Арабы история происхождения. Арабы

Группа народов . Арабский мир состоит из 20 стран Северной Африки и Ближнего Востока с населением около 430 миллионов человек . Язык арабский (семитская языковая группа), подавляющие вероисповедание — ислам.

Непростая арабская история

История арабского мира так многогранна и запутанна, что до сих пор историки высказывают свои версии.
Впервые об арабах упоминают древнейшие источники – ассирийские и вавилонские хроники. Немало говорится об арабском народе и в Библии. На страницах Священного Писания сообщается о появлении в Палестине племен пастухов из южных оазисов. Эти племена стали называться ибри, что означало «перешедшие через реку». Арабы считают своей родиной Аравию. Остров арабов – Джазират ал-араб – омывается Красным морем и Аденским, Персидским, Османскими заливами. Однако, если среди историков заходит спор о происхождении арабов, то указать конкретное место им все же трудно. По этой причине историю происхождения арабов представляют в виде нескольких территориальных зон:

1. Древнейшая Аравийская область,которая не совпадает с границами современного полуострова. Эта зона включает восточную Сирию и Иорданию.
2. Территория Сирии, Палестины, Ливана и Иордании.
3. Ирак, Египет, Ливия, Северный Судан.
4. Мавританская зона (Тунис, Марокко, Алжир, Мавритания, западная Сахара).

Занятия арабов

Среди арабов по типу занятости выделяют кочевников , земледельцев и горожан . Кочевники центральной и северной Аравии разводили овец, крупный рогатый скот и верблюдов. Кочевые племена арабов не были в изоляции, так располагались в основном в окружении экономически развитых районов. Арабы- земледельцы неустанно трудятся на своих землях, так как хороший урожай прокормит семью и позволит сделать запас. На южных плантациях выращивают зерно, фрукты, овощи и даже хлопок. Типичный городской уклад жизни царит в Сане, Каире, Бейруте. Дубаи, Абу-Даби- роскошные города, куда стремятся попасть туристы, чтобы насладиться великолепием арабского государства. Арабы трудятся на производствах, ездят на машинах по своим делам, а дети посещают в школу. Обычные городские жители. О трагических событиях в Сирийском Алеппо известно всему миру. Здесь некогда цветущий город превращен в груду камней и руины.

Арабская культура

Наивысшего расцвета арабская культура достигла в период с 8 по 11 век. Арабы стали основоположниками математической науки, медицины, архитектуры, философии и поэзии. Ибн Аль-Хайсам свою жизнь посвятил точным наукам: математике, астрономии, физике и оптике. Он впервые осветил строение человеческого глаза. В астрономии прославился арабский ученый Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни. Медицинскую энциклопедию предоставил миру автор монографии «Канон медицины» знаменитый Ибн Сина (Авиценна). Знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь» известны на весь мир.

Обычаи и традиции арабов в современном мире

Арабы чтят свои традиции. Мужчина при встрече с женщиной всегда вступает в разговор первым. Приветствие двух мужчин проходит так: оба прикасаются щеками друг к другу, а затем хлопают поочередно по спинам. Неспешно относятся к времени не только в быту, но и на деловых встречах. Философское отношение к жизни лежит в основе такого типа поведения. Арабы не терпят суеты, спонтанности, беготни и нервотрепок. Однако, свои решения принимают обдуманно, следуя заранее намеченной системе. Спокойное, прохладное отношение к происходящему вовсе не означает, что араб таков же по темпераменту. Свободолюбивый правнук воинствующих предков, он может сиюминутно прийти в ярость и стать дерзким оппонентом. Арабская месть недаром называется кровной. Чтобы защитить свою поруганную честь или близких, арабы не побояться схватить оружие и вступить в сражение. Честь для араба – святое!

Семейный арабский уклад

В гостях в арабской семье вам будет достаточно уютно. Хозяин встретит вас радушием, усадит за стол и предложит ароматный кофе. В мусульманском мире принято уважительно относится к собеседнику, постараться сделать его пребывание в чужом доме максимально комфортным. Семья в арабском мире – первая жизненная ценность. В семью входит большое количество родственников, помимо супругов и их наследников. Власть мужчины в семье неоспорима, он защитник, кормилец, господин.

Арабы - коренное население Аравии - принадлежат к так называемой семитской группе народов. В VI-VII веках они делились на арабов- горожан и бедуинов.
Название «бедуин» обозначает в арабском языке человека, живущего в степи, и происходит от слова «бадийэ», что значит «степь, пустыня».
Бедуины были кочевниками. Они занимались скотоводством. Главным животным в их хозяйстве был верблюд. С верблюдом связана вся жизнь бедуина от рождения до смерти. Верблюд давал ему молоко, молочные продукты, мясо. Верблюжья шерсть шла на изготовление одежды и жилища - шатров и палаток. Из верблюжьих шкур и кож выделывали сандалии, седла, сбрую, бурдюки для хранения воды. Лопатки верблюда нередко служили материалом для записей у арабов- горожан, а высушенный навоз использовали как топливо.
Верблюд же являлся главным средством передвижения, особенно удобным в пустыне, так как он может не пить до двадцати пяти дней зимой и более пяти дней летом. Не случайно еще до сих пор в арабском языке существует около тысячи названий верблюда, которые характеризуют самые тонкие оттенки в цвете шерсти и различия в возрасте и предназначении. Арабы считали верблюда даром аллаха и воспевали его в своих песнях.
Помимо верблюдов, бедуины разводили овец, коз и в небольшом количестве лошадей.
Кроме разведения скота, достойными мужчины занятиями считались набеги на соседние племена ради грабежа и увода скота. Жизнь бедуина, полная лишений и опасностей, требовала постоянной борьбы. Борьбы с жаждой, холодом, голодом, с врагами. Эти условия создавали сильных, смелых и ловких людей, умевших преодолевать трудности, быстро находить правильное решение в случае опасности. И не удивительно, что, живя постоянно как бы в осадном положении, самой большой добродетелью арабы считали храбрость.
Другой бедуинской доблестью было гостеприимство. Того же самого верблюда, которого бедуин воспевал, он был готов великодушно зарезать, чтобы накормить своих голодных товарищей и своего гостя.

Бедуин (современный снимок).

Пока гость находился под кровлей хозяина, он был в безопасности. Однако, когда гость, распростившись, отъезжал на некоторое расстояние, недавний хозяин мог его ограбить или даже убить.
Основой бедуинского общества была родо-племенная организация. Каждый шатер представлял семью, состоявшую из пяти - восьми человек. Группа шатров составляла «хайй» или лагерь. Все члены хаййа
входили в один род. Несколько родов составляли племя. Главой рода был «шейх», что значит «старец», обычно самый старший член рода. Шейха выбирали, и он властвовал, основываясь на личном опыте, знаниях, авторитете и щедрости.
При шейхе существовало нечто вроде совета из представителей отдельных семей.
Понятно, что в таком обществе самым главным было родство по крови, связь с племенем. В тяжелых природных условиях пустыни человек без рода, без племени был совершенно беспомощен и находился в постоянной опасности. Взаимная связь и поддержка членов племени особенно ярко проявлялись в обычае кровной мести. Если член рода убивал своего сородича, то остальные члены рода отказывали ему в поддержке. В случае бегства он становился отверженным, и его мог убить всякий, не опасаясь мести. Если же убийство было совершено вне рода, то любой член рода мог поплатиться за это жизнью, и весь род защищал каждого своего представителя. А отмщение должно было последовать неминуемо. Смерть бедуина не пугала, но пугало опасение, что его кровь прольется напрасно. Вражда, вызванная обычаем кровной мести, могла длиться десятилетиями.
Иногда одно племя просило покровительства у другого. Племена, связанные такими отношениями, обещали не нападать друг на друга, оказывать друг другу помощь. При этом слабое племя должно было нести больше обязанностей и подчиняться более сильному. Такие же отношения могли существовать и между отдельными людьми.
Но не следует думать, что жизнь бедуинов протекала в патриархальной простоте, без внутренних осложнений и конфликтов.
К VI-VII векам в их среде все более и более резко выделяются богатые и бедные. Вожди родов и племен используют власть в своих собственных интересах. Пастбища, принадлежавшие всему племени, постепенно переходят в руки вождей. Они эксплуатируют своих бедных соплеменников. У них появляются рабы и рабыни, которые пасут скот, ухаживают за ним и выполняют различные домашние работы. Одни роды богатеют, другие беднеют.
Не умея объяснить себе различные явления природы, бедуины наделяли окружающие их предметы сверхъестественными качествами. Они обожествляли деревья, камни, колодцы, источники, пещеры и поклонялись им. Кроме этого, каждое племя имело свое божество.
У одного племени божество было сделано из теста, и, когда случился голодный год, племя съело его без остатка.
Пустыни и ущелья бедуины населяли духами, так называемыми джиннами. Эти джинны, по представлениям арабов, иногда помогали путникам, но могли их погубить, если те их чем-нибудь рассердили.
Многие племена Аравии поклонялись луне, солнцу, звездам. Но для всех арабов священным местом был город Мекка. Там жили представители другой группы населения Аравии - арабы-горожане.


Черный камень.

Арабы-горожане - оседлое население «Острова арабов» - проживали в немногочисленных оазисах, где возникли города. Наиболее крупными и известными были Мекка, Йасриб, получивший впоследствии название Медины, и Таиф.
В Йасрибе и особенно в Таифе жители занимались главным образом земледелием и садоводством. Главным растением, которое возделывали арабы, была финиковая пальма. В жизни араба-горожанина пальма имела такое же большое значение, как верблюд для бедуина.
Плоды финиковой пальмы шли в пищу в свежем виде и сушились про запас. Из них же приготовляли хмельной напиток - набиз. Косточками плодов кормили верблюдов, а из стволов изготовляли различные предметы быта.
Кроме финиковой пальмы, в Аравии произрастали виноград, яблоки, гранаты, абрикосы, миндаль, апельсины, сахарный тростник, арбузы, бананы. В небольших количествах выращивали пшеницу и ячмень.
Мекка значительно отличалась от других городов полуострова. Расположенная в сухой и нездоровой местности, она с самого начала возникла как священный город для всех арабов.
В Мекке находился храм, так называемая Кааба, что по-арабски значит «куб». Такое название храм получил из-за своей кубической формы. В храме помещался священный черный камень, упавший, по преданию, с неба. Там же хранились идолы почти всех племен Аравии. Каждый араб считал своей обязанностью хоть раз в жизни посетить Каабу и поцеловать черный камень. (Вероятно, этот камень метеоритного происхождения.)
Территория вокруг города также считалась священной, и на ней нельзя было вести войну. Там же, в Мекке, находится и священный источник Земзем. Паломники (люди, пришедшие поклониться святыне)

при посещении Мекки выполняли целый ряд обрядов и приносили жертвы богам.
Большое значение имела Мекка и в качестве торгового пункта. С давних пор она стала станцией на «дороге пряностей», через которую товары шли далее на север. Сами мекканцы ежегодно отправляли богатый караван с товарами в Сирию. Торговля очень обогащала жителей Мекки. В 624 году, например, был снаряжен караван, который состоял из тысячи верблюдов и оценивался в 50 000 динаров, почти 400 000 рублей на наши деньги. Область Мекки считалась священной, и, следовательно, была безопасной. Поэтому Мекка стала также центром и внутриаравийской торговли.
Каждый год во время священных месяцев, когда была запрещена война, в самый город на ярмарку собирались арабы со всего полуострова.
...Вот верхом на верблюде бедуин. На его голове белый платок, углы которого свисают на плечи и спину. Платок укреплен сверху ака- лем - кольцом, которое сделано из веревки, изготовленной из верб-

Караван Хаджиев (паломников) вступает в Мекку. (Снимок XX века.)
133


Мекка. Общий вид. В центре прямоугольное здание мекканской мечети. Во дворе мечети завешенная черным покрывалом Кааба, в которой находится Черный камень. (Рисунок XVIII века.)

люжьей шерсти. На плечах бедуина длинный черный плащ, под которым видна белая (серая от пыли) рубаха. Ноги босы. В руке длинное бамбуковое копье. Позади всадника медленно и степенно вышагивает другой верблюд с навьюченными на него кожами и шкурами, а перед ним с блеянием и шумом пылит небольшое стадо овец. Кругом в беспорядке расставлены шатры. Группами толпится народ. За одним из шатров режут барана. Рядом наблюдает несколько человек: разве можно пропустить такое важное событие! Прямо на земле разложили свои товары купцы. У одного - пестрые йеменские ткани. У другого - индийские мечи. Третий предлагает сушеные финики. Четвертый расставил глиняную посуду и разную мелочь, нужную в хозяйстве кочевника.
В другом конце ярмарки большая толпа слушает поэта. Раздаются восклицания, возгласы удивления и восхищения стихами.
Все шумит, переговаривается, кричит, поет. Ярмарка плещется в неширокой долине, окаймленной серыми утесами.
А яркое аравийское солнце немилосердно обжигает и лишенные растительности скалы, и степь с редкими кустарниками, примыкающую к долине, и людей...

Так приблизительно выглядели эти ежегодные ярмарки, на которых встречались представители всех частей «Острова арабов».
Мекка и ее святыни находились в руках племени Корейшитов. Жители Мекки и других городов, как и бедуины, имели родоплеменную организацию. Однако в их среде имущественное неравенство проявлялось гораздо резче, чем у бедуинов. Мекканские купцы имели гораздо больше рабов, чем бедуины.
Не ограничиваясь эксплуатацией рабов, богатые купцы закабаляли своих сородичей. Обычно это делали путем займов. Желая участвовать в торговле, бедняки занимали деньги у богачей перед отправлением каравана в Сирию. Когда караван возвращался и все сделки были завершены, должник обязан был выплатить сумму, значительно большую взятого в долг.

Первая мистификация – происхождение арабов. Сегодня арабы полагают, что являются потомками Аврама (Ибрагима, Ибрахима, Абрахима) через его старшего сына Исмаила (Исмаэля), что позволяет им вписать себя в священную историю.

Они утверждают, что храм Кааба в Мекке был построен Адамом, отремонтирован его сыном Сетом и восстановлен Аврамом (Ибрагимом). Пророк Мухаммад даже обвинил арабов в том, что они превратили место, которое было изначально предназначено для мечети, в языческое капище: ко времени Пророка Мухаммада вокруг Каабы в Мекке стояло 360 идолов!

Эта история очень запутана. Мне не хотелось возвращаться к Библии. Я надеялся, что обойдусь в дальнейшем без ее текстов. Но усиленно пропагандируемые материалы исламистских "исследователей" требуют доказательств невероятности их мистификаций. И потому начинаем мы с библейского варианта истории.

Потоп принес ковчег на Арарат. Когда вода начала спадать и голубь не вернулся, из ковчега вышли Ной и его три сына: Хам, Сим и Иафет. «От них распространились народы по земле после потопа». Потомство детей и внуков Иафета заселило близлежащие земли. Потомки Хама заселили земли к югу до Красного моря и Персидского залива. Библия упоминает царства Вавилон, Эрех, Аккад и Халие в земле Сеннаар, а также племена филистимлян, ханаанеев, иевусеев, аморреев: «И были пределы Ханаанеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши» - это северо-западная часть Аравийского полуострова до Средиземного моря и Синая.

Согласно Библии у Евера – потомка Сима в третьем поколении было два сына: Иоктан и Фалек. Потомки Иоктана и его 13 сыновей заселили пространства "от Меши до Сефара, горы восточной"(Бытие,10:30). Меша известна как Мекка, а пространства эти – Аравийский полуостров (Arabian): от Красного моря и Синая на западе до Персидского залива на востоке, от Сирии и Ирака на севере до Аравийского моря (Индийского океана) на юге. Громадная территория, более двух миллионов квадратных километров пустынной, бесплодной земли, почти безводной и лишенной растительности. Эта земля и обозначается словом "араб". На заре истории этим словом называли Аравийский полуостров и населявшие его народы.

Ветвь потомков Сима через Евера и Фалека приводит нас через 4 поколенья в Ур Халдейский в дом Фарры к его сыну Авраму. Далее было в выпуске №8. Да, арабы и евреи имеют общее происхождение. Но предком арабов является сын Евера Иоктан, а не Аврам (Ибрагим, Абрахим), как это представили на заре ислама Пророк и его последователи. У них нет никаких доказательств, тем более, что (согласно Библии) Аврам был евреем, а не арабом(!), монотеистом (а не язычником). Монотеизм арабов (ислам) появился на тысячелетия позже. Первенец Аврама – Ибрагим, рожденный служанкой Сары египтянкой Агарь (Хаджар, Кетура), также не мог быть арабом или прародителем их. Так как арабы-язычники за 2,5 тысячелетия до н.э. уже жили на Аравийском полуострове. Он не мог быть язычником как сын Авраама, а тем более мусульманином, так как ислам появился через тысячи лет.

Что такое арабский мир и как он развивался? В этой статье речь пойдет о его культуре и развитии науки, истории и особенностях мировоззрения. Каким он был несколько веков назад и как выглядит арабский мир современный? Какие современные государства относят к нему сегодня?

Сущность понятия "арабский мир"

Под данным понятием подразумевается определенный географический регион, состоящий из стран северной и восточной части Африки, Ближнего Востока, населенных арабами (группой народов). В каждой из них арабский язык является официальным (либо же одним из официальных, как в Сомали).

Общая площадь арабского мира составляет примерно 13 миллионов км 2 , что делает его второй по размеру территории геолингвистической единицей на планете (после России).

Арабский мир не стоит путать с понятием "мусульманский мир", употребляемым исключительно в религиозном контексте, а также с международной организацией под названием "Лига арабских государств", созданной в 1945 году.

География арабского мира

Какие государства планеты принято включать в арабский мир? Фото, размещенное ниже, дает общее представление о его географии и структуре.

Итак, в состав арабского мира входит 23 государства. Причем два из них являются частично не признанными мировым сообществом (в списке ниже они отмечены звездочками). В этих государствах проживает около 345 миллионов человек, что составляет не более 5 % от общего населения мира.

Все страны арабского мира перечислены ниже, в порядке уменьшения численности их жителей. Это:

  1. Египет.
  2. Марокко.
  3. Алжир.
  4. Судан.
  5. Саудовская Аравия.
  6. Ирак.
  7. Йемен.
  8. Сирия.
  9. Тунис.
  10. Сомали.
  11. Иордания.
  12. Ливия.
  13. Ливан.
  14. Палестина*.
  15. Мавритания.
  16. Оман.
  17. Кувейт.
  18. Катар.
  19. Коморы.
  20. Бахрейн.
  21. Джибути.
  22. Западная Сахара*.

Крупнейшие города арабского мира - это Каир, Дамаск, Багдад, Мекка, Рабат, Алжир, Эр-Рияд, Хартум, Александрия.

Очерк о древней истории арабского мира

История развития арабского мира началась еще задолго до возникновения ислама. В те давние времена народы, которые сегодня являются неотъемлемой частью этого мира, общались еще на своих языках (хотя они и были родственны арабскому). Сведения том, какой была история арабского мира в древности, мы можем черпать из византийских или древнеримских источников. Разумеется, взгляд сквозь призму времени может быть весьма искаженным.

Древний арабский мир воспринимался высокоразвитыми государствами (Ираном, Римской и Византийской империей) бедным и полудиким. В их представлении это была пустынная земля с малочисленным и кочующим населением. На самом же деле кочевники составляли подавляющее меньшинство, а большая часть арабов вела оседлый способ жизни, тяготея к долинам малочисленных рек и оазисам. После одомашнивания верблюда здесь начала развиваться караванная торговля, которая для многих жителей планеты стала эталонным (шаблонным) образом арабского мира.

Первые зачатки государственности возникли на севере Аравийского полуострова. Еще раньше, по мнению историков, зародилось древнее государство Йемен, на юге полуострова. Однако контакты других держав с этим образованием были минимальными вследствие наличия огромной пустыни в несколько тысяч километров.

Арабско-мусульманский мир и его история хорошо описаны в книге Гюстава Лебона "История арабской цивилизации". Она была издана в 1884 году, её перевели на многие языки мира, в том числе, и на русский. Книга основана на самостоятельных путешествиях автора по Ближнему Востоку и Северной Африке.

Арабский мир в Средние Века

В VI веке арабы уже составляли большую часть населения Аравийского полуострова. Вскоре здесь зарождается исламская религия, после чего начинаются арабские завоевания. В VII столетии начинает формироваться новое государственное образование - Арабский халифат, которое раскинулось на огромных просторах от Индостана до Атлантики, от Сахары до Каспия.

Многочисленные племена и народы севера Африки очень быстро ассимилировались в арабскую культуру, легко приняв их язык и религию. В свою очередь арабы впитали в себя и некоторые элементы их культуры.

Если в Европе эпоха Средневековья ознаменовалась упадком науки, то в арабском мире она в это время активно развивалась. Это касалось множества её отраслей. Максимального развития в средневековом арабском мире достигла алгебра, психология, астрономия, химия, география и медицина.

Арабский халифат просуществовал относительно долгое время. В Х веке начинаются процессы феодального дробления великой державы. В конечном итоге некогда единый Арабский халифат распался на множество отдельных стран. Большая их часть в XVI веке вошла в состав очередной империи - Османской. В XIX столетии земли арабского мира становятся колониями европейских государств - Британии, Франции, Испании и Италии. На сегодняшний день все они снова стали независимыми и суверенными странами.

Особенности культуры арабского мира

Культура арабского мира не представляется без исламской религии, которая стала её неотъемлемой частью. Так, непоколебимая вера в Аллаха, почитание пророка Мухаммеда, пост и ежедневные молитвы, а также паломничество в Мекку (главную святыню для каждого мусульманина) являются основными "столпами" религиозной жизни всех жителей арабского мира. Мекка, кстати, была святым местом для арабов еще в доисламские времена.

Ислам, как утверждают исследователи, во многом схож с протестантизмом. В частности, он так же не осуждает богатство, а коммерческая деятельность человека оценивается с точки зрения морали.

В Средние Века именно на арабском языке было написано огромное количество трудов по истории: летописей, хроник, биографических словарей и т. п. С особым трепетом в мусульманской культуре относились (и относятся) к изображению слова. Так называемая арабская вязь - это не просто каллиграфическое письмо. Красота написанных букв у арабов приравнивается к идеальной красоте человеческого тела.

Не менее интересны и достойны внимания традиции арабской архитектуры. Классический тип мусульманского храма с мечетями сформировался еще в VII столетии. Он представляет собой закрытый (глухой) двор прямоугольной формы, внутри которого пристроена галерея из арок. В той части двора, которая обращена к Мекке, сооружен роскошно оформленный и просторный молитвенный зал, увенчанный сверху сферическим куполом. Над храмом, как правило, возвышается одна или несколько острых башенок (минаретов), которые предназначены для призыва мусульман к молитве.

Среди самых известных памятников арабского зодчества можно назвать в сирийском Дамаске (VIII век), а также мечеть Ибн-Тулунна в египетском Каире, архитектурные элементы которой щедро украшены красивым растительным орнаментом.

В мусульманских храмах нет позолоченных икон или каких-либо изображений, картин. Зато стены и арки мечетей украшены изящными арабесками. Это традиционный арабский рисунок, состоящий из геометрических узоров и растительных орнаментов (нужно отметить, что художественное изображение животных и людей считается кощунственным в мусульманской культуре). Арабески, по утверждению европейских культурологов, "боятся пустоты". Они полностью покрывают поверхность и исключают наличие какого-либо цветного фона.

Философия и литература

Очень тесно связана с исламской религией. Одним из известнейших мусульманских философов является мыслитель и врач Ибн Сина (980 - 1037). Его считают автором не менее чем 450 трудов по медицине, философии, логике, арифметике и других сфер знания.

Самая известная работа Ибн Сина (Авиценны) - "Канон врачебной науки". Тексты из этой книги много столетий использовались в различных университетах Европы. Еще один его труд, "Книга исцеления", также значительно повлиял на развитие арабской философской мысли.

Самый известный литературный памятник средневекового арабского мира - сборник сказок и рассказов "Тысяча и одна ночь". В этой книге исследователи обнаружили элементы доисламских индийских и персидских сюжетов. На протяжении столетий состав этого сборника видоизменялся, свой окончательный вид он приобрел лишь в XIV веке.

Развитие науки в современном арабском мире

В эпоху Средневековья арабский мир занимал ведущие позиции на планете в области научных достижений и открытий. Именно мусульманские ученые "подарили" миру алгебру, сделали огромный скачок в развитии биологии, медицины, астрономии и физики.

Однако сегодня страны арабского мира уделяют катастрофически мало внимания науке и образованию. Сегодня в этих государствах существует чуть более тысячи университетов, и лишь в 312 из них работают ученые, публикующие свои статьи в научных журналах. За всю историю только два мусульманина удостоились Нобелевской премии в научной сфере.

В чем же причина такого разительного контраста между "тогда" и "сейчас"?

Единого ответа на этот вопрос у историков нет. Большинство из них объясняет этот упадок науки феодальным дроблением некогда единой арабской державы (Халифата), а также возникновением различных исламских школ, что провоцировало все больше разногласий и конфликтов. Еще одной причиной может быть то, что арабы достаточно плохо знают свою же историю и не гордятся великим успехами своих предков.

Войны и терроризм в современном арабском мире

Почему арабы воюют? Сами исламисты утверждают, что таким образом они пытаются восстановить былую мощь арабского мира и обрести независимость от западных стран.

Важно отметить, что главная священная книга мусульман Коран не отрицает возможность захвата чужих территорий и обложения захваченных земель данью (об этом говорит восьмая сура "Добыча"). Кроме того, с помощью оружия всегда было намного легче распространять свою религию.

Арабы с самых древних времен прославились как смелые и довольно жестокие воины. С ними не рисковали воевать ни персы, ни римляне. Да и пустынная Аравия не слишком привлекала к себе внимание крупных империй. Однако арабских воинов с удовольствием принимали на службу в римские войска.

После окончания Первой мировой войны и распада Османской империи арабо-мусульманская цивилизация погрузилась в глубочайший кризис, который историки сравнивают с Тридцатилетней войной XVII века в Европе. Очевидно, что любой подобный кризис рано или поздно заканчивается всплеском радикальных настроений и активными порывами возродить, вернуть "золотой век" в своей истории. Эти же процессы сегодня происходят и в арабском мире. Так, в Африке свирепствует террористическая организация в Сирии и Ираке - ИГИЛ. Агрессивная деятельность последнего образования уже выходит далеко за рамки мусульманских государств.

Современный арабский мир устал от войн, конфликтов и столкновений. Но как погасить этот "пожар", пока никто точно не знает.

Саудовская Аравия

Сердцем арабо-мусульманского мира сегодня часто называют именно Саудовскую Аравию. Здесь находятся основные святыни ислама - города Мекка и Медина. Основная (и, по сути, единственная) религия в этом государстве - ислам. Представителям иного вероисповедания разрешено въезжать в Саудовскую Аравию, однако в Мекку или Медину их могут не пропустить. Также "туристам" категорически запрещено демонстрировать в стране какие-либо символы иной веры (например, носить крестики и т. п.).

В Саудовской Аравии существует даже специальная "религиозная" полиция, целью которой является пресечение возможных нарушений законов ислама. Религиозных преступников ждет соответствующее наказание - от денежного штрафа до казни.

Несмотря на все вышесказанное, дипломаты Саудовской Аравии активно работают на мировой арене в интересах защиты ислама, поддерживают партнерские связи со странами Запада. Непростые отношения у государства складываются с Ираном, который тоже претендует на лидерство в регионе.

Сирийская Арабская Республика

Сирия - еще один важный центр арабского мира. В свое время (при Омейядах) именно в городе Дамаске находилась столица Арабского халифата. Сегодня же в стране продолжается кровавая гражданская война (с 2011 года). Западные правозащитные организации часто критикуют Сирию, обвиняя её руководство в нарушении прав человека, применении пыток и существенном ограничении свободы слова.

Около 85 % являются мусульманами. Однако "инаковерцы" всегда чувствовали здесь себя свободно и довольно комфортно. Законы Корана на территории страны воспринимаются её жителями, скорее, как традиции.

Арабская Республика Египет

Крупнейшей (по населению) страной арабского мира является Египет. 98 % его жителей - это арабы, 90 % исповедуют ислам (суннитское течение). В Египте находится огромное количество гробниц с мусульманскими святыми, которые в дни религиозных праздников привлекают к себе тысячи паломников.

Ислам в современном Египте имеет существенное влияние на жизнь общества. Однако мусульманские законы здесь значительно смягчены и подогнаны под реалии XXI века. Интересно отметить, что большая часть идеологов так называемого "радикального ислама" получили образование именно в Каирском университете.

В заключение...

Под арабским миром подразумевают особый исторический регион, примерно охватывающий Аравийский полуостров и Северную Африку. В его состав географически входит 23 современных государства.

Культура арабского мира специфична и очень тесно связана с традициями и канонами ислама. Современные реалии этого региона - это консерватизм, слабое развитие науки и образования, распространение радикальных идей и терроризма.