Музыкальный инструмент: Саксофон

Если кому-нибудь задать вопрос, какой музыкальный инструмент вы считаете наиболее чувственным? Несомненно, в ответ услышите - саксофон - инструмент для души, как его называют многие меломаны. Его с трастный и экспрессивный тембр, умеющий передавать нежность и страсть, может уносить человека в самые потаённые воспоминания. Не зря поэты в своих лирических стихах поющий и плачущий голос саксофона часто связывают с романтическими переживаниями героев. Но не только слезы и печаль характерны для этого инструмента, который обладает большими выразительными возможностями. Он весьма многолик и может быть серьёзным философом в произведениях И.С. Баха , нежным и лиричным у композиторов-романтиков, дерзким и свободным в джазе. В этом жанре саксофон - король, так как фактически является голосом исполнителя, которым он разговаривает со слушателями. Нельзя не отметить импровизационные возможности инструмента, сделавшие его в джазовом искусстве непревзойдённым лидером.

Звук

Серебристый, бархатный, волшебный, магический - такими красивыми словами обычно описывают голос саксофона. Его певучий и сочный тембр зачаровывает с первых нот. Звук инструмента узнаваем без труда.

Его выразительные возможности очень велики, саксофон отличается не только певучестью и мелодичностью, но и техничностью, являясь одним из самых виртуозных в группе духовых инструментов, ведь ему посильны различные исполнительские задачи. Плавное легато с глиссандированными звуковыми переходами, отчётливое стаккато, фруллато, вибрация звука с большой амплитудой, а также использование очень высокого регистра с флажолетным звучанием - это только небольшой перечень приёмов, которыми пользуются саксофонисты.

Диапазон инструмента, составляющий более двух октав, делится на три регистра: низкого, среднего, и высокого звучания. Их выбор зависит от характера произведения заложенного композитором.

Звукообразующий элемент на инструменте - трость, которую исполнитель заставляет колебаться, вдувая в саксофон воздух. Принцип извлечения звука близок к звукоизвлечению на кларнете , а вот аппликатура саксофона похожа на аппликатуру гобоя .

Фото :





Интересные факты

  • Граждане Бельгии очень гордятся тем, что человек, создавший саксофон, является их соотечественником. В знак признания великого изобретателя, ещё до введения единой валюты для стран «еврозоны», национальным банком страны была выпущена банкнота 200 франков с изображением Адольфа Сакса.
  • Детство Сакса было очень драматичным, мать называла его ребёнком, обречённым на неудачу. В два года он упал со второго этажа, сильно ударившись о камень. Родители думали, что сын не выживет. В три года Адольф отравился серной кислотой и проглотил булавку. Далее были сломанная нога, корь и три дня в коме, ожоги от порохового взрыва, сломанная рука, сильное отравление от испорченного вина и другие неприятные ситуации.
  • Зависть конкурентов А. Сакса после изобретения саксофона не имела границ. Для борьбы с ним ненавистники создали целое сообщество. Его трижды банкротили в 1852, 1873 и 1877 годах. У него переманивали рабочих, выкрадывали чертежи, музыкантам запрещали использовать его инструменты, обворовывали его мастерские, публиковали клеветнические статьи и даже организовывали покушение на убийство.
  • Памятник, а также самый большой музей А. Сакса находится в г. Динант, на родине великого изобретателя. Его жители, очень гордящиеся своим земляком, выбрали саксофон символом своего города. Логотип в виде саксофона здесь можно встретить везде: в барах, ресторанах, кафе, магазинах. Именем изобретателя названа улица, и на зданиях висят фигурки, изображающие саксофон.
  • В 1948 году в СССР постановлением ВКПб от 10 февраля слова джаз и саксофон, как элементы враждебной культуры, попадают под запрет, этот период, который длился восемь лет, вошел в эпоху советского джазового искусства, как время, когда разгибали саксофоны.
  • В Германии, в период третьего Рейха, саксофон попал под запрет, как инструмент, не имеющий арийского происхождения, то есть неблагородный и недостойный.
  • Билл Клинтон, президент США с 1993 по 2001 год, очень любит музицировать на саксофоне. Еще в юности, руководя школьным джаз-бэндом, он хотел стать профессиональным музыкантом. Таким мечтам будущему главе Белого дома сбыться не удалось, но на своей инаугурации в 1993 году на саксофоне он все же сыграл.
  • Под эгидой Всемирных конгрессов саксофонистов, постоянно проходящих начиная с 1969 года, регулярно проводятся конкурсы и фестивали, издается специальная литература. А 1995 год ознаменовался открытием во французском городе Бордо Европейского центра саксофона, который занимается популяризацией инструмента, а также собирает данные об исполнителях.

  • Каждый год саксофонисты со всего мира съезжаются на родину великого бельгийца А. Сакса в бельгийский город Динант для участия в параде саксофонистов. Освещенное факелами и под звучание инструментов шествие проходит вечером по набережной вокруг города, создавая мистический эффект. Завершает мероприятие концерт саксофонистов на центральной площади.
  • Памятники саксофону и саксофонистам можно встретить в разных уголках планеты. Самый большой: 12-метровый находится на родине А. Сакса в Бельгии в г. Денау. Скульптуру саксофониста из бронзы, являющимся символом норвежского города Молде, местные жители ласково называют «Джаз мальчик». Памятники саксофону установлены в Латинской Америке, в Японии (остров Хоккайдо), в России (Ростов-на-Дону), в Грузии (Тбилиси), в Таиланде (Бангкок), а в Калифорнии (США) фанаты инструмента построили дом-саксофон.
  • Международные конкурсы исполнителей на саксофоне проходят по всему миру, но самый важный - это конкурс саксофонистов в Бельгии в Денау, на родине А. Сакса. По своей значимости его можно сравнить с конкурсом имени П.И. Чайковского. Настоящим и долгожданным триумфом для российского саксофона стала победа музыканта Сергея Колесова, завоевавшего первое место и три специальных приза.
  • Наиболее известные фирмы, которые изготавливают саксофоны находятся во Франции(Selmer и Buffet), Японии(Yamaha), Чехии (Amati), Германии (BS).
  • Саксофонисты в своей технике для исполнения длинных звуков очень часто используют перманентное дыхание. Первоначально рекорд был установлен Д. Кенни, который непрерывно исполнял одну ноту в течение 45 минут без остановки. Однако его рекорд был побит Д. Эскаланте, который продержал звук в два раза дольше - 1 час 30 минут.

Исполнители

С самого начала своего появления саксофон своим необыкновенно красивым тембром и большим потенциалом выразительных и технических возможностей всегда привлекал к себе особое внимание. Поэтому на протяжении всей истории своего развития каждый период выявлял замечательных саксофонистов-виртуозов. А поскольку саксофон очень активно применялся в различных музыкальных жанрах, то в каждом направлении были свои выдающиеся исполнители. Во второй половине XIX века, когда инструмент только начал появляться на концертной сцене, меломаны наслаждались исполнительством таких мастеров, как Л. Майера, Ж. Суаля, Ж. Мурмана, А. Вюиля и, несомненно, самого изобретателя саксофона Адольфа Сакса, который великолепно играл на инструменте. Чуть позже, в последней четверти столетия, когда саксофон пересек Атлантический океан, то очаровал американцев своим звучанием в лице Э. Лефебра, а также Э. Холл, очень много сделавшей для популяризации инструмента на континенте.

В начале XX века, с появлением новых направлений в музыке, в том числе джаза, интересы исполнителей стали разделяться. Джазовый саксофон, который доминировал в первой половине столетия был представлен такими выдающимися именами, как Д. Ходжес, Л. Янг, Д. Колтрейн, К. Хокинс, С. Роллинс и Ч. Паркер.

Во второй половине века джаз подарил миру: Д. Колтрейна, П. Дезмонда, О. Коулмана, Д. Маллигена, Б. Марсалиса, Ч. Паркера, И. Бутмана, Г. Гараняна, А. Козлова, Д. Голощёкина, Д. Эддерли, Д. Маллигэна, Б. Шенка, Ф. Вудса.

Классический саксофон связан с именами Ф. Мондельчи, М. Мюля, С. Рашера, Ж. Лонде, М. Шапошниковой, Л. Михайлова, Г. Бумке, С. Лизона, Ж. Вриса, Ж. Лондейкса.

Одним из известных медных инструментов считается саксофон . История саксофона насчитает около 150 лет. Инструмент изобрел уроженец Бельгии Антуан – Жозеф Сакс, ставший известным как Адольф Сакс, в 1842 году. Вначале саксофон применялся только в военных оркестрах. Спустя некоторое время инструментом заинтересовались такие композиторы как Ж. Бизе, М. Равель, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов и А. И. Хачатурян. Инструмент не входил в состав симфонического оркестра. Но несмотря на это, при звучании, прибавлял сочных красок в мелодию. В 18 столетии саксофон начинает использоваться в джазовом стиле.

При изготовлении саксофона применяются такие металлы, как латунь, серебро, платина или золото. По общей структуре саксофон схож с кларнетом. На инструменте имеется 24 звуковых отверстий и 2 клапана, которые выдают октаву. На данный момент в музыкальной индустрии используется 7 видов данного инструмента. Среди них самыми популярными считаются альт, сопрано, баритон и тенор. Каждый из видов звучит в разном диапазоне от Си – бемоль до Фа третьей октавы. Саксофон имеет разный тембр, который напоминает звучание музыкальных инструментов от гобоя до кларнета.

Зимой в 1842 года Сакс, сидя дома, приставил мундштук от кларнета к офиклеиду и попробовал сыграть. Услышав первые ноты он назвал инструмент своим именем. Согласно некоторым сведениям, Сакс придумал инструмент задолго до этой даты. Но сам изобретатель не оставил никаких записей.Вскоре после изобретения он познакомился с великим композитором Гектором Берлиозом. Для знакомства Сакс специально приехал в Париж. Кроме знакомства с композитором он хотел познакомить музыкальную общественность с новым инструментом. Услышав звучание, Берлиоз был в восторге от саксофона. Инструмент выдавал необычные звуки и тембр. Подобного тембра композитор не слышал ни в одном из имеющихся инструментов. Сакс был приглашен Берлиозом в консерваторию для прослушивания. После того, как он сыграл перед присутствующими музыкантами на своем новом инструменте ему сразу же предложили играть в оркестре на бас–кларнете, но он не стал выступать.

Изобретатель создал первый саксофон при помощи соединения конической трубы с тростью кларнета. Также к ним был добавлен клапанный механизм гобоя. Концы инструмента имели изгибы и внешне были схожи на букву S. Саксофон объединял звучание медных и деревянных духовых инструментов.

За время своего становления он столкнулся с многочисленными препятствиями. В 1940-е годы, когда в Германии доминировал фашизм, законодательство запретило использовать саксофон в оркестре. С начала 20 века саксофон занял важное место среди самых известных музыкальных инструментов. Чуть позже инструмент стал «королем джазовой музыки».

Саксофон представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину, и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эса» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эс насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука кларнета: он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а у теноровых и более низких разновидностей - иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как открытость (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются более закрытые мундштуки, для других жанров - более открытые.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок), которая тоже схожа по строению с тростью кларнета. Обычно для её изготовления применяется камыш, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления - лигатуры, представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Техника игры на саксофоне

Аппликатура саксофона близка аппликатуре гобоя, а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете. При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры кларнета.

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с кларнетом, возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у валторны). Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.

В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры - фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.

По принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева.

Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя.

Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент «мундштучным офиклеидом », а название «саксофон » было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом .

С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже - в симфоническом, ещё реже - в качестве солиста. Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки.

Саксофон обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

Устройство саксофона

Представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину, и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эса» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эс насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука : он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а у теноровых и более низких разновидностей - иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как открытость (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются более закрытые мундштуки, для других жанров - более открытые.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок) , которая тоже схожа по строению с тростью . Обычно для её изготовления применяется камыш, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления - лигатуры , представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Разновидности саксофонов, их семейство

Семейство саксофонов , сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь из них:

Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый - преимущественно в джазе и родственных жанрах.

Большая часть саксофонов - транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит cи-бемоль).

Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая - инструменты строя in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) - инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) - должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F , эти модели постепенно вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов

Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Техника игры на саксофоне

Аппликатура саксофона близка аппликатуре , а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете . При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры .

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с , возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у ). Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.

В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры - фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.

Выдающиеся саксофонисты

  • Джон Колтрейн - один из крупнейших джазовых саксофонистов второй половины XX века;
  • Бен Уэбстер - американский джазовый тенор-саксофонист, выдающийся мастер свинга;
  • Пол Дезмонд — американский джазовый альт-саксофонист, автор одной из наиболее популярных джазовых композиций «Take Five»;
  • Орнетт Коулман - американский джазовый саксофонист, композитор, один из основателей стиля «Фри-джаз»;
  • Джерри Маллиген - американский джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей стиля «кул»;
  • Брэнфорд Марсалис - американский джазовый и классический саксофонист, брат Уинтона Марсалиса;
  • Федерико Мондельчи - современный итальянский классический саксофонист, руководитель ансамбля саксофонов;
  • Марсель Мюль - французский классический саксофонист, основоположник современной французской школы исполнения на этом инструменте, первый профессор Парижской консерватории;
  • Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист первой половины XX века;
  • Мэйсио Паркер - американский саксофонист второй половины XX века, определивший звучание фанк-музыки;
  • Фаусто Папетти - итальянский саксофонист, исполнитель популярной музыки и музыки к кинофильмам;
  • Сигурд Рашер - немецкий и американский классический саксофонист, один из крупнейших в XX веке;
  • Дэвид Джексон - выдающийся саксофонист жанров прог- и арт-рок;
  • Ховард Джонсон - исполнитель на баритоновом саксофоне и других инструментах;
  • Декстер Гордон - один из первых исполнителей бибопа на теноровом саксофоне;
  • Жан Мари Лонде (Лондейкс) - французский классический саксофонист, исполнитель ряда посвящённых ему сочинений;
  • Маргарита Шапошникова - профессор РАМ им. Гнесиных, Народная артистка России, основатель академической школы саксофона в СССР, ведущий музыкант-саксофонист России;
  • Лев Михайлов - один из крупнейших отечественных классических кларнетистов и саксофонистов;
  • Игорь Бутман - современный российский джазовый саксофонист;
  • Георгий Гаранян - джазовый саксофонист;
  • Алексей Козлов - советский и российский саксофонист, основатель легендарного советского джазового коллектива «Арсенал»;
  • Давид Голощёкин - выдающийся петербургский джазовый музыкант.

История саксофона и его роль в музыке

Первый саксофон был создан Адольфом Саксом в Париже в 1842 году. Этот инструмент обладал всеми характеристиками современного саксофона: металлическим коническим корпусом, мундштуком (почти без изменения заимствованным у кларнета) с одинарной тростью и системой кольцевых клапанов Теобальда Бёма, и имел «змееобразную» (скрученную) форму.

Первое сочинение, в котором был задействован саксофон , принадлежит перу Гектора Берлиоза, всегда положительно относившемуся к нововведениям в музыке. Это сочинение - Хорал для голоса и шести духовых инструментов, в котором помимо саксофона использовались и другие инструменты, сконструированные Саксом (бас-кларнет, корнет и др.). 3 февраля 1842 Берлиоз сам первым продирижировал этим произведением, а уже в декабре того же года саксофон впервые появился в оперном оркестре на премьере оперы Жоржа Кастнера «Последний царь Иудеи».

В 1844 году саксофон был впервые представлен на промышленной выставке в Париже, а 21 марта 1846 года Сакс получил патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. В 1845 году инструменты, сконструированные Саксом (саксофоны, саксгорны и саксотромбы) были введены в военные духовые оркестры.

Будучи знатоком оркестровки и возможностей инструментов, Берлиоз включил в свой труд «Искусство инструментовки» достаточно обширную статью о саксофонах и дал этим инструментам положительную характеристику. Композиторы периодически включали саксофон в оркестр (как правило, в операх): Галеви - «Вечный жид» (1852), Мейербер - «Африканка» (1865), Тома - «Гамлет» (1868) и «Франческа да Римини» (1882), Делиб - «Сильвия» (1876), Массне - «Король Лахорский» (1877), «Иродиада» (1881) и «Вертер» (1886), Сен-Санс - «Генрих VIII» (1883), д’Энди - «Фервааль» (1895) и др. В симфоническом оркестре саксофон использовался намного реже, один из самых известных случаев его применения - музыка Жоржа Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1874), где этому инструменту поручено большое соло.

В 1857-1870 годах Сакс преподавал игру на саксофоне в военном училище при Парижской Консерватории. За эти годы он подготовил множество первоклассных музыкантов и вдохновил композиторов на создание сочинений, написанных специально для саксофона. Но в 1870 году разразилась война, большинство учеников училища ушли на фронт, и спустя некоторое время оно было закрыто. Класс саксофона в Парижской консерватории был открыт лишь в 1942 году. После 1870 года в Европе начался период упадка интереса к инструменту, однако «эстафету» приняли американские музыканты, в частности, Элиза Холл, успешно выступавшая в качестве сольного исполнителя.

Начало XX века отмечено новым всплеском интереса классических композиторов к саксофону. В 1920-е годы в свои сочинения его ввели Дариюс Мийо (балет «Сотворение мира»), Жермен Тайфер, Морис Равель (в его «Болеро» используется сразу три саксофона - сопранино, сопрано и тенор), Мануэль Розенталь и другие. Кроме того, проникавший в Европу джаз, где саксофон уже стал одним из доминирующих инструментов, имел большой успех. Это и предопределило триумфальное возвращение саксофона и его необычайную популярность в музыке ХХ века.

Среди других сочинений этого времени, в которых задействован саксофон, можно упомянуть оперу «Кардильяк» (1926) Пауля Хиндемита, балет «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (1930), сюиту «Поручик Киже» (1934) Сергея Прокофьева, ораторию «Жанна д’Арк на костре» (1935) Артюра Онеггера, «Концерт памяти ангела» и оперу «Лулу» Альбана Берга, балет «Гаянэ» Хачатуряна а также многие другие произведения. Саксофон исполняет главную тему в пьесе «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля, а также лиричное соло в среднем разделе первой части «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова.

Был написан также ряд сольных сочинений для саксофона: Рапсодия Дебюсси (1903, оркестрованная Жаном Роже-Дюкассом в 1911); Концерт, соч. 109 Александра Глазунова; две Баллады Франка Мартина, Хорал с вариациями, соч. 55 Венсана д’Энди; Камерное концертино Ибера; «Легенда» Флорана Шмитта; Концерт Ларса-Эрика Ларссона; Концерт для двух фортепиано, хора и квартета саксофонов с оркестром (1934) Жермен Тайфер; а также произведения менее известных авторов, таких как Жан Абсиль, Хенк Бадинс, Эжен Бозза, Гастон Брента, Андре Капле, Рэймон Шеврёй, Мариус Констан, Уилл Эйзенман, Анри Томази и многих других. Эти произведения исполняются очень редко. Среди советских композиторов, создававших произведения для саксофона - Эдисон Денисов, София Губайдулина, Вячеслав Артёмов, Николай Пейко, Андрей Эшпай.

С 1969 года регулярно проводятся Всемирные конгрессы саксофонистов, в рамках которых проходят конкурсы и фестивали, издаются книги и периодические издания. В 1995 году в Бордо был открыт Европейский центр саксофона, задачей которого является сбор всех существующих материалов, имеющих отношение к саксофону, и дальнейшее продвижение этого инструмента в рамках современной музыки.

В конце XIX века в США зародился новый музыкальный стиль - джаз, и саксофон почти сразу стал одним из основных его инструментов. Специфичное звучание инструмента и огромные выразительные возможности как нельзя лучше подходили для этого стиля. Примерно с 1918 года, по выражению одного из критиков, страну захлестнула «саксофономания». Налаженное массовое производство этих инструментов способствовало их быстрому распространению, и уже по самым ранним из сохранившихся записей джазовых музыкантов конца 1910-х - начала 1920-х годов можно услышать, что саксофон пользуется огромной популярностью в этом жанре.

В эпоху свинга (с середины 1930-х годов) в моду вошли джазовые оркестры (бигбэнды), в которых группа саксофонов стала обязательной частью. Как правило, в состав такого оркестра входили не менее пяти саксофонов (два альтовых, два теноровых и один баритоновый), однако состав мог варьироваться, при этом один из саксофонистов также иногда играл на кларнете, флейте или более высокой разновидности саксофона (сопрано или сопранино). Среди выдающихся саксофонистов этого времени, игравших соло - Лестер Янг (1909-1954), Коулмэн Хокинс (1904-1969), позднее - Чарли Паркер (1920-1955).

В современном джазе саксофон остаётся одним из ведущих инструментов. Во второй половине XX века крупными исполнителями были Джулиан «Кэннонболл» Эддерли (1928-1975), Джон Колтрейн (1926-1967), Джерри Маллигэн, Бад Шенк, Фил Вудс и многие другие.

Видео: Саксофон на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Почти 200 лет назад в маленьком бельгийском городке Динанте у талантливого музыкального мастера-самоучки Шарля Сакса и его жены Марии родился первый сын Адольф, которому довелось стать «гением этого места».

По моим наблюдениниям, природа всегда сопротивляется появлению гениев,- с обычными людьми ей проще! Не составила исключения и семья Саксов. Над ней витал злой рок! Из одиннадцати детей семеро погибло в молодом возрасте и только старший Адольф чудом уцелел, пережив падение с 3-го этажа; отравление серной кислотой, выпитой случайно; сильные ожоги от порохового взрыва. Он тонул в реке, давился проглоченной булавкой, был отравлен ядовитыми испарениями, но вопреки всему, выжил и создал музыкальный инструмент, который, по мнению Жоржа Бизе один только «...может передать нежность и страсть, оттененные сдержанной силой». Этот инструмент заставил оркестр зазвучать по-новому. Сегодня саксофон является едва ли не самым популярным духовым инструментом.Более того, он стал «королем джаза», его тембр стал визитной карточкой джазовой музыки.

Мои попытки отыскать дома, где жил Адольф Сакс или где были расположены его мастерские, не увенчались успехом. Повидимому, эти дома были разрушены во время Первой мировой войны. Нашла на Интернете дом Саксов в Динанте. Там же поставлен ему памятник.

Итак, вернемся к тем временам, когда в Динанте жила семья Саксов. Глава семьи Шарль Сакс был примечательной личностью. Он начал свою деятельность в этом городке с изготовления изящной мебели, преуспел в своем деле, и, будучи талантливым, творческим человеком, стал искать новые пути для самовыражения. Шарль пришел к тому, что начал изготавливать и инкрустировать музыкальные инструменты. Его инструменты пользовались таким спросом, что бельгийский король Уильям Оранский, страстный эстет и меломан, приблизил Шарля ко двору и сделал его главным поставщиком музыкальных инструментов для королевского военного оркестра. Дело расширялось и отец стал приобщать к нему своих сыновей. Четверо сыновей Шарля Сакса продолжили дело своего отца, но особо преуспел в этом старший из сыновей Адольф. Именно Адольф проявил незаурядные способности и принял в деле совершенствования и создания музыкальных инструментов самое большое участие. Он не только учился у Шарля, но и очень рано начал работать в его мастерских.

Будучи самоучкой, Шарль Сакс больше других понимал, как важно в любом деле иметь профессиональные знания, но в маленьком городке Динанте негде было обучать детей и семья переезжает в Брюссель.Это был поступок со стороны отца - он оставлял хорошо налаженный быт, процветающий бизнес, безбедное существование взамен на полную неопределенность на новом месте. Но, наверно, на то и существуют родители, чтобы жертвовать своим благополучием во благо детей. Шарль Сакс не составил исключения.

Вскоре Адольф поступает а Брюссельскую Консерваторию, которую оканчивает по двум специальностям: дирижирование и кларнет. В это же время в мастерской своего отца он продолжает создавать и совершенствовать музыкальные инструменты, в частности разрабатывает новые способы звукоизвлечения инструмента, на котором профессионально играет. Солисты брюссельского королевского оркестра, куда Сакс пытается поступить на работу в качестве кларнетиста, устраивают ему обструкцию,- «что хорошего можно ожидать от жалкого подмастерья Сакса?». И тогда Сакс вызывает обидчиков на музыкальную дуэль: «Вы играйте на старом кларнете, а я на новом, и пусть нас рассудят слушатели!»

Собралась огромная толпа, более 4-х тысяч человек. Триумф Адольфа Сакса оказался настолько убедительным, что он немедленно получил должность солиста оркестра и возможность играть на усовершенствованном кларнете.

Работая в оркестре Сакс сочинял музыку для своего кларнета, но исполнять эти произведения мог только сам. Исполнение сочиненной Саксом музыки на старых инструментах было связано с определенными трудностями и для других оркестрантов она оказалась слишком сложной. Это вызывало ярость у коллег, которые всю свою жизнь играли по-старинке и не стремились к совершенствованию. Вообще, в неспокойном музыкальном мире всегда царила скрытая недоброжелательность и готовность подставить подножку любому, кто более талантлив и успешен. Бельгийские оркестранты возненавидели Сакса, не хотели работать с ним в одном коллективе, пытались всячески его скомпомитировать и унизить.К сожалению, зависть и нездоровая конкуренция распространена в мире искусств намного больше, чем в других сферах человеческой деятельности. Потому жизнь Сакса превратилась в постоянную дуэль с окружающим миром.

Адольф Сакс стоически сопротивлялся всем трудностям, он был одержим идеей создания универсального оркестрового инструмента. «Нельзя добиться чего-либо в искусстве, если ты не одержим дьяволом»,- писал Вольтер. Именно в это время Сакс разрабатывает новый двойной бас-кларнет; паровой орган; проспособление для фортепиано, позволяющее легко перестратвать тональности (секрет этого изобретения он унес с собой навсегла). В общей сложности, Адольф Сакс представил на очередную выставку музыкальных инструментов в Брюсселе девять своих изобретений. Его представили к престижной награде - золотой медали, но жюри посчитало, что Сакс слишком молод для получения столь высокой награды и присудило ему серебрянную медаль. Этой обиды молодой музыкант стерпеть не смог. «Если они считают меня слишком молодым для золодой медали, то я считаю себя слишком старым для позолоченной»,- заявил он и покинул Бельгию навсегда. Впереди была нелегкая жизнь эмигранта в Париже, полная грандиозных успехов и провалов, которые сопровождали его до конца жизни.

В Париже на улице Нов-Сэн Жорж 10 Адольф Сакс открыл свою мастерскую. Он был молод и талантлив. Он понимал, что на современном уровне развития музыкальной культуры необходим музыкальный инструмент, который был-бы посредником между разными группами духовых и струнных инструментов симфонического оркестра, который мог- бы уравнивать соотношение тембров различных оркестровых групп и имел-бы свой собственный голос.И он нашел такой инструмент! Название этого инструмента саксофон переводится как «звук, найденный Саксом!».

Знаменательным событием в жизни Адольфа Сакса была встреча с Гектором Берлиозом. Это произошло в 1842-м году в Париже. Берлиоз пришел в восторг от нового инструмента. Между музыкантами завязалась дружба. Берлиоз так писал о Саксе: « Это человек проникновенного, цепкого, светлого ума, настойчивый и твердый в любом испытании. Он одновременно математик, акустик,чеканщик, литейщик и токарь. Он умеет и думать и делать- выдумывает и сам выполняет.» Берлиоз этим привлек внимание европейских музыкантов к работам бельгийского мастера. Он устраивает Саксу прослушивание в Парижской Консерватории, пригласив туда выдающихся музыкантов: Галеви, .Обера, .Доницетти,Мейербера, Россини. Разумеется, и эта встреча была для Сакса триумфальной. Доницетти предложил Саксу работу саксофониста в возглавляемом им оркестре. Одновременно он получил класс саксофона в Парижской Консерватории, ректором которой в то время был Обер. Казалось бы все складывалось удачно, но судьба не давала Адольфу Саксу расслабиться и почивать на лаврах.

Через 12 лет после приезда в Париж в возрасте 34 -х лет Сакс тяжело заболел. Врачи диагностировали у него рак губы и ему предстояла операция. Для музыканта, играющего на духовых инструментах, это означало конец музыкальной карьеры. Не трудно представить себе, каким потрясением явилось это известие для Сакса. И опять высшие силы вмешались в судьбу этого человека.

В медицине известен эффект «плацебо», когда вера больного в то, что данный врач может его вылечить при помощи каких-то процедур и лекарств, приводит к исцелению.

Вспоминаю слова замечательного доктора Ефрема Исааковича Лихтенштейна, - «... если при посещении врача больному не становится лучше, то это плохой врач.» Я нашла в Интернете несколько ссылок на случаи исцеления больных, разной степени тяжести, с помощью « плацебо». Среди врачей, которые заставили своих пациентов выздороветь, упоминаются Генри Бичер, Эдмунд Форстер и др. Как утверждал врач Форстер, ислечивший от слепоты Адольфа Гитлера, не каждый пациент поддается исцелению методом психологического воздействия. Но, если больной «исключительный человек, избранник Бога (или Сатаны - И.М), то в таком случае возможно чудо».

Именно таким человеком был Адольф Сакс, - гиперэмоциональный, беспокойный, впечатлительный. легко внушаемый, - таким его описывают современники. С помощью чернокожего гомеопата и психолога Адольф Сакс победил смертельную болезнь и продолжил свою творческую жизнь почти на 40 лет. Были-ли эти годы для него счастливыми? Трудно сказать, так же трудно, как определить, что есть счастье.

(P . S . Недавно прочла об использовании метода плацебо при исцелении известной артистки, «всесоюзной Золушки», Янины Жеймо. В конце 1942-го года артистка приехала в Ташкент к мужу режиссеру Иосифу Хейфецу и узнала, что он живет с другой женщиной. Разрыв с мужем стал для нее огромной трагедией и она слегла с тяжелой депрессией. Она стала забывать буквы, не узнавать знакомых, не понимать, где находится и слепнуть. Спас ее врач, выдавший пузырек с микстурой и убедивший в том, что если постепенно выпить все капли, то болезнь отступит. Когда капли были выпиты, Янина почувствовала себя здоровой. Позже врач признался, что лечил артистку обычной водой из крана.»)

Все эти годы Адольф Сакс продолжал бороться с конкурентами, не желавшими принять его инструмент. Враги не унимались, продолжались бесконечные судебные тяжбы, на которых оспаривалось авторство Сакса. Его обвиняли в фальсификации и шарлатанстве, поскольку, как было указано в одном из судебных приговоров, « музыкального инструмента под названием саксофон нет, никогда не было и не могло существовать»! А когда Сакс выиграл судебный процесс, доказав свое патентное право на изобретение саксофона, завистники подожгли его мастерскую. Адольф Сакс был «...яростно гонимым триумфатором, победителем под градом нападок...У него были искренние, горячие приверженцы, но и количество заклятых врагов оставалось удивительно большим».

На эту многолетнюю, несправедливую борьбу уходили все силы и средства семьи.

Сакс имел пятерых детей, рожденных в гражданском браке с Луизой Майор. Луиза умерла очень рано и воспитание детей целиком легло на плечи отца. Но, несмотря на все трудности, Сакс сражался до последнего. Он умер в возрасте 80-лет в Париже в полной нищете и забвении и похоронен на кладбище Монмартра рядом с шестью членами своей семьи.

И все - таки, Адольф Сакс, этот гонимый новатор и гениальный музыкант, забытый при жизни, - счастливый человек! Потому что его имя живет в его инструменте. Музыку для саксофона писали Жорж Бизе в «Арлезианке» и Морис Равель в «Болеро», Сергей Прокофьев в «Поручике Киже» и Джорж Гершвин в «Американке в Париже», а Сергей Глазунов даже сочинил сольный концерт для этого инструмента. Но полное признание саксофон получил в «век джаза» (Орнетт Колмэн, Стэн Гетц, Сонни Ролинз, Джерри Малиген...) Можно только пожалеть о том, что Саксу тпк и не суждено было узнать, какое чудо он создал. А мы его помним.

P . S . Если Вы захотите увидеть саксофоны, изготовленные Адольфом Саксом, зайдите в отдел музыкальных инструментов нью- йоркского музея Метрополитен. Они там есть.


получила по почте.