Памятники культуры и истории родного края. Культурное наследие родного края. Отныне здесь – на Родине героев

1 Паспорт проекта

Название проекта:

Руководитель проекта: учитель изобразительного искусства

Швыдченко Людмила Сергеевна

Учебный предмет: « Изобразительное искусство».

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: « Краеведение».

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14–15 лет
(8 класс).

Тип проекта: практико-ориентированный.

Цель проекта: создать экспозицию для школьного музея – макеты архитектурных объектов немецкого поселения XIX века музея-заповедника «Старая Сарепта».

Методические задачи проекта:

метапредметные – познакомить учащихся с концепцией проектной деятельности; научить видеть проблему пополнения экспозиции школьного музея, намечать и реализовывать пути её решения; изучать художественный язык архитектуры зданий немецкого поселения XIX века, понимать смысл соразмерности форм, красоту конструкций зданий; учить ориентироваться в информационном пространстве, использовать Интернет, расширять навыки работы с ПК;

предметные – развивать интерес к процессу познания архитектурных памятников XIX века родного края на уроках изобразительного искусства; формировать творческую инициативу во время поиска информации по истории архитектурных сооружений музея-заповедника «Старая Сарепта», желание разобраться в проблеме создания экспозиции для школьного музея;

личностные – формировать нравственно-эстетический интерес к среде, в которой мы живём, истории архитектурного наследия родного края – музея-заповедника «Старая Сарепта»; воспитывать любовь к малой родине, гордость за историческое наследие колонии «Сарепта», ставшей одним из промышленных, торговых, научных и культурных центров Нижнего Поволжья, активную гражданскую позицию; формировать умения работать в коллективе, ощущать себя членом команды, находить компромиссы; воспитывать умение принимать решение и нести за него личную ответственность.

Вопросы проекта:

Какие экспонаты необходимо изготовить для краеведческого школьного музея?

Как выполнить заказ администрации школы?

Необходимое оборудование: ПК, проектор, экран, бумага, карандаш, ластик, картон, клей, ножницы; поисковые и другие материалы для реализации замысла автора.

Аннотация

Актуальность метода данного проекта в том, что в процессе работы активизируется познавательная деятельность учащихся. Учитель подводит ребят к самостоятельному выбору темы, а это является мотивацией к высокой стабильной результативности. Учащиеся самостоятельно разрабатывают план своих действий, конечный результат. Они видят цель поставленной перед собой задачи, что способствует развитию определённых личностных качеств: умения работать в коллективе, способности ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя.

Практическая значимость проектной деятельности заключается в том, что образовательный процесс имеет логический, личностный смысл – учащиеся знают, для чего работают над поставленной проблемой. В конечном итоге они оформляют экспозицию школьного музея, проводят экскурсии. Видят заинтересованность и одобрение окружающих, что качественно развивает творческий потенциал учащихся. Ребята могут примерить на себя определённую профессиональную роль взрослого человека: архитектора, программиста, экскурсовода... Им предоставляется возможность для получения опыта публичного выступления.

Новизна опыта заключается в применении метода практико-ориентированного проекта в учебно-воспитательной деятельности. Учащиеся знакомятся со сложным процессом работы архитектора над окончательным вариантом проекта здания.

Творческие проекты учащихся выходят за рамки урока и могут применяться в образовательной деятельности другими участниками педагогического процесса.

Концептуальность проектного метода состоит в том, что современный образовательный процесс включает в себя развитие художественно-экспозиционной мысли, формирует развитие умения демонстрировать продукты творческой деятельности. В данном проекте это оформлено в игровом моменте – открытие музея.

Краткое содержание проекта

Проект долгосрочный , рассчитан на две четверти. Он практико-ориентирован, так как нацелен на социальные интересы самих учащихся, заказчик – администрация школы, продукт деятельности заранее определен и может использоваться в жизни школы (макеты для школьного музея).

Это монопроект , он проходит в рамках одного предмета, но при работе используется информация из других областей знаний (краеведение).

Проект внутриклассный , проводится в восьмом классе.

Форма продукта данного проекта: экспозиция для школьного музея – макеты архитектурных объектов немецкого поселения XIX века музея-заповедника «Старая Сарепта».

Работа над проектом состоит из четырёх этапов .

I этап . Определение темы и цели проекта.

1. Определение темы и цели проекта.

Экскурсия в краеведческий школьный музей.

Проблема: в музее недостаточно экспонатов.

Вопрос: чем можно их пополнить?

Ответ:

Предлагают собрать материал по истории архитектурных памятников комплекса «Старая Сарепта», выполнить макеты зданий для экспозиции музея, подготовить экскурсию в школьный музей.

Определилась тема: «Памятники культуры родного края».

Цель проекта: Сарепта».

Задачи: изучить архитектуру немецкого поселения XIX века; изготовить макеты зданий музейного комплекса; пополнить лекционное содержание экскурсий фактами из истории Сарепты.

2. Подбор рабочей группы.

II этап . Определение источников информации. Определение способов сбора информации. Выбор объекта. Распределение задач.

1. Определение источников информации, способов сбора информации.

Экскурсия в музей-заповедник «Старая Сарепта» (запись информации экскурсовода).

Посещение экспериментальной Немецкой библиотеки при музее «Старая Сарепта».

мотивы»

Информация из Интернета: архитектура Германии XVIII–XIX вв., музей-заповедник сегодня.

2. Выбор объекта.

Распределение задач.

За каждой группой закрепляется тема исследовательской работы и объект макетирования:

1- я группа – здание кирхи в Сарепте;

2- я группа – Дом Лангерфельда (знаменитая аптека);

3- я группа

4- я группа – горчичный завод И. К. Глича;

5- я группа – центральная площадь Сарепты с видом на здания (ныне площадь Свободы).

роли и виды деятельности: архитекторы – 2 чел., программист – 1 чел., научные сотрудники – 2–3 чел.

III этап . Сбор и уточнение информации. Представление информации. Поэтапное выполнение макета.

В музее-заповеднике «Старая Сарепта» учащиеся нашли фотографии знаменитых сарептян, буклеты с информацией о Церковной площади Сарепты, сведения об экспозиции музея... В экспериментальной Немецкой библиотеке собрали информацию по истории архитектурных немецких построек XIX в.

Данную графику Алексей Григорьевич создал, изучая архивы музея «Старая Сарепта», – это стало для ребят ещё одним источником информации.

В Интернете учащиеся нашли статьи об архитектуре Германии XIX века, о реставрации музея-заповедника и его статусе сегодня.

2. Представление информации.

Ребята предлагают собранную информацию членам своей команды. Обсуждают её. Выбирают самое главное и интересное.

3. Поэтапное выполнение макета.

архитекторы, строители, дизайнеры, ландшафтный дизайнер.

Все члены команды по намеченному плану выполняют самостоятельную практическую деятельность.

IV этап . Защита проекта.

1. Анализ информации.

Защита проекта в форме деловой игры «Пресс-конференция».

Присутствовали: директор и администрация лицея.

Оценка результатов проекта – «отлично».

Ход игры

Рассматривает предложенные материалы, задаёт вопросы. Отвечают все члены команды.

Задаёт вопросы по практической деятельности:

Какие материалы использовались для изготовления макета?

Какие трудности возникали во время создания макета?

2. Определение способа представления результатов.

PowerPoint .

План работы над проектом

Стадии работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

I. Подготовка

1. Определение темы и целей
проекта.

Экскурсия в краеведческий школьный
музей.

Проблема: в музее недостаточно
экспонатов.

Вопрос: чем можно их пополнить?

Ответ: учащиеся из предложенных ими тем выбирают проблему пополнения музея-заповедника «Старая Сарепта» дополнительными информационными данными и новыми экспонатами.

Предлагают собрать материал по истории архитектурных памятников комплекса «Старая Сарепта», выполнить макеты зданий для экспозиции музея,
подготовить экскурсию в школьный
музей.

Определилась тема – «Памятники культуры родного края».

Цель проекта: создать макеты архитектурных объектов немецкого поселения XIX века музея-заповедника «Старая Сарепта».

Учащиеся знакомятся со школьным
музеем. Обсуждают с учителем
недостаток экспонатов в музее.
Предлагают:

пополнить музей экспонатами редких растений дендрария своего
района;

изготовить экспонаты христианских храмов своего района;

экспонаты, посвящённые легендарным улицам своего района;

экспонаты, посвящённые музею-
заповеднику «Старая Сарепта».

Учащиеся обсуждают темы проекта
с учителем.

Предлагают остановиться в выборе: создать экспонаты для музея-заповедника «Старая Сарепта», подробнее изучить историю поселения; создать макеты архитектурных памятников Сарепты.

Проводить по школьному музею экскурсии, обогащённые новой информацией, с представлением созданных руками ребят макетов.

Учитель проводит обзорную экскурсию по школьному музею. Обращает внимание на недостаточное
количество экспонатов в музее. Администрация школы делает заказ классу на создание дополнительных экспонатов для школьного музея.

Помогает в определении цели
проекта.

Наблюдает за работой учеников

Задачи: изучить архитектуру немецкого
поселения XIX века.

Выполнить макеты зданий музейного комплекса.

Пополнить лекционное содержание экскурсий фактами из истории Сарепты

2. Подбор рабочей группы.

Учащиеся делятся на группы по 5–6 чел.

Учащиеся объединяются в группы
по желанию (5–6 чел.)

Каждая группа выбирает объект
для изучения и макетирования

Учитель предлагает разделиться на группы и выбрать объект для организации деятельности.

Наблюдает за работой учащихся.

Условия для успешной реализации проекта:

отсутствие лидера;

равенство всех членов команды;

команды не соревнуются;

все члены команды должны
проявлять активность, вносить свой вклад в общее дело;

все участники проекта ответственны за конечный результат;

составить и записать план своих действий;

согласовать личный план с планом своих товарищей

II. Планиро-
вание

1. Определение источников инфор-
мации, способов сбора информации.

На первом этапе поиска информации
ребята получают консультацию учите-

Учитель предлагает ребятам
распределить между собой виды

Экскурсия в музей-заповедник «Старая Сарепта» (запись информации экскур-
совода).

Посещение экспериментальной Немецкой библиотеки при музее «Старая
Сарепта».

Рисунки тушью «Сарепта. Исторические мотивы» Алексея Григорьевича Ильина.

Информация из Интернета: архитектура Германии XVIII–XIX вв., музей-заповедник сегодня

ля (условия для успешной реализации проекта).

Ребята разработали общий план действий:

1. Определить источники информации.

2. Как собирать информацию?

3. Как оформить информацию?

4. Как подготовить информацию
для экскурсовода?

5. Как представить результат?

деятельности во время поиска информации.

Наблюдает за работой учащихся

2. Выбор объекта.

Распределение задач.

За каждой группой закрепляется тема исследовательской работы и объект
макетирования:

1-я группа – здание кирхи в Сарепте;

2-я группа – Дом Лангерфельда
(знаменитая аптека);

3-я группа – немецкое кладбище братства гернгутеров;

4-я группа – горчичный завод
И. К. Глича;

5-я группа – центральная площадь
Сарепты с видом на здания (ныне
площадь Свободы).

Распределяют между собой роли.

Архитекторы – ищут и исследуют
чертежи, планы и характеристики архитектуры зданий, связанные
с выбранным объектом.

Из группы выделяется тот, кто лучше владеет навыками работы с компьютером , он непосредственно будет заниматься оформлением информации
в программе
PowerPoint .

Остальные члены группы будут собирать информацию по истории создаваемого объекта и другую информацию, необходимую, по мнению команды, для проекта

Между членами группы распределяются роли и виды деятельности:

архитекторы – 2 чел.;

программист – 1 чел.;

научные сотрудники – 2–3 чел.

III. Исследо-
вание

1. Сбор и уточнение информации.

В музее-заповеднике «Старая Сарепта» ребята нашли фотографии знаменитых сарептян, буклеты с информацией о Церковной площади Сарепты, сведения об экспозиции музея. В экспериментальной Немецкой библиотеке собрали данные по истории архитектурных немецких построек XIX в.

Историк, художник, участник Великой Отечественной войны Алексей Григорьевич Ильин подарил школьному музею рисунки тушью «Сарепта. Исторические мотивы».

Данную графику Алексей Григорьевич
создал, изучая архивы музея «Старая
Сарепта», это стало для ребят ещё одним источником информации.

В Интернете учащиеся нашли статьи
об архитектуре Германии XIX века,
о реставрации музея-заповедника
и его статусе сегодня

Ребята собирают информацию.

Обсуждают её с членами команды, консультируются с учителем.

Ребятами разработан алгоритм выпол-нения макета:

1. Фронтальный чертёж, определение масштаба.

2. Модули (развёртки геометрических тел) будущего здания.

3. Выполнение рельефа и дополнительных элементов (колокол, лестница,
черепица и пр.).

4. Оформление участка вокруг здания.

5. Монтаж объектов

Учитель следит за ходом обсуждения, консультирует, помогает,
направляет деятельность учащихся

2. Представление информации.

Ребята предлагают собранную инфор-
мацию членам своей команды.

Обсуждают её. Выбирают самое главное и интересное

На этапе практического макетирования роли меняются в соответствии с деятельностью.

Архитектор – выполняет фронтальный чертёж здания, размечает его расположение на местности, готовит чертежи модулей.

Программисты и научные работники становятся строителями, дизайнерами и ландшафтными дизайнерами.

Строители и дизайнеры – выпол-
няют макет рельефа и дополнительные элементы.

Ландшафтный дизайнер – привязывает к местности и оформляет участок вокруг здания.

Команды изучают фронтальный
чертёж здания, расположение на местности, масштаб.

Начинают выполнение модулей и параллельно рельефа, определив, какой рельеф лучше выполнить в развёрнутом виде.

Делают макет ландшафта, соединяют его с архитектурным объектом и природными формами: забор, мостик,
деревья...

2. Поэтапное выполнение макета.

Роли для практической деятельности:

архитекторы, строители, дизайнеры,
ландшафтный дизайнер.

Все члены команды по намеченному плану выполняют самостоятельную практическую деятельность

Выполняют монтаж архитектурных объектов с ландшафтным макетом

IV. Представ-
ление

1. Защита проекта.

В форме игры «Пресс-конференция».

Ход игры

«Журналист» (учащийся соседней команды) интересуется теоретической частью проекта.

Слушает предлагаемую информацию,
задаёт вопросы. Отвечают все члены
команды.

Ребята остальных команд – зрители.

«Журналист» переходит к рассмотрению макета.

Задаёт вопросы по практической деятельности:

Какие материалы использовались
для изготовления макета?

Как выполнялись особенные элементы макета?

Какие трудности возникали во время
создания макета?

Ребята проводят деловую игру «Пресс-конференция» (каждая
команда).

Один человек из команды представляется журналистом и проводит интервью с ребятами соседней команды,
которые предлагают ему приготовленную информацию о проделанной
работе.

В ходе игры ребята представляют свой макет здания «журналисту». Отвечают на вопросы

Учитель наблюдает, консультирует. Присутствующие: директор, администрация лицея. Оценка результатов проекта – «отлично».

Учитель предлагает заполнить анкету «Оцени свою работу в проекте».

2. Определение способа оформления результатов.

Оформляют информацию в программе PowerPoint

Составляют план презентации.

Оформляют информацию по истории возведения здания в программе PowerPoint

Ребята завершили проект.

Проделана серьёзная работа, собрано много интересного материала. Возникла идея привлечь внимание учащихся всего
лицея к школьному музею

Как привлечь внимание учащихся
к школьному музею?

Приняли решение: провести игру «Открытие музея» .

Действующие лица: учитель (автор
проекта); авторы макетов; гости (учащиеся, учителя, директор); «экскурсоводы»; «журналисты»; «фоторепортёры».

Ход игры

1. Открытие музея.

2. Экскурсия по школьному музею.

3. Интервью «журналистам».

4. Торжественное завершение работы выставки

Гостей встречает группа «экскурсо-
водов».

Представители команд («экскурсово-ды») проводят для гостей экскурсию.

На вопросы гостей отвечают все члены команды.

Члены команд дают интервью «журналистам»

На этапе торжественного завершения работы выставки гостям предлагается высказать своё мнение.

Гости задают вопросы командам.

«Журналисты» берут интервью, ведут съёмку.

Директор награждает команды грамотами.

«Журналисты» готовят информирование школьной общественности

Анкета
«Оцени свою работу в проекте»

Поставь отметку на оценочных шкалах по десятибалльной системе:

1) Оцени, насколько интересным показался тебе этот проект.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

2) Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

3) Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе в реализации проекта).

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

4) Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

5) Хотел бы ты работать еще раз в той же группе?

ДА НЕТ (подчеркни)

Почему ____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

_________________________________________

Подготовила:

Старшая вожатая

Добровольская А.Н.

с.Жалтыр

«Из прошлого настоящее

строит будущее»

Цель проекта: активизировать работу Астраханского историко-краеведческого музея для развития творческого потенциала личности, воспитание духовно-нравственных ценностей, качеств гражданина и патриота, привлечение внимания к проблеме сохранения памятников и активное вовлечение их в воспитание любви к Отечеству, бережного отношения к минувшему.

Задачи проекта:

Овладение знаниями об истории создания памятников Астраханского района

Формирование самостоятельной, творческо-поисковой, познавательной

деятельности

Развитие гражданских и патриотических качеств, привитие навыков коллективной работы

Сбор и систематизация материалов об истории памятников, героях – земляках, которым посвящено монументальное наследие, ветеранах Вов, воинах-афганцах первоцелинниках.

Вовлечение воспитанников в краеведческую деятельность

Создание базы данных об участниках Вов, первоцелинниках, работниках тыла, жертвах тоталитарного режима

Приобщение молодежи к славному прошлому села, района, чтению книг по краеведению

Выпуск сборника «Люди земли Астраханской»

Создание слайд-фильма «О чем молчат обелиски…»

Исторический опыт ставит перед казахстанским обществом социальные, духовные и организационные проблемы. Уклад образования и воспитания основными приоритетами в этом вопросе определяет культуру, патриотизм и гражданственность. Патриотизм органично вписывается в образование человека ХХІ века, идея патриотизма должна стать стержнем, вокруг которого сформируются высокие социально-значимые взгляды, чувства убеждения, позиции и устремления детей и подростков, их готовность и способность в будущем к активным действиям во благо Родины.

Сегодня мы призываем наших детей к необходимости знать, понимать и любить историю своей страны, своего народа. Но все это будет напрасно, если не будет подкреплено деятельным чувством любви к прошлому, к той, давно прошедшей жизни.

Нас, взрослых, беспокоит вандализм молодого поколения: искореженные остановки, расписанные стены подъездов и т.д. Мы пытаемся найти ответ на вопрос: «Почему такое происходит?» И приходим к выводу, что ценностные деформации в сознании и поведении молодых людей связаны с отсутствием в целом национальной идеи с патриотическим смыслом служения Отечеству на основе единства личных, общественных и государственных интересов.

Благодаря проекту «Памятники – хранители истории родного края» очевидны патриотические возможности краеведческого материала, которые позволяют расширить знания современного гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни конкретных людей- односельчан, на событиях из жизни и истории своего села.

Повседневная жизнь прошлых поколений содержит героические и трагические страницы, благодаря знакомству с которыми воспитание из сферы общих рассуждений переходит в область воссозданных реальных исторических корней.

В этом огромную роль играют памятники Астраханского района, которые и стали объектом нашего проекта.

Создание памятников – это память сердца и благодарность землякам. В монументальном наследии хранится кладезь памяти о прошлом. Ведь вся летопись прошлого и пережитого покоится в них – в этих, казалось бы, безмолвных памятниках. Они являются связующими звеньями между веками и поколениями. Это не только памятники истории, это предмет гордости за свою Родину, это часть малой Родины, поэтому, сохраняя и изучая памятное наследие предков своего села, района, мы сохраняем историю своего края как часть истории нашей Родины – Республики Казахстан.

Особо хочеться отметить, что все памятники в с.Астраханке поставлены за годы Независимости Республики Казахстан, это подчеркивает значимость и актуальность проекта «Независимость –это право народа на свободу», посвященного 24- летию Независимости Республики Казахстан, который раскрывает патриотические идеалы казахстанского народа в годы демократического развития Республики Казахстан. Ведь основным источником чувства гражданственности и патриотизма является память о прошлом.

Что заставило нас работать по этому проекту?

Мы провели анкетирование в школе по краеведению, знаниям по истории сел, района, подвигов героев – земляков, героическом прошлом астраханцев, памятном наследии и сделали вывод о слабой краеведческой осведомленности молодежи об истории края.

А познать этот краеведческий материал возможно при изучении памятного наследия наших земляков.

По условиям проекта необходимо собрать материал об истории памятников, их создателях, земляках-героях, помещенных на обелисках, планируются также проведение экскурсий с учащимися Астраханского района, выездные заочные уроки-экскурсии о памятном наследии Астраханского района в школы района членами краеведческого клуба «Исток» при ДДТ. Совет музея сделал слайд -фильм «О чем молчат обелиски…» о памятниках Астраханского района, также начата огромная работа по сбору материала для книги о героях - астраханцах «Люди земли Астраханской».

Краеведческая работа по этому проекту позволяет организовать экскурсии, выполнение познавательных заданий по изучению истории памятников, их героев, встречи с знаменитыми земляками.

Тема памяти, поднятая в проекте «Памятники – хранители истории родного края», особенно актуальна и важна накануне празднования 20- летия Независимости Республики Казахстан. Но хотелось бы, чтобы о значимых страницах истории нашей Родины мы вспоминали не только в преддверии круглых дат, поэтому мы и создали данный проект, который способствует проявлению интереса и уважения к истории у подрастающего поколения.

Реализация проекта

І этап – Подготовительный сбор и систематизация информации.

Создание единой базы памятников села, района

Оформление материала об истории создания памятников и героях – земляках,

чьим подвигам посвящены обелиски. Изготовление буклетов, альбомов.

Создание фильма «О чем молчат обелиски…»

Встречи с ветеранами Вов, воинами – интернационалистами, первоцелинниками,

репрессированными.

Создание текстов экскурсий к памятникам

Паспортизация памятников, обелисков на территории района.

Разработки сценариев уроков из цикла «Память сердца», «У вечного огня»,

«Учись у героев Отчизну беречь»

Создание живого музея памяти – документального фильма «Живые голоса Победы» о ветеранах Вов и тыловиках.

ІІ этап – Основной – проведение экскурсий к памятникам Астраханского района «У вечного огня», «Афганистан – боль моя», «О чем молчат обелиски…», «Целина – подвиг поколений», «Никто не забыт – ничто не забыто», «Три камня скорби астраханцев».

Проведение «памятного каравана» уроков в школах района из цикла «Памятники – хранители истории родного края»

Презентация сборника «Люди Земли Астраханской» (о земляках, подвигу которых посвящены обелиски, памятники)

Конкурс сочинений «Не зарастет народная тропа»

Экскурсии, музейные уроки проводятся с приглашением общественности, земляков Астраханского района.

Проведение патриотических акций, воспитывающих подрастающее поколение на примерах мужества и героизма ветеранов, пропагандирующих престиж служения Родине.

Презентация документального фильма «Живые голоса Победы.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта будет создана единая информационная краеведческая база памятников Астраханского района, а также подготовлены печатные и электронные продукты о памятниках, обелисках, памятных знаках, мемориальных досках на улицах, названных в честь героев- земляков. Эти материалы будут адресованы школьникам, молодежи, учителям, всем интересующимся мемориальным наследием наших земляков.

Будет создан слайд-фильм «Памятники – хранители истории малой Родины» и документальный фильм «Живые голоса Победы». Кроме этого будет разработан цикл уроков «О чем молчат обелиски…», «Память сердца», «У вечного огня»,

«Учись у героев Отчизну беречь» и изданы брошюры с текстом экскурсий к памятным местам Астраханского района, создана книга памяти «Люди земли Астраханской». Этот поистине бесценный материал позволит сохранить для потомков память о героях-земляках, участниках ВОв, о целинниках, знаменитых земляках, памятниках района. Все мероприятия будут способствовать самому главному – гражданско-патриотическому воспитанию и просвещению молодежи, развитию интереса у воспитанников к краеведческой и исследовательской деятельности.

О тех, кто уже не придет никогда,

заклинаю Вас, помните!

Р.Рождественский

Есть ценности, которым нет забвения, одна из них – это память о прошлом. В нашем селе в память о земляках, погибших в трагические периоды нашей истории, поставлены обелиски.

Они напоминают нам, живущим ныне, о том, что таких скорбных событий никогда не должно быть.

Обелиски – это наказ о мире, история, боль, страдание, любовь к Родине, наказ о мирной жизни, память и преемственность. Внизу на фото помещен памятный знак, прочитайте слова, выбитые на нем, к каждому из нас обращены эти слова из прошлого: «Взываем к памяти вашей, люди, и к вашим сердцам взываем, не допустите, чтобы наша судьба стала и вашей судьбою» Помните!!!

В канун 40 - летия Победы над фашистской Германией в 1985 году был открыт обелиск героям, погибшим в Великой Отечественной войне на центральной площади Астраханки.

На обелиске высечены имена погибших астраханцев в Вов. Всего на фронт ушло 1500 земляков, погибли 1075 воинов.

Многие воевали на фронте в составе 310 стрелковой дивизии, которая защищала Ленинград, обеспечивала перевозки военных грузов по дороге жизни, а так же подо Ржевом.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

310-я стрелковая дивизия была сформирована в Акмолинске в августе 1941 года. Участвовала в боях под Ленинградом в 1941-1942гг, под Волховом в 1943 году, в Новгородской наступательной операции (январь-март 1944 г.), после чего ей было присвоено наименование Новгородская. Дивизия участвовала в освобождении Карелии, Польши. Закончила боевой путь на острове Узедой (Приморская бухта, Балтийское море).

Была награждена орденом Ленина и орденом Красного Знамени.

Недалеко от села Астраханки в июне 2002 года у бывшего аула Тайжан поставлен обелиск, посвященный жертвам тоталитарного режима. Называется он «Три камня скорби». Установила его на свои средства Алтыншаш Жаганова – писатель, драматург, заслуженный деятель культуры Казахстана. Это по её предложению день 31 мая был утвержден у нас в республике как день памяти политических репрессий. Место, где поставлен памятник – это братская могила аульчан, умерших в голодные 30-32 годы.

Мор голода был настолько сильным, что хоронить умерших по обычаям предков не было ни средств, ни сил.

Памятник состоит из 3 камней. На одном из них-слева имена предков Каиржановых, которые здесь похоронены, на другом справа – надпись на казахском языке «Здесь покоятся жертвы голода 1930-1932гг», а на средней плите написано «Памятник поставила Алтыншаш Жаганова». Теперь есть куда прийти и склонить голову детям и внукам, умерших в годы страшного искусственно созданного властями джута.

В 2006 году установлен памятник жертвам политических репрессий на площади у Дома культуры. Казахстан стал местом, куда вынуждены были ехать тысячи людей, без суда и следствия приговоренных к ссылке.

Места поселения ссыльных называли точками Карлага. Были они и на территории нашего района, сейчас это села Каменка, Камышенка, Лозовое, Первомайка, Приишимка. По сей день живут там потомки, сосланных в годы репрессий, поляков, немцев, ингушей, чеченцев. В СССР была организована целая система лагерей, в которых содержалось почти 2 млн. узников.

Время идет вперед, но боль истерзанных и уничтоженных людей забвению не подлежит. И поэтому в последний день мая астраханцы вспоминают тех, кто видел Карлаг и Алжир наяву, они несут цветы к скромному обелиску

Отныне здесь – на Родине героев,

афганцам будет памятник стоять…

Галина Водолей

(астраханская поэтесса)

В 2007 году состоялось торжественное открытие обелиска воинам – интернационалистам, погибшим в Афганистане . Этого момента в Астраханке ждали. 51 воин – интернационалист из Астраханского района был в Афганистане. 1 пропал без вести, пятеро погибли. Примечательно, что этот памятник стоит на главной площади села, рядом с обелиском астраханцам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Словно сделан еще один шаг к тому, чтобы уравнять в правах солдат этих двух войн – Великой и другой, необъявленной.

На Астраханской площади так тихо

В бессмертие шагнувшие лежат

В созвездье плит…

А красные гвоздики беспомощно

От холода дрожат

Что жизнь бесценна – пишут все поэты

Распорядиться может лишь герой

Своим последним взорванным рассветом

Ведя других на подвиг за собой…

Годы освоения целинных и залежных земель – яркая, замечательная страница в жизни Астраханского района . Весной 1954 года было создано 5 совхозов-«Астраханский», «Новочеркасский», «Красногвардейский», «Кайнарский», «Степняк». В район прибыло 1337 человек по путевкам комсомола.

Далеко за пределами района известны сейчас имена лучших первоцелинников района: Героев Социалистического Труда Дитюк В.О., Полторьян С.В., Кайдановича А.И., Коротецкого П.Я. и многих других. Все они, как и тысячи других жителей района, сделали все от них зависящее, чтобы хорошела Астраханка. Этот памятник – трактор С-80, поднявший первую целинную борозду поставлен астраханцами навечно на астраханской земле.

Творческий проект «Памятники – хранители истории родного края », проводимый к 24-летию Независимости Республики Казахстан, ярко подтверждает, что «независимость – это право народа на свободу». Народ Казахстана решает, каким идеалам и подвигам жить в сердцах нашей молодежи, о чем важно сохранить память сердца, поэтому за эти 24 года Независимости эти памятники были поставлены в Астраханском районе. Они помогают раскрыть патриотические идеалы казахстанского народа в годы демократического развития Республики Казахстан.

Патриотизм – это проявление лучших чувств, которые только есть в человеке, это сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание с ней ее счастливых и несчастливых дней. Мы считаем, что памятное наследие наших предков играет огромную роль в воспитании казахстанского патриотизма.

Великая степь… Много помнит она

На давно ушедших равняются ныне живущие .

Народная мудрость гласит: «Если ты не знаешь, как жить, - живи как твои предки».

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Истинный патриотизм — это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отделенных друг от друга миллионами световых лет!

Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его "духовной оседлости", для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.

Вот, к примеру, после войны в Ленинград вернулось, как известно, далеко не все довоенное население, тем не менее вновь приехавшие быстро приобрели те особые, ленинградские черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже врата. Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит обогащаться духовно.

Улицы, площади, каналы, дома, парки — напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение — это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой.

Человек — существо нравственно оседлое, даже и тот, кто был кочевником, для него тоже существовала "оседлость" в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек не обладает оседлостью и способен убивать оседлость в других.

Все мною сказанное не значит, что надо приостановить строительство новых сооружений в старых городах, держать их "под стеклянным колпаком" — так искаженно хотят представить позицию защитников исторических памятников некоторые не в меру рьяные сторонники перепланировок и градостроительных "улучшений".

А это значит только, что градостроительство должно основываться на изучении истории развития городов и на выявлении в этой истории всего нового и достойного продолжать свое существование, на изучении корней, на которых оно вырастает. И новое должно также изучаться с этой точки зрения. Иному архитектору, может, и кажется, что он открывает новое, в то время как он только разрушает ценное старое, создавая лишь некоторые "культурные мнимости".

Не все то, что воздвигается нынче в городах, есть новое по своему существу. Подлинно новая ценность возникает в старой культурной среде. Новое ново только относительно старого, как ребенок — по отношению к своим родителям. Нового самого по себе, как самодовлеющего явления, не существует.

Так же точно следует сказать, что простое подражание старому не есть следование традиции. Творческое следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание иногда отмершему.

Возьмем, скажем, такой древний и всем хорошо знакомый русский город, как Новгород. На его примере мне легче всего будет показать свою мысль.

В древнем Новгороде не все, конечно, было строго продумано, хотя продуманность в строительстве древнерусских городов существовала в высокой мере. Были случайные строения, были случайности и в планировке, которые нарушали облик города, но был и его идеальный образ, как он представлялся в течение веков его строителям. Задача истории градостроительства — выявлять эту "идею города", чтобы продолжать ее творчески в современной практике, а не глушить новой застройкой, противоречащей старой.

Новгород строился по обоим низким берегам Волхова, у самих полноводных его истоков. В этом его отличие от большинства других древнерусских городов, стоявших на крутых берегах рек. В тех городах бывало тесно, но из них всегда виднелись на другом берегу заливные луга, столь любимые в Древней Руси широкие просторы. Это ощущение широкого пространства вокруг своих жилищ было характерно и для древнего Новгорода, хотя и стоял он не на крутом берегу. Волхов мощным и широким руслом вытекал из Ильмень-озера, которое хорошо было видно из центра города.

В новгородской повести XVI в. "Видение пономоря Тарасия" описывается, как Тарасий, забравшись на кровлю Хутынского собора, видит оттуда озеро, как бы стоящее над городом, готовое пролиться и затопить Новгород. Перед Великой Отечественной войной, пока еще был собор, я проверял это ощущение: оно действительно очень острое и могло повести к созданию легенды о том, что Ильмень грозил затопить город.

Но Ильмень-озеро виднелось не только с кровли Хутынского собора, но прямо от ворот Детинца, выходящих на Волхов.

В былине о Садко поется, как Садко становится в Новгороде "под башню проезжую", кланяется Ильменю и передает поклон от Волги-реки "славному Ильмень-озеру".

Вид на Ильмень из Детинца, оказывается, не только замечался древними новгородцами, но и ценился. Он был воспет в былине...

Кандидат архитектуры Г. В. Алферова в своей статье "Организация строительства городов в русском государстве в XVI—XVII веках" обращает внимание на "Закон градский", известный на Руси начиная по крайней мере с XIII в. Восходит он к античному градостроительному законодательству, заключающему четыре статьи: "О виде на местность, который представляется из дома", "Относительно видов на сады", "Относительно общественных памятников", "О виде на горы и море". "Согласно этому закону, — пишет Г. В. Алферова, — каждый житель в городе может не допустить строительства на соседнем участке, если новый дом нарушит взаимосвязи наличных жилых сооружений с природой, морем, садами, общественными постройками и памятниками. Византийский закон апопсии (вид, открывающийся от здания) ярко отразился в русском архитектурном законодательстве "Кормчих книг..."".

Русское законодательство начинается с философского рассуждения о том, что каждый новый дом в городе влияет на облик города в целом. "Новое дело творит некто, когда хочет или разрушить, или изменить прежний вид". Поэтому новое строительство или перестройка существующих ветхих домов должны производиться с разрешения местных властей города и согласовываться с соседями: в одном из параграфов закона запрещается лицу, обновляющему старый, ветхий двор, изменять его первоначальный вид, так как если будет надстроен или расширен старый дом, то он может отнять свет и лишить вида ("прозора") соседей.

Особое внимание в русском градостроительном законодательстве обращается на открывающиеся из домов и города виды на луга, перелески, на море (озеро), реку.

Связь Новгорода с окрестной природой не ограничивалась только видами. Она была живой и реальной. Концы Новгорода, его районы, подчиняли себе окружающую местность административно. Прямо от пяти концов (районов) Новгорода веером расходились на огромное пространство подчиненные Новгороду новгородские "пятины" — области. Город со всех сторон был окружен полями, по горизонту вокруг Новгорода шел "хоровод церквей", частично сохранившийся еще и сейчас. Один из наиболее ценных памятников древнерусского градостроительного искусства — это существующее еще и сейчас и примыкающее к Торговой стороне города Красное (красивое) поле. По горизонту этого поля, как ожерелье, виднелись на равных расстояниях друг от друга здания церквей — Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Благовещения на Городце, Нередица, Андрей на Ситке, Кириллов монастырь, Ковалево, Волотово, Хутынь. Ни одно строение, ни одно дерево не мешало видеть этот величественный венец, которым окружил себя Новгород по горизонту, создавая незабываемый образ освоенной, обжитой страны — простора и уюта одновременно.

Сейчас по горизонту Красного поля появляются какие-то бесформенные хозяйственные постройки, само поле зарастает кустарником, который скоро превратится в лес и заслонит собою вид, вал, который издавна служил местом прогулок, особенно прекрасных вечером, когда косые лучи солнца особенно высвечивали белые строения по горизонту, не восстанавливается вид на Ильмень с Торговой стороны Новгорода, не только от Кремля, закрыт валами бесцельно вырытой земли для строительства предполагавшегося водноспортивного канала, по середине русла Волхова стоят громадные быки еще в 1916 г. начатого, но так, к счастью, и не осуществленного железнодорожного моста.

Долг современных градостроителей перед русской культурой — не разрушать идеальный строй наших городов даже в самом малом, а поддерживать его и творчески развивать.

Стоит вспомнить о предложении академика Б. Д. Грекова, высказанном им еще в конце войны, после освобождения Новгорода: "Новый город следует строить несколько ниже по течению Волхова в районе Деревяницкого монастыря, а на месте древнего Новгорода устроить парк-заповедник. Ниже по течению Волхова и территория выше, и строительство будет дешевле: не надо будет нарушать многометровый культурный слой древнего Новгорода дорогостоящими глубокими фундаментами домов".

Это предложение следовало бы учитывать при проектировании новой застройки во многих старых городах. Ведь строительство легче осуществлять там, где оно не будет врезаться в старое. Новые центры древних городов должны строиться вне старых, а старые должны поддерживаться в своих наиболее ценных градостроительных принципах. Архитекторы, строящие в давно сложившихся городах, должны знать их историю и бережно сохранять их красоту.

А как все-таки строить, если это необходимо, рядом со старыми зданиями? Единого метода предложено быть не может, одно бесспорно: новые здания не должны заслонять собой исторические памятники, как это случилось в Новгороде и в Пскове (церковь Сергия с Залужья, застроенная домами-коробками, против Октябрьской гостиницы в центре города или громадное здание кинотеатра, поставленное вплотную к Кремлю). Невозможна также никакая стилизация. Стилизуя, мы убиваем старые памятники, вульгаризуем, а иногда невольно пародируем подлинную красоту.

Приведу такой пример. Один из архитекторов Ленинграда считал самой характерной для города чертой шпили. Шпили в Ленинграде действительно есть, главных три: Петропавловский, Адмиралтейский и на Инженерном (Михайловском) замке. Но когда на Московском проспекте появился новый, довольно высокий, но случайный шпиль на обыкновенном жилом доме, семантическая значимость шпилей, отмечавших в городе главные сооружения, уменьшилась. Была разрушена и замечательная идея "Пулковского меридиана": от Пулковской обсерватории прямо по меридиану шла математически прямая многоверстная магистраль, упиравшаяся в "Адмиралтейскую иглу". Адмиралтейский шпиль был виден от Пулкова, он мерцал золотом вдали и притягивал к себе взор путника, въезжавшего в Ленинград со стороны Москвы. Теперь этот неповторимый вид перебит стоящим посередине Московского проспекта новым жилым домом со шпилем над ним.

Поставленный по необходимости среди старых домов новый дом должен быть "социален", иметь вид современного здания, но не конкурировать с прежней застройкой ни по высоте, ни по прочим архитектурным модулям. Должен сохраняться тот же ритм окон; должна быть гармонирующей окраска.

Но бывают иногда случаи необходимости "достройки" ансамблей. На мой взгляд, удачно закончена застройка Росси на площади Искусств в Ленинграде домом на Инженерной улице, выдержанным в тех же архитектурных формах, что и вся площадь. Перед нами не стилизация, ибо дом в точности совпадает с другими домами площади. Есть смысл в Ленинграде так же гармонично закончить и другую площадь, начатую, но не завершенную Росси — площадь Ломоносова: в дом Росси на площади Ломоносова "врезан" доходный дом XIX в.

Культурную экологию не следует смешивать с наукой реставрации и сохранения отдельных памятников. Культурное прошлое нашей страны должно рассматриваться не по частям, как повелось, а в его целом. Речь должна идти и о том, чтобы сохранить самый характер местности, "ее лица необщее выражение", архитектурный и природный ландшафт. А это значит, что новое строительство должно возможно меньше противостоять старому, с ним гармонировать, сохранять бытовые навыки народа (это ведь тоже "культура") в своих лучших проявлениях. Чувство плеча, чувство ансамбля и чувство эстетических идеалов народа — вот чем необходимо обладать и градостроителю, и в особенности строителю сел. Архитектура должна быть социальной. Культурная экология должна быть частью экологии социальной.

Пока же в науке об экологии нет раздела о культурной среде, позволительно говорить о впечатлениях.

Вот одно из них. В сентябре 1978 г. я был на Бородинском поле вместе с замечательнейшим энтузиастом своего дела реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Обращал ли кто-нибудь внимание на то, какие преданные своему делу люди встречаются именно среди реставраторов и музейных работников? Они лелеют вещи, и вещи платят им за это любовью.

Именно такой, внутренне богатый человек и был со мной на Бородинском поле — Николай Иванович. Пятнадцать лет он не уходит в отпуск: он не может без Бородинского поля. Он живет несколькими днями Бородинской битвы: двадцать шестым августа (по старому стилю) и днями, которые предшествовали битве. Поле Бородина имеет колоссальное воспитательное значение.

Я ненавижу войну, я перенес ленинградскую блокаду, нацистские обстрелы мирных жителей из теплых укрытий в позициях на Дудергофских высотах, я был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу. Может быть, поэтому Бородинская битва, всегда поражавшая меня своей нравственной силой, обрела для меня новый смысл. Русские солдаты отбили на батарее Раевского восемь ожесточеннейших атак, следовавших одна за другой с неслыханным упорством. Под конец солдаты обеих армий сражались в полной тьме, на ощупь. Нравственная сила русских была удесятерена необходимостью защитить Москву. И мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.

И здесь, на этой национальной святыне, политой кровью защитников Родины, в 1932 г. был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Те, кто это сделал, совершили преступление против самого благородного из чувств — признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину, командовавшему с необыкновенным мужеством и искусством русскими войсками в самом опасном месте битвы. Как расценить тех, кто в те же годы намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели Тучкова Четвертого его вдовой: "Довольно хранить остатки рабского прошлого!" Понадобилось вмешательство газеты "Правда" в 1938 г., чтобы надпись эта была уничтожена.

И еще о чем хотелось бы вспомнить. Город, в котором я родился и живу всю жизнь, — Ленинград, связан прежде всего в своем архитектурном облике с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Прямо в лоб: первое большое здание Ленинграда и Растрелли! Оно было в очень плохом состоянии — стояло близко от линии фронта, но советские бойцы сделали все, чтобы сохранить его. И если бы его реставрировать, какой праздничной была бы эта увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто на его месте, пусто в душе, когда это место проезжаешь.

Кто же эти люди, убивающие живое прошлое, прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы — из тех, которым очень хочется поставить "свое творение" на выигрышном месте.

Иногда это реставраторы, заботящиеся о том, чтобы выбирать себе наиболее "выгодные" объекты, о том, чтобы восстановленное произведение искусства принесло им славу, и восстанавливающие старину по своим собственным, иногда очень примитивным представлениям о красоте.

Иногда же это совсем случайные люди: "туристы", разводящие костры вблизи памятников, оставляющие свои надписи или выковыривающие изразцы "на память". И за этих случайных людей ответственны все мы. Мы должны позаботиться о том, чтобы таких случайных убийц не было, чтобы вокруг памятников был нормальный нравственный климат, чтобы все — от школьников и до работников городских и областных организаций — знали, какие памятники доверились их знаниям, их общей культуре, их чувству ответственности перед будущим.

Одних запрещений, инструкций и досок с указанием "Охраняется государством" недостаточно. Надо, чтобы факты хулиганского или безответственного отношения к культурному наследию неукоснительно разбирались в судах и виновных строго наказывали. Но и этого мало. Совершенно необходимо в программе средней школы ввести преподавание краеведения с основами биологической и культурной экологии, шире создавать в школах кружки по истории и природе родного края. К патриотизму нельзя призывать, его нужно заботливо воспитывать.

Итак, экология культуры!

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры, к тому же весьма принципиальное.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря, можно восстановить леса, поголовье животных, конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной вид растений. Удалось же восстановить зубров — и на Кавказе, и в Беловежской Пуще, даже поселить в Бескидах, то есть там, где их раньше и не было. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она "живая". Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесенные ей извне — пожарами, вырубками, ядовитой пылью, сточными водами.

Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

"Запас" памятников культуры, "запас" культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, уничтожают и то, что в земле еще не открыто, и то, что над землей, — уже служившее людям. Даже сами реставраторы, руководствуясь своими собственными, недостаточно проверенными теориями или современными представлениями о красоте, становятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.

Градостроителям, как никому, нужны знания в области экологии культуры.

В первые годы после Великой Октябрьской революции краеведение переживало бурный расцвет. По различным причинам в тридцатые годы оно почти прекратило свое существование, специальные институты и многие краеведческие музеи были закрыты. А краеведение как раз и воспитывает живую любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. На его основе можно серьезнее и глубже решать местные экологические проблемы. Давно высказывалось мнение, что краеведение следует ввести в качестве дисциплины в школьные учебные программы. До сих пор этот вопрос остается открытым.

А для этого нужны знания, и не только краеведческие, но и более глубокие, объединяемые в особую научную дисциплину — экологию культуры.

Введение С. 2-3

Глава I. Возвращения к историко-культурному наследию
прошлого. С. 3-4

Глава II. Роль церкви в судьбе казачестваС. 5-10

Глава III. Судьба православных храмов нашего края С. 10-19

Заключение С. 19-20

Литература и источники С. 21-22

Введение
Любовь к своейстране, своему народу память предков есть то начало, которое по- настоящему освящает жизнь каждого из нас, приносит счастье, делает нас сильными и едиными. Разве это не та национальная идея, которую мы сегодня ищем, не патриотизм, как чувство ответственности перед потомками за сохранение и преумножение культурных традиций и ценностей своего народа.
Конституция Российской - статья 44, закрепляет правокаждого гражданина на доступ к культурным ценностям и обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Но, ни один закон не может заставить душу человека любить свое прошлое бескорыстно, не по закону, а нравственно, с его ошибками и тяжелыми воспоминаниями, светло и искренне, с чувством ответственности за всё – и прошлое, инастоящее, и будущее. А начинается все с любви к родному краю, городу, а затем и к человеческой культуре.
Можно ли полюбить храм, разрушенный временем, традиции прошлого, которые сегодня кажутся, подчас, наивными, смешными, не вписывающимися в нашу жизнь? Можно и нужно, ведь это твои корни, твои истоки, без которых невозможна жизнь!
Сегодня народ земли хоперской обращается к своим истокам иистории, изучая их, возрождая православные храмы, восхищаясь щедростью и широтой души предков, великолепием храмов, созданных их стараниями и пожертвованиями.
Целью нашей работы является:
изучить судьбу православных храмов и роль церкви в истории казачества как элемент культурного наследия родного края.

Для решения целей поставлены задачи:
- актуализировать проблему духовно-нравственного восприятияи культурно-исторического наследия;
- показать, как воздвигались отечественные святыни, какие шедевры создавались в области культуры стараниями и талантами народа;
- формирование интереса к изучению православных традиций казачества хопёрского края, как одного из путей развития гражданского самосознания и патриотизма.
Объект исследования: православные храмы города Урюпинска иУрюпинского района, сохранившиеся до наших дней, разрушенные и восстанавливающиеся сегодня.
Предмет: история православных традиций казачества и роль церкви в жизни Прихоперья.
Гипотеза: цель данной работы будет достигнута, если проследить историю становления православной веры в казачьих станицах нашего края и судьбу православных храмов как основу культурного наследия родного края.
Методы:
- анализисторико-краеведческой публицистической литературы;
- работа с документами церковных архивов материалами музея;
- интервьюирование церковнослужителей местных приходов.
Глава I. Возвращения к историко-культурному наследию прошлого.
Многие памятники культуры сегодня утрачены. Их потери невосстановимы, а воссозданные вновь эти памятники теряют свою индивидуальность, связь с эпохой, с мастерами, ихсоздавшими. Памятники культуры неповторимы и даже восстановленные заново, они только «портрет», видимость эпохи, ведь портреты мертвы. Наличие памятников культуры ограничено, оно измеряется не количеством, яркостью и красотой, а способностью источать дух эпохи, наполнять душу гордостью за свое прошлое и любовью к настоящему.
Много ошибок, трагических просчетов и...

Надежда Борисова
Проект. Тема: «Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное

учреждение детский сад № 7 "Сказка" городского округа

город Мантурово Костромской области.

ПРОЕКТ

Тема: «Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края»

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время остро стоит вопрос по сохранению традиционных нравственных ценностей. воспитание любви к Родине. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового "Отчизне посвящать души прекрасные порывы", начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, страны, если лишён памяти о своём наследии?

Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. В Государственном гимне России наша Родина зовётся "священной державой", "хранимая Богом родная земля". Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина. Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века были неразделимы и означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре.

Вся отечественная культура зиждется на духовной основе. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия. Без знания основ православия невозможно понять наследие русской культуры, это литературные произведения Пушкина А. С. ("Отче наш", Пророк, Сказка о рыбаке и рыбке, Великопостная Молитва и множество других, Достоевского Ф. М. («Братья Карамазовы», Преступление и наказание и все другие, Гоголя Н. В. («Тарас Бульба» и д. р). Гоголь не только писатель-сатирик, обличитель пороков, блестящий юморист, но и начинатель в русской литературе святоотеческой традиции, религиозный мыслитель. Это подтверждает в своих работах доктор филологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В. А. Воропаев, который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества. Православное мировоззрение композиторов: Мусорского М. П., Рахманинова С. В., Чайковского П. И., отложило отпечаток на их музыкальные произведения. Глубокие переживания православной веры выразились в работах художников и иконописцев, начиная от Андрея Рублева и продолжая картинами: Иванова А. А. («Явление Христа народу», Крамского И. Н. («Христос в пустыне», Репина И. Е. ("Иов и его друзья", Левитана И. И. («Над вечным покоем», Нестерова М. В. («Душа народа») и множеством других художников. Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Вместе с тем для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Эти высокие чувства необходимо формировать с детства, иначе во взрослой жизни человек не поймет наследие русской культуры, а следовательно перестанет быть русским. Поэтому духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно. Именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Сохраняя историческую преемственность поколений к духовным ценностям, передается любовь к святыням русского народа. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца». Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у святых старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. Ярким примером такого строительства является Храм Христа Спасителя - это памятник победы в Отечественной войне 1812 года.

Актуальность данной проблемы по сохранению традиционных нравственных ценностей, знание истории своей малой Родины, её святых мест подтверждают данные социологических опросов среди молодежи. Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей какого-либо храма, часовни, монастыря своей малой Родины. Каждый третий уверен, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры. Пятая часть респондентов затруднилась ответить на вопрос "Что такое храм?", а каждый четвертый не знает, что такое монастырь.

Поэтому, чтобы в процессе воспитания соблюдалась историческая преемственность поколений, выбрана тема проекта: "Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края"

Цель проекта: познание духовного наследия и исторического прошлого нашей малой Родины, через храмовые объекты, как духовные и культурные памятники.

Задачи проекта:

1. создать маршрутный лист по изучению выбранной темы

2. познакомить детей с особенностями возникновения храма, его историей, архитектурой и внутренним устройством;

3. развивать в детях умение выражать собственное мнение, выдвигать предположение (гипотезу, анализировать, развивать связную речь, обогащать активный словарь, живо реагировать на происходящее.

4. воспитывать в детях традиционные нравственные ценности, интерес к изучению истории родного края, чувство сопричастности к истории родного края.

5. вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме проекта.

Объект - процесс формирования нравственно- патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с духовным наследием, через храмовые объекты, как культурные памятники родного края.

Предмет - нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта: исследовательско-познавательный.

Сроки реализации: краткосрочный.

Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы: экскурсии, беседы, творческая деятельность детей (самостоятельная и с родителями, непосредственная образовательная деятельность, рассматривание иллюстраций и фотографий, выдвижение гипотезы, обследовательские действия, сравнения, вопросы, рассказы, пояснения.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги, настоятель Свято-Никольского храма.

Гипотеза: не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к Родине, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории родного края через храмовые объекты, как духовные и культурные памятники, будут ориентироваться на традиционные духовные ценности, начнут проявлять интерес к событиям родного края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Планируемые результаты:

Освоение детьми доступных знаний об истории родного края через храмовый объект, как духовный и культурный памятник.

Дети покажут свои знания в беседах, творческих заданиях, других видах деятельности

Развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, умение выражать собственное мнение, выдвигать предположение (гипотезу, анализировать, живо реагировать на происходящее.

Продукты проекта.

Для детей: художественное творчество

Для педагогов: презентация проекта

Для родителей: фоторепортаж: «Экскурсия по Свято-Никольскому храму».

Этапы работа над проектом.

I этап проекта – подготовительный

Подготовка проекта:

Знакомство с информацией о православных храмах;

Постановка целей и задач проекта;

Подбор методической, художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;

Определение участников проекта;

Определение срока реализации проекта;

Создание маршрутного листа по изучению детьми выбранной темы;

Создание условий для самостоятельной деятельности детей и родителей.

Маршрутный лист.

Первый день.

Посещение библиотеки.

Проведение НОД

«Значение храма

в истории родного края.

Храм и его внешнее устройство»

Второй день.

Экскурсия в Свято-Никольский храм.

Знакомство детей с внутренним устройством храма.

Третий день.

Продуктивная деятельность.

II Этап - практические шаги по реализации проекта.

Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в четырех образовательных областях: познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Работа с детьми:

Уточнение представлений детей о том, что такое храм, обращение к личному опыту детей;

Постановка проблемы: "Для чего строили храмы?" "Как устроен храм?";

Рассматривание иллюстраций и фотографий;

Проведение непосредственной образовательной деятельности на тему: «Значение храма для истории родного края. Храм и его внешнее устройство»;

Проведение экскурсии по Свято-Никольскому храму города Мантурово;

Творческие задания: рисунки, аппликации из бумаги.

Работа с родителями:

Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме проекта;

Выявить мнение родителей по вопросу духовно-нравственного воспитания детей на основе ознакомления с Мантуровским храмом как памятником истории и культуры родного края;

Консультация для родителей: «Что такое храм. Храм и его внешнее устройство»;

Разучивание стихов и загадок с детьми дома;

Совместное участие детей и родителей в экскурсии по храму, знакомство с его внутренним устройством;

Создание родителями фоторепортажа: «Экскурсия по Свято-Никольскому храму».

III Этап - Заключительный.

Данный проект позволяет решать проблему по сохранению традиционных нравственных ценностей, знание истории своей малой Родины, её святых мест. Современный человек без знания основ православия не сможет понять ни гимна России, где наша Родина зовётся "священной державой", "хранимая Богом родная земля", ни Кремль с его златоглавыми куполами, ни наследия русской культуры, а следовательно перестанет быть русским.

Нравственно-патриотические чувства необходимо формировать с детства. Именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Соответствуя возрасту, уровню развития, соблюдая требования программы обучения и воспитания, а также сохраняя историческую преемственность поколений к духовным ценностям, передается любовь к святыням русского народа.

Роль воспитателя в формировании нравственных качеств дошкольников огромна. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители. Вовлеченность родителей в образовательный процесс помогла достигнуть заключительного этапа проекта.

На заключительном этапе были созданы продукты проекта:

Родителями: фоторепортаж: "Экскурсия по Свято-Никольскому храму".

Педагогами: презентация проекта;

Детьми: художественное творчество.

В ходе реализации проекта дети приобрели доступные их возрасту знания об истории родного края через храмовые объекты, как духовные и культурные памятники, стали ориентироваться на традиционные духовные ценности, начали проявлять интерес к событиям родного края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.

Литература.

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004.

2. Воропаев В. А. Николай Гоголь: опыт духовной биографии. М., 2008

3. Захарова Л. А. Учебно-методический комплект "Вертоград"

4. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008

5. Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М.

6. Торопов С. Н. «История православных приходов Мантуровской земли» 2008