Повреждение картины репина в третьяковке. Пьяный посетитель попытался уничтожить картину ильи репина в третьяковской галерее. Отрывок из обращения

Третьяковская галерея чуть не лишилась одного из своих шедевров. Картину Репина, известную в народе как «Иван Грозный убивает своего сына», придется реставрировать. Ее попытался уничтожить посетитель, который на допросе сказал, что выпил водки, и полотно его возмутило. Это покушение – не первое.

Полотно Илья Репина «Иван Грозный и сын его Иван» находилось на стене, а нападавший бил по картине столбиком ограждения. Сейчас картинки убрали из экспозиции, оно находится в реставрационной мастерской. Зал закрыт для посетителей.

Атака произошла вечером, перед самым закрытием Третьяковки. Стекло, которое поддерживало нужный климат для сохранения шедевра, но не защищало от ударов.

Вандала задержала столичная полиция. Мужчине 37 лет, он приехал из Воронежа. Сначала появилась информация, что он пытался уничтожить полотно из-за исторической неправды изображения, якобы он не согласен с сюжетом, где Иван Грозный наносит смертельный удар сыну. Но оказалось, что во всем виноват алкоголь. Объяснения разгулявшегося гостя столицы тоже шедевр.

«Поехал, приехал посмотреть на нее. В восемь вечера зашел, уже хотел было уходить в буфет. Выпил 100 граммов водки. Водку не пью, вот и накрыло что-то», – рассказал задержанный.

«Поступок свой осознаете?», – поинтересовались правоохранители.

«Да», – ответил он.

И за этот поступок мужчине грозит три года тюрьмы. Заведено уголовное дело по статье «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия». Задержанного доставили в Замоскворецкий суд Москвы, где ему должны избрать меру пресечения. А в Третьяковке решают, как будут спасать один из самых известных шедевров России. Гендиректор галереи Зельфира Трегулова во время инцидента была в загранкомандировке и срочно возвращается в Москву. Всю информацию она получает дистанционно

«Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное – изображения лиц и рук царя и царевича – не пострадали. Реставраторы Третьяковской галереи незамедлительно приступают к изучению последствий нанесенных ударов и выработке последовательной программы по восстановлению произведения. Среди первоочередных действий – проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны», – говорится в сообщении пресс-службы галереи.

По предварительным оценкам, ущерб от действий вандала оценили в полмиллиона рублей. Сколько времени займет восстановление пока неясно. Порой такие работы занимают несколько лет.

«Реставраторы просто соединяют стык в стык холст и далее, и далее по технологии подводят грунт и происходит живописное восстановление. То есть наносят практически невидимые тонировки, которые практически не отливаются от авторских», – рассказал реставратор Игорь Бородин.

Больше ста лет назад на этой же картине уже воссоздавали лица фактически заново. Тогда это делал сам Репин, после того как 29-летний иконописец старообрядец Абрам Балашов изрезал полотно. Удар не смог вынести один из хранителей галереи и покончил с собой. Сам Репин говорил о том, что его полотно наводит ужас и необъяснимо влияет на психику. Мастеру приходилось прекращать работу над картиной – он отворачивался, прятал холст. Эту будто мистическую череду потрясений психологи объясняют так называемым синдромом Стендаля, когда искусство так сильно возмущает, поражает и, в прямом смысле, сводит с ума.

«Это возникает, когда люди оказываются возле каких-либо очень сильных произведений искусства. Могут возникать галлюцинации или изменения сознания, иногда люди уничтожают эти предметы», – отметил психолог Александр Тхостов.

Нападения на особо выразительные шедевры, к сожалению, случаются нередко. Один из самых известных случаев, когда в 1985 году в Эрмитаже психически неуравновешенный мужчина облил серной кислотой и порезал ножом знаменитое полотно Рембрандта «Даная». 12 лет трудились реставраторы, чтобы сохранить шедевр. Дыру от удара кулаком оставили в картине французского живописца Клода Моне – дело рук молодого вандала, пробравшегося в галерею ночью.

И, конечно, какие только атаки не терпела «Джоконда» Леонардо да Винчи. В Лувре в нее кидали камни, пытались облить краской. Одни долго вынашивали план атаки, другим он приходил в голову внезапно. До или после буфета мужчина возмутился изображением, и был ли он вменяем, еще предстоит установить правоохранителям. Уже завтра 30-й зал Третьяковской галереи будет открыт, но пока без шедевра.

Вечером в пятницу, 25 мая, посетитель Третьяковской галереи нанёс по застеклённому полотну картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» несколько ударов металлической стойкой ограждения. В пресс-службе музея отметили, что полотно получило серьёзные повреждения, однако самые ценные элементы картины, по счастливой случайности, не пострадали. Как сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк, повредивший полотно мужчина был оперативно задержан сотрудниками полиции.

«Картине нанесены серьёзные повреждения. Холст прорван в трёх местах в центральной части работы, на фигуре царевича. От падения стекла . По счастливой случайности... изображения лиц и рук царя и царевича не пострадали», — приводит Интерфакс сообщение пресс-службы.

На место прибыли главный хранитель, реставраторы, руководство службы безопасности музея, а также сотрудники специализированной фирмы, работающей с произведениями искусства. Были проведены неотложные аварийные действия. Специалисты извлекли осколки стекла, а также произвели демонтаж картины и рамы. Затем работу перенесли в реставрационную мастерскую музея.

По данным пресс-службы, будет созван расширенный реставрационный совет, куда пригласят ведущих российских специалистов.

Всему виной алкоголь

Академик Российской академии художеств, заместитель председателя Союза художников России Сергей Заграевский в разговоре с RT напомнил, что картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в прошлом вызывала неоднозначную реакцию. В частности, Минкультуры предлагали убрать произведение, которое, по мнению некоторых, порочит изображение русского царя, в запасник.

Именно предполагаемая недостоверность исторических фактов, изображённых Репиным, якобы побудила 37-летнего жителя Воронежской области на совершение преступных действий, передаёт ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах.

По данным МВД России, в отношении мужчины по ч. 1 ст. 243 УК России («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия»). Наказание по этой статье варьируется от крупного денежного штрафа и обязательных работ до тюремного заключения на срок до трёх лет.

По словам самого задержанного, он осознаёт тяжесть содеянного. Вандал объяснил свой поступок влиянием алкоголя.

«Стойкой нанёс (удары. — RT ), приехал посмотреть на неё (картину. — RT ). В восемь вечера зашёл, уже хотел уходить, зашёл в буфет, выпил 100 г водки и что-то... Водку не пью, вот и накрыло», — заявил мужчина.

«Реставрация сродни медицине»

Реставрация картины займёт от месяца до года, заявил в разговоре с RT искусствовед и художник-реставратор Юрий Ланглебен.

«В Третьяковской галерее очень сильный отдел реставрации. В частности, есть отдел реставрации масляной живописи, там свои специалисты. Если их квалификации недостаточно, то по решению реставрационного совета будут привлечены какие-то более мощные силы. Но я думаю, что они своими силами вполне справятся», — заявил искусствовед.

По его словам, в московском музее есть всё оборудование, необходимое для проведения реставрационных работ. Эксперт подчеркнул, что специалисты стараются применять материалы, аналогичные использованным автором произведения.

«Все методики, которые будут предложены реставраторами, должны быть утверждены на реставрационном совете. Может быть, как в медицине, несколько вариантов. У каждого профессора свой подход, когда собирается консилиум, один медик предлагает один ход лечения, а второй — другой. Точно так же и в реставрации. Есть несколько подходов, и из них выбирают оптимальный, который менее травматичен. Такой же принцип, как в медицине: не навреди», — заключил Ланглебен.

«Нападение спустя век»

Между тем Сергей Заграевский заметил, что это уже второй случай нападения на картину Ильи Репина — первый произошёл более 100 лет назад. Тогда полотно было порезано ножом из идеологических соображений, а художник-живописец Георгий Хруслов, хранитель Третьяковской галереи, покончил с собой после известия о повреждении произведения.

«Данная картина вошла в историю русского искусства как первое полотно, подвергшееся нападению. Это произошло в 1913 году, когда некий старообрядец из идеологических соображений (мол, русский царь так показан) разрезал картину ножом в нескольких местах. Тогда ещё стекла не было, и картина оказалась очень серьёзно повреждена. Лица царя и царевича были сильно испорчены. Реставрация шла много лет. Так что сейчас уже второй случай», — заявил эксперт.

По его словам, необходимо установить степень повреждений, нанесённых картине, чтобы точнее определить сроки реставрации, которая может растянуться на несколько лет.

«Работа предстоит большая. Возможно, мы не увидим эту картину несколько лет, если будет решено, что надо делать комплексную реставрацию. Поскольку прорван холст, в любом случае предстоит достаточно кропотливая работа по его сшиванию, а также восстановлению красочного слоя», — пояснил собеседник.

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна как «Иван Грозный убивает своего сына») написана Ильёй Репиным в 1885 году. Полотно изображает знаменитый эпизод из жизни царя, когда он, по одной из версий, в припадке гнева нанёс смертельный удар своему сыну — царевичу Ивану.

МОСКВА, 26 мая. /ТАСС/. Серьезные повреждения нанесены картине "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" в результате нападения вандала в пятницу вечером - холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. Об этом сообщает пресс-служба Третьяковской галереи в субботу.

"В результате ударов толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито. Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное - изображения лиц и рук царя и царевича - не пострадали", - уточнили в пресс-службе.

"После получения информации о случившемся в музее для принятия неотложных мер по спасению произведения на место происшествия незамедлительно прибыли главный хранитель, реставраторы, руководство службы безопасности музея, а также сотрудники специализированной фирмы по работе с произведениями искусства. <...> По окончании первичных оперативно-следственных мероприятий реставраторы музея провели неотложные аварийные работы - извлечены осколки стекла, произведен демонтаж картины и рамы, после чего работа была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея", -добавили в Третьяковке.

Реставраторы галереи изучают последствия нанесенных ударов и работают над последовательной программой по восстановлению произведения. "Среди первоочередных действий - проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны", - сообщили в пресс-службе.

В Третьяковке добавили, что гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова находится в заграничной командировке, но получает оперативную информацию, постоянно контактирует с сотрудниками музея по телефону и сообщает о происходящем руководству Минкультуры РФ.

Уголовное дело

Полицейские в Москве задержали злоумышленника, сообщила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк.

"Вечером в пятницу в полицию от сотрудника охраны Государственной Третьяковской галереи поступило сообщение о повреждении картины. Прибывшими на место сотрудниками полиции был задержан гражданин, который металлическим столбиком ограждения разбил стекло картины и повредил полотно", - сказала Волк.

Возбуждено уголовное дело по статье "Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей)", - отметила она.

Источник ТАСС сообщил, что задержанным оказался 37-летний приезжий из Воронежа. "Задержанный за повреждение картины в Третьяковской галерее 37-летний мужчина пояснил полиции, что повредил картину из-за недостоверности изображенных на полотне исторических фактов", - сказал собеседник агентства. Он добавил, что инцидент произошел около 21:00 в пятницу. По его словам, в Москве мужчина находился без регистрации.

Это уже не первый случай попыток повреждения этой картины. Согласно открытым источникам данных, 16 января 1913 года двадцатидевятилетний иконописец и старообрядец Абрам Балашов нанес по полотну три удара ножом. После этого Репину пришлось заново воссоздавать лица изображенных на нем царя и царевича. Узнав о порче картины, хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов покончил с собой.

В Государственной Третьяковской галерее рассказали об инциденте, в ходе которого вандал повредил одну из самых известных картин великого русского живописца Ильи « и сын его Иван 16 ноября 1581 года», датированную 1885 годом.

«Вечером 25 мая прямо перед закрытием музея, во время комиссионного обхода постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке мужчина из числа последних посетителей музея прорвался в уже пустой зал И.Е. Репина сквозь группу сотрудников Третьяковской галереи, которые проводили плановый осмотр залов перед их закрытием, и нанес по застекленному полотну картины «Иван Грозный и сын его Иван…» несколько ударов металлической стойкой ограждения», — говорится в пояснении музея.

В результате ударов толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито.

«Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича.

От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное — изображения лиц и рук царя и царевича — не пострадали. Благодаря профессиональным и самоотверженным действиям музейных смотрителей и сотрудников службы безопасности Третьяковской галереи вандал был обезврежен, задержан и передан . С ним ведутся следственные действия», — указывается в сообщении галереи.

Для принятия неотложных мер по спасению картины на место происшествия прибыли главный хранитель, реставраторы, руководство службы безопасности музея, а также сотрудники специализированной фирмы по работе с произведениями искусства. По словам представителей музея, генеральный директор Третьяковки находится в заграничной командировке, но владеет оперативной информацией, постоянно контактирует с сотрудниками музея по телефону, сообщает о происходящем руководству .

«По окончании первичных оперативно-следственных мероприятий, реставраторы музея провели неотложные аварийные работы — извлечены осколки стекла, произведен демонтаж картины и рамы, после чего работа была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея. Реставраторы Третьяковской галереи незамедлительно приступают к изучению последствий нанесенных ударов и выработке последовательной программы по восстановлению произведения.

Среди первоочередных действий — проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны», — резюмируется объявление музея.

Картину повредил безработный мужчина. Игорь Подпорин приехал из Воронежской области. В Москве он нигде не живет. Вандал пришел в галерею, где решил напасть на картину из-за «недостоверности изображенных исторических фактов», передает ФАН . Впрочем, вскоре в ходе допроса в полиции вандал привел уже другую версию, сообщает РЕН-ТВ .

«Приехал посмотреть на картину. В восемь вечера хотел было уходить, но зашел в буфет. Выпил 100 грамм водки. Я водку не пью. И меня накрыло что-то», — пояснил Подпорин.

Академик Российской академии художеств, заместитель председателя Союза художников России Сергей Заграевский рассказал, что атака на полотно происходит не в первый раз, передает RT .

«Данная картина вошла в историю русского искусства как первая, когда-то подвергшаяся нападению. Это произошло в 1913 году, когда некий старообрядец из идеологических соображений, что русский царь так показан, разрезал ее ножом в нескольких местах. Тогда еще стекла не было, и картина оказалась очень серьезно повреждена. Лица царя и царевича были сильно испорчены. Реставрация шла много лет. Так что сейчас это уже второй случай», — рассказал специалист.

«Все зависит от того, какие повреждения нанесены. Как правило, реставрация — это заодно и повод не только какие-то повреждения исправить, но и полностью отреставрировать картину: восстановить краски, лак, если он был, раму, потому что в произошедшем вчера инциденте пострадала и она. Работа предстоит большая. Возможно,

мы не увидим эту картину несколько лет,

если будет сейчас решено, что надо делать комплексную реставрацию. Ну и поскольку прорван холст, то это в любом случае достаточно кропотливая работа по его сшиванию, а также восстановлению красочного слоя», — отметил эксперт.

Заграевский также подчеркнул, что картина вызывала и продолжает вызывать у людей неоднозначные эмоции. Он напомнил, что несколько лет назад общественные активисты даже обращались в Министерство культуры России с просьбой убрать в запасники, по их мнению, порочащее русского царя изображение. В связи с этим эксперт предположил, что целесообразнее было бы держать картину под бронированным стеклом.