Элизабет тейлор и ричард бартон фильмы. Великие романы звезд XX века — Элизабет Тейлор и Ричард Бартон. Элизабет Тейлор и Ричард Бартон: когда любовь убивает…

И Ричард Бартон снимались вместе в кино, однако их собственная жизнь была насыщеннее и интереснее любого сценария. Они дважды женились и разводились, разочаровывались друг в друге и снова влюблялись… «Леди Mail.Ru» расскажет эту удивительную историю любви, которую некоторые биографы называют «романом века».

Клеопатра и Марк Антоний

Красавица Элизабет Тейлор всегда пользовалась успехом у мужчин и отвечала им взаимностью. В 1962 году, на момент начала съемок легендарного фильма «Клеопатра», Лиз была замужем уже четыре раза, и все четыре раза неудачно. Как это часто бывает у актеров, роман завязался прямо на съемочной площадке - Тейлор было достаточно один раз поцеловать своего партнера по фильму, исполнявшего роль Марка Антония, чтобы влюбиться… Ричард Бартон в те времена был действительно очень привлекателен. Он не был так известен, как Элизабет, Бартон не столько снимался в кино, сколько играл в театре в Лондоне, так что широкая публика узнала его именно после роли в «Клеопатре».

Роман Ричарда и Элизабет начался на съемках фильма «Клеопатра»

Примечательно, что Лиз и Ричард были знакомы еще задолго до «Клеопатры». Судя по письмам Бартона, он ее запомнил, а вот Тейлор его - нет. Это было в 1951 году, будущие супруги встретились на вечеринке в Голливуде, который молодой актер приехал покорять. Ослепительно красивая Элизабет Тейлор была настолько высокомерна и холодна, что даже не взглянула на какого-то молодого актера из Англии… У нее тогда были знакомства поинтереснее.

«Она была столь красива, что я чуть не расхохотался в голос. Она была потрясающей. Великолепной. Засасывала, как черная дыра. И плевать ей было на меня», - вспоминал Ричард Бартон первую встречу с главной женщиной в своей жизни.

Во время съемок «Клеопатры» Ричард и Элизабет были так увлечены друг другом, что сбежали на несколько дней на виллу в Порто-Сан-Стефано. Конечно, технологиям того времени было далеко до того, что есть сейчас, но папарацци не дремали и в далеком 1962 году. Не прошло и пары дней, как в газетах появилось фото Тейлор и Бартона, самозабвенно целующихся на яхте. Разразился скандал. Еще бы, ведь Лиз была замужней женщиной! В то время она носила на пальце обручальное кольцо, ее мужем был певец Эдди Фишер… Шумиха вокруг этой пары достигла таких масштабов, что он отреагировал на случившееся официальным заявлением, осудив прелюбодеяние со стороны звезды такого масштаба, как Элизабет Тейлор. Но актрисе, судя по всему, тогда было все равно.

В такую женщину, как Тейлор, было сложно не влюбиться

Так в жизни Тейлор назрел четвертый развод, но взамен потере пришла большая любовь. Не прошло и недели после официального развода, как состоялась пятая в жизни Элизабет свадьба - с «Марком Антонием», Ричардом Бартоном.

Любовь и страдания

В середине 1960 годов пара Тейлор - Бартон была настоящим брендом, как сейчас Джоли - Питт или семейство Бекхэмов. Супругов повсюду преследовали папарацци, они снимали целые этажи в самых роскошных отелях, купили личный самолет, устраивали кутежи и вечеринки, на которых собирался весь цвет Голливуда. Словом, Элизабет и Ричард жили на широкую ногу, тихое семейное счастье им и не снилось, и вскоре начались серьезные ссоры.

Стоит отметить, что Бартон, при всей своей безумной любви к жене, еще и очень ей завидовал. Так в 1966 году Лиз снялась в фильме «Кто боится Вирджинии Вульф?», за главную роль в котором ей присудили «Оскара», однако Ричард отговорил любимую ехать на церемонию вручения статуэток, так как знал, в мужской номинации приз достался не ему. И Тейлор уступила… Актриса вообще во многом потакала мужу, закрывала глаза на его пристрастие к алкоголю и расточительство.

Пара Тейлор - Бартон в свое время была настоящим брендом

Терпение Тейлор все-таки лопнуло в 1968 году, когда она не попала в рейтинг 10 самых знаменитых кинозвезд, в котором главенствовала много лет подряд. Лиз считала, что всему виной тот распутный образ жизни, который она вела вместе с Ричардом Бартоном, и его постоянные запои и гулянки, так выматывавшие ее.

После расставания Элизабет и Ричард продолжали любить друг друга, а в своем «прощальном» письме Бартон писал такие слова: «Все, что меня сейчас волнует, - счастлива ли ты, а уж с кем ты - не так важно. Никогда не забывай свои достоинства, не забывай, что твой острый язычок скрывает замечательную и пуританскую леди. Не забывай, что ты, вероятно, величайшая актриса в мире. Я люблю тебя и всегда буду любить. Вернись». Тогда Тейлор не вернулась, хотя и продолжала иногда видеться с бывшим мужем. Например, он мог напиться и начать звонить любимой среди ночи, а она частенько бросала свои дела и мчалась к нему - утешать.

Вторая свадьба

После развода с Ричардом Элизабет не раз пыталась начать жизнь с чистого листа. И ей было ради чего жить - постоянные предложения от режиссеров, трое детей (родных детей у Лиз и Ричарда не было, они удочерили девочку) и, конечно, внимание со стороны мужчин. Однако Бартон никак не уходил из ее жизни, при этом продолжая пить и устраивать вечеринки.

«Возможно, мы слишком сильно любили друг друга, - говорила Элизабет в одном из интервью. - Мы то и дело «залезали друг другу в карман», никогда не разлучаясь. Как мне кажется, это и стало причиной нашего непонимания».

В 1974 году Тейлор заболела и легла в больницу для плановой операции. Рядом с ней был ее новый бойфренд Генри Вайнберг, который дежурил у палаты больной. Узнав о том, что Лиз в больнице, да еще и со своим возлюбленным, Ричард обезумел - он примчался в клинику, устроил там драку с Вайнбергом и потребовал последнего немедленно удалиться, заявив, что только у него, «законного мужа» (видимо, бывших мужей действительно не бывает!) есть право находиться в палате у Лиз.

Однако в новом браке их встретили старые проблемы - Бартон продолжал любить бутылку больше, чем свою жену… Страшные скандалы между супругами возобновились. На одной из пресс-конференций Ричард сказал, что всему виной горячий темперамент их обоих: «Знаете, когда двое вспыльчивых людей обрушивают друг на друга свой гнев, всякое может случиться. К тому же женщины - странные создания. Кто возьмется сказать, что происходит у них в голове?»

«Новые» отношения Тейлор и Бартона продержались всего 16 месяцев, а потом Лиз подала на развод - на этот раз все было тихо, без лишней шумихи, Ричард даже не присутствовал во время расторжения брака…

Ричард Бартон умер в 1984 году, спустя десять лет после расставания со своей главной любовью. До самой смерти он продолжал созваниваться с Лиз, иногда они даже встречались, несмотря на присутствие в жизни обоих других жен и мужей. А сама Тейлор незадолго до того, как уйти из жизни в 2011 году, в одном из интервью сказала: «С первого взгляда в Риме мы всегда были безумно влюблены друг в друга».

15 марта - дата 50-летней годовщины первой свадьбы Элизабет Тейлор и Ричарда Бертона, и повод вспомнить роман одной из самых ярких пар XX века.

Ричард и Элизабет познакомились на съемках фильма "Клеопатра", где между ними сразу завязался бурный роман. Развитию их отношений не помешал тот факт, что оба актера на тот момент были в браке. Свою страсть они проявляли и на площадке - Тейлор играла царицу Египта, а Бертон - ее любовника Марка Антония.

Кадр из фильма "Клеопатра" Не зная о предстоящей встрече на площадке, Элизабет сначала отказывалась от роли, но студия "XX век Фокс" настаивала: о красоте и буйном нраве актрисы ходило не меньше легенд, чем о самой Клеопатре. Тейлор отшутилась, что согласится сниматься лишь за миллион долларов, и в итоге именно эту сумму предложили ей в качестве гонорара. По тем временам это были необычайно огромные деньги - для сравнения Ричард получил "всего" 250 тысяч.

Первую свадьбу актеры сыграли в узком кругу в 1964 году в Монреале, в Канаде. Пара устроила церемонию через 9 дней после того, как Элизабет официально развелась с Эдди Фишером. Невеста была в желтом платье, украшенном изумрудной брошью стоимостью в 150 000 долларов - подарком любящего жениха.

В биографической книге "Как стать звездой в кино: Элизабет Тейлор в Голливуде" Уильям Манн рассказывает о торжественном событии:
В волосы невесты были вплетены римские гиацинты. Она буквально сияла в платье из желтого шифона от Ирэны Шараф, которая шила ей костюмы для "Клеопатры". В одном из интервью Ричард вспоминал их первый брак, рассказывая о том, как безумно он был влюблен в 30-летнюю Элизабет:
Она была невероятно красива! Иногда рядом с ней я так нервничал, что почти смеялся вслух. Она была, как пожар, голод, чума... Она - чистое вдохновение. У нее была невероятно красивая фигура. Бесспорно, она была безупречна!
Вероятно, эта пара была первой, за которой неистово охотились папарацци. Любовные письма Ричарда, написанные в тот период, позже разошлись на цитаты.

В том же году актеры удочерили девочку из Германии, и назвали ее Марией. Пара стала голливудским брендом: им платили высокие гонорары, а они тратили их на роскошную жизнь. Элизабет и Ричард покупали картины Моне, Пикассо, Ван Гога и Рембрандта, вкладывали деньги в недвижимость - на Тенерифе, в Ирландии, Мексике, Англии, Франции. Таблоиды писали, что актеры соревнуются, кто преподнесет второй половинке более роскошный подарок - очередной роллс-ройс или бриллиантовое украшение. Так, Ричард преподнес жене бриллиантовое кольцо за миллион сто тысяч долларов, которое купил на аукционе, обойдя миллиардера Аристотеля Онассиса.

Этот бриллиант должна была носить прекраснейшая в мире женщина. Я не мог допустить, чтобы таковой считалась Джеки Кеннеди или Софи Лорен. Кольцо за миллион долларов, купленное Ричардом Бертоном для Элизабет Тэйлор

Но удача в какой-то момент отвернулась от Элизабет и Ричарда. Их фильмы перестали приносить бешеный коммерческий успех, Бертон снимался везде, где ему предлагали, чтобы поддерживать привычный уровень жизни. В этот момент и начались его проблемы с алкоголем. В итоге, спустя 10 лет брака, актеры развелись в 1974 году.

Элизабет Тейлор и Ричард Бертон с дочкой в 1973 году

Но, как оказалось, ненадолго. Во второй раз Ричарда и Элизабет сочетались браком 10 октября 1975 года в национальном парке Ботсваны в Африке. Церемонию провел представитель из племени Тсвана. Во время разлуки оба актера пытались завести новые романы, но безуспешно - оба продолжали любить друг друга.

Правда, второй брак продержался даже меньше первого: в 1976 году Тейлор и Бертон снова развелись. Если верить журналистам, главной причиной развода Элизабет и Ричарда стали его пристрастие к алкоголю и буйный нрав.

В одном из интервью Элизабет рассказала:
Я люблю Ричарда Бертона каждой клеточкой своего тела, но мы не можем быть вместе. В 1984 году Ричард Бертон умер в домике в Швейцарии от кровоизлияния в мозг. Это стало огромным потрясением для Элизабет, несмотря на то, что на тот момент у нее был новый возлюбленный. Тейлор дожила до 79 лет - актриса скончалась в клинике Лос-Анджелеса от сердечной недостаточности в 2011 году.

Их брак называли «яростным». За развитием их отношений - роман, семья, разводы и примирения - следила вся планета

Такую любовь способны простить даже американцы, если в конце концов она завершается браком, основанным на близости и дружбе, - именно это случилось с Тейлор и Бартоном. Элизабет, описывая мистическую связь между собой и Ричардом, вспоминала полеты на полотнах Шагала: «Однажды на борту корабля, когда Ричард шел ко мне через столовую; или в другой раз на вечеринке, где он очаровал множество людей. В такие мгновения я как бы раздваивалась, словно взлетала вверх, как на картине Шагала, и смотрела на нас, любуясь. А потом меня вдруг охватывал трепет… Будто я увидела его впервые и вновь влюбилась».

РОМАНТИЧНОЕ СУПРУЖЕСТВО

Они хорошо понимали, что их личная жизнь обречена проходить на публике. «Правда в том, - признался Бартон газете «Дейли Миррор», - что мы живем на потеху толпы, которая ждет от нас идиотских поступков. Частенько мы затеваем ссору, просто чтобы попрактиковаться. Я обзываю Элизабет уродиной, а она меня - бездарным сукиным сыном, и это вроде нагоняет на людей страху… Я люблю спорить с Элизабет, если только она не обнаженная…»

Они громогласно называли друг дружку всевозможными глупыми и обидными прозвищами, вроде Толстушка, Пустомеля, Картинка или Удачный Дубль для Элизабет и Фред, Миляга Чарли, Старый Стрелок, Уэльский Пропойца, Рябой Валлиец - для Ричарда. Они обменивались подобными именами на публике. Элизабет узнала, что одна пара специально сняла в отеле «Ридженси» номер прямо под ними, чтобы подслушивать их battles royale (королевские битвы). Говорят, что любопытствующие вставали на стулья, прижимали к потолку пустые стаканы, чтобы лучше слышать. «Что ж, они наслушались вдоволь, - заметила Элизабет, - но беднягам было невдомек, что это были всего-навсего вокальные упражнения».

Бартоны знали уязвимые места друг друга: Ричарду, например, не давало покоя, что доходы Элизабет превышали его собственные, а Тейлор беспокоила собственная склонность к полноте и все увеличивавшаяся тяга Ричарда к спиртному. «Тебе надо вздремнуть, Старый Стрелок, - говорила она. - Ты опять напился. Похоже, перебрал с опохмелкой!» Часто их ссоры становились своеобразной прелюдией к любовным играм или были поддразниванием, театральной игрой - на потеху себе и всем, кто мог их услышать.

За два года, прошедшие после съемок «Клеопатры», они прослыли опасными людьми, их избегали

Теперь Бартоны представляли романтичной и сексуальной супружескую любовь. А ведь за два года, прошедшие после съемок «Клеопатры», они прослыли опасными людьми и снискали столь дурную славу, что их избегали даже старинные приятели. Но после успешных работ все изменилось. «Успех - лучший дезодорант», - говорила Тейлор. Элизабет чувствовала, что отношение к ним стало иным. «Многие начинают понимать, что мы с Ричардом никакие не чудовища. Некоторым, возможно, даже нравится наша честность. А кое-кто начинает подозревать, через какой ад мы прошли…»

Но Тейлор быстро поняла, что бульварную прессу «недозволенная любовь по-прежнему интересовала больше, чем супружеская». Глянцевые журналы жаждали скандала любой ценой, и эту их ненасытность надо было постоянно подпитывать. Даже серьезные издания печатали статьи, вроде «А правда ли Лиз состоит в законном браке?» («Когда Ричард прикасается ко мне, все остальное становится неважно» - это ее собственные слова».) Если же материала для сексуальных откровений не хватало, журналисты смаковали их ссоры («Лиз признается: «Ричард спаивает меня ликером», - вещал «Фотоплей». «Ричард Бартон говорит Лиз: «Я тебя не люблю», - утверждала «Сандей Ивнинг Пост»)…

ВСЕ КАК У ШЕКСПИРА

Экранизация Шекспира «Укрощение строптивой» (для студии «Коламбия Пикчерз») должна была стать первым совместным производством Бартонов. Но, по словам Ричарда, стала вторым. «Первым было наше бракосочетание», - заявил он в интервью журналу «Лайф». Выбор пал на кинорежиссера Франко Дзеффирелли, прославившегося грандиозными постановками роскошных опер, например, «Травиаты» и «Богемы».

Как-то биограф Зигмунда Фрейда уэльсец Эрнст Джонс назвал уэльсцев «евреями Британии», имея в виду их восприятие самих себя как парий и аутсайдеров в Великобритании. «В таком случае, - пошутил по этому поводу один из биографов актрисы, - Бартона можно считать третьим еврейским мужем Тейлор».

Элизабет приняла иудаизм перед свадьбой с Майком Тоддом, но истоки этой веры коренились в ее детстве. «Ребенком во время войны, - вспоминала она, - я строила героические планы: представляла себя еврейкой… мечтала об этом… Когда я вышла замуж за Майка, то сказала ему, что хочу стать иудейкой». После внезапной гибели Тодда Тейлор нашла утешение в иудаизме. «В своих верованиях и чувствах я теперь совершенная еврейка», - напишет она позднее, когда возьмет еврейское имя Элишеба Рахель. Для Элизабет, по сути, гражданки мира, еврейство давало возможность оставаться самой собой, а не просто актрисой, неверной женой и матерью. Для нее это было так же важно, как для Бартона его уэльское происхождение. Это помогало, несмотря на кочевой образ жизни, сохранять свои корни.

Но Бартон посмеивался над ее тягой к еврейству, порой они даже по-настоящему сцеплялись на этой почве. «Мой прадедушка, - рассказывал Бартон журналистам, - был польским евреем по имени Ян Исар, и это была наша фамилия, пока мы не сменили ее на Дженкинс. Правда. Во мне одна восьмая еврейской крови. А вот в Элизабет ее нет ни капли. Я ей так и сказал. Она просто взбесилась». Ранее, во время съемок «Ночи игуаны», в баре Пуэрто-Вальярта Бартон, напившись, объявил: «Я родился евреем. Возможно, я самый старый из истинно древних евреев».

Никакая ты не еврейка, - заявил Ричард Элизабет во время одной из их прилюдных стычек. - Уж если кто и еврей в нашей семье, так это я!

Нет, я еврейка, - ответила она. - А ты не примазывайся!

Но через пару лет, когда Ричард начнет изливать ей душу в интимных письмах, он иногда будет называть ее в шутку «дорогая Шеба» (вариант еврейского имени Тейлор) и Шебес. Как, например, в одном недатированном письме: «Вся моя любовь. Ни о ком не думаю столько, сколько о тебе. Я обожаю тебя, Шебес. Рич».

ДРУЖБА С КЕННЕДИ

В июне Бартоны и Дзеффирелли были приглашены в гости к принцессе Пиньятел-ли, где увидели Роберта и Этель Кеннеди, с которыми встречались во время постановки «Гамлета». Они ужинали в городе и завершили вечер в ночном клубе, а по дороге назад в отель «Эден», где остановились Кеннеди, Бартон и Бобби Кеннеди затеяли поэтическое соревнование, пытаясь перещеголять друг друга в чтении по памяти сонетов Шекспира. В холле отеля Ричард таки выиграл, он запрокинул голову и прорычал 15-й сонет («Когда я созерцаю все живое») с конца на начало, не пропустив ни слога. Элизабет, сияя от гордости, сказала: «Ну не мука ли терпеть такое чудовище?»

Бартон посмеивался над ее тягой к еврейству, порой они даже по-настоящему сцеплялись на этой почве

Бартоны обожали Роберта Кеннеди. Два года спустя, в июне 1968 года, когда сенатор был убит на кухне отеля «Амбассадор» в Лос-Анджелесе сразу после того, как выиграл калифорнийские праймериз по выдвижению кандидата в президенты от Демократической партии, Элизабет заплатила 50 000 долларов за объявление во всю газетную полосу в «Нью-Йорк тайме», в котором призывала ввести ограничение на ношение оружия.

Взгляд любви

Элизабет была ослепительной красавицей. Ее взгляд с молодости до самой смерти покорял миллионы мужчин, буквально сводил их с ума. Из-под прекрасных пышных ресниц смотрели глаза редчайшего фиолетового оттенка. Именно это придавало взгляду особую проникновенность и глубину. А танцы, которыми она активно занималась в детстве, внесли свою лепту в формирование фигуры с изящными изгибами. Актриса всегда понимала силу своей красоты и старалась выгодно ее преподнести.

Пять месяцев, проведенных Бартонами в Риме, на этот раз оказались идиллическими - то благочестивыми, то беспутными, как и сам город. Элизабет и Ричард зачастили в «денежную комнату» Булгари, блиставшую антикварными предметами и серебряными с золотом самоварами, и рассматривали там образцы cryme de la creme, самых сливок, что приберегали для них как для особых клиентов.

Мы с Лиз торжественно договорились, что бросим работать и станем просто наслаждаться жизнью

Однажды вечером после совместного ужина по-крестьянски (сыр, фасоль и vin de pays) в траттории возле церкви Мадонны Божественной любви они услышали прекрасное пение хора мальчиков, доносившееся из церкви. Бартон растроганно записал в дневнике: «Это был один из тех моментов, о которых начинаешь тосковать прежде, чем они закончатся». И снова знакомый рефрен о желании прекратить снимать кино: «Мы с Лиз торжественно договорились, что бросим работать и станем просто наслаждаться жизнью, пусть для нас настанет вечное воскресенье. И это будет правильно. Мы оба страшные лентяи и обожаем бить баклуши».

ДЕТИ И БРАК

Заключительная сцена примирения «Укрощения строптивой», в которой Петруччо представляет всем свою укрощенную жену, была поставлена самим Бартоном, потому что Дзеффирелли отправился в Нью-Йорк готовить спектакль в «Метрополитен-опера». Под руководством Ричарда Элизабет в роли Кэт произнесла речь, восхваляя женскую покорность:

Муж - повелитель твой,

защитник, жизнь,

Глава твоя. В заботах о тебе.

Когда ж она строптива, зла, упряма

И непокорна честной воле мужа,

Ну чем она не дерзостный мятежник,

Предатель властелина своего?

Подобные настроения не слишком совпадают с представлениями современных женщин, но Тейлор искренне верила в правоту этих слов. Дзеффирелли отмечал, что большинство актрис, произнося этот монолог, словно подмигивают публике, а Элизабет «играла, глядя прямо в глаза». Хотя ее собственное поведение и спровоцировало в какой-то мере сексуальную революцию, хотя она сама всегда оставалась более знаменитой, богатой и влиятельной, чем ее мужья, она продолжала мечтать о таком браке, который расхваливала Катарина в финальной сцене «Укрощения строптивой».

После того как монолог был произнесен н камеры отключили, Элизабет оглядела актеров, игравших многочисленных гостей, потом посмотрела на Ричарда. Тот был «глубоко потрясен» тем, как она произнесла текст Шекспира, и сказал: «Хорошо, моя девочка, надеюсь теперь ты воплотишь это все на практике».

«Может, слова это и не мои, но сердцем я с ними согласна», - отвечала Тейлор. В сцене преображения Кэт - Элизабет сопровождает произносимые ею строки нежными взглядами, которые она бросает на детей, играющих с собакой под обеденным столом, потом она многозначительно переводит взгляд на Петруччо, как бы давая ему понять: именно дети делают брак настоящим. Словно хочет сказать: и мы с тобой приведем детей в этот мир. После этого монолога герои наконец-то дарят друг другу долгий проникновенный поцелуй, а потом Петруччо произносит: «Кэт, милая, в постель нам не пора ли?» Словно весь фильм был прелюдией к этому моменту.

Однако в реальной жизни Элизабет и Ричард заключили брак, сознавая, что не смогут зачать четвертого ребенка. В глубине души Тейлор мечтала иметь детей от Ричарда, но ее мечта так и останется неосуществленной. Именно поэтому они так стремились удочерить и воспитать Марию Бартон. Но им хотелось, чтобы у Марии был еще один брат или сестра. Через какое-то время они попытаются усыновить еще одного ребенка. Подруга Тейлор заметила: «Элизабет хотела бы стать такой, как Джозефина Бейкер с ее «радужным племенем». (Известная актриса кабаре усыновила двенадцать сирот разных национальностей.) Любящий взгляд, который она переводит в фильме с разыгравшихся детей на Ричарда, отражает ее истинные чувства и в тот момент - надежды на будущее.

После того как сцена была снята, у Элизабет случился приступ. 6 апреля Бартон записывает в дневнике: «Элизабет было очень плохо из-за этого проклятого кровотечения. Пришлось послать за доктором из Лондона. Я лег спать в отчаянии, и всю ночь мне снились кошмары, будто она умирает». Он не указывает в этом опубликованном дневнике причину кровотечения, но, возможно, это было геморроидальное кровотечение - болезнь, которая еще будет давать о себе знать в последующие годы и потребует нескольких госпитализаций. Размеры потери крови приводили Ричарда в ужас.

Тейлор мечтала иметь детей от Ричарда, но ее мечта осталась неосуществленной

8 апреля он записал: «У Э. очень низкое давление - 90, очевидно, из-за потери крови». И четыре дня спустя: «Э. завтра поедет в больницу на выскабливание. Обедала со мной, такая бледная и слабенькая. По возвращении домой снова началось кровотечение. Доктор Прайс прилетает из Лондона, чтобы поставить ее на ноги. Бедняжка. Я кричал на нее и ругался, что она «хворая» из-за того, что не соблюдает дисциплину, что слишком много пьет. На самом деле я говорил о самом себе, но из страха за нее».

13 апреля. «Зазвонил телефон, и - о радость, радость! - Элизабет сама была на другом конце провода. Операция закончилась, ей еще больно, но она жива и будет жить, чтобы я мог на нее кричать и в дальнейшем».

В тот вечер Бартон закончил работу, смыл грим и принял душ, смешал себе водку с тоником и поехал в больницу. По дороге домой он попросил своего шофера Марио остановиться у собора Святого Петра. Глядя на «эту громаду», Бартон произносил шепотом благодарственную молитву… До первого развода им оставалось семь лет.

(ПО КНИГЕ СЭМА КЭШНЕРА И НЭНСИ ШЕНБЕРГЕР «ЯРОСТНАЯ ЛЮБОВЬ». ИЗДАТЕЛЬСТВО СЛОВО/SLOVO)

Портрет утопающего

Кто б он мог быть,

Человек, что сидит один в углу бара?

Кто б он мог быть

Одинокий, задумавшийся,

Вспоминающий,

Кто б мог он быть?

Сидит понуро.

Лицо изрыто оспинами и морщинами,

Жизнью, полной маленьких трагедий.

Зеркало, висящее внаклон на стене,

С эмблемой пива «Куп и Алсоп»,

Отражает его поредевшие волосы,

Его рыхлые плечи,

Молчаливые, по-обезьяньи волосатые руки.

Что ж это за груз, что согнул

Эти понурые плечи?

Человек один, размыитяет. Думает.

О том, кто б он мог быть.

Или же он снова переживает кошмар

Того, что перестрадал сам и заставил

перестрадать других,

Нарушенное обещание, неверное слово…

Любовь, ненависть, страх и снова любовь

и ненависть

И последний ужасный неотвратимый

гнев Божий.

Слышит ли он молчаливый вой смерти?

Понур, одинок, молчалив.

Этот человек сидит в углу бара.

Одиноко раздумывает,

Кто б он мог быть?

Я поднимаю глаза от пинты горького.

Вижу его в зеркало.

Этот человек - я.

Он был 12 из 13 детей в семье уэльского шахтера, но это не помешало Ричарду Бёртону покинуть окрестности своего городка и получить стипендию в Оксфорде. Обладающий захватывающим голосом, он стал одним из ведущих актёров Великобритании. Многие называли Ричарда Бёртона новым Лоуренсом Оливье, но наибольшую известность ему принесла Элизабет Тейлор, с которой он вступал в брак дважды. В честь 95 лет со дня рождения актёра, предлагаем вам вспомнить самые интересные страницы биографии неподражаемого Ричарда Бёртона.

Ричард Уолтер Дженкинз, известный всему миру как актёр , родился 10 ноября 1925 года в небольшом городке Понтридайфен в Уэльсе. Он стал двенадцатым ребенком в семье с тринадцатью детьми. Их мать умерла, когда Ричарду не было и двух лет. А отец, Ричард Уолтер, был шахтёром и частенько любил уходить в недельные загулы, растрачивая и без того скудный семейный бюджет на выпивку и азартные игры. Приближенные к Бёртону люди утверждают, что однажды Ричард сказал: «Мой отец был очень похож на меня. То есть, он был щербатый, хитрый и умел делать самую великолепную улыбку, когда попадал в беду. Но, помимо этого, он был человеком необычайно красноречивым, ужасно страстный и чертовски жестокий».

Детство Ричарда Бёртона прошло в нищете, и мальчику очень повезло, что на его пути встретился небезразличный к судьбе Ричарда школьный учитель Филипп Бёртон. Многие преподаватели всячески поощряли актерские способности мальчика, но только один всерьез занялся его будущим. Спустя несколько лет именно его фамилию Ричард возьмет в качестве сценического псевдонима.

Разглядев молодой талант в одной из школьных постановок, Филипп Бёртон начал всячески развивать у мальчика любовь к сцене и литературе, в особенности к произведениям Шекспира. По собственной инициативе он провел для Ричарда немало внешкольных уроков, много работал над его произношением и, в итоге, даже смог избавить будущую звезду от валлийского акцента. Также именно Филипп Бёртон помог Ричарду после окончания школы поступить в Оксфордский университет.

Начиная со Второй мировой войны, с 1944 по 1947,служил штурманом в ВВС. Для этого он прошел специальный шестимесячный курс в Оксфордском университете, назначенный для кадетов Королевских военно-воздушных сил.

Окончив военную службу, Бёртон устаивается работать в один из лондонских театров, с которым и заключил свой первый контракт. Но сценический дебют Ричарда Бёртона состоялся гораздо раньше, в 1943 году. Тогда он сыграл одну из главных ролей в пьесе известного в Уэльсе драматурга и режиссера Эмлина Уильямса «Отдых друидов». С его именем связан и первый кино-дебют актёра: фильм «Последние дни Долвина», вышедший в 1949 году, в котором Бёртон сыграл одну из главных ролей, был поставлен по одной из постановок Уильямса.


Ричард Бёртон в фильме «Последние дни Долвина»

Благодаря мягкости и одновременно силе голоса Ричарда Бёртона его театральная карьера стремительно шла ввысь. Помимо успеха многочисленных сценических ролей, благодаря великолепному голосу его часто приглашали на радио читать пьесы, стихи и некоторые учебные программы. Спустя годы эта сторона его деятельности удостоится премии Грэмми в номинации «Лучшая запись для детей» за чтение «Маленького принца».

Настоящую славу Ричарду Бёртону принес его дебют на сцене Мемориального Шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне. Он исполнил роль принца Халя в постановке «Генриха IV». После этого Бёртону стали часто предлагать роли на Бродвее. Первым его американским спектаклем стал «Леди не для сожжения» по пьесе Кристофера Фрая, поставленный Джоном Гилгудом. Этот успех и привлек к Бёртону внимание голливудских продюсеров.

Кеннет Тайт, английский драматург и театральный критик, уже тогда охарактеризовал его актёрский почерк: «Бёртон — это спокойный, до краев наполненный водоем, при этом удивительно глубокий. В двадцать пять лет он в совершенстве владеет паузой, и молчание его необыкновенно красноречиво».


Ричард Бёртон в роли Халя

Первым его фильмом в США стала вышедшая в 1952 году картина режиссера Генри Костера «Моя кузина Рейчел». Главная роль в этой ленте принесла Ричарду Бёртону его первую номинацию на «Оскар», а также победу в номинации «Новая звезда года» по версии Голливудской ассоциации иностранной прессы «Золотой глобус». Тогда же пресса впервые начала сравнивать Бёртона с Лоуренсом Оливье.

Америка сразу полюбила британский шарм актёра, поэтому последовавшие за этим фильмы «Дожди Ранчипура», «Король игроков» и «Александр Великий» увенчались огромным успехом. После заокеанского успеха Бартона начали приглашать и в британский кинематограф. Он сыграл в картинах «Горькая победа», «Жена моряка» и «Оглянись во гневе».

Последний фильм стал одной из лучших ролей в кинокарьере Ричарда Бёртона . Роль Джимма Портера, молодого интеллигента «из низов», очень подошла актеру. Он словно играл себя, рассказывая историю парня, которому пришлось столкнуться со всеми трудностями социальной несправедливости, чужого окружения и безразличия близких.


Ричард Бёртон в фильме «Моя кузина Рейчел»


Ричард Бёртон в фильме «Оглянись во гневе»

Но настоящий талант проявлял только на сцене. Несмотря на то, что актёр много снимался, он никогда не забрасывал театральной карьеры, и играл на сценах, как США, так и Великобритании. В 1960 году за великолепное воплощение роли короля Артура в бродвейской постановке «Камелот» удостоился одной из самых престижных театральных наград — «Тони». Именно это утвердило его положение в качестве всемирной звезды.

Ричард Бёртон в образе короля Артура

На сцене никто не мог сравниться с Бёртоном. Его голос заставлял зрителя не отрывать глаз от сцены ни на секунду. Причем актёр был одинаково хорош как в классических, так и в современных постановках. Когда Джон Гилгуд в 1964 году решил поставить на Бродвее «Гамлета» в современной интерпретации, то ни на минуту не сомневался, кого взять на главную роль. Этот спектакль стал настоящим событием сезона на Бродвее, а для Ричарда Бёртона роль Гамлета была одной из самых знаковых, которые ему когда-либо доводилось играть.

Хотя, к своей актёрской карьере Бёртон относился не очень уж и серьезно. В одном из интервью журналу «Life»он заявил: «Актерское искусство повсеместно рассматривается как ремесло, и я утверждаю, что оно ничем другим и не является, разве что в руках тех немногих, кто всего раз или два в своей жизни поднимает его до уровня чего-то необычного, мистического и глубоко задевающего душу».

Ричард Бёртон в постановке «Гамлета»

Самая яркая страница в биографии Ричарда Бёртона началась в 1961 году на съемках исторической драмы «Клеопатра». Ему выпало играть роль Марка Антония, а блистательная Элизабет Тэйлор сыграла роль царицы Египта. К этому моменту уже 12 лет был женат на актрисе Сибил Уильямс, с которой они растили двух дочерей. Тейлор также состояла в браке со своим четвертым мужем Эдди Фишером. Изначально актёры между собой почти не общались, так как Бёртон был невысокого мнения о своей партнерше, считая её всего лишь очередной красивой куклой. Но один день изменил всё.

22 января 1962 года, когда Бёртон и Тэйлор снимали свою первую сцену близости в «Клеопатре», Ричард явился на съемки с ужасным похмельем. Делать было нечего, работа стоять на месте не могла, так что Лиз, не задумываясь, принесла ему чашку кофе. И, по мнению очевидцев, в этот момент что-то между ними произошло. Долго актёры не могли прийти в себя, а когда всё же опомнились и сыграли сцену, Джозеф Манкевич, режиссер фильма, улыбаясь, задал Тейлор и Бёртону вопрос: «Я вам не мешаю?».


Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра»

Нечего хорошего для съемок этот роман не сулил. В одном из диалогов с продюсером Манкевич заметил: «Я сижу на вулкане… Лиз и Бёртон уже не просто играют Антония и Клеопатру». Роман Тейлор и Бёртона привел к многочисленным скандалам. Актёр еще как-то пытался спасти свой брак, что, впрочем, ему не удалось, несмотря даже на крайнюю покладистость Сибил. Более того, на съемку явился его старший брат, который вступил с Ричардом в драку из-за его аморального поведения. Элизабет Тейлор также трудно переживала их бурный роман. После того как Бёртон отправился к супруге, актрису пришлось срочно госпитализировать после передозировки снотворным.


Ричард Бёртон и Лиз Тейлор в день своей сввадьбы

Их роман продолжился и после съемок. Оба актёра расторгли свои предыдущие браки и в 1964 году поженились в Монреале. и Элизабет Тейлор стали одной из самых знаменитых пар за всю историю Голливуда. Каждое их совместное действие тут же вызывало бурную реакцию прессы. Практически вся их личная жизнь проходила под вспышками фотокамер. Совместных детей у них не было, но после свадьбы пара удочерила 3-летнюю девочку из Германии, они назвали дочь Марией.

Кстати, в 1964 году также выпустил почти автобиографическую книгу «Рождественская история» о жизни в уэльской деревушке во времена Депрессии.

Союз Бёртона и Тейлор был очень плодотворен в творческом плане. Вместе супруги сыграли в таких картинах как «Очень важные персоны», «Кулик», «Укрощение строптивой», «Комедианты» и «Бум!». Но лучшей их совместной работой по праву считается психологическая драма «Кто боится Вирджинии Вульф?», снятая Майком Николсом по одноименной пьесе Эдварда Олби. Но фильм, в котором их герои буквально выворачивают наизнанку казавшийся идеальным брак, повлиял негативно и на реальные отношения Бёртона и Тейлор.


Кадр из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?»

«Я не должен был соглашаться на эту роль, - говорил Бартон. - Именно после нее мне приклеили ярлык типа, который пресмыкается перед своей женушкой».

Впрочем, и на этом их совместная карьера не окончилась. Они вместе сыграли в фильмах: «Доктор Фаустас», «Эммерсмит вышел на волю» и телефильме «Он разводится - Она разводится».


И в июле 1973 года Лиз вдруг заявила: «Ричард и я на некоторое время расстаемся. Может быть, мы слишком любим друг друга... Молитесь за нас!». В 1974 году, после 10 лет брака, и Элизабет Тейлор развелись. Не прошло и года, когда актёры решили вновь связать себя узами брака, но этот их союз был очень коротким и закончился в 1976 году. Спустя годы их отношениям было посвящено множество статей и телепрограмм.

Но этот союз принес Бёртону не только творческие успехи. Жизнь с экстравагантной Лиз Тейлор сильно усугубила пристрастие актёра к алкоголю, и в его разговорах всё чаще проглядывался стыд его профессии. «В этом есть что-то ненатуральное, — утверждал Бёртон, — мазать лицо гримом, надевать средневековые костюмы и декламировать чужие слова. Потому и пьешь, чтобы прошел стыд».


Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор

Впоследствии женился еще дважды. С моделью Сьюзан Хант они прожили до 1982 года. А 1983-м Бёртон женился на гримёрше Салли Хэй, которая и стала его последней спутницей жизни.

Начиная с 70-х карьера Ричарда Бёртона начала понемногу угасать. Хороших предложений становилось всё меньше, поэтому, в погоне за гонорарами, Бёртон брался за любую предложенную ему роль. Впрочем, за это снискал не самую лучшую славу у критиков, которые часто называли его неразборчивым в выборе ролей и иной раз не уделяли должного внимания по-настоящему стоящим актёрским работам. Среди наиболее известных работ этого периода: «Синяя борода», «Вояж», «Изгоняющий дьявола 2: Еретик», «Отпущение грехов», «Прикосновение медузы», «Колдовская любовь» и «Вагнер».


Ричард Бёртон в фильме «1984»

Самой яркой в ряду последних работ стала психологическая драма «Эквус», снятая Сиднеем Люметом, и экранизация романа Джорджа Оруэлла «1984», в которой Бёртон сыграл О’Брайена. Этот фильм стал последним в фильмографии Ричарда Бёртона . Актёр скончался 5 августа 1984 года в своем доме в Женеве. Он умер во сне от кровоизлияния в мозг.

7 раз киноакадемия доминировала его на «Оскар», но так и остался без этой награды. На одном из вручений Джон Уэйн, только что получивший статуэтку, сделал вид, что бросает её Бёртону со словами: «Это ты заслужил статуэтку». был неподражаем на сцене, но добиться такого же успеха на экране ему не позволила лишь собственная самоуверенность. Актёр сыграл немало великолепных ролей, но слава Элизабет Тейлор, с которой он дважды вступал в брак, затмила как самого Бёртона, так и всю его жизнь.

16 октября 2010, 22:10

Известная голливудская актриса Элизабет Тейлор недавно обнародовала последние любовные письма легендарного актера Ричарда Бартона, ушедшего из жизни в 1984. Пара дважды заключала брак друг с другом, но их отношения всегда оставались страстными.
Чтобы написать свою книгу Сэм Кешнер и Нэнси Шонеберг ознакомились с 40 ранее не публиковавшимися любовными письмами, в которых рассказывается о продолжительных и шумных голливудских романах прошлых лет. Роман Элизабет Тейлор и Ричарда Бартон часто называют романом века. Его характерными чертами являются расточительство, пьянство, распутство, невероятные драгоценности и страстная любовь, которая околдовала мир в течение 16 лет, пока они были вместе. Когда пара снова воссоединились, Элизабет была на вершине популярности, в то время как Ричард был назван приемником сэра Лоурентса Оливера на лондонской сцене. Все началось со сцены поцелуя во время съемок «Клеопатры», они продолжали целоваться, даже после того, как режиссер сказал снято. После этого они стали неразлучны.
На момент их встречи Тейлор уже заработала миллион долларов за роль Клеопатры и четырежды была замужем. От второго мужа, Майкла Вилдинга, у нее уже было два сына Майкл (на фото с Элизабет) и Кристофер (справа на переднем плане), от третьего мужа Майкла Тода у нее была дочь Элизабет, известная как Лиза (нет в кадре). Когда начались их отношения, оба актера были не свободны. Бартон состоял в браке со своей женой Сибил Вильям, уроженкой Уэльса, а Элизабет была замужем за ее четвертым мужем Эдди Фишером, которого, по ее словам, она украла у американских поклонниц. На глазах у всех парочка совершала прогулку на яхте, в то время как папарацци фиксировали каждый момент. Влюбленные привлекли внимание общественности после скандального снимка, на котором они нежатся на корабле у итальянского острова Искья.
В своей книге, Кешнер и Шонебер изучили язык любви, который актёры использовали в письмах друг к другу. В одном из своих первых писем Бартон написал своей возлюбленной: «Меня возбуждает твой запах…округлый живот, и нежная внутренняя поверхность бедер, зад как у младенца, губы, несколько агрессивный огонек в глазах, когда ты сильно возбуждена, когда ты вместе со своим уэльским любовником».
Тейлор и Бартон ускользали и занимались любовью, где только это было возможно. Она сказала о его гипнотическом очаровании: “Только представьте, что Ричард Бартон шепчет вам что-то на ухо, пока вы занимаетесь любовью. Сразу улетучиваются все проблемы и неприятности”.
Через 6 дней после развода с актрисы Эдди Фишером, Тейлор и Бартон поженились в Ритц-Карлтоне, в Монреале. Желтое шифоновое платье невесты было дополнено изумрудно-алмазной брошью, которую Бартон подарил ей на ее 32-й день рождения.
Полностью безнадежно влюбленный Бартон написал: “В моей бедной и причиняющей только страдания юности, я мечтал только о такой женщине. И теперь, когда время от времени мечта возвращается ко мне, я протягиваю руку и понимаю, что она здесь рядом со мной. Если вы не встретили или не знали ее, вы очень много потеряли в своей жизни”.
Возрастал накал страстей, и были веские доказательства, к которым можно причислить пристрастие к алкоголю и измены. В одном из писем Бартон написал: «Я знаю, что иногда я ужасный лгун, но, пожалуйста, поверь, что я некогда не предавал тебя ни в словах, ни в поступках. Я слишком сильно тебя люблю».
Тейлор в Нью-Йорке празднует свой 32 день рождения вместе с Бартоном, который в то время играет главную роль в бродвейском спектакле «Гамлет» режиссера Джона Глифельда. На торте написано: «Нашему Талисману, лидеру нашей команды, любви и с днем рождения. –Коллеги». За время их брака Тейлор и Бартон снялись вместе в нескольких известных фильмах. За игру в фильме «Кто боится Вирджинии Вульф» Элизабет получила свой второй Оскар, а Ричард был номинирован на эту кинопремию в шестой раз. Роли, которые они играли на экране, часто отражали их реальные отношения.
После развода в июне 1974 года пара помирилась и 16 месяцев спустя снова тайно поженились в национальном парке Чобе в Ботсване.
Их второй брак был намного короче первого, и пара рассталась меньше, чем через год после регистрации брака. Хотя они оставались хорошими друзьями, вплоть до смерти Бартона в 1984 году. Сегодня, спустя много лет Тейлор хочет, чтобы мир знал, какое место Бартон занимает в ее сердце: «С первого взгляда в Риме, мы всегда были безумно и сильно влюблены друг в друга».