Самые популярные произведения агаты кристи. Детективные романы и сборники рассказов. Скрюченный домишко: кому помешал старый грек

За 86 лет жизни Агата Кристи написала почти 70 романов. Это очень много. Если прочитать столько детективов подряд - наверняка самому захочется кого-нибудь убить.

К счастью, специалисты по литературе считают, что истинными шедеврами являются лишь 10 произведений британской писательницы. Десять - это уже не так много. После десяти детективов вполне можно удовлетвориться шантажом, разбоем или, в крайнем случае, пытками.


«Убийство Роджера Экройда» (1926)

Расследует Эркюль Пуаро

Ты никогда не догадаешься, кто убийца. Правда. Книга вышла в 1926 году и вызвала настоящий шок. До сих пор ни один из авторов детективных романов не догадался сделать убийцей… Все, все, молчим.

«Убийство в доме викария» (1930)

Расследует Мисс Марпл

Еще одна новация: в качестве сыщика впервые на сцену вышла дряхлая старая дева, в которую публика сразу страстно влюбилась. Теперь старушке придется пробыть на этой сцене почти полвека: в последних романах с ее участием писательница намекает, что мисс Марпл уже перевалило за сто лет.

«Убийство в Восточном экспрессе» (1934)


Расследует Эркюль Пуаро

Детектив экранизировали примерно миллион раз - во всех странах, сумевших изобрести кинопленку. Угадать убийцу ты опять-таки наверняка не сможешь. А еще книга обессмертила поезд, шедший от Стамбула до Парижа, роскошный экспресс класса люкс. Бархатные портьеры, серебряные подстаканники, трупы в купе - все как положено.

«Загадка Эндхауза» (1932)

Расследует Эркюль Пуаро

Кроме закрученного сюжета - отличное описание золотой молодежи времен Великой депрессии, из которого следует, что наши прабабушки занимались сексом с кем ни попадя и гоняли на автомобилях. Странно, что у них родились такие приличные и благонамеренные правнуки.

«Смерть на Ниле» (1937)

Расследует Эркюль Пуаро

Детектив написан так увлекательно, что подмывает все бросить, взять билет на круиз по Нилу и быть там изящно убитым. Тоже великое множество экранизаций - какому режиссеру не захочется снять фильм на великолепном пароходе, где все в жемчугах и смокингах?

«Десять негритят» (1939)


Расследуют Томас Легг и инспектор Мейн

«Десять негритят решили пообедать - один подавился, и их осталось девять». Самый тяжелый и трагичный из детективов писательницы. Идеальный триллер: вся правда о мраке преступных душ. У нас экранизирован Говорухиным - с гениальной Татьяной Друбич в главной роли. И да, из соображений политкорректности на Западе роман теперь выходит под названием «И никого не стало».

«Смерть приходит в конце» (1944)

Никто не расследует

Муж-археолог - прекрасное подспорье для любого автора детективов. Действие романа происходит в Древнем Египте, четыре тысячи лет назад. Детальное и довольно точное в историческом плане наблюдение за жизнью древнеегипетской семьи, в которой орудует тайный убийца. Этой книгой леди Агата доказала, что умеет заставлять читателей влюбляться не только в британский быт. Египетский у нее тоже очень соблазнительно получается.

«Зло под солнцем» (1941)


Расследует Эркюль Пуаро

Пляж, пальмы, солнце, блестящий отель на острове - и знаменитая актриса-социопатка в роли главного аниматора, которая старательно допекает всех гостей по очереди и под конец оказывается жертвой жестокого убийства. Удивительный детектив, читая который ты искренне и горячо желаешь, чтобы убийцу этой очаровательной дамы так и не нашли.

«Скрюченный домишко» (1949)

Расследует Чарльз Хейворд

Чисто семейное дело: на похоронах богатого старого грека его многочисленное никчемное семейство грызется из-за наследства. А потом начинаются странные смерти. Более подробно описать происходящее нельзя, получится сплошной спойлер, но убийцу опять-таки весьма трудно угадать даже опытному читателю.

«В 4.50 из Паддингтона» (1957)

Расследует мисс Марпл

Еще одна любимая книга экранизаторов. Старушка в поезде видит мельком, как в купе другого поезда мужчина душит женщину. Впрочем, может быть, старой леди этот ужас только привиделся? И даже если нет - где искать убийцу и жертву, кто они такие? (Электронные именные билеты изобретут только через полвека.) Но мисс Марпл эти пустяки не остановят!

12 января 1976 года в возрасте 85 лет в Оксфордшире скончалась королева детектива - писательница Агата Кристи.

Итогом литературного творчества Агаты Кристи стало 60 детективных романов, 6 психологических романов (она писала их под псевдонимом Мэри Уэстмакотт), 19 сборников рассказов и 16 пьес.

Книги Агаты Кристи изданы тиражом свыше 4 миллиардов экземпляров и переведены более чем на 100 языков мира.

Конечно, не все произведения знаменитой англичанки оригинальны и захватывают читателя от начала и до конца: у нее встречаются и повторы, и штампы, и просто проходные вещи. Но большинство романов все-таки держат читателя в величайшем напряжении: кто же преступник, не ясно до самых последних страниц, а порой и строчек.

"РГ" постаралась найти среди обширного творчества Кристи самые закрученные сюжеты.

1. "Убийство на поле для гольфа", 1923 год.

Роман начинается с того, что Гастингс знакомится с молодой женщиной в поезде Париж-Кале, в которую безнадежно влюбляется. Ее зовут Далси Дювин. На своей вилле "Женевьева" убит французский олигарх Поль Рено. За день до смерти он отправил письмо легендарному детективу Эркюлю Пуаро с просьбой приехать к нему на виллу.

Пуаро не успевает. Ночью на месье Рено и его жену нападают двое неизвестных. Мадам Рено связывают, а мужа уводят. Позднее его тело обнаружат на недостроенном поле для гольфа. Пуаро выясняет, что за две недели до гибели Рено изменил свое завещание. По новому завещанию, все свое имущество он завещал своей жене, и практически ничего не оставил своему сыну.

На месте преступления обнаружены часы убитого, которые, хотя и разбиты, продолжают идти, но спешат ровно на два часа. У Пуаро возникает много вопросов. В частности, его удивляет, что слуги ничего не слышали, что тело было оставлено там, где его быстро найдут, что часы спешат.

В конце концов выясняется следующее: один человек в молодости наделал дел и был вынужден уехать в Канаду. Там он разбогател и вернулся назад во Францию под чужой фамилией Рено. Но одна женщина узнала его и принялась шантажировать. Он решил инсценировать собственное убийство. Но сначала написал письмо Эркюлю Пуаро, что ему угрожают, и попросил защиты. К приезду Пуаро подобрал труп бродяги и переодел в свой костюм.

Но Рено все равно убили.

2. "Убийство Роджера Экройда", 1926 год.

Этот роман сегодня признается одним из лучших творений Агаты Кристи и шедевром жанра. Благодаря новаторскому приему писательницы детективное правило "читатель должен подозревать каждого из героев", получило новый смысл. 6 ноября 2013 года Ассоциация писателей криминального жанра (CWA) признала роман лучшим детективом всех времен и народов.

Действие романа происходит в вымышленной английской деревне Кингз Эббот. Повествование ведется от лица доктора Джеймса Шеппарда, который становится ассистентом частного детектива Эркюля Пуаро - одного из любимых персонажей Кристи.

Действие начинается со смерти миссис Феррар, богатой вдовы, по слухам, убившей своего мужа. Жители деревни полагают, что вдова совершила самоубийство до тех пор, пока не погибает Роджер Экройд - вдовец, собиравшийся жениться на миссис Феррар.

Под подозрением оказываются: невестка Роджера (жена его покойного брата Сесила) миссис Экройд, страдающая ипохондрией и обладающая невротическими наклонностями, которая имеет много долгов из-за своих экстравагантных расходов, дочь Флора, майор Блент - заядлый охотник, Джеффри Реймонд - личный секретарь Экройда, пасынок Роджера Ральф Пэтон, также имеющий огромные долги, Паркер, любопытный дворецкий, и Урсула Борн, уволенная накануне убийства горничная.

Первым подозреваемым становится Ральф Пэтон, который является наследником убитого. Кроме того, некоторые улики явно указывают на него. Пуаро, недавно приехавший в деревню, начинает расследование по просьбе Флоры, помолвленной с Ральфом.

Наиболее примечательный прием, использование которого привело к многочисленным дискуссиям, - это использование рассказчика, который в итоге оказывается убийцей. Замыслом Агаты Кристи было то, что д-р Шеппард не утаивает истину и не лжет - он просто недоговаривает. В частности, он "забывает" упомянуть, что случилось между 20.40 и 20.50, когда фактически и был убит Роджер Экройд.

Кроме того, в романе происходит много событий, которые отвлекают внимание, но не имеют никакого отношения к самому преступлению (например, исчезновение Ральфа). В то же время события приобретают новое значение в глазах читателя, когда становится известен убийца. Д-р Шеппард сам изумлен своей двуличностью, сложностью расследования и тем, что под подозрением оказалось так много человек.

3. "Убийство в "Восточном экспрессе", 1934 год.

Находящемуся в Стамбуле Эркюлю Пуаро срочно необходимо выехать в Англию. Но все места в знаменитом "Восточном экспрессе" неожиданно заняты. Но директор компании, которой принадлежит поезд, месье Бук, сам едет в экспрессе и находит для Пуаро место. На следующее утро за завтраком Пуаро замечает, что в вагоне люди самых разных национальностей, совершенно случайно сошедшиеся в этом путешествии. Один из пассажиров, неприятный подозрительный американец по фамилии Рэтчетт, предлагает Пуаро стать его телохранителем за солидную сумму, поскольку Рэтчетту угрожают расправой, но Пуаро отказывается. Ночью Пуаро будит стук в дверь. Когда он высовывается из купе, чтобы посмотреть, кто нарушает его покой, он видит женщину в кимоно. Утром обнаруживается, что поезд из-за заносов намертво встал где-то на территории Югославии, а мистер Рэтчетт лежит в своем купе мертвый, причем дверь заперта изнутри, а окно раскрыто. Впрочем, миссис Хаббард, пожилая разговорчивая американка, утверждает, что через ее купе, смежное с купе Рэтчетта, ночью проходил какой-то мужчина.

Месье Бук просит Пуаро расследовать это дело, и Пуаро соглашается. С самого начала дело оказывается весьма странным. На теле убитого обнаруживаются двенадцать ножевых ран, как смертельных, так и небольших, нанесенных как правшой, так и левшой. Улик в купе слишком много, и все указывают на людей, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к делу. Кроме этого, пассажиры подтверждают алиби друг друга.

Пуаро удается установить личность убитого. Таинственный Рэтчетт оказывается Кассетти, организатором нашумевшего похищения и убийства ребенка Армстронгов, которому удалось скрыться от правосудия. Пуаро понимает, что все пассажиры связаны с семьей Армстронгов, включая француза-проводника, у которого дочь была подозреваемой в похищении и выбросилась из окна.

Собрав всех действующих лиц, Пуаро излагает две версии случившегося. Согласно первой версии, Кассетти был убит членом мафии, который проник в поезд в форме проводника, а сбежал в кимоно. Согласно второй, Кассетти был убит всеми пассажирами вагона, кроме Пуаро и месье Бука. В пользу этой, на первый взгляд невероятной, но единственно объясняющей все факты, версии говорит то, что пассажиров, как и ран, 12, и все пассажиры были связаны с семьей Армстронгов, пострадавшей от Кассетти.

Пуаро предлагает месье Буку и греку-врачу выбрать, какая версия будет изложена югославской полиции.

4. "Убийства по алфавиту", 1936 год.

Не самый известный роман Кристи.

Серийный убийца убивает ничем между собой не связанных людей в алфавитном порядке их имен: Алиса Ашер из Эндовера, Бэтти Бернард из Бэксхилл-он-си и т. д. Убийца отправляет Эркюлю Пуаро письмо перед каждым убийством, сообщая где и когда будет совершенно очередное преступление.

Но Пуаро и полиция каждый раз прибывают слишком поздно. Убийца подписывается ABC и на месте каждого преступления рядом с телом оставляет справочник "ABC Railway Guide". Пуаро и полиция в замешательстве, пока цепочка улик не наводит их на мысль о том, что убийца - коммивояжер, продающий чулки. Затем происходит убийство, которое предполагалось убийцей на букву Д, но погибает другой человек. После чего продавец чулок Александр Бонапарт Каст приходит в полицию и сдается. Казалось бы, дело закрыто, но Каст, признавшийся в убийствах, утверждает, что впервые слышит об Эркюле Пуаро, и не может объяснить появление писем. Каст страдает эпилепсией и у него случаются провалы в памяти. Он сознается, что не помнит совершения убийств, но полагает, что именно он их совершил, поскольку каждый раз оказывался около места преступления. Однако полиция обнаруживает, что у подозреваемого есть алиби на время 2-го убийства - он играл в домино с одним из постояльцев отеля. С другой стороны, алиби может оказаться поддельным, поскольку есть доказательства вины Каста. Пуаро сначала подозревает, а потом и доказывает, что Каст невиновен и находит настоящего убийцу.

5. "Десять негритят", 1939 год.

"Десять негритят" было первым произведением Кристи с темой "идеального убийства". Кроме того, оно дало идею для создания множества детективных книг и психологических фильмов, в которых полностью или частично используются приемы из данного произведения: роль убийцы-маньяка отводится одной из жертв, убийца действует по ходу развития сюжета, оставаясь при этом "за кадром", действия разворачиваются на ограниченной территории по намеченному убийцей сценарию даже в его отсутствие...

Сюжет и вправду замысловат. Десять абсолютно незнакомых (кроме одной супружеской пары) друг с другом людей приезжают на остров по приглашению мистера и миссис А. Н. Оним (Алек Норман Оним и Анна Нэнси Оним). Но "анонимов" на острове нет. В гостиной стоит поднос с десятью фарфоровыми негритятами, а в комнате у каждого из гостей висит детская считалка.

Когда гости собираются в гостиной, дворецкий Роджерс, по оставленному ему письменному приказу Онима, включает граммофон. Гости слышат голос, который предъявляет им обвинения в совершенных убийствах. Так, доктор Армстронг оперировал пожилую женщину, будучи пьяным, в результате чего она умерла.

Эмили Брент выгнала из дома молодую служанку, Беатрису Тейлор, узнав, что та забеременела вне брака; девушка утопилась. Вера Клейторн была няней Сирила Хэмилтона, стоявшего на пути ее любовника Хьюго к наследству. Во время купания Вера разрешила мальчику заплыть за скалу - в результате тот попал в течение и утонул. Судья Лоуренс Джон Уоргрейв приговорил к смерти Эдварда Ситона. Гости начинают подозревать дурную шутку.

Лодка, которая привезла гостей, не возвращается. Начинается буря и гости застревают на острове. Они начинают умирать один за другим в соответствии с детской считалкой про негритят, статуэтки которых исчезают с каждой смертью. Прибывшая на остров полиция находит 10 трупов. Инспектор Мейн и сэр Томас Лэгг из Скотленд-Ярда пытаются восстановить хронологию событий и разгадать тайну убийств на острове, но, в конце концов, они заходят в тупик.

Ясность наступает только тогда, когда рыбаки находят бутылку с письмом и передают его в Скотленд-ярд. Автор письма - судья Уоргрейв. Еще в юности он мечтал об убийствах, но ему помешало стремление к справедливости, из-за чего он и стал судьей. Будучи неизлечимо больным, он решил удовлетворить свою страсть и отобрал десять человек, совершивших убийства, но по каким-то причинам избежавшим наказания.

6."Труп в библиотеке", 1942 год.

Супруги Бантри утром разбужены взволнованными слугами - горничная нашла в библиотеке труп молодой блондинки в вечернем платье. Убитая не знакома никому в доме, как она туда попала - непонятно. Прибывшая полиция начинает расследование. Миссис Бантри приглашает мисс Марпл, еще одну постоянную героиню сюжетов Кристи, взглянуть на место происшествия, рассчитывая, что та найдет разгадку.

Выясняется, что убитая - Руби Кин, танцовщица из отеля "Маджестик". Ее тело опознает кузина, Джозефина Тернер (Джози), работающая там же. Узнав о личности убитой, полиция начинает расследование в "Маджестике", туда же отправляются мисс Марпл и миссис Бантри. Тут же обнаруживается несколько подозреваемых. В отеле живет финансист Джефферсон с зятем, невесткой и младшим внуком. Познакомившись с Руби, Джефферсон проникается к девушке симпатией и решает завещать ей часть своего состояния. Разумеется, родственникам, терявшим часть наследства, смерть Руби была выгодна. Но вот проблема: по заключению врача, Руби была убита вечером накануне обнаружения тела. Но вечером Руби танцевала в "Маджестике", а после ее ухода все подозреваемые до полуночи сидели в зале за картами, на виду у множества свидетелей. Таким образом, у них неоспоримое алиби.

Полицейское следствие переключается на поиски некоего "киношника", с которым, по словам Джози, Руби была знакома. Под подозрение попадает Бэзил Блэйк, живущий в Сэнт-Мэри-Мид и бывавший в "Маджестике". Тем временем полиция находит тело старшеклассницы Памелы Ривз, которая пропала в день смерти Руби - отправилась в Лондон с подругами, там решила одна пройтись по магазинам, а вечером не вернулась домой. Обгоревший труп, который опознали только по вещам, находят в карьере по дороге между "Маджестиком" и Сэнт-Мэри-Мид, в сгоревшей машине, угнанной той же ночью от отеля.

Полиция негласно берет пробы из машины Бэзила Блэйка и находит на заднем сиденье блестки от платья Руби Кин. Бэзил утверждает, что в ночь убийства вернулся с вечеринки сильно пьяным и нашел Руби уже мертвой в своем доме, на ковре перед камином. Испугавшись, он решил избавиться от тела: вывез его в машине, подъехал к дому Бантри, взломал окно библиотеки, бросил тело Руби на полу и уехал домой. Полиция считает, что Блэйк по личным мотивам убил Руби Кин, а Памела Ривз была убита потому, что, возвращаясь из Лондона, оказалась невольным свидетелем убийства.

Мисс Марпл не удовлетворяется этими объяснениями. Ей не дают покоя странные слова, сказанные Джози после опознания, изгрызенные ногти Руби Кин, явно неподходящее для ночной прогулки дешевое вечернее платье, в которое убитая была одета. Она продолжает искать убийцу среди родственников Джефферсона. Поговорив с одноклассницами Памелы Ривз, она выявляет близкую подругу убитой, с которой та поделилась тайной: оказывается, Памелу пригласили сниматься в кино, но сначала надо было пройти кинопробы. Именно на них она отправилась в одиночестве перед тем, как исчезнуть.

В разговоре с женой Блэйка мисс Марпл догадывается - если кто-то из подозреваемых втайне от Джефферсона заключил брак, то его жена или муж, не имея видимого мотива убийства, становится заинтересованной стороной. Проверка показывает, что кузина убитой - Джози, - действительно тайно вышла замуж за зятя Джефферсона, Марка Гаскелла. Они и организовали убийство Руби Кин, чтобы не потерять часть наследства. Убийцы заранее нашли Памелу, внешне похожую на Руби, и заманили ее на мнимые "кинопробы" в отель. Девушке предложили переодеться в платье Руби, загримировали для большего сходства, потом подсунули наркотик. Одурманенную Памелу перевезли в пустой дом Блэйка и там задушили. Именно ее тело нашел Блэйк. Затем Джози "опознала" загримированную Памелу как Руби, не вызвав подозрений, в результате полиция уверилась, что Руби была убита до полуночи, когда Гаскелл и Джози были на виду у всех. Позже Джози убила кузину, переодела ее в платье Памелы, тело вывезли и сожгли в машине. Убийцы рассчитывали, что Блэйк, найдя труп, вызовет полицию, и подозрения сразу же падут на него. Пьяная выходка Блэйка спутала карты преступников - труп оказался совсем не там, где планировалось...

7."Объявлено убийство", 1950 год

Действие романа происходит в английской деревне Чиппинг-Клегхорн. В местной газете напечатано странное объявление: "Объявлено убийство, которое произойдет в пятницу, двадцать девятого октября, в восемнадцать часов, тридцать минут в Литтл-Пэддокс. Только сегодня! Друзья, спешите принять участие".

Литтл-Пэддокс - небольшая усадьба, где обитает пожилая мисс Летиция Блэклок, ее подруга детства Дора Баннер, дальние племянники Джулия и Патрик Симмонс, кухарка-иммигрантка Мици, а также молодая вдова Филиппа Хеймс. В деревне воспринимают объявление, как шутку Патрика (он известен как любитель розыгрышей) или оригинальное приглашение на вечеринку, но в Литтл-Пэддоксе об этой шутке также узнают из газеты. Понимая, что наплыва гостей в назначенное время не избежать, хозяева готовятся принять их, хотя и находятся в недоумении.

К назначенному времени под разными предлогами в Литтл-Пэддоксе собирается целая гостиная народу: полковник Истербрук с женой, миссис Светтенхем с сыном, живущие в одном доме подруги Эмми Мергатройд и мисс Хинчклифф, а также жена местного священника миссис Хэрмон. Ровно в 18:30 в доме гаснет свет, в дверях появляется незнакомец с фонарем, произносящий: "Руки вверх" или что-то подобное, затем раздаются выстрелы. Когда свет удается включить, оказывается, что убит сам "преступник", незнакомый молодой человек, а также легко ранена мисс Блэклок - пуля лишь оцарапала ей мочку уха. Начинается расследование.

Личность убитого быстро устанавливают - это Руди Шерц, швейцарец, известный тамошней полиции как мелкий жулик: он работал в отеле "Королевский источник" и приходил ранее к мисс Блэклок просить денег, назвавшись сыном владельца отеля, где во время войны она останавливалась со своей сестрой, и рассказав какую-то малоправдоподобную историю. Случайно в отеле "Королевский источник" в это время остановилась мисс Марпл. Она подключается к расследованию. Достаточно быстро мисс Марпл понимает, что, скорее всего, мисс Блэклок действительно хотели убить, а Руди Шерцу заплатили за инсценировку вооруженного налета на дом. Под подозрение попадает Патрик Симмонс - он не только любит розыгрыши, но и является наследником Летиции. Однако довольно быстро выясняется, что есть еще два подозреваемых. Полиция опрашивает жильцов дома и соседей и устанавливает, что миллионер Гедлер, у которого в молодости мисс Блэклок была помощницей, завещал все свое состояние ей, если она переживет его жену Белль, которая тяжело болеет и может умереть с недели на неделю. Однако если мисс Блэклок умрет раньше нее - наследство достанется племянникам Гедлера. Помимо приблизительного возраста этих близнецов, мисс Блэклок и миссис Гедлер известны только их имена - Пип и Эмма. Где они сейчас - никто не знает, то есть они легко могут скрываться под чужими именами где-то по соседству с мисс Блэклок…

8. "Мышеловка", пьеса, 1952 год.

В Лондоне сыграно 23 000 спектаклей о этой самой знаменитой пьесе писательницы и в конце каждого зрителей просят не рассказывать, чем заканчивается пьеса.

В Лондоне совершено убийство. У тела жертвы, Морин Лайон, находят записную книжку. Полиция объявляет по радио, что разыскивается подозреваемый в убийстве: мужчина в темном пальто, светлом шарфе и фетровой шляпе. В пансионе "Монксуэлл-мэнор", который принадлежит молодой супружеской паре Рэлстонов, начинают собираться гости - Кристофер Рен, миссис Бойл, майор Меткалф и мисс Кейсуэлл. Из-за снегопада они оказываются запертыми в доме и читают в газете об убийстве. Прибывает еще один гость - мистер Паравичини, чья машина застряла в снегу.

На лыжах в гостиницу прибывает сержант Троттер из полиции, заявляющий, что убийца из Лондона находится в пансионе. Вскоре миссис Бойл находят убитой, и версия сержанта Троттера подтверждается. Он начинает расследование. Подозрение падает на Рена, чьи приметы схожи с приметами предполагаемого убийцы, однако вскоре выясняется, что убийцей может быть любой из присутствующих. Подозреваемые пытаются инсценировать второе убийство, чтобы разобраться в нем и попытаться предотвратить третье. Сержант Троттер собирает всех в зале, решив приготовить ловушку для преступника.

9. "Карман, полный ржи", 1953 год.

В своем офисе за традиционной чашкой утреннего чая умирает видный бизнесмен Рекс Фортескью. Результаты медицинской экспертизы однозначно указывают на отравление алкалоидом, выделенным из тисового дерева. Яд действует не сразу, так что, судя по времени смерти, бизнесмен был отравлен у себя дома, во время завтрака. При осмотре карманов покойного, кроме обычных вещей, были обнаружены зерна ржи. Старый Фортескью не был любим родственниками, а смерть его была выгодна практически каждому члену большой семьи. Первой подозреваемой становится молодая жена Адель - основная наследница погибшего. Быстро выясняется, что старший сын Персиваль последнее время ссорился с отцом, невестка Дженифер Рекса Фортескью терпеть не могла, а дочери отец запрещал выйти замуж. Неожиданно приезжает младший сын Ланселот, давно поссорившийся с отцом и живший с женой в Африке. Он рассказывает, что отец вдруг прислал письмо с намерением помириться.

После вечернего чая Адель находят мертвой. Причиной смерти молодой вдовы оказывается отравление цианидом. Молодая служанка Глэдис ведет себя странно, явно нервничает и в конце дня куда-то исчезает. Ее находят задушенной за домом, где она развешивала сушиться белье после стирки: на носу убитой - бельевая прищепка. Осмотрев ее комнату, инспектор полиции находит газетные вырезки с фотографиями любимых артистов, статьи про фантастические лекарства, а также письма от молодого человек по имени Альберт Эванс.

Мисс Марпл приезжает в "Тисовую хижину" (так называется дом семьи Фортескью), узнав о убийствах. Причина ее заинтересованности - Глэдис Мартин, которую мисс Марпл несколькими годами ранее сама учила ремеслу прислуги. Глэдис не забыла свою наставницу и регулярно ей писала. Старой леди приходит в голову, что убийства происходят в соответствии с детской считалкой: "Спой песню за шесть пенсов", согласно которой дрозды начинают петь, когда король подсчитывает свою казну, королева - завтракает в маленькой гостиной, а горничная находится в саду. Убийца, кем бы он ни был, совершает преступления в соответствии со считалкой. Возможно, он психически болен? В считалке также упоминаются дрозды в пироге. Оказывается, что покойному Рексу некоторое время назад подкладывали мертвых птиц и в комнату и в еду. Мисс Марпл сообщает свои подозрения полиции и начинает собственное расследование.

Полиция докапывается до старой грязной истории: когда-то Рекс Фортескью, возможно, стал причиной смерти своего компаньона Маккензи: жена последнего помешалась на идее отомстить, воспитывала своих детей, внушая им ненависть к Рексу Фортескью, и в конце концов оказалась в психиатрической клинике. Где сейчас дети, в точности неизвестно. Возникает предположение, что за преступлениями стоят именно дети Маккензи. Из путанных объяснений сошедшей с ума женщины инспектор понимает, что сын погиб на войне, а от дочери мать отреклась, не хочет ее видеть, но через персонал узнает, что деньги в клинику вносятся регулярно.

Мисс Марпл, внимательно изучив вещи погибшей Глэдис, обдумав все, что она знала о девушке и читала в ее письмах, указывает истинного убийцу. Это Ланселот Фортескью, младший сын Рэкса Фортескью. На курорте он, назвавшись вымышленным именем, познакомился с Глэдис и легко вскружил голову некрасивой и не слишком умной девушке, мечтающей о "прекрасном принце".

Позже он рассказал Глэдис какую-то душещипательную историю и убедил добавить в мармелад, который в семье ел только старый Фортескью, некое вещество, которое девушка считала "сывороткой правды", а также подсыпать в карман отцу зерна ржи. Якобы это было необходимо, чтобы вынудить Рэкса признаться в неких "старых грехах" и восстановить справедливость. Влюбленная девушка, искренне верящая всему, что говорил возлюбленный, сделала, как он сказал. В результате была достигнута главная цель: убран с дороги отец. Чтобы замести следы, Ланс воспользовался детской считалкой: по приезду в "Тисовую хижину" он подсыпал цианид в чай Адель, чтобы "сбылась" вторая строчка стишка, а затем убил Глэдис, которая знала его в лицо и явилась невольным исполнителем убийства.

Целью Ланса было, став совладельцем унаследованного братьями предприятия Рэкса Фортескью, получить контроль над шахтой "Черные дрозды" - той самой, из-за которой в свое время умер Маккензи и которая не приносила никакого дохода. Как выяснилось, позже в этих местах нашли залежи урана, который был никому не нужен во времена создания шахты, а теперь мог озолотить ее владельца.

Любопытна концовка романа. После завершения дела, рассказав все полиции, мисс Марпл возвращается в свой дом в Сэнт-Мэри-Мид, и находит там письмо, доставленное сразу после ее отъезда в Лондон. Это последнее письмо от Глэдис. В нем она рассказывает о возлюбленном и, самое главное, в письмо вложена тайком сделанная Глэдис фотография ее молодого человека. Это действительно Ланс Фортескью - неопровержимая улика, объясняющая все дело, оказывается, все это время ждала мисс Марпл у нее дома!

10. "В 4.50 из Паддингтона", 1957 год.

Миссис Мак-Гилликади во время поездки на поезде стала свидетелем убийства - она видела, как в купе вагона поезда, который шел по параллельной ветке, мужчина задушил женщину. Полиция отнеслась к показаниям старой женщины без особого доверия, но все-таки проверила их, не найдя никаких следов преступления. Прибыв с Сент-Мери-Мид, миссис Мак-Гилликади рассказывает об увиденном своей приятельнице мисс Марпл и просит ее разобраться в случившемся. В отличие от полиции, мисс Марпл, хорошо зная свидетельницу, абсолютно уверена, что она не стала бы выдумывать эту историю, чтобы привлечь внимание. Но, повторно обратившись в полицию, женщины узнают, что проведенное тщательное разбирательство не дало никаких результатов. После убийства должен был остаться труп, но ни трупа, ни следов того, что его кто-то прятал, полиция не обнаружила ни в поезде, ни поблизости от железнодорожных путей. Мисс Марпл берется за дело сама.

Убийца не мог ни оставить труп в поезде (его бы быстро нашли), ни выбросить его из поезда (тогда он остался бы рядом с путями), ни вынести (для этого просто не было возможности). Изучив место действия, мисс Марпл обнаруживает, что если тело было выброшено сразу после убийства, оно оказалось рядом с Резерфорд-Холлом - старинным имением, по границе которого в этом месте проходит железная дорога. Упавшее из поезда тело должно было довольно далеко откатиться от путей. Поскольку тела не нашли, убийца, видимо, выбросил его из поезда здесь, а потом забрал и спрятал. Это значит, что преступление было заранее обдумано, а убийца должен иметь какое-то отношение к Резерфорд-холлу. Чтобы узнать, что происходит в имении, мисс Марпл направляет туда Люси Айлсберроу - профессиональную домохозяйку, которая живет тем, что на небольшое время поступает прислугой в различные места и во время своей работы обеспечивает там идеальный порядок, полностью освобождая нанимателей от хозяйственных проблем. Задача Люси - найти труп, который, как считает мисс Марпл, спрятан в имении. Сама мисс Марпл на время поселяется поблизости, у своей бывшей горничной.

В Резерфорд-Холле живет Лютер Крекенторп - старый скряга, ипохондрик, семейный тиран, считающий себя знатоком искусства, за которым ухаживает его незамужняя дочь Эмма. Есть еще три сына, Седерик, Гарольд и Альфред, но они живут отдельно, собираясь только на Рождество. Четвертый брат, Эдмунд, погиб во время Второй мировой войны, еще одна дочь, Эдит, умерла четыре года назад, у нее остался сын, Александр Истли. Лютер не любит сыновей, во многом из-за того, что его собственный отец, богатый промышленник, будучи разочарован образом жизни сына, не оставил ему свое состояние. Лютер получает лишь относительно небольшое пособие, а все состояние получат его дети и внуки, когда он умрет.

Люси отлично выполняет свою задачу - она находит труп в антикварном саркофаге, хранившемся в одном из сараев поместья. Нет сомнений, что убийца - один из тех, кто живет или бывает в Резерфорд-Холле. Остается самое трудное - установить личность женщины и узнать, кто из множества людей был заинтересован в ее смерти. По одному из предположений, убитая - женщина, незадолго до этого написавшая им, назвавшись Мартиной, женой погибшего Эдмунда. Она сообщила, что собирается приехать, чтобы просить помочь ей средствами на обучение сына. Если убитая - действительно жена Эдмунда, а ее сын - сын Эдмунда, то он может претендовать на долю наследства Крекенторпа, то есть его дети становятся заинтересованными в смерти женщины.

Поскольку убийца - мужчина, под подозрение попадают Гарольд, Седерик, Альфред, а также Брайен Истли - муж Эдит и отец Александра. Полицейская проверка показывает, что никто из них не имеет доказанного алиби на момент преступления и все они имеют денежные проблемы.

После очередного обеда вся семья Крекенторпов внезапно заболевает - у всех симптомы тяжелого отравления. Через какое-то время умирает Альфред. Анализ, проведенный семейным доктором Куимпером, подтверждает - в карри был мышьяк. А через несколько дней, уже у себя дома, умирает Гарольд - от имени доктора Куимпера ему были присланы таблетки, как оказалось, содержащие яд. Завещание Крекенторпа - старшего составлено так, что все состояние делится между детьми Лютера, которые будут живы на момент его смерти. Возникает подозрение, что кто-то из семьи решил устранить соперников, чтобы остаться единственным претендентом на наследство. Кроме состояния деда, этот человек получит само имение Резерфорд-Холл. Однако стараниями мисс Марпл удается установить личность убитой и истинную картину преступления. Обнаруживается живая Мартина - она действительно знала Эдмунда, но он погиб, не успев на ней жениться. Убитая - Анна Стравинская, актриса гастролирующей труппы варьете, жена доктора Куимпера, сбежавшая от него много лет назад. Анна не давала доктору развода, поскольку была верующей католичкой. Доктор (всегда утверждавший, что его жена умерла еще в молодости), желая жениться на Эмме Крекенторп, должен был избавиться от жены, для чего встретился с ней, убил в поезде и спрятал тело на территории Резерфорд-Холла, где постоянно бывал. Он же был автором писем от имени Мартины, он же отравил братьев, чтобы создать у полиции впечатление, что убийца - кто-то из семьи.

Как известно, Агата Кристи писала детективы. Еще в детстве она зачитывалась страшными рассказами Эдгара По, и это, несомненно, отложило свой отпечаток на ее любовь к этому литературному жанру, который тогда еще только зарождался. Кстати, родоначальником детективного жанра считают именно Эдгара По, а первым детективом «Убийство на улице Морг». Однако по-настоящему популярными детективы стали в Англии после выхода романов английского писателя Уилки Коллинза «Женщина в белом» (1860 г) и «Лунный камень» (1868г). Так же в то время были популярны романы Артура Конан Дойля, который, можно сказать, был современником Агаты Кристи. Годы жизни Артура Конан Дойля: 1859 -1930.

1. Что такое детектив?

Детектив (от лат. detego - раскрываю, разоблачаю) - литературный жанр, который описывает процесс расследования загадочного происшествия с целью выяснения обстоятельств его совершения. Обычно таким происшествием является преступление. Если же в происшествии нет ничего загадочного, то это уже не детектив, а один из родственных ему жанров, например, полицейский роман.

Детективы бывают разных видов, но все они пишутся по определенным правилам . Правила эти придумал в 1928 году английский писатель Уиллард Хэттингтон. Всего 20 правил, вот основные их них:

2. Правила и заповеди детектива

Правило 1. Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.

Правило 2. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.

Правило 3. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.

Правило 4. В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.

Правило 5. Обязательное преступление в детективе - убийство.

Правило 6. В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.

Правило 7. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.

Правило 8. Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.

Правило 9. Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.

Правило 10. Запрещено объяснять тайну несчастным случаем или самоубийством.

Правило 11. Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб.

Прежде чем приступить к изучению творчества Агаты Кристи, давайте продолжим изучение детективного жанра и его канонов. Еще один англичанин Рональд Нокс придумал 10 заповедей детектива , частично они совпадают с правилами, но есть и несколько новых:

I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.

II. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.

III. Недопустимо использовать доселе неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.

IV. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоваться безотчетной, но верной интуицией.

VI. Детектив не должен сам оказаться преступником.

VII. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.

VIII. Глуповатый друг детектива, Уотсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать - но только совсем чуть-чуть - среднему читателю.

3. Виды детектива

Агата Кристи была мастером классического детектива закрытого типа. Это детектив, в котором преступление совершается в уединенном месте и число подозреваемых ограничено. Поэтому уже с самого начала понятно, что убийство совершил кто-либо из людей, которые известны читателю с самого начала. На месте преступления всегда появляется частный детектив, который помогает полиции расследовать убийство. Часто у такого детектива есть помощник, который по своим умственным способностям соответствовует среднему читателю. Как правило, в таком детективе убийцей оказывается хорошо знакомый читателю персонаж, который совсем не вызывал подозрений. Иногда в закрытых детективах совершается целая серия убийств и, таким образом, число подозреваемых сокращается. Практически все произведения Агаты Кристи являются такими детективами, но самым ярким произведением можно назвать «Десять негритят».

Психологический детектив — это вид детектива, который делает акцент на изучение поведения преступника и личных мотивов совершения преступления (например, «Убийство Роджера Экройда»).

Очень интересен исторический детектив. В этом случае действие происходит в прошлом или расследуется давнее преступление. Очень рекомендую прочитать книгу Агаты Кристи «Смерть приходит в конце», действие которой происходит в древнем Египте. Еще один исторический детектив Агаты Кристи — «Пять поросят».

Если говорить об ироническом детективе , то тут уже место Агаты Кристи заняла Дарья Донцова, так как все ее книги относятся к этому поджанру.

Фантастический детектив можно по праву назвать русским детективом. В таком жанре работали Станислав Лев, Кир Булычев, Айзек Азимов, Сергей Лукьяненко, Братья Стругацкие, Борис Акунин.

Еще есть полицейский детектив (в нем описывается работа группы полицейских), криминальный детектив (события описываются от лица преступника), политический и шпионский детективы, но они далеки от классического жанра и в данной статье я не буду их рассматривать. Из произведений Агаты Кристи к политическому детективу модно отнести произведение «Большая четверка», а к шпионскому «Кошка среди голубей», «Человек в коричневом костюме», «Часы», «Багдадские встречи» (и некоторые другие произведения).

Ну и, наконец, пришло время познакомится с произведениями Агаты Кристи . Лучшие из них выделены жирным шрифтом , и вы можете прочитать их или посмотреть экранизацию.

Список книг Агаты Кристи по годам:

Названия произведений даны на английском языке с переводом. Указан год издания. Лучшие книги Агаты Кристи и можете прочитать на сайте на английском языке или посмотреть экранизацию.

1. The Mysterious Affair at Styles (1920) – Загадочное происшествие в Стайлзе (убийство расследует Пуаро)
2. The Secret Adversary (1922) – Таинственный противник
3. Murder on the Links (1923) – Убийство на поле для гольфа (убийство расследует Пуаро)
4. The Man in the Brown Suit (1924) – Человек в коричневом костюме
5. Poirot Investigates (1924) – Пуаро ведет следствие. Сборник из 11 рассказов:

  • Тайна «Звезды Запада»
  • Трагедия в Марсдон-Мэнор
  • Загадка дешевой квартиры
  • Убийство в Хантерс-Лодж
  • Кража в миллион долларов
  • Месть фараона
  • Переполох в отеле «Гранд Метрополитен»
  • Похищение премьер-министра
  • Исчезновение мистера Дэвенхейма
  • Тайна смерти итальянского графа
  • Пропавшее завещание

6. The Secret of Chimneys (1925) –Тайна замка Чимниз
7. The Murder of Roger Ackroyd (1926) (убийство расследует Пуаро, один из лучших детективов)

8. The Big Four (1927) – Большая четверка (убийство расследует Пуаро)
9. The Mystery of the Blue Train (1928) – Тайна голубого поезда (Пуаро расследует убийство богатой наследницы, которое произошло в поезде)
10. Partners in Crime (1929) – Партнеры по преступлению. Сборник из 15 рассказов:

  • A Fairy in the Flat / A pot of Tea — Фея в комнате / Котелок Чая
  • The Affair of the Pink Pearl — Дело о розовой жемчужине
  • The Adventure of the Sinister Stranger — Визит мрачного незнакомца
  • Finessing the King / The Gentleman Dressed in Newspaper — Избавиться от короля / Джентльмен, одетый в газету
  • The Case of the Missing Lady — Дело об исчезнувшей леди
  • Blindman’s Bluff — Слепой и смерть
  • The Man in the Mist — Человек в тумане
  • The Crackler – Шуршатель
  • The Sanningdale Mystery — Тайна Саннингдейла
  • The House of Lurking Death — Смерть, живущая в доме
  • The Unbreakable Alibi — Железное алиби
  • The Clergyman’s Douther / The Red House — Дочь священника / Дом под черепичной крышей
  • The ambassador’s Boots — Ботинки посла
  • The Man Who Was No. 16 — Человек, который был номером 16

11. The Seven Dials Mystery (1929) – Тайна семи циферблатов
12. The Murder at the Vicarage (1930) – Убийство в доме Викария (впервые появляется мисс Марпл)
13. The Mysterious Mr. Quin (1930) – Таинственный мистер Кин (сборник рассказов)
14. The Sittaford Mystery (1931) – Загадка Ситтафорда
15. Peril at End House (1932) – Загадка Эндхауза (убийство расследует Пуаро)
16. The Hound of Death (1933) – Гончая смерти. Сборник из 12 рассказов:

  • Гончая смерти
  • Красный сигнал
  • Четвёртый человек
  • Цыганка
  • Я приду за тобой, Мэри!
  • Свидетель обвинения
  • Тайна голубого кувшина
  • Удивительное происшествие с сэром Артуром Кэрмайклом
  • Зов крыльев
  • Последний спиритический сеанс

17. Lord Edgware Dies (1933) – Смерть лорда Эджвера (убийство расследует Пуаро)
18. The Thirteen Problems (1933) – Тринадцать загадочных случаев. Сборник из 13 рассказов:

  • Вечерний клуб «Вторник»
  • Убийство в храме «Астарты»
  • Золотые слитки
  • Кровь на мостовой
  • Мотив и возможность
  • Перст Святого Петра
  • Синяя герань
  • Компаньонка
  • Четверо подозреваемых
  • Трава смерти
  • Происшествие в бунгало
  • Смерть мисс Розы Эммот

19. Murder on the Orient Express (1934) – Убийство в «Восточном экспрессе» (одно из наиболее известных произведений, убийство расследует Пуаро)
20. Parker Pyne Investigates (1934) – Расследует Паркер Пайн. Сборник из 12 рассказов:

  • Случай дамы среднего возраста
  • Случай скучающего солдата/ Майор Уилбрехем ищет опасностей
  • Случай совестливой девушки
  • Случай несчастного мужа
  • Случай уставшего клерка
  • Случай богатой дамы
  • Все что душе угодно
  • Дорога в Багдад
  • Дом в Ширазе
  • Бесценная жемчужина
  • Смерть на Ниле
  • Дельфийский оракул

21. The Listerdale Mystery (1934) – Загадка Листердейла. Сборник из 12 рассказов:

  • Тайна Листердейла
  • Девушка в поезде
  • Песенка за шесть пенсов
  • Метаморфоза Эдварда Робинсона
  • Несчастный случай
  • Джейн ищет работу
  • Плодотворное воскресенье
  • Приключение мистера Иствуда
  • Красный шар
  • Изумруд раджи
  • Лебединая песня

22. Three Act Tragedy (1935) – Трагедия в трех актах (убийство расследует Пуаро)
23. Why Didn’t They Ask Evans? (1935) – Почему не Эванс?
24. Death in the Clouds (1935) – Смерть в облаках (убийство расследует Пуаро)
25. The A.B.C. Murders (1936) – Убийства по алфавиту (убийство расследует Пуаро)
26. Murder in Mesopotamia (1936) – Убийство в Месопотамии (убийство расследует Пуаро)
27. Cards on the Table (1936) – Карты на стол (убийство расследует Пуаро)
28. Dumb Witness (1937) – Безмолвный свидетель (убийство расследует Пуаро)
29. Death on the Nile (1937) – Смерть на Ниле (одно из наиболее известных произведений, убийство расследует Пуаро)

Действие романа происходит на лайнере, который плывет по Нилу. Богатые туристы прогуливаются по палубе, обсуждают друг друга и немного скучают. Случайно или нет оказывается среди туристов Эркуль Пуаро, но именно он берется за расследование … трех убийств. .


30. Murder in the Mews (1937) – Убийство в проходном дворе (убийство расследует Пуаро)
  • Убийство в проходном дворе
  • Невероятная кража
  • Зеркало мертвеца
  • Треугольник на Родосе

31. Appointment with Death (1938) – Свидание со смертью (убийство расследует Пуаро)

32. Ten Little Niggers (1939) – Десять негритят (еще одно название «И никого не стало», одно из наиболее известных произведений)


33. Murder is Easy (1939) – Убить легко
34. Hercule Poirot’s Christmas (1939) – Рождество Эркуля Пуаро (убийство расследует Пуаро)
35. The Regatta Mystery and Other Stories (1939) – Тайна Регаты и другие рассказы (9 рассказов)
36. Sad Cypress (1940) – Печальный кипарис (убийство расследует Пуаро)
37. Evil Under the Sun (1941) – Зло под солнцем (убийство расследует Пуаро)
38. N or M? (1941) – Н или М?
39. One, Two, Buckle My Shoe (1941) – Раз, раз — гость сидит у нас (убийство расследует Пуаро)
40. The Body in the Library (1942) – Труп в библиотеке (убийство расследует Мисс Марпл)
41. Five Little Pigs (1942) – Пять поросят (убийство расследует Пуаро)
42. The Moving Finger (1942) – Одним пальцем (убийство расследует Мисс Марпл)
43. Towards Zero (1944) – Час ноль
44. Sparkling Cyanide (1944) – Сверкающий цианид

45. Death Comes as the End (1946) – Смерть приходит в конце (малоизвестное, но интереснейшее произведение)

46. The Hollow (1946) – Лощина (убийство расследует Пуаро)
47. The Labours of Hercules (1947) – Подвиги Геракла (убийство расследует Пуаро)
48. Taken at the Flood (1948) – Берег удачи (убийство расследует Пуаро)
49. Witness for the Prosecution and Other Stories (1948) – Свидетель обвинения (11 рассказов)
50. Crooked House (1949) – Скрюченный домишко
51. A Murder is Announced (1950) – Убийство объявлено (убийство расследует Мисс Марпл)
52. Three Blind Mice and Other Stories (1950) – Три слепых мышонка (сборник рассказов)
53. They Came to Baghdad (1951) – Багдадские встречи
54. The Under Dog and Other Stories (1951) – Затравленный пес (9 рассказов, убийства расследует Пуаро)
55. Mrs McGinty’s Dead (1952) – Миссис Макгинти с жизнью рассталась (убийство расследует Пуаро)
56. They Do It with Mirrors (1952) – С помощью зеркал (убийство расследует Мисс Марпл) Смотреть экранизацию

57. A Pocket Full of Rye (1953) – Зернышки в кармане (убийство расследует Мисс Марпл)

58. After the Funeral (1953) – После похорон (убийство расследует Пуаро)
59. Hickory Dickory Dock (1955) – Хикори Дикори Док (убийство расследует Пуаро)
60. Destination Unknown (1955) – Место назначения неизвестно
61. Dead Man’s Folly (1956) – Глупость мертвеца (убийство расследует Пуаро)
62. 4.50 from Paddington (1957) – В 4.50 из Паддингтона (убийство расследует Мисс Марпл)
63. Ordeal by Innocence (1957) – Испытание невинностью
64. Cat Among the Pigeons (1959) – Кошка среди голубей (убийство расследует Пуаро)
65. The Adventure of the Christmas Pudding (1960) – Приключения Рождественнского пудинга. 6 рассказов, убийства расследует Пуаро:

  • Приключение рождественского пудинга
  • Тайна испанского сундука
  • Тихоня
  • Чёрная смородина
  • Потерянный ключ

66. The Pale Horse (1960) – Вилла «Белый конь»
67. Double Sin and Other Stories (1961) — Двойной грех (сборник рассказов, убийство расследует Пуаро)
68. The Mirror Crack’d from Side to Side (1962) – И, треснув, зеркало звенит… (убийство расследует Мисс Марпл)
69. The Clocks (1963) – Часы (убийство расследует Пуаро)
70. A Caribbean Mystery (1964) – Карибская тайна (убийство расследует Мисс Марпл)
71. At Bertram’s Hotel (1965) –Отель Бертрам (убийство расследует Мисс Марпл)
72. Third Girl (1966) – Третья девушка (убийство расследует Пуаро)
73. Endless Night (1967) – Бесконечная ночь
74. By the Pricking of My Thumbs (1968) – Щелкни пальцем только раз
75. Hallowe’en Party (1969) – Вечеринка в Хэллоуин (убийство расследует Пуаро)
76. Passenger to Frankfurt (1970) – Пассажир из Франкфурта
77. Nemesis (1971) –Немезида (убийство расследует Мисс Марпл)
78. The Golden Ball and Other Stories (1971) – Золотой мяч и другие рассказы (15 рассказов)
79. Elephants Can Remember (1972) – Слоны могут помнить (убийство расследует Пуаро)
80. Postern of Fate (1973) – Врата судьбы
81. Poirot’s Early Cases (1974) – Ранние дела Пуаро (убийство расследует Пуаро):

  • Дело на Балу победы
  • Исчезновение клэпемской кухарки
  • Корнуолльская тайна
  • Приключение Джонни Уэйверли
  • Двойная улика
  • Король треф
  • Наследство Лемезюрье
  • Затерянный прииск
  • Плимутский экспресс
  • Коробка конфет
  • Чертежи субмарины
  • Квартира на четвёртом этаже
  • Двойной грех
  • Тайна Маркет-Бэйзинга
  • Осиное гнездо
  • Дама под вуалью
  • Морское расследование
  • Как всё чудесно в вашем садочке…

82. Curtain (1975) – Занавес (убийство расследует Пуаро, последнее дело)
83. Sleeping Murder (1976) – Спящее убийство (убийство расследует Мисс Марпл)
84. Miss Marple’s Final Cases and Two Other Stories (1979) – Последние дела Мисс Марпл

  • Святое место
  • Необычная шутка
  • Мерка смерти
  • Дело смотрительницы
  • Дело лучшей из горничных
  • Мисс Марпл рассказывает
  • Кукла в примерочной
  • В сумраке зеркала

85. Problem at Pollensa Bay and Other Storie (1991) – Хлопоты в Польенсе и другие истории:

  • Сервиз «Арлекин»
  • Второй удар гонга
  • Дело о любви
  • Жёлтые ирисы
  • Цветок магнолии
  • Случай в Поллензе
  • Вместе с собакой
  • Таинственное происшествие во время регаты

86. The Harlequin Tea Set (1997) – Чайный сервиз «Арлекин»
87. While the Light Lasts and Other Stories (1997) – Доколе длится свет и другие рассказы (убийства расследует Пуаро, сборник рассказов):

  • Дом его грез
  • Актриса
  • На краю
  • Приключение на рождество
  • Одинокий божок
  • Золото Мэнкса
  • За стенами
  • Тайна Багдадского сундука
  • Доколе длится свет…

Вот вроде и все книги Агаты Кристи. Оставляйте свои отзывы о прочитанных произведениях в комментариях, а самые лучшие книги и рассказы Агаты Кристи вы можете прочитать на сайте сайт онлайн!

«Убийство в Восточном экспрессе» (1974, режиссер Сидни Люмет)

«Убийство в Восточном экспрессе» (2017, режиссер Кеннет Брана)

В самой качественной и коммерчески успешной на сегодняшний день экранизации романа Агаты Кристи, снятой Сидни Люметом в разгар моды на детективы писательницы, есть все фирменные элементы — детектив Эркюль Пуаро, замкнутое пространство (застрявший в снегу поезд), дюжина героев, у каждого из которых есть мотив для убийства, и обязательные звезды первой величины, готовые примчаться на съемочную площадку ради десяти минут на экране, — Альберт Финни, Шон Коннери, Лорен Бэколл, Ингрид Бергман (получившая за эту роль третий «Оскар» ), Жаклин Биссет, Джон Гилгуд, Ванесса Редгрейв и другие.

Через 43 года Кеннет Брана повторяет этот трюк с некоторыми изменениями. Вместо шведки Греты — испанка Пилар (Пенелопа Крус), вместо белого доктора Арбатнота — чернокожий (Лесли Одом-мл.) Брана пытается адаптировать неспешный ход детектива Кристи к современному темпу, привычному нынешним зрителям, поэтому поезд опасно останавливается над пропастью, чтобы в фильме был хоть какой-то экшн. В 1970-х отмиравшая голливудская система производила фильмы с большим количеством звезд, чтобы заманить зрителей в кинотеатры. Сейчас звезды не так влияют на кассовые сборы, как раньше, и в этом смысле новое «Убийство в Восточном экспрессе» должно пройти важный тест — если оно станет успешным, за ним последуют другие экранизации. Брана это предусмотрел — в финале есть намек на «Смерть на Ниле» , прямо как в лучших традициях Marvel . Осталось только новому фильму хорошо пройти в прокате.

«Скрюченный домишко» (2017, режиссер Жиль Паке-Бреннер)

Редкий экранизированный роман Кристи, где расследование ведет не Пуаро или мисс Марпл, а частный детектив Чарльз Хейуорд (Макс Айронс), согласившийся расследовать убийство главы богатой династии, несмотря на конфликт интересов — недавно он переспал со своей новой клиенткой в Египте. Остроумный текст Кристи (сын покойного встречает Чарльза репликой: «Вы частный сыщик. Вашего отца-полицейского давно убили, и убийцу так и не нашли. Сомнительная рекомендация») произносят звезды первой величины Джиллиан Андерсон, Гленн Клоуз, Теренс Стэмп и Кристина Хендрикс. Режиссер Паке-Бреннер сдвинул время действия с 1949-го, когда был написан роман, в 1957-й — наверное, чтобы внук убитого мог протестовать против взрослых, играя на гитаре рок-н-ролл.

«Свидетель обвинения» (1957, режиссер Билли Уайлдер)

Билли Уайлдер на протяжении своей исключительной карьеры снимал и нуар («Двойная страховка» ), и комедии («В джазе только девушки» ), и производственные драмы («Квартира» ). Конечно, он не мог не снять одну из лучших экранизаций романа Агаты Кристи об известном адвокате (Чарльз Лоутон), который берется за странное дело — женатый на немецкой певице (Марлен Дитрих) изобретатель (Тайрон Пауэр) обвиняется в убийстве завещавшей ему деньги вдовы, — несмотря на приказ врачей отдыхать и поменьше волноваться. У Уайлдера пикировки адвоката с приставленной к нему медсестрой (Эльза Ланкастер) занимают не меньше времени (и доставляют зрителям не меньше удовольствия), чем основной детективный сюжет.

«Смерть на Ниле» (1978, режиссер Джон Гиллермин)

В 1970-х Джон Гиллермин был тем самым режиссером, к которому обращались киностудии, желавшие снять дорогое эффектное зрелище — именно он стал автором главных блокбастеров десятилетия «Ад в поднебесье» и «Кинг Конг» . В его «Смерти на Ниле» Эркюль Пуаро (Питер Устинов) расследует убийство богатой наследницы Линнет Риджуэй (Лоис Чайлз), проводившей с женихом медовый месяц на корабле, сплошь набитом людьми, которым она насолила. Надо ли говорить, что среди подозреваемых сплошь звезды, как и положено в детективе по Агате Кристи: Джейн Биркин, Миа Фэрроу, Дэвид Нивен, Мэгги Смит, Анджела Лэнсбери и Бетт Дэвис.

«Зеркало треснуло» (1980, режиссер Гай Гамильтон)


Тот самый случай, когда писательница, столько вдохновлявшая Голливуд, сама вдохновилась Голливудом. В «Зеркало треснуло» Кристи пересказала историю Джин Тирни, звезды 40-х, которая родила физически неполноценного ребенка после поцелуя больной корью фанатки. Позже Тирни сказала: «После такой трагедии тебе не нужна никакая слава в мире». Кристи, конечно, окружила свою звезду, сыгранную в фильме Элизабет Тейлор, большим количеством подозреваемых, опять же сыгранных звездами — Тони Кертисом, Джеральдиной Чаплин, вездесущей Анджелой Лэнсбери, Роком Хадсоном и Ким Новак.

«Зло под солнцем» (1982, режиссер Гай Гамильтон)


Режиссер Гай Гамильтон, снявший четыре фильма о Джеймсе Бонде, к началу 80-х стал главным специалистом по Агате Кристи. «Зло под солнцем» — типичная экранизация детектива писательницы того времени — уединенный санаторий на острове, яркая, но всех раздражающая героиня Арлина (Дайана Ригг), которую остальные отдыхающие ненавидят до такой степени, что у всех был мотив для убийства. Даже актрисы Джейн Биркин и Мэгги Смит плавно перешли сюда из «Смерти на Ниле» , не говоря уже о Питере Устинове, вернувшемся к роли Пуаро (позже он его сыграет еще четырежды).


За последние 30 лет детективы Агаты Кристи вышли из моды, во всяком случае в кино, в том числе и потому, что в них есть явный колониалистский отголосок, когда богатые англичане ездили по «экзотическим» странам и жаловались там на плохое обслуживание. «Свидание со смертью» — типичная иллюстрация этой ушедшей эпохи, когда было возможным, чтобы живущие с ненавистной приемной матерью взрослые дети громко обсуждали ее убийство из-за измененного завещания в пределах досягаемости слуха Эркюля Пуаро на прогулке в Иерусалиме. Скучающая мамаша (Пайпер Лори), конечно же, убита, и в подозреваемых снова ходит пол-Голливуда во главе с Лорен Бэколл и Кэрри Фишер. После выхода «Свидания со смертью» бум на Агату Кристи в кино (в отличие от многочисленных сериалов на телевидении) пошел на спад.

«Тайна черных дроздов» (1983, режиссер Вадим Дербенев)


Как ни странно, Агата Кристи прекрасно годилась для советского кино, в котором к 1980-м годам благодаря прибалтийской натуре и актерам научились снимать истории из жизни британских аристократов как критику буржуазного образа жизни. Съемки экранизации романа «Карман, полный лжи» , написанного Кристи в 1953-м, проходили в Эстонии, выданной за идиллическую английскую глубинку, а начальная заставка снята в Лондоне любительской камерой. Сюжет был перенесен в начало 1980-х, так что в руках у мисс Марпл появился кубик Рубика, а Андрей Макаревич исполнил на английском вместе с Оксаной Шабиной песню «What Is A Love?» , к которой написал текст. Андрей Харитонов в роли убийцы и Ита Эвер — мисс Марпл — так были хороши, что появились в другой экранизации романа Кристи «Загадка Эндхауза» (1989).

«Десять негритят» (1987, Станислав Говорухин)


Нехарактерная картина и в фильмографии режиссера Говорухина, и в отношениях Агаты Кристи и кино, «Десять негритят» стали своеобразным позднесоветским неполиткорректным ответом западным интерпретациям, избегавшим слова nigger — на Западе этот детектив известен под названием «…И никого не стало» . Забавно, что в советском кино тоже были актеры, специализировавшиеся на экранизациях Кристи — например, Владимир Зельдин перекочевал сюда из «Тайны черных дроздов» .

Место Прибалтики занял Крым — картина снималась в поселке Гаспра на территории Ласточкиного гнезда и в Воронцовском дворце. У Говорухина получился один из самых мрачных фильмов по Агате Кристи, в киноверсиях книг которой обычно страсти и эмоции уступают место стилю и манерам. Говорухин же вносит в материал почти классовое осуждение виновников погибших невинных жертв, а судья Зельдина выступает как посланец судьбы, от наказания которой никуда не денется даже самый умный преступник, казалось бы, уничтоживший все улики.

Агата Кристи - английская писательница, автор многочисленных коротких рассказов, повестей, романов и драм с детективным сюжетом. Она опубликовала более 60 романов, которые переведены на более чем 100 языков мира и изданы общим тиражом свыше 4 миллиарда экземпляров. Представляем вашему вниманию список десяти лучших романов известной писательницы Агаты Кристи.

Объявлено убийство (1950)

Объявлено убийство - роман Агаты Кристи, опубликованный в июне 1950 года. В 2006 был экранизирован.

Сюжет романа разворачивается в английской деревне Чиппинг-Клегхорн. В местной газете напечатано странное объявление: «Объявлено убийство, которое произойдёт в пятницу, 29 октября, в 18:30 в Литтл-Пэддокс. Только сегодня! Друзья, спешите принять участие». К назначенному времени под различными предлогами в небольшой усадьбе Литтл-Педдокси, в которой обитает пожилая Летиция Блэклок и ещё несколько человек, собирается целая гостиная народу…

Смерть в облаках (1935)


Во время полёта из Парижа в Кройдон незадолго до посадки, в задней части салона самолёта обнаруживают мёртвую мадам Жизель. Сначала пассажиры решают, что женщина умерла от укуса осы, но позже выясняется, что смерть наступила от укола отравленным дротиком, выпущенным из духовой трубки. Под подозрение попадают все пассажиры самолёта, ведь следствие ведёт знаменитый бельгийский детектив Эркюль Пуаро.

Скрюченный домишко (1949)


Скрюченный домишко - детективный роман Агаты Кристи, написанный в 1949 году.

Главный герой романа сын помощника комиссара полиции по имени Чарльз Хейуорд после 2-х летней разлуки с Софией Леонидис приезжает к ней просить её руки. Однако в семье Софии трагедия - убит её дед - богатый олигарх Аристид Леонидис. Причиной смерти стала смертельная доза эзерина - глазных капель. Кто-то из членов семьи подменил инсулин на бутылочку с глазными каплями. Чарльз берётся расследовать это дело.

Убийство в «Восточном экспрессе» (1934)


Седьмую строчку в списке лучших романов Агаты Кристи занимает детективный роман, впервые опубликованный 1 января 1934 года - Убийство в «Восточном экспрессе». В 1974, этот один из самых известных романов Агаты Кристи, был экранизирован режиссёром Сидни Люметом.

Эркюль Пуаро отправляется в Великобританию в «Восточном экспрессе». Однако спустя несколько дней после начала поездки из-за снеговых заносов поезд намертво останавливается где-то на территории Югославии. Также выясняется, что в одном из купе лежит тело убитого мистер Рэтчетта с двенадцатью ножевыми ранениями…

Бесконечная ночь (1967)


Майкл Роджерс, амбициозный, молодой человек и рассказчик истории, женится на состоятельной невесте Фенелле Гутман (Элли). Вместе пара выкупает участок земли так называемое «Цыганское подворье» над которым, по старинной легенде висит цыганское проклятье, и строят на нём дом мечты. Казалось бы, вот оно счастье. Однако проклятия начинают сбываться.

Пять поросят (1942)


Пять поросят - детективный роман Агаты Кристи из серии об Эркюле Пуаро. Впервые был опубликован в 1942 году.

К Пуаро обращается молодая женщина, Карла Лемаршан. Она рассказывает детективу историю своей матери, которая шестнадцать лет назад была приговорена к смертной казни за убийство собственного мужа - знаменитого художника Эмиаса Крэйла. Карла глубоко убеждена в невиновности своей матери и просит Пуаро помочь ей узнать правду.

Убийство Роджера Экройда (1926)


На четвёртом месте в списке лучших романов Агаты Кристи находится детективный роман «Убийство Роджера Экройда» впервые опубликованный в июне 1926 года.

Сюжет романа повествуется от лица пожилого доктора Джеймса Шеппарда (становится помощником Пуаро), который проживает в небольшой вымышленной английской деревне Кингз-Эббот и рассказывает об очередном деле сыщика Эркюля Пуаро. Расследование начинается с убийства богатой вдовы миссис Феррар.

Занавес (1975)


Одним из лучших романов Агаты Кристи считается последний роман об Эркюле Пуаро впервые опубликованный в сентябре 1975 года - Занавес.

Повествование идёт от лица Артура Гастингса - партнёра, помощника и лучшего друга частного детектива Эркюля Пуаро. После смерти Эркюля, капитан Гастингс получает письмо. В письме знаменитый детектив рассказывает о последнем своём деле и почти идеальном убийце, который не уступает умом самому Пуаро.

Убийства по алфавиту (1936)


Убийства по алфавиту - один из самых значимых романов британской писательницы, опубликованный в 1936 году. Структура этого романа довольно необычна, так как повествование ведётся сначала от первого, а затем от третьего лица.

На этот раз, главным героям романа детективу Эркюль Пуаро, капитану Гастингсу и старшому инспектору Джеймсу Джеппу нужно положить конец серии убийств, осуществляемых в алфавитном порядке по всей Англии.

Десять негритят (1939)


Десять негритят - детективный роман, написанный Агатой Кристи и впервые опубликованный в Великобритании 6 ноября 1939 года. Писательница считала этот роман своим лучшим произведением. Также он является самым продаваемым её романом. Во всём мире продано около 100 миллионов его копий.

Роман повествует о десяти абсолютно не знакомых людях, которые приезжают на Негритянский остров по приглашению супружеской пары Алека Нормана Оним и Анны Нэнси Оним. Во время ужина с граммофонной пластинки, раздаётся голос, который обвиняет их всех в убийствах. Первым умирает Энтони Марстон…

Поделится в соц. сетях