«Однажды я выключила свет, когда балерины еще танцевали». Помощник режиссера театра о тайнах закулисной жизни. Чем занимается помреж? Ассистент режиссера радиовещания

Режиссер - это человек, который занимается постановкой фильма, руководит съемочным процессом или репетициями, если речь идет о театре. Если точнее, режиссеров на съемочной площадке несколько : главный режиссер называется режиссером-постановщиком , его ближайшие помощники - просто режиссерами . И в том, и в другом случае, основу его работы составляет .

Сегодня многие мечтают стать режиссерами, ведь профессия становится все более и более престижной. Известные мастера своего дела получают награды и премии, выходят на красную ковровую дорожку, дают интервью, общаются с лучшими актерами и актрисами. Однако, работа режиссера не всегда была таковой. В начале, на этапе зарождения профессии, режиссер занимался разработкой сценария, проводил работу с актерами, руководил съемочным процессом. Но времена изменялись и накладывали все новые и новые обязанности, которые делают профессию интересной и сложной одновременно.

Чем занимается режиссер

Теперь, чтобы стать успешным в своем деле, режиссер, должен отличаться тонким чутьем на качественные идеи, на потрясающие сценарии, время выхода картины, потребности публики. Он ищет средства, интересует инвесторов и продюсеров, подбирает актеров и съемочную группу, руководит процессом создания и монтажа фильма. Для постепенно становится все меньше и меньше преград и ограничений, поскольку спектр обязанностей режиссера растет.

Отечественные специалисты во многом отличаются от западных, поскольку голливудские режиссеры не признают тех, кто ставит себя выше остальных. Поэтому они выполняют максимум работы, прикладывают все свои усилия для того, чтобы картина была качественной и успешной.

Отечественные режиссеры нередко после первого же успеха становятся заносчивыми, отказываются выполнять некоторые обязанности, вследствие чего быстро теряют популярность. Лишь избранные трудоголики и истинные таланты по-прежнему интересны зрителям.

Рабочие права и обязанности режиссера

В обязанности режиссера входит координирование всего процесса создания фильма, потому именно он получает награды или терпит полнейший крах в случае провала своей картины. Работа режиссера предполагает полную самоотдачу, поскольку специалист не только тщательно отбирает сценарий, адаптирует его под свое видение и мироощущение, то есть создает , подбирает оптимальный актерский состав, который станет идеальным воплощением тех или иных образов, находит к каждому из них подход.

После окончания съемочного процесса, работа режиссера не заканчивается, поскольку он обязан контролировать монтаж, наложение звука и спецэффектов. Последние часто играют решающую роль в качестве и популярности картины. Только посоле того, как все работы завершены и фильм вышел в прокат, режиссер может считать свою работу выполненной и ждать похвалы или критики со стороны специалистов и рядовых зрителей.

Типичная должностная инструкция режиссера включает права и обязанности, обычно она содержит еще пункт об ответственности сторон контракта. К должностным обязанностям режиссера театра, например, относят разработку репертуара, постановку спектаклей, организацию учебной работы. Составление расходной сметы и плана поступлений денежных средств также зачастую поручают режиссеру.

Вообще, функции режиссера представляют собой набор обязанностей хорошего управляющего, а режиссура как профессия подразумевает соответствующее мышление и отличные организаторские способности.

Замысел и реализация

Замысел и реализация – вот два кита, на которых стоит современная режиссура. Многие режиссеры очень подробно описывают свои задумки, некоторые напротив, считают, что импровизация – это главный козырь практической режиссуры. Конечно, глупо недооценивать важность подготовительного этапа, однако история режиссуры говорит, что наиболее важные рабочие моменты все же проходят на площадке. Это может быть театральная сцена или съемочный павильон. Несомненно, без актеров реализовать все богатство режиссерской фантазии было бы невозможно.

К основным функциям режиссера относят и работу с актерами. Конечно, в идеале творческое понимание режиссера и актеров должно полностью совпадать. Однако на практике чаще можно наблюдать ситуацию, когда они либо стремятся навстречу друг к другу, либо то, что делает режиссер нельзя назвать иначе, чем активное насаждение единственное правильной точки зрения.

Порой даже именитые мастера не считают нужным слышать мнение исполнителя своей «светлейшей» воли. Но то, чем занимается режиссер – это и сотворение персонажей. Оно не может осуществляться, минуя душу и творческий потенциал актера.

В соответствии с классическими принципами режиссуры выделяют следующие составляющие замысла (основы режиссуры):

  • творческая интерпретация сценария;
  • описание персонажей;
  • определение особенностей актерской игры;
  • ритмы и темпы во временном аспекте произведения;
  • пространственное решение (т. н. пространство режиссуры);
  • декоративное и звуковое оформление.

В заключение нужно отметить, что своевременное и тщательное выполнение обязанностей режиссера сделает настоящего мастера из старательного новичка.

От нас зависят все удобства для работы актеров и режиссера, а также то, чтобы рабочий процесс был налажен, как часы. Все должно быть вовремя и на своих местах. По своей сути это, конечно, техническая профессия, но элемент творчества тоже присутствует.

Репетиционные обязанности

Помреж приходит за час до начала репетиции, следит, чтобы была вода, правильное количество стульев, необходимый реквизит. Нужно встретить всех актеров, а если за пять минут до репетиции кого-то из артистов еще нет, то надо срочно связаться с ними и узнать, где они и что с ними.

Бывает так, что мое присутствие во время репетиции не обязательно, но уйти домой я все равно не могу, потому что в любой момент что-то может понадобиться - деталь костюма или дополнительный реквизит.

После окончания репетиции я должна узнать расписание на следующий день или следующую неделю, чтобы всех потом оповестить. Помощник режиссера должен знать все. Где, что и когда должно стоять на сцене, какие костюмы нужно подготовить и в какое время. Постепенно к работе подключаются все театральные цеха: монтировщики, реквизиторы, бутафоры, поделочный и пошивочный цеха. Но они приходят постепенно, каждый на своем этапе, а помреж включен в работу над постановкой всегда.

Работа после премьеры

Наша работа продолжается и после премьеры спектакля. Перед каждым представлением помощник режиссера проверяет все технические приспособления на сцене на готовность, выставляет скорость поворотного круга, следит за расстановкой реквизита и его исправностью.

Актеры, конечно, помнят все свои перестановки и переодевания по сценарию, но координация всех театральных служб по ходу спектакля лежит на помреже. А это четкое взаимодействие с костюмерным цехом, реквизитным, монтировочным и световым.

Режиссеры разные бывают

Мне повезло в том, что только один раз мне попался очень сложный режиссер, но работать с ним мне ”посчастливилось” дважды. Он очень давил на меня, разговаривал на таких тонах, что поначалу я не могла понять, что вообще происходит. У меня развился комплекс, что я делаю все не так, и в итоге от постоянного нервного состояния я действительно начала забывать то, что должна сделать. Все время случались какие-то неприятности, не по моей вине, но за которые отвечать приходилось, конечно же, мне.

К премьере спектакля вся моя кровь была им выпита. Работая с ним, я потеряла немало здоровья. За все время моей работы я могу вспомнить только этот случай. С другими режиссерами, а их было много, всегда возникало взаимопонимание, некоторых из них я могу назвать золотыми людьми.

ТОП

Актеры - это дети

Актеры - это дети, а у детей бывают и капризы. Характеры у всех разные, настроение бывает хорошим, а бывает плохим. Если бы я была новым работником, то мне бы было тяжело, наверное, но так как работаю я уже давно, то знаю, в каких ситуациях, с кем и как надо разговаривать и какой найти подход. Когда-то надо быть построже, когда-то, наоборот, добрее.

Если что-то идет не так по ходу спектакля или репетиции, то актеры в первую очередь приходят с вопросами или жалобами к помрежу. Так что работаем плечом к плечу.

Еще и суфлер

У нас в театре был давний случай, который до сих пор все вспоминают. Одна замечательная актриса, будучи уже в солидном возрасте, иногда забывала текст пьесы. Сначала я подсказывала ей из-за кулис, но слух у нее был слабый. Тогда решили незаметно приспособить ей наушник.

Ситуацию спасало то, что в спектакле у главной героини имя было такое же, как у меня. Поэтому если во время представления актриса забывала текст, я подсказывала, но она все равно не слышала, то она могла прямо на сцене мне об этом сказать. Обращаясь как будто к главной героине она говорила: ”Маша! Я тебя не слышу!” или ”Машенька, говори громче”. Зрители, конечно, ничего не понимали, полагая, что так и задумано, но все актеры, режиссер и другие работники знали, что обращалась она именно ко мне.

Если меняется руководство

Внутренние изменения в театре меня обходят стороной, на меня они не влияют. Уволить никогда не угрожали, конфликтных ситуаций с художественными руководителями тоже не происходило. В театре каждый занимается своим делом, и если ты хорошо его делаешь, то это, как и в любой другой сфере, будут ценить и уважать.

Никакой рутины

В моей работе всегда все по-разному, все по-новому. Разные режиссеры, разные артисты, пьесы, жанры. Рутины нет, несмотря на то, что у меня только один выходной в неделю и даже уехать никуда не получается, потому что даже в свободное время меня могут вызвать. Совмещать эту должность с какой-то другой работой тоже невозможно, но я люблю театр и не хотела бы работать кем-то другим и в другом месте.

Должностная инструкция положена для каждой профессии. Не будет тут исключением и помощник режиссера. Помреж в творческой среде. Мы с вами разберем профессию с "технической" точки зрения - должностные обязанности, требования к специалисту. А в заключение познакомимся с мнением о своей работе уже состоявшихся помрежей.

Две категории деятельности

Помощник режиссера - специалист, трудовую творческую деятельность которого разделяют на две категории, каждая из которых имеет определенные требования, особенности:

  • Помреж второй категории. Специалист должен иметь профессиональное высшее образование в сфере искусства и культуры. В этом случае не предъявляется требований к наличию опыта работы. Второй вариант - среднее профессиональное образование в сфере искусства и культуры. Тут необходим опыт работы (конечно, в схожей структуре) не менее трех лет.
  • Помреж первой категории. На должность специалисты как принимаются, так и переводятся с вышеобозначенной категории. Если у соискателя есть высшее профессиональное образование по направлению "культура" или "искусство", то необходим опыт работы по специальности не менее трех лет. Если же профессиональное среднее образование, то опыт работы должен рассчитывать не менее чем 5-летний срок.

Во время отсутствия помощника режиссера на рабочем месте (больничный, отпуск и проч.) его обязанности переходят к сотруднику, назначенному по установленному порядку. Данный работник берет на себя обязанности помрежа, временно перенимает его права. Во время замещения он несет полную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих временных обязанностей.

Помощник режиссера в театре или кино - квалификационная профессиональная группа "Должности работников искусства, кинематографии, культуры среднего звена". Нормируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 570 (31 августа 2007 года).

Требования к соискателю

Хоть помощник режиссера - творческая деятельность, требования к специалисту достаточно конкретные и четкие. Помреж обязательно должен знать:

  • Законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность учреждение исполнительских искусств.
  • Структуру организации, на вакансию которой гражданин откликнулся.
  • Особенности творческого и организационного процесса в учреждении работодателя.
  • Основы актерского мастерства, режиссуры, музыкальной грамоты, вокального, хореографического, хорового искусства, а также сценического и музыкального сопровождения постановок.
  • Оборудование сцены, ее общее устройство.
  • Основы сценических технологий, управления и экономики - касаемо области исполнительских искусств.
  • Организацию технического и материального обеспечения относительно творческого процесса.
  • Главные правила управления персоналом.
  • Основы трудового законодательства.
  • Правила рабочего внутреннего распорядка в организации, куда устраивается соискатель.
  • Нормы и правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, производственной санитарии и проч.

Главные обязанности и задачи

Вакансия "помощник режиссера" определяет три основные функции специалиста:

  • Непосредственное участие в организации и планировании постановок.
  • Составление планов репетиций, расписаний, что подразумевает также и вызов для участия требуемых специалистов. Сюда входит не только организация, но и учет творческой деятельности.
  • Обеспечение как репетиций, так и постановок всеми требуемыми материалами и реквизитом.

Должностные обязанности

Должностные обязанности помощника режиссера - это следующие трудовые функции:

  • Непосредственное участие в организации и планировании как новых постановок, так ранее представленных.
  • Выполнение поручений режиссера-постановщика касаемо подготовительного периода организации постановки.
  • Участие в составлении репетиционных планов, графиков, расписаний новой постановки.
  • Обеспечение всеми необходимыми материалами репетиций.
  • Обеспечение репетиций всем требуемым реквизитом - мебелью, декорациями, музыкальными инструментами, элементами фонового шумового оформления, фонограммами.
  • Вызов артистов, суфлера и иных специалистов на репетиции.
  • Во время проведения репетиций - ассистент режиссера-постановщика.
  • По графику, установленному в данном учреждении исполнительского искусства, дежурство на репетициях, спектаклях, представлениях и концертах.
  • Проведение отдельных репетиций, поиск новых исполнителей по поручению режиссера-постановщика.
  • Учет представлений, репетиций, концертов и постановок, а также прочей творческой деятельности артистического и художественного персонала.
  • Выполнение заданий режиссера-постановщика касаемо организации, планирования и учета творческой деятельности.

Права специалиста

Помощник режиссера в Москве и других городах будет иметь одинаковые права:

  • Участие в совещаниях, проводящихся по организационным вопросам.
  • Запрос и получение от структурных подразделений необходимых для трудовой деятельности документов и материалов.
  • Участие в обсуждении вопросов, непосредственно влияющих на его профессиональную творческую работу.
  • Требование от руководства организации исполнительских искусств оказания содействия в следовании обязанностям и реализации трудовых прав.

Ответственность специалиста

Режиссера" предполагает наличие следующей ответственности специалиста:

  • За неисполнение или ненадлежащее или неполное исполнение своих рабочих обязанностей (которые предусматривает должностная инструкция специалиста) в том порядке, что диктует российское трудовое законодательство.
  • За правонарушения, что были совершены во время трудовой деятельности. Ответственность диктуется административным, уголовным и гражданским законодательством России.
  • За причинение ущерба организации, являющейся работодателем помрежа. В том порядке, что устанавливает актуальное российское трудовое законодательство.

О профессии

Вакансия "помощник режиссера" в Москве и иных городах нередко бывает открытой. Давайте посмотрим, как отзываются о ней те люди, которым уже удалось побывать помрежем.

Неизменный атрибут помощника режиссера - так называемая хлопушка. Это доска с бруском на шарнире, на которой пишется основная информация о процессе съемки - название произведения, режиссер, оператор, дата съемки, дубль, кадр. Хлопок этим устройством помогает затем совместить звуковую и видеодорожку.

На площадке помощник режиссера никогда не сидит без дела. Ему нужно в определенный момент появиться в кадре со свой "хлопушкой". Искусство это делать правильно приходит с опытом. Пометки на "хлопушке" и в монтажном листе, комментарии режиссера, отметка лучших дублей и уже снятых кадров - непосредственные обязанности помрежа.

Особенности труда

Работа помощника режиссера на относится к разряду объемных, но малозаметных для окружающих. Времени отдохнуть у помрежа нет. Приготовить и принести кофе режиссеру - тоже его обязанность. Трудовая смена - 12 часов. Притом съемки проходят не только в павильоне, но и на природе - в лесу или на болоте, в знойный день, метель или под дождем, в условиях города и на горных высотах. Помреж сопровождает съемочный процесс всегда, при любых условиях. Отсюда крепкий иммунитет обязателен.

Помрежи - обычно студенты творческих вузов или недавние выпускники. Их привлекает возможность набраться опыта, поработать с мастерами своего дела. Кого-то - вероятность стать со временем вторым режиссером.

Специалисты говорят, что важны для помрежа прежде всего коммуникабельность, стрессоустойчивость и умение выступать "третейским судьей". Во время съемок вся творческая группа становится одной большой семьей, однако нередки тут и недопонимания. Задача помрежа - остановить конфликт в начале развития.

На биржах труда, надо сказать, подобная вакансия появляется редко. В творческой среде более актуально сарафанное радио.

Плюсы работы

В своих отзывах о любимой работе помрежи выставляют такие плюсы профессии:

  • Передача опыта от режиссера. Помреж видит, как он организует съемочный процесс, общается с актерами, сотрудничает с оператором. Этих знаний порой достаточно для съемки уже собственного фильма. Немало режиссеров "выросло" из помрежей.
  • Общение с творческими людьми. Мало того что вращение в творческом коллективе вдохновляет, так это постоянно одаряет новым опытом и идеями. Помреж также "обрастает" нужными деловыми связями.
  • Возможность состояться в роли руководителя, организатора, развить навыки работы с коллективом.

Помощник режиссера - рядовая, но довольно интересная творческая специальность. Мы разобрали ее со всех сторон - технической, официальной. И посмотрели на нее, так сказать, изнутри.

Как это ни странно, но видеть зрительный зал помощнику режиссера так же важно, как и сцену. Перед началом спектакля он должен удостовериться в готовности зала. Кроме того, в некоторых спектаклях («Чисто английское привидение», «Вишневый сад») актеры играют в партере, а спектакль «Лоренцаччо» полностью идет в зрительном зале, тут уж без камеры совсем не обойтись. Недалеко от монитора расположен радиоприемник, по которому транслируется спектакль. Таким образом, помреж полностью застрахован от того, что он чего-то не услышит или не увидит.

Рядом с пультом – два внутренних телефона, они дублируют друг друга на случай, если один выйдет из строя. С цехами можно также связаться с помощью громкой односторонней связи (оповещение) и тихой двусторонней. Помимо этого существуют световые сигналы на галерки, в трюм, на переходный мостик. Они работают по принципу красной и зеленой лампочки. Красная лампочка обозначает сигнал «приготовились», зеленая – «действие». На галерках располагаются рабочие сцены, перемещающие штанкеты. В РАМТе это делается вручную. Поднять штанкет можно, потянув за дальнюю веревку, опустить – за ближнюю. Переходный мостик расположен над верхним краем просцениума. Оттуда высыпают осенние листья в спектакле «Думайте о нас» или снег в «Чисто английском приведении», а на «Незнайке» сбрасывают воздушный шар. Трюм используется в некоторых спектаклях для появления и ухода актеров. Все эти действия осуществляются по сигналу помощника режиссера.

Еще со своего пульта помреж управляет занавесом. В сегодняшнем РАМТе он электрический, но в некоторых театрах сохранился механический занавес. И для того, чтобы поднять его, необходимо долго вращать ручку особого механизма или тянуть трос. Помреж такого театра должен быть поистине тренированным человеком. Хотя эту работу можно поручить и машинисту сцены.

На пульте также расположены кнопки вращения круга. Особый переключатель позволяет контролировать его скорость. При этом нужно учитывать, что круг останавливается не сразу, а проезжает еще метр-полтора после выключения. Управление кругом требует опыта!

Все команды, которые помреж дает в течение спектакля, записаны в особой партитуре. Это «помрежский» экземпляр пьесы, в котором описано и зарисовано оформление каждой сцены, переходы, перестановки, отмечено, какие актеры должны присутствовать на сцене в каждой картине, а также все, что касается действий помощника режиссера, его команд и сигналов. Игорь Владимирович называет партитуры «записками сумасшедшего». Действительно, где еще можно встретить пометку «унести труп». На самом деле, схемы и записи в партитуре очень четкие и понятные. Сами помрежи ориентируются в них очень легко. И работая долгие годы на спектакле, многое уже помнят.

Форс-мажоры

У помощника режиссера бывают различные поводы для беспокойства. Тревогу вызывают в основном большие, массовые, технически сложные спектакли. Бывает, что верховые, перемещая штанкеты, промахиваются мимо метки, вызывая «завалы» при перестановках. Задача помрежа – предотвратить или быстро ликвидировать возникшие неполадки, а также избежать конфликтной ситуации. Бывает, что все кипит внутри, но приходится сдерживать эмоции, не кричать на нерадивых работников. Тем более что существуют другие методы воздействия на них. Если по вине сотрудника случаются одна-две серьезные ошибки, то на него накладывается взыскание. А если промах повторяется, то такого работника увольняют.

Иногда подводит техника. Но самое серьезное ЧП, которое может случиться – поломка помрежского пульта. Правда, происходит такое не часто, но если бывает, то помреж сразу же звонит в фирму, обслуживающую пульт. Как правило, неполадки успевают устранить еще до начала спектакля. Но если быстро это сделать не получается, то помощник режиссера берет у реквизиторов колокольчик и проходит по мужскому и женскому этажам, давая сигнал вручную. В такой ситуации всем работникам театра приходится быть особенно внимательными, а актерам самим следить за собственным выходом на сцену.


В работе помощника режиссера иногда требуются

Внезапная болезнь помощника режиссера – еще одно из самых серьезных форс-мажорных обстоятельств. В РАМТе четыре помрежа, и каждый из них ведет только свои спектакли. Если кто-то из них не может выйти на работу, то сложную задачу –вести чужой спектакль берет на себя другой, обязательно опытный сотрудник. Это напоминает срочный ввод актера, когда все вокруг стараются помочь «новичку», с пониманием относятся к возможным неточностям в его работе.

Каким должен быть настоящий профессионал

Основные профессиональные качества помощника режиссера - это хорошая память, предельное внимание, умение сконцентрироваться, быстрая реакция. Важно также быть тактичным, уметь находить общий язык с людьми, потому что помреж работает не с техникой, не с бумагами, а именно с людьми. Не менее важны организаторские способности. И еще настоящий помреж должен обладать стрессоустойчивостью, ведь его работа связана с постоянным нервным напряжением.

И при всей важности этой профессии, о которой вы уже в полной мере можете судить из нашего рассказа, помощника режиссера ни один вуз не готовит. В эту профессию можно попасть только из театра. Начинающему сначала дают почитать должностные инструкции, в который прописано, что он должен делать на репетиции и спектакле. Потом его прикрепляют к опытному сотруднику, который ему показывает и рассказывает, в чем состоит работа, а впоследствии и передает один из своих спектаклей. В этой профессии, как ни в какой другой, очень важен опыт, ведь, по большому счету, обучиться ей можно только в процессе работы.

История Игоря Питерского

Игорь Владимирович попал в РАМТ, а тогда еще Центральный Детский Театр, когда учился в старших классах школы. Ему очень нравился театр вообще, и Детский театр в частности, он по нескольку раз посмотрел все спектакли текущего репертуара. А потом услышал, что при театре существует школьный актив, сам пришел в педагогическую часть и попросил записать его. Юный Игорь посещал встречи актива, занятия театроведческой секции, проходившие в ЦДРИ, дежурил на спектаклях. Со временем он стал даже участвовать в спектаклях. В этот период в театре был недостаток участников массовых сцен, и педагог педчасти, Вера Михайловна Хабалова, договорилась с директором и режиссером, чтобы некоторые активисты попробовали себя в массовке.

Как и многие школьники, Игорь Питерский мечтал стать актером, пробовал поступать в театральный институт и не поступил. Окончив школу, он пришел в Детский театр осветителем, через год был призван в армию, а когда вернулся, у осветителей не оказалось в штате свободной единицы. Проработав около полугода в мебельном цехе, он перешел в помощники режиссера. Основам профессии его учила Людмила Константиновна Баландина, настоящий профессионал в своем деле.

В 1981 году молодой помреж выпустил свой первый спектакль – «Гуманоид в небе мчится» с режиссером Сергеем Яшиным. Игорь Владимирович с улыбкой вспоминает, что очень волновался тогда. Ему казалось, что многое им было сделано не так.

Игорь Питерский служит помощником режиссера уже почти тридцать лет. За эти годы он поработал с самыми разными режиссерами – Алексеем Бородиным, Сергеем Яшиным, Юрием Ереминым, Еленой Долгиной, Алексеем Блохиным, Александром Назаровым, Адольфом Шапиро, японским режиссером Асая Фудзита, который ставил спектакль «Хагоромо», а так же немцем Иоахимом Зибеншу, поставившим «Фауста». 20 декабря 2004 года Игорю Питерскому было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Игорь Владимирович рассказывает о своей работе очень подробно. Сомневаюсь, что он упустил даже какую-то незначительную деталь. Многое из рассказанного им не вошло в этот материал, он и так получился объемным. Чувствуется, что для помощника режиссера Игоря Питерского нет несущественных деталей в работе, все заслуживает его внимания. А еще, мне кажется, он умеет слушать и слышать других людей. Во время интервью я часто замечала, что еще не произнесла вопрос до конца, а он уже понял, о чем я собираюсь его спросить. Его ответы были достаточно короткими, но всегда очень информативными и четкими. Это настоящий профессионал.

Игорь Владимирович говорит, что помощник режиссера всегда находится в сердцевине театра. Он все время на сцене, рядом все службы, актеры, режиссеры, он связан со всеми. И для того, чтобы работать эффективно, он должен не обижать окружающих его людей, не оскорблять, не кричать на них, не предъявлять необоснованных претензий, не подставлять, быть честным и справедливым по отношению к ним, а если наказывать, то справедливо, и всегда очень добросовестно относиться к своей работе. Добавим к этому то, что помреж должен всегда держать в своей голове колоссальный объем информации, ведь на его плечах лежит груз ответственности за весь спектакль. Думая обо всем этом, понимаешь, что, нажать кнопку первого звонка, в этой профессии действительно самое простое.

Ассистент режиссера по актёрам — это правая рука режиссера в подборе актёров на фильм. В международном кинематографе эта профессия носит название кастинг-директора. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Кастинг — процесс подбора актеров в кинофильм, который состоит из 3 этапов:

  • предварительный отбор;
  • собственно кастинг;
  • кинопробы.

Кастинг актёров — важнейший этап в создании фильма. Если, как говорят в кинопроизводстве, отличный сценарий составляет 50% успеха, то правильный подбор актёров — все 80%. Поэтому ассистент режиссёра по актерам работает в тесном сотрудничестве с режиссёром и решающее слово остаётся за последним. Ведь только режиссёр изначально знает — как выглядит внешне главный герой его фильма, как двигается, разговаривает и т. д. Замысел нового фильма рождается в голове режиссера и все герои уже существуют в его воображении.

Ассистент режиссёра по актёрам (или кастинг-директор) собирает информацию об актерах в так называемой актерской базе или агентствах Москвы и Петербурга либо ищет новые лица в учебных заведениях в соответствии с идеей сценариста и режиссера. Настоящие профи хорошо ориентируются в этой среде, всегда в курсе того — какие актеры насколько и где заняты, как ведут себя во время съёмок. У опытных ассистентов есть своя актёрская база, постоянно обновляемая, которая состоит не только из фотографий, но и видеоматериалов.

Чтобы безошибочно подобрать варианты кандидатов, ассистент должен чувствовать и знать потребности режиссера. А в голове надо постоянно держать «фотобанк» - целую галерею лиц и фамилий актёров. После утверждения актёров на роли и начала съёмок ассистент режиссёра остаётся на связи с актёрами, составляя графики их съёмочных дней.

Особенности профессии

Профессиональные обязанности ассистента режиссёра зависят от периода съёмок. В первые дни после прочтения сценария ассистент мысленно подбирает актёров, которые бы могли соответствовать типажу и характеру героев.

В подготовительный период он занимается:

  • поиском кандидатур актеров на роли в фильме и статистов для массовок;
  • составлением актерского ансамбля, учитывая как будут выглядеть на экране герои в сочетании друг с другом;
  • согласованием актёров — кандидатов на роли с режиссёром-постановщиком;
  • составлением графика проб;
  • подготовкой к кастингу и актёрским пробам: оповещение актёров и вызов их на пробы;
  • в случае необходимости — поисками непрофессиональных исполнителей (студентов, школьников, детей);
  • после утверждении актёров на роли ассистент собирает и предоставляет необходимую информацию для заключения договоров с ними, а также ведёт и контролирует реестр договоров.

Во время съёмочного периода в задачи ассистента входит:

  • вызов актёров на съёмки;
  • уведомление о съёмочном графике;
  • контроль за своевременным их прибытием;
  • участие в проведении репетиций с актёрами и массовкой;
  • сопровождение актёров в течение всего съёмочного процесса.

Но даже если ассистент режиссёра не участвует в каком-либо проекте, он постоянно работает над обновлением и совершенствованием своей актерской базы, посещает театры, учебные студенческие спектакли, дипломные работы выпускников, общается с кастинг-директорами других фильмов.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Творческая интересная работа при съёмках независимого кино
  • Возможность карьерного роста, налаживание связей в прекрасном мире кино

Минусы

  • Непостоянная занятость, возможны периоды простоев
  • Нерегулярный заработок
  • При съёмках продюсерского кино, как правило, актёры на главные роли утверждены заранее, ассистенту по актёрам остаётся подбор кандидатов на вторые и эпизодические роли
  • Несовпадение мнений по поводу того или иного актера, необходимость доказывать свою правоту

Место работы

Киностудии

Важные качества

  • Умение разбираться в людях (знание психологии и физиогномики)
  • Хорошая память на лица
  • Коммуникабельность
  • Дипломатический склад характера
  • Ответственность
  • Организованность
  • Внимательность
  • Умение слушать и понимать
  • Трудоспособность

Где учиться на ассистента режиссера по актёрам

Специальность киноработника среднего звена, к которому относятся и ассистенты режиссера разных подразделений (по актерам, реквизиту, костюмам, декорациям, монтажу) можно получить на краткосрочных курсах при киностудиях - «Мосфильме», «Ленфильме». В наше время получение конкретной профессии с практическими навыками за очень короткий срок с последующим трудоустройством на этих же киностудиях — это синица в руке и реальная основа для последующего профессионального роста.

На «Мосфильме» регулярно проводится набор на «Курсы по подготовке специалистов». На специальность «Ассистент режиссера по актёрам» набор производится 1 раз в 2 года. Обучение бесплатное. Кроме того, здесь можно получить следующие профессии: второй режиссер, редактор фильмов и сценариев, ассистент режиссера по реквизиту, художник-декоратор, ассистент художника по костюмам, механик по обслуживанию съемочной техники, ассистент кинооператора и второй оператор, видеоинженер, реквизитор и костюмер, администратор съемочной группы, ассистент монтажера.

На «Ленфильме» существуют подобные курсы, выпускники которых трудоустраиваются на этой же киностудии.

Международный Центр Кинопрофессий в Санкт-Петербурге. 4-месячные курсы «Ассистент режиссера по актерам».

Есть и другой путь получения этой профессии : многие выпускники неактерских факультетов нижеперечисленных учебных заведений начинают свою карьеру с должности ассистентов режиссера разных подразделений:

  • Российский университет театрального искусства (ГИТИС).
  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК).
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ).
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов.
  • Театральный институт им. Б. Щукина.

Оплата труда

Заработная плата ассистента режиссера по актерам зависит от бюджета фильма и исчисляется по количеству рабочих дней.

Оплата за 1 рабочий 12-часовой день - от 2000 до 3000 рублей. В целом за месяц зарплата может составить 60 000 - 90 000 рублей.

Ступеньки карьеры и перспективы

Выпускники ВУЗов, как правило, начинают свою карьеру с должности ассистента режиссера. Этот начальный этап даёт хороший старт для развития будущей карьеры: приобретается бесценный опыт и важные связи, оттачиваются профессиональные навыки. В перспективе все мечтают стать известными режиссерами. При наличии определенных способностей и упорстве возможно всё. Другое возможное направление — продюсирование или работа над собственным проектом. Здесь в большей степени важны предпринимательские качества.

Известные современные кастинг-директоры

Карина Романова, у которой 2 актерские базы. В одной — около 3 тысяч актеров, с которыми она лично знакома, во второй 10 тысяч, с которыми она незнакома.

Фирменный стиль работы К.Романовой - сломать привычное амплуа актёра, разнообразить список его ролей. Актерам, игравшим положительных героев, она предлагает отрицательные роли и наоборот.