Островский бесприданница краткое содержание анализ. "Бесприданница". Островский А. Пьеса о деньгах, о любви, о смятенной душе. Основная тема произведения


Поэзия - один из важнейших путей становления человека. Не зря люди, которые читают наизусть стихи какого-либо автора сразу становятся в глазах остальных более возвышенными, более умными и зрелыми, более душевными. Проблему связи поэзии и зрелости человеческой души поднимает Е.Коревая в данном тексте.

Она словно сравнивала между собой двух совершенно разных людей, примерно одного возраста. Первым человеком, на которого актриса обратила внимание стал таксист, и то ли потому что автор так описывает, то ли по другой причине, читателю молодой человек кажется человеком не умудрённым, в какой-то степени глупцом, который не познал прелесть поэзии, ведь даже не сблизился с ней. А девушка, которая пала к ногам памятника великой поэтессы кажется мудрой девушкой, которая уже знает. что такое жизнь, поэтому то и знает прелесть литературы. Люди, которые игнорируют литературу обладают куда меньшим авторитетом, чем те, кто явно читает и наслаждается этим. Позиция автора ясна: любовь к поэзии может стать показателем зрелости и мудрости человека.

Я согласен с точкой зрения автора. Эту проблему не раз раскрывали в своих произведениях великие русские писатели и поэты. Так, в романе Ивана Тургенева "Отцы и дети" главный герой - нигилист Евгений Базаров презирает чувства и литературу, говорит о том, что это всё не нужно человеку будущего, он смеётся над Кирсановым старшим, который наизусть знает и читает Пушкина. Однако, после того, как он влюбился, он осознал неправильность своих суждений. Евгений повзрослел и понял важность литературы, что показывает значимость последней. Литература способна сделать человеку жизнь легче, убрать из души его пустоту. Так было с Родионом Раскольниковым из произведения Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Он, полный горечи, прочитав Евангелию начал новую жизнь, что показывает значимость книги в жизни человека.

Поэзия способна изменить человека, подтолкнуть к новому, развить ему. Однако, чтобы понять это, необходимо понять её значимость, полюбить её. Человек, которому это удалось, повзрослеет, получит мудрость.

Обновлено: 2017-10-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

ПРОБЛЕМА СТОЙКОСТИ И МУЖЕСТВА РУССКОЙ АРМИИ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

1. В романе Л.Н. Тостого "Война и мир" Андрей Болконский убеждает своего друга Пьера Безухова в том, что битву выигрывает армия во что бы то ни стало желающая победить противника, а не имеющая лучшую диспозицию. На Бородинском поле каждый русский солдат сражался отчаянно и самоотверженно, зная, что за его спиной находится древняя столица, сердце России, Москва.

2. В повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие..." пять молодых девушек, которые выступили против немецких диверсантов, погибли, защищая родину. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Зенитчицы проявили отвагу и выдержку, показали себя истинными патриотами.

ПРОБЛЕМА НЕЖНОСТИ

1. примером жертвенной любви служит Джен Эйр, героиня одноименного романа Шарлотты Бронте. Джен с радостью стала глазами и руками самого дорогого для неё человека, когда он ослеп.

2. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" Марья Болконская терпеливо выносит суровость отца. Она с любовью относится к старому князю, несмотря на его непростой характер. Княжна даже не задумывается над тем, что отец зачастую излишне требователен к ней. Любовь Марьи искренняя, чистая, светлая.

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕСТИ

1. В романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" для Петра Гринёва важнейшим жизненным принципом была честь. Даже перед угрозой смертной казни Пётр, присягнувший на верность императрице, отказался признать в Пугачёве государя. Герой понимал, что это решение могло стоить ему жизни, но чувство долга взяло верх над страхом. Алексей Швабрин, напротив, совершил предательство и потерял собственное достоинство, когда перешел в стан самозванца.

2. Проблема сохранения чести поднимается в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Два сына главного героя совершенно не похожи. Остап - честный и отважный человек. Он никогда не предавал своих товарищей и погиб, как герой. Андрий - романтическая натура. Ради любви к полячке он предаёт родину. Личные интересы у него на первом плане. Андрий умирает от рук отца, который не смог простить предательства. Таким образом, всегда нужно оставаться честным прежде всего с самим собой.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ

1. В романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Пётр Гринёв и Маша Миронова любят друг друга. Пётр защищает честь возлюбленной в поединке со Швабриным, который оскорбил девушку. В свою очередь, Маша спасает Гринёва от ссылки, когда "просит милости" у императрицы. Таким образом, в основе отношений Маши и Петра лежит взаимопомощь.

2. Самоотверженная любовь - одна из тем романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Женщина способна принимать интересы и устремления возлюбленного, как свои, помогает ему во всем. Мастер пишет роман - и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив. В этом женщина видит своё предназначение.

ПРОБЛЕМА РАСКАЯНИЯ

1. В романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" показан долгий путь к раскаянию Родиона Раскольникова. Уверенный в справедливости своей теории "разрешения крови по совести", главный герой презирает себя за собственную слабость и не осознаёт тяжести совершенного преступления. Однако вера в Бога и любовь к Соне Мармеладовой приводят Раскольникова к покаянию.

ПРОБЛЕМА ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. В рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" американский миллионер служил "золотому тельцу". Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.

2. В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Наташа Ростова видит смысл жизни в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером Безуховым главная героиня отказывается от светской жизни, полностью посвящает себя семье. Наташа Ростова нашла своё предназначение в этом мире и стала поистине счастливой.

ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ И НИЗКОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

1. В "Письмах о добром и прекрасном" Д.С. Лихачёв утверждает, что книга обучает человека лучше любого произведения. Известный учёный восхищается способностью книги воспитывать личность, формировать её внутренний мир. Академик Д.С. Лихачёв приходит к выводу, что именно книги учат мыслить, делают человека интеллигентным.

2. Рэй Брэдбери в романе "451 градус по Фаренгейту" показывает, что произошло с человечеством после того, как были полностью уничтожены все книги. Может показаться, что в подобном обществе не существует социальных проблем. Разгадка кроется в том, что оно просто бездуховно, так как нет литературы, способной заставить людей анализировать, задумываться, принимать решения.

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1. В романе И.А. Гончарова "Обломов" Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. В детстве главный герой был любознательным и активным ребёнком, но чрезмерная забота привела к апатичности и безвольности Обломова во взрослой жизни.

2. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" в семье Ростовых царит дух взаимопонимания, верности, любви. Благодаря этому Наташа, Николай и Петя стали достойными людьми, унаследовали доброту, благородство. Таким образом, условия, созданные Ростовыми, способствовали гармоничному развитию их детей.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

1. В повести Б.Л. Васильева "Летят мои кони..." смоленский доктор Янсон трудится не покладая рук. Главный герой в любую погоду спешит на помощь больным. Благодаря своей отзывчивости и профессионализму, доктор Янсон сумел снискать любовь и уважение всех жителей города.

2.

ПРОБЛЕМА СОЛДАТСКОЙ СУДЬБЫ НА ВОЙНЕ

1. Трагически сложилась судьба главных героинь повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие...". Пять молодых зенитчиц выступили против немецких диверсантов. Силы были не равны: все девушки погибли. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Девушки стали примером стойкости и отваги.

2. В повести В.Быкова "Сотников" рассказывается о двух партизанах, которые попали в плен к немцам во время Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба солдат сложилась по-разному. Так Рыбак предал родину и согласился служить немцам. Сотников же отказался сдаваться и выбрал смерть.

ПРОБЛЕМА ЭГОИЗМА ВЛЮБЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Андрий из-за любви к полячку перешёл в стан врага, предал брата, отца, родину. Юноша, не поколебавшись, решился выйти с оружием против своих вчерашних товарищей. Для Андрия личные интересы стоят на первом месте. Молодой человек погибает от рук отца, который не смог простить предательства и эгоизма младшего сына.

2. Недопустимо, когда любовь становится одержимостью, как у главного героя П.Зюскинда "Парфюмер. История одного убийцы". Жан-Батист Гренуй не способен на высокие чувства. Всё, что представляет для него интерес, это запахи, создание аромата, внушающего людям любовь. Гренуй - пример эгоиста, который для осуществления своей меты идёт на самые тяжкие преступления.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА

1. В романе В.А. Каверина "Два капитана" Ромашов неоднократно предавал людей, окружавших его. В школе Ромашка подслушивал и доносил заведующему всё, что говорили о нем. Позже Ромашов дошёл до того, что стал собирать сведения, доказывающие вину Николая Антоновича в гибели экспедиции капитана Татаринова. Все действия Ромашки низкие, разрушающие не только его жизнь но и судьбы других людей.

2. Ещё более глубокие последствия влечёт за собой поступок героя повести В.Г. Распутина "Живи и помни". Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. Эта непоправимая ошибка не только обрекает его на одиночество и изгнание из общества, но и является причиной самоубийства жены Настёны.

ПРОБЛЕМА ОБМАНЧИВОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА

1. В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Элен Курагина, несмотря на свою блистательную внешность и успех в обществе, не отличается богатым внутренним миром. Её главные приоритеты в жизни - деньги и слава. Таким образом, в романе эта красавица является воплощением зла и духовного падения.

2. В романе Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" Квазимодо - горбун, преодолевший немало трудностей на протяжении жизни. Внешность главного героя совершенно неприглядна, но за ней скрывается благородная и прекрасная душа, способная искренне любить.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА НА ВОЙНЕ

1. В повести В.Г. Распутина "Живи и помни" Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. В начале войны главный герой честно и мужественно сражался, ходил в разведку, никогда не прятался за спинами товарищей. Однако через некоторое время Гуськов задумался, почему именно он должен воевать. В тот момент эгоизм взял верх, и Андрей совершил непоправимую ошибку, которая обрекла его на одиночество, изгнание из общества и стала причиной самоубийства жены Настёны. Муки совести терзали героя, но он уже был не в силах что-либо изменить.

2. В повести В. Быкова "Сотников" партизан Рыбак предает родину и соглашается служить "великой Германии". Его товарищ Сотников, напротив, является примером стойкости. Несмотря на нестерпимую боль, испытываемую им во время пыток, партизан отказывается говорить правду полицаям. Рыбак осознает низость своего поступка, хочет бежать, но понимает, что дороги назад нет.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ТВОРЧЕСТВО

1. Ю.Я. Яковлев в рассказе "Разбуженный соловьями" пишет о трудном мальчике Селюжёнке, которого окружающие не любили. Однажды ночью главный герой услышал трель соловья. Прекрасные звуки поразили ребёнка, пробудили интерес к творчеству. Селюжёнок записался в художественную школу, и с тех пор отношение взрослых к нему изменилось. Автор убеждает читателя, что природа пробуждает в душе человека лучшие качества, помогает раскрыться творческому потенциалу.

2. Любовь к родному краю - главный мотив творчества живописца А.Г. Венецианова. Его кисти принадлежит ряд картин, посвященных жизни простых крестьян. "Жнецы", "Захарка", "Спящий пастушок" - вот мои любимые полотна художника. Быт простых людей, красота природы России побудили А.Г. Венецианова на создание картин, которые уже более двух столетий привлекают внимание зрителей своей свежестью и искренностью.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова "Обломов" главный герой считает детство самой счастливой порой. Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. Чрезмерная забота стала причиной апатичности Обломова во взрослой жизни. Казалось, что любовь к Ольге Ильинской должна была разбудить Илью Ильича. Однако его образ жизни остался неизменным, потому что уклад родной Обломовки навсегда оставил след в судьбе главного героя. Таким образом, детские воспоминания повлияли на жизненный путь Ильи Ильича.

2. В стихотворении "Мой путь" С.А. Есенин признался, что детские годы сыграли важную роль в его творчестве. Когда-то в девять лет вдохновленный природой родного села мальчик написал своё первое произведение. Таким образом, детство предопределило жизненный путь С.А. Есенина.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗЕННОГО ПУТИ

1. Главная тема романа И.А. Гончарова "Обломов" - судьба мужчины, не сумевшего избрать верный жизненный путь. Писатель особо подчёркивает, что апатичность и неспособность к труду превратили Илью Ильича в праздного человека. Отсутствие силы воли и каких-либо интересов не позволили главному герою стать счастливым и реализовать свои возможности.

2. Из книги М. Мирского "Исцеляющий скальпелем. Академик Н.Н. Бурденко" я узнала, что выдающийся врач сначала учился в духовную семинарию, но вскоре понял, что хочет посвятить себя медицине. Поступив в университет, Н.Н. Бурденко увлёкся анатомией, что в скором времени помогло ему стать известным хирургом.
3. Д.С. Лихачёв в "Письмах о добром и прекрасном" утверждает, что "нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить". Этими словами академик подчёркивает, что судьба непредсказуема, но важно оставаться великодушным, честным и небезразличным человеком.

ПРОБЛЕМА СОБАЧЬЕЙ ПРЕДАННОСТИ

1. В повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо" рассказана трагическая судьба шотландского сеттера. Пёс Бим отчаянно пытается найти своего хозяина, у которого случился сердечный приступ. На своём пути собака сталкивается с трудностями. К сожалению, хозяин находит питомца уже после того, как пса убили. Бима с уверенностью можно назвать настоящим другом, преданным хозяину до конца своих дней.

2. В романе Эрика Найта "Лесси" семье Керраклафов приходится отдать свою колли другим людям из-за финансовых трудностей. Лесси тоскует по прежним хозяевам, и это чувство лишь усиливается, когда новый владелец увозит её далеко от родного дома. Колли сбегает и преодолевает множество препятствий. Несмотря на все трудности, собака воссоединяется с прежними хозяевами.

ПРОБЛЕМА МАСТЕРСТВА В ИСКУССТВЕ

1. В повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант" Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.

2. В рассказе А.И. Куприна "Тапёр" мальчик Юрий Агазаров - музыкант-самоучка. Писатель подчёркивает, что юный пианист удивительно талантлив и трудолюбив. Одаренность мальчика не остаётся незамеченной. Его игра поразила знаменитого пианиста Антона Рубинштейна. Так Юрий стал известен всей России как один из талантливейших композиторов.

ПРОБЛЕМА ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ

1. В романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго" главный герой увлекается поэзией. Юрий Живаго - свидетель революции и гражданской войны. Эти события находят отражение в его стихотворений. Так сама жизнь вдохновляет поэта на создание прекрасных произведений.

2. Тема призвания писателя поднимается в романе Джека Лондона "Мартин Иден". Главный герой - матрос, который на протяжении многих лет занимался тяжелым физическим трудом. Мартин Иден побывал в разных странах, видел жизнь простых людей. Всё это стало главной темой его творчества. Так жизненный опыт позволил стать простому матросу известным писателем.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

1. В повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" Вера Шеина испытывает духовное очищение под звуки сонаты Бетховена. Слушая классическую музыку, героиня успокаивается после пережитых ею испытаний. Волшебные звуки сонаты помогли Вере обрести внутреннее равновесие, найти смысл дальнейшей жизни.

2. В романе И.А. Гончарова "Обломов" Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии "Casta Diva" пробуждают в его душе чувства, которые он никогда не испытывал. И.А. Гончаров подчёркивает, что давно Обломов не ощущал "такой бодрости, такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг".

ПРОБЛЕМА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ

1. В повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" описана сцена прощания Петра Гринёва с матерью. Авдотья Васильевна была подавлена, когда узнада, что сыну нужно надолго уезжать на службу. Прощаясь с Петром, женщина не смогла сдержать слёз, потому что для неё не могло быть ничего тяжелее расставания с сыном. Любовь Авдотьи Васильевны искренняя и необъятная.
ПРОБЛЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА О ВОЙНЕ НА ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Льва Кассиля "Великое противостояние" Сима Крупицына каждое утро слушала по радио сводки новостей с фронта. Однажды девушка услышала песню "Священная война". Сима была так взволнована словами этого гимна защиты Отечества, что решила пойти на фронт. Так произведение искусства вдохновило главную героиню на подвиг.

ПРОБЛЕМА ЛЖЕНАУКИ

1. В романе В.Д. Дудинцева "Белые одежды" профессор Рядно глубоко убежден в правоте биологического учения, одобренного партией. Ради личной выгоды академик разворачивает борьбу против учёных-генетиков. Рядно яро отстаивает лженаучные взгляды и идёт на самые бесчестные поступки, чтобы добиться славы. Фанатизм академика приводит к гибели талантливых учёных, прекращению важных исследований.

2. Г.Н. Троепольский в повести "Кандидат наук" выступает против тех, кто отстаивает ложные взгляды и идеи. Писатель убежден, что такие учёные тормозят развитие науки, а следовательно, общества в целом. В повести Г.Н. Троепольский делает акцент на необходимость борьбы с лжеучёными.

ПРОБЛЕМА ПОЗДНЕГО РАСКАЯНИЯ

1. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин остался один после того, как его дочь сбежала с ротмистром Минским. Старик не терял надежды найти Дуню, но все попытки оставались безуспешными. От тоски и безысходности смотритель умер. Лишь через несколько лет Дуня приехала на могилу отца. Девушка почувствовала себя виноватой в смерти смотрителя, но раскаяние пришло слишком поздно.

2. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя оставила свою мать и уехала в Петербург, чтобы построить карьеру. Катерина Петровна предчувствовала скорую смерть и не раз просила дочь навестить её. Однако Настя осталась равнодушной к судьбе матери и не успела приехать на её похороны. Девушка раскаялась лишь на могиле Катерины Петровны. Так К.Г. Паустовский утверждает, что нужно быть внимательными к своим близким.

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

1. В.Г. Распутин в очерке «Вечное поле» пишет о своих впечатлениях от поездки на место Куликовской битвы. Писатель отмечает, что прошло более шести сот лет и за это время многое изменилось. Однако память об этом сражении до сих пор живёт благодаря обелискам, воздвигнутым в честь предков, отстоявших Русь.

2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять девушек пали, сражаясь за родину. Через много лет их боевой товарищ Федот Васков и сын Риты Осяниной Альберт вернулись на место гибели зенитчиц, чтобы установить могильную плиту и увековечить их подвиг.

ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ОДАРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон является примером бескорыстия, совмещенного с высоким профессионализмом. Талантливейший врач каждый день в любую погоду спешил на помощь больным, не требуя ничего взамен. За эти качества доктор снискал любовь и уважение всех жителей города.

2. В трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказана история жизни двух композиторов. Сальери пишет музыку, для того чтобы прославиться, а Моцарт бескорыстно служит искусству. Из-за зависти Сальери отравил гения. Несмотря на смерть Моцарта, его произведения живут и волнуют сердца людей.

ПРОБЛЕМА РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ

1. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» изображена жизнь русской деревни после войны, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате нравственности. Жители деревни потеряли часть своего хозяйства, стали чёрствыми и бессердечными. Таким образом, война приводит к непоправимым последствиям.

2. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показан жизненный путь солдата Андрея Соколова. Его дом был разрушен врагом, а семья погибла во время бомбардировки. Так М.А. Шолохов подчёркивает, что война лишает людей самого ценного, что у них есть.

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров отличается умом, трудолюбием, целеустремленностью, но в то же время студент зачастую бывает резок и груб. Базаров осуждает людей, поддающихся чувствам, но убеждается в неправильности своих взглядов, когда влюбляется в Одинцову. Так И.С. Тургенев показал, что людям свойственна противоречивость.

2. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич обладает как отрицательными, так и положительными чертами характера. С одной стороны, главный герой апатичен и несамостоятелен. Обломову не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость. С другой стороны, Илья Ильич отличается искренностью, душевностью, умением понять проблемы другого человека. В этом заключается неоднозначность характера Обломова.

ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ

1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Порфирий Петрович расследует дело об убийстве старухи-процентщицы. Следователь – тонкий знаток человеческой психологии. Он понимает мотивы преступления Родиона Раскольникова и отчасти сочувствует ему. Порфирий Петрович даёт молодому человеку шанс явиться с повинной. Это впоследствии послужит смягчающим обстоятельством в деле Раскольникова.

2. А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон» знакомит нас с историей о споре, вспыхнувшем из-за укуса собаки. Полицейский надзиратель Очумелов пытается решить, заслуживает ли она наказания. Вердикт Очумелова зависит лишь от того, принадлежит ли собака генералу или нет. Надзиратель не ищет справедливости. Его главная цель – выслужиться перед генералом.


ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

1. В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич на протяжении многих лет занимался браконьерством. Однажды рыбаку на крючок попался гигантский осётр. Игнатьич понимал, что одному ему не под силу справиться с рыбой, но жадность не позволила позвать брата и механика на помощь. Вскоре за бортом оказался сам рыбак, опутанный своими сетями и крючками. Игнатьич понимал, что может погибнуть. В.П. Астафьев пишет: «Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке». Так автор подчёркивает неразрывную связь человека и природы.

2. В повести А.И. Куприна «Олеся» главная героиня живёт в гармонии с природой. Девушка чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, умеет видеть его красоту. А.И. Куприн особо подчёркивает, что любовь к природе помогала Олесе сохранить душу неиспорченной, искренней и прекрасной.

ПРОБЛЕМА РОЛИ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» музыка играет важную роль. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его сердце чувства, которые он никогда не испытывал. И.А Гончаров особо подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Таким образом, музыка способна пробудить в человеке искренние и сильные чувства.

2. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» песни сопровождают казаков на протяжении всей жизни. Они поют в военных походах, в поле, на свадьбах. Казаки вкладывают в пение всю душу. В песнях раскрывается их удаль, любовь к Дону, степям.

ПРОБЛЕМА ВЫТЕСНЕНИЯ КНИГ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ

1. В романе Р. Брэдбери «451о по Фаренгейту» изображено общество, которое опирается на массовую культуру. В этом мире люди, умеющие критически мыслить, оказываются вне закона, а книги, заставляющие задумываться о жизни, уничтожаются. Литературу вытеснило телевидение, которое стало главным развлечением для людей. Они бездуховны, их мысли подчинены стандартам. Р. Брэдбери убеждает читателей, что уничтожение книг неминуемо ведёт к деградации общества.

2. В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С Лихачев задумывается над вопросом: почему телевидение вытесняет литературу. Академик считает, что это происходит потому, что телевизор отвлекает от забот, заставляет, не торопясь, посмотреть какую-нибудь передачу. Д.С. Лихачев видит в этом угрозу для человека, потому что телевизор «диктует – как смотреть и что смотреть», делает людей безвольными. По мнению филолога, только книга способна сделать человека духовно богатым и образованным.


ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

1. В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» изображена жизнь русской деревни после войны. Люди не только обеднели, но и стали чёрствыми, бездуховными. Только Матрёна сохранила чувство жалости к другим и всегда приходила на помощь нуждающимся. Трагическая смерть главной героини – это начало гибели нравственных устоев русской деревни.

2. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» изображена судьба жителей острова, который должны затопить. Старикам тяжело прощаться с родной землёй, где они провели всю свою жизнь, где похоронены их предки. Финал повести трагичен. Вместе с деревней исчезают её обычаи и традиции, которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение и формировали неповторимый характер жителей Матёры.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ПОЭТАМ И ИХ ТВОРЧЕСТВУ

1. А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» называет «чернью тупой» ту часть российского общества, которая не понимала цель и смысла творчества. По мнению толпы, стихотворения отвечать интересам общества. Однако А.С. Пушкин считает, что поэт перестанет быть творцом, если подчинится воле толпы. Таким образом, главной целью поэта является не всенародное признание, а стремление сделать мир прекраснее.

2. В.В. Маяковский в поэме «Во весь голос» видит предназначение поэта в служении народу. Поэзия – это идеологическое оружие, способное вдохновить людей, побудить к великим свершениям. Таким образом, В.В. Маяковский считает, что следует отказаться от личной творческой свободы ради общей великой цели.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕНИКОВ

1. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» классный руководитель Лидия Михайловна – символ человеческой отзывчивости. Учительница помогла сельскому мальчику, который учился далеко от дома и жил впроголодь. Лидии Михайловне пришлось пойти против общепринятых правил, чтобы выручить ученика. Дополнительно занимаясь с мальчиком, учительница преподала ему не только уроки французского, но и уроки доброты и сочувствия.

2. В сказке-притче Антуана де Сент_Экзюпери «Маленький принц» старый Лис стал для главного героя учителем, рассказывающим о любви, дружбе, ответственности, верности. Он открыл принцу главную тайну мироздания: «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так Лис преподал мальчику важный жизненный урок.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-СИРОТАМ

1. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов потерял семью во время войны, но это не сделало главного героя бессердечным. Всю оставшуюся любовь главный герой отдал беспризорному мальчику Ванюшке, заменив ему отца. Так М.А. Шолохов убеждает читателя, что, несмотря на жизненные трудности, нужно не терять способность сочувствовать сиротам.

2. В повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» изображена жизнь учащихся школы социально-трудового воспитания для беспризорников и малолетних преступников. Следует отметить, что не все учащиеся смогли стать порядочными людьми, но большинство сумели найти себя и пошло по правильному пути. Авторы повести утверждают, что государство должно с вниманием относиться к детям-сиротам, создавать для них специальные учреждения, чтобы искоренить преступность.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ВОВ

1. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек-зенитчиц погибли, сражаясь за Родину. Главные героини не побоялись выступить против немецких диверсантов. Б.Л. Васильев мастерски изображает контраст между женственностью и жестокостью войны. Писатель убеждает читателя, что женщины наравне с мужчинами способны на боевые подвиги и героические поступки.

2. В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» показана судьба женщины во время войны. Главная героиня Мария потеряла всю семью: мужа и ребёнка. Несмотря на то, что женщина осталась совсем одна, её сердце не очерствело. Мария выходила семь ленинградских сирот, заменила им мать. Повесть В.А. Закруткина стала гимном русской женщине, пережившей множество лишений и бед во время войны, но сохранившей доброту, сочувствие, желание помогать другим людям.

ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1. А. Кнышев в статье «О великий и могучий новый русский язык!» с иронией пишет о любителях заимствований. По мнению А. Кнышева, речь политиков и журналистов зачастую становится нелепой, когда она перегружена иностранными словами. Телеведущий уверен, что чрезмерное использование заимствований засоряет русский язык.

2. В. Астафьев в рассказе «Людочка» связывает изменения в языке с падением уровня культуры человека. Речь Артёмки-мыло, Стрекача и их приятелей засорена уголовным жаргоном, что отражает неблагополучие общества, его деградацию.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

1. В.В. Маяковский в стихотворении «Кем быть? поднимает проблему выбора профессии. Лирический герой задумывается, как найти верный жизненный путь и род деятельности. В.В. Маяковский приходит к выводу, что все профессии хороши и одинаково нужны людям.

2. В рассказе Е. Гришковца «Дарвин» главный герой после окончания школы выбирает дело, которым хочет заниматься всю жизнь. Он осознаёт «ненужность происходящего» и отказывается учиться в институт культуры, когда смотрит спектакль, сыгранный студентами. В юноше живёт твёрдая уверенность в том, что профессия должна быть полезной, приносить удовольствие.

Драма «Бесприданница» (1879) стала одной из вершин в дра­матургии Островского. Здесь каждый персонаж раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Пьеса состоит из ряда крупных и значительных сцен, которые выстраиваются в соответствии с логикой положений и ситуаций.

Островский в центр произведения ставит судьбу женщины, показывая жизнь с наиболее эмоциональной и эк­спрессивной стороны, противопоставляя холодному и бездушному расчету и эгоизму искренность, доверчивость и нерасчетливость «го­рячих сердец».

В «Б» представлен кусок русской жизни конца XIX столетия. Обедневшие дворяне Огудаловы, живущие в провинциаль­ном волжском городе Бряхимове, с трудом поддерживающие види­мость благополучия и светскости, богатые дельцы Кнуров и Вожева­тов, «блестящий барин из судохозяев» Сергей Сергеич Паратов, небо­гатый чиновник, «маленький человек» Карандышев, бродячий актер Робинзон, буфетчик, слуги, цыгане - таков состав действующих лиц драмы. Состав довольно пестрый, но точно отражающий приметы российской жизни того времени.

Пьеса необычна по композиции . В целом - это драма-кульмина­ция, ибо в ней запечатлен момент наивысшего напряжения в жизни главной героини Ларисы Огудаловой. Мучительные переживания «бесприданницы», душевный кризис вследствие длительной и непо­нятной для нее разлуки с Паратовым заставили девушку принять тя­желое для себя решение - стать женой неинтересного для нее и непривлекательного Карандышева.

Лариса, явно идеализирующая Парато­ва, не видит его эгоизма и черствости и безоглядно идет за ним, нимало не сомневаясь в его благородстве. Потрясение от обмана ока­зывается таким тяжелым, а ситуация такой непоправимой - потеря­на честь, утрачена вера в любимого человека и в саму любовь, - что жизнь теряет для Ларисы всякий смысл. Но, чтобы уйти из нее, она не находит в себе сил и вынуждена принять закон буржуазного общест­ва, где красота, являясь товаром, покупается и продается. Лариса готова стать содержанкой Кнурова, и только выстрел Карандышева положил конец сомнениям, мукам, нравственным колебаниям, обор­вав жизнь Ларисы Огудаловой.

Пьеса построена таким образом, что основное действие развивает­ся двумя потоками - на сцене и за сценой. На сцене происходят только самые острые события, показаны ситуации, раскрывающие психологическую сложность взаимоотношений и крутые повороты в развитии сюжета. Все обычное, будничное или житейски известное остается за пределами сценического пространства. Так, драматург опускает сцену первой встречи Ларисы с Паратовым, не показывает ее переживаний после его отъезда (об этом зритель узнает из реплик персонажей), нет сцены поездки Ларисы за Волгу с цыганами. Основу драмы составляет не только действие, но и психологический процесс.

«Б» - это пьеса о красивой, незаурядной девушке, оказавшейся в заурядном буржуазном окружении, которое смотрит на нее как на яркую, привлекательную вещь. Тема купли-продажи про­низывает все произведение, является основной и заявлена уже в са­мом начале драмы, когда идет разговор о «Ласточке», выгодно куп­ленной Вожеватовым у Паратова, об удовольствиях, за которые «пла­тить надо» (имеется в виду удовольствие бывать в доме Огудаловых), о том, что хорошо бы с Ларисой Дмитриевной прокатиться в Париж на выставку, и о том, что эта женщина создана для роскоши и ей, как дорогому бриллианту, требуется дорогая оправа. Все реплики относи­тельно Ларисы брошены не случайно, они получают развитие, и в финале раскрывается их подлинно драматический смысл: в самый тяжелый для Ларисы момент, когда она понимает, что Паратов жесто­ко обманул ее, Кнуров делает ей предложение поехать с ним в Париж на выставку.

В Ларисе нет той цельности и внутр-й силы, какая чувствова­лась в Катерине. Душа ее мечется м\у меч-той о чистой любви, о благородном женихе, между стремлением любить людей, жить по законам чести, по нормам морали, принятой в дворянской среде, и - способностью к нравственному компромиссу.

Одиночество Ларисы драматург подчеркивает неожиданным при­емом: героиня умирает под «громкий хор цыган». Перед смертью она воспринимает выстрел Карандышева как благо, как избавление от страданий. Под звуки цыганской песни Лариса говорит о любви к людям и посылает прощальный поцелуй. В начале пьесы дом Огуда­ловых сравнивался с табором, завершается пьеса таборной песней. Соединились начала и концы, причины и следствия, временное и вечное. Умирая, Лариса понимает, что она чужая для всех, но при этом никого не обвиняет: «Пусть веселятся, кому весело... Я не хочу мешать никому! Живите, живите все!». ее смерть не случайность, а неизбежная гибель из-за несоот­ветствия этой женщины практичному и жестокому миру.

«Б» - это драма, но в ней видят трагедийные эл-ты. Ряд лейтмотивов:

  • Простота, которая оттеняется мотивом богатства

    В начале пьесы возникает мотив трагедии: Лариса все вр ощущает себя над краем пропасти

Как и Катерина она все время безоглядно проявляет свои чувства. Простота и глуповатость свидетельствуют об этом.

    Мотив «человека вещи» ни только у Ларисы, но и Паратова.

    мотив игры – актерство свойственно всем, кроме Ларисы.

Драматический конфликт: «если быть вещью, то дорого» => утратив любовь она принимает то, что ей предлагают.

Смерть – проявление слабости, а не силы, как это было у Катерины.

Два претендента на сердце Лариса - Паратов и Карандышев . И Кнуров, и Вожеватов имеют отноше­ние к гибели Ларисы. Однако Паратов и Карандышев в системе образов занимают центральное место. Именно эти герои подтолкнули Ларису к нравственной пропас­ти. Паратов жестоко обманывает девушку, использует ее доверчивость и самозабвенную любовь, а Каранды­шев, не имея никакой власти над сердцем Ларисы, уби­вает ее.

На первый взгляд, эти герои - антиподы. Паратов - красив, богат, «блестящий барин из судохозяев», а Ка­рандышев - мелкий небогатый чиновник с неинтерес­ной внешностью. Паратов всюду появляется с шиком, каждым жестом, каждым шагом обращает на себя вни­мание. Па­ратов легко находит общий язык с людьми, вызывает у них восхищение. Харита Игнатьевна, например, так отзывается о Паратове: «Молодец мужчина... Экой со­кол! Глядеть на тебя да радоваться». Лариса глубоко и сильно полюбит Паратова, смелого и страстного по­клонника. Карандышева, наоборот, девушка, даже согла­сившись стать его женой, почти презирает. Он для нее соломинка, «за кот. хватается утопающий». Никто из персонажей не отзывается о нем уважительно. «Ч-к самолюбивый, завистливый», - замечает Вожева­тов. «Ну что такое Карандышев!» - с презрением и не­доумением гов. Кнуров, узнав о решении Ларисы выйти замуж за этого человека. Окружающим неприят­ны завистливость Карандышева, его озлобленность, стремление во что бы то пи стало оказаться в избран­ном обществе. Карандышев и Паратов - соперники. М\у героя-ми существу­ет соц. пропасть. Карандышев - «маленький ч-к», а Паратов - «хозяин жизни». У него есть прави­ло - «никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут». И это не пустой звук, а одно из глав.качеств Паратова, кот. можно определить, как барство. Однако при глубоком анализе характеров и поступ­ков Паратова и Карандышева можно сделать вывод, что у героев есть много общего. И тот, и др. крайне са­молюбивы и тщеславны, любят произвести впечатле­ние, добиваются постав-ленной цели любыми средства­ми. Обоим Лариса нужна для самоутверждения. Она для них - игрушка, ВЕЩЬ. Пара-тов добился того, что Лариса его страстно полюбила, а сам он «женихов всех отбил, да и след простыл...»

Вернувшись в Бряхимов и приглашая девушку на прогулку на «Ласточке», Паратов хладнок­ровно приносит в жертву своему капризу ее репутацию. Для него поездка - веселое прощание с холостяцкой жизнью, а для Ларисы - надежда на счастливый брак с любимым человеком.

Карандышев упорно ждал, когда Лариса останется без претендентов на ее руку, и тоже добился своего: стал женихом девушки. Ему не тер­пится испытать торжество победителя, и на Ларису после ее согласия выйти за него замуж он уже смотрит как на свою собственность.

И Карандышеву, и Паратову Лариса небезразлична, но при этом они не дорожат девушкой, не прислушива­ются к ее словам, не хотят понять, что с ней происхо­дит. Герои упиваются своей властью над Ларисой. На званом обеде Карандышев ликует, он уже наслаждается своим положением будущего мужа, полного властелина Ларисы. За нее он решает, станет она петь для гостей или нет: «Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю...». Оба героя виноваты в гибели Ларисы. И «маленький человек», и блестящий барин не имеют в душе истин­ной чуткости и способности бескорыстно любить. Они считают, что в мире, где все строится на расчете, мож­но купить и честь, и любовь, и красоту. Лариса идеали­зировала и Паратова, и Карандышева. Карандышева воспринимала как человека с доброй душой, бедного и непонятого окружающими, она искренне хотела его полюбить. Паратов был для Ларисы идеалом мужчины. Она считала сто благородным и надежным, мечтала со­единить свою судьбу с ним. Слишком поздно девушка по­няла, что в мире наживы и корысти нет места для любви.

Русский драматург Александр Николаевич Островский создал целую плеяду русских характеров. В основном это были купцы: степенные, с окладистой бородой. И если в некоторых пьесах драматурга можно встретить настоящих «самодуров», то есть произведения, где Островский продолжил традиции Тургенева в изображении женских характеров. «Тургеневская» девушка отличается решительностью, она может первой признаться в своих чувствах и никогда не откажется от своих слов.

В пьесах Островского «Горячее сердце», «Гроза» , «Снегурочка» созданы образы подобных героинь – решительных и смелых, но с трагической судьбой. Даже среди таких ярких девушек с «горячим сердцем» можно выделить одну – Ларису Огудалову, главную героиню пьесы «Бесприданница» . Незаурядная личность, она выделяется из своего окружения и разительно отличается от своей матери, которая во всем пытается найти выгоду.

Ее, Хариту Игнатьевну Огудалову, можно понять: она одна поднимала трех дочерей. Да только у двух старших, замуж отданных, несчастливо сложилась судьба: первую муж-кавказец зарезал из ревности, вторая оказалась во власти шулера. Лариса – последняя надежда матери: она прекрасно поет, исполняет русские романсы, музицирует, танцует. И мать надеется, что уж такую талантливую и красивую дочь ей удастся хорошо выдать замуж, чтобы жила как у Христа за пазухой. Поэтому она учит: «Лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».

В представлении женщины с цыганским именем Харита, по-человечески, это когда в доме бывает много мужчин, вино льется рекой, звучат комплименты. Не случайно нынешний жених Ларисы, бедный чиновник Юлий Капитоныч Карандышев, сравнивает жизнь в доме Огудаловыъх с табором. Только все ухищрения матери напрасны, ведь Лариса – бесприданница. А в обществе, которое окружает девушку, есть место только деньгам. Новые хозяева жизни, в отличие от героев «Грозы», уже не самодуры: их власть основана на деньгах. «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам», - говорит другой герой пьесы Сергей Сергеич Паратов – «блестящий барин», в оценке автора.

И это действительно так: Паратов, которого Лариса полюбила так, что «чуть не умерла с горя», легко променял ее на «миллионную» невесту – дочь владельца золотых приисков. Покинув ее без объяснения причин год назад, теперь, когда Лариса решает выйти за «первого встречного» Карандышева, Паратов, объявившись вновь, Ларису же и обвиняет в измене. При встрече он с упреком говорит, что хотел бы знать, «скоро ли забывают страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц…»

И Лариса, которая уже говорила своему жениху, что «Сергей Сергеич – идеал мужчины», снова теряет голову. Она прощает любимого, который год назад скрылся неожиданно, и «ни одного письма». Лариса – романтичная натура, поэтому не замечает очевидных вещей. Она с гордостью рассказывает Карандышеву, как год назад Паратов хладнокровно выстрелил в часы, которые она держала в руке. Но этот факт, скорее, говорит о том, что Лариса ничего не значит для него. К тому же Паратов злопамятен: едва познакомившись с Карандышевым, он успевает задеть самолюбие бедного чиновника, но настаивает на том, чтобы именно Юлий Капитоныч извинялся перед ним, хозяином жизни. А после, на званом обеде, спаивает его, чтобы в очередной раз унизить перед людьми, измеряющими все деньгами.

Так уж повелось в пьесах Островского: на фоне решительных и смелых героинь мужчины оказываются вялыми и безжизненными. В пьесе «Гроза» муж Катерины Кабановой во всем зависит от маменьки, что в результате приводит к трагедии: его молодая жена добровольно уходит из жизни.

В «Бесприданнице» похожая ситуация: от отчаянья согласившись выйти замуж за Карандышева, она умоляет его уехать в деревню, чтобы начать новую жизнь, мало напоминающую прежний табор. Но мелкий чиновник, терпевший насмешки в надежде дождаться взаимности от Ларисы, теперь «расправляет крылья». Ему хочется утереть представителям высшего сословия, и он дает обед в честь Ларисы Дмитриевны, чтобы сказать: она выбрала себе в женихи самого достойного человека – его, Юлия Капитоныча. Это его месть за ту зависть, которую ему приходилось испытывать каждый раз, когда он видел красивых и успешных поклонников Ларисы.

Но этим поступком он еще больше вызывает к себе презрение со стороны тех, кто привык пить шампанское по утрам и обедать в ресторане. Ведь у него, бедного чиновника, хватает денег лишь на дешевое пойло, бутылки из-под которого тщательно заклеивают этикетками от дорого вина. И если Лариса в ответ на упреки в измене со стороны Паратова говорит, что ее жених обладает самым главным достоинством – любит ее, то в финале она испытывает разочарование и в нем. Она с отвращением говорит бывшему жениху, стоящему на коленях перед ней: «Вы слишком ничтожны для меня», а потом с горечью признается: « Я любви искала и не нашла».

Трудно найти любовь в обществе, где все только продается и покупается. Паратов продает свой любимый пароход «Ласточку», потому что нашел выгоду – невесту с миллионным приданым. Но он совершает гораздо более подлый поступок: унизив в глазах Ларисы ее жениха, дает надежду на будущее и, воспользовавшись ситуацией, соблазняет бедную девушку, а после сознается, что обручен - у него «золотые цепи». Вот тогда приходит к героине прозрение. Она понимает, что все окружающие, даже родная мать, смотрят на нее как на вещь, на забаву.

У нее не хватает мужества покончить с собой, как это сделала Катерина в «Грозе», но она находит в себе силы признать, что никто никогда не старался заглянуть ей в душу, ни от кого она не видела сочувствия, не слыхала теплого слова. Лариса выносит страшный приговор самой себе: «Я не нашла любви, так буду искать золота». И она действительно готова прокатиться на выставку в Париж с немолодым купцом Кнуровым, выигравшим ее в «орлянку» у более молодого соперника, готова стать его содержанкой, то есть продать себя подороже, ведь для нее остается единственное утешение: если уж быть вещью, то очень дорогой.

Финал этой психологической пьесы предрешен. Протрезвевший, но отвергнутый Карандышев стреляет в Ларису, а для нее это становится спасением. Теперь ее не смогут купить или продать – она остается свободной и по-настоящему счастливой. Она умирает со словами прощения на устах. Так автор показывает, что смерть – трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени, приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта.

(Отрывок очерка «Из пьес А. Н. Островского» – части «Литературной коллекции», написанной Александром Солженицыным .)

Драма «Бесприданница» (1878)

Годы идут, эпоха меняется и в России – и Островский успевает за ней. Перед нами вместо бородатых, мужиковатых купцов – вот и пожилой «из крупных дельцов последнего времени», и молодой европеизированный представитель «богатой торговой фирмы», и дворянин судохозяин Паратов, «блестящий барин», его приплытие отмечается у пристани приветственным пушечным выстрелом. Да и волжский город уже не рядовой, а скорей всего – сам Нижний Новгород, тут и пароходы, и катеры. (Прежнее купеческое медлительное самоварное чаепитие «до третьей тоски» лишь беглым укором поминается кем-то.) И если попоют нам со сцены, то уже не народную песню, а романс, а то и цыганский хор.

Однако тема , сюжетный конфликт, хоть и в новом одеянии, в новой обстановке – мало переменились. Хотя в заголовке объявлена нам «Бесприданница» первый раз – но уже сколько бесприданниц прошли в череде пьес, всё этот конфликт между потребностью истинной любви и подавляющими денежными расчётами. От раза к разу фабулы будто и меняются, но действующие фигуры и их расстановка – как будто и повторительны для нас. Конечно: и ситуация повторительная в жизни – и куда же драматургу деться от неё и не повторять. Но всё так же у него лёгкость выражения характеров, типов, по самым даже мелькучим, кратким деталям – и читать приятно, и смотреть на сцене – живо.

Бесприданница. Фильм-спектакль 1974 года по драме А. Островского

Год назад этот самоуверенный, развязный красавец Паратов ухаживал за Ларисой, обещал жениться, потом (по корыстным соображениям, всё так же ради миллионного приданого) – уехал, сгинул, знать о себе не давал. Лариса внутренно металась, ждала, ждала – наконец решилась выходить за малозначительного чиновника Карандышева, которого она заранее стыдится, – и рвётся сразу после свадьбы уехать подальше, в глушь, чтобы не испытывать городских насмешек. И тут, накануне, приплыл всё тот же блестящий ослепительный Паратов, под пушечный выстрел, зависть публики и ликование цыган. И в первые же минуты покатил навестить свою покинутую возлюбленную (ищет, как повеселей провести время).

Всё действие пьесы, по лучшим драматическим традициям, умещается в сутки. Карандышев имеет несчастье пригласить богатых гостей к своему скудному обеду. Гости сперва за глаза, потом и прямо в лицо издевательски высмеивают его, даже глумятся. Мучение от жалкости жениха терзает Ларису. Паратова она встретила – и в этом главная психологическая верность автора! – не упрёками за прошлое, а – мгновенной покорностью – сила чувства!! Ведь она ослеплена им, он «идеал мужчины». (Когда-то он смело взялся и выбил выстрелом монету из рук Ларисы.) Паратов затевает после того нескладного обеда – пикник за Волгой, ехать на катерах с цыганами, вопреки всем приличиям зовёт и Ларису – и она с готовностью едет. (Жениха покидают подпоенного.) Чуть раньше мы уже слышали от неё мотив: что её тянет броситься в Волгу (и это воспринимаешь как повтор от «Грозы »). В конце ночи вернулись с гулянья – она слышит от любимого, что на том и конец: он уже обручён. Ей – только смерть, вот – броситься с высоты на камни внизу. Очнувшийся Карандышев ищет мести обидчику, у него пистолет. А Лариса ему: «ваше покровительство – самое тяжкое оскорбление», «жить холодно… я не нашла любви, так буду искать золота». (Два богача уже сыграли на неё, в орла-решку, кто возьмёт её с собой на выставку в Париж, – «она создана для роскоши».) Исступлённый Карандышев застреливает свою невесту – и она успевает поблагодарить его за благодеяние, за освобождение, и взять выстрел на себя.

Однако: был ли неизбежен в фабуле такой явный перебор Островского: ввести мелко-комедийную фигуру «Робинзона»? Много усилий смешить – а совсем не смешно и не к месту, и юмор-то невысокого разбора; только сбивает жанр с задуманного контура – из драмы в комедию, но и её не достигнув.

А вот русское традиционное прорвалось: «На тебе тоже цепи?» Нет, «кандалы, честное купеческое слово». Ведь жили же так: без письменных договоров и без адвокатов. Эта старина – Островскому мила.

Примечание. Премьеры «Бесприданницы» состоялись 10 ноября 1878 года в Малом театре, 22 ноября – в Александринском, обе были малоуспешны. Неуспех и позже преследовал нечастые постановки драмы, пока, спустя 18 лет, ее популярность не стала расти, чему немало способствовали постановки 1896 года в Петербурге с В. Комиссаржевской (Лариса) и в Москве с К. Станиславским (Паратов). В советское время драму ставили во многих театрах страны, ставят и в постсоветское. Первая экранизация была предпринята еще во времена немого кино (1912, реж. Кай Ганзен). В СССР вышло три фильма: 1936 (реж. Яков Протазанов), 1974 (реж. Конст. Худяков), 1984 («Жестокий романс», реж. Эльдар Рязанов).