компании «Экохаус» в 2014 году составила:

Тоб = 360/ 25.

Согласно данной формуле, производственный цикл в компании равен 144 дням.

Вконтакте

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств – это важный экономический показатель, указывающий на следующие параметры производства:

  1. Интенсивность использования материальных и нематериальных активов.
  2. Скорость оборота средств производства.
  3. Общая активность работы предприятия.

Расчет коэффициента оборачиваемости оборотных средств

Данный показатель рассчитывается как отношение выручки к оборотным активам предприятия.

Чаще всего он вычисляется за 12 месяцев при условии полной загрузки производства.

Формула для расчета имеет следующий вид:

КО = ВР/СОБ,

где КО – это коэффициент оборачиваемости оборотных средств,
ВР – выручка полученная от реализации продукции;
СОБ – сумма средних остатков оборотных средств.

Например, значение КО = 4, будет свидетельствовать о четырехкратном обороте активов, то есть выручка от проданных товаров в 4 раза превысила средства, затраченные на их производство.

Показатель СОБ высчитывается по формулеследующим образом:

СОБ=(ΣОСi)/n,
где ОСi – это остатки оборотных средств за отчетный период (например, квартал или месяц),
n- количество отчетных периодов (соответственно 4 или 12).

Иногда в понятие СОБ включают налог на добавочную стоимость (НДС), его прибавляют к сумме средних оборотных остатков.

Формирование коэффициента оборачиваемости оборотных средств


Высокий КО показывает активность предприятия, успех в продаже выпускаемой им продукции.

КО находится в сильной зависимости от отрасли работы фирмы.

Отрасль торговли традиционно имеют большие значения КО;
отрасли науки, искусства, фондовые биржи – низкие.

Корректно использовать показатель только для сравнения эффективности работы предприятий одной отрасли или одного и того же предприятия за разные периоды времени.

Кроме этого, скорость оборота средств определяется правильным исчислением их количества.

Их занижение влечет за собой нестабильность в работе производства, перебои с поставками.

Завышенное количество оборотных средств плохо влияет на активность производительного процесса, тормозит поиск инноваций, новых решений и препятствует экспоненциальному росту прибыли.

Данный показатель определяется

  • объемом и темпами производства,
  • разновидностями необходимого сырья,
  • требуемой квалификацией персонала,
  • сроками производственных процессов,
  • характером деятельности организации.

Чем выше скорость оборота активов, тем меньше требуется собственно средств производства

Их количество можно определять 3 методами:

1. Аналитический. Метод подходит для предприятий, находящихся на рынке труда год и более. Прогноз количества активов, которые будут использованы в производственном процессе, строится на базе реальных остатков и возможностей предприятия.

2. Коэффициентный. В этом случае бухгалтеры отталкиваются от стратегий развития производства, с учет поправок возникающих по ходу работы. Для грамотной стратегии необходим детальный анализ показателей за предыдущие отчетные периоды.

3. Прямого счета. Предусматривает перманентный расчет оборотных средств с учетом ежедневных (ежемесячных) потребностей и нужд. Вовлечение средств в производство происходит по факту их необходимости. Подходит для вновь открывшихся предприятий.

Анализ коэффициента оборачиваемости оборотных средств


КО является адекватным показателем, позволяющим оценить зрелость компании, правильность ее похода к производству и верность намеченной стратегии.

Рост КО может свидетельствовать о следующих процессах:

  • повышение уровня работы предприятия;
  • рост объемов продаж;
  • снижение уровня оборотных средств;
  • повышение прибыли;
  • рациональное использование ресурсов;
  • внедрение прогрессивных инновационных методов.

Снижения показателя может говорить о таких явлениях, как:

  • падения спроса на производимый товар;
  • наличие задолженности;
  • неудачная стратегия производства;
  • переход предприятия на новый уровень, изменения масштабов и способов производства.

При этом учитывать необходимо не только его конкретное значение, но и уровень его прироста по сравнению с предыдущим отчетным периодом, выраженный в процентах.

Предприятие считается:
рентабельным при значении КО больше 1;
сверхрентабельным, если КО больше 1.36.

Минэкономики не вводит нормативов КО, однако отмечает, что усилия руководителей производства должны быть направлены на его увеличение.

Наряду с ним используют следующие показатели:

  1. коэффициент ликвидности;
  2. коэффициент финансовой независимости;
  3. коэффициент финансовой устойчивости;
  4. процентное отношение оборотных средств к общему их уровню;
  5. процентное соотношение собственных и заемных капиталов.

При изучении их снижения или увеличения по формулам используется бальная система

В частности, при снижении КО на 0.01 снимается 0.3 балла.

Исходя из суммарного количества баллов, организации подразделяются на пять классов:

  1. Отличное финансовое состояние, высокая платежеспособность, хорошая динамика и прогнозы развития.
  2. Финансовые показатели близки к оптимальным, прогнозы благоприятные.
  3. Организация имеет устойчивую экономическую систему, без тенденций к развитию.
  4. Прибыль нулевая или близкая к данному значению, финансовое состояние не устойчивое.
  5. Организация претерпевает кризис, финансовое состояние убыточное.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств происходит с помощью:

  • увеличения роста сбыта продукции в сравнении с ростом оборотных средств,
  • обновление системы обеспечения материалами и продаж,
  • уменьшение расходов материалов и энергии для производства,
  • улучшение качества товара,
  • повышение конкурентной способности товара,
  • сокращение времени на производство.

Вычислять коэффициент нужно для оценки скорости превращения оборотных средств в деньги. Он тесно связан с эффективностью управления сбытом на предприятии: рост показателя в динамике характеризует увеличение продаж и прибыли. Для расчета показателя потребуются данные о выручке и среднегодовой стоимости основных средств.

 

Насколько эффективно используются оборотные средства? Есть ли недостаток в активах? Существуют ли проблемы с деньгами, которые находятся в обороте?

Что такое оборотные средства?

Это оборотные фонды, которые участвуют в процессе производства и сбыта продукции. Они обеспечивают процесс обмена денег на сырье, сырья на продукцию, продукции - на деньги.

Оборотные средства - это стоимость всех предметов труда, задействованных в производственном процессе. Они меняют свою форму (с натуральной на денежную) и входят в себестоимость продукции.

В стоимость этого показателя закладывается:

  • Расходы на материалы, сырье.
  • Затраты на создание, хранение и реализацию продукции.
  • Деньги, полученные от продаж .

Оборотные средства есть на каждом предприятии, они нужны для организации бесперебойной работы компании. Их недостаток способен привести к простою производства из-за невозможности закупки сырья, выплаты заработной платы персоналу, уплаты налогов, коммунальных платежей. Дефицит негативно отражается на текущих процессах и дальнейшем развитии предприятия, может образоваться кассовый разрыв (недостаток денег для финансирования предстоящих расходов).

При недостаточном количестве собственных оборотных средств предприятие привлекает заемные деньги (кредиты, ссуды, займы, отсрочки по выплатам в бюджет).

Больше информации по теме можно получить из видео:

Оценка эффективности использования оборотных средств

Для оценки эффективности управления оборотными средствами и существует коэффициент оборачиваемости оборотных средств (К ООС). Он определяет число оборотов, за которое сырье успевает превратиться в деньги. Рассчитывается за любой период - месяц, квартал, год.

К ООС указывает на то, сколько раз средства оборачиваются за определенный период, с какой скоростью.

Формула для расчета:

  • В - выручка;
  • ΔОC - средняя сумма оборотных средств.

ΔОА рассчитывается по формуле:

  • ОC НП - оборотные активы на начало периода;
  • ОC КП - оборотные активы на конец периода.

Для расчета К ООС можно использовать данные бухгалтерского баланса. Формула в этом случае будет такой:

  • Стр. 2010 - значение строки 2010 из формы 2.
  • Стр. 1200 НГ - значение строки 1200 на начало года (форма 1).
  • Стр. 1200 КГ - значение строки 1200 на конец года (форма 1).

Расчет К ООС на примере

Для удобства расчета коэффициента оборачиваемости оборотных средств можно использовать таблицу Excel (скачать пример).

Выводы по таблице . В 2014 году упали показатели выручки и объемы основных средств, но несмотря на это, К ООС вырос на 1,06. Это значит, что количество оборотов за год увеличилось. Далее, с 2014 года, - рост по всем показателям. Следовательно, предприятие с каждым годом всё более эффективно работает.

Нормальное значение показателя

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств всегда принимает положительное значение, но оно может быть любым - всё зависит от отрасли и конкретного предприятия. У К ООС нет какого-то норматива, по которому можно оценивать, что 1 или 100 - этого много или мало. У каждой компании будут свои результаты. И чтобы понять текущую экономическую ситуацию, их нужно сравнивать со значениями за прошлые годы и среднеотраслевым показателем. Особый интерес будут представлять прямые конкуренты. Если наблюдается рост (как в примере выше) - это положительный знак. Снижение - повод задуматься над организацией процесса производства/продаж. Поэтому надо стремиться к увеличению коэффициента.

Важно! На изменение К ООС могут влиять не только внутренние, но и внешние факторы (изменения в налоговом законодательстве, санкционная политика государства, падение во всей отрасли, сокращение господдержки и т. д.).

Повысить значение показателя можно несколькими способами:

  • Сократить размеры задолженности предприятия.
  • Уменьшить срок оборота сырья/товаров.
  • Стимулировать спрос.
  • Сократить затраты на производство.
  • Укрепить имидж компании среди клиентов.
  • Обновить материально-техническую базу, внедрить новые технологии.
  • Повысить качество предоставляемых услуг, реализуемых товаров.
  • Сократить запасы .
  • Инициировать кадровые перестановки.

Также важно анализировать показатель с другими экономическими показателями (коэффициентом ликвидности, оборачиваемости активов и т. д.). Данные нужно брать для аналогичных отрезков времени.

Отслеживание К ООС помогает вовремя заметить угрожающую работе компании ситуацию и вовремя скорректировать управленческие решения, ведь чем быстрее будут оборачиваться средства, тем скорее будут окупаться затраты предприятия. Замедление оборачиваемости приводит к росту потребности в оборотных средствах.

Под оборотными средствами предприятия понимаются активы, используемые в текущей деятельности организации. Согласно российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в их число включаются: запасы сырья и материалов, готовая продукция и незавершенное производство, денежные средства и их эквиваленты (такие как авиа и ж/д билеты, проездные билеты и т.д.), товары, купленные для перепродажи, дебиторская задолженность, а также финансовые вложения сроком менее одного года.

Без грамотного и рационального использования данной группы активов невозможна хозяйственная деятельность любой организации.

Именно поэтому так важно тщательно отслеживать пути и порядок использования оборотного капитала компании. При экономическом анализе одним из наиболее значимых показателей, позволяющим оценить эффективность применения оборотного капитала компании, является коэффициент оборачиваемости оборотных активов фирмы.

Порядок расчета

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств позволяет определить, насколько рационально и интенсивно используются оборотные активы компании.
Иными словами, он показывает, какой объем выручки предприятия приходится на один рубль оборотного капитала.

Таким образом, коэффициент оборачиваемости рассчитывается, как:

К_об= TR/(P_(об.ср.))

где:
TR – это выручка или объем продукции, реализованной за анализируемый период времени без учета НДС;
(Р_(об.ср.)) — средняя стоимость оборотного капитала компании за указанный период.

Так как основной целью управления активами компании является максимизация прибыли организации, получаемой на единицу вложенного капитала, то именно с помощью данного коэффициента собственник может проанализировать отдачу, получаемую от оборотных активов. Чем выше величина данного показателя, тем эффективнее используется оборотный капитал в компании!

Данные для расчета

Традиционно для расчета экономических показателей используется данные бухгалтерской отчетности предприятия. Для расчета именно коэффициента оборачиваемости оборотных активов необходима информация, представленная в Бухгалтерском балансе (форма №1) и Отчете о финансовых результатах (ранее Отчет о прибылях и убытках) (форма №2). Очевидно, что используется отчетность именно за тот период времени, который подвергается анализу.

Средняя стоимость оборотного капитала организации за двенадцать месяцев находится как разница между значением оборотного капитала на начало и на конец года, разделенная пополам.

(Р_(об.ср.)) = (Р_(об.ср.2) — Р_(об.ср.1))/2

где:
Р_(об.ср.1) — величина оборотного капитала компании на начало периода;
Р_(об.ср.2) — величина оборотного капитала на конец периода.

Все эти данные представлены в бухгалтерском балансе организации в строке «Итого по разделу ІІ».

Что касается выручки (TR), то информацию о ней можно найти во второй форме бухгалтерской отчетности, в Отчете о финансовых результатах (строка «Выручка»).

Общие сведения про оборотный капитал предприятия можно получить из следующего видеоматериала:

Факторы, влияющие на значение коэффициента

На коэффициент оборачиваемости оборотного капитала компании влияет сразу несколько факторов. Во-первых, его значение связанно с величиной оборотного капитала компании, т.е. чем она выше, тем ниже итоговый показатель. Во-вторых, на коэффициент влияет и показатель величины реализованной продукции .

Таким образом, если компания стабильно демонстрирует высокий показатель выручки, то увеличение оборотного капитала за один период может никак не отразиться на итоговом значении коэффициента оборачиваемости.

Анализ коэффициента оборачиваемости

При анализе коэффициента оборачиваемости следует понимать, что его значения не всегда напрямую связаны с эффективностью или неэффективностью хозяйственной деятельности предприятия. В большинстве случаев его величина может объяснять сразу несколькими важными факторами:

  • сферой деятельности компании;
  • производственным циклом;
  • этапом жизненного цикла.

Так, к примеру, для материалоемких областей производства характерно намного более низкие значения коэффициента, чем для торговых компаний , а организация в стадии роста всегда будет использовать большее количество оборотного капитала, чем организация в стадии упадка. Именно поэтому анализировать значение показателя оборачиваемости можно только в динамике. Лучше всего рассматривать значения коэффициента за 5 – 10 лет. В этом случае, можно четко определить и длину одного производственного цикла компании, и эффективность использования оборотного капитала.

Кроме того, чтобы понять насколько рационально используются ресурсы на конкретном предприятии, стоит сравнить полученные данные со среднеотраслевыми показателями. Но даже в этом случае заниженное или завышенное значения коэффициента не будут свидетельствовать о положительных или отрицательных результатах. Таким образом, делать какие-либо выводы, основываясь только на данных о величине коэффициента оборачиваемости, нельзя. Для правильного определения текущей ситуации необходимо полный экономический анализ предприятия.

Информацию про показатели эффективности использования оборотных средств можно получить из следующего видеоролика:

Как повысить коэффициент оборачиваемости

Если после анализа хозяйственной деятельности организации было выявлено, что объективных причин для заниженного значения коэффициента оборачиваемости оборотных средств нет, то самое время искать пути решения данной проблемы, и таких путей может быть несколько.

Во-первых, можно сократить объем оборотного капитала компании , т.е. распродать остатки готовой продукции, сократить закупки сырья и материалов, разобраться с дебиторской задолженностью и так далее. Сокращение затрат на оборотный капитал позволит компании существенно повысить показатели коэффициента оборачиваемости.

Во-вторых, следует обратить внимание на величину выручки компании . Если не удается сократить оборотные активы, то необходимо выискивать новые пути реализации продукции. Однако следует понимать, что привлечение новых клиентов и увеличение объемов продаж в большинстве случаев ведет за собой наращивание объемов производства. Таким образом, вместе с выручкой компании могут возрасти и расходы на оборотный капитал, что повлечет за собой снижение значения коэффициента.

Возможные причины снижения

Если же при анализе оборачиваемости оборотного капитала компании было выявлено, что значение данного коэффициента непрерывно снижается и это никак не связано с производственным циклом предприятия, то самое время обратить внимание на пути использования оборотного капитала.

В первую очередь необходимо провести комплексный анализ всех составляющих оборотного капитала компании и выявить, какая именно строка баланса имеет наибольший удельный вес. Чаще всего компании страдают от непомерно больших запасов и дебиторской задолженности.

Если запасы компании растут от периода к периоду, а объем реализованной продукции не изменяется, то основной проблемой являются ошибки в логистике. Говоря иначе, организация закупает большее количество сырья и материалов, чем нужно для ее текущей деятельности. Чтобы решить данную проблему следует отладить логистическую цепочку, пересмотреть договоры с поставщиками и еще раз рассчитать оптимальные объемы запасов для непрерывного производственного процесса.

Другой проблемой могут оказаться расчеты с покупателями и заказчиками, именно из них по большей части и формируется дебиторская задолженность предприятия. Многие крупные компании предпочитают расплачиваться со своими поставщиками только в конце отчетного периода, в то время как готовая продукция была отгружена в самом начале. Универсальных путей решения данной проблемы не существует, и организация сама выбирает, как воздействовать на своих клиентов.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает, сколько раз компания использовала средний остаток оборотных средств в течение выбранного промежутка времени. В статье на примерах разберемся, как корректно рассчитать и оценить показатель. Мы также привели порядок анализа оборачиваемости, который можно скачать.

Что такое коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (активов) – это показатель, который позволяет понять, сколько раз компания использовала среднегодовой остаток оборотных средств за выбранный временной интервал.

Финансовые директора анализируют этот показатель в динамике, в сравнении со среднеотраслевыми цифрами.

Формула расчета

Показатель рассчитывается по следующей формуле:

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств = Выручка (руб.) / Оборотные активы (руб.). .

Как найти показатель по балансу

Формула расчета по данным бухгалтерского баланса:

Анализ коэффициента

Коэффициент оборачиваемости анализируются:

  • в динамике,
  • в сравнении со среднеотраслевыми показателями, например со среднеотраслевым периодом оборота.

Слишком низкий коэффициент, не оправданный отраслевыми особенностями, говорит об излишнем накоплении оборотных средств. Общепринятых, а тем более законодательно установленных нормативов не существует, но это не мешает ввести их в действие внутренними распорядительными документами в качестве целевых значений или ключевых показателей эффективности.

Период оборота оборотных средств

Для анализа оборотных средств часто удобнее рассчитать период оборота – величину, обратную коэффициенту оборачиваемости:

Период оборота оборотных средств (дней) = Количество дней / Коэффициент оборачиваемости

Это более наглядный показатель, он измеряется в днях и показывает нам, за сколько дней предприятие получает выручку, равную средней величине оборотных средств. При замедлении оборачиваемости период оборота увеличивается, а при ускорении сокращается. Если мы посчитаем период оборота за два разных временных интервала и сравним их, то сможем определить величину дополнительно необходимых, или наоборот, высвобождающихся денежных средств.

О временном интервале для расчета следует сказать особо. Коэффициенты оборачиваемости рассчитываются за определенный промежуток времени. Совсем не обязательно это должен быть целый год, как пишут в учебниках. Для решения практических задач можно рассчитывать и за полугодие, и за квартал, главное, чтобы бы этот интервал был достаточно показательным и включал в себя все значимые для производственного процесса факторы. Какой именно интервал выбрать, зависит от отрасли, вида продукции, длительности производственного цикла и условий взаиморасчетов и так далее.

Пример расчета

Теперь поясним все вышесказанное на примере. Предположим, наше предприятие производит продукцию, спрос на которую имеет значительные сезонные колебания. За год предприятие получило выручку (см. таблицу 1).

Таблица 1 . Годовая выручка предприятия

Средний товарный запас в течение этого года представлен в таблице 2.

Таблица 2 . Средний товарный запас

Рассчитаем коэффициент оборачиваемости товарных запасов за год. Для этого разделим выручку за год на среднегодовую величину товарного запаса.

Коэффициент оборачиваемости за год = 114 830 / 36 411 = 3,154

Получим, что показатель за год равен 3,154.

Определим период оборота.

Период оборота = 365 дней / 3,154 = 115,7 дней.

Именно за 115,7 дней мы получаем выручку, равную среднегодовому товарному запасу. Что это нам даст на практике? Мы можем только сравнить эти показатели с аналогичными за предыдущий год или пойти к конкурентам. Если те нам скажут, что их запасы оборачиваются приблизительно с такой же скоростью, на этом успокоимся, убедившись, что наш показатель соответствует среднеотраслевым значениям.

Если же мы рассчитаем данные по каждому кварталу, то получим дополнительную информацию (см. табл. 3).

Таблица 3 . Расчет коэффициентов оборачиваемости по каждому кварталу

Мы видим, что оборачиваемость товарных запасов очень сильно меняется в течение года. Это станет еще более наглядно, если перевести безразмерный коэффициент в период оборота (табл.4).

Таблица 4 . Период оборота

Оказывается, скорость оборота в течение года может меняться в полтора раза. А это уже о многом может сказать. Например, если предприятие продает товары с отсрочкой платежа, то наиболее острая потребность в оборотных средствах у него будет в конце второго и в третьем квартале. Если же отсрочки покупателям нет, то нехватка оборотных средств возможна с конца первого и весь второй квартал.

Таким образом, для определения потребности в привлечении дополнительных оборотных средств к началу «высокого» сезона, коэффициенты оборачиваемости следует рассчитывать не за год, а за квартал.

Дальше у нас возникнет совершенно естественное желание ускорить оборачиваемость запасов в первом полугодии. Для этого необходимо детализировать расчеты по видам товаров. Выгружаем из программы или запрашиваем в бухгалтерии соответствующие оборотно-сальдовые ведомости и после некоторой обработки получаем выручку по товарам (табл. 5).

Таблица 5 . Выручка по товарам ()

Выручка, млн руб.

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Итого за год

Товар «А»

Товар «Б»

Товар «В»

Усредняем товарные запасы, и получаем следующие данные (табл. 6).

Таблица 6 . Средний запас

Средний запас, млн руб.

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Итого за год

Товар «А»

Товар «Б»

Товар «В»

Делим выручку по товарам на средний запас, получаем коэффициент оборачиваемости (табл. 7).

Таблица 7 . Коэффициент оборачиваемости

Коэффициент оборачиваемости

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Итого за год

Товар «А»

Товар «Б»

Товар «В»

По группе товаров

И вот мы обнаруживаем, что товар «В» является аутсайдером, его оборачиваемость в два и более раз ниже, чем у товара «Б» и товара «А». Для большего удобства переведем безразмерные коэффициенты в периоды оборота (табл. 8).

Таблица 8 . Период оборота

Период оборота

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Итого за год

Товар «А»

Товар «Б»

Товар «В»

По группе товаров

Теперь мы видим, что оборачиваемость меняется не только по разным товарам, но и каждый товар в течение года оборачивается с разной скоростью.

Дальше необходимо выяснить, в чем причины таких колебаний оборачиваемости. Если эти причины объективны и полностью оправданы с точки зрения ведения бизнеса, то следует запланировать привлечение дополнительных средств, когда это необходимо. Если же причины носят субъективный характер, то надо предпринять организационные меры для их устранения. На этом этапе финансовому аналитику необходимо проявить способность к эффективному взаимодействию с руководством и другими подразделениями, а финансовому директору – свои управленческие таланты.

Выводы

Коэффициенты оборачиваемости в умелых руках становятся эффективным инструментом решения проблем финансовой устойчивости предприятия (