Дошкольников по рисованию. Уроки рисования для дошкольников. Роль рисования в развитии ребенка

Рисование - первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него - обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.

Роль рисования в развитии ребенка

Картина, написанная маленьким художником, - предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.

Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

  1. Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это - стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
  2. У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
  3. В процессе работы ребенок получает реальный результат - рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
  4. Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
  5. Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
  6. Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
  7. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
  8. Рисование - процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки - а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
  9. Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
  10. Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
  11. Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания - приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
  12. Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.

Как рисуют мальчики и девочки

Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал - мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.

У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.

Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.

Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.

Важность уроков рисования в школе

Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства - всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.

Что же дает рисование школьникам , если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели. Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют свободной формы занятий. Учитель не обучает детей непосредственно техникам живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству, учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.

Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни:

  • точность зрения и наблюдательность - необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
  • без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
  • развитым воображением обладают изобретатели, исследователи - люди, толкающие вперед науку и технику.

Задача взрослых - всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Рисование - вид изобразительной деятельности, основное назначение которого - образное отражение действительности. Рисование - одно из самых интересных для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: карандаши и бумагу, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.

Как правило, дети любят рисовать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Рисование как вид изодеятельности имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Дети воспроизводят в рисунке, то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из произведений художественной литературы.

На наш взгляд, рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Оно позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, рисование имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Рисование оказывает влияние на то, что принято называть «мелкой моторикой», то есть ребенок развивает кисти рук, пальцы. Это тонкие координации, которые с одной стороны укрепляют связи между нейронами мозга и нервами в кистях. С другой же стороны -- обратные сигналы от непослушных еще пальцев заставляют мозг обрабатывать новые массивы информации и, следовательно, развиваться. Во время обучения детей рисованию происходит знакомство их с произведениями, написанными великими мастерами. Это, безусловно, расширяет кругозор, приучает мыслить шире, чем подсказывает повседневная жизнь. Но воздействие на душу и ум состоит не только в этом. Ребенок, пытаясь изобразить что-либо на бумаге, совершенно по-другому начинает относиться к окружающему его миру. Глядя на всё, он видит не хаотичные картинки, а соразмерности, пропорции, краски. Мир приобретает глубину и насыщенность.

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.).

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.

Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.

Значение занятий по рисованию для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Рисование как вид изобразительной деятельности должно быть использовано для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Занимаясь рисованием дети узнают разные материалы (бумага, краски, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. На занятиях по рисованию происходит развитие творческих способностей детей, также они усваивают названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, что способствует обогащению словаря. Высказывания в процессе наблюдений и явлений при исследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связанной речи и личностное развитие ребенка. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициативность, умственная активность и самостоятельность. Впервые нарисовать - большое счастье для трехлетнего малыша. В процессе выполнения лепки или рисунка, ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были ими вызваны, что положительно влияет на развитие личности ребенка.

Роль воспитателя в развитии ребенка научить малыша держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволит добиваться выразительности линий и изображения, так как линия - один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью дети учатся вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.

Правильное развитие мелкой моторики у детей учит ребят приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую - с просветами). Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.

Здесь важная роль воспитателя для развития ребенка состоит в том, чтобы проследить процесс усваивания детьми различных способов работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски - гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.). Овладение техникой рисования развивает моторику детей, позволяет им свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки!

Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего, на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.

Если ваш малыш часто расстраивается, что не умеет рисовать, или рисунок получается не таким, как он ожидал, предложите крохе не рисовать по образцу, а воспользоваться альтернативными техниками рисования, которые увлекут его и станут отличными мотиваторами для творчества!

Предлагаем вам 20 вариантов нетрадиционных техник рисования для ребенка, которые раскроют его индивидуальность!

ПАСПАРТУ

В этой технике рисования для детей, небрежные «мяляки» ребенка вставляются в лист с вырезанной формой животного, дерева, цветка и т.п. Вам нужно вырезать шаблон, например, в виде ромашки и наложить сверху на мазню малыша. Таким образом непримечательный рисунок станет частью особой идеи.

ФРОТТАЖ

Лист бумаги нужно положить на плоский рельефный предмет и заштриховать цветным карандашом его поверхность. У вас получится красивая картинка-оттиск, с силуэтом предмета-подложки! Дети, которые пытались рисовать на столе с рельефного дерева, наверняка знают, что иногда эта техника «подключается» в рисунок совершенно случайно.

ВОЗДУШНЫЕ КРАСКИ

Для приготовления такой краски смешайте в небольшой посуде:

  • 250 г. муки, пол ч.л соды, пол ч.л лимонной кислоты
  • пару капель пищевого красителя
  • 1 ст. л соли

Техника выполнения рисунка:

  1. В посуду с вышеперечисленными ингредиентами влейте немного воды, чтобы краска получилась нужной густоты.
  2. Нанесите краску на плотный картон кистью или ватными палочками.
  3. Поставьте рисунок в микроволновку на 20 - 30 секунд, пока масса не подсохнет. Время сушки зависит от того, насколько ваша краска получилась густой и какой ее слой вы сделали на рисунке.

Проследите, чтобы картон не содержал синтетических материалов и пленок. Выбирайте либо самый обычный его вариант, либо возьмите цветную плотную бумагу.

МРАМОРНАЯ БУМАГА

Для этой техники рисования понадобится:

  • пена для бритья
  • акварельные краски или пищевые красители
  • плоская посуда
  • бумага
  • скребок

План работы:

  1. Толстым слоем нанесите на любую плоскую посуду пену для бритья.
  2. Сделайте насыщенный раствор каждого цвета краски с помощью воды - разбавьте красители до жидкого состояния.
  3. Возьмите пипетку (или простую кисть) и капните несколько капель краски разных оттенков на слой пены.
  4. Кистью размажьте краску по поверхности, старайтесь делать это так, чтобы получались красивые линии и формы. Это этап можно считать самым творческим и интересным!
  5. Приложите сверху на такую пену с узором чистий лист бумаги.
  6. Положите лист на плоскую поверхность и снимите с него всю пену кусочком картона.
  7. Под пеной вы сможете увидеть необычные мраморные разводы, похожие на северное сияние! Теперь нужно положить картинку в сухое место на 2 часа, чтобы она подсохла.

МЫЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Смешайте краски с несколькими капями обычного жидкого мыла, затем наносите кистью на бумагу. Вы увидите, что из краски появляются маленькие мыльные пузырьки, которые создают красивую фактуру рисунка.

КЛЯКСОГРАФИЯ

Для выполнения этой техники можно использовать трубочку, чтобы выдувать кляксу, а можно обойтись и без нее. Попросите ребенка капнуть краской на лист бумаги, затем наклонить его в разные стороны, а потом дорисовать что-то к кляксе, чтобы получить красивый рисунок.

Также можно сделать кляксу, а потом сложить лист пополам, чтобы она отпечаталась на второй его половине. Затем дайте ребенку пофантазировать, на что похожа клякса и попросите дорисовать нужные элементы.

РИСОВАНИЕ НА ВЛАЖНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Смочите бумажный лист водой и оставьте высыхать буквально на пол минуты, а затем начинайте рисовать по нему акварелью. Краски будут растекатся в разные стороны и вы получите очень оригинальные разводы с наплывами.

ПУЧОК КАРАНДАШЕЙ

Аккуратно соберите в пучек 5-6 цветных карандашей, обвяжите их клейкой лентой и дайте малышу порисовать.

МЕЛКИ И КРАХМАЛ

Сделайте крахмальный раствор и смочите им чистый лист бумаги. Дайте крохе мелки, пусть пробует рисовать на такой скользкой основе. Используйте основные цвета мелков и они дадут новые оттенки на бумаге!

РАЗНОЦВЕТНЫЙ КЛЕЙ

Подготовьте несколько пустых емкостей и разлейте в них клей ПВА, затем капните в каждый стаканчик по пару капель краски разного цвета. Таким цветным клеем рисуйте все, что душа пожелает! Особенно красиво получаются рисунки в «капельной технике»

РИСУНОК СОЛЬЮ

Нарисуйте простым карандашом набросок на бумаге, пройдитесь мокрой кистью по контуру рисунка, а затем обильно посыпьте солью. Через 10 минут струсите соль, дорисуйте недостающие элементы. С помощью соли можно красиво нарисовать бабочек, птичек, снег.

РИСОВАНИЕ ВОСКОМ

На белом листе нарисуйте восковой свечкой контуры людей, деревьев или цветов. Когда ребенок начнет раскрашивать рисунок акварелью, он «создаст» красивые белые изображения. Также можно покрыть разноцветной краской весь лист, высушить его, затем обильно натереть воском.

Поверх воска толстым слоем нанесите темную гуашь и дайте подсохнуть. После этого тонкой иголкой или деревянной палочкой можно «выцарапать» яркий рисунок на темном фоне.

ПОРОЛОН ИЛИ ГУБКА

Смачивая губку или кусок поролона гуашью, кроха может нарисовать крону деревьев, цветы, зимние пейзажи и многое другое.

РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Пучок ватных палочек перевяжите клейкой лентой или резинкой, предложите ребенку окунуть его в краску и нарисовать облака, деревья, снежные сугробы, снег. Недостающие детали можно дорисовать простой кисточкой.

РИСОВАНИЕ ТОЧКАМИ

Сначала кроха должен нарисовать контур предмета, а затем заполнить весь его фон разноцветными точками, с помощью краски или фломастера. Чтобы рисунок получился красочным, нужно чередовать цвета точек.

РИСОВАНИЕ БРЫЗГАМИ

Возьмите сухую зубную щетку и смажьте ее гуашью. Не переборщите, краски не должно быть много, но она должна быть густая. Расположите лист на столе, наклонитесь над ним, в одной руке держите щетку с краской, а другой скребите щетину в своем направлении. Щетина должна быть повернута вниз к рисунку, иначе вы с ребенком рискуете забрызгать весь дом.

Если наложить на щетку несколько цветов, можно создать салют. Желтая и оранжевая гаммы подойдут для рисунка на осенню тематику, а синяя поможет создать красивый зимный пейзаж.

РИСОВАНИЕ ОТПЕЧАТКАМИ

Возьмите яблоко, разрежьте его пополам и создавайте красивые рисунки, обмакивая половинки в краску. Для данной нетрадиционной техники рисования можно использовать и другие интересные «штампы», которые вы найдете дома!

РИСОВАНИЕ ШАРИКАМИ

Для этой техники понадобится : крышка от коробки, шарики, краска, бумага, кисточки.

Положите лист бумаги на дно плоской коробки (или на крушку от любой другой), обильно брызнете на него акварельной краской. Затем туда же бросьте несколько стеклянных шариков (или шариков из подшипников) и немного потрясите коробкой, чтобы они катались, тем самым смешивая цветные брызги на листе и создавая рисунок.

РИСОВАНИЕ НОГАМИ

Эта техника рисования для детей очень расслабляет и развивает фантазию ребенка! Закрепите скотчем лист бумаги на полу. Вложите малышу между пальцами ног карандаш и попросите что-нибудь нарисовать.

Также можно рисовать и красками, мокая пальцы ног в гуашь и создавая красивые отпечатки на бумаге.

Главный герой всех игр - Лутонюшка.

Сказочный герой Лутонюшка будет здесь заводилой, учителем, наставником. Он будет учить маленьких детей всему, что сам умеет и чем владеет.

Я, Лутонюшка, — учитель,

Рисованию учитесь!

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем рисовать!

Игра «Травка-муравка»

Учим рисовать траву разными способами;

Использовать карандаши, фломастеры, краски и мелки;

Знакомим с зеленым цветом и его оттенками; даем новую информацию по теме «трава и сено»

Материал для игры

Зеленые карандаши светлого и темного оттенка (зеленый фломастер светлого и темного оттенка, зеленая гуашь), зеленый мелок; листы бумаги — белой и коричневой.

Ход игры

Любят травку пощипать

Папа-бык, корова-мать.

Щиплют козы и овечки

Травку на лугу у речки.

И зимой им травку надо.

Только луг под снегопадом.

Снегом мокрым сыт не будешь,

Травку рогом не добудешь.

Помоги животным бедным,

Заготовь травы к обедам!

Лутоня раздает маленьким художникам рисовальные принадлежности и говорит о том, что эта трава будет кормом для животных зимой, поэтому ее нужно нарисовать много — пол-листа.

Он показывает каждому ученику, как ее рисовать, — ритмичными штрихами.

Раз штришок, два штришок...

Много маленьких штрихов —

Получается стожок.

Лутонюшка показывает на второй и третий рисунки и обращает внимание на то, что травка, хотя и зеленая, но разных оттенков и растет в разных направлениях.

Травки на лугах не счесть.

У нее оттенки есть!

На коричневом листе бумаге траву рисуют зелеными мелками: ритмично наносят штрихи.

Совет от Лутонюшка.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо по траве ходить.

Босиком по росе

По утрам ходите все!

Лутонюшка рассказывает, что траву косят, сушат и собирают в стог. Сушеная трава — это сено. Зимой жвачным животным дают сено.

Травка летом сочная,

Травка летом свежая.

А зимой сушеная

И не очень нежная,

Но зато душистая,

Да еще пушистая!

Разрисуй ромашку разными оттенками зеленого цвета.

Поставь в вазу зеленый цветок нарисуй его в пустой вазе.

Посмотри на цветы в вазе. Назови цветы и раскрась их стебли и листики.

В вазе на столе

стоит букет.

У стеблей и листиков

зеленый цвет.

Колокольчик синий,

словно небосвод.

Красные тюльпаны

стали в хоровод.

Игра «краски на клумбах»

Учим рисовать цветы красками

Материал для игры

Листы бумаги прямоугольной и круглой формы, кисточки, гуашь.

Ход игры

Что растет в саду?

Травка, ягоды, кусты.

А еще растут на клумбах

Разноцветные цветы.

Взрослый изображает из себя Лутонюшку-учи- теля. Лутонюшка собирает и вооружает войско. Войско — это кисти и краски, которые он раскладывает на столах. Они сейчас бойцы. Кисти будут воевать с красками — побеждать свое неумение, учиться рисовать цветы на клумбах.

Лутонюшка командует:

Краску в кисти наберем,

К клумбе их приложим.

Рисовать на ней цветы

Лутоня показывает, как рисовать цветы светлыми и более темными оттенками. Он объясняет, как нарисовать густую траву, без отдельных травинок, равномерно нанося краску.

Вся трава у нас густая,

Полоса идет сплошная:

Где темней, где светлей.

Краской рисовать умей!

Лутонюшка заключает:

Кисти краски победили:

Мы цветочки посадили!

Игра «Темушка-солнышко»

Рисуем красками зернышки и подсолнух;

Используем зеленый цвет, осваиваем другие цвета

Материал для игры

Бумага, гуашь, кисть, картинка с подсолнухом, доска школьная.

Ход игры

Он похож на солнышко,

Желтый мальчик Темушка.

На зеленой толстой ножке

Кланяется нам с дорожки. (Подсолнух)

На зеленой толстой ножке

Он стоит среди картошки.

В середине семечки —

Остренькие темечки.

Он похож на солнышко.

Желтый наш... (Подсолнушек)

Лутонюшка (взрослый) показывает картинку с подсолнухом и просит придумать ему имя, такое, чтобы было похоже на слово «солнышко».

— Солнышко-Темушка! — подводит итог Лутонюшка. Он объявляет, что подсолнух — воин. Он защищается от птиц, которые выклевывают его семечки. У подсолнуха целое войско — несчитанное количество семечек. Каждый воин — это зернышко в защитной броне (в доспехах) — шелухе. Когда зернышки кто-то сгрызает или враг их сбивает и они падают на землю, войско все равно не убывает, потому что они прорастают из земли, оживают, и подсолнушек снова тянется к солнцу.

Лепестки подсолнуха — его разящее оружие с солнечной энергией. Они осыпаются, но воинам не страшно, потому что их окружает крепкая зеленая зубчатая стена. Листья у подсолнуха большие и шершавые.

Лутонюшка прикалывает бумагу к доске и показывает, как рисовать подсолнух.

1. Сверху вниз проводит кисточкой широкую полоску — рисует ствол зеленой краской.

2. Затем рисует голову подсолнуха обводит краской круг.

3. Внутри круга Лутоня рисует зернышки. Он рисует их концом кисти — делает мазки.

4. Потом рисует желтой краской треугольнички — лепестки. Он обращает внимание на то, что кисть следует накладывать плашмя.

5. Наконец, плашмя прикладывая кисть, рисует листочки.

Как нарисовать елочку

Учим рисовать елку одним из способов

Материал для игры

Бумага, цветные карандаши.

Ход игры

Лутоня, опытный художник (взрослый), загадывает загадку и рассказывает про ели-елки:

Живет в лесу пушистая,

Зеленая, лучистая. (Ель)

В елях живет дух леса, который оберегает всех лесных зверушек и птиц. Чтобы лесной дух не обижал обитателей леса, ель украшают. Елка никогда не стареет. Она красива и стройна.

«Чтобы елку рисовать, вот тебе что надо знать, — говорит опытный художник Лутоня. — Ее ветки-лапы начинаются от самого низа и идут до верхушки. Верхние лапки короткие и растут вверх. Средние лапы длинные, изгибаются, растут в стороны и вверх. Нижние лапищи длинные, тяжелые, они растут в стороны и вниз. Лапы елки мохнатые — покрыты неизмеримым числом иголок — густой хвоей».

Лутоня ведет рассказ об этапах рисования ели.

1. Простым карандашом проводим линию земли и рисуем прямую линию небольшой высоты.

2. Проводим вторую линию, чтобы получился ствол, сужаем его кверху.

3. Рисуем еловые лапы: верхние короткие ветки, идущие от ствола косо и вверх. Средние ветки рисуем чуть прямее и длиннее. Нижние лапы длинные, изгибаются вниз.

4. На ветках нарисуем иголочки — хвою. Ее больше на нижних ветках.

5. Ствол раскрашиваем светло-коричневым карандашом, хвою — темно-зеленым цветом.

Елочка в огнях

Учим рисовать красками, закрепляем в памяти красный и зеленый цвета

Материал для игры

Бумага, кисточки, гуашь.

Ход игры

Лутонюшка читает стишок.

К нам пришла из лесу елка:

Вся в сверкании огней,

Вся зеленая, в иголках,

И игрушки есть на ней.

На Новый год в дома к людям приходит елка. Чтобы было празднично, радостно и красиво, ее наряжают, украшают игрушками и вешают огоньки.

Мы на елочку повесим

Яркие фонарики.

Дождик на нее набросим,

Бантики и шарики.

Он показывает, как сделать кисточкой контуры елочки: расширяющиеся книзу зигзаги, коротенький ствол. Потом ее надо закрасить зеленой краской, равномерно двигая кисточкой. Краске надо дать подсохнуть. Огоньки рисуют красной краской, прижимая кисть к бумаге.

«Кошка Крошка любит бантики. Давайте их тоже «повесим на елку», — предлагает Лутоня. Он показывает, как их рисовать: два сходящихся вершинами треугольничка, серединку обозначить мазком.

Более способные дети нарисуют банты, как знают.

Зайчик-лакомка

Учим с помощью красок рисовать зайца;

Закрепляем понятие «овал»; напоминаем, что зайцы грызут не только морковку с капустой, но и кору деревьев

Материал для игры

Бумага, голубая гуашь, кисточки.

Загадка от Лутонюшки.

Я игрун, я прыгун.

Я быстрее всех бегу.

Ушки мои всех длинней.

Говори ответ скорей! (Зайчик)

Лутонюшка-мастер объясняет.

Нарисуем два овала:

На большом овале малый.

А на самой на макушке

Нарисуем зайцу ушки,

Нос-курносик, длинный ротик,

Пририсуем круглый хвостик,

Глазик, спрятанные ножки.

Все! Помчали по дорожке!

Лутонюшка рассматривает рисунки своих учеников и отмечает лучшего художника.

Рисовать ты научился:

Любят зайчики морковку,

На капусту установка.

А придет зимы пора,

Лакомство для них — кора.

Что такое есть кора?

Знать бы всем уже пора.

Он объясняет, что кора защищает ствол дерева, и говорит, что деревья научит рисовать на следующем уроке.

Дерево - природы чудо

Учим рисовать деревья и листья красками, карандашом

Материал для игры

Бумага, гуашь, кисточки, карандаш.

Ход игры

Дерево — растение,

У него есть крона

С ветками колючими

И листвой зеленой.

Мастер Лутоня (взрослый) подводит учеников к окну и показывает, какие есть в саду деревья. Он обращает их внимание на стволы и ветки деревьев: стволы — толстые и более тонкие, а ветки тоньше стволов.

Ствол шершавый, в темной шубке,

В шубках также его ветки.

Летом ствол в листве кудрявой

Изумительной расцветки.

Мастер показывает, как рисуют ствол дерева краской. Нажимая на кисточку, надо сверху вниз провести широкую полосу. Потом рисуют ветки, которые идут от ствола вверх.

«На ветках нарисуем черешки — тонкие зеленые штришки», — объясняет Лутоня ученикам.

Затем показывает, как рисуют листочки: прикладывая кисточку плашмя. Кто-то может уже рисовать их по-другому.

На другом уроке Лутоня показывает, как рисовать деревья карандашом.

1. Нарисовать простым карандашом две параллельные изогнутые линии, которые вверху расходятся вилкой, — ствол. Дерево зимой голое, без листьев:

2. Можно нарисовать на ветках листочки — летнее дерево. Но учиться изображать листья разных деревьев ученики будут на других уроках рисования.

Сияющая береза

Учим рисовать карандашом деревья, березу

Материал для игры

Бумага, карандаши простой и цветные — коричневый и зеленый; картинка с березой.

Ход игры

Лутоня просит отгадать загадку.

Дева в белом одеянье,

От нее идет сиянье.

Кудри локонами вьются,

Песни про нее поются.

Пятна и полоски На стволе... (березки).

Учитель показывает, как нарисовать ствол березы.

1. Рисуем неровную линию.

2. Второй линией, которая идет от вершины, покажем толщину ствола.

3. Рисуем ветки — плавные, волнистые линии.

4. На концах крупных веток рисуем маленькие веточки.

5. Раскрашиваем ствол белым карандашом, черным и коричневым — полосы и пятна.

Такую березу мы видим зимой, — без листьев.

6. На летней березе рисуем листья.

Лист дубовый, резной

Учимся рисовать листья разных деревьев

Материал для игры

Карандаш простой и акварельные краски, резинка, дубовые листочки или картинки с ними.

Ход игры

Учитель Лутонюшка подводит учеников к окну и показывает на деревья. Он обращает внимание на то, какие у них листья: у всех разные, со своей формой. А потом он указывает на дуб и декламирует:

Возле дома у Лутоши

Разрослась густая роща.

Там деревья вековые,

Там березки озорные,

Дуб с могучею спиной.

Лист у дуба вырезной.

Он просит рассмотреть дубовый лист, показывает на его форму, на жилки. Помогает каждому рисовать.

1. Простым карандашом нарисуем жилку — проведем прямую линию.

2. Нарисуем справа и слева боковые жилочки, которые идут вверх.

3. Соединим вершину листа с жилками. Нарисуем черешок внизу.

4. «Вырезаем» листочек — делаем уголочки между жилками.

5. Сделаем потолще линии жилок и черешка.

6. Закрасим светло-зеленой краской. Дадим ей подсохнуть и более темной краской концом кисти проведем вдоль жилок.

Дубовая семейка

Учимся рисовать ветку дуба с листьями

Материал для игры

Бумага, простой карандаш, акварельная краска (желтая и коричневая), ластик.

Ход игры

Мастер Лутонюшка (взрослый) произносит:

Одному листочку скучно —

Лучше жить на ветке.

Нарисуем ветку дуба

Желтенькой расцветки.

Лутоня рассказывает о дубе: он могуч, ствол у него толстый, ветки растут почти что прямо, на концах много маленьких веточек. У дуба пышная крона. На нем родятся желуди.

Учитель просит взять простые карандаши и рассказывает ученикам, как рисовать лубовую ветку.

Нарисуем жилки — малые, большие,

А потом листочки овальные. Такие!

Проведем мы волны по краям овала,

Чтобы наша ветка веткой дуба стала.

Ненужные линии стираем, четко обводим контур. Листочки раскрашиваем желтой акварелью: на улице осень. На подсохшую желтую краску наносим возле жилок коричневую — затемняем.

Хороша ветка! Молодец ты, детка!

А потом все отгадывают загадки.

Гладкий, словно ноготок,

Этот желтый коробок.

А внутри его дубок. (Желудь)

В лес пойду, корм любимый свой найду.

Я под дубом желтым встану,

Носом желуди достану. (Свинья)

Глаз - фотограф у нас

Учим рисовать по образцу

Материал для игры

Бумага, карандаши простой и цветные или акварельные краски, образцы для рисования по усмотрению.

Ход игры

Лутонюшка часто проводил с учениками самостоятельные уроки рисования. На таких уроках он объявлял себя экзаменатором. Он приносил в класс всякую всячину: лист березы, ветку вербы, ветку тополя, ветку лавра, ветку винограда, бананы, мячик, флажок, пирамидку, шарик, неваляшку, арбуз, а также картинки с изображением разных предметов.

Экзаменатор просил учеников нарисовать то, что изображено на картинке, сопровождая просьбу присказкой.

Если ты умен, то скажут:

Ты у нас с усами.

Что увидим, на бумаге

Нарисуем сами!

Ученики часто помогали ему: они по очереди приносили свои любимые игрушки и предметы. И все животные рассматривали и рисовали их.

На других занятиях экзаменатор давал задания, чтобы понять, как же его ученики усвоили урок, как они запомнили, что рисовали, выяснял, что они знают о предмете, который нарисовали. Все были молодцами, отвечали на вопросы, выполняли задания любимого учителя.

И ты думай и выполняй эти задания вместе со зверушками.

Закончи фразу.

Это листик клена — не розовый — ... (зеленый).

Я сегодня очень рада — я поела... (винограда).

Я не спутаю с другими, а скажу вам верно: это ветка серебрится на весенней... (вербе).

Друг о друга хлопали липкие листочки на высоком... (тополе).

В супе плавает, душист, южный гость — лавровый... (лист).

Съедят и мартышка, и баран этот сладкий плод... (банан).

Ушибется, но не плачет этот прыткий, круглый... (мячик).

К дому сделаю шажок, там на крыше мой... (флажок).

Ты любуйся и завидуй — я построил... (пирамиду) .

Укусил его комарик — лопнул быстро красный... (шарик).

Хочется узнать Ромашке, что внутри у... (неваляшки).

Вытирает котик ус — очень сладкий был... (арбуз)!

Убери лишний рисунок.

Каких листьев меньше

Какая яблоня ниже?

Что на высокой яблоньке?

Что появляется раньше — цветы или яблоки?

Все, что вижу, я рисую!

Развиваем творческие способности, учим рисовать по своему желанию

Материал для игры

Рисовальные принадлежности, чистая тетрадка, данный текст.

Ход игры

Лутонюшка собирает своих учеников, рассаживает их по местам и говорит о том, что они в его Подготовительном Классе уже получили достаточный опыт в рисовании. Они знают о многих вещах на свете, многое видели, попробовали, побывали в разных местах, любовались картинами природы, знают о зиме, о лете, о весне, об осени, о деревьях, солнышке, животных, цветах. Не перечислить всего! Он их учил, подсказывал, а они слушали своего учителя и выполняли его задания. А на этом занятии ученики сами себе учителя и будут они играть в вольных художников. Пора проверить, чем наполнены рогатые, ушастые и гривастые головки, какие в них остались картинки от увиденного и услышанного. Лутоня предлагает ученикам рисовать, что захочется. Он говорит присказку.

Ничего не покажу,

Ничего не расскажу.

Сам ходи и сам смотри.

Мне рисунок подари!

Может, это будет кошка?

Может, бык или моркошка?

Даже, может быть, лукошко

Или в супнице окрошка?

Или малая картинка,

Или целая картина?

Все, что хочешь, нарисуй.

Ты сумеешь, не пасуй!

Мастер раздает «палитры» -— коробки с акварельными красками. Вольные художники берут чистые полотна (по листу рисовальной бумаги, свернутой в рулончик) и отправляются в разные стороны бродить по свету, наблюдать за жизнью на земле, а потом переносить увиденное на полотна, то есть писать свои картины и выставлять потом их в галерее.

Кто-то «садится в поезд» и смотрит из окна на мелькающие картинки — подходит к окну. Кто-то берет свои игрушки, вещи, находящиеся в комнате, рассматривает их. Другие бродят по дому, все пристально разглядывают, запоминают. А потом все живописцы возвращаются в свои «мастерские» — садятся за стол, натягивают «полотна» — раскладывают на столе бумагу, берут кисточки и начинают «писать картины для выставки в художественной галерее».

Готовые рисунки вольные художники несут «в картинную галерею», где их принимает мастер-художник. Он раскладывают все картины на столе — «выставляет картины».

На выставку картин приходят «посетители». Они показывают Лутоне пригласительные билеты — прямоугольные кусочки бумаги или картинки с изображениями животных, или зверей. Он смотрит на билет и говорит: «Вы, мартышка, проходите, галерею посмотрите. Проходи, коза, и смотри во все глаза. Вы, поросенок, не хрюкайте, пожалуйста. Вам, лошадка, будем рады, только цокать здесь не надо». Корову он предупреждает: «Рогами ничего не трогать». Собаке может сказать: «На картины не лают». Мишке советует: «Вам, мишутка косолапый, ничего не надо лапать». Мастер сам придумывает, кто есть кто.

Но посетитель может и представиться: «Лев на выставку явился», «Вот я, зайчик, появился», «Я волк, в галерею пришел», «Я веселый жеребенок, любознательный ребенок», «Подошла к вам я, свинья. Ох, люблю картины я!».

Все становятся вокруг стола с картинками, рассматривают их. А потом «пишут отзывы в книге» (хвалят понравившиеся рисунки): расписываются в приготовленной тетрадке, а Лутонюшка берет рисунки, показывает и читает «отзывы» вслух.

Например, такие:

Замечательная кошка!

Ухо длинное немножко.

Елка лучшая — твоя!

Восхищаюсь тобой я!

Ох, какой у Маши мяч!

От меня его не прячь!

Заяц

Что за травка — изумруд!

Все увидят и замрут!

Овечка

Вот так кукла — просто диво!

До чего ж она красива!

Свинья

Твой букет такой чудесный,

Замечательный, прелестный!

Корова

Я в восторге от пейзажа.

Ты художница, Наташа!

Корова

Эта мышка — просто класс!

Самый лучший, ты у нас!

Кошка

Самый лучший художник получает приз за лучшую «картину» — краски, карандаши, альбом, шоколадный батончик и т. п.

Все хлопают, поздравляют победителя.