Васков старшина ударение. «А зори здесь тихие» Борис Васильев. «А зори здесь тихие»: характеристика героев из повести Бориса Васильева

Продолжаем вести читательский дневник. Записи в нем будут у каждого свои. У меня сегодня много кусков из текста, мало анализа. Для меня важны детали, поэтому я веду дневник именно так. Можно сразу делать записи аргументами для сочинения.

Федот Евграфыч Васков.

Главный герой произведения. Этот персонаж производит неоднозначное впечатление. Во-первых, улыбаешься, когда читаешь, про говор Васкова, про его стремление заставить девчат не вывешивать бельё на просушку, про покашливание при приближении к девушкам. Во-вторых, он показан твердым в принятии решений, отважным, мужественным, способным на жертву ради жизни другого человека.

Уже с первых строк знакомимся с Васковым, он предстает перед нами хмурым и исполнительным: «комендант разъезда, хмурый старшина Васков, писал рапорты по команде. Когда число их достигало десятка, начальство вкатывало Васкову очередной выговор и сменяло опухший от веселья полувзвод. С неделю после этого комендант кое-как обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них лишь числа да фамилии».

«Он побаивался всякого громогласного начальника», но просил непьющих подчиненных. Его желание было исполнено – ему в командование прислали девушек. Васков никак не ожидал таких солдат, он чувствовал себя крайне неудобно с ними: «А началось все с того, что жарким майским днем завернул он за пакгауз и обмер: в глаза брызнуло таким неистово белым, таким тугим да еще восьмикратно помноженным телом, что Васкова аж в жар кинуло: все первое отделение во главе с командиром младшим сержантом Осяниной загорало на казенном брезенте в чем мать родила. И хоть бы завизжали, что ли, для приличия, так нет же: уткнули носы в брезент, затаились, и Федоту Евграфычу пришлось пятиться, как мальчишке из чужого огорода. Вот с того дня и стал он кашлять на каждом углу, будто коклюшный». Девушки часто шутили над Васковым. Из повествования узнаем, что «Федоту Евграфычу этой весной исполнилось тридцать два ». «Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был. Не ворочай он в свои четырнадцать за иного женатика - по миру пошла бы семья. Тем более голодно тогда было, неустройства много. А он единственным в семье мужиком остался - и кормильцем, и поильцем, и добытчиком. Летом крестьянствовал, зимой зверя бил и о том, что людям выходные положены, узнал к двадцати годам. Ну, потом армия: тоже не детский сад… В армии солидность уважают, а он армию уважал. Так и получилось, что и на данном этапе он опять же не помолодел, а наоборот, старшиной стал. А старшина - старшина и есть: он всегда для бойцов старый. Положено так. И Федот Евграфыч позабыл о своем возрасте. Одно знал: он старше рядовых и лейтенантов, ровня всем майорам и всегда младше любого полковника. Дело тут не в субординации было - в мироощущении.

Поэтому и на девчат, которыми командовать пришлось, он смотрел словно бы из другого поколения. Словно был он участником гражданской войны и лично чай пил с Василием Ивановичем Чапаевым под городом Лбищенском. И не по выкладкам ума, не по зароку какому-нибудь получилось так, а от естества, от сути его старшинской».

«Всю свою жизнь Федот Евграфыч выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и с удовольствием, ибо именно в этом пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования. Как исполнителя, его ценило начальство, а большего от него и не требовалось. Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма: вертелся и вертел других, не заботясь о том, откуда началось это вращение, куда направлено и чем

заканчивается».

Ярко раскрывается Федот Евграфыч в походе. Он хорошо знает приметы леса, отлично ориентируется по птицам и деревьям, обладает смекалкой и хитростью. Васков точно планирует засаду на врага. И если бы немцев было всего двое, как думали герои, а не шестнадцать, девушки были бы живы. Васков тяжело переживает смерть каждой участницы похода, он мстит за Соню: «Он точно рассчитал прыжок: и мгновение точно выбрано было, и расстояние отмерено - тик в тик. Упал немцу на спину, сжав коленями локти. И не успел фриц тот ни вздохнуть, ни вздрогнуть, как старшина рванул его левой рукой за лоб, задирая голову назад, и полоснул отточенным лезвием по натянутому горлу».

Васков был ещё и воспитателем: «Но командир - он ведь не просто военачальник, он еще и воспитателем подчиненных быть обязан. Так в уставе сказано. А устав старшина Васков уважал. Уважал, знал назубок и выполнял неукоснительн». Он взял в разведку Четвертак. Из-за страха Гали Васков вынужден бороться с немцами один. Мужчина, не жалея себя, уводит немцев к болотам, подальше от Риты и Жени. Именно здесь Федот Евграфыч узнает о гибели Лизы. Он понимает, что из его бойцов в живых осталось только двое. Васков до последнего старается спасти Риту и Женю, но это ему не удаётся. Только Федоту Евгафычу удалось выжить в нелегком походе, он ещё и пленных привел. Васков настоящий патриот, который не позволил немцам пробраться к железной дороге. Честь для героя на первом месте.

Соня Гурвич «А топали сапоги потому, что Соня Гурвич доселе никогда их не носила и по неопытности получила в каптерке на два номера больше … Сонина семья была штатской, сапог там вообще не водилось, и даже Сонин папа не знал, за какие уши их надо тянуть… На дверях их маленького домика за Немитой висела медная дощечка: «ДОКТОР МЕДИЦИНЫ СОЛОМОН АРОНОВИЧ ГУРВИЧ». И хотя папа был простым участковым врачом, а совсем не доктором медицины, дощечку не снимали, так как ее подарил дедушка и сам привинтил к дверям. Привинтил, потому что его сын стал образованным человеком, и об этом теперь должен был знать весь город Минск. А еще висела возле дверей ручка от звонка, и ее надо было все время дергать, чтобы звонок звонил. И сквозь все Сонино детство прошел этот тревожный дребезг: днем и ночью, зимой и летом. Папа брал чемоданчик и в любую погоду шел пешком, потому что извозчик стоил дорого. А вернувшись, тихо рассказывал о туберкулезах, ангинах и малярии, и бабушка поила его вишневой наливкой. У них была очень дружная и очень большая семья: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, еще какая-то дальняя родственница, и в доме не было кровати, на которой спал бы один человек, а кровать, на которой спали трое, была. Еще в университете Соня донашивала платья, перешитые из платьев сестер, - серые и глухие, как кольчуги. И долго не замечала их тяжести, потому что вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ, если удавалось достать билет на галерку. А заметила, сообразив, что очкастый сосед по лекциям совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале. Это было уже спустя год, летом. А через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил ей тоненькую книжечку Блока и ушел добровольцем на фронт». Соня хорошо знала немецкий язык, поэтому Васков взял её в поход. Девушка погибла от ножа немцев, когда пошла за кисетом Федота Евграфыча. «В расселине, скорчившись, лежала Гурвич, и из-под прожженной юбки косо торчали грубые кирзовые сапоги. Васков потянул ее за ремень, приподнял чуть, чтоб подмышки подхватить, оттащил и положил на спину. Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами, и гимнастерка на груди была густо залита кровью. Федот Евграфыч осторожно расстегнул ее, приник ухом. Слушал, долго слушал, а Женька беззвучно тряслась сзади, кусая кулаки. Потом он выпрямился и бережно расправил на девичьей груди липкую от крови рубашку; две узких дырочки виднелись на ней. Одна в грудь шла, в левую грудь. Вторая - пониже - в сердце».

Рита Осянина «А эту Осянину он еще раньше выделил: строга. Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются. Странная была Осянина» «Из всех довоенных событий Рита Муштакова ярче всего помнила школьный вечер - встречу с героями-пограничниками. И хоть не было на этом вечере Карацупы, а собаку звали совсем не Индус, Рита помнила этот вечер так, словно он только-только окончился и застенчивый лейтенант Осянин все еще шагал рядом по гулким деревянным тротуарам маленького приграничного городка. Лейтенант еще никаким не был героем, в состав делегации попал случайно и ужасно стеснялся. Рита тоже была не из бойких: сидела в зале, не участвуя ни в приветствиях, ни в самодеятельности, и скорее согласилась бы провалиться сквозь все этажи до крысиного подвала, чем первой заговорить с кем-либо из гостей моложе тридцати. Просто они с лейтенантом Осяниным случайно оказались рядом и сидели, боясь шевельнуться и глядя строго перед собой. А потом школьные затейники организовали игру, и им опять выпало быть вместе. А потом был общий фант: станцевать вальс - и они станцевали. А потом стояли у окна. А потом… Да, потом он пошел ее провожать. И Рита страшно схитрила: повела его самой дальней дорогой. А он все равно молчал и только курил, каждый раз робко спрашивая у нее разрешения. И от этой робости сердце Риты падало прямо в коленки. Они даже простились не за руку: просто кивнули друг другу, и все. Лейтенант уехал на заставу и каждую субботу писал ей очень короткое письмо. А она каждое воскресенье отвечала длинным. Так продолжалось до лета: в июне он приехал в городок на три дня, сказал, что на границе неспокойно, что отпусков больше не будет и поэтому им надо немедленно пойти в загс. Рита нисколько не удивилась, но в загсе сидели бюрократы и отказались регистрировать, потому что до восемнадцати ей не хватало пяти с половиной месяцев. Но они пошли к коменданту города, а от него - к ее родителям и все-таки добились своего. Рита была первой из их класса, кто вышел замуж. И не за кого-нибудь, а за красного командира, да еще пограничника. И более счастливой девушки на свете просто не могло быть. На заставе ее сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов. Через год она родила мальчика (назвали его Альбертом - Аликом), а еще через год началась война. В тот первый день она оказалась одной из немногих, кто не растерялся, не ударился в панику. Она вообще была спокойная и рассудительная, но тогда ее спокойствие объяснялось просто: Рита еще в мае отправила Алика к своим родителям и поэтому могла заниматься спасением чужих детей. Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Ее гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу. А старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке. Рита узнала об этом уже в июле, когда с павшей заставы чудом прорвался сержант-пограничник. Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу - направить по окончании школы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою». Рита почти ни с кем не общалась, была холодна и сдержана. Лишь Женя Комелькова растопила сердце вдовы. Именно Осянина заметила немцев в лесу. Она ночами бегала к маме, чтобы отнести еду и проведать сына. Рита тоже отправилась в боевой поход. Она была смелой, мужественно переносила все происходящее в лесу. Риту ранило разрывом гранаты, она сильно пострадала. Чтобы спасти жизнь Васкову, девушка застрелилась, попросив Федота Евграфыча заботиться о её сыне.

Женя Комелькова « высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца». Женька была очень красивой, все девушки восхищались ею: «Ой, Женька, тебя в музей нужно! Под стекло на черном бархате…». Даже Федот отметил красоту девушки: «Глянул: сквозь рыжее пламя зеленый глаз проглядывает. Неимоверной силы глаз, как стопятидесятидвухмиллиметровая пушка-гаубица». Но «Красивые редко счастливыми бывают». Женька влюбилась в женатого мужчину и закрутила с ним роман, за это её сослали к зенитчицам. Семью Комельковой расстреляли на её глазах, девушку удалось спрятать, поэтому она спаслась. «Рыжая Комелькова, несмотря на все трагедии, была чрезвычайно общительной и озорной. То на потеху всему отделению лейтенанта какого-нибудь до онемения доведет, то на перерыве под девичье «ля-ля» цыганочку спляшет по всем правилам, то вдруг роман рассказывать начнет - заслушаешься». Женя была отважной. Она смогла перед немцами изобразить купание: «Женька уже на берегу стояла - боком к нему и к немцам. Спокойно натягивала на себя легкую рубашку, и шелк лип, впечатывался в тело и намокал, становясь почти прозрачным под косыми лучами бьющего из-за леса солнца. Она, конечно, знала об этом, знала и потому неторопливо, плавно изгибалась, разбрасывая по плечам волосы. И опять Васкова до черного ужаса обожгло ожидание очереди, что брызнет сейчас из-за кустов, ударит, изуродует, сломает это буйно-молодое тело». Комелькова впервые убила человека в лесу, немца, который хотел убить Васкова. Она переживала случившееся: «Женька вдруг бросила винтовку и, согнувшись, пошла за кусты, шатаясь, как пьяная. Упала там на колени: тошнило ее, выворачивало, и она, всхлипывая, все кого-то звала - маму, что ли…» Женя отвела фашистов от раненой Осяниной. Комелькова знала, что идет на смерть. Она по-прежнему веселилась, показывая всем видом, что ей не страшно. Женя погибла. Немцы поразились красоте мертвой русской девушки.

Галя Четвертак «А Галя действительно была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали: Четвертак. Потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше. Детдом размещался в бывшем монастыре; с гулких сводов сыпались жирные пепельные мокрицы. Плохо замазанные бородатые лица глядели со стен многочисленных церквей, спешно переделанных под бытовые помещения, а в братских кельях было холодно, как в погребах. В десять лет Галя стала знаменитой, устроив скандал, которого монастырь не знал со дня основания. Отправившись ночью по своим детским делам, она подняла весь дом отчаянным визгом. Выдернутые из постелей воспитатели нашли ее на полу в полутемном коридоре, и Галя очень толково объяснила, что бородатый старик хотел утащить ее в подземелье. Создалось «Дело о нападении…», осложненное тем, что в округе не было ни одного бородача. Галю терпеливо расспрашивали приезжие следователи и доморощенные Шерлоки Холмсы, и случай от разговора к разговору обрастал все новыми подробностями. И только старый завхоз, с которым Галя очень дружила, потому что именно он придумал ей такую звучную фамилию, сумел докопаться, что все это выдумка. Галю долго дразнили и презирали, а она взяла и сочиняла сказку. Правда, сказка была очень похожа на мальчика с пальчика, но, во-первых, вместо мальчика оказалась девочка, а во-вторых, там участвовали бородатые старики и мрачные подземелья. Слава прошла, как только сказка всем надоела. Галя не стала сочинять новую, но по детдому поползли слухи о зарытых монахами сокровищах. Кладоискательство с эпидемической силой охватило воспитанников, и в короткий срок монастырский двор превратился в песчаный карьер. Не успело руководство справиться с этой напастью, как из подвалов стали появляться призраки в развевающихся белых одеждах. Призраков видели многие, и малыши категорически отказались выходить по ночам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Дело приняло размеры бедствия, и воспитатели вынуждены были объявить тайную охоту за ведьмами. И первой же ведьмой, схваченной с поличным в казенной простыне, оказалась Галя Четвертак. После этого Галя примолкла. Прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. Тут ее настигла первая любовь, а так как она привыкла все окружать таинственностью, то вскоре весь дом был наводнен записками, письмами, слезами и свиданиями. Зачинщице опять дали нагоняй и постарались тут же от нее избавиться, спровадив в библиотечный техникум на повышенную стипендию. Война застала Галю на третьем курсе, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли, а Галю нет, потому что она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Но Галя, не сдаваясь, упорно штурмовала военкома и так беззастенчиво врала, что ошалевший от бессонницы подполковник окончательно запутался и в порядке исключения направил Галю в зенитчицы. Осуществленная мечта всегда лишена романтики. Реальный мир оказался суровым и жестоким и требовал не героического порыва, а неукоснительного исполнения воинских уставов. Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем не похожи на Галины представления о фронте. Галя растерялась, скисла и тайком плакала по ночам. Но тут появилась Женька, и мир снова завертелся быстро и радостно. А не врать Галя просто не могла. Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность. И появилась на свет мама - медицинский работник, в существование которой Галя почти поверила сама ».Галя жила в вымышленном, красивом мире. Она хотела быть нужной и любимой. В поход девушка отправилась вслед за Ритой и Женей, наверное, надеялась на приключения. Но война, есть война. Галя не смогла совладать с нервами, она была не пригодна для войны. При первой стрельбе «Галя Четвертак настолько испугалась, что и выстрелить-то ни разу не смогла. Лежала, спрятав лицо за камнем и уши руками зажав; винтовка в стороне валялась». Васков взял с собой в разведку Четвертак, она его подвела. «А Галя уж и не помнила об этом свинце. Другое стояло перед глазами: серое, заострившееся лицо Сони, полузакрытые, мертвые глаза ее и затвердевшая от крови гимнастерка. И… две дырочки на груди. Узкие, как лезвие. Она не думала ни о Соне, ни о смерти - она физически, до дурноты ощущала проникающий в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть это, вычеркнуть - и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнетом этого ужаса, ничего уже не соображая». Четвертак погибла: « С шумом раздались кусты, и из них порскнула вдруг Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая. - А-а-а… Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог».

Лиза Бричкина «Ближе к озеру Бричкина располагалась, и еще издали Федот Евграфыч довольно заулыбался: вот толковая девка! Наломала лапнику елового, устелила ложбинку меж камней, шинелью прикрыла: бывалый человек». «Лиза Бричкина все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро ее обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и тотчас же выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечеркивал - отодвигал. - Помрет у нас мать-то, - строго предупреждал отец, Пять лет изо дня в день он приветствовал ее этими словами. Лиза шла во двор задавать корм поросенку, овцам, старому казенному мерину. Умывала, переодевала и кормила с ложечки мать. Готовила обед, прибирала в доме, обходила отцовские квадраты и бегала в ближнее сельпо за хлебом. Подружки ее давно кончили школу: кто уехал учиться, кто уже вышел замуж, а Лиза кормила, мыла, скребла и опять кормила. И ждала завтрашнего дня. Завтрашний этот день никогда не связывался в ее сознании со смертью матери. Она уже с трудом помнила ее здоровой, но в саму Лизу было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места. В отличие от смерти, о которой с такой нудной строгостью напоминал отец, жизнь была понятием реальным и ощутимым. Она скрывалась где-то в сияющем завтра, она пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, но Лиза знала твердо, что жизнь эта существует, что она предназначена для нее и что миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня. А ждать Лиза умела. С четырнадцати лет она начала учиться этому великому женскому искусству. Вырванная из школы болезнью матери; ждала сначала возвращения в класс, потом - свидания с подружками, потом - редких свободных вечеров на пятачке возле клуба, потом… Потом случилось так, что ей вдруг нечего оказалось ждать. Подружки ее либо еще учились, либо уже работали и жили вдали от нее, в своих интересах, которые со временем она перестала ощущать. Парни, с которыми когда-то так легко и просто можно было потолкаться и посмеяться в клубе перед сеансом, теперь стали чужими и насмешливыми. Лиза начала дичиться, отмалчиваться, обходить сторонкой веселые компании, а потом и вовсе перестала ходить в клуб. Так уходило ее детство, а вместе с ним и старые друзья. А новых не было, потому что никто, кроме дремучих лесников, не заворачивал на керосиновые отсветы их окошек. И Лизе было горько и страшно, ибо она не знала, что приходит на смену детству. В смятении и тоске прошла глухая зима, а весной отец привез на подводе охотника». Гость понравился Лизе, она проявила к нему симпатию, но тот не ответил взаимностью. Охотник видел, что девушке в лесу делать нечего, он пригласил её в город, на учебу: «Тебе надо учиться, Лиза. В лесу совсем одичаешь. В августе приезжай: устрою в техникум с общежитием». Подпись и адрес. И больше ничего - даже привета. Через месяц умерла мать. Всегда угрюмый отец теперь совсем озверел, пил втемную, а Лиза по-прежнему ждала завтрашнего дня, покрепче запирая на ночь двери от отцовских дружков. Но отныне этот завтрашний день прочно был связан с августом, и, слушая пьяные крики за стеной, Лиза в тысячный раз перечитывала затертую до дыр записку. Но началась война, и вместо города Лиза попала на оборонные работы. Все лето рыла окопы и противотанковые укрепления, которые немцы аккуратно обходили, попадала в окружения, выбиралась из них и снова рыла, с каждым разом все дальше и дальше откатываясь на восток. Поздней осенью она оказалась где-то за Валдаем, прилепилась к зенитной части и поэтому бежала сейчас на 171-й разъезд… Васков понравился Лизе сразу: когда стоял перед их строем, растерянно моргая еще сонными глазами. Понравились его твердое немногословие, крестьянская неторопливость и та особая, мужская основательность, которая воспринимается всеми женщинами как гарантия незыблемости семейного очага. А случилось так, что вышучивать коменданта стали все: это считалось хорошим тоном. Лиза не участвовала в подобных разговорах, но когда всезнающая Кирьянова со смехом объявила, что старшина не устоял перед роскошными прелестями квартирной хозяйки, Лиза вдруг вспыхнула: - Неправда это!… - Влюбилась! - торжествующе ахнула Кирьянова. - Втюрилась наша Бричкина, девочки! В душку военного втюрилась! - Бедная Лиза! - громко вздохнула Гурвич. Тут все загалдели, захохотали, а Лиза разревелась и убежала в лес. Плакала на пеньке, пока ее не отыскала Рита Осянина».

Лиза тоже отправилась в поход, так как девушка хорошо ориентировалась в лесу Васков отправил её за подмогой. «Лиза жила, задыхаясь от застенчивости, а старшина - от службы, и никогда бы им и глазами-то не столкнуться, если бы не этот случай. И поэтому Лиза летела через лес как на крыльях». «Идти труднее стало, топь до колен добралась, но теперь с каждым шагом приближался тот берег, и Лиза уже отчетливо, до трещинок видела пень, с которого старшина тогда в болото сиганул. Смешно сиганул, неуклюже: чуть на ногах устоял. И Лиза опять стала думать о Васкове и даже заулыбалась. Споют они, обязательно даже споют, когда выполнит комендант боевой приказ и вернется опять на разъезд. Только схитрить придется, схитрить и выманить его вечером в лес. А там… Там посмотрим, кто сильнее: она или квартирная хозяйка, у которой всего-то достоинств, что под одной крышей со старшиной…» «Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком месиве. А тропа была где-то совсем рядом: шаг, полшага от нее, но эти полшага уже невозможно было сделать. - Помогите!… На помощь!… Помогите!… Жуткий одинокий крик долго звенел над равнодушным ржавым болотом. Взлетал к вершинам сосен, путался в молодой листве ольшаника, падал до хрипа и снова из последних сил взлетал к безоблачному майскому небу. Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила».

1 0 0

Возлюбленный Комельковой

1 1 0

Галя Четвертак - сирота, воспитанница детского дома. В детдоме получила свое прозвище за низкий рост. Мечтательница. Жила в мире собственных фантазий, и на фронт ушла с убеждением, что война - это романтика. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе. В первый день войны всю их группу направили к военкому. Всех распределили, а Галя никуда не подходила ни возрастом, ни ростом. Во время боя с немцами Васков взял Галю с собой, но та не выдержав нервного напряжения от ожидания немцев, выбежала из укрытия и была застрелена нацистами. Несмотря на такую «нелепую» смерть, старшина сказал девушкам, что та погибла «в перестрелке».

1 1 0

Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Женя - очень красивая рыжеволосая девушка, остальные героини поражались её красотой. Высокая, стройная, со светлой кожей. Жене 19 лет. У Женьки свой счет к немцам: когда немцы захватили деревню Жени, саму Женю успела спрятать эстонка. На глазах девушки нацисты расстреляли ее мать, сестру и брата. Она отправляется на войну, чтобы отомстить за гибель близких. Несмотря на горе, «характер ее был весел и улыбчив». Во взводе Васкова Женя проявляла артистичность, но и героизму хватило места - именно она, вызывая огонь на себя, уводит немцев от Риты и Васкова. Она же спасает Васкова, когда он борется со вторым немцем, убившим Соню Гурвич. Немцы сначала ранили Женю, а затем расстреляли её в упор.

2 0 0

Старший сержант, помкомвзвода девушек-зенитчиц.

2 1 0

Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Лиза Бричкина - простая деревенская девушка, родом с Брянщины. Дочь лесника. Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Видя в каких условиях растет девушка, гость предлагает Лизе приехать в столицу и поступить в техникум с общежитием, но стать студенткой Лизе не довелось - началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня. Лиза погибла первой. Утонула в болоте во время выполнения задания старшины Васкова.

1 0 0

Почтальон

1 0 0

Квартирная хозяйка старшины Васкова

1 1 0

Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Рита - строгая, не засмеётся никогда, только что поведёт чуть губами, а глаза по-прежнему серьёзными остаются. «Рита была не из бойких... ». Рита Муштакова первой из класса по большой любви вышла замуж за старшего лейтенанта Осянина, от которого родила сына - Альберта. И более счастливой девушки на свете не было. На заставе её сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, а потом … война. В первый же день войны она оказалась одной из немногих, кто не растерялся, не ударился в панику. Она вообще была спокойной и рассудительной. Муж Риты погиб во второй день войны во время контратаки 23 июня 1941 года. Узнав, что мужа нет в живых, она отправляется на войну вместо своего мужа, чтобы защитить маленького сына, оставшегося с мамой. Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Её гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена погибшего заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу. Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу - направить по окончании учёбы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою. Теперь Рита могла считать себя довольной: она добилась того, чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый дальний уголок памяти: у Риты была работа, а ненавидеть она научилась тихо и беспощадно… Во взводе Васкова Рита сдружилась с Женей Комельковой и Галей Четвертак. Погибла последней, всадив себе пулю в висок и тем самым спасая Федота Васкова. Перед смертью попросила, чтобы он позаботился о её сыне. Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Борис Васильев очень точно передает состояние

1 1 0

Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Соня Гурвич - девушка, выросшая в большой дружной еврейской семье. Соня родом из Минска. Её отец был участковым врачом. Сама она проучилась год в Московском университете, хорошо знала немецкий язык. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт. Зная немецкий, она могла бы быть хорошей переводчицей, однако переводчиков было много, поэтому ее направили в зенитчицы (которых, в свою очередь, было мало) . Соня - вторая жертва немцев во взводе Васкова. Она отбегает от остальных, чтобы найти и вернуть кисет Васкова, и натыкается на патрульных диверсантов, убивших Соню двумя ударами ножа в грудь.

1 0 0

Майор, командир Васкова

1 1 0

Главный герой повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Старшина Федот Васков - комендант 171-го разъезда в карельской глуши. Расчёты зенитных установок разъезда, попадая в тихую обстановку, начинают маяться от безделья и пьянствовать. В ответ на просьбы Васкова «прислать непьющих» командование посылает туда два отделения девушек-зенитчиц... Федот закончил четыре класса полковой школы, а за десять лет дослужился до старшинского звания. Васков пережил личную драму: после финской войны его бросила жена. Своего сына Васков вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет. Мужицкий ум, мужицкую закваску подчеркивает автор в «хмуром старшине» Федоте Васкове. «Твердая немногословность», «крестьянская неторопливость», особая «мужская основательность» с тех пор, как «единственным в семье мужиком остался - и кормильцем, и поильцем, и добытчиком». «Стариком» и «пеньком замшелым, у которого в запасе двадцать слов, да и те из устава» за глаза называют тридцатидвухлетнего Васкова подчиненные ему девушки-зенитчицы. «Всю свою жизнь Федот Евграфович выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и с удовольствием. Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма». Натолкнувшись со своей «поисковой группой» из пяти «девчонок с трехлинейками в обнимку» на шестнадцать с головы до ног вооруженных фашистских головорезов, рвущихся через Синюхину гряду к Кировской железной дороге, к «каналу им. тов. Сталина», Васков «растерянность скрывал. Думал, думал, ворочал тяжелыми мозгами, обсасывал все возможности» предстоящей смертельной встречи. Из своего военного опыта знал он, что «с немцем в хованки играть - почти как со смертью», что врага «бить надо. Бить, пока в логово не уползет», без жалости, без пощады. Понимая, как трудно женщине, всегда жизнь нарождающей, убивать, учил, втолковывал: «Не люди это. Не люди, не человеки, не звери даже - фашисты. Вот и гляди соответственно»

Васков Федот Евграфыч - герой повести Васильева «А зори здесь тихие», старшина, комендант разъезда. Васкова отличают «мужицкий ум» и «твердая немногословность». Ему 32 года от роду, но чувствует он себя намного старше, так как стал кормильцем семьи в четырнадцатилетнем возрасте. У Васкова четыре класса образования. После финской войны его бросила жена, а сына он отсудил и отправил к матери. Однако мальчик умер еще до начала Отечественной войны. За десять лет он дослужился до старшинского звания. Вся его жизнь проходит по уставу, который он свято чтит.

Рита Осянина - одна из главных героинь повести «А зори здесь тихие», старшая по взводу. Рита - человек серьезный и сдержанный. Она почти никогда не смеется и не показывает эмоций. К другим девушкам в отряде относится строго и всегда держится особняком. Ее муж старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны во время контратаки. После этого она всем сердцем возненавидела немцев и желала отомстить. У Риты растет сын Альберт, который живет с ее мамой. Она при всякой возможности помогает им. Воевать Рита пошла по собственному желанию. Сначала ее хотели отправить в тыл, но она всеми способами рвалась в бой, тогда ее взяли санитаркой, а потом отправили в полковую школу зенитчиц.
Под ее начальством воевали еще четыре девушки, у каждой из которых была своя трагедия жизни. Настроение Риты немного изменилось с появлением веселой и жизнерадостной Жени Комельковой. Немцы у девушки на глазах расстреляли всю ее семью, но она не теряла силы духа и упрямо шла к своей цели - убивать фашистов. Она умела развеселить Риту и вызвать у нее улыбку. С ней Рита даже песни пела. Именно Женька, рискуя своей жизнью, прикрыла ее после ранения. В конце повести Рита, как и все девушки отряда погибла. Зная, что ее рана смертельная, она выстрелила себе в висок. Перед этим она попросила старшину Васкова позаботиться о ее сыне, что тот и сделал.

Женя Комелькова - одна из главных героинь повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», зенитчица, попавшая в отряд Федота Васкова. Женька была красивой, стройной, рыжеволосой девушкой, чьей красотой восхищались все окружающие. Деревню, в которой она выросла, захватили немцы. На ее глазах расстреляли всех родных и близких людей. Женьку успела спрятать соседка-эстонка. С тех пор девушка ненавидела немцев лютой ненавистью и хотела отомстить. По этой причине с началом войны она пошла в зенитчицы. Сначала она попала в отряд, где за ней ухаживал семейный полковник Лужин. Начальство, прознав про это, отправило ее в другой, более подходящий для нее отряд, а именно, состоящий из девушек-зенитчиц. Так она оказалась в команде старшины Васкова.
По натуре Женька была озорной и веселой девушкой. Все окружающие удивлялись ее силе духа, артистичности и энтузиазму. Даже суровая Рита Осянина с ней становилась другой, более открытой и мягкой. Героизма в Женьке тоже хватало. Именно она, вызывая огонь на себя, увела немцев от Риты и Васкова. Так она пожертвовала своей жизнью ради спасения раненной подруги. Один раз ей удалось спасти и старшину, когда он боролся с немцем, убившим Соню Гурвич. Эта девушка погибла как герой, защищая свою страну и своих друзей

Соня Гурвич - одна из главных героинь повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», девушка-зенитчица из отряда старшины Федота Васкова. Соня стеснительная девушка из Минска, которая училась в Московском университете на переводчицу, а с началом войны попала в школу для зенитчиц. У нее за спиной осталась большая и дружная семья в Минске, первая любовь в университете и мечта о карьере переводчика. Девушка прекрасно владела немецким языком, но переводчиков в полку было предостаточно, поэтому ее взяли зенитчицей. Даже на службе она не расставалась с томиком любимых стихов и с мечтой еще раз повидать своих родных.

Лиза Бричкина - персонаж повести «А зори здесь тихие», одна из отважных девушек-зенитчиц, служившая в отряде Ф. Е. Васкова. Лиза выросла в семье лесника с Брянщины. Всю жизнь она ухаживала за тяжело больной матерью, из-за чего даже школу окончить не смогла. Её заветная мечта была учиться в техникуме. Эта простая деревенская девушка всегда жила мечтой и надеждой на будущее. Однажды у них несколько дней гостил охотник-путешественник, который ей очень понравился. Он ей обещал помочь с поступлением в техникум. Но Лизиной мечте так и не суждено было сбыться.

Галя Четвертак - одна из героинь произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие», участница войны, служившая на 117-м разъезде. Она была сиротой из детдома, которую в первый же день войны отправили в составе группы к военкому. Она мечтала участвовать в войне, но так как не подходила, ни ростом, ни возрастом, ее не хотели брать. В конце концов, ее распределили в зенитчицы. Девушка была полна отваги и героических порывов, но реальный мир оказался гораздо суровее и жестче, чем она полагала. Вся ее жизнь теперь основывалась на неукоснительном исполнении воинских уставов.

Май 1942 г. Сельская местность в России. Идёт война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Евграфыч Васков. Ему тридцать два года. Образования у него всего четыре класса. Васков был женат, но жена его сбежала с полковым ветеринаром, а сын вскоре умер.

На разъезде спокойно. Солдаты прибывают сюда, осматриваются, а потом начинают «пить да гулять». Васков упорно пишет рапорты, и, в конце концов, ему присылают взвод «непьющих» бойцов - девчат-зенитчиц. Поначалу девушки посмеиваются над Васковым, а он не знает, как ему с ними обходиться. Командует первым отделением взвода Рита Осянина. Муж Риты погиб на второй день войны. Сына Альберта она отправила к родителям. Вскоре Рита попала в полковую зенитную школу. Со смертью мужа она научилась ненавидеть немцев «тихо и беспощадно» и была сурова с девушками из своего отделения.

Немцы убивают подносчицу, вместо неё присылают Женю Комелькову, стройную рыжую красавицу. На глазах Жени год назад немцы расстреляли её близких. После их гибели Женя перешла фронт. Её подобрал, защитил «и не то чтобы воспользовался беззащитностью - прилепил к себе полковник Лужин». Был он семейный, и военное начальство, прознав про это, полковника «в оборот взяло», а Женю направило «в хороший коллектив». Несмотря ни на что, Женя «общительная и озорная». Её судьба сразу «перечёркивает Ритину исключительность». Женя и Рита сходятся, и последняя «оттаивает».

Когда речь заходит о переводе с передовой на разъезд, Рита воодушевляется и просит послать её отделение. Разъезд располагается неподалёку от города, где живут её мать и сын. По ночам тайком Рита бегает в город, носит своим продукты. Однажды, возвращаясь на рассвете, Рита видит в лесу двоих немцев. Она будит Васкова. Тот получает распоряжение от начальства «поймать» немцев. Васков вычисляет, что маршрут немцев лежит на Кировскую железную дорогу. Старшина решает идти коротким путём через болота к Синюхиной гряде, тянущейся между двумя озёрами, по которой только и можно добраться до железной дороги, и ждать там немцев - они наверняка пойдут окружным путём. С собой Васков берет Риту, Женю, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Лиза с Брянщины, она - дочь лесника. Пять лет ухаживала за смертельно больной матерью, не смогла из-за этого закончить школу. Заезжий охотник, разбудивший в Лизе первую любовь, обещал помочь ей поступить в техникум. Но началась война, Лиза попала в зенитную часть. Лизе нравится старшина Васков.

Соня Гурвич из Минска. Её отец был участковым врачом, у них была большая и дружная семья. Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт.

Галя Четвертак выросла в детском доме. Там её «настигла» первая любовь. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе.

Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведёт девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой - трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев. Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать. Пока немцам остаётся около трёх часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду - доложить об изменении обстановки. Но Лиза, переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение. Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья.

Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают её. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят.

Вскоре бойцы видят остальных немцев, приближающихся к ним. Спрятавшись за кустами и валунами, они стреляют первыми, немцы отходят, боясь невидимого противника. Женя и Рита обвиняют Галю в трусости, но Васков защищает её и берет с собой в разведку в «воспитательных целях». Но Васков не подозревает, какой след в душе Гали оставила Сонина смерть. Она напугана до ужаса и в самый ответственный момент выдаёт себя, и немцы убивают её.

Федот Евграфыч берет немцев на себя, чтоб увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку. Но ему удаётся уйти и добраться до острова на болоте. В воде он замечает юбку Лизы и понимает, что помощь не придёт. Васков находит место, где остановились на отдых немцы, убивает одного из них и идёт искать девушек. Они готовятся принять последний бой. Появляются немцы. В неравном бою Васков и девушки убивают нескольких немцев. Риту смертельно ранят, и пока Васков оттаскивает её в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Женю и Риту. После этого он идёт к лесной избушке, где спят оставшиеся в живых пятеро немцев. Одного из них Васков убивает на месте, а четверых берет в плен. Они сами связывают друг друга ремнями, так как не верят, что Васков «на много вёрст один-одинёшенек». Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу уже идут свои, русские.

Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту.

«- Нету, нету здесь женщин. Есть бойцы и есть командиры. Война идёт. И покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем…» (с)

Приближается 9 мая, и по сложившейся традиции в прокат должен выйти какой не-будь новый, отечественный военно-патриотический фильм. Этот год юбилейный, потому на экранах появится сразу несколько подобных картин. Одна из которых — рассматриваемая в данной рецензии экранизация культовой повести советского писателя Бориса Васильева «А Зори Здесь Тихие…», осуществлённая весьма плодовитым продюсером Ренатом Давлетьяровым. Снятый 43 года назад по этому же произведению, одноимённый двухсерийный фильм Станислава Ростоцкого — входит в «золотой фонд» отечественного кино, является одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне, и в своё время даже был номинирован на Оскар. Стоит заметить, что он практически не устарел, а стало быть книга Васильева не требовала повторной экранизации, тем более что старый советский фильм до сих пор любима зрителями классика, и его время от времени показывают по телевидению и переиздают на видео. Словом, учитывая высокое качество первой экранизации (вторую, осуществлённую в коммунистическом Китае — проигнорируем), браться за повторную постановку этого сюжета — изначально дело неблагодарное. Думаю Давлетьяров, будучи опытным продюсером (при всём желании, режиссёром назвать его пока не могу) понимал, что воспримут его картину не однозначно. В последнее время про войну стали снимать много и часто, и нет нечего удивительного, что зритель уже на подсознательном уровне ждёт от современного фильма о Великой Отечественной какого то подвоха. Но тем приятнее неожиданности, которые всё же время от времени происходят в нашем возрождающемся кинематографе. Картина Рената Давлетьярова как раз такой случай.

Авторы новой экранизации собрали молодых и в меру талантливых актрис, смогли за приемлемые деньги воссоздать военный быт и дух того времени. Аутентичные декорации деревеньки, советская военная форма и оружие тех лет; всё вместе переносит зрителя в начало 40-ых годов — время действия сюжета. Труд гримёров и художников — сильная сторона проекта. Сценарий — его составляющая, но при этом уступает построению сюжета версии 1972 — ого. Дело не только, и не столько в хронометраже ленты (два часа нового фильма против почти трёх советского), тем более, что по слухам скоро будет расширенная, четырёх — серийная ТВ — версия. Главное это — глубина. Её в картине Давлетьярова меньше чем в ленте Ростоцкого, хотя сценаристы Юрий Коротков («9 Рота») и Артём Виткин тоже неплохо адаптировали повесть Васильева для современных зрителе, которые по их убеждению не читали оригинал и не смотрели знаменитую картину Ростоцкого. Пересказали сюжет про то как старшина Васков вместе с пятью девчонками — зенитчицами вступил в лесу в борьбу с фашистскими диверсантами намеревающимися взорвать Кировскую железную дорогу. Рассказали биографию каждой из пятерых героинь, включая самого Васкова, а так же смогли грамотно донести основную мысль этого произведения — на войне место женщине, так как она — существо от природы нежное, созданное что бы рожать и любить. В то время, как в данной истории случается наиболее страшное: женщина надевает военную форму, берёт оружие и идёт убивать…Безусловно, героини защищают Родину, и служат благой цели — храбро и не жалея своих юных жизней, совершая тем самым подвиг, при всём том, что де совершают по сути нечего сверхестественного. Война показана буднично и рутинно…Но мысль о чуждости женщины на войне говорит старшина Васков, когда в одной из сцен успокаивая подчинённую, говорит о том, что на войне даже бывалым мужикам приходится нелегко — и тех от необходимости убивать корёжит…

Ещё однозначно удались типажи. Подобранные актёры вписываются в свои роли совершенно органично. Причём не чуть не хуже, даже если сравнить с классической лентой. Правда, некоторые актрисы были взяты уж чересчур похожие, как например исполнительница роли Жени Камельковой — Евгения Малахова. Она очень похожа на молодую Ольгу Остроумову, игравшую Женю в фильме Ростоцкого. Так же и исполнитель роли старшины Васкова — Пётр Фёдоров, который играет своего героя копируя Андрея Мартынова. Но с другой стороны это и не плохо — чувствуется некая преемственность. Зато прочие получились самобытными. Понравилась Агния Кузнецова (Софья Гурвич), Кристина Асмус (Галя Четвертак) — отлично попала в образ своей по детски наивной героини. Красавица Анастасия Микульчина, куда то резко пропавшая после сериала про Соньку — Золотую Ручку, здорово сыграла Риту Осянину — единственную молодую маму в этом отряде. Неизвестная ранее Софья Лебедева как нельзя лучше подошла на роль сибирячки Лизы Бричкиной. А Екатерина Вилкова как обычно создала неприятный женский образ — сыграла командира этого зенитного отряда — старшего сержанта Керьянову. Из исполнителей второстепенных персонажей запоминаются: как обычно по — бабски простая Дарья Мороз (сожительница Васкова), давно не появлявшийся на экране Виктор Проскурин (Макарыч) и другие…

Саундтрек Романа Дормидошина (сериал Дружининой «Тайны Дворцовых Переворотов») получился атмосферным и грустным. В плане музыкального оформления новая картина не уступает старой. Это же касается и превосходной операторской роботы: до того «камерный» оператор Семён Яковлев справился с новейшим оборудованием, смог заснять красивые лесные пейзажи, панорамные виды с высоты птичьего полёта; и всё это в модном 3 — D формате. Хотя картинка и была сочной и глянцевой (вопреки сероватой гамме прочих поделок объёмного формата), особого эффекта от присутствия этой технологии я во время просмотра как таковой не ощутил. На оборот — очки даже мешали просмотру картины. Впрочем это сугубо моё мнение — человека который не любит смотреть кино в 3 — D очках… Вероятно этот ход был сделан дабы вытянуть из потенциальных зрителей лишние деньги на дорогие билеты. Но как бы там ни было — снято и поставлено всё очень качественно и красиво.

Единственное, что может смутить более старшее поколение, это то, что в сюжет про Великую Отечественную по нынешней моде просочилась тема сталинских довоенных репрессий. В книге Васильева это даже не упоминалось, что не мудрено. А вот сценаристы новых «Зорь…» привнесли эту тему в сюжет. Правда это не сделало картину лучше, лишь добавило некоторым героиням горя и дало причину не любить советскую власть (хоть это, спасибо в картине не обсуждается). В целом — получилась хорошая, правильная в своём посыле лента. Оценка могла быть ниже, просто в последнее время у нас снимается мало качественных фильмов, а хороших фильмов про войну тем более. Поэтому не смотря на мелкие недочёты фильма, и явный проигрыш «новодела» советской классике, моя оценка фильму модного кино — продюсера Давлетьярова именно такая.