Мир живой и мир мертвой души. Души «мертвые» и живые в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Сочинение живые и мертвые души в поэме гоголя мертвые души

В основе названия поэмы «Мёртвые души» лежит художественный прием-оксюморон, это сочетание несочетаемого, действительно, как душа может быть мертвой? Но это сочетание остается не только в названии. Если со списками мертвых крестьян все понятно, мертвые и мертвые, то вот с помещиками все намного сложнее. Они внешне вроде бы и живы, но на самом же деле каждый из них статичен, они ничего не меняют в этой жизни(лишь только Чичикову и Плюшкину дана биография и только у них видны некие изменения, а отсюда появляется и другой взгляд на систему помещиков, но о ней позднее).

Композиция этого произведения круговая, и это не случайно, колесо и дорога вообще являются одними из центральных образов поэмы. (N——Манилов— —Коробочка—- -Ноздрев——Соб акевич——Плюшк ин——N——уез жает из города).

«Все герои мертвые…»,-сказа л один из критиков. Посмотрим же на изменения в этих помещиках. Это путь деградации личности. «Герои все больше становятся «мертвыми», чтобы приблизиться к Плюшкину».

По словарю Даля, слово мертвый значит невозрожденный, а значит имеет возможность к возрождению. Все, кто слышал, как Гоголь читал 2 том(а замысел был написать произведение с композицией как у Данте, ад, возрождение), говорили, что это был искрометный юмор, первый том в этом свете воспринимался совсем в другом свете.

Парадным фасадом помещичьей России взят Манилов. Люди сначала притягиваются в нему. Поначалу с ним хорошо, но дальше-хуже. От него не дождешься легкого слова, его ничего не интересует вообще. В усадьбе ничего нет интересного, кроме двух баб. Манилов-это внешняя красота, за которой ничего не стоит. Это сплошные кружева, какие-то изысканные манеры, но лишь манеры и ничего более. Даже книгу он читал одну всю жизнь, но дошел лишь до 14 страницы, видимо читается книга для вида. Маниловщина-это отсутствие жизненного начала, прикрытое кружевами.

Следующей на него пути оказывается Коробочка. Это полный антипод Манилову. Все аккуратно, все лежит на местах, никаких внешних украшений, она вникает в каждую мелочь. Но она недалекая, отрешенная от мира.. даже окна ей были нужны лишь для наблюдения за хозяйством.

Потом мы видим Ноздрева. Это человек публичный, но в своих речах не затрагивает никак свои личные темы. Он любит поесть, лицо соответствующее этому занятию, круглое. Для него нет условностей, в отличие от предыдущих двух помещиков. Ноздрев любит приврать, приукрасить, похвастать, он искренне верит, что прав. Его главная черта- прикрытие бездействия действием. Все хорошие качества перерождаются в дурные.

Ноздрев и Собакевич противоположны, но очень схожи в своей неизменности во времени(они точно мертвые). У Собакевича все мощно, все сильно, но опять же бездейственно.

И последним в нашем цикле оказывается Плюшкин. Это совсем скупой, мелочный человек. Он имеет даже склад из всяких ненужных вещей, он боится их выкинуть… Все в его доме заросло пылью.

Можно сказать, что это именно путь деградации, что качества становятся все хуже и хуже…но есть некоторые факты, которые подтверждают обратное:

1) Дана биография Плюшкина, а значит он имел прошлое, развивался, в его жизни была эта страсть, которая описана в биографии. Может он не такой уж и «мертвый», он скорее «умирает», когда все предыдущие скорее «мертвы».

2) Дано описание сада, в котором природа начинает расцветать. Природа способна к самовозрождению. И не случайно этот сад Плюшкина. Может и Плюшкин способен к возрождению?

3) Лицо Плюшкина озарилось, когда он вспомнил школьного приятеля. Возник лучик в его сердце. Это было искренне чувство, в его душе еще что-то есть, как тот живой листик в саду.

Н. В. Гоголь — писатель, чье творчество по праву вошло в золотой фонд классики русской литературы. Гоголь является писателем-реалистом, но связь искусства и реальности у него усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления жизни, но всегда по-своему интерпретирует их. Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершено новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. И тогда рядовое событие обретает странную, порой даже зловещую, окраску. Именно так происходит и в поэме «Мертвые души».

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». «Реальный» мир автор строит, воссоздавая современную ему картину российской жизни. По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме реальность, стремясь к максимальной широте охвата ее явлений. Мир этот уродлив. Мир этот страшен. Это мир перевернутых ценностей, духовные ориентиры в нем извращены, законы, по которым он существует, — аморальны. Но, живя внутри этого мира, родившись в нем и восприняв его законы, практически невозможно оценить степень его аморальности, увидеть про пасть, отделяющую его от мира истинных ценностей. Более того, невозможно понять причину, вызывающую духовную де-градацию, нравственный распад.

В этом мире живут Плюшкин, Ноздрев Манилов, прокурор, полицеймейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Целую галерею характеров и типов, лишенных души,

создал Гоголь в поэме.

Первым в галерее этих характеров представлен Манилов. Создавая его об раз, Гоголь использует различные худо-жественные средства, в том числе пейзаж, описание поместья Манилова, интерьер его жилища. Вещи характеризуют Манилова в не меньшей степени, чем портрет и поведение: «У всякого есть свой задор, но у Манилова ничего не было». Главная его черта — неопределенность. Внешняя доброжелательность Манилова, его готовность оказать услугу представляются Гоголю чертами вовсе не привлекательными, так как все это в Ма-нилове гипертрофировано.

Глаза Манилова, «сладкие, как сахар», ничего не выражают. И эта сладость об-лика привносит ощущение неестественности каждого движения героя: вот на лице его появляется «выражение не только сладкое», но даже приторное, «подобное той микстуре, которую ловкий доктор за-сластил немилосердно, воображая ею обрадовать пациента». Что за «микстуру» засластила приторность Манилова? Пус-тоту, никчемность его, бездушие при бес-конечных рассуждениях о счастии, друж-бе и других высоких материях. Пока этот помещик благодушествует и мечтает, его имение приходит в упадок, крестьяне ра-зучились трудиться.

Совсем другое отношение к хозяйству у Коробочки. У нее «хорошенькая дере-венька», двор полон всякой птицы. Но Ко-робочка не видит ничего дальше своего носа, все «новое и небывалое» пугает ее. Ее поведением (что можно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.

Собакевич, по выражению Гоголя, «чер-тов кулак». Страсть к обогащению толка-ет его на хитрость, заставляет изыски-вать разные средства наживы. Поэтому в отличие от других помещиков он приме-няет новшество — денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.

Представитель еще одного типа поме-щиков — Ноздрев. Он непоседа, герой ярмарок, карточных столов. Он к тому же еще кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В хорошем состоянии нахо-дится только псарня. Среди собак он как «отец родной». Доходы, получаемые с крестьян, он тут же проматывает.

Завершает портретную галерею гу-бернских помещиков Плюшкин. Он пока-зан иначе, чем все предыдущие типы. Пе-ред нами история жизни Плюшкина, тог-да как у предыдущих героев Гоголя как бы нет прошлого, которое отличалось бы от настоящего и что-то в нем объясняло. Мертвенность Плюшкина абсолютна. Причем мы видим, как постепенно он ли-шался всех человеческих качеств, как становился «мертвой душой».

В имении Плюшкина распад и разруше-ние, а сам помещик утратил даже челове-ческий облик: его, мужчину, дворянина, легко принять за бабку-ключницу. В нем и в его доме чувствуется неотвратимое воздействие тления, распада. Автор окре-стил его «прорехой на человечестве».

Венчает галерею помещиков Чичиков — плут, у которого все заранее просчитано, всецело охваченный жаждой обогаще-ния, меркантильными интересами, погу-бивший свою душу.

А ведь кроме помещиков есть еще и го-род N, а в нем — губернатор, вышиваю-щий шелком по тюлю, и дамы, хвастаю-щиеся модной тканью, и Иван Антонович Кувшинное рыло, и целый ряд чиновников, бесцельно проедающих и проигры-вающих в карты свою жизнь.

Есть в поэме еще один герой — народ. Это та самая живая душа, которая хранит и выявляет все лучшее человеческое. Да, смешны дядя Митяй и дядя Миняй, смеш-ны своей недалекостью, но ведь их талант и их жизнь — в труде. И народ составляет часть мира «идеального», который стро-ится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится живая ду-ша человека.

Два мира, представленные в поэме, вза-имно исключают друг друга. По сути, миру «идеальному» противостоит «антимир», в котором добродетель смешна и нелепа, а порок считается нормальным. Для дости-жения резкого контраста мертвого и живо-го Гоголь прибегает к множеству разнооб-разных приемов. Во-первых, мертвенность «реального» мира определяется засилием в нем материального начала. Вот почему в описаниях широко используются длин-ные перечисления материальных объек-тов, как бы вытесняющих духовную состав-ляющую. Также поэма изобилует фрагмен-тами, написанными в гротескном стиле: персонажи часто сравниваются с животны-ми или вещами.

В названии поэмы заложен глубочай-ший философский смысл. Само понятие «мертвые души» — бессмыслица, ведь душа, согласно христианским канонам, бессмертна. Для «идеального» мира ду-ша бессмертна, так как она воплощает божественное начало в человеке. А в ми-ре «реальном» вполне возможна «мерт-вая душа», потому что для него душа только то, что отличает живого от покой-ника. Так, когда умирает прокурор, окру-жающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездухов-ность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начать-ся возрождение Руси, возвращение утра-ченных идеалов, духовности, души в ис-тинном, высшем ее значении.

Чичиковская бричка, идеально преобра-зившаяся в последнем лирическом от-ступлении в символ вечно живой души русского народа — чудесную «птицу-трой-ку», завершает первый том поэмы. Вспом-ним, что начинается поэма с, казалось бы, бессмысленной беседы двух мужиков о том, доедет ли колесо до Москвы, с опи-сания пыльных, серых, тоскливых улиц гу-бернского города. Бессмертие души — вот единственное, что вселяет в автора ве-ру в обязательное возрождение его геро-ев и всей жизни, всей Руси.

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Реферат по литературе на тему:

«Души мёртвые и живые в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Новочеркасск


1. История создания поэмы «Мёртвые души»

2. Души мёртвые и живые в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

2.1 Цель жизни Чичикова. Завет отца

2.2 Что такое «мёртвые души»?

2.3 Кто является «мёртвыми душами» в поэме?

2.4 Кто такие «живые души» в поэме?

3. Второй том «Мертвых душ» - кризис в творчестве Гоголя

4. Путешествие к смыслу

Список литературы


1. История создания поэмы «Мёртвые души»

Есть писатели, легко и свободно придумывающие сюжеты своих сочинений. Гоголь к их числу не относился. Он был мучительно неизобретателен на сюжеты. С величайшим трудом давался ему замысел каждого произведения. Ему всегда нужен был внешний толчок, чтобы окрылить свою фантазию. Современники рассказывают, с каким жадным интересом слушал Гоголь различные бытовые истории, анекдоты, подхваченные на улице, были и небылицы. Слушал профессионально, по-писательски, запоминая каждую характерную деталь. Проходили годы, и иная из этих случайно услышанных историй оживала в его произведениях. Для Гоголя, вспоминал впоследствии П.В. Анненков, «ничего не пропадало даром».

Сюжетом «Мертвых душ» Гоголь, как известно, был обязан А.С. Пушкину, давно побуждавшему его написать большое эпическое произведение. Пушкин рассказал Гоголю историю похождений некоего авантюриста, скупавшего у помещиков умерших крестьян, с тем, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском Совете и получить под них изрядную ссуду.

Но откуда Пушкин узнал сюжет, который подарил Гоголю?

История мошеннических проделок с мертвыми душами могла стать известна Пушкину во время его Кишиневской ссылки. В начале девятнадцатого века сюда, на юг России, в Бессарабию, из разных концов страны бежали десятки тысяч крестьян, спасаясь от уплаты недоимок и различных поборов. Местные власти чинили препятствия расселению этих крестьян. Преследовали их. Но все меры оказывались напрасными. Спасаясь от преследователей, беглые крестьяне часто брали имена умерших крепостных. Рассказывают, что во время пребывания Пушкина в Кишиневской ссылке по Бессарабии разнеслась молва, будто город Бендеры бессмертен, население же этого города называли «бессмертным обществом». В течение многих лет там не было зарегистрировано ни одного смертного случая. Началось расследование. Оказалось, что в Бендерах было принято за правило: умерших «из общества не исключать», а их имена отдавать прибывшим сюда беглым крестьянам. Пушкин не раз бывал в Бендерах, и его очень занимала эта история.

Скорее всего, именно она и стала зерном того сюжета, который почти полтора десятилетия спустя после Кишиневской ссылки, был пересказан поэтом Гоголю.

Надо заметить, что затея Чичикова отнюдь не была такой уж редкостью в самой жизни. Мошенничества с «ревизскими душами» были в те времена довольно распространенной вещью. Можно с уверенностью предположить, что не только один определенный случай лег в основу гоголевского замысла.

Ядром сюжета «Мертвых душ» была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной и анекдотичной, на самом же деле она была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия для таких авантюр.

Указом 1718 года так называемая подворная перепись была заменена подушной. Отныне все крепостные мужского пола, «от старого до самого последнего младенца», подвергались обложению налогом. Мертвые души (умершие или беглые крестьяне) становились обузой для помещиков, мечтавших, естественно от нее избавиться. И это создавало психологическую предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мертвые души были в тягость, другие испытывали нужду в них, рассчитывая при помощи мошеннических сделок извлечь выгоду. Именно на это и уповал Павел Иванович Чичиков. Но самое интересное в том, что фантастическая сделка Чичикова осуществлялась в совершенном согласии с параграфами закона.

В основе сюжетов многих гоголевских произведений – нелепый анекдот, исключительный случай, чрезвычайное происшествие. И чем более анекдотичной и чрезвычайной кажется внешняя оболочка сюжета, тем ярче, достовернее, типичнее предстает перед нами реальная картина жизни. Здесь – одна из своеобразных черт искусства талантливого писателя.

Гоголь начал работать над «Мертвыми душами» в середине 1835 года, то есть еще раньше, чем над «Ревизором». 7 октября 1835 года он сообщает Пушкину, что написал три главы «Мертвых душ». Но новая вещь еще не захватила Николая Васильевича. Он хочет написать комедию. И лишь после «Ревизора», уже за границей, Гоголь по-настоящему берется за «Мертвые души».

Осенью 1839 года обстоятельства заставили Гоголя совершить поездку на родину, и, соответственно, сделать вынужденный перерыв в работе. Восемь месяцев спустя Гоголь решил вернуться в Италию, чтобы ускорить работу над книгой. В октябре 1841 года он снова приезжает в Россию с намерением напечатать свое произведение – итог упорного шестилетнего труда.

В декабре последние исправления были закончены, и окончательный вариант рукописи поступил на рассмотрение Московского цензурного комитета. Здесь «Мертвые души» встретило явно враждебное отношение. Как только председательствовавший на заседании цензурного комитета Голохвастов услышал название «Мертвые души», он закричал: «Нет, я этого никогда не позволю: душа бывает бессмертна – мертвой души не может быть, – автор вооружается против бессмертия!»

Голохвастову растолковали, что речь идет о ревизских душах, но он пришел в еще большую ярость: «Этого и подавно нельзя позволить… это значит против крепостного права!» Тут подхватили члены комитета: «Предприятие Чичикова есть уже уголовное преступление!»

Когда один из цензоров попробовал было объяснить, что и автор не оправдывает Чичикова, со всех сторон закричали: «Да, не оправдывает, а вот он выставил его теперь, и пойдут другие брать пример и покупать мертвые души…»

Гоголь в конце концов был вынужден забрать рукопись и решил отправить ее в Петербург.

В декабре 1841 года в Москве гостил Белинский. Гоголь обратился к нему с просьбой захватить с собой рукопись в Петербург и посодействовать ее скорейшему прохождению через петербургские цензурные инстанции. Критик охотно согласился выполнить это поручение и 21 мая 1842 года, с некоторыми цензурными исправлениями, «Похождения Чичикова или Мертвые души» вышли из печати.

Сюжет «Мертвых душ» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.


2. Души мёртвые и живые в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

2.1 Цель жизни Чичикова. Завет отца

Вот что писал В.Г. Сахновский в своей книге «О спектакле «Мёртвые души»:

«…Известно, что Чичиков был, не слишком толст, не слишком тонок; что, по мнению одних, он даже смахивал на Наполеона, что он обладал замечательным свойством поговорить с каждым как знаток того, о чём он приятно беседовал. Целью Чичикова в общении было произвести самое благоприятное впечатление, расположить и внушить к себе доверие. Известно также, что у Павла Ивановича есть особое обаяние, которым он преодолел две катастрофы, которые повалили бы иного с ног навсегда. Но главное, что характеризует Чичикова – это его страстное влечение к приобретательству. Стать, что называется, «человеком с весом в обществе», будучи «человеком сан фасон», без роду и племени, который носится как «барка какая-нибудь среди свирепых волн», – вот основная задача Чичикова. Добыть себе прочное место в жизни, не считаясь ни с чьим и не с каким интересом, общественным и частным, – вот в чём заключено сквозное действие Чичикова.

И всё, что ни отзывалось богатством и довольством, производило на него впечатление, непостижимое им самим, – пишет о нём Гоголь. Отцовское наставление – «береги и копи копейку» – пошло ему впрок. Им не владели скряжничество или скупость. Нет, ему мерещилась впереди жизнь со всякими достатками: экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды.

«Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой, – завещал Павлу Ивановичу его отец. Он усвоил это на всю жизнь. «Самоотвержение, терпение и ограничение нужд показал он неслыханное». Так написал Гоголь в Биографии Чичикова (Глава XI).

…Чичиков приходит, чтобы отравлять. Есть зло, которое катится по Руси, как Чичиков на тройке. Какое это зло? Оно вскрывается в каждом по-своему. На яд Чичикова в каждом из тех, с кем он ведёт свои дела, есть своя реакция. Чичиков ведёт одну линию, но у него новая роль с каждым действующим лицом.

…Чичиков, Ноздрёв, Собакевич и другие герои «Мёртвых душ» – это не характеры, а типы. В этих типах Гоголь собрал и обобщил многие схожие характеры, выявляя во всех них общий жизненно-социальный уклад…»

2.2 Что такое «мёртвые души»?

Первичный смысл выражения «мертвые души» таков: это умершие крестьяне, еще числящиеся в ревизских списках. Без такого вполне конкретного значения был бы невозможен сюжет поэмы. Ведь странное предприятие Чичикова в том и состоит, что он покупает умерших крестьян, числившихся живыми в ревизских списках. И что юридически это осуществимо: достаточно лишь составить список крестьян и оформить куплю-продажу соответствующим образом, как будто предметом сделки являются живые люди. Гоголь воочию показывает, что в России властвует закон купли-продажи живого товара, и что такое положение является естественным и нормальным.

Кто является «мёртвыми душами» в поэме?

«Мертвые души» - это заглавие носит в себе что-то, наводящее ужас… Не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и прочие - вот мертвые души и мы их встречаем на каждом шагу», - писал Герцен.

В этом своем значении выражение «мертвые души» обращено уже не к крестьянам - живым и умершим, - а к хозяевам жизни, помещикам и чиновникам. И смысл его метафорический, переносный. Ведь физически, материально, «все эти Ноздревы, Маниловы и прочие» существуют и в большинстве своем процветают. Что может быть несомненнее, чем медведеподобный Собакевич? Или Ноздрев, о котором сказано: «Свет он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Но физическое бытие еще не есть человеческая жизнь. Растительное существование далеко от настоящих духовных движений. «Мертвые души» обозначают в данном случае мертвенность, бездуховность. А проявляется эта бездуховность по крайней мере двояко. Прежде всего - это отсутствие каких-либо интересов, страстей. Помните, что говорится о Манилове? «От него не дождешься никакого живого или даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свое, а у Манилова ничего не было. Большинство увлечений или страстей не назовешь высокими или благородными. Но у Манилова не было и такой страсти. У него вообще ничего своего не было. И главное впечатление, которое производил Манилов на собеседника - это ощущение неопределенности и «скуки смертельной».

Другие персонажи - помещики и чиновники - далеко не так бесстрастны. Например, у Ноздрева и у Плюшкина есть свои страсти. Есть свой «задор» и у Чичикова - задор «приобретательства». И у многих других персонажей есть свой «задирающий предмет», приводящий в движение самые разнообразные страсти: алчность, честолюбие любопытство и так далее.

Значит в этом отношении «мертвые души» мертвенны по-разному, в разной степени и, так сказать, в разных дозах. Но в другом отношении они мертвенны одинаково, без различия и исключений.

Мертвая душа! Это явление кажется противоречивым в самом себе, составленным из исключающих друг друга понятий. Разве может быть мертвая душа, мертвый человек, то есть то, что по природе своей одушевлено и духовно? Не может жить, не должно существовать. Но существует.

От жизни остается некая форма, от человека - оболочка, которая, однако, исправно отправляет жизненные функции. И тут нам открывается еще одно значение гоголевского образа «мертвые души»: ревизские мертвые души, то есть условное обозначение умерших крестьян. Ревизские мертвые души - конкретные, оживающие лица крестьян, с которыми обходятся так, как будто это не люди. А мертвые духом - все эти Маниловы, Ноздревы, помещики и чиновники, мертвая форма, обездушенный строй человеческих взаимоотношений…

Все это грани одного гоголевского понятия - «мертвые души», художественно реализованного в его поэме. И грани не изолированные, но составляющие единый, бесконечно глубокий образ.

Следуя за своим героем, Чичиковым, переезжая из одного места в другое, писатель не оставляет надежды найти таких людей, которые бы несли в себе начало новой жизни и возрождения. Цели, которые ставит перед собой Гоголь и его герой, в этом отношении прямо противоположны. Чичикова интересуют мертвые души в прямом и переносном смысле этого слова - ревизские мертвые души и люди, мертвые духом. А Гоголь ищет живую душу, в которой горит искра человечности и справедливости.

Кто такие «живые души» в поэме?

«Мёртвым душам» поэмы противопоставлены «живые» - народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный. С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа пишет о нём Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево, плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности. Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу «бойкого народа» и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорит о способности народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы. Крепостной богатырь, плотник Пробка «в гвардию годился бы». Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников - «что шилом кольнёт, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо». А Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятьсот рублей!». Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не выдержала его душа гнёта неволи, потянуло его на широкий волжский простор, он "гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись с купцами". Но нелегко ему ходить с бурлаками, "таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню". В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасному будущему. За корою бездуховности, черствости, мертвечины бьются живые силы народной жизни - и то там, то здесь пробиваются на поверхность в живом русском слове, в веселье бурлаков, в движении Руси-тройки - залоге будущего возрождения родины.

Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы всего народа, любовь к родине, позволили Гоголю гениально предвидеть ее великое будущее.

При издании «Мертвых душ» Гоголь пожелал сам оформить титульный лист. На нем была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг – множество человеческих черепов. Опубликовать именно этот титульный лист было очень важно для Гоголя, так же как и то, чтобы его книга вышла в свет одновременно с картиной Иванова «Явление Христа народу». Тема жизни и смерти, возрождения красной нитью проходит через творчество Гоголя. Свою задачу Гоголь видел в исправлении и направлении на истинный путь сердец человеческих, и попытки эти были предприняты через театр, в гражданской деятельности, преподавании и, наконец, в творчестве.
Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мертвые души» по аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия». Это и определило предполагаемую трехчастную композицию будущего произведения. «Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай», которым должны были соответствовать задуманные Гоголем три тома «Мертвых душ». В первом томе Гоголь стремился показать страшную российскую действительность, воссоздать «ад» современной жизни. Во втором и третьем томах Гоголь хотел изобразить возрождение России. Себя Гоголь видел писателем-проповедником, который, рисуя на страницах своего произведения картину возрождения России, выводит ее из кризиса.

«Мертвые души» – это синтез всех возможных путей борьбы за души человеческие. Произведение вмещает в себя как прямой пафос и поучения, так и художественную проповедь, иллюстрированную изображением самих мертвых душ – помещиков и городских чиновников. Лирические отступления также придают произведению смысл художественной проповеди и подводят своеобразный итог изображенным страшным картинам жизни и быта. Апеллируя ко всему человечеству в целом и рассматривая пути духовного воскресения, оживления, Гоголь в лирических отступлениях указывает на то, что «тьма и зло заложены не в социальных оболочках народа, а в духовном ядре» (Н. Бердяев). Предметом изучения писателя и становятся души человеческие, изображенные в страшных картинах «недолжной» жизни.

«Мертвым душам» поэмы противопоставлены «живые» – народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный. С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа пишет о нем Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание крестьян, которые явились результатом крепостного права. Именно мертвые крестьяне в «Мертвых душах» обладают живыми душами, в отличие от живого народа поэмы, душа которого мертва.
Таким образом, в первом томе «Мертвых душ» Гоголь изображает все недостатки, все отрицательные стороны русской действительности. Гоголь показывает людям, во что превратились их души. Делает он это потому, что горячо любит Россию и надеется на ее возрождение. Гоголь хотел, чтобы люди, прочитав его поэму, ужаснулись своей жизни и пробудились от мертвящего сна. В этом и состоит задача первого тома. Описывая страшную действительность, Гоголь рисует нам в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России. Во втором и третьем томах своего произведения Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь. Но, к сожалению, он так и не смог показать переворот в душе русского человека, не смог оживить мертвые души. В этом заключалась творческая трагедия Гоголя, которая переросла в трагедию всей его жизни.

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00077901184864179642