"Ночь чудес и юмора". Рождественские литературные зарисовки Н. Гоголя. "Картины народной жизни и природы в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Прочёл "Вечера близ Диканьки", они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужден-ная, без жеманства, без чопорности.
А местами такая поэзия! Какая чувственность!
А.С.Пушкин.

Цели: дать учащимся представление о страницах жизни Н.В.Гоголя, о неповторимом национальном колорите повести "Ночь перед Рождеством", развивать речь учащихся, воображение; воспитывать любовь к Родине, природе, уважение к национальным традициям, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование:

  • мультимедиаппаратура,
  • интерактивная доска,
  • видеофильм,
  • учебник литературы для 6 класса "Год после детства" и рабочая тетрадь под редакцией Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой,
  • СD-диск с оперой Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством".

Ход урока

I. Чтение эпиграфа.

Эту высокую оценку получил сборник повестей под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки" неведомого в Санкт-Петурбурге "пасичника Рудого Панько". Под этим именем скрывался молодой писатель Н.В.Гоголь. Сборник принёс начинающему писателю славу.

II. Компьютерная презентация о Н.В.Гоголе.

Детство писателя.

Годы учебы в гимназии.

Петербург.

Выход в свет "Вечеров:"

III. Беседа.

В 2009 году исполняется 200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя. Первое апреля - день рождения писателя и день смеха. Может это не случайно. Гоголь любил посмеяться и над собой, и над окружающими, и над своими героями. Недаром на страницах его произведений мы встречаем яркие, веселые эпизоды.

Где родился писатель?

На Украине, которую в те времена еще называли Малороссией. Этот край воспел в своих повестях Н.В.Гоголь.

Выразительное чтение отрывка из повести "Сорочинская ярмарка" со слов "Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!" до слов "Как полно сладострастия и неги малороссийское лето!"

Каждое слово пронизано любовью к Родине. Природа родного края и народные украинские легенды и предания, рассказанные долгими зимними вечерами бабушкой, вдохновили писателя на создание сборника повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Познакомимся с историей создания повести "Ночь перед Рождеством" (задание I.1 стр11 в рабочей тетради).

Как вы поняли выражение "порядочно обработать"?

Талантливый писатель, Гоголь сумел соединить народные предания и свою авторскую фантазию. "Картины народной жизни и родной природы в повести "Ночь перед Рождеством" - тема нашего урока.

IV. Анализ текста.

1. Проверка домашнего задания.

Вы прочитали повесть "Ночь перед Рождеством".

Понравилась вам повесть?

Какие эпизоды вам запомнились и почему?

Какой интонацией пронизано произведение? (В повести много веселых, ярких эпизодов).

Перечисли известные тебе обряды, поверья, связанные с Рождественской ночью (Задание I.2 страница 11 в рабочей тетради).

(Колядование, угощение ряженых кутьей, проделки нечистой силы (ведьмы, черта)).

2. Словарная работа.

Какие слова вы не сразу поняли? Давайте вместе выясним их значение и заполним кроссворд.

По горизонтали:

  1. Праздничный обряд накануне Рождества.
  2. Каша с изюмом, подаваемая накануне Рождества.
  3. Шапка с ушами.
  4. Вид женской обуви.

По вертикали:

  1. Клецки.
  2. Трубка.
  3. Парень.
  4. Девушка.

3. Чтение и анализ эпизодов.

Перечитайте вслух те эпизоды, в которых описывается колядование. Что значит "колядовать"? (В сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) проходит праздничный обряд колядование. Ряженые парубки и дивчины ходили по деревне и пели колядки - короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те угощали их кутьей. И чем обильнее было угощение, тем сытнее должен быть будущий год.)

А теперь послушайте фрагмент оперы Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством". Как вы думаете, сумел ли композитор передать национальный колорит праздника?

Вспомните, какое условие поставила Оксана кузнецу, согласившись выйти за него замуж?

Почему из всех желаний хуторян на Рождество сбылось самое трудное для исполнения желание Вакулы - достать царицыны черевички и добиться любви Оксаны? Запиши ответ. Задание 4 стр.12 в рабочей тетради. (На протяжении всей повести Гоголь посрамляет гордыню, высокомерие, чревоугодие, а вознаграждает трудолюбие, веру, верность, целомудрие.)

Посмотрите фрагмент фильма о встрече Вакулы с запорожцами.

Сумел ли Гоголь придать героям какие-либо национальные черты?

Какова манера их речи?

Как автор относится к своим героям? (Фольклорные традиции проявляются и в портретах и в характерах героев. Высокие стройные фигуры парубков, одежда, разукрашенная красным и зеленым, вышивка на рубашке в духе народных традиций. Речь героев поэтична, в ней много образных выражений, у нее народно-песенный склад).

Поистине красив и богат наш русский язык! В нём так много слов, с помощью которых Гоголь передаёт не только цвета, но и звуки, даже запахи украинской ночи. Пейзаж становится средством выражения настроения автора, его состояния души.

Прочитайте вслух описание ночи перед Рождеством

Какой цвет в пейзаже доминирует? Какую обстановку создаёт этот цвет?

Какие изобразительно-выразительные средства использует Гоголь для описания ночи? (эпитеты, сравнения, олицетворения)

(Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника - Рождения Иисуса Христа. В сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) проходит праздничный обряд колядование. Но вместе с тем в эту ночь злые силы - черт, ведьма - ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить зло.)

V. Домашнее задание.

Выполните задание III.1 из рабочей тетради.

Задание II.4: Действие в повести разворачивается как в вертепе, народном театре. Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной. Какую роль выбрал бы для себя?

Задание II.5: Мистическое, фантастическое в изображении Гоголя совсем не страшное, а скорее смешное. Понаблюдай над тем, как писатель изображает ведьму, черта.

VI. Подведение итогов урока.

Подводя итог урока, хочется вспомнить слова В.Г.Белинского: "Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их".

Существенную часть в творчестве Гоголя составляют описания природы. Обыкновенно Гоголь идеализирует природу Малороссии. Этого не следует понимать в том смысле, что он изображает ее чертами, в действительности ей не свойственными. Природа Малороссии на самом деле такова, какой ее изображает Гоголь, но только он рисует по преимуществу одни положительные, светлые черты, старательно затушевывая отрицательные, хотя они тоже заключаются в украинской природе.

Первый рассказ «Вечеров», «Сорочинская ярмарка», начинается великолепным описанием летнего дня в Малороссии. «Как упоителен, как раскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы когда полдень блещет в тишине и голубой, неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих.

На нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи.

Лениво и бездушно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото.

Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стоги сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало — река, в зеленых, гордо поднятых рамах … как полно сладострастия и неги малороссийское лето».

В приведенном описании бросается в глаза явная идеализация украинской при роды. Автор своим восклицанием как бы хотел выразить, что в летнем дне Украины ничего другого нет, кроме упоения и роскоши. Однако он упустил из виду то множество мух, комаров и оводов, которое так характерно для летнего дня всей России и Малороссии.

Эти насекомые, как известно, носятся целыми стаями, жалят не только животных, но и людей, так что летний день теряет значительно в своей упоительности и роскоши. Человек избегает показываться наружу днем и ждет с нетерпением вечерней прохлады. Гоголь, правда, упоминает о насекомых, но он переносит их только на огороды и при этом опять-таки идеализирует, говоря, что «изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами … ».

Совершенно упустил Гоголь В этом же описании и убийственный зной малороссийского летнего дня, который так расслабляет человека, ту страшную жажду, которую он вызывает у живых существ и вследствие чего впечатление получается не столь упоительное.

Далее автор в описании упускает из виду такую характерную сторону летнего дня, как пыль, которая тучами носится в воздухе, засыпает глаза, рот и уши и не дает ни человеку, ни животному свободно дышать и двигаться. Одного этого достаточно бы было, чтобы летний день потерял в описании добрую половину своей роскоши.

Автор, упоминая о пыли, значительно смягчил ужас представления о ней своим добродушным юмором. «Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брел, в чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хозяин.

Ленивою рукою обтирал он катившийся градом пот со смуглого лица и даже капавший с длинных усов, напудренных тем неумолимым парикмахером, который без зову является и к красавице, и к уроду, и насильно пудрит несколько тысяч уже лет весь род человеческий».

Шутливым сравнением пыли с пудрой Гоголь невольно достигает того, что представление об ужасной пыли несколько сглаживается.

Эти патетические пассажи еще раз подчеркивают общую светлую тональность, свойственную повестям «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Конечно, можно найти в них и трагические ситуации, и образы мрачной природы. Но даже в страшных повестях («Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть») обнаруживается больше поэзии красоты, чем трагизма.

Белинский считал одним из главных достоинств повестей Гоголя их лиризм: «Описывает ли он юную красоту — сколько упоения, восторга в его описании! Описывает ли он красоту своей родной, своей возлюбленной Малороссии — это сын, ласкающийся к обожаемой матери! Помните ли вы его описание безбрежных степей днепровских? Какая широкая размашистая кисть! Какой разгул чувства! Какая роскошь и простота в этом описании! Черт вас возьми, степи, как вы хороши у Гоголя!»- восклицает великий критик.

В «Вечерах» картины природы и веселой народной жизни, за которой пока не видно трудов и лишений, поражают своим красноречием.

Например, как нежно и страстно описывает автор украинскую ночь. «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее: с середины неба глядит месяц; необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее; горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий.

Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и спокойны эти пруды; холод и мрак вод их, угрюмо заключён в темно-зеленые стены садов.

Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник, ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А на душе и необъятно и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!

И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья; и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба. Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще более, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие стены их. Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят. Где-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин».

В описании вечных красот природы Гоголь является сыном юга, с любовью наслаждающимся ими.

В первой части «Вечеров» талант Гоголя, как живописателя природы, проявлялся с особенным блеском в «Майской ночи», во второй – в «Ночи перед Рождеством».

В «Майской ночи» невыразимое обаяние чувствуется в двух-трех предложениях, рисующих негу весеннего вечера. «Было то время, когда, утомленные дневными трудами и заботами, парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с унынием. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая все в неопределенность и даль». Здесь описание природы находится в прекрасной гармонии с внутренним миром человека.

Особенного совершенства достигает Гоголь в «Ночи перед Рождеством», где перед глазами ночь, дышится здоровым морозным воздухом и чувствуется во всех жилах веселье и бодрость.

«Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки, на шалости сам лукавый подталкивает сзади». Все это действительно как будто «живет и движется перед нами».
При изображении картин природы в «Вечерах» особенно ярко проявляется лирическое настроение Гоголя. Его знаменитые описания украинской ночи («Майская ночь») или Днепра («Страшная месть»), эти чудные картины, невольно поднимаются над землею подобно неуловимому идеалу.

Вот летний день. Неизмеримый голубой океан, который сладострастно сжимает в своих объятиях влюбленную землю; а на земле недвижно стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают на них целые живописные массы листьев: куда достигнут они, там прыщет золото; куда не проникнут, там лежит темная как ночь тень … Какие краски и какие контрасты!

А вот летняя ночь. Необъятный небесный свод, он горит и дышит; в этом необъятном своде движется океан благоуханий; под ним лежит земля, вся в серебряном свете, а на этом громадном море серебряного света лежит огромная тень полных мрака лесов … Какие могучие штрихи!

Или вот величественный Днепр. Днем это голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реющая по зеленому миру; никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в середину этого необъятного зеркала. Ночью это бесконечное темное лоно, в котором отдались разом все звезды, осыпавшиеся с Божьей ризы. В бурю это — водяные холмы, ударяющиеся о прибрежные горы, над которыми, горами же по нему ходят черные тучи …

А вот, наконец, гоголевская степь. Это опять зелено-золотой океан, по нем брызнули миллионы разных цветов, а над ним — тысячи птичьих голосов.

Читая эти описания, не столько видишь самые картины, сколько переживаешь какое-то чудное настроение. И невольно хочется воскликнуть, как восклицает Гоголь в одном из этих описаний («Майская ночь»): «А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно встают в ее глубине» …

Но картины природы у Гоголя не только величественны: они еще и живы. Все его громадные силуэты живут самой полной жизнью. Необъятный небесный свод горит и дышит, земля нежится в его объятиях, леса толпятся к зеркалу Днепра и любуются своим светлым зраком; даже необъятный простор Руси глядит на поэта полными ожидания очами!

Иногда эти живые силуэты принимают самый фантастический вид. «Любо глянуть с середины Днепра», говорил Гоголь («Страшная месть»), «на высокие горы, на широкие луга, на зеленые леса!

Горы те — не горы: подошвы у них нет; внизу их, как и вверху, острая вершина, и под ними и над ними высокое небо. Те леса, что стоят на холмах, не леса: то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда. Под нею в воде моется борода, и под бородою и над волосами высокое небо.

Те луга — не луга: то зеленый пояс, перепоясавший по середине круглое небо; и в верхней половине прогуливается месяц». Сколько тут величественной, мифологической фантазии!

Подобные описания показывают: Гоголь любил свою родную природу и созерцал ее с благоговейным восторгом и настоящим энтузиазмом влюбленного, для которого нет в любимом предмете ни контуров, ни деталей, а есть только один полный обаяния и отторгнутый от земли образ. Восторженное настроение поэта создавало идеальный образ, а романтизм давал этому образу соответствующую форму.

Природа в творчестве Гоголя

4.3 (86.67%) 9 votes

найдите описание природы в повести. Какие литературные приемы делают их краше и таинственнее? Ночь перед рождеством

Ответы:

Гоголь написал повесть Ночь перед Рождеством,где описывается прекрасные пейзажи. Писатель то и дело что перескакивает с главных героев на описание природы. Ведь это так важно чтобы читатель знал, где происходит действие и в какое время, и создать настроение таинственности и загадочности. вот слова из повести: «… ночь - чудо! Светло, снег блещет при месяце. Все было видно, как днем. Не успел выйти за дверь - и вот, хоть глаз выколи! » «Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам» . «… и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие» . «Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади» . «И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! и еще белее казался свет месяца от блеска снега» . Эти строчки делают природные явления загадочными:и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу.од плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади» . «месяц… заглядывал»Ведьма собирает звёзды в рукав; черт, обжигаясь, хватает месяц, перекидывает его «из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки»

Введение. Общее описание повести, основная идея.

«Ночь перед Рождеством» - выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю. Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.

Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.

Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.

Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.

Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.

История создания

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Анализ произведения

Основной сюжет. Особенности композиционного строения.

(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю "Ночь перед Рождеством" )

Сюжет завязан на приключениях главного героя - кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

Образы главных героев

Кузнец Вакула

Главные герои - реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула - настоящий украинский мужчина, вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.

Черноокая Оксана - главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами. Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.

Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы - ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.

Заключение

Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги. Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими. Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется - это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.

Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.

Выполнил: Шелопугин Егор,

5 класс МОУ «СОШ №57»

Руководитель: Цыбикова Н.В.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №57»

Роль сравнений в повести Н.В. Гоголя

Ночь перед Рождеством»

Введение

«Вечера на хуторе близ Диканьки» - книга, которая прославила Н В. Гоголя. Пушкин писал о книге: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности…». Неслучайно так популярна она и в наше время. Особенно любимой стала повесть «Ночь перед Рождеством»: по ее мотивам снят мультипликационный фильм, кино, музыкальный фильм с участием популярных эстрадных артистов. Такой успех повести связан прежде всего с тем, что в ней описывается особенная ночь: ночь накануне празднования великого христианского праздника – Рождения Иисуса Христа. И все же праздник Рождества в нашей стране связывается всегда с любимым всеми праздником Нового года. Ведь в новогоднюю ночь все люди ждут чуда. А в повести «Ночь перед Рождеством» и происходят всевозможные чудеса. Вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, смело, стараются навредить добрым людям. Но у них в повести Гоголя ничего не выходит.

Читая повесть, нельзя не обратить внимания на прием сравнения, которым автор часто пользуется, так что удивляешься тому, какими фантастическими они могут быть и какие реальные, зримые образы создают. В своей работе мы хотели понаблюдать за сравнениями: что с чем сравнивается - и определить, с какой целью автор приводит то или иное сравнение. Таким образом, цель исследования - определить роль сравнений в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (раскрытии своеобразия художественного мира Гоголя). С этой целью мы изучили разновидности сравнений, распределили их по группам в зависимости от того, что с чем сравнивается.

Нечистая сила

В самой главной фигуре черта можно различить самые разные человеческие черты: «спереди совершенно немец…но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…и весь был не белее трубочиста…», а когда черт схватил месяц, то «перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки». Так, с первых же строчек мы видим, что ничего страшного в черте нет, и даже, наоборот, он выглядит смешным, особенно когда хочет «лезть в люди»: «досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура – взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!». Здесь черт выглядит легкомысленным, ветреным человеком – «проворным франтом», который целует руку Солохи «с такими ужимками, как заседатель у поповны» (этот заседатель, верно, тоже легкомысленный человек). И даже у себя в аду он не страшен, когда «надевши колпак и ставши перед очагом, будто в самом деле кухмистр, поджаривал он грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на Рождество колбасу». Но когда черт попадает в руки кузнецу Вакуле, то становится совсем маленьким: в мешке он лежит, как «струмент». Черт для него и будет только инструментом. Сразу понятно, что против Вакулы ему не совладать: он для него, «как ягненок». Против сильного человека черт ничего не может сделать, становится совсем жалким.

А ведьма в повести - и вовсе веселый человек. У нее от ведьмы только то, что она умеет летать, а делает она это обыкновенно: «как человек, летящий на коньках». Солоху вообще считают ведьмой за «хитрости и сметливость». Кроме того, Солоха была привлекательной и умела «причаровать» к себе Козаков.

Таким образом, злые силы изображены не страшными, а забавными и смешными.

Оксана

Об Оксане говорится, что «лучшей девки и не было еще никогда, и не будет никогда на селе». Почему же о ней говорится, что она «была капризна, как красавица», когда она и есть красавица? Под словом «красавица» подразумевается знатная дама, так что понятно, что Оксана ведет себя с большим достоинством: «как царица». А ее косы, «как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы». Это сравнение показывает, какие красивые у Оксаны косы, и, наверное, что и у Оксаны есть что-то от ведьмы – ее красота, которая «причаровывает» к ней парубков. Неудивительно, что Вакула должен достать царские «черевики», чтобы завоевать ее сердце.

Природа

В эту ночь сама природа – «весело смеющаяся ночь» - становится действующим лицом. Сначала «Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам», потому что черт украл месяц, и сделалась метель. Но как только «месяц, пользуясь случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу», снег «загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами». Красота описания пейзажа создает атмосферу праздничной «чудной ночи», когда ждешь самых необыкновенных чудес.

Люди и животные

В образе черта мы видим, как соединяются черты человека и животных: он и «немец», и «губернский стряпчий», но с козлиной бородой, рожками и копытцами, а на заре он убегает «поджавши хвост, в свою берлогу». Но и здесь угадываются человеческие черты характера.

А вот и некоторые животные совершенно похожи на людей: «две пары дюжих волов всякий раз высовывали свои головы из плетеного сарая на улицу и мычали, когда завидывали шедшую куму – корову, или дядю – толстого быка. Бородатый же козел взбирался на самую крышу и дребезжал оттуда резким голосом, как городничий, дразня выступающих по двору индеек и оборачиваясь задом, когда завидывал своих неприятелей, мальчишек, издевавшихся над его бородою». Сразу представляется трусоватый городничий, который может «дразнить» только слабых.

Когда незадачливые кум и ткач притащили в хату мешок, брошенный Вакулой на дороге, то они подумали, что там целый кабан, а оказалось, что это был Чуб, а вот о дьяке все подумали, что это поросенок. И сразу можно догадаться, как эти люди выглядят и даже какие они по характеру. Действительно, дьяк все время терпел, сидя в мешке «под невежливыми сапогами Чуба», потому что он маленький и слабый.

Живое и неживое

Часто неживые предметам приписывают свойства живых, но в повести у Гоголя и живое превращается в неживое, когда Вакула людей в мешках принял за уголь, а девушки и парубки приняли их за колбасы и паляницы. И совсем неудивительно, потому что никому и в голову бы не пришло, что в мешках сидят такие уважаемые люди. Солидные люди спрятались в мешки из-под угля, чтобы не попасть в смешное положение, и как раз попали в него. Здесь используются юмористические приемы несоответствия, неожиданности. А самым ярким примером, когда неживое оживает, становятся «ожившие» вареники, которые ест Пацюк: «вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот». И хотя кузнец испугался и «опрометью выбежал из хаты», нам все равно смешно, потому что нечистая сила Пацюка предстает не в грозном, страшном действии, а попросту в поедании вареников и галушек, которые сами прыгают в рот. Многие люди тоже желали бы вовсе ничего не делать, не утруждать себя, чтобы все само в рот попадало.

Заключение

Наблюдая за сравнениями в тексте повести «Ночь перед рождеством», приходим к выводу, что роль их заключается в том, чтобы показать единство мира, в котором всему приписываются человеческие черты, ведь именно он, человек связывает все вокруг, он в центре этого мира: «Чудно устроено на нашем свете! Все, что ни живет в нем, все силится перенимать и передразнивать один другого…Словом, все лезет в люди!»

Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» всегда будет любимой людьми, потому что всем хочется, чтобы чудеса совершались, чтобы злое было смешным, чтобы желания исполнялись. Особенно этого хочется в канун рождественских праздников. Н.В. Гоголь создал в своей повести чудную атмосферу рождественского праздника.