Правильно ли суждение свобода есть осознанная необходимость. Свобода – это осознанная необходимость

ПРО СВОБОДУ И НЕОБХОДИМОСТЬ

"СВОБОДА ЕСТЬ ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ" - откуда взялся этот странный лозунг? Кому первому пришло в голову отождествить свободу с необходимостью, пусть даже "осознанной"?

Кое-кто утверждает, что это был Спиноза. Например, анонимный автор статьи "Свобода и необходимость" в "Философском словаре" 1963 г. уверенно заявляет: "Научное объяснение С. и н. основано на признании их органической взаимосвязи. Первая попытка обоснования этой т. зр. принадлежит Спинозе, к-рый определял С. как осознанную Н." Однако, чтобы делать такие заявления, надо, как минимум, не читать Спинозу. Для Спинозы-то "ИСТИННАЯ СВОБОДА СОСТОИТ ТОЛЬКО В ТОМ, ЧТО ПЕРВАЯ ПРИЧИНА [ДЕЙСТВИЯ] НЕ ПОБУЖДАЕТСЯ И НЕ ПРИНУЖДАЕТСЯ НИЧЕМ ИНЫМ и только через свое совершенство есть причина всякого совершенства". Такая свобода, по мнению Спинозы, доступна только Богу. Человеческую же свободу он определяет следующим образом: "она есть ПРОЧНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ, КОТОРОЕ НАШ РАЗУМ ПОЛУЧАЕТ БЛАГОДАРЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ СОЕДИНЕНИЮ С БОГОМ, с тем чтобы вызвать в себе идеи, а вне себя действия, согласующиеся с Его природой; причем Его действия не должны быть подчинены никаким внешним причинам, которые могли бы их изменить или преобразовать" ("О Боге, человеке и его счастье", пер. А.И.Рубин). Ну, и где же тут "осознанная Н."?

Кое-кто приписывает "осознанную необходимость" Энгельсу. Например, Иосиф Сталин в своей беседе об учебнике "Политическая экономия" (1941) говорит об этом как о само собой разумеющемся: "Энгельс писал в "Анти-Дюринге" о переходе от необходимости к свободе, писал о свободе как ОСОЗНАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ". Должно быть, Энгельса он не читал, поскольку в упомянутой работе сказано буквально следующее:

"Гегель первый правильно представил соотношение свободы и необходимости. Для него СВОБОДА ЕСТЬ ПОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ. "Слепа необходимость, лишь поскольку она не понята". Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определённых целей".

("Hegel war der erste, der das Verhältnis von Freiheit und Notwendigkeit richtig darstellte. Für ihn ist die FREIHEIT DIE EINSICHT IN DIE NOTWENDIGKEIT. "Blind ist die Notwendigkeit nur, insofern dieselbe nicht begriffen wird". Nicht in der geträumten Unabhängigkeit von den Naturgesetzen liegt die Freiheit, sondern in der Erkenntnis dieser Gesetze, und in der damit gegebnen Möglichkeit, sie planmäßig zu bestimmten Zwecken wirken zu lassen".)

ГЕГЕЛЬ, однако, ни разу не называл свободу "ПОЗНАНИЕМ НЕОБХОДИМОСТИ". Писал он о том, что "свобода, воплощаясь в действительности некоего мира, принимает форму необходимости" (die Freiheit, zur Wirklichkeit einer Welt gestaltet, erhält die Form von Notwendigkeit), и ещё неоднократно называл свободу "die Wahrheit der Notwendigkeit" ("ИСТИНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ"), что бы это ни значило. А ещё в его трудах не меньше десятка разных определений свободы - но именно Энгельсовой формулировки там как раз и нету.

Тут, пожалуй, надо бы пояснить, какую "необходимость" Гегель имел в виду. С "предметами первой необходимости" она никак не связана. Notwendigkeit, о которой он толкует - это когда последующие факты "необходимым образом" следуют из предыдущих. Проще говоря, "неизбежность" или "обусловленность". Или даже "карма", как некоторые выражаются. Ну, а Freiheit в данном контексте - это не "отсутствие препятствий к движению", а свобода воли. Иными словами, Гегель пытается доказать, что сознательная воля человека делает возможное неизбежным - ну, или что-то вроде того. Понять его нелегко даже по-немецки, и выводы из его туманных речей можно сделать какие угодно.

Энгельс, как мы уже видели, понял по-своему. Абстрактную "истину" превратил в более конкретное "понимание", привязал к научному мировоззрению, подписал именем Гегеля и передал дальше. А дальше были русские марксисты с их специфическим пониманием всего на свете.

К чести ЛЕНИНА, следует отметить, что Энгельса переврал не он. Соответствующее место из "Анти-Дюринга" в его работе "Материализм и эмпириокритицизм" переведено вполне корректно:

"В особенности надо отметить взгляд Маркса на отношение свободы к необходимости: "слепа необходимость, пока она не сознана. Свобода есть СОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ" (Энгельс в «Анти-Дюринге») = признание объективной закономерности природы и диалектического превращения необходимости в свободу (наравне с превращением непознанной, но познаваемой, «вещи в себе» в «вещь для нас», «сущности вещей» в «явления»)".

Einsicht, в принципе, допустимо переводить и как "познание", и как "осознание", и даже как "ознакомление" - вариантов множество. Но есть нюансы. "Сознание" по-русски - это не просто "знакомство с чем-либо", но ещё и "субъективная переживаемость событий внешнего мира". Иными словами, "познавая" необходимость, мы всего лишь получаем о ней информацию; а "сознавая" необходимость - ещё и переживаем её субъективно. ПОЗНАЁМ мы обычно мир, себя и другие интересные вещи, а СОЗНАЁМ свой долг, свою вину и прочий негатив - так уж русское словоупотребление устроено.

Сознавал ли это Владимир Ильич? Гадать не берусь, но одно несомненно: свободу с необходимостью отождествил не он, не Маркс, не Энгельс и не Гегель, и уж, тем более, не Спиноза. Спиноза, как вы помните, называл свободу "прочным существованием", Гегель - "истиной", Энгельс - "познанием", Ленин - "сознанием". Ну, а Маркс тут вовсе ни при чём.

Так откуда же она взялась, эта "осознанная необходимость"? Смешно говорить - но, похоже, она сама собой зародилась из ленинской формулировки в умах людей, которые знали русский язык не настолько хорошо, чтобы чувствовать разницу между отглагольным существительным и причастием. Среди ранних теоретиков марксизма-ленинизма таких авторов было много, творениям их несть числа, и поди сейчас разберись, кто из них первым слепил этот оксюморон и насколько осознанно он это сделал. Но вот же, прижилось и чуть ли не лозунгом стало. Так вот бывает, да.

UPD 11/05/2016: Автор "осознанной необходимости" всё-таки нашёлся! Это был Плеханов. Вот цитата: «Зиммель говорит, что свобода есть всегда свобода от чего-нибудь и что там, где свобода не мыслится как противоположность связанности, она не имеет смысла. Это, конечно, так. Но на основании этой маленькой азбучной истины нельзя опровергнуть то положение, составляющее одно из гениальнейших открытий, когда-либо сделанных философской мыслью, что свобода есть сознанная необходимость ».

[Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории / Избранные философские произведения в пяти томах. Т. 2. - М.: Государственное Издательство Политической литературы, 1956. С. 307]

Большое спасибо жж-юзеру sanin, совершившему это удивительное открытие!

свобода свобода ? Как мы видим, даже иллюзии свободы Свобода

https://www.сайт/journal/139891

Развитие цивилизации не оставило нам выбора - мы зависим друг от друга абсолютно во всём… А как же свобода ? Мы ощущаем её потерю? И была ли у нас свобода ? Как мы видим, даже иллюзии свободы у нас не было - мы зависимы от законов природы, от общества, которое нас окружает, мы не... труд уважением. Нам хочется такой зависимости, когда отдавая, мы получаем и даём вновь… В этом Свобода - осознать свою Несвободу как благо, как Закон, который направлен на Гармонию Отношений, когда независимость перестает...

https://www.сайт/journal/139995

Уточнение: для того, чтобы осознанность «работала», позволяя достичь устойчивых позитивных изменений во всех вышеперечисленных областях, необходима регулярная грамотная практика, и эту практику - практику осознанности - необходимо сделать частью своей ежедневной жизни. ... сидячей практики и перехода к следующим делам. Дыхание - это один из классических объектов сосредоточения, но есть много разных техник, в которых наблюдение происходит за любыми ощущениями в теле, за мыслями и образами, ...

https://www.сайт/religion/111347

Труда, присваемого эксплуататором, и часто даже теряет интерес к нему. Это отчуждение от результата труда парализует развитие созидательной силы труженика. Поэтому Свобода – это не только результат развития, но и необходимое условие его. А СВОБОДНЫЙ труд на себя, на развитие своей созидательной силы, неизмеримо производительнее труда несвободного, принудительного, рабского. «Победит тот общественный...

https://www.сайт/journal/143007

По пути "сверхчеловеческого", трансцендентного. Фромм Э. считал, что такая форма свободы - это необходимый промежуточный этап становления человека. "Наилучший" и "наихудший" из людей... каждым своим поступком. Может показаться, что есть ещё один вид свободы - свобода недеяния, свобода не выбирать вообще, навеки остаться с... человек принимает, слепо следуя традициям, общественному мнению. Свобода , т.о., тесно связана с осознанием противоречивости, лежащей в основе человеческой природы; с невозможностью...

https://www.сайт/journal/142262

Одно, то все в мире существует и происходит в силу одной общей необходимости , всякое изъятие из которой было бы логическим противоречием. Все хотения и действия человека необходимо вытекают из его природы, которая сама есть лишь определенное и необходимое видоизменение (modus) единой абсолютной субстрации. Представление о свободе воли есть лишь обман воображения при недостатке истинного познания; если...

https://www.сайт/journal/141028

Идеям, маскирующим факт. Осознание связано с тем, «что есть », а не с тем, что «должно быть». Осознание ведёт к свободе и пустоте, не к фрагментарности построений опыта. Осознайте ваши неврозы! Поднимитесь к осознанию ваших (ума) конфликтов, смятения и хаоса; не прибегайте к идеям, логическим построениям и выдумкам. Пробудитесь к собственному осознанию , не оставайтесь спящими в ваших амбициях. Осознание - есть способность к пониманию, суждение - интеллектуально...

https://www..html

Полюсами, - там, где нет ни контроля, ни вседозволенности. У свободы есть собственная дисциплина, но эта дисциплина не навязывается сверху. Она рождается от осознания происходящего, она рождается в глубинах вашей подлинной сущности. Свободу нельзя воспринимать как распущенность, иначе вы опять зайдете в тупик. Осознанность приносит свободу . Свобода не нуждается в контроле, поскольку подлинная свобода не допускает вседозволенности. Вы подлежите контролю именно из-за вседозволенности...

Свобода - осознанная необходимость

близкое утверждение сделал Энгельс - один из тех, кого в прошлом веке в России называли "классиками" то есть канонизированными политиками, создателями модели поведения правящего тогда и позже в России класса бюрократов, называвшего себя "партией"; частью модели поведения было пользование как в ритуальных целях, так и для управления людьми некоторого набора фраз, называвшегося "марксистско-ленинской философией"; слова, использовавшиеся при построении фраз, комбинировались по некоторым внутренним правилам, а полученные на выходе фразоформирующего устройства фразы интерпретировались в соответствии с правилами обычного языка; таким образом, бессмысленная с точки зрения обычного языка, но исполненная глубокого смысла в рамках ритуала фраза "свобода - это осознанная необходимость" использовалась для принуждения, например для перемещения трудящихся с одного рабочего места на другое (посылки "в колхоз", "на картошку" и т.п.):

"Эта лемма с поистине гениальной бесцеремонностью вместо прежнего рабства - непроизвольного, а значит, бессознательного - предлагает нам новое; она не разрывает путы, а лишь удлиняет лонжу гонит нас в Незнаемое, называя свободой - осознанную необходимость". - Мнимая величина (предисловие)


Мир Лема - словарь и путеводитель . Л.А. Ашкинази . 2004 .

Смотреть что такое "Свобода - осознанная необходимость" в других словарях:

    СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ - противоположные филос. категории, соотношение между к рыми составляет одну из важнейших проблем концепции человека и истории. Известная в христ. теологии под названием проблемы свободы воли, она вызвала много споров в силу того, что идея… … Атеистический словарь

    СВОБОДА ВОЛИ - понятие европейской моральной философии, окончательно оформившееся у И. Канта в значении интеллигибельной способности индивида к моральному самоопределению. В ретроспективном плане (до или посткантовские теории) термин «Св.» можно рассматривать… … Философская энциклопедия

    Свобода личности - Свобода воли = Свобода выбора (греч. το αύτεξούσιον или το εφ ημίν, лат. liberum arbitrium) от времён Сократа и доселе спорный в философии и богословии вопрос о том обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками. Содержание … Википедия

    Свобода воли в теологии - является важной частью взглядов на свободу воли в целом. Религии сильно отличаются в том, как они отвечают на основной аргумент против свободы воли, и таким образом могут давать разный ответ на парадокс свободы воли утверждению, что всеведение… … Википедия

    Свобода - Свобода ♦ Liberté Быть свободным значит делать что хочешь. Отсюда три основных смысла этого слова, связанные именно с делом: свобода действия (если под делом разуметь действие), свобода желания (если под делом разуметь желание; ниже мы… … Философский словарь Спонвиля

    Свобода - Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие … Википедия

    Свобода совести - Свобода Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие · … Википедия

    Свобода политическая - естественное, неотчуждаемое от человека, социальных общностей людей качество, позволяющее им выражать свои мысли и действия в соответствии с правовыми нормами, интересами направленности на стабилизацию, по­рядок в политико властных отношениях… … Политология. Словарь.

    Свобода (социальн.) - Свобода, способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. В истории общественной мысли проблема С. традиционно сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли,… … Большая советская энциклопедия

    НЕОБХОДИМОСТЬ - категория, используемая в философии, научном познании и логике и выражающая неизбежный характер событий, происходящих в реальном мире, либо закономерный характер процессов, изучаемых в науке, или же логическую связь между посылками и заключением… … Философская энциклопедия

    свобода - СВОБОДА центральное понятие европейской культуры, характеризующее человека как источник и причину своих решений и действий; философская категория, характеризующая специфическую форму обусловленности личной и общественной жизни. Это… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • , Туманов О.. Эта книга - практическое руководство по саморазвитию и управлению своей собственной жизнью. Осознание всего нескольких важных законов жизни могут принципиальноизменить ее ход. Выбор этих… Купить за 380 руб
  • Выбери себя. Свобода личности и создание своего мира , Олег Туманов. Эта книга – практическое руководство по саморазвитию и управлению своей собственной жизнью. Осознание всего нескольких важных законов жизни могут принципиально изменить ее ход. Выбор этих…

Соответственно получается, что свобода заключается в добровольном сознательном следовании необходимости. В таком понимании свободы присутствует и позитивный, и негативный момент. Свобода противопоставлена произволу, но недооцениваются творческие возможности человеческой деятельности. Творчество – создание нового, в т.ч. и принципиально нового, изначально не заданного необходимостью. Человеческая деятельность постоянно приходит к тому, что необходимость должна творчески преодолеваться. Такое преодоление не означает, что необходимость отвергается и игнорируется. Напротив, успешное творческое преодоление всегда предполагает ее учет и переработку. Человек постоянно расширяет границы необходимости.

Современное понимание свободы может быть выражено следующим образом: это возможность выбора в рамках необходимости, либо возможность ее творческого преодоления.

Именно с возможностью свободного выбора вариантов человеческой деятельности связана проблема ответственности человека за то, что он выбирает. Под ответственностью понимают готовность принять как должное все последствия своего свободного выбора, в т.ч. и неблагоприятные для того, кто этот выбор осуществляет. В зависимости от источника ответственности, она разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя ответственность – это ответственность перед внешними субъектами (природа, общество), а внутренняя – перед самим собой (совесть).

Журналистская деятельность относится к числу таких видов человеческой деятельности, для которых высокая степень свободы является обязательным условием их эффективности. Что касается необходимости, наиболее важную роль играет социальная необходимость (историческая необходимость). Журналистика – социально ориентированный вид деятельности. Предполагается, что журналист должен постоянно осмысливать социальную деятельность и искать для себя ответ на вопрос о том, что же в данный момент является необходимым для общества. Потребность в высокой степени свободы предполагает высокую степень ответственности за свое поведение.

Общефилософские основы журналистской деятельности требуют конкретизации при практической реализации в конкретном обществе в конкретный исторический период.

Саморегулирование журналистской деятельности.

1) Профессиональная этика журналиста

2) Принцип правдивости и объективности – главные профессиональные принцип журналиста

ŒОт греческого etos – обычай.

Этика – правила поведения человека в обществе.

Смежными с этикой понятиями являются понятия «мораль» и «нравственность».

Mores – нравы (лат.)

Эти слова часто используются как синонимы, но в строгом смысле их значения различаются.

Мораль – это общественные требования к поведению человека, то, чего ждет от нас общество.

Нравственность – то, как общественные требования усваиваются конкретным человеком, личностью и переходят в собственные установки и убеждения человека.

Понятие «этика» объединяет содержание понятий морали и нравственности. Любая этика содержит в себе рекомендуемые варианты поведения человека (поощрительная этика) и нежелательные (запретительная этика). Этические нормы и правила закрепляются в виде традиций и обычаев, соблюдение которых поддерживается обществом и не могут не фиксироваться не в каких письменных источниках. Если же письменная фиксация происходит, то как правило, это религиозные источники. Существует писанная и неписанная этика. Этические нормы не закрепляются в законодательстве и не подкрепляются возможностью принуждения и узаконенного насилия.

Действие общей этики распространяются на всех людей, независимо от сферы их профессиональной занятости. В некоторых профессиональных сферах возникает необходимость дополнения требований общей этики специальными требованиями (профессии с повышенной общественной значимостью, в т.ч. журналистика). Журналистику относят сюда потому, что СМИ имеют большую возможность для того, чтобы оказывать влияние на массовое сознание и на сознание конкретных людей.

Профессиональная этика журналиста – это общие принципы, а так же конкретные нормы и правила поведения журналиста при выполнении им профессиональных обязанностей, соответствующие требованиям общей морали. Начинает разрабатываться с начала 20 века. В 1901 году в Швеции был создан союз журналистов, и условием для вступления в этот союз было принятие разработанного этой организацией этического кодекса. Во многих странах активная работа по внедрению этических норм в профессиональную деятельность журналистов начинается с 20-х годов 20 века (Франция, США). В России первые попытки сформулировать правила журналистской этики относятся дореволюционному периоду, в советские времена этические проблемы периодически обсуждались, однако этический кодекс разработан не был. Это связано с тем, что журналистская этика имеет реальное значение только в демократическом обществе, где журналистам предоставляется достаточно высокая степень свободы. В авторитарном обществе журналистика подчинена государственной власти и руководствуется этическими нормами журналисты могут лишь в ограниченном масштабе. Не случайно журналистскую этику относят к саморегулированию журналистской деятельности.

Действующий кодекс был принят в 1994 году союзом журналистов России. Помимо национальных этических кодексов с середины 20 века разрабатываются международные этические принципы журналистской деятельности. В середине 1950-х они были приняты международной федерацией журналистов «декларация правил поведения журналиста». В этой декларации определяются основные принципы журналистской деятельности, и предлагается принимать их за основу при разработке национальных этических кодексов.

Международные принципы журналистской деятельности:

1 принцип: уважение к истине, и к праву общества знать истину – главный долг журналиста.

2 принцип: основываясь на 1 принципе, журналист должен отстаивать право на свободной сбор и распространение информации, а так же на непредвзятое комментирование и критику.

3 принцип: сообщая о событиях, журналист должен использовать информацию, достоверность которой точно им установлена; журналист не должен скрывать важные факты или фальсифицировать источники информации.

4 принцип: журналист должен использовать добросовестные методы сбора информации.

5 принцип: журналист сохраняет тайну источника информации, предоставленную ему конфиденциально.

6 принцип: журналист должен сделать все от него зависящее, для того, чтобы исправить любые неблагоприятные последствия от распространения недостоверной информации.

7 принцип: журналист должен предвидеть возможные дискриминационные последствия деятельности СМИ для каких-либо общественных групп и предотвращать такие последствия.

8 принцип: журналист считает недопустимыми нарушениями профессиональной этики: плагиат, искажение информации, клевета, диффамация и ложные обвинения, получение взятки в любой форме, как за распространение, так и за отказ от распространения информации.

9 принцип: только журналист, соблюдающий все перечисленные требования, может считаться настоящим профессионалом.

Этический кодекс российского журналиста (кодекс профессиональной этики российского журналиста) предусматривает регулирование следующих отношений в сфере журналистской деятельности:

1) Журналист – аудитория

2) Журналист – источник информации

3) Журналист – персонаж его произведения

4) Журналист – коллеги

5) Отдельно оговариваются нормы, касающиеся соотношения журналистской деятельности с некоторыми другими видами деятельности, а именно:

· Журналисту запрещается совмещать свою профессиональную деятельность с работой в органах власти, с руководящей деятельностью в политических организациях, партиях, так же запрещается совмещение журналистской и рекламной деятельности.

· За нарушение профессиональной этики журналисты должны нести ответственность перед профессиональным сообществом, общественным мнением, а так же внутреннюю ответственность перед самим собой.

· Необходимость следовать этическим нормам обозначается понятием «профессиональный долг», а соблюдение их на практике – «профессиональная честь».

Журналистика как профессия.

1) Специфика журналистской профессии

2) Виды деятельности и специализации в сфере журналистики

3) Профессиограмма

4) Профессиональная организация журналистов

1)Профессия - вид трудовой деятельности людей,обладающих необходимыми для этого теоретическими знаниями и практическими навыками,которые приобретаются в ходе специальной подготовки и из опыта работы.Профессии складываются исторически в процессе разделения труда. Постепенно обособляются отдельные направления,возникает необходимость в наличии группы людей,которые обеспечивают данное направление деятельности. Социальная точка зрения. Профессия позволяе человеку включаться в общественную деятельносить,выполнять общественно полезные функции и получать вознаграждения. С точки зрения самого человека профессия позволяет обеспечивать себя средствами существования,а также является одной из главных форм самореализации человека в обществе.

Классификации профессий.

1. Человек живая природа. Сельскохозяственные профессии.

2. Человек неживая природа (техника).

4. Человек знаковые системы.

5. Человек произведение творческой деятельности.

Журналистика имеет коммуникативный характер. Соответственно,журналистика в первую очередь должна быть отнесена к третьему типу профессий. Однако журналистская информация распространяется в обществе в виде журналистских произведений. Поэтому ее следует отнести ее и к пятому типу. Как и любая другая профессия,журналистика предоставляет людям,занимающимся журналистской деятельностью определенные преимущества,но и несет в себе определенные угрозы.

2) Как и многие профессии,журналистская деятельность имеет комплексный характер. Журналистика объединяет несколько видов деятельности. Основные:авторская деятельность,редакторская деятельность,организаторская деятельность. Создание журналистских произведений,текстов,предназначенных для распространение через СМИ. Включают два этапа:познавательный и коммуникативный. Познавательная стадия подразумевает постоянное наблюдение за действительностью,поиск интересных тем,сбор и обработка информации по выбранным темам.

Редакторская деятельность подразумевает корректирование созданных журналистами произведений,их окончательную подготовку к СМИ. Редактирование включает в себя профессиональную корректировку текста ж. произведения и литературное редактирование. Уже получается правка произведений с точки зрения русского языка. Организационная деятельность предполагает участие журналиста в производстве информационного продукта в составе редакционного коллектива. В зависимости от занимаемой должности организаторская деятельность может иметь руководящий характер. Организаторская деятельность включает в себя организационную массовую работу редакции.

3) Помимо видов деятельности выделяются специализации. Относительно самостоятельные виды деятельности частного характера в составе более общего вида деятельности. Специализация выделяется по различным основаниям. Медийная класификация - по видам СМИ,в которых работает журналистика. Итак,выделяются следущие специализации:работник прессы. Журналисты делятся на литературных сотрудников и фотожурналистов. Тенденция конвергенции. Конвергенция это способность одного журналиста создавать сообщения для различных СМИ. Примерном конвергентной редакции служит РИА Новости. Часто бывает так,что журналисты специализируются на определенных направлениях. Ну и здесь можем выделить следущие специализации: политическая журналистика,экономическая журналистика,социальная журналистика,спортивная журналистика,светская журналистика.Жанровая специализация журналистики. Жанр - тип журналистского произведения. Информационные жанры,аналитические,художественно-публицистические жанры. Репертеры,аналитики,публицисты.

Публицистика - активное присутствие авторского начала,возможно,некоторые изх аналитических жанров,например,комментарии. Журналсит может быть интервьюером,или очеркистом,фельетонистом. Очеркист может писать только очерки,интервьюер - писать интервью и тд. Журналист может быть ведущим телевизионного ток-шоу политической тематики. Специализация разделяет познавательную и коммуникативную стадию на стрингеров и рерайтеров. Стрингеры - люди,которые специализируются на сборе информации. В журналистике используются не только журналистские профессии,но также смежные виды деятельности и обслуживающие профессии.

Профессиограмма - характеристика какой либо профессии.Профессиограмма может рассматривать профессию в теоретическом и практическом отношении. Профессия расматривается такой,какой она должна быть. Профессия описывается,как она есть,какова она на данном историческом этапе,в том числе учитываются отклонения от теоретической моделе профессии. Профессиограмма журналиста подразумевает рассмотрение профессиональной структуры личности человека,а также необходимых журналисту собственно профессиональных и личностных качеств.

1) Способности - склонности - убеждения

2) Личностные особенности

5) Ответственность

Способности - объективные предпосылки для осуществления проф. деятельности. Склонности могут порой противоречить способностям. Знания необходимые о своей профессии,широкие знания о действительности. Ответственность делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя - перед обществом,в том числе правовая и юридическая. Внутренняя - перед самим собой.

Описание журналистской профессии может включать в себя три группы профессиональных характеристик:

Демографические

Психологические

Моральные

Профессия журналиста связана с повышенной ответственностью,поэтому моральные качества имеют здесь важное значение. Способность к сопереживанию,сочевствию другим людям.

Всех людей,занятых в какой либо сфере проф. деятельности,называют профессиональным сообществом. Проф. сообщество журналистов,как и любое другое развитое проф. сообщество на сегодняшний день объединено в различные проф. организации. Проф. организации обычно называются профсоюзами,однако в нашей стране творческие организации называют творческими ассоциациями. Функции таких организаций шире,чем функции обычного профсоюза. Союз журналистов принимается как отдельные журналисты,так и частные ж. организации. Союз журналистов действиует на основе устава и программы,в которых должны определяться их функции. Эти функции можно обобщить следущим образом:

Объединение профессионального сообщества. Если журналист попадает в тяжелую ситуацию,ему помогает все сообщество.

Представительство интересов в отношениях с властью и общественностью

Взаимодействие с исполнительной и судебной властью

Профсоюзная функция. Защита прав и законных интересов журналистов как наемных работников.

Саморегулирование журналистской деятельности

Повышение профессионального уровня работы журналистов

Журналистские организации. В России главной организацией является Союз Журналистов России. Организация ведет свою историю с ноября 1918 года,тогда был первый съезд журналистов советской России. Руководит организацией с 1992 Всеволод Богданов. В структуре России отдельно выделяется профсоюз журналистов. Задача - разбирать конфликты,связанные с журналистской деятельностью.

Международная Федерация Журналистов существует с 1926 года. Эта организация объединяет журналситские организации из более чем ста стран мира,численностью около полумиллиона журналистов. Зовут начальника Эйден Уайт. Организация широко представлена в ООН,в ЮНЕСКО,в Международной Организации Труда,в Комитете по Правам Человека.

Международная Конфедерация Журналистских Союзов. Эта организация объединяет страны СНГ и Балтии.

Деятельность организаций в России часто подвергается критике. Основные положения.

Слабое влияние в профессиональном сообщесте

Слабое влияние в регионах,деятельность в основном сосредоточена в столице

Неспособность контроллировать ситуацию с соблюдением профессиональной этики российскими журналистами

Недостаточно независима от власти

Слабая возможность по защите прав журналистов как наемных работников

Проблема свободы журналистской деятельности. Общефилософский аспект проблемы. Политико-правовой аспект. Экономический аспект.

Общефилософский аспект журналистики предполагает рассмотрение основополагающих философских понятиях,связанных со свободой человеческой деятельности в целом. Свобода журналистики рассматривается в идеальном плане,то есть какой она вообще должна быть. Начинать нужно с понятия "свободы". Общефилософский аспект предполагает рассмотрение понятия свободы и соотнесение его со смежными понятиями - необходимость и ответственность. В бытовом понимании под свободой подразумевается отсутствие ограничений,возможность огграничений,возможность поступать по собственной воле. Такое понимание с философской точки зрения является неполным и не вполне правильным. В философии отстутствие каких либо ограничений объясняется понятием "произвол". Философы исходят из того,что человеческая деятельность всегда связана с ограничениями,многие из которых не зависят от сознательной воли человека. Все возможные ограничения можно разделить на три группы:

Естесственные (накладываются на чел. деятельность законами природы и имеют объективный характер)

Социальные (накладываются законами общества и имеют объективно-субъективный характер)

Личностные (их накладывает человек сам на себя,его потребности,стремления,интересы,характер субъективный)

Все ограничения,с которыми может сталкиваться человеческая деятельность,объединяются в философии понятием "необходимость". Правильное понимание свободы возможно только при сопоставлении ее с необходимостью. По началу отношения свободы и необходимости понимались следующей философской формулой - свобода это осознанная необходимость

Свобода - осознанная необходимость. Свобода заключается в добровольном,сознательном следовании необходимости.В таком понимании свободы присутствуют и позитивные,и негативные моменты. Позитивный момент:свобода противопоставляется произволу. Негативный момент заключается в том,что недооцениваются творческие моменты в деятельности человека. (Творчество - создание нового,принципиально нового;того,что изначально не задано необходимостью.) Человеческая деятельность постоянно приходит к тому,что необходимость должна творчески преодолеваться. Напротив,успешное творческое преодоление всегда предполагает ее учет и переработку. Нельзя человеку получить возможность летать. Преодолевая необходимость,человек постоянно расширяет ее границы. Современное понимание свободы может быть выражено следующим образом:это возможность выбора в рамках необходимости,либо возможность ее творческого преодоления. Именно с возможностью свободного выбора,вариантов человеческой деятельности связана проблема ответственности человека за то,что он выбирает. Под ответственностю понимают готовность понимать как должное все возможные последствия своего свободного выбора,в том числе и неблагоприятные. В зависимости от источника ответственности,она разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя ответственность - ответственность перед внешнимми субъектами,внутренняя - перед самим собой. Журналистская деятельность относится к числу таких видов человеческих деятельностей,для которых высокая степень свободы является обязательным условием эффективности. Что касается необходимости - главную роль играет социальная она же историческая необходимость. Предполагается,что журналист должен постоянно осмысливать социальную действительность и искать для себя ответ на вопрос о том,что же в данный момент является необходимым для общества. Здесь предполагается и ответственность перед обществом,и ответственность перед самим собой,как профессионалом и человеком.

Общефилософские основы журналистской деятельности требуют конкретизации,практической реализации,в конкретном обществе,в конкретный исторический период времени.

Абстрактные философские понятия должны переводится в конкретные юридические нормы,которые можно применить для регулирования деятельности СМИ в обществе. Важно учитывать не только правове нормы регулирующие журналистскую деятельность но и особенности их использования в условиях конкретного общества,потому что иногда правовые нормы применяются неадекватно или остаются декларативными. Бывает,что правоприменительная практика сильно отклоняется от юридической нормы.

Три основных концепции исторически сложились в политике,свободе журналистской деятельности.

Авторитарная концепция. Основывается на следующем положении. Свободой журналистской деятельности могут пользоваться только те социальные силы,которые осуществляют в обществе власть. Остальные общественные силы либо вообще не допускаются к журналистской деятельности,либо их журналистская деятельность подвергается контролю со стороны государственной власти. Могут использоваться те средства,которые ограничивают оппозиционных СМИ. Например,административное давление,учреждение государственных СМИ,экономическое давление на СМИ,через владельца,но владелец лоялен государству,и тд,вплоть до силового воздействия. Традиционно госконтроль над ж.д обозначается термином "цензура". Цензура может осуществляться открыто,для чего создаются соответствующие гос. органы,либо неофициально. Степень государственного вмешательства в деятельность СМИ во многом определяется жесткостью реализации авторитарной концепции. Мягкий авторитаризм допускает существование оппозиционных СМИ и в меньшей степени регулирует журналистскую деятельность. Жесткий авторитаризм национализирует СМИ. Реализация авторитарной концепции рано или поздно порождает противодействия со стороны тех социальных сил,чья деятельность ограничена. В результате формируется концепция свободы журналистики.

Концпепция свободы журналистики. Впервые эта концепция была сформирована в обществе в 17 веке. Исходное положение этой концепции:все существующие в обществе социальные силы должны иметь равный доступ к свободе журналистской деятельности. Реализация данной концепции предполагает соблюдение трех основных условий. Все социальные силы должны иметь возможность высказывать свои идеи публично. Право высказаться должно быть предоставлено всем,кто есть в обществе. Все граждане должны иметь возможность ознакомиться с представляемыми публично идеями. Полный доступ к информации. При соблюдении первого и второго условий автоматически обеспечивается общественный прогресс,потому что из представляемых публично идей,общество всегда будет выбирать наилучшие. Концепция свободы журналистики основывается на идеи философии и просвящения,на идее приоритета разума в общественной жизни и оппозитивной природе человеческого разума.


Положение о свободе как познанной необходимости находится в определённом месте – в марксистской философии. Это переработанное в материалистическом ключе диалектическое (гегелевское) соотношение свободы и необходимости стало одним из основных понятий марксизма, которое часто преподносят в качестве афоризма.

Действительно – по законченности и глубине мысли, по отточенности и лаконичности формы определение «свобода есть познанная необходимость» вполне соответствует афоризму. Однако ещё одна несомненная особенность афоризма, а именно неизменность её словесной формы, т.е. самого текста, оказалась для данного положения не характерной. Познание необходимости легко заменяется на осознание необходимости, будто это абсолютные синонимы.

Интересно такое наблюдение: статистика Яндекса показывает, что сочетание «познанная необходимость» запрашивается в месяц примерно 166 раз, тогда как «осознанная необходимость» — 628 раз, причём по второму запросу выдаются смешанные результаты – «осознанная» вместе с «познанной». По первому запросу смешанной картины не наблюдается. Т.е. очевидно, более популярным оказался не оригинальный текст, а видоизменённый, а смешение во втором случае показывает, что разные сочетания чаще представляются как идентичные.

Каковы причины подмены – вопрос интересный, а сама подмена – вопрос существенный, так как противники и критики марксизма используют исключительно сочетание «осознанная необходимость», трактуя марксистское определение свободы то как нелепое, то как аморальное.

Конечно, слова «познать» и «осознать», будучи однокоренными, являются родственными, но очевидно не абсолютными синонимами. Познать – значит постичь, изучить, получить знание, испытать. Осознать – понять, принять, сознательно усвоить. Разница прекрасно видна на примерах. Любой верующий подтвердит, что он осознаёт величие Бога (без этого нет Веры), но познать величие Бога по религии невозможно. Осознание самого себя – непременная составляющая человека, личности. Познание самого себя – процесс, который может длиться всю жизнь человека, и не каждый обязательно познанием себя занимается. Мы можем осознавать какую-то опасность, никогда, к счастью, не познав её.

А что же необходимость? Даже без детального анализа ясно, что необходимость – весьма широкое понятие. Так, необходимость воды для жизни – это одно, необходимость загранпаспорта для путешествий – другое. Необходимость иметь корректное условие для решения формальной задачи – одна необходимость, необходимость помогать ближнему – совершенно другая. Нельзя свести одну к другой необходимость физическую, нормативную, логическую, этическую, лингвистическую. Не каждая необходимость осознаётся или познаётся. При этом общее у всех необходимостей заложено в самом названии: то, без чего нельзя обойтись – в разных сферах, на разных уровнях, в объективном мире или в субъективном мире каждого отдельного человека.

То же со свободой – свободный вход, свободное падение, свободный выбор… Что же общего у всех свобод? Наверное, общая противоположность любой свободы, и большинство согласны, что это есть та самая необходимость.

Тогда самым простым определением было бы: свобода есть отсутствие необходимости. Но… «Я свободен, словно птица в небесах…» Означает ли это, что у свободной птицы в небесах нет никой необходимости? Пусть красивый, но узкий поэтический образ свободы вынужден потесниться, если рядом поставить пусть узкий, но вполне конкретный смысл этого полёта – он сам продиктован некой необходимостью. Животные вообще ничего не делают без необходимости, вся их жизнь – подчинение ряду необходимостей. И тогда у животных совсем нет свободы, хотя они и не осознают этого.

Так мы приходим к тому, что свобода как категория, понятие, как состояние, как возможность имеет отношение только к человеку – к субъекту, обладающему сознанием. Необходимость же охватывает весь объективный мир, всю реальность, составляя в своих разнообразных проявлениях условия существования всей природы и общества, а также отдельной личности.

Связь между объектом и субъектом, материей и сознанием, объективной реальностью и субъективной, необходимостью и свободой вряд ли кто-то будет оспаривать. Разногласия начинаются по вопросу направления этой связи. Чисто идеалистический подход подразумевает направление от субъекта, от сознания, от субъективной реальности, от свободы. Вульгарно-материалистический – направление от объекта, от материи, от объективной реальности, от необходимости. И тогда свобода как воля существует совершенно независимо от необходимости и лишь ограничена ею или свобода как воля неизбежно и полностью подавляется необходимостью.

Это кажется удивительным, но определение «свобода есть осознанная необходимость» используется не только для критики марксизма с обеих сторон («как свобода может быть несвободой, да ещё осознанной?!», «марксизм даёт свободу одним подавлять свободу других и требует это осознать»), но и легко может приниматься обеими сторонами. Мне доводилось читать рассуждения о том, что любой может стать свободным, осознав необходимость, приняв её как неизбежность, и это освобождает выбор, создаваемый необходимостью. Или наоборот – осознание необходимости есть проявление изначальной свободы, которой наделён человек. Поистине определение-хамелеон…

Определение «свобода есть познанная необходимость» неудобно для переворачивания так или эдак. Двойственная связь между свободой и необходимостью закреплена познанием, которое является процессом, постоянно изменяющим соотношение свободы и необходимости. Познание необходимости это постижение реальностей мира, получение знаний о связях этого мира и изучение их закономерностей. Знания – сила, они дают инструменты воздействия на необходимость, подчинения её воле человека. Свободное действие это действие, по выражению Энгельса, «со знанием дела». Степень свободы определяется глубиной знания – чем глубже знания о необходимости, тем больший выбор есть у человека для действия.

Человечество вообще и каждый человек рождается в царстве необходимости. Первые знания означают не только обретение начальных степеней свободы, но и усиливают стремления к расширению этой свободы, которые и движут познанием. Притом действие, совершённое в определённых условиях свободы выбора, становится объективной реальностью, оно вплетается в общую систему связей объективного мира, изменяя необходимость, т.е., по сути, творя её. Это противоречие между свободой и необходимостью решается единственным путём – постоянным углублением познания необходимости – процессом, который постоянно расширяет свободу.

Философское диалектико-материалистическое понимание свободы отрицает иллюзорность свободы, не связанной с познанием необходимости, а также отражает относительный характер свободы. Свобода не абстрактна, а всегда конкретна. Конкретны действия, совершённые при наличии определённого выбора, конкретны последствия этих действий, конкретна преображённая в результате необходимость, познание которой есть очередной свободный шаг к новому уровню свободы.

Ничего этого в осознании необходимости нет, и реальной свободы в осознании нет. Есть лишь уход от реальной необходимости в иллюзорную свободу осознания или осознанное, а значит свободное подчинение необходимости.

Два простых примера. Насколько свободно мы могли бы перемещаться сегодня по воздуху, если бы осознали, а не познали до определённого уровня очевидную необходимость – передвигаться исключительно по земле или воде? Насколько свободной будет личность, если ребёнка с раннего детства не мотивировать к познанию необходимости, а добиваться от него её осознания, что легче всего сделать с помощью физического и/или психологического давления?

Понятие свободы особенно важно, сложно и всегда актуально применительно к обществу, к тем необходимостям, которые возникают в ходе его исторического развития. Более подробно об этом, а также о возможных причинах замены «познания» на «осознание» в марксистском определении свободы, наверное, стоит и придётся говорить отдельно.

Другие материалы по теме:

15 комментариев

Ваше имя 25.12.2016 20:29

Свободен ли был Спартак — в своей борьбе с исторически необходимым рабством? Когда до его крушения еще не было ничего необходимого и тем более познанного? Более свободного человека я не представляю.

Для того, чтобы доказать, что не все овцы белые — достаточно чтобы была только одна черная овца. Чтобы Свобода не есть какая бы то ни было необходимость — достаточно одного свободного Спартака.

Ваше имя 25.12.2016 21:02

Концепция свободы в ее изложении Марксом наверняка решалась в работах других философов марксистского направления нашего столетия, а не исчерпывается лишь точкой зрения Татьяны Васильевой. Хотелось бы увидеть более серьезные материалы, более серьезных философов и более серьезный анализ нежели экскурсы в близкую автору проблему воспитания детей.

Татьяна 26.12.2016 05:06

Спартак обучался в школе гладиаторов. Его знаний хватило на то, чего он смог добиться, и не хватило на то, чтобы победить. Восстания рабов в большей степени были стихийными, и большинство рабов наверняка присоединились к Спартаку стихийно. Но без своих воинов Спартак не был бы Спартаком. Спартак, конечно, обладал большей степенью свободы, чем каждый из его воинов, потому он стал лидером и проявил себя неплохим командующим, потому мы его знаем.
Восстания рабов не сразу, но изменили существующую необходимость, но это уже другая история.

Ваше имя 26.12.2016 06:16

Вижу, с биографией Спартака познакомились, Это легче чем концепция внешней и внутренней свободы в современной философии и место Маркса в ней.

Ваше имя 26.12.2016 09:09

Марксизм бесспорно наука, но доступная единицам, а нам нужны простые, понятные и доступные каждому определения. Так что концепция Спартака людям более понятна и близка, нежели Ваши замудрствования о мудрейший. Простите за сарказм.

кот Леопольд 26.12.2016 21:41

Татьяна, зачем вы в заголовке выдали такую ЕРУНДУ???
Кто вам подсунул эту НЕЛЕПУЮ альтернативу между осознанной и познанной необходимостью?

То, что НЕ ОСОЗНАННО, НЕ МОЖЕТ быть и ПОЗНАНО!
Субъектом осознания чего-либо, а тем более познания является ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК, ибо и ОСОЗНАНИЕ и ПОЗНАНИЕ чего-либо совершаются в ПРАКТИЧЕСКОЙ деятельности людей. Вне таковой НЕТ и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ни того, ни другого.

кот Леопольд 26.12.2016 21:54

«Марксизм бесспорно наука, но доступная единицам, а нам нужны простые, понятные и доступные каждому определения.» — Ваше имя.

Увы, ваше имя, время «простых» определений для людей закончилось, ЧЕГО, правда, они еще, кстати, пока, увы, НЕ ОСОЗНАЮТ, ибо кап.способ производства исторически уже давно переставший быть НЕОБХОДИМОСТЬЮ, консервирует в современных людях УМСТВЕННОЕ развитие адекватное только ЭТОМУ способу производства, но которое уже является историческим АНАХРОНИЗМОМ!!!

digiandr 27.12.2016 19:10

познать и осознать одно и то же.

banner_ 27.12.2016 22:00

Если свобода познанная необходимость, то вседозволенность это попранная необходимость

Василий Васильев 28.12.2016 07:54

Марксистские толкование свободы, это чистое словоблудие и подмена понятий. Понятие свобода, означает освобождение от чего-либо. Свобода — от прав, от обязанностей, от рабской зависимости, от оков, от моральных устоев. В то-же время фразы типа: свобода слова, или свобода выбора, в принципе не верны. Как можно быть свободным от слова? От данного обещания можно, но от слова как? Или как можно иметь свободным выбор? Свободным от чего именно? От ограничений, или от чего? А всё дело в том, что словом свобода подменили понятие ВОЛЯ. Твоя воля выбора, твоя воля изъявления своих слов и желаний. Самый СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК, это РАБ, поскольку ОН ОСВОБОЖДЁН ОТ ВСЕХ ПРАВ, в том числе и главного человеческого права, ОТ ПРАВА САМОМУ РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ. Поскольку обустройством и условиями жизни раба занимается его хозяин, владыка. Но зато ВОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, не может быть рабом по определению, поскольку вся ЕГО ЖИЗНЬ ПОЛНОСТЬЮ ЗАВИСИТ, ОТ ЕГО ВОЛИ. Подмена понятий СВОБОДА и ВОЛЯ выгодна рабовладельцам, дабы рабы жили В МИРЕ СВОБОДНОМ ОТ ПРАВ и НЕ СТРЕМИЛИСЬ К ВОЛЕ. Маркс писал о коммунистическом обществе, где удел простого народа быть рабом руководящей верхушки. Именно такое рабовладельческое общество и было построено Лениным. Весь народ СССР, являлся рабом ЦК КПСС и императора (генсека ЦК). Тот факт, что название центрального органа власти не звучит как боярская Дума, либо монарх, император, не меняет сути положения. Простые люди являлись рабами, поскольку их жизни полностью зависели от воли владык. Единственный плюс рабовладельческого общества построенного Лениным, это его экономическая модель.

александр г.аша челяб.обл. 28.12.2016 10:53

Понятия и категории философии являются большими по объёму, чем юридические инструментарии прав и обязанностей. Это тоже самое, что сделать из котлет автомобили и попытаться на них ездить. Прокричал. Василий Васильев о собственных умственных способностях. Прямо по Петру I: «Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была».

Ваше имя 28.12.2016 11:32

Прежде надо осознать необходимость свободы. Очень многим свобода не нужна, потому как предполагает ответственность перед собой. Эту ответственность легче переложить на хозяина. Потому и видим мы столько холопов, расписывающих прелести холопского служения.

Ровшан 09.01.2017 16:20

А как насчет свободы как осознанной случайности..?

Педагог 01.04.2017 16:12

Татьяне Васильевой — 5+.

Hosting 14.09.2017 04:04

Для узаконивания такой ограниченной свободы и придумана эта формула «свобода- как осознанная необходимость». Это и есть человеческая свобода – гордо провозглашать свободу только потому что понял своё желание но полностью игнорировать причины этого желания.