Пример чистой квинты на минорной тональности. Квинтовый круг: о музыке простыми словами. Как пользоваться квинтовым кругом тональностей

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта сайт. Мы продолжаем изучать музыкальное искусство, а также интересные моменты связанные с ним. Сегодня мы посмотрим на еще одну закономерность, помогающую быстро вычислить все возможные гаммы с их ключевыми знаками. Начнем же из далека, можно сказать, с истоков этого знания... В одной из статей мы писали про древнегреческого философа , который много времени посвящал изучению музыки и придавал ей одно из самых важных значений в жизни человека. Кроме всего прочего он был, как вы помните, математиком и многие явления объяснить пытался с помощью алгебры. Также известно его учение об интервалах, которое именно он привнес в музыку. Более того - вся вселенная, по мнению ученого несёт в себе что-то вроде музыкальной гармонии. Гармония же немыслима без интервалов, поэтому даже между планетами солнечной системы, Пифагор был уверен, существуют .

Итак, нужно ли постоянно применять формулы построения гамм мажорных или минорных для того чтобы построить необходимую нам гамму? Можно и применять, а можно просто запомнить сколько знаков (диезов или бемолей) у каждой тональности. В определении того сколько знаков при ключе у той или иной тональности нам и поможет квинтовый круг тональностей. В чем же его смысл?

Как мы уже говорили выше Пифагор искал способы применения математического подхода в музыке и квинтовый круг - есть подтверждение того, что музыка действительно чем-то похожа на математику... Возьмите, например тональность до-мажор - самая простая тональность и от тоники постройте вверх.

Получите ноту соль и тональность соль-мажор, с одним ключевым знаком.

Далее от соль чистую квинту (далее ч.5) вверх - получите следующую тональность уже с двумя знаками "диез" при ключе. Кстати, чтобы узнать какой именно будет нота при которой будет стоять знак, нужно построить ч.5 вверх, но уже не от тоники, а от первого ключевого знака (ноты фа-диез, которая была при ключе в соль-мажоре).

Таким образом, у вас уже не будет сомнений следующая тональность с тоникой "ре" и двумя знаками при ключе фа-диез и до-диез - все соответствует тональности ре-мажор.

Так и движемся пока не дойдем до тональности, в которой целых семь диезов при ключе - это тональность До-диез мажор.

С бемолями при ключе всё то же самое, только движемся на ч.5 вниз от нужной ноты. Например опять от "до" в до-мажоре - получим ноту "фа"

и тональность фа с одним знаком бемоль при ключе, значит это фа-мажор.

И если хотим определить второй ключевой знак в следующей , то от ноты рядом, с которой стоит бемоль при ключе строим ч.5 вниз и получим новый ключевой знак.

В нашем случае мы получим ноту ми-бемоль и получается в третьей от до-мажора тональности (если двигаться в бемольную сторону) будут уже знаки си-бемоль и ми-бемоль при ключе, что является верным для гаммы си-бемоль мажор.

Таким образом, можно получить абсолютно все возможные тональности до семи знаков бемоль при ключе. Просто строим последовательно ч.5 от тоник всех тональностей (начиная с до-мажора) и диезов каждый раз будет на один больше. Также и с бемолями, только ч.5 строим вниз.

Что же касается минора, то минорные гаммы идентичны мажорным в плане числа знаков при ключе, это просто параллельные им тональности. Найти же их просто, для того же до-мажора - берём и от тоники (ноты "до") строим вниз интервал малую терцию (1,5 тона) полученная нота и есть тоника параллельной минорной тональности (ля-минор).

Но для гитаристов удобнее, наверное, просто запомнить аппликатуры всех необходимых гамм во всех их позициях и тогда не нужно будет отсчитывать каждый раз формулы мажорных или минорных гамм, а также использовать описанный в данной статье квинтовый круг. С опытом игры вы запомните по всему грифу и даже не будете задумываться сильно на этот счет.

Подписывайтесь на , чтобы не пропускать новые статьи. Удачи вам.

Rating 4.24 (34 Votes)

Как исполнить одну и ту же мажорную музыку от разных по высоте звуков?

Мы знаем, что в мажорных тональностях используются как основные ступени, так и производные. В связи с этим при ключе выставляют необходимые знаки альтерации. В предыдущих статьях мы в качестве примера сравнивали C-dur и G-dur (До-мажор и Соль-мажор). В G-dur у нас появился фа-диез для того, чтобы были соблюдены правильные интервалы между ступенями. Именно он (фа-диез) в тональности G-dur и указывается при ключе:

Рисунок 1. Ключевые знаки тональности G-dur

Так как же определить какой тональности какие знаки альтерации соответствуют? Именно на этот вопрос и помогает ответить квинтовый круг тональностей.

Диезный квинтовый круг мажорных тональностей

Идея следующая: берём тональность, в которой нам известно количество знаков альтерации. Естественно, известна и тоника (основа). Тоникой следующей по диезному квинтовому кругу тональности станет V ступень нашей тональности (пример будет ниже). В знаках альтерации той следующей тональности останутся все знаки нашей предыдущей тональности плюс появится диез VII ступени новой тональности. И так далее, по кругу:

Пример 1. Берём за основу C-dur. Знаков альтерации в этой тональности нет. Нота соль является V ступенью (V ступень - это квинта, отсюда и название круга). Она будет тоникой новой тональности. Теперь ищем знак альтерации: в новой тональности VII ступенью является нота фа. Для неё и выставляем знак диеза.

Рисунок 2. Нашли ключевой знак диеза тональности G-dur

Пример 2. Теперь мы знаем, что в G-dur при ключе стоит фа-диез (F#). Тоникой следующей тональности будет нота ре (D), поскольку она является V ступенью (квинта от ноты соль). В D-dur должен появиться ещё один диез. Ставится он для VII ступени D-dur. Это нота до ©. Значит, D-dur имеет два диеза при ключе: F# (остался от G-dur) и C# (VII ступень).

Рисунок 3. Ключевые знаки альтерации для тональности D-dur

Пример 3. Давайте полностью перейдём на буквенное обозначение ступеней. Определим следующую тональность после D-dur. Тоникой будет нота A (ля), поскольку она является V ступенью. Значит, новая тональность будет A-dur. В новой тональности VII ступенью будет нота G, значит при ключе добавляется ещё один диез: G#. Итого при ключе имеем 3 диеза: F#, C#, G#.

Рисунок 4. Ключевые знаки альтерации A-dur

И так далее, пока не дойдём до тональности с семью диезами. Она будет предельной, все её звуки будут являться производными ступенями. Обратите внимание, что знаки альтерации при ключе пишутся в порядке их появления в квинтовом круге.

Итак, если пройти весь круг и получить все тональности, то получим следующий порядок тональностей:

Таблица диезных мажорных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
C-dur До-мажор Нет знаков альтерации
G-dur Соль-мажор F#
D-dur Ре-мажор F#, C#
A-dur Ля-мажор F#, C#, G#
E-dur Ми-мажор F#, C#, G#, D#
H-dur Си-мажор F#, C#, G#, D#, A#
Fis-dur Фа-диез-мажор F#, C#, G#, D#, A#, E#
Cis-dur До-диез-мажор F#, C#, G#, D#, A#, E#, H#

Теперь давайте разберёмся, причём тут «круг». Мы остановились на C#-dur. Если речь идет о круге, то следующей тональностью должна стать наша исходная тональность: C-dur. Т.е. мы должны вернуться в начало. Круг замкнулся. На самом деле, так не присходит, потому что мы можем продолжить строить квинты дальше: C# - G# - D# - A# - E# - #... Но если подумать, то чему энгармонически равен звук Н# (представьте клавиатуру фортепиано)? Звуку До! Так замкнулся квинтовый круг, но если мы посмотрим на знаки при ключе в тональности G#-dur, то обнаружим, что нам придется добавить фа-дубль-диез, а в последующих тональностях этих дубль-диезом будет возникать все больше, и больше.. Так вот, для того, чтобы пожалеть исполнителя, было решено, что все тональности, где при ключе нужно ставить дубль-диез, объявляются неупотребительными и заменяются энгармонически равными им тональностями, но уже не с многочисленными диезами при ключе, а с бемолями. Например, C#-dur энгармонически равен тональности Des-dur (ре-бемоль мажор) - в ней меньше знаков при ключе); G#-dur энгармонически равен тональности As-dur (ля-бемоль мажор) - в ней также меньше знаков при ключе - и это удобно как для чтения, так и для исполнения, а квинтовый круг между тем, благодаря энгармонической замене тональностей, действительно замкнулся!

Бемольный квинтовый круг мажорных тональностей

Тут всё по аналогии с диезным квинтовым кругом. За отправную точку берут тональность C-dur, поскольку у неё нет знаков альтерации. Тоника следующей тональности находится также на расстоянии в квинту, но только вниз (в диезном круге мы брали квинту вверх). От ноты До квинтой вниз находится нота Фа. Она и будет тоникой. Знак бемоль ставим перед IV ступенью гаммы (в диезном круге была VII ступень). Т.е. для Фа у нас бемоль будет перед нотой Си (IV ступень). И т.д. для каждой новой тональности.

Пройдя весь бемольный квинтовый круг, мы получим следующий порядок мажорных бемольных тональностей:

Таблица бемольных мажорных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
C-dur До-мажор Нет знаков альтерации
F-dur Фа-мажор Hb
B-dur Си-бемоль-мажор Hb, Eb
Es-dur Ми-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab
As-dur Ля-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db
Des-dur Ре-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb
Ges-dur Соль-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb
Ces-dur До-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb, Fb
Энгармонически равные тональности

Вы уже поняли, что тональности одинаковой высоты, но разные по названию (вторая петля круга, вернее, уже спирали), называются энгармонически равными. На первой петле кругов тоже встречаются энгармонически равные тональности, это следующие:

  • H-dur (в ключе диезы) = Ces-dur (в ключе бемоли)
  • Fis-dur (в ключе диезы) = Ges-dur (в ключе бемоли)
  • Cis-dur (в ключе диезы) = Des-dur (в ключе бемоли)
Квинтовый круг

Описанный выше порядок расположения мажорных тональностей и называют квинтовым кругом. Диезные - вверх по квинтам, бемольные - вниз по квинтам. Порядок тональностей можно увидеть ниже (ваш браузер должен поддерживать flash): водите мышкой по кругу над названиями тональностей, Вы увидите знаки альтерации выбранной тональности (мы расположили минорные тональности по внутреннему кругу, а мажорные - по внешнему; родственные тональности объединены). Щёлкнув по названию тональности, Вы увидите как она была рассчитана. Кнопка «Пример» покажет подробный пересчёт.

Итоги

Теперь вы знаете алгоритм расчёта мажорных тональностей, называемый квинтовым кругом .

Квинтовый круг довольно известное понятие музыкальной теории, но, к сожалению не все знают для чего он нужен и как его можно использовать в своей музыкальной практике.

Обычно квинтовый круг описывают как — спираль тональностей расположенных по часовой стрелке по квинтам вверх от ноты C, а против часов по квинтам вниз либо по квартам вверх (отсюда еще одно название кварто-квинтовый круг тональностей).

Хоть и квинтовый круг действительно является кругом тональностей, его использование гораздо шире, чем просто нахождение количества знаков в той или иной тональности.

Поскольку моя цель давать вам максимально насыщенную информацию, которой нет в большинстве учебников, то и про квинтовый круг необходимо рассказать все, что я знаю или смог найти в дополнительных источниках.

Итак, первое, что стоит знать – квинтовый круг отражается взаимодействие всех 12 звуков хроматической гаммы.

Как известно, хроматическая гамма – это искусственно созданная ладовая структура, которая практически не встречается в чистом виде, так как не имеет тонального или модального центра.

Отображение нот в квинтовом круге ближе к музыкальной действительности.

Хроматика отображает минимальное возможное деление в нашей музыкальной системе координат (темперированный строй) и является математической структурой, а квинтовый круг отражает математическое соотношение 3:2 и основано на физических законах.

Посмотрите на круг, отображающий взаимодействие хроматики и квинтового круга

Квинта это самый совершенный интервал после октавы, который является 3 в обертоном ряду.

Как известно, квинтовое движение в басу и мелодии звучит наиболее завершено и является основой каденций, а движение от 5 ступени к первой (кварта – обращение квинты) является основой гимнической интонации.

Еще один интересный факт для тех, кто не знал. Фортепиано чаще всего настраивают именно по квинтам.

Можно сказать, что это самый главный интервал в музыке:). Ну еще и гитаристы любят играть квинтами, поскольку они идеально чисто звучат при игре через дисторшн.

И последний факт – в первые квинтовый круг описан нашим соотечественником Николаем Павловичем Дилецким, что не может не радовать. Русские изобрели квинтовый круг:)

Если двигаться от ноты ДО по квинтам, то мы неизбежно столкнемся с явлением энгармонизма тональностей. Когда тональности состоят из одинаковых звуков, но разных нот. Об этом я записал специальный видеоурок.

Немного о самых явных вещах для тех, кто впервые слышит о квинтовом круге.

Двигаясь по кругу, мы попадаем в новую тональность, в которой количество знаков всегда на один больше, чем в предыдущей. На самом круге написаны и названия тональностей и знаки. Но для того чтобы запомнить сами знаки, Вы можете также воспользоваться квинтовой схемой.

Диезы начинаются от F# и идут по квинтам вверх.

А бемоли начинаются от Bb и идут по квинтам вниз.

Например, Вы посчитали, что нота B это 5 шаг по квинтам от ноты С – значит, количество диезов тональности 5 и нужно построить 5 квинт от ноты F# — F#-C#-G#-D#-A# это и будут нужные нам диезы.

Теперь поговорим о более интересных особенностях круга.

Давайте взглянем на сам круг и посмотрим, какие ноты окружают ноту C:

Вправо это G

Влево это F

А это S и D тональности.

То есть круг можно использовать как подсказку для нахождения основных функций в любой тональности!

Это его первое скрытое свойство.

Тональность и модуляции

Другим важным свойством квинтового круга является то, что он наглядно показывает гармоническое тяготение аккордов. Мы можем его увидеть, если будем двигаться по кругу против часовой стрелки. Вы можете заметить, что аккорд IV или F для до мажора расположен после тоники, то есть, направлен за тональность к аккорду Bb мажор.

По этой причине большинство классических оборотов основаны на движении от II ступени к V, а не от IV. IV ступень, как правило, вводится в начале построений, например, так I-IV-viio-III-VI-II-V. Многие теоретики даже предлагают рассматривать IV ступени, как II без тоники.

Поскольку такая интерпретация логичнее с точки зрения физики и музыкального восприятия.

С помощью квинтового круга Вы можете выстраивать модуляции в прогрессиях, так как ближайшие 7 тональностей и есть наиболее употребляемые для модуляций (включая минорные).

Движение по квинтовому кругу с заменой на аккорды соответствующие тональности позволяет получить известные гармонические качели.

Например, Em-Am-D7-G-C-F#7b5-B7

прогрессия из песни Shadows in your smile и сотни других. Движение характерно для джаза. Обратное движение также возможно.

Также более сложные виды кварто-квинтового движения можно использовать для создания последовательностей современной , но об этом я напишу в отдельной статье.

Также если двигаться от любой ноты 5 раз по часовой стрелке, то получим все ноты пентатоники.

Как видите, кварто-квинтовый круг это отличная шпаргалка для , теории, модуляции и запоминания тональностей.

Rating 3.77 (13 Votes)

Как от разных звуков исполнить одну и ту же музыку в миноре?

Если вы помните квинтовый круг мажорных тональностей (см. статью « »), то вам не составит труда разобраться с квинтовым кругом минорных тональностей.

Напомним следующее:

  • родственными тональностями считаются те, которые имеют 6 общих звуков.
  • параллельные тональности - это те, которые имеют один и тот же набор знаков альтерации при ключе, но одна тональность мажорная, а другая - минорная.
  • у параллельных тональностей, тоника минорной тональности будет ниже на малую терцию тоники мажорной тональности.
Квинтовый круг минорных тональностей

Родственные тональности минора, также как и мажора, расположены друг от друга на расстоянии чистой квинты. В связи с этим тональности минора образуют свой квинтовый круг.

Зная квинтовый круг диезных мажорных тональностей, пересчитаем тоники (опустим на малую терцию) и получим квинтовый круг диезных минорных тональностей:

Таблица минорных диезных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
A-moll Ля-минор Нет знаков альтерации
E-moll Ми-минор F#
H-moll Си-минор F#, C#
F#-moll Фа-диез минор F#, C#, G#
C#-moll До-диез минор F#, C#, G#, D#
G#-moll Соль-диез минор F#, C#, G#, D#, A#
D#-moll Ре-диез-минор F#, C#, G#, D#, A#, E#
A#-moll Ля-диез-минор F#, C#, G#, D#, A#, E#, H#

И аналогично квинтовый круг бемольных минорных тональностей:

Таблица минорных бемольных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
A-moll Ля-минор Нет знаков альтерации
D-moll Ре-минор Hb
G-moll Соль-минор Hb, Eb
C-moll До-минор Hb, Eb, Ab
F-moll Фа-минор Hb, Eb, Ab, Db
B-moll Си-бемоль минор Hb, Eb, Ab, Db, Gb
Eb-moll Ми-бемоль минор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb
Ab-moll Ля-бемоль минор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb, Fb

Также, как и мажор, минор имеет три пары энгармонически равных тональностей:

  1. соль-диез минор = ля-бемоль минор
  2. ре-диез минор = ми-бемоль минор
  3. ля-диез минор = си-бемоль минор

Как и мажорный круг, минорный «рад» замкнуться и в этом ему помогают энгармонически равные диезные тональности. Точно так же, как в статье « ».

Вы можете наглядно ознакомиться с квинтовым кругом минорных тональностей (мы расположили минорные тональности по внутреннему кругу, а мажорные - по внешнему; родственные тональности объединены). Ваш браузер должен поддерживать flash:

Дополнительно

Есть ещё способы для расчёта квинтового круга минорных тональностей. Давайте их рассмотрим.

1. Если Вы хорошо помните квинтовый круг мажорных тональностей, но описанный выше способ поиска тоники параллельной минорной тональности по каким-то причинам неудобен, то можно за тонику брать VI ступень. Пример: ищем параллельную минорную тональность для G-dur (G, A, H, C, D, E , F#). Берём за тонику минора VI ступень, это нота E. Всё, расчёт закончен! Поскольку мы нашли тонику именно параллельной минорной тональности, то знаки альтерации обеих тональностей совпадают (в найденной E-moll, как и у G-dur, стоит диез перед нотой F).

2. Не отталкиваемся от мажорного круга, а рассчитаем с нуля. Всё по аналогии. Берём минорную тональность без знаков альтерации, это A-moll. V ступень будет тоникой следующей (диезной) минорной тональности. Это нота Е. Знак альтерации ставим перед II ступенью (нота F) новой тональности (E-moll). Всё, расчёт закончен.

Итоги

Вы познакомились с квинтовым кругом минорных тональностей и узнали, как можно посчитать количество знаков в различных минорных тональностях.

Данная статья посвященна в основном начинающим гитаристам, но возможно, будет полезна и людям, осваивающим другой инструмент.

Мы решили коротко рассказать почему же в процессе игры одни сочетания нот звучат красиво, а другие, мягко говоря, вызывают боли в ушах, а так же откуда берутся злополучные диезы и бемоли в тональностях. На наш взгляд, это минимум который должен знать каждый уважающий себя музыкант.

Возможно, вы встречали данную картинку:

На ней изображен квинтовый круг. Не пугайтесь этого страшного словосочетания, ведь на самом деле ничего сложного в этом нет. Он всего лишь навсего показывает знаки при ключе в минорных и мажорных тональностях. В данном случае нет смысла объяснять, что такое мажорная и минорная тональность, а вот что такое знаки при ключе и откуда они берутся с удовольствием попробуем объяснить.

Обратимся к следующей картинке, на которой изображены кливаши пианино:

На каждой клавише подписанны ноты:

С=до, D=ре, E=ми, F=фа, G=соль, A=ля, B=си

Вы спросите почему не подписали черные клавиши? Все очень просто, они имеют те же названия что и ноты окружающие их. Простой пример: черная клавиша между нотой C и D . Мы можем назвать её либо C# (диез) , либо Db (бемоль) , что эквивалентно. Т.е. если называем её в честь ноты стоящей перед ней, добавляем диез, если после нее-бемоль. Идем далее. Две соседнии ноты отделяет полутон, и не стоит забывать про черные клавиши, это тоже ноты (на гитаре полутону соответствует 1 лад, а тону соответственно - 2 лада).

Настало время перейти непосредственно к тональностям.

У каждой мажорной тональности есть своя параллельная минорная тональность, и наоборот, а называются они так потому, что имеют одинаковый набор знаков альтерации (диезов или бемолей) в гаммах. Если говорить по простому, то гамма - звукоряд, те ноты которые в данных тональностях «приемлемы» (конечно это не всегда так, но в более тяжелые случаи мы углубляться не будем). Откуда они получаются? Все очень и очень просто. На картинке с пианино можно увидеть формулы для минора и мажора. Что они значат? Принято считать что нот семь, вот и у нас в гамме будет 7 нот. Как известно на примере все лучше понимается

Допустим мы хотим построить мажорную гамму от ноты C и узнать какие в данной тональности аккорды, и найти параллельную ей минорную тональность. Легко!

Берем формулу мажорной тональности М=т+т+пт+т+т+т+пт:

  1. С+т=D
  2. D+т=E
  3. E+пт=F
  4. F+т=G
  5. A+т=B
  6. B+пт=C

В итоге получили гамму до-мажора: C D E F G A B . Как оказалось в ней у нас знаков нету. Точно так же мы сделаем для минорной тональности только уже по формуле для минора m=т+пт+т+т+пт+т+т (проделайте для закрепления сами с любой тональностью), и, если составить минорные гаммы для разных нот, то получится что минорная гамма от ноты ля, так же не имеет знаков. Как вы уже наверное догадались, ля-минор и будет являться параллельной тональностью для до-мажора. Так же на данном примере можно заметить интересное свойство: что бы узнать параллельную минорную тональность для мажора, надо вычесть от тоники (главной ноты, в честь которой называется тональность, в нашем случае C) 1.5 тона, и наоборот, прибавить к тонике минорной тональности 1.5 тона.

Для закрепления рассмотрим быстрый пример

Построим мажорную гамму от ноты соль(G):

  1. G+т=A
  2. A+т=B
  3. B+пт=C
  4. С+т=D
  5. D+т=E
  6. E+т= !внимание! F# (надеемся вы поняли почему)

Получили гамму: G A B C D E F# . Отняли от ноты G 1.5 тона и получили параллельную минорную тональность em . Посмотрите теперь на квинтовый круг. Все сошлось?) Видите как все просто, и никакой магии.

По анологии делается и для всех других тональностей.

В завершении осталось рассказать как же понять аккорды от каких нот в гамме будут являться мажорными а какие минорными.

Каждая нота в гамме имеет свою ступень. С 1 по 7 . Так вот, если расписать их по ступеням (для примера вазьмем С-мажор, а-минор) получим:

ступени: 1 2 3 4 5 6 7 или для минора 1 2 3 4 5 6 7

ноты: C D E F A B C A B C D E F G

Нота на первой ступени всегда главная и называется тоникой. Далее по старшинству идут ноты на 4 и 5 ступенях - субдоминанта и доминанта соответственно. Аккорды, построенные от данных ступеней всегда будут такими же как и аккорд построенный от тоники, т.е. C-мажор, F-мажор, G-мажор, или: a-минор, d-минор, e-минор. Аккорды построенные от других ступеней будут всегда противоположными.

Ну и на последок, для тех кто не сдался и осилил все до конца, пример для тональности G-мажор.

ступени: 1 2 3 4 5 6 7

ноты: G A B C D E F#

  1. ступень - G-мажор
  2. ступень - a-минор
  3. ступень - b-минор
  4. ступень - C-мажор
  5. ступень - D-мажор
  6. ступень - e-минор
  7. ступень - F#-мажор

Вот и все! Успехов в обучении!