Русские народные сказки


Вы заглянули в категорию сайта Русские народные сказки . Здесь вы найдёте полный список русских сказок из русского фольклора. Давно известные и горячо любимые персонажи народных сказок встретят здесь вас с радостью, и в который раз расскажут вам о своих интересных и занимательных приключениях.

Русские народные сказки делятся на такие группы:

Сказки о животных;

Волшебные сказки;

Бытовые сказки.

Герои народных сказок русских часто представлены в лице животных. Так волк всегда отображал жадного и злого, лиса хитрого и смекалистого, медведь сильного и доброго, а заяц слабого и трусливого человека. Но мораль этих историй заключалась в том, что не стоит вешать ярмо даже на самого злого героя, ведь всегда может встретиться трусливый заяц, который сможет обхитрить лису и победить волка.

Include("content.html"); ?>

Русская народная сказка играет и воспитательную роль. Добро и зло чётко разграничено и даёт чёткий ответ на конкретную ситуацию. Например, Колобок, который убежал из дома, считал себя самостоятельным и храбрым, но на пути у него попалась хитрая лисица. Ребёнок, даже самый маленький, сделает для себя вывод, что ведь на месте колобка мог бы оказаться и он.

Русская народная сказка подойдёт даже для самых маленьких деток. И по мере взросления ребёнка всегда найдётся подходящая поучительная русская сказка, которая сможет дать подсказку или даже ответ на вопрос, который ребёнок ещё не может решить сам.

Благодаря красоте русской речи русские народные сказки читать одно удовольствие. В них хранится и народная мудрость и лёгкий юмор, которые умело переплетаются в сюжете каждой сказки. Читать сказки детям очень полезно, так как это хорошо пополняет словарный запас ребёнка и помогает ему в дальнейшем правильно и чётко формировать свои мысли.

Нет сомнения, что русские сказки позволят окунуться и взрослым в мир детства и волшебных фантазий на много счастливых минут. Сказка на крыльях волшебной жар-птицы унесёт в воображаемый мир и не раз заставит оторваться от повседневных проблем. Все сказки представлены для ознакомления абсолютно бесплатно.

Русские народные сказки читать

Создано 01.12.2014 16:32 Обновлено 16.02.2017 10:19

  • «Лиса и медведь» (мордовская);
  • «Война грибов с ягодами» - В. Даль;
  • «Дикие лебеди» - Х.К. Андерсен;
  • «Сундук –самолет» - Х.К. Андерсен;
  • «Прожорливый башмак» - А.Н. Толстой;
  • «Кот на велосипеде» - С. Черный;
  • «У лукоморья дуб зеленый…» - А.С. Пушкин;
  • «Конек – горбунок» - П. Ершов;
  • «Спящая царевна» - В. Жуковский;
  • «Господин Ау» - Х. Мякеля;
  • «Гадкий утенок» - Х.К. Андерсен;
  • «Всяк по-своему» - Г. Скребицкий;
  • «Лягушка – путешественница» - В. Гаршин;
  • «Денискины рассказы» - В. Драгунский;
  • «Сказка о царе Салтане» - А.С. Пушкин;
  • «Мороз Иванович» - В. Одоевский;
  • «Госпожа Метелица» - Бр. Гримм;
  • «Сказка о потерянном времени» - Е. Шварц;
  • «Золотой ключик» - А.Н. Толстой;
  • «Гарантийные человечки» - Э. Успенский;
  • «Черная курица, или Подземные жители» - А. Погорельский;
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - А.С. Пушкин;
  • «Слоненок» - Р. Киплинг;
  • «Аленький цветочек» - К. Аксаков;
  • «Цветик – семицветик» - В. Катаев;
  • «Кот, который умел петь» - Л. Петрушевский.

Старшая группа (5-6 лет)

  • «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой);
  • «Царевна – лягушка» (обр. Булатова);
  • «Хлебный колос» - А. Ремизов;
  • «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк;
  • «Финист – ясный сокол» - р.н.сказка;
  • «Случай с Евсейкой» - М. Горький;
  • «Двенадцать месяцев» (пер. С.Маршака);
  • «Серебрянное копытце» - П.Бажов;
  • «Доктор Айболит» - К. Чуковский;
  • «Бобик в гостях у Барбоса» - Н. Носов;
  • «Мальчик – с - пальчик» - Ш. Перро;
  • «Доверчивый ежик» - С. Козлов;
  • «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого);
  • «Царевна – льдинка» - Л. Чарская;
  • «Дюймовочка» - Х. Андерсен;
  • «Цветик – семисветик» - В. Катаев;
  • «Тайна третьей планеты» - К. Булычев;
  • «Волшебник изумрудного города» (главы) – А.Волков;
  • «Собачкины огорчения» - Б.Захадер;
  • «Сказка про трех пиратов» - А. Митяев.

Средняя группа (4-5 лет)

  • «О девочке Маше, о собачке, петушке и кошке Ниточке» - А. Введенский;
  • «Бодливая корова» - К. Ушинский;
  • «Журка» - М. Пришвин;
  • «Три поросенка» (перевод С. Маршака);
  • «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова);
  • «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова);
  • «Лиса и козел» (обр. О. Капицы;
  • «Про Иванушку – дурачка» - М. Горький;
  • «Телефон» - К. Чуковский;
  • «Зимняя сказка» - С. Козлова;
  • «Федорино горе» - К. Чуковский;
  • «Бременские музыканты» - братья Гримм;
  • «Собака, которая не умела лаять» (перевод с датск. А. Танзен);
  • «Колобок – колючий бок» - В. Бианки;
  • «Кто сказал «Мяу!»?» - В. Сутеев;
  • «Сказка о невоспитанном мышонке».

II младшая группа (3-4 года)

  • «Волк и козлята» (обр. А.Н. Толстого);
  • «Бычок – черный бочок, белое копытце» (обр. М.Булатова);
  • «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой);
  • «У солнышка в гостях» (словацкая сказка);
  • «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка);
  • «Цыпленок» – К. Чуковский;
  • «Лиса, заяц, петух» – р.н. сказка;
  • «Руковичка» (украинская, обр. Н. Благина);
  • «Петушок и бобовое зернышко» - (обр. О. Капицы);
  • «Три брата» - (хакасская, пер. В. Гурова);
  • «Про цыпленка, солнце и медвежонка» - К. Чуковский;
  • «сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» - С. Козлов;
  • «Теремок» (обр. Е. Чарушина);
  • «Лиса-лапотница» (обр. В. Даля);
  • «Хитрая лиса» (корякская, пер. Г. Меновщикова);
  • «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской);
  • «Гуси – лебеди» (обр. М. Булатова);
  • «Перчатки» - С. Маршак;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» - А. Пушкин.
  • < Назад

Герои-взрослые

Взрослый герой народной сказки - это, как правило, искатель. Человек, который ищет либо диковину (молодильные яблоки, например), либо невесту (сбежавшую царевну, лишившуюся лягушачьей шкурки), либо волшебный артефакт (меч-кладенец). Иными словами, тот, кто выполняет квесты, по ходу проходя «прокачку». При этом по ходу он борется со злом, вызволяет из беды каких-нибудь жертв, добывает могущественное оружие, знакомится с уймой волшебных людей и существ. Всё это помогает ему достичь конечной цели, но самой целью героя не является. Мы уже говорили о том, что в сказке цель героя - повысить свой социальный статус, добиться лучшей жизни.

В литературной сказке, из-за особенностей жанра, - чаще всего сказки предназначены всё таки для детей, - главными героями выступают дети или подростки, а взрослые - герои второго плана. А вот в эпик-фэнтези - всё, как правило, наоборот. Впрочем, во «Властелине колец» хоббит Фродо вполне ассоциируется с ребенком: мал ростом, обладает детской непосредственностью, мало что повидал в жизни, кроме хоббичьей норки, сражаться не умеет, потенциальными невестами не интересуется. Иными словами, приключения Фродо и Сэма вполне можно расценивать как приключения двух подростков. Но обычно, даже если фэнтези-сага начинается с детства героя, она обязательно показывает взросление героя, становление его как воина или мага (например, как в цикле Урсулы Ле Гуин про Земноморье). Путь взрослого героя описал американский культуролог и исследователь мифов Джозеф Кэмпбелл в культовой книге «Герой с тысячью лиц» . В этой статье привести все этапы этого пути просто невозможно, поэтому отправляю вас прямиком к вышеозначенной книге (кто её еще не читал).

Хотя уверена, что большинство из вас кэмпбелловского тысячеликого героя хорошо знают. А вот что делать, если ваш протагонист - женщина, а не мужчина? Каков её путь? Ведь женский архетип значительно отличается от мужского. Если вы хотите глубже разобраться в этой теме, то есть две книги, обязательные к прочтению:

Первая книга - «Бегущая с волками» - изобилует примерами из сказок и мифов обоих полушарий нашей планеты. Встречаются там и русские народные сказки, и европейские, и южноамериканские, и североамериканские, и сказки и мифы народов Севера. Более полного собрания различных женских архетипов и их проявлений в мировой мифологии трудно найти. Однако в этой книге вы не увидите четкую структуру пути героини, от этапа к этапу, от фазы к фазе, как у Кэмпбелла. Впрочем, книга Клариссы Эстес для этого и не предназначена. Её цель - философия и психология женского архетипа. А вот вторая книга «Путешествие героини» Морин Мёрдок - как раз содержит женский вариант кэмпбелловского пути героя. К сожалению, книгу Мёрдок пока у нас не перевели, хотя вышла она еще в 1990 году. Но в интернете есть перевод пути героини и его стадий (всего их 10). Вот, например, по этой ссылке можно почитать перевод пути героини с примерами.

Но вернемся к литературной сказке. Мы уже выяснили, что главными героями в ней в подавляющем большинстве случаев являются дети и подростки, а также юные влюбленные. Например, как в повести «Звездная пыль» Нила Геймана . В этой сказочной истории юноша Тристан, влюбленный в красавицу Викторию, отправляется за звездой для неё. Здесь мы видим героя брачного возраста в поисках невесты.

Юных героев окружают взрослые, с которыми у них могут быть либо дружественные отношения, либо враждебные. Рассмотрим их подробнее:

- Взрослые - советчики (помощники, союзники). Вспомним «Гарри Поттера». Здесь советчиком и помощником главного героя выступает профессор Дамблдор. В сказке «Золушка» помощницей является крестная-фея.

- Взрослые - друзья . В качестве примера можно привести сказку Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч» . Хотя Хоттабыч - не человек, а джинн, читателями он воспринимается как старик, наделенный магическими способностями. На роль советчика Хоттабыч не тянет, ибо его знания сильно устарели. Зато сильно смахивает на ребенка, который то и дело попадает в переделки, и Вольке с приятелем приходится его выручать.

Взрослые - критики. Под эту категорию попадают все взрослые в окружении героя, которые не проявляют к нему враждебности и не чинят препятствий, но так или иначе мешают ему. Иными словами, критикуют, не верят в его способности, проявляют равнодушие, избегают потребностей героя и т. д.т. п Например, вечно занятые родители в повести Дианы Уинн Джонс «Девять жизней Кристофера Чанта» .

Взрослые - враги. Сюда можно отнести как вредителей, так и антагонистов. Вредители, в отличие от антагониста, не вступают с главным героем в главный конфликт, но они вредят ему на его пути. Например, дядя и тетя Гарри Поттера не являются антагонистами главного героя (имя является Волан-де-Морт), но чинят ему всяческие препятствия и постоянно вредят.

Отдельно следует разобрать архетипичные образы, которые из сказок народных попали в литературные. Например, Баба-Яга в литературной сказке прошла довольно сильную трансформацию: это и всевозможные ведьмы самого широкого спектра - от добрых до злобных. В авторской сказке эта героиня может совершенно утратить свой типичный сказочный облик (нос-крючком, костяная нога, полет в ступе), но мы все равно ее узнаём. Существует два самых распространенных пути использования типично сказочных героев в литературной сказке. Давайте рассмотрим их на примере всё той же Бабы-Яги.

Первый способ:

Перечисляем основные характеристики: костяная нога - живет наполовину в царстве мёртвых, наполовину - в царстве живых; старая и уродливая; ест людей; летает на ступе с метлой; владеет волшебными предметами; чует человеческий дух; злая или вредная.

Переосмысливаем эти характеристики на иной лад: связь с царством мёртвых можно изобразить, будто она - зомби, потусторонняя сущность, дух, восставший мертвец и т.д.; поедание людей можно заменить на «поедание» человеческих мыслей, чувств, воспоминаний и т.д.; старая и уродливая - старуха с пластической операцией; волшебное средство - что-угодно; летает на ступе - владеет частным самолётом или иным реальным или волшебным средством или является главой частного аэродрома, где в заколдованном виде стоят ступы или что-то другое; чует чел. Дух - видит, какой человек - злой, хороший, жадный тп; злая - критичная.

Второй способ:

Берем любого персонажа и даём ему что-то, связанное с Бабой-Ягой. Например, протез на ноге, ссохшуюся ногу или пальцы на ноге, или крючковатый нос, или любовь к полётам, или любовь к сырому мясу. Но только один или максимум - два.

И в завершение напомню вам самые распространенные архетипы сказочных героев.

Баба-Яга. Сложный образ, связанный с эпохой матриархата, а значит очень древний. Символ женского предка-охранителя дома, очага - отсюда связь с печью и утварью (ступа, кочерга). Яга - не живая, лежит на полке (печке, кровати) либо летает; человека видеть не может, только чует его дух. Костяная нога - еще один символ загробного мира. Избушка на курьих ножках - домовина, гроб, место погребения. Духу предков по материнской линии поклонялись, всячески уважали. Баба-Яга - вещая, ведунья, повелевает животными, что связано с тем, что в эпоху матриархата женщине приписывали колдовские силы. Угощение героя и мытье его в бане - это ритуальное приготовление для пути в другое царство, то есть к инициации героя. Зажаривание в печи детей - отголосок очищения детей огнем. Изначально Баба-Яга не была злым персонажем, а, напротив, выступала помощницей. Всё изменилось, когда наступила эпоха патриархата - на сцену вышел Кощей Бессмертный, а Баба-Яга превратилась в злую ведьму-людоедку. Не знаю, насколько это верно, - это всего лишь мое предположение, - но этим превращением в злобное существо мы, видимо, обязаны мужчинам, которые всегда боялись женской силы. Ведь женщина производит на свет человека, с ней связано плодородие и вообще вся жизнь. Женщины рожали, берегли огонь, от них зависел урожай, и, вероятно, воительницами они тоже были неплохими (не из пустоты же возник миф про амазонок). Мужчина зависел от женщины, и это ему очень не нравилось. Кощей Бессмертный - это своеобразный патриархальный «ответ» Бабе-Яге.

Кощей Бессмертный. Символ господства мужской грубой агрессивной силы. Теперь главный - мужчина. Он подчиняет себе женщин, что в сказках выражается через похищение и заточение в плен девушек. Украв девушку, Кощей держит ее в темнице, пытается соблазнить богатством и могуществом. В общем, делает всё, что делает авторитарный мужчина - подчиняет женщину и подавляет её, грозит насильно выдать за себя замуж, угрожает и пытается подкупить сокровищами. Собственно, образ Кощея довольно наглядно рисует положение женщины в течение долгого времени: у нее не было прав, её покупали, продавали, насиловали, грубили, били и т.д. Сравнительно недавно по историческим меркам женщины обрели права и независимость, но до сих пор по традиции они считаются слабым полом. Этимология имени «Кощей» до сих пор точно не установлена, но она группируется вокруг нескольких понятий: кость, раб и стоянка (поселение). Кость - значит костлявый, раб - кощей в старославянском, стоянка (поселение) - кошь (отсюда «кошевой» у казаков). Но Кощей еще и очень могущественный колдун, в его распоряжении целое царство, его смерть надежно спрятана, а прислуживает ему зачастую ужасный монстр Змей Горыныч.

Змей Горыныч. Животное-трансформер - одновременно и ящер (змея), и птица. Олицетворение злого, темного начала. Обладает множеством голов (начиная с трёх). Имеет способность к регенерации. Извергает огонь. «Горыныч» - тоже не совсем ясное слово. То ли в горах живет, то ли в лесах, то ли под землей, то ли в воде. Чудовище это охраняет реку Смородину, которая ведет в царство Кощея (либо в царство мертвых). Змей Горыныч - это, по сути, дракон. По Юнгу это существо олицетворяет нашу теневую личность, наши страхи, хаос и неизвестное. Победить дракона - значит победить свои страхи. Образ дракона - один из самых многозначных, перечислить все трактовки в рамках этой статьи просто невозможно. Главное, что мы должны помнить - дракона обязательно надо победить! Победа над змеем дает герою внутреннюю свободу.

Иван. Архетип, который выражает надежду народа на то, что добрый, открытый, бесхитростный, отважный человек всегда будет награждён. Именно поэтому чаще всего этот архетип реализуется по пути от Иванушки-дурачка к Ивану-царевичу. То есть, был сирый и бедный, а стал богатый и знатный. И всё - благодаря своей доброте, естественности, отзывчивости и мудрости (мудрость здесь не синоним образованности или ума, а синоним интуиции, внутреннего голоса). А также хитрости и находчивости, - когда врага силой не одолеть, именно эти качества приходят ему на помощь. У этого архетипа имеется и женский вариант (добрая, простая, но тоже отнюдь не глупая девушка), хотя в народных сказках он встречается реже. Например, принцесса на горошине, Василиса, Аленушка, принцесса из сказки Ш. Перро «Ослиная шкура».

Женские архетипы. Их довольно много, они разнообразны и многогранны: принцесса, мать, жрица, воительница, охотница, ведьма, мачеха и так далее. В сказках представлены почти все эти архетипы. Вновь отсылаю вас к книге "Бегущая с волками"

Волшебные животные. Отзвук тотемических верований наших предков. Ворон - связь с миром мертвых; лягушка - влага и плодородие; конь - посредник между миром мертвых и живых; волк и медведь - священные животные у многих народов, они покровители и защитники, грозные и опасные, но справедливые.

Задание для самостоятельной работы:

1. Возьмите путь героя или путь героини и сопоставьте с сюжетом ваших любимых книг.

2. Возьмите любого архетипичного героя народной сказки и трансформируйте его одним из двух предложенных способов.

3. За рамками данной статьи остались герои-волшебные существа, герои-предметы и герои-природные силы. Проанализируйте самостоятельно этих героев. Какие у них характеристики, зачем они нужны в сказке, какую роль играют.

Дети любят рассматривать картинки, особенно с изображением на них известных персонажей из сказок и мультфильмов, окружающих их предметов. Картинки сказок Пушкина, Андерсена, народных сказок («Теремок», «Колобок», «Курочка ряба» и другие) способствуют формированию у детей навыков речевого общения, развитию зрительного внимания.

Популярные сказки

Наибольшей популярностью среди детей пользуются герои сказок Пушкина, Андерсена, «Колобок», «Теремок» в картинках. Для каждого ребенка сказка – это не просто фантазия писателя, а особая реальность в мире чувств.

При прослушивании сказки дети глубоко сопереживают персонажам. У них пробуждается импульс к оказанию помощи нуждающимся, к их защите. Для дошкольника восприятие сказки является его специфической деятельностью, выражающейся в игровой форме. Это позволяет ему свободно фантазировать, мечтать.

Картинки героев народных сказок «Колобок», «Теремок», повествований Пушкина, Андерсена, персонажей мультфильмов нашли широкое применение в развивающих играх для детей дошкольного возраста.

Как играть?

Например, рассмотрим дидактическую игру «Угадай-ка сказку». Ее основной задачей является закрепить у ребят навыки угадывать сказку по указанным признакам, а также находить и описывать героев. Перед детьми в разных местах расставляют картинки с изображением разных сказок. Каждому из них раздают картинки персонажей мультфильмов, героев русских народных сказок, например, «Колобок», «Курочка ряба», «Гуси-лебеди», «Теремок», сказок Пушкина и Андерсена. Вначале дети их внимательно рассматривают, а затем выстраиваются по очереди один за другим. При этом держат в руках свои картинки. Потом воспитатель загадывает загадки. А когда задает вопрос: «Что это за сказка?», каждый ребенок подбегает к картинке с изображенной соответствующей сказкой. Затем дают всем несколько минут, чтобы подготовиться и дать четкие ответы на вопросы о героях сказки и какие действия они в ней выполняют. Необходимо дать каждому из них определенную характеристику.

С картинками героев сказок можно играть несколько по-другому. У ведущего игрока находятся герои русских сказок в картинках. А у всех остальных - шесть больших листов с изображением шести сказочных персонажей. Сначала дети называют этих персонажей, а затем переходят к самой игре. Ведущий игрок берет любую картинку, положенную вниз изображением, и называет персонаж. Тот, у кого находится лист лото с этим персонажем, берет картинку и накрывает на нем соответствующее изображение. Тот, кто первым закроет все изображения на лото, и будет считаться победителем. Начинайте играть в данные игры с детьми, начиная от трех лет и до школы.

Набор карточек

Здесь Вы можете скачать бесплатные карточки с изображением героев сказок в картинках - нажмите на картинку ниже, чтобы загрузить подборку героев сказок и мультфильмов.

Красивые картинки самых известных героев сказок и мультфильмов.

Отдельные персонажи

крокодил Гена и Чебурашка, а также Мишка:

Петух и Буратино — картинки:

Маленький Мук и Мальчик с пальчик картинки.

У сказок есть своя особая структура – в ее композиции постоянно используются устойчивые сюжеты и мотивы, встречаются герои сказок со своими неизменными функциями и способностями. Все мы помним популярные народные сказки с их троекратными повторами, с повторяющимися формулами «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Сказка – ложь, да в ней намёк…». Пространство в сказке условно и отдалено от реальности.

Герои сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.

Богатыри – изначально герои русских былин, но со временем они проникли и в народные сказки. Наиболее известен герой сказок Илья Муромец. Он воплощает в себе идеал героя-воина, который славится не только своей недюжинной физической силой, но также и особенными нравственными качествами, присущими настоящему богатырю: спокойствием, стойкостью, добродушием. В былинах и сказках этот богатырь является народным заступником. Вспомним, например, такое произведение как «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Также заслуживает упоминания благородный, но малоизвестный старинный герой русских сказок Руслан Лазаревич. Сюжеты и приключения, в которых он появляется, близки известным сюжетам с Ильей Муромцем.

Добрыня Никитич, как герой сказок, выступает надежным помощником князя, которому он, верно, служит долгие годы. Он выполняет личные поручения князя, например, спасти его дочь или племянницу. Добрыня отличается особенной храбростью – он сам решается выполнять задания, от которых отказываются остальные богатыри. Часто это герой сказки о змееборстве, равно как и Алёша Попович. Их приключения и те сюжеты сказок, в которых они появляются, крайне схожи друг с другом. Вспомним, например, такие сюжеты, как «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Все эти три былинных богатыря находятся в тесном взаимодействии друг с другом, и в разных сказках по-разному проявляют свои сильные и благородные качества. Всем знакомы эти имена героев народных сказок. Алёша Попович является собирательным образом богатыря в русском фольклоре. В характере этого героя сказки мы видим смешение самых различных черт. В первую очередь Алеша отличается смелостью, но также он очень задорен и хитер. В его образе отразилась вся широта души русского человека, вся ее многогранность.

Любимый герой народных сказок – Иван-царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Зачастую это младший из трех сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван вовсе и не знает о своем царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за свое героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.

Иванушка-дурачок – также очень важный герой сказок, стоящий на стороне добра и светлых сил. Иван-дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не походит на благородного сказочного героя. Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок. Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.

Важно отметить, что Иван-дурак обладает особым творческим умением – он играет на музыкальных инструментах (гуслях или дудочке), и в сказках часто придается большое значение его чудесному пению. В этом состоит его особенность, ведь не всегда положительные герои сказок способны сотворить нечто прекрасное самостоятельно, не прибегая к помощи волшебных животных или предметов.

Среди женских сказочных образов особенно выдающимся является тип Чудесной невесты. Этот необыкновенный герой сказок отличается умом и особой женской хитростью. Зачастую она владеет какими-то волшебными предметами или умеет пользоваться чудесными силами. Всем нам известны героини, соответствующие этому типу: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка. Это женский вариант сильного героя народных сказок.

Эта добрая героиня является отражением светлой стороны, олицетворением добра и мира, но в, то, же время во многих сюжетах чудесная невеста приходится дочерью врагу главного героя сказки. Добрый герой народных сказок проходит, суровые испытания и разгадывает сложные загадки, а чудесная невеста помогает ему с выполнением этих заданий. Тем самым, иногда в одной сказке мы встречаем не одного, а двух, а то и трех персонажей, которые помогают друг другу в борьбе со злом.

Как мы видим, положительные герои народных сказок весьма разнообразны. Они раскрывают разные стороны народного характера: здесь и благородство, и самоотверженность, и смекалка, и хитрость, и особый героизм, прямодушие, и женская мудрость. Все препятствия на своем пути герои сказок преодолевают благодаря этим положительным качествам. Ведь в русском фольклоре сказочные герои стремятся к свету, а добрые силы всегда одерживают верх.