Ганс Рудольф Гигер: мрачное искусство. Ганс Рудольф Гигер — безумный художник

Ханс Рудольф Гигер (нем. Hans Rudolf Giger), он же Ганс Руди Гигер (нем. Hans Rüdi Giger) - швейцарский художник, представитель фантастического реализма, наиболее известный своей дизайнерской работой для фильма «Чужой». Его имя часто пишется как HR Giger , настоящее имя Hansruedi Giger.

Родился в швейцарском городе Кур (кантон Граубюнден, Швейцария /Chur, Graubünden, Switzerland /) в семье аптекаря. Катализатором развития воображения и без того увлеченного всем тёмным и таинственным ребенка послужил принесенный как-то отцом череп (врученный ему в качестве профессионального поощрения одной из медицинских фирм).

Впервые рисунки Гигера (цикл «Atomkinder» - «Атомные дети») публиковались с 1959 г. в журнале, издававшемся в школе Кура, а также в подпольных изданиях типа «Clou» и «Hotcha».

Первые плакаты начинают публиковаться уже в 1969 году, в это же время открываются его первые персональные выставки.

Истинная слава пришла к нему в 1977 с выходом третьей книги «Некрономикон». Особенно этот сборник постеров привлек внимание английского режиссёра Ридли Скотта. Тот пригласил Гигера для работы над концептом существ, художественным дизайном своего фильма «Чужой» и создания образа ксеноморфа. Впоследствии работа над этим фильмом принесла художнику Оскар в 1980 за «Лучшие визуальные эффекты». Рисунки его «монстра» послужили эскизами и для последующих 3 фильмов, и для дилогии «Чужой против Хищника» , хотя в этих фильмах образ и сама сущность пришельца с кислотной кровью была кардинально изменена.

Декорации научно-фантастического фильма «Прометей» (2012) на сей раз создавались без участия Ганса Рудольфа Гигера - художника самого первого «Чужого», хотя, без сомнения, все художники проекта создавали модели существ и ландшафта «Прометея» под огромным влиянием его работ. Более того, в работу над фильмом были привлечены эскизы и наработки Гигера, которые были созданы им в 1969 г. для «Чужого», но по разным причинам так и не были тогда использованы. Об этом, а также почему Г.Р.Гигер не участвовал в создании «Прометея», Ридли Скотт рассказывает в бонусных материалах (продолжительностью 34 часа) к фильму, вышедших отдельными дисками.

В средневековье дракон стал олицетворением сатаны, и как таковой должен был ужасать, а посему и изображать его следовало страшным. Поэтому в образе дракона собрали все самое худшее, что вызывает страх и отвращение: змеиные чешуи, ящериное и одновременно фаллическое тело ящерицы (ящериц и саламандр панически боялись), раздвоенный змеиный язык и ядовитую слюну, змеиный хвост, зубатую и ко всему этому в придачу извергающую огонь (конечно, адский) пасть, крылья нетопыря (которого тоже боялись). Короче говоря - сплошное зло, сплошная мерзость, сплошной ужас. Идентичную операцию впоследствии произвел Х.Р. Гигер (H.R. Giger): создавая образ «Чужого», он собрал воедино все человеческие фобии.

Еще одной известной работой в кино стала работа над фильмом «Особь» (Species, 1995), научно-фантастический фильм Р. Дональдсона, где Гигер разработал дизайн инопланетных красот. Кроме того Гигер, в сотрудничестве с Крисом Фоссом (Chris Foss) и Жаном Жиро «Мёбиусом» (Jean Giraud (Moebius)), в качестве дизайнера участвовал в работе над фильмом «Дюна» .

Одно из любимых занятий Гигера - написание книг, самая известная книга о фильме «Species».

Уникальное художественное качество картинам Гигера придает аэрограф. Это приспособление, которое распыляет краску. Гигер доказал, что живопись может создаваться и при помощи механизма. Собственно, в этом есть и свой подтекст, особенно если учесть, что основной тематикой его картин являются созданные им же биомеханизмы, которые соединяют в себе плоть и металл. О творчестве Гигера писал его друг, Тимоти Лири:

«Они (картины) недвусмысленно сообщают, откуда мы пришли и куда уйдем. Они обращаются к нашим глубинным, биологическим воспоминаниям. Это наши фотоснимки - за восемь месяцев до рождения. Влагалищные пейзажи. Внутриматочные открытки. И дальше - в глубины ядра человеческой клетки. Хотите взглянуть на свой генетический код? Готовы увидеть, как гены вырабатывают белок, клонируя собственные ткани? Просто переверните страницу. Наши города похожи на гигантские муравейники, населенные колониями насекомых, безликих и уродливых. И это - мы.»

Работы Гигера выполнены в жанре фантастического реализма. Также его стиль многие художники называют некро-готикой, биомеханикой, а подстили - эротомеханикой и др. По мнению Вальтера Шуриана, «творения […] Гигера стали олицетворением демонической стороны фантастического искусства». В 2000 году издательство Taschen предложило почитателям творчества художника коллекцию карт Таро (Baphomet Tarot – by Akron & H.R.Giger ). Каждая карта является тщательным воспроизведением одной из картин Гигера.

Художник спроектировал и тщательно проработал микрофонную стойку для концертных выступлений и съемок в клипах вокалиста группы Korn - Джонатана Дэвиса. В контракте было оговорено создание пяти стоек. В итоге Гигер создал три, две из которых купил Джонатан Дэвис. Обложки альбомов Деборы Харри «Koo Koo» и Emerson, Lake & Palmer «Brain Salad Surgery» были включены журналом «Роллинг Стоун» в список ста выдающихся обложек века.

В 1998 году Гигер приобрёл шато Сен-Жермен в Грюйере (англ.), Швейцария, и теперь этот дом является действующим музеем Х.Р. Гигера и постоянным хранилищем его работ; также маэстро предоставляет экспозиционную площадь музея для выставок других художников, принадлежащих к направлению фантастического реализма. В коллекции музея - многочисленные гротески, скульптуры, эксцентричная мебель и модели для фильмов, большая часть - из 60-х гг. На первом этаже представлена частная коллекция Гигера. В музее находится много эскизов к фильму чужой, а также модели чудищ. В крохотном закутке, отделенном от остальной экспозиции шторами, в свете красной лампы находятся странные рисунки с пришельцами в компроментирующе-эротических позах (вход только для лиц достигших 18 лет).

В музее HR Giger в Грюйере находится бар HR Giger. Дизайн бара спроектирован Гигером. Он представляет собой высокие арки, напоминающие спинные хребты позвоночных животых. Если вы находитесь внутри, у вас создается ощущение, что вас проглотил «чужой». Все в этом баре внушает страх и тревогу. Когда-то «Гигер-бар» был еще и в Нью-Йорке, но закрылся, а в Токио так и не появился - помимо прочих чудес художник хотел, чтобы каждый стол находился в отдельной кабинке лифта и постоянно поднимался и опускался. Японские архитекторы сочли это невозможным и рассорились с Гигером.

В 2012 году проводил выставки в Гамбурге, Германия, в Москве и Стамбуле. В планах находятся работа для дальнейших персональных выставок, так же как и участии в многочисленных групповых выставках в галереях и музеях во всем мире.

Последний период жизни Гигер жил и работал в Цюрихе.

Художник и дизайнер Ганс Рудольф Гигер скончался на 75-м году жизни в больнице от травм, полученных при падении с лестницы в понедельник, 12 мая.

В сети интернет можно встретить следующие варианты написания имени и фамилии художника:

Ханс Рудольф Гайгер; Х.Р. Гайгер; Ганс Руди Гигер; HR Giger; H. R. Giger; Hansruedi Giger; Hans Rudolf «Ruedi» Giger.

====================================

  1. Hans Rudolf Giger - Summary Bibliography (перечень изданий с обложками, оформленными художником).
  2. Страница на IMDB
  3. Мирза Бабаев. Гигер: биомеханика зла (День за днем, 1 декабря 1995)
  4. Видео-пролистывание каталога выставки H.R. Giger Seul avec la Nuit

Дополнительную информацию к биографии Гигера предоставил

Едва появившись в прокате, фильм «Чужие» (" Alien ") моментально стал культовым, особенно для зарубежной молодежи. Этот факт подтверждают как миллионные кассовые сборы, так и огромное количество фанатичных поклонников картины.

Благодаря последним, судя по всему, фильм и получил логическое продолжение, мы не успели оглянуться, как в нашей жизни появились «Чужие-2», «Чужие-3». В общем, считаем до пяти. Пока до пяти. В 1980 г. «Чужие» получили «Оскара». Это заслуга швейцарского художника Ханса Руди Гигера. Одной из самых парадоксальных фигур современного искусства.


ХРОНИКА ШЕДЕВРА

В1977 году Ханс Руди Гигер получил от кинокомпании «XX век Фокс» заказ на дизайнерские разработки фантастических монстров для фильма «Чужие». В начале февраля 1978 года режиссер Ридли Скотт прибыл в Цюрих для ознакомления с предварительными набросками.

Шесть недель спустя кинокомпания одобряет разработки и вызывает Гигера в Лондон для дальнейшего обсуждения эскизов.

Еще через десять недель окончательный вариант дизайна готов. Гигеру дается еще шесть недель для его «овеществления». Однако процесс затягивается на целых пять месяцев.

Наконец осенью 1978 года все работы были закончены. Через полгода в Голливуде состоялась премьера «Чужих» и началось триумфальное шествие фильма по миру.

В СЕТЯХ «НЕКРОНОМИКОНА»

Выбор художника для «Чужих» был закономерен. Все творчество Ганса Руди Гигера настолько монструозно, что лучшего разработчика кошмарных инопланетных чудищ не стоило и желать. Однако в действительности эффект превзошел все ожидания.

Заслуженного «Оскара» в номинации «Лучшие визуальные эффекты» художник получил в 1980 году. Кто-то из кинокритиков охарактеризовал дизайн этой картины как «пугающее присутствие гигеровского творчества». Как ни странно, здесь оно в некотором смысле вторично: художник отчасти цитировал самого себя, свой «Некрономикон» («Маски смерти»), который, в свою очередь, был навеян одноименной книгой Г.Ф. Лавкрафта.

Герой Лавкрафта, черный маг из Йемена Абдулла аль Азред, некогда бродил по тайным храмам Вавилона и Мемфиса, жил в «городе зла» Белет эль Джин, где общался с демонами, участвовал в их ритуалах и был допущен к некой ужасающей тайне, принадлежавшей могучей расе, более древней, чем человечество. Согласно легенде, в 783 году на базарной площади города Саннах посреди солнечного дня безумный фанатик-сатанист был разорван на куски невидимым когтем.

Образы книги пленили воображение Гигера. Одержимый «Некрономиконом» и изрядной дозой ЛСД, он следом за Абдуллой аль Азредом бродил по улицам Саннаха и творил свою галерею «Масок смерти» — более 30 картин за три месяца. Стал ли швейцарский художник последовательным сатанистом, сказать трудно, но отношения с христианством были разорваны окончательно.

Подсознательная же готовность к неприятию Христа была заложена в нем еще в раннем возрасте.

РАННЯЯ ТЯГА

Ханс Руди Гигер родился 5 февраля 1940 года в местечке Чар, в семье аптекаря. О месте своего рождения он позже скажет так: «Мне кажется, что нигде больше не было такого количества алкоголиков, идиотов и самоубийц».

Самые неизгладимые впечатления будущий художник получил в католическом детском саду. Его нередко наказывали, причем своеобразно. Впоследствии, будучи взрослым, Гигер не раз испытывал возбуждение при виде текущей крови. Сказывались воспоминания о тех часах, которые он провел стоя на коленях под распятием, где Иисус страдал, покрытый ужасающими кровавыми ранами. Сложилась неразрывная цепь: удовольствие — наказание — кровь — возбуждение. Наказывали же Гигера в основном за тягу к девочкам. Примечательно, что дошколенок Ханс Руди получил даже прозвище — Убийца женщин.

Биомеханика

Еще одно необычное пристрастие появилось у Гигера в младших классах школы. Преподаватель выводил своих подопечных на прогулку и затеял игру в лошадки, надо сказать, что эти игры проходили на площадке, где в Средние века казнили преступников. Лошадками были девочки, наездниками — мальчики. Напрасно Ханс Руди пытался добиться смены ролей — вожделенную упряжь на него так и не надели.

Зато в одном из своих художественных альбомов «Passage Temple Life» (можно приблизительно перевести как «Путешествие в жизнь храма», но англ. Temple — не только «храм», но и «висок») Гигер щедро снабдил героев всевозможными ремнями, застежками и прочей сбруей, а еще собрал внушительную коллекцию мужских подтяжек.

Прозвище «Убийца женщин» в некотором роде тоже оказалось пророческим. Женщины на картинах Гигера — бледные, анемичные, болезненные — вечно истязаемы и насилуемы самыми изощренными способами.

Практически все крупные альбомы художника питались детскими впечатлениями. Проект «Ghost Train» («Поезд призраков») родился в подвале дома почтенного аптекаря, который маленькому Гигеру казался лабиринтом, населенным ужасными призраками. «Мой "Ghost Train" стал поездкой в одну сторону по этому лабиринту, наполненному скелетами, монстрами из папье-маше, висельниками и мертвецами, танцующими под аккомпанемент собственных костей», — признавался художник. Со временем знаменитый подвал расширился и удлинился за счет соседних домов, купленных Гигером.

СТИЛЬ ДЛЯ БАЙКЕРОВ

Почти все «кошмарные видения» художника получили то или иное развитие. Из «Некрономикона» возникли вполне осязаемые и движущиеся «Чужие». Из «Ghost Train» — лабиринт в частных владениях художника. Из безнадежной серии «The Spell» («Надежда») — детали оформления фильма «Полтергейст-2».


Из дизайнерских разработок к киноверсии фантастической эпопеи Фрэнка Херберта «Дюна» — интерьер в рабочем кабинете Гигера, в котором, по словам мастера, «властвует греховность и творится черная магия». В отличие от «Чужих» киноверсия «Дюны» заметным событием не стала, зато компьютерная игра, вобравшая в себя гигеровскии дизайн, до сих пор пользуется популярностью.

Складывается впечатление, что художнику мало воплотить ужастики на холсте, ему явно необходим следующий шаг к овеществлению всей этой жути. К слову сказать, и не холсты это вовсе, а деревянные щиты, на которые покрытие нанесено с помощью специальной фототехнологии и акриловых красок, напыленных аэрографом.

На ранних этапах своей карьеры Гигер работал еще более любопытно: развешивал листы бумаги на проволоке и зубной щеткой разбрызгивал на них тушь, а затем процарапывал лини щепкой.

Одну из первых работ как раз такого рода — «Atomickinder» («Атомное дитя») — в 1963 году опубликовали андеграундные журналы «Clou» и «Hotcha», угадав в недавнем выпускнике Цюрихского художественного училища будущую культовую фигуру. Тяга к различного рода неформалам сохранилась у Гигера на всю жизнь. В шестидесятые годы он создает цикл «Ангелы Ада», где к несущимся мотоциклистам из тьмы устремляются крылатые демоны. Эта работа стала эмблемой швейцарских байкеров на целые 20 лет, пока они не обратились к Гигеру с просьбой разработать обновленную атрибутику и эмблемы движения. Типография запорола тираж, но художник все равно забрал его и вручную выправил огрехи печатников, что снискало ему еще большую любовь и поклонение. С той поры в байкеровской среде стало престижным носить на теле татуировки, выполненные по мотивам произведений Гигера.

Психоделия — важнейшая черта творчества Гигера. Неслучайно в списке литературных пристрастий художника первые места занимают Кафка, Майеринк и Лавкрафт. В целом же творчество Гигера — это своего рода «звериная икона» Апокалипсиса. Виртуозно владея приемами культовой живописи, «швейцарский сатанист» использует их для демонстрации вещей, относящихся к инфернальному плану существования. Люди на его картинах стянуты металлическими скобами, запаяны и заварены в частях разрушенных механических конструкций. Лопнувшая кожа, вываливающиеся внутренности...

Смаковать инфернальный ужас - занятие не хуже многих других. О вкусах, разумеется, не спорят - разве что кончина мифического Абдуллы аль Азреда несколько портит аппетит. Впрочем, признанный маэстро Гигер творческим несварением явно не страдает - а уж что там от искусства, а что лишь от лукавого...

Гигер живописует победу материи над духом, Сатаны над Христом. Из его атобиографии следует, что студенческих лет он предпочитал селиться в "проклятых" домах, коллекционыровал ритуальные предметы, истользовавшиеся в ритуалах типа Черной мессы (в его коллекции имелась, например, "голова дьявола", обтянутая настоящей человечесой кожей). Его первая возлюбленная - прекрасная Ли Тоблер - после девяти лет с Гигером впала в летаргию, а затем застрелилась. Он симпатизирует "Ангелам Ада" и даже нарисовал плакат для слета этой организации в Швейцарии. После выхода "Некрономикона Гигера" ("Некрономикон" - апокрифическая книга заклинаний, позволяющих вызвать демонических Властелинов мира - важнейших источник вдохновения для Алистера Кроули, Г.Ф.Лавкрафта и многих других черновидцев) Гигер был заочно принят в одно из тайных обществ под именем "Frater Alien" ("Брат Чужой") - что является, несомненно, признанием его авторитетным эксперто в области Зла.

Однако знание Зла вовсе не обязательно означает подчинение его законам. Ведь Зло, в сущности - это та иллюзорная реальность, в которой мы, обычные, непросветленные существа, "движемся и живем". Понимание природы Зла может поэтому стать путем к освобождению из его пут. Так, в частности, истолковывает значение творчества Гигера его друг, знаменитый "психоделический гуру" Тимоти Лири:

Гигер, ты иномирный пришелец, таящийся в моем теле, откладывающий в нем свои блуждающие яйца чуда. Ты опутал себя шелковистым коконом, словно личинка, и проложил глубокий тоннель к железе моей мудрости. Гигер, ты видишь глубже, чем мы, одномашненные приматы. Не посланник ли ты какого-то сверхразумного биологического вида? Может быть, ты - вирусный гость, глядящий глазами цвета маковых лепестков на наши органы размножения?

Творчество Гигера тревожит и ужасает нас потому, что охватывает громадный эволюционный период. Оно показывает нам - и даже слишком отчетливо - откуда мы пришли и куда уйщем. Он погружается в наши биологические воспоминания. Он делает наши младенические фотографии за восемь месяцев до нашего рождения. Гинекологические пейзажи. Внутриматочные открытки. Гигер опусткается даже еще глубже - в ядерную структуру наших клеток. Хотите знать, как выглядять ваши цепочки ДНК? Взгляните на его работы.

Увлекая нас вспять - в наше болотистое, слизистое, вегетативное, насекомовидное прошлое, он всегда толкает нас вперед - в космос. Его конечная перспектива - внеземная. Он учит нас любить наши скользкие, эмбриональные, насекомовидные тела - чтобы мы смогли преображить их.

Как бы мы ни относились к творчеству Гигера, какие бы смыслы ни открывало нам оно, нельзя не признать его творческий гений. Широко пользауясь техникой шаблонов-накладок и распылителем, что, по его собственному признанию, позволяет художнику функчионивовать автоматически, за пределами обычного ясного сознания, он создает картины настолько реалистичные, что их можно принять за фотографии. (Что, кстати, однажды и подвело датских таможенников, отказавшихся пропустить их в страну. Гигер, рассказывая об этом случае, замечает: "Где, интересно, они думали, я фотографировал? В аду, что ли?") Сходя в гроб, Гигера благословил Дали - еще один представитель "сверхреализма". Искусство Гигера, как, впрочем, и всякое настоящее искусство, открывает новые измерения реальности, давая нам тем самым возможность расширить наше понимание мира и самих себя.


Многие бро смотрели фильм Ридли Скота «Чужой». Ну, по крайней мере точно помнят что такое ксеноморф, собственно, это сам Чужой. Собственно образ инопланетной очень странной формы жизни вошел практически во все списки лучших монстров за все время существования индустрии кинематографа. В чем секрет? А секрет в том, что монстр в фильме был сделан под чутким руководством крайне талантливого, но весьма сомнительного в психическом плане швейцарского художника по имени Ганс Рудольф Гигер.

Черт возьми, просто посмотри на его работы!! Этот чувак не просто странный, а еще вдобавок талантливый и странный. Несмотря на откровенные проблемы в психике, Гигер остается культовым художником уже много-много лет.


Как он вообще таким получился? Скорее всего причина в том, что папашка маленького Руди (который, кстати, была аптекарем) подарил маленькому Гансу в далеком детстве… настоящий человеческий череп. С этой поры у Руди начались странности. Впрочем, еще тогда он увлекался мифологией и оккультными науками.

Больше всего на свете маленького Руди интересовали… девочки. Собственно, некоторые ненавистники Гигера считают, что он до глубины души ненавидит женщин, что в корне неверно: мастер ужаса дам боготворил и обожал. Несмотря на то, что от Гигера ушло много жен (а одна даже в мир иной), он со всеми сохранил приятельские и партнерские отношения (кроме той, что отошла в мир иной, разумеется).

Рисовал Гигер с младых ногтей, учился анатомии, так, что его работы (несмотря на очевидную фантастическую составляющую) поразительно реалистичны. Первая его работа, которая получила специфичное название «Atomkinder» («Атомные дети») была опубликована в 1959 году, когда Гигеру было 19 лет. В дальнейшем он много раз печатался в контркультурных журналах, был популярным, но в крайне узких кругах. Пока… пока он не выпустил альбом плакатов, который был назван в честь вымышленной книги, присутствующей в книгах Лавкрафта, «Некрономикон». Тут-то к Гигеру и пришла слава, ведь его заметил режиссер Ридли Скотт, который предложил художнику сделать всех монстров в фильме «Чужой». Гигер ни в чем себе не отказывал, и тут-то Скотт встретился с важной проблемой: почти все картины Руди носили в себе… наличие мужских половых пиписек и (что очень часто) женских прелестей и органов. После небольшого косметического изменения Скоттом знаменитый ксеноморф перестал так явно напоминать… сам понимаешь что.

Тема пинусов и женских прелестей проходит через творчество Гигера красной линией. Старику Фрейду даже ничего говорить не нужно — итак все понятно. Впрочем, Ганс никогда не скрывал, что любит онанировать. Честный человек!


Кроме ярко выраженных половых органов в творчестве Гигера есть место наркотикам. Знающие люди с уверенностью утверждают, что по периодам творчества Ганса можно проследить, когда он употреблял те или иные вещества. Чаще всего это амфетамин. Впрочем, сейчас Гигер не употребляет — не солидно как-то и никому не рекомендует: у него и так в голове страшно, а с «дурью» еще хуже.

В творчестве Гигера преобладают зеленые, черные, металлические и коричневые оттенки. Собственно, Гигера в некотором роде считают создателем киберпанка — жанра в научной фантастики. Обилие плоти и различного металла соединяются в картинах Гигера в самых различных пропорциях, все это обильно приправляется извращенным разумом, половыми органами и всем таким прочим. Получается ужасно и талантливо. Гигер активно использует в своем творчестве прибор под названием аэрограф, это прибор, который распыляет краску на рисунки тонким слоем, придавая им матовость. Во многих своих работах (например, в рисунках для обложек альбомов для разных рок-групп) Гигер использует интересную технологию нанесения краски прямо на фотографию, придавая рисунку дополнительную реалистичность. И никакого фотошопа

Биомеханические миры Ганса Гигера

Он худой и высокий. Голодный и злой. Его кожа — нездорового серо-коричневого цвета. У него вытянутый череп и невеселое лицо. У него две пары челюстей, из них капают слюни. Он создан человеком, однако это вовсе не Буратино. Персонаж вам известен — это Чужой из одноименного фильма. Придумал его швейцарский художник Ганс-Руди Гигер — он сотворил целый зоопарк подобных монстров и даже целые миры, населенные ими. Но наш мир знает его в главным образом как создателя Чужого. Кто он, Гигер? Человек, создавший суперпопулярного монстра и с тех пор живущий с ним счастливо... Или... не все так просто?

«Оскар» — за кошмар

Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия;
страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида,
и все же он не может освободиться от нее — да и не хочет,
ибо человек страшится, но страшится он того, что желает.

В середине 1970-х режиссер Ридли Скотт работал над фильмом «Чужой». Задумка казалась перспективной, не хватало главного — жуткого монстра-пришельца. Тогда сценарист фильма Дэн О’Бэннон вспомнил о своем приятеле Гансе-Руди Гигере — в то время уже известном швейцарском художнике.

О’Бэннон показал Скотту книгу под названием «Некрономикон Гигера» — альбом репродукций, полный удивительно реалистичных изображений странных и страшных существ. Одни твари пришли из эротических снов, других сделали из запчастей неведомых машин, для внешности третьих было характерно и то и другое...

«Когда я увидел книгу, мои глаза на лоб полезли!» — вспоминает Скотт. Гигер оказался самой подходящей находкой. Более всего режиссера привлекла картина Necronom IV с длинноголовым чудищем, которое после небольших переделок стало знаменитым Чужим. Гигера немедленно пригласили в проект, и в феврале 1978-го с ним заключили договор.

Художник быстро подготовил рисунки, по которым следовало сделать скульптуру Чужого, и отправил их Скотту в Англию. Местные скульпторы с задачей не справились — пришлось позвать самого автора руководить работой. Гигер планировал задержаться в Великобритании на три недели, но работа затянулась на пять месяцев: помимо «Чужого» он занялся и оформительской работой — от проектирования образа космического корабля с его интерьером до создания пейзажа планеты.

Биомеханика

И он прекрасен... как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки.

Граф Лотреамон, «Песни Мальдорора»

Но не Чужим единым жив Ганс-Руди Гигер. Милая мордашка и хрупкая тушка Чужого — это всего лишь один из множества адских персонажей гигеровского мира.

Ранние работы Гигера — типичный сюрреализм с заметными намеками на технику мастеров этого жанра, особенно Сальвадора Дали. Но художник пытался создать свой стиль, найти новые интересные источники вдохновения. Когда Гигеру попадаются какие-то новые образы, он старается максимально «выжать» их: по-всякому перерисовывает, комбинирует, а если этого недостаточно — создает их скульптурные образы.

Один из часто встречающихся сюжетов его картин — шахты. В биографии Гигера у шахт есть своя история. Он начал рисовать шахты в 1966 году, они ему тогда постоянно снились — пропасти с бесконечными лестницами без перил.

Другой сюжет — гильотины. Однажды Гигер купил игрушечную модель этого устройства, и оно стало одним из образов, который он часто рисовал. И чтобы ее как следует «проработать» в своем сознании, он захотел сделать гильотину в настоящую величину. Заказал у плотника все необходимые части и собрал гильотину — правда, без лезвия. «Отец говорил, что я сошел с ума», — вспоминает Гигер. Впрочем, бедного папу странное увлечение тревожило недолго — интерес к этой жуткой штуке у сына скоро пропал.

Как-то Гигер познакомился с творчеством американского писателя Говарда Филипса Лавкрафта — создателя мифов о Ктулху и прочих божествах из недр земли и морских глубин. Эти мифы содержатся в таинственной книге «Некрономикон», которую, судя по всему, сам Лавкрафт и придумал. Но это неважно — ужасающие образы космических сил, готовых пробудиться и захватить мир, притягательны для современной культуры независимо от того, насколько правдивы эти истории.

Готовя к печати очередной альбом со своими картинами, Гигер долго размышлял, как назвать серию своих работ, пока не пришел к названию «Некрономикон Гигера», хотя книга с Лавкрафтом никак не связана.

В 1968 году Гигер издал альбом постеров «Биомеханоиды». Биомеханоиды — придуманные Гигером существа, сочетающие в себе механику и органику, технологию и искусство. Именно благодаря Гигеру появился термин «биомеханическое искусство».

В идее биомеханоидов мало удивительного — это, возможно, закономерный ответ на новые достижения науки, которая готова менять человека с помощью клонирования, генетики, технологичных имплантатов... Приведут ли такие технологии к катастрофе? Никто не знает, но ожидания от них по большей части пугающие. И у Гигера представление о них не самое радужное.

Источник вдохновения

У того, кто живописует сверхъестественное, должно быть воображение,
подсказывающее ему образы, или, составляя реальные сцены,
он заимствует понемногу из призрачного мира, в котором живет.

Г.Ф. Лавкрафт, «Фотография с натуры»

Один из главных источников вдохновения Гигера — ночные кошмары. Художник временами страдает расстройствами сна, которые и приносят новые образы. Живопись для него является как бы психотерапией: если он долго и тщательно работает с какими-то образами, то они постепенно покидают сновидения. На место их, однако, приходят новые кошмары...

Гигеру как персоне публичной постоянно приходилось вести довольно напряженную жизнь. Усталость не выбивает его из колеи, а вызывает очередные нарушения сна и новые кошмары. А они для него — источник вдохновения!.. Вот так непрерывно работает творческая лаборатория по имени Ганс-Руди Гигер.

Одну из интерпретаций живописи Гигера предлагает психолог Станислав Гроф. По его теории, человек до, во время и в первые дни после рождения проходит состояния, которые определяют специфику его психики в дальнейшем. Эти состояния могут быть негативными или позитивными — в зависимости от того, есть ли какие-то угрозы жизни и здоровью в процессе развития организма. Картины Гигера, по мнению Грофа, идеально иллюстрируют негативные состояния.

Фотограф из ада

Голландским таможенникам однажды показалось, что мои работы не нарисованы, что это фотографии. Интересно, где, по их мнению, я их снимал? В аду, что ли? Только после того, как приглашенный эксперт установил, что мои работы выполнены с помощью краскопульта, таможенники их пропустили.

Рассматривая картины Гигера, невозможно не удивиться их натуралистичности. Заметно, что реальности добавляют детали типа прозрачных слоев, легких, «живых», бликов или будто бы настоящего сияния. Фотографического эффекта художник добивается, виртуозно используя краскопульт — пульверизатор, распыляющий краски. С его помощью сделано большинство работ Гигера.

Со временем Гигер расширил диапазон используемых техник — он рисует и чернилами, и маркерами, и пастелью; среди его поздних работ мало больших картин, сделанных краскопультом.

В 1989 году специально для съезда «Ангелов Ада» — известной международной группировки байкеров — Гигер создал серию постеров, нарисованных маркерами. Когда рисунки напечатали, он увидел, что получились они тусклыми. Но времени на перепечатку не было! Художник решил срочно возвратить им изначальные цвета и принялся прямо во время съезда раскрашивать распечатанные постеры — любимым краскопультом.

Загадка черепа

А началось все... с черепа.

Уже в детстве Гигера тянуло к мрачной романтике. И еще он обожал рисовать. Однажды отец, аптекарь, подарил маленькому Гансу-Руди человеческий череп, который получил на каком-то научном семинаре. С этого момента Гигер и оказался окончательно околдован потусторонними образами, которые и повлияли на его дальнейшее творчество. Об этом явно говорит то, что Гигер до сих пор хранит эту, казалось бы, не слишком удивительную вещь как огромную ценность.

Эта «красотка» — один из первых экс-периментов в области биомеханического искусства, когда Гигер еще предпочитал работать с чернилами (1960 год).Рисунок Ганса Гигера (1960 год)


Ганс Рудольф Гигер – швейцарский художник, скульптор и декоратор; более всего известен своим уникальным сюрреалистичным стилем. Прославился целым рядом необычных произведений; самым знаменитым его творением стал образ легендарного Чужого из одноименной киносерии.

Родился Гигер в Куре, столице швейцарского кантона Граубюнден (Chur, Graubünden). Отец его был химиком, искусство считал занятием сов

ершенно бесперспективным и сына всячески поощрял на занятия фармацевтикой. В 1962-м Ганс переехал в Цюрих (Zürich), где до 1970-го изучал архитектуру и промышленный дизайн в Школе прикладных искусств. Некоторое время у Гигера был роман со швейцарской актрисой Ли Тоблер (Li Tobler), однако в 1975-м та свела счеты с жизнью. В 1979-м Ганс Гигер женился на Мие Бонзаниго (Mia Bonzanigo); увы, уже полто

ра года спустя они расстались.

Начинал рисовать Гигер с небольших чернильных картин; позже он переключился на масляные краски. Большую часть своей карьеры Гигер рисовал пульверизатором, создавая одноцветные холсты, украшенные сюрреалистичными, будто бы вышедшими из ночных кошмаров, образами. Позже, впрочем, Ганс несколько сменил технику рисования – оставив пульверизатор, он взялся за изучение пастели,

маркеров и чернил. Главной отличительной чертой его стиля стала так называемая "биомеханика" – изображение сложных, бездушных сочетаний человеческих тел и разного рода технических устройств. На работы Ганса Гигера большое влияние оказали Сальвадор Дали (Salvador Dalí) и Эрнст Фукс (Ernst Fuchs); известно, что с Дали Гигер был знаком лично – познакомил их когда-то художник Роберт Веноза (Robert Ven

osa). Довольно близкие отношения у Ганса Гигера сложились и с Тимоти Лири (Timothy Leary). Элементы "ктулхианской" стилистики Говарда Лавкрафта (H. P. Lovecraft) в работах Гигера также вряд ли случайны – есть основания полагать, что Ганс в свое время отдал работам Лавкрафта должное; первый сборник его работ даже назывался "Некрономикон" (Necronomicon) – в честь легендарного вымышленного магического гри

муара, порожденного именно фантазией Лавкрафта.

Немалую часть жизни Ганс Гигер страдал от регулярных ночных кошмаров; проблемы со сном изрядно изнуряли художника, однако и вдохновение его "подкармливали" как следует – многие наиболее нереальные образы, мелькающие в творениях Гигера, пришли именно из его кошмаров. Когда-то первые свои картины Ганс Гигер нарисовал именно в порядке своеобразной терапии;

озже эта форма самолечения переросла в нечто куда большее и стала для Ганса настоящим призванием.

В 2007-м Гигер и его творчество стали главной темой 19-минутного короткометражного проекта "H.R. Giger"s Sanctuary"; фильм этот демонстрировался по всему миру, а в мае 2008-го был выпущен на DVD.

Прославивший его образ Чужого Гигер создал, вдохновляясь собственной же картиной "Некроном IV" (Necronom IV);

образ этот оказался настолько ярким и удачным, что в 1980-м Ганс даже получил за него "Оскар". Сборники его картин – в частности, "Некрономикон" и "Некрономикон II" – часто использовались на страницах журнала "Omni", что на популярности Гигера также сказалось лучшим образом. Многим запомнились разработанные Гансом Гигером серии работ для разного рода музыкальных альбомов.

В 1998-м Гигер приобрел себе

шато Сен-Жермен в Грюйере, Швейцария (Gruyères, Switzerland); там на данный момент располагается Музей Гигера. Жил и работал Ганс Гигер в Цюрихе, со своей новой женой Кармен Марией Шейфеле Гигер (Carmen Maria Scheifele Giger), занимавшей в названном музее должность директора.

12 мая 2014-го Ганс Гигер скончался в цюрихском госпитале; причиной смерти стали полученные при падении с лестницы травмы