Художественная культура мусульманского востока. Современной западной культуры


  • Шедевры исламской архитектуры

  • Изобразительное искусство

  • Музыка ислама

  • Литература Арабского Востока

Ход урока.

Культура Востока. Самобытная культура народов Востока – ярчайшая и незабываемая страница в истории мировых цивилизаций.
Изучение культуры Востока началось сравнительно недавно, в конце 19 века.

В 17 в. на огромной территории от Испании до Индии возникло мощное государство – Арабский халифат. Тогда же закладываются основы ислама – одной из мировых религий наряду с христианством и буддизмом.

Слово «ислам» переводится с арабского как «покорность», «подчинение».

Основателем ислама стал арабский купец из племени курейш Мухаммед, объявивший себя в 610 году пророком единого и всемогущего бога Аллаха.

Рассмотрим наиболее характерные достижения культуры народов Арабского Востока и, начнем с архитектуры.
Шедевры исламской архитектуры.

Архитектура ислама унаследовала многие достижения древнейших цивилизаций:

Из Месопотамии – кирпичную кладку и поливные изразцы;

Из Египта - колонные залы;

Из Византии – искусство мраморной облицовки и мозаику.

Здесь были разработаны новые типы зданий:


  1. мечети (место для совершения земных поклонов)

  2. минареты (башни) медресе (духовные школы)

  3. медресе (духовные школы – семинарии)

  4. мавзолеи (погребальные усыпальницы)

  5. дворцы и караван-сараи (постоялые дворы)

  6. крытые рынки
Мечеть. Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы.

Соборная мечеть Кордовы

Соборная мечеть Кордовы , которая была заложена еще в 785 году, занимает особое место среди архитектурных достопримечательностей города. Основное время постройки мечети – X в. Все сооружение занимает огромную площадь: 23.400 кв.м, небольшая часть отведена под двор, где у фонтанов прихожане совершали омовение. Вся архитектура мечети подчиняется жесткой математической логике. Здание было построено не только с учетом принципов, сложившихся в культовом зодчестве Ближнего Востока, но и с учетом особенностей подручного строительного материала.

Соборная мечеть Кордовы - особенный памятник в традиционном зодчестве Ближнего Востока, влияние которого распространилось и на Испанию. Для здания характерно отсутствие центральной оси, которая обозначает главный неф. Отсутствие центральной оси отразилось и на фасаде здания. Снаружи соборная мечеть Кордовы имеет несколько равных по значению входов-порталов.

Мечеть характеризуется обилием колонн. Всего их в этом сооружении использовано 1293 штуки. Колонны свозились сюда из разрушенных римских построек со всей Испании, а еще 114 штук были доставлены из Византии. Обилие колонн создает в мечети ощущение бесконечности пространства, что будит в посетителях особенные эмоции. Колонны в Соборной мечети Кордовы сделаны из разноцветного мрамора, гранита, яшмы и порфиры. Здесь они как бы вырастают из земли, словно ветви деревьев переплетаются между собой, образуют полуциркульные и подковообразные арки. Арки созданы из кирпичей белого и красного цвета, а своды образуют восьмиугольные звезды. Посетитель, оказавшись под сводами мечети, должен остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие от него во все стороны ряды колонн. В этом главное отличие от византийской базилики, когда расположение колонн точно направляет движение прихожан к святилищу.

Колонный зал соборной мечети Кордовы часто сравнивают с густым лесом. И такая аналогия имеет право на существование. Круглые колонны, не имеющие баз, действительно напоминают собой стволы деревьев, а подковообразные и полуциркульные арки – словно крона сплетенных между собой веток. На пересечении множества колонн и двухъярусных арок, видимых в перспективе можно наблюдать игру светотени на красочных узорах со сложным орнаментальным ритмом. Где-то в глубине зала прихожанин отыщет богато украшенный михраб и максуру – место для халифа.

После яркого солнечного света, которым залиты шумные улицы, человек попадал в полумрак, где величественные колонны освещались светом тысяч серебряных ламп. Он ощущал себя здесь ничтожным червем среди нереальной, фантастической и поистине божественной обстановки. Лес из колонн уходит в темноту, где в глубине едва-едва можно различить мерцание резьбы на затененных стенах. Все это вызывает мысли о бесконечности вселенной и быстротечности суетной мирской жизни. Именно такого ощущения и добивались у прихожан строители соборной мечети Кордовы – оригинального произведения архитектуры, проникнутого неиссякаемой жизненной силой.

Мечеть Кул –Шариф.

Кул-Шариф - так звали главного священника Казанского ханства, дипломата, богослова и поэта. Погиб он в 1552 году во время взятия Казани Иваном Грозным. Тогда же дотла была сожжена соборная мечеть. В мусульманском мире она была знаменита как центр религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья. Поражала своим великолепием, изяществом и богатой библиотекой.

Но от диковинной мечети, горделиво возвышавшейся на гребне холма, не осталось камня на камне. Возродить мечеть в середине 90-х годов прошлого века задумал Минтимер Шаймиев.

Архитекторы изначально проектировали Кул-Шариф как главную мечеть Татарстана и татарской диаспоры. Основной ее купол по форме напоминает "казанскую шапку" - корону казанских ханов, которая увезена в Москву после падения Казани и экспонируется в Оружейной палате. Бирюзовые минареты и мраморная отделка снаружи культового здания, по мнению авторов проекта, придают мечети светлый образ. Внутреннее убранство - ковры, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны, витражи, лепнина, мозаика и позолота - добавляет храму величия.

Возводили Кул-Шариф турецкие строители. Люстры для нее сделаны в Чехии, гранит и мрамор привезены с Урала. Более двух тысяч квадратных метров мечети устилают персидские ковры - дар правительства Ирана. И возводили храм всем миром: деньги на его строительство, которое оценивается примерно в 400 миллионов рублей, пожертвовали более 40 тысяч граждан и организаций.

В Казани убеждены, что их мечеть - высочайшая в Европе: высота минаретов мечети Кул-Шариф - 57 метров.

Массовые богослужения в казанской мечети устраивают только по главным праздникам мусульман. В остальное время храм работает как первый в России музей ислама и культурно-просветительский, научный центр. Здесь собрано более двух тысяч экспонатов, самые древние из которых - каменные памятники Х-ХI веков, обнаруженные на территории бывшей Волжской Булгарии.

Минареты

Минарет аль –Мальвия

С 8 в. характерным элементом мусульманской архитектуры становится минарет, который возводится рядом с мечетью или строится отдельно. Минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль. Мечеть может иметь несколько минаретов, но не больше восьми - их число не должно превышать количество минаретов в Мекке. Под воздействием местных строительных традиций выработались самостоятельные типы мечетей в разных странах. Гигантский минарет аль - Мальвия (высота 50 м) в Ираке стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус со спиралевидным пятиярусным пандусом (наклонной плоскостью, заменяющей лестницу) Его ярусы постепенно уменьшаются по направлению к вершине, так что подъем к верхнему пандусу становится более крутым. С одной стороны обороты пандусы залиты лучами знойного солнца, а с другой погружены в прохладную тень.

Медресе Улугбека (Самарканд, Узбекистан, 15 в.)

Построенное в 1417 -1470 гг. медресе Улугбека при жизни выдающегося ученого было крупнейшим научным учебным заведением Средней Азии XV века. Здесь изучались, помимо богословия, математика, астрономия, философия. Лекции читали виднейшие ученые того времени. Сам Мирзо Улугбек преподавал в этом училище, где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными. Здесь слушал лекции Алишер Навои, учился Абдурахман Джами. Таким образом, медресе стало центром среднеазиатского просвещения.

Размеры медресе (81х51 м, двор 30х30 м) создавали образ самоутверждающего величия, не уступавший постройкам эпохи Тимура. Медресе имеет прямоугольный план. В сторону площади обращен главный фасад медресе, композицию которого определяет портал, два минарета и отрезки соединяющих их стен, над которыми вздымались купола двух помещений для занятий. Спиралевидный, сокращающийся вверх орнамент подчеркивает стройность минаретов, соразмерность их, усиливает ощущение устремленности ввысь.

Мавзолеи. Тадж –Махал. (Агра. Индия)

Величественный, божественный, сияющий, и, несмотря на свою 74-метровую высоту, такой легкий и воздушный, что подобен сказочному сновидению, поднимается в долине реки Ямуны мавзолей Тадж Махал - самое прекрасное архитектурное творение Индии, а, быть может, и всей земли... Высоко в небо устремляются белые мраморные купола - один большой и четыре маленьких, в целомудренных очертаниях которых можно угадать женские формы. Отражаясь в неподвижной глади искусственного канала, Тадж Махал словно парит перед нами, являя собой образец внеземной красоты и совершенной гармонии... Но не только архитектурное совершенство привлекает к Тадж Махалу миллионы путешествующих со всего света. Не меньшее впечатление на сердца людей производит и история его возникновения... История, больше похожая на восточную сказку или легенду, которой позавидовал бы любой поэт...

Легенда

Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви мусульманского короля Великих Моголов (не путать с монголами) Шаха Джахана к своей жене - сказочной красавице Мумтаз Махал. Шах Джахан был еще принцем, когда в начале XVII века он женился на девятнадцатилетней девушке. Молодые супруги нежно любили друг друга. Несмотря на то, что у Шаха Джахана, как и у любого восточного правителя, был большой гарем, он был настолько влюблен в свою молодую жену, что не обращал никакого внимания на других женщин. Любимая жена родила своему повелителю восемь сыновей и шесть дочерей. Но... Вскоре после рождения четырнадцатого ребенка красавицы Мумтаз не стало... Земное сердце не выдержало внеземной любви. Горе Шаха Джахана было настолько велико, что он хотел покончить с собой. Жизнь без своей возлюбленной казалась ему лишенной смысла и радости. У смертного ложа супруги король от горя поседел... И вскоре объявил в стране двухлетний траур, во время которого были запрещены праздники, танцы и музыка. Позже, в Агре, бывшей в то время столицей Могольской империи, над могилой Мумтаз вознесся мавзолей, который, по замыслу Шаха Джахана, должен стать символом сказочной красоты его усопшей супруги….

Строительство этого грандиозного мавзолея, превосходившего красотой и размерами все остальные, продолжалось более двадцати лет. В работе принимало участие более двадцати тысяч человек, включая лучших зодчих и архитекторов, приглашенных из Персии, Турции, Самарканда, Венеции и самой Индии. Законченное произведение поражает своим совершенством и красотой своих линий и красок... Действительно, это чудо из чудес. На века. Легкий, как утренняя песня, чистый, как горный родник... Высота Тадж Махала вместе с куполом достигает 74 метров. По углам мавзолея поднимаются четыре изящных минарета высотой по 42 метра. Стены Тадж Махала выложены белым полированным мрамором, сияющим как снег под лучами полуденного солнца. Прекрасный своими совершенными формами, Тадж Махал поражает и своими деталями - изящной резьбой, ажурными решетками и драгоценными цветными камушками, сверкающими в белоснежных стенах. Сводчатые переходы украшены арабской вязью, запечатлевшей на камне некоторые из сур Корана. Вокруг Тадж Махала был разбит великолепный декоративный парк с озерами, фонтанами и каналами, занявший в общей сложности 18 гектаров. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж Махал расположен в его конце, являясь его венцом. Вдоль искусственного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых перекликаются с куполами четырех минаретов... Слева и справа от мавзолея расположены две изящные мечети, выполненные из красного песчанника, своим цветом оттеняющие белизну его стен. Изумрудно-зеленые лужайки и большие яркие цветы дополняют картину, делая ее совершенно волшебной и сказочной. Выверенные и гармоничные линии сада в сочетании с его венцом - мавзолеем, парящим как облако над землей - создали неповторимое по своей красоте произведение искусства... Такое светлое, живое и радостное...

На другом берегу Ямуны, напротив Тадж Махала, Шах Джахан намеревался возвести еще одну гробницу - для себя. По замыслу, его мавзолей должен был воспроизвести формы Тадж Махала, но был бы сделан не из белого, а из черного мрамора. Оба мавзолея должны были соединяться мостом. Но, увы, грандиозным планам и замыслам Шаха Джахана не суждено было осуществиться... Как часто случается в истории, волею судьбы король в одночасье потерял свою власть. И, некогда великий Шах Джахан, властитель Индии, был заточен в тяжелые цепи и брошен в тюрьму... Тяжело больной, поседевший, одинокий и измученный... Когда-то он владел целым миром, теперь же у него не было ничего... Ничего, кроме одной-единственной радости - узкого тюремного оконца. В нем не виделось ни бескрайних долин его родной земли, ни темных кущ манговых деревьев, ни золотого восхода ласкового солнца... В маленькой раме окна был виден лишь он - подобный сновидению, сияющий как белоснежный лебедь в небесах, мавзолей его давно умершей возлюбленной...

Позже и сам великий и поверженный король был погребен в этой же гробнице, рядом со своей возлюбленной... Такова эта красивая и печальная история, давшая нам образцы великой любви и великого творчества...

Тадж Махал остается самым замечательным и он так грациозен и изящен, что в Индии его называют «облачком, застывшим на воздушном троне».

Дворцы. Дворец Альгамбра. (13-14 вв. Южная Испания)

Альгамбра – самый известный памятник мавританского искусства в Испании – была построена во времена правления династии Насридов. Дворец строили из дерева, керамической плитки и штукатурки. Каждый правитель вносил какие-то изменения в этот комплекс зданий и двориков. Дворец расположен на вершине холма, господствующего над городом, и органично вписан в окружающий ландшафт. Мощная крепостная стена из красного цвета отделяет дворцовые постройки от внешнего мира.

Дворец предназначался для пышных приемов послов, а также для личной жизни эмира, то есть правителя. В его ансамбль входили павильоны, залы, мечеть, гарем, баня. В архитектуру органично включены вода и зелень. Мерное падение струй воды в журчащих фонтанах, аромат цветов и душистых растений создают особую атмосферу созерцания и неги.

Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Главные из них - Миртовый и Львиный – представляют собой замечательный пример соединения архитектуры и садово–паркового искусства. Середину Миртового двора занимает зеркальная гладь водоёма, по краям которого поднимаются кроны двух рядов стриженых миртовых кустов.

Именно тень и вода, два непременных элемента исламского сада, играют очень важную роль в общей композиции. В уголке парка, спланированном террасами, журчит вода. Она сверкает брызгами фонтанов, струится по каналам и льётся, наполняя пруды и водоёмы. Всё это - в окружении кипарисовых аллей, апельсиновых деревьев, цветущих клумб на фоне покрытых вечными снегами горных вершин и ярко-голубого неба.

Вода- высший элемент исламского сада- как на физическом, так и на метафизическом уровне. Фонтаны и бассейны имеют различные очертания, но всегда - геометрической формы. В исламе искусство и созерцание неразрывно связаны. На фонтане в Львином дворике сохранилась надпись: "Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор".

В исламских садах к воде относятся с любовью и глубоким уважением, с пониманием ее подлинной красоты и величия, она никогда не производит «беспокоящего» впечатления, она умиротворяющая и безмятежная.
Фонтаны, в отличие от «кипящих» водопадов, сдержаны, гармонично сочетаясь с окружающим ландшафтом. Красота связывалась с безупречной изысканностью формы, с трепетом ярких красок и света. Отсюда и проистекает тяга мусульманских архитекторов к предметам сверкающим, прозрачным, блестящим, переливающимся и отражающим свет. Потому в Альгамбре мраморные колонны сияют, как жемчужины; ее дворы и светлые проемы окон, залитые солнцем и одновременно затемненные галереями, излучают чарующее волшебство.

По соседству с Миртовым двором расположены личные покои эмира, центром которых является Львиный дворик - «восьмое чудо света». Прямоугольный сад разбит на четыре равные части двумя перекрещивающимися в центре канальцами. На пересечении стоит фонтан - чаша, поддерживаемая двенадцатью скульптурами львов. Сам сад обозначен четырьмя апельсиновыми деревьями. Это современная дань старой испанской традиции апельсиновых садов во внутренних дворах монастырей и дворцов. Старые же фотографии и рисунки показывают разные варианты "четырех садов" Львиного дворика. Двенадцать зверей, лишь похожих на львов, расположились посреди Львиного двора и поддерживают мраморную чашу. Все они изваяны из какого-то особого полудрагоценного мрамора и расставлены, как лучи десятиконечной звезды. Четыре узенькие, обложенные камнем канавки ведут к центру двора. По ним из чаши прозрачными ручейками стекает вода к четырем фонтанам.

Число львов не случайно. Согласно легенде, 12 львов поддерживали трон царя Соломона. Об этом султану Мухаммеду аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по происхождению. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов. Дотошные исследователи относят и эту историю к легендам, так как львы у фонтана появились якобы только в XVI веке - уже после падения Гранады. Сто двадцать четыре изящные колонны поддерживают резную каменную аркаду, окружающую двор. Активную роль в композиции играют грубоватые высокие черепичные крыши, как бы подчеркивающие утонченную элегантность аркады. Орнамент выполнен из стукка - смеси алебастра и глины. Свежий стукк легко режется ножом, а высыхая, твердеет и не боится действия времени. Особенность Альгамбры в том, что при необузданной роскоши она построена из очень дешевых материалов - дерева и стукка .

На медовые соты похожи потолки Альгамбры. Грациозные колонны с нарядными капителями скорее декоративно заполняют пространство, чем несут какую-либо тяжесть... Края изгибов многочисленных арок настолько изрезаны, что производят впечатление легких спадающих кружев... И все это переливается и сверкает в мерцающих бликах светотени.
Изобразительное искусство Арабского Востока.

Изобразительное искусство ислама представлено различными видами орнамента, каллиграфией, книжной миниатюрой.

Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска. Это сложный линейно- геометрический узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. Первоначально он включал растительный мотив, позднее в него вплетались надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Например, треугольник обозначал «око» Бога. Пятиугольник символизировал 5 основных заповедей ислама (вера в единого бога, пятикратная молитва, милостыня, пост, паломничество в Мекку)

Арабеске присущи излюбленные цвета: яркий кобальт, изумрудно-зелёный, красный и желтый. В ней редко встречаются спокойные цвета и градации одного цвета. Каждому тону придается особая светосила и интенсивность. Эти особенности позволяют называть восточный орнамент «музыкой для глаза».

Особым почетом в арабском мире пользовалось искусство каллиграфии , которое было языком не только религии, но и поэзии, философии, науки. Каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью наряду со стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами.

Шамаил – картина с изображением святых мест ислама, содержащая наряду с сурами (главами из Корана) философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, выполненный красивой арабской вязью. Шамаилы рисовались голубыми, синими, зелеными красками на стекле или бумаге с декоративными вставками из бархата или фольги.
Музыка ислама.

Мусульманская религия строго регламентировала не только архитектуру, изобразительное искусство и зрелищные представления, но и музыкальное творчество. С одной стороны, музыка попала в ранг запрещенных исламом искусств, а с другой – было создано богатейшее музыкальное наследие с характерными традициями. Музыка носит вокальный характер. Выразительный и динамичный голос служителя ислама – муэдзина (от арабского – «призывающий») должен был пять раз в день созывать верующих для молитвы.

Призыв мусульман к молитве получил название азана. Он был установлен пророком Мухаммедом в 622-623 годах. Предание рассказывает. Раньше мусульмане никогда не собирались на молитву в одно и то же время: одни раньше, другие позже. Тогда было решено завести большой колокол, в который следовало ударять в строго установленные часы. Для укрепления колокола понадобилось большое бревно, и один из священников отправился за ним, но на следующий день он явился к пророку Мухаммеду с пустыми руками, сказав, что во сне ему было видение: «Не делай колокола, а призывай на молитву азаном». Мухаммед с улыбкой ответил: «Откровение упредило тебя»

Церемония азана очень театральна. Представьте: на живописном фоне красочной южной природы изящно возвышается устремленный ввысь минарет мечети с одинокой фигурой муэдзина. Его облик артистичен: на смуглом лице ослепительно белая чалма, свободные одежды, охваченные ярким кушаком, до пояса ниспадает борода… Привлекает и особая, гордая манера держаться.

Литература Арабского Востока.

Любовная лирика народов Востока, созданная на арабском, персидском и турецком языках, не имеет аналогов в мировой литературе. Её лучшие произведения прославляют любовь, верность, искренность и свободу чувств.

Персидскую и таджикскую лирику невозможно представить без творчества поэта, математика и философа Омара Хайяма (ок. 1048 1122). В его всемирно известных философских четверостишиях – рубаи – звучит призыв изведать доступное человеку мимолетное земное счастье. Бесценно каждое мгновение, проведенное рядом с возлюбленной.

Как прекрасны и как неизменно новы.

Как румянец любимой, и зелень травы!

Будь веселым и ты: не скорби о минувшем,

Не тверди, обливаясь слезами: «Увы!»

Перевод Г. Плисецкого.

Рубаи Омара Хайяма отличаются изяществом каждой фразы, глубиной философской мысли, яркими запоминающимися образами, непосредственностью взглядов на мир лирического героя, особой музыкальностью и ритмичностью. Значительная часть рубаи – это размышление над Кораном, вот почему лирическому герою свойственны поиски духовных основ бытия.
Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно! –

Вот последняя правда, открытая мной.

Не завидуй тому, кто силен и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

Домашнее задание:

1. Какие различия существуют в организации внутреннего пространства и декоре колонной мечети и базилики ?
2. К какому декоративному средству прибегали зодчие для создания образа райского сада в купольных мечетях?

Цели урока:

  1. Познакомить детей с шедеврами исламской архитектуры, с творчеством поэта, ученого, философа Омара Хайяма, с древней формой персидской поэзии – рубаи;
  2. Развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;
  3. Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя: Ассалям алейкум! Здравствуйте! Я не случайно начала наш урок с восточного приветствия.

Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.

Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.

1-й слайд – объявляется тема урока:

«Художественная культура исламского Востока»

Но прежде, чем мы будем говорить о культурных достижениях, давайте вспомним о религии, которая господствовала на Востоке.

3. Проверка домашнего задания.

Задание №1. Блиц – опрос.

  • назовите самую молодую религию мира (Ислам)
  • когда она появилась? (В VII в. н. э.)
  • где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)
  • ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)
  • главные центры ислама? (Мекка и Медина)
  • священная книга мусульман (Коран)
  • назовите пять столпов ислама (исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост).
  • священный для мусульман день (пятница)

Задание №2. Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните)

Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру. Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. (Впишите их в пустые строки).

В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.

4. Новая тема.

Слово учителя: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…». Эти слова, сказанные Р.Киплингом, к счастью не оказались пророческими. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада. Долгое время восточная культура оставалась за семью печатями. Изучать её начали сравнительно недавно, в XIX веке. И сейчас мы сделаем шаг в сторону познания загадочной и неповторимой восточной, исламской культуры.

Слайд 2: Арабский халифат (учитель рассказывает детям об образовании Арабского халифата) .

Слайд 3: Медресе Улугбека в Самарканде

Ребята, мы сейчас проведём небольшую исследовательскую работу. Перед вами тексты, вы их прочитайте и ответьте на вопросы, которые даны после текста. Некоторые архитектурные элементы мечети нужно показать на экране.

Лист №2

Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагаются на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т.е. арочным порталом больших масштабов. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву.

Медресе – это духовное, учебное заведение, отличается от мечети тем, что галерея двора делится на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы.

Вопросы к тексту:

  1. Где проходила молитва у мусульман?
  2. Что мечеть представляет собой, как она выглядит?
  3. Как называется алтарная ниша?
  4. В какую сторону обращена алтарная ниша?
  5. Как оформлялся главный фасад с улицы?
  6. Чем дополнялась мечеть?
  7. Кто созывал на молитву?

5. Учитель: Ребята, вы дома провели исследовательскую работу и подготовили сообщения о жемчужинах исламской архитектуры.

Выступления детей:

  • 4-й слайд: «Тадж - Махал» - Яковщенко Анастасия.
  • 5-й слайд: «Биби - ханым» - Серединская Анастасия.
  • 6-й слайд: «Кааба» - Кисметов Аман.

6. Релаксация.

Учитель: Восток славен не только памятниками, но ещё есть прекрасная музыка и танцы. Вашему вниманию предлагается посмотреть такой танец.

(Дети танцуют танец).

7. Работа по слайду 7:

На экране высвечивается рубаи Омара Хайяма, учитель читает: -

Мы цель созданья, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира – перстень драгоценный,
А мы в том перстне- вправленный алмаз.

Вопрос учителя: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?

(Ответы детей).

Учитель: действительно, эти слова принадлежат Омару Хайяму.

(Учитель читает стихотворение):

Перо рождает слово, а само
Все тем же словом произнесено.
Посредством слова слава оживала,
Снимало слово с тайны покрывало.
Без слов живых и песнь мертва,
Коль выбросишь из музыки слова.
Под небом совершенством назовёшь.
Дыханье – жизнь, закон живого,
Мысль эту потверждает слово.

Учитель: Слово, особенно поэтическое, на Востоке ценилось всегда. Когда наступало мирное время, поэты выступали на народных праздниках со своими импровизациями, соревнуясь в этом умении с пришельцами из других городов. Особенно ценили знатоки отточенность и краткость поэтических форм (рубаи, газель, касыда), получившие распространение во всём арабском мире. В коротких стихотворных строчках поэты стремились передать законченную мысль и дать описание целой гаммы чувств и настроений, свойственных человеку.

8. Учитель: Ребята вы подготовили биографию Омара Хайяма. Давайте послушаем, кем же он был и заполним таблицу, которая так и называется «Биография Омара Хайяма» Откройте лист № 3.

Биография Омара Хайяма.

(Идёт выступления учащихся и заполнение таблицы).

9. Работа по слайду 8:

Учитель: Что же такое рубаи? Давайте обратимся к толковому словарю

Рубаи – философские сентеции. Слово «сентенции» имеет 2 значения.

  1. Изречение морального характера, нравоучение;
  2. Юридический приговор.

Учитель: Рубаи называли летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.

Рубаи Хайяма изумляют своей предельной логической точностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи – спор с Богом о разумности и справедливости мироустройства, спор, который бесстрашный учёный, вечно сомневающийся и бунтующий, вёл всю свою жизнь. Хайям насыщает народную песенную форму не свойственными ей ранее темами рефлективной лирики, характерными для иных видов поэзии. Он был первооткрывателем этих тем в рубаи, освоив крошечное замкнутое пространство четырёх строк для разговора с богом о месте человека во вселенной. Малая поэтическая форма требует чрезвычайной экономности в применении средств поэтической выразительности и высокой концентрации смысла. Опираясь на свой аналитический, острый ум, используя опыт народного и литературного красноречия. Хайям создал удивительно гибкую жанровую форму, способную вмещать глубины философской мысли, злую эпиграмму, застольный куплет, любовную зарисовку.

10. Самостоятельная работа. Лист №4.

Вашему вниманию предлагается рубаи. Вам надо внимательно их прочитать и распределить их в таблицу по номерам.

11. Работа по слайдам №9, №10, №11.

Чтение и анализ рубаи.

12. Итог урока.

Учитель: Рубаи Омара Хайяма представляют собой яркое явление в культуре мусульманского Востока. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую великий мастер умел видеть в мире. Многое в творчестве великого гения ещё не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остаётся его личность. Этот урок – только «глазок» в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть «двери во Вселенную, имя которой - Омар Хайям».

Тема: «Художественная культура мусульманского Востока логика абстрактной красоты».

Дата: «___»_______________ 20 «___». Класс: 10.

Урок 8.

Цель : изучить особенности искусства исламского Востока; сформировать представление о национальных чертах храмового зодчества.

Тип урока : Комбинированный.

Оборудование : компьютер, презентация, учебник МХК.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний учащихся.

Проверка докладов.

План:

1. Иллюстрации арабески.

2. Искусство мусульманского Востока.

3. Арабская архитектура.

4.Альгамбра с высоты птичьего полета

III . Подготовка к изучению нового материала.

Мусульманский Восток – огромный регион, объединивший разные народы на основе самой молодой из мировых религий – ислама.

Средневековая культура мусульманских стран занимает одно из важнейших мест в истории мировой цивилизации. Сохранились многочисленные памятники Средневековья, свидетельствующие о единой самобытной художественной традиции, которая родилась под влиянием учения об Аллахе. Связь религии с искусством в мусульманской культуре нерасторжима.

IV . Изучение нового материала.

Изобразительное искусство Арабского Востока представлено различными видами орнамента, каллиграфией и замечательной книжной миниатюрой. Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска (от французского «арабский»). Арабеска - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, линейно-геометрического узора, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета.

1. Иллюстрации арабески

Узор включал в себя растительные мотивы, в него вплетались надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Арабеска служила прекрасным фоном, заполняющим всю пустоту пространства. В них соблюдается мерный ритм, повторяемость рисунка в пределах всей композиции.

Восточные мыслители сравнивали арабеску с музыкой, призванной «создавать новую и более совершенную красоту». Как и в музыке, орнамент обладает большой эмоциональной выразительностью, порождает сложную гамму чувств, настроений и мыслей. Арабеске присущи цвета: яркий кобальт, изумрудно-зеленый, красный и желтый. Восточный орнамент называют «музыкой для глаз».

Коран учит, что Аллаха невозможно видеть или осязать. Поэтому Коран никогда не иллюстрировался. Отсюда же вытекает запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве. Главным украшением священных текстом было само письмо – знаменитая арабская каллиграфия. В культуре мусульманского Востока особенно высоко ценилось это искусство. В VII веке возник прямолинейный, угловатый почерк куфи. Куфическое письмо украшает стены монументальных архитектурных сооружений.

1. Арабские племена и зарождение ислама.

Аравия и те страны, которые подверглись влиянию арабской культуры – Иран, Сирия, Египет, Палестина, а также государства Северной Африки имели длительную предысторию. Племена, населявшие основную территорию Аравии. – кочевники-бедуины, называвшие себя арабами (в переводе «араб» означает «лихой наездник»),являлись грозной силой для оседлого населения. Именно в среде кочевых племен зародился ислам (по-арабски – «покорность»).

Основателем Ислама был пророк Мухаммед (Магомет). В VIIв.. в 622 г. Мухаммед выступил с проповедью в Мекке, затем в Медине – городе, вошедшем в историю как город пророка. Этот год считается началом мусульманского летоисчисления. В 630 г., победив Мекку, Мухаммед вернулся в Медину, ставшую центром ислама. В то же время создается Арабский Халифат, и Мухаммед становится его верховным руководителем, в руках которого соединились духовная и светская власть. Его сподвижники, а затем и преемники провели целый ряд завоевательных походов, расширивших территорию Халифата. Ислам (или мусульманство) стало государственной религией Арабского востока. К VIII в. арабы подчинили Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, Испании. Северной Африки, а к X в. образовались Эмираты – самостоятельные части этого политического образования.

2. Расцвет арабской культуры.

Наибольший расцвет арабской культуры относится к VIII – XI вв. В эпоху раннего Средневековья у каждого арабского племени был свой поэт. Сложились разнообразные фольклорные традиции. Поэты, писавшие ритмизированной прозой, воспевали своих современников, или клеймили их врагов. Арабские города отличались разнообразной и богатой архитектурой. При их строительстве, как правило. Использовались образцы архитектуры завоеванных стран – особенно греческой и римской традиции (храмы, церкви, рынки, бани). Символом величия ислама стал купол мечети Скалы в Иерусалиме. Мечеть Скалы и сам купол были воздвигнуты на том месте, где ранее находился камень, на котором Авраам должен был принести в жертву своего любого сына Исаака. Чтобы доказать свою веру. Архитектурный памятник был воздвигнут в честь Авраама и Соломона – в этом заключался его религиозный смысл. Форма восьмигранника и купол шли от раннехристианских церковных традиций, а мозаичные панно были выполнены с использованием византийский образцов. И все же храм «Купол Скалы» в Иерусалиме был задуман как символ победы ислама над иудаизмом и христианством. Новые святилища возникали повсеместно. Мечеть выполняла особенно важную функцию. Как правило, в размерах и богатстве убранства воплощалась сама мощь ислама. Магомет запрещал человеческие изображения во избежание идолопоклонничества. В мусульманской религии нет священников, но есть учителя.

В VIII в. в столице династии Омейядов – Дамаске – была построена мечеть на месте античного храма времен Августа. Утверждая мощь Халифата и прославление ислама, архитекторы использовали во внутреннем убранстве классические мраморные колонны, инкрустации на стенах и мозаичные украшения необыкновенной тонкости и красоты.

В 750 г. к власти пришли Аббасиды, они объявили Халифат благословенным. В управлении Халифатом принимали участие многочисленные чиновники. Столица переносится из Дамаска в Багдад. Город был построен по плану круга, в центре которого находился дворец халифата. Вокруг мечети располагались улицы, рынки, лавки торговцев. Таким образом утверждалась власть халифа, в руках которого находилось все вокруг, а также политика и религия – вся структура мусульманского общества.

3. Распространение научных знаний и заветы ислама.

Позже Багдад был оставлен Халифом, но и тогда этот город остается одним из важнейших центров исламской культуры. Халиф-аль-Мамун (813-833) построил обсерваторию и университет, называемый Домом Мудрости. Распространению научных знаний способствовали переводы на арабский язык трудов Аристотеля, Архимеда, Платона, Евклида. В IX в. были переведены на арабский язык труды Птолемея по географии, из Китая завезена бумага, что способствовало распространению письменных текстов. Писцы – переписчики текстов на арабский язык, пользовались особым уважением. Их каллиграфия должна была быть безупречной. Текст Корана долгие годы оберегался от перевода – слова пророка Магомета были святыми, они имели свое религиозное значение, так как были средством обобщения человека с богом.

Центрами арабской средневековой науки являлись Багдад, Харон, Басра и Куфа. В Багдаде был создан «Дом науки», объединивший ученых из разных областей знания, включавший в себя библиотеку и обсерваторию. К X в. были открыты медресе – средние и высшие мусульманские школы, а «арабские цифры» пришли в X-XIII вв. в Европу. В то же время появилась и арабская грамматика, ставшая основой словесности на многие столетия. Начиная с IX в. создаются исторические труды, посвященные арабской истории.

4. Арабская литература.

Арабская поэзия Средневековья представлена несколькими именами. Поэзия Себу Нуваса (747-762) основана на совершенной форме, воспевает веселье, любовь к жизни, а подчас иронична. Абу-аль-Атахия (XII в.), впротивоположность ему, видел основу поэзии в вере и аскетизме и отрешенности от мира. Он писал о суетности жизни, противопоставляя ей идеи нравственности. Жизнь и творчество другого поэта, Аль-Мутанабби (XII в.) прошла в поисках и скитаниях, он посвящал свои стихи владыкам Сирии, Ирана, Египта. Многие стих со временем превращались в афоризмы. Вершиной арабской средневековой поэзии считается творчество сирийца Абу-аль-Алааль Маари (973-1057). Будучи с детства слепым, поэт сумел изучить Коран. Знал богословие, старые арабские предания и современную поэзию.

К X-XV вв. сложился сборник арабских народных сказок – «Тысяча и одна ночь». В него входят переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний. Образы Алладина, Али-Бабы, Синдбада-морехода, бедуинов, купцов, султанов вошли в сокровищницу арабской и мировой литературы.

Вершиной поэзии Средневековья является творчество Омара Хайяма (1048-1122). Прославленный персидский поэт и ученый создал свои философские и вольнодумные, часто гедонистические рубаи (особая форма стиха). Его произведения переведены многими поэтами мира, в том числе и русскими.

5. Законы шариата.

Коран влиял не только на облик произведений искусства, он определял также нормы поведения, быт и нравы арабов. Шариат – свод морали и нрава – регламентировал личную и общественную жизнь мусульманина. Коран определял повседневную жизнь мусульманина, регламентируя нормы права, брак, разводы. Женщина в семье занимала подчиненное положение, а мужчина (он мог иметь четыре жены) был главным в семье. Важную роль играло учение о джиннах (существа, сотворенные Аллахом из бездымного огня). Джинны уступали человеку и ангелам, сотворенным из света. Считалось, что они постоянно подстерегают человека, поэтому прежде, чем совершить какой-либо поступок, он должен просить у аллаха защиты от демонов. Хотя гадания имели место. Причем дозволялась высокая (белая) магия, которая помогала в благородных целях. Черная магия шла от злых шайтанов и была запрещена.

Художественная культура мусульманского Востока. Творцу молитесь; он могучий, Он правит ветром, в знойный день На небо насылает тучи; Дает земле древесну сень. Он милосерд; Он Магомету Открыл сияющий Коран, Да притечем и мы ко свету. И да падет с очей туман. А.С. Пушкин.


Мусульманский Восток. В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов. В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов.


Ислам. Его происхождение и роль в формировании арабской культуры. В переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э. В переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э. Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»). Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»). Основатель – реальный человек – Мухаммед (г.г.). Основатель – реальный человек – Мухаммед (г.г.). В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в Йасриб, который будет назван Мединой – городом пророка. В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в Йасриб, который будет назван Мединой – городом пророка. С этого года начинаются мусульманские летописи. С этого года начинаются мусульманские летописи.


Арабский халифат. Первый руководитель – Мухаммед. Первый руководитель – Мухаммед. Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании. Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании. Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны. Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны. В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу. В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу.


Коран («чтение»). Мухаммед почитался последним пророком человечества, принесшим людям слова Аллаха. Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, называются откровениями, все же прочие – преданиями. Мухаммед почитался последним пророком человечества, принесшим людям слова Аллаха. Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, называются откровениями, все же прочие – преданиями. Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда. Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда. Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда. Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда.


Общие положения Корана Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха. Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха. Последний и главный пророк – Мухаммед. Последний и главный пророк – Мухаммед. После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни. После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни. Мусульмане верят в рай и ад, однако считают, что судьба человека, а также высе, происходящее в мире – доброе и злое – предопределено Всевышним. Мусульмане верят в рай и ад, однако считают, что судьба человека, а также высе, происходящее в мире – доброе и злое – предопределено Всевышним. Основа Корана - заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда. Основа Корана - заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда.


Практические обрядовые заповеди ислама. Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни. Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни.


Какие течения выделились в исламе? Существует три основных направления, на которые ислам распался в древности: суннизм, шиизм и хариджизм. Существует три основных направления, на которые ислам распался в древности: суннизм, шиизм и хариджизм. Сунниты (от араб. «люди традиции») – выступают за власть халифа, который должен принадлежать роду курейшитов, быть богословом высшего ранга, справедливым и мудрым. Шииты считают, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу и может принадлежать только наследникам Мухаммеда. Признаваемая форма государственного правления – имамат, имам – светский и духовный глава общины. Хариджиты считают, что главой религиозной общины может быть избран любой правоверный мусульманин.



Мечеть Омара была построена в гг, в период правления халифов из рода Омейя. Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос. Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос.


Каллиграфические надписи стали одной из форм орнамента. Каллиграфические надписи на стенах мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве. Каллиграфические надписи на стенах мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве. Мавританский стиль. Соборная мечеть в Кордове. Соборная мечеть в Кордове. Ее особенность – 850 колонн, выполненных из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад. Колоннада освещалась сотнями серебряных лампад.