Преступление и наказание сострадание есть высочайшая. Милосердие и состраданиев романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. История жизни Сони Мармеладовой

1. Всеобщая подверженность к состраданию.

2. Испытание через страдание.

3. Ответственность за людей страдающих.

Во все времена русскому человеку было присуще такое душевное качество, как сострадание. Именно поэтому у народа на протяжении веков складывалось особое отношение к людям страдающим, особенно обиженным природой, с телесными изъянами. Именно к ним окружающие относились с некоторой долей жалости, сочувствия и одновременно снисхождения. Отсюда и почти любовное отношение к юродивым, карликам, «божьим» старушкам. Обидеть такого человека считалось великим грехом. Более того, раньше верили, что помощь страдающему уже сама по себе влечет за собой искупление даже самых тяжких грехов. Возможно, именно поэтому в XIX веке во многих богатых семьях содержались так называемые приживалки и приживалы.

Стремление освободиться от грехов могло даже такую скупую душу, как героиню романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Арину Петровну, подвигнуть накормить подобную несчастную душу. Удивительно и отношение русского человека к самому страданию, которое воспринимается как испытание на пути к душевному очищению. Безусловно, подобная черта характера русского народа не могла остаться без внимания у писателей, поскольку человеческие чувства и душевные порывы интересовали литераторов во все времена. По-разному затрагивается эта проблема в художественных произведениях. Писатели далеко неодинаково понимали и воспринимали значение переживаний, духовных метаний и мук для формирования определенного мировоззрения человека. Однако большинство все же приходили к выводу, что без некоей доли страдания и возникновения сострадания к живым существам невозможно вообще формирование нормально гармоничной личности.

Безусловно, одним из первых исследователей этого русского феномена явился великий писатель Ф. М. Достоевский, который в своих литературных произведениях постарался обратить внимание читателей не на телесные, а на духовные страдания простого человека.

В романе «Преступление и наказание» замечательно был создан образ Сонечки Мармеладовой. Девушка, страдающая и одновременно обладающая ярко выраженной склонностью к состраданию вынуждена торговать своим телом, жить в грязи, ради определенного благополучия своей семьи. Однако, несмотря на физическую грязь, она способна сохранять в себе самое чистое - свою светлую душу. Соня воспринимает свою жизнь как испытание, которое необходимо пройти со смирением и с божьим словом на устах. Практически все герои произведений Достоевского подвергаются этому великому испытанию через страдание. Иногда складывается впечатление, что Михаил Федорович просто не понимает и не замечает людей, которые не умеют страдать и сами не испытывают тяги к состраданию, поскольку именно эти два взаимосвязанных чувства являются своеобразным мерилом человеческой святости и подлости. Герои Достоевского, страдая и мучаясь, каждый, по-своему раскрывается перед читателем. Причем не всякий способен выдержать это испытание. Страдание толкает Раскольникова на тяжкое преступление - убийство старухи-процентщицы, Мармеладов, не выдержав его, пристращается к алкоголю. Однако чаще всего страдание на самом деле очищает, как-то возвышает человека. Так, к примеру, притеснитель и яростный поклонник Дуни Свидригайлов под действием страдания от неразделенной любви, наоборот, начинает совершать добрые, казалось бы, не свойственные ему поступки. Он сознательно отказывается от брака с совсем юной девочкой, оставляя ей деньги и пресекая желание ее матери повыгодней «продать» дочь. Активно хлопочет по поводу устройства детей Катерины Ивановны после смерти их матери в приличные учебные заведения и оставляет им свои деньги.

В итоге и Раскольников посредством страдания, а также сочувствия и любви к Соне, пересматривает свои жизненные установки, отказывается от своей губительной теории. Таким образом, страдающие люди просто нуждаются в сострадании окружающих. Достоевский как нельзя лучше показал, что многие, попадая в тяжелую ситуацию, уже не способны сами верно оценить обстановку и защитить себя от превратностей действительности. Именно поэтому они еще в большей степени должны рассчитывать на поддержку и понимание родных и близких. Только в этом случае возможно их возрождение и возврат к нормальной жизни. Это хорошо понимает Катерина Ивановна, когда, не раздумывая, бросается защищать Соню, обвиненную Лужиным в воровстве. Ее личная трагедия только обостряет в ней чувство справедливости и сострадания. Мачеха не верит в виновность Сони, даже в тот момент, когда деньги обнаруживаются в кармане у девушки. По мнению писателя, страдание искупает любую вину и одновременно способно задеть за живое даже самого жесткого человека. Это прекрасно показывают герои другого русского писателя А. С. Пушкина. Бедственное положение Маши, главной героини романа «Капитанская дочка», не могло не тронуть даже такое озлобленное и закаленное сердце, как у Пугачева. Он, испытывая чувство сострадания к девушке, потерявшей родителей, находящейся в заключении у своего бывшего поклонника, сумел простить обман. Атаман отпускает ее и Гринева с миром. Сострада» ние, трепетное отношение к чужому страданию нередко способно охладить даже самую непримиримую ярость, вызвать сочувствие к неприятелю. Так это чувство побудило генерала Миронова остановить пытку башкирца - посланника Пугачева. Бедственное состояние гонца вызывает сочувствие у окружающих: жалкая сгорбленная фигура, отсутствие ушных раковин, носа и языка. На Гринева внешний вид башкирца произвел удручающее впечатление. Он делает вывод, что какое бы преступление не совершил этот человек, он не должен быть наказан таким варварским образом. Часто страдание выступает не только испытанием для самого терпящего бедствие, но и для окружающих его людей. При этом каждый по-разному способен откликнуться на подобное положение близкого или знакомого: кто-то постарается восстановить справедливость, кто-то предпочтет остаться в стороне, а кто-то не воспользуется сложившейся ситуацией и извлечет для себя какую-нибудь выгоду.

Лужин, например, прекрасно знает, что Дуня не любит его, идет замуж только от безвыходного положения, да и он в своем выборе руководствуется не чувствами, а определенным расчетом. Однако это совершенно не останавливает его, он до последнего строит планы по поводу воссоединения с девушкой. Швабрин, воспользовавшийся смутным временем, и беззащитностью своей возлюбленной, запирает Машу в светлице, принуждая ее выйти за себя замуж.

А Порфирий Головлев, главный герой романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», совершенно не чувствует своей вины, когда прибирает к рукам деньги братьев и матери. Таким образом, каждый из героев, воспользовавшись чужим горем, проявляет себя и далеко не с лучшей стороны. Лужиным движет себялюбие и стремление к власти над более слабым. Швабрин старается отомстить за уязвленное самолюбие. Головлевым овладевает чувство жадности и стяжательства. Однако как бы не поворачивался сюжет, каждый несет определенную ответственность за того, кто находится рядом, и испытывает страдание. Отсутствие сочувствия к таким людям непременно карается по заслугам. Ни один из выше перечисленных обидчиков не находит ни счастья и ни успокоения в своей жизни. Тяжесть от содеянного тяжелым грузом оседает у них в душах. Лужин отвергнут. Швабрин предается правосудию, а его клевета, возведенная на Гринева, успешно опровергается. Порфирий Головлев вынужден остаток жизни провести в одиночестве. Испытывая чувство вины, он ночью старается добраться до могилы матери и замерзает на дороге.

То есть отсутствие сострадания к другим людям делает человека духовно беднее, разрушает его личность и навлекает на него всевозможные беды.

Что лучше - истина или сострадание?" Человек - вот правда! Надо уважать человека! М. Горький Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький - гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике - в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе "На дне", написанной в 1902 году. Она до сих пор тревожит вопросами, поставленными в ней драматургом. Действительно, что лучше - истина или сострадание? Если бы вопрос был сформулирован несколько иначе - правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда. А вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса - это боль за человека, это правда о человеке. Другое дело, что носителем истины является Сатин, картежник, шулер, сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: "Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!" Ему противопоставлен Лука - добрый, сострадательный и "лукавый", сознательно навевающий "сон золотой" исстрадавшимся ночлежникам. А рядом с Лукой и Сатиным есть еще один человек, который тоже спорит об истине и сострада-нии, - сам М. Горький. Именно он, как мне кажется, является носителем истины сострадания. Это вытекает из самой пьесы, из того, как она была восторженно принята зрителями. Пьесу читали в ноч-лежке, босяки плакали, кричали: "Мы хуже!" Целовали и об-нимали Горького. Современно звучит она и сейчас, когда на-чали говорить правду, но забыли, что такое милосердие и со-страдание. Итак, действие происходит в ночлежке Костылевых, представляющей собой "подвал, похожий на пещеру", под "тяже-лыми каменными сводами", где царит тюремный полумрак. Здесь влачат жалкое существование босяки, попавшие "на дно жизни", куда их безжалостно выбросило преступное об-щество. Кто-то очень точно сказал: "На дне" - это потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди". Нельзя без внутреннего содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и одиночества, слы-шать крики, угрозы, насмешки. Герои пьесы потеряли про-шлое, они не имеют настоящего, только Клещ верит, что вы-рвется отсюда: "Вылезу... кожу сдеру, а вылезу..." Теплится слабая надежда на другую жизнь с Наташей у вора, "ворова сына" Васьки Пепла, мечтает о чистой любви проститутка Настя, правда, ее мечты вызывают у окружающих злобную насмешку. Остальные смирились, покорились, не думают о будущем, потеряли всякую надежду и окончательно осознали свою ненужность. А по сути, все обитатели погребены здесь заживо. Жалок и трагичен Актер, спившийся, забывший свое имя; раздавленная жизнью, терпеливо страдающая Анна, находящаяся при смерти, не нужна никому (муж ждет ее кончины как освобождения); умный Сатин, бывший телеграфист, циничен и озлоблен; ничтожен Барон, который "ничего не ждет", у него "все уже в прошлом"; равнодушен к себе и другим Бубнов. Беспощадно и правдиво рисует Горький своих героев, "бывших людей", пишет о них с болью и гневом, сочувствует им, попавшим в жизненный тупик. Клещ в отчаянии заявляет: "Работы нет... силы нет! Вот - правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она правда!.." Вот к этим, кажется, равнодушным к жизни и себе людям и приходит странник Лука, обращаясь с приветствием: "Доброго здоровья, народ честной!" Это к ним-то, отвергнутым, отрекшимся от всякой человеческой морали! К беспаспортному Луке у Горького отношение однозначное: "И вся философия, вся проповедь таких людей - милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные". И все-таки хочется разобраться в нем. Так ли он нищ, и что им движет, когда он проповедует свою утешительную ложь, верит ли сам в то, к чему призывает, жулик ли он, шарлатан, пройдоха или искренне жаждущий добра человек? Пьеса прочитана, и, на первый взгляд, появление Луки принесло ночлежникам только вред, зло, несчастье, гибель. Он исчезает, исчезает незаметно, но иллю 1000 зии, которые он заронил в опустошенные сердца людей, делают их жизнь еще более безотрадной и страшной, лишают их надежды, погружают во мрак их истерзанные души. Давайте еще раз проследим, что движет Лукой, когда он, внимательно присмотревшись к босякам, для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, и вселяет в них надежду. Да, с его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, прежде почти незаметная на фоне брани, кашля, рычания, стонов. И лечебница для пьяниц у Актера, и спасительная Сибирь для вора Пепла, и настоящая любовь для Насти. "Все ищут люди, все хотят - как лучше... дай им, Господи, терпенья!" - искренне говорит Лука и добавляет: "Кто ищет - найдет... Помогать только надо им..." Нет, не корысть движет Лукой, не жулик и не шарлатан он. Это понимает даже циничный, никому не верящий Бубнов: "Вот - Лука... много он врет... и безо всякой пользы для себя..." Непривычный к сочувствию Пепел допытывается: "Нет, ты скажи - зачем ты все это..." Наташа его спрашивает: "Отчего ты - такой добрый?" А Анна просто просит: "Говори со мной, милый... Тошно мне". И становится понятно, что Лука - человек добрый, искренне желающий помочь, вселить надежду. Но вся беда в том, что это добро построено на лжи, обмане. Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь не может быть другой, поэтому и уводит человека в мир иллюзий, в несуществующую праведную землю, веря, что "не всегда правдой душу вылечить". И если изменить жизнь нельзя, то можно хотя бы изменить отношение человека к жизни. Интересно, а каково же отношение Горького к своему герою в пьесе? Современники вспоминают, что лучше всего писателю удавалось чтение роли Луки, а сцена у постели умирающей Анны вызывала у него слезы, а у слушателей - восторг. И слезы, и восторг - результат слияния автора и героя в порыве сострадания. И не потому ли Горький так яростно спорил с Лукой, что старик был частью его души?! Но Горький выступает не против утешительства самого по себе: "Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?" То есть истина и сострадание - понятия, не исключающие друг друга. От правды, которую осознает Клещ: "Жить - дьявол - жить нельзя... вот она - правда!..", уводит Лука, говоря: "Она, правда-то, может, обух для тебя..." Но разве можно обухом исцелить? Старик считает: "...Жалеть людей надо!.. Я те скажу - вовремя человека пожалеть... хорошо бывает!" И рассказывает, как пожалел и спас ночных разбойников-грабителей. Бубнов же противостоит упрямой, светлой вере Луки в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра: "По-моему - дам всю правду, как она есть! Чего стесняться?" Для него правда - жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств, а правда Луки такая непривычно жизнеутверждающая, что забитые, униженные ночлежники не верят в нее, принимая за вранье. А ведь в своих слушателей Лука хотел вдохнуть веру, надежду: "Во что веришь, то и есть..." Лука несет людям истинную, спасительную, человеческую веру, смысл которой уловил и облек в знаменитые слова Сатин: "Человек - вот правда!" Лука думает, что словами, жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно поднять его душу, чтобы самый последний вор понял: "Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно... было уважать..." Таким образом, не существует для Луки вопроса: "Что лучше - истина или сострадание?" Для него истинно то, что человечно. Тогда почему же так безнадежно трагичен финал пьесы? Хотя мы слышим, что о Луке говорят, он вдохновил Сатина на пламенную речь о прекрасном и гордом человеке, но тот же Сатин равнодушно бросает Актеру на его просьбу помолиться за него: "Сам молись..." И ему, навсегда уходящему, после своего страстного монолога о человеке кричит: "Эй, ты, сикамбр! Куда?". Жуткой кажется его реакция на смерть Актера: "Эх.


Страница: [ 1 ]

Дабы не отходить от источника сей пророческой реплики, обратимся к одному из замечательных творений Ф. М. Достоевского «Идиот».
Главный герой романа – князь Лев Николаевич Мышкин – являет собой образец христианского сознания в представлении автора. Он бесконечно добрый, всепрощающий, тонко разбирается в людских душах. Однако окружающий героя мир далек от идеала. Мышкину не удается ни спасти от смерти Настасью Филипповну, ни уберечь Рогожина от совершения преступления, ни удержать Аглаю от опрометчивого шага. Однако сам Мышкин тоже не выдерживает тяжести мира и своей скрытой вины перед этими людьми. С иронией называя своего героя идиотом, в то время как задумывался роман «о положительно прекрасном человеке», автор подробно описывает социальную среду, в которую попадает персонаж. Его герои все как один – обуреваемые страстями грешники, не стоящие, по словам Аглаи, поднять платок князя Мышкина, – не будучи в силах разобраться сами в своих прегрешениях и страстях, тянутся к нему как к свету. Он чист душой. Он утешает всех, кто просто говорит ему, что хочет покаяться. Его отношение к Настасье Филипповне определяется в тот момент, когда он видит ее портрет: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено», но, осознав, что она не добра, а наоборот, под чувством своей тяжелейшей вины сама готова глумиться над правыми и неправыми, он решает для себя, что она безумна. Она же не безумная, а скорее бесноватая, и, чтобы исцелить ее, нужен действительно Христос, а Мышкин при всей доброте и чистоте не обладает твердостью в борьбе со злом, в отречении от лукавого. Он не видит зла в мире, для него все люди добрые, все несчастные и все страдают. Достоевский считает иначе. Он помещает своего героя в мир склок, раздоров и грехов. Мышкину удается своим бескорыстием вернуть отчасти на тропу истины, пусть и на короткий срок, Ганю Иволгина, но этот поступок в целом не оправдывается.
По сути, сострадание проявляется, когда человек забывает о своих насущных, эгоистичных интересах и отдает все, что может, нуждающемуся ближнему. Если человек способен на такой поступок, значит, он уверен, что с ним ничего не случится, он не пострадает, потому что его бережет Господь, а тому, кто нуждается, действительно нужно помочь, поскольку он отворотился от Бога и не верит в его помощь. Сострадание у Достоевского неразрывно связано с верой, а что может спасти душу, если не вера. Таким образом, человек эгоистичный отступает перед человеком духовным. Страдает тело, душа же принадлежит Богу, а потому источник душевной муки писатель видит в духовной слепоте, в неспособности отыскать божественный промысел в событиях жизни. Эта неспособность идет от человеческого малодушия, отсутствия истинной веры, страха за что-то суетное, в то время когда душа мучается и страдает не находя в потемках истинного света. Сострадание, способность ощутить душой и отчасти принять на себя страдания другого человека, его душевные муки и тем самым отречься хотя бы на короткий миг от собственного эгоизма показывают силу человеческого духа, а что если не духовная организация определяет смысл человеческого существования. Так, князь Мышкин являет собой воплощенный смысл духовных исканий писателя. Другой вопрос, что окружение вычурно безобразно и любви от него хотят совсем не христианской, а это в понимании писателя тяжкий грех. Достоевский имел верные представления о духовной сути, но основной конфликт произведения – в желании быть чистым и грязи окружающей обстановки, которая в свою очередь лишает героев веры в свои силы что-то изменить. Они не могут исправить свою жизнь, но могут и в этой обстановке оставаться людьми – прощать, любить, сострадать. Именно это определяет писатель смыслом существования человеческого. Пробуждение духовной сущности является масштабным прорывом для его героев. При совершении этого пробуждения, вспоминании человека о своем предназначении, смысле своего существования происходит оправдание совершенных им доселе в помраченном сознании деяний. Он оправдывает и Раскольникова, и Рогожина. Страдание искупает вину формально, сострадание же, открытие духовной сущности возносят человека на новый виток развития. Он уже не будет прежним. Познавший сострадание отрекается от зла, его жизнь наполняется любовью, светом и благодатью. Именно этого так хочет Мышкин. Чтобы люди о совести вспомнили, о ближних помолились, врагов пожалели. И пусть у него мало что получилось, он жил не зря. Возвращенный из безумия в мир помраченных разумом, он вынужден был испить и свою чашу страдания. Видна связь страдания и безумия, ибо лишь безумный, отворотившись от Бога, начинает страдать, а пребывающий с Богом испытывает благодать и понимание божественного промысла, а не страдание. Чистое намерение князя Мышкина помочь людям заведомо оправдывает его существование, поскольку его сострадание им излечивает души и дарует силу от Бога.

  • «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский). (По произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского) - -
  • «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно…» (Ф. М. Достоевский). Великий русский поэт Н. А. Заболоцкий (идеалы, творчество, судьба) - -

Я хочу, чтоб жили лебеди,
И от белых стай
Мир добрее стал…

А. Дементьев

Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души», - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие и сострадание? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Все это мы понимаем благодаря великим русским писателям, их замечательным произведениям.

Поистине милосердными и сострадательными людьми являются герои романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Появление романа «Преступление и наказание» явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов. Свое произведение Достоевский обдумывал 15 лет. Еще в инженерном училище будущего писателя интересовала тема сильной личности и ее прав. В 1865 году, когда Достоевский был за границей, оформляется замысел будущего романа. В основе первоначального сюжета – драматическая история семьи Мармеладовых, затем на первый план выдвинулась история преступления, а центральной темой стала тема нравственной ответственности.

«Преступление и наказание» - идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по своему сюжету. В центре внимания писателя – страшная действительность России конца 19 века, с ее нищетой, бесправием, растлением и разобщением личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия.

Главный герой романа, недоучившийся студент Родион Романович Раскольников, идет на страшное преступление – лишение жизни другого человека – под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов 19 века. Родион – мечтатель, романтик, гордая и сильная, благородная личность, всецело поглощенная идеей. Мысль об убийстве вызывает у него не только нравственное, но и эстетическое отвращение: «Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..». герой задается вопросами: позволено ли совершать малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? У Раскольникова доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Читатель убеждается в этом, читая эпизод, в котором Раскольников блуждает по Петербургу. Герой видит страшные картины большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального тупика. Невыносимо тяжкая жизнь бедняков-тружеников, обреченных на нищету, унижение, пьянство, проституцию и гибель потрясает его. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем свою собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны Мамеладова, с которым был едва знаком. Но герой понимает, что он не сможет помочь всем, будучи простым студентом. Раскольников приходит к сознанию собственного бессилия перед лицом зла. И в отчаянии герой решается «преступить» нравственный закон – убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Раскольников ищет могущества не из тщеславия, а чтобы действительно помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Милосердие и сострадание – вот те нравственные законы, которые подвигли Раскольникова на преступление. Герой жалеет всех: мать, сестру, семью Мармеладовых. Ради них он пошел на преступление. Герой хотел сделать счастливой свою мать. Она всю жизнь помогала своим детям, высылая сыну последние деньги, пытаясь облегчить жизнь дочери. Раскольников хотел избавить сестру, живущую в компаньонках у помещиков, от сластолюбивых притязаний главы помещичьего семейства. С Мареладовым Родион встречается в трактире, где Семен Захарович рассказывает о себе. Перед Раскольниковым предстает пьяница-чиновник, губитель собственной семьи, который заслуживает сочувствия, однако не снисхождения. Его несчастная жена вызывает у Раскольникова жгучее сострадание, но и она повинна в том, что хоть и «в болезни и при плаче детей не евших», а послала падчерицу на панель…да и вся-то семья живет ее позором, ее страданием. Вывод Раскольникова о подлости людей выглядит неотвратимым. Одно только застряло занозой в сознании героя: а в чем виновата Соня, отдавшая себя в жертву ради спасения сестер и брата? В чем виноваты они сами – этот мальчик и две девочки? Ради этих детей и всех других Раскольников решается на преступление. Он говорит, что детям «нельзя оставаться детьми». Герой втолковывает испуганной Соне: «Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свободу и власть, а главное - власть! Надо всею дрожащей тварью, надо всем муравейником!..» О каких страданиях говорит Раскольников? Наверное об убийстве. Он готов переступить через себя, убив человека, чтобы последующие поколения жили в ладу со своей совестью.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.

В романе практически каждый персонаж способен сочувствовать, сострадать и быть милосердным.

Сонечка преступает через себя для других. Чтобы спасти семью, идет на панель. У Сонечи находит любовь и сострадание, готовность разделить его судьбу, Раскольников. Именно Сонечке герой признается в своем преступлении. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого «пострадать», искупить свою вину перед Богом и людьми. Благодаря любви к героине и ее любви к нему Родион воскресает к новой жизни. «Сонечка, Сонечка Мармелладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного «ненасытимого» сострадания.

Сестра Раскольникова, Авдотья Романовна, которая, по мнению Родиона, «скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает», собирается замуж за Лужина. Авдотья Романовна не любит этого человека, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата и матери.

В этом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло. Что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот. В душе Раскольникова происходит борьба этих чувств, и, в конце концов, побеждают милосердие и сострадание.

Герой понимает, что не сможет жить с этим черным пятном, убийством старушки, на совести. Он понимает, что он – «тварь дрожащая» и никакого права не имел на убийство. Любой человек имеет право на жизнь. Кто мы такие, чтобы лишать его этого права?

Милосердие и сострадание в романе играют значительную роль. На них строятся взаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова и Дуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхирии Александровны и Раскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Причем милосердие и сострадание в этих отношения проявлялось с обеих контактирующих сторон.

Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества героев подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества - милосердие и сострадание.

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

У Достоевского тема отцов и детей присутствует настолько развернуто и противоречиво в "Братьях Карамазовых", "Бесах", "Подростке", "Униженных и оскорбленных", что проследить ее сколько-нибудь полно можно лишь в специальном исследовании. В школьном программном романе "Преступление и наказание" она возникает, пожалуй, косвенно, но для нашего очерка затронуть этот мотив необходимо.

Начнем не с главных персонажей. Фоном эта тема соотнесена со Свидригайловым: "Дети мои остались у тетки; они богаты; а я им лично не надобен. Да и какой я отец!" (6, 301). Эта реплика подчеркивает безжизненность Свидригайлова, его человеческое падение и устремленность к смерти. Заметим и связанный с ним образ отца невесты: здесь звучит определение расслабленный отец (6,501): болен, третий год в параличе. Всякое ослабление отцовства у Достоевского – это причина упадка: жизнь рушится там, где слабеет присутствие отца. Потому и невеста Свидригайлову найдена в ущербной семье.

С другой стороны, даже воспоминания об отце способны поддерживать несчастных героев романа: Катерина Ивановна будет вечно гордиться тем, что она полковничья дочь, но не видится ли корень несчастий ее семьи в том, что она в свое время пренебрегла отцом, выходя замуж? Она сама рвет с отцом – не с тем ли, чтобы образ отца остался для нее постоянным укором, но и последней поддержкой?

Раскольников видит своего покойного отца во сне, причем это будет своего рода предостережением перед задуманным убийством, не говоря уже и о том, что само преступление рождено безотцовщиной: лишенный отцовского попечения, герой в уродливых фантазиях сам себя видит попечителем человечества, оставаясь всего лишь недоучкой-студентом. Такие смещения в психике вполне могут быть связаны с отсутствием отца.

Символично, что во сне отец ведет Родиона за руку: это жест, передающий оттенок покровительства, воспитания. Они идут на кладбище, где любил бывать мальчик и где все исполнено святости: родовые могилы, старинная, любимая им церковь – все пробуждает Бога в душе Раскольникова ("Он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал ее", 60). Словом, отец ведет сына по праведному пути, а вокруг – страшный и греховный мир: "Он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак" (60). Здесь разыгрывается кошмарная сцена убийства лошади, первая символическая аналогия будущего убийства. Уводит от окровавленной лошади – отец. "Папочка! – звучит здесь. – За что они… убили!": это очень важное обращение к отцу, скорее всего, как к возможному защитнику, носителю добра и одновременно силы. И во всей этой сцене важен оттенок именно бессилия отца в картине торжества зла. "Пьяные, шалят, не наше дело, пойдем! – говорит отец. Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит" (65). Не из-за этого ли бессилия следующим, кто будет вести Раскольникова за руку будет уже сам дьявол: "Как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений" (77). Сын не может принять в отце всего лишь маленького человека, и в его сознании рождается мечта, как он сам выразился, о роли Наполеона, о роли спасителя, право имеющего.

Отца уже нет у Раскольникова, он сирота, а для героев Достоевского спасительным будет присутствие даже слабого отца. В этом роль Мармеладова для нашей темы. Он несет лишь несчастья своей семье, тем не менее никто из детей не выскажет ему никакого упрека. Даже сам его странный брак с Катериной Ивановной может быть понят не только через мотив "некуда пойти" человеку, но и через необходимость отцовства для трех сирот. Для троих приемных детей он подлинный папаша, за которого все молятся наравне с молитвой за родного отца ("другого папашу"). По Достоевскому, любовь не должна противоречить страданиям, источником которых будет и отец (ср. противоположное решение у Лермонтова). Это именно христианское состояние: любовь не вопреки страданиям, а именно как чувство к ближнему, страданиями очищенное. Поэтому только любовь связывает Мрамеладова и его дочь Соню и его приемных детей.

Приемные дети введены в роман, конечно, не случайно: Достоевскому важно не столько кровное, сколько духовное отцовство. В словах Мармеладова есть и оттенок, отмеченный нами еще в толстовском переложении Евангелия: он называет себя "земным отцом" (26), подразумевая некое высшее отцовство в самом Боге. Собственно Мармеладов и вносит в семью, в сознание Сони религиозность, он учит детей Закону Божьему (197). Он дает Соне надежду на оправдание перед Богом за ее любовь – к земному, падшему отцу: "Прощаются же тебе грехи твои мнози за то, что ты возлюбила много" (27), пересказывает он Евангелие. Отношение к отцу символизирует здесь любовь к грешному человеку в целом, поэтому так естественно будет для Сони полюбить и куда более грешного, чем отец, Раскольникова: через отношение к отцу все люди становятся для нее подлинно близкими. От Мармеладова дано ей христианское чувство, а далее уже сам герой отвечает за свою душу перед Отцом небесным.

При всем сюжетно незначительном присутствии темы отцов и детей в "Преступлении и наказании", очевидно существенное отличие решения Достоевского от других авторов. Есть нечеловеческое решение темы в Свидригайлове – полное отчуждение отцовства, до безразличия к своим детям, что даже более отвергает отцовство, чем прежняя вражда, но это уже признак обреченности героя (ср. для контраста с Ноздревым). Однако и в Свидригайлове будет замечена своего рода тоска по отцовству, хотя бы когда он устраивает детей Мармеладова.

Далее. В этом романе – отсутствие конфликта отцов и детей при любых поводах для обвинений и вражды (ср. с Лермонтовым, а затем и с Братьями Карамазовыми), как нет здесь и личной обособленности (герои Грибоедова), нет мотива власти отца (ср. с Тарасом Бульбой), ответственности отца за земное благо детей (Чичиков), нет и сугубо родовой, генетической связи (ср. с Гончаровым). Решение Достоевского в "Преступлении и наказании" состоит в том, что отцовство – чисто духовная тема: отец – это ближайший из близких, его присутствие символизирует отношение человека к людям, к миру. Разрыв этой связи (в Раскольникове) ведет к разрыву и с людьми. Поэтому возвращение к миру, к жизни происходит в Раскольникове через обращение к Соне, истинной дочери своего отца. Безотцовщина опустошает, связь даже с самым падшим отцом связывает с Богом, пусть и не суля никакого земного блага. Лирическому герою Лермонтова стоило бы читать Достоевского, но – это уже решение темы в ином времени.

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

«Мечты и реальность» — такие близкие душе человеческой понятия. Каждому хочется укрыться от мирской суеты в мире грёз. Это не всегда возможно, но можно обратиться к литературе, которая содержит немало аргументов, раскрывающих эти понятия.

1. Ф.М. Достоевский назвал свой роман “Преступление и наказание” “психологическим отчётом одного преступления”. Произведение повествует о человеке с «неправильной мечтой». Родион Романович Раскольников, главный герой романа, не смог правильно воплотить свою идею в жизнь. Бедный студент, живущий в комнатушке, похожей на гроб, просто не справился с обстоятельствами окружающего его мира. Герой полагал, что убив старуху-процентщицу, сможет изменить реальность. Он поддался «наполеоновской» мечте: разделить всех людей на «материал» и «право имеющих». Казалось бы, убийца-идеолог должен совершить преступление ради улучшения собственного положения, либо для «униженных и оскорблённых». Но украденные деньги никому не помогли, а исчезновение ростовщика лишило бедняков возможности получить сиюминутную финансовую помощь. В этом и заключается суть «неправильной мечты»: нельзя сделать добро людям, истребляя кого-то из них. Поэтому не все грёзы должны сбываться, ведь мечтатель может ошибиться и воплотить совсем не то, что хотел.

2. Реальность, описанная в романе, сама подталкивает героя к убийству. Мрачный, бедный, пьяный и распутный Петербург давит на Родиона со всех сторон. Отправной точкой преступления становится разговор двух молодых людей о жадной старухе — процентщице, которая обманывает своих клиентов. Раскольникову кажется, что смерть этой алчной старухи изменит реальность. Он поставил на себя клеймо убийцы дважды (от его руки пала сестра процентщицы Лизавета) и разрушил свою и без того неспокойную личность. Убийство — не та мера, которая может привести к положительному преобразованию реальности. Это всего лишь путь к саморазрушению. Этого Родион не учёл, поэтому ему так и не удалось изменить окружающую действительность. Если человеку хочется изменить мир, то ему надо начать с себя, а не с тех, кого он считает лишними.

3. Одним из обитателей бедной и безысходной реальности стал Мармеладов, который пропивал деньги, так необходимые его семье. Раскольников познакомился с ним в одной из грязных распивочных. Мармеладов вызвал у Родиона сострадание, потому что герои очень похожи. Оба они мечтатели не от мира сего. Только вот бывший чиновник погубил себя и близких, когда его грёзы стали расходиться с реальностью. Когда-то герой был преуспевающим человеком, который захотел помочь бедной вдове, оставшейся с детьми и без средств к существованию. Его мечта была такой же радужной утопией, как и теория у Родиона: изменить людей, не любя их. Семён Захарович взял в жены нелюбимую женщину, желая лишь помочь ей материально, а не создать семью. В итоге он сам же запил, потерял работу, опустился на дно жизни и потащил за собой всех своих близких, а все потому, что его пленительная грёза воплотилась в кошмар наяву. Мармеладов изначально ошибся, пытаясь воплотить то, что неосуществимо.

4. Пострадала от мрачной и жестокой реальности и Соня Мармеладова. Девушка была вынуждена жить по “жёлтому билету”, чтобы прокормить свою семью. В глазах Раскольникова она стала воплощением “всего страдания человеческого”, которое так тяготило героя. Когда-то совсем еще девочка выбежала из дома и отправилась продавать себя. Поздно она возвратилась к мачехе, а с собой принесла 30 рублей – такова цена ее позора. Но, несмотря на такую убогую и грязную жизнь, героиня не разочаровалась в себе и в том, что ее окружает. Она не винила во всем жестокий мир и его законы, ведь вера помогла ей вырваться из лап порока и смириться с тем, что происходит. Кротость нрава помогла ей научиться понимать людей и бескорыстно помогать им, улучшая мир по мере возможностей. Именно Соня помогла Родиону покориться мукам совести и признаться в убийстве, приняв наказание. Именно она содержала всю семью, спасая детей мачехи от голодной смерти. Эта девушка – живое доказательство, что мир можно изменить своими силами, но начать нужно с того, что тебе по силам.

5. Воплощать мечты нужно, но отнюдь не всеми способами. Существуют методы, которые любую грёзу превратят в кошмар наяву. К примеру, благородное стремление Родиона улучшить мир не привело его к желаемому результату. Петербург остался во власти бедности и бесправности, несмотря на исчезновение Алёны Ивановны. Значит, вовсе не она была причиной всех бед, и убивать ее уж точно не стоило. Поступок Раскольникова – не спасение и не допустимая месть, а жестокое преследование самого общества, которое после каждого убийства теряет веру в собственную безопасность и становится еще несчастнее. Услышав об очередном насилии, любой горожанин задумается: «Неужели власть ничего не может сделать? Тогда и я пойду и сделаю, что хочу». Значит, насильственные и противоправные методы никак не подходят для воплощения светлой и нравственной мечты, так как они лишь вредят людям.

6. Мечты всегда должны быть взаимосвязаны с реальностью, иначе человек сделает совсем не то, что ему нужно на самом деле. Примером может послужить намерение Дуни Раскольниковой. Она хотела спасти семью от бедности и обеспечить брату достойное образование, но работать она не могла, так как барин, у которого она служила гувернанткой, домогался до нее и опозорил на весь уезд. В итоге для женщины того времени оставался один выход: выйти замуж за богатого человека. Так и решила сделать героиня, найдя жениха — расчетливого и эгоистичного мужчину. Лужина она не любила, да и он видел в Дуне лишь покорную рабу, обязанную ему во всем подчиняться. Но, в конце концов, девушка разочаровалась в избраннике и поняла, что никто из членов ее семьи не хочет этой жертвы. Несчастный брак Дуни сделает их несчастными, и никакие деньги не помогут. Девушка просто не хотела видеть этого, считая, что ее решение — самое лучшее и благородное средство от бед. Видя ее ошибку, читатель должен сделать вывод: нельзя уходить из реальности в область иллюзий, даже мечты должны корректироваться в соответствии с тем, что нас окружает.

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.


«идея Наполеона» — идея одного избранного, стоящего над человечеством и предписывающего ему свои законы.

Если один человек присваивает себе право физического уничтожения ненужного меньшинства ради счастья большинства, «простой арифметики» здесь не получается: помимо старухи, Раскольникову приходится убить и Лизавету, ту самую униженную, ради которой и был поднят его топор.


"Месть и великодушие" по роману Достоевского "Преступление и наказание", предлагаю следующий образ для описания:

Родион Раскольников - его существование, причины, которые побудили его на двойное убийство. Но в то же время его отношение к Соне. Сравнить, какие противоположные качества описывает автор у Раскольникова, его проявление великодушия по отношению к похоронам малознакомого человека, где он отдает последние гроши. Можно привести пример вмешательства в судьбу юной девочки, которую он пытается спасти от бесчестия.

Месть, как говорят многие - это блюдо, которое подается холодным. А становится ли человеку легче, когда он отомстит? Большинство преступлений совершается в порыве именно мести. Только потом до человека доходит, что поддавшись этому сильному, но в то же время губительному чувству он отомстил не только обидчику, но и сломал жизнь себе.

Не многие готовы проявить великодушие...

А что же такое великодушие? Великая душа или великодушие характерно не многим людям. Кажется, оно совсем не сопоставимо с местью, ведь великодушный человек прощает зло и не таит его в сердце.

расскрывать исходя из идеологии - теории надчеловека. Он жаждал мести, но совершил преступление.

В то же время Соня Мармєладова имела силы не мстить другим, не искать "виновного". Ее великодушие заключалось в смирении, готовности жертвовать. Именно Сонино великодушие помогло Радиону раскаяться, избавиться от жажды мстить.

Душа живая. Мы сами наполняем ее чувствами, делая определенные поступки. Но если месть - порок, темное проявление нас, то великодушие - благо, высшая степень добродетели.

Чтобы развить у себя великодушие, нужно трудиться - прощать, забывать старое, помогать другим.

Целью Раскольникова в конечном итоге являются «свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащей тварью и над всем муравейником!..»

Но для Сони Мармеладовой человек никогда не сможет быть «дрожащей тварью» и «вошью». Именно Сонечка прежде всего олицетворяет собой правду Достоевского. Натуру Сони можно определить одним словом — «любящая». Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони пронзительно христианским образом.

Именно с христианских позиций, а это позиция самого Достоевского, в романе выносится приговор Раскольникову.

Сонечка, тоже «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, та самая униженная и оскорбленная, осуждает его за презрение к людям и не принимает его бунта, его топора, который, как казалось Раскольникову, был поднят и ради нее, ради ее счастья. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное христианское начало, русскую народную стихию, православие: терпение и смирение, безмерную любовь к Богу и человеку.

Вданном романе много великодушия, но есть и месть. И месть и великодушие борются в главном герое - Родионе Раскольникове, совсем еще молодом человеке, с больной душой. Месть по отношению к старухе-процентщице идет от стремления улучшить мир, освободив его от недостойного по мнению Родиона человека. Раскольников мстит не от внутренней врожденной злобы, скорее от боли, от несовершенства живой человеческой души. Но в его сердце есть место не только для мести, но и для великодушия, иначе и писать бы было нечего. Раскольников великодушен по отношению к Соне (которая сама является образцом великодушия в этом романе) и к малознакомым ему людям.


4. Искусс
Втво и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе «Преступление и наказание»

Доброта и жестокость – одна из вечных тем, которые встречаются как в литературе, так и в жизни. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» эти два контрастных понятия идут бок о бок и образуют драматический накал страстей. Что же выберут герои? Добро или зло? Добродетель или жестокость?

1. Раскольников показывает на своем примере, как в одном человеке может сочетаться и доброта, и жестокость. Главный герой по своей природе очень добр и милосерден – он очень любит сестру и мать, трепетно относится к семье Мармеладовых, не жалеет денег на похороны Мармеладова, искренне сочувствует Соне. Кроме того, автор акцентирует внимание на сне Родиона, где он возвращается в детство. Во сне мальчик до слез жалеет лошадь, которую бьют мужики. В то же время в его голове созревает жестокая теория о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Этот же человек убивает старуху-процентщицу и ее сестру. В душе Раскольникова на протяжении всего произведения идет внутренняя борьба между добротой и жестокостью. В финале читатель видит искреннее раскаяние героя, победу добра над злом. Но все же оба этих качества уживались в нем, как и во многих других людях.

2. Соня Мармеладова – тоже пример того, как зло может бороться с добром в пределах одного сердца. Сама по себе героиня очень нежная, чуткая, кроткая. Эта героиня – образец христианского смирения и любви к окружающим. Под давлением жизненных обстоятельств Соня вынуждена совершить жестокий по отношению к себе и своей совести поступок – продать себя, свое тело. Но делает это она ради любви к своим ближним. Без денег, которые она заработала, ее мачеха и дети могут попросту умереть от голода. И вот уже получается, что в основе жестокого поступка героини лежит самое чистое и настоящее добро. К сожалению, жертва во имя светлых идеалов редко обходится без жестокости, но, тем не менее, пример Сони доказывает, что человек может победить темную сторону своей души и сохранить добродетель, несмотря ни на что.

3. Жестокость и добро также борются и в душе Свидригайлова. Если верить сплетням Лужина, то выходит, что Свидригайлов – настоящий преступник, который совершил не одно, а целый ряд жестоких поступков. На его совести лежат изнасилование, убийство и растление малолетних детей. Хоть автор и не дает достоверное подтверждение этим деяниям, читатель все равно видит Свидригайлова преступником. С другой стороны, писатель рассказывает о том, как герой помогает Соне Мармеладовой и Катерине Ивановне. Достоевский присваивает одному герою такие контрастные поступки для того, чтобы показать его многогранность наряду с многогранностью окружающего мира. Добро сосуществует со злом, как в отдельно взятом герое, так и во всем романе.

4. Зло ради добра – именно так Раскольников пытался оправдать жестокий по своей природе поступок. Он убил старуху-процентщицу ради денег, которые он планировал потратить на благие цели. Вместе с ней герой убил и ее сестру, которая по роковой случайности оказалась на месте преступления. Автор показывает, что жестокость и злость не могут стать основой чего-то светлого и доброго. Родион ничего не смог изменить к лучшему, обстановка в городе от его деяния лишь ухудшилась. Стало больше насилия, больше агрессии, но никак не меньше социальной несправедливости, которую хотел искоренить герой. Раскольников путем душевных метаний и страданий приходит к тому, что раскаивается в своем поступке. Однако Алену Ивановну и Лизавету этим раскаянием не вернуть. Поэтому жестокость не может быть оружием для достижения благой цели. Ее последствия всегда трагичны и, к сожалению, необратимы.

5. Иногда мы считаем, что вправе относиться к другим людям без доброты, так как считаем их недостойными хорошего отношения. Например, таковыми являются люди, которые окружали Раскольникова и вызывали у него чувства ненависти, злости и жестокости. Лужин и Свидригайлов – воплощения крайнего эгоизма, который заставлял главного героя презирать этих господ. Родион с первого взгляда чувствует антипатию к ним, однако во время их общения автор дает понять, что неприятные собеседники – всего лишь двойники Раскольникова. Насильник и расчетливый лжец и вправду не заслуживают уважения, однако нуждаются в прощении и сострадании, ведь они такие же люди, как и все, просто запутались в хитросплетениях порока. Также запутался и Родион, которому милосердие Сони дало шанс на исправление. Однако без него он закончил бы свою грешную жизнь так, как это сделал Свидригайлов. Имел ли он моральное право жестоко осуждать жениха и бывшего работодателя сестры? Нет, ведь он сам не мог похвастаться святостью. Никто из нас не имеет права на осуждение ближнего своего, ибо никто из нас не может назвать себя безукоризненным моральным авторитетом. Значит, все мы должны относиться друг к другу по-доброму, только так мы сможем сделать друг друга лучше.

6. Каждый из нас нуждается в добром друге в минуты, когда жизненный путь становится особенно тернистым. Поэтому общество всегда будет высоко ценить доброту в человеке. Например, Родиона спасла Соня Мармеладова – воплощение света, добра и любви. Девушка приняла горькую исповедь героя и не осудила его. Она поддержала преступника, а не отвергла. Поэтому Раскольников потянулся именно к Соне – она научила его любить, прощать, быть кротким и смиренным. Тогда Родион и осознал свою вину, свои ошибки. Сознательное покаяние героя – очень тяжелый и мужественный шаг к осознанию истины и начало нового чистого пути, с которого, хочется верить, он уже не сойдет.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Жестокость окружающего мира угнетала Родиона Раскольникова. Он не мог спокойно смотреть, как бедняки мучились в нищете, а богачи жили в роскоши, и считал, что его призвание – восстановить справедливость. Жестокость породила жестокость: Раскольников убивает старуху-процентщицу, которую считает никчемной и недостойной существования, а следом, не намеренно, лишает жизни и ее сестру. Но преступление не приносит герою ожидаемого облегчения, наоборот, обрекает его на муки и страдания. В тяжелые моменты одиночества он встречает Соню Мармеладову – образец добродетели и человеколюбия. Девушка возвращает Раскольникова к жизни, заставив отказаться от бесчеловечных идей и изменить мировоззрение.