Лучшие соло на гитаре. Лучшие гитарные соло по мнению BroDude

Двадцать лучших соло-гитаристов.

Назвать 20 лучших соло-гитаристов в истории рока оказалось задачей не из лёгких. Назвать три и даже пять труда не составит, но выбирая два десятка нетрудно ошибиться.
При выборе того или иного кандидата я принимал во внимание не только технику и мелодизм, но и место гитариста в истории, уровень проетов, в которых он участвовал и, чем чёрт не шутит, личные качества. Поехали!

20) Эрно Вуоринен (Nightwish)

После дебютного альбома финских пауэр-металлистов, критики окрестили Вуоринена новым Кирком Хэмметом за пронзительный тягучий стиль своих грандиозных соло.
Эрно - идеальный гитарист для любой металлической группы, у него нет слабых мест, разве что склонность к излишнему мелодизму, но кто сказал, что это плохо?

19) Рудольф Шенкер (Scorpions)

Знаменитый брутальный блондин из "скорпов" был прекрасным дополнением на сцене суетливому "живчику" Клаусу Майне. Но, помимо его знаменитых эпатажных поз с гитарой, он прославился и знаменитыми соло, ставшими настоящей классикой: "Steal Loving You", "Send Me An Angel", "Believe In Love" и, конечно же, "Living For Tomorrow".

18) Пол Коссофф (Free)

По признанию многих, Кософф был величайшим "потерянным" гитаристом. Именно он, а не Роджерс был главной звездой в недолгой истории Free, вокруг его яркой гитары вращалось всё их сценическое действо.
Он умер обычной рок-н-ролльной смертью - от передозировки наркотиков, но по слова его коллег и знакомых, его здорово подкосила смерть Джимми Хендрикса. Он был его главным кумиром.

17) Джордж Харрисон (Beatles)

Ну как можно было обойтись без обаятельного скромняги из "Beatles"? Он всегда был в тени Джона и Пола, но на последних альбомах "битлов" его роль стала очень велика. Он вносил в лёгкую и ненавязчивую музыку группы элемент философии, а иногда и вовсе выходил на первый план, как в грандиозной балладе "While My Gitar Gently Weeps".
Ещё ярче он проявил себя в сольной карьере. Его лаконичный, без особых изысков, но при этом красивый стиль игры в таких песнях, как "My Sweet Lord", стал примером для множества групп, исповедующих мелодик-рок.

16) Стив Вай

Самый талантливый и самый знаменитый ученик Джо Сатриани не превзошёл своего учителя в скорости и технике, зато преуспел в эффектности и мелодичности. Музыка Стива более изысканна и многообразна, она явно выходит за рамки обычного творчества гитариста-запильщика. Это и обеспечило ему место в этом списке.

15) Крис Олива (Savatage)

Брат и соратник Джона Оливы долгие годы, вплоть до своей трагической смерти, являлся образующим элементом музыки Savatage. Он всегда склонялся к жёсткому, почти трэшевому звучанию, но и на изысканных прогрессив-гигантах "Streets" и "Gutter Ballet" он нашёл свою нишу "умного" металла. Не случайно, после его смерти, Savatage начали резко терять популярность.

14) Брайан Мэй (Queen)

В музыкальной тусовке Брайана Мэя очень любят, но критики традиционно опасаются применять к нему эпитеты, вроде "великий" и "потрясающий".
Да, за спиной великого Фредди Меркюри, он был практически незаметен, но роль его в группе была более, чем значима. Ведь львиная доля песен Queen начиналась с его яркой гитары; именно благодаря её неповторимому звучанию группа была узнаваемой с первого аккорда.

13) Джон Петруччи (Dream Theater)

В рамках такой демократичной, свободной и многогранной группы, как Dream Theater, нетрудно раскрыть все свои таланты и способности, и Петруччи это удалось сполна.
Его стиль близок Крису Оливе, но ещё более величествен и академичен. Его игра на "Scenes Of Memory" достойна бурных оваций и практически эталонна. Не случайно, в знаменитом проекте "G3" именно он составил компанию Ваю и Сатриани, заменив самого Ингви Мальмстина.

12) Роберт Фрипп (King Crimson)

Фрипп не слишком узнаваем и ярок, но его двенадцатое место - это дань его абсолютному новаторству. Он был первым гитаристом, в чьей игре не присутствовал блюзовый акцент.
Кроме того, он создал один из величайших альбомов рок-альбомов - "In The Court Of The Crimson King" King Crimson.

11) Эрик Клэптон (Yardbyrds, Cream, Blind Fight)

А вот практически полная противоположность Роберту - Эрик Клэптон - человек, имя которого стало синонимом блюз-рока.
Практически любой проект, в котором учавствовал Клэптон, становился популярным. Особенно ярко это проявилось в "Cream", которые за несколько лет своего существования покорили весь мир.

10) Гари Мур

Мур является одним из самых ярких "запильщиков" английского рока. Он обрёл широкую известность благодаря своей мегауспешной сольной карьере, но до того он успел приложить руку к "Black Rose" - одному из лучших альбомов Thin Lizzy.
Мур не слишком изыскан, но всегда ярок и эмоционален, может поэтому его задушевная музыка и обрела такой успех.

9) Пит Таушенд (The Who)

Трудно представить, что такой индивидуал, как Таушенд, гениальность которого доказана и неоспорима, мог стать обычным гитаристом.
Его стиль уникален и неповторим хотя бы потому, что являясь соло-гитаристом, Таушенд не является "запильщиком", его стиль - яркие гитарные всплески, более свойственные ритм-гитаристам.
Его бешеная энергетика, разбивания гитары и сумашедшие прыжки эпохи ранних The Who давно перешли в разряд рок-клише, а его знаменитая мельница - игра на гитаре круговыми движениями прямой рукой - так никому и не поддалась, кроме него.

8) Тони Айоми (Black Sabbath)

Его величество повелитель убийственных риффов всегда был главной частью несущей конструкции Sabbath вне зависимости от того, кто стоял у микрофона: Осборн, Дио, Мартин или кто-то другой.
По сути, Тони и есть "Black Sabbath" - начало и олицетворение всей металлической музыки. А ещё Айоми изобрёл Дум-метал - целое направление, восходящее корнями к его стилю.

7) Карлос Сантана (Santana)

Карлос чем-то схож с Гари Муром - та же эмоциональность, душевность, склонность к мейнстримовуму звучанию. Только добавьте ко всему этому терпкий латиноамериканский привкус.
Сантана один из самых "древних" и почитаемых гитаристов современности. Помимо прочего, он был участником знаменитого вудстокского фестиваля шестьдесят девятого года. мало кто может похвастаться таким творческим долголетием.

6) Эдди Ван Хален (Van Halen)

В разговорах о "Van Halen" традиционно принято раздавать реверансы только Дэвиду Ли Роту, выдающемуся фронтмену, затмить которого было по силам немногим. Но не стоит забывать и об Эдди Ван Халене, которого называли гитаристом "с другой планеты".
Эдди изобрёл собственную технику игры на гитаре - повторить её никому было не под силу. Вдаваться в технические подробности нет смысла - просто послушайте любую песню Van Halen - она будет куда более красноречива.

5) Джимми Хендрикс

Никто не любил свою гитару так, как Хендрикс - все, кто видели его выступления это подтвердят. Он ласкал её, гладил, доводя до экстаза и её и себя. На сцене его лицо выражало блаженство - он занимался любовью с гитарой, а не играл на ней. Может поэтому он мог извлекать из неё звуки, которые непосильно было извлечь ни одному смертному.
Таким был Джимми Хендрикс - крёстный отец и идол любого рок-гитариста.

4) Джимми Пэйдж (Led Zeppelin)

Гитарист, чья техника и стремление к постоянному совершенствованию стали эталонами в мире рока.
Пейдж иногда чересчур увлекался "соляками", но в этом и было очарование Zeppelin. На поздних альбомах он, бывало, валял дурака, но ему всё прощали за одну лишь "Stairway To Heaven". Его знаменитый проигрыш в ней недавно был признан лучшим гитарным соло в истории.
После развала группы, он занимался кучей проектов, но ни с одним из них не снискал себе славы.

3) Кирк Хэммет (Metallica)

Когда этот щуплый скромный парень пришёл на смену харизматичному Дэйву Мастейну (будующему основателю Megadeath), мало кто, помимо Хетфилда и компании, верил в него.
Но Кирк пришёлся ко двору и скоро звучание его гитары стало такой же неотъемлемой частью группы, как вокал Джеймса Хетфилда. В ранней "Металлике", ему приходилось большей частью "скрежетать" и "грохотать", но когда требовалось проявить мелодизм - он показывал себя с лучшей стороны. Чего стоят его соло в знаменитых балладах "Fade To Black" и "Welcome Home".
Деградация группы во второй половине девяностых его не коснулась - он и по-прежнему остаётся одним из лучших гитаристов современности.

2) Дэвид Гилмор (Pink Floyd)

В условиях вечного творческого соперничества с Роджером Уотерсом в Pink Floyd Дэвиду Гилмору было тяжеловато развернуться. И только на двух последних альбомах группы, созданных после ухода Роджера, он "оторвался" на полную катушку.
Дэвид никогда не был великим фронтменом, но концерты Floyd и не предполагали "театра одного актёра". Их потрясающие сценические шоу - вот, что притягивало зрителей. Дэвид никогда не был великим вокалистом - его голос нельзя назвать фантастическим и неповторимым, но в рамках творчества группы, которая делает главную ставку на музыку, это было уместно.
Но Дэвид был и остаётся великим гитаристом. Чистое меланхоличное звучание его "Стратокастера", бенефисом которого стал знаменитый инструментал "Marooned" - наиболее веский довод для тех, кто сомневается в его гениальности.

1) Ритчи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow, Blackmore`s Night)

Король хард-рока, чья власть безгранична, владения обширны, а любовь его народа - вечна и нерушима.
Главные вершинами гитарного мастерства были достигнуты им в Rainbow - группе, которую он создал после суперуспешных Deep Purple. Именно в Rainbow он открыл в себе талант мистификатора: его соло стали медленнее, вдумчивей и несли в себе столько философии, сколько сложно отыскать у кого то ещё. Именно в Rainbow он перестал быть просто "человеком в чёрном", стоящим справа от вокалиста. Теперь во время концертов всё внимание сосредотачивалось на нём и только на нём.
Когда Purple воссоединились он бросил своё детище, но частица Rainbow осталась в их новой музыке, чуть более медленной, чуть менее весёлой, но в гораздо большей степени пропитанной мистицизмом.
Устав от Purple он нашёл тихую гавань со своей обожаемой женой в Blackmore`s Night, проекте, на который постоянно пытаются набросить ярлык поп-музыки, несмотря на то, что по сравнению с теми же современными Purple, он более, чем роковый.
Сложно сказать, будет ли Blackmore`s Night его последним пристанищем, да и так ли это важно? Его игра универсальна, техника невероятна, а чувство музыкального вкуса поистине уникально, так что за его музыкальное будующее можно не беспокоиться. Виват, Ритчи!!!

Эрик Клэптон - единственный музыкант, который трижды был включен в Зал славы рок-н-ролла: в качестве сольного исполнителя и члена рок-групп Cream и The Yardbirds.
Клэптон фигурирует в переизданном журналом в 2011 году Rolling Stone списке величайших гитаристов всех времён на втором месте после Джими Хендрикса. В предыдущей версии списка он занимал четвёртое место после Хендрикса, Дуэйна Оллмэна и Би Би Кинга.
Одним из коронных соло Клэптона стала соло-партия в песне The Beatles «While My Guitar Gently Weeps», для записи которой его пригласил Джордж Харрисон. Неизвестно доподлинно, был ли Харрисон недоволен собственной версией соло, или Клэптон был приглашён с целью разрядить напряжённую обстановку, царившую в группе во время записи Белого альбома (1968). Однако известно точно, что Клэптон и Харрисон были очень близкими друзьями и проводили много времени в одной компании. Позднее уже Клэптон пригласил Харрисона для записи композиции «Badge», которая вошла в альбом Goodbye группы Cream (1969).
Сочинённая Клэптоном в 1970 году баллада «Layla» стала прообразом бесчисленного количества гитарных композиций на романтические темы. Переработанная версия песни была удостоена в 1992 году премии «Грэмми». Журнал «Rolling Stone» включил её в число 30 величайших песен в истории современной музыки, а в аналогичном списке по версии музыкального канала VH1 она заняла 16-е место. Layla - персонаж древнего арабского предания о любви Гаиса, прозванного Меджнуном (Безумцем), к Лэйле. Они не могли быть вместе - так же, как и Клэптон с Патти Бойд (женой Харрисона с 1966 года). Спустя несколько лет, в 1976 году, Бойд развелась c Харрисоном и начала роман с Клэптоном, который позднее женился на ней в 1977 году (развод в 1988). Несмотря на это, Харрисон и Клэптон остались близкими друзьями.
Самым успешным синглом за всю сольную карьеру Клэптона была его кавер-версия «I Shot the Sheriff» Боба Марли, которая возглавила американские чарты в сентябре 1974 года.
В 1979 году Клэптон подарил свою старую гитару (красный Фендер) лондонскому Hard Rock Cafe, с этого началась знаменитая музыкальная коллекция этой всемирной сети ресторанов-баров.
Клэптон играл на записях Роджера Уотерса (The Pros and Cons of Hitch Hiking, 1984), Элтона Джона (Runaway Train, 1992), Стинга (It’s Probably Me, 1992), Шер (Love Can Build a Bridge, 1995) и Пола МакКартни (My Valentine, 2012).
В 1985 году Клэптон закрутил роман с итальянской фотомоделью Лори дель Санто (Lory Del Santo, 1958, мисс Италия-1980), которой посвятил песню «Lady of Verona». У них родился сын Конор (1986-1991), который погиб, случайно выпав с 53-го этажа нью-йоркского небоскрёба. Музыкант более года находился в чудовищной депрессии и посвятил своему погибшему сыну песню «Tears in Heaven», ставшую одной из самых популярных его композиций. Фил Коллинз также написал об этом песню «Since I Lost You» (альбом We Can"t Dance, 1991).
В 1993 году Клэптону присуждены премии «Грэмми» во всех самых престижных номинациях - «альбом года» («MTV Unplugged»), «песня года» («Tears In Heaven») и «запись года» («Tears In Heaven»).
В 2002 году Клэптон женился второй раз на американке Мелии МакЭнери (Melia McEnery, 1977, дизайнер из Огайо). От этого брака родились три дочери - Джули Роуз (2001), Элла Мэй (2003), Софи Белль (2005). Его первый брак с Патти Бойд был бездетным. Также у Клэптона есть внебрачная дочь Рут (1985) от романа с Ивонной Хан Келли, сотрудницей его студии на Антигуа.
В 2004 году Клэптон устроил собственный фестиваль Crossroads Guitar Festival, который был вновь проведён в 2007, 2010 и 2013 годах.
В 2010 году Эрик объявил, что продает свои семьдесят гитар. Вырученные средства 2,15 млн долларов он направил в центр реабилитации наркоманов и алкоголиков на Антигуа. При этом гитарист является одним из основателей этого центра. У музыканта также имеется большая коллекция картин, одна из которых, «Абстрактная живопись (809-4)», написанная художником Герхардом Рихтером, была продана за рекордные 34,2 миллиона долларов на аукционе Сотби.
В прошлом Эрик - запойный алкоголик, но в настоящее время не пьет.
Согласно опросу, проведённому PRS for Music, наиболее эффективно выжимает слёзы из мужчин композиция R.E.M. «Everybody Hurts». На втором месте оказалась песня Эрика Клэптона «Tears in Heaven», третью строку занял Леонард Коэн с композицией «Hallelujah».
Эрик Клэптон был композитором первой, второй, третьей и четвёртой частей фильма «Смертельное оружие».

Просмотрев все свои предыдущие «десятки», я пришел к выводу, что чего-то явно не хватает. И вот, проснувшись одним утром понял, что в некоторых песнях есть крайне важная часть, важнее риффа или даже текста — соло. Поэтому вот, ориентируясь на списки журналов Classic Rock и Guitar World, внося кое-какие свои изменения, представляю вам топовые соляки последних 50-ти лет.

1. Stairway to Heaven (Джимми Пейдж, Led Zeppelin)

«Лестница в небо» стала одной из самых знаменитых песен Led Zeppelin и рок-музыки вообще, а также самой часто проигрываемой композицией на американских радиостанциях. Такому успеху в немалой степени способствовало яркое соло гитариста Джимми Пейджа, по мнению которого, «…в песне кристаллизована самая суть группы. В ней есть всё, и всё самое лучшее нас как коллектива, как творческой единицы…Не знаю, смогу ли я создать ещё что-то подобное. Мне нужно будет ещё тяжело потрудиться, прежде чем я приближусь к такой выразительности, такому блеску…» Если Вы решите стать гитаристом, то вот ваш to-do-list на ближайший год — купить гитару, начать отращивать волосы и разучить соло на 06:15 минуте.

2. Highway Star (Ричи Блэкмор, Deep Purple)

Одна из самых громких, быстрых и известных вещей Deep Purple, раскрашенная незабываемым гитарным соло Ричи Блэкмора на пятой минуте композиции. Песня получила массовое признание после того, как попала на 19 место в списке «100 величайших гитарных соло», составленном авторитетным журналом Guitar World(на него ориентир я и взял). Хотя глупо говорить, что это было первое признание песни — это скорее ее «воскрешение» после давнего релиза.

3. Comfortably Numb (Дэвид Гилмор, Pink Floyd)

Шикарное соло Дэвида Гилмора в песне « Comfortably Numb » . Соло делится на две части — на 02:35 минуте и на 04:32 минуте. Эти две части можно назвать « светлая » и « мрачная » , ибо по характеру исполнения они именно такими и являются. У Дэвида всегда получалось передать необходимое настроение своей гитарой. У него всегда был самый уникальный звук и самые мелодичные соло.

4. All Along The Watchtower, Little Wing (Джимми Хендрикс, The Jimi Hendrix Experience)

Сколько раз я упоминал Джимми, сколько его песен и альбомов было затронуто, сколько о его личности я рассказывал — и опять я попал в этот круг. Так или иначе, одну песню выбрать мне нереально, да и журналы делят эти песни по разному. Поэтому просто скажу, что столь необычных песен в психоделическом роке, возможно, и нету. «All Along» — эталонный кавер, о котором даже автор Боб Дилан с детской восхищенностью отзывался, соло в песне разделено на 4 или 5 частей(кто как выделяет), каждая из которых полностью независима; «Little Wing» — это вообще что-то невообразимое. И без того красивая песня становится еще краше на 01:40 минуте, когда Джимми начинает солировать. Отголоски соло доносятся из 1960-х, когда многотысячная толпа хиппи, закатывая глаза, билась в экстазе под открытым небом на фестивале «Вудсток». Сюда можно было бы добавить еще и «Purple Haze», но три песне на одно место, даже как по мне, слишком жирно.

5. Hotel California (Дон Фелдер, Джо Уолш, The Eagles)

Самая популярная группа Штатов стала еще популярнее в 1976 году, когда вышел альбом «Hotel California», одноименный трек которого просто сносил всем башни. Ей-богу, по сей день слушаю и играю регулярно. Сама песня рассказывает нам о неком отеле, который носит название Калифорния. И если с текстом миллионы заморочек и версий происхождения, то с соло все крайне просто — сыгранное в два «ствола» Уолшем и Фелдером, оно полностью передает настроение песни и не надоедает. Длится две минуты и исполняется по канону только гитарой Gibson EDS-1275(точно так же, как это делает Пейдж в композиции №1 в списке)

6. Freebird (Аллен Коллинз, Гари Россингтон, Lynyrd Skynyrd)

«Свободная птица» заняла 3 строчку в списке «100 лучших гитарных соло» по версии журнала Guitar World, а журналист Amazon.com Лорри Флеминг назвал её «наиболее востребованной песней в истории рок-музыки». Гари Россингтон играл слайд-соло на Gibson SG, используя стеклянную бутылку в качестве в подражание своему кумиру – американскому гитаристу Дуэйну Оллману.

7. Master of Puppets (Кирк Хэммет, Metallica)

Люди, показавшие всему миру, как с помощью «митолла» можно стать мультимиллионерами, всегда умели делать хорошую музыку. А играть божественные соло у них умели все – от гитаристов до басистов. А то, что вытворял господин Бёртон, вообще достойно отдельного описания. Ты скажешь, что всё, что было написано после после 86-го, позорит «металл». Ну, или что они скатились после 91-го. Или даже 96-го. Одна из лучших хеви-метал песен в истории человечества начинается, как и подобает подобным песням, бодро, резко и цепляюще, но мы ведь говорим про соло. А какая хеви-метал песня без славного соло? Тем более, безбожно лажающий нынче Кирк Хеммет тогда на живых выступлениях грешил поменьше. Тем, кто не переносит 8 минут тяжёлой музыки, советуем перемотать на 3:32, когда начинается инструментальная партия, а там уже и соло. Хотя как можно не любить мелодичную, несмотря на свою «тяжесть», основную часть? Если тебе не нравится, то у тебя явно проблемы со слухом.

8. Eruption (Эдди Ван Хален, Van Halen)

Инструментал с дебютного студийного альбома стадионных рокеров Van Halen заложил новые стандарты игры на электрогитаре и положил начало целому поколению гитаристов, использующих уникальный стиль и подход виртуозного Эдди Ван Халена. «Eruption» отлично иллюстрирует мастерство гитариста в тэппинге (техника игры, когда звук извлекается при помощи лёгких ударов по струнам на грифе с использованием правой руки).

9. November Rain (Слэш, Guns N’ Roses)

Цилиндр, солнцезащитные очки, закрывающие лицо волосы, резкая, мелодичная и раскрепощённая манера игры – речь идёт, конечно же, о Слэше, соло которого стало одной из главных изюминок всем известного хита Guns N’Roses. Соло в сей композиции, скорее, дополнение к основной части — это больше пиано-баллада от Эксла.

10. Bohemian Rhapsody (Брайан Мэй, Queen)

Сэр Брайан Мэй и его легендарное соло на 02:35 минуте, служащее своеобразным мостом между «балладной» и «оперной» частями песни. Через два года после выпуска, в 1977 году, песня получила титул «Лучший сингл за последние 25 лет». В 2000 году,по результатам опроса 190 тысяч человек, «Bohemian Rhapsody» была признана лучшей песней тысячелетия.