Образы в рассказе В. Распутина «В ту же землю. Биография Валентина Распутина: вехи жизни, ключевые произведения и общественная позиция

Авторская субъективность организует произведение и порождает его художественную целостность. Она составляет неотъемлемую, универсальную, важнейшую грань искусства (наряду с его собственно эстетическими и познавательными началами).

«Дух авторства» не просто присутствует, но доминирует в любых формах художественной деятельности: и при наличии у произведения индивидуального создателя, и в ситуациях группового, коллективного творчества, и в тех случаях (ныне преобладающих), когда автор назван и когда его имя утаено (анонимность, псевдоним, мистификация).

На разных стадиях культуры художническая субъективность предстает в различных обликах. В фольклоре и исторически ранней письменности (как и в иных формах искусства) авторство было по преимуществу коллективным, а его «индивидуальный компонент» оставался, как правило, анонимным.

На протяжении же двух последних столетий характер авторства заметно изменился. Решающую роль в этом сдвиге сыграла эстетика сентиментализма и в особенности романтизма, которая сильно потеснила и, можно сказать, отодвинула в прошлое принцип традиционализма: Центральным «персонажем» литературного процесса стало не произведение, подчиненное канону, а его создатель, центральной категорией поэтики - не стиль или жанр, а автор.

Если раньше (до XIX века) автор более представительствовал от лица авторитетной традиции (жанровой и стилевой), то теперь он настойчиво и смело демонстрирует свою творческую свободу. Авторская субъективность при этом активизируется и получает новое качество. Она становится индивидуально-инициативной, личностной и, как никогда ранее, богатой и многоплановой. Художественное творчество сегодня осознается прежде всего как воплощение «духа авторства» (весьма характерное для романтической эстетики словосочетание).

2. Общая характеристика творчества В. Распутина

Стержневую линию творчества одного из признанных мастеров «деревенской прозы» Валентина Распутина (р. 1937) составляет исследование конфликта между мудрым мироотношением и немудрым - суетливым ли, внешним, бездумным ли – существованием.

Крупным успехом Распутина, принесшим ему литературную славу, стала повесть «Деньги для Марии» (1967), в которой выразилась основная идея писателя - торжество добра и справедливости над миром корысти и своеволия. Распутин тогда же был причислен столичными оценщиками к числу писателей «деревенской прозы», хотя даже сюжетно никогда не ограничивался описаниями сельской жизни. Развивали литературный успех Распутина последовавшие затем повести и рассказы («Последний срок», 1970, «Живи и помни», 1974, «Прощание с Матёрой», 1976, и др.). В образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека - доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство.

Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина «Пожар» (1985). Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный .

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 рассказы «Поминный день»; в 1997 «Нежданно-негаданно».

3. Образы в рассказе В. Распутина «В ту же землю»

«В ту же землю» В. Распутина – рассказ в котором центральное место занимают искания человека, ощутившего на себе беду потери света «матери-природы», «Матёры». Волею этого «беспросветного» времени героиня рассказа обречёна на отступление от вековых православных устоев, касающихся ухода человека из земной жизни. Истоки этого отступления в том, что смерть стала ещё одним источником наживы. Образ «обманутого мира» – один из центральных образов рассказа. Именно он связывает воедино судьбы всех героев нитью безграничного одиночества, стыда и раскаяния. Главная героиня, Пашута, – это новое поколение, устремившееся на «стройку века», оторвавшееся от родных корней. Подобно Пашуте, трагически одинок в мире и Стас. Именно ему принадлежат слова, обличающие новую жизнь и тех, чьими руками она создана, тех, что во главе всего поставили не духовные ценности, но материальные и подчинили себе людей. Образ Серёги – друга Стаса – образ погибшего от жестокости новой жизни человека, жизни, где предательство и «каинство», то есть убийство брата своего, стали нормой.

Среди трагически обречённых героев рассказа выделяются образы Аксиньи Егоровны и Таньки. Аксинья Егоровна, мать Пашуты, возвращает к образам матёринских старух, против воли лишённых родной земли.

Завершая путь на земле, она готовилась к смерти по-христиански, как к празднику, потому что для православного христианина умереть – значит родиться для новой, вечной жизни. Но кончина её пришлась на то время, когда человека лишили возможности проводить близкого в последний путь согласно вековым традициям.

Особое место в рассказе занимает образ Таньки – неродной внучки героини. Именно ей открывается нездешний свет, озаривший лицо уходящей Аксиньи Егоровны. Ей даровано увидеть величие прощания с земным миром и перехода к новой жизни, потому что в таких юных, как она, душах, сохранивших ещё свою чистоту, – надежда на спасение.

На протяжении почти всего повествования в рассказе преобладают тёмные тона. В финале же вдруг пробивается свет яркого солнца, лучи которого освещают храм, и горящих свечей, согревающих людские сердца. Свет в православии – это символ веры во Христа как воплощённого Слова и Света: «Бог есть Свет, и нет в нём никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5). Свет открывает героине новый путь – путь обретения веры, путь исцеления. Не смерть стоит в центре проблематики данного рассказа, но жизнь, обретённая другими героями после того, как они увидели и прочувствовали духовную высоту великого таинства. В «обманутом» бездуховном мире герои рассказа всё-таки обретают надежду и утраченную способность верить.

Заключение

Герои рассказа Распутина, в душах которых сильны голоса совести, герои, хранящие их свет наперекор всему, что творится вокруг, несут в себе веру в исцеление всего народа. В свете, хранимом их душами, таится надежда всех задыхающихся в безверии людей, что, подобно Пашуте, героине рассказа «В ту же землю», ищут выход из того духовного тупика, которым обернулось обещаемое народу «светлое будущее».

Литература

  1. Распутин, В. Дочь Ивана, мать Ивана. Рассказы. – М.: Азбука-классика, 2003.
  1. Хализев, В. Е. Теория литературы. – М.: Академия. 2009.
  2. Перевалова, С.В. «Особая география памяти» (Образ автора в русской прозе 1970-1980-х годов – В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, В.С. Маканин): Монография. – Волгоград: Перемена, 1997.

В произведениях Валентина Распутина действие почти всегда происходит в деревне. Его главными героями в большинстве случаев являются "старинные старухи" - хранительницы того древнего, исконного, безвозвратно уходящего из жизни. Сюжет каждого произведения В. Распутина связан с испытанием, выбором, смертью. Так, в повести "Последний срок" говорится о последних днях жизни старухи Анны и о ее детях, собравшихся у постели умирающей матери. Смерть не только высвечивает характеры всех персонажей, но и в первую очередь самой старухи. Действие "Живи и помни" происходит в победном 1945 году, когда главному герою повести - Андрею Гуськову не хотелось умирать на фронте и потому он пошел на дезертирство. В центре внимания Распутина стоят нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и перед его женой Настеной.

В трагическом "Прощании с Матерой" описываются затопление для нужд ГЭС острова, на котором расположена старая сибирская деревня и последние дни его жителей - стариков и старух, решивших остаться там. В повести автор обостряет вопрос о смысле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии.

Во всех трех повестях он им создаются образы русских женщин, носительниц нравственных ценностей, его философского мироощущения народа. Их можно сравнить с шолоховской Ильиничной и солженицынской Матреной, развивающих и обогащающих образ сельской праведницы. При этом всем им присуще чувство чрезвычайной ответственности за происходящее, чувство вины без вины, осознание своей нерасторжимой связи с человеческим и природным мирами. Носителям народной традиции во всех повестях Распутина противостоят те, кого можно назвать "обсевками". Подобно другим писателям-"деревенщикам", писатель видит истоки бездуховности в социальной действительности, которая лишила человека чувства хозяина, сделав его винтиком и исполнителем чьих-то решений.

С другой стороны Распутин предъявляет высокие требования к самой личности. Для него совершенно неприемлемы индивидуализм, пренебрежение такими народными национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. В прозе писателя все эти понятия обретают материальное воплощение и описываются в лирико-поэтической манере. В творчестве Валентина Распутина как никогда выражен трагизм авторского мировосприятия. Однако писатель верит в духовное здоровье русского народа. Свою веру он передает в сакральных, "языческих" внутренне, образах-символах (солнца, царского лиственя, таинственного зверька). Противопоставление сочного народного языка обыденной казенной речи последовательно проводится во всех произведениях Валентина Распутина.

Герои его повестей говорят образным живым языком, не лишенным и диалектных слов. В кульминационных сценах их речь словно отражает народную мудрость, становится близкой к пословицам и поговоркам. В дальнейшем творчество писателя претерпело ряд стилевых изменений.

В небольших рассказах "Век живи - век люби" и "Что передать вороне?" Распутин, развивая уже освоенные им психологические и символические художественные приемы, преодолевает границы подобия жизни за счет использования иррациональных ситуаций, говорит о таинстве человеческого бытия, о связи самых различных явлений с законами Космоса, о стремлении человека выйти за пределы обыденной жизни и о его ответственности за духовное и физическое падение. С другой стороны публицистический пафос превалирует в рассказах "Век живи - век люби", "Не могу-у" и особенно в повести "Пожар". Однако шофер Иван Петрович Егоров - главный герой повести - не является лишь рупором авторских идей.

Это персонаж, характерный для Распутина - человек совестливый, не столько обвиняющий земляков, сколько казнящий себя. Трагедия помогла ему преодолеть нравственную усталость и отбросить слабодушную мысль об отъезде. В открытом для читателя финале повести, автор дает понять, что жизнь продолжается и его герой, выйдя из обрушившегося на него испытания еще более закаленным, будет продолжать бороться.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В творчестве Валентина Распутина нравственные искания занимают значительное место. Его произведения представляют эту проблему во всей широте и многосторонности. Сам автор - глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить не только среди борцов за нравственное преображение отечества, но и среде борцов за экологию. В его повести “Живи и помни” нравственные проблемы поставлены писателем с наибольшей остротой.

Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену, и был так уверен в этом, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение. В минуты душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое перевернуло его жизнь и душу, сделало другим человеком.

В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, но образ Андрея наиболее достоверен и выразителен. Возникает ощущение, что автор лично был знаком с этим человеком. Незаметно писатель стирает грани между “хорошими” и “плохими” героями и не судит их однозначно. Чем внимательнее вчитываешься в повесть, тем больше возможностей для постижения нравственного состояния героев, анализа их поступков. В произведениях Распутина жизнь сложна тем, что каждая ситуация содержит бесчисленное множество граней и градаций.

Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет в мутном потоке событий как щепку. Он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвращение назад невозможным. Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком.

Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Автор хорошо знает русский фольклор и строит недвусмысленную параллель: баня - место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так возникает тема оборотничесва, которая проходит через все повествование. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень.

Андрей все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым проявлением садизма. Подстрелив косулю; не добивает ее вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоит и внимательно наблюдает, как мучается несчастное животное. “Уже перед самым концом он приподнял ее и заглянул в глаза - они в ответ расширились. Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах”. Вид крови как бы определяет его дальнейшие действия и слова. “Скажешь кому - убью. Мне терять нечего”,- говорит он жене.

Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он ни понес, в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюдем. Оборотней в народе еще называют нежитями. Нежить - значит, живет в совершенно ином, чем люди, измерении.

Но автор заставляет героя мучительно думать: “Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной,- чем?” Андрей не находит ответа на свой вопрос. Каждый читатель выносит свое собственное суждение. Сам герой склонен искать оправдание своему преступлению. Он видит свое спасение в будущем ребенке. Его рождение, думает Андрей,- перст Божий, указующий на возврат к нормальной человеческой жизни, и ошибается в очередной раз. Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы могут наказать преступившего все нравственные законы человека. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: “Живи и помни” - будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу.

Но этот призыв “Живи и помни” обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Подобные трагедии всегда происходят на глазах у людей, но редко кто отважится предотвратить их. Люди боятся быть откровенными с близкими. Здесь уже действуют законы, сковывающие нравственные порывы невинных людей. Настена даже подруге своей побоялась сказать, что ничем не замарала своего человеческого достоинства, а просто оказалась между двух огней.

Она выбирает страшный путь для выхода из своего положения - самоубийство. Кажется, автор наводит читателя на мысль о некоей моральной заразе, передающейся как болезнь. Ведь Настена, убивая себя, убивает в себе дитя - это двойной грех. Страдает уже третий человек, пусть еще не рожденный. Зараза безнравственности распространяется и на жителей Атамановки. Они не только не стараются предотвратить трагедию, но и способствуют ее развитию и завершению.

Сильное художественное произведение на тему нравственности, каковым является повесть В. Распутина “Живи и помни”,- это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение уже самим своим существованием является преградой для бездуховности. Творчество такого писателя поможет нашим современникам не утратить нравственных ценностей.

Валентин Григорьевич Распутин (род. в 1937 г.)

Как прозаик Валентин Распутин обратил на себя внимание на Читинском семинаре молодых писателей Сибири и Дальнего Востока в 1965 г.; специалистам по литературе он стал известен в 1967 г., с момента публикации его первой повести "Деньги для Марии" в журнале "Сибирские огни" (№ 9); всесоюзному читателю - с появлением в печати второй повести "Последний срок" (1970), ставшей наряду с повестью В.Белова "Привычное дело" каноническим произведением деревенской прозы.

У Распутина почти не было периода ученичества: первыми его произведениями стали две книги очерков ("Костровые новых городов", Красноярск, 1966; "Край возле самого неба", Иркутск, 1966), явившиеся результатом журналистских поездок на новостройки Сибири в конце 50-х, начале 60-х годов, в которых еще не угадывался будущий писатель.

Не так уж много написано Распутиным за тридцатипятилетний период творческой жизни: пять повестей и рассказы, очерки, публицистика. Но качество сделанного таково, что ставит писателя в первый ряд литературы. В 50 лет, он, крестьянский сын, писатель из далекой Сибири, по праву получает высокое звание Героя Социалистического Труда.

Главный смысл своего творчества писатель видит в нравственном исследовании личности, в воспитании эмоций, которых так не хватает современному человеку.

В повестях В. Распутина обычно незамысловатый сюжет, и на первый взгляд кажется, что сюжету писатель не придает особого значения. Но это не так, в каждой повести у него обязательно есть хотя бы один не избитый сюжетный ход, чаще всего в финале произведения: "... Для меня важно суметь сделать особый поворот в сюжете. Писатель должен искать какие-то неожиданности в поведении своих героев. Плохо, когда читатель представляет, как поступит герой в следующую минуту. И порой приходится идти на обман читателя. Вместо очевидного - повернуть в другую сторону, пустить его в обход, а потом доказать, что это было необходимо, естественно".

Повесть "Прощание с Матерой" (1976) о преобразовании Сибири, но писатель оценивает созидательную деятельность человека не только с утилитарной стороны, но и духовной. Сюжет повести, как всегда у Распутина, прост: деревня Матера, расположенная на острове посредине Ангары, подлежит затоплению, станет дном будущей ГЭС. Автора волнует здесь все: и организационная непродуманность самого процесса затопления (попытка со стороны бригады пожогщиков на глазах у еще не уехавших стариков "расправиться" с кладбищем); и неудачно выбранное место для нового поселка, и то, как на психике крестьян сказывается вторжение технического прогресса в их жизнь.

В центре внимания в повести - три поколения семьи Пинигиных: старуха Дарья, ее сын Павел и внук Андрей. Для Дарьи, прожившей всю жизнь на Матере, где она и похоронила своих близких, затопление острова - личная трагедия. Павел прекрасно понимает, что мать, вросшая корнями в эту землю, смотрит на новый поселок, как на чужой рай, ей не привыкнуть к новому месту. Самый выразительный эпизод повести - прощание старухи с родной избой, которую она выбелила, выскоблила, обрядила перед дальней дорогой (смертью), перед тем, как ее предадут огню.

Нелегко расставаться с деревней и совхозному механику Павлу. Жаль ему родной дом, землю, но умом он понимает: ГЭС, которую строят, нужна: "Надо - значит, надо, но, вспоминая, какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами, вскормившая не одно поколение, недоверчиво и тревожно замирало сердце: а не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы?" Павел - тип крестьянина-правдоискателя, хорошо известный русской литературе. Это человек ищущей беспокойной мысли, "задумывающийся" герой, столь привлекательный для многих современных писателей (Степан Чаузов, Николай Устинов в произведениях С. Залыгина "На Иртыше" и "Комиссия", Алеша Бесконвойный в одноименном рассказе В. Шукшина др.).

Внук Андрей, представитель последнего поколения Матеры, уже не чувствует зова земли. Больше всего обидело Дарью то, что уезжая, он не попрощался с землей, не прошелся по Матере, на которой вырос, не задумался о том, что видит ее в последний раз. Андрея влечет романтика великих строек. "Работа, она тоже вроде как по возрастам. Где новые стройки, где, значит, трудней всего - там молодежь. Где полегче - другие", - говорит он отцу. Он хочет, чтобы его работу видели все, да и время сейчас такое стремительное, что нельзя сидеть на одном месте. Но Дарью и Павла поражает другое, почему молодые столь бездумно относятся к отчему дому, почему факт затопления родной деревни не вызывает у них ни беспокойства, ни сожаления, ни сомнения. Снижение "коэффициента почтительности" к земле, к отчему дому - серьезнейшая нравственная проблема, которая вызывает беспокойство современных писателей, выходцев из деревни. Утрата этого важного духовного фактора чревата опасностью превращения человека в перекати-поле, нарушения жизненных ориентиров, одним словом, может сказаться на важных социальных сторонах личности человека.

Все средства художественной выразительности мобилизует писатель для доказательства своих наблюдений над деревенской жизнью. Это и образы-символы (царственный листвень, Хозяин острова), и в первую очередь, многолетний опыт самого уважаемого человека на Матере (это не только название деревни, но и символ матери-земли) старухи Дарьи, к которой вся деревня тянется за советом и помощью. О мудрости и незаурядном речевом даре старой женщины свидетельствуют ее монологи. Вот один из них, обращенный к внуку Андрею: "Ты говоришь машины. Машины на вас работают. Но-но. Давно уж не оне на вас, а вы на их работаете... Оне с вас все жилы вытянут, а землю изнахратят, оне на это мастаки... И в ранешнее время робили, не сидели руки в укладку, дак ить робили в спокое, а не так. Щас все бегом... В городе-то я была, посмотрела - ой, сколь их бежит! Как муравьев, как мошки!"

В. Распутин владеет редким даром индивидуализации речи персонажей, причем ему удается передавать не только лексические ее особенности, но и своеобразие интонационное. В этом ему помогает определенная манера письма: "...Когда я начинаю работу, то составляю словарик. Старуха, скажем, должна произносить такие слова и обороты, другая старуха - несколько иные, потому что каждый человек владеет активно именно "своими" словами и оборотами...". По мнению писателя, языку, которым пишут "деревенские" писатели Астафьев и Белов, выучиться нельзя: "Этот язык принадлежит только им и их героям, с которыми они долго жили, впитали его. Мои сибиризмы - это моя терминология, язык, на котором говорят сибиряки".

Сюжетная ситуация в повести "Прощание с Матерой" сугубо личная, автобиографическая. "Я сам из "утопленников", - говорит Распутин, - так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни от строительства гигантских плотин ушли под воду. А под воду ушла в сущности вся прежняя Ангара. Не миновала этой судьбы и моя родная деревня Аталанка, которой, как и Матере, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни иных занятий. А занятия эти были - лес рубить... Сама жизнь заставила писать продолжение "Матеры". Сказав "а", следовало говорить "б". Жив буду - вероятно, придется продолжать эту азбуку. Материала для осмысления предостаточно, лишь бы осмысление давало хоть какой-нибудь результат. С изменением занятий изменились нравы, с изменением нравов - все тревожней за человека. Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем - плачьте о потерявшем душу и совесть"6. Одним словом, "Прощание с Матерой" и следующая повесть "Пожар" (1985) - это дилогия, причем не исключено их продолжение в будущем.

На вопрос, как он нашел главного героя "Пожара", Распутин отвечает в этом же номере "Книжного обозрения": "Его и искать не пришлось, это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков. Когда-то в рассказе "Уроки французского" я упоминал его, там это шофер, как оно и было в действительности, единственной в колхозе полуторки, человек внимательный и добрый к герою рассказа. Таким он и остался с переездом деревни и с переменой ее уклада. Без совести, без любви к земле при любом укладе нельзя.

И случайте пожаром невыдуманный. Он тоже был. Только не в мрем поселке, а в соседнем, леспромхозовском".

Главный герой "Пожара" Иван Петрович Егоров, живет он в сибирском поселке Сосновка, куда переселился двадцать лет назад из родной Егоровки, затопленной при строительстве гидростанции. Поначалу мало что изменилось в жизни бывшего фронтовика-танкиста. Работал он, как и раньше на машине, да и люди окружали его, близкие по духу. Но со временем все пошло наперекосяк. Стали селиться в поселке люди легкие - архаровцы, не связанные ни хозяйством, ни огородом, ни семьей; стали они "сбиваться в круг, разрастаться в нем в открытую, ничего не боящуюся и не стыдящуюся силу с атаманом и советом", которая насаждала в поселке свой нравственный закон. Участились пьянки, стрельба, поножовщина, расправы с теми, кто хотел жить по совести. "Смешно было бы грешить только на приезжих. Нет, и свои, с кем бок о бок жито и работано под завязку, научились косо смотреть на всякого, кто по старинке качает права и твердит о совести",- сообщает герой. Он упрямо поднимается на собраниях и вслух говорит обо всем, что творилось на лесосеках, на нижнемскладе, в.гараже, в магазинах. Однако все его усилия напрасны, ему мстят, мешают работать, прокалывают скаты, громят палисадник.

"Сотни народу в поселке, а десяток захватили власть", - вот чего не мог понять Иван Петрович... Обида Ивана Петровича была не на архаровцев - что с них взять?! - а на своих, притерпевшихся и покорившихся.

Устав душой, Иван Петрович решает с женой Аленой перебраться к сыну. Но пожар, случившийся в Сосновке, описанию которого отводится значительное место в повести и который как бы проясняет многих людей, выделив в них плохое и хорошее, приводит героя к нравственному перелому. Заключительные сцены повести убеждают нас в том, что Иван Петрович готов продолжать борьбу за свои убеждения.

Распутин в своём творчестве утверждает зависимость человеческих характеров от сущностных свойств вещей и явлений. Основой произведений крупнейшего русского писателя нашего времени стали жизненные ценности, которые воплощаются как в реальном, так и в метафизическом пространстве национального самосознания.

Тексты Распутина – это повествования с особенными идейно-нравственными задачами. В них мы находим характерный для национальной литературы образно-художественный метод решения мировоззренческих проблем, раскрывающий сферу личного бытия через чувство соборности, всеединства, метафизику глубоко жизненных народно-религиозных начал. Данное свойство не есть завоевание только русской литературы. Однако только в ней оно теснейшим образом связано с выходом за пределы «здешнего» мира, с духовным падением и возрастанием человека, а в идеале — с его преображением, которое выступает важнейшей идеей всей русской национальной философии и художественной мысли.

Живая ткань писательской мысли Распутина рождается в единстве мировоззренческого и эстетического начал. Книги писателя глубоко философичны, но не нагружены многословной риторикой. Повести и рассказы Распутина, его публицистика отражают особенности развития русского национального сознания в переломную эпоху, когда Россия оказалась на грани утраты своего исторического наследия, своих духовно-нравственных традиций, своей веры. Впитанная писателем духовная традиция открывает в его текстах новые горизонты смыслопорождения, связанные со становлением национального чувства. Раздумывая о мировоззренческом складе нашего народа, Распутин выделяет «русскость в широком смысле»

Сферу выражения национально-характерного склада мысли в художественном письме принято связывать со стилем или дискурсом. Именно национально-художественный стиль — наиболее адекватное понятие, которое закрепляет категориальный статус за этой ключевой характеристикой эстетического самоопределения художника. Стилевое единство возникает в момент освоения автором с помощью самобытных образно-поэтических средств устойчивых идей, кодов народного миропонимания.

Вступление Распутина на литературную стезю было подготовлено журналистским опытом. Его первая повесть «Василий и Василиса» (1965-1966) открыла настоящего мастера слова. Историю жизни Василия и Василисы Распутин уложил в пять коротких эпизодов -картин. После нескольких лет супружества героиня повести указала на дверь своему задурившему мужу. Она отрекается от Василия, отчаявшись переменить его буйный нрав. Чувство собственного достоинства в крови у Василисы. Обаяние ее — в духовной широте, в полнокровном течении внутренней жизни. В Василисе есть что-то от характера русских рек: она сурова и милосердна, удивительно отзывчива на человеческое горе. Вот почему, прожив тридцать лет вдовой при живом муже, Василиса будет рядом с ним в его смертный час, все поймет и простит.

Потрясает финал произведения, утверждающий мотив духовного единства. Праведные слезы Василисы возвращают умирающего Василия из одиночества в большой мир, на котором «и смерть красна». «Последний срок » (1969-1970) — название повести В.Распутина. захватывающей читателя своей психологической и философской глубиной. Она стала одним из самых значительных явлений русской прозы 1970-х годов. Все содержание «Последнего срока» просвечивается через тему противоборства жизни и смерти. Восприятие жизни и смерти дается здесь таким, каким оно вышло из недр народного сознания. Поиски жизнестроительного идеала становятся поиском истоков национального мышления о мире, яркие черты которого несет в себе Анна. В образе старой матери, побеждающей смерть силой любви к жизни, воплощены главнейшие эстетические идеи Распутина. Начало повести возвращает нас к традиционному мотиву русской литературы. Предсмертный апофеоз человека, испытание его духовности на пороге смерти и выход за пределы физического мира часто изображаются писателями национальной реалистической школы. Эта тема привлекала Достоевского, Тургенева, Лескова и Шолохова. Кажется, невозможно после них открыть здесь что-то новое, своеобычное. Но Распутин сумел сказать здесь свое незаёмное слово.

Драма Анны Степановны, верящей, что «для того И приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел без детей » , а «надежда идет от Бога, < … > потому что надежда робка, стеснительна, добра» — источник образной мысли художника. По его убеждению, рано лишая себя корня и опоры, не добрав из «родительской сумы», люди многое теряют в своем духовном развитии. Умирая, старуха Анна наталкивается на равнодушие своих взрослых детей, которые собрались проводить ее в последний путь. Они забыли «совсем, до пустоты» радость работы на покосе и пашне. Им неведомо чувство артельности, состояние связи с другими людьми и природным миром, той самой соборности, о которой размышляли славянофилы и Ф.Достоевский, Н.Страхов и русские религиозные философы хх века.

В последней главе повести Распутин обратился к одной из самых древних форм устного слова. Печально и торжественно звучит здесь плач по матери. Красота и смысловая выразительность этого жанра народного творчества дают Распутину возможность больших обобщений. Строки «Ты, лебедушка моя, родима матушка» связана с развитием темы духовного наследия. Использование фольклорных мотивов и средств в его прозе — это поиски способов переработки народного слова. Особый характер социальных связей, красоту сибирской природы Распутин познает благодаря складывающемуся фольклоризму художественного мышления. В «Последнем сроке» стихия природы, как в волшебной сказке, приходит на помощь героине. Солнце сопутствует последним движениям души Анны. Этот своеобразный солнечный аккомпанемент выявил единство старой крестьянки с родной землей. Писатель проникает на глубину древнейших инстинктов народного сознания. Этим и объясняется тот факт, что Анна в полном согласии с древнеславянскими представлениями о строении земли видит солнечные лучи, лестницей перекинутые через небо. Вот почему « … счастливо ей жить в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного, согласного во всем действе вечной жизни … ».

«Живи и помни» (1973-1974) — правдивое повествование о жизни далекой от фронта сибирской деревни в последние месяцы Великой Отечественной войны. Смертельное дыхание битвы с фашизмом опаляет судьбы центральных героев повести — Настёны и Андрея Гуськовых. В натуре Настёны сошлись, как в фокусе, нравственные заповеди народа. Путь Андрея, ставшего дезертиром, — это путь утраты социальных связей, потеря человеческого начала в человеке.

Настёна и Андрей — песчинки одной человеческой реки, но глубоко различные натуры. Светлый образ молодой женщины, достигающий эпического звучания, противопоставляется отступнику, осужденному на смерть в народной памяти. Отсюда известное сходство и различие главных персонажей повести, контрасты их мироотношений. У Настёны — это нравственная философия греха и покаяния: «Не лучше ли Андрею все же выйти и повиниться? Веруют же: об одном кающемся больше радости в небе, чем о десяти праведных. Люди тоже должны понимать, что тот, кто упал до такого греха, впредь для греха не годится».

На стрежне реки Настёна оказывается лицом к лицу с историческим временем. Истинно национальное чувство всеобщей связи окрашивает ее думы. Она боится «потерять берега». Смятенный внутренний голос героини вливается в многоголосый хор поколений: «На душе было от чего-то тоже празднично и грустно, как от протяжной старинной песни, когда слушаешь и теряешься, чьи это голоса — тех, кто живет сейчас, или. кто жил сто, двести лет назад. Смолкает хор, вступает второй … и подтягивает третий … Нет, сладко жить; страшно жить; стыдно жить».

В событиях, которые легли в основу –«Прощания с Матёрой» (1975-1976), Распутина привлекает само состояние кануна исторического поворота, определившего судьбу крестьянства, будущее всей России. Назвав остров посреди Ангары и старожильческое поселение на нем одним именем — Матёра, Распутин сохраняет за этим словом его исконное значение: середина, глубь, русло, Матёра — до осязаемости реальная земля, но, в то же время, она, подобно сказочному Беловодью или Буян-острову, олицетворяет исторический уклад жизни русской деревни. Повествование не раз возвращается к прошлому, к местным легендам и преданиям. Но старая Матёра с ее древним бытом «откоренилась, сошла с привычного хода».

Последние жители острова поставлены временем в особые условия: они находятся на стыке уходящей земледельческой эпохи с веком техники. На самом «сгибе» — героиня повести Дарья Пинигина. Это одна из главных фигур в веренице образов женщин-матерей у Распутина. Писатель доказывает правоту взгляда Дарьи на реальный мир. Сколько истины в ее реплике: «Быть может, это одно вечно, лишь оно передаваемое, как Дух Святой, от человека к человеку < … > и вынесет когда-нибудь к чему-то, ради чего жили поколенья людей».

В прозе Распутина народный характер начинает складываться с незаметных движений души — с «тихого делания». Он не мыслим без мелочей крестьянского обихода и вне природного окружения. Мир сельского жителя у Распутина всегда разомкнут, помещен в метафизическое пространство Руси-России. Героям писателя близки и понятны движения природы и смысл перемен в человеке, поскольку они сами находятся в этом едином круговороте. Поэтому его герои, погруженные в материальный быт, одновременно подняты на неизмеримую высоту: к отысканию смысла жизни, духовных основ бытия. С точки зрения интенсивности национально-художественного стиля особенно замечательны очерки Распутина «Сибирь, Сибирь», написанные на рубеже 1980- 1990-х годов. На всем протяжении «путешествия в землю Сибирскую» автор сопровождает его эпизоды комментариями, содержащими религиозно-метафиэическую лексику и образность: «Благословляющий Россию «в рабском виде Царь Небесный» долго оставался и символом ее, и утешением, и надеждой, пока просветители не отняли у нее и этот образ. И невесть сколько стоит Россия нараскоряку меж своим и чужим, то на одну ногу делая упор, то на другую, шарахаясь из крайности в крайность, словно не подозревая, что можно и на обе ноги стать, коли их отросло две, но не забывая при том, правая, несущая, — под свой груз, иначе теряется весь замысел о народе и национальности» .

В этой книге рассказу о покорении Сибири придается особая стилевая окраска посредством ввода в текст множества мыслительных конструкций, взошедших на языке христианской культуры. Самый ход мысли и ее интонацию Распутин заимствует из этого источника: «и человек, сознательно или бессознательно потерявший душу, теряет и себя, он уже не человек, а только подобие человека, как в человеке он был подобием Божиим». Лишь человек, имеющий «строительное продолжение», «тот, тело которого в душе, как в чистоте и ограде, — тот и только тот сущий человек, ему принесены были дары и испытания».

В одном из последних своих произведений — повести «Дочь Ивана, мать Ивана» — Распутин, сохраняя приверженность нравоописательному жанру, создал едва ли не самое душевно-ранящее, пронзительное свое произведение. Уже ставший для него привычным сюжет преступления и наказания на этот раз перерос в сюжет национальной судьбы. Над дочерью героини жестоко надругались, и мать, не найдя справедливости и сочувствия у своекорыстных судебных арбитров, убивает насильника в помещении суда. Потрясает не бездушие людей, а их беспомощность, безвольность, неспособность отстоять честь семьи, страны. Главные герои Распутина — натуры незаурядные. Писателя привлекают характеры цельные, редкие, такие, в которых заложен инстинкт народного самосохранения. Эти образы религиозны в своей первооснове: у Распутина каждый из ведущих персонажей несет в себе свет народной веры, тесно связанной с православной духовностью. В воспоминаниях об А.Вампилове Распутин нашел точные слова, характеризующие одно из качеств собственного творчества, «приточного к русской традиции», — «нравственное созидание» .

Основой писательского миропонимания оказалась судьба человека земледельческого труда, преемника душевности и этических норм русского крестьянина. Многое в этом мире определяет универсализм христианства. Устойчивый взгляд на человека и природу, энергия духовных ценностей, собранных вокруг религиозно-деятельного чувства, — наиболее яркие черты национального мировоззрения. Именно они формируют русский характер, характер славянина, в чьем «нравственном миропорядке добро и зло имеют определенные, раз и навсегда закрепленные места». Представления эти сохраняются, по словам Распутина, и у национально мыслящего писателя в его «чуткой, страдающей душе»: «Мы — носители силы и боли России, слова ее и духа, — заявляет писатель от имени своих сотоварищей по литературному цеху. — Чтобы нести вложенное природой и отеческим благоволением, особого мужества не надо. Оно требуется, чтобы не хранить в себе правду и тревогу, а говорить о них честно и открыто». Отсюда, из стремления мыслить в категориях национальной судьбы — внимание Распутина к «блестинкам» древнерусского стиля: к тем страницам церковно-славянской письменности, «на которых старые шрифты, толкующие старые религиозные уставы, стояли рядом с тайнописью и знаками, писанными не рассудком, а порывом. Как человек, испытывающий беспокойство перед озарением, нетерпеливо и слепо подталкивает себя к вспышке -= таковы и эти знаки, какими вперемежку с последовательным развитием сюжета творилась на протяжении двух веков красивая и грустная повесть о Беловодье.

«Русская литература с XIX века особенно расцвела и украсилась художественно и чувственно, отыскала для выговаривания невыговариваемого слова тончайшей выразительности, но осталась продолжением древнего отечественного летописания под первенством народописания < … > — утверждает Распутин. — Народной судьбой была Отечественная война 1812 года, описанная Толстым, народной судьбой была духовная Русь Достоевского. И чем гениальнее явились в них авторы, тем более они стали народными, сотканными по-пчелиному в ульях национального духа».

Творческая личность Распутина сформирована этими же качествами. Высокое художественное достоинство произведений, яркая образность языка, стиль мышления, направленный на создание национального образа мира, дополнены свойствами его писательской натуры, которые были названы А.И.Солженицыным: « … сосредоточенное углубление в суть вещей, чуткая совесть и ненавязчивое целомудрие, столь редкое в наши дни». Как и вся отечественная классика, проза Распутина запечатлевает картину воскресения души человека, утверждая, по сути, подвижнический опыт свободы духа в вере, в любви к родной земле и ее людям.

Творчество Распутина

5 (100%) 1 vote

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

О творчестве Валентина Григорьевича Распутина

В наше время проблема нравственности стала особенно актуальной, так как происходит распад личности. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии о взаимоотношениях между людьми, наконец, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов В. Распутина. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра. А в произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы.

Произведения В. Распутина состоят из «живых мыслей», и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.

В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Григорьевич Распутин. В 1974 году в иркутской газете «Советская молодёжь» Валентин Распутин писал: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». И собственный его пример лучше всего подтверждает верность этих слов, ведь В. Распутин, как никто другой, пронёс через всю свою жизнь в своём творчестве её нравственные ценности.

Родился В. Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в посёлке Усть - Уда, расположенном на берегу Ангары, в трёхстах километрах от Иркутска. И рос он в этих же местах, в деревне с красивым, напевным имением Аталанка. Этого названия мы не увидим в произведениях писателя, но именно она, Аталанка, явится нам и в «Прощании с Матерой», и в «Последнем сроке», и в повести «Живи и помни», где отдалённо, но явно угадывается созвучие Атамановка. Конкретные люди станут литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развёртывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть его». А начала эти, применительно к Валентину Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири-тайги, Ангары («Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины»); без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого, незамутнённого народного языка.

Сознательное детство его, тот самый «дошкольный и школьный период», который даёт человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс аталанской начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», - отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе».

В период войны Распутин также чувствовал отношения людей друг к другу и понимал их отношение к обществу. Это также наложило свой отпечаток на юную душу будущего писателя. И позднее в своим творчестве Распутин поставит в рассказах и повестях нравственные проблемы общества, которые он постарается решить и сам.

Далее, как он сам сообщает, « …перешёл в пятый класс». Но это был не тот обычный перевод из одного класса в другой, к которому все мы давно привыкли. Это была целая история, и к тому же драматическая, полная переживаний. Окончив четыре класса в Аталанке и очень хорошо окончив, что было отмечено всей деревней, то по одному, то по другому поводу обращавшейся к самому грамотному ученику с просьбами, Распутин и сам, конечно, хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть – Уда, а это – целых пятьдесят километров от родной деревни. Каждый день не наездишься – надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. К тому же, как напишет потом В. Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».

Матери трудно было одной в те почти голодные годы поднимать троих детей; не легче и отпустить старшего из них, Валентина, в самостоятельную жизнь в таком возрасте. Но она решилась и, как узнаём мы из рассказа «Уроки французского», съездила в райцентр, уговорилась со своей знакомой, что сын будет квартировать у неё, и в последний день августа дядя Ваня, шофёр единственной в колхозе полуторки, выгрузил мальчика на улице Подкаменной, где ему предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал по плечу и укатил. «Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь. Голод в тот год ещё не отпустил…» (речь идет о сорок восьмом годе). Мать с оказией передавала раз в неделю хлеб и картошку, которых всегда не хватало, но он продолжал учиться. А поскольку всё он делал только на совесть («Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было… Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня не выученным хоть один урок»), то и оценивали его знания только на отлично, кроме, разве что, французского: не давалось произношение, «говорил по-французски на манер наших деревенских скороговорок».

О том, как чувствовал себя подросток в незнакомом городе, о чем он думал и чем занимался, мы узнаем, перечитывая рассказ «Уроки французского». Но, не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения, поэтому необходимо остановиться на некоторых моментах школьного периода его жизни: они, эти моменты, не канут в вечность, не забудутся, прорастут, как из зерна, в самостоятельные растения, в целый мир души.

Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Он помог В. Распутину найти его учительницу. Она прочитала рассказ и узнала его и себя, только не помнила, как выслала ему посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В рассказе «Уроки французского» В. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице: он маленький, он один в чужой стороне, он постоянно голоден, но всё равно ни за что не склонится ни перед Вадиком ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике органично сочетаются светлая весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей вокруг и недетские серьёзные размышления о бедах, принесённых войной. Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни. Взрослым людям часто бывает стыдно перед детьми за плохие поступки, свои и чужие ошибки, трудности.

В этом рассказе писатель повествует не только об уроках нравственности, уроках человечности, которые совсем не по правилам даёт молодая учительница, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора.

Усть - Удинскую среднюю школу В. Распутин закончил в 1954 году. А через два месяца, в сентябре, уже успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом первого курса историко-филологического факультета Иркутского Государственного университета. Он готовил себя к педагогическому поприщу, хотел стать хорошим учителем, и поэтому учился столь же примерно, как и раньше, много читал.

Первые публикации материалов В. Распутина в газетах не случайно совпали с годами учёбы в университете. Занятия журналистикой перешли затем в самостоятельное литературное творчество. «От фактографического очерка я переходил к рассказу; к увиденному и услышанному, журналистом я стал как бы добавлять «от себя». Во мне словно проснулось авторское «Я», - скажет он потом.

Первый рассказ, написанный В. Распутиным, назывался «Я забыл спросить у Лешки…» Он был опубликован в 1961 году в альманахе «Ангара» и затем несколько раз перепечатывался. Он начинался как очерк после одной из очередных поездок В. Распутина в леспромхоз. Но, как мы узнаём затем от самого писателя, «очерк не получился – получился рассказ. О чем? Об искренности человеческих чувств и красоте души». Иначе, наверное, и не могло быть – ведь речь шла о жизни и смерти. На лесоповале упавшая сосна случайно задела парнишку, Лёшку. Поначалу ушиб казался незначительным, но вскоре возникла боль, ушибленное место – живот – почернело. Двое друзей решили сопровождать Лёшку до больницы – полсотни километров пешком. В пути ему стало хуже, он бредил, и друзья видели, что это уже не шутки, им стало не до отвлеченных разговоров о коммунизме, которые вели они до того, ибо они поняли, глядя на муки товарища, что «это игра в прятки со смертью, когда ищет смерть и нет ни одного надёжного места, куда можно было бы спрятаться. Вернее, такое место есть - это больница, но до неё далеко, ещё очень далеко».

Лешка умер на руках у друзей. Потрясение. Вопиющая несправедливость. И в рассказе, пусть ещё и в зачаточном состоянии, присутствует то, что станет затем неотъемлемым во всех произведениях Распутина: природа, чутко реагирующая на происходящее в душе героя («Рядом всхлипывала река. Луна, вытаращив свой единственный глаз, не отводила от нас взгляда. Слезливо мигали звёзды»); мучительные раздумья о справедливости, памяти, судьбе (« Я неожиданно вспомнил о том, что ещё забыл спросить у Лешки, будут ли знать при коммунизме о тех, чьи имена не вписаны на зданиях заводов и электростанций, кто так навсегда и остался незаметным. Мне во что бы то ни стало захотелось узнать, вспомнят ли при коммунизме о Лешке, который жил на свете немногим больше семнадцати лет и строил его всего два с половиной месяца»).

В рассказах Распутина всё чаще появляются люди с загадочным, хотя и простым с виду, внутренним миром – люди, которые собеседуют с читателем, не оставляя его равнодушным к своей судьбе, мечтам, жизни. Едва очерченные, их портреты в рассказе «В Саяны приезжают с рюкзаками» дополняются живописными мазками в облике старой охотницы, не умеющей и не желающей понимать, зачем бывают на земле войны («Продолжение песни следует»); глубже становится тема единства человека и природы («От солнца до солнца»), тема взаимообогащающего общения людей друг с другом. (« На снегу остаются следы»). Именно здесь появляется впервые образы распутинских старух - камертонные, ключевые, стержневые образы дальнейших его произведений.

Такова старая тофаларка из рассказа «И десять могил в тайге», у которой «было четырнадцать детей, четырнадцать раз она рожала, четырнадцать раз платила за муки кровью, у неё было четырнадцать детей – своих, родных, маленьких, больших, мальчиков и девочек, парней и девок. Где твои четырнадцать детей?.. Двое из них остались в живых… двое из них лежат на деревенском кладбище… десять из них разбросаны по саянской тайге растащили звери их кости». Уж все о них и позабыли – сколько лет минуло; все, но не она, не мать; и вот она вспоминает каждого, пытается вызвать их голоса и раствориться в вечности: ведь пока кто-то хранит погибшего в своей памяти, не разорвется тонкая, призрачная, нить связующая эти разные миры воедино. Как только выдержало её сердце те смерти! Она вспоминает каждого: этот, четырёхлетний, упал со скалы на её глазах – как она тогда кричала! Этот двенадцатилетний, умер у юрты шамана оттого, что не было хлеба и соли; девочка замёрзла на льду; ещё одного придавило во время грозы кедром…

Всё это было давно, ещё в начале века, «когда вся Тофалария лежала в объятьях смерти». Старуха видит, что теперь всё по-другому, она дожила, - может быть, потому и дожила, что «оставалась их матерью, вечной матерью, матерью, матерью» и кроме неё никто не помнит о них, а её и держала на земле эта вот память и необходимость оставить её после себя, продлить во времени; потому и называет она своих внуков именами умерших детей, словно возрождает их к новой жизни – к другой, более светлой. Ведь она – Мать.

Такова и умирающая шаманка из рассказа «Эх, старуха…». Давно уж она не шаманит; её любят, потому что хорошо умела трудиться вместе со всеми, добывала соболя, пасла оленей. Что же мучит её перед смертью? Ведь она не боится умирать, потому что «выполнила свой человеческий долг… её род продолжался и будет продолжаться; она в этой цепи была надёжным звеном, к которому прикреплялись другие звенья». Но только такого, биологического продолжения ей недостаточно; шаманство она считает уже не занятием, а частью культуры, обычаев народа, и потому боится, что оно забудется, потеряется, если она никому не передаст хотя бы внешние его приметы. По её мнению, «человек, заканчивающий свой род, несчастен. Но человек, который похитил у своего народа его старинное достояние и унёс его с собой в землю, никому ничего не сказав, - как назвать этого человека?..»

Я думаю, что В. Распутин правильно ставит вопрос: «Как назвать такого человека?» (Человека, который смог бы унести с собой в могилу часть культуры, не передав его в руки других людей).

В этом рассказе Распутин поднимает нравственную проблему, выраженную в отношении этой старухи к человеку и ко всему обществу. Я думаю, что перед смертью она должна была передать свой дар людям, чтобы он продолжал жить, как и другие достояния культуры.

Лучшим произведением шестидесятых годов является рассказ «Василий и Василиса», от которого потянулась прочная и явная нить к будущим повестям. Рассказ этот впервые появился в ежедневнике «Литературная Россия» в самом начале 1967 года и с тех пор неоднократно перепечатывался в книгах. В нём, как в капле воды, собралось то, что не повторится в точности потом, но с чем мы тем не менее не раз ещё встретимся в книгах В. Распутина: старуха с твёрдым характером, но с большой, милосердной душою; природа, чутко прислушивающаяся к переменам в человеке; вещий сон…

Всю жизнь прожили рядом Василий и Василиса. Рядом, но не вместе, потому что тридцать лет он живёт

Похожие рефераты:

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ филологический факультет Кафедра современной литературы МОСКВА 1999 сравнительная рецензия

Трудно представить себе современную русскую литературу без книг Валентина Распутина. В своих произведениях он раскрывает таёжную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью.

Р Е Ф Е Р А Т на тему: «Судьба деревни в изображении современных писателей» (В. Распутин «Прощание с Матёрой» А. Солженицын «Матрёнин двор») Кузнецова Александра

«Изба с заколоченными ставнями» так назывался публицистический очерк В. Распутина. Об истоках русского национального характера, о причинах тех бед, которые обрушились на нашу страну, размышляет писатель.