Сообщение кто такие скоморохи. Как и когда появились скоморохи на Руси? Замри-гора: древнее капище

С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах.
Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью, и вдруг исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки.
А ведь эта категория людей имеет свои историю, традиции, тайны, которые и сегодня представляют огромный интерес.

Чем занимались скоморохи


Скоморохи развлекают честной люд.

Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками - обычно они водили с собой медведей. Они же сами сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, демонстрирующихся публике. Скоморохи не просто веселили людей - часто их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были разящей сатирой. Одинаково талантливо комедианты высмеивали слабости простого люда, сильных мира сего, духовенства. Веселые и меткие слова бродячих шутов запоминались и быстро разлетались по окрестностям.

Репертуар и костюмы скоморохов


Канатоходец на выступлении скоморохов.

Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.

Произведения скоморохов иногда носили фривольный характер, что, впрочем, не смущало публику. Такая вольность носила характер ритуальности, пришедшей из языческих обрядов. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь - любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.


Скоромохи с медведем.

Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.

На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.

Артели бродячих актеров и музыкальная мафия


Скоморохи на колядках.

В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.

Появление скоморохов: тайны древней Руси


Всеобщее веселье.

До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.

Необычайный маскарад символизировал единение с духами, перевоплощение и в то же время закрывал ряженого от действия злых сил - они не могли узнать его под чужой личиной. Покровителем скоморохов считался славянский бог Троян, всячески помогавший комедиантам.

Уничтожение скоморошества


Пора и честь знать.

Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.

Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.


Скоморошьи пляски.

Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.

Феномен скоморошества отражает развитие русского народа от родовых общин до современного государства. Это часть самобытной культуры, рожденной народом, обеспечивающая потребность человека в самовыражении. Скоморошество - народное явление, элемент естественного развития творческой природы народа.

РУССКИЕ СКОМОРОХИ

Скоморохи - русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существует два основных варианта происхождения этого слова (первый вариант более вероятен):

«Скоморох» - переоформление греч. skōmmarchos «мастер шутки», восстанавливаемого из сложения skōmma «шутка, насмешка» и archos «начальник, вождь».

От араб. mascara «шутка, шут».

Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV-XVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.

Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.

Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

В XVI-XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70-100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. Кроме скоморошества, эти ватаги часто промышляли разбоем. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.

На Руси представителями средневековой карнавально-смеховой культуры были скоморохи. Наряду с понятием «святость» на Руси была тесно связана и обратная сторона социокультурной жизни – «смеховой мир».

В Западной Европе в средневековье существовали многочисленные шпильманы, жонглеры и пр. Зимой и летом бродили они по городам и селам, плясали и пели, показывали фокусы, дрессированных животных, разыгрывали смешные фарсы. Их можно было увидеть и под сводами феодального замка, и на шумных площадях средневековых городов. В свои пляски они вводили сложные фигуры, головоломные прыжки и поддержки. Танец они соединяли с акробатикой и т. д. Для того, чтобы публика ходила на их представления, им приходилось все время совершенствовать мастерство.

Первыми скоморохами на Руси были, возможно, бродячие иноземцы: артисты-мимы, народные музыканты и др., которые быстро «обрусели». Их ряды быстро пополнялись теми русскими «веселыми» людьми, у которых обнаруживался талант к бродяжничеству и шутовству, веселым выдумкам. Считается, что в их число попадали и бывшие языческие жрецы («кудесники»), которые могли показывать «чудеса» (фокусы). Скоморохи были первыми русскими актерами-профессионалами.

Важное место в смеховой культуре скоморохов занимали словесные смеховые тексты, скоморошины, даже пародии на церковную службу. Большое распространение в смеховых текстах получило у скоморохов и языческое ритуальное сквернословие.

В православии смех считался атрибутом бесов. Таким образом, если святость – это результат пути человека наверх, к Богу, то смеховой мир – это путь вниз, к дьяволу.

Православная церковь постоянно преследовала скоморохов, в том числе, и как носителей языческой культуры. Скоморохов били, высылали, сжигали их инструменты и маски. В XVI-XVII веках скоморохи собирались порой в «ватаги» по 60-70 человек. В эти века неоднократно издавались Указы патриархов и царей об их высылке в отдаленные места. В середине XVII века их музыкальные инструменты возами свозились в Москву и сжигались. Традиции русского скоморошества возродились позднее, в ярмарочных представлениях – балаганах.

Искусство скоморохов упоминается и в русских былинах. Прямо в гости к морскому царю спускается новгородский гусляр-певец в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко». В этой же опере на пиру у богатых купцов веселые молодцы поют озорную скоморошину. В опере Римского-Корсакова «Снегурочка» скоморохи веселой пляской встречают приход лета. Они же - главные герои в балете Прокофьева «Шут, семерых шутов перешутивший».

Старейшим «театром» были игрища народных лицедеев - скоморохов. Однако в родовом обществе они выполняли, надо полагать, совсем иные функции, чем при феодализме, содействуя родовому и племенному сплочению. Скоморошество - явление сложное. Не вполне ясна его ранняя история. Скоморохи не раз привлекали к себе внимание ученых, но при изучении их творчества допускались серьезные методологические ошибки: искусство скоморохов изучалось в отрыве от их произведений, вне общеисторического процесса. Долгое время господствовала культовая точка зрения на происхождение скоморошества. Некоторые ученые, например И. Беляев, А. Пономарев, И. Барщевский, А. Морозов, считали скоморохов своего рода волхвами. Подобная точка зрения ошибочна, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, но, наоборот, вносили мирское, светское содержание. Столь же неверна теория зарубежного происхождения скоморохов , введенная в научный обиход А. Н. Веселовским, А. И. Кирпичниковым и их последователями. Исходя из непра­вильного толкования термина «скоморох» как якобы термина зарубежного, они делали тот же вывод и относительно самой профессии, забывая при этом о самом главном - об органической связи скоморохов с бытом русского народа и о своеобразии их искусства. Позднее была предложена теория национального происхождения термина «скоморох». Изучение экономики, культуры, и в частности ремесел Древней Руси, дает исследователю ключ к изучению истории скоморохов.

Скоморошить, то есть петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью. «Всяк спляшет, да не как скоморох», - говорит русская поговорка. Так постепенно создавалась почва для того, чтобы искусство скоморохов в дальнейшем сделалось их профессией, ремеслом.

Феномен скоморошества в Древней Руси неразрывно связан и органически вытекает из всего развития общества от родовой общины и до современного государственного устройства. Это неотъемлемая часть русской культуры, рожденная самим народом и служившая людям, обеспечивая потребность человека в самовыражении и совершенствовании. Как исконно народное явление, скоморошество представляет нам образец естественного, ненасильственного, неидеологизированного развития творческой сущности народа.

Скоморошество - это специфическая форма профессионали­зации в области зрелищных искусств на определенной ступени цикла становящейся новой (послеантичной) цивилизации в восточной части Европы.

Первый цикл этой цивилизации, по научно уточненному Л.Н. Гумилевым определению, каганат "Киевская Русь" (как объединение двух племен - руссов и славян), в силу многих причин полностью не завершился, не стал ядром (основным "царством") евразийской цивилизации, поэтому возникшее там скоморошество продолжало существовать и достигло периода расцвета уже при устоявшейся государственности Московской Руси.

В период становления западноевропейской цивилизации (первая фаза процесса завершилась на полтора-два столетия раньше) точно так же (со своими особенностями у разных народов) про­исходила профессионализация в зрелищных искусствах, и здесь мастера назывались шпильманами (букв, "игрецами), мейстерзинге­рами (мастерами пения), вагантами (от слова "странствующий"). Расцвет их творчества пришелся на Х1-Х1И вв. В Московской Руси это произошло значительно позже. Это надо знать, и тогда понятной станет закономерность возникновения на разных исторических эта­пах тех или иных явлений культуры и искусства. Попытки объяснить их прямым заимствованием непродуктивны и далеки от объективности.

Происхождение слова "скоморох" не выяснено, но в понятийном плане оно, несомненно, обозначает любого исполнителя на праздничных представлениях, будь то музыкант, канатоходец, ряже­ный, затейник, кукольник и т.п. Синонимов этому слову было много: глумотворец, моеколуд, игрец, окрутник, кудесник, лицедей, охочие люди, калики перехожие и др.

Первое упоминание о скоморохах относится к XI в. - ко времени расцвета Киевской Руси, но народная молва приписывала владение искусством скоморохов даже былинным богатырям.

Судя по фрескам Софийского собора, скоморохи в Киевской Руси представляли собой профессиональных развлекателей при дворцах князей и феодалов. Но есть основания считать скоморошество связанным со всеми слоями общества.

Одним из видов выступления скоморохов был глум (сатира). Не случайно "Рязанская кормчая" (XII в.) именует скоморохов глумцами, насмешниками. В дни крестьянских восстаний глум скоморохов неизменно носил антифеодальный и антиклерикальный характер.

Так "сватается на вдовушке" купец и говорит ей "житья-бытья пятьсот кораблей", но она отказывает ему. "Сватается на вдовушке" посадский молодец и тоже получает отказ.



Сватался на Дунюшке веселый скоморох, Сказывал житья-бытья: свирель, да гудок! Думаю подумаю: пойду за него, Ум-разум раскину - все быть делу так. Когда я сыта, я несыта, завсегда я весела: Кто это идет? -" Скоморохова жена!"

Даже в пословицах, в которых звучит ирония по отношению к скоморохам, слышится расположение к ним: "Волынка да гудок, собери нам домок, соха да борона разорили наши дома", "Бог дал попа, а черт скомороха".

В свадебных обрядах скоморохи играли одну из первых ролей и всегда шли с песнями, плясками и импровизированными шуточными сценами во главе свадебного поезда.

Даже порой во время тризны, когда на кладбище соберется на­строенный на грустный лад народ, вдруг являлись скоморохи и настроение менялось, печаль уступала место необузданному веселью, по свидетельству очевидца, "мужи и жены от плача преставшие начнуть скакати и плясати и в ладони бити и песни сатанинские пети". Купальские и колядные обряды также не обходились без участия скоморохов.

По-видимому скоморохи производили до того сильное впечатление, что увлекали за собой даже представителей духовенства. По любопытному свидетельству митрополита Даниила,"неции от священных, яже суть сей пресвитеры и диаконы и иподиаконы и чте­цы и певцы, глумяся, играют в гусли, в домры, в смыки и в песнях бесовских в безмерном и премногом пьянстве и всякое плотское мудрование и наслаждение паче духовных любяще".

Участвуя в народных праздниках и гуляниях, будучи затейщи­ками многих игр, славясь остроумием и находчивостью, скоморохи нередко становились посредниками в решении важных семейных вопросов.

Старая песня о госте Терентьище рисует скоморохов именно с этой стороны и дает в то же время некоторое понятие об импровизациях скоморохов. Гость Терентьище идет искать лекарей для исцеления жены, которую во любви держал, от непонятного недуга. По дороге ему попадаются "веселые скоморохи, скоморохи люди вежливые". Узнав о его заботе, они за сто рублей берутся вылечить его жену.

"Повели его, Терентьища, по славному Новугороду, завели его во тот во темный ряд, а купили шелковый мех; пошли они во червле­ной ряд, да купили червленой вяз, а и дубину ременчатую, половина свинцу налиту.

Посадили Терентьища во тот шелковый мех. Мехоноша за плечи взял ("мехоноша" - название одного из скоморохов, чьей обязанностью было наряжаться или, по крайней мере, носить за плечами мешок с дарами). Приносят скоморохи жене гостя ложное известие о его смерти и, приглашенные радостной вдовушкой пропеть веселую песню, садятся на лавочке, заигрывают во гусельки и поют: Слушай шелковый мех Мехоноши за плечами. А слушай, Терентий гость, Что про тебя говорят, Говорит молодая жена:

Про старого мужа Терентьища:

В дому бы тебя век не видать;

Шевелись шелковый мех.

Вставай-ка;Терентьище,

Лечить молодую жену... и т.д.

Скоморохов, как и ремесленников, называли "хитрецами" музыкальных искусств, пляски, "веселыми людьми". Но так как искусство хитрецов было связано преимущественно с крестьянскими массам и ремесленным людом, то, с точки зрения феодалов и духовенства, на определенном этапе развития общества это делало их мастерами не просто бесполезными, но и идеологически вредными, опасными. И, тем не менее, скоморохи слагали песни о героях и всячески ос­меивали бояр, воевод, попов, как это выглядело в скоморошьем игрище "О холопах и боярине ", относимом обычно к XVII в.

Чтобы понравиться зрителям, чтобы заинтересовать простолюдинов, надо было унизить в глазах публики бояр, воевод, богатых купцов, представив их комически и даже карикатурно. "Скоморохи так и делали. Помещик у них изображался толстяком с огромным брюхом. Двое из скоморохов в лохмотьях и лаптях гоняли его из стороны в сторону прутьями, а остальные кричали: "Добрые люди, посмотри­те, как холопы из господ жир вытряхивают". Выходил купец, начинал считать деньги, представляемые камешками, а другие скоморохи на­чинали теребить его, выгребали из-под рук деньги, приговаривая: "Побрал с народа за гнилой товар: делись с нами, с голытьбой". Скоморох, играющий роль воеводы, наряжался в высокую черную шапку из дубовой коры (что напоминало знатного боярина в горлатной шапке), садился на колоду, подбоченивался и распускал губы.

Двое других униженно ему кланялись, поднося в лукошке кучу песку и щебня (поминки) с лежащим поверх свертком из лопушника (челобитная). Воевода начинал их бранить.

Из ряда скоморохов выскакивали двое других, садились воево­де на плечи и начинали его тузить, приговаривая: Ой, барин, ой, вое­вода! Любо тебе было поминки брать, да людей безвинных обижать! Ну-ка, брат, вези нас на расправу с самим собой"1.

В скоморошьей былине "Путешествие Вавилы со скоморохами" рассказывается о том, как "веселье люди" вместе с крестьянином Вавилой пошли "переигрывать" злого царя Собаку. От игры скоморо­хов, Вавилы царство царя-собаки "сгорело с краю и. до краю". И поса­дили тут Вавилушку на царство. В подобных концовках выражались чаяния простолюдинов, их надежды на справедливость и лучшую жизнь (то же наблюдалось и в народных сказках).

Игра на музыкальных инструментах- замрах (или зурнах), домрах, гудках, трубах, гуслях, шутовские песни, целые сцены с рас­пределением ролей между членами скоморошьей артели, в том числе сцены с ряженьем в звериные шкуры или надеванием масок (царь, Скуратов),- таковы были занятия "глумотворцев", таков был репертуар или, употребляя подлинное выражение той поры, промы­сел скоморохов.

Характер выступлений скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было и одного исполнителя. И радиус действия скоморохов был сначала небольшим. Но по мере развития феодализма и закрепощения основной массы населения скоморохи надолго уходят из родных мест на промысел, бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в го­рода, где обслуживают уже посадское население. А к XVI в. они ста­ли объединяться в ватаги - своеобразные артели, наподобие укра­инских певческих "гуртов", объединений узбекских "масхарабазов" и др. Появляется сословие оседлых городских скоморохов.

Расцвет скоморошества относится к Х\Л-Х\/|| вв. Во время кре­стьянских войн под предводительством Ивана Болотникова и Степа­на Разина, во времена городских бунтов посадского люда в творче­стве скоморохов отразилось усиление антифеодальных настроений. Поэтому вначале XVI! в. патриарх Иов категорически запрещает про­ведение игрищ и гуляний. Но указание святейшего патриарха не по­могло. И тогда в 1627 г. царской грамотой было запрещено прово­дить в Москве "ваганьковские игры". В том же году последовал за­прет патриарха Филарета устраивать коляду, а тем, кто ослушается, грозило битье "кнутом по торгам". Наконец, в 1648 г. издается цар­ский указ, запрещающий не только скоморошество, но и народные гуляния. Этим указом предписывалось "гусли, домры, волынки и дру­гие бесовские сосуды, а также хари отбирать, жечь".

Однако никакие запреты не могли вытравить у народа любовь к традиционным праздникам и театрализованным представлениям, к озорным скоморохам и кукольному Петрушке, а народный куколь­ный театр имеет непосредственное отношение к скоморошеству.

Секретарь голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 гг. Адам Олеарий так описывает представление кукольных комедий скоморохами: "Они обвязывают вокруг своего те­ла простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой своей нечто вроде сцены, с которой они ходят по ули­цам и показывают на ней из кукол разные представления".

По описанию Олеария, скоморохов-кукольников обычно сопро­вождали вожак медведя, который показывал "медвежью комедию", и гусляр с гудошником. Представление такой скоморошьей труппы Олеарий изобразил на рисунке, приложенном к изданию его "Путешествия". Там запечатлен один из эпизодов народной комедии, посвященной похождениям любимца зрителя - Петрушки.

Героя этой кукольной потехи называли по-разному: Петр Пет­рович, Петр Иванович. На юге России Петрушка был известен как Ванька Рататуй или Ванька Рю-тю-тю. Иногда назвалась фамилия - Уксусов или Самоваров. Однако самым распространенным име­нем кукольного героя было имя Петрушка, под которым он вошел в число классических образов, рожденных народным гением.

Вот как описывают представление о Петрушке фольклористы Алферов и Грузинский.

"Шарманка сипло наигрывает русскую песню. Из-за ширм слышатся то резкие, гнусавые возгласы, то кряхтение, то подпевание Петрушки; в одну из минут усталого ожидания, когда публика готова уже развлечься посторонним, он неожиданно показывается из-за ширм и кричит: "Здравствуйте, господа!" и пускается в разговор с му­зыкантом, просит его сыграть плясовую и танцует, сначала один, по­том с супругой (которую по некоторым вариантам зовут Меланьей Пелагеевной, а по другим Пегасьей Николаевной) и наконец прогоняет ее.

Является цыган и продает ему лошадь; Петрушка ее уморительно рассматривает, тащит за хвост, за уши, садится, гарцует и поет.

Как по Питерской, По Тверской-Ямской...

Лошадь начинает брыкаться, сбрасывает его, и Петрушка падает, громко стукая деревянным лицом о раму ширмы, охает, кряхтит, стонет и зовет доктора.

Приходит "доктор-лекарь, из-под Каменного моста аптекарь" и, рекомендуясь публике, говорит, что он "был в Италии, был и далее", и спрашивает у Петрушки:

Что у тебя болит?

Какой же ты доктор, - кричит ему Петрушка, - коли спра­шиваешь, где болит? На что ты учился? Сам должен знать, где болит.

Начинается осмотр Петрушки: доктор ищет больное место, ты­кает Петрушку пальцем и спрашивает: "Тут? тут?", а Петрушка все время кричит: "Повыше! Пониже! Крошечку повыше! - и вдруг не­ожиданно вскакивает и колотит доктора. Доктор скрывается.

Затем попадается клоун-немец. Петрушка его убивает, и немец мертвый лежит на краю ширмы. Музыкант говорит Петрушке: "Что вы наделали, Петр Иванович? Сейчас полиция придет". Петрушка сна­чала храбрится и, весело заглядывая в физиономию лежащего нем­ца, говорит: "Немец-то притворился мертвым". Затем взваливает его себе на спину, тащит домой и кричит беспечно: "Картофелю, карто­фелю! Поросят, поросят!.."

Из-за ширмы появляется квартальный, и Петрушку берут в солдаты; он протестует и говорит, что горбат - служить не может.

Квартальный возражает: "Где ж у тебя горб? У тебя нет горба!" Пет­рушка кричит: "Потерял!"

Следует комическая сцена обучения Петрушки воинскому арти­кулу, и, делая дубиной ружейные приемы, он ударяет ею своего учи­теля, тот кричит на него, а Петрушка вытягивается во фронт и говорит: "Споткнулся, ваше благородие!" И затем прогоняет квартально­го, а между тем приближается возмездие за его безобразное пове­дение.

Прибегает рычащая собака. Петрушка видит, что его дело уже плохо, пробует обратиться за помощью к музыканту, но получает от­каз, старается умаслить собаку ласковыми названиями, гладит и приговаривает: "Шавочка, душечка! Орелочка!", но собака неожи­данно хватает его за нос, и он кричит, намекая на свой нос: "Моя та­бакерка! Моя табакерка! Моя скворешница!.." и при общем хохоте скрывазтся за ширмами. Приумолкнувший шарманщик опять начи­нает вертеть шарманку <л наигрывает русскую песню".

В Петербурге издавна жило и выступало много петрушечников. Столица привлекала их большим населением (прежде всего массой городского простонародья: ремесленники, фабричный люд, лакеи, кухарки, белошвейки, извозчики, мелкие чиновники), долгими и бога­тыми народными гуляньями, которые устраивались на Адмиралтей­ской набережной, а позднее на Царицыном лугу (Марсово поле), - все это сулило возможность хорошо заработать, перенять опыт дру­гих кукольников. Здесь печатались в большом количестве и лубоч­ные книжки с текстами комедии. Тут сложился свой вариант комедии. Он отличается гораздо более свободным, чем на юге или в центре России, порядком расположения сцен; имеются л типично петербургские эпизоды, например, сцены с барином, с немцем; по-иному ра­зыгрывается и сцена с невестой, где перед зрителями выступает не просто суженая Петрушки, а вполне определенный, актуальный для Петербурга послереформенной эпохи тип девушки, приехавшей из деревни в столицу, приобщившейся к "городской цивилизация" а ви­де новых танцев, городской одежды, кофе, возможности получать письма и т.п.

С древнейших времен до первой половины двадцатого века дожила народная потеха - представление с ученым медведем.

В течение веков поводыри с четвероногими артистами бродили по дорогам России, показывая свое искусство везде, где можно было заработать и где собиралось достаточное количество народа. Ни одна масленичная неделя в городах, в больших и малых селениях не обходилась без медвежьего представления.

"Косматого мишку" и неизбежную спутницу его - "козу бородатую" упоминает известный очеркист прошлого века А.И. Левитов в "Типах и сценах сельской ярмарки". Обычай водить медведей по го­родам и селам нашел отражение и у Н.А. Некрасова в его "Генерале Топтыгине".

В 1900 г. "Курские губернские ведомости" сообщали, что во все дни масленой недели куряне могли видеть сверх прочих традиционных развлечений и столь любимые народом представления вожаков с медведями и козой.

"Способ прокормления себя посредством потехи досужих и любопытных зрителей шутками и пляскою ученых медведей является одним из оригинальных промыслов, составляющих "исключительную особенность русского нрава", - писал в прошлом веке знаток рус­ского быта, известный этнограф и публицист СВ. Максимов.

Какова была медвежья потеха до XVI в., неизвестно, но свиде­тельства последующих столетий говорят о ее большой популярности среди всех слоев населения.

Самыми первыми "медведчиками" на Руси были, вероятно, скоморохи. Адам Олеарий не случайно обратил особое внимание на кукольников и вожаков пляшущих медведей.

В те же годы нижегородские священники в челобитной на имя патриарха Иосифа жаловались на «игрецов с медведи и плясовыми псицами», которые вместе с другими скоморохами собирались у Печорского монастыря в праздник Христова вознесенья.

Медвежья потеха несколько раз упоминается в «Домострое», осуждающем ее как одно из "бесовских угодий", "богомерзких дел", а также в постановлениях и указах тех лет, направленных против всех видов народных развлечений, особенно игрового, массового характера. Несмотря на запреты и гонения, выпавшие на ее долю, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян, бояр, ремесленников и царей - взрослых и детей.

Отказаться от обычаев, освященных веками, не так-то легко, и сам царь Алексей Михайлович, издав грозный указ 1648 г., по-прежнему тратил большие деньги на бахарей, народных музыкантов, устраивал медвежьи бои и т.п. А воевода Шереметев самолично жестоко наказал протопопа Аввакума за то, что тот выгнал из села "веселых людей" с медведями.

Северное Поволжье на протяжении веков поставляло потомст­венных пожаков и ученых медведей. Медвежий промысел (для по­тешных выступлений) был занятием древним, традиционным и б землях Великого Новгорода. Известно, например, что в 1570 г. Иван Грозный, готовясь к предстоящей свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород специального гонца с приказом доставить в Мо­скву скоморохов с учеными медведями.

Именно, на Верхней Волге и в Новгородчине особенно был развит культ медведя, о чем до настоящего времени свидетельству­ют гербы Новгорода и Ярославля, а также многочисленные на Рус­ском севере речки, острова, селения, названия которых происходят от слова "медведь". На протяжении всего минувшего столетия здесь стойко сохранялись обычаи и поверья, связанные с медведями. По­добное наблюдалось практически у всех народов Европейской части: эстонцев, литовцев, вепсов, хантов, манси, мордвы, коми и др.

Почтение, которым окружался медведь, восходит к ранним языческим представлениям о "хозяине леса". В археологии, этно­графии, фольклоре можно найти большое количество фактов, говорящих о том, что медведь считался магическим животным. И пово­дыри используют удерживающуюся в народе веру в чудесную силу медведя, тем более, что и сами они со времен скоморохов слыли чародеями, кудесниками, знающими людьми. Они охотно «лечили» больных. «У кого спина болит - спину помнет, у кого живот болит - горшки накинет, а у кого в боках колотье, он их приколет»,- так рек­ламировал цыган-поводилыцик лекарские способности своего мед­ведя в одной из казачьих станиц.

В глазах крестьян медведь был сильнее нечистой силы, мог, например, отвести беду: если спляшет около дома или обойдет во­круг него, то не случится пожара. Вожаки пророчили здоровье чело­веку, прикоснувшемуся к медведю или, еще лучше, давшему зверю переступить через себя. Они сулили богатую, счастливую жизнь то­му, кто пустил к себе ночевать хозяина с медведем и в чьем сарае остался медвежий помет. Такое отношение отразилось и на прозви­щах, которыми награждался медведь-артист. Везде его именовали почтительно-шутливо «Михайло Потапыч» или «почтенный Михайло Иванович господин Топтыгин».

Как и когда медведь из могучего хозяина леса, которому покло­нялись и которого боялись, превратился в потешное животное? Ис­торики цирка, обращавшиеся к "медвежьей комедии" как к одному из источников современного искусства дрессировки, не без основания полагали, что медведь стал главным четвероногим артистом в Рос­сии прежде всего потому, что звери эти обильно населяли русские леса и ловить их было относительно просто; медведи легче других хищных животных поддаются дрессировке; стоящий на задних лапах медведь напоминает человека, а это открывает большие возможности для проведения различного рода аллегорий, как сатирических, гак и юмористических. В адрес выступающего Михайло Потапыча можно услышать: «Да и ухватки-то все человечьи! И на лапах-то у него по пяти пальцев, и мычит-то он, словно говорить собирается, а сбоку попристальнее глянешь, словно видал где-то и человека-то та­кого».

В местечке Сморгоны Виленской губернии был организован целый зверинец, в котором пойманные в окрестных лесах медведи проходили "курс обучения". Но, несмотря на то, что сморгонские "учежжи" могли выполнять разные "штуки" и иной раз бывали лучше выдрессированы, чем волжские, по мнению современников, их дей­ствия не сопровождались такими остроумными приговорами, какими славились нижегородские сергачи. Между тем благодаря как раз остроумным приговорам медвежья потеха на протяжении веков при-злс;;.ала к себе всеобщее внимание.

"Приход вожака с медведем составлял эпоху в деревенской заглушной жизни, - писал в книге "Русские народные картинки" ДА Ровенский. - Все бежало к нему навстречу- и старый, и ма­лый; даже бабушка Анофревна, которая за немоготою уже пятый год с печки не спускалась, и та бежит.

Куда это ты, старая хрычовка? - кричит ей вслед барин.

Ах, батюшки,- прихлебывает Анофревна, так уж и медве­дя-то я и не увижу? - и семенит далее...

Представление производится обыкновенно на небольшой лужайке. Вожак - коренастый пошехонец; у него к поясу привязан барабан; помощники- коза, мальчик лет 11-12, и наконец главный сюжет- ярославский медведь Михайло Иваныч, с подпиленными зубами и кольцом, продетым сквозь ноздри; к кольцу приделана цепь, за которую вожак и водит Михаилу Иваныча.

Ну-ка, Мишенька, - начинает вожак, - поклонись честным господам, да покажи-ка свою науку, чему в школе тебя пономарь учил, каким разумом наградил. И как красные девицы, молодицы белятся, разумеется, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются.

Миша садится на землю, трет себе одной лапой морду, а другой вертит перед рылом кукиш - это значит девица в зеркало смотрится.

– А как, Миша, малые дети лазят горох воровать.- Миша ползет на брюхе в сторону.

А как бабушка Ерофеевна блины на масленой печь собра­лась, блинов не напекла, только со слепу руки сожгла, да от дров угорела. Ах, блины! Блины! - Мишка лижет себе лапу, мотает головой и охает.

А ну-ка, Михайло Иваныч, представьте, как поп Мартын к заутрене не спеша идет, на костыль упирается, тихо вперед продвигается - и как поп Мартын от заутрени домой гонит, что и попадья его не догонит.

Миша сперва едва передвигает лапу за лапой, а затем принимается шагать быстро-быстро.

Вожак пристраивает барабан, а его мальчик устраивает из себя козу, т.е. надевает на голову мешок, сквозь который вверху проткнута палка с козлиной головой и рожками. К голове этой приделан дере­вянный язык, от хлопанья которого происходит страшный шум. Вожак начинает бить дробь, дергает медведя за кольцо, а коза выпля­сывает вокруг медведя трепака, клюет его деревянным языком и дразнит; Михайло Иваныч бесится, рычит, вытягивается во весь рост и кружится на задних лапах около вожака, это значит: он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак дает ему в руки шляпу, и Михайло Иваныч обходит с нею честную публику, которая бросает туда свои гроши и копейки. Кроме того, и Мишке и вожаку подносится по рюмке водки, до которой Миша большой охотник, если же хозяева тароватые, то к представлению прибавляется еще действие: "А ну-ка, Миша, давай поборемся" - схватывает его под силки и происхо­дит борьба, которая оканчивается не всегда благополучно, так что вожаку иногда приходится и самому представлять, "как малые дети горох воруют," - и хорошо еще если он отделается при этом одними помятыми боками, без переломов".

Как видим, в прошлом столетии медвежья комедия жила пол­ной жизнью. Оформилось же представление с ученым медведем, надо полагать, намного раньше.

Медвежий бой представлял собой самое обычное зрелище во дворце. Единоборство с медведем как демонстрация силы, ловкости и мужества было особенно популярным в древности. Травля медведей также являлась старинным развлечением. В допетровской Руси, когда игры и зрелища с дикими животными устраивались часто и широко, вожаки с учеными медведями разыгрывали сценки борьбы и травли как комический, смеховой вариант серьезного зрелища, снижая и пародируя его. В тридцатых годах нашего столетия поводыри с учеными медведями исчезли. Кончилась эпоха медвежьей потехи. Отныне медведи выступают в цирках.

Кто такие скоморохи?

  1. как в песне: мы бродячие артисты, в поле наш родимый дом... певцы, музыканты, акробаты и шуты...
  2. Скоморохи русские средневековые актры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.
  3. скоморохи странствующие актеры потешавшие народ пением плясками игрой на музыкальных инсрументах
  4. В восточнославянской традиции участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев фривольного (иногда глумливого и кощунственного) содержания, обычно ряженые (маски, травести).
  5. клоуны веселили людей в средневековье
  6. СКОМОРОХИ, странствующие актеры Древней Руси певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Их развернутую характеристику дает В. Даль: "Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут". Известны с 11 в. , особую популярность получили в 15-17 вв. Подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей. Популярный персонаж русского фольклора, главный герой множества народных поговорок: "У всякого скомороха есть свои погудки", "Скоморохова жена всегда весела", "Скоморох голос на гудки настроит, а житья своего не устроит", "Не учи плясать, я сам скоморох", "Скоморошья потеха, сатане в утеху", "Бог дал попа, черт скомороха", "Скоморох попу не товарищ", "И скоморох в ину пору плачет" и др. Время появления их на Руси неясно. Они упоминаются в первоначальной русской летописи как участники княжеской потехи. До сих пор не выяснено значение и происхождение самого слова "скоморох". А. Н. Веселовский объяснял его глаголом "скомати", что означало производить шум, позже он предположил в этом названии перестановку от арабского слова "масхара", означающего замаскированный шут. А. И. Кирпичников и Голубинский считали, что слово "скоморох" происходит от византийского "скоммарх", в переводе мастер смехотворства. Эту точку зрения отстаивали ученые, которые считали, что скоморохи на Руси первоначально пришли из Византии, где "потешники", "глупцы" и "смехотворцы" играли видную роль в народном и придворном обиходе. В 1889 вышла книга А. С. Фаминцына Скоморохи на Руси. Определение, данное Фаминцыным, скоморохам как профессиональным представителям светской музыки в России с древнейших времен, которые часто бывали одновременно певцами, музыкантами, мимами, танцорами, клоунами, импровизаторами и пр. , вошло в Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1909).
    http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/5/51/1008457.htm
  7. бродячие массовики-затейники на Руси
  8. привет
  9. Вроде как шуты. Народ веселили.
  10. Скоморохи русские средневековые актры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.
  11. Скоморохи русские средневековые актры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.

    Они возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришлся на XVXVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.

    Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир (глум) , исполняемых в масках и скоморошьем платье под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплн определнный характер и маска, которые не менялись годами.

    Скоромохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в сво представление.

    В XVIXVII веках скоморохи начали объединяться в ватаги (приблизительно по 70100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. Кроме скоморошества, эти ватаги часто промышляли разбоем. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.

  12. Клоуны
  13. люди, которые ходили по улицам и развлекали людей своими песнями, играми. но это было так давно. хотя и у нас есть подобие скоморох-ДЕПУТАТЫ.
  14. Образ скомороха известен с давних времен. А кто такие скоморохи? Это странствующие актеры Древней Руси, выступающие как певцы, острословы, шуты, потешники, исполнители веселых сценок, жонглеры и акробаты.
    Полагаясь на толковый словарь, известно, что особую популярность скоморохи получили в XVII-XVIII веках, но и в наши дни образ скомороха потешника также популярен на детских праздниках. , будь-то Масленица или Рождество, народное гуляние или свадебный выкуп невесты.
    Приглашая скомороха на праздник, будьте уверены в том, что Вы вдоволь повеселитесь, поиграете, попоете звонкие песни, поводите хороводы и потанцуете.
    Что случилось? Что такое?
    От чего же все кругом
    Завертелось, закружилось
    И помчалось кувырком?
    Может, страшный ураган?
    Извергается вулкан?
    Может это наводненье?
    От чего столпотворенье?
    Вот какая незадача:
    Скоморох пришел на
    И решил развеселить
    Шуткой, смехом подбодрить!
    До встречи! Скоморохи-потешники.
  15. Старейшим "театром" были игрища народных лицедеев - скоморохов. Скоморошество - явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание.

    http://www.rustrana.ru/articles/18819/555.bmp

    Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа.
    Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления.
    Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами.
    Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был "глум", т. е. сатира. Скоморохов именуют "глумцами", т. е. насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами.

    http://www.artandphoto.ru/stock/art2/593/3404.jpg

    Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии. О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев ("Повесть временных лет"). Церковные поучения XI-XII веков объявляют грехом и ряженья, к которым прибегают скоморохи. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее.

    http://www.siniza.com/old/fotki/skomorohi.jpg

    В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь "хитрецами", "мастерами" пения, музыки, пляски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники. Их искусство идеологически было связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно к правящим массам. Это делало их мастерство не просто бесполезным, но, с точки зрения феодалов и духовенства, идеологически вредным и опасным. Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями. В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами. С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

    Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Скоморохи оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы.

    Скоморохи привлекались и к народным придворным представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом. Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571г.) и Потешную палату (1613г.), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов.

  16. Скоморох - музыкант, дудочник, плясун, фокусник, медвежатник, актер.

Скоморохи – это знахари и исполнители обрядовых песен, которые остались после Крещения Руси Владимиром. Они бродили по городам и весям и исполняли древние языческие песни, знали толк в волховстве, были лицедеями-потешниками. При случае могли исцелить хворого, могли подсказать, как добрым советом, а также развлекали народ песнями, плясками и прибаутками.

В литературных памятниках XI века уже встречается упоминание о скоморохах, как о людях, которые соединяли в себе качества таких представителей художественной деятельности, как певцы, музыканты, лицедеи, танцоры, сказители, акробаты, фокусники, потешники-балагуры и драматические актеры.

Скоморохи использовали такие , как парные свирели, бубны и гусли, деревянные трубы и флейту Пана. Но главным инструментом скоморохов считаются гусли, ведь именно они изображены в разных исторических памятниках в контексте музыкально-скоморошьего творчества, например, на фресках, в книжной миниатюре, а также воспеты в былинах.

Вместе с гуслями часто использовался аутентичный инструмент «гудок», который состоял из деки, что имел грушевидную форму; на инструменте было 3 струны, две из которых были бурдонными, а на одной играли мелодию. Также скоморохи играли на сопелях – продольных свистковых флейтах. Интересно, что сопели и гусли в древнерусской литературе часто противопоставлялись трубе, которая использовалась для собирания воинов на битву.

Помимо скоморохов рядом с гуслями также упоминался образ седовласого (часто слепого) старца, который пел былины и сказания о былых деяниях, о подвигах, славе и божественном. Известно, что такие певцы были в Великом Новгороде и Киеве – до нас дошли и .

Параллель среди европейских музыкально-сакральных течений

Аналогично скоморохам были музыканты и певцы в других странах – это жонглёры, рапсоды, шпильманы, барды и много других.

У кельтов была социальная прослойка – барды, это были певцы древних , люди которые знали тайное и почитались остальными, так как считались посланниками богов. Бард – это первая из трёх ступеней к тому, чтобы стать друидом – высшим звеном в духовной иерархии. Промежуточным звеном были филы, которые тоже были певцами (по некоторым источникам), но принимали большое участие в общественной жизни, в обустройстве государства.

У скандинавов были скальды, имевшие большую власть глаголом и музыкой жечь сердца людей, но музыка не была их основным занятием, они возделывали поля, воевали и жили как обычные люди.

Угасание традиции скоморошества

Церковь активно преследовала скоморохов, а их музыкальные инструменты сжигали на костре. Для церкви они были вне закона, пережитками старой веры, которую нужно выполоть, как сорняк, поэтому скоморохи подвергались гонениям и физическому уничтожению со стороны православного духовенства.

После определённых карательных мероприятий, языческих музыкантов полностью истребили, но у нас остались песни, которые передавались устно, у нас остались легенды и изображения потешников-гусляров. А кем они были на самом деле? – Нам неведомо, но главное, что благодаря этим певцам у нас остались крупицы сакральной памяти.