Скотт фицджеральд биография. Фицджеральд, фрэнсис скотт

– американский писатель, сценарист, представитель литературного «потерянного поколения» . Фрэнсис Скотт Фицджеральд (Francis Scott Key Fitzgerald) написал ряд романов о так называемой «эпохе джаза» (годы после окончания Первой мировой войны до начала Великой депрессии 1930-х годов), в том числе и «Великий Гэтсби» (напечатан в 1925 году).

Биография Фрэнсиса Скотта Фицджеральда / Francis Scott Key Fitzgerald

Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился 24 сентября 1896 года в американском городке Сент-Пол (штат Миннесота). Мать Фрэнсиса была дочерью разбогатевшего в Америке выходца из Ирландии. Отец будущего писателя, также ирландец, был из древнего, уважаемого, но небогатого рода. Пара потеряли до рождения Фрэнсиса двоих детей, поэтому выживший ребенок был долгожданным, желанным и избалованным.

Фрэнсис Скотт назван в честь двоюродного прадеда Фрэнсиса Скотта Ки , написавшего текст государственного гимна США «Знамя, усыпанное звёздами».

Семья Фицджеральдов была обеспечена родителями жены, что позволило дать маленькому Фрэнсису Скотту хорошее образование. С 1908 по 1910 он отучился в Академии Сент-Пола, после ее окончания, с 1911 по 1913 - в Newman School, окончив которую поступает в Принстонский университет.

Учась в Принстоне, будущий писатель играл в университетской футбольной команде. В это же время он активно писал рассказы и пьесы, которые высоко ценились писал на университетских конкурсах. Первый успех на писательском поприще сформировал мечту юного Фицджеральда – стать известным писателем и автором музыкальных комедий. В Принстоне же, престижном и статусном университете, Фицджеральд столкнулся с несколько пренебрежительным к себе отношением со стороны студентов из более богатых и респектабельных семей. В 1917 году, не сдав выпускные экзамены, писатель ушёл добровольцем в армию, где сделал военную карьеру, получив чин адъютанта командира 17-й пехотной бригады генерала Дж. А. Райана . После демобилизации в 1919 году Фрэнсис Скотт некоторое время работал рекламным агентом в Нью-Йорке.

Еще во время службы Фицджеральд познакомился с Зельдой Сейр из богатой и известной семьи судьи штата Алабама. Так как родители Зельды были против брака дочери с недостаточно респектабельным, по их мнению, юношей, первая помолвка сорвалась. К тому же у Фицджеральда не было постоянного заработка и достаточно хорошей работы. Став литературным сотрудником в рекламном агентстве, Фицджеральд был нацелен на успех на писательском поприще, что помогло бы ему жениться на Зельде.

Первые неудачные опыты, потеря работы привели Фицджеральда в дом родителей, где он стал работать над своей первой рукописью. Неудачный «Романтический эгоист», которого отказывались публиковать, превратился в роман «По эту сторону рая» , который напечатали весной 1920 года. Той же весной Фицджеральд обвенчался с Зельдой. Она стала не только его женой, но и прототипом взбалмошных героинь его романов об «эпохе джаза». Осенью 1921 года у молодой пары родилась дочь Фрэнсис Скотт Фитцджеральд Смит .

Известность и предложения о печати принесли и достаток. Зельда и Фрэнсис Скотт стали постоянными героями светской хроники благодаря своим сумасшедшим тратам, эксцентричным выходкам, скандалам, проблемам с алкоголем, бешеным вечеринкам и показному образу жизни в целом. При этом Фрэнсис Скотт Фицджеральд продолжал писать, его произведения печатались, что приносило доход.

В 1924 году пара уезжает в Италию, затем в Париж, где Фицджеральд знакомится с Эрнестом Хемингуэем . В Европе он также пишет успешные рассказы и получает гонорары, начинает работать и для «The Saturday Evening Post». У Зельды случаются приступы помутнения рассудка, с 1925 года она постепенно сходит с ума. Ее не удается вылечить, и с 1930 года Зельда страдает шизофренией. Интенсивная работа и болезнь жены становятся причинами личностного кризиса Фицджеральда, он начинает пить.

С 1937 года Фицджеральд становится сценаристом в Голливуде , присоединившись к компании таких же писателей, где знакомится с Шейлой Грэм, влюбляется в неё, и проживает с ней последние годы своей жизни, так и не избавившись от проблем с алкоголем. Фрэнсис Скотт Фицджеральд умер 21 декабря 1940 года в Голливуде (Калифорния) от сердечного приступа.

В 1950 году Эрнест Хемингуэй написал автобиографическую книга «Праздник, который всегда с тобой» , значительная часть которой посвящена Фицджеральду.

Творчество Фрэнсиса Скотта Фицджеральда / Francis Scott Key Fitzgerald

Первый роман писателя, «По эту сторону рая» , опубликованный в марте 1920 года, принес писателю достаток и славу. В первой же книге писатель обратился к проблеме, которая занимала его всю жизнь: бедность и богатство, влияние денег на характер и судьбу человек. Критик и Журналист Генри Менкен назвал роман удивительным:

… оригинальный по форме, чрезвычайно изысканный по манере письма и великолепный по содержанию.

Популярность романа открывает Фицджеральду дорогу в мир большой литературы: его произведения начинают печатать в престижных журналах и газетах:«Scribner’s», «The Saturday Evening Post» и других. Первый сборник рассказов «Эмансипированные и глубокомысленные» принят достаточно холодно.

В 1922 году опубликован второй роман Фицджеральда «Прекрасные и проклятые» , рассказывающий историю о тяжелом браке двух неординарных, талантливых и привлекательных богемных актеров. Выходит и сборник рассказов «Сказки века джаза» . Уже живя в Париже, в 1925 году Фицджеральд заканчивает и публикует шедевральный роман «Великий Гэтсби» , ставший символом «эпохи джаза».

Впоследствии блестящий роман неоднократно экранизировался, в том числе и при жизни писателя. В 2013 году на экраны кинотеатров вышла картина «Великий Гэтсби» с Леонардо ДиКаприо в главной роли.

В Париже же, в 1926 году выходит сборник рассказов «Все эти печальные молодые люди».

Термины «Век джаза», «Эпоха джаза» ввел сам Фрэнсис Скотт Фицджеральд, описывая 20-е годы XX века.

В 1934 году писатель создал частично автобиографический роман «Ночь нежна» . В нем Фицджеральд описал обратную сторону роскошной и сумасшедшей жизни своей семьи, вся тяготы и трудности сохранения брака. В Америке книга успехом не пользовалась. В октябре 1939 Фицджеральд начинает писать роман в Голливуде - «Последний магнат» , который остался незаконченным и был напечатан после смерти автора. Живя в Голливуде писатель также создал серию рассказов и статей, в основном автобиографического характера, опубликованных после его смерти в сборнике «Крушение» .

Библиография Фрэнсиса Скотта Фицджеральда / Francis Scott Key Fitzgerald

  • Романы:
  • 1920 - «По эту сторону рая» / This Side of Paradise
  • 1922 - «Прекрасные и проклятые» / The Beautiful and Damned
  • 1925 - «Великий Гэтсби» / The Great Gatsby
  • 1934 - «Ночь нежна» / Tender is the Night
  • 1941 - «Последний магнат» / The Last Tycoon (не завершен)
  • Рассказы:
  • 1921 - «Загадочная история Бенджамина Баттона» / The Curious Case of Benjamin Button
  • Пьеса:
  • 1923 - «Размазня» / The Vegetable, пьеса
  • Сборники рассказов:
  • 1920 - «Эмансипированные и глубокомысленные» / Flappers and Philosophers
  • 1922 - «Рассказы о веке джаза» / Tales of the Jazz Age
  • 1926 - «Все эти печальные молодые люди» / All the Sad Young Men
  • 1935 - «Сигналы побудки» / Taps at Reveille
  • Сборник публицистики:
  • 1945 - «Крушение» / The Crack-Up (издан после смерти)
  • Киносценарии :
  • 1924 - Grit
  • 1938 - Три товарища / Three Comrades
  • Принимал участие в работе над сценариями:
  • 1923 - The Glimpses of the Moon
  • 1932 - Женщина с рыжими волосами / Red-Headed Woman
  • 1938 - Мария-Антуанетта / Marie Antoinette
  • 1938 - Янки в Оксфорде / A Yank at Oxford
  • 1939 - Raffles
  • 1939 - Winter Carnival
  • 1939 - Everything Happens at Night
  • 1939 - Женские интриги / The Women
  • 1942 - Life Begins at Eight-Thirty

Экранизации по произведениям Фрэнсиса Скотта Фицджеральда / Francis Scott Key Fitzgerald

  • 1920 - The Chorus Girl’s Romance (немой фильм)
  • 1920 - The Husband Hunter (немой фильм)
  • 1921 - The Off-Shore Pirate (немой фильм)
  • 1922 - The Beautiful and Damned (немой фильм)
  • 1926 - Великий Гэтсби / The Great Gatsby (немой фильм)
  • 1929 - Pusher-in-the-Face (звуковой)
  • 1949 - Великий Гэтсби / The Great Gatsby
  • 1954 - Когда я в последний раз видел Париж / Last Time I Saw Paris, The (по мотивам оригинального сценария Фицджеральда «Cosmopolitan», основанного на рассказе Babylon Revisited)
  • 1956 - 1961 эпизоды телешоу Театр 90 / Playhouse 90
  • 1962 - Ночь нежна / Tender Is the Night
  • 1964 - Izmedju dva aviona (ТВ)
  • 1974 - F. Scott Fitzgerald and "The Last of the Belles" (ТВ)
  • 1974 - Великий Гэтсби / The Great Gatsby
  • 1976 - Bernice Bobs Her Hair (ТВ)
  • 1976 - Последний магнат / Last Tycoon, The
  • 1986 - Under the Biltmore Clock (ТВ)
  • 1987 - Tales from the Hollywood Hills: Pat Hobby Teamed with Genius (ТВ)
  • 1994 - Einer meiner ältesten Freunde
  • 1996 - Sensible Thing, The (ТВ)
  • 2000 - Великий Гэтсби / The Great Gatsby (ТВ)
  • 2008 - The Beautiful and Damned
  • 2008 -

США

Фрэ́нсис Скотт Кей Фицдже́ральд (англ. Francis Scott Key Fitzgerald ; -) - американский писатель , крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения » в литературе. Наибольшую известность Фицджеральду принес роман «Великий Гэтсби », опубликованный в 1925 году , а также ряд романов и рассказов об американской «эпохе джаза » 1920-х годов . Термин «эпоха джаза» или «век джаза» был придуман самим Фицджеральдом и обозначал период американской истории с момента окончания Первой мировой войны до великой депрессии 1930-х годов .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Джулиан Барнс, Мо Янь

    ✪ Буктрейлер "Великий Гэтсби" Фрэнсиса Скотта Фицджеральда

Субтитры

Биография

Первая помолвка Фицджеральда и Сейр расстроилась, поскольку семья Сейр была против брака. На тот момент у Фицджеральда не было постоянной работы и постоянного заработка. Единственным шансом жениться на Зельде оказался литературный успех . Фицджеральд отправился в Нью-Йорк , где устроился литературным сотрудником в рекламное агентство. Он не оставляет попыток добиться литературного признания и пишет рассказы, пьесы и стихи, которые отсылает в различные издания. Его первые литературные опыты оказываются неудачными и рукописи возвращают. Фицджеральд глубоко переживал неудачи, начал выпивать, бросил работу и ему пришлось вернуться к родителям. В доме родителей Фицджеральд садится переделывать рукопись романа «Романтический эгоист», которую до этого уже отказались публиковать.

В 1922 году Фицджеральд приобретает особняк на Манхэттене , построенный четырьмя годами ранее в средиземноморском стиле с семью спальнями, дровяным камином и арочными окнами. Здесь он прожил с супругой два года, вплоть до отъезда в Европу. В этом доме писатель приступил к работе над романом «Великий Гэтсби» и написал три главы .

Став после публикации первого романа Фицджеральда одними из главных персонажей светской хроники, Скотт и Зельда стали жить с размахом и напоказ: они наслаждались весёлой богатой жизнью, состоявшей из вечеринок, приёмов и путешествий на европейские курорты. Супруги постоянно «выкидывали» какие-нибудь эксцентричные выходки, которые заставляли говорить о них весь американский высший свет: то катание по Манхэттену на крыше такси, то купание в фонтане, то появление в голом виде на спектакле. При всём этом их жизнь состояла также из постоянных скандалов (часто на почве ревности) и непомерного употребления алкоголя обоими.

Все это время Скотт также умудрялся достаточно много писать для журналов, что приносило весьма ощутимый доход (он был одним из самых высокооплачиваемых авторов тогдашних «глянцевых» журналов). Фицджеральды были знамениты как своими произведениями, так и роскошным образом жизни. Однажды Фицджеральд сказал: «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов» .

За первой книгой в 1922 году опубликован второй роман Фицджеральда «Прекрасные и проклятые » (The Beautiful and Damned), описывающий мучительный брак двух одарённых и привлекательных представителей артистической богемы. Выходит также сборник рассказов «Сказки века джаза» (Tales of the Jazz Age).

В 1924 году Фицджеральд уезжает в Европу, сначала в Италию, потом во Францию. Живя в Париже, он знакомится там с Э. Хемингуэем . Именно в Париже Фицджеральд заканчивает и публикует роман «Великий Гэтсби » (The Great Gatsby , 1925) - роман, который многие критики, да и сам Фицджеральд, считают шедевром американской литературы того периода, символом «эпохи джаза». В 1926 году выходит сборник рассказов «Все эти печальные молодые люди» (All the Sad Young Men).

В эти годы было написано много рассказов, с помощью которых Фицджеральд зарабатывал деньги, чтобы обеспечить свой высокий уровень жизни.

Однако следующие годы жизни Фицджеральда оказываются очень тяжёлыми. Ради заработка он пишет для «The Saturday Evening Post». Его жена Зельда переживает несколько приступов помутнения рассудка, начиная с 1925 года, и постепенно сходит с ума. Вылечить её не удаётся. Фицджеральд переживает мучительный кризис и начинает злоупотреблять алкоголем.

Литературная деятельность

Фрэнсис Скотт Фицджеральд является признанным классиком американской литературы. Ни один литературоведческий очерк по истории американской и мировой литературы, по мнению российского литературоведа Андрея Горбунова , невозможен без упоминания Фицджеральда. Творчеством Фицджеральда занимались многие американские критики и исследователи, в частности Максвелл Гайсмар (англ.) русск. , Малколм Каули (англ.) русск. , Эдмунд Уилсон , Лайонел Триллинг и другие.

По эту сторону рая

После публикации романа в марте 1920 года Фицджеральд стал знаменитым. Книга была воспринята как «манифест поколения» . В ней писатель обратился к важнейшей для себя теме - проблеме богатства и бедности, а также влияния денег на судьбу человека. Главный герой романа, Эмори Блейн, представляет собой олицетворение американской мечты . Литературный критик и журналист Генри Менкен так отозвался о первом романе Фицджеральда:

«…удивительный роман - оригинальный по форме, чрезвычайно изысканный по манере письма и великолепный по содержанию»

Первый вариант романа был отвергнут издательством «Scribner’s» в 1918 году. В нём повествование велось от первого лица, а действие происходило в студенческой среде. В его окончательной версии роман делится на две книги: «Романтический эгоист» и «Воспитание личности». Первая книга заканчивается тем, что герой бросает учёбу в университете и уходит служить в армию. Вторая книга повествует о нравственном становлении личности Эмори Блейна. Хронологически книги разделены небольшой интерлюдией, посвященной военным годам Эмори. По мнению автора именно военный опыт оказывает влияние на личность героя.

Главный редактор издательства «Scribner’s» Максвелл Перкинс [убрать шаблон] писал Фицджеральду :

«Книга так разительно отличается от всех остальных, что трудно даже предсказать, как публика примет её. Но все мы за то, чтобы пойти на риск, и всячески поддерживаем её.»

Вскоре после первого романа писатель публикует первый сборник рассказов «Эмансипированные и глубокомысленные» (англ. Flappers and Philosophers ). Он был принят достаточно холодно как критиками, так и публикой.

Произведения

Романы:

  • «По эту сторону рая » (This Side of Paradise , 1920)
  • «Прекрасные и проклятые » (The Beautiful and Damned , 1922)
  • «Великий Гэтсби » (The Great Gatsby , 1925)
  • «Ночь нежна » (Tender is the Night , 1934)
  • «Последний магнат » (The Last Tycoon , не завершён, опубликован посмертно, 1941)

Рассказы:

  • «Загадочная история Бенджамина Баттона » (The Curious Case of Benjamin Button , 1921)

Пьеса:

  • «Размазня» (The Vegetable , 1923, пьеса)

Сборники рассказов (изданы при жизни):

  • «Эмансипированные и глубокомысленные» (Flappers and Philosophers , 1920)
  • «Рассказы о веке джаза» (Tales of the Jazz Age , 1922)
  • «Все эти печальные молодые люди» (All the Sad Young Men , 1926)
  • «Сигналы побудки» (Taps at Reveille , 1935)

Сборник публицистики:

  • «Крушение»(The Crack-Up , 1945 - издан после смерти автора)

После смерти издано множество сборников, в том числе и произведений, не издававшихся при жизни в книгах.

Сценарии для кино:

  • 1924 - Grit (автор оригинального сюжета, не сохранились ни копии фильма, ни рукопись рассказа)
  • 1938 - Три товарища / Three Comrades (вариант сценария Скотта Фицджеральда подвергся значительной переработке, однако в титрах его имя осталось. Оригинальный сценарий опубликован отдельной книгой)

Также принимал участие в работе над сценариями для кинофильмов:

  • 1923 - Glimpses of the Moon, The (автор титров, фильм не сохранился)
  • 1932 - Женщина с рыжими волосами / Red-Headed Woman (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)
  • 1938 - Мария-Антуанетта / Marie Antoinette (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)
  • 1938 - Янки в Оксфорде / A Yank at Oxford (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)
  • 1939 - Raffles (доработка диалогов в сценарии другого автора, работа продолжалась одну неделю)
  • 1939 - Winter Carnival (вариант сюжета Скотта Фицджеральда и Бада Шульберга был отвергнут)
  • 1939 - Everything Happens at Night (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)
  • 1939 - Женские интриги / Women, The (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)
  • 1942 - Life Begins at Eight-Thirty (вариант сценария Скотта Фицджеральда был отвергнут)

Экранизации

  • 1920 - The Chorus Girl’s Romance, (немой фильм, копия сохранилась в Бразильском архиве)
  • 1920 - The Husband Hunter, (немой фильм, копии не сохранились)
  • 1921 - The Off-Shore Pirate, (немой фильм, копии не сохранились)
  • 1922 - The Beautiful and Damned, (немой фильм, копии не сохранились)
  • 1926 - Великий Гэтсби / The Great Gatsby, (немой фильм, копии не сохранились, сохранился лишь минутный проморолик)
  • 1929 - Pusher-in-the-Face (фильм звуковой, копии не сохранились)
  • 1949 - Великий Гэтсби / The Great Gatsby,
  • 1954 - Когда я в последний раз видел Париж / The Last Time I Saw Paris, (по мотивам оригинального сценария Скотта Фицджеральда «Cosmopolitan», основанного на рассказе Babylon Revisited)
  • 1956-1961 - эпизоды телешоу Театр 90 / Playhouse 90
  • 1962 - Ночь нежна / Tender Is the Night - кинофильм 1962 года , снятый по одноимённому роману .
  • 1964 - Izmedju dva aviona (ТВ, Югославия)
  • 1974 - F. Scott Fitzgerald and "The Last of the Belles" (ТВ, США)
  • 1974 - Великий Гэтсби / The Great Gatsby - кинофильм 1974 года , в главной роли - Роберт Редфорд .
  • 1976 - Bernice Bobs Her Hair (ТВ, США)
  • 1976 -

Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд (Francis Scott Key Fitzgerald, 1896-1940) - американский писатель, известный своими романами и рассказами, описывающими так называемую американскую «эпоху джаза» 1920-х годов. Известности автора также способствовала выставленная на «всеобщее обозрение» личная жизнь Фицджеральда с женой Зельдой.
Биография
Фицджеральд родился 24 сентября 1896 г. в городе Сент-Пол, штат Миннесота, в достаточно обеспеченной католической семье. Учился в Принстонском университете, но учёбу не окончил. В университете же близко сошёлся с Эдмундом Уилсоном.
В 1917 году был призван в армию, но так никогда и не участвовал в военных действиях за границей. Вместо этого, Фицджеральд посвятил всё своё время работе над первым романом «По эту сторону рая» (This Side of Paradise), который имел большой успех сразу же после публикации в 1920. В тот же год Фицджеральд женился на Зельде Сейр, с которой они наслаждались весёлой богатой жизнью, состоявшей из вечеринок, приёмов и путешествий на европейские курорты. Все это время Скотт также умудрялся достаточно много писать для журналов, что приносило весьма ощутимый доход (он был одним из самых высокооплачиваемых авторов тогдашних «глянцевых» журналов). Фицджеральды были знамениты как своими произведениями, так и роскошным образом жизни. Однажды Фицджеральд сказал: «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов». За первой книгой последовали произведения «Прекрасные, но обрёченные» (The Beautiful and the Damned, 1922) и «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925) - роман, который многие критики, да и сам Фицджеральд, считают шедевром американской литературы того периода. В эти годы также было написано много рассказов, с помощью которых Фицджеральд зарабатывал деньги, чтобы обеспечить свой дорогой образ жизни.
Последующие годы жизни Фицджеральда были очень тяжелыми. В 1930 у Зельды произошло помутнение рассудка, после чего она всю жизнь страдала шизофренией. В 1934 году он написал роман «Ночь нежна» (Tender is the Night), во многом автобиографический - в нём Фицджеральд описал свою боль, битву за сохранение брака и обратную сторону их роскошной жизни. В Америке книга большим успехом не воспользовалась, и Фицджеральд занялся написанием сценариев в Голливуде.
В октябре 1939 года Фицджеральд приступил к созданию романа о жизни Голливуда - «Последний магнат» (The Last Tycoon, 1941), который остался незаконченным. За три года жизни в Голливуде он также написал серию рассказов и статей, в основном автобиографического характера, опубликованных после его смерти в сборнике «Крушение» (The Crack-Up, 1945).
Фицджеральд умер от сердечного приступа 21 декабря 1940 г. в Голливуде Калифорнии.

"Он являл собой воплощение американской мечты - молодости, красоты,

обеспеченности, раннего успеха - и верил в эти атрибуты так страстно, что

наделял их определенным величием, - писал о Фиц-джеральде его современник Эндрю

Тернбулл.

И действительно, в 1920-е годы Скотт Фицджеральд был культовой фигурой, обросшей

легендами в стиле "американского счастья". По их отзвукам, первый роман "По эту

сторону рая" Фицджеральд написал якобы лишь затем, чтобы завоевать руку и сердце

честолюбивой девушки из состоятельной семьи. Он сразу принес ему славу,

богатство и красавицу жену. В Париже, этом солнечном сплетении европейской

культуры, Фицджеральды, по воспоминаниям очевидцев, появились в шумном окружении

художественной богемы и миллионеров-соотечественников Красивая, незаурядная пара

вела себя столь экстравагантно, а интерес к ней был столь велик, что их имена

почти не покидали газетной хроники светских скандалов... Но это, так сказать,

титульная страница Жизнь оказалась много сложнее "американской мечты".

его, Мэри Макквилан, происходила из добропорядочной католической семьи, отец ее

упорным трудом из мелкого торговца вырос в могущественного коммерсанта. О своем

отце, Эдварде Фицджеральде, писатель говорил, что тот вышел из "старого

одряхлевшего рода", к которому некогда принадлежали видные государственные

деятели. Эдвард же был бедным армейским офицером и слыл неудачником. В тяжелые

периоды жизни маленький Скотт молил Бога о том, чтобы их семья не попала в дом

для бедных. Изживание этого детского страха впоследствии выразилось и в образе

жизни ("с размахом"), и в произведениях писателя, который, было время, придавал

богатству мистические свойства, считая богатых людьми, отмеченными свыше.

Наследство дедушки Макквилана позволяло родителям Фицдже-ральда обучать детей в

частных школах. Мать довольно рано внушила Скотту мысль о его исключительности.

И не беспочвенно Его первые литературные опыты были опубликованы в школьном

журнале. Когда Скотт перевелся в школу Ньюмена - обитель для шестидесяти

отпрысков состоятельных семей Америки, - он со страстью отдался сочинению песен

и пьес для драмкружка В среде богатой молодежи его

талант был единственным залогом равенства с ними, а также земной славы, что он

поставил себе главной целью.

В Принстонском университете Скотт продолжал запойно осваивать почти все

литературные жанры, в ущерб занятиям, и его пьеса, победив в конкурсе, была

В Европе шла Первая мировая война, и американская молодежь переживала приступ

милитаристского романтизма Многие рвались на фронт, среди них и студент

Фицджеральд Он сдал экстерном экзамен на звание лейтенанта пехоты, но волей

обстоятельств его рота на театр военных действий не попала.

Во время армейской службы в 1918 году произошла его встреча с Зельдой Сэйр,

которая стала и самым большим счастьем, и самым большим горем в его жизни.

Экзальтированная, остроумная, смелая до безрассудства, с неукротимой жаждой

жизни, всегда окруженная поклонниками, она сразу завладела его сердцем и

ответила взаимностью, но от брака отказалась - ее не вдохновлял скромный вариант

существования. В жизненном активе Фицджеральда были пока лишь рукопись романа

"Романтический эгоист" и сто двадцать два отказа от издателей.

Разрыв с Зельдой он воспринял драматически, две недели пил, а затем вернулся в

родительский дом и за три месяца затворничества в лихорадочном режиме перекроил

"Эгоиста", создав из его останков новый роман - "По эту сторону рая". В нем, по

собственному признанию, он "выжал себя до последней капли". Роман сразу был

принят к печати. Вскоре после его выхода (1920) Зельда и Скотт обвенчались.

Огромная популярность этой книги в те годы объяснима - Фицджеральд выразил

настроения американской молодежи, задетой далекой войной, ощутившей конечность

бытия, отвергнувшей постепенные добродетели своих отцов и возжаждавшей успеха и

счастья здесь и немедленно. Поколение Фицджеральда бросилось в "карнавальные

пляски" 1920-х годов (период американского бума) очертя голову, а сам писатель

стал его символом. Утверждался атеистический XX век - век экзальтации, допингов

и психозов. Фицджеральд окрестил его "веком джаза". Теперь, на его исходе,

нынешняя молодежь называет его "веком "экстази". Но вернемся в его начало.

Роман был переиздан много раз. Никогда в жизни Фицджеральд Уже не будет так

счастлив, как в ту пору. Как-то он подошел к престарелому писателю Чарлзу

Фландрау со словами: "Чарли, если бы ты только знал, как прекрасно быть молодым,

красивым и знаменитым!"

Слава закрутила его в смерче развлечений: дорогие костюмы от "Братьев Брукс",

ночные кутежи, много алкоголя, юношеские безумства, постоянным участником

которых, а часто и вдохновителем являлась Зельда.

Через два года вышел его роман "Прекрасные и обреченные" (1922). Эгоистичные

идеалы молодого поколения, воспевание которых принесло Фицджеральду славу и

деньги, здесь уже подвергались сомнению. В том же году появились первые наброски

к самому значительному его произведению - "Великий Гэтсби". В этом романе (1925)

Фиц-джеральд окончательно расстался с молодыми иллюзиями, чутко уловив, что

человек, цинично выстраивающий свою жизнь только по законам успеха (как его

Гэтсби), в итоге приходит к полной личной катастрофе.

Эрнста Хемингуэя судьба свела с Фицджеральдом в Париже. В своей книге "Праздник,

который всегда с тобой" он произнес немало язвительных фраз по поводу

беспорядочного образа жизни четы Фицд-жеральдов, но хочется привести не их (они

писателю не идут), а его отзыв о "Великом Гэтсби": "Когда я дочитал эту книгу, я

понял, что как бы Скотт ни вел себя и что бы он ни делал, я должен помнить, что

это болезнь, и помогать ему, и стараться быть ему хорошим другом. У него было

много, очень много хороших друзей, больше чем у кого-либо из моих знакомых. Но я

включил себя в их число, не думая, пригожусь я ему или нет. Если он мог написать

такую великолепную книгу, как "Великий Гэтсби", я не сомневался, что он может

написать и другую, которая будет еще лучше".

К тому времени трагедия наметилась и в жизни самого Фицджеральда.

Сумасбродная жизнь, напряженное выкраивание времени для литературной работы

привели его к алкоголизму. Честолюбивая Зельда, не находящая себе применения в

обыденной жизни, с болезненной ревностью стала относиться к его славе. Написала

посредственный роман "Сохрани для меня вальс", занялась живописью, а

окончательно сломалась на маниакальном увлечении балетом, в 27 лет пожелав

стяжать лавры Анны Павловой. С диагнозом "шизофрения" Фицджеральд вынужден был

поместить ее в клинику для душевнобольных. Много лет спустя он обмолвится в

письме к дочери: "Я ненавижу женщин, воспитанных для безделья". "Ненавижу"

относилось, конечно же, не к Зель-де, а к самому принципу воспитания.

Это было крушение. Так впоследствии и назвал Фицджеральд свою горькую исповедь.

Черты семейной трагедии отражены и в его романе "Ночь нежна", пожалуй, самом

знаменитом его произведении.

Фигура Зельды неустранима из творчества Скотта Фицджеральда.

Его человеческая биография совпала с биографией века, и все личные обольщения,

разочарования, драмы так или иначе спроецированы почти во все его произведения.

Для американской литературы Скотт Фицджеральд явился первооткрывателем такого

направления, как лирическая проза. Этому способствовали и свойства его таланта -

тонкий психологизм, доверительная интонация, снисходительное отношение к героям,

мягкий юмор, щедрая откровенность. "Я должен начинать с эмоции, - признавался

он, - такой, которая близка мне..." Особенно заметно это эмоциональное

побуждение в его лучших рассказах. Надо сказать, что новеллы и рассказы он писал

и по вдохновению, и для денег, и в преддверии романов. Среди них встречаются

настоящие шедевры. Так, в "Алмазной горе", написанной с элементами гротеска, он

распрощался со своей идеей "богоизбранности" богатых, показав, что почти все

чрезмерные состояния замешаны на преступлении, и рок возмездия тяготеет над

целыми родами. Его семейная драма - Зельда почти не выходила из клиник, а

единственная дочь Скотти была оторвана от него и жила в закрытом пансионе - дала

горький повод для таких новелл, как "Две вины", "Опять Вавилон" и других.

До конца дней Фицджеральд пытался бороться со своей болезнью - сотрудничал как

киносценарист с Голливудом, но его оригинальный талант плохо вписывался в этот

"конвейер грез", писал письма дочери, в которых старался оградить ее от

пережитых личных заблуждений, начал работу над романом "Последний магнат"...

Интерес к Фицджеральду постепенно угасал. Накануне сорокалетия писателя посетил

корреспондент из "Нью-Йорк пост" и нашел его не в лучшей форме. В юбилейной

статье Фицджеральд был назван "писателем-пророком послевоенных неврастеников".

Он пытался покончить с собой, но Бог уберег его от этого греха. Фицджеральд ушел

недописанным "Последний магнат".

В наше время, когда и в старой Европе, и среди наших соотечественников столь

велико обольщение "американской мечтой", очень полезно перечитать произведения

Скотта Фицджеральда, в которых "американская мечта" предстает в сущности

американской трагедией.

Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд (англ. Francis Scott Key Fitzgerald; 1896-1940). Американский писатель, крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения» в литературе. Наибольшую известность Фицджеральду принес роман «Великий Гэтсби», опубликованный в 1925 году, а также ряд романов и рассказов об американской «эпохе джаза» 1920-х годов. Термин «эпоха джаза» или «век джаза» был придуман самим Фицджеральдом и обозначал период американской истории с момента окончания Первой мировой войны до великой депрессии 1930-х годов.


Фицджеральд родился 24 сентября 1896 года в городе Сент-Пол, штат Миннесота, в обеспеченной католической ирландской семье. До его рождения семья потеряла двоих детей, поэтому Фрэнсис Скотт был желанным ребёнком.

Своё имя он получил в честь своего двоюродного прадеда, автора текста государственного гимна США «Знамя, усыпанное звёздами» Фрэнсиса Скотта Ки (1779-1843) . Дед Фицджеральда по материнской линии, Филип Маккуиллан, эмигрировал в США из Ирландии. Семья быстро разбогатела, и уже к 30 годам старший Маккуиллан стал владельцем крупной фирмы.

Отец Фрэнсиса, Эдвард Фицджеральд, происходил из древнего ирландского рода. В отличие от семьи своей будущей жены, Молли Маккуиллан, Эдвард разбогатеть не смог, а во времена кризиса окончательно разорился. Его брак с дочерью Маккуилланов последними не одобрялся, и в дом Маккуилланов на главной улице Сент-Пола Эдварда Фицджеральда не приглашали. Несмотря на это Маккуилланы обеспечили молодой семье достаток, а будущий писатель получил возможность учиться в престижных учебных заведениях:

1908-1910 - в Академии Сент-Пола,
1911-1913 - в Newman School, где во время учёбы Фицджеральд посвящает очень много времени самостоятельным занятиям,
1913-1917 - в Принстонском университете.

Во время учёбы в Принстоне Фрэнсис Скотт Фицджеральд играл в университетской футбольной команде, писал рассказы и пьесы, которые нередко побеждали в университетских конкурсах. К этому времени у него уже сформировалась мечта стать писателем и автором музыкальных комедий.

В годы учёбы в Принстоне Фицджеральду пришлось столкнуться с классовым неравенством. Он ощущал различия между собой и детьми из более богатых семей. Позднее он писал, что именно там у него зародилось «прочное недоверие, враждебность к классу бездельников - не убеждения революционера, а затаённая ненависть крестьянина».

В 1917 году, незадолго до выпускных экзаменов, Фицджеральд ушёл добровольцем в армию. В армии он сделал карьеру и дослужился до адъютанта командира 17-й пехотной бригады генерала Дж. А. Райана. Фактически он выполнял обязанности секретаря генерала.

В 1919 году Фицджеральд демобилизовался, некоторое время работал рекламным агентом в Нью-Йорке. Ещё во время службы в армии он познакомился с Зельдой Сейр, происходившей из богатой и почтенной семьи (она была дочерью судьи штата Алабама) города Монтгомери, и считавшейся красавицей и одной из наиболее завидных невест штата. Именно с ней связана вся последующая биография и творчество Фицджеральда. Зельду не раз называли «блистательным прототипом героинь его романов».

Первая помолвка Фицджеральда и Сейр расстроилась, поскольку семья Сейр была против брака. На тот момент у Фицджеральда не было постоянной работы и постоянного заработка. Единственным шансом жениться на Зельде оказался литературный успех. Фицджеральд отправился в Нью-Йорк, где устроился литературным сотрудником в рекламное агентство. Он не оставляет попыток добиться литературного признания и пишет рассказы, пьесы и стихи, которые отсылает в различные издания. Его первые литературные опыты оказываются неудачными и рукописи возвращают. Фицджеральд глубоко переживал неудачи, начал выпивать, бросил работу и ему пришлось вернуться к родителям. В доме родителей Фицджеральд садится переделывать рукопись романа «Романтический эгоист», которую до этого уже отказались публиковать.

Этот роман выходит 26 марта 1920 года под названием «По эту сторону рая» (This Side of Paradise) . Роман сразу приносит Фицджеральду успех.

3 апреля 1920 года состоялось венчание Фрэнсиса Скотта и Зельды, послужившей прототипом героини романа Розалинды. Популярность романа открывает Фицджеральду дорогу в мир большой литературы: его произведения начинают печатать в престижных журналах и газетах: «Scribner’s Magazine», «The Saturday Evening Post» и других. Помимо известности вырос достаток писателя, что позволило ему и Зельде вести шикарный образ жизни. Вскоре их стали называть королём и королевой своего поколения.

В 1922 году Фицджеральд приобретает особняк на Манхэттене, построенный четырьмя годами ранее в средиземноморском стиле с семью спальнями, дровяным камином и арочными окнами. Здесь он прожил с супругой два года, вплоть до отъезда в Европу. В этом доме писатель приступил к работе над романом «Великий Гэтсби» и написал три главы.

Став после публикации первого романа Фицджеральда одними из главных персонажей светской хроники, Скотт и Зельда стали жить с размахом и напоказ: они наслаждались весёлой богатой жизнью, состоявшей из вечеринок, приёмов и путешествий на европейские курорты. Супруги постоянно «выкидывали» какие-нибудь эксцентричные выходки, которые заставляли говорить о них весь американский высший свет: то катание по Манхэттену на крыше такси, то купание в фонтане, то появление в голом виде на спектакле. При всём этом их жизнь состояла также из постоянных скандалов (часто на почве ревности) и непомерного употребления алкоголя как у него, так и у неё.

Все это время Скотт также умудрялся достаточно много писать для журналов, что приносило весьма ощутимый доход (он был одним из самых высокооплачиваемых авторов тогдашних «глянцевых» журналов). Фицджеральды были знамениты как своими произведениями, так и роскошным образом жизни. Однажды Фицджеральд сказал: «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов».

За первой книгой в 1922 году опубликован второй роман Фицджеральда «Прекрасные и проклятые» (The Beautiful and Damned) , описывающий мучительный брак двух одарённых и привлекательных представителей артистической богемы. Выходит также сборник рассказов «Сказки века джаза» (Tales of the Jazz Age).

В 1924 году Фицджеральд уезжает в Европу, сначала в Италию, потом во Францию. Живя в Париже, он знакомится там с Э. Хемингуэем. Именно в Париже Фицджеральд заканчивает и публикует роман «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925) - роман, который многие критики, да и сам Фицджеральд, считают шедевром американской литературы того периода, символом «эпохи джаза». В 1926 году выходит сборник рассказов «Все эти печальные молодые люди» (All the Sad Young Men).

В эти годы было написано много рассказов, с помощью которых Фицджеральд зарабатывал деньги, чтобы обеспечить свой высокий уровень жизни.

Однако следующие годы жизни Фицджеральда оказываются очень тяжёлыми. Ради заработка он пишет для «The Saturday Evening Post». Его жена Зельда переживает несколько приступов помутнения рассудка, начиная с 1925 года, и постепенно сходит с ума. Вылечить её не удаётся. Фицджеральд переживает мучительный кризис и начинает злоупотреблять алкоголем.

В 1930 у Зельды произошло стойкое помутнение рассудка, после чего она всю жизнь страдала шизофренией.

В 1934 году он выпускает роман «Ночь нежна» (Tender is the Night), во многом автобиографический - в нём Фицджеральд описал свою боль, битву за сохранение брака и обратную сторону их роскошной жизни. Однако в Америке книга большим успехом не пользовалась. К концу жизни Фицджеральд стал думать, что в молодости богатство испортило Зельду. В разговорах с дочерью Скотти он описывал Зельду теми же словами, которые обычно адресовал всем богатым в целом: «мягкая, когда необходимо быть жёстче, и жёсткая, когда следовало бы уступить».

В 1937 году Фицджеральд решает стать сценаристом в Голливуде. Там собирается компания из молодых писателей, также решивших попытать своё счастье. Среди них были Дональд Огден Стюарт, Дороти Паркер, Роберт Бенчли, Сидни Джозеф Перельман, Натанаэл Уэст, где знакомится с Шилой Грэм и влюбляется в неё. Последние годы жизни Фицджеральд живёт с ней, правда во время очередных запоев он становится буйным и даже жестоким.

В октябре 1939 года Фицджеральд приступил к созданию романа о жизни Голливуда - «Последний магнат» (The Last Tycoon, 1941), который остался незаконченным. За три года жизни в Голливуде он также написал серию рассказов и статей, в основном автобиографического характера, опубликованных после его смерти в сборнике «Крушение» (The Crack-Up, 1945).

Незадолго до смерти в автобиографической статье в журнале «Esquire» Фицджеральд сравнил себя с разбитой тарелкой (англ. cracked plate). Фрэнсис Скотт Фицджеральд умер от сердечного приступа 21 декабря 1940 года в Голливуде, Калифорния.

В 1950 году Эрнестом Хемингуэем написана автобиографическая книга «Праздник, который всегда с тобой», многие страницы которой посвящены Фицджеральду. Дружба и литературное соперничество двух писателей легли в основу книги Скота Доналдсона (англ. Scott Donaldson) «Хэмингуэй против Фицджеральда.

Взлёт и упадок литературной дружбы» (англ. Hemingway vs. Fitzgerald. The Rise and Fall of a Literary Friendship, 1999). Автор анализирует отношения двух известных литераторов, подробно описывает эпизоды их некрасивого поведения, злоупотребления алкоголем, дрязги и сведение мелких счётов. Литературный критик и писательница Джойс Кэрол Оутс назвала книгу Доналдсона «патографией», термином, хоть и созвучным с биографией, но явно намекающим на излишнее описание малоприятных подробностей из жизни Хэмингуэя и Фицджеральда.

Произведения Фрэнсиса Скотта Фицджеральда:

Романы:

«По эту сторону рая» (This Side of Paradise, 1920)
«Прекрасные и проклятые» (The Beautiful and Damned, 1922)
«Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925)
«Ночь нежна» (Tender is the Night, 1934)
«Последний магнат» (The Last Tycoon, не завершён, опубликован посмертно, 1941)

Рассказы:

«Загадочная история Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button, 1921)

Пьеса:

«Размазня» (The Vegetable, 1923, пьеса)

Сценарии для кино:

1938 - Три товарища / Three Comrades (вариант сценария Скотта Фицджеральда подвергся значительной переработке, однако в титрах его имя осталось. Оригинальный сценарий опубликован отдельной книгой)

Экранизации Фрэнсиса Скотта Фицджеральда:

1920 - Chorus Girl’s Romance, The (немой фильм, копия сохранилась в Бразильском архиве)
1920 - Husband Hunter, The (немой фильм, копии не сохранились)
1921 - Off-Shore Pirate, The (немой фильм, копии не сохранились)
1922 - Beautiful and Damned, The (немой фильм, копии не сохранились)
1926 - Великий Гэтсби / Great Gatsby, The (немой фильм, копии не сохранились, сохранился лишь минутный промо-ролик)
1929 - Pusher-in-the-Face (фильм звуковой, копии не сохранились)
1949 - Великий Гэтсби / Great Gatsby, The
1954 - Когда я в последний раз видел Париж / Last Time I Saw Paris, The (по мотивам оригинального сценария Скотта Фицджеральда «Cosmopolitan», основанного на рассказе Babylon Revisited)
1956-1961 - эпизоды телешоу Театр 90 / Playhouse 90
1962 - Ночь нежна / Tender Is the Night - кинофильм 1962 года, снятый по одноимённому роману.
1964 - Izmedju dva aviona (ТВ, Югославия)
1974 - F. Scott Fitzgerald and "The Last of the Belles" (ТВ, США)
1974 - Великий Гэтсби / Great Gatsby, The - кинофильм 1974 года, в главной роли - Роберт Редфорд
1976 - Bernice Bobs Her Hair (ТВ, США)
1976 - Последний магнат / Last Tycoon, The - кинофильм 1976 года, снятый по одноимённому роману
1986 - Under the Biltmore Clock (ТВ, США)
1987 - Tales from the Hollywood Hills: Pat Hobby Teamed with Genius (ТВ, США)
1994 - Einer meiner ältesten Freunde (кинофильм по рассказу One of my oldest friends, Германия)
1996 - Sensible Thing, The (ТВ, США)
2000 - Великий Гэтсби / Great Gatsby, The (ТВ, Канада)
2008 - Beautiful and Damned, The (Австралия)
2008 - Загадочная история Бенджамина Баттона / The Curious Case of Benjamin Button - кинофильм, снятый в 2008 году по мотивам одноимённого рассказа
2013 - Великий Гэтсби / Great Gatsby, The - кинофильм 2013 года, в главной роли - Леонардо Ди Каприо.