Русский рок, бессмысленный и беспощадный. Что такое русский рок

Вся система ценностей русского рока построена на культе мертвых музыкантов. Цой, Летов, Кормильцев — это не просто важные персонажи, которые заложили основы и дали возможность развиваться дальше. Это лучшие представители жанра, на которых, в принципе, можно было заканчивать.

И дело не только в памяти. Память о прошлом это не плохо. Плохо, когда это единственный и безальтернативный эталон, отклонение от которого (привет, Noize MC, Слот и Звери) считается, как и в любом культе, осквернением божественного. Для рок-музыки, которая с 60-х годов основывается на постоянном развитии и трансформации, такой подход непременно ведет к гниению.

Иногда даже кажется, что русскому року очень нужно, чтобы кто-то в его составе обязательно умер. Подумайте, к какой идиллической картине привела, например, смерть Михаила Горшенева в июле 2013 года. Её результат до сих пор вылезает на поверхность праздничными концертами Князева и Кукрыниксов, штампованием книжек от Балунова, специальными программами и судебными спорами за музыкальное наследство, которое фанаты с радостью зачислили в сокровищницу тех самых культов.

Но дело не только в умерших. Прошлым живет вообще все, что происходит внутри системы. Именно поэтому братья Самойловы судятся друг с другом уже 5 лет и лепят на афиши фразу «хиты Агаты Кристи», а Сергей Бобунец полтора года ездил с прощальным концертами, чтобы тут же начать сольный проект под своим именем (как будто кто-то вообще знал остальных музыкантов Смысловых галлюцинаций).

Русский рок слил протест

У русского рока могла появиться отличная история о том, как он способствовал разрушению авторитарного режима, а потом гордо двигал страну в сторону свободной демократии. Но получилось не совсем так. Самое смешное и парадоксальное, что те самые культовые персонажи из прошлого пункта вроде Цоя и Летова были спущены с вершины социально значимых песен и превратились в трехаккордный предмет гордости любителей-гитаристов.

Весь этот кризис, видимо, начался в 1996 году во время Ельцинской кампании «Голосуй, или проиграешь», когда рокеры поголовно, от Алисы до Бутусова и от Агаты Кристи до Чайфа, за деньги стали выступать на агитационных концертах президента.

Капитализм пришел в индустрию и жестоко подавил все представления о чистой и правдивой музыке для свободной молодежи. Примерно в то же время начали появляться (и активно входить в систему русского рока) те, от кого уже никогда не будут ждать никакого протеста: Би-2, Сплин, Земфира.

Понятно, что танки на Нашествии — тема раздутая и не такая страшная, как могло бы показаться. Но тема характерная. Настолько же, насколько характерна фраза депутата Тверской области и члена Единой России на пресс-конференции Нашествия-2017: «После участия в этом фестивале молодежь с удовольствием планирует идти в армию… русская армия, русский рок, вооруженные силы!»

Русский рок считают особенным только потому, что он русский

Мысль о превосходстве русского народа над всем миром начала развиваться еще в XV веке с теории Третьего Рима и не обошла рок-музыку, несмотря на весь её интернационализм, нонконформизм и прочие свободолюбивые характеристики.

Искушенный музыкальный слушатель понимает, что Цой и Летов безжалостно воровали идеи, мелодии и даже тексты у западных групп. И в этом нет ничего плохого, вся история развития рок-музыки строилась на попытках либо играть так же, как твои любимые группы, либо делать все совершенно наоборот. Этот цикличный процесс, на самом деле, отражает суть развития цивилизации вообще. Именно поэтому рок почти 50 лет был самым популярным музыкальным направлением — он прекрасно отражал жизнь западного общества: Вьетнамскую войну, отрицание философии хиппи, протест панк-рока, отчаянную депрессию гранжа, смешанную эклектику альтернативы.

К русскому року эта преемственность не имеет никакого отношения. В первую очередь потому, что он появился слишком поздно. А во вторую очередь, потому что открыто признавать свою тесную связь с чужой цивилизацией кажется нам унизительным и недостойным великого государства. Неслучайно никто из русского рока, при всем богатстве и обилии групп, не стал топовым исполнителем на мировом уровне. Хотя песни на английском языке есть в арсенале каждого третьего музыканта.

Потому что хорошие тексты (главная особенность русского рока) - бред и неправда

Лирика постоянно выставляется любителями русского рока как главное достоинство и гордость жанра. Отсюда и все эти фейковые истории про то, что тексты Александра Васильева хотят включить в школьную программу. Вроде как русский рок продолжает традиции русской литературы, самой важной стороны нашего культурного развития.

Но ведь на самом деле все вообще ни разу не так. За 30 лет русский рок разросся до таких масштабов, что говорить о каком-то абсолютном превалировании текстов над музыкой глупо. Более того, большая часть трендовых групп пишет плохие и часто абсолютно бессмысленные тексты. Жанр не ограничен Гребенщиковым и пресловутым Васильевым. К сожалению.

Вот 5 примеров, взятых из хитов характерных представителей направления.

Пожалуйста, не умирай,
Или мне придется тоже.
Ты, конечно, сразу в рай,
А я не думаю, что тоже.

Земфира "Хочешь?"

Возможно, все было не так,
Но это уже не важно.
У меня еще есть коньяк,
И почти не грозит опасность.

Смысловые Галлюцинации "Всё в порядке"

А потом, стоя на балконе,
Я буду смотреть на прохожих.
На девчонок,
На девчонок,
И немного на парней.

Чайф "Оранжевое настроение"

Знаю, что несет меня,
Все срывая, все бросая.
Нет, лучше пусти меня,
От себя отрывая.

Кукрыниксы "Не беда"

Но как-то раз с утра, я выпал из окна.
Я счастлив был с тобой, прощай моя жена.
А ночь придет опять, но ты не будешь спать,
А сядешь в уголок и будешь вспоминать.

Ногу Свело "Лилипутская любовь"
Фото -

Большинство фанатов русского рока - говнари

Можно сколько угодно приводить примеры исключений, но все рок-фестивали в России делятся сейчас на модные тусовки для хипстеров и сборища говнарей. Первые к русскому року относятся плохо и как минимум его не слушают. Вторые собирают рекордные 200 тысяч на Нашествии.

Главный фестиваль России прекрасен, у него отличная инфраструктура, географическое расположение и даже звук редко подводит. Но он никогда не станет мультижанровой платформой и видом качественного досуга (именно к этому стремятся сейчас организаторы), пока там будут грязные туалеты и пьяные толпы панков, знающие о культуре панк-рока столько же, сколько о ней знают вейперы на концертах Оксимирона.


В мире существует бесчисленное множество молодёжных движений и наша страна не является в этом плане исключением. Но если на западе модные музыкальные течения всего лишь игра и часть пиар-акции, то в России любая субкультура является смыслом жизни и частью мышления. Во второй половине XX века в СССР появилось поистине легендарное, судьбоносное для многих и очень значимое для русской культуры рок-движение. Навеянное зарубежной музыкой и образом жизни, оно быстро напиталось тем неповторимым русским духом, который заставляет сердце трепыхаться в волнительном предвкушении чего-то необычного, особенного. Заставляет верить, что перемены к лучшему совсем рядом и вот-вот, скоро, наступит время полной свободы и благоденствия.

Как и любое социально значимое явление, рок-музыка советской эпохи оказала огромное влияние на политические настроения жителей страны. Сдавленная многочисленными и подчас нелогичными запретами, молодёжь начала делать попытки вырваться из сети социалистического строя. Хороша или плоха была политика правительства тех лет - рассуждать можно долго. Дело не в политике, а скорее в юношеском максимализме и в той самой истине о вкусности запретного плода. Так что, как бы там ни было, советский рок - это не просто направление в музыке, а скорее социальное движение, обусловленное отрицанием запретов, свободомыслием и, конечно же, разрушением шаблонности поведения.

У каждой исторически важной эпохи есть основоположники и герои - те люди, благодаря которым проклюнулись, проросли и укоренились обычаи и традиции какой-то культуры. Люди, которых высшие силы наделили даром убеждать и вести за собой толпы. О героях советской, а сейчас российской рок-культуры написано и рассказано много легенд, правдивых историй, а порой и мифов, но мне, человеку, чьё детство пришлось на девяностые годы двадцатого века, хотелось бы со своей точки зрения освятить хотя бы краешек той эпохи подпольной романтики и веры в светлое будущее. Очень надеюсь, что люди, которые видели те времена воочию, не осудят меня если я в чем-то ненамеренно ошибусь.

Итак, советская рок-музыка появилась в стране в 60-е годы двадцатого века. Сначала молодые музыканты просто копировали песни своих зарубежных кумиров не особо заморачиваясь собственным творчеством. Среди вдохновителей советской молодёжи были такие гиганты зарубежной музыки как The Beatles, Элвис Пресли, The Rolling Stones и многие другие. Тогда музыканты не употребляли слово "рок", для обозначения музыкального стиля в ходу было определение "биг-бит", а сами поклонники этого культурного течения назывались битниками. Конечно битники не были первой молодёжной группировкой протеста, они взяли основы своего поведения от, порицаемых властями в 50-е, .

Музыканты, среди которых я хочу отметить ныне признанного классика Александра Градского, работали на голом энтузиазме. Да и работой-то их деятельность назвать было нельзя. Что же это за работа такая, когда ни тебе концертных площадок, ни инструментов, ни аппаратуры. Соответственно и денег увлечение музыкой не приносило, ведь в Советском Союзе бизнеса не было и быть не могло, а уж шоу-бизнеса тем более.


ВИА "Поющие гитары", 1969 год


В 1981 году в Ленинграде , на базе межсоюзного дома самодеятельного творчества, был создан , некая молодёжная организация призванная контролировать деятельность рок-музыкантов. В ранней юности я все никак не могла понять для чего, вообще, нужны были какие-то там клубы и организации. На самом деле все очень просто - в Советском Союзе без официального разрешения властей нельзя было даже почесаться, а музыкантам конечно же хотелось, чтобы их произведения звучали со сцены, но любое самовольное выступление строго наказывалось по закону. Вот некоторые активисты и добились того, чтобы у ленинградского рока была своя, пусть самодеятельная (на уровне кружка), но организация. Все было очень серьёзно, у клуба был свой устав, комиссия, председатель (Николай Михайлов с 1982 года) и кураторы из КГБ. Музыканты, конечно, не испытывали особой радости по поводу всей этой волокиты, но куда деваться, будучи членами клуба они хотя бы могли рассчитывать на редкие выступления.

С 1983 года за всю советскую бытность члены рок-клуба провели 5 фестивалей, в которых принимал участие такие известные и по сей день группы и музыканты как Зоопарк, Пикник, Странные игры, Аквариум, Кино, Секрет, Телевизор, Объект насмешек, Александр Башлачёв, ДДТ, и другие. Многие музыканты дружили между собой, как говорится, группами, одалживали друг у друга дефицитную аппаратуру и инструменты, менялись по мере надобности участниками. Например, группу Кино с самого начала поддерживали Борис Гребенщиков и Майк Науменко. Свой первый альбом "45", Цой записал при участии почти полного состава Аквариума. Были, конечно, и разногласия, как же без них, короче, все как в большой и дружной семье.

С появлением большого разнообразия рок-групп разделилось на подвиды и молодёжное неформальное общество, появились металлисты, панки, первые байкеры, а также фанаты конкретных групп, например, алисаманы, киноманы и пр. Одновременно с возрастающей популярностью советских музыкантов, начались гонения со стороны властей, слегка расслабленные вожжи снова натянулись до предела. Наверное, это обусловлено тем, что стихийный виток популярности рок-музыки вырвался у партийных руководителей из-под контроля и они просто не успевали следить за ситуацией, - стали выходить альбомы, записанные подпольно в обход государственной фирмы "Мелодия", к тому же социалистический режим начал медленно, но верно терять свои позиции, однако речь не о политике. Все неугодные партийному руководству музыкальные коллективы стали запрещать, обвиняя в подрыве государственных идей и всего такого прочего. Репертуар советских рок-групп в ответ на давление властей соответственно стал более откровенно выражать протестные настроения. Одной из таких социально-протестующих групп была АлисА во главе с Константином Кинчевым, призывающим идти вперёд и обнадёживающим: "Мы вместе!"

В конце 80-х началась перестройка, на которую многие советские люди, и музыканты в том числе, возлагали большие надежды. Вот уже запахло свободой и подпольная музыка вдруг перестала быть подпольной. Разрешили заграничные гастроли, музыканты начали зарабатывать настоящие деньги, у многих групп появились продюсеры и финансовые руководители. В 1990 году погиб Виктор Цой, не успев в полной мере насладиться свободной сытой жизнью популярного музыканта. Мне кажется внезапная смерть Цоя ознаменовала последние дни советского рока, именно тогда 15 августа 1990 года закончилась его история. Советский рок умер, ведь это была музыка, направленная против запретов и ограничений, а теперь протестовать было незачем, наступило время лихой и страшной свободы. Да советский рок умер, появился другой, российский рок - детище российского шоу-бизнеса, но это уже совсем другая история...

Анна Варлыгина, 2016 год

Рок появилось в СССР, при этом, никогда не говорят «советский рок», хотя понятие как «советская » вполне успешно существует. Дело в том, что русский рок с самого начала был антагонистически настроен к существующей власти. Концерты проводились тайно, а записи переписывались на домашних магнитофонах. Было проще раздобыть редкую «самопальную» кассету, чем альбом любимого исполнителя .

На русский рок сильно повлияла западная рок-музыка, однако, она не определила его облик полностью. Основные заключаются в том, что в роке главную роль играет текст, а вовсе не музыка. Можно сказать, что русский рок вообще имеет мало общего с рок-музыкой, как ее обычно понимают. Тексты повествуют о российской действительности, это качественная лирика, и она очень поэтична. В ней практически нет секса или легкомыслия, свойственных западным рокерам.

Единственное, что объединяет русский рок с мировым, это общая идея протеста. Против правительства, тоталитаризма, войны, несправедливости, социальных проблем… Список длинный, и каждый музыкант или коллектив тяготеет к своим любимым . Также популярной темой для высказывания в русском роке является внутренний мир героя.

Можно сказать, что в области текста русский рок наследует не западным образцам, а отечественной поэзии, только происходит это в депрессивном окружении, где музыканты вынуждены прятаться в подполье. Они не мечтают о популярности, для них главное – искренне выражать свою позицию. Все это накладывает отпечаток на саму суть русского рока. Именно поэтому многие меломаны заявляют, что сегодня русского рока больше нет, потому что ушли в прошлое условия, его определявшие. Современные рок-исполнители России ближе к западному року, чем к русскому. Это не , что русский рок хуже или лучше западного, просто он другой.

Популярность и исполнители

Интересно отметить, что «настоящий» русский рок слушают практически только в России. Так было всегда: и во времена Советского Союза, и после него. Дело в том, что с музыкальной точки зрения он действительно далеко не всегда представляет собой нечто интересное. А понять , заключающие противоречивости и особенности «загадочной русской души», может только эта самая душа. За рубежом поклонниками русского рока являются, в большинстве своем, иммигранты.

К наиболее известным и классическим исполнителям в русском роке относятся Виктор Цой, группа «ДДТ», Майк Науменко, Егор Летов, Янка Дягилева, Борис Гребенщиков, группа «Алиса», Андрей Макаревич и другие. Какие-то поколения в России буквально выросли на этой музыке, поэтому русский рок зачастую воспринимается, как особенное явление отечественной культуры, которое слишком глубоко «въелось» в людей, так же, как, например, поэзия Серебряного века.

Фестиваль «Нашествие», который собрал известных рокеров. Мы решили не только послушать музыку «русского рока», но и почитать его тексты. Кто из известных исполнителей имеет в репертуаре наибольшее количество оригинальных слов, смотрите в нашем материале.

Песни российских рокеров отличаются не только стилем, тематикой и манерой исполнения, но и разнообразием текстов. С помощью метода token analysis мы выявили так называемые «уникальные слова» из текстов случайных песен самых известных представителей «русского рока». Иначе - удалили из текстов все повторы слов. Оставшиеся и показали долю «уникальных слов» в репертуаре отечественных рок-групп. К тексту песен относятся и все повторы припевов. Слова считаются от первой до последней буквы: «струна» и «струны» - разные слова.

Количество взятых слов достаточное - 10000 на каждого исполнителя. Для понимания - это весь репертуар Виктора Цоя (группа «Кино»). Не все известные исполнители из-за этого попали в выборку. Например, за бортом осталась певица Юта - ей не хватило слов. Всего мы выбрали 27 исполнителей, вне зависимости от их составов и авторства их песен.

Наибольшее количество уникальных слов с большим отрывом имеет репертуар группы «Калинов мост». Он «обогнал» по этому показателю даже отрывок роман Александра Пушкина «Евгений Онегин», который мы добавили сюда для сравнения. Это удивительный результат, ведь у романа, в отличие от песен, нет припевов.

Немного повторов, стоит признать, и в текстах бессменного вокалиста и автора почти всех песен группы Дмитрия Ревякина. Но это не основная причина, почему «Калинов мост» на вершине нашего своеобразного хит-парад. Тексты новосибирца Ревякина богаты разнообразием, устаревшими словами и выражениями. Поскольку репертуар группы часто касается тем славянской мифологии и христианства, то в текстах можно встреть лексику, которая не используются в современной речи. Песни «Калинового моста» - это мини-эпосы, в которых слушатели услышат каждое отдельное слово всего лишь не более двух раз.

Дмитрий Ревякин «КАЛИНОВ МОСТ»

Ледниками гор недоступными опоясался,

Пухом солнечным тропы высмотрел заповедные.
Повелел укор опоить Луной груди вольные,
Воевать в набег неподкупное имя светлое.

Наша матерь - Сибирь, а Урал нам отец.
Здесь зубами скрипят, когда медом льет льстец.
Десна кровоточат, в пыль истерлись клыки.
Гнев лишает сна затхлых берлог, -
Мы точим штыки.

За Ревякиным следует Егор Летов и его группа «Гражданская оборона». В их репертуаре около 40% уникальных слов. Результат удивительный, потому что в текстах Летова и его соавтора Константина Рябинова, которые написали большинство песен группы, много повторов. Но разнообразие языка и оригинальных, небанальных выражений позволила им обойти Владимира Высоцкого (у него 38% уникальных слов).

Егор Летов «ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА»

География подлости, орфография ненависти
Апология невежества, мифология оптимизма
Законные гаубицы благонравия
Знатное пиршества благоразумия
Устами ребенка глаголет яма
Устами ребенка глаголет пуля
Вечность пахнет нефтью

Рядом с «Гражданской обороной» группа «Алиса». Большинство её текстов написаны Константином Кинчевым. Они изобилуют народными мотивами прошлых веков.

Константин Кинчев «АЛИСА»

За бугром куют топоры,
Буйные головы сечь,
Но инородцам кольчугой звенит
Русская речь.
И от перелеска до звезд
Высится Белая рать.
Здесь, на родной стороне
Нам помирать.

Больше 30% уникальных слов имеют ещё 15 исследуемых нами рок-групп. Так, у ДДТ (Юрий Шевчук) таких 35,1%, а у «Аквариума» Бориса Гребенщикова - 33,3%. Здесь и Гарик Сукачёв, который выделен нами наравне с группами, и примечательная юморными текстами «Несчастный случай» (Алексей Кортнев).

На грани порога в 30% остановился «Nautilus Pompilius» (Вячеслав Бутусов, Илья Кормильцев).

Илья Кормильцев «NAUTILUS POMPILIUS»

Если ты пьешь с ворами - опасайся за свой кошелек
Если ты ходишь по грязной дороге, ты не сможешь не выпачкать ног
Если ты выдернешь волосы - ты их не вставишь назад
И твоя голова всегда в ответе за то, куда сядет твой зад

Читайте нас в

Вы когда-нибудь задавались вопросом, что такое русский рок? Почему он как-то обособлен? В чём его особенность? Если да, то к какому выводу вы пришли? Мы вот, чтоб не гадать на кофейной гуще, решили узнать у самих музыкантов. И вот ответы!

1) РОКВОЛНА: Что для вас русский рок? Многие говорят, что основа русского рока – это русский язык. Вас можно считать русским роком или нет?

Дмитрий Игнатьев (TANTAL): Есть русский металл, есть русский рок. Мне кажется, это определения по тяжести музыки. Для меня русский рок это группы «Кино», «Зоопарк», «ЧАЙФ». Может быть, когда-нибудь мы станем русским металлом, но не русским роком.

2) РОКВОЛНА: Что такое русский рок?

Михаил Бугаев («Гран-КуражЪ»): Для меня лично есть рок, а язык исполнения – это просто язык исполнения. Мы хоть и русская группа, поющая на русском, но мы не русский рок, мы скорее – западный рок на русском языке. По крайней мере, хотелось бы себя так воспринимать. А русский рок, почему он другой? Потому что он по-другому родился, по-другому вырос. На западе музыка всегда была первостепенна. А у нас рок родился на кухне: люди просто сидели, делились своими мнениями и впечатлениями и стихи свои, грубо говоря, наигрывали под гитару, кто как умел, поэтому у многих эстетов к нему такое пренебрежительное отношение, потому что там музыкальная составляющая не первостепенна. Кто, как мог, кто, как умел… Хотя сейчас слушаешь новые русские рок-группы, и уже чувствуешь, что они начинают понимать. Я бы разделял понятие русский рок и рок на русском языке. У меня есть такой стереотип, что русской рок – это то, что выросло из кухонь, и музыка не первостепенна совершенно там. А рок на русском языке – это качественная музыка, исполненная на нашем родном.


3) РОКВОЛНА: Что такое русский рок? Это «самый стильный стиль»?

Дима Сокол («ЙОРШ»): Как сказал тот же Семён Чайка: «Нет такого жанра и понятия, как «русский рок «» . Это не панк-рок, ска-панк или альтернативный рок, а набор факторов, сложившийся в головах определенной аудитории. Я считаю, что если рок есть, то это просто рок.

Совпали мнения наших музыкантов с вашим? А мы в следующем году продолжим искать ответы на этот вопрос.