Краткое содержание пьесы неожиданный случай островский. Островский А.Н. Александр Островский «Неожиданный случай



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Творчество
    • 2.1 Первый сборник
    • 2.2 Футуризм
    • 2.3 Проза
  • Примечания

Введение

Константи́н Ариста́рхович Большако́в (26 мая 1895, Москва - 21 апреля 1938, расстрелян) - русский поэт, прозаик.


1. Биография

Родился в 1895 году в Москве в семье аптекаря (по другим данным - управляющего ) Старо-Екатерининской больницы (сейчас - Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М. Ф. Владимирского).

Стихи начал писать, когда ему было 14 или 15 лет. Примерно тогда же познакомился с русским поэтом Валерием Брюсовым. В 1911 году, ещё учась в гимназии, Большаков выпустил первую книгу - сборник стихов и прозы «Мозаика». В книге явственно чувствовалось влияние Константина Бальмонта.

В 1913 году, окончив 7-ю московскую гимназию, Константин Большаков поступил на юридический факультет Московского университета.

В 1914 году поэт бросил университет и поступил в Николаевское кавалерийское училище. Окончив его, корнет Большаков оказался в действующей армии. Во время военной службы, длившейся семь лет, поэт лишь иногда печатал свои произведения в некоторых газетах и поэтических сборниках. С 1918 года Большаков воевал в Красной Армии, в конце Гражданской войны был военным комендантом Севастополя.

После демобилизации в 1922 году Большаков оставил поэзию. В дальнейшем он периодически возвращался к литературной работе как прозаик, создав несколько повестей и романов. Среди них исторический роман «Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова» (издан в 1929 году) и автобиографический роман «Маршал сто пятого дня», в котором воспроизведены некоторые эпизоды литературной жизни Большакова (издана только первая книга романа).

Константин Большаков входил в Союз советских писателей.

15 (или 17 ) сентября 1937 года Большаков был арестован. Спустя полгода года, 21 апреля 1938 года, его вместе с группой писателей и поэтов (среди них был Борис Пильняк) расстреляли.

В 1956 году Большаков был реабилитирован. 10 декабря 1956 года его посмертно восстановили в Союзе писателей СССР.


2. Творчество

2.1. Первый сборник

Первую книгу стихов и прозы «Мозаика» Константин Большаков издал в Москве в 1911 году. Ему тогда не было ещё и 16 лет. В книгу вошли юношеские литературные опыты автора, относящиеся к периоду 1904-1910 годов, когда Большаков учился в 7-ой московской гимназии. Художественное оформление «Мозаики» осуществил известный график Дмитрий Моор.

Стихи первого сборника Большакова в значительной степени носили подражательный характер. В них явно чувствовалось влияние Константина Бальмонта. И всё же стихи начинающего поэта вызвали тёплый отклик взыскательного Николая Гумилёва. В шестом номере журнала «Апполон» за 1911 год он писал:

«Мне кажется, только неопытность и неумение критически относиться к своим произведениям мешают К. Большакову, автору книги «Мозаика», перейти из разряда способных в разряд одарённых. Решительно дурны только первые стихи, от всех этих былинок и ветерочков, воспоминаний и мечтаний веет тяжёлой скукой, но зато следующие подражания Бальмонту, иногда даже слишком рабские, радуют подлинной непосредственностью и какой-то особой, юношеской восторженностью».


2.2. Футуризм

Не позже сентября 1913 года Большаков издал небольшую поэму «Le futur» (с иллюстрациями Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой), которая была конфискована. В том же году в издательстве «Мезонин поэзии» был напечатан сборник стихов поэта «Сердце в перчатке» (название книги автор заимствовал у французского поэта Жюля Лафорга).

С 1914 года Большаков последовательно примыкал к большинству футуристических группировок, участвовал в их мероприятиях. Он печатался в журналах («Новый журнал для всех», «Новый сатирикон», «Мир женщины») и альманахах.

Большаков разрывался между эгофутуризмом и кубофутуризмом, но постепенно выбрал последнее. В 1913-1916 годах он регулярно печатался в различных кубофутуристических альманахах - «Дохлая луна», «Весеннее контрагентство муз», «Московские мастера», а также в изданиях «Центрифуги» («Пета», «Второй сборник Центрифуги»). Большаков стал заметной фигурой русского футуризма. В 1916 году вышло сразу три сборника поэта: «Поэма событий», «Королева мод» и «Солнце на излёте».


2.3. Проза

В 1927 году Большаков издал два сборника повестей и рассказов о советской жизни, о событиях Гражданской войны, участником которой он был. Это «Судьба случайностей» и «Путь прокаженных». Последняя книга была издана «Московским товариществом писателей». В том же 1927 году московское издательство «Никитинские субботники» напечатало роман Большакова «Сгоночь».

В 1928 году в Москве начало выходить собрание сочинений Большакова (издание осталось незавершённым, вышли только второй, третий и четвёртый тома). К концу 1928 года писатель закончил исторический роман «Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова». В начале 1929 года книга вышла в Харькове в издательстве «Пролетарий». Роман, получивший широкое признание читателей, неоднократно переиздавался ещё при жизни автора.

В течение нескольких следующих лет писатель работал над романом «Маршал сто пятого дня», в который включил некоторые автобиографические элементы. Большаков имел намерение выпустить роман в трёх книгах. Первая - «Построение фаланги» - была опубликована Гослитиздатом в 1936 году. Рукопись второй части романа была изъята при аресте писателя и пропала в подвалах Лубянки. К работе над третьей книгой Большаков не успел приступить.

В 2008 году в издательстве «Совпадение» переиздана книга Константина Большакова «Маршал сто пятого дня. Часть 1. Построение фаланги».


Примечания

  1. См.: Вся Москва, 1901.
  2. 1 2 Розенфельд, Борис Константин Большаков. «Забытый поэт Серебряного века» - bolshakov.ouc.ru/rosenfeld.html.
  3. См.: Расстрельные списки. Москва 1937-1941. «Коммунарка», Бутово. - М., 2000.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 14.07.11 22:47:49
Похожие рефераты: Константин Большаков , Большаков Константин Иванович , Удинцев Всеволод Аристархович , Милков Антонин Аристархович , Пчёлкин Леонид Аристархович , Бородин Василий Аристархович , Хачатрян Левон Аристархович ,

Биография

В 1914 году поэт бросил университет и поступил в Николаевское кавалерийское училище . Окончив его, корнет Большаков оказался в действующей армии. Во время военной службы, длившейся семь лет, поэт лишь иногда печатал свои произведения в некоторых газетах и поэтических сборниках. С 1918 года Большаков воевал в Красной Армии , в конце Гражданской войны был военным комендантом Севастополя .

После демобилизации в 1922 году Большаков оставил поэзию. В дальнейшем он периодически возвращался к литературной работе как прозаик, создав несколько повестей и романов. Среди них исторический роман Михаила Лермонтова » (издан в 1929 году) и автобиографический роман «Маршал сто пятого дня», в котором воспроизведены некоторые эпизоды литературной жизни Большакова (издана только первая книга романа).

Он был неглуп, талантлив, иногда нечаянно делался простым и искренним, но с детства его пленил чей-то аристократизм: он начал его прививать себе, тянул слова, заикался и становился смешным. <…> Он был сыном аптекаря, но часто намекал на таинственность своего происхождения и в конце концов сам стал верить в то, что он сын какого-то великого князя.

Константин Большаков входил в Союз советских писателей .

Стихи первого сборника Большакова в значительной степени носили подражательный характер. В них явно чувствовалось влияние Константина Бальмонта . И всё же стихи начинающего поэта вызвали тёплый отклик взыскательного Николая Гумилёва . В шестом номере журнала «Аполлон» за 1911 год он писал:

«Мне кажется, только неопытность и неумение критически относиться к своим произведениям мешают К. Большакову, автору книги «Мозаика», перейти из разряда способных в разряд одарённых. Решительно дурны только первые стихи, от всех этих былинок и ветерочков, воспоминаний и мечтаний веет тяжёлой скукой, но зато следующие подражания Бальмонту, иногда даже слишком рабские, радуют подлинной непосредственностью и какой-то особой, юношеской восторженностью».

Футуризм

Не позже сентября 1913 года Большаков издал небольшую поэму «Le futur» (с иллюстрациями Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой), которая была конфискована. В том же году в издательстве «Мезонин поэзии» был напечатан сборник стихов поэта «Сердце в перчатке» (название книги автор заимствовал у французского поэта Жюля Лафорга).

С 1914 года Большаков последовательно примыкал к большинству футуристических группировок, участвовал в их мероприятиях. Он печатался в журналах («Новый журнал для всех», «Новый сатирикон», «Мир женщины») и альманахах.

Большаков разрывался между эгофутуризмом и кубофутуризмом , но постепенно выбрал последнее. В 1913-1916 годах он регулярно печатался в различных кубофутуристических альманахах - «Дохлая луна», «Весеннее контрагентство муз», «Московские мастера», а также в изданиях «Центрифуги» («Пета», «Второй сборник Центрифуги»). Большаков стал заметной фигурой русского футуризма. В 1916 году вышло сразу три сборника поэта: «Поэма событий», «Королева мод» и «Солнце на излёте».

Проза

В 1927 году Большаков издал два сборника повестей и рассказов о советской жизни, о событиях Гражданской войны , участником которой он был. Это «Судьба случайностей» и «Путь прокаженных». Последняя книга была издана «Московским товариществом писателей». В том же 1927 году московское издательство «Никитинские субботники» напечатало роман Большакова «Сгоночь».

В 1928 году в Москве начало выходить собрание сочинений Большакова (издание осталось незавершённым, вышли только второй, третий и четвёртый тома). К концу 1928 года писатель закончил исторический роман «Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова ». В начале 1929 года книга вышла в Харькове в издательстве «Пролетарий». Роман, получивший широкое признание читателей, неоднократно переиздавался ещё при жизни автора.

В течение нескольких следующих лет писатель работал над романом «Маршал сто пятого дня», в который включил некоторые автобиографические элементы. Большаков имел намерение выпустить роман в трёх книгах. Первая - «Построение фаланги» - была опубликована Гослитиздатом в 1936 году. Рукопись второй части романа была изъята при аресте писателя и пропала в подвалах Лубянки. К работе над третьей книгой Большаков не успел приступить.

В 1961 году, в пору «оттепели», вышла книга К. Большакова «Повести и рассказы». В 2008 году в издательстве «Совпадение» переиздана книга Константина Большакова «Маршал сто пятого дня. Часть 1. Построение фаланги».

Большаков Константин Аристархович - поэт, прозаик.

Отец, Аристарх Иванович Большаков, окончивший естественный факультет Московского университета и ставший судебно-медицинским экспертом, имел чин статского советника. Мать - Наталья Францевна, урожденная Гризен. Выросший на окраине Москвы и проникшийся ее провинциальным духом, Большаков после окончания 7-й московской гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. К тому времени он уже писал стихи и получил напутствие В.Брюсова. В ранних поэтических опытах Большакова счастливо уживались тенденции кубофутуристов (прежде всего Маяковского) и эгофутуриста Игоря Северянина. А первый сборник стихов и прозы Большакова «Мозаика» одобрил Н.Гумилев (Аполлон. 1911. №6).

В творческом развитии Большаков сказался и акмеистический опыт М.Кузмина с его культом «мелочей прелестных». Такой симбиоз разнородных художественных течений воплотился в сборнике Большакова «Сердце в перчатке» (М., 1913). В этом году Большаков вошел в состав литературной группировки «Мезонин поэзии», где соседствовали и будущий имажинист Вадим Шершеневич, и бывший символист Валерий Брюсов. Эклектизм поэзии Большаков, им не скрываемый, наглядно предстал в его дальнейших публикациях - в альманахе футуристов и «Центрифуги», где наряду с ним публиковались Б.Пастернак, Н.Асеев, С.Бобров. И тем не менее Большаков выделялся среди других. Б.Пастернак, в «Охранной грамоте» все проверявший гением юного Маяковского, отмечал: «Из множества поэтов, которых я видел рядом с ним, Большаков был единственным, кого я совмещал с ним без всякой натяжки. Обоих можно было слушать в любой последовательности, не насилуя слуха. В обществе Большакова за Маяковского не болело сердце, он был в соответствии с собой и не ронял себя».

Вырвала Большакова из литературной беспутницы Первая мировая война . Он бросает университет, поступает в Николаевское кавалерийское училище, получает звание корнета. Его направляют в действующую армию. О дальнейшей своей судьбе Большаков рассказал коротко: «За царской армией непосредственно следовала Красная, демобилизация постигла меня, двадцатишестилетнего начальника штаба приморской крепости "Севастополь", только в 1922 году».

Тогда же произошло расставание Большакова с поэзией. «Расставшись с литературой поэтом, возвращался к ней прозаиком, возвращался довольно тяжким и не слишком интересным путем - через работу в газете, однодневку-статью, через подкармливавшую, но не обогащающую ничем и никак "халтуру"».

Пройдя этот путь, Большаков обратился к художественной прозе.

В 1928 вышел его роман о Лермонтове «Бегство пленных...», где своеобразно (не поэтапно, а пунктирно) была отражена судьба великого поэта, а отражение его жизни не уступало в повествовании по значимости пейзажным зарисовкам, портретным характеристикам минувшей эпохи. Сам писатель объяснял свою задачу так: «Я ставил для себя проблему написания психологического, не биографического романа на материале абсолютных исторических фактов. В пути к разрешению одной, и конечной, задачи, которую я ставил себе, этот эксперимент играл немалую роль» (Литературная газета. 1932. 17 авг.). В то же время в романе обнаруживались опасные в политическом режиме тех лет аллюзии. Тем не менее книга выдержала несколько изданий. Но появившийся в 1936 году роман автобиографического характера «Маршал сто пятого дня», рассказывавший о вхождении в литературу самого Большакова, о поре его становления как поэта, в обстановке ужесточившейся идейной борьбы вызвать одобрения в официальной критике не мог.

В 1938 Большаков был репрессирован.

Г.В.Филиппов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 256-257.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС. Т. 2-4. М., 1928;

Повести и рассказы. М., 1961;

Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова. Роман. Стихотворения. М., 1991.

Литература:

Козьмин Б.П. Писатели. Автобиографии и портреты современных русских прозаиков. М., 1928;

Гальперин Ю.М. Большаков Константин Аристархович // Русские писатели 1800-1917: биографический словарь. Т.1 М.1989;

Богомолов Н.А. [Предисл.] // Большаков К. Бегство пленных... М., 1991;

Немзер А.С. Лермонтов и его эпоха в изображении К.А.Большакова // Большаков К. Бегство пленных... М., 1991.

Константи́н Ариста́рхович Большако́в (14 (26) мая 1895, Москва - 21 апреля 1938, расстрелян) - русский поэт, прозаик.

Биография

Родился в 1895 году в Москве в семье аптекаря (по другим данным - управляющего) Старо-Екатерининской больницы (сейчас - Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М. Ф. Владимирского).

Стихи начал писать, когда ему было 14 или 15 лет. Примерно тогда же познакомился с русским поэтом Валерием Брюсовым. В 1911 году, ещё учась в гимназии, Большаков выпустил первую книгу - сборник стихов и прозы «Мозаика». В книге явственно чувствовалось влияние Константина Бальмонта.

В 1913 году, окончив 7-ю московскую гимназию, Константин Большаков поступил на юридический факультет Московского университета.

В 1914 году поэт бросил университет и поступил в Николаевское кавалерийское училище. Окончив его, корнет Большаков оказался в действующей армии. Во время военной службы, длившейся семь лет, поэт лишь иногда печатал свои произведения в некоторых газетах и поэтических сборниках. С 1918 года Большаков воевал в Красной Армии, в конце Гражданской войны был военным комендантом Севастополя.

После демобилизации в 1922 году Большаков оставил поэзию. В дальнейшем он периодически возвращался к литературной работе как прозаик, создав несколько повестей и романов. Среди них исторический роман «Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова» (издан в 1929 году) и автобиографический роман «Маршал сто пятого дня», в котором воспроизведены некоторые эпизоды литературной жизни Большакова (издана только первая книга романа).

Константин Большаков входил в Союз советских писателей.

15 (или 17) сентября 1937 года Большаков был арестован. Спустя полгода года, 21 апреля 1938 года, его вместе с группой писателей и поэтов (среди них был Борис Пильняк) расстреляли.

В 1956 году Большаков был реабилитирован. 10 декабря 1956 года его посмертно восстановили в Союзе писателей СССР.

Первый сборник

Первую книгу стихов и прозы «Мозаика» Константин Большаков издал в Москве в 1911 году. Ему тогда не было ещё и 16 лет. В книгу вошли юношеские литературные опыты автора, относящиеся к периоду 1904-1910 годов, когда Большаков учился в 7-ой московской гимназии. Художественное оформление «Мозаики» осуществил известный график Дмитрий Моор.

Стихи первого сборника Большакова в значительной степени носили подражательный характер. В них явно чувствовалось влияние Константина Бальмонта. И всё же стихи начинающего поэта вызвали тёплый отклик взыскательного Николая Гумилёва.

Футуризм

Не позже сентября 1913 года Большаков издал небольшую поэму «Le futur» (с иллюстрациями Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой), которая была конфискована. В том же году в издательстве «Мезонин поэзии» был напечатан сборник стихов поэта «Сердце в перчатке» (название книги автор заимствовал у французского поэта Жюля Лафорга).

С 1914 года Большаков последовательно примыкал к большинству футуристических группировок, участвовал в их мероприятиях. Он печатался в журналах («Новый журнал для всех», «Новый сатирикон», «Мир женщины») и альманахах.

Большаков разрывался между эгофутуризмом и кубофутуризмом, но постепенно выбрал последнее. В 1913-1916 годах он регулярно печатался в различных кубофутуристических альманахах - «Дохлая луна», «Весеннее контрагентство муз», «Московские мастера», а также в изданиях «Центрифуги» («Пета», «Второй сборник Центрифуги»). Большаков стал заметной фигурой русского футуризма. В 1916 году вышло сразу три сборника поэта: «Поэма событий», «Королева мод» и «Солнце на излёте».

Проза

В 1927 году Большаков издал два сборника повестей и рассказов о советской жизни, о событиях Гражданской войны, участником которой он был. Это «Судьба случайностей» и «Путь прокаженных». Последняя книга была издана «Московским товариществом писателей». В том же 1927 году московское издательство «Никитинские субботники» напечатало роман Большакова «Сгоночь».

В 1928 году в Москве начало выходить собрание сочинений Большакова (издание осталось незавершённым, вышли только второй, третий и четвёртый тома). К концу 1928 года писатель закончил исторический роман «Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова». В начале 1929 года книга вышла в Харькове в издательстве «Пролетарий». Роман, получивший широкое признание читателей, неоднократно переиздавался ещё при жизни автора.

В течение нескольких следующих лет писатель работал над романом «Маршал сто пятого дня», в который включил некоторые автобиографические элементы. Большаков имел намерение выпустить роман в трёх книгах. Первая - «Построение фаланги» - была опубликована Гослитиздатом в 1936 году. Рукопись второй части романа была изъята при аресте писателя и пропала в подвалах Лубянки. К работе над третьей книгой Большаков не успел приступить.

В 1961 году, в пору «оттепели», вышла книга К. Большакова «Повести и рассказы». В 2008 году в издательстве «Совпадение» переиздана книга Константина Большакова «Маршал сто пятого дня. Часть 1. Построение фаланги».

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Константин Аристархович Большаков
230px
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:
Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Константи́н Ариста́рхович Большако́в (14 (26) мая , Москва - 21 апреля , расстрелян) - русский поэт , прозаик .

Биография

В 1914 году поэт бросил университет и поступил в Николаевское кавалерийское училище . Окончив его, корнет Большаков оказался в действующей армии. Во время военной службы, длившейся семь лет, поэт лишь иногда печатал свои произведения в некоторых газетах и поэтических сборниках. С 1918 года Большаков воевал в Красной Армии , в конце Гражданской войны был военным комендантом Севастополя .

После демобилизации в 1922 году Большаков оставил поэзию. В дальнейшем он периодически возвращался к литературной работе как прозаик, создав несколько повестей и романов. Среди них исторический роман Михаила Лермонтова » (издан в 1929 году) и автобиографический роман «Маршал сто пятого дня», в котором воспроизведены некоторые эпизоды литературной жизни Большакова (издана только первая книга романа).

Он был неглуп, талантлив, иногда нечаянно делался простым и искренним, но с детства его пленил чей-то аристократизм: он начал его прививать себе, тянул слова, заикался и становился смешным. <…> Он был сыном аптекаря, но часто намекал на таинственность своего происхождения и в конце концов сам стал верить в то, что он сын какого-то великого князя.

Константин Большаков входил в Союз советских писателей .

Стихи первого сборника Большакова в значительной степени носили подражательный характер. В них явно чувствовалось влияние Константина Бальмонта . И всё же стихи начинающего поэта вызвали тёплый отклик взыскательного Николая Гумилёва . В шестом номере журнала «Аполлон» за 1911 год он писал:

«Мне кажется, только неопытность и неумение критически относиться к своим произведениям мешают К. Большакову, автору книги «Мозаика», перейти из разряда способных в разряд одарённых. Решительно дурны только первые стихи, от всех этих былинок и ветерочков, воспоминаний и мечтаний веет тяжёлой скукой, но зато следующие подражания Бальмонту, иногда даже слишком рабские, радуют подлинной непосредственностью и какой-то особой, юношеской восторженностью».

Футуризм

Не позже сентября 1913 года Большаков издал небольшую поэму «Le futur» (с иллюстрациями Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой), которая была конфискована. В том же году в издательстве «Мезонин поэзии» был напечатан сборник стихов поэта «Сердце в перчатке» (название книги автор заимствовал у французского поэта Жюля Лафорга).

С 1914 года Большаков последовательно примыкал к большинству футуристических группировок, участвовал в их мероприятиях. Он печатался в журналах («Новый журнал для всех», «Новый сатирикон», «Мир женщины») и альманахах.

Большаков разрывался между эгофутуризмом и кубофутуризмом , но постепенно выбрал последнее. В 1913-1916 годах он регулярно печатался в различных кубофутуристических альманахах - «Дохлая луна», «Весеннее контрагентство муз», «Московские мастера», а также в изданиях «Центрифуги» («Пета», «Второй сборник Центрифуги»). Большаков стал заметной фигурой русского футуризма. В 1916 году вышло сразу три сборника поэта: «Поэма событий», «Королева мод» и «Солнце на излёте».

Проза

В 1927 году Большаков издал два сборника повестей и рассказов о советской жизни, о событиях Гражданской войны , участником которой он был. Это «Судьба случайностей» и «Путь прокаженных». Последняя книга была издана «Московским товариществом писателей». В том же 1927 году московское издательство «Никитинские субботники» напечатало роман Большакова «Сгоночь».

В 1928 году в Москве начало выходить собрание сочинений Большакова (издание осталось незавершённым, вышли только второй, третий и четвёртый тома). К концу 1928 года писатель закончил исторический роман «Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова ». В начале 1929 года книга вышла в Харькове в издательстве «Пролетарий». Роман, получивший широкое признание читателей, неоднократно переиздавался ещё при жизни автора.

В течение нескольких следующих лет писатель работал над романом «Маршал сто пятого дня», в который включил некоторые автобиографические элементы. Большаков имел намерение выпустить роман в трёх книгах. Первая - «Построение фаланги» - была опубликована Гослитиздатом в 1936 году. Рукопись второй части романа была изъята при аресте писателя и пропала в подвалах Лубянки. К работе над третьей книгой Большаков не успел приступить.

В 1961 году, в пору «оттепели», вышла книга К. Большакова «Повести и рассказы». В 2008 году в издательстве «Совпадение» переиздана книга Константина Большакова «Маршал сто пятого дня. Часть 1. Построение фаланги».

Издания

  • Мозаика, М. 1911
  • Le futur. М. 1913
  • Сердце в перчатке. М., «Мезонин поэзии», 1913
  • Поэма событий. 1916
  • Королева мод.1916
  • Солнце на излете. 1916
  • Судьба случайностей. 1927
  • Путь прокаженных. М., «Т-во писателей», 1927-230 с., 4 250 экз.
  • Сгоночь. М.,"Никитинские субботники", 1927. - 316 с., 5 000 экз.
  • Голый факт. М., изд. ЦК МОПР СССР, 1927. - 32 с., 15 000 экз.
  • Бегство пленных. Харьков, «Пролетарий», 1929. 2-е изд. - 1930.
  • Покорение Днепра. Москва. Федерация. 1931.
  • Построение фаланги. Гослитиздат, 1936.
  • Бегство пленных. - М., Художественная литература, 1991. - 336 с., 75 000 экз.

Напишите отзыв о статье "Большаков, Константин Аристархович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Большаков, Константин Аристархович

Как и всё остальное «интересненькое», мои удивительные прогулки на разные уровни Земли, понемногу становились почти что постоянными, и сравнительно быстро угодили на мою «архивную» полочку «обычных явлений». Иногда я ходила туда одна, огорчая этим свою маленькую подружку. Но Стелла, даже она если чуточку и огорчалась, никогда ничего не показывала и, если чувствовала, что я предпочитаю остаться одна, никогда не навязывала своё присутствие. Это, конечно же, делало меня ещё более виноватой по отношению к ней, и после своих маленьких «личных» приключений я оставалась погулять с ней вместе, что, тем же самым, уже удваивало нагрузку на моё ещё к этому не совсем привыкшее физическое тело, и домой я возвращалась измученная, как до последней капли выжатый, спелый лимон... Но постепенно, по мере того, как наши «прогулки» становились всё длиннее, моё, «истерзанное» физическое тело понемногу к этому привыкало, усталость становилась всё меньше, и время, которое требовалось для восстановления моих физических сил, становилось намного короче. Эти удивительные прогулки очень быстро затмили всё остальное, и моя повседневная жизнь теперь казалась на удивление тусклой и совершенно неинтересной...
Конечно же, всё это время я жила своей нормальной жизнью нормального ребёнка: как обычно – ходила в школу, участвовала во всех там организуемых мероприятиях, ходила с ребятами в кино, в общем – старалась выглядеть как можно более нормальной, чтобы привлекать к своим «необычным» способностям как можно меньше ненужного внимания.
Некоторые занятия в школе я по-настоящему любила, некоторые – не очень, но пока что все предметы давались мне всё ещё достаточно легко и больших усилий для домашних заданий не требовали.
Ещё я очень любила астрономию... которая, к сожалению, у нас пока ещё не преподавалась. Дома у нас имелись всевозможные изумительно иллюстрированные книги по астрономии, которую мой папа тоже обожал, и я могла целыми часами читать о далёких звёздах, загадочных туманностях, незнакомых планетах... Мечтая когда-нибудь хотя бы на один коротенький миг, увидеть все эти удивительные чудеса, как говорится, живьём... Наверное, я тогда уже «нутром» чувствовала, что этот мир намного для меня ближе, чем любая, пусть даже самая красивая, страна на нашей Земле... Но все мои «звёздные» приключения тогда ещё были очень далёкими (я о них пока ещё даже не предполагала!) и поэтому, на данном этапе меня полностью удовлетворяли «гуляния» по разным «этажам» нашей родной планеты, с моей подружкой Стеллой или в одиночку.
Бабушка, к моему большому удовлетворению, меня в этом полностью поддерживала, таким образом, уходя «гулять», мне не нужно было скрываться, что делало мои путешествия ещё более приятными. Дело в том, что, для того, чтобы «гулять» по тем же самым «этажам», моя сущность должна была выйти из тела, и если кто-то в этот момент заходил в комнату, то находил там презабавнейшую картинку... Я сидела с открытыми глазами, вроде бы в полностью нормальном состоянии, но не реагировала ни на какое ко мне обращение, не отвечала на вопросы и выглядела совершенно и полностью «замороженной». Поэтому бабушкина помощь в такие минуты была просто незаменимой. Помню однажды в моём «гуляющем» состоянии меня нашёл мой тогдашний друг, сосед Ромас... Когда я очнулась, то увидела перед собой совершенно ошалевшее от страха лицо и круглые, как две огромные голубые тарелки, глаза... Ромас меня яростно тряс за плечи и звал по имени, пока я не открыла глаза...
– Ты что – умерла что ли?!.. Или это опять какой-то твой новый «эксперимент»? – чуть ли не стуча с перепугу зубами, тихо прошипел мой друг.
Хотя, за все эти годы нашего общения, уж его-то точно трудно было чем-то удивить, но, видимо, открывшаяся ему в этот момент картинка «переплюнула» самые впечатляющие мои ранние «эксперименты»... Именно Ромас и рассказал мне после, как пугающе со стороны выглядело такое моё «присутствие»...
Я, как могла, постаралась его успокоить и кое-как объяснить, что же такое «страшное» со мной здесь происходило. Но как бы я его бедного не успокаивала, я была почти стопроцентно уверенна, что впечатление от увиденного останется в его мозгу ещё очень и очень надолго...
Поэтому, после этого смешного (для меня) «инцидента», я уже всегда старалась, чтобы, по возможности, никто не заставал меня врасплох, и никого не пришлось бы так бессовестно ошарашивать или пугать... Вот потому-то бабушкина помощь так сильно мне и была необходима. Она всегда знала, когда я в очередной раз шла «погулять» и следила, чтобы никто в это время, по возможности, меня не беспокоил. Была и ещё одна причина, по которой я не очень любила, когда меня насильно «вытаскивали» из моих «походов» обратно – во всём моём физическом теле в момент такого «быстрого возвращения» чувствовалось ощущение очень сильного внутреннего удара и это воспринималось весьма и весьма болезненно. Поэтому, такое резкое возвращение сущности обратно в физическое тело было очень для меня неприятно и совершенно нежелательно.
Так, в очередной раз гуляя со Стеллой по «этажам», и не находя чем заняться, «не подвергая при этом себя большой опасности», мы наконец-то решили «поглубже» и «посерьёзнее» исследовать, ставший для неё уже почти что родным, Ментальный «этаж»...
Её собственный красочный мир в очередной раз исчез, и мы как бы «повисли» в сверкающем, припорошенном звёздными бликами воздухе, который, в отличие от обычного «земного», был здесь насыщенно «плотным» и постоянно меняющимся, как если бы был наполнен миллионами малюсеньких снежинок, которые искрились и сверкали в морозный солнечный день на Земле... Мы дружно шагнули в эту серебристо-голубую мерцающую «пустоту», и тут же уже привычно под нашими стопами появилась «тропинка»... Вернее, не просто тропинка, а очень яркая и весёлая, всё время меняющаяся дорожка, которая была создана из мерцающих пушистых серебристых «облачков»... Она сама по себе появлялась и исчезала, как бы дружески приглашая по ней пройтись. Я шагнула на сверкающее «облачко» и сделала несколько осторожных шагов... Не чувствовалось ни движения, ни малейшего для него усилия, только лишь ощущение очень лёгкого скольжения в какой-то спокойной, обволакивающей, блистающей серебром пустоте... Следы тут же таяли, рассыпаясь тысячами разноцветных сверкающих пылинок... и появлялись новые по мере того, как я ступала по этой удивительной и полностью меня очаровавшей «местной земле»....
Вдруг, во всей этой глубокой, переливающейся серебристыми искрами тишине появилась странная прозрачная ладья, а в ней стояла очень красивая молодая женщина. Её длинные золотистые волосы то мягко развевались, как будто тронутые дуновением ветерка, то опять застывали, загадочно сверкая тяжёлыми золотыми бликами. Женщина явно направлялась прямо к нам, всё так же легко скользя в своей сказочной ладье по каким-то невидимым нами «волнам», оставляя за собой длиннющие, вспыхивающие серебряными искрами развевающиеся хвосты... Её белое лёгкое платье, похожее на мерцающую тунику, также – то развевалось, то плавно опускалось, спадая мягкими складками вниз, и делая незнакомку похожей на дивную греческую богиню.
– Она всё время здесь плавает, ищет кого-то – прошептала Стелла.
– Ты её знаешь? Кого она ищет? – не поняла я.
– Я не знаю, но я её видела много раз.
– Ну, так давай спросим? – уже освоившись на «этажах», храбро предложила я.
Женщина «подплыла» ближе, от неё веяло грустью, величием и теплом.
– Я Атенайс, – очень мягко, мысленно произнесла она. – Кто вы, дивные создания?
«Дивные создания» чуточку растерялись, точно не зная, что на такое приветствие ответить...
– Мы просто гуляем, – улыбаясь сказала Стелла. – Мы не будем вам мешать.
– А кого вы ищете? – спросила Атенайс.
– Никого, – удивилась малышка. – А почему вы думаете, что мы должны кого-то искать?
– А как же иначе? Вы сейчас там, где все ищут себя. Я тоже искала... – она печально улыбнулась. – Но это было так давно!..
– А как давно? – не выдержала я.
– О, очень давно!... Здесь ведь нет времени, как же мне знать? Всё, что я помню – это было давно.
Атенайс была очень красивой и какой-то необычайно грустной... Она чем-то напоминала гордого белого лебедя, когда тот, падая с высоты, отдавая душу, пел свою последнюю песню – была такой же величественной и трагичной...
Когда она смотрела на нас своими искристыми зелёными глазами, казалось – она старее, чем сама вечность. В них было столько мудрости, и столько невысказанной печали, что у меня по телу побежали мурашки...