Достоевский если человеку дать необходимое. ~ Ибо хочу быть человеком ~ ~ Федор Достоевский ~

Мудрые и вдохновляющие цитаты Федора Михайловича, которые дадут вам пищу для размышлений.

Фёдор Михайлович Достоевский настоящий исследователь человеческой души, его прозвали «психологом пера» за то, что он сопереживал всем своим героям. Он - писатель, у которого получилось проникнуть в самые мрачные глубины души человека. Его влияние на духовное развитие человечества трудно недооценить, как и на литературу всего мира.

Мы подобрали 30 выдающихся цитат великого мыслителя, которые дают повод для размышлений:

Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

Страданием своим русский народ как бы наслаждается.

Жизнь задыхается без цели.

Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.

Мир спасёт красота.

Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.

Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

Человек он умный, но чтоб умно поступать - одного ума мало.

Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

Истина без любви - ложь.

Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.

Человек, умеющий обнимать - хороший человек.

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

Тут нужно говорить глаз на глаз… чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги.

Душа исцеляется рядом с детьми.

Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.

В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.

Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.

Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а всё от беспрерывной лжи и людям и себе самому.

Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.

Разум - подлец, оправдает что угодно!

Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.

Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить, как с собой.

Любить человека - значит, видеть его таким, каким его замыслил Бог.

Ибо хочу быть человеком

Лариса Бузина

К. Трутовский.
Федор Достоевский. 1847

Совсем еще молодой человек, учащийся Петербургского Инженерного училища Федор Достоевский писал брату Михаилу в Ревель (Таллинн), излагая вполне зрелые философские мысли:


    «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»; «...Природа, душа, бог, любовь... познаются сердцем, а не умом»; «Мысль зарождается в душе. Ум - орудие, машина, движимая огнем душевным».

Прошло примерно десять лет, и вечером 22 декабря 1849 года, в день казни петрашевцев, после того как смертный приговор ему заменили каторгой, Достоевский писал Михаилу:

    «Брат! Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не унывать и не пасть - вот в чем жизнь, в чем задача ее...

    Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неумении жить, как не дорожил я им, сколько раз я грешил против сердца моего и духа, - так кровью обливается сердце мое. Жизнь - это дар, жизнь - счастье, каждая минута могла быть веком счастья».

Почерк этого письма какой-то небывало ликующий, свободный, летящий. Кажется, что пером его водила сама жизнь, только что избавившаяся от смерти, только что родившаяся заново, - новая, вторая жизнь. Достоевский открыл бесконечную ценность жизни, бесконечную ценность живого времени, каждой минуты, пока мы существуем в этом мире.

Не этой ли встречей со смертью (при которой он не сморгнул) объясняется то, что в своих произведениях все вопросы он ставил в самой беспредельной остроте, как вопросы жизни и смерти; личную судьбу своих героев он переживал как свою собственную и рассматривал в перспективе судьбы общечеловеческой.

Ф. М. Достоевский - писатель на все времена, ибо нравственные, духовные качества человека, больше всего занимавшие писателя, как и дух, бессмертны. Достоевский современен и в наши дни, ибо время, в которое он творил и которое описывал, очень похоже на наше - время внедрения капитализма. Но Достоевский и писатель будущего. Главное преимущество он видел не только вокруг себя, но и далеко впереди себя.

Ограда Омского острога,
в который был сослан Федор Достоевский в 1850 году

В эпоху духовного брожения, когда «общественный идеал» воспринимают только внешне и поверхностно, когда одни грабят, убивают, губят других и гибнут бесплодно и бесславно сами, а другие или теряются в умственном хаосе, или погрязают в своекорыстии, - являются лишь немногие люди, которые, не удовлетворяясь внешними целями и идеалами, чувствуют и возвещают необходимость глубокого нравственного переворота и указывают условия нового духовного рождения России и человечества. Одним из немногих предвестников русской и вселенской будущности был Достоевский.

Общий смысл всей его деятельности состоит в разрешении двойного вопроса: что есть высший идеал общества и каков путь к его достижению, или проще - для чего жить и что делать?

Спрашивать прямо: «Что делать?» - значит предполагать, что есть какое-то готовое дело, к которому нужно только приложить руки, значит пропускать другой вопрос: готовы ли сами делатели? Ведь плохой или непригодный работник может испортить самое лучшее дело. Представьте себе толпу людей слепых, глухих, увечных, бесноватых, и вдруг из этой толпы раздается вопрос: «Что делать?» Единственный разумный ответ: ищите исцеления; пока вы не исцелитесь, для вас нет дела, а пока вы выдаете себя за здоровых, для вас нет исцеления.

Федор Михайлович Достоевский.
1862

Федор Михайлович сознательно отвергал всякий внешний общественный идеал, то есть такой, который не связан с внутренним миром человека или его рождением свыше. Он слишком хорошо знал все глубины человеческого падения, он знал, что злоба и безумие составляют основу нашей низшей природы. Пока эгоизм в своем стремлении все присвоить и все определить собою не побежден, не сокрушен - невозможно никакое настоящее дело.

По общему признанию, Достоевский был истинным гуманистом, ибо, зная все человеческое зло, он верил во всечеловеческое добро. Его вера в человека не была идеалистической, односторонней.

В своих произведениях он изображал человека во всей его полноте и действительности, не обманывая ни себя, ни других. Он открывал такие закоулки души, куда не многие решаются заглянуть. Но в том-то и заслуга, значение таких людей, как Достоевский, что они не преклоняются пред силой факта и не служат ей. У них есть духовная сила веры в истину и добро - в то, что должно быть.

Не искушаться господством зла и не отрекаться ради него от невидимого добра есть подвиг веры. В нем вся сила человека. Кто не способен на этот подвиг, тот ничего не сделает и ничего не скажет человечеству. Творят жизнь люди веры. Это те, которых называют мечтателями, утопистами, юродивыми, - они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества.

Так во что же верил Федор Михайлович? Прежде всего в бесконечность души человеческой. Полная действительность бесконечной человеческой души была осуществлена в Иисусе Христе, в человеке, и, значит, это возможно и для каждого стремящегося к этому. Достоевский показал на своих любимых героях, что во всякой душе человеческой, даже на самой низкой ступени, существует возможность, искра этой бесконечности и полноты существования.

Рабочий стол Достоевского

Иисус Христос для Достоевского - высший нравственный идеал, которому надо стараться подражать, учиться у него любви, милосердию, подвигу и самопожертвованию. Не смущаясь антихристианским характером всей нашей жизни и деятельности, он верил в действительность Бога как сверхчеловеческое Добро и в Христа как Богочеловека, он проповедовал христианство живое и деятельное, истинное учение Христа.

Для Федора Михайловича истинная церковь - это всечеловеческая, в которой должно исчезнуть разделение человечества на соперничающие и враждебные между собой племена и народы. Все народы должны воссоединиться в одном общем деле всемирного возрождения. Главная идея, которой Достоевский служил всей своей деятельностью, была христианская идея свободного всечеловеческого единения, всемирного братства во имя Христово.

Достоевский считал, что именно Россия должна сказать миру новое слово. Он верил в Россию и предсказывал ей великое будущее. Призвание России, ее назначение и обязанность состоит в примирении Востока и Запада. Истина едина, она и объединит все народы. Обладание истиной не может быть привилегией одного народа или отдельной личности. Истина может быть только вселенскою, и от народа требуется подвиг служения этой вселенской истине, даже с пожертвованием своего национального эгоизма. Истинное дело возможно, только если в человеке есть свободные силы света и добра, но без Бога человек таких сил не имеет.

Личность, в понимании Федора Михайловича, есть самостоятельно мыслящий человек, безличность - это подражатель. Самостоятельное мышление - одно из важнейших измерений личности. Достоевский считал, что в плане самостоятельности мышления личностью может стать каждый, независимо от уровня образования. Личностью может быть простой крестьянин, безличностью может быть и академик.

Человек может менять свои убеждения, оставаясь личностью, если было что менять, если это что - свое, а обмен происходит не под влиянием моды или выгоды. В записной книжке Федор Михайлович пишет:


    «Неужели независимость мысли, хотя бы и самая малая, так тяжела?» А в письме: «Нет, видно, всего труднее на свете самим собою стать».

У Достоевского есть еще одно измерение человеческой личности - ценностная жизненная ориентация. Фактически это проблема смысла жизни человека. Безличность видит смысл жизни в обладании материальными благами (богатство, власть), личность - в сохранении и совершенствовании себя, то есть своего духовного мира. Безличность ориентируется на «иметь», а личность - на «быть». При этом личность в плане самостоятельности мышления может оказаться безличностью в плане ценностной ориентации.

Анна Григорьевна Достоевская,
супруга Федора Михайловича. 1868

О смысле жизни Достоевский писал довольно часто, особенно в «Дневнике писателя», и его позиция по этому вопросу выражена ясно и четко: «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно - идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной ее вытекают». Федор Михайлович пишет о том, что духовные накопления человека не умирают вместе со смертью тела.

Человек должен самостоятельно осмыслить себя и свое назначение в мире. «Жизнь задыхается без цели». Личность существует не для себя. Но торжество безличности так велико, что живущие ради «быть» кажутся аномалией, «идиотами». Однако Достоевский верит в торжество личности человека: «ѕсамовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех есть, по-моему, признак высочайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли». Предел утверждения личности - самопожертвование и самоотверженность.

Дал Федор Михайлович и вполне четкое понятие о «лучших людях». В одной из записных тетрадей сказано: «Не сильные лучше, а честные». Далее: «Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием». В «Дневнике писателя» за 1876 год в главе, специально посвященной лучшим людям, Достоевский писал: «В сущности, эти идеалы, эти "лучшие люди" ясны и видны с первого взгляда: "лучший человек", по представлению народному, - это тот, который не преклонится перед материальным соблазном, тот, который ищет неустанно работу на дело Божие, любит правду и, когда надо, встает служить ей, бросая дом и семью и жертвуя жизнью». Лишь такие люди способны оказать благотворное влияние на общество.

В понимании Достоевского «улучшить» - значит приблизиться к идеалу, приблизиться к Христу, к его образу жизни, «стать самим собой во-первых и прежде всего», то есть таким, каким Бог создал, отбросив всю фальшь, всю внешнюю шелуху.

Сам Достоевский самосовершенствовался до последних дней своей жизни. Уже будучи больным, зная, что жить ему осталось недолго, он писал жене с курорта, где лечился:

    «...тем больше будем дорожить тем кончиком жизни, который остался, и, право, имея в виду скорый исход, действительно можно улучшить не только жизнь, но даже себя».
Чуть позже Федор Михайлович формулирует эту мысль еще определеннее:

    «Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие.

Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие». Так же как в молодые годы на Семеновском плацу перед расстрелом, Достоевскому вновь грозит небытие, но теперь уже приговор отменен быть не может. В декабре 1880 года, почти за месяц до своей кончины, он писал А. Н. Плещееву: «Я теперь пока еще только леплюсь. Все только еще начинается».

Дом Достоевских в Старой Руссе

Будучи человеком религиозным в высшем смысле этого слова, Достоевский был вместе с тем вполне свободным мыслителем и могучим художником. Он никогда не отделял истину от добра и красоты, никогда не ставил красоту отдельно от добра и истины. Эти три живут только своим союзом. Добро, отделенное от истины и красоты, есть только неопределенное чувство, бессильный порыв, истина отвлеченная есть пустое слово, а красота без добра и истины есть кумир. Открывшаяся в Христе бесконечность человеческой души, способной вместить в себя всю бесконечность Бога, - эта идея есть вместе и величайшее добро, и величайшая истина, и совершеннейшая красота. Именно оттого, что красота неотделима от добра и истины, именно поэтому она и спасет мир.

Красота также неотделима от любви, но любовь есть труд, и даже ей надо учиться.

    «Ищите же любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих».

Постоянно находясь среди людей, наблюдая их кривляния, порожденные желанием выглядеть лучше, чем есть, но не желающих приложить усилие для совершенствования, Федор Михайлович думал, что, если б все эти почтенные господа захотели хоть на один миг стать искренними и простодушными? «Ну что, если б каждый из них вдруг узнал весь секрет? Что, если б каждый из них вдруг узнал, сколько заключено в нем прямодушия, честности, самой искренней сердечной веселости, чистоты, великодушных чувств, добрых желаний, ума, - куда ума! - остроумия самого тонкого, самого сообщительного, и это в каждом, решительно в каждом из них!» Достоевский хотел сказать им:

    «Да, господа, в каждом из вас все это есть и заключено, и никто-то, никто-то из вас про это ничего не знает! ...Клянусь, что каждый из вас умнее Вольтера, чувствительнее Руссо, несравненно обольстительнее... Дон-Жуана, Лукреций, Джульетт и Беатричей! ...Но беда ваша в том, что вы сами не знаете, как вы прекрасны! Знаете ли, что даже каждый из вас, если б только захотел, то сейчас бы мог осчастливить всех в этой зале и всех увлечь за собой? И эта мощь есть в каждом из вас, но до того глубоко запрятанная, что давно уже стала казаться невероятною. И неужели, неужели золотой век существует лишь на одних фарфоровых чашках? ...А беда ваша вся в том, что вам это кажется невероятно».

      Так верить в человека может только тот, кто сам отлично знает, что даже на самой низкой ступени существует возможность вновь возродиться и устремиться к Свету. Не доходит только тот, кто, споткнувшись, разуверился в своих силах и потому не смог подняться, чтобы вновь двигаться по пути.

В жизни человека должна быть нравственная цель, иначе существование станет пустым, скучным и бесполезным. Найти смысл своего пребывания в мире нелегко, иногда требуется целая жизнь, чтобы понять своё предназначение. Не нашедший своего призвания человек задыхается от бессодержательности всего, что с ним происходит, чаще всего он погружён в апатию, безучастен и равнодушен, но может быть и активным, но эта его деятельность ни к чему не приводит.

Сравним двух литературных героев, чтобы понять, что люди по-разному реагируют на свою бесцельную жизнь: одни погружаются в нравственный сон жизнь, другие бешено гоняются за приманками страстей, но все они приходят к разочарованию. В литературе существует тип лишнего человека. Это герой, который не нашёл себя, не узнал свою дорогу в жизни.

В романе И. А. Гончарова "Обломов" заглавный герой целыми днями лежит на диване, не способен решить ни одной, даже бытовой задачи. Илья Ильич - прекрасный, добрый и мягкий человек, но он не нашёл себя. Кто виноват в этом? Может, воспитание? Да, Обломов сформировался в барской усадьбе, где за него всё делали слуги.

Обломовцы заботились только о еде, сне и покое, пугались малейших изменений в жизни. Несомненно, воспитание решило участь героя. Но в детстве и юности он общался с деятельным и активным Штольцем, они клялись друг другу, что будут приносить пользу обществу. Штольц не изменил этой клятве, а Обломов спасовал перед судьбой. Думаю, есть ещё одна причина, по которой Илья Ильич утратил смысл своего существования. Это петербургская среда, где отсутствует искренность, доброта, радушие. Однажды Штольцу удалось поднять своего друга с дивана на целых две недели, и Илья Ильич ходил с ним в гости. Но потом он взбунтовалася, утверждая, что в светском обществе мертвецы ещё хуже его, потому что там царит пошлость, клевета, сплетни. Илья Ильич признаётся, что в нем был заперт свет, не нашедший себе выхода. В сущности. Обломов - мечтатель и идеалист, нашедший свой приют в доме простой вдовы на выборгской стороне, смирился с бесцельным существованием.

Другой герой - Григорий Александрович Печорин - не лежит, как Обломов, на диване, а, наоборот, бешено гоняется за жизнью, увлекаясь "приманками страстей пустых и неблагодарных". Отсутствие нравственной цели в жизни, непонимание своего назначения -это, очевидно, главная причина той "болезни", которой поражён герой и о которой автор пишет в предисловии.

Скука - "лейтмотивное состояние Печорина во всех пяти главах романа "Герой нашего времени". Его жизнь - это цепь разочарований, потому что никаких нравственных понятий в детстве ему не было привито. Светская жизнь в Петербурге ему быстро надоела. он думал, что на Кавказе под пулями чеченцев скука не живёт. Но он ошибался: оказывается, и к свисту пуль можно привыкнуть. Задыхаясь без нравственной цели, не находя применения своим задаткам, Печорин вмешивается в судьбы других людей и играет в их жизни роль "топора судьбы".

Мы пришли у выводу о важности высокой цели в жизни, без этой цели жизнь не имеет смысла.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-09-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Уходящий год – год Ф.М.Достоевского. В 2011 году отмечается 190-летие со дня рождения, 130 лет со дня смерти, 30 лет дома-музея Достоевского в Старой Руссе.
Достоевский всегда был и будет актуален в России. Актуален потому, что очень точно выразил всю глубину, особенности, тонкости национального характера русского человека, причем выразил не только то, что есть, но и то, что всегда оставалось пределом мечтаний – возвышенные ожидания и страстные порывы «к небу и блаженству». «О народе судят не по тому, чем он дживет, а по тому, о чем он мечтает», - писал Достоевский. Не случайно многие люди жили «по Достоевскому», сверяли с его книгами свою жизнь. Ю.М.Лотман охарактеризовал значение Достоевского в нашей жизни очень точной, парадоксальной фразой: «Жить по Достоевскому невозможно, но и жить без Достоевского невозможно».
Важнейшим ключом к пониманию удивительных прозрений писателя является глубокая религиозность Достоевского. Именно благодаря этому он сумел назвать тайну своей современности, распознал тогда еще не высказанную религиозную тоску. Видя, в каком смятении находятся вокруг люди, как плохо тем, кто сошел с религиозной почвы, но так и не сумел обрести твердую землю под ногами, Достоевский задумывает роман «Атеизм», в котором хочет «порассказать только то, что мы все, русские, пережили в последние десять лет в нашем духовном развитии». Он сумел показать, как свобода, которая становится самоцелью, превращается в своеволие и в результате происходит саморазрушение как свободы, так и человека, который принял эту свободу, как самую главную ценность.
Стремление любой ценой самоопределиться и самоутвердиться неизбежно приводит человека к отрыву от своей среды, от религиозной традиции, от своей почвы. И человек становится скитальцем, живущим в мире идеалистических представлений, он попадает в плен к своей мечте и становится совершенно оторванным от подлинного, живого мира. Свобода как самоцель превращается в рабство, покорное служение страстям или идеям. Подлинная свобода, свобода выбора между небом и землей, между добром и злом может быть только во Христе. Хорошо известно, что Достоевский резко разорвал отношения с критиком В.Г.Белинским именно за то, что тот «ругал ему Христа». Но, как точно отмечал протоиерей Г.Флоровский, «вера Достоевского шла от любви, а не от Божественного страха, как у Гоголя».
«Я знаю Достоевского как пророка, как апостола, как мученика, как поэта, как философа, - писал Иустин Попович, - Многогранность его гения поражает. Всечеловечески широкий и глубокий, он принадлежит всем, но и все принадлежат ему. Он настолько человек, настолько всечеловек, что родственен всем: и сербам, и болгарам, и грекам, и немцам – всем людям на всех континентах. В нем есть что-то от каждого из нас, то есть каждый может найти себя в нем. Своим всечеловеческим сочувствием и любовью он свой для всех».
Достоевский жил в то время, когда вера в Христа впервые публично стала подвергаться сомнению, когда в общественное сознание начала проникать мысль, что веруют в Бога лишь темные и забитые люди, в кто время как люди передовые и просвещенные стремятся к свободе и возлагают надежду на человеческий разум, а не на сердце. Достоевский уверенно говорил: «Все в мире без Христа станет грязно и греховно». Покажите «мне что-нибудь лучше Христа»! «Укажите мне ваших праведников, которых вы вместо Христа ставите» и подчеркивал: «русский человек без Православия – дрянь».
Во всех своих произведениях Достоевский говорит об одном – о преображении человека с помощью Бога. А это возможно лишь тогда, когда Православие не система обрядов и ритуалов, а живое чувство, наполняющее и преображающее человека. «Вникните в Православие, - советовал Достоевский, - это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство». А если это чувство имеет один источник, то и все люди на земле связаны единой судьбой и единой историей: «Каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно… Сие сознание этого есть венец пути всякого на земле человека».
Романы и повести Достоевского показывают, что единственный путь к Богу и ближним – путь любви. «Постарайтесь любить ваших ближних действенно и неустанно, -призывает он, - По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уже несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу». Ад для Достоевского это «страдание о том, что нельзя уже более любить». Но для Достоевского мало любить только лишь людей. «Любите все создание Божие, - советует он, - и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью».

Сохранено

(366 слов) Великий русский писатель Ф. М. Достоевский однажды сказал: «Жизнь задыхается без цели». А ведь сложно с этим не согласиться. Каждый человек нуждается в жизненном ориентире, точке опоры, в личной путеводной звезде. Без этого незачем справляться с трудностями, претерпевать боль, становиться лучше. Если бытие утрачивает цель, то не понятно, зачем все эти рутинные действия день за днем? Мысли о тщетности жизни, становясь навязчивыми, сводят человека с ума, и наступает то самое внутреннее ощущение «удушья», о котором говорил классик. В литературе немало примеров, подтверждающих эту мысль.

Например, в романе Пушкина «Евгений Онегин» главный герой не может найти своим способностям применения. Он пробует различные занятия, развлечения, пристрастия, но все тщетно: он не находит в жизни желаемого смысла. Весьма показательно его бегство в деревню. Там он попытался заняться хозяйством, облегчить жизнь своим крестьянам, стать деятельным помещиком. Но вскоре это ему наскучило, потянуло в свет, однако в местных «салонах» манеры и обхождение дворян вызывали в нем лишь ироничную усмешку. Эта цель не подошла, как и десятки предыдущих. После убийства Ленского Евгений пускается в путешествие, хочет разыграть роль одинокого и гордого странника, но для поэтической свободы ему не хватило поэзии, и вот он опять в столице – никто и ни с чем. Он, когда-то холодный и бесстрастный, бросается к замужней Татьяне с горящими глазами и безрассудным порывом. Но данное раскаяние лишь означает то, что герой в отчаянии, жизнь его «задохнулась без цели».

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» у Печорина такая же беда: его бытие бесцельно. Он скитается по жизни, играя чужими судьбами, бросаясь своей, но своего высокого происхождения он так и не находит. Григорий талантлив, обаятелен и умен, ему, казалось бы, все дороги открыты, однако он стоит на распутье и никуда не идет, довольствуясь случайными приключениями вроде знакомства с контрабандистами и похищения Бэлы. Проблема Печорина в том, что он не может найти себе достойной, всепоглощающей цели. Герой видит ничтожность популярных стремлений, поэтому они не могут его увлечь. Не видя выхода, он бросается в авантюру, где погибает, как мотылек в огне.

Очевидно, что бесцельная жизнь героев «задохнулась». Ей не хватило свободы, вдохновения, направления – всего того, что является воздухом для души. Достоевский хотел сказать, что нить судьбы не вьется без предназначения, которое человек должен разгадать, иначе его судьбой будет не фортуна, а злой рок.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!