Программа развития ребенка с рождения. Раннее развитие детей до года и обучение ребенка – различные понятия

Р одители стараются вырастить детей, максимально подготовив их к учебе в школе, маленькими гениями, которые будут лучшими эрудитами в классе. Методики раннего развития детей, разработанные известными учеными – практиками мира, помогут выбрать наиболее подходящий вариант.

Достоинства и недостатки методики Монтессори

Итальянка Мария Монтессори занималась обучением детей с отклонениями умственного развития. Разработанная ею методика дала отличные результаты: дети не только догнали сверстников, но стали учиться намного лучше их. Главный принцип системы – разрешить малышу выбрать занятие по душе, причем старшие дети добровольно помогают младшим освоиться. Методика подходит для многодетных семей, имеющих детей разного возраста от 1 года до 12 лет.

изображение с сайта www.planeta-d.com

Игровая комната делится на 5 тематических зон, изучение которых пригодится в практической жизни:

  • самообслуживание, в которой можно в реальности постирать вещи, выгладить их, научиться одеваться-раздеваться, застегивать пуговицы, пришить петельку от вешалки;
  • математическая зона, где с помощью старших детей ребенка обучают азам счета;
  • грамматическое отделение, в котором малыша учат читать и писать;
  • сенсорная часть комнаты посвящена изучению предметов по их признакам;
  • космическая зона учит правильно воспринимать окружающий мир.

Система раннего развития Монтессори абсолютно не уделяет внимания творческому развитию личности малыша. Считает вредным занятием игры с игрушками: куклами, машинками и прочими. Рисование относится к бесполезному времяпровождению.

Методика для раннего развития ребенка по Монтессори абсолютно не подходит, как для замкнутых детей, так и для гиперактивных.

Обучение малышей с помощью кубиков Зайцева


Изображение с сайта romashkovo24.ru

Прогрессивная методика Николая Зайцева учит ребенка чтению по слогам, пропуская этап соединения букв в слоги. Запоминая написанные на гранях кубиков слоги, каждый из которых имеет свое музыкальное оформление, можно научить малыша читать с более раннего, чем обычно, возраста.

В детских учреждениях рекомендуется использовать кубики Зайцева с 2-х летнего возраста. При домашнем воспитании начинать можно с 1 года. Музыкальные таблицы и чтение слогов нараспев под руководством мамы позволяет улучшить зрительную память малыша, увеличить словарный запас.

Противники системы развития ребенка по Зайцеву заостряют внимание на несоответствии метода обучения школьному. Хотя, умеющий быстро читать ученик, без проблем выучит и буквы, из которых состоят слова.

Метод Домана

Система представляет мир в виде карточек, с которыми можно знакомить ребенка, начиная с 1 месяца от роду. На черно-белом рисунке изображены картинки окружающего человека мира: животные, птицы, растения, слова, числа, пейзажи и природные явления. Карточки следует показывать тематическими сериями по 10 секунд каждую, сопровождая изображение словесным названием. Количество картинок, показанных за 1 раз, не рекомендуется больше 10 штук.


Изображение с сайта www.planeta-d.com

Метод развития умственных способностей маленького человека основан на внешнем раздражении головного мозга, способствующему улучшению его работы. На подсознательном уровне младенец, даже возрастом меньше 1 года, запоминает большой объем информации, увеличивающийся с каждым днем.

Недостатком служит полученное теоретическое знание без практического применения. Крошка не получает творческого, эмоционального восприятия окружающего. Большая нагрузка многим деткам не нравится, они отказываются от обучения вообще.

Сесиль Лупан - исследователь в области методики воспитания детей.

Разработав и опробовав методы развития ребенка на своих дочерях, Сесиль советует начинать обучение малюток при возникновении у них интереса к чему- либо. Время занятий тоже выбирают сами дети. Используются подручные, окружающие человека дома, вещи и материалы. Дополнительно приобретать ничего не нужно. В основу положен усовершенствованный метод Глена Домана. Свои советы по раннему воспитанию малышей от 1 года С. Лупан изложила в книге «Поверь в свое дитя», которая за короткое время стала настоящим бестселлером.

Методика рекомендует учить детей плаванию с самого раннего возраста, исключив все остальные виды спорта , что является препятствием для многих мам, не готовых нырять вместе со своим крохой, которому не исполнилось и 1 года..

Методика А. Лопатиной и М. Скребцовой «Добрые сказки»

Авторы собрали более 200 неизвестных широкому кругу читателей сказок, притч писателей с мировыми именами, а также придумали более 1000 своих собственных, в которых детей учат добру, пониманию окружающего мира, сопереживанию близким и чужим людям.

Дети на примере добрых сказок учатся лучше общаться со своими сверстниками, решать свои проблемы, улучшается взаимопонимание в семье.

Методика направлена на восприятие крошкой окружающего мира с позиций добра, справедливости, любви.

При выборе методики по раннему развитию малыша родителям следует обращать внимание на доступность метода и соответствие его возможностям семьи. Не обязательно в точности соблюдать все рекомендации авторов. Каждый родитель волен улучшить систему своими наработками.

Для крохи в младенчестве важнее именно психическое, физическое развитие. Ребенок, правильно развивающийся в маленьком возрасте, лучше обучается в последствии. Родители обязаны постоянно следить за своим чадом и помогать ему. Дите не должно долго находиться в одной позе, иначе может развиться искривление позвоночника или плоскостопие. Из-за неподвижности у малыша замедляется процесс кровообращения, идет значительная нагрузка на мышцы одной и той же группы, поэтому необходимо периодически переворачивать грудничка.

В раннее развитие детей до года обязательно включается создание максимально удобных и комфортных условий для развития движений ребенка. Чтобы малыш научился ползать, нужно его подготовить к этому: учить с первых дней, лежа на животике, поднимать голову и удерживать ее, переворачиваться со спинки на животик и обратно. Когда ребенок будет свободно ползать, можно помогать ему, учиться садиться. Все движения, которые малыш до года производит, оказывают благотворное влияние на его общее развитие. Ведь если кроха будет малоподвижным, пассивным, то плохо окрепнут его опорно-двигательный аппарат, мышцы. Двигаясь, ребенок проявляет самостоятельность, настойчивость и упорство, получает массу удовольствий и находится в хорошем настроении.

Раннее развитие детей до года заключается и в ведении беседы с малышом еще до того момента, как он начнет лепетать. Постоянно комментируйте то, что вы совершаете в присутствии ребенка, рассказывайте о предметах, находящихся в его окружении, читайте сказки, пойте песенки. Малыш учится слушать, затем узнает слова, которые часто слышал, а это положительно влияет на процесс формирования речи.

Мамам и папам необходимо научиться играть со своим ребенком. Игры доставляют удовольствие малышу, помогают ему осваивать мир, способствуют развитию. Существуют разнообразные развивающие игры, помогающие родителям реализовать раннее развитие детей до года. Подобрать такие игры можно самим, либо положиться на рекомендации специалистов детской консультации или педагогов в специализированных школах.

Маленькому ребенку будет интересно все: пересыпать песочек, переливать водичку из одного ведерка в другое; складывать пирамидки; составлять из кубиков узоры; находить и прятать предметы; рвать траву, бумагу; открывать и закрывать двери, коробочки; разглядывать и разрисовывать книжки; слушать сказки. В дальнейшем ребенок поймет, что все предметы различны и научится сравнивать их, сортировать по цвету, структуре, форме. В этот период времени незаменимым станет общение с природой. Пусть малыш узнает, что котенок теплый и пушистый, снежок холодный, дерево шершавое и т.д.

Успешное раннее развитие детей до года подтверждается формированием у них новых навыков. Так как ребенок растет быстро, то и воспитательные средства должны меняться. Нужно понимать, когда малышу, например, начинать демонстрировать картинки, а когда учить лепить из пластилина или рисовать. Но в любом случае, раннее развитие детей до года следует начинать с самого рождения.

Раннее развитие детей до года должно основываться на заботе и любви к малышу. Ведь именно родительская любовь и ласка дает ребенку возможность чувствовать себя защищенным, эмоционально развиваться и стремиться познать окружающий его мир.

В вашей семье растёт малыш. И у родителей возникают вопросы, как его растить и развивать. Каждой маме хочется, чтобы именно её малыш вырос самым-самым… Как это сделать без вреда физическому и психическому здоровью крохи?

Что за зверь такой, «раннее развитие ребенка»? Нужно ли это моему малышу? С какого возраста начинать это самое «раннее развитие»? Эти и множество других вопросов занимают многих мамочек, да и бабушек тоже. Разумеется, невозможно ответить на все вопросы в одной статье. Поэтому мы решили посвятить данной теме цикл статей.

Раннее развитие - это комплексный подход к воспитанию ребенка, когда и игры, и общение направлены на максимальное раскрытие потенциала ребенка, как в физическом, так и в интеллектуальном плане. Начинать развивать малыша нужно с первых месяцев, а не с 3-х лет, как было принято раньше.

Существуют мифы о раннем развитии детей. Вот некоторые из них.

Детям до года сложно что-либо объяснить, донести до них нужную информацию, поэтому занятия с раннего возраста не имеют смысла. Этот миф в корне неверен. Маленькие детки опираются и общаются не посредством опыта или разума, а через чувства, но их можно и нужно развивать. Такие занятия благотворно скажутся и на интеллекте ребенка, и на физических, и на коммуникативных способностях.

Раннее развитие может быть опасно для детей, не достигших полутора лет.

Дело не в занятиях. Если мамочка фанатично и без перерывов стремится научить ребенка всему и сразу - то да, это опасно! Ведь перегрузки никому не идут на пользу. И можно вызвать у крохи отвращение к любым занятиям. Если же вы начинаете с малого, постепенно увеличивая нагрузку и не навязывая занятия силой - то они принесут только пользу.

Раннее развитие - это сложно.

Нет ничего сложного! Играйте с малышом и получайте удовольствие от того, что проводите время вместе! Просто выбирайте такие занятия и игры, которые развивают логику, моторику, пополняют и расширяют знания малыша об окружающем мире.

Выбираем методику раннего развития малыша с первых дней жизни.

Методик раннего развития много, они разнообразны и бывает непросто выбрать одну. Это и не обязательно. Ознакомьтесь с несколькими и выберите ту, которая наиболее интересна и Вам, и малышу. Или скомпонуйте из нескольких методик одну, свою собственную. Главное, наблюдать за малышом и ориентироваться на его реакцию. Если ребенок доволен, ему нравится, то можно продолжать обучение, а если не очень, если малыш не может понять смысл занятия - подберите другую методику. Или измените свой подход к занятиям. Очень важно: все занятия с малышами должны проходить в форме увлекательной игры, с чередованием физических и интеллектуальных нагрузок. Чем младше малыш, тем чаще должны быть переменки.

Вот некоторые из методик для Вас и малыша:

Раннее развитие по Монтессори.

Смысл методики - «Дать не рыбу, а удочку», то есть научить малыша делать что-то самостоятельно. В случае с грудными детками подход немного другой. Для детей первого года жизни важнее всего развитие сенсорики - органов чувств, так как опыта у них пока нет, и они опираются в основном на свои чувства и эмоции. На это и рассчитана методика Марии Монтессори для детей до года.

Не обязательно искать и покупать специальные дорогостоящие материалы Монтессори и обучающие методички. Все развивающие материалы и игрушки можно сделать самостоятельно или купить в обычном детском магазине.

Помните, главный девиз тут такой: «Мама! Помоги мне сделать это самому!»

«Буквы и цифры»

Нужны большие (с ладонь взрослого человека) буквы и цифры из фактурной и яркой ткани (фетр, махровая ткань, бархат). Их нужно сшить в виде подушечек, наполнить разными наполнителями - крупа, синтепон, бумага, пенопластовые шарики, мех и т.д. Нужно давать ребенку эти подушечки и каждый раз четко говорить название букв и цифр.

Развивающие игрушки для новорожденных имеют огромнейшее значение на развитие младенца. Первые месяцы жизни основная игрушка - погремушка, которую можно вложить малышу в ручку. Ощупывая их, малыш будет развивать мелкую моторику, цветовосприятие, в будущем будет легче освоить алфавит.

Занятия с новорожденным можно начинать уже с первого месяца жизни. Просто вкладывать игрушку, буковку или цифру в ручку малыша. Делать это можно несколько раз на протяжении дня. В дальнейшем показываем ребенку, как перекладывать погремушку из одной ручки в другую. Подвесные игрушки должны располагаться так, чтобы малыш мог дотянуться и стукнуть по игрушке/модулю ручкой. Сначала непроизвольно, потом малыш поймет, что он сам манипулирует предметами, будет тянуться к ярким игрушкам. Когда ребенок начнет сам тянуться к предметам и брать их в руки, можно класть его на животик и раскладывать вокруг него обучающий материал.

Методика Глена Домана

Эта методика направлена на гармоничное сочетание физических и умственных нагрузок для развития ребенка. Методика Домана основана на его исследованиях и наблюдениях. Суть заключается в том, что, чем больше ребенок двигается, тем лучше и успешнее он усваивает новые знания, навыки. Занятие длится несколько минут, чтобы избежать переутомления малыша. Начинать осваивать эту методику рекомендуется с 9-10месячного возраста. Суть методики: на карточки нанесены буквы, цифры, различные животные. Карточки показывают по очереди, по несколько штук, названия изображенных на картинках предметов тщательно проговариваются. Занятие повторяют несколько раз в день, в остальное время рекомендуется двигательная активность ребенка. Благодаря таким занятиям, детям в будущем проще осваивать алфавит, учить и запоминать иностранные слова. Для начала нанесите на карточки бытовые предметы (стол, стул, тарелка, стакан), животных (кошка, собака, морская свинка), игрушки (мяч, пирамидка, машинка), подпишите их. С возрастом увеличивайте время и усложняйте задачу.

Методика рисования Марии Гмошинской

«Грудничковое рисование» - методика, которая в европейских странах известна и практикуется не один десяток лет. По данной методике дети начинают рисовать с полугодовалого возраста или даже раньше, при условии, что ребенок хорошо сидит. Помните, что не надо спешить усаживать ребенка ! Для рисования используются пальчики, ладошки, ножки и яркие безопасные нетоксичные краски, которые так же можно сделать самостоятельно из пищевых продуктов и красителей.

Занятия очень хорошо помогают развивать ребенка творчески, положительно влияют на становление личности, а также способствуют развитию мелкой моторики, пространственного восприятия и сенсорики. Заниматься с малышом можно 2-3 раза в неделю. Для занятия понадобится:

нетоксичные краски нескольких ярких цветов;

устойчивые баночки с широким горлом;

лист ватмана (чем больше, тем лучше);

клеенка (постелить под маленького гения и его творение).

Не учите малыша рисовать что-то определенное. Малыш еще не может представить конечный результат. Просто покажите ему, что надо делать, обмакнув палец в краску и нарисовав на ватмане. Начните с точек на божьей коровке, на мухоморчике, капелек дождя и т.п. Если Вам хочется что-то нарисовать - рисуйте рядышком с малышом.

Перечисленное выше - только малая часть того, что можно использовать в развитии малыша. Самое главное - играйте, играйте, играйте с Вашим любимым карапузиком! Именно игра - основной вид психической деятельности от рождения и до 7 лет. А идеи для игры и творчества мы будем освещать в наших следующих публикациях.

Продолжение следует!!!

Может показаться, что малыш первых месяцев жизни большую часть времени спит, и главная роль родителей в этот период обеспечить его едой и удобной одеждой, на самом деле это далеко не так. Именно в этот период ребенок активно познает мир и его законы, в этот период закладываются основы его зрительного и слухового восприятия, мышления. Поэтому уже с первых месяцев жизни малыша мамы и папы должны не забывать проводить несложные занятия по раннему развитию. Это вовсе не дань моде на вундеркиндов, а посильная и нужная Вашему ребенку помощь в успешном освоении окружающего его пространства.

Для раннего развития на первом году жизни важно развивать слуховое восприятие малыша.

Для этого он должен постоянно слышать разнообразные приятные по тембру звучания звуки разной громкости и интенсивности.

Это может быть ласковая речь взрослого , обращенная к нему, колыбельная песенка , можно включить в программу таких развивающих мини-уроков прослушивание сборников классической или народной музыки, а также звуков природы , специально аранжированных для малышей. Примерно в 2-3 месяца с младенцем уже можно играть при помощи колокольчика или яркой погремушки.

Как играть с ребенком для развития слуха?

Станьте рядом с кроваткой малыша на расстоянии примерно 10-20 см, слегка потрясите игрушку, добейтесь того, что ребенок услышал этот звук и нашел его источник, затем медленно переместите погремушку на другую сторону кроватки. Можно также поиграть с малышом в своеобразные прятки. Накройтесь широким платком или пеленкой, а затем позовите из-под неё малыша, когда Вы увидите, что ребенок догадался, откуда раздается звук, поразите кроху, сбросив с себя импровизированную маскировку.

Важно, чтобы малыш научился рано понимать речь взрослого.

Для этого старайтесь беседовать с ребенком первого года жизни простыми, интонационно окрашенными фразами , выделяя основные моменты. Не менее важно, предметно показать, что именно Вы хотите от ребенка. Если Вы хотите уложить малыша, можно похлопывать по подушке, если приглашаете к трапезе – показать бутылочку или тарелочку с кашей и т.п. Выдержите паузу, возможно, в первые минуты ребенок будет осмыслять и вспоминать, что же ему необходимо сделать, и лишь затем, если действий не последовало, терпеливо объясните еще раз. Примерно к полугоду с малышом можно разучивать простейшие игры-сценки , это классические «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая».

Простые ритмизованные слова легко усваиваются ребенком, а повторение забавных жестов помогает развитию координации движений.

Стимулируйте познавательный интерес полугодовалого малыша.

Для этого вполне подойдут простые вопросы : «Где мама? Где папа?», «Где лампочка?» и т.п. Теперь можно поиграть с ребенком в такую игру: вначале спросите ребенка о местоположении игрушки или погремушки, после того как он повернул голову и отыскал глазами заданный предмет, переместите игрушку в другой конец комнаты и повторите вопрос. Малыш начнет исследовать пространство в поисках «пропавшей» погремушки.

Можно уже начинать показывать развивающие мультфильмы .

В восемь-девять месяцев можно предложить ребенку строить пирамидки из кубиков и купить простой конструктор с крупными деталями. Примерно в этом же возрасте ребенок способен разобрать пирамидку. Обязательно поощряйте любые успехи малыша, во втором полугодии жизни кроха уже отлично умеет отличать речь взрослого по интонации.

Развивайте цветовое восприятие ребенка. В процессе игры называйте самые основные цвета, делайте акцент на отличие цветов друг от друга.

Постепенно ребенок становится заметно активнее, он уже умеет сидеть и ползать, его игровые навыки и координация движений совершенствуются. В возрасте 8-9 месяцев важно организовать для ребенка максимальное количество пространства, в котором он будет свободно и безопасно перемещаться.

Старайтесь удовлетворять любопытство малыша, рассказывая на доступном уровне о названии и предназначении различных предметов, показывая, как ими можно манипулировать. Поощряйте разнообразные предметные игры.

Для успешного раннего развития мышления и речи важна тренировка мелкой моторики рук

Можно предлагать занятия с крупной мозаикой или пазлами , состоящими из 2-3 элементов. Отлично совершенствуют координацию движений и рамки-вкладыши, которые также помогут малышу лучше воспринять понятие формы предметов.

Если же Ваш ребенок пока не проявляет интереса к подобного рода занятиям, лучше не заставлять его, попробуйте предложить ему сортировать камешки или пуговицы , можно поиграть в «рисование» пальчиками по гречке или другим видам круп. Главное, следите, чтобы кроха не поддался соблазну потянуть мелкие предметы в рот. В этом же возрасте можно попробовать вместе с малышом выкладывать простейшие логические цепочки. В качестве материала для выкладывания таких последовательностей подойдут карточки с крупными четкими изображениями, кольца пирамидки или наборы отличающихся по размеру стаканчиков.

Примерно в этом же возрасте можно предложить малышу пальчиковые краски . Будучи нетоксичным материалом, они будут безопасны для здоровья крохи, даже если случайно попадут в рот. Для начала можно попробовать «нарисовать» отпечаток ладошки, это задание малышу нетрудно выполнить, а получившийся эффектный и яркий отпечаток наверняка доставит маленькому художнику массу приятных впечатлений. Занятия с пальчиковыми красками стимулируют развитие тактильного восприятия, помогают в формировании цветовых эталонов, стимулируют развитие творческого мышления.

К десятому месяцу жизни ребенок должен знать имена всех членов своей семьи, уметь показать основные части тела и лица (руки, ноги, глаза, рот и т.д.).

В этом возрасте важно научить ребенка реагировать на Ваши словесные просьбы, это могут быть простые поручения «дай», «принеси». Малыш в этот период с радостью выполняет любые поручения взрослых. Чаще всего, на первых порах ребенок будет отдавать или приносить ту игрушку, которую он держит в руках или, которая находится ближе к нему. Постарайтесь, используя эту его склонность, постепенно расширять пассивный словарный запас, предлагая запомнить названия все новых и новых предметов, которые нужно помочь принести маме.

Развитие речи и мышления стимулирует и чтение первых детских книг.

Можно остановить свой выбор на коротких народных сказках («Курочка Ряба», «Колобок») или легко запоминающихся четверостишиях Агнии Барто. Можно приобрести и специальные детские книжки, страницы которых шуршат, пищат и обладают прочими звуковыми эффектами. Занятия с такой книгой разнообразят опыт тактильных ощущений ребенка первого года жизни, помогут улучшить координацию движений и мелкую моторику.

В последние месяцы первого года жизни ребенок с удовольствием произносит свои первые слоги и звуки.

Это увлечение также стоит использовать для раннего развития ребенка, предлагая повторять за взрослым простые звукоподражания и слоги: «ма-ма», «ня-ня», «му-му» и т.п.

Для малыша первого года жизни нет необходимости устраивать специальные развивающие занятия, все элементы развития являются неотъемлемой частью игры. Все обучающие и развивающие упражнения нужно внедрять в игровой процесс, когда малыш пребывает в хорошем настроении, не устал и полон сил. Внимание к развитию ребенка в первый год жизни не потребует от Вас каких-то особых навыков, все развивающие занятия по силам каждой маме, если найти для них время, они станут надежным фундаментом для дальнейшего гармоничного развития.