Что делать и как преодолеть творческий кризис? Кризис, связанный с психическим состоянием творца. Понятие "Творческий кризис."

Творческий кризис английском языке принят термин Writer’s block , писательский блок) - состояние, в котором автор теряет способность создавать новые произведения или переживает творческий спад. Тяжесть состояния варьируется от сложности в придумывании оригинальных идей до многолетней неспособности заниматься работой. На протяжении всей истории творческий кризис много раз подтверждался документально.

Творческому кризису были подвержены такие профессиональные деятели искусств, как Фрэнсис Скотт Фицджеральд , Джозеф Митчелл , художник-карикатурист Чарльз Монро Шульц , британская певица Адель и пр. Исследования по данной теме проводились в конце 1970-х и 1980-х гг. Исследователи фокусировались в основном на творческом кризисе писателей . Состояние впервые было описано в 1947 г. психоаналитиком Эдмундом Берглером .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Zwook-ответ #4: Творческий кризис

    КАК ЗА 4 ШАГА ВЫЙТИ ИЗ ТВОРЧЕСКОГО КРИЗИСА

Субтитры

Причины

Творческий кризис может иметь несколько возможных причин. Иногда это творческие проблемы внутри самого автора. Писателю может не хватать вдохновения , или он может отвлекаться на другие события. Вымышленный пример можно найти в романе Джорджа Оруэлла «Да здравствует фикус! », в котором главный герой Гордон Комсток тщетно пытается закончить эпическую поэму , описывающую один день в Лондоне (пер. В. Домитеевой): «Размах не по плечу, да - не по силам. Собственно поэма не двигалась, за два года налеплена только куча фрагментов, разрозненных и незаконченных.»

Также кризис может возникать из-за внешних неблагоприятных обстоятельств в жизни или карьере писателя: физическая болезнь, депрессия, разрыв отношений, финансовое давление, ощущение провала. Сама необходимость иметь на выходе продукт может способствовать кризису, особенно если автор вынужден работать несвойственным ему образом (то есть под дедлайном или в неподходящем стиле или жанре). Писательский блок может также происходить от страха не соответствовать прежним большим успехам. Писательница Элизабет Гилберт , размышляя над своими перспективами после выпуска бестселлера, предложила освобождаться от такого давления, называя креативных писателей «имеющими» гений, а не «являющихся» гениями.

Высказывалось предположение, что творческий кризис - больше, чем просто психическое явление. В условиях стресса человеческий мозг «переключает управление от коры больших полушарий к лимбической системе » . Лимбическая система связана с инстинктивными процессами, такими, как реакция «бей или беги» , и с поведением, основанном на «глубоко укоренившемся обучении». Ограниченный входной сигнал от коры больших полушарий препятствует творческим процессам, которые заменяются на поведение, связанное с лимбической системой. Человек часто не догадывается об этих изменениях и считает, что он творчески «заблокирован». В своей книге 2004 г. «The Midnight Disease: The Drive to Write, Writer’s Block, and the Creative Brain » (ISBN 978-0-618-23065-5) писатель и невролог Элис Флаэрти утверждала, что литературное творчество является функцией определенных областей головного мозга , и что блок может возникнуть из-за нарушения активности мозга в них.

В статье Лоуренса Оливера «Как преодолеть творческий кризис. В помощь студентам» говорится, что «студентам мало или совсем не советуют, как генерировать идеи и анализировать свои мысли, и обычно они проходят через писательский процесс без корректирующей обратной связи и без руководящего участия преподавателя, который воздерживается от комментариев и критики до оценки конечного результата.» Он говорит, что студенты «учатся писать в процессе письма», и часто чувствуют себя незащищенными и/или парализованными правилами.

Филлис Кёстенбаум в статье «The Secret Climate the Year I Stopped Writing» писала о своём страхе перед писательством, утверждая, что он напрямую был вызван реакцией её преподавателя. Она пишет: «Мне нужно было писать, чтоб чувствовать, но без чувства я не могла писать». В противоположность опыту Кестенбаум, преподавательница писательского мастерства Нэнси Соммерс выражает уверенность, что как не заканчиваются задания, даже когда студенты перестают писать, так не должны заканчиваться и комментарии преподавателей. Она призывает к обоюдному «партнерству», так, чтобы ответы писателей на черновики студентов превратились в беседу.

Джеймс Адамс в своей книге «Conceptual Blockbusting » отмечает, что среди различных причин блока имеются страх риска, «хаос» на стадии обдумывания текста, конфликт рассудительности с генерированием идей, неспособность взращивать идеи или отсутствие мотивации.

Преодоление кризиса

» рассматривает различные стратегии преодоления писательского блока , обращая особенное внимание на работы Роуз, Оливера и Кларк. Джеймс Адамс, так же, как и Рико, обсуждает участие правого полушария в процессе написания текста. Автор книги «Write ON! » («Продолжайте писать! ») Билл Дауни хотя и намеревается основывать свой подход на практических случаях, его концентрация на правополушарных техниках говорит о когнитивно-теоретическом подходе, аналогичном подходу Рико, с более практическими советами для писателей.

Синдром чистого листа

Синдром чистого листа похож на писательский блок, но термин этот не психологический. Данный синдром может случиться с писателем в любой момент, вне зависимости от карьерного успеха. Он может раздражать авторов и часто приводит к долгому промежутку времени, когда они не могут начать ничего нового. Можно практиковать следующие стратегии преодоления этого синдрома: на некоторое время отвлечься от работы, читать книги или принуждать себя насильственно писать что-нибудь, даже не видя в этом смысла. Чтобы избежать синдрома чистого листа, лучше всего иметь чёткое представление, когда садиться писать, и не откладывать письмо на потом, потому что стресс только усугубляет этот синдром.

«Литературный мастер-класс» писателя и сценариста Юргена Вольфа; в ней известные писатели рассказывают о методиках, которые помогли им преодолеть творческий кризис.

Литературный мастер-класс: учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов

Юрген Вольф

Манн, Иванов и Фербер, 2014

Почему не надо бояться творческого кризиса

«Разумнее всего не слишком беспокоиться по поводу периодов творческого бесплодия. Они помогают теме вылежаться и впускают в сюжет реальность повседневной жизни».

Шелли Джексон предполагает, что творческие тупики - вполне нормальная часть процесса создания произведения:

«Я сидела над неоконченным черновиком несколько лет, пока не заподозрила, и притом справедливо, что просто не знала, как его закончить. Когда я снова вернулась к нему, я всё равно этого не знала, однако продолжила и в итоге дописала книгу. Если бы кто-то сразу сказал мне, что я никогда не пойму, как писать романы, я бы сразу продолжала, невзирая на почти полное смятение и сомнения, а дописав черновик, оценила бы написанное и стала бы улучшать книгу».

Родди Дойл - еще один романист с довольно беспечным подходом к работе:

«По-моему, у меня никогда не было творческого кризиса. Если роман движется медленно или крайне неудовлетворительно, я переключаюсь на другую книгу, чтобы вернуться к проблемному месту позже. Я спокойно пишу ерунду с полным пониманием того, что это ерунда и я потом всё исправлю. Часто приходится написать шесть плохих предложений, прежде чем удается дойти до хорошего седьмого. Но ведь сначала нужно написать эти шесть, понять, что они плохие, и догадаться, что седьмое - это то, что нужно. Так что даже неудачные дни полезны».

Временным творческим тупиком сопровождалась работа Элис Манро над всеми ее книгами:

«Бывало, что я писала и думала, что очень продвинулась - написала больше страниц, чем обычно. На следующий день я встаю и понимаю, что больше не хочу работать над этой вещью. Когда мне настолько неохота продолжать, что приходится себя принуждать, я обычно знаю, что что-то идет не так, как надо. Примерно в трех четвертях случаев у меня было так, что я довольно рано ощущала желание бросить этот рассказ. День или два я провожу в тяжелой депрессии, бесцельно слоняясь вокруг, и думаю, не написать ли что-нибудь другое. Всё как в любовном романе: разочарованная и несчастная, ты начинаешь встречаться с новым парнем, который тебе вовсе не нравится, но этого ты пока еще не поняла. Потом вдруг появляется новая идея в оставленном было рассказе: надо посмотреть, подойдет ли она, - но только после того, как я скажу себе: „Нет, здесь всё плохо, забудь об этом“».

Подобные сомнения относительно собственных рассказов были и у Чехова . Он сравнивал их с еще не написанными:

«У меня в голове томятся сюжеты для пяти повестей и двух романов. Один из романов задуман уже давно, так что некоторые из действующих лиц уже устарели, не успев быть написаны. В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды. Всё, что я писал до сих пор, ерунда в сравнении с тем, что я хотел бы написать и что писал бы с восторгом… Мне не нравится, что я имею успех; те сюжеты, которые сидят в голове, досадливо ревнуют к уже написанному; обидно, что чепуха уже сделана, а хорошее валяется в складе, как книжный хлам».

У писателей есть несколько вариантов для практического решения этих вопросов.

Переход к более
крупным вопросам


Пол Остер считает, что творческий тупик может быть признаком того, что стоит рассмотреть более значительные проблемы:

«Нужно величайшее терпение. После многих недель печали и месяцев страдания я открыл для себя, что если писатель зашел в тупик, то обычно это значит, что он не понимает, что, собственно, хочет сказать. Нужно вернуться назад и внимательно рассмотреть свои мотивы, намерения и цели, которых вы намерены достичь. Но главное - не принуждать себя писать дальше только для того, чтобы исписать словами последние листы».

Мозговой штурм тематики

Если сложность в том, что у вас нет идеи для следующей книги, по­пробуйте метод, который применял Филип Рот . Он рассказывал ра­диостанции NPR, как ему пришел в голову сюжет романа «Немезида» об эпидемии полиомиелита:

«Я начал [писать], как часто делаю: [записывал] в желтом блокноте на линованной бумаге все исторические события, свидетелем которых я был и которые я еще не отразил в своих книгах. Когда я дошел до полиомиелита, это стало для меня откровением. Я никогда не думал, что это может стать темой книги. Потом я вспомнил, как он ужасен, смертелен, и подумал: „Хорошо, попробуй написать книгу о полиомиелите…“ Я хотел понять: смогу ли я изобразить то, насколько мы все его боялись?»

Тот же метод Рот использовал для книги «Заговор против Америки», где попытался представить, что было бы, если бы в 1940 году прези­дентские выборы выиграл не Франклин Рузвельт, а Чарльз Линдберг.

Пишите, только если вы верите

Рэй Брэдбери говорил:

«Те, кто заходит в тупик, просто делают то, чего им не следовало бы делать: те, кто пишет сценарии или книги, которые писать не стоило, в конце концов придут к творческому кризису, потому что их подсознание заявит:

„Больше никакого вдохновения!“»

Его мнение характерно для писателя высокого уровня: если пи­шешь о том, что любишь, творческий кризис не наступит.

Полечиться

Испытав проблемы в середине работы над сценарием фильма «Кар­тер побеждает дьявола», Глен Дэвид Голд сделал перерыв на семнад­цать месяцев, чтобы подумать, не является ли написание сценариев симптомом борьбы с незалеченными детскими травмами. Он рас­сказывает:

«Я решил пройти курс лечения, изменить свою жизнь, перейти к другой сцене и вернуться. А потом я решил, что мне нужно удивить самого себя. Я ходил между стеллажами в библиотеке и решил, что помещу на сцену предмет из первой же книжки, которая мне попадется. И это оказалась история гильотины! Это смогло удивить меня, побудить перейти от экспозиции к действию и дорисовать остальной сюжет».

Вести дневник


Доминик Данн советует:

«Думаю, вести дневник - самое лучшее для писателя… Особенно бесценным окажется журнал при творческом тупике. Записывайте туда жалобы самому себе на творческий кризис. Рассказывайте, как плохо вы себя чувствуете, как вы злитесь на то, что вас внезапно оставил талант. Описывайте главу или сцену, на которой вы зашли в тупик: что это за герои и чего вы хотите достичь в данном эпизоде. Пишите об этом. Поверьте, всё начнет налаживаться прямо там, в дневнике».

Преподнести сюрприз

Герберт Уэллс советовал:

«Если у вас трудности с книгой, попробуйте элемент неожиданности: атакуйте ее в тот момент, когда она меньше всего этого ожидает».

С ним соглашался Фрэнсис Скотт Фицджеральд :

«Иногда удается решить особенно сложную задачу, если подойти к ней с самого раннего утра, с самыми свежими силами сознания. У меня так часто это получалось, что я слепо верую в такой подход».

Послушать музыку

Эми Тан говорит:

«Способов много. Один из них - поставить ту же самую музыку, которую я слушала, когда работала над этим раньше. Музыка имеет гипнотический эффект и мобилизует все органы чувств. И я погружаюсь в нужную атмосферу».

Напишите одно
настоящее предложение

Эрнест Хемингуэй так укреплял уверенность в себе:

«Иногда, начиная новый рассказ, я не мог сдвинуться с места и тогда садился перед камином, выжимал мандариновые корки в огонь и наблюдал, как вспыхивают голубыми искрами брызги. Вставал, глядел на парижские крыши и думал: „Не волнуйся. Ты мог писать раньше и теперь напишешь. Надо только написать одну правдивую фразу. Напиши самую правдивую, какую можешь“. В конце концов я записывал одну правдивую фразу и от нее двигался дальше. И это уже было легко, потому что всегда находилась одна правдивая фраза, которую ты знал или видел, или от кого-то слышал. Если я начинал писать замысловато, или к чему-то подводить, или что-то демонстрировать, оказывалось, что эти завитушки или украшения можно отрезать и выбросить и начать с первого правдивого, простого утвердительного предложения».

Заработок умственным трудом становится путем к постепенному развитию автора и тех кто принимает творчество – читает книгу, изучает картину, слушает музыку. Активный поток мыслей формирует рабочий процесс, приносящий автору моральное удовлетворение, признание публики. Но что делать, когда все гениальные идеи пропали и настал творческий кризис.

Что значит творческий кризис?

Временное состояние автора, в котором он теряет способность создавать проекты и есть тот самый кризис. Вдохновение внезапно исчезает, а вместе с ним пропадает . Формулировка, простой и очевидной вчера идеи, становится непосильной задачей сегодня. Творческий человек с успешными проектами в интеллектуальной сфере знает, что такое творческий кризис, и как неожиданно пропадают гениальные идеи из головы. Усердные попытки работать в такой период не принесут ожидаемых результатов, наоборот – разочаруют автора или работодателя.

Творческий кризис - причины


Интеллектуальный застой или кризис творчества, некоторые психологи называют обычной ленью. Но вряд ли человек осознанно захочет вдруг остановиться на определенном этапе работы, если результат негативно повлияет на него в первую очередь. Творчество не знает границ, его нельзя изготовить под заказ. Определить причины такого состояния очень важно.

  1. Усталость. Наступает, если человек полностью концентрирует все силы над работой.
  2. Завершение удачного проекта. Признание успеха и приличный доход расслабляют нервную систему, менее значимая работа становится неинтересной.
  3. Крупные масштабы выполнения работы – неуверенность в силах в начальной стадии проекта и результат – плоды работы, которых следует долго ожидать.
  4. Однообразный образ жизни – размеренный рабочий график, комфортные условия и стабильная оплата притупляют стимул к достижению высоких результатов.
  5. Личные проблемы – здесь у каждого может возникнуть индивидуальная ситуация.
  6. Отсутствие поощрения и необъективная оценка.

Творческий кризис - что делать?

Надо поставить на первое место четкое осознание, что этот период – временное явление, после него настает новая волна активного прилива творчества. Что делать если творческий кризис постиг автора, и какими методами наладить генерацию идей:

  1. Повернутся лицом к природе – выехать на пикник, рыбалку, охоту или просто погулять под звездным небом.
  2. Надо отдохнуть, если нет возможности отложить работу на определенный период - взять выходной. Один день полноценного отдыха способен вернуть вдохновение.
  3. Сменить привычную обстановку, найти новые знакомства - записаться в спортзал, бассейн или курсы кроя и шитья. Заняться каким-то непривычным делом, занять голову новыми мыслями.
  4. Заняться физической нагрузкой – повысить насыщенность крови кислородом, от чего мозг начинает активно работать.
  5. Изменить рацион – подпитать мозговые клетки. Пойдет на пользу употребление: орехов, инжира, банана, клубники, черники, клюквы, ананаса, лимона, авокадо, морковки, лука репчатого, свеклы, шпината, креветок.
  6. Исключить энергетики и стимуляторы. На несколько дней следует отказаться от напитков, содержащих в составе кофеин и алкоголь.
  7. Пообщаться с друзьями, попросить подсказки у авторитетного человека. Он сможет показать неизвестную грань проблемы, после чего наступит момент просветления – творческий процесс возобновится с новой силой.
  8. Совершить ошибку, значит понять, как не надо поступать. Даже провалы ведут к опыту, сидеть, сложа руки и впадать в депрессию не надо.

Сколько длится творческий кризис?

Период, в котором творческий спад посетил автора, может характеризоваться разными промежутками времени. Рабочий процесс может идти полным ходом, но не приносить очевидных результатов, кроме того, эта работа вызовет негативную критику окружающих. Иногда такое состояние может длиться несколько месяцев. Это может стать поводом открыть в себе неизвестные таланты, переключиться на другую сферу деятельности.

Как выйти из творческого кризиса?


Из биографий творческих людей можно понять, что творческий кризис всегда ступень к взлету – переосмысливание творчества и переход на новый уровень. Советы для выхода и кризиса:

  1. Не надо выдавливать идею из мозга, если ее там, в определённый момент, просто нет.
  2. Отказаться от попытки на основе старой раскрученной версии сообразить ошеломительный успех нового проекта.
  3. Полностью переключится и выбросить из головы рабочий процесс – заскучать по любимому делу.
  4. Если умные мысли посещают отдельными частями - записывать на бумаге. Через некоторое время эти короткие фразы могут стать основой работы.

Как преодолеть творческий кризис и поддержать в тонусе – подать мозгу для рассуждения логические вопросы. Занятия умственными упражнениями и решения головоломок помогут проявлять нестандартный подход к очевидным задачам. Иногда, ассоциативное сравнение становится ключом, он легко вернет творческие идеи с новым зарядом энергии. Нива творчества приносит хорошие плоды для тем кто любит на ней трудится.

Вообще творческий кризис или как его еще называют творческий застой, является очень распространенной проблемой, с которой сталкиваются по жизни многие.

Ступор в голове, отсутствие вдохновения, нет потока новых мыслей и идей, потерялась адекватная оценка результатов собственной работы, чувство полной опустошенности – это все явные признаки наличия творческого кризиса у человека.
Если вдруг у человека исчезло вдохновение, а мысли отсутствуют в голове, то нужно не расстраиваться и собраться с мыслями, потому что с этим необходимо бороться.

  • Как побороть творческий кризис

Сама проблема преодоления творческого ступора состоит в его конкретной индивидуальности. Это как в случае борьбы с ленью, для начала нужно понять причину ее возникновения. Необходимо задаться вопросом, по какой причине возник этот застой в творчестве? И когда будут в голове проанализированы причины, по которым возник кризис, тогда человеку будет намного проще с ним справиться.

Основной причиной творческого кризиса можно смело назвать переутомление. В данном случае выйти из этого ступора поможет уменьшение скорости работы или полный отдых. Ведь трудиться совсем без отдыха невозможно или в конечном итоге это приведет к тому, что исчезнет полностью работоспособность, появится усталость и наступит апатия или тяжелейшая депрессия. Когда человек не забывает про свой собственный полноценный отдых и постоянно чередует с ним работу, то снова и снова он возвращается к ней полный бодрости, с зарядом новой энергии и большим энтузиазмом. Также можно пойти в кинотеатр на какой-нибудь вдохновляющий фильм, посетить фотовыставку или сходить в художественную галерею, отдохнуть на пляже или съездить на рыбалку. Одному человеку, чтобы выбраться из творческого кризиса, который возник по причине усталости, нужно просто несколько дней выспаться и побыть с родными и близкими, другому человеку поможет только полноценный длительный отпуск. Все на прямую завит от того, насколько высока степень утомленности.

Фотограф из Швеции по имени Келли Густафсон говорит, что когда у него происходит упадок сил и вдохновение его покидает, то он едет отпуск на две недели. И во время него просто наблюдает за людьми и слушает музыку. Для него это самый лучший способ отвлечься, покинуть рамки своей работы и преодолеть застой в творчестве.

Очень частой причиной возникновения творческого ступора являются личные проблемы: конфликт на работе, домашняя ссора или с любимым человеком, болезнь кого-то из родственников и так далее. Творческого человека любая неприятность может полностью выбить из колеи, потому что он является очень ранимой личностью. Для преодоления творческого застоя необходимо понять, что жизнь полосатая как зебра. И когда-то возникшие неприятности все равно закончатся и все нехорошее быстро забудется. Но лучшим решением здесь все-таки будет сделать все возможное, чтобы исключить воздействие личных причин на процесс творчества. Необходимо принять меры, чтобы тоска перестала быть причиной творческого кризиса, поэтому если с кем-то произошла ссора, не надо себя грызть изнутри, надо просто помириться и все. Если в голове возникло твердое решение расстаться с любимым человеком, то необходимо скорее сжечь все мосты и начать новую жизнь.

Случается так, что творческий застой происходит из-за недостатка информации. Тут существует только один выход – это найти ее. У всех свои способы поиска, запоминания и обработки найденной информации.

Художник, дизайнер из Мичигана по имени Чак Андерсон, часто ищет вдохновение в книжных магазинах. Стопка журналов, книг и чашечка кофе. Еще он иногда берет туда компьютер, но чаще просто перелистывает страницы и смотрит чужие идеи , черпая оттуда многое для себя. Различные издания о музыке, спорте, искусстве, тату, культуре и дизайне – это то, что больше всего любит читать Чак Андерсон. Он перенасыщается количеством полученной информации и это почти всегда выводит его из творческого кризиса.

А вот фрилансер, иллюстратор из Англии, которого зовут Джаспер Гудэл. Он предпочитает в моменты отсутствия вдохновения посещать библиотеку университета и полностью зарывает себя там, в старинных изданиях фото-журналов и географического дизайна, выбирая оттуда лишь те вещи, которые вдохновили его воображение. Затем он идет домой, где распечатывает и вклеивает их в специально созданный альбом для вырезок из различной литературы. И после этого всего у него возникает масса новых идей в голове.

Следующей причиной, по которой возникает творческий застой, является однообразие, как жизни, так и собственных работ. В таком случае срочно нужны новые впечатления. Необходимо расширить свой досуг, полностью поменять ритм жизни и вместе с этим внести что-то новое в свое творчество. Можно, например, взять в работу какой-то необычный проект или поменять конкретно свой рабочий процесс. Различные новшества в свою жизнь можно вносить по-разному: обзавестись новыми знакомыми, сделать дизайн интерьера в квартире и так далее. Надо помнить, что у творческого застоя существует боязнь всего нового.

Если вдруг причиной творческого кризиса стало то, что человек недоволен своей собственной работой, то необходимо переоценить свой труд. Потому что, случается так, что человек беспочвенно критикует свою работу. В таком случае очень тяжело переживать этот кризис именно тем людям, которые бесконечно копаются в себе. Из великих людей к этому были склонны Кафк, Чехов и Достоевский. Но если на самом деле выясняется, что работа определенного человека не достаточно хороша, то надо сделать работу над ошибками и понять, как сделать так, чтобы она стала лучше. Тут стоит обратить внимание на творчество своих коллег, а возможно и даже конкурентов в нужной области знаний и попытаться у них чему-то научиться.

Когда у художника, дизайнера из Миннеаполиса по имени Чад Хаген происходит творческий кризис, он посещает те места, где бы у него возникло желание стать еще лучше. Он обращает внимание на творчество различных людей и этим заводит свой уже имеющийся творческий потенциал. Для него самым лучшим лекарством от такого рода кризиса являются те необыкновенные вещи, которые сделали другие люди. Чад Хаген ходит по музеям, выставкам и галереям, которые вновь пробуждают в нем желание вернуться к своей работе и создать что-нибудь особенное.

Так же творческий кризис может возникнуть из-за работы над крупномасштабным проектом, где на каком-либо этапе работы над ним у человека через край польются эмоции. Это может происходить из-за огромных планов, большого количества различных вариантов воплощения, сплетения нескольких идей, которым нет конца. В данном случае человек пугается масштабности проекта и не понимает, как и с чего начать, потому что мысли все перепутались в голове, а еще и установленные сроки давят на него и не дают ни на секунду расслабиться, вот тут и возникает творческий ступор. Решением данной проблемы может быть только правильное планирование собственного времени и правильная постановка целей. Нужно разобрать свой проект на составные части и определить четкие сроки и время их выполнения, составить список задач, которые необходимо решить в этом проекте. И далее можно двигаться по направлению реализации собственного объекта и, когда будут достигнуты первые успехи, то они и будут вдохновлять на дальнейшую работу.

И еще несколько советов как можно преодолеть творческий застой:

Все хорошо знают, что для достижения или получения положительного результата абсолютно в любом деле необходимо чередовать между собой физический и умственный труд. Если вдруг наступает ощущение того, что грядет творческий кризис надо нагрузить свою голову физически трудной работой – это в такой момент для нее самое лучшее лекарство. Можно посетить тренажерный зал, вскопать родственникам или знакомым огород, в общем одним словом надо попотеть в прямом смысле слова. Ведь творческим людям в особенности полезны физические нагрузки, потому что большую часть своей жизни они проводят в сидячем состоянии.

К примеру, креативщик из Калифорнии, имя которого Джастин Кристмаер, выходит из творческого застоя с помощью довольно длительной пробежки. Он считает, что новые идеи находятся в жире, а, следовательно, если сжечь небольшую часть своего жира, то можно эти идеи освободить и найти им применение. На пробежку Джастин берет с собой мобильный телефон и записывает в него новые, внезапно возникшие идеи.

А вот фотограф из Дании по имени Кит Холтерманд в случае наступления творческого ступора слушает музыку. Он говорит, что неиссякаемый источник вдохновения – это музыка. Она является для него помощником в поднятии расположения духа. Он творил свои работы в момент прослушивания таких потрясающих музыкантов, как Sigur Rós – это его самый любимый, Jonsi and Alex, Air, Dead Can Dance и других.

Писатель и корреспондент еженедельника под названием «Русский репортер», которую зовут Марина Ахмедова, может что-то написать, только после полноценного восьми часового сна и ни минутой меньше, иначе в голове возникает ступор.

Креативный директор Google по имени Джи Ли, в свою очередь, при возникновении творческого кризиса, делает следующее:
Он долго находится в душе и стоит прямо под струей воды, так ему думается совсем по-иному. Джи считает, что вода смывает все старые мысли и возникает чувство обновления себя самого.
Затем он делает уборку и наводит порядок, потому что не может полноценно мыслить, если кругом полный беспорядок.
Если вдруг два вышесказанных варианта не работают, тогда он едет кататься на мотоцикле, полностью забыв о своем проекте.
В итоге, что-нибудь из этого ему помогает.

Дэт Сан, который является художником и иллюстратором из Калифорнии считает, что творческий застой приносит очень неприятные ощущения, по этой причине он старается не допускать его возникновения. Для него существует масса способов, чтобы заставить работать свой мозг. Он, например, смотрит кино или читает книги. А еще Дэту Сану очень помогает встреча с друзьями, которые имеют другие интересы.

Как же выполнять свою работу, не выходя из творческого кризиса:

Если вдруг происходит ощущение внутреннего сопротивления и совсем не хочется работать, то надо заставить себя написать хотя бы одну страничку и взглянуть на результат. Ведь аппетит очень часто приходит именно во время еды.

Когда возникают моменты творческого ступора очень необходимо иметь в наличии заготовки. К примеру, для журналиста это может оказаться неотредактированная или начатая статья или еще какой-то материал, который остался от уже опубликованных статей. Возможно, они не помогут выйти из творческого ступора, но когда нет вдохновения, они обязательно помогут не упасть лицом в грязь перед заказчиками или своим руководством.

В тот момент, когда наступает полное творческое бессилие, надо, ни в коем случае, не бездельничать, и не мучить себя мыслями о том, когда же все это кончится. Необходимо заняться той работой, на которую часто не хватает времени, а именно: разложить все бумаги по полочкам, приобрести нужные канцелярские предметы, почитать специализированную литературу и так далее. Один словом, приготовьтесь полностью к тому моменту, когда вернется вдохновение.

У графического дизайнера из Сан-Франциско по имени Кристофер Симонс, бывает такое, что появляется некая проблема, и он часто знает, как ее решить, но на деле она оказывается чересчур сложной и у него опускаются руки. Преодолеть эту неуверенность ему помогает полное переключение на другой вид работы. Эта работа должна быть простая и не связанная с предыдущей. К такой работе Кристофер относит: уборку в гараже, покраска офисных выключателей и все в таком роде. После этого он возвращается к своей проблеме снова и смотрит на нее уже совсем другими глазами, ведь теперь она кажется ему сущим пустяком.

Для каждого человека творческий застой это целое испытание, для одних оно суровое, а для других так себе. Но надо помнить одно, что при его появлении в жизни, лучше всего обратиться к вышеуказанным способам, чтобы вернуть в нормальное русло весь свой рабочий процесс. Еще эти советы помогут не только справиться с самим творческим кризисом, но и помогут предупредить его возникновение заранее.

Перед тем, как преодолеть творческий кризис, задумайтесь вот над чем. Творческий кризис - вещь очень индивидуальная, поэтому выходы нужно искать только те, которые вам подходят. Вот просто идеи, которые могут на что-нибудь натолкнуть…

Штурмуйте

Мозговой штурм – лучшая тактика, которая сведет творческий кризис на нет. Берем бумагу (компьютер не подходит) и записываем-записываем…Все, что темы касается, все, что темы не касается, все, что вы думаете и не думаете на этот счет…Этим делом занимаемся четверть часа, после чего отвлекаемся на что-то другое. Минут через десять можете пересмотреть все написанное…Либо идея придет сама, либо из этого сора все сложится само.

Также можно назвать три цифры и заглянуть в словарь на страницы с этими номерами. Смотрим на каждой странице каждое четвертое слово снизу и ищем вдохновение здесь. Глупо? А мозг расслабится и позволит вам творить.

Новые впечатления

Вряд ли вы можете колесить по всему миру, меняя впечатления, но ведь можно просто гулять, рассматривать людей и искать закономерности. Новых образов творческий кризис боится просто панически! Попробуйте сходить на непривычную спортивную секцию. Еще можно попробовать каждый день добираться до работы (или даже до привычного магазина) разными дорогами.

Точно также работает смена обстановки: так вы избавитесь от зацикливания и сможете разрушить шаблоны своей работы. Попытайтесь сделать перестановку, отправляйтесь на природу и работайте там. Можете ехать на велосипеде, но важно при поездке о проекте не думать вообще.

Еще один вариант смены обстановки, пусть и не такой позитивный, предлагает писатель Клер Дедерер. Так, можно запереться в дорогом отеле на несколько дней. Попросите обслуживающий персонал не мешать вам совсем и не отдавать ключи даже если вы очень будете просить. Желательно, чтобы гостиница была в какой-нибудь унылой местности. С собой берите все, что бодрит вас, будь то сладкое или кофе, а также книги, которые любите, но не читали больше раза. Ваша задача - написать десять тысяч слов, если вы писатель.У представителей других профессий могут быть и другие задачи.

Попросите помощи у воды

Можете сходить в душ, причем, даже в холодный. Он непременно смоет все, что стало балластом и мешает творить дальше. Можете спросить, как преодолеть творческий кризис у самой Агаты Кристи: королева детектива искала вдохновение …в мытье посуды. Вообще-то, во время этого процесса ей хотелось кого-нибудь убить, но не в этом дело. Этот процесс действительно позволяет выйти из творческого ступора.

Еще один вариант- искупаться. Но не в ванной. Если неподалеку от вас есть холодный водоем – бегом на него и окунайтесь.

Вернитесь в ваше прошлое

А именно – перечитайте старые работы. Можете выбрать самые лучшие. Вдохновение – штука загадочная, возможно, оно и вспомнит механизмы, по которым вы ранее создавали шедевры. Вот для этого нужно создавать и чаще пополнять портфолио.

Не будьте собой

Если у вас ступор, попробуйте представить, что вы – не вы, а кто-то иной. Например, шеф-повар ресторана, сантехник или даже …опоссум. Это поможет под новым углом взглянуть на проблему. Так что, если для преодоления творческого ступора вам нужно встать вверх ногами и ощутить себя опоссумом – сделайте это.

Еще один вариант. Представьте, что создаете текст, программу или рекламу не для людей, а, например, для собак или для инопланетян с Сатурна. Если вы сможете изменить подход, то выйдете и из творческого кризиса.

Слушайте музыку

Желательно без слов, чтобы вас не направляли, о чем думать. Ищите то, что может стать дизайном для слуха. Можете писать или делать наброски, пока играет вдохновляющий трек.

Доработайте или переделайте уже существующие идеи

Также можете спокойно брать чужую идею и именно её довести до ума. Поймите, что все время придумывать что-то новое – невозможно и никто так не умеет.

Это, кстати, может быть связано не только с работой. Отыщите старый рисунок и доведите его до ума. Или найдите свой старый велосипед и доработайте его.

Переключитесь

Не творится? Фрилансеру можно убрать комнату, работающему в офисе – решить несколько организационных вопросов. Так вы и решите давно назревшую бытовую проблему, и отключитесь.

Наслаждайтесь своим кризисом

Это трудно, особенно когда дедлайн уже на носу, но лучше наслаждаться, чем изводить себя. Что можно сделать?

Начать работу над чем угодно. Даже если получится полная ерунда, вы ведь уже начали, а значит, вдохновение о вас вспомнит.

Пишите (рисуйте, создавайте) что-то интересное только для вас. Не за деньги, а себе, любимому. Возможно, именно после этого откроется и второе дыхание.
Попробуйте поменять и метод работы. Например, используйте новые программы или начните писать только левой рукой.
Смиритесь со своим кризисом. Это время нужно использовать для того, чтобы наполнить себя чем-то новым и тем, что использовать можно позже.
А пока поймите, что такие застои бывали даже у великих и они смогли это преодолеть. Так что не сдавайтесь и возможно, вы тоже будете причислены к великим творцам.

И еще один важный момент. Некоторые успешные произведения создавались без особого вдохновения, например, только ради гонорара. И то, что сами авторы переживали кризис и критиковали себя за эту работу, не умаляет достоинств этого произведения. Просто создавайте, а уже поклонники все доскажут за вас.