Какие игрушки нужны ребенку с рождения и до года?

Как известно, ребенок развивается в процессе игры. Играя, малыш приобретает все новые навыки и совершенствует уже известные ему умения. Кроме того, в некоторых ситуациях ребенок может примерить на себя новую роль и попробовать свои силы в определенной профессии. Наконец, в процессе игры кроха приобретает и навыки социализации, которые очень пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Правильные предметы для игр и развивающих занятий одинаково важны в любом возрасте. В данной статье мы расскажем вам, какие игрушки нужны ребенку в 1 год, чтобы он мог хорошо развиваться как с физической, так и с психологической точки зрения.

Какие игрушки нужны для годовалого ребенка? – Основные требования

Кроха в этом возрасте еще слишком маленький и любит все пробовать «на зуб», поэтому любые игрушки для годовалого ребенка не должны содержать мелких деталей. Кроме того, они должны быть изготовлены из натуральных высококачественных материалов. Во всех случаях следует отдавать предпочтение дереву. Также при покупке любых предметов для игр нужно обязательно обращать внимание и на качество красителей, а также наличие или отсутствие неприятного запаха.

У каждого малыша обязательно должны быть музыкальные игрушки. Тем не менее, с ними не стоит играть слишком долго, поскольку громкий шум может навредить ушной раковине, а также негативно отразиться на детской психике.

Список интересных развивающих игрушек для детей от 1 года

И для мальчиков, и для девочек, которым недавно исполнился 1 год, очень важны следующие игрушки:

Совсем недавно ваш ребенок мог только лежать в своей кроватке, есть и спать, но время летит быстро, и он постепенно превращается в совершенно самостоятельного человека, со своим характером и пристрастиями. В этом возрасте он активно познает мир. Ребенку любопытно совершенно все - шнур от утюга, скороводки и кастрюли, мука и крупа в банках на кухне. Говоря о том, какие игрушки нужны ребенку в 1 год, можно с уверенностью утверждать, что любой предмет, который не несет в себе угрозу жизни и здоровью ребенка, будет для него отличным развивающим пособием.

Именно в этом возрасте малыш познает мир через ощущения. Ему нужно все потрогать, послушать и посмотреть. Это во многом определяет и то, какие игрушки нужны ребенку в 1 год. На самом деле совсем не важно, какими они будут, заводскими или самодельными. Самое главное, чтобы они давали ребенку разную информацию.

Весь мир на ладони

Игрушки для годовалого малыша должны быть разными. По текстуре это могут быть пушистые и гладкие, мягкие и твердые, шершавые предметы. Но это только один признак. Наборов может быть много. Тяжелые и легкие, маленькие и большие, все они дают свое представление о мире. Не забывайте о зрительном восприятии. Здесь предметы должны отличаться по форме (круглые, квадратные, выпуклые и плоские), а также по цвету. Чем больше разнообразие, тем полнее развиваются мозговые центры, отвечающие за зрительное восприятие. Однако цветовую гамму не стоит усложнять. Достаточно шести основных цветов, без оттенков и полутонов.

Общие принципы

Выбирая игрушки для маленького ребенка, самое главное - учитывать их соответствие правилам безопасности. Они должны быть изготовлены из натурального материала. Лучше всего, если это будет дерево. Пластиковые яркие машинки и куклы крайне нежелательно давать малышу, ведь они чаще всего содержат вредные примеси и красители. Обязательно проверьте, чтобы у игрушек не было посторонних запахов, этим часто грешат некачественные, китайские товары.

Ребенок часто пробует на зуб все, что попадает в его поле зрения. Поэтому нужно позаботиться о его безопасности заранее. Сама конструкция должна быть цельной, без острых углов и сколов. И самое главное, не должно быть мелких деталей, которые ребенок легко оторвет и проглотит.

Сделай сам

Если у вас достаточно времени и есть запас подручных материалов, то не придется даже гадать, какие игрушки нужны ребенку в 1 год. Из разноцветных лоскутков можно сшить подобие игрушек, простые мешочки с пуговками в виде глаз. Самое главное, что они должны быть накрепко пришиты, чтобы малыш не оторвал одну и не подавился. Собранные в лесу шишки, деревянные кубики и шарики, небольшие мягкие игрушки - все это отличная база для того, чтобы кроха развивался.

Мир звуков

Мы забыли про еще один важный момент. Говоря о том, какие игрушки нужны ребенку в 1 год, нельзя забывать про аудиальный канал получения информации. Малыш с удовольствие слушает музыку и сказки, а также будет рад заметить, что игрушки «звучат». Поэтому когда мастерите развивающие пособия, то не забывайте добавить в них некоторые элементы. Это может быть хрустящая и шелестящая фольга, звонкие монетки, различная крупа, бобы, зашитые в мешочки из ткани. А вот звонкие погремушки или музыкальные инструменты пока будут для крохи слишком громкими.

Задачи усложняются

Малыш постепенно растет, он уже хорошо освоил ходьбу и спокойно перемещается по всему дому. Соответственно, все нашитые мамой, равно как и заводские игрушки становятся неинтересными. Гораздо веселей забраться в шкаф с бельем или вытащить с кухонной полки звонкие кастрюльки, которые можно вставлять одну в другую. А еще веселей добраться до крана с водой и, вооружившись стаканом, наблюдать, как жидкость его наполняет и выливается. Попробуйте предложить ребенку перелить воду из одного стакана в другой - радости не будет конца.

Наблюдая за всем этим, мы начинаем понимать, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 2 месяца. Он уже хочет не просто трогать предметы, а пытается ими манипулировать. Поэтому коробочки, которые открываются и закрываются (нет ничего проще, как пустой спичечный коробок, обклеенный для безопасности бумагой или тканью), становятся идеальным вариантом. Очень полезны в этом возрасте различные вкладыши, пирамиды, пока еще очень простые, где не нужно отслеживать закономерности.

Развивающие коврики и книжки

Время летит незаметно, и мы уже думаем, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 3 месяца. В это время активно растет и развивается его мозг, поэтому движения становятся все более осмысленными. Теперь ребенок не просто ощупывает и бросает игрушку, а ищет, к чему ее применить. И снова хочется подчеркнуть, что покупные игрушки надоедают ему настолько быстро, что стоит их чередовать. Достали несколько штук и дали ребенку на пару дней, затем достали другие, а эти спрятали. Через неделю он будет изучать свои старые-новые игрушки с таким же интересом, как и в первый раз.

Однако мама может и сама сделать для крохи интересные и яркие игрушки. Причем именно они будут оставаться долгое время любимыми и желанными, в отличие от покупных. Самое главное, чтобы мама знала, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 3 месяца для развития. Как мы уже говорили, они должны подразумевать определенный интерактив. Причем манипуляции с мелкими предметами способствуют развитию мелкой моторики.

Создаем шедевр

В первую очередь вам потребуется основа. Если вы хотите сделать коврик, то это должна быть плотная ткань или старое одеяло, на котором и будут располагаться все сокровища. Теперь нужна основа, лучше всего натуральная ткань (х/б), цветовая гамма лучше всего спокойная. Идеально подойдет нежно-зеленый, голубой или желтый оттенок.

Теперь придумайте идею коврика. Чаще всего это природные элементы, голубая речка, зеленые деревья, цветы и облака. Такая картина проще всего усваивается малышом. А теперь включайте свою фантазию. Крупные элементы можно сажать на липучке (например, стрекозы или бабочки), их ребенок будет с удовольствием снимать и сажать обратно. Небо можно сделать из голубой ткани, причем, если есть время, смастерите кулиску, потянув за которую, можно открывать и закрывать облака или радугу.

Дерево можно смастерить из зеленой ткани, а в середину вставить молнию, открыв которую, малыш увидит спелые груши или яблоки на липучках. А на полянку посадите крупный цветок, каждый лепесток которого - это мешочек, наполненный разной крупой. Озеро на полянке может менять свой цвет. Для этого нашейте вдоль водоема крупные пуговицы и приготовьте второй слой ткани и петлями. А цветочками могут выступать обыкновенные крышки от картонных коробок из-под сока. Для этого срежьте верхушку коробки, сделайте круглое отверстие в коврике и вставьте резьбу в него с нижней стороны.

Теперь с внешней стороны задекорируйте его под серединку цветка, а крышка будет накручиваться и скручиваться по желанию ребенка. Кроме того, на одну их елок можно придумать шнуровку, которую кроха будет учиться продевать в петельку. На тематических форумах есть много разделов посвященных тому, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 3 месяца. Фото помогут вам придумать новую, оригинальную идею.

Аналогичным способом можно сделать и развивающую книжку, в которой страницы будут из флиса. На него можно аналогичным способом нашить пуговицы и петли, молнии и шнуровки.

Развитие познавательной активности

А мы продолжаем рассматривать развитие малыша в возрасте от рождения до года. Если вы ищете, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 4 месяца, то идеальным вариантом будут те, которые стимулируют познавательную активность. Это различные вкладыши, теперь уже более сложные, которые можно сортировать по размерам и цветам, коробочки и баночки с секретом, а также формочки, при помощи которых можно играть в песочнице. Кстати, сегодня есть в продаже домашние, пластиковые песочницы, для которой пригодятся лопатки и формочки.

Для развития познавательной активности очень важно иметь дома игрушки разных форм, но имеющих сходные черты. Играя, малыш учится сравнивать размеры и цвета, и в результате формируются представления о свойствах предметов. Это пирамидки и кубики, крупная мозаика и матрешки. Не забывайте о том, что они должны быть разными по цветам, формам и размерам.

Развитие речи

Двигаясь поэтапно по месяцам, мы подходим к тому, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 5 месяцев. К этому возрасту нужно сделать упор на развитие речи. В первую очередь этому способствует общение со взрослыми, поэтому запасайтесь игрушками и картинками, которые его стимулируют. Это картинки с изображениями животных, сами фигурки, аудиозаписи детских песенок и диафильмы, которые намного безопасней, чем обычные мультики.

Второй момент - это развитие мелкой моторики. Речь у ребенка напрямую связана с работой пальчиков, поэтому чем больше ребенок делает своими руками, тем быстрее и чище он заговорит. Рекомендуем купить и регулярно использовать шнурки и бусинки для нанизывания, игры-шнуровки, а также игрушки из подручных средств. Насыпьте в стаканчик крупы и дайте ребенку возможность перебирать ее между пальчиками, пересыпать из одного стаканчика в другой. А макароны прекрасно подходят для того, чтобы нанизывать их на веревочку.

Переломный момент - полтора года

Это очень интересная веха в развитии. Годовалый ребенок - это еще неуклюжий карапуз, который только пытается сделать первые шаги. И вот, буквально на глазах он начинает говорить, рисовать, манипулировать с предметами. После полутора лет все эти навыки совершенствуются и усложняются настолько быстро, что родители не успевают замечать перемены.

Обычно к полутора годам ребенок произносит около 40 слов, интересуется книжками, сам переворачивает страницы. Он быстро учится рисовать, осваивает чашку и ложку. Обычно первые знания уже получены, и ребенок ориентируется в двух формах (квадрат и круг), может подобрать такой же предмет, как на образце, ориентируется в понятиях большой и маленький. Какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 6 месяцев?

Для освоения творческих навыков необходимо активно осваивать фломастеры и карандаши, мелки и краски. Очень полезно, чтобы у ребенка был неограниченный доступ к пластилину (под присмотром взрослых). А вместе можно делать аппликации из цветной бумаги.

Говоря о том, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 6 месяцев, хочется отметить и важность первых музыкальных инструментов. Он призваны развивать восприятие окружающих звуков. К ним относятся свистульки, барабан, маракасы, бубен. А вот электронные музыкальные игрушки покупать совсем не нужно.

Растет не по дням, а по часам

Действительно, в этом возрасте малыш начинает осваивать все навыки с большой скоростью. Ближе к двум годам маленький ангелочек начинает показывать характер, капризничать по любому поводу. И самый простой способ справиться с этим - это придумать интересную игру. Какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 7 месяцев?

Это всевозможные карточки с фруктами и овощами, с животными и птицами, временами года и явлениями природы. Очень полезны будут куклы с высокой детализацией, у которых легко можно различить глазки и носик, брови, шею, животик и другие части тела. Подберите наборы тематических фигурок (овощи и фрукты, домашние животные).

Вместо заключения

Это еще не полный список того, какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 7 месяцев. Развивающие игры становятся все более разнообразными и включают различные предметы быта. Поэтому пригодиться игрушечная кухня со всеми принадлежностями, постельные принадлежности, транспорт и строительные наборы. В этом возрасте можно попробовать собирать первые пазлы, состоящие пока только из двух половинок картинки. Но скоро ваш малыш их перерастет, а значит, вам предстоит еще не раз сменить наборы игрушек на пути взросления.

Родители нередко теряются, пытаясь понять, какие игрушки нужны ребенку в 1 год. Традиционные и инновационные изделия ярких цветов и всевозможных форм пестрят в глазах, усложняя процесс выбора. Нужно учитывать тот факт, что с данного периода жизни детей начинается их активное развитие, причем сразу в нескольких направлениях.

Приобретаемые для малышей игрушки должны их не просто радовать, а стимулировать во всех сферах. Перед тем, как отправляться в магазин и покупать все, к чему тянется ребенок, необходимо составить список того, что действительно полезно и важно для малыша. Не обязательно набирать все и сразу, расширять арсенал развивающих принадлежностей лучше постепенно, учитывая интересы и потребности карапуза.

На что должно быть направлено действие игровых предметов?

Практически у всех предметов, которые есть в распоряжении маленьких детей, присутствуют развивающие свойства. Родителям остается только следить, чтобы они работали в разных направлениях. Для годовалого малыша особенно важна стимуляция и совершенствование следующих сфер:

  • Равновесие и координация. Разнообразные качели, прыгунки, каталки и качалки позволяют карапузу подключать вестибулярный аппарат, отрабатывать действия, которые понадобятся в будущем. Дополнительным плюсом данных приспособлений является тот факт, что они заставляют активно работать мышцы и суставы ребенка, снимают чрезмерную напряженность волокон или восстанавливают их утраченный тонус.
  • Мелкая моторика. В данном случае используются пирамидки, кубики, вкладыши, шнуры, бусы, паззлы из крупных частей и многое другое. Их развивающие свойства должны основываться не только на форме предметов, но и их текстуре. Гладкие, шероховатые, рельефные и даже скользкие поверхности стимулируют рецепторы на пальцах детей, активизируя работу отдельных зон головного мозга.


Совет: Родителям, которые в будущем хотят, чтобы их малыш активно занимался изучением иностранных языков, стоит обратить на мелкую моторику ребенка особое внимание. Многочисленные исследования доказали, что дети, много занимающиеся распутыванием шнурков и составлением паззлов, начиная с первого дня рождения, в будущем испытывают меньше сложностей с запоминанием новых слов.

  • Ловкость. Магнитные удочки, мячи, мыльные пузыри, игрушки на веревочках позволяют ребенку научиться управлять своим телом с большим результатом и меньшей опасностью травм. Приобретая подобные игрушки для ребенка, необходимо учитывать его возраст. В противном случае тяжелые предметы вызовут у него дискомфорт и пользы от их применения не будет.
  • Органы чувств, восприятие. Различные мигающие предметы, музыкальные инструменты, погремушки, пищалки и барабаны, купленные для детей, должны быть использованы именно ими. Не стоит приобретать синтезаторы, на которых сможет играть только мама. Малышу нужно самостоятельно совершать действие и видеть его результат.
  • Творчество. Большие карандаши, пластилин, безвредные краски, водные раскраски, доски для рисования, наклейки можно приобретать в практически неограниченных количествах. Эти игрушки не только позволят занять ребенка на какое-то время, но и поспособствуют стимулированию заложенных в нем талантов. Работа с подобными предметами прекрасно снимает напряжение, поэтому нередко используется в релаксационной терапии.

Важные моменты при выборе игрушек для мальчиков и девочек

Подбирая игрушки для девочки или мальчика, многие родители допускают одну и ту же ошибку – слишком категорично придерживаются половой принадлежности. Психологи рекомендуют так сильно не зацикливаться на данном моменте, особенно, в столь раннем возрасте. В детской маленькой принцессы должны быть и машинки, с помощью которых годовалой малышке будет проще познать особенности строения сложных механизмов и принцип их передвижения. Мальчику совсем не повредит пара кукол, на которых мама будет ему показывать части тела и лица, доступно объяснит принцип работы суставов и технику выполнения физических упражнений.


Конечно, помимо этого, в игрушках девочки должны присутствовать расчески, сумочки, коляски, украшения, посуда. В игровую комнату мальчика обязательно покупаем конструкторы, роботов, инструменты (молотки, пилы), удочки и сачки. Не стоит переживать, если ребенок в год больше интереса проявляет к игрушкам, более характерным для представителей противоположного пола. Чаще всего, это просто обусловлено их незначительным количеством и необычностью.

Предметы, которые должны быть у каждого малыша, и их особенности

Приобретая игрушки для ребенка 1 года отроду, нужно учитывать тот факт, что скорее всего они ему понадобятся только в течение ближайших 12 месяцев, после чего ассортимент нужно будет существенно обновлять или даже полностью менять. При этом рекомендованный минимум для годовалых детей все же выглядит довольно внушительно:

  • Это могут быть самые обычные изделия или современные мякиши, предметы с разноцветными гранями. Их них можно строить различные конструкции, постепенно усложняя проекты. Их можно засовывать в коробочки разного объема, просто «возить» по полу, трогать ручками или грызть зубами. Для детей в возрасте до 3 лет не стоит приобретать звуковые или световые модели, малыш будет отвлекаться и не сможет использовать предметы по первоначальному назначению.


  • Сегодня их делают даже для самых маленьких. Лучшие наборы отличаются яркими, но не броскими цветами, присутствием какой-то темы, многообразием вариантов использования. Они должны содержать не просто отдельные детали, а подразумевать простые варианты соединений. Родители могут только помогать малышу конструировать, категорически запрещено самостоятельно собирать изделия и просто показывать их ребенку.


  • Сегодня очень популярны эти развивающие игрушки. Они могут состоять из каркаса с отверстиями различной формы, в которые вкладываются более мелкие детали. Не менее востребованы матрешки, стаканчики, наперстки. Нужно только проследить, чтобы детали не были слишком мелкими.


  • Это могут быть специализированные игрушки или простые аксессуары для интерьера. Дети способны чуть ли не часами перебирать яркие или полупрозрачные изделия, раскладывать их по цветам, создавать узоры и рисунки, перевозить в машинках и просто разглядывать.


  • Машины. Девочки и мальчики приходят в одинаковый восторг при виде большой машины, на которой можно не просто что-то перевозить, но и кататься самостоятельно. Современные производители предлагают самые разные варианты подобных конструкций: на радио управлении, инерционные или самые простые. В дополнение к ним можно приобрести дорожки со шлагбаумами или сделать их своими руками.


  • От самых обычных игрушек в виде людей или животных тоже отказываться не стоит. Они играют важную роль в процессе организации сюжетных и ролевых игр. Годовалые малыши любого пола с удовольствием ухаживают за своими «детьми» или «питомцами». Благодаря этому у них уже с ранних лет формируется навыки общения, ухода за другими, сочувствия.


  • Дети обожают не только все запутывать, но и распутывать. Некоторые способны часами сидеть, обмотавшись шнурами, перетягивать их через специальные деревянные фигурки с отверстиями, оборачивать вокруг мебели. Всего одна такая игрушка способна поспособствовать развитию у детей внимательности, терпения, координации, мелкой моторики.


  • Пирамиды. Несмотря на то, что по статистике дети начинают правильно складывать самые простые пирамидки где-то после полутора лет, готовиться к этому нужно уже в год. Оптимальным вариантом считается наличие у малыша доступа к составляющим нескольких пирамидок (они могут различаться по цвету, размеру, текстуре, способу соединения). Даже если в результате первых попыток дети просто собирают все части в кучу, уже через несколько месяцев они будут способны выбрать из такой кучи те элементы, которые нужны для постройки конкретной модели.


На деле приведенный минимум занимает не так много места и требует не самых серьезных финансовых вложений. А вот результат от присутствия перечисленных изделий в жизни малыша просто поразителен. Главное, чтобы покупки не просто пылились в коробках, а регулярно использовались.

Вспомогательные полезные изделия

Помимо всего перечисленного, можно позаботиться о приобретении для малыша ряда дополнительных предметов.

  • Толокар. Это нечто среднее между коляской и машинкой. Малыш садится в транспортное средство, которое толкает кто-то из его родителей. Некоторые модели подразумевают возможность перехода от такого способа управления к кручению ребенком педалей или перебиранию ножками.


  • Прекрасный тренажер, развивающий выносливость, равновесие и крепость детских ножек. Он представляет собой практически обычный велосипед, но без педалей. Чтобы быстро передвигаться, ребенку приходится постоянно работать ногами и держать корпус очень ровно.


  • По мнению педиатров, контакт с песком оказывает на детей терапевтический эффект. Для работы с сыпучей субстанцией им приходится подключать все свои силы и физические возможности. Чтобы занятия длились максимально долго следует подарить ребенку набор из ведерок, формочек, лопаток и прочих полезных аксессуаров.


  • Нельзя забывать и о тех минутах, которые карапузы проводят в ванне. Резиновые игрушки, кораблики и удочки превратят купание в интересное занятие, которое доставит ребенку только удовольствие.


  • Все, что издает звуки, приводит маленьких детей в восторг. А если изделие еще и пытается «общаться» с малышом, то его счастью не будет предела. Такой стимулятор поспособствует развитию как слуха, так и речи крохи.


  • Конечно, они не должны содержать очень сложные задания, но и простого покрытия с рисунками будет уже недостаточно. Привлекательность таких приспособлений в том, что они развивают не только физические способности малыша, но и его память, интеллект. Через какое-то время он будет безошибочно выполнять все, что нужно, даже без подсказок родителей.


Сегодня Интернет переполнен мастер-классами по производству развивающих игрушек своими руками. Если использовать такой подход, можно рассчитывать на значительную экономию и уверенность в том, что малыш будет иметь дело только с безопасными приспособлениями из экологически чистых материалов.

КАК ПОХУДЕТЬ ПОСЛЕ РОДОВ?

На свет появился самый любимый и долгожданный ребенок, а вместе с ним и ЛИШНИЙ ВЕС. Но заботы о ребенке не оставляют времени ни на себя, ни на спортзалы. А большинство диет могут иметь опасные последствия как для мамы, так и малыша.

Но так хочется снова надеть свое любимое платье, туфли на каблуках и выглядеть превосходно, как и раньше... Выход есть - истории мамочек о том, как легко сбросить 20+ КИЛО!


Мы живем во времена невиданного изобилия детских игрушек . Никогда в истории человечества не существовало такого количества фабрик и заводов, выпускающих товары для развлечения детей. У неподготовленного человека посещение магазина детских игрушек может вызвать стресс от мук выбора и головокружение от пестрых коробок. Понять, какие игрушки нужны ребенку нелегко. Чтобы разобраться в этом хаосе, и сделать покупки, которые принесут пользу не только производителю и продавцу, но и вашему малышу, читайте эту статью.


Ответ на этот вопрос зависит от возраста . Чем младше ребенок, тем меньше нужно игрушек. И вообще игрушек нужно меньше, чем это может показаться любящим родственникам. Гораздо ценнее время , которое вы можете подарить малышу, чтобы смастерить что-то вместе или поиграть в простой мячик. А если уж покупать что-то в магазине, то убедитесь, что вы точно знаете, какие игрушки нужны ребенку. Наши рекомендации по возрастам вам помогут.

Новорожденный 0-2,5 месяца

Новорожденному ребенку мама заменяет весь мир. Это период адаптации к новой жизни, когда мамина любовь и ласка - лучшие стимулы для развития . массаж и развлекут младенца, и будут способствовать развитию. К двум – трем месяцам малыш уже начинает интересоваться предметами вокруг.

Как раз к этому моменту собираем коллекцию . С этим набором вы сможете легко проводить . Некоторые предметы уже есть у вас дома, некоторые лучше сделать самим, а некоторые проще купить.

Самая любимая игрушка для ребенка с рождения и до 2,5 месяцев – звучащая . Ручками малыш еще плохо владеет, поэтому больше всего любит слушать и смотреть по сторонам. Новых тактильных ощущений при ребенку хватает у мамы на руках, во время купания и массажа. Смотреть малыш предпочитает на источник света, на лицо говорящего взрослого и на что-то яркое, движущееся, еще лучше, если оно издает интересный звук. Лампочка на потолке и приятно звучащая мама всегда есть рядом. Дополнительными развлечениями будут яркие мелодичные музыкальные игрушки и мобиль.

Первые музыкальные игрушки подбирайте с разным звучанием и из разных материалов. Сначала сами родители извлекают из них звуки. Можно просто погреметь-позвенеть, а можно отбивать ритм под пение. Когда малыш научится удерживать предметы в руках , погремушки, маракасы и даже бубен можно давать ему в руку. Простые музыкальные инструменты пригодятся вам и после года, поэтому они предпочтительнее обычных погремушек.

Игрушки для ребенка от 0 до 2-3 месяцев:

    Кольца (резиновые, пластмассовые) – разной толщины и диаметра, чтобы удобно было хватать, держать, сосать и жевать

    Погремушки , отличающиеся по размеру, звуку, цвету, форме, материалу

    Мешочки , отличающиеся по цвету (черно-белые полоски, желтые, синие, зеленые, красные), по материалу (шелк, бархат, мех, хлопок, шерсть) и по наполнителю (горох, мука, песок, вата) – разнообразная тактильная стимуляция, пища для развития мозга

    Звучащие игрушки : резиновые с пищалкой, колокольчики, бутылки с крупой, горохом, маракасы, бубенцы, тамбурин и так далее

    Игрушки для кукольного театра : звери, бабка, дедка, колобок и другие

    Фонарик – для игр, стимулирующих развитие зрения

    Перышко – для тактильной стимуляции и разнообразия тактильных ощущений.

    Безопасные «жизненные» игрушки : бигуди, бусы, деревянная ложка, зубная щетка и другие – раскладывать вокруг малыша, вкладывать в ручку.

    Яркий носочек, повязка или мягкий браслетик с колокольчиком на ручку – для развития координации движений

    Карточки со словами , с предметными картинками для изучения слов и счета, картинки-решетки

    Мобиль над кроваткой

  • Младенец от 2,5 до 7 месяцев

    Малыш осваивается, активно развивается и познает мир, учится сидеть и ползать. Теперь ему нравятся предметы, которые он может сам сознательно брать и выпускать из рук. Чтобы стимулировать малыша ползать размещаем его на полу, на , а игрушки раскладываем на расстоянии 30-90 см от него. Продолжаем общаться с малышом, петь ему песенки . Очень хорошо, если мама сама поет песенки, потешки и колыбельные. Наличие голоса и музыкального слуха не столь важно, как чувства. Создайте , используя подходящие вашей семье методики.

    При выборе развивающих игрушек для детей от 2,5 до 7 месяцев учитываем, что в этом возрасте ребенок играет в игрушки лежа на спине и животе, активно все берет в руки и тянет в рот, . Изучает все на вид, ощупь, вкус и звук. Поэтому любимая игрушка должна быть не только красивой, яркой и развивающей, но и безопасной.

    Пополняем домашнюю коллекцию развивающих игрушек для детей до года следующими актуальными предметами:

      Тряпичные мячики и кубики – кидаться, ронять, строить и разрушать башенки

      Мягкая кукла с крупными чертами лица – общаться и дружить

      Кукла Неваляшка или Ванька-встанька, поющий волчок – стимулировать ползание и развивать координацию движений. Красивые, яркие, деревянные звенящие неваляшки можно использовать и как музыкальные инструменты, и как неваляшку, в которую можно поиграть на полу, кровати, пеленальнике.

      Игрушки для игр с водой в ванной - переливать, изучать свойства воды и разных предметов в ней

      Зеркальце – важный инструмент самопознания

      Пластиковые прозрачные бутылки , наполненные крупами; купленные в магазине, прозрачные пластиковые тубусы, заполненные разноцветными шариками

      Мячи разных размеров и материалов – катать по полу, бросать, ловить

      Рамки вкладыши - будут интересны как малышам, так и деткам постарше.

      Деревянная палочка, турник – заниматься спортом

      Прочные книжки с твердыми страницами и мягкие с различными поверхностями – развивать любовь к книге

      Дополнительные карточки – продолжать интеллектуальное развитие

      Кубики деревянные - строить первые башенки, стучать об пол и друг об дружку

      Крупные портреты или фотографии родственников – вспоминать и любить.

    Игрушки для детей от 7 месяцев

    Главная задача человека этого возраста - сбор информации, исследование. Ребенок проявляет активный интерес ко всем предметам домашнего обихода и к игрушкам. Сделайте нижний уровень вашего дома безопасным и доступным для ребенка : поднимите и уберите провода, все незакрепленные и опасные предметы. Нижние шкафчики и полки, до которых может добраться ребенок, лучше отдать в его распоряжение. Храните там то, что он может сам доставать и играть – например, на кухне: миски, кастрюли, поварешки. Малыш будет с великим удовольствием «готовить обед» вместе с мамой. И вообще, бытовая деятельность – широкое поле для развития. Доставать и загружать белье в стиральную машинку, вешать постиранное на прищепки - развивает ничуть не хуже, а то и лучше, чем специальные развивающие занятия.

    Как раз в этом возрасте дети интересуются игрушками по-настоящему. В доме их появляется много, и многие из них будут радовать ребенка от 7 месяцев до самой школы. Итак, пополняем коллекцию.

    Развивающие игрушки для детей от года:

      машинки – катать по полу, нагружать и разгружать, возить игрушки

      пирамидка – сортировать и собирать

      матрешка – собирать, играть в кукольный театр

      сортеры - банки или коробки с крышками, в которых проделаны отверстия различных форм и размеров и предметы разных форм и размеров, которые можно класть через эти отверстия

      стаканчики , вкладывающиеся друг в друга (игрушки-гнезда)

      шнурок или палочка с нанизанными предметами – развивать мелкую моторику

      развивающие игрушки со шнуровками, пуговицами , кнопками, липучками, молнией, пряжками – развивать мелкую моторику

      бизиборды - доски с закрепленными замочками, крючками, щеколдами, кнопками и т.п.

      мягкая мозаика – развивать мелкую моторику

      тележка – складывать, перевозить, разгружать

      игрушки-каталки – психологическая поддержка во время обучения ходьбе. Когда ребенок начинает ходить, ему нравится за что-то держаться, даже если это не самая надежная опора

      молоточек с пищалкой – стучать, слушать, развивать координацию движений

      игрушечный молоток и деревянные колышки , которые можно забивать – совершенствовать координацию движений

      набор строительных кубиков , лучше деревянных

      геометрические фигуры – изучать геометрию

      рамки-вкладыши - фигурки, отличающиеся по размеру, которые можно вынимать из отверстий на доске и вставлять на место

      музыкальные инструменты – развивать чувство ритма

      "поющие" книжки – слушать, а также устраивать оркестр. Книжка играет музыку, взрослый с ребенком под нее поют и отбивают ритм разными ударными музыкальными инструментами

      шкатулка с выскакивающим сюрпризом , музыкальная заводная шкатулка – удивляться и радоваться

      конь-качалка – развивать вестибулярный аппарат

      машинка , на которую можно сесть – покорять пространство

      наклонный желоб с шариком – изучать гравитацию и инерцию на практике

      заводные игрушки – наблюдать, как они двигаются, вращаются, а некоторые даже гремят

      кукольный театр - слушать и смотреть сказки и учиться показывать их самому

      настольная лампа с кнопкой на панели – включать и выключать

      рукоход – тренировать ловкость и силу

      говорящие плакаты – нажимать на кнопочки, слушать и получать полезную информацию. Менять раз месяц или чаще, в зависимости от активности интереса к ним малыша. Такие плакаты довольно дороги, поэтому могут стать отличным подарком от любящих родственников.

      Живой песок - лепить куличики, строить замки прямо дома. Интересно и безопасно малышу, удобно и чисто маме

      Бытовые предметы - делать уборку, стирать, готовить обед, устраивать чаепитие. Игрушечными продуктами и весами можно поиграть в магазин, выучить названия овощей и фруктов, начать знакомство с весом

      Новые карточки – расширять словарный запас и знания о мире. Можно показывать карточки ребенку, называя их. Можно вставить карточки в маленькие мягкие фотоальбомы – и это станет первой любимой серией энциклопедий. Он будет сам приносить их родителям, чтобы ему «почитали»

    Порядок среди любимых игрушек

    Покупая игрушки малышу, руководствуйтесь принципом «Лучше меньше, да лучше». Выбирайте вещи качественные, сделанные с любовью из натуральных материалов. Деревянные игрушки предпочтительнее пластиковых. Покупайте игрушки ручной работы у народных мастеров . Пусть они стоят дороже китайского ширпотреба, их образовательный, развивающий и воспитательный потенциал с ним не сравнится. Еще ценнее игрушка, сделанная руками близких и любящих людей. Мягкая кукла, сшитая мамой , развивающая доска, которую смастерил папа или дедушка. В интернете можно легко найти пошаговые инструкции и мастер-классы. Такая вещь станет семейной реликвией и перейдет по наследству внукам.

    Следите, чтобы у каждой игрушки было свое место , не сваливайте все подряд в ящик. Разделите игрушки по категориям, следите за порядком и учите этому малыша. Систему организации игрушек и обучающих материалов хорошо организовать по методу М. Монтессори . Для этого детская комната или уголок условно делим на зоны:

      математическая (пирамидки, сортеры, матрешки),

      языковая (кубики с буквами, книги),

      зона практической жизни (застежки, шнуровки, предметы для игр с крупой, бытовые предметы),

      зона сенсорного развития (музыкальные игрушки, шуршалки, гремелки, мячики из разных материалов и наполнителей),

      зона физического развития (фитбол, рукоход).

    Такая организация полезна с самого начала, то есть с момента . Маме видно, какая зона требует внимания, где чего не хватает, что используется, а что простаивает. Ребенок видит все игрушки и выбирает то, что необходимо ему в данный момент. Полки должны быть установлены так, чтобы ребенок, научившийся вставать с опорой, мог сам достать с них интересующую вещь и поставить на место после игры. С самого начала учите малыша поддерживать порядок: естественно и радостно, в качестве завершающей части игры мама сама обязательно кладет каждую вещь на место. И малыш будет делать точно так же, как только сможет. Игрушек в каждой зоне не должно быть слишком много. Чтобы сохранять радость новизны, разделите игрушки на 2-3 части и периодически их меняйте. Еще один хороший вариант – меняться игрушками со знакомыми семьями.

    Осознанно, выбирая лучшие. Пусть они не только развлекают, но и воспитывают. Развивайте малыша с удовольствием!

С рождением ребенка в дом приходит огромное счастье, которое приводит с собой еще и волнения, тревоги, заботы. У молодых родителей столько вопросов! Как ухаживать за малышом, что ему нужно купить в первую очередь, какие игрушки нужны ребенку до года, как их выбрать и когда уже начать покупать? И это лишь малая часть всех сомнений, которые возникают у новоиспеченных мам и пап. В статье мы постараемся максимально развернуто рассказать о том, какие игрушки нужны новорожденному и ребенку постарше.

Из этой статьи вы узнаете:

Роль игрушек в жизни малышей

Некоторые современные родители сразу же после рождения ребенка бегут в детский магазин и скупают там все подряд. В итоге в корзине с игрушками оказываются плюшевые медведи, посудка, погремушки, машинки и куклы. Другие же считают, что малыш еще не осознает ничего происходящего вокруг и заинтересуется игрушками еще не скоро. Кто же прав? Как всегда, победила дружба: не нужно излишеств, но при этом и совсем лишать малыша необходимых изделий легкой промышленности.


Для деток первых месяцев жизни игрушки являются одним из основных источников информации об окружающем мире. С их помощью ребенок учится видеть разные цвета, концентрировать свое внимание. Во время игры развивается сознание малыша, мелкая моторика пальцев. Все сказанное влияет и на развитие его речи, поэтому малышу просто жизненно необходимы игрушки. Но это не значит, что их должно быть такое количество, что в детской все будет ими занято.

Игрушки по месяцам для самых маленьких

1 месяц

Ваш ребенок еще совсем мал, но уже начинает проявлять интерес ко всему вокруг. Конечно, в этом возрасте игрушки покупаются скорее про запас, чем для игры с ним. Но тем не менее кое-что для его развития вы сможете сделать уже сейчас. Все самые приятные моменты жизни у крохи на данный момент ассоциируются с мамой и …с пеленкой. Сверните ее в несколько раз и повесьте на бортики кроватки, чтобы ребенок смог ее рассматривать.

Над пеленальным столиком можно прикрепить несколько контрастных картинок. Так во время гигиенических процедур и одевания кроха будет учиться задерживать взгляд на предмете.

2 месяц

Наконец-то можно начинать распаковывать подарки, которые преподнесли ребенку любящие родственники. Сейчас самое время использовать мобиль. Он фактически станет первой игрушкой малыша. Крепится музыкальная карусель обычно над кроваткой малыша. Погремушки, которые цепляют на коляску, также могут пригодиться на втором месяце жизни младенца. Еще хорошо иметь несколько небольших кубиков с черно-белым изображением. Все эти предметы будут помогать малышу учиться концентрировать внимание и следить за движущимся предметом.


3 месяц

В этом возрасте ребенок учится хватать своими ручками понравившиеся предметы. Для этого также нужны подходящие игрушки: погремушки, резиновые или пластмассовые кольца и другие изделия, которые можно взять в руку. Погремушки нужны разные: с рукояткой в виде палочки, в виде кольца или дуги, треугольника. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы в арсенале ребенка были игрушки с разной на ощупь поверхностью: в «пупырышки», ребристые, рифленые и т.д.

Тканевые игрушки также станут прекрасным вариантом для малышей трех месяцев. Мягкие фигурки животных, геометрические фигуры, шелестящие или звенящие цветы могут быть прикреплены к дугам развивающего коврика, который также уже надо начинать использовать.


4 месяц

В этом возрасте ребенок учится или уже умеет переворачиваться на животик со спинки и обратно. Чтобы ему было интересно находиться на животе, нужно привлечь внимание его чем-то ярким. Разноцветные мячики, неваляшки, погремушки и различные звучащие игрушки будут очень кстати. В этот период нужно начинать развивать способность малыша ощущать во время прикосновения к предметам разнообразие их поверхностей.

Для этого нужно запастись игрушками из разных материалов, например, из атласа, меха и пр. Хорошо будет приобрести яркие браслетики на ручки или специальные носочки с бубенцами, которые надевают на ручки для того, чтобы малыш пытался одной рукой дотянуться до другой.


5 месяц

Переодеваем носочки из предыдущего пункта теперь на ножки – пусть малыш пытается дотягиваться ручками к ножкам. В этом месяце понадобятся деревянные, пластмассовые или даже тряпичные кубики. Они помогут малышу закрепить хватательные навыки, а маленькие мячики будут воздействовать на мелкую моторику рук. Хорошо, если у ребенка будет брусочек с кубиками из дерева. Малыш сможет учиться (не без помощи родителей) перекладывать предмет из руки в руку. Кольцо для прорезывания зубов – еще одна из игрушек, которые нужны ребенку до года.

6 месяц

В этом возрасте уже можно предлагать ребенку поиграть на музыкальных инструментах, купив дудку или колокольчик. Музыкальная игрушка будет способствовать развитию слуха и стимулировать малыша к тому, чтобы он пытался ползти к источнику звука. Обычно в этом возрасте ребенок уже начинает самостоятельно сидеть, значит и купание в ванночке будет теперь более игровым занятием, чем гигиеническим.

– отличное средство сделать водную процедуру увлекательной. Приобрести можно также маленькие книжки с изображением животных или различных предметов. Они могут быть тряпичными, виниловыми, картонными или же изготовленными из дерева. Игрушки с зеркальной фольгой помогут малышу начать узнавать себя в отражении и он будет с любопытством рассматривать карапуза в зеркале.


Для деток от полугода до года

От того, какие игрушки понадобятся новорожденному, переходим к более «зрослой» возрастной группе. Деткам старше шести месяцев будут интересны такие игрушки:

  • пирамидки в виде колец или стаканчиков разного размера . Малыша 8-9 месяцев уже вполне можно научить складывать несложную пирамидку из нескольких составляющих;


  • сенсорные игрушки , подойдут даже самостоятельно сшитые мешочки, наполненные крупой, горохом. Малыш пальчиками мнет такие мешочки и развивает моторику;
  • пальчиковые краски – это замечательная идея для детского досуга. Малышу лучше предложить большой лист бумаги (можно даже отрезать кусок от рулона ненужных обоев) и дать баночки с краской. Нужно только следить за тем, чтобы он не тянул испачканные руки в рот;

  • игрушки-вкладыши. Это набор небольших предметов разной формы, которые нужно вкладывать в соответствующие отверстия в рамке или емкости;
  • игрушки на колесиках . Их интересно везти перед собой, когда в очередной раз ползешь от мамы к папе. Это могут быть небольшие машинки, гусенички, паровозики и т.д.;


  • игровые панели: телефоны с кнопками, нажав на которые, заиграет музыка или животные произносят звуки, детское пианино и др.;


  • кубики также будут нужны, ведь малыша уже можно учить строить из них башни, устанавливая один предмет на другой.


  • куклы. Даже если в вашей семье родился мальчик, вам для его развития все равно понадобится кукла, пусть даже самая простая. С ее помощью можно учить малыша различать разные части тела и лица: ушки, носик, ручки и пр.

Развивающие игрушки: какие они?

Развивающие игрушки для детей до года должны быть функциональными, особенно для деток ближе к 12 месяцам. Малышу игрушка будет интересна до тех пор, пока он сможет с ней что-то делать, например, крутить ее детальки, дергать за рычажки, бросать, пищать ею, нажимать на кнопочки и т.п.

Любая такая игрушка подпадает под понятие развивающей. Она помогает ребенку получить основополагающие навыки, логически мыслить, быть внимательным и иметь хорошую координацию движений.


После шести месяцев двигательная активность ребенка возрастает во много раз. Он не только ползает, но уже и пытается встать на ножки, сделать первые шаги, держась за опору. Он уже может хватать игрушки не только всей ладонью, но и брать пальчиками.

Действия его становятся целенаправленными, а не случайными, как до этого. И именно родители должны учить карапуза, как обращаться с игрушками: как крутить барабанчик, катить мяч, нажимать на клавиши или пищать резиновым слоником.

Вокруг ребенка должно быть сразу несколько игрушечных предметов, он обязательно найдет, как их применить! Гибкие конструкторы, крупная мозаика – это лишь малая часть того, что в качестве развивающих игрушек можно предложить ребенку.

Когда малыш делает первые шаги, то у него под рукой просто обязана быть игрушка-каталка. Это может быть зверушка, барабан или другая фигурка на палочке, которую можно катить впереди себя. Хорошо, если она будет звенеть, пищать, тарахтеть или издавать другие звуки. С ней ребенок быстрее освоит самостоятельную ходьбу, ведь будет чувствовать опору.

Качество игрушек для детей до года

Определившись с тем, какие игрушки будут нужны новорожденным, приступаем к выбору каждого отдельного предмета. Лучше, конечно, приобретать все предметы в специализированной торговой точке и обращать внимание на ограничение по возрасту, которое указано на упаковке или этикетке. Надпись сделана не для «галочки», а чтобы уберечь малыша от возможной опасности проглотить или же каким-то другим образом навредить себе мелкими деталями.


Материл игрушек должен быть нетоксичным, не иметь характерного химического запаха, ведь ребенок все тянет в рот. Хрупкий пластик или слишком ворсистая ткань также не для маленьких деток. В составе игрушки не должно быть ничего бьющегося. Не приветствуются также отверстия малого диаметра, в которых могут застрять пальчики ребенка. То есть игрушки должны быть максимально полезными и абсолютно безопасными!

И самое главное – уделяйте своему малышу больше внимания, тогда любая игрушка станет развивающей и принесет пользу!

2016-11-16 13:08:43

Спасибо за статью! Соглашусь что игрушки должны быть качественными и безопасными. В качестве первой игрушки мы выбрали прорезыватель Chicco в виде бабочки, у нее есть глазки и добрая улыбка, разнофактурные крылышки за которые удобно держать. Малыш подолгу с ней занимается, крутит в ручках, разглядывает, гулит и чешет зубки)) Одно крылышко из мягкого силикона. Нам очень нравятся такие качественные игрушки))