Романтизм в американской литературе 19 века. История зарубежной литературы XIX - начале XX вв. Роль фельдшера в профилактике Ишемической болезни сердца

Американская литература, так же как и нация, еще только определялись в начале Х1Х века. Американские романтики – создатели национальной литературы США. Особую роль в становлении нации и национальной культуры сыграл фронтир.

Фронтиром стала движущаяся полоса, начавшаяся у берегов Атлантического океана и с заселением Калифорнии, последнего резерва фронтира, совпавшая с Тихоокеанским побережьем. Фронтир в американском понимании включал в себя не только общее противопоставление дикости цивилизации, но и более конкретное противопоставление той цивилизации, которая сложилась на восточном побережье, новым районам. Фронтир был «местом встречи» цивилизации и дикости, белого и индейца, но не менее важно и то, что он служил «местом встречи» для выходцев из разных регионов, разных этнических и социальных слоев. Как бы ни были велики различия между регионами, здесь они в значительной степени стирались.

Концепция фронтира была создана вскоре после того, как сам фронтир перестал существовать. Она была впервые изложена в работе Ф.Дж.Тернера «Значение фронтира в американской истории»(1893). Фронтир, не имевший эквивалента в европейской истории, был для Тернера главным доказательством своеобразия общественного развития США. Он называет фронтир «полосой наиболее быстрой и эффективной американизации», где происходит переплавка европейца в американца. Колонист приходит сюда в европейском платье, с европейскими орудиями и образом мыслей. Но «условия существования на фронтире слишком суровы. Человек должен к ним приспособиться или погибнуть, и вот он уже на индейский манер расчищает лес, следует по тропам, проложенным индейцами. Постепенно он преобразует дикую природу, но результат уже не похож на старую Европу…Результат получается новый, американский» (Тернер). Условия жизни пограничья, экспансия на Запад, где колонистам открывались новые возможности, определили, по Тернеру, уникальность американского характера. «Фронтиру американский образ мышления обязан своими поразительными особенностями. Грубость и сила в соединении с остротой и пытливостью; недостаток художественного чутья, но мастерское умение схватывать материальное; неутомимая беспокойная энергия; всепоглощающий индивидуализм, служащий добру или злу, и переливающаяся через край жизнерадостность, рожденная свободой, - таковы черты фронтира» (Тернер).

Большинство литературоведческих концепций национальной самобытности американской культуры (Фассела, Аллена) прямо или косвенно восходят к теории фронтира Тернера. В круг писателей, «созданных фронтиром», как правило, вводят Купера, Готорна, По, Торо, Мелвилла, герои которых оказываются тайными носителями американской идеи, а в символике их произведений усматривают прежде всего влияние фронтира.



Эпоха романтизма в истории американской литературы более или менее отчетливо делится на три этапа:

Ранний (20 – 30-е) – период «нативизма» - период романтического освоения национальной действительности, природы, истории, попытки художественного исследования американской цивилизации. Существенно, что исследование это исходит из убежденности в здоровой основе американской демократии, способной справиться с «внешними» отрицательными влияниями.

Зрелый этап (конец 30х – середина 50х годов) – сопряжен с экономическими потрясениями конца 30-х годов, конфликтами 40-х годов. Период характеризуется рядом трагических открытий, сделанных романтиками, с чем связаны трагические и пессимистические ноты в творчестве многих поэтов и прозаиков: Э.По, Н.Готорна, Г.Мелвилла.

Финальный этап (сер.50-х – до начала Гражданской войны) – эпоха кризиса романтического сознания и романтической эстетики в США.

Ранний этап в истории американского романтизма связан, прежде всего, с именами Ирвинга и Купера. Вашингтон Ирвинг (1783-1859) – стоит у истоков американской национальной литературы. С него начинается заокеанская новелла, жанр, занявший в истории национальной литературы столь же важное место, как и роман. С детства и юности воспитывая свой вкус на художественной литературе Старого Света, Ирвинг проникся к его культуре почтением и любовью. Был увлечен английским ХУШ веком, его дидактическим рационализмом, юмористической стихией, сатирическими нравоописаниями. Следует отметить, что американский романтизм в большей степени, чем романтизм европейский, обнаруживает глубокую и тесную связь с идеологией и эстетикой Просвещения. Американский романтизм выступал не только в роли разрушителя просветительской идеологии, но и в роли прямого его наследника.



В 1809 году В.Ирвинг опубликовал «Историю Нью-Йорка» , приписав ее ученому-историку Дидриху Никербокеру, эксцентричному джентльмену, который, якобы, внезапно исчез, оставив после себя лишь сундучок с рукописью. «История Нью-Йорка» - это бурлеск, пародия, сатира, насыщенная аллюзиями, связанными с современностью. Переизбыток учености и подчеркнутая серьезность в описании ничтожных событий порождали комический эффект. Прошлое – только повод для разнообразных иронических комментариев и намеков, но не предмет художественного исследования, как в романах В.Скотта. Ирвинг пока далек от романтического освоения истории.

Период с 1818 по 1832 год – самый плодотворный и успешный в творчестве Ирвинга. В эти годы появляются лучшие произведения. Это четыре сборника романтических очерков и рассказов: «Книга эскизов» (1820), «Брейсбридж Холл» (1822), «Рассказы путешественника» (1824), «Альгамбра» (1832). К этому же времени относятся его испанские исторические штудии: «История Колумба», «Завоевание Гренады».

Уже в первых опытах писатель отказывается от четких жанровых разграничений, узаконенных раннепросветительской эстетикой.

Нередко обращается к европейскому материалу. Множество произведений посвящено Англии, действие других происходит в Германии. Материал для книги «Альгамбра» дала Испания. При этом писатель трактует и оценивает европейский материал с американской точки зрения.

Особый интерес вызывают американские новеллы – «Рип Ван Винкль», «Легенда Сонной Лощины», «Дойльф Хейлигер» или цикл о кладоискателях. Мировоззрение и эстетические позиции Ирвинга-романтика раскрылись в них с наибольшей полнотой. Действие всех новелл отнесено в прошлое. Авторство вновь доверено Дидриху Никербокеру. Но теперь Никербокер – «истинный» романтический историк. Его влекут предания и легенды, обычаи, верования, предрассудки, образ жизни и образ мыслей минувших времен.

Американская новелла вполне отвечала духу времени. Молодое национальное сознание искало опоры в своих американских национальных традициях, в историческом прошлом. При этом, для ирвинговского историзма характерна двойственность, которая состоит в том, что прошлое предстает в его новеллах и как условный мир , противостоящий современности, и как реальность , неразрывно связанная с настоящим.

Создателем американского исторического романа принято считать Дж .Ф.Купера (1789-1851). Кроме того, в историю литературы он вошел как основоположник морского романа и как творец особого типа романа, в котором разрабатывались национальные темы «границы», исторической судьбы индейских племен, американской природы. Различная окраска романов приближает их к трем основным родам литературы: они драматичны (подчас трагичны), лиричны (напоминают поэму), монументально эпичны. Купер – создатель эпопеи в американской литературе. Традицию американского исторического романа Купер заложил романом «Шпион» (1821). Несмотря на прозвище – «американский Вальтер Скотт» - многое во взглядах Купера на характер и смысл исторического прогресса не совпадало со взглядами «шотландского чародея». Этому есть объективные причины. До Купера оставалась неясной сама принципиальная возможность написать исторический роман на материале истории США. Главные ее события были у всех на памяти. Писатель должен был превратиться в историографа. Купер отыскал новый метод соединения истории и вымысла , не жертвуя ни воображением, ни исторической достоверностью. Тип исторического романа, созданный Купером, отвечал стоявшей перед американской литературой нравственной задаче: утвердить моральное превосходство Нового Света над Старым, республики над монархией, государственной независимости над колониальным режимом.

В творческой биографии Купера роман «Шпион» занимает исключительно важное место. В нем затронуты проблемы, которые Купер будет разрабатывать во многих своих книгах. Как исторический роман особого типа, «Шпион» привел, с одной стороны – к созданию пенталогии о Кожаном Чулке («Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт», «Пионеры», «Прерия») , с другой стороны – к созданию морского романа.

Есть определенная закономерность в том, что «морской роман» возник именно в Америке. Америка – морская держава. Ее торговля, промышленность, с/х, транспорт были связаны с мореплаванием. Мореплавание – самая распространенная профессия, «морская жизнь» - важная часть национальной действительности. «Лоцман» (1823) – первая попытка Купера в сфере литературной маринистики. Один из лучших морских романов – «Красный корсар»(1827). Писатель вводит в повествование материал корабельной жизни и, преодолевая ограничения просветительской эстетики, утверждает необходимость использования в романе «морской» речи. Купер воссоздает в романе морскую жизнь и корабли, как это мог бы сделать только профессиональный моряк.

Тезис об исключительности морской жизни позволял писателю вывести человека за рамки общественных отношений и тем самым предоставить ему возможность достичь подлинной свободы.

Другое направление творчества Купера связано с попыткой исторического исследования некоторых важнейших процессов и явлений современной американской действительности. Речь идет о территориальной экспансии и о связанном с ней «пионерством», о трагической судьбе коренных жителей континента – индейцев и, в конечном счете, о будущем американского народа. Именно этот круг вопросов образует проблематику романов о Кожаном Чулке. Пенталогия соединяет в себе признаки приключенческого повествования, исторического романа, романа о нравах, философской прозы и романа воспитания. Элементы разных жанров сосуществуют. Философские аспекты пенталогии сосредоточены, прежде всего, в монологах Кожаного Чулка. Исторические и приключенческие элементы привязаны главным образом к сюжету, особенно к батальным его частям. Купер заложил традицию, которую впоследствии поддержали и развили американские писатели – Меллвил, Норрис, Драйзер, Фолкнер, Вульф.

Зрелый романтизм (обзорно): В Бостоне в это время возникает так называемый трансцендентальный клуб, в Нью-Йорке возникает литературно- политическая группа «Молодая Америка» , в канун 1837 года Эмерсон опубликовывает философское произведение «Природа », сыгравшее неоценимую роль в эволюции американского романтического сознания, Готорн печатает «Дважды рассказанные истории», Э.По – «Гротески и арабески». Литературная жизнь США в эпоху зрелого романтизма приобретает живость, динамику, размах, каких прежде не знала. Происходит окончательное формирование и закрепление некоторых жанров, введенных в американский литературный обиход: рассказ, повесть, «морской роман», исторический роман (в его американском варианте). Некоторые из них получали теоретическое обоснование.

Принцип «нового историзма» быстро распространялся на другие жанры, в том числе на поэзию и драму. Показательно в этом отношении творчество Лонгфелло. В его исторических поэмах «Евангелина» ( 1847), «Новоанглийские трагедии» - исторические факты, как таковые, занимают весьма скромное место, история предстает преимущественно со стороны нравов и нравственности, и нередко обретает очертания легенды.

Не менее радикальные изменения – в области «морской прозы». Маринистика 40-х годов характеризуется принципиально иным подходом к изображению «морского характера». Возникает потребность в новых жанрах или жанровых разновидностях. «Моби Дик» Мелвилла – синтетический роман, с жанровой точки зрения не имеющий прецедента в истории мировой литературы – «романтическая утопия».

Никогда ранее американская литература не была столь тесно связана с политической жизнью страны. Литературные группировки, как правило, имели ярко выраженную политическую окраску. Зачастую писатели, далекие друг от друга по идейным, философским и эстетическим убеждениям, неожиданно становились под общие знамена во имя достижения единой социально-политической цели. К примеру, Аболиционистское течение. Среди поэтов, выступавших против рабства негров – Генри Лонгфелло – профессор Гарвардского университета. Рядом – фермер, поэт-самоучка, поклонник Бернса, певец новоанглийской деревни Джон Уитьер ; Дж.Р.Лоуэлл – возвышенный поэт и язвительный критик; крупнейшая звезда – скромная домохозяйка, обремененная детьми и домашними заботами – Г.Бичер-Стоу .

Романтики второго поколения пытались выяснить природу антигуманных тенденций в современном американском обществе и одновременно найти противоядие, выявить возможности радикальной реформы и возрождения утраченных идеалов. Отсюда очевидное смещение акцентов в художественном освоении национальной действительности. Теперь уже не величие природы и не своеобразие жизненного уклада различных частей страны приковывают к себе внимание поэтов, прозаиков, философов. На первый план выдвигается человек, американец, «новый Адам». В нем ищут причину всех причин и с ним же связывают надежды на радикальные преобразования, способные возродить дух подлинной демократии.

Крупнейшие явления в зрелом романтизме – творчество Н.Готорна (1804-1864), Э.По (1809-1849), Г.Мелвилла (1819-1891). Все они, при всех различиях, заняты одним – изучением современного американского сознания. У каждого своя область интереса: Готорна привлекают вопросы нравственного сознания; По поглощен исследованием психических состояний человека; Мелвилл изучает интеллект, прорывающийся к основным универсальным законам бытия; Уитмен пытается синтезировать самоощущение современника и дать ему адекватное поэтическое выражение. Каждый из них по-своему представлял пути реорганизации национальной жизни, но все могли бы согласиться с точкой зрения Генри Торо (1817-1862), полагавшего, что состояние общества и государства полностью зависит от духовного мира его граждан и что единственная революция, способная покончить со злом и осуществить подлинные демократические идеалы – это революция индивидуального сознания.

Наиболее характерным явлением в истории американской культуры эпохи зрелого романтизма – была деятельность американских трансценденталистов. Основоположник – философ, поэт – Р.Эмерсон. Американский трансцендентализм (от лат. – выходящий за пределы), взятый в теоретическом плане, представляет собой философский аспект романтического гуманизма. По природе своей эмерсоновское учение – гибрид религиозных, философских представлений. Национальные корни – в идеологии унитарианства (с его идеями социального равенства «равных перед Богом» людей); мировые – в неоплатонизме и в немецкой классической философии, воспринятой через труды Карлейля. Трансценденталисты в гносеологии были интуитивистами, в этике – альтруистами, в политике – анархистами, в социологии их привлекали идеи утопического социализма, взятые в их нравственном аспекте. Центральным звеном, связывающим воедино все эти части системы, был всеохватывающий индивидуализм , который покоился на идее тождества микро- и макро-миров, индивидуальной и мировой души, человеческого самосознания и Вселенной. Идея эта позволяла рассматривать человека как духовный центр Вселенной и уравнивать познание и самопознание.

Значительный по времени и результатам период развития романтизма имел огромное значение для всей последующей литературы США. Нет ни одного большого писателя-реалиста, который не отдал бы дань романтической эстетике. Отблески романтизма лежат на лучших произведениях Марка Твена, Брета Гарта. Герои северных рассказов Джека Лондона сродни лонгфелловскому Гайавате и полуфантастическим героям Мелвилла из романа «Моби Дик». Следы романтических традиций ощутимы в творчестве Хемингуэя, молодого Стейнбека, Фолкнера, в новеллистике Керуака, в романах Сэлинджера.

1. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе Х1Х века. – М,1972.

2. История всемирной литературы – т.6 –М,1989.

3. Проблемы становления американской литературы. Под редакцией Засурского Н.Я. – М,1981.

4. Ковалев Ю.В. Э.А.По. Новеллист и поэт: Монография. – Л.: Художеств. лит., 1984. – 296 с.

В развитии американского романтизма выделяют два периода: ранний (20 – 30 гг.) и поздний (40 – 60 гг.). Ранний этап представлен именами Вашингтона Ирвинга и Фенимора Купера; переходным этапом считается творчество трансценденталистив – Емерсона и Торо; поздний романтизм является связанным с деятельностью Эдгара По, Натаниеля Готорна, Германа Мелвилла, Гарриет Бичер-стоу, Генри Лонгфелло и Уолта Уитмена. Американский романтизм розвився на фоне выдающихся событий американской истории: буржуазная революция ХУИИИ ст. привела к созданию США; война Америки за независимость (1812 – 1814), которая привело к освобождению от английского владычества, движение за отмену закона о рабстве, который получил название аболиционизма.

Американский романтизм розвився как раз в период становления США. Молодая страна только начала осознавать собственную самобытность, и романтизм с его установкой на национальное лицо способствовал утверждению американской культуры как оригинальной. Несмотря на все проблемы, которые существовали в обществе, писатели молодой страны верили в большие возможности США, в их творчестве существовала вера в “американскую мечту”. Даже самый трагичный из ранних американских романтиков, Герман Мелвилл, не терял веры в возможности американской демократии. Эту оптимистичную веру хранил и Емерсон, который говорил в одной из своих лекций: “Америка является страной будущего. страной, где все только начинается.”

Культура США формировалась на основе разных источников, но главным источником все же является культура Англии. Всеобщность языка роднила и роднит американцев с британцами, но писатели романтики, хотя и с благосклонностью относились к английской традиции, славной своим богатством, но все же отстаивали право американской культуры на самобытность. Ярким примером синтеза европейской традиционности и американской самобытности можно считать творчество Купера, который в романе “Следопыт” взял эпиграфами слова из произведений Спенсера, Шекспира, Мильтона, Драйдена, Томсона, Вордсворта, Байрона, Мура и других британских поэтов волны романтизма.

Одновременно и мужай Чунгачгук, и благородные Натти Бумпо пришли к творчеству Купера из американского фольклора, который формировался на основе старинных сказал индианцев, негритянское устное народное творчество и творчество белых пионеров, которые успели породить таких “американских Робин Гудив”, как разведчик новых земель Даниель Бун, лесоруб Поль Беньян, охотник Кит Карсон, перевозчик Майк Финк. Большинство из них является историческими фигурами, воспетыми народом через силу их личностей, которые утверждалась в борьбе со стихиями. Когда перед американским романтизмом восстала проблема осмысления национального характера, на авансцену был выдвинут человек, который создал себя сама. Российский писатель Л.Андрєєв считал мужество главной чертой американцев: “Их деятельность в мире является деятельностью мужчин, иногда безжалостных к жестокости, иногда широко и свободно великодушных, но всегда твердых, последовательных и сильных”.



Деловые американцы ХІХ ст. не были большими сторонниками романной формы (она потребала слишком много времени). Короткое рассказе является представленным в американской литературе и разнообразных проявлениях: фантастическому, детективному, философскому, аллегорическому, психологическому. Особенно прославились в данной форме По и Готорн, которым пришлось вмешать свои таланты в “прокрустово кровать” газетного рассказа. Но результат оказался удачным: жанр короткого рассказа приобрел невиданную глубину и стал национальным американским жанром. Ну и, ясное дело, осмысление национальной специфики не обходится без эпической поэмы в духе “Энеиды” Вергилия. Это задание выполнил Лонгфелло, автор национального эпоса “Песня о Гайавату”.

Джеймса Фенимора Купера называют “американским Вальтером Скоттом”, потому что он осмыслил историю своей молодой страны. Но не только об истории США писал Купер. Его романы разделяются на следующие типы: исторические (“Шпион”, “Браво”, “Палач”, “Два адмирала” и др.); морские (“Лоцман”, “Красный корсар”, “Пират” и др.); семейная хроника (“Чертей палец”, “Землемер”, “Краснокожие”), романы-памфлеты (“Моникини”), публицистические романы (“Домой”, “Дома”). Основным произведением Купера считается пенталогия о Кожном Чулке (ее еще, не совсем точно, называют циклом “романов об индианцах”). К пенталогии о Кожном Чулке поступают романы “Пионеры”, “Последний из могикан”, “Прерия”, “Следопыт”, “Зверобой”.

Купер начал свой творческий путь как писатель американской демократии. В ранних романах (“Шпион”, “Лоцман”), а также в произведениях, которые появились как результат странствий Европой (“Браво”, “Палач”), Купер подчеркивает преимущество республиканского строя над монархическим. В предисловии к “Шпиону” он отказывается от заимствованных “замков, лордов, и других атрибутов английских романов” и заявляет, что он будет писать о “американских обычаях”. Захвачено к мелодраматизму отношению к американским обычаям проявляется в возвеличенных подвигу простого человека. В романе “Шпион” мелкий торговельник Гарвей Бирч, рискуя жизнью, делает все, ради свободы своей страны от английского владычества, и когда президент Вашингтон вручает Бирчу денежное вознаграждение за проявленное мужество, Гарвей отказывается от нее.

Потому что он служил США не ради денег. Более позднее отношение к Америке начнет изменяться. Купер обратит внимание на исчезновение ряда племен индианцев, на насилие “нации промышленников” над природой. Природа отогревает в творчестве Купера особенную роль. Он позаимствовал у Скотта ряд приемов (в частности структуру роману, где исторические личности служат фоном развития событий, а вымышленные персонажи оказываются на авансцене), принцип изображения мира через “народное движение истории”. Но в творчестве Скотта природа никогда не играла такой роли, которую она отогревает в Купера. Богатство дикой природы спровоцировало новый подход. Главным героем роману “Лоцман” является морем, какое Купер знал очень хорошо (прежде, чем стать писателем, он сделал карьеру морского офицера), одним из главных героев пенталогии о Кожном Чулке есть дикая природа американских прерий, могучая стихия, помериться силой с которой может только очень

Пенталогия показывает нам всю жизнь этого странного человека, который приехал в Америку почти подростком, тогда, когда континент только начал усваиваться, прожила среди неторканих лесов всю жизнь и на старость стала жертвой той Америки, которой когда-то так доблестно пролагала пути через дикую природу. Дружба с индианцами научила Натти не бояться природы, которая никогда не оскорбит того, кто пришел к ней с добром. А вот “новая Америка” с ее местечками, кабаками и частной собственностью на землю, отталкивает старого охотника. Он привык жить охотам и убил оленя. Откуда же ему было знать, что теперь эта земля принадлежит судье Темплю, и там не то, что охотиться, а даже и ходить запрещено. Темпль привлекает старика к юридической ответственности. Его не тревожит, что, как бы не Кожный Чулок и не индианцы, такие, как Чингачгук (какого теперь зовут Джон), никакого Темпльтауна во главе из Темплем не существовало бы.

Купер не был противником цивилизации, но считал, что она должна утверждаться мирным путем, без кровопролития и массовых убийств. Роман “Звиробий” завершается ужасной картиной расправы колониальных войск над индейским племенем гуронив. За расправой наблюдает величественная и прекрасная природа, но и она скоро окажется охаянной: прерии превратятся на пустыне, леса будут выработаны, чистые источники пересохнут, живой мир лесов и степей погибнет. И сделают все это те, кого Купер назвал “моникинами”.

Купер стал первым американским писателем, имя которого вышло за границы США. Считается, что он открыл европейцам Америку, создал национальное лицо американца, как в позитивном, так и в негативном смысле, и навеки прославил человека чести и мужества.

В историю американской литературы Эдгар Аллан По вошел как поэт, новеллист и критик. Он является классиком “короткого рассказа”. Его считают родоначальником детективного жанра. Как это ни странно, но Америка По не сразу оценила. При его жизни американцы не воспринимали американских писателей всерьез и увлекались Диккенсом. Настроения викторианской Англии, литература которой была склонной к морализаторства и воплощение религиозного идеала, были широко распространенными и в Америке. Потому творчество По “пришлась не к двору”. Первыми оценили “безумного поэта” французские “проклятые поэты” (Бодлер, Верлен, Рембо), а также символисты. Они увидели в нем основателя нового искусства, лишенного дидактичного, воспитательного начала. Распространение в Европе теоретических работ “Философия творчества” и “Поэтический принцип” тоже способствовали новому виденью наследства Эдгара По.

Вычурный бред По привлекали Достоевского, но российский писатель писал: “Эдгара По можно, скорее, назвать писателем капризным, чем фантастическим”. Обиды По пугают своей естественностью и будничностью. Это ужас, который давно стал привычным. Ужас, в котором постоянно существует человек, который является полностью оторванной от общества “нормальных людей”.

Эдгар По не хотел делать ничего, кроме литературы, потому его жизнь прошла в тяжелом труде. Он редактировал центральные газеты и журналы в Нью-йорци и Филадельфии, его мастерство журналиста и писателя повышало тиражи, а вот По-поэт был немногим известный. Необходимость “накормить” публику привела По к научно-фантастическому и детективному жанру, к литературе “ужасов”. Но кошмары, созданные По, в действительности существовали в его душе. Трагическое ощущение реальности усугублялось трагедией личной жизни. У “безумного поэта” любовь была аномальной. Он женился с собственной двоюродной сестрой, когда умственно неполноценной девушке не было еще и четырнадцати. Вирджиния поражала всех, кто ее видел неземной красотой и ребячеством поведения.

Но она тоже походила из рода По. И ее ожидали муки. Жена-девочка (ведь она играла в куклы и после двадцати лет) умерла молодой, пролежав последние годы своей жизни прикованной к кровати. Если знать о том, что знаменитый “Ворон” был написан в доме, где в соседней комнате лежала неподвижная Вирджиния, поэзия приобретает особенное содержание. Греховная любовь закончилась трагически. Оставшись на свете в одиночестве, По писал: "В смерти той, кто была моей жизнью, я получил новое, но какое мрачное существование”. В действительности, лучшие произведения По были написаны после смерти Вирджинии, когда По прекратил служить в прессе и начал жизнь свободного художника, быстро прослыв человека предельно порочной, наделенной больной, обхваченой ненавистью к человечеству сознанием.

Лучшему пониманию поэзии По может способствовать ознакомление с его теоретическими трудами. “Мы забрали себе в голову, что написать поэзию ради самой поэзии, да еще и признать, что наша цель была именно такой, значит обнаружить решительное отсутствие у нас истинного поэтического величия и силы”, - писал По в “Поэтическом принципе”. Но такие его шедевры, как “Ворон”, “Юлялюм”, “Аннабель Ли”, “Эльдорадо”, “Звоны”, именно ради поэзии и писались. В них не имеет морали, они есть антихристиянскими по своей сути. Ворон, который залетел ночью к кабинету поэту, знает только одно слово – “Nevermore” (“Более никогда”). Птица якобы бессмысленно твердит его человеку, который потерял любовь, и оставляет поэта в глубоком одиночестве в душевном безвихидди. В “Аннабель Ли”, вспоминая прекрасную любовь “в королевстве у моря”, По обвиняет богов в завистях.

Ясность манеры сказа, рационализм (По был талантливым математиком) совмещаются в прозе и поэзии По с драматизмом и трагедийностью переживания, с атмосферой кошмаров и ужасов; четкость деталей – с внешне неправдоподобным и ужасающим; аналитическая работы мысли – с эстетизацией страданий и смерти. Эстетизация смерти занимает центральное место в новелле “Маска Красной смерти”, которая утверждает жестокость и необходимость давлючего над людьми фатума. Люди пытаются убежать от чумы, предотвратить смерть, устраивая пир в роскошном дворце. Во время середноевичной европейской чумы подобные пиры, в действительности, спасали через перенасыщение организма алкоголем. Но не так в По. У него люди мрут, мрут массово, и писатель, из задовильненням детализируя, рисует ужасные картины. В подобном ключе являются созданными новеллы “Демон порока” и “Черный кот”.

Американский романтизм возник в результате американской буржуазной революции 1776-1784 гг., как отклик на неё. Война за независимость – образование США Окончательное формирование американской нации. Америка край безграничных возможностей.

Романтизм Америки имеет те же исторические предпосылки и эстетическую основу, что и европейский:

1. внимание к внутреннему миру человека;

2. принцип романтического двоемирия – романтики утверждают мысль о несовершенстве реального мира и противопоставляют мир своей фантазии. Оба мира постоянно сравниваются, сопоставляются;

3. интерес к фольклору – одной из форм протеста против делячества и прозаизма повседневного буржуазного существования становится идеализация европейской старины, древней культурной жизни;

Хронологические же рамки американского романтизма отличаются от европейского. В 30-е годы в Европе уже реализм а в Америке романтизм начинается в 20-30 годы.

Ранний Америк. Романтизм:20-30гг 19 века. Купер. Прославление войны за независимость. освоения континента – одна из главных тем литературы. Появл. критические тенденции, забываются высокие идеалы, провозглашенные при рождении республики. Ищется альтернатива буржуазному укладу. Тема – идеализированная жизнь американского Запада, морская стихия.

Зрелый ам. романтизм – 40-50гг: Эдгар По. Недовольство ходом развития страны(сохран. рабство, идет уничтожение коренного населения, эконом кризис). В лит-ре драматические и трагические настроения, ощущение несовершенства человека и окружающего его мира, настроение скорби, тоски. В лит-ре герой который несет печать обреченности.

Поздний. 60-е г. Критические кризисные настроения растут. Романтизм не в состоянии отразить меняющуюся современную действительность. Реалистические тенденции.

Национальные особенности американского романтизма.

1. Утверждение национальной самобытности и независимости, поиск национального характера.

2. Последовательно антикапиталистический характер.

3. Популярность индейской темы

4. Три ветви американского романтизма

1 Новая Англия(Сев-вост штаты)-философичность, этические вопросы

2 Средний Штаты – поиск нац. , соц. проблематика

3 Южные штаты – Преимущества рабовладельческих порядков

Видное место в лит-ре тех лет занимают Ф. Купер и Ирвинг. Их тв-во отразило характерные особенности америк. ром-ма на раннем этапе развития. Ир. и К. на начальном этапе своего тв-ва были вдохновлены идеями ам. революции и борьбы за независимость. Большое положительное значение имели созданные ими образы сильных, мужественных людей, противопоставленные корыстолюбивым бурж. дельцам. Поэтизация человека, живущего на лоне природы, поэтизация его мужественной борьбы с нею составляют одну из характерных особенностей раннего ам. ром-ма. В своих ранних юмористических очерках Ирвинг выступал против истребления индийских племен. Характерно противопоставление идеализируемой им старины картинам жизни современной Америки. Также важное место занимает переплетение элементов фантастики с фольклорной традицией.

КУПЕР, ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (Cooper, James Fenimore) (1789–1851), американский писатель, историк, критик общественного устройства. В 1820 сочинил для дочерей традиционный нравов Предосторожность (Precaution). Открыв в себе рассказчика, написал роман Шпион (The Spy, 1821), основанный на местных преданиях. Роман получил международное признание,

Крупнейший американский писатель романтик, писавший о беспощадной войне колонистов против индейцев.

Купер в молодости был увлечен всеми событиями, связанными с провозглашением американской независимости. Творчество Купера связано с ранним этапом развития романтизма в США. В мировую литературу он вошел, как создатель американского социального романа. Им было написано большое количество романов, несколько разновидностей: исторический - «Шпион», «Браво», «Палач»; Морские - «Лоцман», «Пират»; романы написанные в форме семейной хроники - «Краснокожие», «Чертов палец»

Основными произведениями Купера, над которыми он работал много лет, является цикл романов о кожаном чулке, их называют индейскими романами: «Зверобой», «Последний из Могикан», «Следопыт», «Прерия», «Пионеры».

В произведениях Купера отразились исторические закономерности развития американской цивилизации. Он писал о событиях американской революции, о морских путешествиях, о трагической судьбе индейских племен. Значительность проблематики соединялась в романах Купера с ярковыраженным приключенческим началом и увлекательностью повествования, а сила романтического воображения с достоверностью. В своей пенталогии о кожаном чулке он описывает судьбу американского пионера Капитана Бумпо, писатель запечатлел процесс освоения американских земель Европейским колонистами. В этих романах перед читателем живет и действует старый человек безграмотный, полудикарь, но обладающий в совершенстве лучшими качествами истинно культурно человека: безукоризненной честностью по отношению к людям, любовью к ним и постоянное стремление помочь ближнему, облегчить его жизнь, не щадя своих сил. Героев Купера ожидает множество необычайных приключений, они примут участие в жестокой борьбе за свою независимость. Купер был приверженцем американской демократии, но видя, что происходит в Европе, он опасался, что и Америка попадет под власть олигархии финансистов и промышленников. После своего путешествия по Европе он изменил свой взгляд на американскую действительность. Европейские впечатления помогли ему более глубоко разобраться в явлениях жизни США, многое заставило его разочароваться в восхваляемой им прежде американской демократии.

С резкой критикой буржуазной Америки, Купер выступил в романах «Долой», «Дома» и особенно в романе «Моникыны» являющимся социальной политической сатирой на буржуазные государства. Критика буржуазных порядков велась Купером с консервативных позиций; он склонялся к цивилизации патриархальной фермерской Америки.

Интернет-источники:

1. Богословский В.Н., Прозоров В.Г., Головенченко А.Ф. Американская литература (главы 23-29)/ История зарубежной литературы XIX века (Под редакцией Соловьевой Н.А). http://19v-euro-lit.niv.ru/

2. Ковалев Ю.В. Литература США (разделы: «Литература на рубеже XVIII-XIX веков», «Эпоха романтизма. Общая характеристика», «Ранний американский романтизм», «Ирвинг», «Купер», «Зрелый романтизм», «Готорн», «Эдгар По», «Мелвилл»)/ История всемирной литературы. 19 век, первая половина. http://19v-euro-lit.niv.ru/

3. Ковалев Ю.В. «Эдгар Алан По. Новеллист и поэт» http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=3009

К началу XIX в. Америка обрела политическую независимость от Старого света: бывшие колонии британской империи образовали самостоятельное государство США в результате победы в Войне за независимость 1775-1783 гг. Но американская культура и, в частности, литература пока развивается в русле европейской: она ориентирована на просветительскую идеологию и жанры (публицистика, социально-философская проза Т. Джефферсона, Б. Франклина, Т. Пейна и др.), популярен «готический роман» Ч.Б. Брауна. На повестке дня стояла задача создания национального эпоса, решенная в европейских литературах еще в Средние века, в пору формирования наций и националных государств. Эта задача оказалась по силам лишь Г. Лонгфелло, творцу индейского эпоса «Песнь о Гайавате», и У. Уитмену, создавшему лирический эпос «Листья травы». К национальным особенностям американского романтизма относятся параллельные (и притом весьма интенсивные!) процессы государственного стоительства и создания собственной американской литературы. Подобно французскому, американский романтизм запаздывал в своем развитии, но это позволило ему обращаться к творческому опыту романизма европейского. Этика новой нации, в основу которой легли традиционные ценности кальвинизма: трудолюбие, бережливость, прагматизм, способствовала стремительному социально-экономическому росту, что, в свою очередь, обусловило патриотические настроения, которые, однако, по мере развития капитализма оттенялись разочарованием в демократических идеалах. Американский романтизм можно условно разделить на следующие этапы:

1) ранний романтизм (1820-1830-е гг.) ‑ время художественного освоения американской действительности, природы и истории, проникнутый патриотическими настроениями, историческим оптимизмом и верой в здоровый дух и незыблемость национальной демократии. Он представлен школой «нативистов» , в первую очередь лириком У.К. Брайентом, В. Ирвингом, Дж.Ф. Купером:

2) зрелый романтизм (конец 1830-х – середина 1850-х гг.) – пора политических конфликтов, экономических кризисов, разочарования в буржуазной системе, появление трагических, пессимистических настроений;. Представители: Э.А. По, Г.У. Лонгфелло, Н. Готорн, Г. Мелвилл;



3) кризис романтизма (середина 1850-х гг. – начало Гражданской войны в 1861 г.), ознаменовавшийся тотальным разочарованием в американских духовных ценностях и идеологических приоритетах.

По причине обширных территорий, заселённых и освоенных поселенцами из различных государств Старого Света, носителями различных культурных традиций и языков, США в культурном и литературном плане развивались под знаком регионализма. Так, литература северо-востока США (т.н. Новой Англии), исторически формировавшаяся под влиянием первых американских колонистов ‑ выходцев из Англии, убежденных пуритан, отличается заостренностью нравственной проблематики, напряженностью духовных исканий, религиозным ригоризмом. Представители: Н. Готорн. В литературе американского Юга, складывавшейся в атмосфере французских, испанских и др. культурных влияний Старого Света, заметны расовая проблематика, тяготение к аристократизму, драматизм и даже трагизм мировосприятия, обусловленный нарастающим упадком и последующим крушением жизненного уклада южан после Гражданской войны 1861-1865 гг. История Юга отразилась в т.н. «южном мифе» и творчестве Э.А. По. Круг проблем литературы Среднего Запада (ее границы по мере освоения Дикого Запада продвигались все дальше к Тихому океану) как нельзя лушче обозначен в романах одного из первых ярких ее представителей Купера: это дух первопрохоцев-пионеров, тема взаимоотношений белых колонистов с исконными обитателями континента ‑ индейцами, тема человека и природы: пафос ее покорения и одновременно тревога об экологических последствиях такого вмешательства. Бостонские нравы?

Вашингтон Ирвинг (Washington Irving, 1783-1859)

У этого романтика типично американская биография: перепробовав на своем веку множество профессий и занятий (юрист, журналист, редактор, издатель, торговый представитель, военный, дипломат, путешественник, объехавший Старый и Новый Свет), Ирвинг в итоге стал профессиональным литератором. Увлечению Ирвинга европейским Просвещением обязана своим появлением сатирическая „История Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии” (1809) ; автор замаскировал ее под фундаментальный исторический труд и приписал эксцентричному джентльмену Дидриху Никербокеру, чье имя впоследствии стало нарицательным для жителя Нью-Йорка. Пребывание Ирвинга в Старом Свете (1818-1832) ознаменовалось 4 сборниками романтических очерков и рассказов: „Книга эскизов” (1820), „Брейсбридж Холл” (1822), „Рассказы путешественника” (1824), „Альгамбра” (1832) , историческими штудиями на испанские и арабские темы „История Колумба”, „Завоевание Гренады”, „Жизнь Магомета” ). Постепенно в его творчестве выкристаллизовался жанр романтической новеллы, материал для которого большей частью дала Европа, однако представивший собственно американский взгляд на вещи и события, в корне отличный от европейского. Самые известные „американские новеллы” писателя – „Сонная Лощина” , где на фоне уютного живописного пейзажа рассказывается легенда о „всаднике без головы”, и „Рип ван Винкль” , удивительная история о поселенце, заснувшем на 20 лет и после пробуждения заставшем родные места преображенными. В последней новелле символически отражен ход истории, движение Америки от патриархального уклада и неспешных ритмов жизни первых голландских поселений к новой, буржуазной, деловитости. Несмотря на явное подтрунивание Ирвинга над героем ‑ неудачником Рипом, писатель втайне испытывает ностальгию по „старым добрым временам”, недавнему прошлому, уже успевшему стать американской историей.

Джеймс Фенимор Купер (James Fenimore Cooper, 1789-1851)

Среди обширного прозаического наследия Купера есть „морские” романы („Лоцман” (1824), „Красный корсар”(1828), „Морская волшебница”(1830) ), навеянные юношескими воспоминаниями о дальних странствиях и воспевающие изменчивую и неукротимую океанскую стихию, исторические романы ‑ цикл о европейском Средневековье „Браво”(1831), „Гейденмауэр”(1832), „Палач”(1833) ). Разделяя с европейскими романтиками В. Скоттом, В. Гюго увлеченность Средними веками – эпохой формирования наций и национальных государств, Купер обращается и к своей национальной истории, к сравнительно недавнему прошлому Америки, еще неотделенному от настоящего: Войне за независимость («Шпион», 1821 ), англо-французским военным столкновениям XVIII в. («Следопыт» ), сложной истории взаимоотношений белых колонистов и коренного индейского населения Америки.

Последняя тема, а также тема „фронтира” – подвижной границы, разделяющей „обжитые” и „дикие” территории, ‑ стали ключевыми в знаменитом куперовском цикле из 5 романов (пенталогии) о Кожаном Чулке (Leather Stocking Tales), куда вошли Пионеры» (1823). «Последний из могикан» (1826). «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840), «Зверобой» (1841) . Сквозной герой цикла – пионер-первопроходец, обитатель «границы» Натти Бумпо, известный под прозвищами Кожаный Чулок, Соколиный Глаз, Зверобой, Следопыт, Длинный Карабин. Мужественный и великодушный, бескорыстный и находчивый, умудрённый жизненным опытом, готовый всегда прийти на выручку, Натти выступает живым воплощением авторского представления об идеальном человеке. Но трагическая ирония в том, что, прокладывая пути на Запад от атлантического побережья к Великим Озёрам и дальше к диким прериям, куперовский герой невольно способствует натиску хищнической и бездушной цивилизации на лесную стихию, ее истреблению. Сам Натти, закалённый жизнью в суровых природных условиях, оказывается бессильным перед властью закона, который воплощают в цикле фигуры шерифа и судьи Темпла. Важна для писателя и экологическая составляющая проблемы: если Кожаный Чулок, подобно своим краснокожим друзьям, интуитивно ощущает себя частичкой природы, то скваттеры (семейство Бушей в «Прерии», лесоруб Билли Керби в «Пионерах») приходят на индейские земли ради наживы и варварски уничтожают птиц и зверей, сжигают леса, оставляя после себя пустошь. Так гибнет под натиском цивилизации девственная природа Америки, так исчезает самобытная аборигенная культура, экзотический быт, обычаи, языки индейцев Америки («Последний из могикан»). В зрелом творчестве Купера все явственнее драматические интонации писателя, который «разошёлся со своей страной», не приняв воцарившегося в ней культа денег и голого практицизма.

Генри Водсворт Лонгфелло (Henry Wadsworth Longfellow, 1807-1882)

Уроженец Портленда и потомок первых переселенцев с корабля «Мейфлауэр», Лонгфелло представляет в американской литературе новоанглийскую традицию, тесно связанную с европейской. Ей соответствуют и полученное поэтом на родине и в Старом Свете первоклассное гуманитарное образование, и фундаментальные штудии европейской классической поэзии, которую он впоследствии преподавал в Гарварде, и многочисленные переводы из нее («Божественная комедия» Данте, многотомная антология «Стихотворения о разных странах» ). Современники знали Лонгфелло прежде всего как поэта-эрудита, живого классика, бесстрастного, несмотря на драматическую биографию, олимпийца. Однако цикл «Стихи о рабстве» , написанный как отклик поэта на животрепещущие проблемы современности, выдает в нем убежденного аболициониста, сочувствующего страданиям чернокожих невольников и призывающего покончить с национальным позором.

Все же в памяти читателей Лонгфелло остается автором одной книги – индейского национального эпоса «Песнь о Гайавате» (1855) . От фольклористики здесь основательное знание этнографического материала, традиций, народных сказаний и верований американских индейцев, от романтизма – сочетание проникновенного лиризма и поэтичности с героикой и грандиозным размахом событий. В Гайавате соединены черты божественные и человеческие. Он выступает в качестве культурного героя: учит соплеменников выращивать маис, строить пироги, устраивать праздники и чтить память предков, обучает их письменности, врачеванию, искусству заклинаний. Одно из наиболее выразительных мест поэмы ‑ пламенная речь Владыки Жизни Гитчи- Манито о Трубке Мира, возвещающей прекращение войн и согласие между всеми обитателями страны. В финале эпоса показана неизбежная смена эпох и цивилизаций: герой вслед за своей возлюбленной Миннегагой и друзьями отправляется в последнее путешествие в «страну Заката», возвещая приход на исконные индейские земли христианских миссионеров.

Трансценденталисты

В середине 1830-х гг заметную роль в духовной жизни Америки стали играть трансценденталисты. Центром движения была неофициальная столица Новой Англии – Бостон. Члены Трансцендентального клуба – философ Р.У. Эмерсон, писатель и моралист Г.Д. Торо, издательница и феминистка М. Фуллер и др. Трансценденталисты не ограничивались беседами и диспутами, сочинениями на философские, религиозные, нравственные темы («Природа» и «Эссе» Эмерсона, очерки Торо), но и непосредственно воплощали свое учение на практике: широко известны лесная робинзонада Торо, изображенная им в автобиографической книге «Уолден, или Жизнь в лесу» (1851) , и коммуна Брук Фарм, целью которой было духовное обновление и нравственное самосовершенствование её участников. Ключевым понятием новой романтической философии, возникшей на основе идей философии природы Шеллинга, наукоучения Фихте, неоплатонизма и восточных учений, стало трансцендентальное (т.е лежащее за пределами опыта) как средство познать Бога через собственное мистическое переживание. В религиозном отношении трансценденталисты проповедовали интуитивно-эмоциональный путь постижения мира, в философском плане они воодушевлялись мыслью о единении человека и природы. В сфере нравственной они ратовали за этический индивидуализм, утверждая гуманистическую идею «доверия к себе» (self-reliance) и неразрывную связь индивидуальной души с Мировой Сверхдушой (Over-soul) . В политике же трансценденталисты выступали за полную свободу личности от налагаемых обществом и государством ограничений, вплоть до «гражданского неповиновения» в знак несогласия отдельного человека с официальной позицией (понятие введено в обиход Торо).

Эдгар Аллан По (Edgar Allan Poe, 1809-1849)

По масштабу дарования и степени влияния на последующее развитие литературы этому американскому романтику найдется немного равных. Диапазон творческих интересов По охватывает журналистику, эстетику, поэзию, прозу. Из полусотни написанных им стихотворений, преимущественно «малоформатной» лирики, в читательском восприятии прочно закрепились хрестоматийные «Ворон», «Аннабель Ли», «Улялюм», «Колокольчики и колокола», «Эльдорадо» . В основе поэтической концепии По – идея о том, что к высшей Истине можно приблизиться через Красоту, поэтому задачу искусства поэт видит в создании особого, экстатического состояния души, когда только и возможно «прозрение» трансцендентного начала. Этой цели служит принцип «тотального эффекта» , охватывающий весь авторский художественный арсенал и стилистические средства. Поэзия По привлекает своей суггестивностью – неким зачастую невыразимым в словах, скрытым «мистическим смыслом», соединением логического и психологически-эмоционального подтекстов, что заставляет разбуженное читательское воображение работать в заданном направлении, воздействуя на него на всех уровнях поэтики – от звукописи до концепта. Поэтические метафоры По тяготеют к символам и часто бытуют в этом качестве: таковы образы умерших возлюбленных ‑ Ленор, Улялюм, Аннабель Ли, вестник инобытия и страж царства мёртвых Ворон, звон колоколов, знаменующий собой вехи жизни человеческой, вечно недостижимая страна грёз и сновидений Эльдорадо и т.д. Особая роль в суггестивной организации поэтического текста отводится музыкальности . Поэзия По рождается из духа музыки, самого субъективного и оттого самого романтического из искусств, но, в отличие от немецких романтиков, непременно в сплаве с мыслью и словом.

Другую вершину художественного мастерства По обозначила его проза, преимущественно новеллистика. Наряду с В. Ирвингом и Н. Готорном он разрабатывает новые жанровые модификации новеллы: психологические новеллы, иначе называемые «страшные» или «ужасные» («Падение дома Ашеров», «Вильям Вильсон», «Маска красной смерти», «Погребенные заживо», «Низвержение в Мальстрем», «Колодец и маятник», «Черный кот», «Лигейя» ); логические (или детективные) новеллы («Тайна Мари Роже», «Убийство на улице Морг», «Похищенное письмо», «Золотой жук» ); научно-фантастические («Ганс Пфааль», «Сфинкс» ) и сатирические новеллы («Очки», «Разговор с мумией» ).

По разработал канон детективного жанра, согласно которому завязкой действия становится некая загадка, тайна обычно криминального характера, которую предстоит разгадать, раскрыть. В расследовании принимают участие герой ‑ эрудит и эксцентрик, психолог, наделенный недюжинными логическими способностями и тонкой интуицией; рассказчик, строящий всевозможные (нередко ложные) предположения, чье восприятие в целом соответствует уровню обыденного сознания, и полиция. Акцент в детективном повествовании переносится из сферы действий и событий (они представлены в виде умозрительной реконструкции) в область мыслей и интеллекта.

Если детектив у По воспринимается как гимн человеческому разуму и его неограниченным возможностям, то психологические новеллы сосредоточены на пограничных состояниях души и психики человека, „танатологичны”. Примерами обостренного, подчас болезненного, интереса По к феномену перехода от жизни к смерти могут служить описание последних минут героя, приговоренного Инквизицией к изощренной казни, в „Колодце и маятнике”; изображение чувств и ощущений рассказчика, вовлеченного в гигантский водоворот Мальстрем и чудом выжившего; сцены „пира во время чумы” в „Маске красной смерти”; патологическое, вплоть до чувства потери собственного „я”, раздвоение сознания героя в „Вильяме Вильсоне”, мистические встречи с духом умершей возлюбленной, „узнавание” ее в других женщинах в „Морелле” и „Лигейе”; образ заснувшей летаргическим сном и похороненной заживо леди Мадлейн Ашер в „Падении дома Ашеров” и пр.

В развитии американского романтизма выделяют два периода: ранний (20 – 30 гг.) и поздний (40 – 60 гг.). Ранний этап представлен именами Вашингтона Ирвинга и Фенимора Купера; переходным этапом считается творчество трансценденталистив – Емерсона и Торо; поздний романтизм является связанным с деятельностью Эдгара По, Натаниеля Готорна, Германа Мелвилла, Гарриет Бичер-стоу, Генри Лонгфелло и Уолта Уитмена. Американский романтизм розвився на фоне выдающихся событий американской истории: буржуазная революция ХУИИИ ст. привела к созданию США; война Америки за независимость (1812 – 1814), которая привело к освобождению от английского владычества, движение за отмену закона о рабстве, который получил название аболиционизма (от англ. to abolish – отменять закон).

Финальным событием, которое оставляло по себе глубинный след в литературе, стала война между Севером и Югом (1861 – 1865), которая началась через спор между промышленным Севером и плантаторским Югом за Дикой Запад, но впоследствии переросла в героическое деяние жителей северных штатов за демократические преобразования, за уничтожение позорного рабства. Таким образом в литературе американского романтизма приобрели развитие два направления: аболиционистский, главным жанром которого стала “повесть раба”; и “плантаторская традиция”, главный представитель которой, Вильям Гилмар Симмс, писал в сентиментальном духе о жизни черных рабов на плантациях и прославлял плантаторов, сравнивая их с давними римлянами.

Американский романтизм розвився как раз в период становления США. Молодая страна только начала осознавать собственную самобытность, и романтизм с его установкой на национальное лицо способствовал утверждению американской культуры как оригинальной. Несмотря на все проблемы, которые существовали в обществе, писатели молодой страны верили в большие возможности США, в их творчестве существовала вера в “американскую мечту”. Даже самый трагичный из ранних американских романтиков, Герман Мелвилл, не терял веры в возможности американской демократии. Эту оптимистичную веру хранил и Емерсон, который говорил в одной из своих лекций: “Америка является страной будущего. страной, где все только начинается.”

Культура США формировалась на основе разных источников, но главным источником все же является культура Англии. Всеобщность языка роднила и роднит американцев с британцами, но писатели романтики, хотя и с благосклонностью относились к английской традиции, славной своим богатством, но все же отстаивали право американской культуры на самобытность. Ярким примером синтеза европейской традиционности и американской самобытности можно считать творчество Купера, который в романе “Следопыт” взял эпиграфами слова из произведений Спенсера, Шекспира, Мильтона, Драйдена, Томсона, Вордсворта, Байрона, Мура и других британских поэтов волны романтизма.

Одновременно и мужай Чунгачгук, и благородные Натти Бумпо пришли к творчеству Купера из американского фольклора, который формировался на основе старинных сказал индианцев, негритянское устное народное творчество и творчество белых пионеров, которые успели породить таких “американских Робин Гудив”, как разведчик новых земель Даниель Бун, лесоруб Поль Беньян, охотник Кит Карсон, перевозчик Майк Финк. Большинство из них является историческими фигурами, воспетыми народом через силу их личностей, которые утверждалась в борьбе со стихиями. Когда перед американским романтизмом восстала проблема осмысления национального характера, на авансцену был выдвинут человек, который создал себя сама (self-made man). Российский писатель Л.Андрєєв считал мужество главной чертой американцев: “Их деятельность в мире является деятельностью мужчин, иногда безжалостных к жестокости, иногда широко и свободно великодушных, но всегда твердых, последовательных и сильных”.

Но сами американцы не были настроенными к собственному национальному характеру настолько положительно. Например, Ирвинг в своей “Истории Нью-Йорку” (1809) распределял американцев на “отважную породу китобоив, лесорубов, рыбаков” и сравнивал эту первую волну переселенцев с выносливыми кочевыми арабами. Но на смену пионерам шла другая волна иммигрантов: “вслед за повозами шла банда длинноногих, худощавых мазуриков с топорами на плечах и тюками за спинами, которые твердо решили благоустроити страну независимо от желания ее первобытных владельцев”. Зря философские настроены Емерсон и Торо воспевали жизнь на лоне природы и предостерегали своих соотечественников от безумной погони за социальным успехом и богатством. Америка однозначно избрала своим основным девизом словосочетания “To made money” и создала “общество потребителей”, в котором хорошо живется человеку с ограниченными духовными потребностями, и которое вынуждает поэтически настроенные души искать пристанища в марґінальних кварталах Нового Орлеану.

Американский романтизм породил не только концепцию национальной культуры, он породил и специфическое осмысление жанров, заимствованных в Европе. Безумный темп американской жизни создал условия для появления разнообразных “сокращенных явлений”. Например, явление “Fast food” (быстрой еды) возникло именно в Америке согласно с девизом “time is money” (то есть во все то время, когда американец занимается на едой, развлечениями, любовью или чтением, он не зарабатывает деньги и это плохо). Американские романтики вынуждены были приспосабливаться к условиям американской жизни. Потому и приобрел такое значение жанр “Short story” (короткого рассказа), которым было возможно что-то заработать литератору.

Деловые американцы ХІХ ст. не были большими сторонниками романной формы (она потребала слишком много времени). Короткое рассказе является представленным в американской литературе и разнообразных проявлениях: фантастическому, детективному, философскому, аллегорическому, психологическому. Особенно прославились в данной форме По и Готорн, которым пришлось вмешать свои таланты в “прокрустово кровать” газетного рассказа. Но результат оказался удачным: жанр короткого рассказа приобрел невиданную глубину и стал национальным американским жанром. Ну и, ясное дело, осмысление национальной специфики не обходится без эпической поэмы в духе “Энеиды” Вергилия. Это задание выполнил Лонгфелло, автор национального эпоса “Песня о Гайавату”.

Джеймса Фенимора Купера называют “американским Вальтером Скоттом”, потому что он осмыслил историю своей молодой страны. Но не только об истории США писал Купер. Его романы разделяются на следующие типы: исторические (“Шпион”, “Браво”, “Палач”, “Два адмирала” и др.); морские (“Лоцман”, “Красный корсар”, “Пират” и др.); семейная хроника (“Чертей палец”, “Землемер”, “Краснокожие”), романы-памфлеты (“Моникини”), публицистические романы (“Домой”, “Дома”). Основным произведением Купера считается пенталогия о Кожном Чулке (ее еще, не совсем точно, называют циклом “романов об индианцах”). К пенталогии о Кожном Чулке поступают романы “Пионеры” (1823), “Последний из могикан” (1826), “Прерия” (1827), “Следопыт” (1840), “Зверобой” (1841).

Купер начал свой творческий путь как писатель американской демократии. В ранних романах (“Шпион”, “Лоцман”), а также в произведениях, которые появились как результат странствий Европой (“Браво”, “Палач”), Купер подчеркивает преимущество республиканского строя над монархическим. В предисловии к “Шпиону” он отказывается от заимствованных “замков, лордов, и других атрибутов английских романов” и заявляет, что он будет писать о “американских обычаях”. Захвачено к мелодраматизму отношению к американским обычаям проявляется в возвеличенных подвигу простого человека. В романе “Шпион” мелкий торговельник Гарвей Бирч, рискуя жизнью, делает все, ради свободы своей страны от английского владычества, и когда президент Вашингтон вручает Бирчу денежное вознаграждение за проявленное мужество, Гарвей отказывается от нее.