Пословицы про илью муромца маленькие. Отзыв о былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник. I. Организационный момент

План работы с "Илья Муромец и Соловей Разбойник".

1. Рассказ воспитателя с показом иллюстраций "Былины - кладезь народной мудрости".

Цель: Дать детям представление о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Вызвать интерес к русскому народному творчеству. Обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины.

Материал: Иллюстрации.

Ход: Воспитатель рассказывает и показывает иллюстрации: Сегодня мы начнём удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми вы встретитесь в наших путешествиях, будут сопровождать вас всю жизнь.

Итак, сегодня мы начнём путешествие по русским былинам. Если вы спросите меня: "Что же такое былина?", - я, наверное, не смогу ответить точно. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование. Здесь вас будут ждать самые невероятные встречи и приключения: вместе с русским богатырём Ильёй Муромцем вы сразитесь с непобедимым Соловьем Разбойником; а с богатырём Добрыней Никитичем освободите из плена красавицу Забаву Путятичну; побываете на дне морском вместе с новгородским купцом Садко и выручите из темницы князя Ставра Годиновича с помощью кос его мудрой жены Василисы Микуличны.

Так, кто же придумал эти удивительные истории? У них нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.

2. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом репродукции картины Васнецова "Богатыри".

Цель: Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: в те времена русский народ славился богатырской силой; слова о богатырях Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче дошла до наших дней. Русские богатыри защищали родную землю от врагов. Об их подвигах слагали сказки. Обогатить словарь детей словами: былины, богатыри, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Материал: репродукция картины Васнецова "Богатыри".

Ход: Воспитатель рассказывает и показывает репродукцию картины Васнецова "Богатыри": Сегодня мы познакомимся с главным былинным героем - Ильёй Муромцем. Вот он (показывает на картину "Богатыри" Васнецова) вместе со своими товарищами Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем несёт караульную службу на заставе. Они отличаются друг от друга происхождением, нравом, поведением. Илья Муромец - крестьянский сын; Добрыня Никитич - знатного происхождения, из рода князей; Алёша Попович - сын попа. Но их объединяет одно - желание в трудную минуту помочь Родине, защитить Русь, когда враг грозит ей истреблением и гибелью.

Здесь, на картине, Илья Муромец стоит в центре, "богатырь богатырей", мужественный, спокойный, уверенный в своих силах. Он охраняет покой своей Родины, мирную жизнь русичей - так раньше называли жителей Древней Руси.

Каждое утро Илья Муромец со своими товарищами выходит в дозор, в чистое поле, и честно несёт свою нелёгкую службу, но былина, с которой вы сегодня познакомитесь, не о том, как они стоят в дозоре. Это рассказ о молодости Ильи Муромца. Вы узнаете, откуда он родом, благодаря какой волшебной силе он стал настоящим богатырём, узнаете о его первых подвигах.

3. Чтение и беседа по былине "Илья Муромец".

Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины. Обогатить словарь детей словами и выражениями: Чёрная грязь, река Смородина, травушка-муравушка, земля-матушка, студёная водица, калики перехожие, чадо милое, жажда мучает.

Ход: Воспитатель предлагает послушать былину и ответить на вопросы по содержанию былины:

Как назывались город и село, где родился Илья Муромец? Как он провёл свои первые 30 лет жизни? Кто помог ему избавиться от тяжёлого недуга? Благодаря какой волшебной силе Илья Муромец стал настоящим богатырём? Куда отправился Илья Муромец после волшебного исцеления? Как называлось место, где он встретил Соловья-разбойника? Как Илья Муромец победил его? Куда направился Илья Муромец после победы над Соловьём-разбойником?

4. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций и реальных предметов "Путешествие по Русской избе".

Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта, характерные для Древней Руси: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар.

Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.

Воспитатель: Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.

Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

Без печи хата - не хата.

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе . Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.

Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок.

Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей.

Русский народ всегда славился своим гостеприимством:

Что есть в печи - всё на стол мечи.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Умей в гости звать, умей и угощать.
На столе в избе всегда стоял горячий самовар. Послушайте загадку:
У носатого, у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.

Самовар изобрели очень давно в городе Туле . Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Воспитатель приглашает попить чаю из самовара с традиционным русским угощением: сушками, кренделями, сухарями, мелко колотым сахаром, разным вареньем.

Хлебом-солью привечаем,


Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.

Во время чаепития воспитатель рассказывает о назначении кухонной утвари, загадывает загадки.

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)
На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)
Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному , мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый образ. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью.

Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней.

В дорогу идти - пять пар плести.

Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.

5. Дидактическая игра "Герои русских былин".

Цель: Упражнять детей складывать из отдельных кубиков картину. Развивать восприятие.

Материал: Кубики, набор иллюстраций.

Ход: Дети выбирают понравившуюся иллюстрацию и собирают из кубиков такую же картину по выбранному образцу.

6. Чтение загадок, пословиц, поговорок о силе, смелости, храбрости русских богатырей.

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о силе, храбрости, смелости. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице , поговорке заключена народная мудрость.

Ход: Воспитатель предлагает послушать пословицы, поговорки и поразмышлять над их содержанием.

Храбрый побеждает - трус погибает.


Смелость города берёт.
Кто храбр - тот и жив.
Кто смел, тот и цел.

7. Разучивание русской народной подвижной игры."Петушиные бои".

Цель: Развивать ловкость, координацию движений. Учить соблюдать правила игры: не становиться на две ноги, одну руку держать за спиной. Поощрять дух соперничества.

Материал: Мелок.

Ход: На полу чертится круг, двое ребят становятся друг перед другом на одной ноге (другую ногу сгибают в колене и поддерживают рукой). По сигналу воспитателя дети начинают осторожно выталкивать друг друга плечом. Тот, кто остался в кругу - тот выиграл.

8. Разучивание русской народной подвижной игры "Слепой козёл".

Цель: Развивать слуховое внимание, ловкость.

Ход: "Жмурке" завязывают глаза и подводят к двери. Он стучится в неё, а играющие спрашивают: "Кто там?". "Слепой козёл", - отвечает "жмурка".
Играющие все вместе говорят:

Козёл слепой,


Не ходи к нам ногой.
Иди в кут,
Там холсты ткут,
-Тебе холстик дадут!

Недовольный козёл снова стучит в дверь."Кто там?". "Апанас!", - отвечает козёл. "Апанас, ищи нас!", - с этими словами дети разбегаются. Жмурка прислушивается к шагам и старается кого-то поймать. Играющие увёртываются, а пойманный игрок становится "жмуркой".

9. Дидактическая игра "Собери богатыря в дорогу"

Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря. Закрепить в речи их названия.

Материал: Изображение русского богатыря, разнообразные детали костюмов воинов разных народов.

Ход: Воспитатель предлагает собрать богатыря в путь-дорогу. Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому богатырю.

10. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, изображающих различные постройки Древней Руси: изба, терем, палаты.

Цель: Формировать представления о постройках Древней Руси, а также о том, что чем богаче был человек, тем богаче был его дом. Обогатить словарь детей: изба, терем, палаты, ремесленники, князья, бояре.

Материал: Иллюстрации с изображением построек Древней Руси .

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением различных построек и рассказывает о каждой из них, выделяя характерные особенности: изба - низкая, бревенчатая; терем - высокий, расписной, узорчатый; палаты - сделаны из камня, высокие.

Чем богаче был человек, тем богаче был его дом: простые крестьяне и ремесленники жили в избах; князья да бояре - в теремах, палатах белокаменных.

Воспитатель зачитывает отрывки из разных былин, где упоминаются названия разных построек.

"...В том ли городе во Муроме, в том ли селе Карачарове жила-была семья. И росло в той семье чадо милое - Илюшенька сын Иванович. Опечалил он родителей своих - был здоровьем слаб, всё в избе на печи лежал и не мог он встать на резвы ноженьки..."


(былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник").

"... И дошли худые вести до терема Василисы Микуличны. Как узнала она, что муж её сидит в тёмном погребе, стала она думать, как его освободить из острога. И подумала она: " Деньгами его не выкупишь, силою не выручишь, а смогу спасти его своею догадкою, женской хитростью да изворотливостью.


files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Цели:

  • сформировать у учащихся понятие о былине – виде устного народного творчества, создать у детей целостный образ героя;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать устойчивый интерес к чтению произведений устного народного творчества;
  • обогащать словарный запас; прививать любовь к чтению.

Оборудование: грамзапись сказки, пословицы, скороговорка. На доске картина В.М.Васнецова “Богатыри”; толковый словарь; рисунок гуслей; магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним, какой раздел мы начали изучать?

(Сказочные богатыри)

(Рисунок 1)

Каким стихотворением начинается раздел?

Почему этим стихотворением начинается раздел?

Какое домашнее задание?

Выразительное чтение стихотворения “Руслан и Людмила” и нарисовать рисунок к стихотворению. У нас получилась выставка ваших рисунков.

Чтение стихотворения.

Звучит “Утро” Э. Грига. Учитель читает стихотворение.

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Д. Чувство торжества, гордости за свою Родину.

У. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Какие пословицы о Родине вы знаете?

Д. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

– Своя земля и в горсти мила.

– На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Всякому мила своя сторона.

Родина-мать, чужая сторона-мачеха.

Человек без Родины - соловей без песни.

Учитель. Ребята, на протяжении нескольких уроков мы гостили в царстве сказок. Сказка – это вид устного народного творчества. Какие еще виды устного народного творчества вам известны?

Дети. Пословицы, поговорки, потешки, небылицы.

Учитель. Сейчас я прочитаю вам отрывок из произведения, которое тоже относится к устному народному творчеству. Послушайте его внимательно.

Учитель читает отрывок из книги “Русская старина”

“Как во стольном граде Киеве собрались три богатыря святорусских, три брата названых: старый казак Илья Муромец да молодые Михайло Потык с Добрыней Никитичем. И сказал Илья таковы слова:
– Хватит нам, русским богатырям, по домам сидеть, словно тараканам запечным! Пора нести службу богатырскую – ехать по дальним землям-краям, глядеть, не собирается ли походом недруг на землю Русскую, показывать нашу удаль да силу молодецкую. Поезжай-ка ты, Добрынюшка, за синь-море соленое, а я, старик, поеду во чисто поле, в дальнее раздолюшко...”

– Известен ли вам вид этого произведения?

Дети. Немножко похоже на сказку.

– Нет, это не сказка. Это произведение читается плавно, нараспев. Сказки так не читают.

Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с новым видом устного народного творчества – былиной.

III. Рассказ учителя о былине

У. Быль, былина, бывальщина... Как вы понимаете значение этого слова?

Дети отвечают.

– Прочитайте, как Владимир Иванович Даль поясняет значение этого слова.

На доске: Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый.

(Рисунок 2)

– Жили когда-то на Руси Великой люди – песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины – разные истории про богатырей русских, про битвы с лютыми врагами, про царства-государства чужеземные, про великого князя Киевского Владимира Красно Солнышко и княжну Апраксию, их дружинушку могучую, про чудеса невиданные. И сложено было этих былин и ходило их по Руси великое множество.
Герои русских былин - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко … Былины сочинялись как стихи; их обычно исполняли на праздниках, на пирах особые люди –сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и играли на гуслях- старинном музыкальном инструменте. (Прослушивание фрагмента)

IV. Беседа по изобразительному искусству

У. Многие русские художники обращались в своем творчестве к изображению былинных героев. Посмотрите внимательно на репродукцию картины. Это картина “Богатыри” Виктора Васнецова. Она создавалась художником с 1881 по 1898 год (почти 20 лет). Кто на ней изображен?

(Рисунок 3)

Д. Я вижу на картине богатырей.

– Это всадники, они вышли в дозор.

У. Изображенные на богатырском выезде всадники, по словам художника, “примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого?”. В центре группы – Илья Муромец, слева от Ильи, княжеский дружинник Добрыня Никитич, справа – Алеша Попович. Давайте остановим свой взор на образе Ильи Муромца, ведь он главный герой урока.

Опишите его внешность.

Д. Илья Муромец одет в богатырские доспехи.

– В правой руке держит палицу, он готов к бою, выглядывает не видно ли врага?

– У Ильи Муромца мужественное лицо, большая борода, широкие плечи.

– Конь под ним богатырский.

У. Да, ребята, вы правы: художник изобразил Илью Муромца мужественным, отважным воином, готовым сию минуту вступить в бой с врагами земли Русской.

Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо -
Получается на славу!

Кто же на самом деле Илья Муромец? (Рассказ учителя об Илье Муромце)

В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов- отсюда и фамилия. Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. …Как одно-то на небе красно солнышко. А один - то на Руси Илья Муромец…
Неспроста древний Муром на высоком берегу Оки в парке установил в прошлом году памятник своему легендарному богатырю. Как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы. (Рисунок 4)
“…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей…” …Из богатырей Илья Муромец ушел в монахи. А погиб защищая Киев от набега. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре. У изголовья перед его гробницей гласит надпись – “Илья из города Мурома”.
К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. (Рисунок 5)

1. Сейчас мы прочитаем произведение. Что это? (сказка, отрывок)

Речевая разминка.

На доске написана скороговорка: (соберите скороговорку)

От топота копыт пыль по полю летит.

Давайте прочтём скороговорку с

Испугом

Восторгом

Хвастаясь

Словарная работа

Подбери к устаревшим словам современную “пару”.

Чтение сказки по частям с комментариями.

1 часть.

Слушание сказки на кассете до слов:

“Любили его отец с матерью”.

Читает учитель: “И вот живут они с сыном Ильёй …” до конца 1 части

После чтения 1-ой части:

Как звали отца и мать Ильи?

Что огорчило родителей?

2 часть.

Чтение 2-й части:

Читают дети до слов: “И жил Илья долгое время всё таким же столбом, никак не мог ногой шевельнуть”.

Слушание сказки на кассете от слов:

“Эх, ноги мои не хожалые, руки мои не держалые”.

Слушаем до слов: “Чувствую – силушки моей убавилось на половинушку”.

Чтение 2-й части со слов: - Посоветовались тогда странники и говорят: “Хватит, Илья Муромец, тебе силушки” до конца 2 части.

Как понимаете - есть сын, да никуда не годящий?

Кто такой странник? (Человек, который ходит пешком, странствует.)

Уточняющие вопросы:

Какое чудо сотворили странники с Ильёй?

Какой наказ ему дали?

3 часть.

Дети слушают до слов: “Добрым словом вспоминали странников”.

Читают дети по цепочке: “А Илья Муромец всё стал присматривать, когда мужичок поведёт паршивенького жеребёночка”.

Читают до слов: “А когда было всё готово, пришёл Илья Муромец к отцу-матери, говорит: ---------

Обращение слушаем по кассете.

Читает учитель: “ Отец и мать заплакали: - Ах ты, милый наш сын...

Наказ родителей до слов: “Оседлал коня, сел на него и поехал”.

Словарная работа по ходу чтения:

Обух топора-- тупая сторона топора;

Что значит благословить? (Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания.)

Уточняющие вопросы:

Как мать с отцом узнали о силе своего сына?

Как напутствовали Илью отец с матерью?

Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили? (Они похожи, и родители и странники говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.)

Обобщение:

Давайте обобщим все, что мы знаем теперь об Илье Муромце, его характере, силе, поступках.

IХ. Итог урока

У. Что нового вы узнали на уроке?

Д. Мы познакомились с новым видом устного народного творчества – былиной.

– Узнали о русском богатыре - Илье Муромце.

- Что вас удивило?

На следующих уроках мы продолжим знакомство с русскими богатырями. Видеофрагмент.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнется!


Былины – это героико-патриотические песни- сказания, в которых повествуется о подвигах богатырей, и их участие в жизни Древней Руси, которые устно передавались из поколения в поколение. Героями древнерусских былин были как реально жившие когда-то люди, так и сказочные богатыри. Всех их объединяет одно – они истинные патриоты своей земли, борцы за справедливость и свободу своего народа. Образы многих былинных богатырей запечатлены на полотнах известных художников, а приписываемые им высказывания давно стали народными пословицами и поговорками.


Илья Муромец – крестьянский сын, был родом из Мурома, село Карачаево. Тридцать лет и три года лежал он на печи – руки -ноги парализованы. Был он обузой, ртом лишним в доме. Пришла лихая година - на Русь – матушку племена вражьи нападать стали, злодеи да грабители безнаказанно по леса и дорогам заставы строят. Нет сил терпеть люду православному. Пришли к дому Ильи три старца да пить просят. Говорит Илья: «Рад бы я вас принять, подорожние, но калека я – только и могу, что на печи сидеть». Наказали старцы ему встать и принести им воды холодной, с силою наказали. Слез Илья с печи, принес воду студеную, а один старец и говорит ему: «Испей водици-то. Что почувствовал?» Испил Илья студеной воды, почувствовал прилив силы богатырской, да такой, что деревья с корнем выворачивал. Помог он по-хозяйству отцу-матери, да и отправился в Стольный Град, на службу к князю.


Такой зачин цикла былин про Илью Муромца. По дороге до Града Стольного богатырь в поле чистом видит Алатырь- камень – стоит он на распутье, где три дороги сходятся. Какую же выбрать? Написано на нем: «Первой дорогой поедешь убитый будешь, второй дорогой поедешь женатому быть, третьей дорогой поедешь богатый будешь». Стоит богатырь на распутье. Думал-думал – поехал, где убитому быть. Напали на него в болоте разбойники – убил он их и дорогу очистил. Вернулся к камню – поехал по дороге, где женатому быть. Подъехал ко дворцу – вышла ему навстречу красавицы-богатырша. Пригласила в дом, напоила, хочет спать уложить. Не понравилась кровать Илье – толкнул он богатыршу – перевернулась кровать и полетела она в подвал. Вытащил Илья из подвала двенадцать богатырей и по домам отправил, девицу в подполе оставил. И эту дорогу очистил. Вернулся к камню – поехал дорогой, где богатому быть. Нашел в чистом поле три подвала, забитых златом-серебром и камнями драгоценными. Очистил он подвалы, поехал в Киев и раздал богатство бедным людям.





Былинные герои учат нас, молодое поколение, как любить свою Родину, заботится о ее благе, беречь традиции народа, быть отважным, честным, проявлять заботу о нуждающихся. Многие черты характеров и высказывания героев былин народ давно превратил в пословицы. Здесь сконцентрирован весь опыт выживания народа как сообщества, государства, а также и отношение самого народа к личности героя былины – богатыря, защитника справедливого и честного.


Очень широко образ Ильи Муромца представлен в пересказах и перепевах былин. В старину несколько древнерусских селений оспаривали право называться родиной Ильи Муромца. Запечатлен он многократно на картинах известных художников: Илья Муромец персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» картина В. П. Верещагина; «Илья Муромец» картина Николая Рериха; «Илья Муромец освобождает узников», «Илья Муромец и голь кабацкая», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» картины Константина Васильева


Честь Илье Муромцу отдали и музыканты: Катерино Кавос написал оперу «Илья-богатырь» на либретто Ивана Крылова. В опере-фарсе композитора Александра Бородина «Богатыри» есть роль Ильи Муромца. Композитор Леонид Малашкин написал оперу «Илья Муромец, или Русские богатыри» Илья Муромец персонаж оперы Михаила Иванова «Забава Путятишна». «Илья Муромец» опера Валентины Серовой Опера «Илья Муромец» композитора Бориса Феоктистова. В гг. композитор Рейнгольд Глиэр создал 3-ю симфонию под названием «Илья Муромец». Спектакль «Илья Муромец, крестьянский сын» Театра кукол им. С. В. Образцова (1951).

Толстой А.Н., сказка "Илья Муромец"

Жанр: стихотворение

Главные герои сказки "Илья Муромец" и их характеристика

  1. Илья Муромец, старый, сильный богатырь, могучий, суровый, справедливый.
  2. Князь Владимир. Неблагодарный, непочтительный, самовольный.
Средства художественной выразительности в стихотворении "Илья Муромец":
Эпитеты: Жаркий полдень, Папоротник пышный, Богатырский конь, Богатых сеней, Мраморных плит, Государыне-пустыне, Лицом суровым, Воля дикая
Метафора: Киснет кровь, Просветлел лицом,
Сравнение: Душно, что в скрине
Олицетворение: веет простор, пахнет бор.
Метонимия: Сядут - полон стол.

Главная мысль сказки "Илья Муромец"
Нельзя забывать старых героев, они всегда должны быть окружены славой и почетом.

Чему учит сказка "Илья Муромец"
Это стихотворение учит нас быть воспитанными, благодарными, уважительными, особенно к старшим. Учит ценить опыт и величие стариков. Учит не обижаться по пустякам. Учит дорожить своей свободой и самостоятельностью.

Отзыв на сказку "Илья Муромец"
Это очень любопытное стихотворение,в котором Толстой показал, как обиженный Илья муромец едет по лесу прочь от Киева. Он знает, что без него Владимир не обойдется и если придут враги, молодые богатыри плохо помогут князю. Я уважаю Илью Муромца и сочувствую ему.

Пословицы к сказке "Илья Муромец"
Старый конь борозды не испортит.
Князь - так князь, а не князь - головой в грязь.
По заслугам и почет.
Старого пса к цепи не приучишь.
Простору на все четыре стороны много.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Илья Муромец"
Илья Муромец едет на Бурушке по серебряному бору. Стоит тишина, только клацает броня и топает конь.
Илья возмущается поведением Владимира, и выражает уверенность, что тот не проживет без него. Он вспоминает как князь обнес его чаркой и потому Илья уехал. Он говорит, что остальные богатыри - молодежь, которая больше любит женский пол, чем честную битву.
Илья вспоминает про свою силу и приходит к выводу, что ему пора погулять по миру. А то в Киеве ему было тесно и душно.
Поэтому светлеет лицо могучего воина и он радостно гонит коня через бор.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Илья Муромец"

Песни. Сказки. Пословицы.
Поговорки и загадки
// Песни, сказки, пословицы, поговорки и загадки, собранные Н. А. Иваницким в Вологодской губернии. – Вологда, 1960

<<< | СОДЕРЖАНИЕ | >>>

СКАЗКИ И ЛЕГЕНДЫ

СКАЗКА ОБ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ

Города Мурома Илья был Муромец, сын Иванович. Он 20 лет без ног был, никуда не ходил. В его именины, на окончанье сенокоса, отец и мать пошли к обедне помолиться о его здоровье. Ушли они, помолились богу. Господь царь небесный услышал их молитву и послал к нему, Илье, Илью-пророка да Миколу-милостивого. Пришли они к нему и говорят: что-де сидишь? А он им говорит: «Да вот, не могу встать, а то попотчевал бы вас». А они говорят: «Вставай на ноги, благословясь». Он встал и стал, немного опираясь. «Слава богу, – говорит, – для вас будто мне бог здравие даёт, я обрадел! У отца моего сварено пиво, я вам принесу». Он пошёл и нацедил большую чашу пива и стал потчевать. Они говорят: «Выпей сам на здоровье!» Он выпил и говорит: «Для вас я принесу другую». Сходил и принёс. Ему опять говорят: «Выпей сам на здоровье!» Выпил и другую чашу. Его и спрашивают: «Как чувствуешь ноги?» – «Чувствую, – говорит, – силу». – «Так сходи, – говорят, – и выпей третью». Сходил он и по третью, выпил её. Спросили его опять про силу, а он сказал: «Чувствую большую силу, такую, что если бы в землю поставить столб, а в столб ввернуть кольцо, то им я повернул бы всю подеселенную». И пошёл он и цринёс им целую бочку-сороковицу пива; те попробовали; оказали: «Хорошо пивко; дай бог тебе жить да богатеть», – и ушли. Приходят отец с матерью и видят, что сын здоров, на ногах стоит, и благодарят господа, что здоров. Обрадовались этому, позвали кое-кого по ближности – поздравить сына с именинами. Вот потом и стал Илья говорить отцу с матерью: «Поживу я с вами немножко и приищу себе коня по мысли, чтобы можно было на нём разъехаться». И стал он по ближности коня искать. Отец с матерью дали ему благословенье; он ходил и искал коня: какого ни найдёт, руку положит, конь подгибается. Ну, да нашёл-таки такого коня, какого ему нужно было, обратал его и поехал. И стал он говорить отцу-матери: «Поеду я теперь поганые места очищать, дайте мне благословение!» Те говорят: «Мы даём благословение, только добрых людей не обижай». И поехал он в инное царство: слышал он, что есть там сильный, могучий богатырь, изморил он всё тамошнее царство: по 12-ти овец-яловиц за обедом съедал. Голова с пивной котёл, между глаз аршин уляжется. Приехал Илья к нему, – богатырь в те поры обедать сбирается: у него приёмницы, как вилы наземные, ткнёт овцу – и в рот. Спросил его богатырь: «Откуда ты, молодец?» – «Из Мурома»,–отвечал Илья. «Слышал я, – говорит, – есть богатырь Илья; скажи, велик ли он ростом будет?» – «Да точно такой, как я», – отвечает Илья. «Не велик же ваш богатырь, верно не ест он столько, как я, видишь вот, сколько я поедаю!» – «Нет, – отвечает Илья,–наш богатырь ест по-обычному, да ведь нет и толку в большой еде: у отца моего была кобыла обжорчива да корова опойчива, объелись барды и околели». Не показалось Илье, и богатырь начал искоса на него посматривать, не показалось и ему, бросил в него железными вилами, да попал в косяк, а не в Илью. Глядел, глядел на него Илья, да и говорит: «А по-моему, не так, а вот как». Взял свою шляпу из-под пазухи, весом 40 пудов, да как бросит в него; голову ему сразу проломил и бревно вышиб, так его тут и по-коренил.
И поехал Илья дальше, всё на поганые места забирается, где на дорогах людей грабят. Слышал он: есть Соловей-разбойник – на семи дубах гнездо свито, от свисту его люди умирали. Подъезжает, и будет за полверсты, свистнул Соловей-разбойник. Конь под Ильёй упал на карачки. И говорит Илья: «Что, мой конь, испугался? Не богатырского ли огарка, не молодецкого ли посвисту?» Оглядел он Соловья, натянул тугой лук, навёл калену стрелу, и пустил в правый глаз. И упал с дуба долой Соловей. Потом ваял его Илья и привязал к своему стремену и поехал. А у Соловья по-ближности были три дочери. Подъезжает Илья, и видят они его. Младшая и говорит: «Вон батюшка кого-то ведёт»; другая посмотрела и говорит: «Нет, кабы ли не нашего батюшка кто-то ведёт?» И хотели они его воротами задавить: ворота-то были на железных цепях. Но не допустил до того Соловей и закричал им: «Принимайте этого человека с честью и славой, чтоб меня в живых оставил». Те и приняли Илью с честью и славой, попочитали его и просят: «Оставь нам батюшку на прокормленье!» А Илья говорит: «Нет, не оставлю». И поехал с Соловьем дальше. По ближности тут свадьба была. Приезжает он на свадьбу, принимают его там с честью. Сидит он за столом и говорит: «Есть у меня птица – на дубу при дороге сидела, людей свистом убивала». Тем испытать захотелось: «Заставь, – говорят, – свистнуть хоть на полсвиста». И говорит Илья: «Ну, Соловей-разбойник, свистни, да не во весь свист». Свистнул Соловей – из окон рамы повыпрядали, люди на пол попадали. Из этого места поехал Илья в инное царство; на тамошнего короля много силы наступало, а сила вся некрещёная; стали Илью об обороне просить. Взял он берёзу из корени вон и начал тою берёзою силу некрещёную бить и в три часа всю её перевел. Отсюда поехал Илья снова в инное царство. Там наступал на православных сильный, могучий богатырь. Съехался с ним Илья. Ровно не два богатыря съезжались, а две горы сходились! Выбил богатырь Илью из седла, да поправился он, наступил на него и побил: упал тот к ногам его. «Из какого ты града, чьего ты роду-племени?» – спросил его Илья. «Ох! – отвечал тот. – Вот был бы я на твоём месте, не стал бы, как ты, опрашивать: из какого граду, чьего роду-племени? А распорол бы я груди белые твои, закинул бы очи ясные». Сказался он Илье и нашёлся ему в родне. И стал его звать с собой Илья – поганые места очищать; побратались они и поехали вместе. Поехали и доехали до инного царства. Там тоже могучий богатырь наступает на царство и просит царь Илью о помощи. Пошёл Илья с товарищем и много силы побили... Царь позвал их к себе и сделал пир на веселе, а после того Илья с товарищем домой поехал. Весело встретили их отец с матерью, начали угощать, пировство пошло, а нашей сказке пришёл конец.