Какую роль играет фольклористика в исторической науке. История возникновения народного фольклора. Русская народная музыкальная культура

Наша речь - непрерывная смена артикуляций (артикуляция - от лат. articulatio, articulare - «членораздельно выговаривать»). Одна речевая поза сменяется другой, а это достигается перемещениями языка спереди назад, сверху вниз, движениями губ, маленького язычка, включением голосовых связок и т. д. Редкий знаток говоров С. С. Высотский как-то подсчитал, что язык, совершая артикуляционную работу, перемещается во рту со скоростью курьерского поезда!

При движениях речевых органов воздух, поступающий из легких, то свободно, без преград, проходит через рот, то встречает на своем пути препятствия. Первые артикуляции соответствуют гласным, вторые - согласным.

Именно поэтому известный лингвист В. А. Богородицкий предлагал называть гласные ртораскрывателями, а согласные - ртосмыкателями.

Существует и другое важное различие между гласными и согласными: для согласных всегда можно точно указать, при каком положении языка, губ и других речевых органов образуется звук, иными словами, согласные имеют вполне определенные «артикуляционные адреса». Для гласных это сделать значительно труднее.

Итак, гласные по своим характеристикам принципиально отличаются от согласных. Поэтому и артикуляционная классификация гласных должна строиться на иных основаниях, чем артикуляционная классификация согласных.

В основе классификации гласных - положение важнейшего органа речи - языка.

Мы знаем, что ротовая полость при образовании звуков речи играет роль резонатора. Язык делит этот резонатор на две части. Перемещаясь вперед - назад, вверх - вниз, язык меняет форму и объем двух частей речевого резонатора, что создает разные акустические эффекты, воспринимаемые человеческим слухом как разные гласные.

Для описания различных гласных вводят две характеристики - ряд и подъем.

Горизонтальным смещениям языка соответствует представление о ряде гласных, вертикальные смещения языка связаны с понятием о подъеме гласных. Поэтому каждый гласный может быть отнесен к одному из трех подъемов - верхнему, среднему или нижнему и одновременно к одному из трех рядов - переднему, среднему или заднему. Простейшую артикуляционную классификацию гласных можно видеть на следующей таблице:

Подъем Ряд
передний средний задний
верхний и ы у
средний э ъ о
нижний - а -

Эта таблица лишь в общем виде отражает действительное положение вещей, поскольку как при горизонтальных, так и при вертикальных перемещениях язык не делает резких скачков, движение происходит плавно, поэтому возможны более тонкие градации положения гласных как по ряду, так и по подъему.

Даже в хорошо известном нам русском языке есть такие оттенки гласных, которым не найдется места на нашей упрощенной схеме. Куда бы, например, следовало поместить ударный гласный из слова «пять»? Или безударный гласный из слова «пятак»? Фонетист скажет, что первый гласный - ä - должен быть отнесен к передне-среднему ряду и средне-нижнему подъему, а второй гласный - и e - к тому же передне-среднему ряду, но верхне-среднему подъему. И это еще не самые трудные случаи!

Вот почему Л. В. Щерба предложил в таблице гласных выделять шесть степеней подъема. Однако и такая таблица все же схематична, есть более детальные таблицы.

Следовательно, сказав о гласном, к какому ряду и подъему он принадлежит, мы дадим его основную артикуляционную характеристику. Основную, но не полную. Ведь в артикуляции некоторых гласных участвуют еще и губы, в образование некоторых гласных включается также носовой резонатор.

В русском языке, как и во многих других, гласные заднего ряда являются одновременно и огубленными (лабиализованными). В некоторых языках, например в немецком языке, различаются огубленные и неогубленные гласные переднего ряда (i - ü , е - ö ).

Классическим примером противопоставления ротовых и носовых гласных является французский язык.

Совсем другие основания важны для артикуляционной характеристики согласных. Для их классификации следует учитывать 4 признака: 1) способ образования, 2) место образования, 3) участие голосовых связок и 4) твердость - мягкость согласного.

Согласные - ртосмыкатели, в их образовании непременно участвует преграда в полости рта. Форма преграды может быть различной: язык может полностью преграждать выход воздуха изо рта, образуя смычку с зубами или с нёбом, а может создавать затор, оставляя для выхода воздуха лишь узкую щель. Поэтому все согласные делятся по способу образования на смычные (например: п, т, г ) и щелевые (например: з, х, ф ). Есть и промежуточные звуки, в которых сочетаются признаки как смычных, так и щелевых. Это аффрикаты (ч, ц ).

Итак, способ образования - первый признак в артикуляционной характеристике согласных.

Вторым важным признаком является место образования шумообразующей преграды.

Преграда каждый раз образуется двумя органами - активным речевым органом (языком, нижней губой) и пассивным (верхней губой, нёбом, зубами), к которому прикасается активный орган во время артикуляции.

По активному речевому органу согласные могут быть губными и язычными (передне-, средне- и заднеязычными), по пассивному - губными, зубными, нёбными (передне-, средне- и задненёбными). Третий признак-разделение согласных на звонкие (например: г, ж, б ) и глухие (к, ш, п ). Они могут быть образованы с участием и без участия голоса.

И наконец, в-четвертых, согласные могут быть твердыми и мягкими.

При произношении мягких согласных язык смещается в переднюю часть ротовой полости, одновременно приподнимаясь по направлению к твердому нёбу, при образовании твердых согласных вся масса языка несколько сдвигается назад, приподнимаясь к мягкому нёбу. Различия согласных по твердости - мягкости существенны для русского языка, большинства славянских и некоторых других. Во многих языках, например в немецком, английском, французском, согласные не различаются по твердости - мягкости. Они совсем не похожи на наши мягкие согласные и несколько отличаются от твердых.

Артикуляционная фонетика.

Артикуляционная фонетика изучает анатомо - физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речи производства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего. Звук, с точки зрения артикуляции – это определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии), выдержки и отступа (рекурсии). Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние. В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов речи (язык, губы).

Речевой аппарат, т.е. совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма следует понимать условно.

Весь речевой аппарат лингвистики, т.е. с точки зрения образования звуков речи можно разделить на три части:

Всё, что ниже гортани

Всё, что выше гортани

Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ, называется речевым трактом. Знание артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка.

Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных звуков более сильная воздушная струя встречает на своем пути преграды.

Артикуляционная фонетика изучает анатомофизиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего.Звук (с точки зрения артикуляции) – определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии) и отступа (рекурсии). В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов.

Термин «речевой аппарат», т.е. совокупность органов речи, к которым относятся губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, следует понимать условно. Поэтому весь речевой аппарат лингвистически (т.е. с точки зрения образования звуков в речи) можно разделить на три части:

1. всё, что ниже гортани (дыхательный аппарат, необходимый для образования речевых звуков);

2. гортань (преобразование воздушного потока);



3. всё, что выше гортани (в которых осуществляется артикуляция).

Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ называется речевым трактом.

Значение артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка. Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных более сильная воздушная струя встречает преграды.

В русском языке гласные классифицируются по 3-ём признакам:

1.по ряду – определяется движением языка по горизонтали:

· гласные переднего ряда – и, э

· гласные среднего ряда – ы, а

2.по подъему – движение языка по вертикали:

· нижнего подъема – а

· среднего подъема – э, о

· верхнего подъема – и, ы, у

3.по наличию или отсутствию лабиализации, т.е. по вытягиванию или округлению губ:

· лабиализованные о, у

· нелабиализованные все остальные

Согласные звуки характеризуются по 4-ем основным признакам:

[р] [л] [м] [н] [j]

[р, ] [л, ] [м, ] [н, ]

· шумные

- звонкие [б] [в] [г] [д] [з] [ж] [й]

[б, ] [в, ] [г, ] [д, ] [з, ]

- глухие [п] [т] [к] [с] [х] [ц] [ч]

[п, ] [т, ] [к, ] [с, ]

2. по месту образования:

Согласные:

· губные

Ø губно-губные [б] [п] [м]

[б, ] [п, ] [м, ]

Ø губно-зубные [в] [ф]

[в, ] [ф, ]

· язычные

Ø переднеязычные:

Зубные [д] [т] [з] [с] [л] [н] [ц]

[д, ] [т, ] [з, ] [с, ] [л, ] [н, ] [ц, ]

Небные [ж] [ш] [р] [ч]

[ж, ] [ш, ] [р, ] [ч, ]

Ø среднеязычные [j]

Ø заднеязычные [г] [к] [х]

[г, ] [к, ] [х, ]

3. по способу образования – обусловлен характером преграды, которая встречается на пути воздушной струи (полная смычка органов речи или щель)

· смычные (взрывные) [б] [п] [д] [т] [г] [к]

[б, ] [п, ] [д, ] [т, ] [г, ] [к, ]

При образовании смычных согласных вначале происходит полное смыкание органов произношения, а потом воздушная струя резко размыкает их.

· аффрикаты [ц] [ч]

Согласные звуки, которые образуются путем смыкания органов речи, между которым остается щель и воздух, проходя через эту щель как бы взрывается.

· дрожащие (вибранты) [р]

Образуются при помощи дрожащего кончика языка, который вибрирует при выходе воздушной струи.

· смычно-проходные

Ø боковые [л]

Ø носовые [м] [н]

[м, ] [н, ]

Образуются в результате того, что воздушная струя из-за смычки органов находит другой выход.

· щелевые (фрикативные) [ф] [в] [з] [с] [ж] [ш] [х] [j]

[ф, ] [в, ] [з, ] [с, ] [ж, ] [ш, ] [х, ]

При образовании фрикативных согласных активный орган сближается с пассивным, образуя щель, через которую проходит воздушная струя, щель образуется в результате трения.

4. по отношению к палатализации

Одной из характерных черт русских согласных является признак твердости/мягкости. При произношении мягких согласных кроме основной артикуляции используется дополнительная артикуляция палатализации (j-овая пал.). Для твердых согласных характерна особая артикуляция твердости (веляризация).

Согласные образуют пары по твердости/мягкости.

[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [х]

[б, ] [в, ] [г, ] [д, ] [з, ] [к, ] [л, ] [м, ] [н, ] [п, ] [р, ] [с, ] [т, ] [х, ]

Непарные мягкие:[j] [ч, ] [ш, ]

Непарные твердые:[ж] [ш] [ц]

Тема 1.

Современный русский литературный язык как научная дисциплина.

Фонетика как наука о звуковом строе языка.

Вы начинаете изучать дисциплину «Современный русский литературный язык» - одну из важнейших дисциплин для филолога.

Термин современный русский литературный язык (СРЛЯ) используется в науке лингвистике в двух значениях:

1. объект науки лингвистики;

2. обозначение науки, научной дисциплины.

Современный русский литературный язык как средство общения людей – объект науки лингвистики. Под современным русским языком обычно понимают 1) русский язык от А.С.Пушкина до нашей дней; 2) русский язык от второй половины XX-го века. Русским называется язык общения русских людей, русской нации. Литературный язык – сложное понятие, которые не все исследователи понимают одинаково. Чаще всего под литературным языком понимают язык горожан, имеющих высшее или среднее образование. Внутри литературного языка выделяется такая система как разговорная речь.

Современный русский язык – наука о внутренних законах и нормах русского литературного языка в его современном состоянии. Этот курс закладывает основы знаний лингвистической теории.

Любое слово русского литературного языка можно охарактеризовать со следующих позиций:

1. из каких звуков оно складывается;

2. что оно означает;

3. какие части можно в нем выделить;

4. к какой части речи оно относится;

5. как связано с другими словами в предложении;

6. в какой сфере человеческой деятельности используется.

В зависимости от того какое описание слова стоит в центре внимания ученых курс современного русского языка делится на следующие разделы:

1. Фонетика – предметом изучения является звуковой строй языка.

2. Лексикология - предметом изучения является словарный состав языка и значение слова.

3. Словообразование – предметом изучения является строение слов, правила образования слов.

4. Морфология – предметом являются части речи русского языка.

5. Синтаксис – предмет изучения связи слов в предложении, словосочетании.



Фонетика – раздел языка, в котором изучаются звуковые средства языка. К таким средствам относятся звук речи, фонема, слог, фонетическое слово, синтагма, интонационная конструкция, ударение. Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

К сегментным единицам относятся:

Звук – минимальная неделимая единица языковой системы.

Слог – состоит из нескольких звуков.

Речевой такт – состоит из нескольких слогов.

Фраза – состоит из нескольких речевых тактов.

Сегментные единицы, следуя одна за другой, создают более сложные единицы. Например, звуки создают слоги н о′ г’ и , слоги – слова но′-г’и и т.д.

К суперсегментным единицам относятся ударение и интонация . Интонация создаёт единство фразы, ударение - единство речевого такта.

Фонетика является базовым уровнем для всех остальных уровней языковой системы. Единицы всех остальных уровней состоят из единиц фонетического уровня. Иногда фонетические единицы и единицы других уровней совпадают, но так бывает не всегда и не стоит путать единицы разных уровней.

Вопросы и задания.

1. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Какие два понятия называются «современный русский язык»?

2. Расшифруйте определение следующий составляющие понятия СРЛЯ: современный, русский, литературный.

3. Что изучается в курсе дисциплин «Современный русский язык»?

4. Что изучается в курсе «Фонологическая система современного русского языка»?

4. Заполните таблицу

Сегментные фонетические единицы Суперсегментные фонетические единицы

Тема 2.

Звук речи.

Артикуляция гласных и согласных звуков.

Буквы.

Звуки и буквы.

Вы уже знакомы с буквами русского языка. Буква – это графический знак, обозначение произносимого звука. Буква – это то, что мы пишем. Звук – то, что мы произносим и слышим. Звуков речи гораздо больше, чем букв в русском языке, потому что не все звуки обозначаются буквами. Сравните : ко′т и кота′. Одинаковый ли звук на месте буквы «О» в обоих словах?

Звук и буква не всегда совпадают. Произнесите слова кот и код . Различаются ли они, когда вы их произносите? В обоих словах на конце слова звук /т/, который в одном слове обозначен буквой Д, а в другом буквой Т.

Мы сказали выше, что звук речи мы произносим и слышим. Когда мы произносим звуки, работают органы речи: язык, губы и другие. Работа органов речи – это артикуляция звука. Те характеристики, которые помогают нам различать разные звуки на слух, - это их акустические характеристики.

Итак, звук речи – это минимальная незначимая единица речи, обладающая артикуляционными и акустическими характеристиками.

Артикуляция – это работа, которую совершают органы речи, чтобы получился звук речи. Все органы речи можно разделить на две группы: активные, которые двигаются, когда мы произносим звуки, и пассивные, неподвижные. К активным относятся язык, губы, увула, к пассивным – зубы, альвеолы, твердое нëбо, мягкое нëбо.

В артикуляции выделяют 3 фазы: экскурсия, выдержка и рекурсия. Мы не сразу произносим звук, сначала наши органы речи должны подготовиться к работе – это фаза экскурсии. Органы речи вышли на работу, затем происходит остановка или замедленное движение на месте работы – это фаза выдержки. В конце артикуляции органы речи уходят с работу – это фаза рекурсии. Основная фаза – выдержка, без нее нет звука.

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные звуки. Если воздух свободно проходит через ротовую полость, образуется гласный звук. Если воздух в ротовой полости встречает препятствие – произносится согласный. При образовании гласного голосовые связки, вибрируя, создают тон, при образовании гласного преобладает шум. Наличие тона называется сонорностью.

Классификация звуков по принципу сонорности:

Гласные звуки (а, у, и…) – только тон;

Сонорные согласные (р, л, м, н…) – тон и шум, но преобладает тон;

Шумные звонкие согласные (б, в, д, ж….) – тон и шум, но преобладает шум;

Шумные глухие согласные (п, ф, т, ш…) – только шум.

Задания и упражнения.

Задание 1.

а) Произнесите звук О и звук П. Скажите, какой из звуков можно тянуть.

б) Произнесите звуки О, У и А, И. Скажите, как двигаются губы, когда вы произносите эти звуки.

в) Проследите за артикуляцией звуков П, Ф, К. Какие органы речи задействованы в произнесении этих звуков?

г) Положите руку на горло (там находятся голосовые связки) и произнесите звуки А, Б, П. При артикуляции каких звуков голосовые связки напряжены и вибрируют?


Артикуляционные характеристики согласных звуков

Вы уже знаете, что при образовании согласного в ротовой полости возникает препятствие. Произнесите звуки /п/ и /ф/. Препятствие может образовываться полным смыканием органов речи /п/, либо неполным смыканием с образованием щели /ф/. Смычка и щель – это способ образования преграды. Согласные, образующиеся полным смыканием органов речи, называются смычными. Согласные, артикуляция которых создает щель, – щелевые.

В образовании согласных участвуют разные органы речи. При артикуляции одних (/п/, /б/, /м/) препятствие образуется при помощи губ – это губно-губные. При артикуляции других (/в/, /ф/) щель возникает между губой и зубами – это губно-зубные. Препятствие может образовываться с помощью губ, зубов, языка и неба. Это – место образования преграды. По месту образования согласные делятся на губно-губные, губно-зубные, переднеязычные зубные, переднеязычные передненебные, среднеязычные средненебные, заднеязычные средненебные, заднеязычные задненебные.

Мы уже говорили о понятии сонорность. Наличие/отсутствие сонорности – это соотношение голоса и шума при образовании согласного. По соотношению голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные. Сонорные согласные - /м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й/. Остальные согласные – шумные.

Не все шумные согласные одинаковы: при образовании одних согласных присутствует голос, при образовании других – нет. Это – звонкость или глухость согласного звука. Поэтому шумные согласные делятся на шумные звонкие и шумные глухие. Шумные звонкие: /в, в’, з, з’, ж, ж’, б, б’, д, д’, г, г’, дз, д’ж’, бм, б’м’, дн, д’н’, дл, д’л’/. Шумные глухие: /ф, ф’, с, с’, ш, ш’, х, х’, п, п’, т, т’, к, к’, ц, ц’, ч, ч’, пм, п’м’, тн, т’н’, тл, т’л’/.

Некоторые слова русского языка различаются только твердыми и мягкими согласными: нов, новь, брат, брать. При образовании мягкого (палатализованного) согласного к основной артикуляции присоединяется дополнительная: передняя часть языка приподнимается к твердому небу. При образовании твердого (не палатализованного) согласного дополнительная артикуляция следующая: задняя часть языка приподнимается к мягкому небу. Один согласный в русском языке не твердый и не мягкий – палатальный. Это - /й/, при образовании которого язык приподнимается к средней части неба – это его основная артикуляция, дополнительной нет. Наличие или отсутствие дополнительной артикуляции – это мягкость/твердость согласного

Итак, чтобы охарактеризовать согласный, нужно назвать сонорный он или шумный, его место образования, способ образования, твердый он или мягкий, глухой или звонкий. Например : /кот/ - /к/ - согласный шумный, заднеязычный задненебный, смычный, твердый, глухой. /Т/ - согласный, шумный, переднеязычный зубной, смычный, твердый, глухой.

Итак, к артикуляционным характеристикам согласных относятся:

1. способ образования;

2. место образования;

4. звонкость/глухость;

5. твердость/мягкость.

ДОБАВИТЬ ТАБЛИЦУ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Задание 1.

Скажите, чем различаются следующие слова:

Кот - год, бока – пока, рать – рад, пусть – пуст, бить – вить.

  • 11. Возникновение славянской письменности и основные этапы развития русского письма.
  • 11.1. Возникновение славянской письменности.
  • 11.2. Основные этапы развития русского письма.
  • 12. Графическая система языка: русский и латинский алфавиты.
  • 13. Орфография и её принципы: фонематический, фонетический, традиционный, символический.
  • 14. Основные общественные функции языка.
  • 15. Морфологическая классификация языков: языки изолирующие и аффиксирующие, агглютинативные и флективные, полисинтетические языки.
  • 16. Генеалогическая классификация языков.
  • 17. Индоевропейская семья языков.
  • 18. Славянские языки, их возникновение и место в совеременном мире.
  • 19. Внешние закономерности развития языка. Внутренние законы развития языка.
  • 20. Родство языков и языковые союзы.
  • 21. Искусственные международные языки: история создания, распространения, современное состояние.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 23. Проблема эволюции языка. Синхронический и диахронический подход к изучению языка.
  • 24. Социальные общности и типы языков. Языки живые и мёртвые.
  • 25. Германские языки, их возникновение, место в современном мире.
  • 26. Система гласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции.
  • 28. Система согласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 29. Основные фонетические процессы.
  • 30. Транскрипция и транслитерация как способы искусственной передачи звуков.
  • 31. Понятие о фонеме. Основные функции фонем.
  • 32. Фонетические и исторические чередования.
  • Исторические чередования
  • Фонетические (позиционные) чередования
  • 33. Слово как основная единица языка, его функции и свойства. Соотношение слова и предмета, слова и понятия.
  • 34. Лексическое значение слова, его компоненты и аспекты.
  • 35. Явление синонимии и антонимии в лексике.
  • 36. Явление полисемии и омонимии в лексике.
  • 37. Активная и пассивная лексика.
  • 38. Понятие о морфологической системе языка.
  • 39. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и часть слова.
  • 40. Морфемная структура слова и её своеобразие в разных языках.
  • 41. Грамматические категории, грамматическое значение и грамматическая форма.
  • 42. Способы выражения грамматических значений.
  • 43. Части речи как лексико-грамматические разряды. Семантические, морфологические и другие признаки частей речи.
  • 44. Части речи и члены предложения.
  • 45. Словосочетания и его типы.
  • 46. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица синтаксиса: коммуникативность, предикативность и модальность предложения.
  • 47. Сложное предложение.
  • 48. Литературный язык и язык художественной литературы.
  • 49. Территориальная и социальная дифференциация языка: диалекты, профессиональные языки и жаргоны.
  • 50. Лексикография как наука о словарях и практике их составления. Основные типы лингвистических словарей.
  • 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции.

    При произнесении звука речи органы речи занимают определенное положение, осуществляют те или иные движения. Работа всех произносительных органов речи, совокупность движений активных органов, которые необходимы для образования отдельного звука, называется артикуляцией звука речи . Можно говорить, например, об артикуляции русского гласного [ы], французского носового гласного [о], польского слитного (аффрикативного) согласного и т. д.

    Артикуляция звука речи представляет собой явление сложное. В артикуляции различается три фазы:

    • выдержка и

    Приступ (или экскурсия) - это начальная фаза артикуляции звука речи, при которой органы речи приводятся в положение, необходимое для произнесения данного звука. Например, в начале артикуляции гласного [у] губы размыкаются, округляются и выпячиваются вперед; в начальной фазе артикуляции согласного [в] нижняя губа сближается с верхними зубами и т. д.

    Выдержка - главная фаза артикуляции звука речи - заключается в прекращении (либо замедлении) движения органов речи. В этот момент произнесения звука струя выдыхаемого воздуха преодолевает преграду, образуемую произносительными органами, в результате чего и возникает звук.

    Отступ (или метастаз) - это последняя фаза артикуляции звука речи. В данный момент образования звука органы речи приводятся в исходное положение или же принимают положение, необходимое для произнесения следующего звука.

    Если приступ - это «выход на работу органов речи», то выдержка может рассматриваться как основная их работа по оформлению данного звука, его акустических свойств, а отступ - как «уход речевых органов с работы».

    Совокупность артикуляций звуков того или иного языка называется артикуляционной базой данного языка . Звуковые системы разных языков различаются как в количественном, так и в качественном отношении. Следовательно, различаются и артикуляционные базы языков. «Строение органов речи у всех людей одинаково, но работают эти органы в процессе речи по-разному».

    Овладение отдельными артикуляциями (а значит, и артикуляционной базой) неродного языка нередко вызывает значительные трудности. Так, лица, для которых родным языком является русский, испытывают затруднения в овладении артикуляциями носовых гласных французского, польского и других языков, так называемого европейского, или среднего (по твердости/мягкости), согласного [l], мягких согласных [z] и [s] и др.

    Многие иностранцы с трудом произносят или вообще не в состоянии произнести русский гласный [ы]. Например, в речи француза русское слово быстро обычно звучит как бистро (отсюда французское название небольшого кафе, вернувшееся в русский язык в преобразованном на французский лад виде).

    Гласные и согласные звуки. Если струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость, не встречая на своем пути никаких препятствий, то произносится гласный звук . Если же струя воздуха вынуждена преодолевать тем или иным способом то или иное препятствие, то произносится согласный звук . Гласные звуки состоят из чистого тона; преодоление препятствия всегда создает шум, поэтому согласные - шумные звуки.

    Глухие, звонкие и сонорные согласные. Если согласный звук состоит из одного шума, то это глухой согласный ; таковы русские согласные [п, ф, х, ц, ч, ш, т] и др. Если согласный звук состоит из шума и тона, но шум преобладает, то это звонкий согласный ; таковы русские согласные [б, в, г, ж, д, з] и др. Если же, наоборот, тон преобладает над шумом, то это сонорный согласный звук; таковы русские сонорные [л, м, н, р].

    Дополнительная артикуляция , в отличие от основной, не меняет характерного шума согласного, определяющегося прежде всего местом, характером и способом преодоления преграды. Одним из наиболее распространенных в русском языке видов дополнительной артикуляции является палатализация .

    Палатализация (осреднеязычение, смягчение, среднеязычное сближение). Дополнительный к основной артикуляции согласных подъём средней части языка к твёрдому нёбу (или йотовая артикуляция), резко повышающая характерный тон и шум.

    В истории праславянского языка происходило две палатализации заднеязычных [г, к, х ] - первая («шипящая») и вторая («свистящая»). Первая заключалась в переходе этих заднеязычных перед гласными переднего ряда в шипящие [ж, ч, ш ], а вторая - в свистящие [з, ц, с ]. Отсюда – сохранившиеся до сих пор морфонологические чередования в русском языке: нога - ноженька, рука - рученька, ухо - уши и исчезнувшие: нога - нозе, рука - руце и т.п.