Отвечаем на вопрос — что же такое вокал. Певец — профессия влюблённых в музыку Певец должен

Расскажи о своем творчестве, о чем оно и для кого?

Моё творчество – это моё душевное состояние, оно для всех, оно о самых чистых чувствах, которые существуют. Разные жизненные обстоятельства способствуют моему выбору стиля работы. Например, после выпуска песен "Fly to the sky" и "Where are you angel" совместно с моей сестрой Альбиной, я попробовал себя в другом стиле. У песни "Your life" очень глубокий жизненный смысл. А ещё я пробовал себя в легком рэпе – песня "Про любовь" в написана как раз в этом стиле. Она про чувства и про принципы жизни. Конечно, помимо этих песен и проектов я работаю над новыми. Вот совсем недавно я вернулся из Франции. Там на протяжении почти двух месяцев я работал над новым проектом.

Как формировался твой музыкальный опыт?

Я с детства занимаюсь музыкой и творчеством, участвовал в разных концертах, спектаклях, шоу. Потом закончил музыкальную школу имени Чиприяна Порумбеску и поступил в консерваторию на факультет композиции. Я уже на третьем курсе! Образование – это необходимость и возможность усовершенствовать себя в профессиональном плане. Ну а если говорить о первом опыте в мире шоу бизнеса, то это было реалити-шоу "Fabrica de staruri". Я благодарен тем, кто поверил в меня и дал мне шанс проявить себя. После "Fabrica de staruri" я начал писать песни – как для себя, так и для тех, кто любит моё творчество.

Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать профессиональный певец?

Талантом в первую очередь. Певец должен очень много работать, учиться и совершенствовать свой опыт и знания. Он должен быть харизматичным и, конечно же, искренним, петь душой и сердцем.

Как думаешь, чтобы хорошо петь, необходимо страдать?

Наша эстрада сильно отличается от зарубежной – преимущественно работой под фонограмму. Правильно ли это, по твоему мнению?

Музыка должна быть живой во всех смыслах. Чтобы её можно было прочувствовать.

Как проходит твой обычный день?

Мой обычный день очень насыщен и весь проходит в работе и в занятиях. Я много пишу, сочиняю, потом занимаюсь своими делами: встречи, переговоры, спорт, а также общение с друзьями и коллегами.

Чем любишь заниматься в свободное время?

В свободное время я занимаюсь спортом: играю в футбол, большой теннис. Еще отдыхаю с друзьями, коллегами и, конечно, семьей.

Кого бы ты назвал самым близким и дорогим человеком?

Ближе семьи у меня нет никого, это самое драгоценное, что есть в нашей жизни. Я очень благодарен своей семье за поддержку, за понимание. Для меня это самые близкие и надежные люди.

Андрей, раскрой секрет: какой должна быть девушка, чтобы тебе понравиться?

Она должна быть искренней, милой и позитивной. И нужно, чтобы она могла поддержать в трудную минуту. Девушка, которая может мне понравиться, должна полюбить не только мою оболочку, но и мой внутренний мир.

Выражение, которое ты чаще всего употребляешь?

"Если не можешь изменить мир, попробуй изменить хоть что-нибудь внутри себя". И ещё мне очень нравятся слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды".

Понятие эстрадного вокала, как самостоятельного жанра появилось сравнительно недавно. Этот жанр как таковой возник с появлением городской культуры. В чём особенности эстрадного вокала?

Существует несколько черт эстрадного вокала, которые отличают его от классического или академического вокала или от народного вокала.

Во-первых, говорить о технике эстрадного вокала довольно непросто, ведь в эстрадном вокале нет канонов и жёстких технических рамок, правил постановки голоса. Чего нельзя сказать ни об , ни о . Так всё построено на чётко сформированных техниках и приёмах, которым нужно следовать. Но эстрадный вокал, в свою очередь, является как бы симбиозом разных вокальных жанров: в эстрадном вокале можно найти черты разных музыкальных вокальных жанров (хотя распевки для эстрадного вокала абсолютно ничем не отличаются от распевок классических певцов). Здесь нет никаких ограничений. С одной стороны, это расширяет возможности вокалиста, с другой, стороны создаёт и сложности – ведь получается, что эстрадный певец должен иметь представления о всех техниках, чтобы иметь как можно больше возможностей для передачи всех музыкальных красок произведения.

Во-вторых, если в академическом и народной музыке, как мы уже говорили, есть каноны и определённая манера пения, то в эстрадном вокале, исполнитель должен сам найти свою индивидуальную манеру, найти «свой» голос и свою подачу материала. В этом также заключается сложность. Эстрадный артист должен обнаружить нечто уникальное в своём исполнении, чтобы быть интересным и оригинальным для слушателей.

В-третьих, сама форма произведений для эстрады очень отличается от музыки классической или народной. Эстрадная песня имеет простую музыкальную форму, чаще всего куплетную. Запоминающаяся форма и часто повторяющийся мотив легко и просто воспринимаются на слух и имеют большую популярность у широких аудиторий слушателей.

Ещё одним отличием эстрадной музыки является манера пения, которая основана в большей степени на разговорной речи, без выпевания всех слов, как это принято в академическом пении. Здесь находятся очень тонкие грани смешения разных вокальных стилей, которые зачастую являются очень сложными для исполнения с технической точки зрения. Так, например, в оперной технике belcanto нет частых резких скачков и быстрой смены певческих регистров, что можно встретить в эстрадной технике. Для того, чтобы овладеть этой техникой, чтобы переключение регистров было незаметным, нужно так же много заниматься, поэтому не следует считать, что эстрадный вокал это легко.

Таким образом, можно сделать вывод, что с одной стороны, эстрадный вокал как бы уступает по сложности овладения и является более простым технически, так как рассчитан на более доступное для слушателей восприятие, а вместе с тем и простоту, то с другой стороны, эта так называемая простота только кажущаяся, ведь исполнитель точно так же должен уметь владеть своим голосом, как и классический певец, точно так же должен долго учиться и овладевать техникой пения. А как пользоваться своими умениями и талантом – выбор каждого из нас, это дело вкуса.

Создавать художественные образы, передавать восторг, отчаяние, теплоту с помощью голоса люди научились давно, а пение, как искусство зародилось, когда возникло стремление выражать чувства в музыкальной линии. Ни один инструмент не может передавать богатство человеческих эмоций, как голос. Что такое вокал, и почему в погоне за идеалом люди порой теряют самое главное - свободу, искренность, легкость исполнения - интересует многих наших современников.

Вокальное исполнение - одно из древнейших способов донести яркие образы народного творчества. В процессе развития певческий феномен сформировал особые музыкальные направления, когда мастерское владение голосом рождало кумиров на эстраде, в опере, фольклоре.

Вокалист должен обладать определенными способностями:

  • правильно воссоздавать звуки различной высоты;
  • владеть чувством ритма;
  • знать нотную грамоту, теоретические основы;
  • уметь координировать слуховой механизм с голосовым аппаратом.

Некоторые навыки вокалисты развивают в процессе обучения, получают знания, необходимые для профессионального воплощения в любом направлении.

Классическое исполнение

По мере того как развивались разные стили, академический вокал, истоки которого начинаются с XVI века, остается базовой основой для всех исполнителей. Чтобы научиться петь хорошо, недостаточно иметь сильный голос.

Что такое академический вокал? Профессионалы знают, что половина успеха зависит от правильного дыхания, а работа заключается в ежедневных тренировках. У педагогов по мастерству есть масса приемов, при помощи которых они добиваются максимального раскрытия гортани. Специальные методики помогают совершенствовать технику для глубокого насыщенного пения.

  1. Умелое использование резонаторов певческого аппарата один из важнейших аспектов вокала. Для большинства вокалистов навыки приходят с накоплением опыта. Способность направлять звук в нужное русло - важное условие для вокалиста.
  2. Владение точкой опоры. Академический певец должен уметь извлекать звуки нижней и верхней позиции. Для этого используются головные, грудные резонаторы.
  3. Развитие образного мышления. Все знают - голос исходит из гортани, но артист должен представлять, что звуки зарождаются в груди, а уж потом вырываются наружу. При исполнении высоких нот репетиторы добиваются легкости звучания, ощущения, что звук, проникая через мягкое нёбо, выходит из темени.

Когда связки максимально открыты, при одинаковой тесситуре становится намного выразительнее. Обладателю уникальной гортани Ф.И. Шаляпину не нужно было «зевать» днями напролет, ходить с ложкой во рту, чтобы раскрыть связки.

Есть мнения, что Лучано Паваротти не использовал никакие точки и позиции, он пел при естественном положении связок, но уникальность его тембра, излучающий тепло голос вряд ли кто-то станет оспаривать. Но даже систематичные тренировки не всем помогают приблизиться к идеалам.

Особенности эстрадного исполнения

Популярное искусство во многом отличается от классического стиля, но далеко не каждый, обладающий красивым голосом, умеет петь современный репертуар. Школа эстрадного искусства основывается на собственных приемах и отличительной манере исполнения.

Когда спрашивают, что такое эстрадный вокал, людям интересно знать, какой смысл отражает это выражение, и чем популярное исполнение отличается от академического творчества. Ступени базовой подготовки вокалисты проходят практически одинаково. Они работают над дыханием, развитием диапазона, умением управлять голосовым механизмом.

Классический стиль обычно воспринимается подготовленными и музыкально образованными людьми. Эстрадный вокал - это открытая манера извлечения и подачи звука, он понятен для большинства слушателей. Светское содержание, простая форма изложения тоже требует от исполнителя определенных навыков. Уроки эстрадного мастерства, как и в других направлениях певческого искусства, начинаются с выполнения определенных упражнений:

  • изучения основ правильного дыхания;
  • извлечения резонаторного звука;
  • освоения певческих позиций.

После подготовительных упражнений начинается работа над и номерами для выступлений. Вначале исполнители испытывают трудности - сложно объединить все моменты. Но регулярные и последовательные занятия позволяют в дальнейшем не задумываться об академических основах - они выполняются механически. Эстрадное исполнение объединяет несколько направлений:

  • выразительный джаз;
  • мелодичные и зажигательные народные песни в современных обработках;
  • бардовские композиции;
  • рок-музыка;
  • поп-музыка.

Это позволяет выходить за рамки культурных, социальных и языковых традиций. Отличия вокального мастерства среди академических исполнителей и эстрадных певцов размыты. Во всех случаях профессиональный артист должен обладать главным богатством - голосом, четкой дикцией, широким диапазоном.

Оттачивая мастерство базовыми упражнениями, ежедневными репетициями, вокалисты выходят на сцену, не концентрируясь на технике исполнения. Публика наслаждается представлением и одаривает певца аплодисментами. Слушатели не задумываются над тем, чего стоило академическому или эстрадному исполнителю его успешное выступление.

Люди с хорошим голосом и слухом мечтают выступать на сцене, быть популярными исполнителями или участниками группы, звёздами оперы или мюзиклов, срывать аплодисменты и быть узнаваемыми. На деле за кулисами профессии скрываются часы упорной работы. расскажет о профессиональных качествах певца, куда поступать и где работать.

Кто такой певец?

Он несёт искусство в общество, используя древнейший «музыкальный инструмент» — голос. Сколько музыкальных жанров, столько и певцов: эстрадные, оперные, камерные, джазовые, рок-певцы, барды, хористы и т. д. Упорными людьми с выдающимся талантом к пению восхищаются во всём мире.

Карьера певца привлекательна, поэтому конкуренция в этой сфере огромная

Профессиональные навыки и качества

Подготовка к дебюту требует терпения. Исполнитель изучает нотную грамоту, оттачивает актёрское мастерство, танцевальные навыки. При желании учится сочинять музыку. Исполнению одной песни на сцене предшествуют многочасовые репетиции. Большего успеха в шоу-бизнесе добиваются обаятельные и харизматичные персоны.

Стиль исполнения певца зависит от тембра голоса, интереса к определённым жанрам и артистам, вдохновения. Например, джазовый гений Рэй Чарльз обладал одним из уникальнейших голосов в истории музыки. Он мог делать всё, что ему взбредёт в голову — рычать, хрюкать или визжать, и это выглядело как искусство

Где работать?

Эстрадные певцы начинают с выступлений на небольших площадках — в барах, ресторанах, клубах. Молодые академические исполнители берутся за второстепенные роли в театральных постановках, бэк-вокал. Многим в продвижении помогает интернет. С помощью социальных сетей и YouTube делиться своим творчеством легче.


Опытные музыканты с педагогическими навыками преподают вокал, руководят музыкальными коллективами

Куда поступать?

Предлагают специальности «Народное творчество», «Академическое пение», «Искусство эстрады». Музыкально-педагогическое образование получают в

Государственный академический музыкальный театр РК представил свою трактовку знаменитой отечественной рок-оперы

Это одна из самых сложных ролей в моём репертуаре - и в вокальном плане, и по драматической линии», - написал в соцсетях молодой тенор Шамхал Хачатурян, чей Орфей гармонично вобрал в себя и нежную влюблённость талантливого юноши, и грубую порочность ослеплённого славой певца. А «Крымский ТелеграфЪ» побывал на самой ожидаемой премьере уходящего театрального сезона.


«В финале у нас слёзы льются градом»

«А куда же делась змея?», - полушутя спросила в антракте одна зрительница у другой, ведь, согласно древнегреческому мифу, именно из-за этой рептилии, которая кусает неосторожную Эвридику, бедный Орфей оказывается в царстве мрачного Аида.

В рок-опере композитора Александра Журбина, написанной в 1975 году, ничего такого нет. Её сюжет с мифом не перекликается, за исключением разве что формальной схемы: любовь и разлука героев, а также попытка Орфея вновь обрести Эвридику. Правда есть Харон - перевозчик душ умерших, а ещё как лейтмотив фраза «Иди и не оглядывайся».

Если коротко и без особых спойлеров: Орфей отправляется на конкурс певцов «Золотая лира», побеждает в нём и, как и положено прославившемуся человеку, пускается во все тяжкие. А дома его ждёт верная Эвридика, не подозревая, что её возлюбленный уже совсем не тот, каким был раньше. Финал, кстати, более или менее открытый. И запаситесь платочками - пригодятся глаза промокать.

Чтобы покорить зрителя голосом, который «пленил целый мир», выпускник Белорусской государственной академии искусств Шамхал Хачатурян репетировал каждый день по пять-шесть часов. Причём замены у артиста нет: он один такой тенор в музтеатре. Шамхал вспоминает: когда его спросили, сможет ли сыграть Орфея, он уверенно заявил, что сможет. А потом заглянул в ноты и засомневался. Но решил не отступать.

«Не каждый театр берётся за это произведение, так как там очень сложный вокальный материал: должна быть высокая тесситура. Конечно, большая нагрузка на связки. Вдобавок постоянные репетиции, потом прогоны… Да, мне советовали себя поберечь, но я просто не могу работать вполсилы. Когда входишь в образ - оно уже всё само собой получается. Талант - он в труде. Тем более очень интересная режиссура Владимира Косова. И все артисты прекрасно справились, было приятно работать», - рассказал Шамхал «Крымскому Телеграфу».

Вот и Эмилия Меметова, сыгравшая невероятно воздушную Эвридику, признаётся, что ей очень повезло с партнёром.

«Он (Шамхал. - Ред.) опытный и талантливый актёр, выкладывается на 100 %. Я чувствую его любовь на сцене, особенно в финале, когда у нас обоих слёзы льются градом, - поделилась впечатлениями Эмилия. - Мне не составило труда исполнить арии Эвридики, поскольку, учась в консерватории, я пела целые оперные партии. Здесь разве что приходилось играть голосом, добавляя эстрадную манеру в пении, что в свою очередь более усиливало драматические краски».

Нельзя обойти вниманием ещё одного героя, которому зрители на поклоне аплодируют особенно активно, - это упомянутый выше Харон (Владимир Кудрявцев/Артём Скоков): его постигла та же участь, что и Орфея. Образ весьма колоритный, мистический. Монументальный. И эти «загробные» длинные волосы (спасибо постижёрам) добавляют ему должной броскости.

А уж как эффектно Харон появляется на сцене! В ладье, в окружении нечисти (к слову, образы всяких потусторонних существ получились довольно необычными).


Орфей — блистательный и в блестках

Костюмы главного художника театра Златы Цирценс - это, без преувеличения, всегда эстетический праздник. Праздник стиля. Визитная карточка спектакля. Вот и в премьерной рок-опере зрителю предлагается эдакий «модный приговор»: оценить, каким был Орфей до и каким стал после.

В первом случае - это светлый образ непорочного юноши, облачённого в белую тунику из тонкой, просвечивающей ткани. Во втором - это уже соблазнённая Фортуной, обласканная вниманием фанатов звезда в нарядах, щедро усыпанных блёстками.

«Ты певец, а певец должен петь». И блестеть. Потому что того требует фанатеющая и беснующаяся толпа. И в этом смысле художник попала точно в цель: с помощью эффектных и нарочно пафосных костюмов она превратила главного героя в «певца для всех». Впрочем, лишь на время. Ведь в финале Орфей вернётся к своему первоначальному возвышенному образу и вновь станет «певцом для Эвридики».

Модернизация музыки 1975 года

Понятно, что музыка, написанная Журбиным более 40 лет назад, сейчас уже не выдерживала никакой критики, поэтому её требовалось модернизировать, сделать более насыщенной, что ли. Театр даже купил мощную ударную установку. И действительно: осовремененные музыкальные эпизоды - а спектакль идёт в сопровождении оркестра - захватывают с первых минут.

«Честно признаюсь, что мы, привыкшие к классическим произведениям, опереттам, столкнулись с неординарным и не свойственным нашему театру музыкальным материалом. Поэтому было лёгкое волнение. Но постепенно, знакомясь с ариями, мы влюблялись в музыку каждого номера…», - поделилась в соцсетях дирижёр-постановщик Эльмира Мухтерем.

Желаем потенциальным зрителям точно так же влюбиться в музыку этого яркого, динамичного, чувственного, местами эпатажного спектакля: 14 июня «Орфеем» закроется 62-й театральный сезон.

Кристина БЕЗУМНОВА
Фото А. Кадников
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 432 от 2 июня 2017 года