Выставка «сделано в ссср» в махл рах. Музей ссср на ввц Выставка сделано в ссср

28 ноября в Креативном пространстве «Мойка-8» открывается выставка «Сделано в СССР», посвященная 30-летию Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. Экспозиция представляет лучшие работы членов-учредителей Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, стоявших у истоков создания этой творческой организации в 1987 году.

На выставке представлены самые разнообразные проекты — от телевизоров КВН и первого советского коротковолнового радиоприемника до микроавтобуса РАФ — наглядно демонстрирующие активность развития отечественного дизайна во второй половине ХХ века. Это были годы сложения Ленинградской школы дизайна, годы возрождения и расцвета крупнейшего профильного вуза страны — Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной, ныне СПб государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.

Тогда же происходило системное осознание дизайнерами значимости своей роли в отечественной культуре и экономике, в улучшении качества жизни и формировании достойной среды обитания граждан, результатом чего стала организация дизайнерами Ленинграда своего творческого союза, позволившего объединить усилия профессионалов для становления дизайна как важного инструмента в социальном и экономическом развитии не только города на Неве, но и всей страны.

Большая часть представленных на выставке работ относится к 1960-м — 1980-м годам — пику творческой активности членов-учредителей, когда профессия дизайнера как специалиста по проектированию эстетических свойств промышленных изделий была чрезвычайно востребована.


Оригинальность идей и разнообразие художественных почерков, широкий диапазон авторских индивидуальностей характеризуют представленные работы, при этом нельзя не отметить, что подавляющее большинство проектов не осталось на бумаге и было реализовано, а некоторые из них отмечены наградами на отечественных и международных конкурсах.

Режим работы:

  • понедельник — четверг с 12:00 до 18:00;
  • пятница — с 12:00 до 17:00;
  • суббота, воскресенье — выходные.

Идея новой выставки, можно сказать, родилась случайно. Ее предложил коллекционер Алексей Шумилов, человек неравнодушный к истории нашего края.
«Сделано в СССР» - тема широкая, разноплановая. Это и развитие промышленного производства, и становление образования, борьба с неграмотностью, в том числе среди взрослого населения. Это достижения в здравоохранении. Это активные детские и молодежные организации - пионерия и комсомолия. Это люди, прославившие себя и город трудовыми достижениями и активной жизненной позицией. История молодой Шарьи стала отражением важного отрезка истории СССР.
Музей активно использует современные технологии при оформлении стен выставочных залов. Вместо прежних деревянных стендов, обтянутых тканью, - увеличенные с применением особых эффектов фотоснимки на стекле.

Наталья Юрьевна Шабалина, директор Шарьинского краеведческого музея:
- Большинство фотографий, документов на выставке - из музейных фондов. Они - это сердце музея, то, без чего нельзя обойтись. Представленные материалы собирались в течение всех 45-и лет существования музея. Пополняются они и сейчас. Люди приносят ценные с точки зрения истории вещи, документы. Вот, например, Аттестат на звание учителя начальной школы, выписанный Народным комиссариатом просвещения в 1939 году. Центральное место экспозиции занимают снимки наших земляков-железнодорожников, ведь именно железная дорога дала начало Шарье, город разросся вокруг железнодорожной станции. Интенсивное развитие промышленности, строительства - это все благодаря людям, чьи лица смотрят на нас с фотографий прошлых десятилетий. Промышленности посвящена значительная часть выставки. Документы рассказывают о лесокомбинате, ПДО «Шарьядрев», швейной, мебельной, сувенирной фабриках, мясокомбинате, маслосырбазе, ЭМЗ и других предприятиях, людях, которые успешно работали в нашем городе.
Уже предвижу, что посетители будут узнавать на старых фотографиях своих еще совсем юных дедов и прадедов. Это интересно.
Глава городского округа Иван Юрьевич Царицын побывал на открытии выставки, высказал слова благодарности всем сегодняшним работникам музея и тем, кто находится на заслуженном отдыхе, за их кропотливые изыскания, исследовательский труд, за любовь и преданность делу сохранения исторической памяти. Свой букет цветов, а также Благодарственное письмо администрации города он вручил директору музея Наталье Юрьевне со словами: «Любая выставка, которая организуется здесь, - это действительно событие для нашего города, яркое и запоминающееся. Спасибо Вам за прекрасные впечатления».
Каждый из тех, кто 18 мая пришел в краеведческий музей на открытие новой выставки, вслед за Олегом Газмановым мог бы спеть: «Я рожден в Советском Союзе, Сделан я в СССР». Все собравшиеся на церемонию открытия появились на свет до 1991-го, когда неожиданно для всех большая страна распалась на отдельные государства. А это значит, что экспонаты выставки знакомы каждому, могут всколыхнуть личные воспоминания.


Татьяна Ивановна Князева:
- Признаюсь, когда зашла сюда, дрогнуло сердце. Думаю, не одна я испытала подобное, глядя на те вещи, которые напоминают о детстве, юности. Нам было интересно жить. Росли мы и вместе с нами - наш город. Строились новые микрорайоны, школы, детские сады. Вспоминаются первомайские демонстрации - тоже явление советского времени, к которому мы опять возвращаемся. Помню, как каждый год долго решали, какое же предприятие возглавит колонну демонстрантов: железнодорожники или деревообработчики, а может, сплавная контора. Вспоминаются наши шефские дела, помощь колхозам. Это объединяло, укрепляло дух коллективизма в наших сердцах. Наше поколение вправе гордиться своим временем.
Пионерский горн и барабан, старинный телевизор, радиоприемник и проигрыватель виниловых пластинок, набор для письма, состоящий из чернильницы и перьевой ручки, старые учебники, тетради, дневники и прописи, коллекция денежных знаков и незатейливая бижутерия сувенирной фабрики, когда-то пользовавшаяся спросом не только в городе, но и за его пределами, пленочные фотоаппараты, примус и радиола, стеклянные молочные бутылки, граненые стаканы и сумки-авоськи, чемоданы и кресла местного производства, наряды шарьинок образца 20-30 годов прошлого столетия. Ну, а главное - это огромное количество фотографий советских времен, документальных материалов, картины шарьинских художников, запечатлевших мгновения прошлой жизни Шарьи.


Тамара Александровна Сатина:
- Хожу по выставке и вспоминается вся жизнь, начиная с пионерского детства, моя трудовая молодость, все предприятия, на которых работала, которыми руководила, ушедшие в иной мир люди, с которыми общалась. Я с уверенностью могу сказать за наше поколение, что мы умели работать, делали это на совесть. Думаю, нужно бросить клич и предложить шарьинцам пополнить фонды музея интересными, уникальными экспонатами, связанными с советским временем.
Выставка открылась в Международный день музеев, поэтому слов благодарности музейным работникам прозвучало немало. Гости вручали цветы и подарки. Большая часть из них пополнит экспозицию. Вот, например, большая скатерть, вышитая руками бывшего руководителя города, уважаемого человека, Веры Валентиновны Долгих. Когда-то эта скатерть была подарена Людмиле Петровне Николаевой, нынешнему председателю женсовета. И вот теперь она отдала дорогую ей вещь на хранение в музей.


Людмила Петровна Николаева:
- С Верой Валентиновной мы жили по соседству и хорошо дружили. У меня есть несколько вещей, искусно вышитых ею. Использовать скатерть по прямому назначению я так и не решилась. Такие памятные предметы должны быть в музее.
Если говорить о выставке, она, безусловно, нужная, своевременная. Молодежи, мне кажется, будет интересно посмотреть, узнать, как мы жили, как работали, отдыхали.
Бывшие старшие пионерские вожатые пришли на открытие выставки в красных галстуках, чтобы напомнить: на следующий день - опять праздник, отмечается рождение пионерской организации. Яркий атрибут много лет повязывали на шею советские школьники до вступления в комсомол и гордились своей принадлежностью к пионерии. Много добрых дел и начинаний было сделано красногалстучными мальчишками и девчонками, вдохновленными идеями своего времени.
Тамара Витальевна Замураева:
- Приятно, что музей так бережно сохраняет все то, что связано с нашим прошлым, с людьми, которые в свое время прославили Шарью. Спасибо, что история пионерской организации нашла отражение на этой выставке. Смотрели фотографии с удовольствием, делились с коллегами воспоминаниями о своих вожатских буднях. Мы и сейчас стараемся быть в гуще событий, общаемся с молодежью, проводим частые встречи с ребятами из детских и молодежных общественных объединений нашего города. Замечательные активные дети. Они в чем-то похожи на нас. Такая же кипучая энергия переполняет их, всевозможные идеи, планы. Они обязательно побывают на этой выставке, посмотрят, какими были мы.
Подготовлены интересные экскурсии по выставке «Сделано в СССР». Первые заявки от педагогов 21-й школы на проведение здесь тематических уроков истории уже поступили. Научные сотрудники всегда рады гостям. Музей активно взаимодействует с образовательными, общественными организациями, ветеранами, людьми творческих профессий. Общими усилиями и создаются такие замечательные выставки, рождаются идеи новых. Только за прошлый год их было оформлено более 30. Выставочные залы посетили 20 с лишним тысяч человек.
***
Сотрудники городского музея и газета «Ветлужский край» проводят совместную акцию. Жителей города просят пополнить выставку «Сделано в СССР» новыми экспонатами советской эпохи. А газета «Ветлужский край» ждет рассказы, интересные истории, связанные с предметами, документами, фотографиями, которые переданы в музей.

Музей СССР открылся конце декабря 2012 года в павильоне № 2 на ВДНХ (сразу за главным, там, где бабочки и зеркальный лабиринт).

Цель музея - возможность напомнить о тех вещах, которые нас окружали в советское время, рассказать об идеологии нашей великой страны, которая воспитала миллионы октябрят, пионеров, комсомольцев и членов КПСС, показать наших вождей через поступки, которыми они нам запомнились.

Культ личности во всех его проявлениях, советские автомобили, игровые автоматы, спортивные кубки, компьютеры, телефоны, телевизоры, фотоаппараты и радиоприёмники, спиртные напитки и продукты питания, талоны на еду, афиши кинофильмов, одежда и обувь, игрушки и игры, предметы интерьера, открытки, медали, значки, марки и сувениры - всё это сделано в СССР.

Строго говоря музеем это вряд ли можно назвать, даже выставкой сложно, но если будете проходить по ВДНХ, то забежать можно.

Прогуляться по экспозиции посмотреть все —>

В общем-то музей выполнен в хороших европейских традициях сделать из ничего конфетку, когда на туристических маршрутах придумываются музеи чего угодно.

Экспозиция, конечно, вычурная и местами в стиле голливудских фильмов, но иностранцам такое продается на ура.

Подписи к экспонатам выполнены на русском и английском языках. Так что сюда действительно можно приводить иностранцев

Что достали на барахолках, то и выставили

Большой плюс, что почти все можно потрогать. Для детей самое оно, но надолго ли?

Детям можно показать, с какими игрушками в детстве играли родители

Общий вид зала

Автомат, в отличие от Музея советских игровых автоматов не работает

На велосипеде висит табличка о том, что денег на машины не было, поэтому ездили на велосипедах.

Типичная комната. У многих бабушек до сих пор так

В экспозицию устроителям удалось втиснуть «горбатый» Запорожец и Победу, вычурно разрисованную аэрографией и окрашенную в красный цвет… Дети точно будут изучать историю СССР по голливудским фильмам

Не обошлось и без «шуточек»

Зачем-то выставили веселые современные плакаты, нарисованные художником Валерием Барыкиным в стиле советских 1960-70-х.

А этот вход должен символизировать Мавзолей…

Презентуется все, как реконструкция, но из «реконструкции» там только тело:

Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить! При этом периодически макет комично дышит!

Конечно без магазина с вычурными сувенирами никуда

И при этом никто не поднимает голову и не замечает, как над этим всем за кучей наслоений пластиковых палаток скрывается настоящий советский шик, который и надо показывать

P.S. действительно интересный музей про СССР есть только в Казани — Музей социалистического быта: http://muzeisb.ru/

Вот там действительно есть, что посмотреть и сделано с душой.

Мария Новикова-Охонская, корреспондент:

Олимпийские пиктограммы, экскаватор-каналокопатель, электробритва, прогулочно-экскурсионный теплоход. Вопрос: что общего между этими и десятками других изобретений? Правильный ответ: ленинградские дизайнеры. Узнать истории тех, кто стоял у истоков отечественного дизайна - промышленного, графического и бытового - можно на выставке «Сделано в СССР».

Александр Тимофеев, председатель Санкт-Петербургского Союза дизайнеров:

В декабре Петербургскому Союзу дизайнеров исполняется 30 лет, и мы традиционно в юбилейные дни устраиваем выставку отцов основателей. Очень важно и самим отцам основателям и молодёжи - членам Союза дизайнеров и вообще петербургским дизайнерам - не забывать корни своей истории. Корни очень крепкие, очень ветвистые, очень жизнеспособные, вот этому и посвящена выставка.

Существует множество определений понятия дизайн. Для советских специалистов по технической эстетике была близка лаконичная формула: функция плюс красота. А удобство будущего потребителя ими ставилось выше собственных творческих амбиций. Проектирование любого предмета - от оправы очков до транспортного средства - шло с заботой о том, чтобы использовать его было комфортно и приятно.

Светлана Мирзоян, соавтор проекта первого советского микроавтобуса:

Что значит микроавтобус? Маленький автобус на десять мест. Кто пользуется? Какая разница кто? Мужчина, женщина, молодой человек, девушка. Чтобы было удобно, чтобы было комфортно, чтобы было светло в вечернее время, чтобы легко было зайти, легко было выйти, чтобы удобно было сидеть. Я вот даже вам раскрою секрет, вот это я клеила, клеила бумажку, и потом это всё задувалось, всё вручную. Любовь и желание о том, чтобы не было видно, что всё это сделано кустарным способом, всё-таки двадцатый век.

Полёт творческой мысли не раз прерывался из-за невозможности реализовать конкретную задумку по бюрократическим или экономическим причинам. И всё же ежегодно разработки ленинградских дизайнеров внедрялись во все сферы жизни советских граждан. Техника и электроника, спорт и досуг, производство и домашний быт.

Сергей Дужников, куратор выставки, промышленный дизайнер:

Я живой свидетель этому был, когда Валерий Николаевич Тимошенко, с которым я тогда работал, он взял шведский удлинитель, и вместо двух деталей сделал три, и получился рулеточный удлинитель, который был в семье у каждого. А основное в этом изобретении было не эта общая система, а запатентованная как изобретение сбоку входящая шайбочка, через которую входил шнур. Такое яркое выражение технического решения, но связанного с эстетическим восприятием.

Алексей Печкин, председатель клуба ветеранов Санкт-Петербургского Союза дизайнеров:

Опыт советского дизайна, он очень велик, он до сих пор не до конца понят может быть, а сегодня надо сделать ударение на подготовку специалистов.

Приобщиться к истории отечественного дизайна, поностальгировать по атрибутам советского прошлого, увидеть ретроспективу «Первые в России. Первые в СССР. Первые в мире» и вдохновиться на творческие поиски и подвиги ради славы современного петербургского дизайна можно абсолютно бесплатно. Выставка в креативном пространстве «Мойка, 8» продлиться до конца 2017 года.

Знаменитый художник создал модель чайника и кружек к нему, представлявших собой необычную комбинацию геометрических фигур. Малевич всю жизнь занимался поиском новых форм, и его модернистский чайный сервис был поистине революционным: он хотел изменить представление о том, как могут выглядеть бытовые вещи.

После Октябрьской революции Императорский фарфоровый завод (ЛФЗ) начал производить фарфор «революционный по содержанию, совершенный по форме и безупречный по техническому исполнению». К сотрудничеству привлекали художников-авангардистов.

Сервиз, выполненный по эскизам Казимира Малевича, основоположника супрематизма, — пример реализации авангардистских идей в функциональных предметах: вместо традиционным форм чашек — упрощенные полусферы с прямоугольными ручками, вместо яркой росписи — белый цвет.

Посуда Малевича не была удобной, но практичность не входила в его задачи. Как говорит сам художник: «Это не чайник, но идея чайника». Такие необычные сервизы производят на Императорском заводе до сих пор.

2. Фотомонтаж

После революции художники авангарда нашли новый убедительный способ отображения реальности — фотомонтаж. Он стал главным инструментом пропаганды в печатных изданиях, плакатах и для оформления государственных праздников. В Советском союзе плакаты и изображение с применением техники фотомонтажа стали мощным инструментом политической агитации и пропаганды.


Фотомонтаж стал одним из самых популярных жанров изобразительного искусства у художников-авангардистов, которые считали, что в отличие от обычной фотографии, передающей статичный момент, техника фотомонтажа позволяет показать явления в динамике, раскрыть сюжет.

«Для агитационного искусства понадобилась реалистическая изобразительность, созданная максимально высокой техникой и обладающая графической четкостью и остротой впечатления. Старые виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, гравюра) оказались недостаточными по своей отсталой технике и методам работы, чтобы удовлетворять массовые агитпотребности революции», — писал в своей статье один из первых основоположников художественного фотомонтажа Густав Клуцис.

Фотомонтажи стали появляться в 1920-х годах, но первое признание получили в 1924 году, когда вышел ленинский номер журнала «Молодая гвардия» с цветными вкладками. В нем были опубликованы фотомонтажи Густава Клуциса, Александра Родченко и Сергея Сенькина.

3. «Рабочий клуб» Родченко

Конструктивистский интерьер Родченко был показан на Всемирной выставке в Париже в 1925 году — это была первая крупная международная выставка, в которой принял участие Советский союз. Родченко создал многофункциональное пространство, отражающее идеалы нового общества, устремленного в будущее.


Архитектором Советского павильона на парижской выставке 1925 года был один из лидеров конструктивизма Константин Мельников, а Родченко был главным художником экспозиции. Его «Рабочий клуб» — не просто комната, оформленная в конструктивистском стиле, а пространство, в котором советские рабочие могли бы обмениваться мнениями, выступать с речами, заниматься самообразованием, играть в шахматы и т. д. Проект по задумке художника должен был отражать идеалы нового общества, динамичного и устремленного в будущее.

Мебель «Рабочего клуба» была сделана по канонам многофункциональности, поэтому один предмет не занимал много места и мог запросто «трансформироваться» в другой. Например, раскладная трибуна могла быть и местом для лекций, выступлений, театрализованных вечеров, а шахматный столик в целях экономии места был устроен так, что игроки могли меняться цветом фигур, не вставая с мест (это делало возможным поворотная доска).

За свой проект Родченко получил серебряную медаль. После окончания Парижской выставки экспонат подарили коммунистической партии Франции, поэтому в России он никогда не выставлялся. Однако в 2008 году немецкие специалисты реконструировали клуб для своей выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм», а затем подарили реплику Третьяковской галерее за большой вклад в организацию выставок русского авангарда в музеях Европы.

4. Новая одежда

Советские художники-конструктивисты разрабатывали концепции новой повседневной одежды — максимально удобной, универсальной и функциональной.

«Удобство и целесообразность» — главные принципы, на которые опиралась советская художница-авангардистка Варвара Степанова в работе над своим проектом «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда». Вместе с коллегой Любовью Поповой они разработали новый тип костюма, приспособленного к профессии человека и лишенного всякой декоративной отделки. Вместо этого художницы стали делать упор на конструкцию одежды, а декоративную роль стали играть линии, швы, различные детали — канты, застежки, карманы.

В своей статье для журнала «ЛЕФ» 1923 года Степанова четко сформулировала свою идею: «В организации своевременного костюма надо идти от задания к его материальному оформлению. От особенностей работы, для которой он предназначен к системе покроя. Эстетические элементы заменить процессом производства самого шитья костюма. Поясню: не прикреплять к костюму украшения, а сами швы, необходимые в покрое, дают форму костюму».

Разработкой новой повседневной одежды занимался и знаменитый конструктивист Владимир Татлин, хотя этот факт и теряется на фоне его других достижений, в частности, грандиозного проекта Памятника III Интернационала. Концепция художника называлась «нормаль-одежда» — это были максимально универсальные, внесезонные (художник предусмотрел сменяемые подкладки на осень и зиму) и не подверженные модным течениям вещи, которые можно было носить в разных ситуациях.

Если проект прозодежды был реализован на театральной сцене в качестве рабочей одежды актера в Театре им. Мейерхольда, то идея нормаль-одежды Татлина так и не получила практического воплощения.

5. Светильник Абрама Дамского

Пожалуй, самый узнаваемый кольцевой светильник, который был установлен в каждой советской школе или общественном пространстве.


Абрам Исаакович Дамский был первым разработчиком типовых советских светильников, занимался «освещением» московского метро (светильники на станциях Таганская и Октябрьская кольцевой линии — его руки), сталинских высоток и правительственных учреждений.

Несмотря на значительный вклад в архитектуру и обширные научные труды (Дамский — автор многих трудов по вопросам искусственного освещения и цвета в интерьере и экстерьере), в первую очередь он запомнился как создатель светильника СК-300, который был установлен в каждой советской школе (его модифицированные версии потом использовали для освещения подъездов и устанавливались под козырьком).

Это был подвесной кольцевой светильник преимущественно отраженного светораспределения. Выпускался заводом «Электросвет» имени П. Н. Яблочкова (Москва).

6. Такси будущего

Сегодня такси стало привычным средством передвижения наряду с общественным транспортом, но задумываться над созданием комфортного и маневренного автомобиля для городских улиц стали гораздо раньше.


Такси будущего; коллекция Московский музей дизайна, фотография, ВНИИТЭ, 1964 год

Над созданием «такси будущего» задумались еще в конце 1950-х годов. Идея переросла в проект «Перспективное такси», который разрабатывал Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) под руководством опытного конструктора и дизайнера Юрия Долматовского.

В начале 1960-х появился первый образец — с весьма скромными 50 лошадиными силами и максимальной скоростью 100 км/час, но довольно любопытной конструкцией и внешним видом. Так, в машине было предусмотрено место для багажа внутри салона, раздвижные двери с электрическим приводом, а кабинка водителя была огорожена специальной перегородкой (как в нью-йоркских такси!).

Всего было изготовлено два образца автомобиля; машина прошла все необходимые испытания и была зарегистрирована в качестве промышленного образца, но так и не была пущена в массовое производство.

Один из рабочих прототипов в течение месяца работал на московских улицах. По своему решению этот проект был удачнее предложенного десятилетие спустя знаменитым итальянским дизайнером Джорджетто Джуджаро. Но в массовое производство автомобиль выпущен не был. Тем не менее, он вполне может считаться «предшественником» запущенных в массовое производство почти 20 лет спустя минивэнов — одних их самых популярных типов автомобилей Европы и Америки.

И все же автомобиль успешно прошел все необходимые испытания, и даже удостоился золотой медали ВДНХ СССР, был зарегистрирован в качестве промышленного образца. В Министерство автомобильной промышленности с аргументированными письмами об ускорении выпуска автомобилей-такси обратились Министерство внешней торговли, Московский Совет.

7. Фотоаппарат «Зенит Е»

Самый массово выпускаемый и продаваемый фотоаппарат в СССР создал руководитель дизайн службы КМЗ Зенит Владимир Федорович Рунге.


Фотоаппарат «Зенит-Е» начали делать на Красногорском механическом заводе (КМЗ) в 1965 году и выпускали в течение 17 лет. В общей сложности на КМЗ было выпущено более трех миллионов экземпляров, но спрос был так велик, что в 1973 году производство «Зенитов» развернули на Оптико-механическом заводе в Вилейке (Белоруссия), где выпустили еще около пяти миллионов штук.

В основу «Зенита-Е» легла концепция «Зенита-3М», более простого и доступного устройства по сравнению с профессиональными моделями на базе «Зенита-4». «Зенит-Е» вобрал все лучшее от предшественников и стал еще лучше — камера первой из «Зенитов» получила подъемное зеркало постоянного визирования и встроенный экспонометр.

«Зенит-Е» имел невероятный успех не только в Советском союзе, но и за рубежом. Во многом этому способствовала простая конструкция фотоаппарата, высокая степень надежности и отличное качество съемки при разумной цене.

8. Компьютер СФИНКС Дмитрия Азрикана

Еще в 1980-х во ВНИИТЭ начали разрабатывать проект СФИНКС — по сути, это была аналог современного умного дома, разработанный в отделе перспективных разработок ВНИИТЭ под руководством Дмитрия Азрикана.


В 1987 году команда дизайнеров ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики) под руководством Дмитрия Азрикана разработала концепцию компьютера СФИНКС (над проектом работали Д. Азрикан, А. Колотушкин, М. Колотушкина, И. Лысенко, М. Михеева, Е. Рузова).

По сути, это была компьютерная система, которая позволяла бы получать информацию от всех устройств жизнеобеспечения и интегрировать их в один комплекс. Это даже не столько прообраз «умного дома», сколько концепция экосистемы, которую сейчас успешно реализовала Apple (концепция СФИНКСа выходила за пределы человеческого дома и предусматривала носимые устройства и развлекательную систему для автомобиля).

Работа по приему, записи, хранению и раздаче информации должна была осуществляться центральным процессором с универсальным запоминающим устройством и распределяться по квартире по нескольким жидкокристаллическим экранам и акустическим колонкам. Назначение подобных приборов было широким: планировалось, что с их помощью можно будет разнообразить семейный отдых, управлять бытовыми приборами и многое другое. Проект остался на стадии создания макетов.

9. Автомат Калашникова

Есть расхожая шутка: «Чтобы русские ни делали, всегда получается Калашников». Но на самом деле, русский автомат АК-47 оказался в списке легенд мирового дизайна.


АК-47 занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое распространенное оружие в мире (сейчас насчитывается более 100 миллионов экземпляров). Фигурирующий в большом количестве фильмов, автомат стал еще и самым узнаваемым символом насилия. Несмотря на негативный контекст, «калаш» находится в коллекциях многих музеев по всему миру как пример простого и функционального советского дизайна.

Малоизвестный факт, но автомат Калашникова изображен на гербах некоторых на гербах некоторых государств — Зимбабве, Мозамбика и Восточного Тимора. А в Ираке даже есть мечеть, минареты которой построены в форме магазинов АК.

Советское изобретение оказывает влияние на современное искусство: в 2013 году лондонский фотограф, лауреат премии Amnesty International Award Бран Симондсон запустил арт-проект АКА peace, в котором приняли участие 23 известных художника от Дэминеа Херса до Сэма Тейлора-Вуда — каждый из них по‑своему переосмыслил автомат Калашникова.

Немалого успеха в этом сегменте добился Юрий Васильевич Случевский — крупнейший специалист в области проектирования мебели, выдающийся художник, внесший значительный вклад в становление мебельной отрасли в Советском союзе.

Он был ведущим специалистом во Всесоюзном Проектном конструкторском Институте мебели в СССР и отвечал за стандартизацию и унификацию: только так можно было добиться массового производства мебели при низкой цене — особенно в период активного строительства социального жилья и большого дефицита всего, не только мебели.

Фотоматериалы предоставлены ЧУК «Московский музей дизайна». Московский музей дизайна — это единственный в России музей, посвященный истории отечественного дизайна. Своими главными задачами создатели музея видят его популяризацию в стране и за рубежом, сохранение и изучение его материального наследия, знакомство российского зрителя с лучшими образцами и основными течениями международного дизайна.