Зороастризм - русская историческая библиотека. Зороастризм: верования и обычаи

Каждая религия начала свое существование в определенный вековой период. Есть те, которые появились еще до нашей эры. Есть такие, которые не так уж и давно начали свое существование. Задумавшись, возникает вопрос: «Какая же религия самая старая?».

Зороастризм — это самая старая религия в мире. Если верить высказываниям ученых, то ей больше 7 тысяч лет. Зародилась она в Иране, и открыл ее миру — пророк Заратуштрой. Именно его и считают основателем этой древней религии. Об этой религии, очень давно была написана книга — Авеста. Язык изложения — авестийский, он больше нигде не используется, можно даже сказать что он мертвый.

История возникновения

Заратуштра (Зороастр) родился очень добрым и светлым ребенком. В то время как его одногодки делали пакости, дрались, издевались над кем-то слабее их, Зороастр думал над смыслом жизни. Из-за постоянных издевательств, Заратуштр подался в путь. Шел куда глаза глядят. Он не мог смириться с этим неправильным миром, где все не по законам, где убивать и унижать это в порядке вещей.

Ахура-Мазда — которого все почитали как Господа Мудрости, пришел на помощь Заратуштра и натолкнул его в правильном направлении. Зороастр стал пророком, который и открыл людям глаза и пытался повести их в нужном направлении. Так и появилась эта очень древняя религия, о которой уже мало кто помнит, а большинство вообще не знают о ее существовании.

Священная книга

Авеста — эта книга была написана золотыми чернилами. Использовали 12 тысяч шкур волов. Так гласит пехлевийский источник. В книге есть три части:

  1. Ясна — собраны все гимны и молитвы;
  2. Яшна — просьбы и мольба всем божествам;
  3. Видевдат — объяснение всех обрядов и религиозных представлений.

Зороастризм основные идеи

Как и в любой религии, у этой есть так скажем свои принципы. Они заключаются в следующем:

  • Борьба со злом и сбережение жизни — это главное;
  • Питаться можно чем угодно, никаких запретов нет;
  • Как только ребенку исполнялось 7-10 лет, проводился обряд который, готовил его к работе;
  • Хаома — это напиток который нужно было пить возле жертвенного огня перед жертвоприношением и произносить молитву;
  • Строились храмы, которые служили для сохранения огня. В этих храмах постоянно горел огонь и 5 раз в день к нему подходили, подлаживали "дрова" и произносили молитвы.

Праздники

Религиозные праздники также присущи и этой религии. Например — вайю. Он отмечается 22 июня, когда Солнце входит в 1 градус Рака. Этот праздник стихийных духов. Это следует отмечать на природе, ну а само название пошло от божества легкого ветра.

Еще одним праздником является Гаханбар Митры. Он отмечается 16 октября. Он празднуется на протяжении всей ночи, аж до восхода Солнца. Есть традиция, по которой в этот день 5 огней должны быть зажжёнными.

Зороастризм-древнейшая из мировых религий откровения - была религией трех Иранских империй, существовавших почти непрерывно с VI в. до н. э. по VII в. н. э. и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока.

Носители религии называют ее бехдин (beh-din - лучшая вера). После завоевания Ирана арабами в VII в. и насильственного обращения зороастрийцев в ислам они приобрели статус зиммиев. Группу зоро- астрийцев, переселившихся в X-XI вв. в Западную Индию, принято называть парсами, а зороастрийцев Ирана - гебрами.

Большое количество языковых, религиозных и исторических свидетельств позволяет говорить, что когда-то носители древнеиндийской и древнеиранской культур составляли единое целое. Древнеиндийская культура нашла свое выражение в «Ригведе», иранская - в дошедших до нас частях иранской «Авесты», священной книги зороастрийцев. Зороастризм восходит к индоарийской религии. Учение протоиндо- иранцев включало в себя почитание вод рек и водоемов как богинь (Апас), которым молились и совершали возлияния (авест. заотра), а также почитание огня (Атар; др.-инд. Агни). Огню, так же как и воде, ежедневно совершались приношения (называемые индоарийцами яджна, иранцами - ясна), состоящие из трех элементов. Религиозные приношения огню состояли из сухих дров, благовоний и небольшого количества животного жира; воде - из молока и сока, выжатого из веток растения хаомы (др.-инд. сомы).

Наряду с божествами Атар, Апас, Хаома и Гэуш-Урван («Душа быка»), которым поклонялись индоиранцы, было много богов, связанных с теми или иными природными явлениями, например боги неба (Асман) и земли (Зам), солнца (Хвар) и луны (Мах), два божества ветра (Вата и Вайу), олицетворение мифической реки (Харахвати-Арэд-ви- Сура; др.-инд. Сарасвати - Обладательница вод). Глубоко почитали дух договора Митру, впоследствии ассоциировавшегося с огнем и солнцем, и Апам-Напат (Внук вод), получившего звание асура, или по-авестийски ахура. Вокруг Митры группировались меньшие «абстрактные» божества, например такие, как Арштат (Справедливость), Хамварэти

(Доблесть), Сраоша (Послушание) и др. Верховным божеством, стоящим выше Митры и Апам-Напат и управляющим их действиями, был Ахура-Мазда (Господь мудрости). Порядок всего существующего мира, как считалось, поддерживается законом природы, называемым индоа- рийцами рта и соответствующим ему в авестийском языке словом аша, имеющим также и этический смысл. Противопоставлением Аша является ложь (авест. друг; санскр. друх).

Иранцы верили, что мир разделен на семь областей - каршваров, расположенная в центре и самая большая из которых - Хванирата - населена людьми. В центре Хванираты возвышается вершина высокой горы Хары, с нее стекает мифическая река Харахвати, текущая в большое море, которое по-авестийски называется Воурукаша.

Индоиранцы называли своих богов «Бессмертный» (авестийское Амэша, ведическое Амрта) и «Сияющий» (авестийское Даэва, ведическое Дэви). Иранцы также употребляли еще одно название - Бага. Считается, что Заратуштра применял название «даэва» только к божествам, которых он считал разрушительными силами, противоборствующими нравственным ахурам, однако в Индии, так же как и у части иранских племен, они остались богами. В дальнейшем в зороастризме был восстановлен культ некоторых отвергнутых Заратуштрой божеств, например Митры, Хаомы, Анахиты.

Существовала вера в жизнь после смерти, где душа (урван), которая, задерживаясь на земле на три дня после смерти, спускалась в подземное царство мертвых, в котором правил Йима (др.-инд. Яма). Верили в существование моста - Чинвато-пэрэто (Переход-разлучи- тель), по которому должна была переправиться душа.

Место возникновения зороастризма до сих пор точно не установлено (Бактрия, Хорезм, Мидия). Считается, что пророк Заратуштра (греч. Зороастр) происходил из рода Спитама, был сыном Поурушаспы и Дугдовы. Даты жизни Заратуштры точно установить невозможно, однако большинство ученых предполагают, что пророк жил между X/ XI и VI вв. до н. э. С рождением пророка связано много легенд. Одна из книг повествует о том, что Заратуштра был единственным ребенком, который, появившись на свет, не заплакал, но засмеялся. Он получил откровение в возрасте 30 лет. Это событие описывается в религиозных текстах следующим образом: однажды на рассвете Заратуштра отправился к берегу реки за водой для приготовления хаомы в связи с весенним празднеством. Когда он набрал воды и возвратился на берег, ему явилось сияющее существо - Boxy-Мана (Благой помысел), который привел Заратуштру к Ахура-Мазде и пяти другим сияющим существам (Амэша-Спента), от которых он и получил свое откровение. Заратуштра не только поклонялся Ахура-Мазде (так как тот считался величайшим из трех ахур), но и провозгласил его Творцом всего благого, единственным несотворенным Богом, существующим вечно. Ахура- Мазда изначально добрый и совершенный. Учение Заратуштры называют дуалистическим в связи с тем, что в зороастризме признается противопоставление двух исконных начал - Добра и Зла: весь мир, как духовный, так и материальный, подразделяется на доброе и злое начало. Силы Добра возглавляет Ахура Мазда (позже Охрмазд), а силы Зла - его близнец Ангра-Маинйу (Злой Дух, позже Ахриман). Человеку в зороастризме отводится крайне важное место, поскольку именно человек - единственное создание, способное на моральный выбор. Каждый человек в этой жизни обязан сделать основной выбор между Добром и Злом. Основными средствами в борьбе со Злом являются добрая мысль (хумат), доброе слово (хухт) и доброе деяние (хуваршт). Когда Зло будет побеждено, динамический мир придет к концу и преобразуется в статическое и идеальное состояние. В Конце Времен появится Спаситель, и усопшие будут физически воскрешены. Зороастрий- ские представления о небесах, аде и конечном мире, преобразование которого будет осуществлено Спасителем и будет сопровождаться Воскрешением, вероятно, повлияли на более поздние религии, такие как христианство и ислам.

Ахура-Мазда заменяет собой ряд арийских божеств, а их функции выступают как абстрактные выражения его сущности. Согласно зороа- стрийскому учению, Ахура-Мазда сотворил при помощи Святого Духа (Спэнта Маинйу) шесть более низких божеств, которых Заратуштра видел во время откровения. Вместе с Ахура-Маздой они составляют семь божеств, именуемых Амэша-Спэнта (Бессмертный Святой), названия которых впервые встречаются в Ясне Хаптангхаити (Ясна 39.3). Остальные меньшие божества именуются язата. В древней иранской религии существовала тенденция связывать абстрактные божества с явлениями природы так тесно, что иногда соответствующее явление рассматривалось как олицетворение самого божества (например, в случае с Митрой или Апам-Напатом). Так, семь Амэша-Спэнта считаются покровителями и защитниками семи добрых творений, а именно: неба, воды, земли, растений, скота, человека и огня. Вера в создание Богом семи архангелов, впоследствии ответственных за мир и также связанных с элементами, является отличительной чертой и йезидизма. Бессмертным святым, указывающим путь к другим и первым явившимся Заратуштре, является Boxy-Мана (Благой помысел), покровитель «кроткой, милосердной коровы», его союзник Аша-Вахишта (Лучшая праведность) - покровитель огня. Затем Спэнта-Армаити (Святое благочестие), связанный с землей, Хшатра-Ваирйа (Желанная власть) - владыка небес, Хаурватат (Целостность) - покровитель воды, и Амэрэ- тат (Бессмертие) - растений. Им молились и почитали как отдельных богов.

Авеста - корпус дошедших до нас священных канонических текстов зороастризма. Полный свод религиозных текстов, согласно одной из версий, был записан в I тысячелетии до н. э. на золотых досках, по другой версии, был записан золотыми буквами на бычьих кожах. По преданию, Авесту сжег Александр Македонский. Язык, на котором записана Авеста, уже в первой половине I тысячелетия до н. э. употреблялся только для чтения молитв и проведения ритуалов. До письменной фиксации текст передавался изустно; устная передача религиозных гимнов и основ вероучения является праиндоевропей- ской. Авеста состоит из пяти книг: «Вендидад» (ср.-перс. «Видевдад», авест. «Ви даэво датам» - «Кодекс против дэвов»), состоит из 22 глав и содержит подробные ритуальные предписания, а также элементы мифологии. Другая книга, состоящая из 24 глав и содержащая молитвенные песнопения, называется «Висперед» (авест. «Виспе ратаво» - «Все владыки»). Одной из главных книг Авесты является уже упомянутая «Ясна» («Моление», «Ритуал», от авест. йаз - почитать), состоящая из 72 глав (авест. хаити, хатай). В нее входят 17 глав - «Гаты» («Песнопения»), великие гимны, сочиненные самим Заратуштрой, самая древняя по языку часть Авесты. В отличие от остальных частей Гаты метри- зованы и отличаются особой сложностью изложения, очень богаты намеками, эпитетами, имеют древнюю поэтическую форму и сложный стиль. Многие из них посвящены Ахура-Мазде. Другие книги, входящие в Авесту - «Яшт» («Почитание»), гимны отдельным божествам, и «Малая Авеста» (ср.-перс. «Хвартак Апастак», новопер. «Хорда Авеста»), включающая краткие молитвенные тексты. Зороастрийскими религиозными текстами считаются также некоторые сочинения, изложенные на пехлеви, например, Бундахишн, Дадестани Меноги Храд, Арда Вираз Намаг, Задспрам и др.

История мира, согласно зороастрийскому учению, делится на три эры, или три периода, первый из которых представляет собой акт творения, называемый на пехлеви Бундахишн (Сотворение основы). Ахура-Мазда сотворил мир в два этапа. Сначала все было сотворено в духовном состоянии (пехл. меног), когда Ангра-Маинйу безуспешно попытался атаковать. Затем Ахура-Мазда придал всему материальный вид (гетиг), который оказался, в отличие от духовного, уязвимым для сил зла. Тогда Ангра-Маинйу атакует мир и портит все семь благих творений, созданных Ахура-Маздой. Миф повествует о том, как Ангра-Маинйу врывается в мир через нижнюю сферу каменного неба, выныривает из воды, которая становится соленой. Потом он ринулся к земле, и там, куда он проник, образовались пустыни. Потом Злой Дух погубил растение, быка и первого человека. Огонь он испортил дымом. Однако Амэша-Спэнта объединяются и обращают злодеяния Ангра-Маинйу на благо. Так, из семени быка и человека, которые были очищены Луной и Солнцем, появились животные и люди.

Период, когда Ангра-Маинйу атаковал мир, знаменует начало второй эры, а именно эры Гумезишн (Смешения) - смешения Добра и Зла. Ангра-Маинйу создал армию сил зла и тьмы, которые помогали ему бороться с благими божествами. В эре Смешения, в которой мы сейчас живем, человек должен помогать божествам в борьбе со Злом путем почитания Ахура-Мазды, шести Амэша-Спэнта, следования морально-этических норм - благой мысли, благого слова и благого дела и т. д. Миг, когда Зло будет побеждено, называется Фрашокэрэти (пехл. Фрашегирд), после чего начнется третья эра - Визаришн (Разделение). Добро вновь будет отделено от Зла, а мир вернется в совершенное состояние.

В ахеменидскую эпоху сформировалось учение о спасителях мира, которых будет трое. Это, во-первых, два брата: Ухшйат-Эрэта (Растящий праведность) и Ухшйат-Нэма (Растящий почитание). А когда конец мира приблизится, в некоем озере, в воде которого чудесным образом сохраняется семя пророка, искупается девушка, зачнет от пророка, и родит мальчика по имени Астват-Эрэта (Саошйант), который и поведет людей на последнюю решающую битву со Злом.

Считается, что Заратуштра учил, что душа человека, расставшись с телом, будет судима за деяния, совершенные ею при жизни. Вера в «Мост-разлучитель» в его учении приобрела значение места, у которого будет происходить суд над душой, и каждый человек может надеяться на существование в раю, куда она сможет попасть в зависимости от ее нравственных достоинств, а не от количества жертвоприношений. Суд возглавляет Митра, по обеим сторонам которого восседают Сраоша и Рашну, держащий весы правосудия. Если добрые деяния при жизни человека перевешивают на весах и душа заслуживает рая, то ее встречает прекрасная девушка (совесть человека) и помогает ей переправиться через мост. Если же злые дела перевешивают, то душу встречает на мосту отвратительная ведьма, мост становится узким, как лезвие клинка, и сталкивает душу с моста в ад. Если же деяния человека уравновешиваются, то душа отправляется в место, которое называется Мисван-гату (Место смешанных), где их существование лишено радости и печали. Однако полного блаженства души праведников достигнут только после Фрашегирд, когда вновь обретут свое тело. За всеобщим воскресением наступит Последний Суд, после которого все праведники и грешники будут окончательно отделены друг от друга. Божество Аирйаман вместе с богом огня Атар расплавит весь металл в горах, который потечет на землю раскаленной рекой. Все люди должны будут переправиться через эту реку, но для грешников она покажется расплавленным металлом, а для праведников - парным молоком. После этого река из расплавленного металла потечет в ад, где уничтожит Ангра-Маинйу и все Зло. Потом Ахура-Мазда и Амэша- Спэнта совершат последнее богослужение и жертвоприношение. Все люди, испив мистический напиток - «белую хаому», станут такими же, как и Бессмертные Святые. А Вечное блаженство настанет в этом мире, а не в отдаленном раю.

Символ веры зороастрийцев (Ясна 12) называется Фраваране и произносится верующим ежедневно. Начинается Символ веры следующими словами: «Признаю себя поклонником Мазды, последователем Заратуштры. Отрекаюсь от демонов-даэва, принимаю веру Ахуры. Поклоняюсь Амэша-Спэнта, молюсь Амэша-Спэнта». В дозороастрийском Иране молитва совершалась три раза в день, а в зороастризме уже принята пятикратная молитва.

Солнечный календарь зороастрийцев включает 360 дней; Ахеме- ниды заимствовали его, добавив 5 дней. В зороастризме существуют шесть основных пятидневных празднеств, благодаря которым, отчасти, и была сохранена древнейшая религия откровения в мире. Новый год - один из главных праздников - символизирует воскрешение мира. Первоначальный осенний Новый год восточных иранцев продолжил существовать как зороастрийский праздник Мехраган, который имеет аналог в йезидизме (Джажна Джемайе). Эти праздники вместе с Новым годом возникли в честь семи творений и покровительствующих им Амэша-Спэнта. Позднее они стали известны как гахамбары. Их названия сохранились в младоавестийских формах: Маидйой-зарэ- майа (Середина весны) отмечался в честь Хшатра-Ваирйа и в честь сотворения неба; Маидйой-шема (Середина лета) - праздник в честь воды; Паитишахйа (Уборка зерна) - в честь земли; Айатрима (Празднество возвращения домой скота с летних пастбищ) - в честь растений; Маидйаирйа (Середина года) - в честь животных; Хамаспатмаэ- дайа - в честь создания первого человека, праздновался в последний вечер года, накануне весеннего равноденствия. «Новый день» следовал непосредственно за ним. Посвящался праздник Ахура-Мазде и его созданию - человеку, с изъявлением особого почитания фраваши - душам умерших праведников, которые «сражались за истину-аша».

В зороастризме человек должен поддерживать чистоту не только окружающего мира, в особенности огня, земли и воды, но также заботиться о своей внутренней и внешней чистоте, в результате чего возникло множество законов и средств очищения. Самым нечистым и злым считалось мертвое тело, вокруг которого, по представлениям зороастрийцев, собирались злые силы. Поэтому к телу приближались только особые люди - носильщики трупов (насассалары), которые, по возможности, относили тело на особое место в первый же день смерти. Поскольку для зороастрийцев земля, вода, огонь и растения считаются священными элементами, чистоту которых надо поддерживать, то, начиная со времен Средневековья, трупы оставляли на специальных дахмах, называемых также «башнями молчания». Мертвое тело оставляли на съедение птиц и диких зверей, а очищенные на солнце и ветру кости собирали и хоронили в земле (поскольку в День Суда люди приобретут свое тело). Сейчас зороастрийцы стали использовать кладбища. Существовало жреческое сословие, которое выполняло как сложные обряды очищения, так и обряды посвящения, свадебные и похоронные обряды. Жреческое звание являлось наследственным. Должность верховного жреца магупати появилась еще при Ахеменидах. Звание мобадан мобад (верховный жрец) возникло во время Сасани- дов. Был также жрец-наставник (хербад).

В раннем зороастризме, по-видимому, не было священных зданий и алтарей, а празднества отмечались на открытом воздухе.

Почитание огня является особенной чертой зороастризма. Различается пять видов огня: во всех вещах, в телах людей и животных, в растениях, в пламени и в молнии. Уже при Ахеменидах (особенно при Сасанидах) получили распространение храмы с алтарями огня.

Три великих священных огня - Адур-Фарнбаг в Парсе (жрецы), Адур-Гушнасп в Мидии (воины) и Адур-Бурзэн-Михр в Парфии (пастухи и земледельцы).

Символом зороастрийцев является священный пояс авйанхана, или кусти (пояс, который сплетают из шерстяных нитей числом 72, по количеству глав Ясны), который повязывается поверх белой нижней рубашки - стахр пайсанха (расписанная звездами), или чаще называемой судра. Кусти - священный защитный пояс, соединяющий человека с Творцом - оборачивают три раза вокруг талии поверх рубашки. По-видимому, с самого начала три его витка означали трехчастную этику зороастризма: благая мысль, благое слово, благое дело. Очевидно, обычай надевать на мужчин при инициации плетеный шнур в знак принятия в религиозную общину является еще индоиранским.

Считается, что при жизни пророка зороастризм не получил широкого распространения. В Западном Иране, в Мидии проповедники зороастризма встретились с жреческим племенем магов, из которого происходили священнослужители не только у мидян, но и у персов. Исследователи полагают, что новые взгляды встретили со стороны магов противодействие. В 549 г. до н. э. под предводительством Ахеменида Кира II (Великого) (559-530) восстали персы и произошло завоевание Мидии и основание Персидской державы. Из Бехистунской надписи известно, что при Дарии I (522-486) Ахура-Мазда официально утверждается верховным божеством. При Сасанидах (ок. 224) зороастризм стал государственной религией.

В настоящее время, по приблизительным подсчетам, зороастрийцев во всем мире около 200 тысяч. Большинство приверженцев этой религии живут в Индии, в Иране и Пакистане, небольшие зороастрийские общины живут на Цейлоне (Шри-Ланка), в Великобритании, Канаде, США, в Австралии, Гонконге и Сингапуре. Несмотря на то что число зороастрийцев с каждым годом уменьшается в связи с их некомпактным проживанием, заключением браков вне общины, а также отходом верующих от религии, они активно создают зороастрийские ассоциации, проводят конференции и всемирные конгрессы, направленные на установление контактов между общинами, обсуждение и решение религиозных проблем и сохранение древнего вероучения. В Иране, Таджикистане и России стали создаваться новые зороастрийские общины, не имеющие отношения к настоящему зороастризму, однако некоторые зороастрийцы склонны признавать их, чтобы воспрепятствовать упадку своей религии.

Вопросы для повторения

  • 1. Каковы основные принципы зороастрийского учения?
  • 2. Каковы особенности зороастрийского культа?
  • 3. Каковы основные символы зороастризма?

Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примем., справочный раздел И. В. Рака. Изд. 2-е, испр. СПб., 1998.

БойсМ. Зороастрийцы. Верования и обычаи / Пер. с англ, и прим. И. М. Сте- блин-Каменского. 4-е изд., испр. и доп. СПб., 2003.

Самая древняя из мировых религий откровения, по мнению исследовательницы Мэри Бойс. Зороастризм сложился на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры (греч. форма имени - Зороастр), полученного им от Бога - Ахура-Мазды. Сами носители называют свою религию бехдин ("лучшая вера"), зороастрийцев Индии принято называть парсами, а тех, кто живёт в Индии - гебрами.

Зороастризм возник в среде арийских народов, видимо, до завоевания ими иранского плоскогорья. Точное место возникновения не установлено, но наиболее вероятным считается северо-восточный Иран и часть Афганистана, однако есть научные теории о возникновении зороастризма в Азербайджане и в Средней Азии на территории нынешнего Таджикистана. Существует также теория о зарождении ариев северней - на территории современной России: в Пермском крае и на Урале. В Азербайджане сохранился Храм вечного огня - Атешгях.

1. В древнейшие времена носители древнеиндийских и дреснеиранский культур составляли одно целое. Древнеарийская религия включала в себя почтиание богинь рек и водоёмов (Апас), почитание огня (инд. - Агни, ир. - Атар). Огню и воде совершали возлияния и молитвы. Возлияния огню у индусов назывались яждна, а у иранцев - ясна. Религиозные приношения огню состояли из сухих дров, благовоний, и животного жира; воде - из молока и сока растения хаомы (сомы). Существовали боги природных явлений - неба (Асман), земли (Зам), луны (Мах).Почитали Митру, который олицетворял дух договора. Верховным божеством был Ахура-Мазда (Господь мудрости)

Порядок существовующего мира поддерживался законом природы - у индийцев рта, у иранцев - аша. Это понятие имеет этический компонент, и его противоположностью является ложь (друх, друг).

Мир состоит из 7 частей, в центре самой большой, в котрой живут люди - гора, с неё течёт в море река.

Богов называли Амэша - "бессмертный" и Даэва - "сияющий"

Верили они в загробную жизнь. Душа (урван) задерживалась на 3 дня после смерти на земле, а потом спускалась в подземное царство мертвых, которыйм правил царь Йима. Для того, чтобы пройти в это царство нужно было пройти по мосту.

2. С появлением Заратуштры начинается древнейший, архаический этап зороастризма, который существовал тогда в форме устной традиции. Точное время жизни пророка неизвестно, исследователи сходятся на том, что между 11 и 6 веками до н.э. Это был единственный пророк, который был и жрецом новой религии. Согласно легенде, он был единственным человеком, который при рождении не заплакал, а засмеялся. Когда ему было 30 лет и он отправился за водой для приготовления хаомы, к нему пришло сияющее существо Воху-Мана (благой помысел). Он отвёл его к Ахура-Мазде, от которого он получил откровение.

Заратушстра считал Ахуру-Мазду творцом мира, единственным Богом, существующим вечно.

Оба божества рассматриваются как равноправные творцы мира. Оба они сыновья "Бесконечного времени" - бога Эрвана. Результатом победы добра будет объединение всего человечества, обретение им единого языка и государственного управления.

У каждого бога есть спутники. У Ахура-Мазды - Аша-Вахишта (благое слово) и Воху-мана (благое дело). У Ангра-Манью - Друг (Ложь) и тоже - Злое слово, злая мысль, злое дело.

Учение зороастризма дуалистично: весь мир, как духовный, так и материальный подразделяется на злое и доброе начало. Силы добра возглавляет Ахура-Мазда (или Охрмазд), а силы зла - Ангра Манйу (Ахриман, "Злой дух"). Человеку отводится крайне важное место, поскольку только он способен на моральный выбор. И каждый человек обязан выбирать между добьром и злом. Когда зло будет побеждено, динамический мир придёт к концу и наступит идеальное, статическое состояние. Появится Спаситель и будут овскрешены умершие. Эти зороастрийские представлениея об аде, рае и конце мира, видимо, повлияли на христианство и ислам. Также в зороастризме признаётся необходимость 5-тикартной молитвы.

После воскресения умерших, бог огня атар расплавит весь металл в горах, он потечёт рекой, и люди должны будут через неё перебираться. Грешники сгорят, а для праведников она будет как парное молоко. Потом эта река потечёт в ад и уничтожить Ангра-Манйу и всё зло. Потом Амэша-спента совершать последнее жертвоприношение и все люди аыпьют "белую Хаому"и станут подобны богам.

Ахура-Мазда сотворил 6 другиж божеств, вместе с ним они составляют Амэша-Спента (Бессмертный святой). Они считаются покровителями и защинкимами (а иногда и олицетворением) 7 добрых творений - неба, воды, земли, растений, скота, человека и огня. Им молились и почитали их как отдельных богов.

Творение мира происходило в 2 этапа: сначала Ахура-Мазда создал всё в духовном состоянии, которое Ангра-Манйу безуспешно атаковал. Когда же всё было сотворено в материальном виде, оно оказалось уязвимым, и Ангра-Манйу удалось испортить все 7 благих творений - море стало солёным, на земле появились пустыни, огонь оказался испорчен дымом, а быка, растения и первого человека он погубил. Но Амэша-Спента объединились и исправили всё, что могли: они очистили семя растения, быка и человека, и появились растения, животные и люди. Так началась вторая эра творения, в которой мы живём и сейчас. Человек должен помогать божествам в борьбе со злом с помощью благого слова, мысли, дела и т.п.

После смерти душа человека будет судима за все действия; возможность попасть в рай зависит от нравственных достоинств, а не от количества жертвоприношений. Добрые и злые дела челвоека кладут на весы, и если добрые перевешивают, то человека встречает девушка (его совесть) и переводит через мост. Если перевешивают злые дела - то совесть приходит в виде стрешной старухи, и сталкивает душу с моста в ад. Если же "ни то, ни сё", то человек отправляется в Мисван-гату (Место смешанных), где существование лишено радости и печали.

В раннем зороастризме отсутствовали здания и алтари, все праздники совершались на открытом воздухе.

3. С 558 года начинает Ахеменидский период (558-330 до н. э.): воцарение династии Ахеменидов, создание персидской империи, первые письменные памятники зороастризма.

Появляется представление о Спасителях мира, которых будет трое: сначала придут браться Ухшйат-Эрэта и Ухшйат-Нэма (растящий праведность и растящий почитание). А кода приближится конец мира, в одном озере, в котором чудесном образом сохранится семя пророка, искупается девушка. Он его семени родится мальчик - Астват-Эрэта, который поведёт людей на последнюю битву со злом.

4. Период эллинизма и Парфянского государства (330 до н. э. - 226 н. э.): падение ахеменидской империи в результате похода Александра Македонского, создание парфянского царства;

5. Сасанидский период (226-652 н. э.): возрождение зороастризма, кодификация Авесты, развитие централизованной зороастрийской церкви, борьба с ересями;

6. Исламское завоевание (652 н. э. - середина XX века): упадок зороастризма в Персии, возникновение парсийской общины Индии, создание среднеперсидской литературы, сохранение традиции под властью мусульман.

7. Современный период (с середины XX века до настоящего времени): миграция иранских и индийских зороастрийцев в США, Европу, Австралию, установление связи диаспоры с центрами зороастризма в Иране и Индии.

В настоящее время группы зороастрийцев сохранились в Иране и в Индии. Также существуют зороастрийские общины в Австралии, Европе, Северной и Латинской Америке, и некоторых других странах. В Российской Федерации, и странах СНГ действует сообщество традиционных заратуштрийцев, называющих свою религию на русском языке словом «благоверие».

Обряды и праздники:

Солнечный календарь включает 360 дней.

Существует 6 религиозных 5ти дневных праздников

    Новый год - символизирует воскрешение мира,

Остальные + новый год в честь 7ми творений и их покровителей - Амэша Спента

    середина весны - в честь сотворения неба,

    середина лета - в честь сотворения воды

    «уборка зерна» - в честь земли

    «возвращение скота с летних пастбищ» - в честь растений

    «середина года» - в честь животных

    накануне весннего равноденствия - в честь создания первого человека. На след. День - новый год - в честь Ахура Мазды + особое почитание душ предков

Поддерживали чистоту себя и мира. Мёртвое тело - самое нечистое и злое, вокруг него собираются злые силы. Вода, огонь, растения - всё священно и их нельзя осквернять трупом. К трупу приближались только особые люди - «носильщики трупов » (насассалары) - которые в первый день после смерти относили тело в особое место, со средних веков строили дахмы (башни молчания), где тело оставляли на съедение птиц и зверей. Потом очищенные кости хоронили в земле. Сейчас используют кладбища.

Существовало жречское сословие, которое совершало сложные обряды очищения, посвящения, свадеб и похорон. Магупати - верховный жрец (при Ахменидах).

5 видов огня - во всех вещах, в телах людей и животных, в растениях, в пламени и в молнии

Кусти - пояс из 72 шерстыных волокон (по числу глав Ясны) - символ зороастризма.

Судра - белая рубашка, на которую надевается пояс.. Пояс символизирует связь человека с Творцом и 3 раза оборачивается вокруг тела (благая мысль, благое слово, благое дело)

Митра - один из младших богов. Первоначально - огонь, солнце, ещё - закон, договор, соглашение. В образе огненного быка сам себя приносит в жертву в день зимнего солнцестояния, чтобы искупить грехи людей. (в 1 тыс. до н.э.)

Его храмы строились в Риме и, видимо, повлиляли на раннее христианство. - Митра - название головного убора епископов. Красная одеда карндиналов похожа на одежду митраистских священников, мист (отсюда слово месса) - хлеб, который преломляли на собраниях. День - 25 декабря.

13.1. Дозороастрийский период. Религия Ирана до реформы Заратуштры не поддается однозначному толкованию. Наряду с присущими только ей оригинальными чертами, она имеет много общего с ведическим культом в Индии: например, жертвоприношение (яз, ср. санскр. яджна) животных божеству по имени Геуш-Урван («Душа быка») или использование галлюциногенного напитка хаома (санскр. сома). Божества разделялись на две категории: ахуры («владыки»; ср. санскр. асуры) и дэвы («боги»; санскр. дева), причем все они воспринимались в позитивном плане.

Эта религия соответствовала обществу, где доминировала военная аристократия со своими союзами, практикующими инициацию и свирепые обряды, кульминацией которых было состояние «бешенства» (айшма). В центре этого культа находились жертвоприношения животных, в частности, быка (гав), и употребление хаомы (упомянута в Ясне, 48.10, 32.14, как напиток из мочи, излитой после принятия наркотического препарата).

13.2. Заратуштра. Весьма трудно определить точное время реформы Заратуштры (греческий Зороастр). Судя по всему, реформатор жил в восточном Иране около 1000 г. до н.э. Самобытное учение Заратуштры в нескольких пунктах противостояло прежней религиозной практике: осудив кровавые жертвоприношения и использование хаомы, он предложил также радикальное изменение божественного пантеона, который стал теперь монотеистическим и дуалистическим. Эту новую религию, впоследствии претерпевшую значительную эволюцию, принято называть зороастризмом.

13.3. Древний зороастризм.

13.3.1. Зороастрийские священные тексты были записаны в период с IV по VI вв. н.э. и состоят из нескольких напластований. Авеста включает в себя следующие разделы: Ясна (Книга ритуала), Яшты (Книга гимнов), Вендидад31 (Кодекс против дэвов), Висперад (Книга обо всех высших существах), Нийайишн и Гах (Молитвы), Хорд или Младшая Авеста (Ежедневные молитвы), Хадохт Наск (Книга Писаний), Аокмаэга (Мы принимаем) с описанием потустороннего мира и Нирангистан (Правила культа). Считается, что древнейшая часть Ясны - Гаты (Песнопения) - восходит к самому Заратуштре.

Не уступают по значению авестийским источникам тексты, созданные большей частью в IX в. на пехлеви (среднеперсидском языке): Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн (зороастрийская Книга Бытия)32, Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама, Датистан-и-Диник жреца Манушчехра, назидательное сочинение Датистан-и Менок-и Храт, апологетический труд Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений) и Книга (Намак) Арда Вирафа - жреца, побывавшего в загробном мире. Позднейшие зороастрийские тексты написаны на персидском, гуджарати, санскрите и даже английском.

Имеются многочисленные памятники с изображениями иранских божеств и надписи - начиная от династии Ахеменидов (Дарий I, 522–486; Ксеркс, 486–465; Артаксеркс II, 402–359 гг. до н.э.) и кончая эпохой Сасанидов (Шапур I, 241–272 и Нарсе, 292–302 гг. н.э.). Не будучи сугубо религиозными, они помогают пролить некоторый свет на статус и особенности религии этих различных периодов. Более важными являются надписи Великого Жреца (мобед) Картира, которые относятся к началу сасанидской эпохи.

Греки, христиане и арабы также оставили ценные сведения о зороастризме периода между V в. до н.э. и X в. н.э.

13.3.2. Зороастрийская реформа, как мы уже сказали, была направлена против оргиастических культов, доминировавших в мужских военных союзах. Мы имеем дело с пуританской реформой нравов, отчасти похожей на орфическую революцию в древней Греции, целью которой было покончить с каннибальскими оргиями во славу Диониса. В чисто религиозном плане самым поразительным новшеством Заратуштры является система, создавшая оригинальный синтез монотеизма и дуализма. Нужно сразу оговориться, что проблема теодицеи во всех религиях осмысляется в сходных терминах и дуализм является лишь одним из возможных решений. В зороастризме самым интересной представляется концепция свободы воли в ее рудиментарной форме, которая не позволяет устранить логическое противоречие: в самом деле, верховное божество Ахурамазда выступает в качестве творца всех противоборствующих сил (Ясна, 4.3–5), но его сыновьям-близнецам, Спента Майнью (Дух святости) и Ангро-Майнью (Дух зла) приходится делать выбор между истиной (аша) и ложью (друг или друдж), которые проявляются в добрых или дурных мыслях, словах и делах. Совершенно очевидно, что Ахурамазда признается творцом зла дважды, поскольку именно он создал друдж, определивший выбор его сына Ангро-Майнью. С другой стороны, подобный этический дуализм приобретает теологические, космологические и антропологические черты.

В период индоиранской общности, а также в дозороастрийскую эпоху, дэвы (санкср. дева) и ахуры (санскр. асуры) были божествами. В зороастризме они претерпевают эволюцию прямо противоположную той, что осуществилась в Индии: ахуры становятся богами и выбирают аша, дэвы становятся демонами и выбирают друдж.

Функцию посредников между Духом святости и человечеством, стоящим перед вечной проблемой нравственного выбора, исполняют семь или шесть Амеша Спента («Бессмертные святые»): Воху Мана (Благая мысль), Аша Вахишта (Наилучший распорядок), Хшатра Варья (Прочная власть), Спента Армайти (Святое благочестие), Хаурватат (Целостность) и Амертат (Бессмертие). Семь Бессмертных святых являются как добродетельными спутниками Ахурамазды, так и атрибутами смертных, следующим путем истины - аша. Подвижник истины (ашаван), достигший особого состояния, которое называется мага, может попасть в число Бессмертных святых и слиться воедино с Духом святости.

13.3.3. Жреческий синтез. Восточные авестийские жрецы атраваны (ср. санскр. атхарваны), а вслед за ними западные (мидийские) жрецы-маги переосмыслили пуританское учение Заратуштры, вследствие чего дозоастрийские обряды вновь обрели силу и были включены в систему, получившую отныне статус канонической. В жреческий синтез вошло все древнее наследие. Жрецы реабилитировали даже обычай кровавых жертвоприношений и использование галлюциногенного напитка хаома. Амеша Спента, которые были всего лишь атрибутами Ахурамазды и одновременно ашавана, превратились в язатов или полноценных божеств. Такие древние боги, как Митра, были включены в пантеон, а другие - например, Индра - стали демонами. Возможно, именно благодаря этому синтезу в маздеизме появились упомянутые в авестийских Яштах Ардвисура Анахита и Мифра: эти боги, получившие очень важное значение в эпоху Ахеменидов, восходят к переосмысленным индоиранским божествам - Митре и богине, которую индусы называли (под влиянием ближневосточной богини) Сарасвати. В маздеистском пантеоне Мифра возглавляет триаду, куда входят также Сраоша и Рашну - все вместе они судят душу после смерти. Другими язатами (божествами) являются владыка побед Веретрагна, владыка ветра Вайю, зримое воплощение веры Даэна, Хварена или Царское величие, Хаома и т.п.

13.4. Зерванизм.

13.4.1. Суть проблемы. При Сасанидах (III в.) начинается религиозное возрождение, проходившее под эгидой нетерпимости. Трудно сказать, является ли ортодоксия этой эпохи маздеистской или зерванистской (по имени Зервана, протагониста нескольких дуалистических мифов). Вероятно, можно согласиться с мнением Р.Ценера, что в целом маздеизм обладает гораздо большим влиянием, однако в некоторые периоды зерванизм берет над ним верх.

Ардашир (Артаксеркс) возродил зороастризм, но в какой форме? маздеистской или зерванистской? Шапур I, будучи скорее всего зерванистом, выказывает явное расположение к Мани (см. 11.5), и два его брата - Михр-шах и Пероз - обращаются в манихейство. Его преемник Хормизд I симпатизирует манихеям, однако Бахрам I33 при поддержке грозного Картира - мобедана мобедов или Верховного жреца огня - приказывает схватить Мани, умершего в заточении, а затем начинает преследовать его сторонников. Шапур II, вступивший на престол в 309 г. н.э., продолжает фанатичную политику Картира. Ценер считает, что ситуация изменилась лишь в эпоху Йездигерда I, получившего прозвище «Грешник». Терпимость этого царя восхваляют как христиане, так и язычники. К концу его правления премьер-министр Михр-Нарсе отправляет специальную миссию в Армению. Весьма возможно, что миф о Зерване, дошедший до нас в пересказе двух армянских (Егише Вардапет и Езник Кольб) и двух сирийских (Теодор бар Конай и Йоханнан бар Пенкайе) авторов, каким-то образом связан с проповеднической деятельностью Михр-Нарсе в Армении при условии, что Йездигерд I и два других покровителя Михр-Нарсе - Бахрам V и Йездигерд II - были зерванистами. Старший сын Михр-Нарсе, исполнявший обязанности великого жреца (хербедан хербед) носит имя Зервандат; если это тот самый человек, который назван «еретиком» (састар) в Видэвдате, становится весьма вероятным предположение, что все эти три царя оказывали поддержку зерванизму. Царь Кавад с энтузиазмом принимает «коммунистические» идеи Маздака, однако его преемник Хосров I, вернувшись к ортодоксии, расправляется с Маздаком и восстанавливает маздеизм. Приверженцев Маздака бросают в тюрьмы и тех, кто отказывается отречься от ереси, безжалостно убивают. После Хосрова I персидская держава клонится к упадку, арабское завоевание уже не за горами.

13.4.2. Миф. Самую полную версию главного зерванистского мифа изложил армянский писатель Езник Кольб: Зерван, чье имя означает Жребий или Судьба, воплощал собой бесконечное время и по всем признакам был андрогинным божеством. Желая иметь сына, он в течение одного тысячелетия приносит жертвы, а затем начинает испытывать сомнения в полезности такого рода действий. В этот момент в его «материнском» чреве зарождаются два сына: Ормазд в награду за жертвы, Ахриман - в наказание за сомнения. Зерван дает обет сделать царем первого, кто предстанет пред ним. Ормазд, предугадав намерение отца, рассказывает об этом Ахриману, и тот спешит «разорвать чрево», чтобы явиться перед Зерваном, который не желает его признавать: «Мой сын, - говорит он, - излучает свет и благоухает, а от тебя исходят мрак и зловоние». Тем не менее, Зерван вынужден во исполнение обета даровать царство Ахриману, но только на девять тысяч лет, после чего Ормазд «станет царствовать и совершит все, что ни пожелает». Каждый из братьев начинает творить: «И все, сотворенное Ормаздом, было добрым и истинным, и все, сотворенное Ахриманом, было дурным и лживым».

Другой зерванистский миф по духу очень близок к сказаниям о хитроумном демиурге: этот чрезвычайно сложный персонаж, одновременно комический и трагический, часто оказывается мудрее самого творца. В данном случае, Ахриман знает неведомую Ормазду тайну творения - ему известно, каким способом можно создать светила, чтобы мир не прозябал в темноте. Ахриман говорит своим демонам, что Ормазд мог бы сотворить солнце, совокупившись с матерью, и луну - совокупившись с сестрой (отражение обряда хваэтвадата, авест. хвач дас, который в данном контексте оценивается самым положительным образом). Демон Махми спешит все рассказать Ормазду.

Наконец, в третьем мифе описывается конфликт между Ормаздом и Ахриманом за право собственности: вся вода принадлежит Ахриману, но ее пьют животные Ормазда (собака, свинья, осел и бык). Когда Ахриман запрещает им прикасаться к своей воде, Ормазд не знает, что делать, но один из демонов Ахримана советует ему сказать злобному соседу: «В таком случае забери свою воду с моей земли!» Эта хитрость не приносит желаемого результата, поскольку Ахриман приказывает своей служанке-жабе высосать всю воду из владений Ормазда. Тот вновь опускает руки, и тогда муха - еще одна подданная Ахримана - влетает в нос жабе, заставив ее выплюнуть воду.

13.4.3. Интерпретация зерванизма. Совершенно очевидно, что восстановить зерванистскую систему в ее единстве и целостности не представляется возможным, хотя попытки делались неоднократно Г.Нюбергом, Э.Бенвенистом и другими - вплоть до фундаментального труда Р.К.Ценера. Нет сомнений, что зерванизм существовал: возможно, это была совокупность сектантских теологических представлений, получивших официальный статус в эпоху Сасанидов. Вместе с тем, невзирая на наличие нескольких версий зерванистских мифов и многочисленных аллюзий на них, главным доводом в пользу существования этой доктрины остается чисто негативистский принцип: о реальной силе зерванизма свидетельствует полное отсутствие упоминаний о нем в поздних пехлевийских текстах - отрицая его существование, поздний маздеизм тем самым признавал его мощь. Но тогда возникает очень сложная проблема: можно ли считать полемические выпалы против зерванизма в манихейских текстах отражением изначальной вражды двух религий? Или же речь идет о тесной связи между манихейством и зерванизмом в эпоху Шапура I, которая обусловила включение имени Зервана в манихейскую космологию?

13.5. Маздеизм пехлевийских текстов. Остается только сожалеть, что единственная целостная система маздеизма, которой мы располагаем, была записана так поздно. Обнаружив в этих текстах уже известные по более ранних манихейским, иудаистским и христианским сочинениям мифологические мотивы, ученые старой школы пришли к слишком поспешному заключению об их иранских корнях. Однако куда более правдоподобным выглядит предположение, что они восходят к манихейству, иудаизму и христианству. Многие мифологические темы пехлевийских текстов отражены в Авесте - даже в самых древних ее частях. Но целостные и подробные сказания, повествующие о космогонии и эсхатологии, имеются только в пехлевийских текстах.

13.5.1. Космология. В маздеистской Книге Бытия (Бундахишн) говорится о двух формах существования: менок или «чистая духовность» порождает гетик или «осязаемую реальность». Последняя не рассматривается в сугубо негативном плане, как тело у Платона или материя в поздней платоновской традиции. Однако гетик характеризуется «смешением» двух начал» (гумезишн) в результате вмешательства Духа зла - Ахримана. Он убивает первобыка (Гав-и Эвдат) и первочеловека (Гайомарт), но от их семени происходят все добрые животные и первая человеческая пара - Мартйа и Мартйанаг.

Мир был сотворен в шесть этапов - начиная от хрустального неба и кончая людьми. В центре земли находится гора Хара, а окружает землю горная гряда Харбурс (авест. Хара Березайти). Люди живут только в одном из семи климатических поясов (каршвар) этого круга - Хваниврате. На его южной границе располагается громадное озеро Ворукаша, которое образовалось из стекающих с вершины Хара водных потоков. В центре озера стоит гора небесного происхождения (из хрусталя), и на ней растет Мировое Древо - Древо Бессмертия или Белая Хаома. Из озера Ворукаша берут начало две реки, ограничивающие Хваниврату на востоке и западе.

13.5.2. Коллективная эсхатология. Гумезишн закончится, когда произойдет раздел (визаришн) всего, что было создано двумя Духами. История космоса проходит через три фазы: прошлое, где властвуют Гайомарт и смерть, настоящее, где властвуют Заратуштра и его учение, будущее, где властвует Спаситель или Сошан (авест. Саошйант).

Согласно Бундахишну, история вселенной включает в себя четыре эпохи - по три тысячи лет в каждой, двенадцать тысяч лет в целом. В течение первых трех тысяч лет Ормазд создает мир в состоянии менок и тогда же начинается разрушительная деятельность Ахримана. На следующие девять тысяч лет боги заключают перемирие, и сотворенное ими переходят в состояние гетик. Однако через три тысячи лет Ахриман пытается завоевать мир Ормазда, но тот создает фраваши («душу») Заратуштры. Когда проходит еще три тысячи лет, Пророк возвещает о себе людям, и Истинная Вера начинает свой триумфальный путь по земле. В последние три тысячи лет власть перейдет к трем Сошанам или трем сыновьям Заратуштры, причем каждый из них появится в начале нового тысячелетия - сначала Ухшйат-Эрета, затем Ухшйат-Нема, и, наконец, Астват-Эрета.

Уже в самих Гатах говорится, что концом мира станет очистительный огонь и преображение жизни (Фрашокерети, пехлеви - Фрашегирд). Огненная река отделит праведных от недостойных. Мертвые восстанут и обретут нетленные тела благодаря искупительной жертве Спасителя - он родится от семени Заратуштры, которое хранится в глубине озера на востоке.

13.5.3. Индивидуальная эсхатология. Тема суда над душой отдельного человека является очень древней, но детали приводятся лишь в поздних частях Авесты и, главных образом, в пехлевийских текстах. Через три дня после разлуки с телом души достигнут моста Чинват34, где воплощение Истинной Веры явится им в облике их собственной Даэны: истинные маздеисты увидят пятнадцатилетнюю деву, а лживые - отвратительную ведьму. Когда боги Мифра, Сраоша и Рашну произнесут свой суд, души истинных верующих перейдут мост, души лживых будут низвергнуты в ад, а «теплые» - те, что не были ни истинными, ни лживыми - отправятся в чистилище Хаместаган. Мост, который расширяется перед праведными и сужается перед недостойными, представляет собой довольно позднее заимствование из христианства, где этот мотив был популярным уже в VI в. н.э.

Душа поднимается на небо в три этапа: сначала к звездам, символизирующим благие мысли (хумата), затем к Луне, символизирующей благие слова (хукта) и к Солнцу, символизирующему благие дела (хеаршта), чтобы вознестись наконец в царство Беспредельного Света (Анагра раоша).

13.6. Обряды. Первоначально зороастризм отрицал обряды, но в конечном счете признал и жертвоприношения животных, и культ хаомы, которые прежде осуждал. О существовании храмов и статуй ничего не известно вплоть до эпохи Артаксеркса II, когда под влиянием Ближнего Востока воздвигаются статуи Анахиты. «Жилища огня» служат для совершения многочисленных обрядов, связанных с огнем; самым важным из них является принесение в жертву хаомы двумя жрецами - рапси и зот (авест. заотар, ср. санскр. хотар), которые читают наизусть авестийские гимны из Ясны.

Другие обряды распределяются в соответствии с календарным годом: началом его является Новый год (Но Руз) - празднество, посвященное душам (фраваши). Большие торжества приурочены к двум солнцестояниям и двум равноденствиям.

13.7. Маздеизм после победы ислама. Зороастризм сохраняется в Иране и после арабского завоевания, о чем свидетельствует пехлевийская литература. В X в., в результате подавления нескольких антимусульманских мятежей, большая часть зороастрийцев покидает Иран и переселяется на север Индии (Бомбей), где они до сих пор образуют замкнутую и богатую общину парсов. Оставшиеся в Иране маздеисты, напротив, испытывают нужду и подвергаются гонениям.

В настоящее время численность зороастрийцев в мире составляет примерно 130 тысяч человек (перепись 1976 г.): из них 77 тысяч живут в Индии, 25 тысяч - в Иране, 5 тысяч - в Пакистане, и 23 тысячи - в Соединенных Штатах.

13.8. Библиография. Eliade, H 1, 100–112; 2, 212–17; G.Gnoli, Zoroastrism, in ER 15, 578–91; Zarathustra, in ER 15, 556–59; Iranian Religions, in ER 7, 277–80; Zurvanism, in ER 15, 595–6. R.C.Zaehner, Zurvan: A Zoroastrian Dilemma, Oxford 1955.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Священной книгой Зороастризма является АВЕСТА (дословно «первая весть», «первовестье»), признаваемая сейчас древнейшей книгой человечества. Тексты АВЕСТЫ включают в себя следующие разделы:

  • Ясна (включает Гатхи)
  • Виспарад
  • Видевдад (Вендидад)
  • Кордех Авеста
  • Яштс.

Первые три текста используются для чтения и молитв в Зороастрийских ритуалах. Последние два составлены из ежедневных молитв.


АВЕСТА утверждает, что любая душа, созданная Творцом для проявления и раскрытия своей Божественной сущности, проходит огромное количество воплощений (рождений) в течение миллионнолетних циклов развития Метагалактики, совершенствуясь из жизни в жизнь. По учению Авесты человек во всем подобен Богу-Творцу. Одним из главных свойств Творца признается свобода выбора. Свободой выбора же наделен и человек. Самое главное проявление свободы выбора человека заключается в возможности сознательного выбора между добром и злом. Человек делает этот выбор ежеминутно, ежесекундно, добровольно и сознательно становясь на сторону сил Света, либо Тьмы.

В традиционном понимании зороастризма есть только один Бог - Ахура Мазда - к кому человечество должно направить его просьбы, ходатайства и благодарность. Название Ахура Мазда означает "Мудрый Владыка." Понятие Бог означает - Самосущий Всезнающий Владыка, отец всех существующих вещей, милостивый и милосердный. Он признан единственным создателем и абсолютным правителем Мира. Ахура - владыка, и Мазда - всезнающий.

Ахура Мазда - создатель духовных и материальных миров, и всех созданий там, он создал Аша - Неизменный Закон, на основе которого были рождены все Духовные создания. Далее, на основе Аша, был создан Спента Маинью (Spenta Mainyu) - Дух Света, Красоты, идея всех форм. Все создания существуют согласно этим Неизменным Законам. Законы работают во всем Космосе, в физической, мысленной и духовной сферах. Зороастризм имеет космический характер. АША - Космический Закон. Вахишта Махан - Космическое Сознание, которое соблюдает космический закон. Воху Махан - Сознание Человечества, которое может достигнуть космического знания. Мазда - Космическая Мудрость, которая открывается, когда мы сливаемся с Космосом.

Творец никогда не вмешивается, чтобы изменить действие Законов. Он - самый благотворный Дух, и самый Духовный среди Духов. Он полон Светом, Блеском, и Славой. Силой своей мысли, Он сначала наполнял Духовные области Светом. Сверкающее солнце, самый яркий Свет, видимый нами, предстает, как наиболее прекрасный символ Творца. А красный, сверкающий огонь - «сын», или представитель Ахура Мазды на Земле. Его невозможно обмануть. Он наблюдает за всеми своими созданиям острым, пронизывающим взглядом. Он воспринимает мысли, слова, дела - которые были и которые будут созданы людьми в их жизни. Ахура Мазда - единственный Высший Судья действий человека. Он добрый, прощающий и понимающий. Он помогает человеку, как его друг и брат, если тот ведет справедливую жизнь.

Бог - олицетворяет силы добра. Откуда же возникло зло?

Авеста содержит учение о проявлении добра и зла в трех эрах - Эре Творения, Эре Смешения и Эре Разделения. Вселенная была создана несколько миллиардов лет назад Ахура-Маздой, сначала в невоплощенном виде, в виде идеи (это мир меног). Это происходило в первую эру - Творения. В этом мире не было реального зла, существовала принципиальная возможность появления зла. Когда по воле Ахура-Мазды начался процесс перехода из мира непроявленного (Эра Смешения), невоплощенного в состояние проявленное, воплощенное (мир, созданный в физическом теле, называется гетиг) дух зла Ангра-Майнью вторгся в мир и начал его разрушение. Зло появилось вследствие неправильного использования реального права выбора. Предвестником Эры Разделения был пророк Заратуштра. Эра Разделения началась в период Эпохи Водолея.

Зло проявляется в трех формах меног (дух непроявленное), гетиг (проявленное, физическое) и ритаг (душа, связь между верхним и нижним мирами). Миру духа, невоплощенному, миру меног соответствует дух Ангра-Майнью (верховный принцип зла и похититель света), миру гетиг - проявленному, физическому - соответствует демоница Аз (Аза - страх), и, наконец, миру души ритаг, осуществляющему связь между проявленным и непроявленным - соответствует демоница Друдж (ложь). Зло проявляется через совокупность злых мыслей, злых слов и деяний.

Противостоять силам зла можно двумя мечами - знанием о том, как устроен мир, о проявлении зла (против лжи) и силой (духовной и физической - против страха). Важно и то, и другое. Но самое главное, что не даст возможности злу проникнуть в человека - вера. Вера - это то, что позволяет ощутить человеку свое единство с Творцом, отказавшись от противопоставления себя целостному миру. Если у человека есть вера, то он не сделает духовный выбор в сторону зла, зло не сможет войти в него.

Итак, человек рождается и умирает множество раз. В зороастризме считается, что жизнь человека, которую он проходит, это работа - выбор между добром и злом. Человек снова рождается, потому что в прошлых жизнях он мог делать неправильный выбор, нарушив тем самым изначальную гармонию мира. Еще в самом начале Эры смешения зло было замкнуто само на себя, чтобы предотвратить его распространение. А человек попал в это колесо Шаншар (или Сансара). Преодолеть зло в замкнутом мире и восстановить утраченную гармонию человек может сделав выбор в сторону добра. В земной жизни для этого максимальные возможности, поскольку здесь проявлены все три ипостаси человека - дух, душа и тело, земной мир наиболее целостен. Здесь максимальные возможности преобразования мира.

С понятием множественности воплощения тесно связано понятие кармы. Карма - сумма совершенных человеком поступков, которая определяет характер следующего воплощения. В зороастрийском понимании кармы (зармы) ее возникновение предполагает изначальное осквернение (неправильный выбор) человека, а также возможность каждого человека активно влиять на свою карму, отрабатывая ее. В понятие кармы также входит постепенное вычленение своего сознания из общего круга и одновременного вхождения в общий поток.

Понятие кармы здесь - это понятие пути человека. Карму имеет не только человек, но и любой развивающийся организм. Карма есть у рода, народа, учения, государства и так далее. На карму человека накладывается и карма семьи, народа. Конечной целью всех воплощений является осознание своего единства с Творцом, приблизиться к Богу, развить у себя качества Творца, поскольку каждый создан изначально по образу Бога-Творца.

В зороастризме выполнение человеком индивидуальной программы, определяемой прошлой жизнью, может осуществляться на трех уровнях. Низший уровень - уход от добра, путь осквернения, усугубления и ухудшения ситуации. На среднем уровне человек как отрабатывает свои кармические долги, так нарабатывает новые. На высшем уровне - наиболее трудном, предполагается активный выбор человека в сторону добра, развитие творческих способностей человека, постоянная борьба со злом.

Человек наиболее одарен из созданий Бога. Ему было доверено управление другими телесными созданиями, с помощью его мысли и речи. Зороастризм возвеличивает роль человека в мире, делает его не рабом божьим, а сподвижником Ахура-Мазды, его помощником. Каждый человек отвечает не только за себя, но и живет для того, чтобы помогать Ахура-Мазде справляться со злыми духами - дэвами. Человек был создан с целью и для исполнения миссии. Именно с активным участием человека, божественные существа будут способны реализовать Фрашокерети - Воскресение мира. Чтобы помогать человеку выполнять его божественную цель, он был одарен несколькими способностями.

Человек был сделан из девяти компонентов, из которых три являются физическим, три полудуховными и три духовными.

Три физических компонента: Тану (оболочка, волосы, ногти, мышцы, ткань, кровь), Гаета (органы, подобно глазам, сердцу и легким) и Азди (скелет).

Три полудуховных компонента: Кехрпа - астральная форма тела. Уштан: Жизнь, теплота и энергия тела, передающие жизненность. Тевиши: Это - тело, составленное из желаний, чувств и эмоций.

Все создания имеют Астральную форму Кехрпа. Все сверхфизические и духовные действия связаны с ней. Кхваренанг (божественная энергия) и божественные центры (чакры) содержатся в ней. Баодх и Раван также размещены в Кехрпе. Это тело, которое перемещается во время мечтания и астральных путешествий, независимо от физического тела. Это место, где действует охрана и защита, утвержденная мантрами и молитвами. Кехрпа также имеет склонность привлечения хороших и плохих элементов из природы.

Ритуал Кушти очищает Кехрпу. Ритуал Кушти (Kasti) выполняют в конкретное время и после/перед определенными действиями (на подъёме, перед принятием пищи, молитв, при посещении Священного Огня, после туалета, ванны).

Физически теплота образуется процессом взаимодействия кислорода вдыхаемого воздуха и углеводами потребляемой пищи, с поступлением в кровь. Здоровье тела полностью зависит от его Уштан.

Тевиши: Это - тело, составленное из желаний, чувств и эмоций.

Три духовных компонента: Баодх, Урван - Душа, и Фравашисы: ангельские Духи.

Баодх: Божественный Интеллект, который руководит условными и безусловными функциями тела. Включает работу интеллекта на различных уровнях подобно:

  • Мышление, контролирующее бессознательные рефлекторные действия. Инстинктивные реакции мозга, управляющие нервной системой и безусловными функциями тела подобно дыханию и потоотделению.
  • Мышление, отвечающее за подражание, которое наиболее проявляется в детском возрасте.
  • Мышление, позволяющее рассуждать, устанавливать связь между причиной и следствием, получать логические заключения, осознавать моральные и этические аспекты действий.
  • Самый высокий тип мышления, который наделяет человеческое сознание способностью понимать высокие Истины.
  • Также Баодх получает импульсы от Фравашисов и доводит их до высшего сознания. В Авесте смерть описывается, как разделение Баодх и физического тела. Наряду с душой, Баодх присутствует во время Суда, определяющего место человека после смерти.

Среди животных, только собака обладает развитым Баодх (Вендидад.13.50). Это - известный факт, что животные не обладают интеллектом, то есть силой сравнения и понимания. Однако они обладают первыми двумя типами мышления, то есть отражают инстинкты, и подражающее мышление, следовательно, Баодх присутствует в них в этом виде.