Красивые узоры на крыльях бабочки. Сообщение темы и цели урока. Творческая деятельность учащихся

УЗОРЫ НА КРЫЛЬЯХ БАБОЧКИ.

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №34Бойко Ю.В.

План урока

Беседа «Многообразие и красота узоров в природе».

Рассказ учителя «Украшения на крыльях бабочек. Линия симметрии».

«Украшение крыльев бабочек». Творческая практическая деятельность учащихся.

Рефлексия.

Цели : познакомить с линией симметрии, с узорами на крыльях бабочек; учить видеть красоту в природе; развивать творческое воображение, эстетический вкус.

Задачи художественного развития учащихся:

формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира;

формирование навыков работы гуашью;

развитие способности к творческому самовыражению.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

УУД (умение учиться).

Регулятивные: самостоятельно продумывает замысел и создает рисунок, используя линию симметрии, узор и выразительные свойства художественного материала (гуаши); оценивает результат своего труда.

Познавательные: понимание назначения линии симметрии в изобразительном искусстве и в природе; знакомство с узорами, которые встречаются в природе.

Личностные: формирование навыков работы красками, умение использовать линию симметрии для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности

Ход урока

1. Организационный момент . Личностные УУД

2. Повторение пройденного материала.

Учитель:

К какому виду изобразительного искусства относятся все эти произведения. (Обращается к репродукциям: портрет, пейзаж, натюрморт).

Дети:

К живописи.

Учитель:

В какие бы времена не жил человек, он всегда стремился к красоте, старался украсить свой дом. А художники воспевали красоту: красоту человека (указывает на портрет), красоту окружающего мира (пейзаж, натюрморт).

Учитель:

К какому виду изобразительного искусства относится это произведение?

Почему?

Дети:

К декоративно-прикладному искусству. Служит для украшения интерьера. Выполнено из бисера, бумаги, ткани руками человека и т. д.

Учитель: - Мы будем выполнять работу, которую можно отнести к декоративно-прикладному искусству, но работать будет красками.

3.Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи

Отгадайте загадку, и вы узнаете, что мы сегодня будем украшать на уроке.

В ярком платье модница, погулять охотница.

От цветка к цветку летает, утомится - отдыхает.

Учитель:

Изображение бабочек можно встретить там, где художник, Мастер Украшения хотел бы порадовать человека, создать ему хорошее настроение.

Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые-это бабочки. Как только пригреет солнышко и распустятся цветы. Во многих сказках изображают добрых фей, эльфов с крыльями, как у бабочек. Они являются символом доброты, чистоты и света.

Рассмотрим строение бабочки. У бабочки есть голова, туловище, крылья, покрытые чешуйками. Чешуйки преломляют свет, переливаясь как радуга, образуя красивый узор. Бабочек нельзя ловить и трогать за крылышки. Можно стереть краску. На самом деле крылья у бабочек прозрачные, как у пчелы или мухи. А окраску придают чешуйки. Поэтому их называют чешуекрылые. Окраска очень разная. Мы это видим и в природе, и на картинках. Иногда окраска является защитной.

Мы с вами видим, что бабочки имеют различную форму тела, цветовую окраску, красочность крыльев, пропорциональность крыльев и тельца. Но главное, что бабочки симметричны.

К понятию о симметрии мы привыкаем с детства. Практически все вещи, которые нас окружают – симметричны, например, две половинки открытой книги, украшения, кофточки, животные, человек, открытки и многое другое, различные вещи. Мы знаем, что бабочка тоже симметрична: у неё одинаковы правое и левое крылышки.

Симметрия бывает разной. Какова симметрия бабочки? Бабочка может сложить крылья, и тогда две её одинаковые половинки совмещаются. Это можно описать и иначе. Любое из двух крыльев бабочки как бы отражается в зеркале. Мы говорим, что половинки бабочки зеркально равны.

4. Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – водой она умылась,

Два – на месте покружилась,

Три – вспорхнула и присела,

На четыре – полетела.

5. Практическая работа детей

Теперь, когда мы знаем о симметрии бабочки:

Вспомним правила работы в паре.

Молча пройти по классу, найти партнера, у которого вторая половинка бабочки.

Сесть вместе, посовещаться в паре, какими материалами вы будете работать (краски,карандаши, фломастеры), раскрасить бабочку соблюдая симметрию (зеркальное отражение).

Пользуйтесь палитрой для смешивания красок и получения новых цветов. Хорошо промывайте кисть.

Не нужно брать на кисть много воды.

6. Итог урока.

Учитель: Готовит выставку на доске из детских работ.

Летите бабочки сюда.

Давайте полюбуемся на ваших бабочек. Какие красавицы!!! Вот прекрасная бабочка с нежными крыльями. А эта очень яркая, как будто на праздник собралась.

Какие сочетания использовали: гармоничное или контрастное? (2-3 работы).

Рефлексия:

Скоро появятся на наших улицах живые бабочки и будут радовать нас своей красотой. А пока пусть эти бабочки украсят наш класс. Откройте конвертик и возьмите только одну бабочку. (Бабочки из цветной бумаги на липкой основе)

Красную – если - очень понравилось сегодня на уроке.

Желтую – если - я хотел бы узнать больше.

Синюю – если - мне было скучно.

Прикрепите на доску.

Сразу чувствуется, что мы с нетерпением ждём лета!!!


Изобразительное искусство (комбинированный урок)

Тема: Красоту надо замечать. Узоры на крыльях.

1 урок 45 минут

1 класс

На уроке использована ИКТ – презентация.

Цели урока:

  1. ознакомить с законом симметрии;
  2. совершенствовать умение изображать способом монотипии;
  3. расширить знания о бабочках;
  4. познакомить с различными видами узоров на крыльях бабочек;
  5. расширить знания детей о том, как появляется бабочка;
  6. учить видеть красоту в природе;
  7. развивать творческое воображение, эстетический вкус.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстраций;

2) формируем умение выявлять сущность высказывания на слух;

3) формируем умение на основе анализа текста делать выводы;

4) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы на уроке;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение работать по плану.

Личностные УУД:

1) формирование образного мышления;

2) развитие фантазии;

3) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование:

Программное обеспечение – Power Point.

Медиа-проектор.гуашь,

Кисти, коллекция бабочек.

Методическое обеспечение: репродукции картин художников, изображающих бабочек, презентация.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку

2. Сообщение темы и цели урока

Слайд 2

Отгадайте, загадку. И вы сразу догадаетесь, о чем сегодня мы поведем речь, и кого будем изображать:

Спал цветок…
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

О ком говорится в загадке?
– Правильно, это бабочка.
– Сегодня мы с вами поговорим о том, как много разных бабочек существует в нашей природе, увидим, какие у всех разные и красивые крылья и сами попробуем нарисовать бабочку с красивыми узорами на крыльях. В конце урока у нас получатся красивые панно, которым нужно будет придумать название.

3. Беседа по теме урока.

Слайд 3

Вы, конечно, не раз наблюдали, как в теплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали об этих красавицах много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали этим насекомым красивые имена.

В природе существует огромное количество бабочек. Но все они не похожи друг на друга.

Слайд 4

Эта красивая бабочка – Павлиний глаз. Чаще всего ее можно встретить в Японии, а также в странах Европы. Этих красавиц осталось очень мало, они даже занесены в Красную книгу.
- Обратите внимание на форму крыльев и рисунок на них. Как можно это назвать?
– Правильно, узор. Из чего состоит узор на крыльях?
– Совершенно верно, из кругов, похожих на глаз.
– Давайте рассмотрим узоры на крыльях других бабочек. Опишите их.

Слайд 5
– Это бабочка – Махаон. С изящной формой крыльев. Сколько цветов присутствует в ее окраске! Давайте подсчитаем. Из чего слагается узор ее крыльев?
– Совершенно верно, кроме кругом мы видим и волнистые линии и пятна.
Слайд 6
- Раньше всех вылетает яркая бабочка – лимонница. Она живет дольше всех – 10 месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яички и умирает. Кто знает, что будет дальше? (Из яичек появятся гусеницы, которые превратятся затем в куколок, а из куколки вновь вылетит красивая бабочка)
– Ребята, вы знаете, как появляются на свет бабочки? Давайте посмотрим.
Слайды 7-9
– Давайте рассмотрим ближе, как устроена бабочка.
Слайд 10
– Художники часто изображали бабочек в своих работах, они тоже любовались красотой их крыльев.

Какие нарядные платья у бабочек – узоры разноцветных пятнышек, волнистые каёмки, веселые брызги прожилок. Бабочки всегда красивы, как будто собрались на бал. Узор, какой бабочки вам понравился больше всего? Почему? А кто же рисует эти узоры? (Природа)
– Сколько крыльев у бабочки? (Четыре)

Обратите внимание: два одинаковых больших крылышка впереди и два одинаковых поменьше сзади. Если провести вдоль туловища бабочки границу, то бабочка будет разделена на две одинаковые части. (Учитель показывает вырезанную из бумаги бабочку, проводит границу вдоль туловища.)

Теперь, если наложить одну половинку на другую, крылья одной в точности совпадут с крыльями другой половины. Так действует закон симметрии. Линия, которая делит предметы пополам, называется осью симметрии. Сам предмет будет называться симметричным. Выберите из предложенных предметов симметричные.

Слайд 11

Вспомните, какой способ изображения мы использовали для изображения деревьев с отражением? (Монотипия)

Как можно использовать данный приём для изображения бабочек? (Нарисовать половинку бабочки и отпечатать вторую). Посмотрите, как это делаю я. (Учитель показывает этапы изображения бабочки)

Спал цветок и вдруг проснулся:

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(Учитель показывает, как взлетает его нарисованная бабочка и кружится в танце, приглашает учащихся потанцевать вместе с бабочкой)

4. Физкультминутка

Звучит музыка.

Упражнение «Бабочки»:

Опустить голову вниз, руки прямо, спинка прямая,

Руки через стороны вверх – вниз.

Плавно двигаем руки вверх, смотрим на пальцы, опускаем руки вниз.

Маховые движения руками, кружение.

5. Творческая деятельность учащихся

Урок изобразительного искусства в 1 классе.

Тема: Рисование и украшение бабочки. «Узоры на крыльях».

Дидактическая задача урока : формирование УУД в условиях решения практических задач;

Формы и методы обучения объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная, парная.

Тип урока : комбинированный.

Цели:

Образовательные :

познакомить с линией симметрии, с узорами на крыльями бабочек учить видеть красоту в природе;

Развивающие: развивать творческое воображение, эстетический вкус; Воспитательные :воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Задачи художественного развития учащегося:

    Образовательные :формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира;

    Развивающие: развитие навыков работы красками или цветными карандашами, самостоятельности; развитие способности к творческому самовыражению;

    Воспитательные: воспитывать любовь к природе, животным.

УУД (умение учиться):

    Метапредметные:

    Регулятивные: самостоятельно продумывают замысел и создают рисунок, используя линию симметрии, узор и выразительные свойства художественного материала (цветные карандаши или краски); оценивают результат своего труда;

    Познавательные: понимание назначения линии симметрии, в изобразительном искусстве и природе; знакомство с узорами, которые встречаются в природе;

    Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждают индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

    Личностные: формирование навыков работы с красками или цветными карандашами, умение использовать линию симметрии для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения, развитие способностей к творческому самовыражению;

Ход урока:

    Оргмомент (Личностные УУД).

«Прозвенел звонок,

Начался урок»

    Сообщение темы и цели урока. Постановка и формирование учебной задачи.

    Отгадайте загадку, и вы узнаете тему нашего урока:
    «Спал цветок
    И вдруг проснулся,
    Больше спать не захотел,
    шевельнулся, встрепенулся,
    Взвился вверх и улетел»

    О ком идет речь в загадке? (О Бабочке)

    Правильно, это бабочка.

    Сформулируйте тему урока.

    Чему будем учиться на уроке?

    Сегодня на уроке вы узнаете о многообразии бабочек, рассмотрите узоры на их крыльях и сами нарисуете узор на крыльях своей бабочки.
    Тема (на доске).

    Украшения на крыльях. Симметрия. Введение в тему урока.

Познавательные УУД

    Эвристическая беседа.
    Рассматривание бабочек на картинках известных художников и природе. (Мультимедийная презентация)

    В природе существует огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга. Посмотрите:

    Это бабочка – павлиний глаз. Встречается в Европе и Японии. Этих

бабочек осталось очень мало, они нуждаются в охране. Как они

выглядят?
 Обратите внимание на форму крыльев и рисунок на них. Можно ли

назвать его узором? Что вы заметили? (Круги, похожие на глаза)

    А это бабочка – Зорька. Встречается она на территории от Западной

Европы до Китая. Бабочка живет на опушках и лесных полянах.
 Как вы думаете, почему ее так назвали? (На передних крыльях у нее

круг ярко-красного цвета , а обрамляет его желтый цвет , как будто

солнце садится, или встает, что напоминает зарю)

    Эта бабочка называется Махаон. Живет во многих местах в Евразии,

Африке, Японии. Очень красивая бабочка с изящной формой крыльев.

Из чего состоит узор на крыльях? (Из кругов, волнистых линий, пятен)

Давайте вспомним экологические знаки природы? Можно ли ловить бабочек?

IV .Физминутка :

«Я шел, шел, шел

Ягодку нашел.…»

    Работа по учебнику.
    Познавательные и коммуникативные УУД

    Откройте учебник, страницу 50 . Рассмотрите бабочек. Что можете сказать об одежде бабочек? (Нарядная, красивая) .

    Из чего состоят узоры на крыльях? (Пятнышки, волнистые каемки, мелкие точки, как будто брызги)

    Сколько крыльев у каждой бабочке ? (страница 51) (Четыре, два крыла впереди и два поменьше сзади)

    У какой бабочки узор вам понравился больше всего?

    Физминутка .

Упражнение «Бабочка»

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ренгроспективной оценки.

Утром бабочка проснулась

Потянулась, улыбнулась

Раз – росой она умылась

Два – изящно покружилась

Три – нагнулась и присела,

На четыре улетела.

Учитель: Попробуйте изобразить бабочку движениями. Покажите какая она легкая, воздушная, как она порхает.

    Педагогический рисунок.

Познавательные УУД

    Рисуем: головку, туловище, брюшко.

Работа в парах.

Придумайте узор для своей бабочки.

Обсудите с соседом по парте,какой можно создать узор на крыльях бабочки?

    Показ педагогического рисунка и объяснение алгоритма выполнения рисунка.

Я придумала вот такой. Нарисовала различные овалы, кружки неправильной формы, пятнышки. Затем берём краски и раскрашиваем яркими красками крылья, туловище, брюшко.

Когда краска высохнет, то украшаем крылья и свой рисунок, дополнив его деталями – точками, разводами.

    Творческая практическая деятельность учащегося.

Регулятивные и личностные УУД

    Рассмотрите узоры на крыльях бабочек, нарисованных детьми в учебнике на странице 52 – 53.

    Вы сейчас тоже украсите бабочку узорами.

    Пофантазируйте и нарядите бабочку в красивое, яркое, узорчатое «платье», такое, какое вам захочется.

    Послушайте стихотворение :
    На цветок в саду присела
    Бабочка.
    Ты откуда прилетела,
    Бабочка?
    До чего же ты пригожа,
    Бабочка!
    На цветок сама похожа
    Бабочка!
    (Говил)

    С чем сравнивает поэт бабочку? (С цветком)

Выполнение работы учащимися.

    Итог урока. Рефлексия.

Коммуникативные и личностные УУД

    Выставка работ учащихся и их обсуждение.

    Приятно вам было любоваться красивыми узорами бабочек?

    Какая бабочка вам понравилась больше всего? Почему?

    Обобщение. Рефлексия.

    Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о различных красивых бабочках)

    Чему учились на уроке (Рисовать узор на крыльях бабочек)

Уборка рабочего места (Личностные УУД).

Урок изобразительного искусства в 1 классе

2четверть.

«Учитесь видеть красоту. Узоры на крыльях»

Цели:

    Учить видеть красоту в природе;

    Научить последовательно проводить работу над изображением по представлению, использовать линию симметрии в составлении узора;

    Развивать творческое воображение, образное восприятие объектов действительности;

    Формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру.

Оборудование и учебные наглядные пособия:

1 ) для учителя :

зрительный ряд : иллюстрации с изображением бабочек, схема складывания оригами фигурки бабочки, рисунки на доске: элементы украшения крыльев,слайдпрограмма;

литературный ряд : загадка; стихотворная разминка;

звуковой ряд : П.И.Чайковский «Вальс цветов», «Танец Феи Драже»;

2) для учащихся : квадрат цветной бумаги 20X20, пластилин, стека, альбом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

(Слайд 1) – Ребята, на прошлом уроке мы рассматривали произведения неживой природы – цветы, отмечали огромное разнообразие форм лепестков, цветовых сочетаний, удивлялись необычным рисункам на лепестках анютиных глазок, орхидей. Но у матушки-природы есть для вас ещё много сюрпризов, и мы продолжим знакомство с её чудесными украшениями. Мы ждём с вами гостей. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кому будет посвящен наш сегодняшний урок: .

(Слайд 2)

Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел

О ком идет речь в загадке?

Правильно, это бабочка.

Древние греки считали, что когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоуханье всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И - о чудо! - цветок оторвался от стебля и полетел. Так появились бабочки.

Я предлагаю вам рассмотреть узоры на их крыльях и самим создать бабочку с красивыми крылышками.

III. Беседа с объяснением

Урок начинается с рассмотрения иллюстраций с изображением бабочек.

(Слайд3, 4, 5)

В природе существует огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга. Окраска одних может быть совсем неприметной: бледные или сероватые оттенки, бурые крылья с пятнышками. Другими же бабочками мы не перестаем любоваться: по яркости узора и разнообразию красок на крыльях. Смотреть на них одно удовольствие.

Обратите внимание на формы крыльев, узоры и рисунок на них. Что вы заметили? (Ответы детей)

А эта бабочка называется махаон ,название её переводится с французского языка как «хвостатка». Как вы думаете почему? Правильно, на крыльях этой бабочки находятся ответвления, похожие на хвостики. Из чего состоит узор на её крыльях? Посмотрите, какие цвета присутствуют в ее окраске?

Вот какие разнообразные по форме и цвету бывают крылья у бабочек. Но ведь есть у них и общие черты, то, что их объединяет:

Обратите внимание, что у каждой бабочки четыре крылышка: два одинаковых больших впереди и два одинаковых поменьше сзади.

Бабочки симметричны относительно туловища, а это значит, что их левые и правые крылья одинаковы по форме и одинаково украшены.

Как вы думаете, ребята, зачем нужны бабочки?

(Слайд 6)

Изображение бабочек можно встретить там, где художник, Мастер Украшения хотел бы порадовать человека, создать ему хорошее настроение.

Вот бы хоть на минутку стать бабочкой!

(Слайд7)

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – водой она умылась,

Два – на месте покружилась,

Три – вспорхнула и присела,

На четыре – полетела .

IV. Практическая работа.

(Слайд 8) - Теперь, когда мы так много узнали о наших гостьях, пора их приглашать.

(Слайд 9) - Бабочку можно нарисовать и при помощи красок или пластилина украсить ей крылья. А можно и сложить её из бумаги. Я предлагаю вам сложить её способом оригами, а украшения крыльев создать из яркого пластилина.

Каждый учащийся из базовой фигуры «двойной треугольник» доскладывает бабочку .

. (Слайд 10) – Чтобы бабочки порадовали нас своей красотой, давайте “оживим” их, симметрично украсив их крылья узорами. Пофантазируйте и “нарядите” бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье.

Важно, в процессе выполнения детьми работы (с согласия ученика), отмечать вслух новые способы украшения, придуманные детьми, стимулируя творческий подход к заданию.

(Ребята используют в качестве украшения круги, кольца, жгутики, точки, дуги, вылепленные из яркого, контрастного пластилина;для разнообразия фактуры используют стеку; по желанию используют пластилин, как фон.)

Во время практической работы учащихся звучит аудиозапись с классической музыкой

V. Подведение итогов урока.

Как же нравятся бабочкам красивые цветы! Любят бабочки порхать над цветами, отдыхать на их нежных лепестках и угощаться вкусным нектаром. Откройте свой альбом с изображением цветка и угостите свою гостью.

(Слайд11)

1) Выставка работ учащихся и их обсуждение. В конце урока бабочки “сажаются на цветы” (вклеиваются в альбом). Под звуки вальса учитель предлагает детям показать друг другу свои работы, слегка покачивая ими в такт музыке, имитируя цветы.

Какое у вас настроение?

Какая бабочка на нашей полянке вам понравилась больше всего, почему?

Приятно любоваться узорами бабочек?

2) Обобщение .

Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Узнали о разных красивых бабочках.)

Чему научились на уроке? (Складывать фигурку бабочки из двойного треугольника и изображать узор на крыльях бабочек при помощи пластилина.)

Благодарю вас за творчество и старание. Урок окончен.

Литература:

    Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1–9 классы. Под руководством и редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2006.

    Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л.А.. Неменской “Искусство и ты” / авт.-сост. В.И. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2007.

    Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе; система преподавания уроков ИЗО в 1–4 классах по программе Б.М. Неменского / сост. А.Г. Александрова, Н.В. Капустина. – Волгоград; Учитель, 2006.

Стихи, загадки про бабочек:

На поляне у реки жили-были мотыльки.

Братья разноцветные, как фантики конфетные!

Первый – красный, как рябина, словно капелька рубина.

А второй – небесно-синий в белых брызгах, будто иней.

Третий – жёлтый, как лимон, светом солнца окрылён.

А четвёртый – белоснежный, лепесток ромашки нежный.

В синих точках брат шестой, бело-красно-золотой.

А седьмой – совсем лиловый, лишь с полоской бирюзовой.

Брат восьмой – чуть-чуть зелёный, словно океан солёный.

А девятый – в белых точках, красных ромбах и кружочках.

Пёстрый весь, как конфетти брат десятый, к нам лети!

Я в р yки взял большой сачок

И долго поджидал.

Но вот прыжок,

Но вот скачок -

Я бабочк y поймал.

Я ей на крылышки под yл,

Немножко погр yстил,

Потом взглян yл,

Потом вздохн yл,

А после - отп yстил…

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.

В ярком платье модница, погулять охотница.

От цветка к цветку летает, утомится - отдыхает.

Не птичка, а с крыльями:

Над цветами летает,

Нектар собирает.









































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • познакомить с различными видами узоров на крыльях бабочек;
  • расширить знания детей о том, как появляется бабочка;
  • учить видеть красоту в природе;
  • развивать творческое воображение, эстетический вкус.

Оборудование: гуашь, кисти, проектор, коллекция бабочек.

Методическое обеспечение: репродукции картин художников, изображающих бабочек, презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

– Отгадайте загадку и вы сразу догадаетесь о чем сегодня мы поведем речь и кого будем изображать:

Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

– О ком говорится в загадке?
– Правильно, это бабочка.
– Сегодня мы с вами поговорим о том, как много разных бабочек существует в нашей природе, увидим, какие у всех разные и красивые крылья и сами попробуем нарисовать бабочку с красивыми узорами на крыльях.

III. Введение в тему урока

Слайды 3, 4

В природе существует огромное количество бабочек. Но все они не похожи друг на друга. Эта красивая бабочка – Павлиний глаз. Чаще всего ее можно встретить в Японии, а также в странах Европы. Этих красавиц осталось очень мало, они даже занесены в Красную книгу.
– Обратите внимание на форму крыльев и рисунок на них. Как можно это назвать?
– Правильно, узор. Из чего состоит узор на крыльях?
– Совершенно верно, из кругов, похожих на глаз.
– Давайте рассмотрим узоры на крыльях других бабочек. Опишите их.
– Это бабочка – Махаон. С изящной формой крыльев. Сколько цветов присутствует в ее окраске! Давайте подсчитаем. Из чего слагается узор ее крыльев?
– Совершенно верно, кроме кругом мы видим и волнистые линии, и пятна.
Слайд 5
– Перед вами самая большая бабочка. Размах ее крыльев равен 30 сантиметров.
Слайд 6
– Бабочки бывают дневные.
Слайд 7
– Ночные.
Слайд 8
– Крылья бабочек состоят из сотни маленьких чешуек. Чешуйки отражают солнечный свет, поэтому крылья переливаются разными яркими красками.
Слайд 9
– Жизнь бабочек очень короткая. Они должны все успеть. Многие бабочки живут всего одно лето, а некоторые – несколько дней.
Слайд 10
– Бабочка садится на цветок, опускает свой длинный хоботок в середину растения и пьет сладкий сок цветов.
Слайд 11
– У всех нас есть имена. Бабочки такие красивые создания, им дают необычные и очень красивые имена. Давайте посмотрим.
Слайды 12-27
– Ребята, вы знаете, как появляются на свет бабочки? Давайте посмотрим.
Слайды 28-32
– Давайте рассмотрим ближе, как устроена бабочка.
Слайд 33
– Художники часто изображали бабочек в своих работах, они тоже любовались красотой их крыльев.
– Вы внимательно рассмотрели бабочек? Какие узоры могут быть на ее крыльях7
– Из чего состоит узор на крыльях? (Пятнышки, точки, волнистые линии)
– Сколько крыльев у бабочки? (Четыре, два большие крыла впереди и два поменьше сзади)

Физминутка

Упражнение «Бабочки»:

  1. Опустить голову вниз, руки прямо, спинка прямая,
  2. Рки через стороны вверх – вниз.
  3. Плавно двигаем руки вверх, смотрим на пальцы, опускаем руки вниз.
  4. Маховые движения руками, кружение.

Последовательность изображения бабочи:

Слайды 35-38 (1 способ)

Обращаю внимание, что бабочка симметрична. Сначала отмечаем длину и высоту бабочки, прорисовываем верхние и нижние крылья, украшаем крылья и приступаем к работе красками.
Есть еще один способ:
Можно согнуть лист альбома пополам, на одной половине нарисовать сразу акварелью верхнее и нижнее крылья, украсить их. Затем согнуть лист, потереть хорошо кулачком, развернут, на полученных отпечатках дорисовать брюшко, усики и все прочее. Такой способ изображения называется монотипия.

IV. Практическая работа

Выбираете любой способ и постарайтесь нарисовать красивую, нарядную бабочку. Украсьте своих бабочек затейливыми узорами. (Индивидуальная помощь при необходимости)

В конце работы показать слайд 16.

– С чем сравнивает Говил бабочку? (С цветком)

V. Итог урока

Экспресс-выставка, обсуждение работ. (Дети вырезают своих бабочек и приклеивают на цветочный луг)

Обобщение: Что нового узнали на уроке? Чему новому научились?