Иллюстрации владимирского к волшебнику изумрудного. Леонид владимирский. Как вы нашли свое призвание


Леонид Викторович

АВТОБИОГРАФИЯ

Я родился очень давно – в 1920 году в Москве на Арбате. Мои родители были далеки от искусства. Мама была врачом, а отец – счетоводом. Это тогда была такая профессия. Над моей детской кроватью висела большая карта мира. Наверно, поэтому я мечтал стать путешественником. В мои 11 лет к отцу на работу стали приходить письма со всего света. На меня большое впечатление произвели марки. Я стал не только их собирать, но и рисовать. К увлечению рисованием позднее добавилась любовь к стихам. Это мой юношеский манифест:

Узнать все краски,
Понять их звоны,
Стихов и сказок
Открыть законы.
Не будет скуки
И многоточий:
Работать – сутки,
Любить – так очень.
Дорогу чуду:
Судьбе-удаче.
Счастливым буду,
И не иначе!

Когда я закончил школу, отец сказал: «Нужно получить надёжную профессию, а там занимайся чем хочешь – рисуй картины или пиши стихи». И я поступил в инженерно-строительный институт, где до начала войны успел окончить три курса. МИСИ эвакуировали на Урал, но мы, комсомольцы-добровольцы, пошли в армию. Я служил в инженерных войсках. После войны нужно было оканчивать строительный институт. Но, повзрослев, я решил круто изменить свою судьбу и пошёл снова учиться на первый курс, но теперь уже художественного факультета ВГИКа. Его я окончил в 1951 году с отличием и был направлен на студию «Диафильм». Там я нарисовал 10 плёнок, в том числе диафильм «Приключения Буратино» по сказке Алексея Толстого. Я создал свой образ деревянного мальчишки в полосатом колпачке и красной курточке. В 1956 году в издательстве «Искусство» вышла книжка под тем же названием. В ней было 128 картинок про Буратино. Эта книжка с тех пор всё время переиздаётся.
Рисовать детские книжки мне понравилось, и я стал называть себя художником-иллюстратором. Следующей моей работой стала сказочная повесть А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (1959 год). С замечательным человеком и писателем Александром Мелентьевичем Волковым мы дружно проработали 20 лет. За это время он написал, а я проиллюстрировал ещё 5 книжек об Изумрудном городе.
Расставаться со своими любимыми героями мне не хотелось, и впоследствии я сам написал две сказочные повести про их приключения: «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе».
В списке моих работ – «Руслан и Людмила» А. Пушкина, «Три толстяка» Ю. Олеши, «Путешествия Голубой стрелы» Д. Родари, русские сказки, «Приключения Петрушки» и другие книги.
Сбылась и моя детская мечта. Как только мог, я старался путешествовать по Советскому Союзу и за рубежом. Из поездок привозил зарисовки и записки и публиковал их в журналах. Удалось издать путевой альбом «Австралия».
С возрастом глаза устали, рисовать стало трудно. Я начал писать статьи по искус-ству - вроде «Тайны Чёрного квадрата» - и рассказы для детей и взрослых. Вспомнил и о юношеском увлечении и стал писать стихи. Я посвящаю их моей берегине и музе – жене Светлане Ковальской. Кстати, она тоже художница, но живописец. Это её заботам я обязан тому, что уже дожил до 90 лет и продолжаю заниматься творчеством.
По большому счёту должен сказать, что моя судьба-удача сбылась.

Владимирский Леонид Викторович (21 сентября 1920 года, Москва - 18 апреля 2015 года). Вырос на Арбате, его мать была врачом, а отец — экономистом. После окончания школы поступил в инженерно-строительный институт (МИСИ), где до войны успел окончить три курса. В августе 1941 г. добровольцем пошел в армию и был направлен на курсы военно-инженерной академии им. Куйбышева, потом в инженерные части.
Cтроил мосты и фортификационные сооружения. Окончил войну в звании старшего лейтенанта.
В 1945 году, после демобилизации, поступил на первый курс художественного факультета института кинематографистов (ВГИК) на отдел мультипликации, которое окончил с отличием в 1951 г.

В качестве главного художника был направлен на студию «Диафильм”, где нарисовал 10 детских диафильмов, в том числе «Приключения Буратино” (1953 г.) по сказке А.Толстого. В нем художник создал свой образ деревянного героя в полосатом колпачке, который теперь общеизвестен. Кстати, вопреки тексту А.Толстого, где дважды указано, что колпачок у Буратино был белым, Владимирский нарисовал его полосатым. Именно полосатый колпачок и стал классическим и неотъемлемым в любом изображении Буратино.

А Папу Карло он рисовал со своего деда.

Завоевав любовь детей, и пройдя проверку временем, образ Буратино Л.Владимирского стал классическим. Его используют в кино и театре, по нему делают куклы, его рисуют на этикетках различной продукции и т.д.

В процессе поиска «своего стиля», художник проиллюстрировал, нехарактерные для него впоследствии, книги – О.Обручева «Земля Санникова» и Б.Ляпунова «Борьба за скорость».
На этом этапе художник тесно сотрудничает с периодическими изданиями. Журналы, в которых можно увидеть великолепные образцы его графики, трудно полностью перечесть – «Огонек», «Работница», «Знание и сила», «Затейник», «Вокруг света», «Здоровье», «Наука и жизнь», «Крестьянка», «Пионер», «Мурзилка» и огромное множество других.

Художник иллюстрировал: поэму «Руслан и Людмила” А.С.Пушкина, сказки «Путешествие Голубой стрелы” Дж.Родари, «Три толстяка” Ю.Олеши, «Приключения Петрушки” М.Фадеевой и А.Смирнова, «Приключения Кьодино-винтика” Г.Парка и М.Арджилли.

Вторая известная работа художника, принесшая ему всенародное признание – иллюстрации к шести сказочным повестям Александра Волкова.

Первая книга «Волшебник Изумрудного города” с рисунками Леонида Владимирского вышла в свет 1959 году. А потом пачками пошли письма детей с просьбой написать продолжение. Популярность книги была огромна! Все тиражи просто «сметали» с прилавков. Ее даже перепечатывали и перерисовывали вручную. По данным Книжной палаты, с тех пор с рисунками Л. Владимирского она переиздавалась более 100 раз.
Иногда даже случалось так, что художник просил Волкова переделать текст под свои рисунки. Например, когда уже была готова рукопись «Двенадцать подземных королей” Владимирский предложил сделать не двенадцать королей, а семь, по цветам радуги. Убрать пять королей — переделывать всю книжку!.. Волков «покряхтел, поворчал, но сел – и все переделал».

В 1979 году за заслуги в области изобразительного искусства ему присвоено звание «Заслуженного деятеля искусств РСФСР». А в 1996 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса детских читательских симпатий. На счету художника большое количество персональных выставок, как в России, так и за рубежом. Выставки художника проходили в Федеральном собрании Российской Федерации. Экспозиции его работ и сейчас проходят в Центральном Доме Художника (ЦДХ), Московском Доме Национальностей, Российской Государственной Детской Библиотеке (РГДБ) и других выставочных центрах.

PS. А то все политика, роботы… Жомини да Жомини, а о водке ни полслова…

Началось все с того, что Александр Мелентьевич Волков, большой знаток иностранных языков, решил изучить английский. И для практики попробовал переводить сказку американского писателя Фрэнка Баума "Мудрец из Страны ОЗ". Книжка ему понравилась. Он начал пересказывать ее двум сыновьям. При этом кое-что переделывая, кое-что добавляя. Девочку стали звать Элли. Тотошка, попав в Волшебную страну, заговорил. А Мудрец из Страны Оз обрел имя и титул - Великий и Ужасный Волшебник Гудвин... Появилось множество и других милых, забавных, иногда почти незаметных изменений. А когда перевод или, точнее, пересказ был закончен, то вдруг выяснилось, что это уже не совсем баумовский "Мудрец". Американская сказка превратилась просто в сказку. А ее герои заговорили по-русски так же непринужденно и весело, как за полстолетия до этого говорили по-английски.
Самуил Яковлевич Маршак вскоре познакомился с рукописью "Волшебника", а потом и с переводчиком, и настоятельно посоветовал ему заняться литературой профессионально. Волков прислушался к совету. "Волшебник" был издан в 1939 году. В руки нашего поколения "Волшебник Изумрудного города" попал только в начале 60-х, уже в переработанном виде, с чудесными картинками художника Л.Владимирского. С тех пор он переиздаётся чуть ли не каждый год и пользуется неизменным успехом. И юные читатели опять отправляются в путешествие по дороге, вымощенной желтым кирпичом...
Невероятный успех цикла Волкова, сделавший автора современным классиком детской литературы, во многом задержал "проникновение" на отечественный рынок оригинальных произведений Ф. Баума; тем не менее, за исключением первой повести, цикл Волкова представляет собой плод его самостоятельной фантазии.


Элли, Тотошка, Железный Дровосек, Лев и Страшила. В издании 1963 года (издательство «Советская Россия» Москва) эта картинка была использована на обложке.



«Однажды летним вечером Элли сидела на крыльце и читала вслух сказку. Анна стирала белье.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Страшно было в пещере Гингемы. Там под потолком висело чучело огромного крокодила. На высоких шестах сидели большие филины, с потолка свешивались связки сушеных мышей…… Длинная толстая змея обвивалась вокруг столба…
… В большом закопченном котле Гингема варила волшебное зелье. Она бросала в котел мышей, отрывая одну за другой от связки.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Гингема подхватила котел за «ушки» и с усилием вытащила его из пещеры. Она опустила в котел большое помело и стала расплескивать вокруг свое варево.
- Разразись, ураган! Лети по свету, как бешенный зверь!»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«… книга начала расти, расти и превратилась в громадный том. Он был так тяжел, что старушка положила его на большой камень.
Виллина смотрела на листы книги, и они сами переворачивались под ее взглядом.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Когда все успокоилось, самый смелый из Жевунов, их старшина, обратился к Элли...»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело - отгонять птиц…
… фигура закивала головой с самым дружеским видом.
Элли испугалась, а храбрый Тотошка с лаем набросился на изгородь, за которой был шест с чучелом.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Но тут возмутился Тотошка и с негодованием воскликнул:
- А почему со мной не здороваешься?
- Ах, виноват виноват! - извинился Страшила и пожал песику лапу. - Честь имею представиться: Страшила!
- Очень приятно! А я Тото! Но близким друзьям позволительно звать меня Тотошкой!»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«У надрубленного дерева с высоко поднятым топором в руках стоял человек, целиком сделанный из железа. Голова его, руки и ноги были прикреплены к железному туловищу на шарнирах; на голове вместо шапки была медная воронка, галстук на шее был железный. Человек стоял неподвижно, с широко раскрытыми глазами.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Людоед страшно обрадовался, поймав Элли, и решил устроить себе настоящий пир. Он притащил девочку в замок, связал и положил на кухонный стол, а сам принялся точить большой нож.
«клинк… клинк...»- звенел нож.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«На нем был косматый плащ из звериных шкур. На голову вместо шлема Людоед надел большую медную кастрюлю, ручкой назад, и вооружился огромной дубиной с шишкой на конце, утыканной острыми гвоздями.…
… Людоед догнал Страшилу, и тот вдруг бросился ему под ноги. Не ожидавший этого, людоед кувырком перелетел через Страшилу.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Людоед не успел опомниться, как к нему сзади подскочил Железный Дровосек, поднял огромный острый топор и разрубил Людоеда пополам вместе с кастрюлей.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
« - Скажи, пожалуйста, а ты когда-нибудь дерешься с другими львами?- поинтересовался Тотошка.
- Где уж мне… Я от них бегу, как от чумы,- признался Лев.
- Фу!- насмешливо фыркнул песик. - Куда же ты после этого годен!»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Железный Дровосек и Страшила скрестили руки и посадили на них Элли. Они сунули Тотошку в руки сонной девочки, и та бессознательно вцепилась в мягкую шерсть. Страшила и Железный Дровосек шли среди макового поля по широкому примятому следу, оставленному Львом, и им казалось, что полю не будет конца.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Над воротами висел колокол, а рядом, над калиткой, другой, поменьше… Ворота открылись, и путники вошли в сводчатую комнату, на стенах которой блестело множество изумрудов.
Путников встретил маленький человек, с ног до головы одетый в зеленое; на боку у него висела зеленая сумка.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Он вышел вперед. Когда вожак подбежал к Железному Дровосеку, широко разевая красную пасть, Дровосек взмахнул остро отточенным топором - голова волка отлетела. Волки бежали вереницей один за другим...»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«И он нахлобучил шляпу на голову, широко расставил руки и принял вид заправского пугала…
… вожак хотел сесть Страшиле на голову, но тот поймал его за крыло и мигом свернул ему шею. Сорок хищных ворон с железными клювами было у Бастинды, и всем свернул шеи храбрый Страшила и побросал их в кучу.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Злая Бастинда позеленела от страха, видя, что путники идут да идут вперед и уже приближаются к ее дворцу.
Пришлось воспользоваться последним волшебным средством, которое у нее оставалось. В потайном дне сундука Бастинды хранилась Золотая Шапка.…
… И вот Бастинда достала Шапку, надела на голову и начала колдовать. Она топала ногой и громко выкрикивала волшебные слова...»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Держа в одной руке корзинку с провизией, а в другой большую бутыль с водой, Элли отправлялась на задний двор. Там ее с восторгом встречали Лев и Тотошка.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Элли была вне себя от горя и гнева: она так любила серебрянные башмачки. Чтобы хоть как-нибудь отплатить Бастинде, Элли схватила ведро воды, подбежала к старухе и окатила ее водой с головы до ног.
Волшебница испуганно вскрикнула и пыталась отряхнуться. Напрасно: ее лицо стало ноздреватым, как тающий снег; от нее повалил пар; фигура начала оседать и испаряться...»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Восстановить Дровосека оказалось далеко не так просто, как Страшилу. Искуснейший мастер страны Лестар три дня и четыре ночи работал над его исковерканным сложным механизмом. Он и его помощники стучали молотками, пилили напильниками, склепывали, паяли, полировали...»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«… из-за зеленой ширмочки, сливавшейся со стеной, с криком выскочил маленький человечек
… Ростом он был не выше Элли, но уже старый, с большой головой и морщинистым лицом. На нем был пестрый жилет, полосатые брюки и длинный сюртук. В руке у него был длинный рупор, и он испуганно отмахивался им от Тотошки, который выскочил из-за ширмочки и старался укусить его за ногу.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Изловчившись, Лев сделал длинный прыжок и упал прямо на спину зверя. Прежде чем Паук опомнился от сна, Лев ударом когтистой лапы перервал его тонкую шею...»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Лев рассвирепел и стремительно бросился в атаку, грозно рыча и хлеща себя хвостом по бокам. Но несколько Прыгунов, взлетев, так ударили его своими плоскими головами и крепкими кулаками, что Лев покатился по склону горы, кувыркаясь и мяукая от боли, как самый простой кот.»


Волшебник Изумрудного города - иллюстрации Л. Владимирского к книгам Волкова А.М.
«Замок Людоеда стоял на холме. Его окружала высокая стена, на которую не вскарабкалась бы и кошка. Перед стеной был ров, наполненный водой.…
… Железный Дровосек и Страшила в недоумении стояли перед рвом...»

Скачать 26 иллюстраций - 5,15 МБ